Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовное производство при социализме : (полит.-экон. аспект) Курегян, Самвел Вязгенович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Курегян, Самвел Вязгенович. Духовное производство при социализме : (полит.-экон. аспект) : автореферат дис. ... доктора экономических наук : 08.00.01 / АН СССР. Ин-т экономики.- Москва, 1989.- 38 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-2/320-8

Введение к работе

Актуальность проблемы. Развитие человека, совершенствова-5 его личностных качеств во многом зависит от состояния ду-вного производства, степени его воздействия как на индиввду-, так и общество в целом. Между тем на практике на протяжении огих лет господствовало отношение к духовной сфере, особенно ее социально-культурному комплексу, как х второстепенному. Это могло не сказаться на прогрессе духовного производства.

Общее замедление экономического роста в последние пятилет-; , другие негативные явления усилили отставание духовной сферы ее изучение. Она оказалась в числе наименее исследованных.

На.отставании духовного производства отразилось и питое ад-нистрирование, воздвижение бюрократических барьеров и жестких мок, сковывающих свободное творчество, господство догматизма, совершенство экономических отношений и хозяйственного механиз-. управления не стимулировали творческого роста и повышения эф-ктивности духовного труда, не/ позволяли использовать в широких юштабах и быстро накопленный духовный потенциал общества.

' Длл исправления сложившейся ситуации необходимо создать ноге организапионно-економические и управленческие условия повн-!ния социально-экономической эффективности духовного производ-ва. В этих процессах важная роль принадлежит экономической тента. Без глубоких научных обобщений и исследований невозможно іеспечить необходимое динамичное развитие этой сферы и создать глаженный механизм управления ею.

ХХУП съезд КПСС поставил перед экономистами, как и перед 5вми обществоведами творческув задачу - исследование новых протеи1. Среди них следует выделить политико-экономическое исследо-шие духовной сферы,, в которой особо тесно переплетаются "по-їтические, научно-технические, социальные, культурно-духовные психологические" аспекты ускорения общественного развития, іолне закономерно, что в новой редакции Программы КПСС в числе роблем, требущих сосредоточения внимания обществоведов, укаэа-а необходимость изучения и всестороннего анализа духовной сфе-

  1. Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского оюза. - С: Политиздат. 1986. С.85.

  2. Там же. - С.84-85.

ры в условиях социализма .

Целью диссертации является политико-экономическое исследс вание духовного производства в условиях социализма, включающее

обоснование необходимости специального изучения политико-экономических проблем духовного производства;

раскрытие экономической категории "духовное производсті

основные черты и особенности производственных отношение социализма, действующие в духовном производстве;

обоснование целостного характера общественного произво; ства, установление места духовного производства в его системе, его структуры и социально-экономических закономерностей развит

выявление содержания и форм действия экономических зак( нов, присущих социалистическому духовному производству;

разработку путей перестройки хозяйственного механизма j ховного производства.

В соответствии с логикой этих задач структура диссертащп исходит из первоначального обоснования необходимости политзкої мического исследования духовного производства и определения е: как экономической категории, объекта исследования, раскрытие : комических особенностей, установление места в системе обществ! ного производства. Далее рассмотрены основные черты и особенні сти системы экономических категорий, социально-экономические закономерности и законы развития духовного производства. В заключительной части теоретические и методологические положения диссертации доводятся до уровня конкретных практических реком' даций по совершенствованию хозяйственного механизма функцйони; вания духовного производства (планового управления духовной сферой общественного производства, организации хозяйственного расчета в науке и искусстве и оплаты труда основных работнике духовного производства).

Поскольку невозможно иметь разносторонне и глубоко изуче ный материал по столь важной проблеме без предварительного ре вия общих научных задач, связанных с разработкой теоретически основ социально-экономического развития духовного производств то такое движение мысли от общего к частному позволяет углубл ся в объекте исследования.

I. Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советског Союза. С.ІБ8.

В качестве объекта исследования взята развитая форма духовно производства. Исследование ограничивается только процессом >изводства духовных благ (наукой и искусством), играющим реша->ю роль в духовном производстве в целом. В тех случаях, когда іникала необходимость обращения к данной сфере как. целостному эдессу, привлекались к исследованию явления, имеющие место в эазовании и культуре.

Методологической и теоретической основой диссертации явля-?я труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Диссертация написа-в соответствии с решениями ХХУТІ съезда КПСС, XIX конференции X, апрельского (1985 г.) и последующих пленумов ЦК КПСС по со— їльно-зкояомическим проблемам совершенствования социалястичес-го общества, функционированию духовной сферы и ее отраслей.

