Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гражданско-правовая охрана сообщений передач в качестве объекта смежных прав Власов, Евгений Геннадьевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Власов, Евгений Геннадьевич. Гражданско-правовая охрана сообщений передач в качестве объекта смежных прав : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.03 / Власов Евгений Геннадьевич; [Место защиты: Рос. гос. акад. интеллектуал. собственности].- Москва, 2013.- 135 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-12/573

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Общие положения о смежных правах на сообщение передач 14

1.1. Понятие и основные принципы смежных прав на сообщение передач 14

1.2. Сходства смежных прав с авторским правом 22

1.3. История развития смежных прав на сообщение передач 28

1.4. Обоснование предоставления охраны сообщениям передач и их функции 36

Глава 2. Субъект и объект смежных прав на сообщение передач 41

2.1. Субъект смежных прав на сообщение передач 41

2.2. Сообщение передач как объект смежных прав 49

2.3. Ограничение прав зарубежных вещателей на сообщение передач 61

Глава 3. Гражданско-правовая охрана сообщений передач 68

3.1. Охрана сообщений передач международными договорами 68

3.2. Некоторые вопросы гражданско-правовой охраны сообщений передач по законодательству РФ 86

3.3. Особенности выплаты авторских вознаграждений при ретрансляции сообщений передач 98

3.4. Стандартные условия договора о распространении сообщений передач 110

Заключение 117

Список литературы 126

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена следующим.

В сравнение с традиционными объектами охраны авторского права, сообщения передач в качестве объекта смежных прав, являются относительно новым предметом правового регулирования (система охраны смежных прав начала формироваться около 100 лет тому назад).

Отмечается, что многие относящиеся к смежным правам вопросы не нашли однозначного решения, а это существенно затрудняет практическую реализацию смежных прав, их охрану и защиту.

На международном уровне охрана прав вещательных организаций на осуществленные ими передачи в эфир предоставляет Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций, принятая 26 октября 1961 г. в г. Риме (далее – «Римская конвенция»). Римская конвенция впервые ввела на международном уровне охрану смежных прав организаций вещания. Российская Федерация является участницей Римской конвенции с 26 мая 2003 г.

Однако уровень технических средств, используемых для передачи сигналов в 1961 году, с тех пор был значительно усовершенствован, а за последние 10 – 15 лет произошли принципиальные изменения в сфере производства и распространения электронных средств массовой информации. В первую очередь эти изменения коснулись телевидения.

В отличие от охраны, предоставляемой авторским правом в отношении произведений литературы и искусства, охрана прав, смежных с авторским, предоставляется в отношении способов «доставки» авторских произведений до представителей публики.

В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – «ГК РФ») сообщение передач названо в числе одного из объектов смежных прав. Однако в доктрине гражданского законодательства недостаточно точно исследован сам объект охраны организаций вещания и его суть.

Действующее российское законодательство предусматривает правовую охрану «сообщений в эфир или по кабелю радио- или телепередач» (ст. 1225, 1303 ГК РФ). Этот охраняемый объект имеет и другие названия: «вещание организаций эфирного или кабельного вещания» (ст. 1225, 1303 ГК РФ), «сообщение передач организаций эфирного или кабельного вещания» (ст. 1304 ГК РФ) либо просто «сообщение радио- или телепередач» (ст. 1330 ГК РФ) или «вещание» (ст. 1330 ГК РФ). При радиовещании этот объект представляет собой совокупность звуков, а при телевизионном вещании – совокупность изображений, обычно сопровождающихся совокупностью звуков, распространяемых вещательными организациями (далее – сообщение передач, вещание). Согласно российскому законодательству охрана этого объекта возникает с момента придания ему объективной формы.

Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (далее «ТРИПС»), входящее в пакет документов о создании Всемирной торговой организации (далее «ВТО»), устанавливает минимальные стандарты для признания и защиты основных объектов интеллектуальной собственности. С 22 августа 2012 года Российская Федерация стала членом Всемирной торговой организации.

Объем охраны, предоставляемый вещательным организациям соглашением ТРИПС ВТО, не претерпел никаких изменений в сравнении с охраной, предоставляемой вещательным организациям Римской конвенцией.

Со времени принятия Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее «ВОИС») по авторскому праву и Договора ВОИС по исполнения и фонограммам и по настоящее время, в рамках постоянного комитета ВОИС по авторскому праву и смежным правам разрабатывается новый международный договор по охране прав организаций эфирного вещания.

Принятие нового международного договора в данной сфере является только вопросом времени.

Однако и на сегодняшний день у сторон, принимающих участие в разработке проекта международного договора по охране прав организаций эфирного вещания, сложилось несколько подходов по вопросам объема и предмета охраны. Первый подход основывается на предоставлении охраны организациям эфирного вещания в отношении их передач на традиционных носителях эфирного и кабельного вещания. Второй подход основывается на предоставлении охраны, распространяющейся на передаваемые в эфир сигналы, используемые для трансляции организацией эфирного вещания, но не на произведения или другие охраняемые объекты, носителями которых являются такие сигналы.

Степень научной разработанности темы исследования. Следует отметить, что в российской правовой литературе не было уделено достаточно внимания изучению проблем гражданско-правовой охраны смежных прав организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения передач. Ранее проводился анализ исключительных прав организаций вещания в зарубежном, международном частном и российском праве (Н.В. Бузова. Исключительные права организаций вещания в зарубежном, международном частном и российском праве Автореф. дис. канд.юрид.наук. М., 2007), либо смежных прав в целом, не выделяя смежных прав на сообщение передач (В.Л. Вэскер. Охрана смежных прав в России. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2002; С.Т. Осипенко. Смежные права: законодательство и международные договоры Российской Федерации. Автореф. дис. канд.юрид.наук. М., 2003), либо в отношении гражданско-правовой защиты смежных прав организаций эфирного и кабельного вещания (Е.А. Дедова. Гражданско-правовая защита смежных прав организаций эфирного и кабельного вещания. М., 2006; З.Х. Албегонов. Гражданско-правовая защита прав организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения в эфир или по кабелю по новому российскому законодательству. М., 2011). Специального диссертационного исследования, посвященного вопросам гражданско-правовой охране смежных прав на сообщение передач в качестве объекта смежных прав, не было, что дополнительно свидетельствует об актуальности выбранной диссертантом темы исследования.

Вместе с тем, следует отметить статьи, посвященные вопросам охраны прав организаций вещания в юридической литературе (Половникова Ю. Объект смежных прав организаций вещания. Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2012. № 8. С.52-55; Головина Л. Проблемы судебной защиты прав на сообщения телепередач. Хозяйство и право. 2012. №3. С.64-70; Хорт М. К вопросу о субъекте и объекте охраны прав организаций вещания в России и за рубежом. Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2012. № 1. С.63-69; Якимовская Н. Интеллектуальные права организаций радиовещания. Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2011. №5. С.30-39).

В литературе практически не исследованы следующие вопросы: чем именно смежные права сходны с авторским правом, почему именно эти права примыкают к авторскому праву, в чем состоит их «смежность», возможно ли применение к смежным правам организаций вещания норм, правил и принципов авторского права в силу аналогии закона, какое место занимают сообщения передач в системе охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, с какого момента сообщению передач предоставляется охрана смежным правом, что представляет собой «оригинал записи сообщения передач» и подлежит ли он выделению, охраняется ли правом часть сообщения передач, создает ли последующее вещание сообщения передач новый объект права, независимый от объекта, созданного при первоначальном вещании, или второе и последующее вещание представляют лишь акты использования ранее появившегося объекта права.

Высказывается мнение о том, что закрепление за организациями эфирного и кабельного вещания только имущественных прав является непоследовательным. Однако остается недостаточно исследованным вопрос о том, какие именно неимущественные права должны предоставляться организациям эфирного и кабельного вещания.

Очевидно, что нерешенность данных вопросов и недостаточное к ним внимание может негативно сказываться на развитии индустрии вещания в Российской Федерации и остальном мире, ухудшая состоянии конкуренции на рынке вещательных услуг, стимулируя пиратство вещательных сигналов, приводить к ограничению их экономической независимости, что, как отмечается, является одной из основных угроз свободе слова.

Безусловно, такая ситуация не может способствовать развитию телевизионной и радио-индустрии, которые являются основными потребителями произведений, охраняемых авторским правом и посредством которых потребитель телевизионных и радио услуг получает доступ к необходимой ему информации. Кроме того, телевизионное и радиовещание являются одними из основных средств массовой информации.

Объектом диссертационного исследования являются смежные права организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения передач и гражданско-правовые отношения, складывающиеся по поводу их использования.

Предмет исследования составляют нормы права Российской Федерации, международно-правовые нормы, правоприменительная практика и доктрина в области охраны исключительных прав организаций вещания.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке и обосновании положений, раскрывающих понятие сообщения передач и особенности смежных прав на сообщение передач, определяющих их самостоятельное место в системе гражданского права, а также разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства об интеллектуальной собственности. Данная цель достигается в результате комплексного теоретико-практического анализа правовых норм об охране организаций эфирного и кабельного вещания на свои передачи, а также поиска путей решения проблем, возникающих в области охраны смежных прав на сообщение передач.

В соответствии с поставленными целями в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

1) соотношение передач организаций вещания с объектами авторского права, а также с другими объектами смежных прав и выявление особенностей смежных прав на сообщение передач, являющееся основанием для разграничения с объектами авторских прав и другими объектами смежных прав;

2) выявление оснований предоставления исключительных прав организациям вещания на свои передачи;

3) анализ правового статуса организации эфирного и кабельного вещания в качестве субъекта смежных прав, а также выделение критериев отнесения тех или иных лиц к организациям вещания;

4) анализ правовой природы сообщения передачи в качестве объекта смежных прав организаций эфирного и кабельного вещания и формирование предложений, направленных на совершенствование их правового регулирования;

5) выявление и исследование недостатков правового регулирования отношений, связанных с исключительными правами организаций вещания, в рамках действующего законодательства;

6) разработка предложений по совершенствованию российского законодательства, регулирующего отношения, возникающие в связи созданием и использованием передач организаций вещания.

Методология исследования. В процессе исследования были применены как общенаучные, так и частноправовые методы познания: историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой и др. Использование названных методов познания позволило рассмотреть исследуемую проблему в комплексе и сделать соответствующие выводы. С помощью указанных методов были исследованы многочисленные нормативные, теоретические и эмпирические источники.

Нормативную базу диссертационного исследования составляют следующие нормативно правовые акты Российской Федерации по вопросам смежных прав вещательных организаций на свои передачи: Конституция Российской Федерации, ГК РФ, Римская конвенция, ТРИПС ВТО, Европейская конвенция о трансграничном телевидении и Директивы Европейского сообщества.

Теоретическую основу исследования составили труды российских и зарубежных ученых-правоведов: П. Акестер, Л. Бентли, И.А. Близнеца, Н.В. Бузовой, Э.П. Гаврилова, Л. Гибольта, Дж. Гинсбург, С.П. Гришаева, В.А. Дозорцева, Р. Дюма, В.И. Еременко, И.А. Зенина, В.Я. Ионаса, К.Б. Леонтьева, Д. Липцик, А.Л. Маковского, П. Матснеллера, Р. Мельцера, М. Огава, В. Румпхорста, А.П. Сергеева, В.И. Серебровского, С.А. Сударикова, Е.А. Суханова, Л.А. Трахтенгерц, Ю.А. Тимохова, М.А. Федотова, Б. Шермана, В.Л. Энтина и других авторов.

Научная новизна исследования состоит в том, что диссертация является комплексным научным гражданско-правовым исследованием сообщений передач в качестве объекта смежных прав организаций вещания, содержащим возможные пути решения задач, стоящих перед действующим российским законодательством в части регулирования вопросов права интеллектуальной собственности.

Комплексное исследование теоретико-правовых аспектов гражданско-правовой охраны вещательных передач в качестве объекта смежных прав организаций вещания позволяет сформулировать и вынести на защиту следующие положения:

1. Предоставление охраны сообщениям передач с момента их распространения любым способом, допускающим воспроизведение и распространение с помощью технических средств является целесообразным. Кроме того, правовая охрана сообщения передачи должна возникать с момента распространения через Интернет.

2. В названии главы 71 ГК РФ («Права смежные с авторскими»), слово «авторские» следовало бы указывать в единственном числе: «Права, смежные с авторским правом». Это замечание не редакционное, оно касается существа правового регулирования. Словосочетание «авторское право» (в единственном числе) использовано в частности, как заголовок главы 70 ГК РФ в качестве права (в объективном смысле этого слова), которое возникает, признается и действует в отношении произведений науки, литературы и искусства. Вместе с тем, словосочетание «авторские права» (во множественном числе) использовано как заголовок в ст. 1255 ГК РФ, в которой перечисляются отдельные права (правомочия), входящие в единое понятие «авторское право».

3. Право на сообщение передач – это смежное право по отношению к авторскому праву по следующим причинам.

Во-первых, оно, как и авторское право, возникает с момента появления объекта в требуемой форме, то есть автоматически, без необходимости осуществления государственной регистрации этого объекта;

Во-вторых, возникающее на этот объект смежное право, как и авторское право, защищает только от копирования, заимствования, но не защищает от объективных совпадений. То обстоятельство, что в составе вещания часто или даже обычно имеются произведения науки, литературы и искусства, само по себе еще не означает, что эти права смежные.

4. Признание того, что права, урегулированные в главе 71 ГК РФ, являются смежными с авторским правом, то есть строятся по модели и правилам авторского права, свидетельствует о возможности применения к ним норм, правил и принципов авторского права в силу аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ), если соответствующие правоотношения не урегулированы в главе 71 ГК РФ.

5. Название четвертой части ГК РФ следует изменить, добавив в него слова «и другие приравненные к ним объекты», поскольку сообщения передач не могут быть отнесены ни к результатам интеллектуальной деятельности, ни к средствам индивидуализации.

6. В п. 2 ст. 1303 ГК РФ следует указать, что помимо исключительного права и личного неимущественного права, в состав смежных прав может входить третья категория интеллектуальных прав – «иные права». Представляется, что неуказание в составе интеллектуальных смежных прав категории «других (иных) прав» ошибочно.

7. Следует закрепить за обладателем прав на сообщение передач личные неимущественные права, а именно право на указание своего наименования и право на неприкосновенность сообщения передач. Все вещатели размещают в процессе вещания свои выходные данные, а это и есть их личное неимущественное право. При любом использования сообщение передач может изменяться, сокращаться и дополняться, поэтому организации вещания необходимо предоставить право на неприкосновенность сообщения передач при его использовании.

8. Выделение категории «оригинал записи сообщения передач» нецелесообразно. Представляется, что любая профессионально сделанная запись сообщения передач полно и адекватно передает все ее особенности. В этой связи нет основания вводить в рассматриваемой сфере понятие «оригинал записи».

9. Следует считать, что охраняется только такая часть сообщения передач, которая потребовала каких-либо организационных и материальных затрат, поскольку в подпункте 3 п. 1 ст. 1304 ГК РФ сообщение передач характеризуются как объект, либо созданный самой организацией, либо возмездно приобретенный ею по договору заказа.

10. Статью 1330 ГК РФ следует дополнить положением о том, что ретрансляция сообщения передач представляет акт использования ранее появившегося объекта права и не создает новый объект права, независимый от объекта, созданного при первоначальном вещании.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и предложения по результатам исследования могут быть использованы в целях построения стройной, целостной системы законодательства, регулирующего отношения, связанные со смежными правами организаций вещания.

Полученные научные результаты исследования могут быть использованы в правотворческой деятельности, в учебном процессе при проведении спецкурсов и семинаров для студентов и специалистов в сфере интеллектуальной собственности, а также в хозяйственной деятельности организаций, деятельность которых связана с осуществлением вещания.

Апробация результатов исследования. Тема диссертационного исследования обусловлена профессиональными интересами его автора. Положения диссертационного исследования применены в практической деятельности по правовому сопровождению распространения телеканалов «BBC World News», «BBC Entertainment», «Deutsche Welle», «ESPN Classic», «France 24», «Mezzo», «MGM Channel» и «Playboy TV» в Российской Федерации и странах СНГ, а также в деятельности Открытого акционерного общества международной и междугородней связи «Ростелеком», крупнейшего оператора кабельного телевидения в России.

Положения настоящего диссертационного исследования докладывались на круглом столе «Copyright 2.0 Авторское право в интернете» (Москва, 2011), на секции авторское право и смежные права Международного форума по интеллектуальной собственности, проходившего в 2013 году в Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих десять параграфов, заключения и списка литературы.

Понятие и основные принципы смежных прав на сообщение передач

Наряду с охраной прав авторов произведений науки, литературы и искусства российское право предоставляет охрану смежным с авторским результатам деятельности организаций эфирного и кабельного вещания (вещание организаций эфирного и кабельного вещания).

Чтобы понять правовую природу смежных прав на сообщение передач, необходимо проанализировать само понятие «смежные права» и причины их появления в законодательстве.

Словосочетание «смежные права» дословно переводятся с английского как соседствующие, находящиеся рядом (neighboring) или связанные (related to).

В.Я. Ионас отмечает, что само название прав «смежными» с авторскими крайне неудачно, далее поясняя, что смежными могут быть две статьи кодекса, но не логические или юридические понятия. Название института должно соответствовать его сущности, а не прикрывать теоретический вакуум.6

Употребляя термин смежные права, важно помнить о том, что речь идет о правах, смежных именно с авторским правом (rights neighbouring to copyright).

Сам этот термин «смежные права» (neighbouring rights), по всей видимости, заимствован из французской практики (droits voisins). В международных правовых инструментах данный термин в некоторых случаях переводится как "related rights".7 Профессор Э.П. Гаврилов справедливо отмечает, что смежные права строятся по типу авторского права (автоматизм возникновения охраны, защита от копирования и другие характерные особенности). Это очень важное сходство авторских и смежных прав будет более подробно рассмотрено в следующем параграфе настоящей работы.

Профессор Делия Липцик в своей работе утверждает, что само выражение «смежные права» теоретически не обосновано, а его содержание остается неопределенным.9 Однако профессор Клод Коломбе анализирую понятие смежных прав указывает, что суть смежных прав заключается в защите деятельности по распространению, но не созданию, произведений литературы и искусства. Как отмечает профессор Генри Дебуа, смежные права связаны тем, что они играют дополнительную роль по отношению к произведениям искусства, в частности смежные права на сообщение передач призваны преодолевать дистанцию.10

Делия Липцик правильно отмечает, что благодаря усилиям субъектов смежных прав становится возможным доведение произведений литературы и искусства до представителей широкой публики. Под охраной смежных прав оказываются виды деятельности, которые содействуют распространению, а не созданию литературных и художественных произведений.

Вещательные организации являются основными распространителями произведений литературы и искусства. В настоящее время мировой рынок вещательных услуг достиг беспрецедентного уровня развития.12 Благодаря развитию технологий передачи данных, в частности высокоскоростного широкополосного доступа в сеть Интернет (high-speed broadband Internet access) и технологий беспроводной передачи данных (3G, 4G, LTE), стали возможны новые способы распространения авторских произведений, такие как интерактивное телевидение (IPTV), телевидение на мобильном телефоне (mobile TV), Интернет-телевидение и персональные цифровые видеозаписывающие устройства (PVR).

В настоящее время актуальным является вопрос предоставления охраны сообщения передач осуществленным через сеть Интернет. Различают несколько способов сообщения через Интернет, в том числе «стриминг» (прямая передача передач) и «видео по запросу» (сообщение с задержкой во времени, позволяющее пользователю останавливать и перематывать передачи). Вещание через Интернет способно заменить все формы традиционного теле- и радиовещания уже в ближайшем будущем.

Вещание способно достигать своих зрителей и слушателей в различных странах и на различных континентах. Такое распространение удовлетворяет интересам авторов произведений и другим правообладателям, т.к. их произведения становятся доступны и известны широкой публике, а сами авторы и правообладатели получают за такое распространение соответствующее вознаграждение.

Несмотря на то, что все члены Всемирной организации интеллектуальной собственности предоставляют охрану в отношении прав организаций вещания, ведущие мировые страны могут быть разделены на две категории по вопросу их регулирования.

К первой категории относятся страны, в которых смежные права отдельно признаны законодательством, например: Россия, Франция, Германия, Дания, Италия и Испания.

Ко второй категории относятся страны, в которых смежные права не выделены в качестве отдельного вида прав, например: США, Великобритания, Бельгия и Голландия.

Также следует отметить, что в странах, признающих институт авторского права (например, в странах романо-германской правовой системы), институт смежных прав урегулирован более полно, нежели в англо-американской правовой системе. В последнем случае лицам, которым романо-германская традиция относит к обладателям смежных прав, придается статус авторов.13

Термин «смежные права», в основном, употребляется в правовых системах романо-германской ориентации. Англо-саксонской системе, в частности США и Англии, это понятие неизвестно, так как оно в принципе заменено там общим понятием «монопольного использования» всех видов собственности, включая и ту, которая «принадлежит» артистам-исполнителям, радиовещательным организациям и изготовителям фоно грамм.

Так в англо-саксонской системе права на сообщение передач организаций эфирного и кабельного вещания являются частью системы копирайта, а в романо-германской системе права выделены в отдельный, самостоятельный вид интеллектуальных прав.

Анализируя понятие произведения по Гражданскому кодексу РСФСР (далее ГК РФСФСР), который впервые ввел охрану сообщений передач в России, о чем более подробно будет сказано в третьем параграфе настоящей работы, В.Я. Ионас приходит к выводу, что среди произведений, охраняемых авторским правом, могут встретиться и такие, создание которых требует не творчества или вдохновения, а чисто технических выводов, сноровки и профессиональных знаний, т.е. так называемого репродуктивного мышления, указывая, что «понятие «произведение» и понятие «объект авторского права» в ГК РСФСР 1964 г. не совпадают». Далее В.Я. Ионас отмечает, что ГК РСФСР 1964 г. именует произведениями не только продукты творчества, но и такие произведения мыслительной деятельности, для создания которых достаточно репродуктивного мышления.15

В.А. Дозорцев справедливо отмечает, что у авторского права и смежных прав - объекты разного характера.1 Действительно, для того, чтобы у вещательной организации возникли смежные права на сообщение передачи, обычно не требуется каких-либо творческих усилий - достаточно самого факта осуществления вещания, что является скорее технической деятельностью.

Профессор А.П. Сергеев справедливо указывает, что смежные права, хотя и производны от прав авторов, но они не сводятся к правам, полученным от авторов по заключенным с ними договорам.

По мнению Н.Л. Стремнецкой, компромисс между идеей авторского права и новыми правами выразился в признании того, что первоначально право на новые виды объектов (исполнение, фонограммы, программы вещательных организаций) не являлось авторским, но представляло собой право, относящееся к сфере интеллектуальной собственности. Поскольку права исполнителей, производителей фонограмм и вещателей являлись взаимозависимыми, в целях справедливого баланса между ними была выдвинута идея об объединении их в едином институте, которая нашла свое отражение в заключенной в 1961 году в Риме Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм вещателей организаций (Римская конвенция).

Сообщение передач как объект смежных прав

Пункт 1 статьи 1304 ГК РФ, содержит перечень объектов смежных прав. Согласно подпункту 3 данного перечня, сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией, является объектом смежных прав.

Таким образом, действующее российское законодательство предусматривает правовую охрану «сообщений в эфир или по кабелю радио-или телепередач». Этот охраняемый объект имеет и другие названия: «вещание организаций эфирного или кабельного вещания» (ст. 1225, 1303 ГК РФ), «сообщение передач организаций эфирного или кабельного вещания» (ст. 1304 ГК РФ) либо просто «сообщение радио- или телепередач» (ст. 1330 ГК РФ) или «вещание» (ст. 1330 ГК РФ). При радиовещании этот объект представляет собой совокупность звуков, а при телевизионном вещании -совокупность изображений, обычно сопровождающихся совокупностью звуков, распространяемых вещательными организациями.

Интересно отметить, что в подп. 3 п. 1 ст. 1304 ГК РФ, наравне с термином «сообщение передач организаций эфирного или кабельного вещания», введенным в российское законодательство с вступлением в силу части четвертой ГК РФ, используется термин «передача», который использовался ещё в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» и впоследствии был заменен термином «сообщение» практически во всей части четвертой ГК РФ.

В объективном смысле смежные права как институт гражданского права представляют собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране исполнений, фонограмм, сообщений в эфир или по кабелю радио- и телепередач, содержания баз данных, произведений науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, установлению режима их использования, наделению исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций имущественными и личными неимущественными правами и защите этих прав. Смежные права как институт гражданского права выполняет те же функции, что и авторское право в отношении произведений науки, литературы и искусства.73

Под «передачей» (как радио, так и теле) понимают либо «распространение сигналов», «вещание» как действия, либо «сигналы», «программы» как результаты этих действий7 .

При радиовещании этот объект представляет собой совокупность звуков, а при телевизионном вещании - совокупность изображений, обычно сопровождающихся совокупностью звуков, распространяемых вещательными организациями.

По мнению В.И. Еременко, деятельность вещательных организаций является организационно-технической, не отвечает критериям творчества, поэтому ее результаты не могут быть признаны результатом интеллектуальной деятельности, отвечающими требованиям статей 1225, 1226 и 1228 ГК РФ. Кодекс предоставляет охрану не творческой деятельности, а инвестициям вещательных организаций.75

Деятельность организаций вещания - это приложенные к подготовке, организации, осуществлению вещания (трансляции) значительных организаторских, технических усилий, соответственно и финансовых средств. Результатом такой деятельности является вещание, которое обуславливает появление на свет объектов смежных прав вещательных организаций. Вещание - это сложный организационно-технический процесс. До осуществления самого процесса трансляции вещатель осуществляет отбор материалов. В материалах очень часто используются объекты авторского права: литературные, музыкальные, аудиовизуальные и другие произведения; объекты смежных прав: исполнения, фонограммы; передачи других организаций вещания. При вещании используется и иной информационный материал - произведения, не охраняемые авторским правом, сведения о событиях, явлениях, факты и т.п. Следовательно, во многих случаях должны быть заключены договоры на объекты авторского права с обладателями исключительных прав или с организациями по коллективному управлению правами, произведены затраты на приобретение и техническое обслуживание или аренду передающего оборудования.

Вещание может осуществляться в эфир (в том числе через спутник), по кабелю (в том числе через оптическое волокно), а также посредством сети Интернет.

В случае передачи в эфир или по кабелю произведения такая передача является, с одной стороны, деятельностью по использованию объектов авторского права, а с другой - актом создания передачи организации вещания - объекта смежного права.

Исследуя Римскую конвенцию 1961 г. В. Румпхорст в части правовой охраны прав организаций вещания, приходит к выводу, что «вещательную передачу» следует понимать как программу в том виде, как она смонтирована и передана данной организацией вещания или от ее имени. Однако, Э.П. Гаврилов замечает: «Запись (звуко- или видеозапись) еще не пошедшей в эфир или по кабелю передачи может охраняться как фонограмма или аудиовизуальное произведение. Но такая запись еще не есть передача. А.П. Сергеев считает, вещатель уже обладает правами на передаваемый материал, предоставленными ему соответствующими правообладателями (за исключением прямой трансляции).

СП. Гришаев отмечает, что передача как объект смежных прав предполагает определенные творческие усилия (даже если речь идет об информационных, музыкальных программах и т.д.) со стороны ее создателей, которые требуют предоставления правовой охраны.7

Полагаем, что при создании передачи (теле- радио- программы, телеканала), организация вещания прикладывает определенные творческие усилия своих или привлеченных ею сотрудников. Часто при организациях вещания создаются или арендуются студии, на которых и создаются передачи, но вещатели, посредством заключения лицензионных договоров, также могут закупать такие передачи (контент) у других студий и организаций и использовать их в своих сообщениях.

Таким образом, организация вещания может осуществлять сообщение передач, права на использование которых предоставлены такой вещательной организации третьими лицами (в том числе созданными по заказу организации вещания), так производить новые собственные творческие материалы и затем осуществлять их сообщение.

Интересным представляется рассмотрение вопроса о том, является ли термин «трансляция» синонимом термина «сообщение».

По мнению Э.П. Гаврилова термин «сообщение произведения для всеобщего сведения по радио и телевидению» может считаться синонимом по отношению к термину «трансляция по радио или телевидению». По мнению же П.В. Степанова, «трансляция» является техническим термином, означающим передачу сигнала определенного качества, по этому, он никак не связан с деятельностью вещателя .

Следует согласиться с мнением профессора Э.П. Гаврилова, т.к. термины «трансляция по радио или телевидению» и «сообщение произведения для всеобщего сведения по радио и телевидению» можно считать синонимами, т.к. оба эти термина обозначают способы распространения сигналов несущих программы и подлежат регулированию нормами части четвертой Гражданского кодекса.

При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия представителями публики. Однако фактическое восприятие публикой не является основополагающим элементом. Даже при отсутствии хотя бы одного лица, принимающего сообщение произведения, организация вещания будет признаваться пользователем произведения и, соответственно, за такой организацией будет признаваться исключительное право на сообщение передачи.

В пункте 29 заключения Общественной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая», во избежание коллизий с нормами международного права, предлагалось определить объект смежных прав организаций вещания в статье 1304 ГК РФ следующим образом: «Сообщение в эфир и/или по кабелю сигналов, несущих теле- и/или радиопередачи, в том числе передачи, созданные самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией».

Некоторые вопросы гражданско-правовой охраны сообщений передач по законодательству РФ

С вступление в силу с 1 января 2008 года части четвертой Гражданского кодекса РФ (далее «Кодекс», «ГК РФ»), смежные права организаций вещания на сообщения передач стали охраняться на основании главы 71 «Права, смежные с авторскими», состоящей из шести параграфов и из 42 статей.

Статья 1225 ГК РФ содержит перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана. Среди результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в подпункте 6 пункта 1 статьи 1225 ГК РФ, названы сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания).

Как следует из названия четвертой части ГК РФ, в ней установлены и регламентированы гражданские права, касающиеся двух категорий объектов: результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Результаты интеллектуальной деятельности имеют авторов и являются результатами творческой деятельности, а средства индивидуализации кого-то или что-то индивидуализируют, выделяют. С этой точки зрения, рассматриваемые нами объекты не могут быть отнесены ни к одной, ни к другой. Это - третья категория, выходящая за пределы названия четвертой части ГК РФ, на что уже обращалось внимание в литературе.

В этой связи можно исключить сообщение передач из четвертой части ГК РФ. Но в этом случае придется также исключить фонограммы, базы данных, первопубликации и секреты производства (ноу-хау). Вряд ли законодатель так решит эту проблему. Поэтому, следовало бы соответственно изменить название четвертой части ГК РФ добавив в него слова «и другие приравненные к ним объекты».

Вместе с тем, согласно статье 1303 ГК РФ интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщения в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами.

В п. 2 ст. 1303 ГК РФ указывается, что смежное право на любой объект (а значит и на сообщение передачи) состоит из исключительного права, а в случаях, предусмотренных Кодексом, также из личных неимущественных прав. Таким образом, оказывается, что в состав смежных прав не может входить третья категория интеллектуальных прав - «иные права», указанная в ст. 1226 ГК РФ для любых интеллектуальных прав. «Иные права» в составе авторских прав указаны в п. 3 ст. 1255, а в отношении патентных прав - в п. 3 ст. 1345 ГК РФ. Представляется, что неуказание в составе интеллектуальных смежных прав категории «других (иных) прав» ошибочно.

Принадлежащее организации эфирного или кабельного вещания исключительное право состоит в возможности использовать правомерно осуществляемое или осуществленное ею сообщение в эфир или по кабелю передач (вещание) любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1330).

В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК организация вещания может самостоятельно использовать свое вещание либо разрешать его использование другим лицам по своему усмотрению. Организация эфирного или кабельного вещания может распорядиться исключительным правом на сообщение радио- или телепередачи, например, путем отчуждения этого права в полном объеме по договору либо предоставив право использования такого сообщения на основе лицензионного договора в определенных пределах.

В пункте 2 статьи 1330 ГК РФ содержится неисчерпывающий перечень способов использования сообщения передач.

К числу способов использования, названных в п. 2 ст. 1330 ГК РФ, относятся:

1. запись сообщения радио- и телепередачи;

2. воспроизведение такой записи и распространение ее оригинала и экземпляров;

3. распространение сообщения радио- или телепередачи;

4. ретрансляция, то есть сообщение в эфир либо по кабелю передач одной организацией вещания одновременно с получением ею такого сообщения от другой организации;

5. доведение сообщения радио- и телепередачи до всеобщего сведения через Интернет и другие сети;

6. публичное исполнение сообщения радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом и ретрансляция таких сообщений.

В подп. 2 и 3 п. 2 ст. 1330 ГК РФ говорится о правомочиях организации вещания в отношении экземпляра записи сообщения передач либо ее части. Такими правомочиями являются:

1. Воспроизведение записи сообщения передач, а именно изготовление одного и более экземпляра записи сообщения передачи; и

2. Распространение сообщения передачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения передачи.

В подпункте 2 п. 2 ст. 1330 ГК РФ указывается, что в сферу действия исключительного права входит изготовление записи сообщения передачи «либо ее части». Неясно, однако, о какой части идет речь: о значительной, существенной части или о сколь угодно малой части? На этот очень важный вопрос ответа в ГК РФ нет.

В авторском праве содержится следующее положение (п. 7 ст. 1259 ГК РФ): «Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи».124

Такие же критерии охраняемости части объекта следовало бы применить и при решении вопроса об охраняемости части сообщения передачи. Но применить их очень трудно. Ведь если произведения охраняются при отражении в них творческого результата, то причина, по которой охраняется вещание, в тексте ГК РФ не указана. Правда, в подпункте 3 п. 1 ст. 1304 ГК РФ сообщение передачи характеризуются как объект, либо созданный самой организацией, либо возмездно приобретенный ею по договору заказа. Значит, как можно полагать, охрана возникает на объект, потребовавший организационных и материальных затрат. Отсюда вывод: если таких затрат не было, то объект не пользуется охраной. Исходя из этого следует считать, что охраняется только такая часть сообщения передачи, которая потребовала каких-то существенных затрат.

В ст. 1330 ГК РФ указывается, что в сферу действия исключительного права входит «распространение сообщения радио- или телепередачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио- или телепередачи». Таким образом, ГК РФ исходит из того, что если сообщение передачи записывается, то в результате появляется оригинал, а его копии являются экземплярами. Аналогичный подход применяется при изготовлении записи исполнения (в ст. 1317 также различаются оригинал записи и экземпляр записи) и в сфере прав на фонограмму (в ст. 1324 ГК РФ также различаются оригинал фонограммы и экземпляры фонограммы).

По нашему мнению, выделять категорию «оригинал записи сообщения передачи» не следует. Понятие «оригинал» применяется в сфере авторского права только в отношении произведений изобразительного искусства (ст. 1291 ГК РФ), то есть произведений, при воспроизведении которых получаются экземпляры, отличающиеся от оригинала. В отличие от «оригинала», «экземпляры» произведений изобразительного искусства не полностью (или с искажениями) передают особенности оригинала. Представляется, что любая профессионально сделанная запись сообщения передачи полно и адекватно передает все ее особенности. В этой связи нет основания вводить в рассматриваемой сфере понятие «оригинал записи».

В редакции законопроекта Федерального закона № 47538-6/1 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Законопроект), предлагается дополнить определение права на воспроизведение сообщения передачи положением о том, что воспроизведение сообщения передачи должно осуществлять в любой материальной форме.

Интересным представляется рассмотрение охраны сообщений передач по законодательству РФ, в том числе с учетом Законопроекта, в сравнении с действующими основными международными договорами, в которых участвуют Российская Федерация и Проектом договора ВОИС по охране прав организаций вещания.125

Стандартные условия договора о распространении сообщений передач

В рамках темы диссертационного исследования целесообразно остановиться на рассмотрении стандартных условий договора о распространении объекта смежных прав - сообщения передач, заключаемого между вещателем и оператором. Подобные договоры обычно заключаются по поводу ретрансляции телеканалов.

Предметом договоров с операторами является предоставление вещателем неисключительной лицензии на распространение в неизменном виде телеканала путем его сообщения для всеобщего сведения по сетям связи оператора на определенной территории в течение определенного срока, в том числе на прием и доставку сигнала телеканала по сетям связи оператора до абонентов.

Какова природа права на телеканал, которым распоряжается вещатель на основании договора.

Под телеканалом в договорах с операторами, обычно понимается средство массовой информации, зарегистрированное в Роскомнадзоре и представляющее собой сформированную в соответствии с сеткой вещания и выходящее в свет (эфир) под постоянным наименованием и с установленной периодичностью совокупность телепрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов.

Коммерческая ценность телеканала заключается в том, что он является объектом смежных прав, который охраняется в Российской Федерации на основании статей 1329 - 1332 ГК РФ.

В соответствии со ст. 1332 ГК РФ исключительное прав на сообщение радио- или телепередачи действует на территории Российской Федерации, если организация эфирного или кабельного вещания имеет место нахождения на территории Российской Федерации и осуществляет сообщение с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. На международном уровне телевизионное вещание охраняется на основании Римской конвенции 1961 г. Проблема Римской конвенции заключается в том, что она не защищает передачи вещательных организаций от их ретрансляции по кабелю.

Статья 6 Римской конвенции, к которой Российская Федерация присоединилась с оговорками (п. 2 ст. 6 Римской конвенции), устанавливает, что Российская Федерация, будет обеспечивать охрану передачи в эфир только в том случае, если штаб-квартира вещательной организации расположена в другом государстве-члене Римской конвенции и передача осуществлена с помощью передатчика, расположенного в том же государстве-члене Римской конвенции.

Следует особо отметить, что, например, передачи в эфир вещательных организаций, зарегистрированных в США, которые не являются членом Римской конвенции, не будут охраняться смежным правом в Российской Федерации.

Кроме смежных прав на сообщение телеканала, вещатель обладает имущественными правами в отношении содержания телеканалов, т.е. телепрограмм, рекламных и межпрограммных вставок, роликов и иных аудиовизуальных произведений (далее «контент»), сообщение которых в эфир и осуществляет телеканал. Вещателю могут принадлежать либо исключительные права на контент либо неисключительные лицензии.

Вещатель должен обладатель достаточным объемом прав на контент, а оператор должен определить, были ли переданы соответствующие права вещателю.

Если телеканал производится за рубежом, то здесь следует обратить внимание на то, что в разных странах существуют разные правовые стандарты определения авторства и принадлежности прав на использование произведения.

Однако если вещание телеканала происходит на ежедневной и круглосуточной основе, то установить наличие у вещателя соответствующих прав на контент представляется крайне затруднительным в связи с необходимостью проверки огромного объема необходимых для этого документов (договоров, актов, платежных поручений и дополнительных соглашений).

В этой связи возникает вопрос: каким образом возможно определить, что вещатель действительно обладает правами, подлежащими передаче по лицензионному договору.

Ответ на данный вопрос заключается в том, что вещатель может только предоставить соответствующие гарантии оператору в отношении того, что вещатель вправе передавать оператору права по договору.

Так, вещатель, в случае возникновения претензий со стороны третьих лиц на любые объекты интеллектуальной собственности, в том числе аудиовизуальные, музыкальные произведения, входящие в состав телеканала, должен самостоятельно и за свой счет осуществить урегулирование таких претензий.

Данное положение минимизирует риск оператора, связанный с привлечением к гражданско-правовой ответственности за нарушение исключительных прав правообладателей или их представителей, в лице организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами, на объекты авторского и смежного права, вошедшие в состав телеканала, ретрансляцию которого осуществляет оператор по договору. При этом стороны договора будут иметь различные точки зрения на не его положения.

Вещатель должен гарантировать оператору, что все объекты интеллектуальной собственности, включая логотип телеканала, иные материалы, составляющие телеканал, принадлежат или предоставлены вещателю на законных основаниях и не нарушают права и законные интересы третьих лиц.

Вещатель также должен гарантировать, что содержание телеканала и его распространение не нарушает законодательство Российской Федерации.

Оператор в свою очередь должен гарантировать, что он будет осуществлять распространение телеканала только способами, указанными в договоре. Оператор обязуется не вносить в телеканал никаких изменений или добавлений.

Если какой-либо из сторон будут предъявлены претензии третьих лиц, основанные на нарушении гарантий, предоставленных сторонами по договору, то другая сторона обязуется урегулировать такие претензии самостоятельно и за свой счет.

Если говорить о передачах в эфир вещательных организаций, которые не охраняются смежным правом в Российской Федерации, то, как минимум, и американское, и российское законодательство предоставляют правообладателям возможность применить правовые средства защиты от незаконного использования контента или товарного знака третьими лицами.

В первую очередь в договоре нас интересуют имущественные права, которые должны быть отчуждены или предоставлены вещателю по лицензионному договору авторами и иными правообладателями контента.

Следует учитывать, что незарегистрированные в Российской Федерации средства массовой информации не могут распространяться не ее территории. При этом, распространение телеканала должно осуществляться на основании лицензии на осуществление телевизионного вещания, выдаваемой Роскомнадзором на основании соответствующего заявления.

Вещатель по договору обязуется доставляет сигнал телеканала на средства связи оператора через искусственный спутник земли в закодированном виде. Для раскодирования принятого на средства связи оператора сигнала телеканала вещатель передает оператору карты условного доступа (смарт-карты), позволяющие оператору получить доступ к закодированному сигналу телеканала.

Вещатель может изменять технологию передачи сигнала телеканала, систему кодирования и другие технические параметры на свое собственное усмотрение, поскольку вещатель связан договорными отношениями с другим оператором спутниковой связи, который предоставляет вещателю в аренду канал связи, чтобы последний мог доставлять сигнал телеканал до оператора. Здесь следует отметить, что вещатели зачастую стараются ограничить свою ответственность за сбои и перерывы в доставке сигнала на средства связи оператора по причине нарушений в работе спутников связи, солнечной интерференции или плохих погодных условий.

За предоставленное оператору право использования телеканала, вещатель вправе получить вознаграждение, которое может рассчитываться как определенный фиксированный платеж за каждого абонента, получающего сигнал телеканала от оператора, или как минимальный гарантированный платеж за предоставление сигнала всем абонентам, получающим сигнал телеканала от оператора. При этом в договоре может быть установлено, что совокупный фиксированный платеж за всех абонентов, получающих сигнал телеканала от оператора, не может быть меньше, чем минимальный гарантированный платеж. Таким образом, вещатель гарантированно будет получать от оператора минимальный гарантированный платеж. Периодичность и размер таких выплат согласовывается сторонами в процессе переговоров, непосредственно перед заключением договора.

Похожие диссертации на Гражданско-правовая охрана сообщений передач в качестве объекта смежных прав