Содержание к диссертации
Введение с. 3-8.
Глава I. Задачи, методы и основы изучения русской средневековой филиграни с. 9-169
1. Историография с. 9-45.
2. Источники с. 46-54
3. Методика исследования с. 55-69
4. Технология зерни и филиграни с. 70-105
5. Средневековая филигрань с. 106-141
6. Предыстория высококвалифицированного филигранного дела на
Руси с. 142-169
Глава II, Зернь и скань Древней Руси в ХІ-ХШ вв. с. 170-327
1. Ряста с. 170-184
2. Лучевые колты с. 185-207
3. Трехбусинные украшения .с.208-240
4. Бусины ожерелий с.241-264
5. Оправы бусин с.265-266
6. Оправы каменных крестов с.267-272
7. Нагрудные цепи с.273-276
8. Украшения рук с.276-285
9. Шедевры филигранного искусства с.286-304:
Лунничные колты с.286-292
Медальоны с.293-301
Детали головных уборов с.301-304
10. Оклады предметов культа с.305-308
11. Накладная орнаментация на украшениях с эмалью и чернью...с.308-309
12. Изделия иноземных форм и происхождения на Руси, с.309-317 Основные выводы с.318-327
Глава III. Скано-зерненый убор в ХІ-ХІІІ вв.. с.328-400
1. Развитие мужского головного убора с.328-334
2. Развитие женского головного убора с.334-343
3. Развитие подвесного яруса с.343-357
4. Развитие шейно-оплечного яруса с.357-370
5. Эволюция металлического убора в ІХ-ХІ вв с.370-373
6. Скано-зерненый убор в XI в с.373-382
7. Скано-зерненый убор в первой половине XII в. с.382-389.
8. Скано-зерненый убор во второй половине XII - первой трети XIII вв с.389-395
9. Филигранный элитарный убор конца XII - первой трети XIII вв с.395-398
Основные выводы с.398-400
Глава IV. Русская филигрань в XIII-XV вв с.401-468
Период стабилизации ХШ-ХІV вв с.401 -422:
1. Значение рубежа татаро-монгольского завоевания для русского филигранного дела с.401-404
- Металлический филигранный убор в ХІИ-XVI вв..с.404-415
- Оклады церковных произведений с.415-422
2. Стилистическое развитие русской филиграни в XIV-XV вв с.422-435
3. Технология русской филиграни в XIV-XV вв с.435-440
4. Филигранная оправа камеи из черного камня из фондов КМИДР с.441-442
5. Оклад иконы Св. Николая из Лавры на Афоне, с. 442-443
6. Золотая подвеска из раскопок Твери с.443-445
7. «Шапка Мономаха» с.446-458
8. Брошь из Тушкова городка с.458-461
9. Филигрань оклада иконы Владимирской Богоматери.с.462-465
Основные выводы с.466-468.
Заключение с. 469-498
Приложение I. Каталоги средневековых филигранных изделий, с. 499-610
Каталог А. Изделия с зернью и филигранью из Древней Руси X - начала XI вв с. 501-550
Схема карты каталогов В, С, D с. 551
Каталог В. Византийские филигранные изделия VI-XV вв. с.552-574
Каталог С. Восточные филигранные изделия VI-XV вв с.575-603
Каталог D. Западно- и североевропейские филигранные изделия X-XIV вв.
с. 604-610
Приложение П. Каталоги русских филигранных изделий, с. 611-806
Каталог 1. Древнерусские изделия со сканью и зернью ХІ-ХІІІ вв. с.611-792
Каталог 2. Русские филигранные произведения XIII-XV вв с.793-806
Приложение III. Реконструкции древнерусского убора. С,807-935
Каталог 3. Реконструкция убора по кладовым комплексам с.807-886
Альбом графических реконструкции к Каталогу 3 с.887-935
Приложение IV. Таблицы с.936-968
Приложение V. Список рисунков с.969-981
Приложение VI. Рисунки к тексту с.9822-1321
Приложение VII. Библиография с. 1322-1341
Список сокращений
Введение к работе
Основная проблема, решаемая в исследовании - воссоздание истории русской зерни и филиграни в период сложения и развития русского высококвалифицированного ювелирного ремесла. В рамках этого рассмотрения анализируется вопрос происхождения элитарного филигранного русского ремесла, определяется доля его самостоятельности при переработке суммы иноземных влияний.
В работе анализируются все виды миниатюрной ювелирной орнаментации, применявшиеся на Руси. Для их обозначения используется общий термин «филигрань».
Зернь, или грануляция - это ювелирный прием украшения металлической поверхности или ажурных проволочно-каркасных конструкций миниатюрными металлическими гранулами, или шариками.
Проволочная филигрань - это применяемая для аналогичных целей миниатюрная проволока с зернистым эффектом, достигнутым как различными способами свивания, так и штампованием. Русское слово «скань» обозначает один из видов филиграни, образуемый, как правило свиванием двух проволочных заготовок. Этот термин можно использовать и по отношению к спирально навиваемой проволоке из одной проволочной заготовки, но предпочтительней пользоваться здесь термином «филигрань».
Воссоздание картины развития художественного ремесла зерни и скани, или филиграни, на Руси включает характеристику его художественного и технологического уровня, орнаментального строя и типологического и стилевого состава.
Работа включает в себя решение нескольких конкретных задач: 1) осуществление типологического, стилистического и технологического анализа ювелирных изделий; 2) выделение главных стилистических и технологических этапов в развитии рассматриваемых ювелирных техник; 3) характеристика процесса сложения высокоразвитого русского ювелирного ремесла на примере развития филиграни; 4) воссоздание истории славяно-русского металлического убора, основу которого составляли украшения, выполненные в технике зерни и скани.
Общие хронологические рамки рассмотрения - XI-XV вв.
Выбор этого периода объясняется следующими обстоятельствами. В 988 г. на Руси принято христианство. Оценка этого важного события является предметом как общих так и конкретных историко-культурных исследований. Не только религия Руси постепенно вовлекается в религиозный строй христианства, но и соответствующий христианству культурный уровень начинает оказывать глобальное влияние на русскую культуру. Для развития ремесел, и в частности, ювелирного дела, это также имело большое значение. Произошло более глубокое, чем в предшествующие периоды, соприкосновение русской ремесленной культуры с византийской, насыщенной прогрессивными технологиями и формирующей мировые художественные стили. Для принятия и переработки новых культурных явлений государством и народом было необходимо историческое время. Период XI в. стал первым временем, когда новые явления становятся заметны. С другой стороны, в это время сохранялись предшествующие традиции как технологии, так и типологического состава вещей и убора. То есть, именно это время способно показать широкий спектр разнообразных явлений ремесленной культуры, многие из которых определили дальнейшее развитие, а некоторые наоборот отошли в прошлое. Этим период значим для исследования и важен именно, как начальный.
Ремесленная и художественная культура X - начала XI вв. была сложной. Она уже испытала воздействие ремесленной продукции и традиций Северной Европы, Востока, Византии, и западнославянского мира. Определенную роль сыграли и элементы автохтонного развития. В работе предпринимается изучение опорных серий материала по филиграни X вв., отражающего основные стили и типы вещей. Данные размещаются в специальном каталоге и сопровождаются технологической характеристикой, достаточной для сравнения с основным материалом исследования. Без этого анализа постановка вопросов происхождения ремесла была бы невозможна.
XI в. в истории древней Руси - время острых социальных и политических конфликтов. Это время осуждается автором «Слова о полку Игореве», когда Русь, по его мнению, не была сильна, как государство. Но именно в первой половине - середине XI в., в период княжения Ярослава Мудрого византийская культура начинает находить на Руси благодатную почву. Киев с Софийским собором 1037 г. и Золотыми воротами становится отражением образа Царьграда. XI в. - период организации русской христианской церкви и монашества. В середине столетия основан Киево-Печерский монастырь. В это время в переводах и списках распространяется греческая историческая и церковная литература. Одно из наиболее ранних и ярких явлений - перевод Хроники Георгия Амартола. В XI в. начинается переход от курганного обряда захоронения с сожжениями к христианскому трупоположению.
Несмотря на политическую нестабильность, XI в. вырисовывается как эпоха создания предпосылок для качественного скачка во многих государственных и культурных сферах, иначе блестящие вершины древнерусской культуры XII в. были бы необъяснимы. XI в. - время напряжения всех сил русского общества. Начата политика по преодолению княжеского сепаратизма и объединению Руси. В 1099 г. написана основная часть Поучения Владимира Мономаха. Сильное, хотя и временное, объединение Руси, стало результатом этой волевой политики в следующем столетии.
В XII в., как показано в исследовании Т.И. Макаровой, на Руси известно высококвалифицированное производство перегородчатой эмали. Расцвет эмали в XII в. позволяет относить сложение киевской школы эмальерного дела к эпохе Ярослава Мудрого (Макарова Т.И., 1975).
В конце XI - начале XII вв. изготавливаются художественно и технологически совершенные изделия с чернью. Один из ремесленных подъемов приходится на рубеж XI-XII вв. В XII в. черневое дело окончательно складывается как ремесло, становясь независимым от эмальерного (Макарова Т.И., 1986), Эмалевые и черневые изделия, входившие в состав княжеского парадного убора, изготавливались в мастерских, обслуживающих княжеские дворы (Макарова Т.И., 1997).
Развитие прогрессивных тенденций в филиграни, как стилистических, так и технологических, продолжается в XI-XIII вв. Изделия с филигранью из кладов этого периода привлекаются в исследовании полностью, данные о них отражены в специальном каталоге и являются основной базой исследования. Развитие филиграни в этот период дает возможность рассмотреть взаимодействие традиционной ювелирной культуры, сформировавшейся на Руси к XI в., с новой провизантийской.
Богатство и разнообразие кладов, зарытых в 70-х гг. XII в. - первой трети XIII в., позволяет восстановить набор вещей предшествующего, как бы пропущенного кладами, периода первой половины - середины XII в. К этому времени можно относить начало широкого распространения большинства категорий скано-зерненых украшений. Материал этих кладов позволяют судить также и о тех типологических и стилистических изменениях, которые испытал комплекс скано-зерненого убора в связи с воздействием Византии. Этот же период показывает рождение элитарного искусства филиграни, связанного с оформлением парадного убора из перегородчатой эмали.
Для оценки технологического уровня и стилистического состава русского филигранного материала проводится изучение опорных серий ювелирных изделий иностранного происхождения: Византии, Западной Европы и Востока. Данные об этих вещах отражены в специальных каталогах иностранного материала, прилагаемых к работе.
Предметы с филигранным декором являются не только ремесленными изделиями, но и произведениями прикладного искусства. Поэтому предпринимается их анализ по трем основным аспектам, результаты которого в итоге сопоставляются и объединяются.
1. Типологический анализ. Он включает типологическое определение каждого изделия. Типологическая классификация и эволюционные ряды призваны показать формальную эволюцию каждой категории вещей.
2. Стилистический анализ. На основании выделения стилеобразующих признаков характеризуются основные стили филигранного искусства. Определяются группы материала относящиеся к тому или иному стилю. На основании датированных произведений ориентировочно определяются периоды существования стилей.
3. Технологический анализ включает определение способов изготовления зерни и проволочной филиграни по визуальным признакам, фиксацию деталей технической выделки изделий. Полученные данные позволяют выделить группы мастерских, придерживавшиеся близких технологических традиций. Это в свою очередь дает ответы на вопросы о происхождении русской технологической школы филигранного дела в целом, а также - позволяет охарактеризовать своеобразие ремесла в различных древнерусских землях.
Чрезвычайно интересен анализ переломного периода, наступившего после татаро-монгольского разорения Руси. В работе ставится задача оценить его по материалам филиграни. Известен целый ряд порубежных памятников, каждый из которых неповторим. Некоторые произведения XIII в. изготовлены не на Руси. Они показывают, с какими ювелирными традициями русская культура продолжала соприкасаться, преодолевая полученный в результате страшного разорения урон. Одно из этих произведений - "Шапка Мономаха", изготовленная в византийскиих традициях. Каждое филигранное изделие вносит свой вклад в восстановление линии перехода от домонгольских древностей к древностям XIX-XV вв.
Рассмотрение развития русского филигранного дела в XIV-XV вв. проводится с опорой на основные русские произведения. Ставится цель показать сохранение домонгольских традиций, а также - воссоздать этапы нового стилистического развития, в котором сказались прогрессивные мировые тенденции ювелирного дела. Иными словами, это характеристика восстановления и продолжающегося развития высококвалифицированного филигранного ювелирного ремесла, сопряженного с преодолением трудностей и новой переработкой внешних влияний.
Подробная публикация и анализ русских сканных произведений XIV-XIX вв. проведены в работах М.М. Постниковой-Лосевой и Т.В. Николаевой (Постникова-Лосева М.М., 1974; Она же, 1981; Т.В. Николаева, 1976; Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л., 1996). Это позволяет нам дать выборочный анализ изделий высококвалифицированного ремесла, нацеленный на выделение общей линии и основных этапов его развития. Данные о произведениях XIII-XV вв. также отражены в специальном каталоге. В отличие от предшествующих исследований и в продолжение их данная работа рассматривает единый процесс развития типологии, стилистики, и технологии русской филиграни от XI в.
Хронологическое ограничение исследования рамками XV в. включительно объясняется наступлением в XVI в. нового политического периода в истории Руси, связанного с образованием Русского централизованного государства с центром в Москве. Материал по филиграни XVI-XVII вв. должен рассматриваться в соответствии с характеристикой новых региональных центров ювелирного дела, и новым технологическим уровнем производства, что выходит за рамки целей, обозначенных в данном исследовании.
В диссертации использованы микрофотографии деталей технологии, выполненные автором. Использованы фотографии общего вида изделий, выполненные В.П. Даркевичем, а также скопированные из фотоархива Музеев Московского Кремля. Прорисовки и графические рисунки, за исключением оговоренных случаев, выполнены автором.