Автором использован Марксов метод исследования социально-эномических явлений, исходящий из первичности развития матери-ьного производства по отношению к производству духовному, при ом не допускалось формального постулирования примата матери-ьного производства в системе общественного производства. Этот инцип исторического материализма служит философским фундамен-м обоснования концепции духовного производства, требующей трак-вки последнего как экономического пространства, где возникают оизводственные отношения, производные от аналогичных отношений, йствующих в материальной сфере.

В диссертации широко использованы работы, посвященные иссле-ванию общих проблем политической экономии социализма, написан-е советскими политэкономами в области методологии иссдедова-я производственных отношений социализма, особенно имеющие не-средствеяное отношение к объекту исследования.

При социально-экономическом анализе духовного производства :ссертант опирается на концепцию "непроизводственной сферы", этой концепции в политэкономическом плане главным является основание действия производственных отношений в отличной от .териального производства сфере и раскрытие их характерных рт. Благодаря ей была создана такая экономическая дисциплина lk экономика непроизводственной сферы. Однако общественный про-родственный процесс ограничивается только производством мате-галышх благ и производственными отношениями, возникающими по ; поводу. Действие производственных отношений в отличной от ма->риалъного производства сфере связывается лишь о движением мате-

4 риальных благ. В этих условиях следовало преодолеть такой односторонний или, точнее, ограничительный подход к экономически;.! отношениям, проявляющимся в отличной от материального производства сфере.

Это преодоление осуществляется концепцией "нематериального производства". Она возвращается к марксистской терминологии, в которую вкладывается определенный смысл. Эта сфера представляет ся в качестве производства, но нематериального характера.

Концепция "духовного производства", сохраняя положительные отороны и черты концепции нематериального производства, шесте о тем выделяет конкретный вид производства - производство духов ных благ, или духовное производство.

Таким образом, концепция духовного производства является еще одной ступенью научного познания отличной от материального производства сферы и процесса все более точного и полного отражения объекта исследования и проникновения вглубь проблемы.

Сохраняя преемственность, продолжая и развивая уже известные положения о социально-экономическом содержании духовного (и материального) производства, данная работа строится как комплев сное изучение политэкономических проблем духовного производства о учетом его экономического своеобразия. В ней впервые в экономической литературе раскрывается система производственных отнои ний и экономических законов духовной сферы, свойственных социализму.

К новизне диссертации относятся:

раскрытие политико-экономической категории духовного прс изводства как заключающего в себе специфическую совокупность щ изводственных отношений, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления духовных благ;

новые аргументы для отнесения экономических отношений в нематериальном (духовном) производстве к экономическому базису общества;

выявление политэкономических особенностей духовного тру; и его продукта;

новая трактовка механизма превращения науки в непосредс^ венную производительную силу общества;

доказательство существования в духовном производстве саг стоятельной системы производительных сил, включенных в общую CJ стему производительных сил общественного производства;

обоснование превращения искусства в косвенную производительную силу общества и тенденции усиления ее экономической роли в развитии современного общества;

рассмотрение в качестве особых экономических категорий ценности и потребительной ценности "духовного продукта" на оонове предлагаемой редукции общественного труда - сведения духовного труда к материальному;

разработка категории цены духовного продукта как денежного выражения его ценности; установление факторов, отклоняющих цены от ценности духовного продукта;

применение исторического подхода к проблеме производительного и непроизводительного труда и вывод о том, что в современных условиях производительным, с точки зрения проотого процесса труда, является также труд, создавший духовные блага;

постановка вопроса о концепции общеотвенного производства как единой социально-экономической системы, опирающейся на ист-матовскую разработку проблемы, о необходимости рассмотрения общественного производства не только с точки зрения его структуры, но и с точки зрения его социально-экономической сущности, то есть производственных отношений, действующих в этой сфере;

определение общественного производства как единства четырех сфер- материальной, духовной, производства услуг и социальных видов деятельности;

определение отраслевой структуры духовного производства как включающей науку, искусство, культуру и образование; первых двух как производящих духовные блага, и вторых двух - как доводящих их до человека;

исследование непрерывности и неравномерности как общих социально-экономических закономерностей развития духовного производства;

разработка концепции форм социалистической собственности в сфере духовного производства и соответственно единотва и противоположностей экономических интересов работников духовного производства;

