Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Исламизация золотой орды по данным письменных, археологических и этнографических источников 17
Глава 2 Статистическая характеристика погребального обряда на некрополях центральных областей улуса джучи 61
1. Методология и типология 61
2. Общая характеристика некрополей методами описательной статистики 73
3 Исследование внутренней структуры погребального обряда 137
Глава 3 Распространение ислама среди городского населения центральных областей улуса джучи 151
Заключение 188
Список источников и литературы
- Методология и типология
- Общая характеристика некрополей методами описательной статистики
- Исследование внутренней структуры погребального обряда
Введение к работе
Актуальность исследования. Изучение различных аспектов истории распространения ислама у тюркоязычных народов приобретает всё большее теоретическое и практическое значение в связи с так называемым «мусульманским ренессансом», когда в исламских регионах нашей страны идет бурное возрождение исповедуемой религии. Ислам играет всё более заметную роль в общественно-политической жизни современной России. Будучи фактором формирования общественного сознания и поведенческих стереотипов мусульманского населения, ислам оказывает существенное воздействие на ход исторических событий в нашей стране.
Проникнув и распространившись в Поволжье во времена расцвета Волжской Булгарии, ислам в последующие исторические эпохи сохранил своё влияние в регионе. Более того, ислам сыграл большую роль в складывании культуры Улуса Джучи, более известного, как Золотая Орда. В XIII-XIV вв. разноплемённые орды кочевников Дешт-и-Кыпчак становятся «компонентами» огромной поликонфессиональной, полилингвистической, полиэтнической и многоукладной общности этой империи. Вопрос об идеологических воззрениях населения центральных областей Золотой Орды имеет огромное значение как для истории этого государства в частности, так и для изучения культурно-исторического и политического развития кочевых государств в целом, поскольку в результате монгольских завоеваний сложились симбиотические связи между кочевым миром и оседлыми цивилизациями, которые, в конечном итоге, привели к заимствованию и распространению крупнейших полиэтнических религиозных систем.
Огромная Монгольская империя испытывала в XIII в. всё нарастающее давление изнутри, которое создавали силы, взаимосвязанные друг с другом: с одной стороны - усиливающийся сепаратизм улусных правителей и наместников, с другой - стремление успевших частично восстановиться и окрепнуть после разорения оседлых регионов к самоопределению. Средняя Азия,
Волжская Булгария, Крым, Приазовье и Причерноморье - регионы с давними традициями оседлости - тяготились властью кочевников, которые тормозили их развитие. Да и среди самих кочевников согласие существовало лишь номинально. Разложившийся родоплеменной строй оставил после себя массу пережитков - племенную рознь, «лествичную» систему наследования престола и т.п. В течение практически всей первой половины XIII в. продолжалось становление единого монгольского государства и его развитие, которое закончилось распадом на несколько «империй». Нововозникшим монгольским ханствам, в том числе и Золотой Орде, нужен был идеологический «цемент», способный скрепить воедино различные народы, населявшие Великую Степь, а также послужить основой для формирования новой культуры нового государства. Именно на основе ислама стало возможно в XIV в. фор-і мирование уникальнейшего явления - синкретичной и в то же время единой золотоордынской культуры, вобравшей в себя традиции номадов Великой Степи и оседлых мусульманских цивилизаций. С проникновением ислама и мусульман на территорию Золотой Орды в первые же годы её существования начинается длительный и тяжёлый процесс исламизации кочевой степи, который шёл рука об руку с развитием торговли и городской культуры в центральных областях государства, ставшими, наравне с кочевым скотоводством, краеугольными камнями благосостояния Улуса Джучи.
Актуальность и научно-практическое значение исследования мусуль-манизации широких слоев городского населения на основе анализа погребальных памятников центральных областей Улуса Джучи состоит, прежде всего, в том, что именно с историей этого государства связаны основные события и явления становления ислама в регионе. В то же время приходится констатировать, что данная тема недостаточно подробно рассмотрена в исторической литературе и ещё менее - в литературе археологической. Между тем, привлечение такого источника, как погребальные памятники, для изучения проблемы исламизации Золотой Орды с точки зрения археологии позво-
лило бы не только рассмотреть этот процесс с политической стороны, довольно подробно освещенной в письменных источниках, но и детально изучить исламизацию на бытовом уровне - темпы врастания новой идеологии в среду разных социальных групп и на разных территориях (на основе наблюдения за процессом постепенного проникновения новых норм в погребальный обряд).
Вопросы исламизации Улуса Джучи представляют немаловажный интерес для изучения культурно-исторического развития тюркоязычных мусульманских народов нашей страны. Рост национального самосознания мусульманских народов в последние годы диктует нам необходимость поиска новых подходов к истории народов Поволжья и Приуралья, отказа от довлевшего над советской исторической наукой европоцентризма. Обобщение исторического опыта по проблеме исламизации Золотой Орды позволит дать новый материал для осмысления корней и истоков культуры современных мусульманских народов России, лучше понять причины событий, происходящих в наши дни, а также, возможно, по-новому взглянуть на современную национально-политическую ситуацию в Урало-Поволжском регионе. Актуальность выбранной темы значительно повышает тот факт, что ислам является доминирующим фактором в генезисе культуры тюркоязычных народов России, этнические корни многих из которых уходят в историю Золотой Орды.
Цель и задачи работы. Исследование имеет целью характеристику погребального обряда поселенческих некрополей центральных областей Улуса Джучи и и оценку на этой основе степени исламизированности населения в XIII-XIV вв.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач, которые тесно взаимосвязаны друг с другом:
оценка современного состояния степени изученности проблемы на основе данных письменных, археологических и этнографических источников;
подробный статистический анализ погребального обряда некрополей центральных областей Улуса Джучи. Пожалуй, комплекс задач, встающих перед нами в этой связи, является важнейшим для данного исследования и включает в себя:
разработку номенклатуры признаков для описания погребального обряда, чётко нацеленной на решение поставленных задач и организацию базы данных;
разработку типологии элементов погребального обряда;
общее статистическое описание характерных черт и корреляционное исследование структуры погребального обряда зол отоорды некого времени;
выявление особенностей погребального обряда, присущих городскому населению центральных областей Улуса Джучи;
оценку степени исламизированности региона в золотоордынский период.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является комплекс захоронений, оставленных населением центральных областей Золотой Орды. Разумеется, мы не в силах учесть и привлечь к изучению весь объём погребальных памятников, изученных на данной территории (генеральную совокупность), но вполне в состоянии сформировать достоверную выборку, отражающую свойства генеральной совокупности.
Предметом данного исследования является мусульманизация городского населения центральных областей Золотой Орды. Под мусульманизаци-ей мы понимаем как исторический процесс проникновения ислама в широкие массы населения, со всеми его политическими и культурными перипетиями, так и степень восприятия новой религии этими массами на повсе-
дневном обрядовом уровне, что и отражается в значительной степени на погребальном обряде. Мусульманизации соответствует весь комплекс религиозных верований, представлений и обрядов, бытующих в народе и воспринимаемых им самим как вполне соответствующих мусульманскому вероисповеданию. Сюда же относятся и так называемые «доисламские верования», представляющие один из составных элементов явления, получившего в религиоведческой литературе название «народный» или «бытовой» ислам. Мы рассматриваем мусульманизацию через призму погребального обряда - насколько он соответствует каноническим нормам шариата, насколько различаются нормы мусульманского погребального обряда в кочевой степи и в зо-лотоордынских городах Поволжья.
Теоретико-методологические основы исследования. В работе нами использован богатый опыт отечественного востоковедения и религиоведения, основанный на историческом подходе к изучению религии как части общественного сознания. Мы разделяем методологический подход, при котором общественное сознание рассматривается как часть целостной структуры отношения людей к природе и между собой1. Важное значение придавалось также теоретическому положению о том, что историческая преемственность занимает видное место в сфере религиозной идеологии и практики.
Методологическую основу исследования составляет сравнительно-исторический подход, позволяющий изучить заявленную проблему наиболее объективно. Среди конкретных методов, использованных нами на этапе накопления материала для обработки, одно из основных мест занимают методы полевого археологического исследования, поскольку в работе используются данные о золотоордынских захоронениях, выявленных и исследованных непосредственно автором.
На этапе анализа и осмысления собранных данных были использованы методы количественного и качественного анализа (выявление парных коэф-
1 Ярлыкапов А.А. Ислам у степных ногайцев в XX веке (историко-этнографическое исследование): Дис. ... канд. ист. наук. М., 1999. С. 12.
фициентов сходства между признаками погребального обряда, группировка и типологизация материалов и т.д.). Основные статистико-математические методы, применявшиеся в ходе исследования, описаны в работах, ставших классикой отечественной археологии. В частности, для построения номенклатуры признаков и анализа структуры погребального обряда нами была использована методика пофазного его описания, предложенная В.Ф. Генингом и В.А. Борзуновым1 и успешно применённая В.А. Ивановым и В.А. Криге-ром2. Методика корреляционного анализа, построения графов связей признаков погребального обряда и выделения комплексов связанных признаков подробнейшим образом изложена Г.А. Фёдоровым-Давыдовым в монографии «Статистические методы в археологии»3. Детальное описание и обоснование методики статистических подсчётов приводится в тексте работы.
Для оценки степени исламизированности населения, оставившего те или иные погребальные памятники, происходящие с территории Золотой Орды, мы применяем критерии, выработанные Е.А. Халиковой. В качестве признаков «канонического» мусульманского захоронения мы признаём лишь его бе-зынвентарность и соблюдение в нём киблы4. Кибла (по-арабски - «то, что находится напротив») - направление на Мекку, а точнее - на ал-Каабу, должна соблюдаться при совершении мусульманской молитвы и во время погребения5. При этом мы учитываем тот факт, что уже во второй половине XIV в. большинство, если не всё население Золотой Орды формально являлось мусульманским.
Степень научной разработки проблемы. Можно сказать, что специальные работы, посвященные исламу в Улусе Джучи, стали появляться не так давно, но интерес к истории Золотой Орды в целом возник ещё в XIX в.6
Генинг В.Ф., Борзунов В.А. Методика статистической обработки и сравнительного анализа погребального обряда// Вопросы археологии Урала. Вып. 13. Свердловск, 1975. С. 42-72.
2 Иванов В.А., Кригер В.А. Курганы кипчакского времени на Южном Урале. М., 1988.
3 Фёдоров-Давыдов Г.А. Статистические методы в археологии. M., 1987.
4 Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии X - нач. XIII в. Казань, 1986. С. 47-48.
5ал-Кибла//ИЭС.М., 1991. С. 136.
6 Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960. С. 3-4.
Большинство трудов, появившихся с тех пор, было написано с позиций исследования русско-ордынских отношений, что было, в общем-то, логично для периода первоначального накопления данных по истории Золотой Орды, поэтому проблема становления ислама в Орде затрагивалась вскользь либо вообще не ставилась. Лишь в трудах учёных начала - первой половины XX века (В.В. Бартольда, Н.С. Трубецкого, Г.В. Вернадского, В. Ильина, П. Савицкого, Э. Хара-Давана, М.Г. Худякова) наметился поворот от резко отрицательного взгляда на роль тюркских народов в целом в истории нашей страны вообще и на историю Золотой Орды в частности. После первых археологических исследований на развалинах золотоордынских городов, проведённых под руководством А.В. Терещенко, Г.С. Саблукова ещё в первой половине XIX века уже пошатнулось стереотипное восприятие Золотой Орды как «дикого» кочевнического государства. Ф. В. Баллод, проведший археологические разведки на золотоордынских памятниках Поволжья в трудные годы гражданской войны, даже несколько идеализирует уровень хозяйственно-экономического и культурного развития Улуса Джучи1. Благодаря, главным образом, работам В.В. Бартольда, А.Ю. Якубовского, Б.Д. Грекова, которые частично основывались на результатах археологических исследований, в отечественной науке к середине XX века сложился обобщённый взгляд на Золотую Орду как на государство с мусульманизированной в целом культурой. Однако, недостаточность и непроработанность на тот момент археологических данных не позволяла в полной мере оценить степень проникновения ислама в культурную жизнь города и степи Золотой Орды.
Лишь с началом активных археологических раскопок на золотоордынских городищах и в их окрестностях, инициированных и организованных А.П. Смирновым и Г.А. Фёдоровым-Давыдовым произошло становление в отечественной археологии целой научной школы исследователей, чья деятельность посвящена материальной и духовной культуре Золотой Орды.
Баллод Ф.В. Приволжские Помпеи. М. - Пг., 1923.
Привлечение археологических источников позволило с новых позиций подойти к проблеме взаимоотношений кочевого и оседлого компонентов В 30-лотоордынской культуре вообще и взаимоотношений язычества и ислама в частности. В результате появились обобщающие труды, в которых объективно оцениваются место ислама в религиозной структуре Улуса Джучи, его влияние на политику, на экономику государства, намечены основные центры (прежде всего - Волжская Булгария и Хорезм) и способы (при активном участии мусульманского купечества и суфийского духовенства) распространения ислама. К таким работам следует отнести, на наш взгляд, монографии «Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов» Г.А. Фёдорова-Давыдова1, «Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв.» В.Л. Егорова2, «Распад Золотой Орды» М.Г. Сафаргалиева3. Вопросы использования мусульманских некрополей Золотой Орды в качестве исторического источника, пожалуй, впервые были подняты Л.Т. Яблонским4. Однако, изучение особенностей мусульманского погребального обряда в Золотой Орде и оценка степени исламизированности населения не были основной целью его исследований. Л.Т. Яблонский, главным образом, обращался к вопросам, связанным с антропологией городского населения Улуса Джучи.
Огромный вклад в археологическое и историческое изучение Золотой Орды внесли исследователи из научных центров Урало-Поволжья. Погребальный обряд кочевого и оседлого золотоордынского времени вновь стал предметом изучения, причём с привлечением методов статистического анализа. Одним из наиболее яркихисследований этого периода является совместная работа В.А. Иванова и В.А. Кригера «Курганы кыпчакского времени на Южном Урале (XII-XIII вв.)»1, в которой авторы на археологическом материале продемонстрировали существование двух последовательных хроноло-
1 Фёдоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. Археологиче
ские памятники. М., 1966.
2 Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в X1H-XIV вв. М., 1985.
3 Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960.
4 Яблонский Л.Т. Население средневековых городов Поволжья (по материалам мусульманских могильни
ков): Дис.... канд. ист. наук. М., 1980.
11 гических групп погребений золотоордынского времени на Южном Урале -«языческой» и «мусульманской».
Исторические процессы, связанные с мусульманизацией кочевников Золотой Орды, были рассмотрены А.И. Ракушиным2. Им были выделены основные предпосылки для принятия ислама в Орде, намечены этапы исламизации кочевников Золотой Орды.
Следует, однако, признать, что история Золотой Орды до сих пор полна неисследованных «белых пятен», среди которых вполне можно назвать и проблему становления ислама в городах и в степных регионах улуса Джучи, которой посвящено очень небольшое число целенаправленных исследований. При этом круг проблем, связанных с распространением ислама среди населения золотоордынских городов Нижнего Поволжья, изучался главным образом историками, на основании корпуса письменных источников. Археологи лишь приступили к освоению данной темы, причём либо на региональном уровне, либо в аспекте самых общих выводов о распространении ислама в Улусе Джучи в целом.
Научная новизна исследования. Новизна исследования состоит в том, что нами сделана попытка привлечь в качестве источника по истории Золотой Орды материалы погребальных памятников, данные которых для освещения вопросов, связанных с исламизацией государства, до сих пор не использовались. При этом необходимо обратить внимание на то, что как в полевой практике археологов, так и в период обработки результатов полевых исследований мусульманские захоронения зачастую считаются малоинформативным «балластом», затрудняющим доступ к более ранним и богатым в плане вещевого материала языческим захоронениям. Очень редко в археологической литературе можно встретить специальное исследование, посвященное именно мусульманским захоронениям золотоордынского периода. Это и
1 Иванов В.А., Кригер В.А. Курганы кыпчакского времени...
2 Ракушин А.И. Мусульманство у золотоордынских кочевников Нижнего Поволжья в XIII XIV вв.: Автореф.
дис.... канд. ист. наук. Саратов, 1998.
понятно: отсутствие сопровождающего инвентаря и стандартизация погребального обряда затрудняют датировку и извлечение дополнительной информации из данных захоронений. Мы используем материалы мусульманских захоронений для проведения анализа при помощи статистико-комбинаторных методов, поскольку они позволяют охватить сразу огромный массив данных, устранить узость оценок, возникающую при анализе небольшой локальной группы захоронений. Благодаря применению статистических методов у нас появляется возможность выстроить цельную картину степени мусульманизации населения центральных областей Золотой Орды на примере указанных погребальных памятников.
Кроме того, нами используются данные письменных источников и этнографические параллели, позволяющие создать по возможности объективное представление о ходе процесса исламизации общества и государства Золотой Орды, о его движущих силах, причинах, конкретных проявлениях на различных уровнях, а также о его последствиях.
Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки данного исследования охватывают период с первой половины XIII до начала XV в. Нижняя хронологическая граница связана с 1242 г. - условной датой образования Золотой Орды (временем возвращения Бату на берега Волги из европейского похода), верхняя - со временем политического распада государства. Это время существования Орды как единого государства, в котором произошло становление ислама в качестве государственной религии. Однако в ходе изложения материала по необходимости используются обращения к событиям или аналогиям, имевшим место позже или раньше описываемого периода.
Территориальные рамки исследования. В работе нашли отражение материалы погребальных памятников золотоордынской эпохи, происходящие с территории Нижнего Поволжья, то есть из столичного региона Золотой Орды, а также, в определённой степени, из смежных областей - Волго-
Донского междуречья, Западного Казахстана, затронутых исламизациеи в XIII-XIV вв. Этот регион являлся в золотоордынское время крупнейшим политическим и культурным центром, сохранявшим с середины XIII до середины XV в. своё первостепенное значение в государстве. Ни одно более или менее важное событие, происходившее в Орде, не могло миновать столичных областей. Кроме того, данный регион является в настоящее время и являлся в XIII-XV вв. зоной активных межэтнических контактов, происходивших между миром кочевников и миром оседлости. Именно здесь смогла появиться своеобразная городская мусульманская культура Золотой Орды. Кроме того, история этого региона в золотоордынское время достаточно подробно отражена в письменных источниках и в наибольшей степени изучена археологически. Таким образом, анализируя доступные в настоящее время источники, можно составить достаточно представительную базу данных по исламизации Золотой Орды в целом на основании материалов, происходящих, главным образом, из столичного региона Улуса Джучи. В качестве сравнительного материала в работе используются данные о захоронениях из смежных регионов, где ислам утвердился гораздо раньше - в частности, с территории Среднего Поволжья и Южного Приуралья.
Источники. Источники, использовавшиеся в нашей работе, можно в целом разделить на две группы: археологические и письменные. К археологическим источникам относятся материалы погребений и погребальных памятников в целом из раскопок на территории Поволжья, Юга России, в Татарстане, Башкортостане и на территории Казахстана. Основу источниковои базы для нашей работы составили сведения, содержащиеся в научных отчётах об археологических исследованиях, хранящиеся в архиве Института археологии РАН, фондах Астраханского краеведческого музея.
Впервые привлекаются к статистическому исследованию материалы захоронений, обнаруженных за последние десятилетия (с момента написания
работы Л.Т. Яблонского)1. При подборе материала нас прежде всего интересовали захоронения, располагающиеся на поселенческих памятниках - городского и сельского типа, - исследовавшихся в послевоенный период. Так, нами собраны данные практически обо всех захоронениях, обнаруженных до 1996 г. на Селитренном городище, Водянском городище, привлечены в значительном объёме материалы грунтовых и курганных могильников, прилегающих к Царёвскому городищу, впервые привлечены материалы захоронений с некрополей Мечетного и Терновского поселений в Волгоградской области, а также с могильников городища у пос. Комсомольский и Красноярского городища в Астраханской области. Также в работе использованы новые материалы из исследований в окрестностях городища Тумак-Тюбе в дельте Волги. Нашли своё отражение в работе погребения с городищ Мад-жары, Верхний и Нижний Джулат, мавзолеи и захоронения с городища Мохши в Пензенской области. Кроме того, в качестве сравнительного материала для анализа сходства и различия поселенческих и кочевнических захоронений нами привлекались данные из раскопок степных курганов в Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Самарской, Ростовской, Оренбургской областях, Краснодарском крае, Республике Калмыкия. Для сравнения особенностей погребального обряда нами были привлечены данные Е.А. Ха-ликовой о захоронениях на IV Билярском могильнике предмонгольского периода, а также материалы из раскопок Т.Н. Гарустовича на Кадыровском могильнике в Башкирии, который относится к периоду XVII-XVIII вв.
Некоторые материалы, использованные в работе, обнаружены в ходе самостоятельных полевых исследований автора или при его непосредственном участии. Всего в работе используются в формализованном виде данные о 1825 захоронениях, обнаруженных на 72 поселенческих грунтовых и степных курганных могильниках, а также в мусульманских мавзолеях.
1 Яблонский Л.Т. Население средневековых городов Поволжья...
Письменные источники, использованные в диссертации, - это, главным образом, сочинения арабских и персидских авторов XIII-XV вв., в которых содержатся сведения о Золотой Орде, собранные В.Г. Тизенгаузеном1.
Помимо этого, в данной работе использованы сведения, содержащиеся в сочинениях европейских путешественников по Золотой Орде и Монголь-ской империи - Джованни дель Плано Карпини, Гильома Рубрука , Марко Поло3, монаха Иоганки Венгра и доминиканского монаха Юлиана4.
Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что собранные и обработанные в ней материалы и источники, выводы и обобщения могут:
служить отправной точкой для дальнейших углублённых исследований в области изучения религиозной ситуации в Нижнем Поволжье в золо-тоордынское время;
быть использованными при проведении новых исследований по современному состоянию и истории развития «народного» ислама в Поволжском и Приуральском регионах;
оказаться полезными для исследователей истории и археологи Золотой Орды;
найти применение при составлении программ общих и специальных курсов по истории Отечества, регионоведению и религиоведению в высших учебных заведениях, в преподавании истории в средней школе. В частности, данные материалы будут использованы при составлении спецкурсов по истории ислама в России и по истории кочевнических государств для студентов исторического факультета Астраханского государственного университета.
1 Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1 (Извлечения из сочине
ний арабских). СПб., 1884; Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды.
Т. 2. (Извлечения из персидских сочинений). М.-Л., 1941.
2 Путешествие в Восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957.
3 Книга Марко Поло. М., 1955.
4 Данные источники используются в обработке и интерпретации по: Малов Н.М., Малышев А.Б., Раку-
шин А.И. Религия в Золотой Орде...
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в более чем двадцати пяти научных публикациях. Они обсуждались на кафедре истории России исторического факультета Астраханского государственного университета, на итоговых научных конференциях АГУ в период с 1995 по 2006 г., на Урало-Поволжских археологических студенческих конференциях (УПАСК), проходивших в г. Самаре в 1993 г. и 1998 г., на всероссийских и международных научных и научно-практических конференциях в г. Астрахани, на Всероссийской научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Г.А. Фёдорова-Давыдова в г. Нижнем Новгороде в 1998 г. и в г. Москве в 2006 г., на Уральских археологических совещаниях (УАС) в г, Челябинске в 1998 г. и в г. Перми в 2003 г., на Международной научной конференции «Арало-Каспийский регион в истории и культуре Евразии» в г. Актобе (Казахстан) в 2006 г.
Структура диссертации соответствует целям и задачам исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и литературы, 23 приложения (таблицы, карты, схемы, диаграммы, графы связей признаков погребального обряда).
Методология и типология
Описание каждого отдельного погребения по формализованным признакам проводилось пофазно, по системе, предложенной В.Ф. Генингом и В.А. Борзуновым для характеристики погребального обряда эпохи бронзы1.
В интерпретации В.Ф. Генинга и В.А. Борзунова погребальный обряд в целом предстаёт в виде определённой статистической совокупности. Как процесс он может быть разделён на шесть фаз. A) подготовка места захоронения: сюда входят все данные о могиль ной яме и месте, где должно быть совершено захоронение. Б) Подготовка умершего к захоронению: способ захоронения, одежда и украшения на покойном. B) Захоронение умершего: ориентировка его по сторонам света, поза, количество захоронений в одной яме. Г) Сопровождающий инвентарь: сосуды, орудия и оружие и т.д. Д) Ритуальные остатки: кости животных, следы огня, охра и пр. Е) Завершающий этап захоронения: надмогильные сооружения (вид, форма, размеры), количество захоронений под одной насыпью, остатки ТрИЗНЫ И Пр.2
Эта методика была взята за основу и усовершенствована при описании признаков погребального обряда средневековых кочевников Южного Урала В.А. Ивановым и В.А. Кригером3. Позже она же была использована для сравнительного анализа погребального обряда огузов и печенегов1. Следуя в русле этой методики, мы применили при описании принцип, введённый
В.А. Ивановым и В.А. Кригером: пофазное описание строится в порядке изучения захоронения - вначале (фаза 1) характеристика местоположения погребения; затем (фаза 2) характеристика надмогильных сооружений; далее (фаза 3) характеристика могильной ямы; далее (фаза 4) характеристика внут-римогильных конструкций; после этого характеризуется поза погребённого и его антропологический облик (фаза 5); далее характеризуется ритуал погребения (фаза 6); и в заключение описывается сопровождающий вещевой инвентарь (фаза 7).
Номенклатура признаков разрабатывалась нами в несколько этапов. За основу были взяты коды для описания погребального обряда, составленные И.С. Каменецким2. Однако, принимая во внимание, что данная система описания была составлена преимущественно для работы с захоронениями эпохи раннего железного века, мы исключили из списка ряд специфических признаков и дополнили его другими, которые могут иметь значимость применительно к золотоордынским захоронениям. Всего для построения базы данных было использовано 40 качественных признаков, каждый из которых может принимать от 1 до 18 значений.
Собственно в таблице каждое значение признака выступает в роли самостоятельного качественного признака, который может принимать только два значения: 1 (признак присутствует на данном объекте наблюдения) и 0 (признак отсутствует). Как писал Г.А. Фёдоров-Давыдов3, данные качественные альтернативные признаки могут рассматриваться как количественные (после подсчёта частостей по всем случаем наблюдений), и подобного рода двойственность позволяет более свободно оперировать с признаками в ходе статистических подсчётов.
Для организации базы данных и проведения статистических подсчётов нами использовались программы «Excel» из стандартного набора приложений Microsoft Office и широко известный пакет статистических программ «STATISTICA for Windows», разработанный фирмой StatSoft. Использование программ, ориентированных на применение в среде Windows, многократно упрощает процесс обработки, поскольку большие объёмы данных легко могут быть импортированы из приложения в приложение, обрабатываются и распознаются в одном формате, и в связи с этим упрощается их восприятие пользователем. База данных, созданная с применением пофазного описания, была организована в виде электронной таблицы «Excel», где в столбцах были представлены признаки, а в строках - случаи наблюдения, то есть погребения с их индивидуальными кодами, в состав которых включались место обнаружения погребения (памятник), год исследований, номер захоронения по отчёту об археологических исследованиях. В ячейки, находящиеся на пересечении столбцов и строк, как было сказано выше, заносился код «1», если данный признак присутствовал в данном погребении, и код «О», если признак отсутствовал.
Кроме того, в базу данных были введены дополнительные признаки, указывающие на год и автора исследований. Ячейки в столбцах, соответствующих этим признакам, содержали логические значения и в подсчётах не использовались.
Первоначально нами было использовано 392 признака, максимально подробно описывающих все параметры обряда. Однако это описание было сокращено за счёт «свёртывания» многих признаков - так, например, в базе данных остался признак «курган», а описание самого кургана по дополнительным признакам (значения высоты, диаметра, состав насыпи и пр.) было перенесено в дополнительную таблицу.
Общая характеристика некрополей методами описательной статистики
Прежде всего, необходимо привести общую статистическую характеристику выборки. Для этого мы подсчитаем для каждого признака частоту встречаемости m и частость о - относительную частоту встречаемости признака, которая вычисляется по формуле: га = m/n, где п - общее число случаев наблюдения.
Если принять п за 100 %, то видно, что частость (о может быть выражена не только в виде числа в диапазоне от 0 до 1, но и в виде процентов от целого.
Для более выразительного представления внутренней структуры нашей выборки мы произвели деление всей базы данных по географическому принципу, причём старались избежать, по мере возможности, искусственности членения базы по современному административному или территориальному делению, так как наши представления о географических регионах могут не совпадать со средневековыми. Поэтому в качестве цельной и наиболее объективной географической единицы, объединяющей группы погребений, следует признать отдельный могильник. Могильники возникают в соответствии с реально существовавшими закономерностями, хорошо известными их создателям, и не зависящими от степени нашей субъективности. Разделение всей базы данных на отдельные могильники и проведение их сравнительного анализа - наиболее логичный путь в достижении поставленных нами целей, ибо он в полной мере отражает такое неотъемлемое требование к формированию выборки, как случайность1. В то же время именно случайность формирования выборки становится главным препятствием для нас. Одни могильники исследованы неплохо - например, грунтовые могильники на территории Селитренного городища или в окрестностях Красноярского или Ца-рёвского городищ; другие (например, грунтовые могильники небольших поселений в Астраханской и Волгоградской областях) - частично и фрагментарно. Численный состав погребений могильников столичных центров Золотой Орды - Селитренного и Царёвского городищ - не идёт ни в какое сравнение с рядовыми некрополями, на которых исследовано по одному-два захоронения. Все эти обстоятельства могут внести искажения в подсчёты при вычислении процентной представленности тех или иных признаков на данном памятнике. Если же выбирать для обработки только могильники, на ко торых исследовано несколько сотен захоронений, то тогда мы вынуждены будем полностью отсеять периферийные поселения Золотой Орды и сравнивать между собой лишь некрополи крупных городов. Однако и здесь мы столкнёмся с серьёзными проблемами, которые могут повлиять на объективность наших выводов: могильники многих городищ, например, крупнейшего из них - Селитренного городища, не представляют собой единого целого, они не раскапывались археологами специально, а исследовались в процессе изучения других более крупных объектов - усадеб, дворцов, бань, мечетей, мастерских и проч. Захоронения, возникшие в период запустения жилых кварталов на месте объектов городской застройки, не сливаются в единый могильник (по крайней мере, нам это неизвестно) и возникали, скорее всего, в разное время. Те захоронения, которые локализуются вокруг и внутри мавзолеев и мечетей, могли возникнуть и в процессе существования городищ, те же, которые выявлены на месте бывших усадеб, скорее всего возникли после разрушения если не всего города, то, по крайней мере, отдельных городских кварталов. Если рассматривать в качестве самостоятельных могильников захоронения с каждого отдельного раскопа Поволжской археологической экспедиции на Селитренном городище, то мы вновь столкнёмся с проблемой неравномерности распределения захоронений между раскопами (или могильниками с территории городища) и сравнения несопоставимых величин. Собственно говоря, на Селитренном городище мы наблюдаем, скорее всего, могильники конца XIV -XV вв., возникшие после запустения города и отражающие своеобразную картину «результатов» исламизации Золотой Орды. Могильники и мавзолеи, синхронные времени существования городища, ещё только предстоит изучить археологам: по результатам разведочных исследований 2002-2004 гг., проведённых В.Г. Рудаковым и Е.Ю. Гончаровым, в окрестностях с. Селитренного, к северу и северо-западу от городища обнаружено большое количество некрополей и мавзолеев, принадлежащих оседло
му и кочевому населению. Эти некрополи были вынесены за «городскую черту» и обрамляли въезды на территорию городища
Такая же картина предстаёт перед нами и на Царёвском, и на Красноярском городищах, часть могильников в окрестностях которых изучена неплохо, часть - явно в недостаточной степени. В силу этих причин мы решили найти компромиссный вариант объединения захоронений в базе данных.
Исследование внутренней структуры погребального обряда
На основании вычисленных коэффициентов корреляции Пирсона нами были построены графы связей элементов погребального обряда для всей выборки в целом (Приложения 19 и 20).
Рисуя граф, мы изобразили рёбра, обозначающие слабые связи между признаками (силой от 0,2 до 0,4) как одинарную линию. Двойная линия обо значает среднюю связь (от 0,41 до 0,6). Тремя линиями обозначается сильная связь (0,61 и выше). В целом на графе связей между признаками погребального обряда преобладают связи слабые и средние, что вполне закономерно -среди признаков много случайных и частных, не определяющих внутренних закономерностей совокупности. Если определить их с точки зрения теории информации, то это признаки, обладающие высокой информативностью, то есть их появление жёстко обусловлено другими признаками, но только в частных случаях, они не характерны для какой-то значительной части выборки и поэтому не могут считаться типообразующими или вообще служить основой для построения классификации1.
На отсеивание признаков, которые оказались несвязанными и незначимыми на уровне всей выборки, повлияли разные причины - либо очень частая встречаемость данного признака и его характерность для абсолютного большинства погребений в базе данных, что делает такой признак «общим местом», либо отсутствие статистически значимых его связей с остальными при достаточной представленности признака.
На построенном нами графе (Приложения 19-20) видно, что признаки разделились на 11 разных по составу и количеству элементов комплексов связанных признаков (КСП). Попробуем описать признаки, вошедшие в различные КСП, и объяснить причины их взаимосвязанности.
КСП I (Приложение 19). Первый КСП - самый объёмный, он объединяет 57 признаков. Внутри КСП преобладают слабые связи между признаками, однако выделяется 9 тесно связанных «ядер» группы, объединяющих при помощи сильных и средних связей два или более признаков. Первое ядро -самое большое. Оно объединяет 10 признаков (номенклатура признаков - согласно Приложению 2). Основная часть этих признаков описывает утраченные или неопределимые элементы обряда: 12.9 «Невозможно определить ориентировку погребённого», 19.1 «Невозможно определить положение черепа», 14.1 «Положение рук не определено», 13.1 «Позу погребённого невозможно определить», 18.1 «Положение стоп невозможно определить», 16.6 «Положение ног не определено», 21.1 «Возраст погребённого не определён». Можно сказать, что в целом первое ядро КСП I описывает комплексы с неопределимой позой погребённого. Признак 3.2 «Нет костяка в могиле» показывает, что кенотафы (погребения с отсутствующим костяком) относятся к группе погребений с неопределимой позой. По тем же причинам к этому ядру примыкает признак 27.2 «Ритуальное захоронение барана». Признак 17.1 «Ноги скрещены» вместе с примыкающим к нему, но не входящим в это ядро признаком 25.3 «Предположительное связывание ног» соединен средней связью с признаком 16.6. На первый взгляд это выглядит странным, но в действительности в нашей базе данных содержится информация о ряде сильно разрушенных погребений, в которых прослеживаются многие элементы обряда, но от костяков остались только голени, перекрещивающиеся между собой.
Также к погребениям с неопределимой ориентировкой погребённого относятся трупосожжения (признак 11.3, примыкающий к признаку 12.9).
Признак 6.3 «Яма со сложным профилем», соединённый слабыми связями с признаками 27.2 и 12.9, свидетельствует о том, что в погребениях с ритуальными захоронениями баранов вероятнее всего обнаружить именно такой тип ямы.
Второе ядро состоит из трёх признаков; 11.2 «Перезахоронение», 8.4 «Опорные стены вдоль всех бортов ямы, кроме западного», 19.6 «Череп отчленён, лицом к западу». К признаку 11.2 примыкает три признака, два из которых - 6.10 «Яма типа А-10» и 10.2 «Перекрытие типа А1-2» - описывают редкий тип сочетания этих видов ямы и перекрытия, который встречается только в погребениях с перезахоронениями. Как бы дополняет этот комплекс признак 19.5 «Череп отчленён, лицом к востоку», примыкающий к признаку 11.2, - отчленённые черепа встречаются в нашей базе данных лишь в погре бениях с перезахоронениями. Таким образом, мы можем констатировать, что второе ядро с примыкающими к нему признаками описывает ритуал перезахоронения.
Третье ядро включает три признака. «Корневым», объединяющим признаком является признак 8.2 «Опорные стены вдоль всех бортов ямы», к которому со средней силы связями примыкают признаки 10.8 «Перекрытие типа А2-5» и 10.9 «Перекрытие типа А2-6». Надо сказать, что к признаку 8.2 примыкают ещё два признака - 10.6 «Перекрытие типа А2-3» и 9.1 «Сплошная вымостка дна склепа кирпичом». К признаку 10.9 примыкает дополнительный признак 26.3 «Угли в могиле» (который, кстати, связан и с признаком 11.3 «Трупосожжение»). Это означает, что в склепах курхана часто встречается такой элемент огненного ритуала, как угли. Таким образом, третье ядро рисует нам две или три модели склепов с опорными стенами вдоль всех четырёх бортов могильной ямы.
К признаку 10.8 примыкает признак 4.3, что говорит о вероятной встречаемости подобного типа перекрытий в мавзолеях. К этому же признаку примыкают оба признака четвёртого ядра.