Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Понятие брака и условия его действительности в современном праве России и Франции Сивохина, Светлана Владимировна

Понятие брака и условия его действительности в современном праве России и Франции
<
Понятие брака и условия его действительности в современном праве России и Франции Понятие брака и условия его действительности в современном праве России и Франции Понятие брака и условия его действительности в современном праве России и Франции Понятие брака и условия его действительности в современном праве России и Франции Понятие брака и условия его действительности в современном праве России и Франции Понятие брака и условия его действительности в современном праве России и Франции Понятие брака и условия его действительности в современном праве России и Франции Понятие брака и условия его действительности в современном праве России и Франции Понятие брака и условия его действительности в современном праве России и Франции
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сивохина, Светлана Владимировна Понятие брака и условия его действительности в современном праве России и Франции : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.03 Самара, 2006

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Основные теории правовой сущности брака в России и Франции 12

1. Договорная теория правовой сущности брака 12

2. Брак как таинство 47

3. Брак как институт особого рода 70

Глава 2. Квазибрачные союзы 97

1. Фактическое супружество 91

2. Зарегистрированное партнерство 117

Глава 3. Условия действительности брака в современном праве России и Франции 132

1. Классификации условий действительности брака 132

2. Отсутствие порока воли лиц, вступающих в брак 141

3. Достижение брачного возраста 145

4. Медико-биологические условия действительности брака 155

5. Отсутствие препятствий к заключению брака 164

6. Регистрация брака в установленном законом порядке 173

7. Создание семьи как условие действительности брака 188

Заключение 192

Библиография 199

Введение к работе

Актуальность темы. По прошествии двухсотлетнего юбилея введения в действия французского гражданского кодекса, явившегося прообразом для гражданских кодификаций десятков стран Европы, Африки, Латинской Америки, даже Азии и, несомненно, оказавшем влияние на российскую цивилистическую доктрину, важно поднять вопрос об эволюции отдельных институтов частного права, а также сравнить текущее законодательство России и Франции. Ввиду сложности задачи ограничим данное исследование рассмотрением института брака и условий его действительности.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена:

1. Потребностью сравнения института брака в отечественном
законодательстве и доктрине с опытом французской юриспруденции, ведь
именно французский гражданский кодекс явился прообразом, гражданских
кодификаций для большинства европейских стран.

  1. Отсутствием фундаментальных исследований, посвященных анализу спектра основных теорий правовой сущности брака, а также различных классификаций условий действительности брака.

  2. Ростом практического интереса субъектов к определению сущности брака и отграничению его.понятия от фактических супружеских отношений (конкубината) и других квазибрачных состояний.

Обращение к правовому понятию брака не оригинально, однако фундаментальные вековые принципы, на которых покоится древнейший институт брака, все стремительнее расшатываются, получая в измененной форме отражение не только в общественном и правовом сознании, но и в законодательстве ряда государств. Так, на смену традиционной форме брака, где жена была исключительно домашней хозяйкой приходит форма брака-партнерства1. Эта конструкция видится более хрупкой, не всегда предполагает

1 См,: Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Е.А. Васильева. - M.: Международные отношения, 1993. С. 517.

пожизненность брачного союза, в то же время, как считается, она исключает дискриминацию супругов. Индивидуализм, гедонистическая мораль общества потребления, ослабление религиозности ослабили и роль традиционного института брака.

В 1999 году во Франции был принят закон3, предусматривающий заключение двустороннего «гражданского пакта солидарности», субъектами которого могут быть «лица одного или разного пола», данный договор представляет, по существу «пробный брак», признанный государством. С 1 января 2005 года во Франции вступил в силу закон4, изменивший процедуру расторжения брака ..обязательным участием адвоката в бракоразводном процессе, а также внесением конструкции «развода окончательным разрывом супружеской связи», который провозглашается судьей по семейным делам в том случае, когда фактическая сепарация супругов длилась в течение двух лет, даже если один из супругов возражает против этого.

Всё новые вопросы перед законодателем и правоприменительными органами ставят беспристрастные статистические данные (демографические показатели депопуляции населения, угрожающее соотношение количества заключаемых и расторгаемых браков, рост числа неполных семей), а также явления субъективного характера: проникающие в общественное и правовое сознание стирание двойного стандарта в половой морали, растущая терпимость к добрачным связям и нетрадиционным формам брака и т.д.

Нового теоретического осмысления требуют проблема нормативного закрепления понятия брака, институт медицинского обследования лиц, вступающих в брак, перечень условий и препятствий к заключению брака, а также процессуальные аспекты его заключения.

Центральное место в настоящей работе отведено:

  1. основным теориям правовой сущности брака;

  2. определению понятий брака и состояния супружества;

2 См.: Франция глазами французских социологов. / Отв. ред. В.Н. Фомина, С.А. Эфиров; АН СССР, Институт
социологии.-М.: Наука, 1990. С. 143,149,150.

3 Loi п 99-944 du 15 novembre 1999 art. Г Journal Officiel du 16 novembre 1999.

  1. отграничению правовой конструкции брака от зарегистрированного партнерства и конкубината;

  2. условиям действительности брака в современном праве России и Франции.

Правовые вопросы определения понятия брака и условий его заключения имеют на сегодняшний день несомненный научный и практический интерес.

Особенно важным представляется сравнение юридических конструкций брака в России и во Франции, а также сравнение условий их заключения. На выбор темы не могли не повлиять новеллы французского законодательства 1999 года, посвященные гражданскому пакту солидарности и конкубинату, и обновление отечественного брачного законодательства в связи с вступлением в силу в 1996 году Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального Закона «Об актах гражданского состояния» 1997 года, а также законов субъектов Российской Федерации о снижении брачного возраста и других нормативно-правовых актов. Все это обусловливает выбор темы диссертации и определяет ее актуальность.

Степень научной разработанности темы исследования. Высоко оценивая достижения таких мыслителей как Э.Вестермарк, Э.Дюркгейм, Дж. Леббок, Л. Морган, Г. Мэн, Ф. Мюллер-Лиер, Э. Тейлор, Л. Штернберг в исследовании исторических форм брака, а также выводы этих выдающихся ученых относительно семьи и брака в условиях родовой или тотемной экзогамии, племенной эндогамии, матриархата, патриархата и т.д., ограничим данный труд рамками моногамного брака.

Аспекты юридической сущности брака, порядка и условий его заключения достаточно широко освещаются в трудах зарубежных исследователей, таких, как Ш. Бёдан, Ж. Бонёкас, П. М. Бромли, Е. Вестермарк, П. Вуарэн, Л.Жюллио де ла Морандьер, А. Капитан, Ж. Карбонье, К. Коломбэ, Ж. Корню, П. Курб, С. Лабрюс-Риу, П. Лёрёбур-Пижоньер, Ш. Лёфэбр, П. Малёри, К. Обри и К. Ро, Ж. Озэ, М. Планьоль, Ф. Тётрэ, Д. Фёнуйе, Д. Юэ-

4Loidu24mai2004.

6 Веллер, а также в работах отечественных авторов: М.В. Антокольской, A.M. Беляковой, Е.М. Ворожейкина, О.С. Иоффе, О.Ю. Косовой, М.В. Кротова, Г.К. Матвеева, Е.Л. Невзгодиной, A.M. Нечаевой, М.Т. Оридорога, Н.В. Орловой, А.И. Пергамент, Л.М. Пчелинцевой, Г.М. Свердлова, О.А. Хазовой, Н.Г. Юркевича.

Объектом исследования являются нормы семейного права России и Франции, формирующие институт брака, предметом исследования - основные теории правовой сущности брака и условия его действительности в компаративистском сопоставлении российской и французской брачно-правовых доктрин.

Цель диссертации - определение правового понятия брака, сравнение условий его заключения в России и во Франции, анализ современного состояние брачно-правовой доктрины каждой из названных стран и выработка научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию отечественных охранительных правовых норм, регулирующих брачные отношения.

Для достижения этой цели потребовалось решить следующие задачи:

- рассмотреть спектр брачно-правовых концепций и определить характер
современных воззрений на сущность брака в семейном праве России и
гражданском праве Франции;

выявить условия заключения брака в Российской Федерации и во Французской республике, а затем провести сравнительный анализ этих условий, отраженных в законодательствах данных государств;

отграничить правовую конструкцию брака от квазибрачных моделей гражданского пакта солидарности и конкубината;

- определить современные стратегические правовые приоритеты в
регулировании отечественных брачных отношений.

Методологическая основа диссертации. При написании диссертации использовались общенаучные и частнонаучные методы исследования: диалектический, исторический, формально-логический, логико-семантический,

метод сравнительного правоведения, метод догматического анализа нормативно-правовых актов.

Нормативную базу работы составляют международно-правовые акты, в том числе, Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., Конвенция ООН «О согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков» от 10 декабря 1962 г, Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», от 18 декабря 1979, а также акты национального законодательства, в частности, Семейный кодекс Российской Федерации 1995 года и Французский гражданский кодекс (Code civil) 1804 года и другие законодательные акты, нормы которых регулируют брачные отношения в России и Франции.

Научная новизна диссертации. Диссертация представляет собой первое в теории семейного права специальное научное обращение к понятию и условиям заключения брака в сравнительно-правовом аспекте современных правовых доктрин России и Франции с целью определения тенденций и путей развития брачного законодательства, подверженного влиянию исторических, экономических, религиозно-нравственных и правовых факторов в обеих странах.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Впервые в современной отечественной науке семейного права
сформулировано правовое понятие брака как соглашения (юридического факта)
и как брачно-семейного правоотношения, вытекающего из заключенного
соглашения о браке, а также определена юридическая взаимосвязь между ними.

Под браком понимается требующее государственной регистрации соглашение мужчины и женщины, направленное на создание и поддержание правовых брачно-семейных отношений в рамках брачного союза, предусмотренного законом.

2. Конститутивными признаками брака как в России, так и во Франции
являются: гетерогамия, моногамия, равноправие мужчины и женпгины,
взаимное добровольное согласие лиц на заключение своего брака, публичность

и светский характер брака, требование его регистрации, психическое здоровье мужчины и женщины, вступающих в брак, достижение ими брачного возраста, отсутствие между ними близкого родства и уз усыновления, возникающий с момента регистрации бракосочетания комплекс личных и имущественных прав и обязанностей супругов, возможность развода.

Отличия в правовой регламентации брака в России и Франции сводятся к следующему:

во-первых, брачный возраст в России для мужчин и женщин по общему правилу составляет 18 лет, во Франции - 18 лет для мужчин и 15 для женщин;

во-вторых, в отличие от французского в российском праве отсутствуют требования прохождения лицами, вступающими в брак, обязательного предбрачного медицинского осмотра, истечения вдовьего срока, оповещения о предстоящем бракосочетании, наличия от двух до четырех совершеннолетних свидетелей бракосочетания;

в-третьих, российскому праву не знаком французский институт посмертного брака (ст. 171 ФПС).

3. Сделан вывод о том, что по своей юридической природе соглашение о браке в России относится к категории семейно-правовых договоров, во Франции - комплексных семейно-гражданских договоров, регулируемых Гражданским кодексом. Кроме того, юридическая природа и структура правоотношений, возникающих в брачном союзе, отличается от юридической природы отношений, возникающих из гражданско-правового договора.

Специфика семейных отношений в целом (то, что участниками их могут быть только физические лица, длящийся характер этих отношений, зависимость имущественных отношений от личных, строгая индивидуализация участников), а также такие особенности брака, как ориентация на общие начала семейного законодательства, специальные требования к правосубъектности, цель, предмет, содержание соглашения о браке, бессрочный характер брачного правоотношения, недопустимость перемены лиц в обязательстве, отсутствие возможности обеспечить исполнение обязательства гражданско-правовыми

способами, невозможность взыскания убытков, - все это отдаляет соглашение о заключении брака, также как и другие семейно-правовые соглашения, от модели двустороннего (взаимного) гражданско-правового договора и не позволяет проследить присущую последнему синаллагматическую связь.

  1. Под брачно-семейным правоотношением, вытекающем из соглашения о браке, понимаются взаимные права и обязанности супругов в рамках создаваемого брачного союза, основанного на принципах добровольности его заключения мужчиной и женщиной, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (п.З ст. 1 СК РФ).

  2. Правовое понятие семьи во Франции с 1999 года расширено новеллами Французского гражданского кодекса (ст.ст. 515-1-515-8 ФГК). о квазибрачных моделях гражданского пакта солидарности (pacte civil de solidarite - PaCS) и конкубината (concubinage). Предоставив многочисленные права и социальные льготы партнерам гражданского пакта солидарности, французский законодатель в то же время установил и ограничения данного вида соглашения, по существу совпадающие с препятствиями к заключению брака, что частично нивелирует данные виды правоотношений.

Более широкая трактовка понятия семьи во Франции в сравнении с Россией выражается, кроме того, как в отсутствующем в СК РФ запрете на брак дяди и племянницы, тети и племянника (ст. 163 ФГК), а также лиц, состоящих в прямом свойстве друг с другом (ст. 161 ФГК), так и в несении зятьями и невестками алиментных обязательств в отношении их тестя, свекра, тещи и свекрови (ст. 206 ФГК).

6. Возможность диспенсации брака компетентными государственными
органами в России и Франции по возрасту и сроку ожидания, а также во
Франции - по предбрачному медосмотру, оповещению и применительно к
вступлению в брак в третьей степени бокового родства ив прямом свойстве,

свидетельствует о расширении диспозитивных начал брачного права России Франции, а также о тенденции к гармонизации брачного законодательст обеих стран.

В практическом аспекте предлагается:

1. Укрепить брак в Российской Федерации налоговыми, жилищныл
и иными социальными льготами, предоставляемыми супругам.

2. Для обеспечения публичности заключения браков восстанови'
институт свидетелей бракосочетания и внести в Закон РФ «Об акк
гражданского состояния» норму, обязывающую органы записи акт<
гражданского состояния вывешивать в помещениях соответствующих органе
ЗАГСа списки лиц, подавших заявление с просьбой о регистрации брака.

Теоретическая и практическая значимость исследовани: Сформулированные в диссертации выводы развивают и дополняют теори: семейного права. Практическая значимость исследования выражается в тої что отдельные его предложения могут быть использованы пр совершенствовании отечественного семейного законодательства. Помим этого, ключевые положения диссертации, важнейшие результаты и вывод настоящего исследования могут быть применены при изучении курс семейного права для обеспечения качественной подготовки юристов высше квалификации.

Апробация результатов исследования. Основные положени диссертации опубликованы в следующих научных работах:

1. Сивохина СВ. Преемственность норм семейного права
западноевропейской и отечественной традиции // Проблемы социокультурны
взаимодействий: Сборник статей международной научно-практическо:
конференции, посвященной 150-летию Самарской губернии "Самара
контексте мировой культуры". - Самара: Азбука, 2001. - 0,5 п. л.

2. Сивохина СВ. Семейное право в отечественной и западноевропейскої
юридической доктрине // Современные технологии в науке, образовании
культуре: Материалы международной научно-практической конференции. -

11 Самара: Издательство Самарской государственной экономической академии, 2002.-ОД п. л.

3. Сивохина СВ. Современные воззрения на правовую сущность брака //
Актуальные проблемы частноправового регулирования: Тезисы докладов II
научной конференции молодых ученых (Самара, 17 мая 2002 г.) / Отв. ред.
Ю.С. Поваров. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2002. - 0,1 п. л.

4. Сивохина СВ. Брак и квазибрачные союзы (гражданский пакт
солидарности, конкубинат) // Актуальные проблемы частноправового
регулирования: Материалы Всероссийской III научной конференции молодых
ученых. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2003. - 0,1 п. л.

  1. Сивохина СВ. Брак, гражданский пакт солидарности и конкубинат по новейшему французскому законодательству // Вестник Самарского государственного университета. Вып. 2 - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2003. - 0,3 п.л.

  2. Сивохина СВ. Юридическая сущность брака и условия его заключения в российской и французской правовых доктринах / Самар. муницип. ун-т Наяновой. - Самара, 2003- 196 с. (8,9 п. л.) - Библиогр.: с. 163-168. Деп. В ИНИОН РАН 31.07.2003, № 58165.

Структура диссертации. Цели и задачи диссертационного исследования обусловили его содержание. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих двенадцать параграфов, заключения, библиографии и семи приложений.

Договорная теория правовой сущности брака

Подобно любой философской доктрине три концепции сущности брака -брак как договор, брак как таинство и брак как институт особого рода -рожденные в разное время и воспроизводимые в различные исторические эпохи, высвечивают и рельефно отражают те из его проявлений, которые соответствуют идеологическим воззрениям законодателя, с одной стороны, и определенному уровню массового правосознания общества, с другой. В связи с этим, в тени остаются другие существенные признаки брака, не укладывающиеся в тесные рамки каждой из этих концепций. Попытки увязать воедино все важные, с правовой точки зрения, атрибуты брака, пользуясь основными концепциями сущности брака, лишь размывают объект настоящего исследования, особенно если учесть, новейшие законодательные эксперименты по легализации однополых семейных союзов в Западной Европе: постепенно такие качественные атрибуты брака, как экзогамия, пожизненность, гетерогамия становятся все более относительными и поочередно ставятся обществом под сомнение. Тем не менее, позволим себе предположить, что все три концепции правовой сущности брака не вполне исключают друг друга.

Брак как договор и брачный договор ни один исследователь не смешивает и не противопоставляет, даже во Франции, где «брачный договор» и «договор брака» звучит одинаково (contrat de mariage), не видят необходимости отделить одно понятие от другого, так как, изначально подразумевается общность природы этих институтов.

Скорее всего, предполагается, что данные институты были слиты воедино и отчетливо не отделялись друг от друга во времена покупки невест и единой патриархальной власти отца семейства над имуществом и домочадцами.

По выражению знаменитого английского правоведа Г.С. Мэна, "в былые времена патриархальная власть всякого рода, как кажется, везде считалась тождественною в своем характере и без сомнения обозначалась одним именем. Власть, которою облечен был праотец, была одной и той же, относилась ли она к семье или к материальной собственности, к стадам, табунам или к детям и жене. [...] есть большое основание предполагать, что из числа выражений, означавших оттенки понятия о власти, древнейший общий термин был manus. [...] Власть над материальным имуществом или рабами стала называться dominium; над детьми potestas; над свободными лицами, которых услуги были переданы другому лицу их собственными родителями mancipium; власть над женою все еще называлась manus5".

С. Шпилевский излагает, что у древних германцев право и обязанность домовладыки всячески охранять, защищать и быть представителем своих домочадцев в суде называлось mundium (от mund (рот) или munt (рука)). Браки с платою за mundium назывались connubia venalia и считались крепче других, заключенных без этой платы, последние считались даже только конкубинатом. "Количество платы за жену или за мундиум над нею зависело от взаимных условий между обеими сторонами, между женихом и родственниками невесты"6.

Описывая аналогичную плату за невесту у древних славян, вено, ЮЛ. Миролюбов, отмечает, что "выкуп этот вовсе не был куплей или продажей дочери ее родителями, а просто возмещением убытков, так как выкормить ребенка родителям всегда стоит дорого. С другой стороны, взрослая девица - незаменимая помощница в хозяйстве. Уход ее отражается на сборе урожая...потому-то и повелось требовать в те времена "вена", т.е. ценности, равной жнице на ниве, которая тоже часто называлась "веном"7. Альтернативный подход рассматривает вено как плату за венок- символ девственности8.

В тот период, когда уплата цены за девушку перестала сопровождаться непосредственно выдачей ее жениху или главе его семьи, и брак распался на несколько самостоятельных бытовых обрядов, религиозных церемоний и юридических актов, возникло обручение (сговор или помолвка) как предварительный договор о заключении брака (по определению римского юриста Флорентина - mentio et repromissio nuptiarum futuramm)9.

В отличие от свадьбы (торжественной передачи девушки), обручение, с этого времени, становится договором, в котором главы семейств жениха и невесты окончательно соглашаются на брак последних, устанавливают его условия, обмениваются реальным или символическим обеспечением своего соглашения (задаток, arrha, которым обыкновенно было кольцо) и совершают другие торжественные действия, которыми вообще сопровождались древние договоры (рукобитье, литки, молитва и т.д.). В таком виде обручение получает значение основания для брака; свадьба является лишь актом исполнения договора. Отсюда древний результат обручения - принудительное совершение брака или уплата взыскания, которым вообще облагалось неисполнение договоров. В дальнейшем развитии, когда соглашению во время свадьбы, как более обеспечивающему свободу вступающих в брак, начинают придавать все больше и больше значения, юридическая роль обручения отходит мало-помалу на задний план, и оно становится договором, не имеющим прямого влияния на самостоятельный акт свадьбы, сила которого состоит уже теперь в особом соглашении (consensus facit nuptias), а не в предшествующем обручении. Последним обусловливаются теперь лишь некоторые побочные обязательства, не имеющие сами по себе связи с существом брака. В позднейшем римском праве обручение переходит уже на эту последнюю ступень, хотя сохраняет еще много остатков старого воззрения. Обрученные обязывались в верности друг другу; жених получал права на иск об обиде своей невесты посторонними лицами; невеста за нарушение целомудрия наказывалась так же, как жена за прелюбодеяние со времен императора Септимия Севера (193-211 гг.); между

Фактическое супружество

Понятие брака в отечественном правоведении издавна несет в себе правовое начало. Традиция связывать брак с соблюдением определенной процедуры его оформления, характерная для российского права, восходит, как уже было отмечено, к праву Византии, в конце IX столетия (около 893 г.) император Лев Мудрый издал закон, предписывающий вступать в брак не иначе как посредством церковного венчания. Только такой брак получал государственную поддержку; несоблюдение же формы, предписываемой государством и канонами государственной религии, вело к признанию заключенного союза незаконным. Спустя два столетия, в 1095 году требование узаконения брака было распространено и на низшие слои общества - рабов и крепостных (см. с.З Приложения 1).

В западных христианских государствах сложилась иная, отличная от православной, трактовка брака. Римско-католическая церковь длительное время не считала обязательным для заключения брака соблюдение каких-либо особых процедур, хотя и рекомендовала католикам получение церковного благословения. Поэтому в государствах, где господствовал католицизм, признавались так называемые тайные браки. Как отмечал Н.С. Суворов, несмотря на сложившийся к XIII в. обычай, по которому священник осуществлял передачу невесты жениху и объявлял их мужем и женой, только с постановлениями Тридентского собора (середина XVI в.) в западных христианских государствах юридическая действительность брака стала в полной мере связываться с соблюдением особой публичной процедуры201 (см. с. 4 Приложения 1). При этом обязательным было по-прежнему не церковное венчание, а выражение согласия на брак перед тремя свидетелями, одним из которых был приходской священник202.

Как видно, в странах, ориентированных на православие, в качестве брака стало рассматриваться только узаконенное сожительство, напротив, в странах, где господствовал католицизм, правовые последствия длительное время мог порождать сам факт простого сожительства, который расценивался как брак.

Обращает на себя внимание неудачность часто употребляемых словосочетаний "фактический брак", "фактический супруг": с юридической точки зрения, в них соединено несовместимое, ведь брак и супружество в соответствии с законодательством и доктриной находятся в правовом поле и характеризуются юридическими признаками.

В проекте Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г.203 содержалось правило о придании правовой силы наряду с зарегистрированным браком и внебрачному сожительству.

Основными предпосылками этого нововведения стали: во-первых, определенное количество пар, сожительствующих без регистрации брака (по данным Наркомюста их доля к 1926 году составила 7% от общего числа браков и имела тенденцию к росту); во-вторых, непризнание правового значения подобных сожительств больно ударяло по интересам женщины, остававшейся еще материально зависимой от мужчины; в-третьих, регистрацию брака в гражданском порядке идеологи семейного кодекса 1926 года: Я. Бранденбургский, Н. Крыленко, Д. Курский - считали временной мерой, альтернативой церковному браку205.

И все же при обсуждении проекта 60% участников собраний, преимущественно сельчане, высказывались за сохранение обязательной регистрации брака. Ряд советских республик, например, Узбекистан, Азербайджан, Туркмения, Таджикистан, отказались от включения в свое законодательство норм, уравнивающих фактические и зарегистрированные брачные отношения206.

Тем не менее и с принятием КЗоБСО РСФСР регистрация брака сохранялась "как в интересах государственных и общественных, так и с целью облегчить охрану личных и имущественных прав и интересов супругов и детей". И все же фактические брачные отношения в полной мере не были приравнены к браку. Для того, чтобы влечь за собой юридические последствия, в частности, применение при разделе нажитого имущества правил об общей совместной собственности, этот факт согласно ст. 12 КЗоБСО должен был подтверждаться в суде на основе следующих доказательственных фактов: совместного жительства, ведения общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами, наряду с этими ключевыми фактами учитывалась также взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей и прочее . По определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда СССР от 10 декабря 1939 г., "отсутствие этих доказательств во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной свидетельствует о наличии между ними не брачных отношений, а случайной связи, которая не охранялась законом"208.

Согласно диспозициям статей 7 и 8 КЗоБСО "узаконенные сожители в отличие от супругов не имели права носить общую фамилию, претендовать на изменение гражданства в упрощенном порядке. Однако судебная практика уравняла их с супругами в наследственных правах. Пенсионное и страховое законодательство признавали за незарегистрированным супругом право на пенсию и пособия".

Чтобы представить масштабность данной проблемы в настоящий период, обратимся к статистическим данным, полученным в результате переписи населения, ибо в соответствии с преамбулой Федерального Закона от 25 января 2002 "О всероссийской переписи населения"210 всероссийская перепись населения является основным источником формирования федеральных информационных ресурсов, касающихся численности и структуры населения, его распределения по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем.

В 1989 году в России насчитывалось 36 миллионов брачных пар, в 2002 году - 34 миллиона. Причем впервые в истории российских переписей в последний раз считали не только официально зарегистрированные браки, но и внебрачные сожительства мужчин и женщин, численность последних составила около 3 миллионов . Сократились и относительные показатели, в том числе количество браков на тысячу человек в возрасте 16 лет и старше. А вот количество никогда не состоявших в браке (на тысячу человек от 16 лет и старше), а также количество разведенных, наоборот, увеличилось. Из каждой тысячи человек в возрасте 16 лет и более 210 человек никогда не состояли в браке (в 1989 г. - 161); 572 -состоят в браке (в 1989 г. - 653); 114 - вдовые (в 1989 г. -110); 94-разведенные (в 1989 г. -72).

Классификации условий действительности брака

Условия заключения брака разные исследователи рассматривают и классифицируют неодинаковым образом.

Так М.Т. Оридорога делит обстоятельства, относящиеся к условиям заключения брака, приравнивая их к основаниям возникновения брачного

правоотношения на четыре группы :

- объективные материальные предпосылки заключения брака - достижение брачного возраста; несостояние брачущихся в другом зарегистрированном браке; отсутствие между ними близкого родства и отношений, вытекающих из факта усыновления; психическая полноценность брачущихся.

- Обстоятельство субъективного характера - взаимное согласие мужчины и женщины на брак.

- Требования процедурного порядка - обязанность сторон регистрировать брак в органах загса, необходимость предъявления документов, удостоверяющих личность вступивших в брак, учинение регистрации только по истечении определенного срока после подачи заявления, личное участие сторон в церемонии бракосочетания, участие свидетелей и пр.

- Лица, вступающие в брак, должны быть взаимно осведомлены о состоянии здоровья друг друга (М. Т. Оридорога ссылается на ст. 18 утратившего силу КоБС УССР. и указывает, что соблюдение этого условия рекомендуется законом, но не обеспечивается правовой санкцией.)

Конечно, следует согласиться с автором, что данные четыре категории объединяют условия разного порядка, и последствия их нарушения не могут быть одинаковыми.

Большинство ученых, анализировавших условия заключения брака, отмечали их дифференциацию: несоблюдение одних условий влечет недействительность заключения брака, нарушение других условий на его недействительность не влияет259.

А.И. Пергамент и Н.В. Рабинович выделили условия заключения брака, носящие характер запретов. Например, недопустима регистрация брака с лицом, уже находящемся в другом зарегистрированном браке, с душевнобольным, с родственниками по прямой линии, с братьями и сестрами, с лицами, не достигшими брачного возраста. В соответствии с этим взглядом Наличие пороков .воли при заключении брака, не влечет его недействительности, а служит основанием развода260.

Подобная точка зрения становится понятной современным юристам, если вспомнить об отсутствии легального закрепления института недействительности брака в КЗоБСО 1926 года. В случае нарушения условий вступления в брак речь могла идти только об оспаривании записи о регистрации брака (статья 116). По словам Н.В. Рабинович, нарушение условий заключения брака могло служить основанием только для аннулирования регистрации, но не больше: "Препятствовать продолжению брачных отношений как отношений фактических представлялось невозможным, а эти отношения, продолжаясь, должны были влечь за собой те последствия, которые признавал за ними закон. Аннулирование записи влекло за собой прекращение зарегистрированного брака, но не аннулирование брачных отношений как таковых"261. Учитывая, к тому же, законодательную политику того периода признания правовой силы за фактическими брачными отношениями, а также упрощения процедуры развода, изложенная позиция ученых неудивительна. В преддверии принятия Основ законодательства СССР и союзных республик о браке и семье 1968 года и Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 года, которые восстановили нормативное закрепление института признания брака недействительным, к непременным условиям действительности брака стали относить наряду с достижением, брачного возраста, единобрачия, нормального умственного состояния, отсутствия родства также и взаимное согласие лиц, вступающих в брак .

О.А. Красавчиков , также как и М.Т. Оридорога, включает в сложный состав юридических фактов, порождающих права и обязанности супругов, следующие обстоятельства: взаимное согласие лиц, вступающих в брак; несостояние в другом зарегистрированном браке; отсутствие запрещенных степеней родства; регистрацию брака. В стороне остаются включаемые в юридический состав брачного правоотношения О.С. Иоффе264 и В.А. Рясенцевым элементы брачной правосубъектности - достижение брачного возраста и дееспособность, так как, по мнению М.Т. Оридорога, в качестве правовой предпосылки брачного правоотношения, правосубъектность занимает относительно самостоятельное положение. В связи с возможностью снижения брачного возраста "факт достижения брачного возраста не отвечает требованию необходимости в юридическом составе, а психическая полноценность -требованию утраты своей юридической значимости вне юридического состава брачного правоотношения".

Тем не менее, В.А. Рясенцев, СИ. Реутов, Е.М. Ворожейкин считают, что брачное правоотношение возникает на основании взаимного согласия лиц на вступление в брак, достижения брачного возраста и акта регистрации брака.

Так, В.И. Данилин и СИ. Реутов считают недостаточно убедительным включение в фактический состав возникновения брачного правоотношения O.A. Красавчиковым и M.T. Оридорога несостояние в браке и отсутствие родства и отношений усыновления. В качестве аргумента В.И. Данилин и СИ. Реутов приводят собственное возражение на следующее суждение О.А. Красавчикова: "включенные в юридический состав брачного правоотношения, эти факты соответственно представляют собой правоотношение как отрицательный юридический факт (несостояние в другом браке) и отрицательное юридическое событие (отсутствие родства)". Соавторы скептически утверждают: "вряд ли несостояние в другом браке -правоотношение, а если так, то кто его субъекты и каково содержание?"269.

М.В. Антокольская соглашается с В.И. Данилиным и СИ. Реутовым в том, что не нужно включать в фактический состав возникновения брачного правоотношения правопрепятствующие юридические факты, поскольку их наличие препятствует возникновению брачного правоотношения, но не является необходимым условием, порождающим это правоотношение. Вместе с тем, по ее мнению, не нужно вводить в юридический состав и обстоятельства, относящиеся к брачной правоспособности, в частности достижение брачного возраста, поскольку оно характеризует правосубъектные, а не юридико-фактические предпосылки правообладания. Таким образом, в фактическом составе остаются только два юридических факта: взаимное согласие лиц на вступление в брак и акт регистрации брака. Акт регистрации брака представляет собой административный акт компетентного государственного органа - загса. Принято считать его самостоятельным юридическим фактом, имеющим конститутивное значение, фактом завершающим юридический состав. Однако, по мнению М.В. Антокольской, необходимо рассматривать его

Похожие диссертации на Понятие брака и условия его действительности в современном праве России и Франции