анализ духовных потребностей людей в системе экономических потребностей и их влияние на действие основного экономического закона социализма в сфере производства духовных благ;

анализ особенностей планомерности развития духовного производства на различных уровнях организации духовного труда;

введение в научный обиход категорий совокупного духовного продукта, эффекта духовного производства, общественного интегрального продукта и его эффекта общественного производства как меры действия экономических законов в духовном производстве;

обоснование повышения оплаты труда работников нематериального (духовного) производства на основе измерения большей сложности духовного труда по сравнению с материальным трудом;

выдвижение категории духовного накопления как составной части общественного накопления и включение накопления духовного потенциала в национальное богатство социалистического общества;

раскрытие особенностей хозяйственного механизма в духовной сфере как органической части хозяйственного механизма управления общественным производством. Особо рассмотрены: пути совершенствования планового управления духовным производством в направлении дальнейшей демократизации и децентрализации этого процесса;

новые аспекты формы организации хозяйственного расчета в отраслевых и академических научно-исследовательских организациях с учетом особенностей прикладной и фундаментальной науки, а также в сфере искусства;

предложения по совершенствованию оплаты научного и художественного труда с учетом качественного уровня этих видов труда,

в том числе на основе раскрытия экономической природы авторского вознаграждения (гонорара).

Практическое значение диссертации в основном заключается в использовании ее для совершенствования управления духовным производством и улучшения курса политической экономии социализма.

Политико-экономическое исследование, выполненное в диссертации, будет способствовать реализации коренной перестройки советского общества на научной основе. Осуществление предложений и рекомендаций, обоснованных в диссертации, повысит эффективность духовной сферы, усилит ее влияние на ускорение темпов развития других сфер общественного производства и прежде всего материального, создавая необходимые условия и предпосылки для его прогрес-оа.

Политзкономическое исследование проблем духовного производства должно содействовать совершенствованию курса политической экономии, ибо в настоящее время ни одна проблею политической экономии практически не может быть решена полностью или изучена

комплексно без рассмотрения политэкономических проблем духовного производства.

Реализация и апробация исследования и его результатов.

Теоретические и методологические результаты исследования докладывались и обсуждались на всесоюзных и межреспубликанских конференциях: "Экономические проблемы научно-технического прогресса" (г.Ереван, 1973); "Вопросы совершенствования планирования и повышения эффективности общественного производства" (г.Бреван, 1978); "Экономические проблемы совершенствования хозяйственного механизма и повышения эффективности общественного производства" (г.Ереван, 1980); "Проблемное изучение политической экономии в свете Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем развитии высшей школы и улутеят качества подготовки специалистов" (г.Минск, 1981); "Структура системы производственных отношений социализма" (г.Москва, 1981); "Методические вопросы улучшения преподавания общественных наук" (г.Мпнск, 1983); на методологическом семинаре "Сущность и явление социально-экономических процессов" (г.Минск, 1983), а также на республиканской конференции "Перестройка преподавания политической экономии и организации экономических исследований в высших учебных заведениях" (г.Москва, 1988). Результаты проведенного исследования неоднократно докладывались на сессиях профессорско-преподавательского состава ЕГЛИРйЯ (1980, 1982, 1985, 1986 гг.).

Основные положения диссертации использованы автором при чтении курса политической экономии социализма в Ереванском Государственном пединституте русского и иностранных языков им. В.Я.Брв-сова в 1979-1985 гг. и в 1988-1989 гг. Социально-экономические аспекты развития искусства использованы при чтении лекций в 1986-1987 гг. на художественно-графическом факультете Московского Государственного пединститута им. В.И.Ленина.

Диссертация была обсуждена и положительно оценена на кафедре политической экономии ИПК при Белгосуниверситете им. В.И..' Ленина 15 января 1984 г. Ее положения, касающиеся социально- . экономичеоких проблем развития духовного производства, были использованы диссертантом при чтении проблемных лекций для слушателей ИПК. Они используются в спецкурсах кафедры политической экономии того же института:"Система производственных отношений и экономических законов социализма", "Развитие экономической теории социализма в свете решений ХХУП съезда КПСС".

Публикации. По теме диссертации опубликовано 20 работ общим объемом 26,66 п.л.

Объем работы и краткое содержание. Диссертация в объеме 356 стр. включает: введение, три раздела (семь глав), выводы, заключение и список использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ставится цель работы, определяется теоретическое и практическое значение основных вопросов, рассматриваемых в ней, и указывают-, ся положения, подлежащие защите.

В первом разделе "Духовное производство как категория политической экономии социализма" решаются общие социально-экономические проблемы функционирования духовного производства в социалистическом обществе.

В первой главе "Духовное производство - объект политико-экономического исследования" раскрываются основные социально-экономические проблемы духовного производства и указываются пути их исследования, характеризуются действующие в нем производственные отношения, дается его политэкономическое определение, раскрываются элементы процесса производства духовных благ и механизм превращения науки и искусства соответственно в непосредственную и косвенную производительную силу общества, рассматривается экономическая природа результата духовного труда, его производительный характер.

Вторая глава "Духовное производство в системе общественного производства и социально-экономические закономерности его развития" посвящена разработке общественного производства как целостной социально-экономической системы. В ней раскрывается его содержание с точки зрения'технической и социальной структуры, устанавливается место духовного производства в системе общественного производства и его отраслевая структура, исследуются непрерывность и неравномерность духовной сферы. Выделяются теоретические и практические стороны действия этих закономерностей, а . также условия целостного развития человеческой личности.

Второй раздел "Действие производственных отношений и экономических законов социализма в процессе производства духовных благ" посвящен анализу конкретных экономических категорий и законов развития духовного производства.

В третьей главе "Особенности форм собственности в духовном производстве и действие основного экономического закона социалиэ

а в нем. Планомерность духовного производства" раскрываются собенности форм собственности в духовном производстве, различия іежду собственностью и авторским правом, рассматриваются эконо-ические интересы, противоречия между различными экономическими ятересами и духовными интересами, устанавливается место духових потребностей в системе экономических потребностей и исследу-тся действие основного экономического закона социализма в духов-юй сфере, а также планомерность развития духовного производст-а.

Четвертая глава "Совокупный духовный продукт и вопросы его аспределения. Специфика экономического закона распределения по 'РУДУ в духовном производстве" посвящена выработке экономической атегории, отражающей совокупность духовных благ, созданных в ібществе в течение определенного периода времени, выяснению сущ-[ости первичных и вторичных доходов. В ней раскрываются экономи-іеские особенности действия закона распределения по труду в ду-:рвном производстве и анализируется движение уровня средней зара-!отной платы.

< В пятой главе "Процесс накопления духовных благ и националь-юе богатство социалистического общества. Ресурсы роста произ-зодства и накопления духовных благ" указываются внутренние и внешне факторы накопления духовных благ, рассматривается духовное 5огатство в качестве составной части национального богатства социалистического общества. Проводится анализ кадрового потенциала гуховного производства и структурных сдвигов в этой сфере обще-ітвенного производства. Устанавливается уровень обеспеченности гуховного производства людскими и финансовыми ресурсами, капита-тьными вложениями и основными фондами. Указываются пути преодолеет остаточного подхода к духовной сфере.

Третий раздел "Хозяйственный механизм функционирования духовного производства" посвящен вопросам практического применения результатов исследования, проведенного в предыдущих разделах іиссертации.

В шестой главе "О хозяйственном механизме духовного производ-зтва" раскрывается понятие и особенности хозяйственного механизма управления духовным производством, выясняется его место в си-зтеме производственных отношений, анализируется его содержание как целостного явления.

В седьмой главе "Направления совершенствования хозяйственно-

го механизма управления духовным производством" анализируются основные принципы планового управления духовной сферой, вопросы дальнейшей демократизации управления творческой деятельностью. Обосновываются пути децентрализации управления духовной сферой и самоуправления учреждений науки и искусства.

Разрабатываются методологические основы хозяйственного расчета в сфере науки и рассматриваются вопросы распространения хозрасчетных отношений в сферу искусства, указываются границы , использования хозрасчета в духовном производстве.

Рассматриваются вопросы совершенствования оплаты труда научных работников в зависимости от ученой степени, занимаемой должности, таланта и реального результата. Особое значение придается так называемой "системе грантов". Раскрывается социально-экономическая сущность и экономическая природа авторского вознаграждения (гонорара), проблемы определения его величины.

В выводах диссертации излагаются основные результаты проведенного исследования.

Заключение. обобщая весь научный материал диссертации, по замыслу автора, представляет собой взгляд в будущее, в нем в сжг той форме указываются пути разработки политической экономии как научной системы, изучающей все сферы общественного производства в их единстве и целостности.

Похожие диссертации на Духовное производство при социализме : (полит.-экон. аспект)