Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формы существования искусственной природы в городской среде Яковлев Андрей Иванович

Формы существования искусственной природы в городской среде
<
Формы существования искусственной природы в городской среде Формы существования искусственной природы в городской среде Формы существования искусственной природы в городской среде Формы существования искусственной природы в городской среде Формы существования искусственной природы в городской среде Формы существования искусственной природы в городской среде Формы существования искусственной природы в городской среде Формы существования искусственной природы в городской среде Формы существования искусственной природы в городской среде
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яковлев Андрей Иванович. Формы существования искусственной природы в городской среде : Дис. ... канд. архитектуры : 18.00.04 Москва, 2006 164 с. РГБ ОД, 61:06-18/18

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Предпосылки к возникновению искусственной природы в городе 10

1.1 «Искусственный ландшафт», «искусственная природа» и «природо-интерпре-тационный объект» - фиксация понятий и определение позиций в современной культуре 11

1.2 Анализ образно-эстетических метаморфоз природных элементов на основе метафорических моделей 17

- космологическая модель 21

- природная модель 25

-артефактная модель 28

1.3 Обзор природо-интерпретационных прототипов в основных сферах культуры (театр, литература, живопись, скульптура, архитектура, садово-парковое искусство и пр.) 33

1.4 Современные концепции и подходы к преобразованию и использованию природы 50

Выводы к главе 1 62

Глава 2. Особенности формирования природо-интерпретирующих объектов в городской среде 63

2.1 Уровни функционально-эстетических преобразований элементов природы...64

- выделение 64

-заимствование 66

-преобразование 67

-замещение 68

- эфемеризация 69

2.2 Принципы формирования природо-интерпретирующих объектов 71

2.3 Сравнительно-типологический анализ природо-интерпретирующих объектов -объекты, фиксирующие природные параметры (регулятивные) 83

- природно-экспериментальные объекты 85

-объекты, имитирующие природные параметры (подражательные) 90

- абстрактно-метафорические объекты 93

2.4 Функции природо-интерпретирующих объектов в выделенных типах городских

пространств 98

Выводы к главе 2 109

Глава 3. Формы существования искусственной природы в городе 111

3.1 Концепция искусственной природы 112

3.2 Форма интерпретации «Свидетельство» и ее творческо-практические приемы 115

- прием «фокус» 117

- прием «противопоставление» 118

-прием «природная ассимиляция» 119

-прием «исторический факт» 121

-прием «метаморфозы» 122

3.3 Форма интерпретации «Подражание» и ее творческо-практические приемы 124

- прием «природная копия» (фикция) 125

- прием «отражение» : 126

- прием «иллюзия» 127

- прием «негатив» 128

- прием «инверсия формы/поверхности» 130

3.4 Форма интерпретации «Сопоставление» и ее творческо-практические приемы 133

- прием «архитектурный архетип» 133

- прием «природный символ» 135

- прием «транскрипция» 136

- прием «анаморфоза» 138

3.5 Рекомендации по применению творческо-практических приемов в выделенных градостроительных ситуациях 140

Выводы к главе 3 149

Заключение 150

Библиография

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ И СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Современная городская среда является источником предметно-пространственного и психологического напряжения человека. Эмоциональную разрядку в городе человек получает через созерцание различных природных объектов и форм - растений, газонов, бульваров, скверов, парков, акваторий и т.д. Таким образом, происходит компенсация его связей с естественной природой. На протяжении всего своего существоваїшя человек постоянно стремился структурировать, упорядочить самоорганизованное природное пространство для того, чтобы снизить чувство незащищенности и дискомфорта, чтобы творчески и утилитарно охватывая его самоценность, обладать им. Урбанизация, высокий уровень развития современных технологий и компьютеризация общества привели к виртуализации почти всех сфер жизни. Уже никого не удивляют понятия «Интернет», «виртуальное путешествие», «виртуальная галерея». Сам процесс проектирования стал виртуальным. Мы все чаще не проектируем, а «моделируем» не реальную, соотносимую с человеком, а «ди-гитальную архитектуру», эфемерную виртуальную конструкцию. Эта тенденция настолько очевидна, что уже охвачена рядом социо-философских исследований (Д.В.Иванов, В.Л.Силаева). Многие создаваемые человеком объекты действительно стремятся к мобильности. Мобильное озеленение, мобильный сад, растение - эфемерида, мобильный парк-конструктор или лес в виде лазерного шоу - одним словом природа все чаще трактуется как временная инсталляция. Несомненно, возросла мобильность людей, ресурсов, внешней и духовной информации, увеличились темпы смены одних социальных тенденций другими. Эти условия все ощутимее стали абстрагировать современного человека от естественного природного пространства и уводить его в сферу искусственной, эфемерной культуры. К настоящему времени в мировую ландшафтную практику все активнее внедряются новые виды образной организации природных форм. В них преобладают черты эфемерности и символьной абстракции, искусственные материалы и современные технологии.

Современный город наполняется различными симулякрами1 - условными знаками, стилизациями, ложными подобиями, заменителями. Искусственные имитации природы становятся полноправными элементами, использующимися в ландшафтной архитектуре и городском ландшафтном дизайне. Искусственные объекты ландшафтной архитектуры основываются на синтезе многих сфер современной культуры - изобразительного искусства, архитектуры, технических достижений, экологии, современной онтологии, общественных ориентиров и уровня социального развития общества, индивидуализации личности, экономики, политики. Популярные и необходимые ныне стратегии устойчивого развития среды обитания выявляют стремления к балансу природных и антропогенных систем, но тем не менее они не умаляют факта перманентного развития последних и очевидности преломления ландшафтного, экологического синтаксиса в крупных городах. Образное возмещение природных форм посредством искусственных эквивалентов провоцируется увеличением масштаба экологической, утилитарной и культурной деградации -природных городских пространств, освобождающей ниши под развитие антропогенных систем. Поэтому, в первую очередь, назначение таких объектов - мемориализация, информирование, предостережение и напоминание о биологической природе человека. Очевидна необходимость поиска и постоянного обновления определенных приемов соорганизации природных и искусственных составляющих города для того, чтобы установить смысловые взаимосвязи и упростить взаимодействие между ними и в них как в системе не только предметно-пространственно-функциональных, но и ментальных координат. Введенные в ткань городской застройки природные имитации способны разгружать техногенное визуальное поле, удерживая человека от развития привыкания и визуально-психологической лояльности к сложившейся антропогенной среде.

В настоящее время формулируются направления исследований, связанные с изучением искусственной среды и, в частности, искусственной природы, что говорит о творческом и научном интересе к данной проблеме. В зарубежной ландшафтной архитектуре в этом русле приобретен хоть и фраг-

1 Симулякр - ложное подобие, условный знак чего-либо, функционирующий в обществе как его заместитель. Термин введен французским ученым Ж. Бодрийяром. (Б. в качестве примеров приводит симулякр природносте, которой искусственно окружает себя отдыхающий «на лоне природы» отпускник, или же симулякр истории, ностальгически обустраиваемый хозяином современного дома путем включения в его конструкцию остатков старинной фермы, разрушенной при его строительстве) [7]

ментарный, но уже достаточный опыт, который оказывает влияние и на отечественную теорию и практику.

' Теоретические исследования (послужившие ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БА-

ЗОЙ для данной работы) в основном освещали вопросы семантики и семиотики природного ландшафта и его компонентов и касались эстетического восприятия естественной природы (Е. Берг, Д. Джеллико, К.М.Долгов, А. Кушан, Д. Майниг, П.Д.Тищенко, И. Томпсон и др.), рассматривали эти же проблемы, но в ракурсе составляющих городской среды с целью повышения ее комфортности (А.П.Вергунов, В.Л.Глазычев, С.Ларсен, К.Линч, Е.М.Микулина, В.А.Нефедов, А.В.Пастухов, Дж.Саймондс), связывались с изучением природных метафор (О.Лагута, Дж.Лакофф, М.Мейснер, Х.Ортега-и-Гассет, Е.А.Русанова, Л.В.Стародубцева и др.). Однако, в последнее время появились работы, исследующие различные типы образных интерпретаций природных форм (Ф.Инфанте, П.Портогези, Б.Роган). Среди них особенно выделяется теоретический труд Дж. Табышалиевой [80]. Стоит упомянуть также исследования, в той или иной мере изучающие проблемы современных искусственных садов-артефактов - так называемых «архитектурных», «кубистских», «минималистских садов» с наполовину или полностью искусственным содержанием (Е.Забелина, Е.Лазарева, Г.Рейд, Т.Тернер). В остальном, существуют отдельные практические разработки и реализованные проекты-эксперименты разных ландшафтных архитекторов (Э. Као, П. Купер, К. Смит, П. Уолкер, О. Филипп, Д. Харгривз, М. Шварц и др.) и бесчисленные искусственные арт-инсталляции, не связывающиеся в единую систему в каком-нибудь одном исследовании. Поэтому, целесообразно заявить об АКТУАЛЬНОСТИ и своевременности проведения такого исследования, которое откроет перспективы для дальнейшего развития и осмысления ландшафтного творчества и вопросов взаимосвязей современного человека, города и природы. Правомерно предположение о том, что в ланд-

> шафтном обустройстве современных городов налицо необходимость переос-

мысления существующих ландшафтных подходов с точки зрения символической образности и контекстной тематики природных форм. Для этого необходимо пробовать новые выразительные и технические средства (специалисты, материалы и технологии) для реализации объектов искусственной природы. Актуализируется вопрос конкретизации по отношению к опре-

деленным городским ситуациям особенностей применения и приемов формирования в городском ландшафте новых форм образных интерпретаций природы.

В качестве РАБОЧЕЙ ГИПОТЕЗЫ выдвинуто предположение о том, что в настоящее время параллельно с традиционными стандартизированными формами благоустройства формируется самостоятельное перспективное направление в ландшафтной архитектуре, которое можно обозначить как арт-природный дизайн. Его особенностью является создание абстрактной, искусственной «природы» в городе.

В связи с чем ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ явилось выявление специфики формирования элементов искусственной природы в городе и определение форм их существования и характера использования в современном городском ландшафте. Цель исследования определила решение следующих ЗАДАЧ:

  1. обозначить особенности интерпретирующих моделей как особых направлений развития взаимоотношений человека и природы;

  2. конкретизировать общие понятия «искусственный ландшафт», «искусственная природа;

  3. выявить культурные предпосылки к становлению современных принципов абстрактно-символической организации природных компонентов города;

  4. проанализировать современные направления в ландшафтной архитектуре и ландшафтном дизайне и определить специфику современных концепций формирования объектов искусственной природы;

  5. обосновать целесообразность применения природо-интерпретирующих объектов в определенных городских ситуациях;

  6. определить формы существования искусственной природы исходя из степени их морфологического и образного потенциала;

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ явились элементы искусственной природы в городской среде.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - формы существования элементов искусственной природы в городе.

ГРАНИЦЫ ИССЛЕДОВАНИЯ связаны с особенностями формирования и применения объектов искусственной природы в инфраструктуре города в

области ландшафтной реконструкции и природного обустройства городских территорий.

МАТЕРИАЛАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ послужили отечественные и зарубежные литературные и научные источники, проектные и практические разработки российских и иностранных авторов, электронные интернет-ресурсы соответствующей тематики, натурные наблюдения, дипломные и курсовые проекты из фонда кафедры «Ландшафтная архитектура» МАрхИ. Теоретической базой исследования в дополнение к вышеперечисленным исследованиям также послужили работы, посвященные экологической культуре и этике (В.Л.Каганский, Д.С.Лихачев, А.Н.Тетиор, Р. Эллиот), вопросам семиотики пространства, семантики и символики в культуре и природе (А.А.Барабанов, А.Белый, А.В.Иконников, М.Б.Ямпольский), проблемам взаимодействия искусственного и природного (Ю.И.Курбатов, Х.Ролстон, А.В.Сычева, Н.П.Титова).

МЕТОДАМИ исследования послужили ретроспективный и знаково-символический анализ исторических примеров и культурных предпосылок возникновения элементов искусственной природы в современном городе, а также сравнительно-типологический и морфологический анализ примеров современной проектной практики и содержащих их городских пространств. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ РАБОТЫ:

  1. В исследовании проведен анализ предпосылок, современной ситуации и перспективных тенденций в русле формирования искусственных ландшафтных объектов города и впервые обозначены средовые, архитектурные и культурно-эстетические особенности полностью искусственных природообразных форм и объектов, специфика которых основана на рефлексии искусственности среды современного города.

  2. В работе конкретизировано понятие «искусственная природа» и, для описания и исследования элементов искусственной природы введено новое понятие «природо-интерпретирующий объект».

  3. Выделенные принципы организации и условия функционирования при-родо-интерпретирующих объектов призваны сориентировать проектировщиков в выборе средств экологизации городского пространства при реконструкции сложившихся и формировании новых объектов ландшафтного обустройства города.

  1. Предложена классификация природо-интерпретирующих объектов и новая типология городских пространств, в которых представляется целесообразным применение данных объектов.

  2. Представлена Концепция искусственной природы для современного города, освещающая три интерпретационных формы ее существования.

  3. Выделены проектные приемы и рекомендации к применению природо-интерпретирующих объектов в соответствии с предложенной типологией городских пространств, которые могут способствовать обновлению специфики будущей ландшафтной деятельности в городской среде. Пршщипьі и приемы могут применяться в процессе формирования профессиональных навыков в учебном проектировании архитектурных ВУЗов, явиться основой визуальной реабилитации искусственных и природных объектов городской среды, использоваться в качестве средств формирования в структуре городского ландшафта экологически и эстетически осмысленных, социально позитивных и экономически привлекательных пространств.

ПРЕДМЕТОМ ЗАЩИТЫ являются следующие основные положения исследования:

  1. Вводимое в научный обиход новое понятие «природо-интерпретирующий объект»;

  2. Уровни антропогенного воздействия на образность природных форм в го-

родской среде;

  1. Принципы организации и функции природо-интерпретирующих объектов в городском ландшафте;

  2. Функционально-морфологическая классификация объектов природных интерпретаций и связанная с их применением типология городских пространств;

  3. Концепция искусственной природы города.

*

Анализ образно-эстетических метаморфоз природных элементов на основе метафорических моделей

Д.С. Лихачев в книге «Поэзия садов» пишет: «Садовое искусство не обладает большим выбором форм. Мотивы... в большинстве случаев повторяются и, если исчезают, то только на время, чтобы потом вновь появиться. Меняется же эстетическое значение отдельных форм и мотивов в соответствии с "эстетическим климатом"9 эпохи. Здесь следует учитывать и эмблематическое содержание отдельных элементов..., и их "психологическое содержание"» [48]. Эта мысль охватывает не только садово-парковое зодчество, но и взаимоотношения человека с природой вообще. Структура и ритмы природных элементов неизменяемы, т.е. существуют по общеизвестным законам смены жизненных циклов. Стремление человека эстетически осмыслить природный материал и тем самым обустроить собственное жизненное пространство наблюдается постоянно.

Человек при контакте с природным объектом оценивает его привлекательность через личный опыт. Согласно мнению Новалиса10, воспринимая природу, человек дает ей субъективную оценку, находит в ней отклик на свои душевные состояния и через это восприятие постоянно идентифицирует себя. Можно утверждать, что преобразование природы человеком - перманентный процесс, вызванный постоянным стремлением к самоопределению,

В данной работе рассмотрено четыре природных элемента, участвующих в формировании как природной среды: 1) рельеф; 2) вода; 3) растительность; 4) небо, солнце, небесные явления.

История взаимодействия человека и природы пронизана в той или иной мере символизмом. Символизм является инструментом, фиксирующим природные ценности, и носит двойственный характер. С одной стороны посредством образов и символов человек преобразовывает окружающую его среду, с другой - воспитывается и самосовершенствуется, познавая себя в общении с природой. Структура природных ценностей такова, что в ней существуют ценности субъективные и объективные или внешние (инструментальные) и внутренние (самоценности). Первые формулируются целями и потребностями человека, вторые являются ценностями не зависящего от человека факта существования природы. Внешние ценности делятся на материальные (экономические - к ним относятся хозяйственная, рекреационная) и нематериальные (историко-культурная, религиозная, духовная, эстетическая, этическая, наследия, символическая, научная, музейная, воспитательная и др.) [9]. Вторая группа ценностей наиболее важна для устойчивого симбиоза человека и природы. Они являются инструментами выявления и познания природной самоценности и могут посредством соответствующих им мотиваций11 определять условия этого симбиоза. Из второй группы стоит выделить эстетическую и символическую ценности. Определенные аспекты природы, по-видимому, являются ключевыми элементами эстетической реакции: вид, перспектива, цвет, свет, контраст, фактура, движение и другие. Эстетический элемент кажется ассоциированным с чувствами гармонии, порядка и почти что стремления к идеалу. Это происходит из-за первенства природы по отношению искусственной среде. Эстетическая ценность исходит из открытия человеком красоты природы отдельно от ее полезности. Согласно Канту самым красивым бывает то, что бесполезно. То есть красивым самим по себе. В Восточной традиции красивым считается то, что «не нарушает законов природы, скажем, вписывается в пейзаж как его равноправная часть, правильно соотносится с другими вещами, и прежде всего - соответствует всегда конкретному пространству и времени года или времени суток» [22]. Символическая ценность отражает тенденцию человека использовать природу для коммуникации и мысли. Символическая ценность заключает в себе закрепление эстетической посредством содержащихся в природе кодовых образов. Стивен Борасса12 считает, что те ценности, которые не поддаются транскрипции посредством известных человеку биологических прототипов, входят в категорию символических ценностей и, как следствие, - в другие эстетические системы.

Природа вдохновляет людей на создание мифов и образов, они используют ее подсказки для выражения своих идей и эмоций, чувств и мыслей. «Использование природы представляет собой символическую трансформацию природы внутри нас самих, скорее, чем наше вхождение в природный мир на его собственной территории» [36].

Констатация символической и эстетической природных ценностей является состоянием, когда человек отождествляет неизмененную естественную природу с личным духовным опытом. Исходя из эмоциональной потребности самовыражения, пытается осмыслить и закрепить для себя значимые, благоприятные природные факторы (пример тому - Петрарка, поднявшийся на гору Ванту для аскезы, неожиданно поймал себя на мысли о красоте открывшегося ему ландшафта).

Поклонение, отождествление, мимесис, противопоставление культуре, утилитарный оптимизм, абстрактно-образная схематизация природы в разные периоды основывались исходя из соответствующих уровней духовного развития обществ и складывающихся картин мира. Сопряжение когнитивных механизмов человека с данностью природы рождало в определенную эпоху характерные образно-смысловые ассоциации - метафоры. Американский эколог Даниэль Боткин выделяет и анализирует три направления природных метафор: природа как божественный порядок, органические природные концепты и природа как машина (механизм).

Современные концепции и подходы к преобразованию и использованию природы

Ландшафтная архитектура середины прошлого века, задерживающаяся на частном заказе (инфраструктура частного сада), с начала 1960-х годов начала испытывать на себе мощное влияние растущего индустриального прогресса и социального развития во многих странах. Архитекторы стали вовлеченными в этот поток в связи с выходом в «большой ландшафт». Они начали взаимодействовать с такими понятиями как окружающая среда, природные ресурсы. Социальный заказ, способствующий росту городов, акцентировал такие ключевые понятия, как крупный масштаб, реконструкция ландшафта, землепользование, ресурсы и эксплуатация материальных аспектов ландшафта. В это время формируются различные понятия профильных ландшафтов - промышленный, политический, школьный, тюремный и т.д. Город мыслился в это время как искусственно сформированная система в структуре окружающих природных ландшафтов, внутри которой выделялись элементы природного каркаса (пояса, лучи, клинья и т.п.). Это сказывалось на качестве локальных природных пространств города - они не рассматривались индивидуально. 1970-е годы оказались реакционно-идеологическим противовесом предыдущему десятилетию. Акцент ставился на экологических проблемах окружающей среды, оценке антропогенного воздействия на природу исходя из представлений о человеке и качестве его жизни. Ландшафт стал рассматриваться не как материальный ресурс, а через призму опытного анализа и социального потенциала. В конце 60-х годов XX века в Америке появляется такое мощное, наблюдающееся до настоящего времени, движение как инвай-ронментализм - движение за охрану окружающей среды, намерением которого было сохранение устойчивого баланса между человеческой (искусственной) и нечеловеческой (естественной) природой. Ландшафтные архитекторы этого периода находились в некотором замешательстве по поводу географического масштаба своих работ. Размах проектных масштабов 60-х приводил к тому, что применение языка естественного ландшафта к культурному ландшафту городской среды привносило определенную бессвязность в проектные решения. К примеру, жилые дворы благоустраивались экологическими установками и аналогиями естественных биотопов, которые слишком сложны для того, чтобы приспособить их к небольшим, замкнутым пространствам. Дизайнерский аспект постепенно вытеснялся. В отклик инвайронментализму в начале 1970-х годов сформировалось направление эко-арта (nature-kunst в Германии). Для него характерны такие принципы как посредничество - интерпретация исторической, социальной и природной информации посредством маркеров, мемориалов, сообщающих о природных процессах и экологических проблемах; интеграция - использование природных элементов при создании метафор, образов, и инсталляций, отражающих культурно-природные взаимосвязи; ревитализация - экологические восстановление нарушенных ландшафтов; отражение - использование различных арт-приемов с целью поиска и артикуляции эколого-культурных ориентации и обязательств человека. Параллельно с эко-артом прослеживалось и чисто художественное течение инвайронмента, которое было чисто декорационным и не имело особого отношения к экологическим проблемам среды. Одним из течений в рамках эко-арта было земляное искусство (лэнд-арт) яркими представителями которого были Роберт Смитсон, Майкл Хайзер, Вальтер де Мариа, Энди Голдсуорси, Ричард Лонг и др. Земляное искусство, появившееся в качестве альтернативы коммерческой культуре и искусству последней трети XX века, выявило новые задачи, а именно - поиска места и масштаба деятельности ландшафтной архитектуры, способов экологического упорядочивания природы при работе непосредственно с подручным природным материалом, выявления ее самобытности и отчужденности от нее человека. Основным материалом произведений лэнд-арта является земля и всё, что она даёт - ил, грязь, утесы, сланец, деревья, листву, ветви, колючки, траву, лепестки цветов, воду, снег, лед, огонь, и даже воздух. В символической форме это значит, что художники пробуют добраться до самой сущности произведения искусства. В это же время возникают такие течения как концептуальное искусство (Concept art - 1968) - абсолютно виртуальное движение, ставящее под вопрос характер информационной ценности произведения искусства и провозглашающее протест против понятий «материальный проект» и «реализация идеи»; индивидуальная мифология (Individual Mythology - 1972) - стремление к возрождению идеала Аркадии, основанное на погружении в мифы прошлого, искусство свидетельства (Securing of Evidence - 1973) - использующее следы и символы прошлых культур и созидающее символьные природные ассоциации на основе старых фотоархивов, инвентаря и археологических артефактов. Эти движения появлялись как протест против неестественности, рафинированной пластической эстетики и коммерциализации искусства. Однако, данные пути творчества выпадали из рамок ландшафтного благоустройства городов, т.к. искали природно-культурные идеалы вне их пределов. А в городах этого времени продолжались беспорядочные попытки приживания системных, средовых подходов к ландшафтной организации городских пространств.

В связи с интенсивным ростом городов поиски в русле ландшафтной архитектуры начала 1980-х годов устремились от равнин, лесов и лесопарков в сторону насущной экологии - экологии города. Это связано в первую очередь с социализацией и культом городской жизни. Утопическое желание покончить с рыночной системой уступило место персональным проектам, сосредоточенным на городской проблематике. Растворение в 1970-е годы ландшафтной эстетики и ландшафтного дизайна, связанное с широкомасштабным экологическим движением, привело к некоему «разрыву цепи», поэтому ландшафтные архитекторы устремились на привычную для них традиционную арену из прошлого десятилетия. 80-е - время развития городских парков, скверов, бульваров, площадей, благоустройства общественных пространств. Организовывались разнообразные пешеходно-рекреационные зоны с различными функциями. Происходили попытки приспособления природных форм к различным городским структурам (застройка, пути транспортных коммуникаций, ландшафтная реконструкция бросовых зон и т.п.), формирования природных пространств в чуждой для них городской ткани. В 80-е годы стали широко распространяться эксперименты по созданию зеленых пространств на искусственных основаниях. Когда при организации ландшафтного объекта стали использоваться искусственные формы, появились ракурсные жанры эко-арта: искусство инсталляции (installation art) - тот же жанр инвайронмент - установка самостоятельных, не связанных со средой объектов, искусство обертки (wrapping-art) - заключение природных элементов в мягкий синтетический материал и даже «мусорное» искусство (гесу-cled-art).

Сравнительно-типологический анализ природо-интерпретирующих объектов -объекты, фиксирующие природные параметры (регулятивные)

Городской человек все дальше отдаляется от природы. Это обусловлено тем фактором, что деятельность и средства к существованию в настоящее время не зависят исключительно от природного ландшафта, но связаны главным образом с современными технологиями. Технологии вынуждают жить в регулируемой, готовой культуре. Теряется связь с эмоциональными и культурными ценностями природы. Они заменяются цифрами, расчетами, оценкой экологических рисков, экологическим мониторингом, основанным на ГИС-технологиях9 и пр. Такая ситуация подкрепляется монотонностью и повторяемостью многих городских форм и пространств. В эпоху скоростных и преобладающе транзитных перемещений в городском ландшафте как пространственная досягаемость и привычная типология элементов городского ландшафта, вероятно, является причиной потери самобытности (идентичности) некоторых пространств. Поэтому в городском ландшафтном дизайне, помимо корректировки существующих подходов, призванных регулировать экологическую сторону проблемы городской природы, актуализируются такие проектные методы, которые посредством природорефлексирующей символики и имитаций выставляют на первый план эстетические, воспитательные и информационные функции природных элементов, разворачивают «природные истории», сценарии, позволяющие абстрагироваться, по-другому думать, основываясь на ассоциациях, искать объясняющие детали в элементах благоустройства. Ландшафтная архитектура и дизайн должны стимулировать как природное, так и культурное сознание, привлекать человека к участию, делать видимыми взаимосвязи и взаимодействия человека и природы.

В данном направлении накопилось достаточное количество работ и экспериментов, что позволяет заявить о появлении новых тенденций в ландшафтном обустройстве городской среды. Проектные подходы к природной и городской среде имеют различную специфику. Проекты могут быть монументальными или же эфемерными. Эфемерные объекты лучше отражают динамику и быстротечность городской жизни и более чувствительны к различным природно-климатическим и культурно-социальным изменениям. Монументальные работы лучше отвечают мемориальным и сентиментально-культовым целям. В последних отсутствует необходимая гибкость перед социальными и культурными изменениями (чаще всего это связано с возможным изменением функций этих пространств с течением времени). Но, несмотря на опасность заглушить своим размахом идентичность мест, превращая их в фон, монументальные объекты формируют сильный общественный и культурный резонанс. В отличие от крупных работ проекты меньшего масштаба способствуют непосредственному взаимодействию человека с природными составляющими. Они легче объективируются в окружении, их проще воспринимать, осязать, обонять, слышать без каких либо дополнительных ви-зуализационных средств. Локальные объекты находятся в пределах досягаемости зрителя и могут обладать достаточной степенью интерактивности, поэтому, вероятно, наиболее приемлемы для благоустройства городского ландшафта.

Для того чтобы выявить побудительные причины к формированию природо-интерпретирующих объектов в городе и определить типы городских пространств, в которых они организуются, предлагается воспользоваться схемой анализа, предложенной Р. Тотом. Она состоит из трех опорных составляющих: участка, программы, контекста [126]. Участок здесь - территориальная единица ландшафта, имеющая определенные физические, визуальные или смысловые границы; программа - набор приемов и действий, примененных к участку; контекст - более широкая по смыслу составляющая - не только фон и окружение, но и, в конечном итоге, характер ситуации до и после проектных преобразований участка. Учитывая указанные ранее особенности природо-интерпретирующих объектов и опираясь на описанную схему, представляется возможным рассмотреть характерные работы, сгруппировав их в две основные группы природо-интерпретирующих объектов. Первую группу составляют элементы благоустройства городской среды, обращенные в первую очередь к выявлению и манипулированию экологическими свойствами природных объектов и к возможностям адаптации живых природных форм в искусственной городской среде. К первой группе отнесены объекты, фиксирующие природные параметры или регулятивные. Они характеризуются артикуляцией и символической консервацией ценных особенностей природных форм посредством фиксации искусственными средствами эталонных морфологических признаков природных форм, фактов антропогенного воздействия, ландшафтных функций. В таких объектах зачастую подчеркиваются момент или временной период (напр. время суток, года). Данный тип объектов широко распространен в городской среде, начиная с уровня городского природного каркаса (городской парк, зеленый коридор и т.п.) и заканчивая уровнем отдельного композиционного элемента (газон, водоем, растительная группа, отдельный природный элемент и т.п.). Благоустройство данного типа объектов подразумевает применение элементов дизайна, выявляющих биологическое состояние природного объекта (происходящие или происходившие в нем процессы), его экологический потенциал, утилитарные и средовые функции, и, следовательно, регулирующих характер эмоционально-эстетического воздействия природного объекта на человека.

Одним из примеров является Фруктовый сад Black-Light-White Garden Американской академии в Риме. Расположенный в дальнем уголке территории, он представлял собой регулярные посадки с окрашенными белой известью стволами. Сад был высажен студентами факультета биологии и выполнял роль некоего «аптекарского» сада. Основные планировочные аллеи учреждения проходили мимо него. Тем не менее с них раскрывались удачные перспективные виды на сад. Дизайнер Хитер Карсон, работающая некоторое время при академии, заметила отдаленность и отчужденность этого места и решила подчеркнуть сетчатую структуру посадок, окружив каждое дерево квадратной ячейкой из флуоресцентных ламп синего света. Подсветка позволила привлечь в вечернее время внимание посетителей к саду, придав ему одновременно необычный облик, классическую строгость и порядок. Фруктовый сад стал местом студенческих сборов. Таким образом, он стал своеобразной визитной карточкой биологического факультета. Итак, основным побудительным критерием участка стала его отдаленность от основных зон пребывания учащихся, а акцентирование элементов сада обусловила его регулярная структура, выделяющая его из окружения.

Форма интерпретации «Подражание» и ее творческо-практические приемы

История архитектуры знает немало примеров уподобления искусственных форм и организуемых ими пространств элементам природной среды. Начиная с примитивных жилищ древнейших народов, с природно-рефлек-сивной культуры древних Греции и Рима и заканчивая метаболистической бионикой некоторых произведений современной архитектуры пост-постмодернизма. Раньше такое уподобление сводилось в основном к гармонизации визуального и идеологического полей архитектуры и ландшафтного искусства с позиций пиетета к природе как к некому источнику жизненного знания. В настоящее время мы все более склонны рассматривать подражание природе как способ ее компенсации, а не уподобления ей. Многочисленные имитации и эксперименты тяготеют к изрядной степени абстрагирования от природных законов в сторону искусства (в смысле равенства искус-ство=искусственность), формируя специфичный пласт антропогенных продуктов, в целом ничего общего с природой кроме факта символичного ее оформления не имеющих.

Итак, «Подражание» (имитация) - второй блок в рамках предлагаемой концепции - понятие, характеризующее сущность художественного воспроизведения мира, копирование, следование какому-либо примеру, образцу. «Все большие ценности, которыми человек может пользоваться в своей творческой профессиональной деятельности, в семье, в дружбе, в религии и искусстве, - все они оставались бы не раскрытыми для людей, если бы подражание не давало им в руки ключ к этим сокровищам», - говорил А. Фир-кандт5. В идеалистическом понимании сущность искусства состоит в идеализации образцов природы. «Случайность природы деконструирует любой по рядок подражания ей. Здесь самое интересное - то, что это специально создано. ...Архитектор специально помещает рядом со своим зданием этот «ло-кус случайности», одновременно предъявляя и порядок подражания природе, и относительность этого порядка. Перед нами система намеренных связей со случайностью» [67]. Случайность появления необычной природной имитации в городской среде сродни описываемой случайности самой природы. Природный модуль мышления раскрывается здесь в одноименном обобщающем архетипе - «Природном модуле», в котором любая природная форма может быть сымитирована искусственной с учетом внешних морфологических характеристик. Формируемые в данной ориентации объекты ландшафтной архитектуры выделяются в первую очередь по подражательно-морфологическому признаку. Его специфика проявлена в собственной формулировке. Имитация, иллюзия формы/пространства - основной критерий природо-интерпретационных объектов в описываемой форме интерпретации. В рамках формы интерпретации «Подражание» выделены следующие творческо-практические приемы [см. Приложение, табл. 3.1.2] 1. «ПРИРОДНАЯ КОПИЯ» (фикция): природоэквивалентная компенсация природных элементов имитациями из искусственных материалов. Данный прием наиболее ярко раскрывает искусственность природо-интер-претирующих объектов с точки зрения используемого материала. Во многих пространствах, как внешних, так и внутренних все чаще устанавливаются пластиковые, металлические, стеклянные имитации деревьев, камней, воды, травяных покрытий. Их применение носит в первую очередь с экономический подтекст. Они дешевле, не нуждаются в уходе, не претерпевают сезонных изменений. Основная их функция чисто эстетическая. Остальные следственные: привлечение внимания, создание образа места, осуществление развлекательных функций, контроль микроклимата, маскировка архитектурных и инженерных объектов и, как следствие, экономическая выгода. Несомненно, что эти объекты - чужеродные элементы для естественного окружения, но их функциональная обусловленность заставляет архитектора применять их в своих работах. Вспомним хотя бы такие явления в современной ландшафтной архитектуре как «архитектурный сад», «минималистский сад» или «сад-артефакт». Или же парки развлечений. Один из таких, находится в

Вене. Там сделан искусственный рельеф со скалами, реками, логами, имитирующий горную часть Австрии.

Применение искусственных материалов также связано с конструктивными проблемами объектов архитектуры. Вероятно, является наиболее значимым применение искусственных имитаций на искусственных поверхностях и основаниях зданий и подземных сооружений, особенно при их низких прочностных показателях. Яркими примерами (на уровне архитектурного или ландшафтного объекта) несомненно являются рассмотренные ранее пластиковый сад на крыше института микробиологии в Кэмбридже (арх. М. Шварц) и синтетический сад на крыше музея современного искусства в Нью-Йорке (арх. Кен Смит). Их идеологическая подоплека - не столько повышение визуально-эстетического комфорта, сколько желание шокировать и указать наблюдателю на природные, а не искусственные приоритеты существования. Оформление искусственными копиями природных компонентов входных зон столичных кафе и интерьеров общественных и деловых зданий, кажется, стало вполне обычной мерой по обустройству этих пространств. Причем чем выше благосостояние организации, тем чаще используются уникальные формы по индивидуальным проектам. Одним из таких примеров является пластмассовый дуб на Садово-Триумфальной улице (д. 16) в Москве, буквально врезанный в стену около входа в ресторан (уровень пластики компонента).

Похожие диссертации на Формы существования искусственной природы в городской среде