Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Юридическая природа концертных услуг в системе культурно-зрелищных мероприятий 13
1. Понятие и признаки концертной деятельности как разновидности культурно-зрелищных услуг 13
2. Эволюция культурно-зрелищных услуг 50
Глава 2. Правовая характеристика договора возмездного оказания концертных услуг 60
1. Правовое регулирование концертных услуг 60
2. Понятие и правовая природа договора возмездного оказания концертных услуг 81
3. Порядок заключения и содержание договора возмездного оказания концертных услуг 101
Глава 3. Ответственность сторон по договору возмездного оказания концертных услуг 125
1. Субъектный состав договора возмездного оказания концертных услуг 125
2. Ответственность сторон и защита прав зрителей 136
Заключение 160
Список использованной литературы 172
- Понятие и признаки концертной деятельности как разновидности культурно-зрелищных услуг
- Правовое регулирование концертных услуг
- Субъектный состав договора возмездного оказания концертных услуг
Введение к работе
Примечательно, что развитие сферы услуг в России отстает от аналогичного процесса в развитых зарубежных странах. Так, в 1990 г. на долю рассматриваемых отраслей в России приходилось 23% валового внутреннего продукта и 37% общей численности занятых, то есть эти показатели были в 2-2,5 раза ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. В 1996 г. эти показатели составили соответственно 53 и 50%, однако в преобладающей части их рост связан с более глубоким падением материального производства.1
Преобразование российского общества и осуществляемые в стране экономические реформы не могли не затронуть культурную жизнь, испытывающую в последнее десятилетие воздействие двух противоположных тенденций.
С формированием демократических основ государства в стране наметился рост творческой инициативы граждан, возникновение театров, музеев, творческих коллективов и объединений, появление новых артистов-исполнителей. Свободы, полученные деятелями и организациями культуры, обеспечили оптимальные условия для ее развития. Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных принципах.
1 См.: Рос. стат. Ежегодник. 1997. М, 1997. С. 271.
Одновременно с этим государство сокращает свое участие в поддержке отечественной культуры, оставляя решение возникающих проблем формирующемуся рынку. Уменьшается влияние культуры на российское общество, на формирование позитивных установок и ценностных ориентации граждан.
«Несмотря на сложную, в некоторых областях культурного развития -кризисную, ситуацию, частично удалось преодолеть господство патерналистской психологии в сфере культуры, добиться распространения программных методов организации культурной деятельности, расширения форм и объемов участия общества в поддержке культуры. В настоящее время имеются необходимые социальные, экономические и психологические предпосылки для начала радикального обновления системы государственного управления и государственного регулирования в сфере культуры. Сегодняшнюю ситуацию в отрасли можно охарактеризовать как начало принципиально нового этапа ее устойчивого развития. Вместе с тем в условиях становления рыночных отношений и демократизации общества накопленный потенциал культуры требует преобразований».1
Наряду с указанием на наличие социальных, экономических и психологических предпосылок, налицо правовой вакуум некоторых направлений сферы культуры.
Общественные отношения, складывающиеся по поводу оказания услуг в сфере культуры, являются весьма разнообразными и охватывают различные стороны культурной деятельности. Однако приоритетной задачей, на наш взгляд, является формирования правовых средств регулирования оказания именно концертных услуг, как наиболее
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 955 «О федеральной целевой программе «Культура России (2001 - 2005 годы)» (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.07.2002 N 540, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 03.12.2001 N 837, распоряжением Правительства РФ от 21.10.2004 N 1355-р).
динамичного направления в сфере культуры. В настоящее время оно наиболее интегрировано в рыночную систему страны и строится в основном не на базе бюджетного финансирования, а на принципах возмездности, что свидетельствует о необходимости детальной правовой регламентации такой деятельности, в первую очередь, с целью защиты интересов экономически наиболее слабой стороны - потребителя, а также авторского права.
Уровень разработанности проблем современного правового регулирования концертных услуг с полным основанием можно все еще считать как начальный. Кроме того, отсутствие специального правового регулирования отношений в сфере концертных услуг, учитывающего особенности данного вида деятельности приводит к злоупотреблениям в отношении потребителей данных услуг. Таким образом, актуальность темы исследования обусловливается требованиями совершенствования правового регулирования оказания концертных услуг потребителю на этапе формирования рыночной экономики.
