Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Возникновение и развитие журналистики Карачаево-Черкесии: национально-культурное своеобразие Урусова Эльвира Нурчуковна

Возникновение и развитие журналистики Карачаево-Черкесии: национально-культурное своеобразие
<
Возникновение и развитие журналистики Карачаево-Черкесии: национально-культурное своеобразие Возникновение и развитие журналистики Карачаево-Черкесии: национально-культурное своеобразие Возникновение и развитие журналистики Карачаево-Черкесии: национально-культурное своеобразие Возникновение и развитие журналистики Карачаево-Черкесии: национально-культурное своеобразие Возникновение и развитие журналистики Карачаево-Черкесии: национально-культурное своеобразие Возникновение и развитие журналистики Карачаево-Черкесии: национально-культурное своеобразие Возникновение и развитие журналистики Карачаево-Черкесии: национально-культурное своеобразие Возникновение и развитие журналистики Карачаево-Черкесии: национально-культурное своеобразие Возникновение и развитие журналистики Карачаево-Черкесии: национально-культурное своеобразие
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Урусова Эльвира Нурчуковна. Возникновение и развитие журналистики Карачаево-Черкесии: национально-культурное своеобразие : 10.01.10 Урусова, Эльвира Нурчуковна Возникновение и развитие журналистики Карачаево-Черкесии: национально-культурное своеобразие (Конец XIX - середина XX вв.) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 СПб., 2006 225 с. РГБ ОД, 61:06-10/1476

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Периодическая печать на северном Кавказе в исторической ретроспективе 14

1. Образование, просвещение и печать народов Северного Кавказа в конце XIX и начале XX века 14

2. Национальная периодика и литературный процесс конца XIX - начала XX века 43

3. Роль печати в развитии карачаевской литературы 73

Глава 2. Карачаевская журналистика в контексте меж этнических отношений 104

1. Публицистика первого поколения карачаевских журналистов: тематическое разнообразие их творчества 104

2. Публицистика Ислама Тамбиева в национальной культуре 156

3. Печать Карачаево-Черкессии во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг 177

Заключение 190

Список литературы 194

Приложение 206

Введение к работе

Актуальность темы исследования диктуется изменениями, происходящими в постсоветский период. Сегодня, когда стоит вопрос о восстановлении нормальных межнациональных отношений на Северном Кавказе, предлагаемая тема приобретает особую значимость. На нынешнем этапе политического и культурного развития Карачаево-Черкесии и других республик Северного Кавказа с многонациональным составом населения деятельность журналистов и интеллигенции в целом имеет большое значение для преодоления уже существующих или возможных межэтнических конфликтов.

Развитие журналистики Карачаево-Черкесской республики идет в тесной связи и взаимодействии с журналистикой всей Российской Федерации. Национальная журналистика Карачаево-Черкесии, представляя собой обширную область культуры, выявляет и отображает процессы развития общества.

Журналистика Карачаево-Черкесии прошла долгий путь становления, с возникновения первых газет и до сегодняшнего дня, когда информационное поле вмещает не один десяток печатных изданий и когда широкое развитие получили радио и телевидение. Современные журналисты, стремясь к дальнейшему совершенствованию печати, продолжают идейные, художественные и этические традиции, заложенные первыми деятелями культуры КЧАО.1

До сих пор не было предпринято углубленного изучения многонациональной журналистики Карачаево-Черкесской республики, за исключением некоторых этапов ее развития. Интерес к этому вопросу

1 Развитие автономии, а следовательно, и национально-культурное строительство в самой Карачаево-Черкесии в довоенное время прошло два этапа: первый - с 1922 г., когда из состава Горской республики выделилась Карачаево-Черкесская автономная область; второй - с ноября 1926 г., когда автономное образование разделилось на Карачаевскую автономную область с центром в новом, специально по этому случаю построенном, городе Микоян-Шахаре (ныне Карачаевск) и Черкесский национальный округ, преобразованный впоследствии в Черкесскую автономную область.

возрос в постсоветский период, когда открылись ранее недоступные для исследователей архивные фонды. Актуальность темы исследования определяется не только важностью обобщения позитивных факторов журналистики, но и необходимостью рассмотрения ее негативных проявлений. Развенчание созданного при активном участии СМИ мифа о решении национального вопроса в СССР сделало актуальной задачу изучения прошлого национальной печати, оценки её роли в преодолении сложностей во взаимоотношениях народов многонационального региона.

В данной диссертации восполняется существующий пробел в истории печати Северного Кавказа в целом и Карачаево-Черкесии в частности.

Степень научной разработанности темы. Комплексный характер рассмотрения темы потребовал изучения и анализа значительного массива научной литературы, внимательного ознакомления с исследованиями ведущих учёных страны, занимающихся вопросами теории и истории журналистики. Издававшиеся учебники, монографии, научные сборники, статьи таких российских ученых, как Г. В. Антюхин, А. Ф. Бережной, Л. П. Громова, Б. И. Есин, Г. В. Жирков, А. В. Западов, Е. А. Корнилов отражают общие и частные вопросы истории развития журналистики.

Кроме того, в работах А. Ф. Бережного и Г. В. Жиркова, а также в учебнике «История русской журналистики XVIII-XIX веков», подготовленном под редакцией Л.П. Громовой, встречается информация об этнической печати в России. Наиболее полные сведения об этнической печати в Санкт-Петербурге представлены в монографии и научных

2 Антюхин Г. В. Печатное слово России. Воронеж, 1993; Бережной А. Ф. История отечественной журналистики (конец Х1Х-начало XX в.): Мат-лы и док-ты. СПб., 1998; Он же. К истории отечественной журналистики (конец XIX - начало XX в.). СПб., 1998; Он же. К истории печати России. СПб., 1992; Есин Б. И. История русской журналистики XIX в. М., 1989; Жирков Г. В. Журналистика двух России 1917-1920 гг. СПб, 1999; Он же. История цензуры в России XIX-XX вв. М., 2001; Он же. История журналистики России 1921-1927 гг. Чебоксары, 2002; История русской журналистки XVIII-XIX вв.: Учебник / Под ред. Л. П. Громовой. СПб., 2003; История русской журналистики XVIII-XIX вв.: Учебник / Под ред. А. В. Западова. М., 1973; Корнилов Е. А. Советская печать Дона и Северного Кавказа (1917-1925 гг.). Ростов н/Д, 1984.

сборниках, составленных Т. М. Смирновой.

Ростовский государственный университет издал ряд коллективных трудов и сборников4. Также, тема местной печати получила отражение в монографиях, посвященных многонациональной большевистской и советской печати и изданных Московским государственным университетом.5

Одним из первых на необходимость комплексного анализа взаимозависимых элементов в изучении местной печати указали Г. В. Антюхин и X. С. Булацев. Г. В. Антюхин писал, что «изучение местной печати - несомненно одна из самых первостепенных задач журналистской науки, решение которой восполнит в истории журналистики значительный пробел»6. «Коллективные труды и сборники, посвященные местной печати, - подчеркивал X. С. Булацев, - не решат общего вопроса и не снимают актуальной потребности в обобщающих исследованиях из истории провинциальной печати в целом»7.

Сложнейшим историческим этапом считается начало Великой Отечественной войны, в этот период потребовались преобразования, главной целью которых было усиление действенности печатного слова.

Проблематику фронтовой печати в годы Великой Отечественной войны, её организаторскую, агитационную, пропагандистскую роль рассматривают в своих работах Н. Л. Волковский, Р. П. Овсепян, С. И.

3 Смирнова Т. M. Национальность - питерские: Национальные меньшинства Петербурга и
Ленинградской области в XX в. СПб., 2002; Национальные диаспоры в истории и культуре Санкт-
Петербурга на пороге XXI в.: Мат-лы научно-практ. конф. / Под ред. Т. M. Смирновой. СПб., 2001;
Национальные общественные объединения Санкт-Петербурга и власть: Пути развития диалога и
сотрудничества: Мат-лы научно-практ. конф. / Под ред. Т. M. Смирновой. СПб., 2002.

4 См., напр.: Публицисты Дона и Северного Кавказа / Отв. ред. Е. А. Корнилов. Ростов н/Д., 1978;
Публицистика Дона и Северного Кавказа. Местная национальная печать. Вопросы истории, методологии
/ Отв. ред. А. И. Станько. Ростов н/Д., 1983.

5 См., напр.: Многонациональная советская журналистика / Ред. коллегия: Я. Н. Засурский и др.
M., 1975; Овсепян Р. П. Многонациональная печать большевиков (1900—1917гг.). М., 1972.

6 Антюхин Г. В. Основные этапы истории и некоторые закономерности местной печати России XIX
- нач. XX в.: Автореф. докт. дисс. М. 1982. С. 3.

7 Булацев X. С. Революционное движение в России второй половины XIX - начала XX в. и
демократическая печать.: Автореф. докт. дисс. Л., 1982. С. 3.

Жуков.

Несмотря на то что была проведена большая исследовательская работа по изучению истории северо-кавказской журналистики, все же остаются некоторые пробелы в вопросах, связанных со строительством национальной печати в отдельных республиках Северного Кавказа.

В значительной степени данный пробел восполнен в научных трудах ученых-исследователей местной печати. Так, детальному анализу истории развития печати, полно характеризующему процессы, связанные с изданием региональной периодики, а также формированием структуры и функций системы партийно-советской печати посвящены работы В. 3. Акопяна, Г. В. Антюхина, Дж. Н. Ахмедова, X. С. Булацева, К. С. Балюкина, Дж. Л. Ватейшвили, Е. А Корнилова, Г. Э. Кучерова, М. Б. Каражаевой, А. И. Станько, В. Д. Таказова, Ю. В. Хоруева, 3. Ю. Хуако, Т. П. Хлыниной.9

Первые исследования появились в 1920-1930 гг., в которых наряду с историей рассматривались вопросы языка и культуры карачаевского народа. Однако авторы ограничивались констатацией того, что до Октябрьской революции карачаевцы не имели письменности, среди них не

Волковский Н. Л. История информационных войн: В 2 ч. СПб., 2002; Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - начало 1990-х гг.): Учебное пособие / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1996; Жуков С. И. Фронтовая печать в годы Великой Отечественной войны. М., 1968 и др.

