Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Проблема развития эмоционального слуха детей в теории и практике дошкольной педагогики
1.1. Психолого - педагогическое обоснование понятия «эмоциональный слух» 14
1.2. Вопросы развития эмоционального слуха в программах по музыкальному воспитанию для ДОУ 41
1.3. Педагогическое проектирование развития эмоционального слуха у старших дошкольников на музыкальных занятиях 59
Выводы по первой главе 73
ГЛАВА II. Опытно - экспериментальная работа по развитию эмоционального слуха у старших дошкольников на музыкальных занятиях
2.1. Диагностика развития эмоционального слуха у старших дошкольников 15
2.2. Методика развития эмоционального слуха у старших дошкольников на музыкальных занятиях 103
2.3. Результаты опытно - экспериментальной работы по развитию эмоционального слуха у старших дошкольников 127
Выводы по второй главе 145
Заключение 147
Литература 149
Приложение 162
- Психолого - педагогическое обоснование понятия «эмоциональный слух»
- Вопросы развития эмоционального слуха в программах по музыкальному воспитанию для ДОУ
- Диагностика развития эмоционального слуха у старших дошкольников
- Методика развития эмоционального слуха у старших дошкольников на музыкальных занятиях
Введение к работе
Актуальность проблемы и темы исследования. В связи с бурным развитием современного информационного общества все более актуальным становится формирование коммуникативных качеств личности, необходимых для установления взаимопонимания между участниками общения. Люди не просто обмениваются значениями, но «стремятся выработать общий смысл» (А.Н. Леонтьев). Мысль, по мнению Л.С. Выготского, никогда не равна прямому значению слов.
На коммуникативный процесс оказывает влияние и эмоциональная сторона общения. Эмоции общающихся субъектов, выраженные с помощью фонационных паралингвистических средств, могут конкретизировать смысл того или иного сообщения. Поэтому развитие способности воспринимать эмоциональный смысл высказывания будет содействовать успешной социализации личности.
В многообразных жизненных ситуациях эмоции, обеспечивая человеку мгновенную первичную ориентировку, побуждают его к использованию наиболее перспективных направлений поведения и деятельности, «...являются механизмом интуитивного смыслообразования» (М.И. Еникеев).
Новая педагогическая парадигма, определяя важность проблемы понимания как для развития жизни общества, так и для развития личности ребенка, рассматривает педагогическую деятельность как процесс взаимодействия взрослого и ребенка, основанный на взаимопонимании, предполагающий помимо прочего, освоение участниками общения эмоционального контекста сообщения.
Проблема понимания эмоционального содержания произведения является актуальной и для «педагогики искусства» (Б.М. Неменский).
В настоящее время проблема понимания художественного произведения, в том числе и музыкального, через освоение ребенком эмоций исследуется психологами (А.А. Мелик — Пашаев, В.Г. Ражников),
музыковедами (В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор), специалистами в области музыкальной психологии (Б.М. Теплов, Г.С. Тарасов). Различные подходы к решению данной проблемы предлагаются в музыкальной педагогике (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский и др.), в методике преподавания литературы (Т.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Л.И. Беленькая) и изобразительного искусства (Б.М. Неменский, Л.М. Ванюшкин, И.В. Загородских и др.).
Однако, несмотря на большой интерес исследователей к проблеме понимания произведений искусства через эмоцию, данная проблема недостаточно разработана относительно практики художественного образования дошкольников.
Понимание одним человеком другого, а также понимание людьми искусства часто связывают с развитием у них эмоционального слуха (В.П. Морозов). На основе теоретико — экспериментальных исследований ученые института физиологии имени И.М. Сеченова (В.П. Морозов, Е.С. Дмитриева, К.А. Зайцева, В.Ю. Карманова, Н.В. Суханова) определили, что «эмоциональный слух» как способность человека извлекать из речевого сигнала эмоциональную информацию является важнейшей перцептивной частью системы невербальной коммуникации людей.
Эксперименты по определению степени развития эмоционального слуха
проводились исследователями в разных направлениях. Формированию у
слушателя психологического портрета другого человека по его голосу
посвящены экспериментальные исследования Ю.М. Кузнецова и
А.Х. Пашиной, где установлена идентичность передачи эмоциональной
информации, как в музыкальной, так и в обычной повседневной речи.
Взаимосвязь эмоционального слуха с художественным типом личности
рассматривалась в работах А.Г. Васильевой, А.В. Тороповой,
Е.В. Фетисовой. Проблема адекватного восприятия эмоций в речи и пении исследовалась К.А. Зайцевой, Е.С. Дмитриевой, В.Ю Кармановой,
Н.В. Сухановой. Анализ работ представителей научной школы В.П. Морозова позволяет сделать вывод о том, что все они развивают идеи Б.М. Теплова относительно важности эмоционального переживания для понимания музыки. В одной из своих работ Б.М. Теплов говорит об эмоциональном слухе, определяя его как понимание эмоционального содержания музыки.
Аргументирование Б.М. Тепловым значимости эмоционального компонента для понимания музыкального произведения определило идею включения понятия «эмоциональный слух» в методику художественного и музыкального воспитания дошкольников. Можно предположить, что развитие эмоционального слуха у дошкольника будет способствовать пониманию ребенком содержания музыкального произведения, а также поможет ему адекватно понимать эмоциональный смысл речевого сообщения.
В работах отечественных и зарубежных авторов по музыкальному воспитанию детей (Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, Н.Л. Гродзенской, А.Н. Зиминой, А.Л. де Арисменди, М. Пшиходзиньска - Качичан и др.) выявляются такие подходы к развитию эмоционального слуха у дошкольников, как необходимость формирования эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, определения им настроения произведения, дифференциации его оттенков. Однако все эти авторы, занимаясь эмоциональным развитием дошкольников, само понятие «эмоциональный слух» не определяют и не исследуют.
За последние годы в связи с признанием права музыкальных руководителей ДОУ на выбор различных моделей музыкального воспитания дошкольников, заметно активизировался процесс создания новых программ. Но и в этих программах понятие «эмоциональный слух», пути и этапы его развития у дошкольников авторами не определяются. Хотя анализ программ по музыкальному воспитанию дошкольников показал, что иногда авторами
ставятся задачи, соотнесенные с эмоциональным развитием детей, что может рассматриваться как первоначальный этап развития эмоционального слуха.
Исследование проблемы развития эмоционального слуха у дошкольников в процессе восприятия музыки, изучение теории и практики художественного и музыкального образования дошкольников дают основание к выделению следующих противоречий между:
социальной значимостью развития эмоционального слуха для формирования коммуникативных качеств личности и нереализацией этого потенциала в художественном воспитании детей в ДОУ;
теоретическим обоснованием понятия «эмоциональный слух» в психологии и физиологии и трактовкой данного понятия в музыкальной педагогике;
возможностью целенаправленного и эффективного развития эмоционального слуха дошкольника на музыкальных занятиях для понимания им идеи художественного произведения и отсутствием методики развития эмоционального слуха в художественном воспитании дошкольников.
Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования, которая заключается в обосновании введения понятия «эмоциональный слух» в художественное воспитание дошкольников и в определении методики его развития на музыкальных занятиях в ДОУ.
Проблема предопределила выбор темы диссертационного исследования: «Развитие эмоционального слуха у старших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить методику развития эмоционального слуха на музыкальных занятиях в ДОУ.
Объект исследования - процесс художественного воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования - методика развития эмоционального слуха у старших дошкольников на музыкальных занятиях.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие эмоционального слуха у старших дошкольников будет успешным если:
- выявить адекватные проявления эмоционального слуха дошкольника
при определении им эмоциональной информации в речи и в музыке;
определить теоретико-методологическую основу для разработки методики развития эмоционального слуха;
в процессе развития эмоционального слуха у дошкольников использовать методику, включающую поэтапную систему его развития и соответствующие каждому этапу методы;
- построить содержание музыкальных занятий с учетом выявленных
проявлений эмоционального слуха в речи и музыке.
В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования:
1. Изучить степень разработанности проблемы развития
эмоционального слуха с психолого-физиологических и музыкально -
педагогических позиций.
2. Определить показатели, критерии и уровни развития эмоционального
слуха у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать методику развития эмоционального слуха у детей
подготовительной к школе группы дошкольного учреждения на музыкальных
занятиях.
4. Обосновать последовательность введения стимула «слово» и
стимула «музыка» в методику развития эмоционального слуха у
дошкольников.
5. Провести экспериментальное исследование с целью определения
эффективности методики развития эмоционального слуха у старших
дошкольников на музыкальных занятиях.
Методологической и теоретической основой исследования явились
теория развития личности в деятельности и общении (Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), теория музыкальных способностей
(Г.С. Тарасов, Б.М. Теплое), теория эмоционального слуха (В.П. Морозов,
Ю. М. Кузнецов, А.Х. Пашина), интонационная теория музыки
(Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский), теория сенсорного воспитания
дошкольников (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, А.В. Запорожец), концепция
музыкального обучения и воспитания детей (К. Орф, Д.Б. Кабалевский,
Н.Л. Гродзенская, Б.Л. Яворский и др.), идеи о развитии понимания
дошкольником интонационной сущности музыки (О.П. Радынова,
В.О. Усачева, Л.В. Школяр), идея о понимании «пафоса» художественного произведения через определение его эмоционального тона (Г.Н. Кудина, А.А. Мелик - Пашаев, З.Н. Новлянская).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: изучение и анализ психолого — физиологической, музыкально - педагогической литературы, беседа, творческие задания, наблюдение, эксперимент (констатирующий, формирующий, итоговый), метод корреляции.
Организационной базой исследования являлись ДОУ № 556 г. Екатеринбурга, группы развития МОУ СОШ № 59 г. Екатеринбурга, ДОУ № 58 пос. Большой Исток Свердловской области, ДОУ № 22 г. Каменска -Уральского, ДОУ № 247 г. Перми, ДОУ № 56 г. Первоуральска. В эксперименте принимали участие 122 ребенка старшего дошкольного возраста, 6 музыкальных руководителей.
Этапы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась нами в период с 1995 по 2003 год.
Первый этап исследования, констатирующий (1995 - 1998), представлял собой выбор темы, обоснование центральных ее идей, основных целей и конкретных задач исследовательской работы, и был связан с
изучением теоретических основ проблемы, анализом психолого-физиологической и музыкально - педагогической литературы по проблеме исследования с целью определения его методологической и теоретической базы. Разрабатывалась основная концепция исследования, одним из пунктов которого была организация поискового эксперимента; изучался музыкально -педагогический опыт работы педагогов, отражающий степень разработанности проблемы развития эмоционального слуха в музыкальном образовании дошкольников; выявлялись возможности использования музыкальных занятий для развития эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап исследования, формирующий (1999 - 2001), состоял в разработке поэтапной системы развития эмоционального слуха на музыкальных занятиях. Были определены методы и приемы развития эмоционального слуха у старших дошкольников, разработаны диагностические показатели и критерии для выявления уровней развития эмоционального слуха, проведен констатирующий эксперимент, проанализированы его результаты, на основании которых была спроектирована и проведена опытная работа. Проверялась гипотеза, решались выдвинутые задачи, проводилась апробация разработанной методики развития эмоционального слуха у старших дошкольников.
Третий этап исследования, заключительный (2002 - 2003), состоял в проведении итогового этапа эксперимента, обобщении и анализе полученных результатов, включающем оценку результативности использования методики для развития эмоционального слуха. Систематизировался материал, уточнялись теоретические положения, формулировались выводы, оформлялась диссертационная работа.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- произведена экстраполяция понятия «эмоциональный слух», используемое в физиологии и психологии как способность человека
выявлять эмоциональную информацию сообщения, в музыкальную педагогику, в которой понятие «эмоциональный слух» нами определяется как способность человека определять идею произведения через выявление его эмоционального тона;
разработана методика развития эмоционального слуха у старших дошкольников на музыкальных занятиях, включающая эмоционально - ориентационный, интонационно - практический, перцептивно - смысловой этапы и определены методы, соответствующие каждому этапу развития эмоционального слуха;
выявлена корреляция между эмоциональным слухом при восприятии речи и эмоциональным слухом при восприятии музыки у старших дошкольников;
определены показатели, критерии и уровни развития эмоционального слуха у старших дошкольников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- обоснована необходимость развития эмоционального слуха в процессе
художественного воспитания дошкольников для формирования их
коммуникативных качеств;
- определена поэтапная система развития эмоционального слуха у
старших дошкольников на основе теории Б.В. Асафьева об эмоционально -
смысловой природе интонации: от определения эмоционального тона
произведения через его переинтонирование к пониманию идеи произведения;
- выявлены методы, соответствующие каждому этапу развития
эмоционального слуха на музыкальных занятиях у старших дошкольников;
- определена последовательность введения стимулов на музыкальных
занятиях для развития эмоционального слуха у старших дошкольников,
первоначально в связи с восприятием речи, а затем в связи с восприятием
музыки.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы по развитию эмоционального слуха на музыкальных занятиях у дошкольников для учителей музыки и музыкальных руководителей, методических рекомендаций по развитию эмоционального слуха у старших дошкольников для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений, диагностических заданий для определения уровней развития эмоционального слуха у старших дошкольников.
Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечена выбором методологической основы, объединяющей теоретическое познание и практику, использованием достижений психолого-педагогических наук, применением системы теоретических и эмпирических методов научного познания, адекватных природе исследуемого объекта; соответствием логики исследования его цели, задачам и предмету; опорой на фундаментальные положения общей и музыкальной педагогики и психологии, сочетанием качественного и количественного анализа.
Апробация и внедрение результатов исследования» Основные теоретические положения и материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры эстетического воспитания Департамента педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета. Апробация материалов исследования осуществлялась в рамках межвузовской научно - практической конференции «Музыкально — эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (Екатеринбург, 1999), межрегиональной научно - практической конференции «Художественно - эстетическое образование в период детства» (Екатеринбург, 1997), региональной научно - практической конференции «Образование - будущее России» (Екатеринбург, 1995), областной конференции «Развитие гуманитарного образования: региональный аспект» (Екатеринбург, 1997), городских педагогических чтений «Воспитание детей: проблемы и опыт образовательной практики г. Екатеринбурга»
(Екатеринбург, 2000). Апробация и внедрение результатов исследования обеспечивались путем личного проведения опытно - экспериментальной работы в ДОУ № 58 пос. Большой Исток Свердловской области, в МОУ СОШ № 59 г. Екатеринбурга, а также в ДОУ № 556 г. Екатеринбурга, в ДОУ № 247 г. Перми, в ДОУ № 56 г. Первоуральска, в ДОУ № 22 г. Каменска -Уральского.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Эмоциональный слух - способность человека выделять
эмоциональную информацию в высказывании - в педагогике искусства
трактуется как способность определять эмоциональную информацию,
значимую для понимания идеи произведения.
2. Развитие эмоционального слуха предполагает:
- способность определять эмоциональный тон произведения;
- способность выражать эмоциональный тон произведения разными
способами переинтонирования (вербальным, вокальным, инструментальным);
- способность вербально определять идею - «пафос» (Г.Н. Кудина,
З.Н. Новлянская) произведения через выявленный основной эмоциональный
тон произведения.
3. Методика развития эмоционального слуха у дошкольников включает
поэтапную систему, разработанную на основе интонационной теории
Б.В. Асафьева об эмоционально - смысловой природе интонации,
содержащую эмоционально-ориентационный, интонационно-практический,
перцептивно-смысловой этапы и соответствующие каждому этапу методы,
обеспечивающую движение: от определения эмоционального тона
произведения через его переинтонирование к пониманию идеи произведения.
4. Адекватность выразительных средств при передаче эмоциональной
информации в речи и музыке, высокая степень корреляции между
эмоциональным слухом старшего дошкольника при восприятии речи и
эмоциональным слухом при восприятии музыки, а также выявленные
возрастные особенности, отражающие динамику развития коммуникативных качеств дошкольников, определили педагогическую последовательность развития эмоционального слуха: сначала на стимул - «слово», а затем на стимул - «музыка».
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (158 источников). Текст содержит 23 таблицы и приложение.