Степень разработанности темы. Многие авторы в своих
работах исследовали услуги или отдельные их разновидности. Одной из фундаментальных работ на тему услуг является монография Н.А. Баринова, в которой «проблема правового регулирования удовлетворения потребностей граждан в услугах рассматривается с позиции гражданского права как одной из ведущих отраслей права, занимающей доминирующее положение в регулировании хозяйственных отношений и предпринимательской деятельности».1 В монографии рассматриваются самые необходимые, на взгляд автора, услуги: бытовые, жилищно-коммунальные, транспортные, услуги организаций связи и медицинские. М.И Брагинский и В.В. Витрянкий являются авторами серии из четырех книг, которые посвящены договорному праву. Книга третья в этой серии
1 Баринов Н.А. Услуги: Изд. 2-е, дополненное. - Саратов: Изд-во «Надежда», 2003. С.4.
называется «Договоры о выполнении работ и оказании услуг». Существуют и другие работы об услугах: Е.Д. Шешенина -«Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг» и его же сборник ученых трудов под названием «Предмет обязательств по оказанию услуг»2, работа В.В Кваниной - «Договор на оказание возмездных услуг» , Л.Б. Ситдиковой - «Правовое регулирование отношений по возмездному оказанию услуг»4 и другие. Одной из последних является работа Ю.Н. Андреева - «Гражданско-правовое регулирование возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК): теория и судебная практика».5 Отдельным видам услуг посвящены диссертационные исследования: «Договор возмездного оказания консультационных услуг» -А.И. Петрова,6 «Договор возмездного оказания образовательных услуг в системе высшего профессионального образования» - Л.М. Волчанской.7 Также диссертации о туристских8, медицинских услугах9, услугах радиотелефонной сотовой связи10, аудиторских услугах11 и других.12 Исследованию проблем в области правового регулирования услуг уделяли внимание в своих трудах многие ученые-цивилисты, однако
1 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и
оказании услуг. - М.: «Статут», 2002. - 1038 с.
2 Шешенин Е.Д. Предмет обязательств по оказанию услуг. Сборник ученых трудов СЮИ. Вып. 3. М:
Госюриздат,1964. з Кванина В.В. Договор на оказание возмездных услуг. Учебное пособие. Челябинск. 2002.
4 Ситдикова Л.Б. Правовое регулирование отношений по возмездному оказанию услуг.- Набережные
Челны: Изд-во Камского госуд. политехи, ин-та, 2003. - 168 с.
5 Андреев Ю.Н. Гражданско-правовое регулирование возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК): теория и
судебная практика. Воронеж: Институт экономики и права, 2005. 400 С.
Петров А.И. Договор возмездного оказания консультационных услуг. Диссертация кандидата юридических наук. Рязань. 2004. 158с. Волчанская Л.М. Договор возмездного оказания образовательных услуг в системе высшего профессионального образования. Диссертация кандидата юридических наук. Волгоград. 2002.
Сирик Н.В. Договор оказания туристских услуг в ГП России. Диссертация кандидата юридических наук. Рос. Акад, Гос. Службы при Президенте РФ. 2001.
Васильева Е.Е. Договор возмездного оказания медицинских услуг по законодательству РФ. Диссертация кандидата юридических наук. Томск. 2004. 202 с.
Суденко В.В. Договор оказания услуг радиотелефонной сотовой связи. Диссертация кандидата юридических наук. Краснодар. 2003. 172 с.
Колесников В.Н. Договор возмездного оказания аудиторских услуг. Диссертация кандидата юридических наук. М., 2004.176 с.
Зарапина Л.В. Правовое регулирование перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Дис. к.ю.н. Волгоград. 2004.
проблемы правового регулирования оказания концертных услуг остаются не исследованными в цивилистической науке. В этой связи Э.П. Андрюхина справедливо замечает, что «в сфере культуры действует огромное количество актов, регулирующих большинство направлений культурной деятельности. А вот по вопросам концертной деятельности нет специализированного нормативного акта, несмотря на то, что эта сфера крайне специфична».1
Цель диссертационного исследования заключается в изучении и комплексном анализе теории гражданского законодательства и правоприменительной практики в области возмездного оказания концертных услуг, а также разработке предложений по совершенствованию действующего законодательства в этой сфере. Эта цель достигается решением следующих задач:
исследовать юридическую природу культурно-зрелищных услуг;
определить место концертных услуг в системе культурно-зрелищных;
дать правовую характеристику концертным услугам как разновидности культурно-зрелищных мероприятий;
определить понятие и содержание концертных услуг как объекта гражданского права;
исследовать правовое регулирование оказания концертных услуг;
- дать понятие договора возмездного оказания концертных услуг и
определить его место в системе гражданского права;
выявить особенности заключения договора возмездного оказания концертных услуг;
проанализировать содержание данного договора;
изучить субъектный состав этого договора;
Андрюхина Э.П."Законодательство Российской Федерации о культуре" ("Журнал российского права", N 3, 2002)
- выработать предложения по совершенствованию гражданского законодательства России в сфере возмездного оказания концертных услуг
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, сложившиеся в сфере возмездного оказания концертных услуг.
Предметом исследования является договор возмездного оказания концертных услуг и нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации (в дальнейшем ГК РФ), регулирующие деятельность по возмездному оказанию данных услуг.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы: диалектический, исторический, формальнологический, технико-юридический, сравнительно-правовой, структурно-системный, аналитический.
Теоретической основой исследования являются фундаментальные теоретические положения гражданского права и общей теории права. В работе использованы труды ученых: Ю.Н. Андреева, В.К. Андреева, Н.А. Баринова, Е.В. Богданов, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Е.П. Грушевой, Г.А. Гусевой, С.Э. Жилинского, Б.Д. Завидова, Н.П. Индюкова, В.А.Исаченко, О.С. Иоффе, А.Ю. Кабалкина, Ю.Х. Калмыкова, В.В. Кваниной, С.Б.Кокиной, А.И. Кочерги, В.А. Лапача, Т.Л. Левшиной, В.В.Меркулова, В.П. Мозолина, А.И. Петрова, Б.И. Пугинского, М.Б. Российского, А.Я. Рыженкова, О.Н. Садикова, Е.И. Свеженцевой, B.C. Семенова, В.И.Синайского, Л.Б. Ситдиковой, Д.И. Степанова, Е.А. Суханова, Э.В. Таланиной, П.М. Филиппова, А.Н. Хабарова, З.И. Цыбуленко, В.Н. Цирульникова, А. Е. Черноморца, А.Е. Шерстобитова, Е.Д.Шешенина, В.Ф. Яковлева и др.
Нормативной базой диссертации являются действующие и утратившие силу правовые акты СССР, РСФСР, РФ, а также договорная практика в сфере оказания концертных услуг.
Эмпирическую основу исследования составляют Постановления Пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР и РФ.
Научная новизна исследования. Диссертация является первой монографической работой, посвященной комплексному анализу понятия, юридической природы и содержания договора возмездного оказания концертных услуг, а также определению его места и роли в системе договоров российского гражданского права. Одним из первых в цивилистической науке автором разработаны понятия: культурно-зрелищных услуг и договора возмездного оказания концертных услуг, как разновидности культурно-зрелищных мероприятий.
В результате проведенного исследования сформулирован ряд новых научно-теоретических выводов и положений, сделаны предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность по оказанию возмездных концертных услуг. На защиту выносятся следующие основные выводы и положения:
1. Доказывается, что понятие «культурно-зрелищный» является
собирательным, образованным от слов «культура» и «зрелище». Первое из
них указывает на культурный и воспитательно-образовательный характер
исследуемых услуг (в процессе которых вниманию зрителей предлагаются
произведения культуры и искусства), а второе - на преимущественно
зрительное восприятие таких услуг.
2. Утверждается, что к культурно-зрелищным услугам, кроме концертов,
спектаклей и т.д., можно отнести и всевозможные выставки, когда
культурные ценности не выражаются в действиях исполнителей (песни,
танцы), а остаются неподвижными (картины).
3. Аргументируется вывод о том, что культурно-зрелищным услугам
присущи как общие признаки услуг, так и специфические:
творческий характер деятельности исполнителя (за исключением кинопоказа и выставок, где деятельность исполнителя носит организационно-технический характер);
уникальность, единичность форм создания или воспроизведения услуг культуры, рассчитанных на их массовое потребление (театральный спектакль, концерт);
- направленность воздействия на внутренний мир, на душу зрителя с целью удовлетворения его культурных потребностей; ориентирование на массовость потребителя.
4. Обосновывается авторское определение концертной услуги, под которой
понимается разновидность культурно-зрелищных услуг, представляющая
собой фактически и юридически осуществимую услугу по организации и
проведению концертов, не имеющую овеществленного результата и по этой
причине обладающую признаком неосязаемости. Данная услуга
оказывается и поглощается единовременно - в процессе самой
деятельности, неотделима от исполнителя, направлена на удовлетворение
культурных потребностей широкого круга зрителей, заключается в
уникальности, единичности форм воспроизведения, оказывается
исключительно творческой деятельностью непосредственного исполнителя
в строго определенном месте (концертный зал, концертная площадка) и в
установленное время только на основании лицензии.
Делается вывод о том, что рынок концертных услуг, сформировавшийся в условиях развития предпринимательской деятельности - это совокупность существующих и потенциальных потребителей с соответствующими запросами и интересами, заказывающими данные услуги с целью приобщения к миру культуры и искусства или иной целью.
Доказывается, что договор об оказании концертных услуг следует понимать как «безымянный» вид поименованного типа, который называется «Возмездное оказание услуг» и урегулирован главой 39 ГК РФ.
7. Формулируется научное понятие договора оказания концертных услуг
как соглашения, в силу которого одна сторона - профессиональный
исполнитель или посредник-организатор, обязуется в установленные сроки
оказать другой стороне - заказчику (гражданам, организациям, Российской
Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным
образованиям), культурно-зрелищную услугу в виде концерта для населения
своими силами или посредством привлечения к исполнению третьих лиц,
а другая сторона обязуется оплатить эти услуги и выполнить обязанности,
предусмотренные договором.
8. Утверждается, что с позиции общей теории гражданского права
данный договор является консенсуальным, двусторонним, возмездным.
По своей юридической природе может являться как публичным, так и
частным. Он является договором присоединения, основным
(окончательным), каузальным и срочным.
9. Аргументируется, что исходя из субъектного состава, договор возмездного
оказания концертных услуг может заключаться между:
артистом и зрителем;
артистом и посредником-организатором, который затем либо продаст билеты - с целью извлечения прибыли (договор в интересах третьих лиц), либо для зрителей мероприятие будет бесплатным (договор об исполнении третьим лицам);
посредником-организатором и зрителем.
10. Установлена особенность данного договора, которая заключается в
том, что зрителем, а значит и стороной договора, может быть и
недееспособное лицо - кроме концертов, имеющих возрастные
ограничения (запрещены для малолетних).
11. Доказывается, что существенными условиями договора возмездного
оказания концертных услуг являются предмет (надлежащая организация и
проведение мероприятия, его репертуар, содержание и т.п.) цена, срок, место, а также все условия, содержащиеся в «райдере». 12. Дается научное определение нового для российской цивилистики понятия «райдер», под которым понимается перечень требований исполнителя (в том числе гастролирующего) к принимающей стороне (заказчику концертных услуг), состоящий из технической и бытовой частей. В случае принятия заказчиком данного перечня все его пункты становятся существенными условиями договора возмездного оказания концертных услуг. Бытовая часть не касается непосредственно концертных услуг, но имеет сопутствующий характер и подразумевает требования к транспорту, встрече и проводам артиста, проживанию в гостинице, оборудованию гримерок и прочее. Техническая же часть предусматривает необходимую аппаратуру, а соответственно отражается на качестве концертных услуг.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в работе положения и выводы могут использоваться в теории гражданского права, в учебном процессе, в нормотворческой и правоприменительной деятельности.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были обсуждены и одобрены на кафедре гражданского права и процесса Волжского гуманитарного института (филиала) Волгоградского государственного университета.
Основные положения диссертационного исследования были внедрены в учебный процесс при проведении всех видов занятий по гражданскому и предпринимательскому праву в ВГИ ВолГУ.
Автор выступал на ряде научно-практических конференций. Выводы, положения и предложения автора нашли свое отражение в 5 научных публикациях, в том числе в изданиях, рекомендованных Высшей
аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.
Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Понятие и признаки концертной деятельности как разновидности культурно-зрелищных услуг
Группа работы и услуги, наряду с вещами, включая деньги и ценные бумаги, иным имуществом, в том числе имущественными правами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальной собственностью), а также нематериальные блага, отнесены действующим Гражданским Кодексом Российской Федерации1 к объектам гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). В качестве объекта услуга названа в большинстве статей ГК РФ.
С отношениями по оказанию различного вида услуг цивилистика знакома уже на протяжении тысячелетий. Римское право регулировало услуги в рамках договора найма, в который включало «наем вещей», «наем работ» и «наем услуг». Отсутствие самостоятельного договора услуг объяснялось незначительным объемом отношений по найму услуг, которые, не шли ни в какое сравнение с возможностью использования рабов, то есть пользования вещью. Ведь пока лицо, осуществляющее действия, не свободно, то не употребим и термин «нанявшийся» поскольку таковое возможно только на основании двусторонней сделки. Деятельностью более высокого порядка занимались представители высших классов бесплатно. В основе такого подхода лежало разграничение свободной и несвободной профессии и отличие между гонораром и платой. «А уже в начале 19 века во Французский гражданский кодекс была включена глава III Титула VIII «О найме работы и услуг», в которой выделены разделы «О найме услуг и рабочих», «О перевозке по земле и по воде», а также «О подряде». В Германском гражданском уложении в составе раздела «Отдельные виды обязательств», наряду с договором подряда, были урегулированы и трудовой договор, и ряд иных договоров, традиционно относимых к договорам услуг (маклерский договор, договоры поручения, хранения и др.). При этом глава «Подряд» включила наряду с изготовлением или изменением вещи также иной результат, достигнутый путем «Выполнения работ или оказания услуги». Впоследствии главу разделили на две части: «Договоры подряда» и «Туристического обслуживания». Соответственно было сочтено целесообразным, изменить прежнее название главы на «Подряд и подобные договоры».3 Таким образом, германский законодатель подчеркнул существование договоров, отличных от подряда. В русской дореволюционной науке было множество мнений по вопросу подряда и договора услуг.4 ГК 1922 и ГК 1964 года совсем не выделяли договора услуг, однако эта категория была им известна. Например, ГК 1964 года не исключал возможность отграничения данных договоров от подряда, хотя бы потому, что легальное определение подряда указывало только на выполнение «работ», но не «услуг». В ГК РСФСР 1964 года урегулированными и тем самым легально признанными были договоры поручения, комиссии, хранения, перевозки.1 В отечественной и зарубежной цивилистике в 60-х годах договоры на выполнение работ и оказании услуг стали разграничиваться. Основанием послужил двоякий характер услуг (материальные и нематериальные), что обусловило разницу в их правовом регулировании.2 Действующий ГК РФ, наконец, выделил оказание услуг в самостоятельную главу 39, оставив без подробного регулирования. В.А. Ойгензихт отмечал незавершенность таких институтов договорного права, как договоры, обслуживающие культурные и бытовые нужды граждан. Автор указывал на их нетипичность.
«Услуга является специфическим действием, и чтобы определить его сущность, необходимо отделить его от действий другого вида, указав на ее признаки».5 Однако до настоящего момента общая теория права и теория гражданского права не дает однозначного ответа, какими признаками должны обладать услуги, чтобы регулироваться главой 39 ГК РФ. В современном мире наблюдается большое разнообразие отношений в этой сфере, и их число неуклонно преумножается в связи с развитием общества, поскольку его потребности, в том числе и потребности в услугах, со временем эволюционируют, на что и было указано Н.А. Бариновым, который отмечает: «Постоянное возрастание потребностей, их последующее удовлетворение не ведет к их «ухудшению».
Правовое регулирование концертных услуг
«Удовлетворение насущных потребностей имеет, безусловно, первостепенное значение для жизнедеятельности человека. Вместе с тем человек не может довольствоваться только удовлетворением насущных потребностей. Значительное место в обеспечении его жизнедеятельности занимают потребности в передвижении, общении, получении информации».1 Также добавим, что немаловажным является удовлетворение культурных потребностей, на что и направлена концертная деятельность.
Культура - одно из приоритетных направлений, которое поддерживается и контролируется Российской Федерацией. Неслучайно в структуре исполнительной власти государства существует специальный орган, который в последние годы испытал эволюционные преобразования. В марте 1992 года в Российской Федерации было образовано Министерство культуры и туризма, которое менее чем через год было разделено на два самостоятельных ведомства: Министерство культуры и Комитет по туризму.1 На сегодняшний день в стране функционирует Министерство культуры и массовых коммуникаций, образованное в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Красноречивым свидетельством высокого значения, придаваемого государством сфере культуры, является и федеральная целевая программа "Культура России (2001 - 2005 годы)" (далее - Программа), утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 955, в целях комплексного решения проблем сохранения и развития культурного потенциала страны, сохранения и эффективного использования культурного наследия народов Российской Федерации. Общий объем финансирования Программы составляет 49153,9 млн. рублей, что также говорит о понимании государством высокой роли культуры.
Правовое регулирование исследуемых услуг заключается в воздействии права на общественные отношения, возникающие при их оказании, с помощью специальной системы юридических средств.
Любое новое явление реальной жизни со временем находит свое отражение в праве и законодательстве. В процессе происходящих в стране реформ развиваются существующие и складываются новые общественные отношения, успешное осуществление и дальнейшее совершенствование которых невозможны в современных условиях без правового регулирования.
Впервые в кодифицированном отраслевом законе услуги были предусмотрены в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик применительно к конкретным отношениям, притом только в двух статьях: ст. 105 - транспортная экспедиция; и ст. 148 - право на товарный знак и знак обслуживания. Основополагающее значение в расширении сферы услуг в целом и совершенствовании ее правового регулирования имеет включение рассматриваемой категории в Конституцию РФ (в главы «Основы конституционного строя» и «Федеративное устройство»). Речь идет о взаимоувязанных и нашедших свое отражение в ст. 1 ГК РФ нормах, содержащихся в ст. 8 и 74 Конституции РФ. В силу одной из них наряду с единством экономического пространства в России гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Другие нормы не допускают на территории страны установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться лишь в соответствии с федеральным законом при условии, что это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Анализируя положения договоров об оказании услуг на возмездной основе Л.Б. Ситдикова, на наш взгляд верно, представляет систему источников правого регулирования следующим образом: «Гражданский кодекс впервые предусмотрел самостоятельное регулирование отношений по договору возмездного оказания услуг. В главе 39 ГК РФ даны понятия договора, перечень предоставляемых услуг и т.д. Помимо норм гл. 39 ГК РФ, правовое регулирование договоров на возмездной основе осуществляется также нормами ГК об общих положениях о подряде, бытовом подряде, если это не противоречит нормам гл. 39 ГК или особенностям предмета договора услуг;
Субъектный состав договора возмездного оказания концертных услуг
Сторонами договора по возмездному оказанию услуг являются исполнитель (услугодатель) и заказчик (услугополучатель). Не существует каких-либо специальных требований к субъектному составу обязательства по возмездному оказанию концертных услуг. Это объясняется тем фактором, что нормы гл. 39 ГК РФ распространяются на широчайпшй круг общественных отношений, из чего вытекает невозможность точно определить статус участников отношений по возмездному оказанию услуг с отражением специфики их отдельных разновидностей. Субъекты договора - это лица, принимающие участие в заключении и(или) реализации определенного договора.
В рамках данного параграфа исследуется возможность участия в отношениях по оказанию концертных услуг на той или иной стороне всех субъектов гражданского права. Поскольку конструкция взаимоотношений по оказанию концертных услуг неоднозначна, считаем необходимым ввести понятия: «непосредственный исполнитель» (артист, творческий коллектив или их представитель - далее по тексту будем употреблять термин артист) и «непосредственный потребитель» (зритель), независимо от того, являются они контрагентами или третьими лицами, а также понятие посредник-организатор.
Как уже отмечалось, в зависимости от целей заказчика (либо это удовлетворение собственной потребности, либо потребностей иных лиц с целью получения прибыли или иной целью) можно выделить несколько разновидностей договора оказания концертных услуг с разным субъектным составом. Не вызывает сомнений то, что любой такой договор всегда предполагает присутствие зрителей, могущих однако иметь разный правовой статус, как контрагентов по договору, так и третьих лиц. Положение третьих лиц также дифференцируется. В одном случае они имеют право предъявления претензий непосредственному исполнителю культурно-зрелищной услуги (концерта), и тогда имеет место договор в пользу третьих лиц.1 В другом случае у них нет такого права, и тогда конструкция договора называется не «в пользу третьих лиц», а «об исполнении третьим лицам». Пункт 1 ст.430 ГК РФ следующим образом определяет договор в пользу третьего лица:2 по этому договору должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства.
Основной смысл данной конструкции состоит в предоставлении третьему лицу права самостоятельного требования к стороне по договору, в заключении которого третье лицо участия не принимало.
Также договору возмездного оказания концертных услуг, заключенному между непосредственным исполнителем (артистом) и посредником-организатором, присуща общая черта договоров об оказании личных услуг, заключенных в пользу третьих лиц: кредитор-юридическое лицо не может реализовать предоставленную п.4 ст. 430 ГК РФ возможность воспользоваться правами, предоставленными третьему лицу по договору, в случае отказа последнего от данных прав. Кредитор лишен такой возможности, поскольку это противоречит самой сущности исследуемых услуг, которые предназначаются гражданам (зрителям). Приведем некоторые примеры. Одной из основных потребностей, так исторически сложилось, была потребность людей в зрелищах. Это было и формой проведения досуга, и способом собрать в одном месте большую аудиторию для достижения каких-то других целей, например экономических, политических и иных. Также, целью концертных мероприятий, могло быть ознаменование какого-то события или праздника. В этом смысле не является исключением и наше время, когда подобные мероприятия устраиваются в рамках празднования олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, дня Конституции РФ, дня города, дня милиции, и этот список можно продолжать бесконечно. Рассмотрим пример с днем города или аналогичными праздниками, когда концертные мероприятия устраиваются на открытых площадках. Именно работа творческих коллективов привлекает, в намеченное для проведения таких мероприятий место, большое количество народа, создает атмосферу праздника. Заказчиком услуг в рассматриваемом случае является администрация города в лице соответствующего органа муниципальной власти, которая и является, наряду с исполнителем, контрагентом по договору. Однако только наличие большого количества горожан-зрителей, являющихся в данном случае третьими лицами, придает такому правоотношению законченный смысл. Поскольку для зрителей такие услуги являются бесплатными, то они соответственно не имеют право требования к исполнителю (за исключением обеспечения безопасности). Представляется, что в данном случае конструкция договора оказания культурно-зрелищной услуги будет называться «об исполнении третьим лицам». Несмотря на то, что горожане не оплачивают посещение такого культурно-зрелищного мероприятия, (и это вполне логично, поскольку его цель не коммерческая выгода, а празднование события) оно не является бесплатным. Таковой договор будет также относиться к возмездным, поскольку оплачивается администрацией муниципального образования из соответствующего бюджета. В другом случае, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может явиться заказчиком по договору оказания концертных услуг. Как правило, в такой ситуации, его цель последующее получение прибыли, поскольку он заказывает такие услуги не для себя, а для третьих лиц-зрителей, которым будут проданы билеты (на концерт, спектакль и т.д.). По сути, в данном случае, в достижение конечной цели, будет заключаться не один, а цепочка договоров. Во-первых - между артистом-исполнителем и юридическим лицом или предпринимателем(заказчиком) в интересах третьих лиц. Затем, во взаимоотношениях с непосредственными потребителями таких услуг (зрителями), лицо, являвшееся заказчиком по первому договору, становится исполнителем по договорам со зрителями. В договорах со зрителями, в рамках таких отношений, статус третьего лица переходит к непосредственному исполнителю концертных услуг. Не редки случаи, когда в правоотношениях по оказанию исследуемых услуг нет места третьим лицам - посредникам. Ведь если исполнитель может организовать и провести мероприятие собственными силами, то ему вполне достаточно просто вступить в договорные правоотношения с потенциальными зрителями. Таким образом, с учетом субъектного состава, можно выделить основные разновидности договора оказания концертных услуг. Данное соглашение может заключаться между: