Содержание к диссертации
Предисловие ,., В
Введе НІ є ,... Ш
I* Задачи методики музыкального обучения S3
2. 0&щщ& принципы воспитания нспо«нитедь~ секс навыков и приемы первоначального обучения игре на флейте 30
3« Развитие исполнительского дыхания §4 •
4. Развитие силы ж додвижнооти губ в связи , в а&д&чвй культуры звука 66
5. Интонация на флейте'• 7В
6. Об исполнении вгерихов . 8fc
7« Развитие техники 90'
о* ио апяикатуре .
9« Воспитание ритмического чувства . 104
3D* Музыкальный слух я его развитие . III
II. йузыкальиая память ж ее развитие . Ш
12* Организация самостоятельной работы уча
Приемные требования для поступающих по Кдяйоу фжеиты
14* Направление работы о учащимися на равных
л ж т в р а т у р a .*••. *яш
Введение к работе
He останавливаясь на истории развития я усовершенствования флейты» так как эти сведения имеются во второй частя диссертация, я хочу сосредоточить внимание яа родя я значении флейты в современном оркестре показав на примерах из музыкальной литературы, какие требования могу? быть предъявлены к исполнителю, яа основании чего возможно определить я направление методики обучения исполнительству на этом инструменте,
В своих Заметках об инструпентовке Глинка писал: "Флейта не отличается определенностью интонации Характер звука-вообще довольно мягкий свист без особенной силы". Разумеется, конструкция современной флейты совершеннее конструкция флейты времен Глинки, яо подчеркнутая великим композитором неопределенность ее интонации в известной степеня и теперь является особенность]! этого инструмента, которая,в то же время,представляет собой я н т о-национную гибкость» позволяющую исполнителю, правильно обученному я обладающему отличным слухом, играть с безупречной интонацией. С другой стороны, благодаря этому же обстоятельству ни на одном другом духовом инструменте не бывает такого фальшивого исполнения, когда слух исполнителя неточен.
В отношения тембра интересна характеристика, данная флейте Римсішм-Корсаковш в его "Основах оркестровки": "Флейта. - Тембр холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного я легкомысленного характера в мажоре и е оттенком поверхностной грусти в миноре"• Сопоставим е этой оценкой тембра флейты оценку сшчковых инструментов, данную хам же: "Драгоценная способность в связному доследованию звуков а вибрации аажалвдх струн делает смычковую группу представительницей певучести я выразительности по преимуществу перед остальными оркестровыми группами . йэ приведенных высказываний Ринского-Корсакова следует что "драгоценная способность ж вибрацжия является средством, придающим выразительность звуку. Вполне возможно я целесообравно развитие умеренной вибрации я при обучении на флейте Благодаря этому "тембр холодный, наиболее подходящий ж мелодиям грациозного я легкомысленного характера", становится согретым я выразительным.
Флейта - самый высокий и наиболее подвижный инструмент из группы духовых, что я послужило основанием ДІЯ предоставления ей первой строки оркестровой партитуры Диапазон ее может простираться от сия малой октавы л© "ми0 четвертой октавы. Обладая, к тому же, красивым тембром, флейта способна к выполнению самых разнообразных заданий композитора. Блестящий верхний регистр ее совар-шенно незаменим в Ь лкі оркестра Мягкий напевный я евежжнй среднжй регистр очень выгодно шжет быть использован Б лирические эпизодах. Небольшой по объему нижний регистр /от ея" халой октавы до "ми-бемоль" первой октавы/, но яркжй я сочный по тембру, может быть также таинственным я мрачным в piCUto • Наиболее часто я широко используется верхний регистр флейты. Однако, яркость и блеск его звучания сочетается с наибольшими трудностями исполнения в техническом отнесении. Это обстоятельство заставляет обращать ва верхний регистр особое внимание в процессе обучения я посвящать ему значительное количество тренировочного материала,
Шроко распространенное иневае» что флейта такой подвижный инструмент, которому все доступно я легко, -ошибочно, исполнительская техника на штт инструменте очень сложна, поэтому каждому флейтисту приходится доя го I упорно работать, чтобы быть в состоянии преодолевать вое трудности, которые могут ему встретиться, там более, что многие авторы иногда не дают себе труда вникать в особенности техники инструмента. Поэтому необходимо достаточное количество педагогической литературы, обеспечивающей рвиеняе самых раввообразвыг исполнительских задач, а таких 8адач у флейты бесконечное множество. Когда требуется жзобраажть пение птиц, - это поручается флейте.
По мягкости в нежности звучания в передаче музыки даршшского характера ередшій и отчасти шатШ решзтр флейты является наиболее совершенным. В опере Римского-Корсакова пСатгзрочтп это качество фвейтн шрок® ш шо гократао использовано.
Как камерный и солирующей инструмент флейта используется очень давно. Для нее написано много прекрасных произведений, в той числе: й,С.Вах, Свита си-минор для солирующей фаейїн со струнным оркестром. й,С»Баі, 6 сонат для флейты в фортепиано. Г.Ф.Гендель, 7 сонат для флейты в фортепиано, В.А»Иоцарт, Концерты соль-мажор а ре-мажор для солирущей флейты с оркестром, В.А.Моцарт, Концерт до-мааор для солирущей арфы и флейты с оркестром, В.А. Моцарт, Квартет для флейты, скрипки, альта а виолончели. Л.Бетховен, Трио для флейты фагота и фортепиано. Л.Бетховен, Серенада для флейты, скрипки и альта. К.М.Вебер» Трио для флейты, виолончели а фортепиано. Н.А,Римсний-Корсаков, Квинтет для флейты, кларнета, валторны, фагота в фортепиано. С.Н.Василенко, Два квартета для флейты, гобоя, кларнета а фагота. А.А.Алябьев, Квартет для четырех флейт.
Список камерной литературы и концертов для солирующей флейты можно было бы продолжить до очень больших размеров.
Современная флейта системы Бёма - очень совершенный инструмент, обладающий отличными тембровыми качествами и позволяющий играть на sea с бееупречной интонацией в высоким техническим соверяенетвом. Широкие исполнительские возможности ее, а также целый ряд трудностей на пути овладения исполнительским мастерством, требуют строго продуманной методики обучения игре на улейте, которая ш максимальной степени обеспечила бы использование её технических а тембровых качеств.