Психолого - педагогическое обоснование понятия «эмоциональный слух»
Человек познает окружающий мир с помощью органов чувств и в зависимости от предмета познания на первый план выступает тот или иной орган чувства. Так, восприятие музыки происходит с помощью слуха. Музыка вводит ребенка в мир волнующих переживаний, осознавая которые, ребенок, согласно своему возрасту, понимает основные идеи музыкального произведения. Чтобы открыть перед ребенком дверь в мир музыки, необходимо развивать у него определенные слуховые способности. «Надо, прежде всего, воспитать у ребенка музыкальное ухо, ...как важнейший компонент музыкальности» [24, с.З]. Большинство способностей имеют ярко выраженную сенсорную основу. Так, сенсорной основой музыкальных способностей является слух.
Слух относится к физиологическим понятиям. Однако, рассматривая слух с физиологических позиций, мы опираемся на идею большинства физиологов (И.П. Павлова, Г.В. Гершуни, В.П. Морозова и др.) о необходимости изучения слуха не как некоего изолированного приемника звука, а как части сложнейшей системы биоакустической коммуникации, адаптированной в процессе эволюции к восприятию биологически значимой информации.
В человеческом общении слух, прежде всего, помогает понять человеческую речь, которая имеет двойственную природу: лингвистический (вербальный) канал и экстралингвистический (эмоциональный) канал, имеющий более древнее происхождение. Еще Ч. Дарвин указывал на большую древность эмоционально — выразительных свойств голоса человека по сравнению с вербальной речью [33]. Существует ряд доказательств эволюционно - древнего происхождения эмоционально - выразительной функции речи по отношению к слову, полученные в опытах по развитию речи в онтогенезе и в процессе клинических исследований речи. В современных гипотезах говорится, что происхождению языка предшествовали эмоциональные выкрики и звукоизобразительные возгласы древних предков человека [76]. Появление в процессе эволюции второй сигнальной системы и слова как ее инструмента не привело к утрате значения эмоционально — коммуникативной функции голоса. У современного человека эмоциональная интонация является отнюдь не безразличным для слушателя аккомпанементом звучащего слова, а в ряде случаев — и более значимой, чем слово. Более того, эмоционально - выразительная интонация становится доминирующей в таких специфических формах человеческой коммуникации, как искусство звучащего слова (пение, сценическая речь) и музыка.
Экстралингвистический канал акустическим путем передает слушателю около девяти основных категорий информации о говорящем (эмоциональную, эстетическую, индивидуально - личностную, социально - типологическую, пространственную, психологическую и др.). Оба канала (вербальный и эмоциональный) в системе речевого общения определенным образом взаимодействуют и влияют друг на друга. Так, эмоциональная интонация в речи способна значительно корректировать и деформировать семантическое значение вербальной информации вплоть до ее полного отрицания.
Представляется достаточно очевидным, что все сказанное в отношении обособленности эмоционально - выразительной функции речи как системы в целом относится и к ее рецептивной части — слуховому восприятию. Все это позволило ряду авторов (В.П. Морозову, Е.С. Дмитриевой, К.А. Зайцевой, В.Ю. Кармановой, Н.В. Сухановой) ввести и обосновать понятие «эмоциональный слух». При выделении данного понятия исследователи исходили не столько из лингвистического подхода в его объяснении, сколько экстралингвистического, имеющего более древнее происхождение. По их мнению, экстралингвистический канал включает в себя эмоциональный компонент, и еще Ч.Дарвин, Ю. Линден и другие авторы указывали на первичность эмоционально — выразительных свойств речи человека в ее понимании другими людьми.
Физиологи (В.П. Морозов, А.Г. Васильева, B.C. Дмитриева, Ю.М. Кузнецова, А.Х. Пашина, В.И. Сафонова, Е.В. Фетисова и др.) рассматривают понятие «эмоциональный слух» с позиции экстралингвистического канала как способность извлечения из речевого сигнала эмоциональной информации, подобно тому, как под понятием «речевой слух» они же подразумевают способность к выделению лингвистической информации.
Психологи, музыковеды, педагоги (Б.М. Теплов, В.В. Медушевский, К.В. Тарасова, Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина), занимающиеся проблемами восприятия детьми и взрослыми музыкального искусства, подчеркивают значимость эмоционального переживания для понимания содержания музыкального произведения.
Рассмотрим понятие «эмоциональный слух» с этих двух позиций: психолого - физиологической и музыкально - педагогической.
Способность человека к адекватному восприятию эмоционального состояния другого человека по его голосу как одна из характеристик слухового восприятия была выделена В.П. Морозовым в особую категорию. Для обозначения этой способности им было введено понятие «эмоциональный слух». В дальнейшей экспериментально — теоретической работе В.П. Морозов приходит к определению эмоционального слуха как важнейшей перцептивной части системы невербальной коммуникации человека.
Этот же автор экспериментальным путем доказал возможность построения психологического портрета человека по невербальным особенностям его речи. Он выделяет пять основных средств передачи (кодирования) невербальной информации:
Вопросы развития эмоционального слуха в программах по музыкальному воспитанию для ДОУ
Эмоциональный слух является одной из сторон сенсорного воспитания дошкольников, поэтому нам представляется важным рассмотреть вопрос развития эмоционального слуха в дошкольной педагогике.
В теории и практике дошкольной педагогики разработаны психолого педагогические основы сенсорного развития детей (А.В. Запорожец, А.П. Усова). Изучены особенности развития звуковысотной чувствительности (А.В. Запорожец, Т. Ендовицкая, Т.А. Репина, Т. Мухина), тембрового слуха (Л. Гарбер), установлена роль вокальной моторики в развитии способности звуковысотного слуха (А.Н. Леонтьев, Ю.Б. Гипенрейтер, О.В. Овчинникова), выявлена связь между развитием голоса и слуха (Р. Зинич). Установлены особенности проявления слуха у детей раннего возраста (Л. Багирова, К. Козырева). Рассмотрено взаимодействие между накоплением детьми чувственно - слухового опыта и пояснениями педагога, направленными на анализ музыкальных явлений (Н.А. Ветлугина). Все исследования посвящены либо отдельным компонентам музыкального слуха, либо анализируют взаимодействие слуха с той или иной музыкальной деятельностью. Несмотря на такое внимание оказываемое вопросам изучения слуха, разработка вопросов, касающихся развития собственно эмоционального слуха как способности понимать идею — «пафос» (Т.Н. Кудина, З.Н. Новлянская) произведения через выявленную эмоцию в работах разных авторов не получили еще должного внимания.
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для сенсорного развития вообще, и музыкального в частности. Музыкально — сенсорное развитие дошкольника не должно ограничиваться лишь развитием способности определения интервалов, тембров, гармоний. У ребенка необходимо развивать особую слуховую и эмоциональную восприимчивость как ответную реакцию на воздействие музыки, необходимо развивать «музыкальное ухо, чтобы дифференцировать звучание, отбирать лучшее, развивать творческое воображение, на основе которого создаются комплексы выразительных интонаций, музыкальные образы» [24, с. 153].
Отмечая приоритет эмоционально - образного познания детьми окружающего мира, авторы большинства программ по дошкольному воспитанию, в том числе и музыкальному, выделяют значимость эмоционального развития для детского возраста.
Эмоции в музыкальном искусстве, вызывая переживание у человека воспринимающего музыку, способствуют пониманию музыкальной мысли выраженной через эмоцию. Таким образом, эмоции в музыке являются смысловыми, значит, выделяя и определяя эмоциональный тон произведения, ребенок может понять через него и смысл сочинения.
В связи с этим нам представляется важным рассмотреть современные программы по музыкальному воспитанию старших дошкольников с позиции развития в них эмоционального слуха как способности понимания ребенком идеи произведения через определение им эмоционального тона сочинения.
В параграфе рассматриваются комплексные программы: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, «Детство» В.И. Логиновой, Т.Н. Бабаевой, Н.А. Ноткиной, «Истоки» Т. И. Алиевой, Т.В. Антоновой, и специализированные программы: «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, «Красота. Радость. Творчество» Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной, «В мире прекрасного» Л.В. Кулаковой и СИ. Мерзляковой, «Шалун или Мир дому твоему» Е.М. Торшиловой, «Путешествие в прекрасное» О.А. Куревиной, Г.Е. Селезневой, «Музыкальное воспитание дошкольников» Г.П. Новиковой, «Искусство слышать» В.О. Усачевой, Л.В. Школяр.
В объяснительной записке к программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой отмечается, что на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать способность понимать содержание музыкальных произведении и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения, развивать звуковысотный слух [98]. Все эти перечисленные задачи можно рассматривать как элементы развития эмоционального слуха. Так звуковысотный слух включает в себя не только отношения звуков по высоте, но и переживание ладового тяготения, что по существу является эмоциональным переживанием и связано с эмоциональным слухом. В программе отмечается развитие таких способностей как определение эмоционального содержания произведения, понимание смысла произведения, но развитие данных способностей последовательно и взаимосвязано не рассматривается, само понятие «эмоциональный слух» не определяется.
В программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной выдвигается девиз «Чувствовать - Познавать - Творить. Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность» [46, с. 5].
Эмоциональное развитие дошкольника в программе «Детство» осуществляется на основе разного образовательного содержания, в том числе и музыкального, что обеспечивает ребенку эмоционально - комфортное состояние в референтных для него группах общения с взрослыми и сверстниками, а также гармонию с предметным миром. И хотя авторы не выделяют такого понятия как эмоциональный слух, однако в эмоциональное развитие они включают элементы его развития. Программа ориентирует воспитателя на ознакомление детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями людей, с их эмоциональными состояниями.
Диагностика развития эмоционального слуха у старших дошкольников
Организация опытно - экспериментальной работы предполагала первоначально проведение констатирующего этапа, для выявления уровней развитости эмоционального слуха у старших дошкольников как начальной точки отсчета для анализа последующих изменений, происходящих при развитии у них данной способности. Для проведения констатирующего этапа необходимо было разработать диагностические задания, определить показатели и критерии диагностирования по каждому уровню развития эмоционального слуха. С этой целью в данном параграфе были поставлены следующие задачи: 1. Определить методы диагностики по выявлению уровней развитости эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях. 2. Определить показатели и критерии, необходимые для диагностирования уровней развитости эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста. 3. Выявить уровни развитости эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
Согласно положениям, выделенным нами в первой главе настоящего исследования, эмоциональный слух в них рассматривается как способность поскольку «способностями называют индивидуально — психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условиями ее выполнения» (В.А. Крутецкий).
На основе определения понятия «эмоциональный слух» и выявленных компонентов структуры развития эмоционального слуха (эмоционального и слухового) были определены показатели, критерии и выявлены уровни развития эмоционального слуха.
В определении показателей развития эмоционального слуха мы исходили из посыла о том, что эмоциональный слух является и рассматривается нами как способность. Поэтому в основе выделения показателей и была положена такая психологическая категория как «способность». Таким образом, к показателям развития эмоционального слуха были отнесены:
1.Способность определения эмоционального тона высказывания, в том числе и музыкального.
2.Способность выражения эмоционального тона высказывания, воспринятого ребенком через самостоятельное нахождение им интонации в слове или музыке, а иногда и в пластике.
3.Способность через выявленную ребенком эмоцию определять идею -«пафос» этого высказывания, в том числе и музыкального.
Оценка сформированности каждого показателя определялась с помощью критериев, соотнесенных с четырьмя уровнями развития эмоционального слуха: совершенным (высоким), оптимальным (выше среднего), допустимым (средним) и критическим (низким) (табл.2).
Первый показатель способность старшего дошкольника определять эмоциональный тон высказывания нами понимается как адекватное выделение ребенком основной эмоции, как в речевом, так и в музыкальном высказывании. О ней можно судить по таким критериям как степень обобщенности, под которой мы понимаем способность к обобщению противоположных настроений, степень дифференцированности, под которой мы понимаем способность различать оттенки настроения, и степень выраженности эмоционального отношения (эмпатии) при ответе, под которой мы понимаем, способность выражения сопереживания, сочувствия в голосе при ответе.
I уровень диффузно — аморфный (низкий) дети показали неадекватное определение основного эмоционального тона высказывания и отсутствие эмпатии в интонации голоса при ответе.
П уровень диффузно — локальный (средний) характеризовался адекватным определением основной эмоции, но выделением только одной обобщенной эмоции, без дифференциации ее оттенков. В ответе отсутствовало эмпатия в интонации голоса к определяемому эмоциональному содержанию.
III уровень формально — дифференцированный (выше среднего) проявлялся в адекватном определении эмоций речевого, и музыкального высказывания. Выделение основного эмоционального тона сочеталось с формальной дифференциацией, которая заключалось в том, что ребенок определял одну эмоцию и родственные ей оттенки (1—2 синонима). При определении основной эмоции ребенок проявлял эмпатию в интонации голоса, а при определении ее составляющих эмпатия отсутствовала.
Методика развития эмоционального слуха у старших дошкольников на музыкальных занятиях
Результаты диагностики развития эмоционального слуха на констатирующем этапе послужили основой разработки формирующего этапа опытно - экспериментального исследования.
Целью формирующего этапа эксперимента являлась разработка и апробация методики развития эмоционального слуха, включающая поэтапную систему его развития с соответствующими каждому этапу методами и педагогическую последовательность использования стимулов у детей экспериментальной группы на музыкальных занятиях в ДОУ.
Достижение поставленной цели осуществлялось решением следующих задач: 1. Выделение и обоснование поэтапной системы развития эмоционального слуха у старших дошкольников, составляющей основу методики развития эмоционального слуха. 2. Выявление методов и приемов, соответствующих каждому этапу развития эмоционального слуха, используемых в программах по музыкальному воспитанию детей. 3. Внедрение выявленной поэтапной системы и методов развития эмоционального слуха на музыкальных занятиях. 4. Апробация методики развития эмоционального слуха на музыкальных занятиях.
Наряду с поставленными задачами были сформулированы и методические задачи: 1. Ознакомление детей с речевыми и музыкальными способами интонирования, используемыми для передачи эмоционально - смыслового содержания высказывания. Закрепление выразительных интонаций (повествовательной, вопросительной, утвердительной, восклицательной) на слух. 2. Освоение детьми способов вокального и инструментального переинтонирования для выражения эмоционального тона воспринятого ими высказывания. Закрепление способов вокального и инструментального переинтонирования в процессе музыкальных занятий. 3. Осознание детьми своих эмоциональных переживаний, вызванных произведением, и выражение их различными способами переинтонирования. 4 Формирование детьми собственного «интонационного словаря» (Б.В. Асафьев) интонации просьбы, грусти, жалобной интонации, интонации призыва, радости и др. 5. Сравнение своих переживаний выраженных разными способами переинтонирования с эмоционально смысловой интонацией музыкального произведения.
Занятия, направленные на развитие эмоционального слуха, проводились с одними и теми же детьми систематически и последовательно в течение года. Количество детей, принимающих участие в формирующем эксперименте - 61 ребенок старшего дошкольного возраста. Апробация методики развития эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста проводилась в ДОУ № 58 пос. Большой Исток Сысертского района Свердловской области, в ДОУ № 22 г. Каменск — Уральского, в ДОУ № 56 г. Первоуральска.
Разработка и внедрение методики по развитию эмоционального слуха у старших дошкольников происходило на основе содержания программы «Музыкальное воспитание в подготовительной группе» под редакцией М.А. Васильевой.
Музыкальный материал, который содержится в названной программе, дополнялся нами музыкальными и литературными произведениями, исходя из определенных задач каждого этапа развития эмоционального слуха. Включение в процесс музыкального воспитания методов и приемов, направленных на развитие у старших дошкольников эмоционального слуха, происходило на музыкальных занятиях регулярно.
Методика развития эмоционального слуха у старших дошкольников на музыкальных занятиях была построена на основе теоретически обоснованной (см. 1.3) поэтапной системы развития эмоционального слуха, включающей: эмоционально - ориентационный, интонационно - практический и перцептивно — смысловой этапы.
Целью первого этапа (эмоционально — ориентационного) формирующего эксперимента явилось развитие способности ребенка к определению эмоционального тона высказывания. Выделение данного этапа обосновано следующими причинами: - определение эмоционального тона высказывания способствует нахождению образно — смыслового содержания произведения,
- задания эмоционально - ориентационного этапа являются основой, на которой выстраиваются последующие этапы: интонационно - практический и перцептивно — смысловой
В ходе эмоционально - ориентационного этапа выполнялись следующие задачи: 1. Определение эмоционального тона высказывания, в том числе и музыкального. 2. Дифференциация эмоциональных оттенков воспринятого эмоционального тона произведения.