Содержание к диссертации
Введение
1 Правовое регулирование театральной постановки и входящих в нес произведений 13
1.1 Сущность понятия театральная постановка 13
1.2 Правовое регулирование драматического произведения, правовой статус ее авторов 20
1.3 Музыкальное произведение как одна из составных частей театральной постановки 30
1.4 Правовое положение произведений пантомимы и хореографи в контексте театральной постановки 35
1.5 Изобразительное искусство как часть театральной постановки, особенности регулирования прав театральных художников 39
1.6 Правовое положение обладателей смежных прав на театральную постановку 45 Выводы 1 главы 53
2 Теоретические и практические проблемы применения прав создателей театральной постановки 55
2.1 Практические особенности защиты прав участников театральной постановки 55
2.2 Проблемы охраноспособности содержания театральной постановки 69
2.3 Проблема определения правового статуса режиссёра-постановщика 75
2.4 Теоретические и практические сложности взаимодействия прав соавторов театральной постановки 81
Выводы 2 главы 92
3 Преобразования законодательства в сфере театральной постановки 94
3.1 Оценка и предложения по усовершенствованию части четвертой ГК РФ и проекта ФЗ «О театре и театральной деятельности» в контексте правового регулирования отношений связанных с театральной постановкой 94
3.2 Театральная постановка как самостоятельный объект авторского права 109
Выводы 3 главы 122
Список литературы 127
- Правовое регулирование драматического произведения, правовой статус ее авторов
- Практические особенности защиты прав участников театральной постановки
- Оценка и предложения по усовершенствованию части четвертой ГК РФ и проекта ФЗ «О театре и театральной деятельности» в контексте правового регулирования отношений связанных с театральной постановкой
Введение к работе
«Весь мир театр и люди в нем актеры» Уильям Шекспир - едва ли пи самая распространенная цитата, эксплуатируемая веками и не потерявшая свою актуальность и наглядность. Однако все чаще современному обществу приходится напоминать что театр - это целый мир и актеры в нем тоже люди.
На данном этапе в России проходит становление законодательства в сфере интеллектуальной собственности. С принятием Четвертой части ГК связываются надежды на переход регулирования отношений в эюй обласіи на новый уровень рассвета науки авторского права. Примечателен тот факт, что все эти изменения никаким существенным образом не затронули отношения в сфере театральной деятельности, а в некоторых аспектах еще и усложнили ситуацию. Растушевалась даже законодательная терминология театра. Так, теперь его деятельность наряду с деятельностью цирка и эстрады обобщена понятием «театрально-зрелищные мероприятия», постановки режиссеров включены в термин «исполнение», и, не смотря па общие тенденции кодифицированного акта к подробной регламентации отношений, уменьшилось даже количество норм осуществляющих правовое регулирование сферы театрального искусства.
Между тем, это совершенно не отражает реальную обстановку. Ценность русского театрального искусства признается всем мировым сообществом, театр продолжает играть огромную роль в формировании национальной культуры и искусства. Прогресс наблюдается и в такой сложной области как экономика театра. Динамично развиваются новые направления, образуются новые труппы, открываются новые имена, тысячи талантливых людей по всей стране посвящают свою жизнь сцепе и великому театральному искусству, чтобы донести толику своей души до зрителя. Неужели эти люди не достойны нормального существования, и охраны, порой самого важного, что у них есть - их произведений.
Вопросы, касающиеся театральной реформы в нашей стране, поднимаются и обсуждаются уже многие годы. Дискуссия идет по поводу
5 совершенствования юридических, правовых форм деятельности учреждений бюджетной сферы, форм и способов поддержки культуры со стороны государства. В том что театральная реформа назрела, нет ни у кого сомнений и в театральном сообществе. Так, например, Рауфаль Мухаметзяпов -директор знаменитого театра оперы и балета им. М.Джалиля заявляє і: «Проблема театров - результат отсутствия продуманной культурной политики. Нужны законы не общие, а конкретные, которые бы воплощались в жизнь и были направлены не только на сохранение культуры, но и на ее развитие».
«Наше государство должно понять, что театр - это инструмент
рекламы государственной политики и строя, что это та институция, которая
способствует формированию государственного имиджа. Мы должны
работать совместно в направлении развития культурного имиджа страны», -
считает выдающийся культурный деятель Вероника Насальская.
Многие ученые и творческие деятели ратуют за решение многочисленных правовых проблем в этой области: «Во главе коллектива стоит режиссер-постановщик, но его авторские права не защищены. Авторские отчисления получает драматург, композитор, художник спектакля, а режиссер не получает. Пробивали и лоббировали эти отчисления у художников -Союз художников, у композиторов -Союз композиюров. А во главе театрального союза всегда стояли актеры, которых вопрос авторских прав режиссера, видимо, не беспокоил. Ситуацию, когда все зависит не от законодательных прав, а от одной личности, надо исправлять. Нужно все определять законодательно» [33].
Многие правовые проблемы в области театра, объясняются еще и тем, что некоторые нормы, установленные законодателем не подкрепляются конкретными механизмами реализации, не сформированы механизмы защиты конституционных прав граждан России на свободу художественного творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями
культуры, на доступ к культурным ценностям в сфере сценического искусства.
Откладывание решения и изучения этих и других актуальных проблем правового регулирования театральной деятельности может привести к утрате тех завоеваний отечественного театра, которыми гордится страна, и которые играют важнейшую роль в развитии общественной жизни России.
Степень научной разработанности проблемы. Недостаточная изученность темы диссертации связана со спецификой объекта, выражающейся в отсутствии четкого понятия театральной постановки, пробелах законодательного регулирования составных произведений театральной постановки, проблематикой правового статуса авторов и исполнителей, многочисленных сложностях в их взаимодействии и правоприменительной практики. Отечественная литература, касающаяся произведений театрального искусства, представлена главным образом учеными-цивилистами и специалистами в области авторского права, теоретические взгляды которых и их обоснования оказались очень полезными при подготовке диссертации.
В частности, в советский период и в настоящее время данные вопросы освещены в трудах Антимонова Б.С, Афанасьевой Ю.А, Близнеца И.А, Гаврилова Э.П., Дозорцева В.А., Иоффе О.С., Мицкевич С.С., Макагонова Н.В., Павлова А.Н., Сергеева А.П., Хаметова Р.А., Чернышева С.А. и др..
Следует отметить, что, не смотря на необходимость в правовом регулировании ряда аспектов связанных с отношениями в области создания и использования театральных постановок, в России теоретические исследования вопросов по данной теме практически не проводились, и только некоторые аспекты проблемы исследовались в научных публикациях Мицкевич С.С. и Месяшной Е.А.
Целью диссертационного исследования является изучение общей юридической характеристики театральной постановки и комплексное исследование теоретико-правовых и практических проблем, возникающих в
связи с правовым регулированием отношений по созданию и использованию театральных постановок с целью совершенствования законодательства в части правового регулирования отношений в этой области.
Для достижения указанной цели были сформулированы и поставлены соответствующие задачи:
определить сущность театральной постановки;
изучить правовую природу театральной постановки;
проанализировать нормы российского законодательства, международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, и законодательства зарубежных стран, регулирующих отношения связанные с театральной постановкой;
выявить произведения, входящие в театральную постановку, и проанализировать их правовых характеристики;
выявить и проанализировать ситуации и вопросы, возникающие как в отечественной, так и в международной практике по вопросам применения прав создателей театральной постановки;
изучить судебную практику по вопросам защиты прав создателей театральной постановки и проанализировать споры, возникающие в связи созданием и использованием этого произведения;
изучить вопросы охраноспособности содержания произведения;
выявить наиболее эффективные пути, направленные па выработку единого механизма правового регулирования театральной постановки;
разработать предложения по совершенствованию отечественного законодательства, в области отношений связанных с театральной постановкой.
Объект исследования - положения правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с созданием и использованием театральной постановки в Российской Федерации.
Предметом исследования является совокупность норм законодательства и международных договоров Российской Федерации, касающихся театральной постановки, а также практика применения этих норм.
Область исследования находится в рамках гражданского права и международного частного права.
Методологические основы работы. Диссертация выполнена с применением различных методов исследования: общенаучных - формальнологического, исторического, аналитического, а также частнонаучных -сравнительно-правового, конкретно-социологического, иных методов научного познания.
Теоретическая основа исследования. При подготовке настоящей работы диссертант опирался на положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых таких, как Антимонов Б.С, Афанасьева Ю.А., Близнец И.А., Гаврилов Э.П., Дозорцев В.А., Иоффе О.С, Мицкевич С.С., Макагонова Н.В., Павлова А.Н., Сергеев А.П., Хаметов Р.А., Чернышева С.А. и др..
Эмпирической базой исследования послужили как судебная практика, так и решения и действия государственных, общественных и иных организаций, в сфере театральной деятельности, а также соответствующая практика зарубежных организаций и судов.
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что впервые осуществлено комплексное исследование вопросов, возникающих при создании и использовании театральных постановок. Применен системный подход по совершенствованию законодательства, основанный на закреплении за театральной постановкой статуса самостоятельного объекта авторского права. Сформулированы и теоретически обоснованы предложения по совершенствованию законодательства, связанные с закреплением за театральной постановкой статуса самостоятельного объекта авторского права.
9 Положения, выносимые на защиту:
1. В результате изучения театральной постановки как юридической категории и категории, рассматриваемой в первую очередь в эстетической теории и искусствознании, установлено, что театральная постановка является более широким понятием, чем спектакль, драматическое или музыкально-драматическое произведение, она попусту включает в себя эти понятия. Предлагается определить театральную постановку как произведение театрального искусства, созданное на основе драматического или музыкально-драматического произведения, имеющее общий замысел и конкретное название, и предпочесть этот термин другим терминам, используя именно его в качестве определения для объекта авторского права.
2.В результате анализа проблематики в области правового регулирования отношений по созданию и использованию театральной постановки, установлена и обоснована необходимость в усовершенствовании регламентации этих отношений. Предлагается заполнить правовой вакуум, посредством закрепления за театральной постановкой статуса объекта авторского права.
3.Предлагается применить к театральной постановке модель законодательного регулирования аудиовизуального произведения.
Предлагается закрепить статус авторов театральной постановки как самостоятельного объекта, осуществив регламентацию в следующей последовательности: автор драматического произведения, режиссер-постановщик, автор музыкального произведения.
Предлагается, не меняя правовую природу режиссера-постановщика как обладателя смежных прав, закрепить за ним авторское право не к его постановке (исполнению), а к театральной постановке в целом, при этом признавая его как исполнителем по отношению к своей постановке, так и соавтором ряда произведений входящих в театральную постановку.
6.Предлагается приравнять автора хореографии в балете, который, по сути, является режиссером этого вида постановок, к положению режиссера-постановщика и считать автором театральной постановки.
Так же предлагается, относя автора музыкально-драматического произведения, положенного в ее основу, к авторам театральной постановки -как самостоятельного объекта авторского права, признавать за ним статус, как автора драматического произведения, так и автора музыкального произведения.
7. Предлагается внести изменения в статью 1259 Четвертой части ГК, касающиеся добавления театральной постановки в объекты авторских прав;
8.Предлагается дополнить Четвертую часть ГК отдельным положением, регламентирующим статус театральной постановки, закрепив ее определение, виды, правовой статус авторов, права лица организовавшего ее создание и права авторов произведений, вошедших в нее составной частью;
9.Предлагается внести изменения в статью 1240 и в пункт 1 статьи 1313 Четвертой части ГК, выделив театральную постановку как самостоятельное произведение и исключив из закона определение «театрально-зрелищное представление»;
10 .Так же в целях защиты прав на театральную постановку предлагается дополнить пункт 5 статьи 1273 Четвертой части ГК введением дополнения, ограничивающего свободное воспроизведение театральной постановки в личных целях.
11. Предлагается изменить положения статьи 1245 Четвертой части ГК, подкорректировав их с учетом существующей практики широкого использования аудио и видео записей театральной постановки, и включить театральную постановку в перечень произведений, за воспроизведения которых осуществляется выплата вознаграждения, под театральной постановкой в данном случае подразумевается ее аудио и аудиовизуальные отображения:
12. С целью подробного законодательного регламентирования участия исполнителя в создании и использовании театральной постановки, предлагается расширить пункт 4 статьи 1317 Четвертой части ГК введением дополнения о театральной постановке, обратив особое внимание на то, что согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, использованных в театральной постановке, должно быть прямо выражено в договоре.
Научная и практическая значимость. Научная значимость работы состоит в возможности использования сделанных в ней выводов для дальнейших теоретических исследований.
Практическая значимость исследования определяется тем, что представленные в нем выводы, рекомендации и предложения могут быть использованы:
в работе по совершенствованию российского законодательства в области авторских и смежных прав, в частности Четвертой часі и ГК РФ, в работе по принятию ФЗ «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации»;
в правоприменительной практике, при чтении лекций по гражданскому праву, преподавания спецкурсов по авторскому праву и т.д.
Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертационная работа была выполнена и обсуждена на кафедре ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова.
Основные положения диссертации получили отражение в опубликованных автором статьях.
Полученные результаты нашли отражение в профессиональной деятельности диссертанта в качестве юриста, специализирующегося в области авторского права, юридического оформления отношений связанных
12 с созданием и использованием театральных постановок, аудиовизуальных произведений, различных видов произведений театрального и киноискусства.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 11 параграфов и выводов по каждой главе, списка использованных источников.
По теме исследования автором опубликованы работы и комментарии в научных журналах, а также статья в издании, входящем в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованном ВАК РФ:
Расходников М.Я. Театральная постановка как самостоятельный объект авторского права// Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права, № 1, 2008. - С.65 - 73.
Расходников М.Я. Телевизионный спектакль/ Stage play DVD 11 Action! Cannes Issue, г.Канны , март - 2007г. - С.3-5.
Расходников М.Я. За кулисами закона// Мужская работа, №5, 2005г. -С.27-29.
Расходников М.Я. Режиссеры против! // Журнал о кино для тех, кто его делает, № 38, 2005г. - С.11-13.
Правовое регулирование драматического произведения, правовой статус ее авторов
Как уже говорилось ранее, драматическое произведение является составной частью театральной постановки. Драматические произведения -это «литературные произведения, состоящие из диалогов и монологов персонажей, предназначенные в основном для публичного исполнения на сцене» [82]. Можно констатировать, что данные произведения весьма близки к произведениям литературы, но их выделение в особый вид охраняемых законом произведений обусловлено присущей им спецификой художественных средств и формой использования.
Драматическое произведение стало одним из самых ранних произведений защищенных международным Авторским правом (1856 год). В России вопросы охраны драматического произведения впервые поднимаются в 1874 году. По инициативе драматурга А.Н.Островского даже создается «Общество русских драматических писателей", преобразованное в 1875 году в "Общество русских драматических писателей и композиторов».
Помимо драматических произведений в театральных постановках используются музыкально-драматические произведения. Данные произведения создаются на литературно-драматической основе и исполняются на сцене в виде опер, балетов, оперетт, мюзиклов и т.п.
Наглядным примером музыкально-драматических произведений может служить либретто. Либретто - это «произведение с текстом оперы или с изложением содержания балета» [101, 99].
Мнения о родственности рассматриваемых выше произведений неоднозначны как в искусствоведении, так и в юриспруденции. Например, статья 6 Закона об авторском праве Молдовы вообще выделяет либретто в отельный объект авторского права наряду с драматическими и музыкально-драматическими произведениями [14]. Другие источники считают, что либретто является одной из форм музыкально-драматического произведения. Но мы все-таки склонны рассматривать их в одном контексте в связи с тем, что у данных произведений достаточно схожие признаки и составные части.
Согласно статье 1259 Четвертой части ГК драматические и музыкально-драматические произведения относятся к объектам авторского права. Авторское право драматурга-либреттиста ничем не отличается от авторских прав любых других авторов.
Так, авторами драматических и музыкально-драматических произведений признаются лица, творческим трудом которых созданы эти произведения [42, с.64]. То есть носителем субъективного авторского права является создатель произведения, его подлинный автор. Вследствие того, что деятельность по созданию произведения не относится к числу юридических актов, совершаемых специально для достижения определенного правового результата [56, с.21], возможность граждан обладать авторскими правами входит в содержание гражданской правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, пи от состояния здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в конкретное субъективное право необходим юридический факт. Роль такого факта выполняет создание произведения, т. е. юридический поступок, а не сделка. Но поскольку юридические поступки могут совершаться и недееспособными лицами, конкретные субъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояния дееспособности. Автор, дееспособность, которого ограничена по суду, сам осуществляет свои авторские права, но под контролем попечителя, задачей которого является ограждение подопечного от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также от его собственных вредоносных действий. Такие случаи обычно связывают со злоупотреблением алкоголя и наркотиков.
За малолетних и полностью недееспособных граждан авторские права осуществляют их родители и опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своими авторскими правами самостоятельно.
Субъектами авторского права на драматические и музыкально-драматические произведения признаются не только граждане РФ, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако если произведения российских граждан охраняются независимо от места их обнародования или нахождения в иной объективной форме, то произведения иностранных авторов и лиц без гражданства охраняются при условии, что они.
Практические особенности защиты прав участников театральной постановки
Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его нрав и свобод. Обладатели авторских и смежных прав в соответствии также могут обращаться за защитой своих прав в суд, арбитражный или третейский [1].
Однако не редко встречаются случаи, когда авторы и исполнители добровольно идут на нарушения своих прав. Так, например, часто в договорах авторов с театральными агентствами и другими творческим организациями встречаются положения, предусматривающие, что вес произведения созданные автором или исполненные исполнителем в будущем принадлежат заказчику, а иногда даже присутствуют такие экзотические положения, запрещающие исполнителю беременеть, красить волосы в другой цвет, менять прическу и делать татуаж на теле и т.д.
Порой некоторые авторы вовсе не стремятся защитить свои права. Так известный драматург, актёр и режиссёр Евгений Гришковец заявил: «Я считаю, что все малые и провинциальные театры России имеют право бесплатно поставить спектакль по моему сценарию, которые я публикую па своем интернет-сайте. Я даже официально потом шлю в такие театры документы, удостоверяющие, что я отказался от гонораров. Потому что мои спектакли достаточно дорогостоящие в технологическом плане и не всякий театр может их профессионально поставить, просто нет таких возможностей. Поэтому все тексты моих пьес доступны и бесплатны» [115].
Не смотря на это, право на защиту имеют все создатели театральной постановки, прежде всего авторы и обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники [24, 42, 49].
На практике авторы и исполнители пытаются реализовывать это право как самостоятельно, так и через уполномоченных представителей, в случаях, если произведение использовалось анонимно или под псевдонимом, авторские права защищаются законным пользователем произведения театром, другой творческой организацией, или организацией управляющем имущественными правами на коллективной основе, так же встречаются случаи, когда иск в интересах автора заявляется прокурором.
Но, не смотря на представляемое законом право, применить его удастся далеко не всегда. Иногда даже в международной практике встречаются случаи, когда и закон, и весьма авторитетные объединения авторов не могут защитить произведения. Так недавно авторитетные международные организации и театральные деятели обратились к Министерству культуры Беларуси и под угрозой международного судебного преследования потребовали прекратить грубые нарушения авторских прав иностранных авторов в белорусских театрах. Речь идёт о правах драматургов, либреттистов, поэтов и композиторов, произведения которых незаконно, без разрешений и лицензий используются белорусскими театрами для извлечения дохода. Так же неоднократно известный шведский режиссёр и драматург Ингмар Бергман запрещал играть его пьесу «Земляничная поляна» в белорусском Национальном театре им. Горького, однако, театр продолжал использовать его произведение [124].
Дело в том, что американские пьесы занимают серьёзное место в репертуарах белорусских театров. Артур Копит, Вудди Аллен, Джон Патрик, Ив Фридман, Нил Саймон, Теннеси Уильяме и многие другие американские авторы были поставлены белорусскими государственными театрами в последние годы без соответствующих разрешений. А если брать англоязычную драматургию в целом (включая канадских, южноафриканских, ирландских и британских драматургов), то это самая многочисленная группа авторов, поставленных в Беларуси.
Но, не смотря на то, что своё отношение к этому вопросу выразили участники самого представительного в Европе международного форума Международных Неформальных Театральных Встреч, объединяющих более 900 фестивалей, театров, культурных фондов и общественных объединений мира и на то, что в борьбу с нарушением авторских прав в Беларуси вовлечены такие авторитетные международные организации, как Гильдия американских драматургов (The Dramatists Guild of Americ Театры Белоруссии продолжают цинично извлекать прибыль из пьес англоязычных драматургов.
Что же касается защиты прав соавторов, то они в большинстве своем осуществляют такую защиту сообща, в редких случаях самостоятельно. Надо заметить, что есть ряд трудностей в защите произведений соавторов самостоятельно [117]. Например, соавтору сложносоставного произведения, даже при очевидном нарушении прав на все сложносоставное произведение в целом, приходится доказывать существенность его вклада и отношения нарушения именно к его произведению, что весьма проблематично.
Оценка и предложения по усовершенствованию части четвертой ГК РФ и проекта ФЗ «О театре и театральной деятельности» в контексте правового регулирования отношений связанных с театральной постановкой
С 1 января 2008 г. вступила в силу часть четвертая Гражданского Кодекса РФ, сразу же вызвавшая бурные дискуссии в научном сообществе. Некоторые ученые дают крайне негативную оценку этому законодательному акту. Так, например, О.В. Новосельцев в своей статье «Проблемы кодификации интеллектуальной собственности» пишет: «Четвертая часть ГК РФ не выдерживает критики с позиций системного подхода и системного анализа» [21]. Перечень претензий ученых и участников рынка интеллектуальной собственности достаточно обширный, и замечания касаются как структуры, так и содержания нормативного акта.
Другая часть ученых напротив поддерживает закон и считает, что он сохраняет положения действующих законов и максимально соответствует международным соглашениям. Принятие четвертой части ГК «повысит защиту интеллектуальной собственности и активизирует борьбу с пиратством» заявляет Вениамин Яковлев [21].
Однако многие из сторонников и противников сходятся в одной мысли, что существование такого рода закона необходимо и обществу и государству, но сам закон, несомненно, нуждается в доработке и подлежит более глубокому научному изучению. Это могут подтвердить слова М.А. Федотова: «Я не собираюсь ругать одобренный комиссией законопроект.... И из него может получиться толк, если не торопиться с принятием, а действительно начать его обсуждать в экспертном сообществе» [66].
Введение в действие четвертой части ГК вносит ряд изменений и нововведений в регулирование отношений, связанных с театральной постановкой и правами ее создателей. В данном разделе работы мы постараемся рассмотреть и проанализировать наиболее спорные из этих положений.
Так, например, законодатель применяет в законе новую терминологию и выделяет особую категорию объектов - «сложные объекты». В качестве сложных в статье 1240 (глава 69) выделяется перечень объектов, требующих использования различных охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, в которых упоминаются и театрально-зрелищные представления. Кроме этого в этой же статье содержится положение, предусматривающее, что права на все результаты творческой деятельности будут принадлежать лицу, организовавшему создание сложного объекта. И при участии в создании таких проектов устанавливается переход исключительных прав от авторов на определенных условиях [6]. В частности предполагается, что права передаются на весь срок и на всю территорию их действия. Односторонний отказ от исполнения соответствующего лицензионного договора не допускается, и запрещается (кроме договоров с авторами аудиовизуального произведения) установление в лицензионном договоре ограничений использования результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта.
Несомненно, разработчики ГК РФ заботились о том, чтобы защитить интересы продюсера, и о том, чтобы отдельные соавторы, внесшие, быть может, незначительный вклад в создание сложного объекта, не могли парализовать использование такого объекта. Однако это положение противоречит научной доктрине авторского права, базирующейся па принципе совместного использования соавторского произведения всеми соавторами, при этом не принимается во внимание степень творческого вклада каждого из них.
Применение данного положения, несомненно, ущемит права создателей театральной постановки. А запрет (за исключением договоров с авторами аудиовизуального произведения) на установление в лицензионном договоре ограничений использования результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, лишит их не только права совместно распоряжаться всей театральной постановкой, но и возможности определять условия использование своих произведений. К тому же, надо заметить, что, оставляя за авторами аудиовизуального произведения эти права, законодатель отнимает его у авторов театральной постановки с однородным трудом режиссера, драматурга и композитора, предоставляя продюсеру, в нашем случае театру, широкие возможности для злоупотребления своим положением.
На наш взгляд исправить это положение или, по крайней мере, сбалансировать существующую ситуацию можно следующим образом: закрепляя за театральной постановкой статус самостоятельного объекта авторского права и предоставляя статус авторов этого сложного объекта режиссеру, драматургу, композитору (обоснование необходимости будет изложено в следующем пункте диссертации). Необходимо предоставить указанным авторам театральной постановки права на установление в лицензионном договоре условий по . распоряжению результатом интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта.