Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации Якубова Евгения Валерьевна

Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации
<
Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Якубова Евгения Валерьевна. Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.03 / Якубова Евгения Валерьевна; [Место защиты: Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ].- Москва, 2010.- 227 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-12/766

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Место прав артиста-исполнителя в системе интеллектуальных прав 13

1. Законодательство об охране прав исполнителей 13

2. Исполнение как объект смежных прав артиста-исполнителя 31

3. Артист-исполнитель и иные субъекты прав на исполнение 53

Глава 2. Виды и содержание прав артиста-исполнителя 81

1. Общая характеристика прав артиста-исполнителя 81

2. Личные неимущественные права артиста-исполнителя 92

3. Исключительное право артиста-исполнителя 110

4. Ограничения исключительного права 131

Глава 3. Осуществление и защита прав артиста-исполнителя 146

1. Распоряжение исключительным правом артиста-исполнителя 146

2. Договор о продюсировании 172

3. Защита интеллектуальных прав артиста-исполнителя 188

Библиография 202

Введение к работе

Для диссертационного исследования выбрана тема «Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации».

Актуальность темы исследования. Творчество артистов насчитывает тысячелетнюю историю и занимает важное место в культурной жизни общества, но их права как создателей результатов интеллектуальной деятельности стали охраняться лишь в 20 веке, когда использование записей исполнений в связи с достижениями технического прогресса приобрело массовый характер.

В Российской Федерации интеллектуальные права исполнителей регулируют нормы института смежных прав, возникшего в 1992 году. Динамичное развитие правового регулирования в данной области во многом обусловлено тем, что постоянно возникающие технологии предоставляют новые способы реализации прав артистов-исполнителей. В частности, в связи с развитием сети Интернет и других мультимедийных сетей особенно актуальным является вопрос об охране прав артистов-исполнителей в связи с использованием их исполнений в таких сетях.

В интересах правообладателей и общества в целом законодатель должен успевать отражать реальное положение вещей в нормах права. Решению этой задачи была посвящена реформа законодательства об интеллектуальной собственности: с 1 января 2008 года действует четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, заменившая собой ранее действовавшие законы в сфере интеллектуальной собственности, и вызвавшая широкие дискуссии среди теоретиков и практиков. Одним из специальных направлений упомянутой реформы было создание более детального и всестороннего правового регулирования отношений, связанных с охраной смежных прав исполнителей. Вместе с тем, как представляется, многие вопросы еще не нашли своего решения в законодательстве или требуют дальнейшего совершенствования.

Гражданский кодекс вводит понятие артиста-исполнителя, который в настоящее время является полноправным субъектом смежных прав наряду с режиссером-постановщиком спектакля и дирижером. Артист-исполнитель обладает комплексом личных неимущественных и имущественных прав, при распоряжении которыми возникают гражданско-правовые отношения, - все это дает интересный материал для исследования.

Степень научной разработанности темы исследования. Артисты- исполнители - сравнительно новый субъект права, что обуславливает явно недостаточный уровень разработанности данной темы в юридической литературе. Первые отечественные научные исследования, в которых поднимался вопрос о необходимости охраны прав исполнителей, относятся к 1950-60-м годам - периоду разработки и принятия Международной (Римской) конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961г. (труды Б.С. Антимонова и Е.А. Флейшиц, М.В. Гордона, В.Я. Ионаса, О.С. Иоффе, В.И. Серебровского).

Следующая волна интереса к охране прав исполнителей на результаты интеллектуальной деятельности относится к концу 1980-х - 1990-м гг. и связана с закреплением правового статуса исполнителей как субъектов смежных прав в российском законодательстве (работы Э.П. Гаврилова, В.А. Дозорцева, А.П.Сергеева, С.А. Чернышевой и др.). Вместе с тем вопросы, связанные с правовым регулированием смежных прав артистов- исполнителей, всегда занимали второстепенное место по сравнению с проблемами авторского права, и редко рассматривались самостоятельно, а не в рамках института смежных прав в целом.

С 1997 по 2009 год был защищен ряд диссертаций по темам, связанным с проблемами правовой охраны смежных прав (в частности, В.Л. Вэскером, С.Б. Кокиной, С.Т. Осипенко, Н.Л. Стремецкой, О.С. Фроловой), но эти исследования не охватывают весь комплекс вопросов, связанных с охраной интересов артистов-исполнителей. Наиболее близкой по своей тематике к настоящему исследованию является диссертация С.Б. Кокиной «Исполнение как объект прав артиста-исполнителя», однако эта работа рассматривает лишь некоторые проблемы в сфере исполнительских прав и носит спорный характер, так как ее автор пытается обосновать необходимость распространения на артистов-исполнителей положений авторского права.

Специальные монографические исследования, посвященные охране прав артистов-исполнителей, в настоящее время отсутствуют. Ведущаяся в научных и практических кругах полемика по поводу различных аспектов реализации смежных прав артистов-исполнителей, в значительной мере активизировавшаяся после принятия четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации, свидетельствует о том, что эти вопросы нуждаются в более подробном изучении.

Цель настоящего исследования состоит в разработке теоретических положений, направленных на выявление сущности и содержания интеллектуальных прав артиста-исполнителя, проблем, возникающих на практике в связи с реализацией этих прав, а также в формулировании предложений по совершенствованию гражданско-правового регулирования в сфере смежных прав артистов-исполнителей.

Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи исследования:

  1. определение положения, которое занимают права артистов- исполнителей в системе интеллектуальных прав в целом и смежных прав в частности;

  2. выявление признаков, характеризующих исполнение как объект прав артиста-исполнителя и отличающих его от произведения как объекта авторских прав;

  3. исследование правовой природы коллектива исполнителей;

  4. изучение особенностей смежных прав артиста-исполнителя, их состава и содержания;

  5. анализ правовых возможностей реализации артистом- исполнителем исключительного права;

  6. исследование характерных особенностей договора о продюсировании;

  7. рассмотрение наиболее актуальных способов защиты интеллектуальных прав артистов-исполнителей.

Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие по поводу реализации и охраны прав артиста-исполнителя.

Предметом исследования выступает российское законодательство, международные договоры, законодательство зарубежных государств, судебная и арбитражная практика, российская и зарубежная доктрина в сфере смежных и авторских прав.

Методологическую основу исследования составили как общенаучные, так и специальные методы познания, такие, как сравнительно-правовой, формально-юридический, метод системного анализа, социологический, историко-правовой и др.

В качестве теоретической основы исследования использовались работы Б.С. Антимонова, И.А. Близнеца, Э.П. Гаврилова, М.В. Гордона, С.П. Гришаева, В.А. Дозорцева, В.Я. Ионаса, О.С. Иоффе, В.О. Калятина, А.Л. Маковского, В.П. Мозолина, A.A. Пиленко, А.П. Сергеева, В.И. Серебровского, С.А. Сударикова, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, И. Тулубьевой, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой, Г.Ф. Шершеневича, О.Ю.Шилохвоста, A.M. Эрделевского и др. Также изучались работы иностранных авторов, таких, как JI. Бентли, В. Веинке, Р. Дюма, А. Керевер, Д. Липцик, Д. Пассман, Б. Шерман и др. Вопросы, затронутые исследованием, в той или иной степени освещались в диссертационных исследованиях B.JI. Вэскера, А.О. Мелузовой, P.A. Мерзликиной, С.Т. Осипенко, E.H. Петрова, O.A. Рузаковой, A.B. Степановой, H.JI. Стремецкой, Г.И. Уваркина, С.В. Усольцевой, О.С. Фроловой и других. Кроме того, использовались материалы прессы и интернет-ресурсов (copyright.ru, copyrighter.ru, fips.ru и др.).

Нормативной основой исследования выступает российское законодательство, в первую очередь Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации (особое внимание уделено ранее действовавшему Закону РФ от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»). Используются международные договоры, в частности: Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 1961 г.), Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (1996 г.), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (1994г.), а также директивы Европейского союза. В отдельных случаях привлекается иностранное законодательство (Франции, Германии и др.)

Эмпирическую базу диссертационного исследования составила судебная и арбитражная практика в области защиты смежных прав, принадлежащих артистам-исполнителям и иным обладателями прав на исполнения и фонограммы, а также договоры, заключаемые артистами- исполнителями в связи с их творческой деятельностью и распоряжением исключительным правом.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем предпринята попытка комплексного рассмотрения проблем, возникающих в связи с охраной интеллектуальных прав артистов-исполнителей.

С 1 января 2008 года вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, во многом изменившая положение артиста- исполнителя и состав его прав. Настоящая работа является первым исследованием, предпринятым после столь существенного изменения законодательства и комплексно рассматривающим проблемы, возникающие в связи с охраной интеллектуальных прав артистов-исполнителей. В ходе работы над диссертацией были выявлены некоторые правовые проблемы и предложены решения, которые должны способствовать более эффективной охране прав артистов-исполнителей.

Основные научные положения, выносимые на защиту. На основании проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:

    1. Объектом интеллектуальных (смежных) прав артиста-исполнителя является исполнение, под которым понимается результат интеллектуальной (исполнительской) деятельности, представляющий собой процесс творческой интерпретации или импровизации артистом-исполнителем произведений, а также иных творческих идей посредством актерской игры, декламации, пения, танца, игры на музыкальном инструменте или иным образом, и выраженный в объективной форме, допускающей воспроизведение и распространение исполнения с помощью технических средств.

    2. Артист-исполнитель наряду с режиссером-постановщиком спектакля и дирижером признается автором исполнения. Это физическое лицо, творческим трудом которого такое исполнение создано. Понятие артиста- исполнителя в Гражданском кодексе толкуется расширительно, поскольку наряду с профессиональными артистами (актерами, музыкантами, танцорами) в нем упоминаются и другие лица, играющие роль, поющие, играющие на музыкальном инструменте и т.д., в число которых могут входить не профессионалы (ст.1313 ГК). Вместе с тем в число артистов- исполнителей не могут входить спортсмены эстетико-творческих видов спорта и некоторые другие категории лиц (ораторы, модели), поскольку осуществляемая ими деятельность носит творческий характер, но не подпадает под определение артиста-исполнителя, данное в ст.1313 ГК РФ.

    3. Коллектив исполнителей является разновидностью совместного исполнения и отличается стабильным характером творческого сотрудничества исполнителей, а также неоднократностью совместного создания исполнений. Закон не предъявляет специальных требований к форме, в которой создается коллектив исполнителей. Он может принять вид коммерческого или некоммерческого юридического лица, его структурного подразделения. Однако чаще всего коллектив исполнителей возникает на основе письменного или устного соглашения между его участниками. Такое соглашение может напоминать договор о совместной деятельности, но правовая природа коллектива исполнителей отличается от простого товарищества.

    Поскольку коллектив исполнителей не исчерпывает всех возможных видов совместного исполнения, в ГК РФ целесообразно включить по аналогии со ст. 125 8 о соавторстве общие правила о совместном исполнении, а нормы о коллективе исполнителей рассматривать как его особый случай.

    4. Артист-исполнитель обладает личными неимущественными правами: правом авторства и правом на имя. Право авторства является самостоятельным правом, введение которого свидетельствует о более высоком уровне охраны прав исполнителей, достигнутом в действующем российском законодательстве. Согласно ст. 1228 и ст. 1313 ГК РФ исполнитель считается автором создаваемого его творческим трудом исполнения. Право авторства может принадлежать только артисту- исполнителю, непосредственно являющемуся автором исполнения.

    Право артиста-исполнителя на имя выполняет те же функции, что и право на имя автора произведения. Представляется, что его формулировка в законе должна быть приближена к определению права на имя автора произведения (п.1 ст.1265 ГК). В частности, следует предусмотреть возможность для артиста-исполнителя выступать анонимно (без указания имени) на добровольном основании, а не только в случаях, предусмотренных подп. 3 п.1 ст. 1315 ГК РФ.

    Право на указание наименования коллектива исполнителей, упомянутое в подп.З п.1 ст. 1315 ГК, следует признать не элементом права исполнителя на имя, а самостоятельным правом неимущественного характера, принадлежащим коллективу исполнителей в целом. Его реализация не исключает возможности реализации права на имя каждого из участников такого коллектива.

    Право на неприкосновенность исполнения (подп. 4 п. 1 ст. 1315 ГК РФ) - это еще одно личное неимущественное право артистов-исполнителей, хотя оно прямо и не названо таковым в законе. Артисту-исполнителю действующим законодательством предоставлена возможность защищать исполнение от всякого искажения, под которым понимается внесение изменений в запись исполнения, в его сообщение в эфир или по кабелю. Субъективный критерий (ущерб чести и достоинству исполнителя) заменен на объективный (извращение смысла или нарушение целостности восприятия исполнения), что должно облегчить истцу процесс доказывания такого нарушения.

    5. Право на имя (в том числе на выступление под вымышленным именем - псевдонимом) и право на указание наименования коллектива исполнителей могут принадлежать только соответственно артисту- исполнителю или коллективу исполнителей. В связи с тем, что псевдонимы артистов-исполнителей, названия их коллективов обладают коммерческой ценностью, на практике возникает большое число споров с продюсерами, которые на основании договоров о продюсировании пытаются закрепить права на такие псевдонимы или названия коллективов за собой (в частности, путем оформления их в качестве товарного знака). Между тем, продюсеры вправе предъявлять к исполнителям лишь материальные претензии, вызванные нарушением договорных обязательств, и не должны претендовать на ограничение их личной сферы.

    Целесообразно дополнить подп. 2 п. 9 ст. 1483 ГК РФ о том, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные имени (ст. 19 ГК), псевдониму (п.1 ст.1265) или производному от них обозначению известного в Российской Федерации лица, без согласия этого лица или его наследника, указанием на псевдоним исполнителя и на наименование коллектива исполнителей (подп.З п.1 ст. 1315).

    1. Гражданский кодекс РФ заметно расширил перечень способов использования исполнений, составляющих содержание исключительного права исполнителя по сравнению с ранее действовавшим Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах», что отражает существующую в мире общую тенденцию к такому расширению содержания прав исполнителя.

    Можно выделить две основные группы способов использования исполнения: 1) использование живого исполнения; 2) использование записи исполнения. Перечень способов использования, приведенный в л.2 ст. 1317 ГК РФ, не является исчерпывающим, однако целесообразно прямо включить в него право на доведение до всеобщего сведения живого исполнения, которое является в наше время достаточно распространенным, но не получило отражения в законе.

    1. Право на вознаграждение, которое предусмотрено для артистов- исполнителей в ст.1245 и ст. 1326 ГК РФ, как вытекает из смысла положений части четвертой ГК РФ (п.5 ст. 1229 ГК) и из разъяснений высших судебных инстанций (п. 10.1 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Президиума Высшего арбитражного суда РФ № 5/29 от 26 марта 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»), следует рассматривать как правомочие в составе исключительного права. Из этого следует, что упомянутое право на вознаграждение должно иметь тот же правовой режим, то есть оно является отчуждаемым и передаваемым. Вместе с тем между формулировками ст.1245 и ст. 1326 имеется серьезное различие, которое позволяет предположить, что в соответствии со ст.1245 ГК в случаях, когда исключительное право на исполнение переходит к другому лицу, право на вознаграждение по умолчанию сохраняется за исполнителем (хотя и может быть им отчуждено, если такое условие будет специально оговорено в договоре), в то время как по ст. 1326 ГК право на вознаграждение в случае отчуждения исключительного права по умолчанию переходит к правоприобретателю.

    8. Высказываются разные точки зрения на правовую природу договора о продюсировании: в теории указывают на возможность его оформления в виде договора простого товарищества, договора доверительного управления, смешанного договора или трудового договора. Представляется, что договор о продюсировании, предусматривающий сотрудничество продюсера и артиста-исполнителя (коллектива исполнителей), носит характер смешанного гражданско-правового договора, который может включать элементы возмездного оказания услуг, поручения, агентирования и др., в том числе договоров о распоряжении исключительным правом. Вместе с тем, договор о продюсировании не должен содержать элементы трудового договора. В целях улучшения охраны прав артистов-исполнителей целесообразно дополнить главу 71 ГК РФ статьей, регулирующей вопросы, связанные с договором о продюсировании.

    Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы и предложения, сделанные в диссертационном исследовании, могут быть использованы в законодательной работе, при систематизации и обобщении судебной практики, а также при осуществлении правоприменительной деятельности. Основные положения работы могут быть использованы в учебном процессе в юридических вузах при изучении общего курса гражданского права, а также спецкурсов в области интеллектуальных прав.

    Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы при обсуждении диссертации на кафедре гражданского права Международного Юридического Института. Основное содержание работы отражено в научных публикациях автора.

    Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, разделённых на десять параграфов и библиографического списка. Содержательная часть диссертационного исследования подчиняется цели полного и логичного раскрытия темы.

    Законодательство об охране прав исполнителей

    Деятельность артистов насчитывает многовековую историю, люди издавна стремились творчески выразить свое отношение к окружающему миру и его восприятие, создавая произведения и исполняя их.

    Невозможно точно определить момент появления артистов- исполнителей, они были всегда, развлекая своих современников. Правда, не всегда общество считало труд профессиональных артистов почетным. Социальное положение артистов было не простым. Например, в Российской империи чиновники, поступающие на сцену, предварительно лишались чинов, которые, однако, возвращались им при увольнении. В то же время, прослужив 15 лет, артисты могли ходатайствовать о возведении в потомственное почетное гражданство, причем это распоряжение касалось только российских подданных . Известная танцовщица Айседора Дункан писала о том, что даже в начале 20 века «...артистов рассматривали как низшее сословие - вроде старших слуг» . Тем не менее, творчество музыкантов, певцов, актеров и других исполнителей всегда составляло и составляет часть культурной и даже духовной жизни каждого человека.

    Хотя артисты-исполнители представляли собой довольно многочисленную группу лиц, их деятельность долгое время практически не была урегулирована нормами права. Это объясняется тем, что вплоть до конца 19 века невозможно было качественно зафиксировать исполнение для дальнейшего воспроизведения (фонограф, первое записывающее и воспроизводящее звуки устройство, был представлен публике в 1877 году), следовательно, нельзя было нарушить права исполнителя, незаконно эксплуатируя результат его деятельности. Таким образом, деятельность исполнителей регулировалась нормами трудового права, исполнитель получал вознаграждение за свой труд, а размер этого вознаграждения зависел от таланта и популярности каждого отдельно взятого исполнителя. В.Л. Вэскер отмечает, что «...при отсутствии технических средств исполнители сами определяли и контролировали свою аудиторию, и потребности в охране прав исполнителей просто не было» . Действительно, деятельность исполнителя могла остаться только в памяти зрителя, побуждая его вновь посещать выступления исполнителя для оживления произведенного им однажды впечатления.

    Ситуация коренным образом изменилась из-за развития научно- технического прогресса на рубеже 19 и 20 веков: Эдисон изобрел фонограф, братья "Люмьер - кинематограф, Герц и Маркони - радио, в 1925 году появилось телевидение. В результате стало возможным не только качественно фиксировать исполнения на материальных носителях, пригодных для последующего восприятия, но и многократно доводить до аудитории такое зафиксированное исполнение. Записи исполнений приобрели необыкновенную популярность, спрос на них постоянно возрастал, в связи с чем возникла новая категория субъектов права — производители фонограмм, а артисты-исполнители утратили возможность контролировать свою аудиторию. Д.Липцик видит причину происхождения смежных прав в том, что «...фонограф, кинематограф и эфирное вещание сделали возможным механическое воспроизведение музыкальных, литературных и драматических произведений и обеспечили их сообщение для всеобщего сведения практически в неограниченной аудитории; с этого момента исполнение, которое раньше не мыслилось без личного участия артиста, стало сохраняться и распространяться независимо от последнего» . Безусловно, основную причину в закреплении прав исполнителей сыграл технический прогресс, который и сейчас оказывает влияние на развитие прав исполнителей, предоставляя всё новые возможности для реализации и распространения таких прав. В.Веинке считает, что «в прежнее время исполнитель был достаточно защищен тем обстоятельством, что для того, чтобы послушать его исполнение, надо было «пригласить» его и вступить с ним в личный контакт» , а технический прогресс сделал возможным прослушивание исполнения без непосредственного присутствия исполнителя.

    Сложилась ситуация, при которой исполнители являлись как бы посредниками между авторами и производителями фонограмм, интерпретируя и оживляя произведения авторского права путем их исполнения, а производители фонограмм использовали это исполнение, фиксируя его. В результате часто возникали конфликты, требующие правового решения. Можно согласиться с Н.Л. Стремецкой в том, что «...на зарождение и развитие системы охраны авторских и смежных прав повлияло то, что бесконтрольное тиражирование произведений, исполнений, фонограмм затронуло интересы предпринимателей» .

    К 30-м годам 20 века экономическое положение артистов- исполнителей катастрофически ухудшилось: новые возможности технического прогресса увлекали публику, живые выступления перестали быть востребованными, радиопередачи, граммофонные пластинки, появление в кино звука способствовали росту безработицы среди профессиональных исполнителей, вскоре приобретшей угрожающие размеры.

    Общая характеристика прав артиста-исполнителя

    Артист-исполнитель обладает на созданное им исполнение комплексом прав, смежных с авторскими. Само это название свидетельствует об их тесной связи с правами авторов произведений науки, литературы и искусства. В отношении смежных прав на исполнения с уверенностью можно также говорить и об их высоком уровне сходства с авторскими правами.

    Для обозначения прав авторов на произведения классик российской цивилистики Г.Ф. Шершеневич выделил категорию исключительных прав и выразил свое представление о сути исключительного права следующим образом: «исключительное право представляет юридическую возможность совершения известного рода действий с устранением всех прочих от подражания» . Он основывал природу исключительных прав на монополии обладателя авторского права на использование произведения .

    Идеи Г.Ф. Шершеневича в значительной мере опирались на работы других европейских ученых, в частности, на теорию исключительных прав И. Колера, который считал, что исключительное право направлено на установление монополии на совершение определенных законом действий. Монополия проявляется не только в «отрицательном праве» запрещать третьим лицам использование объекта, но и в «положительном» праве «эксплуатировать» объект, используя его и передавая право на использование другим лицам . В качестве исключительных прав И.Колер рассматривал категорию прав, объект которых является нематериальным. Он рассматривал права автора как единство личных и имущественных прав, но в дореволюционном законодательстве Российской империи под исключительными правами понимались только имущественные права. В отличие от И. Колера, Г.Ф. Шершеневич последовательно придерживался позиции об имущественном характере исключительных прав. В значительной мере эти теоретические взгляды нашли отражение в российском законодательстве конца 19 - начала 20 века (например, в Положении об авторском праве 1911 года) .

    После революции 1917 года и принятия декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 ноября 1918 г. «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» отношение к правам авторов и само понимание сущности исключительных прав резко поменялись. Советские теоретики рассматривали исключительную природу авторских прав с другой точки зрения: как их неотчуждаемость и неотторжимость от личности автора в течение всей его жизни, недопустимость перенесения прав автора на другое лицо . Антимонов Б.С. и Флейшиц Е.А. высказывались за отмену термина «исключительные права» как «неясного» .

    Так как в СССР отсутствовал свободный рынок имущественных авторских прав, в ГК РСФСР 1964 года законодатель применил термин «исключительное право» лишь к правам на изобретение не называя права авторов произведений науки, литературы и искусства исключительными. В результате перехода к рыночной экономике в 1990-х годах появилась возможность участия таких имущественных прав в гражданском обороте, в результате чего понятие «исключительные права» вновь появилось в правовых актах - Законе об авторском праве и части четвертой Гражданского кодекса РФ . Оба эти акта рассматривают «исключительное право» как имущественное (экономическое) право. Наличие исключительных прав признается законом не только у авторов произведений науки, литературы и искусства, но и у обладателей смежных прав, в том числе - у артистов- исполнителей.

    В настоящее время распространена точка зрения, согласно которой исключительный характер прав артиста-исполнителя заключается в том, что только артист-исполнитель или иной правообладатель вправе использовать исполнение по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону. Например, С.П. Гришаев считает, что «исключительными указанные права являются в том смысле, что третьи лица не имеют права использовать объект смежных прав без разрешения правообладателя за изъятиями, установленными в законе» .

    Распоряжение исключительным правом артиста-исполнителя

    Исключительное право артиста-исполнителя является оборотоспособным: артисты-исполнители и правообладатели наделены возможностью распоряжаться принадлежащим им исключительным правом на исполнение. Принадлежащее артисту-исполнителю или иному правообладателю правомочие распоряжения исключительным правом заключается в том, что обладатель исключительного права вправе по своему усмотрению совершать в отношении такого права любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое исключительное право другим лицам, передавать по наследству, обременять исключительное право (например, делая его предметом залога), и распоряжаться им иным образом. Исключительное право на исполнение переходит к третьим лицам в определенных случаях: или на основании договорных обязательств, или без заключения договора с правообладателем в предусмотренных законом случаях (ст. 1241 ГК РФ) .

    Закон об авторском праве упоминал два вида договоров, с помощью которых передавались имущественные авторские права: о передаче исключительных прав и о передаче неисключительных прав (ст. 30). В качестве предмета авторского договора выступали имущественные права, а его содержанием являлась их передача. Исключительное право исполнителя на использование исполнения также могло передаваться другим лицам на основании договора (п. 7 ст. 37). Нормы, касающиеся авторских договоров, распространялись по аналогии на договоры, заключаемые исполнителями, поэтому исполнитель также мог заключать договоры о передаче исключительных и неисключительных прав. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешал использование исполнения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передавались, и давал такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам; а авторский договор о передаче неисключительных прав разрешал пользователю использование исполнения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) с другими лицами, получившими разрешение на использование этого исполнения таким же способом.

    Вопрос о природе авторских договоров оставался спорным на протяжении многих лет, что было связано с изменением взглядов на оборотоспособность имущественных прав авторов в советской, а затем российской правовой доктрине . Вместе с тем следует признать, что начиная с 1973 года (присоединения СССР к Всемирной конвенции об авторском праве 1952г.), когда в советское законодательство было введено понятие лицензионного договора, взгляды о возможности передачи имущественных прав по авторскому договору, стали завоевывать все более значительное место . В Законе об авторском праве, принятом в 1993гм эта позиция окончательно победила, поскольку оба предусмотренных им вида авторских договоров были сформулированы именно как договоры о передаче прав .

    Вместе с тем из их содержания было очевидно, что исключительные права по этим договорам не переходят в полном объеме к пользователям. Речь, таким образом, шла о двух видах лицензионных договоров: на исключительную и неисключительную лицензию. Вопрос о возможности заключения договоров, по которым исключительные права авторов или исполнителей могли бы отчуждаться, оставался не урегулированным.

    В настоящее время распоряжение исключительным правом осуществляется по договору и без договора (в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) и при обращении взыскания на имущество правообладателя, ст. 1241 ГК РФ). Объем работы не позволяет подробно остановиться на всех аспектах этой темы, поэтому здесь рассматриваются лишь некоторые договоры о распоряжении исключительным правом на исполнение.

    Похожие диссертации на Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации