Введение к работе
Становление романтической школы в Германии — это небольшой отрезок времени на рубеже XVIII и XIX вв , традиционно привлекающий внимание исследователей. Рассмотрение зарождения и развития романтической теории возможно во многих аспектах, одним из которых является литературная журналистика того времени
Характерная особенность этой культурной эпохи - первоочередность формулирования эстетических и философских категорий, позже подкрепленных художественной практикой То есть фактически романтизм начался с явлений прежде всего интеллектуального порядка Когда идеи, рождающиеся в обсуждении нового в философии, литературе и эстетике, вышли за пределы кружка единомышленников, романтикам потребовалась трибуна И такой трибуной стала печать Романтики учли опыт просветителей, которые первыми начали использовать ее для популяризации своих идей Газеты и журналы конца XVIII - начала XIX вв - это литературная журналистика нового образца, один из важнейших ключей к пониманию истоков романтизма, его развития и тенденций
В данной работе литературная журналистика и публицистика становится предметом рассмотрения и исследования с точки зрения формирования и становления романтической теории в Германии.
Актуальность исследования определяется как историко-журналистским и историко-литературным, так и социокультурным интересом современных ученых к эпохе романтизма Часть журналистских приемов и дефиниций, впервые введенных романтиками, используется и по сей день, многие идеи и эстетические принципы актуальны для современного литературного процесса, наконец, чем более полной исторической панорамой будут владеть современные исследователи истории журналистики и литературы, тем более конкретным и точным будет построение концепций ро-
мантического движения, помогающих разобраться в проекции его эстетики на современность
Специалисты поистории журналистики1 и литературоведы, занимающиеся историей романтизма , постоянно обращаются к изданиям этого периода, но рассматривают их в ином ключе Традиционно интерес представляют отдельно взятые публикации или даже выдержки из них.
В работах, освещающих вопросы предромантизма и формирования романтизма в Германии, авторы упоминают о журнальной деятельности известных литераторов, но не концентрируют на ней внимания Например, в
1 Сашамон Л Всеобщая история прессы // История печати Антология - М, 2001,
Новомбергский Н Освобождение печати // История печати Антология - М, 2001, Воро-
ненкова Г Ф Путь длиною в пять столетий от рукописного листка до информационного
общества - М, 1999, Stober R Deutsche Pressgeschichte - Konstanz, 2005, Fischer H-D
Pubhzistik-Histonsche Beitrage in 5 Bd - Munchen, 1972-1982, Fischer H-D Deutsche
Zeitungen des XVII bis XX Jahrhunderts - Munchen, 1972, Fischer H-D Deutsche
Zeitschnften des XVII bis XX Jahrhunderts - Munchen, 1973, Dovifat E Handbuch der Pub-
hzistik in 3 Bd - Berlin, 1969-1700, North M Die neuen Medien des XVI bis XIX Jahrhun-
derten - Koln, 2001, Salomon L Geschihte der deutschen Zeitungwesens von der ersten An-
fangen bis zur Wiederafnchtung des deutschen Reiches - Leipag, 1906, Schenda R Volk
ohne Buch Studien zur Sozialgeschichte der popularen Lesestoffe 1770-1910 Frankfurt am
Mam, 1970, Als die Post noch Zeitung rnachte Erne Pressegeschichte - Frankfurt, 1994,
Groth О Die Geschichte der deutschen Zeitungswtssenschaft Probleme und Methoden -
Munchen, 1948, Koszyk K, Schulze V Die Zeitung als Persoenhchkeit - Duesseldorf, 1982,
Schottenloher K, Binhmsh J Flugblatt und Zeitung Em Wegweiser durch die gedrackte
Tagesschnften Bd 1 Von den Anfaengen bis zum Jahre 1848 - Munchen, 1985, Zei-
tungsstadt Frankfurt am Mam Zur Geschishte der Frankfurter Presse in fuenf Jahrhunderten -
Frankfurt am Main, 1994
2 Берковский H Я Романтизм в Германии - СПб , 2002, Гулыга А В Немецкая
классическая философия - М, 2001, Жирмунский В М Немецкий романтизм и совре
менная мистика — СПб , 1996, Жирмунский В М Из истории западно-европейских лите
ратур -Л, 1981, Тураев С В Гете и формирование концепции мировой литературы -
М, 1989, Тураев С В Революция во Франции и немецкая литература -М, 1997, Die Ak-
tuahtat der Fruhromantik Hrsg Von Ernst Behler und Jochen Hensch - Paderborn, 1987,
PrangH Begrifstimmungder Romantik -Darmstadt, 1972, Behler E Fruhromantik -Berlin,
1992, Europaische Romantik in 3 Bd - Wiesbaden, 1982-1985, Immerwahr R Romanhsch
Genese und Tradition einer Denkreform - Frankfurt am Mam, 1972, Ziolkowsh Th Das Amt
der Poesie Dir deutsche Romantik und lhre Institutionen - Stuttgart, 1992
исследовании англичанина Дж Робертсона несколько страниц посвящено анализу шиллеровских «Орен» («Ногеп», «Оры»), но поданы они скорее как досадное недоразумение в жизни немецкого драматурга, а не как дело трех лет его жизни В исследовании французского ученого А Троншона2, также посвященном истории формирования романтизма, автор признает издания только самих романтиков, игнорируя издания, предшествовавшие им А ведь именно там будущие организаторы Йенского кружка высказывали первые романтические идеи
В немецких исследованиях информация о газетах и журналах того времени чаще всего имеет вид систематизации фактического материала — скрупулезного перечисления статей и авторов, но практически без анализа3 В этом плане выгодно отличается исследование Р Гайма4, хотя автор говорит только о тех изданиях, номерах или статьях, которые могут служить подтверждением его выводов (остальные же он попросту опускает), он, что важно, воспринимает журнальную деятельность как органичную часть литературного процесса
Ряд сведений о литературных изданиях можно почерпнуть из исследований жизни и творчества отдельно взятых писателей, то есть из биографической литературы В биографиях Ф Шиллера5, например, эпизод с изданием «Орен» освещен достаточно подробно Однако основная цель подобных работ - воссоздать личность писателя, поэтому они грешат определенной односторонностью освещения - из них можно узнать о журналистской деятельности только одного человека, тогда как лицо любого издания (за ред-
1 Robertson J G Studies in the Genesis of Romantic Theory in the XVIII century -
Cambridge, 1923
2 TronchonH Romantismeetpreromantisme -P , 1930
3 Таковы два крупнейших исследования Walzel О Deutsche Romantik - Lpz, 1918
и Huch R Die Romantik - Lpz, 1899
Гайм P Романтическая школа в Германии - М, 1981 5 Шиллер Ф П Фридрих Шиллер Жизнь и творчество - М, 1955, Ланштейн П Жизнь Шиллера -М, 1984
ким исключением) формирует обычно коллектив, а не один человек, пусть даже редактор Если говорить не о зарождении романтических идей, а о формировании самого художественного метода, то картина складывается еще менее утешительная Библиографическое описание работ, посвященных разным проблемам романтизма, займет, вероятно, солидный том, и во многих из них рассматривается именно Йенская школа Но ни в одной из них не проведен подробный анализ журнала «Атенеум» («Athenaeum», «Атенеум») - издания, в котором были сформулированы основные принципы, составившие теоретическую базу романтизма Известно только, что это был журнал, основанный братьями Шлегелями и выходивший с 1798 по 1800 гг
Что касается диссертационных исследований последних лет, то в некоторых из них содержится краткая информация о периодических изданиях того времени Это, например, работы Т. Л. Шумковой1, Н. Н Мисюрова2, которые упоминают философскую периодику этого времени Также стоит упомянуть работы Ю Л Аркана3, рассматривающего журналистику в числе социокультурных явлений эпохи, и А. В Коковой4, которая, исследуя язык немецкой прессы ХГХ столетия, упоминает также и о языке романтиков
Таким образом, основной целью предпринимаемого исследования является воссоздание и рассмотрение истории ранней романтической печати, ее становления и развития, формирования на ее страницах основных идей, складывающихся в полемике с предшествующей культурной эпохой, влияния этих изданий на дальнейшее развитие не только литературного процесса
1 Шумкова Т Л Философия Ф В Й Шеллинга и мировоззренческие основания
романтизма дис канд филос наук -Нижневартовск, 1998 -179с
2 Мисюров Н Н Социально-философские основания немецкого романтизма как
формы национального самосознания дис д-ра филос наук в форме науч докл -
Омск, 2001 -376 с
3 Аркан Ю Л Консервативно-романтическая тенденция в немецкой социальной
философии и философии культуры дис . д-ра филос наук -СПб, 2004 -431с
4 Кокова А В Формирование стилистических норм языка немецкой газетной
прессы XIX столетия дис д-ра филол наук - Абакан, 2000 - 398 с
в Германии и других странах, но и на сферы, на первый взгляд отдаленные от литературы, — живопись, театр, музыку, теорию права и даже естествознание.
При этом представляется важным установление путей генезиса романтических концепций, многие из которых были связаны с изданиями, внешне не имеющими прямого отношения к романтикам Таким образом, выявляется история формирования литературоведческих терминов и систематической эстетики у просветителей и «бурных гениев», что дало романтикам возможность опираться и совершенствовать уже сложившуюся систему. Тщательный анализ предромантических изданий с точки зрения оценки содержания, формы и концепции позволил выявить непосредственных предшественников романтической печати и осветить начало журналистской деятельности самих романтиков И, наконец, в работе подробно рассмотрены романтические издания, проанализированы идеи, способы подачи материала, литературно-журнальная полемика и особенности издания подобного рода периодики
Наиболее важным в работе представляется
раскрытие роли немецкой литературной периодики в литературном процессе,
исследование влияния литературных изданий на развитие словесности,
изучение наглядного становления нового литературного направления;
рассмотрение полемики как характеристики восприятия романтизма современниками;
оценка взаимодействия предромантических и романтических идей;
рассмотрение эволюции публицистической формы подачи этих идей
Общей методологической и теоретической основой диссертации стал историко-культурный метод В целом методологию исследования можно точно охарактеризовать словами В И Грешных, одного из исследователей раннего немецкого романтизма, который определяет способ изучения литературной эпохи как системного целого следующим образом- «Обозначение черт и тенденций эпохи, раскрывающих ее многосложность и внутреннюю противоречивость < > прослеживание изменений в самом типе художественного сознания, влияющих на жанровые и стилевые формы изложения^ Такой метод вполне соответствует одной из ведущих тенденций современного общества - конвергенции информации и средств ее подачи, определяющей новый тип усвоения В историко-культурных исследованиях это отражается в аккультурационном2 восприятии, при котором важна не только суть идеи или эстетической концепции, но и ее форма А форма большинства романтических и предромантических манифестов определялась ничем иным как требованиями газеты или журнала, для публикации в котором они были предназначены Именно поэтому освещение романтизма через призму журналистики теснейшим образом связано с основными принципами романтической эстетики
В нашем случае предпринят анализ генезиса и развития романтических идей и влияние этого нового типа эстетики на литературную журналистику В свою очередь возможность популяризации новых «черт и тенденций» эпохи оказывает огромное влияние на саму их суть
х Грешных В И Ранний немецкий романтизм -Л,1991 -С 9 2 Аккультурация - процесс взаимопроникновения и взаимовлияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются технология, образцы поведения, ценности чужой культуры, которые, в свою очередь, изменяются и приспосабливаются к новым требованиям (Большая советская энциклопедия ТІ -М,1970)
Объектом и предметом исследования является процесс становления литературной периодики Германии в период со второй половины XVIII и по первые годы ХГХ вв Нижняя хронологическая граница обуславливается просветительским изданием «Энциклопеди, у Диксьонер рэзоне де сиянс, дес арт э де метье» («Encyclopedie, ои Dictionnaire raisonne des sciences, des arts et des metiers», «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», 1751-1780), в котором впервые бьши определены и приведены в систему литературные понятия, верхняя граница соотносится с распадом Йенской школы и завершением издания журнала «Критишес журналь дер философи» («Kritisches Journal der Philosophies, «Критического философского журнала») Ф Й Шеллинга
Такие хронологические рамки выбраны не случайно Вскоре после полного издания «Энциклопедии» начинается журналистская деятельность Г Э Лессинга, определившая эволюцию важнейших журналистских жанров К этому же времени относится и формирование эстетических воззрений И Г Гердера, И. В Гете, Ф. Шиллера, которые нашли отражение в журнале Шиллера «Орен», издаваемом в период с 1795 по 1797 гг В этом же журнале состоялся журналистский дебют Августа Вильгельма Шлегеля В 1797 г эстафету принимает журнал И Ф Рейхардта «Люцеум дер шенен кунсте» {«Lyceum der schonen Kunste», «Лицей изящных искусств»), в котором Фридрих Шлегель публикует серию фрагментов, названных потом «Ликей-скими» Тогда же братья Шлегели задумывают и реализуют план своего издания Они ориентируются как на собственный журналистский опыт, так и на примеры других газет и журналов, посвященных наукам или искусству Здесь нельзя не упомянуть «Философишес журналь айнер геселыпафт той-чер гелертен» («Philosophisches Journal einer Gesellschaft Teutscher Gelehrten», «Философский журнал общества немецких ученых»), издаваемый И Г Фихте, который был хорошо знаком Шлегелям и одно время служил им источником идей для построения собственных эстетических и фило-
софских концепций. Наконец, с 1800 по 1803 гг в Йене выходят два издаваемых Ф Й Шеллингом журнала «Цайтшрифт фюр спекулятиве физик» («Zeitschrift fur speculative Physih>, «Журнал умозрительной физики») и «Критишес журналь дер философи» («Kritisches Journal der Philosophies, «Критический философский журнал»), в которых идеи, впервые сформулированные йенскими романтиками как эстетические и культурологические категории, получают дальнейшее философское осмысление
Географически большая часть исследования связана с весьма небольшим районом Германии В конце XVIII в герцогство Саксен-Веймар-Эйзенах собирает в своих пределах всю интеллектуальную элиту страны Параллельно с науками и искусствами расцветают книгопечатание и газетное дело И «Дер дойче меркур» («Der Deutsche Merkur», «Немецкий Меркурий») К М Виланда, и «Орен» Ф. Шиллера, и «Пропилэен» («Propylaen», «Пропилеи») И В. Гете, и «Критишес журналь дер философи» Ф. Й Шеллинга — все литературные издания, имевшие влияние на духовную жизнь Германии, выходили в Веймаре и Йене. Даже «Атенеум» Шлегелей, печатавшийся в Берлине, имел прямое отношение к Йене, где жил Август Вильгельм Шлегель и где бывал его младший брат Фридрих
Безусловно, при издании собственного журнала братья Шлегели пользовались предшествующим журналистским опытом, однако концепция этого издания отличалась от традиционной, которой придерживался, например, Ф Шиллер. В программном заявлении создатели журнала открыто говорили о том, что издают «Атенеум» исключительно для изложения новых идей, разрабатываемых ими самими или их единомышленниками Никаких гражданских целей издатели не преследовали и не стремились сделать издание массовым Несмотря на это журнал оказался ярким событием в общей картине немецкой литературной печати, в нем нашлось место и для полемики, и для просветительского разнообразия тем Для исследователей истории журналистики «Атенеум» тем более интересен, что издательские принципы по-
следующих литературных и философских журналов, исповедующих романтические или околоромантические взгляды, вновь вернулись в русло традиции
К исследованию широко привлечены эпистолярные материалы, помогающие в деталях восстановить полемику, изучить подготовительную работу, связанную с началом издательского проекта и т.д В XVIII и XIX вв культура писем была чрезвычайно развита, и именно эти свидетельства эпохи оказываются подчас единственным источником информации тогда, когда мы хотим узнать, почему журнал назывался так, а не иначе, и в соавторы или соиздатели был приглашен тот или иной современник. В работе приводятся как письма из собраний сочинений, в том числе переведенные на русский язык, так и письма, найденные в специальных изданиях и архивных материалах Германии
При работе над исследованием также использовалось специализированное многотомное издание «Хисториш-критише аусгабе» («Historisch-kritische Ausgabe», «Историко-критическое издание»)', в котором собраны и классифицированы копии и репринты текстов из отдельных номеров газет и журналов, недоступных в оригинальном виде
Положения, выносимые на защиту:
1 Формирование романтических идей, отраженных позже на страницах журналов, — сложный многоуровневый процесс, в который вовлечены самые разные формы культурного бытия как Европы в целом, так и Германии в частности в конце XVIII века Все аспекты романтической теории тесно связаны между собой, это в полной мере относится и к издаваемой романтиками периодике
1 Histonsch-kritische Ausgabe -Berlin, Frankfurt,Hamburg, 1962- 1999
-
Романтическая тенденция популяризации собственных воззрений позаимствована из опыта эпохи Просвещения Именно просветительская мысль приходит к возможности использования журналистики как рупора своих философских, этических, эстетических и литературно-художественных идей.
-
Истоки романтических идей также следует искать на страницах просветительских изданий Это и терминология, которой оперируют романтики, впервые примененная в «Энциклопедии», и литературно-журнальный опыт Ф Шиллера, издателя знакового литературного журнала конца XVIII в -«Орен».
-
Журнал Йенского кружка «Атенеум» братьев Шле-гелей - издание, созданное специально для популяризации романтических идей Форма, построение статей журнала, сочетание материалов - все это призвано способствовать лучшему восприятию заложенных в издание романтических принципов Это определяет журнал как новое явление в истории немецкой литературной журналистики Полемика, ведущаяся издателями «Атенеума», - блестящая иллюстрация восприятия обществом новых романтических идей
5. Журналы Ф. Й. Шеллинга «Цайтшрифт фюр спеку-лятиве физик» и «Критишес журналь дер философи» - это не только дальнейшее осмысление и философское обобщение ранних романтических идей, но и иллюстрация того, как в дальнейшем используются новаторские издательские принципы йенских романтиков
Научная новизна диссертации состоит в анализе зарождения и развития одного из важнейших литературных направлений сквозь призму журна-листской деятельности. Расширение ретроспективы, оперирование малоизвестными российскому исследователю фактами и материалами дает возможность по-новому оценить многие известные эстетические постулаты Подробное хронологическое освещение истории литературных изданий рубежа XVIII-XIX вв проливает свет на некоторые недостаточно описанные периоды в истории немецкой журналистики
Многие материалы, использовавшиеся в процессе работы, находятся в немецких архивах, библиотеках и университетах В частности. Mamz Universitatsbibhothek, Frankfurt Literaturhaus, Frankfurt am Mam Universitatsbibhothek, Nurnberg Stadt Bibliothek, Koblenz Stadtarchiv, а также материалы музейного архива Goethe-Museum-Dusseldorf Большинство этих материалов недоступны российским исследователям и приводятся впервые
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что приведенные в исследовании факты и выводы восполняют пробел в наших знаниях по истории немецкой печати рубежа XVIII - XIX вв Рассматриваются различные аспекты истории создания и существования доромантических и романтических литературно-критических изданий Германии, на страницах которых были впервые обнародованы важнейшие эстетические идеи, во многом определившие дальнейшее движение литературы
Данные, полученные в результате исследования, могут использоваться в общих курсах истории зарубежной журналистики и литературы, на специальных семинарах и занятиях по истории немецкой печати и истории литературы конца XVm - начала XIX вв. Факты и материалы, приведенные в работе, могут применяться в научных работах, затрагивающих журналистику и литературу данного периода- методических пособиях, учебниках, монографиях.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ им М В Ломоносова Основные положения диссертационного исследования обсуждались на конференциях «Ломоносов Международная научная конференция молодых ученых» в 2003, 2004 и 2007 гг , международных филологических конференциях филологического факультета СПбГУ в 2004, 2005 и 2007 гг; конференции «Взаимодействие литератур и межкультурная коммуникация Международная Интернет-конференция» в 2004 г, «Искусство жить и жизнь искусства в XVIII веке Филологический факультет МГУ» в 2004 г и др Отдельные положения работы отражены в 11 публикациях общим объемом 4,4 п л