9 Акопян В. 3. Развитие государственности и культуры национальных меньшинств Северного Кавказа (Опыт партийных и советских организации в 1920-1927 гг.): Автореф. канд. дис. Ростов н/Д, 1991 Становление и развитие местной печати России / Отв. ред. Г. В. Антюхин. Воронеж, 1985; Ахмедов Дж. Н. Национальная печать Северного Кавказа (1917-1937 гг.). Махачкала, 1989; Булацев X. С. Пионеры провинциальной печати: Первые шаги демократической прессы российской провинции второй половины XIX в. Л., 1981; Балюкш К. С. Партийно-советская печать Северного Кавказа в борьбе за индустриализацию в годы первой пятилетки.: Автореф. канд. дис. Ростов н/Д, 1980; Ватейшвили Дж. Л. Русская общественная мысль и печать на Кавказе в первой трети XIX в. М., 1973; Корнилов Е. А. Советская печать Дона и Северного Кавказа (1917-1925 гг.). Ростов н/Д, 1984; Местная и национальная печать: Вопросы истории, методологии / Отв. ред. Г.Э. Кучерова. Ростов н/Д, 1983; Каражаева М. Б. Становление системы журналистики Северной Осетии. Путь к автономии (1917-1924 гг.): Автореф. канд. дис. СПб., 2003; Становление и развитие местной печати России / Отв. Ред. Г.В. Антюхин. Воронеж, 1985; Станько А. И. Журналистика Дона и Северного Кавказа. Ростов н/Д, 1990; Таказов В. Д. Журналистика и литературный процесс в Осетии (вторая половина Х1Х-начало XX в.). СПб., 1998; Хуако 3. Ю. Формирование системы печати в советских автономиях Северного Кавказа (1920-1936 гг.). Ростов н/Д, 1988; Хоруев Ю. В. Печать Терека и царская цензура. Орджоникидзе, 1971; Хлынина Т. П. Становление советской национальной государственности у народов Северного Кавказа 1917-1937 гг.: Проблемы историографии. М., 2003.

было образованных людей, писателей и поэтов; утверждением того, что лишь с установлением советской власти были созданы все условия для развития образования и культуры в целом.

В 1950-1980-х гг. вышел ряд серьёзных исследований10, в их числе особо следует назвать двухтомник «Очерков истории Карачаево-Черкесии»11. Главным достоинством этого труда является то, что авторы изучили и попытались воссоздать историю формирования и развития культуры народов Карачаево-Черкесии с древнейших времен до начала 1970-х гг. Однако в очерках отсутствует единый подход к вопросам культуры, а также не дано полной информации о первых печатных изданиях Карачаево-Черкесии.

В 1920-1930-х гг. о развитии образования в Карачае начали писать организаторы автономии Карачаево-Черкесии, первые историки и руководители партийно-советской власти и журналисты. Среди них -У. Алиев, А. Бегеулов, И. Тамбиев и др. Кроме того, имеется ряд публикаций, в которых проведен серьезный анализ состояния образования на Северном Кавказе, в т. ч. и в Карачае. Это работы А. Гадиева, А. Гозулова, И. Хубиева (Карачайлы), Г. Кесати, П. Милославского13 и др. В

Карачаево-Черкесия за полвека. 1922-1972 гг. Черкесск, 1972.; Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978.; Народы Карачаево-Черкесии: история и культура: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательного учреждения. Черкесск, 1998.; Койчуев А. Д. Карачаевская автономная область в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. Ростов н/Д, 1998.; Он же. Славные сыны Карачая. Карачаевск, 1998. 1' Очерки истории Карачаево-Черкесии. Т. 1. Черкесск, 1967; Там же. Т. 2. Черкесск, 1972.

12 Алиев У. Д. Достижения Советской власти на Северном Кавказе в области национальной политики.
К 10-летию Октября. Ростов н/Д, 1927; Карачай (Карачаевская автономная область). Историко-
этнологический и культурно-экономический очерк. Ростов н/Д, 1927; Национальный вопрос и
национальное просвещение в Северо-Кавказском крае // Вопросы просвещения. 1926. № 1. Бегеулов А.
Прорывы на культурном фронте и задачи кульстроительства // Революция и горец. 1930; Он же.
Состояние грамотности и задачи ликвидации неграмотности в нацобластях // Там же. 1930. Тамбиев И.
Карачай прежде и теперь // Революция и горец. Ростов н/Д, 1931.; Завоевать высоты культурной
революции в горах Карачая // Там же.

13 Гадиев А. Вопросы всеобуча в нацобластях Северо-Кавказского края // Революция и горец. 1930.
№9-10. Гозулов А. И. Начальное образование и перспективы всеобщего обучения на Северном Кавказе.
Ростов н/Д, 1926. Карачайлы И. Советская власть и национальное учительство // Горская жизнь. 1926. 17
сент.; Он же. Вести из Карачая. Женское образование // Ислам Карачайлы и современность. Карачаевск,
1999. Кесати Г. Горская школа на Северном Кавказе // Вопросы просвещения на Севером Кавказе. 1927.
Мшославский П. С. Завершить ликвидацию неграмотности и малограмотности народов Северного
Кавказа // Северо-Кавказский учитель. 1936. №2.

них авторы рассматривают состояние образования в Карачае, выявляют имеющиеся недостатки, говорят о необходимости улучшения системы образования в Карачаевской автономной области.

В 1940-х гг. интерес к образованию и культуре в Карачае возрос в связи с двадцатилетием установления здесь Советской власти. После 1941 г. вышел ряд работ, посвященных социально-экономическому развитию области, где в том числе рассматривались вопросы культуры и образования. Среди них такие труды, как «Культурное строительство в Карачае» X. Лайпанова и М. Дудова, «Наказанные народы» А. Некрич, «Умар Алиев» К. Лайпанова и М. Батчаева14.

В 1990-х гг. появилась монография С. Б. Узденовой «Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии. 1917-1991 гг.». Автор рассмотрела довольно широкий спектр вопросов: создание письменности и учебников, становление дошкольного воспитания, осуществление всеобщего начального, семилетнего, восьмилетнего, среднего образования, вопросы подготовки учителей и ряд других проблем, которые служили предпосылками возникновения журналистики в Карачаево-Черкесии.

Обзор исследований, предпринятых историками, филологами, культурологами показывает, что зарождение, проблемы и аспекты развития карачаевской журналистики мало изучены. Период истории карачаевской литературы и журналистики с 1930-1940-х гг. до второй половины 1950-х гг. не был изучен вообще. Это объясняется как немногочисленностью литературоведов, которые внимательно рассматривали бы историю национальной печати, так и тем, что исследователи не обращались к сложнейшему историческому периоду, связанному со сталинскими репрессиями, Великой Отечественной войной

14 Лайпанов X., Дудов М. Культурное строительство в Карачае // Советский Карачай. 1920-1940 гг. Микоян-Шахар, 1940; Некрич А. Наказанные народы. Нью-Йорк, 1978; Очерки истории Карачаево-Черкесии: В 2 т. Черкесск, 1967-1972.

и дальнейшей депортацией карачаевского народа (1943-1957 гг.) в Среднюю Азию и Казахстан.

Специальных научных работ, посвященных зарождению и развитию национальной журналистики в Карачаево-Черкесии, нет до сих пор.

Объектом исследования является периодическая печать Карачаево-Черкесии в контексте развития журналистики Северного Кавказа.

Предметом исследования выступает процесс возникновения и развития журналистики Карачаево-Черкесии с конца XIX до середины XX в.

Хронологические рамки исследования включают период с конца XIX в., когда начинается развитие национальной печати на Северном Кавказе, революционный и постреволюционный этап до окончания Великой Отечественной войны. Выбранный временной отрезок насыщен переломными событиями, поэтому в целях создания целостного исторического контекста хронологические и тематические границы исследования при необходимости расширяются.

Научная новизна исследования заключается в том, что автор впервые системно рассматривает основные этапы становления журналистики Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) на карачаевском языке, акцентирует внимание на вопросах своеобразия и самобытности национальной культуры, языка и литературы народов КЧР. Этническое происхождение автора дало возможность исследовать первоисточники на карачаевском языке и позволило провести более глубокий анализ работ карачаевских журналистов.

Особенностью данной работы является ретроспективное исследование вопросов образования и просвещения на Северном Кавказе, то есть изучение того, что способствовало возникновению и развитию журналистики в Карачаево-Черкесии.

Впервые анализируется печать Карачаево-Черкесии военного периода (1941-1945 гг.), в отечественный научный оборот вводится значительная

часть оригинального эмпирического материала, обширный массив фактографических сведений о состоянии журналистики КЧР, а также о творческом пути карачаевских просветителей и первых публицистов.

Автор, находясь в Карачаево-Черкесии, имел возможность проводить собственные "полевые" исследования: изучение текущих архивов редакций нынешних карачаевских газет, поиск в местных исторических архивах.

Новизна заключается и в том, что на основе изученного материала автором диссертационного исследования:

проведен ретроспективный анализ возникновения письменности и развития просвещения на Северном Кавказе и в Карачаево-Черкесии;

впервые дан поэтапный анализ становления карачаевской журналистики в дореволюционный, революционный, постреволюционный период и до окончания Великой Отечественной войны; :-«

выявлены и отмечены основные тематические и жанровые особенности публикаций первых карачаевских журналистов;

впервые исследуется печать Карачаево-Черкесии во время Великой Отечественной войны, включая издания оккупационных войск на территории КЧР.

Цель диссертационного исследования - осуществить всесторонний анализ процесса становления и развития карачаевской журналистики, рассмотреть тематические особенности работ первых карачаевских публицистов.

Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих научно-практических задач:

1) провести ретроспективный анализ возникновения и развития
журналистики на Северном Кавказе в конце XIX - начале XX в. как
важнейшего звена в национально-государственном строительстве его
республик;

2) показать самобытность и оригинальность карачаевской
журналистики в условиях ее становления;

3) дать характеристику печати Карачаево-Черкесии в целом и
в период Великой Отечественной войны (1941-1945гг.);

4) рассмотреть и выявить роль национальных периодических
изданий в развитии литературного процесса карачаевского народа;

5) проанализировать основные темы и определить идейную
направленность публицистики первых карачаевских журналистов.

Теоретические и методологические основы исследования.

Теоретическую основу исследования составили названные выше труды российских авторов по истории отечественной печати. Автор опирается на филологический метод исследования журналистики, а также на принципы историзма, объективности, системного анализа, сравнений и аналогий, диалектику как общенаучный метод познания.

Эмпирической базой исследования послужили многочисленные и разнообразные архивные материалы, статистические сборники, документальные данные, периодические издания за 1924-1945 гг. Среди них газета на русском языке «Горская беднота» (1922 г.), первая карачаевская газета «Таулу джашау» («Горская жизнь») - (1924-1943 гг.), которая в январе 1929 г. была переименована в «Таулу джарлыла» («Горская беднота»), «Красный Карачай» (1926-1943 гг.); журналы: «Мусульманин» издавался в Париже с 1908 по 1911 гг., «Революция и горец» (1928-1933 гг.) выходил в Ростове-на-Дону. В военное время на карачаевском языке издавались газеты - «Колхоз джашау» (1940 г.), «Ленинни байрагьы» (1940 г.), «Ленинни джашау джолу бла» (1940 г.).15

Автор диссертации работала с оригинальными источниками и документами новейшей истории в архивах: Российской Федерации (ЦДНИРФ), Ростовской области (ЦДНИРО), Краснодарского края (ЦДНИКК), Ставропольского края (ЦЦНИСК), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Государственного архива Ставропольского края (ГАСК), Центрального государственного архива

15 Газеты Ставропольского края. 1917-1985 гг. // Указатель. Ставрополь, 1986.

Карачаево-Черкесской республики (ЦГАКЧР), Центра документации новейшей истории Карачаево-Черкесской республики (ЦДНИКЧР), Центра документации новейшей истории Кабардино-Балкарской республики (ЦЦНИКБР).

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что в условиях глобализации информационного пространства представляется значимым повышение роли национальных СМИ.

Содержащийся в диссертации фактический материал, а также её аналитическая часть могут быть использованы:

в учебном процессе: при подготовке лекционных курсов, спецкурсов, семинаров и учебных пособий по истории многонациональной отечественной журналистики;

в практических целях: осмысление положительного опыта предыдущих поколений журналистов и в то же время выявление негативных факторов, которые препятствовали усилению влияния журналистики республики на массы, поможет СМИ определить свою роль в преодолении пагубных последствий тоталитарного режима в условиях демократически ориентированного общества, в том числе такого сложного в этническом плане региона, как Северный Кавказ;

работа представляет интерес для широкого круга читателей, так как содержит полезные факты из исторической и литературоведческой сфер.

Журналистика, как известно, является отдельным объектом изучения в системе историко-филологического знания, так как она предоставляет большое количество информации о разных сферах жизни общества на исторических этапах о литературном процессе. Поэтому диссертационная работа также будет полезна тем, кто интересуется филологией, историей и культурой карачаевского народа.

Апробация исследования. Основные положения диссертации были апробированы в публикациях автора и обсуждены на постоянно

действующем научно-практическом международном семинаре «Век информации» (Санкт-Петербург, СПбГУ, факультет журналистики, 2003 г., 2006 г.) и научно-практической конференции «Журналистика. Молодые исследователи» в 2006 г.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой международной журналистики СПбГУ. По теме диссертации вышли в свет 4 научные публикации.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Образование, просвещение и печать народов Северного Кавказа в конце XIX и начале XX века

Возникновению журналистики на Северном Кавказе, в частности в Карачаево-Черкессии, предшествовал большой путь развития письменности, образования и просвещения. Прогрессивная русская культура, создавшая непреходящие ценности, оказывала могучее воздействие на культуру народов Северного Кавказа и на судьбы его жителей.

Вторая половина XIX в. является началом нового периода в развитии материальной и духовной культуры населения Северного Кавказа. Начавшийся в предыдущие эпохи процесс приобщения горцев к мировой культуре и достояниям «великого и высокоодаренного»16 русского народа, могучей нации, играющей «важную роль в мировой истории»17, во второй половине XIX в. еще больше усилился.

Передовые деятели России относились с большой симпатией к народам, населяющим Кавказ. Они хорошо понимали, что должны сыграть решающую роль в экономическом и культурном возрождении этого края. Реалистически описывая горцев, рассказывая об их образе жизни, обычаях и традициях, они будили в русском читателе чувство любви и уважения к горцам. Хотя «кавказские» произведения русских писателей в то время и не переводились на языки горских народов, все же ни благотворно действовали на кавказцев, знавших русский язык.

Прогрессивное влияние на развитие культуры горских народов оказали русские ученые. Около четверти века трудился на поприще кавказского языкознания выдающийся русский ученый П. К. Услар. Здесь им были завершены фундаментальные труды по аварскому, даргинскому, лакскому, лезгинскому, табасаранскому, чеченскому языкам. Прожив долгое время на Северном Кавказе, он проникся уважением к горцам и неустанно заботился об их просвещении. Считая, что первый шаг к просвещению народа заключается в распространении грамотности на родном языке, он придавал первостепенное значение замене аджамской системы письма, основанной на арабской графике, новым алфавитом, базирующемся на русской графике. Он советовал: «Выучите сначала ученика-горца грамоте на родном языке, и от него перейдете к русской» .

Осознавая важность сближения горцев с русским народом, Услар писал: «Русский язык - сближение с русской жизнью, хотя бы даже только умственно, бесконечно важно для будущности Кавказа»19.

Действительно, трудно переоценить значение русского языка для Кавказа, «языка, который всемерно заслуживает изучения и сам по себе, как один из самых сильных и самых богатых из живых языков» . Благодаря могучему средству межнационального общения, каким является великий русский язык, становилась и стала достоянием горцев передовая, прогрессивная культура русского народа и других народов мира.

Большой вклад в изучение кабардино-черкесского языка и подготовку местных научных кадров внес Л. Г. Лопатинский. Неоценима роль в развитии горской культуры выдающегося русского юриста, социолога, историка М. М. Ковалевского, филолога В. Ф. Миллера, геолога Г. В. Абиха, историков А. П. Берже, Е. Г. Вейденбаума, почвоведа В. В. Докучаева, врачей И. С. Костемеревского, Э. С. Андреевского, Э. Р. Гольмбланта и многих др. Своей гуманностью и самоотверженным трудом эти люди продемонстрировали, что на Кавказ пришли не только угнетатели, но и искренние друзья горцев, представители передовой России. Общественно-политическая деятельность русской интеллигенции в значительной мере способствовала становлению и развитию между горцами и русскими взаимопонимания и дружбы.

Важную роль в распространении светского образования среди населения сыграли русские школы. Во второй половине XIX в., особенно после утверждения в 1859 г. «Устава горских школ», на Кавказе значительно увеличилось число школ, возросло количество обучающихся в них детей.

В Дагестанской области в г. Дербенте продолжало функционировать ранее открытое уездное училище и одна мусульманская школа, в 1851 г. в ней обучалось 56 детей, из них 8 жителей Дербента, остальные 48 учеников из разных уголков Дагестана. В 1855 г. из Дербента школа была переведена в Темир-Хан-Шуру, а с 1861г. объединена с Темир-Хан-Шуринской окружной горской школой. При ней был учрежден пансион на 65 учеников, из них 40 казеннокоштных, в т. ч. 25 горцев «из почтенных фамилий» Дагестана и 15 детей русских чиновников. 25 воспитанников пансиона школы содержались за счет средств, находившихся в распоряжении кавказского наместника, и средств родителей.

Национальная периодика и литературный процесс конца XIX - начала XX века

В литературоведческой науке принято считать, что так называемые «младописьменные» литературы вызваны к жизни Октябрем 1917 г. К таковым относят и карачаевскую литературу, хотя к рубежу веков она имела достаточно сформировавшиеся традиции, прежде всего - традиции устного народного творчества. Однако очевидно, что литературу невозможно сформировать в течение десятилетий. Мир художественных образов и представлений проходит долгий путь, прежде чем стать эстетической системой. Также невозможно становление литературного языка в такой малый отрезок времени.

Если очерки, статьи, эссе некоторых просвещенных карачаевцев -недостаточное основание, чтобы заявить о существовании в дореволюционный период карачаевской литературы, способной отражать сложные явления горской жизни, то художественная публицистика некоторых из них, а также поэзия К. Мечиева, А. Джанибекова, К. Кочкарова, И. Семенова, дошедшие до наших дней фрагменты литературы позднего средневековья и некоторые удачные попытки написания пьес, повестей, басен, литературно-критических статей и рецензий на рубеже веков позволяют сделать вывод о том, что карачаевская литература зародилась задолго до Октябрьской революции. Естественно, невозможно умалить или проигнорировать то факт, что в годы Советской власти были созданы благоприятные условия для развития карачаевской художественной мысли. Но это неизбежно сопровождалось отказом от прошлого эстетического опыта, преданием забвению этических, религиозных, философских принципов, выработанных народом веками.

Историко-литературные исследования последнего десятилетия позволяют расширить хронологические границы истории карачаевской журналистики и говорить об этапах ее развития, которые заканчиваются в 1920-е гг., когда художественная мысль карачаевцев стала развиваться самостоятельно, потеряв ту эстетическую нишу, которая защищала ее, создавала условия для совместного развития и взаимовлияния, взаимообогащения. До этого периода истоки, обогащающие литературу карачаевцев, были общими. Условно эти истоки можно разграничить следующим образом: 1. фольклор; 2. восточные традиции (литературные, коранические и библейские (фрагментарно) сюжеты: поэзия, проза); 3. авторская традиция (творчество Дебо улу Кючюка, Кязима, Аппы, Каспота и др. поэтов); 4. журналистика (публицистика).

Если первый компонент художественно-эстетической системы достаточно хорошо освещен карачаевской фольклористикой, второй, в силу объективных обстоятельств, оказался вне поля зрения исследователей, и на сегодняшний день этот структурный элемент требует не только научного анализа, но и более тщательного сбора археографического материала. Сбор и исследование образцов письменной литературы ведется уже в течение нескольких десятилетий, и их роль в сложении художественности более или менее определена. Одним из наименее изученных, однако, весьма существенных, истоков является публицистика. Она сформировалась к 1890-м гг. и связана с именами И. Крымшамхалова, М. Абаева, И. Хубиева, Б. Шаханова и др. Зарождение ее было обусловлено историко-культурными обстоятельствами XIX века -периодом присоединения Северного Кавказа к России.

Возрождение культурных связей Карачая с Россией, имевших многовековую историю, по времени приходится на конец 1820-х гг. (после похода генерала Эммануэля на Северный Кавказ).

Обширные культурные контакты, имевшие громадное значение, как для предков карачаевцев, так и для русских, были утрачены в период монголо-татарского нашествия. В силу известных драматических событий эти контакты стали носить эпизодический характер. После фактического вхождения в состав России в середине XIX в. свое дальнейшее этнокультурное существование Карачай связывал с этой страной. Первые мальчики-горцы, отданные аманатами в русские военные укрепления, после приобщения к русской культуре в своих устремлениях были ориентированы на Россию. Большинство из них вернулось в свои аулы, овладев письмом и русским языком. Они стали первыми переводчиками, чиновниками тех немногих «присутственных мест» в Нальчике и го Баталпашинске , которые были учреждены царской администрацией. Незначительная же часть, преодолевая сложнейшие преграды, продолжила свое образование в кадетских корпусах, гимназиях и училищах. Единицы сумели получить высшее светское образование. Сотни горцев проходили службу в Конвое Его Императорского Величества, в воинских формированиях, дислоцированных на Кавказе. Среди них были карачаевцы: Асланбек, Кучук и Николай (Али) Абаевы, Чепелеу и Шаухал Урусбиевы, Давлетгерий Шакманов, Кучук Барасбиев, Докшука Балкаров, Дмитрий и Ислам Крымшамхаловы и др. В последующем, в конце 1850-х -начале 1860-х гг., с открытием горских школ, окружных училищ, Тифлисской, Ставропольской, Владикавказской гимназий горская молодежь устремляется в эти учебные заведения.

Первая плеяда просвещенных горцев участвовала в формировании административных органов, учреждении светских учебных заведений, больниц, ветеринарных участков, стремилась усовершенствовать сельскохозяйственное производство, народные промыслы.

Публицистика первого поколения карачаевских журналистов: тематическое разнообразие их творчества

Так, к примеру, братья Урусбиевы знакомили российского читателя с карачаевским фольклором - многовековым эстетическим наследием народа, полагая, что такая работа упрочит связи народа с внешним миром, с соседними народами, с которыми у них было много общего в историческом пути, расширит культурные связи, уходящие в глубь веков. Эти связи тянулись как к соседям (Кабарде, Осетии, Сванетии), так и к генетически родственным народам (крымским татарам, кумыкам, ногайцам). Знакомство с культурой и историей России неизбежно приводило первых интеллигентов Карачая к мысли об оторванности их народа от большого мира. Они пытались преодолеть «замкнутость» горных ущелий, вырвать народ из их теснин к европейской культуре, приобщить его к передовым общественно-политическим процессам, вооружить современной технологией сельскохозяйственного производства. И в этих своих исканиях Урусбиевы опирались на нравственный опыт народа, выраженный в своде горских обычаев и этических норм «тау адет»107 и в фольклоре, отражающем художественно-эстетические представления народа.

Просветительская деятельность братьев Урусбиевьвх, Ислама Крымшамхалова, Мисоста Абаева и др. находила широкий отклик у населения края. Их примеру следовали многие образованные горцы. Так, после публикации Сафарали Урусбиевым в СМОМПКе («Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», выходил с 1881 г. в Тифлисе) нартского эпоса отмечается большой интерес к карачаево-балкарскому фольклору со стороны русских учителей, чиновников кавказской администрации, медиков, юристов - просвещенных людей, проживающих на Северном Кавказе. Многие из них опубликовали образцы карачаево-балкарского фольклора в российской периодике. Более того, в печати стали появляться оригинальные этнографические очерки и зарисовки, свидетельствовавшие о возросшем интересе к истории и культуре народа.

Карачаевские журналисты второй половины XIX в. вели большую просветительскую работу - выступали инициаторами открытия школ, гимназий, библиотек, пытались организовать выпуск периодических изданий (С. Урусбиев), осуществляли первые шаги по созданию письменности на кириллице (И. Крымшамхалов, С. и Н. Урусбиевы). Благодаря их усилиям к концу XIX в. были открыты первые светские учебные заведения в Карачае.

Идеи и темы, обозначенные в трудах представителей старшего поколения просветителей, были развиты в последующей публицистике первой четверти XX в.

В творчестве карачаевских деятелей культуры этого периода преобладали этнографические очерки, литературные реминисценции фольклорных сюжетов, зарисовки горского быта, проблемные статьи общественно-политического звучания. Б. Шаханов и И. Хубиев мастерски владели жанром дискуссионной статьи.

В начале XX в. деятелей культуры разных взглядов, разной степени религиозности объединяло чувство ответственности перед своим народом, перед его будущим.

Басият Абаевич (в крещении - Борис Александрович) Шаханов (1879-1919) родился во Владикавказе в семье военного врача. Отец Басията -Абай Шаулухович (Александр Дмитриевич) был одним из немногих горцев, кто получил тогда высшее образование в России. Он прошел путь от рядового врача до начальника военного госпиталя. Незадолго до смерти 45-летний Абай, будучи начальником военного госпиталя, получил чин действительного статского советника, что в «Табели о рангах» соответствовало воинскому званию генерал-майора.

Во время научной стажировки в Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге в октябре 1889 г. Абай определяет своего сына в Александровский кадетский корпус. Это было одно из ведущих учебных заведений России. Здесь Б. Шаханов, лучший ученик класса, получил блестящее образование. Успехи в кадетском корпусе дали ему возможность продолжить образование в таком престижном учебном заведении, как Михайловское артиллерийское училище.

Публицистика Ислама Тамбиева в национальной культуре

Любое противоречие стимулирует развитие и революция 1917 г. положила начало новой по социальной сущности печати, ориентирующейся на массы, охваченные пафосом революционного переустройства жизни. Это были годы, когда политическое и духовное размежевание в обществе достигло максимальной степени. Условия тотальной дезориентации особенно сильно отразились на представителях творческой интеллигенции, был отмечен своеобразный прорыв к научным изысканиям в области истории, культуры и журналистики. Как правило, партийно-комсомольская молодежь, устремленная в науку, оказывалась односторонне подготовленной в методологическом плане. Она должна была создавать базу для эффективной пропаганды политическим шагам господствующей идеологии. Поэтому во многих случаях, не только на окраинах, но и в центре, работы носили оперативный характер, в них было мало глубоких теоретических анализов и обобщений. Написанные на скорую руку, они содержали ошибки как фактического, так методологического порядка. Особенно пагубно сказывалась однобокость формационного подхода в определении уровня межкультурных связей горских народов Северного Кавказа178. Вместе с тем, в эти годы появляются и отдельные работы, в которых в той или иной мере делалась смелая попытка приспособить фактологический материал так называемых «буржуазных ученых» к новой идеологии. К числу наиболее ярких фигур северокавказского просветительства этого периода всецело относится Ислам Хаджибекирович Тамбиев.

Об И. Тамбиеве написано крайне мало, а написанное им самим представляет собой библиографическую редкость. Наиболее существенная историческая заметка о нем принадлежит перу В. П. Невской, которая, правда, ограничилась оценкой творческого пути И. Тамбиева, ссылаясь к двум-трем его работам179. В данной работе мы намерены рассмотреть Ислама Тамбиева как журналиста, ученого-историка и общественного деятеля. Делая акцент на этом, мы вполне осознаем, что журналистское наследие И. Тамбиева изучено мало, потому что творческое наследие до сих пор не «подключилось» в требуемом объеме к общественно-политической и духовной жизни народов Карачаево-Черкесии.

Родился И. Тамбиев 10 октября 1904 г. в родовом квартале старинного села Учкулан в семье горца-крестьянина. Хотя Ислам и рано обнаружил способности, проявив интерес к учебе, но учиться ему приходилось урывками, т. к. традиционное занятие горным скотоводством не позволяло родителям уделять внимание ребенку круглогодично. В те годы школьное образование в Карачае было настолько престижным, что от желающих получить «маломальскую грамоту в русской школе буквально не было отбою»1 . Это был период, когда «народ с большой охотой приводил своих детей в училище» . Здесь речь идет об Учкуланском училище, первым среди горцев Карачая открывшем двери к светскому образованию. С 1913 г. Учкуланское училище было преобразовано в высшую начальную школу (двухклассную) с семилетним сроком образования. Первоначально обучаться грамоте Исламу пришлось неподалеку от дома в фамильном квартале Текеевых, где к этому времени была открыта начальная горская школа.

В годы учебы И. Тамбиева Учкуланская школа переживала пору своего наивысшего расцвета. Это была одна из лучших среди горских школ Кубанской области, славилась во всем Баталпашинском отделе. В этом была большая заслуга таких энтузиастов народного образования, как М. Алейников, В. Колесников, И. Калганов и многих др. русских учителей, в подвижничестве которых отразились передовые общественные идеалы времени .

Школьником И. Тамбиев отличался природной одаренностью, прилежанием и большой тягой к учебе. Но продолжить учебу в гимназии и вузе Исламу помешали события времени - революционные события в стране. Но и эти, и последующие годы гражданской войны не прошли для пытливого юноши бесследно.

Путем самообразования Ислам рос как в художественно-эстетическом, так и в политическом плане. Одним из первых в Учкулане Ислам вступает в ряды комсомола, а в дни так называемого «ленинского призыва» становится в ряды партии большевиков.

Хотя, надо заметить, что именно в эти же годы в целом по стране против деятелей науки и культуры был предпринят первый натиск карательных операций. Советский режим с первых же лет своего существования взял курс на преследование и перевоспитание старой интеллигенции, с одной стороны, а с другой - с целью модернизации общества вынужден был вести большую работу по созданию подчиненных и послушных кадров молодых специалистов, в особенности в национальных окраинах страны. Здесь, как нигде, был взят курс на ликвидацию неграмотности, развития просвещения, в т. ч. партийного.

Отметим, что большевики здесь вряд ли были оригинальными. Они хорошо унаследовали политику времен колониального режима царизма, вынужденного готовить (хотя бы в самых ограниченных количествах) кадры чиновников из представителей коренных народов, хорошо знавших язык, культуру и быт своих соплеменников, но если царизм ограничивался открытием в населенных пунктах только начальных школ, а среднее и высшее образование становилось достоянием лишь для единиц детей горской знати, обучавшихся в некоторых губернских (областных) городов России, то молодая страна Советов наряду с ликвидацией всеобщей неграмотности населения, повсеместно открывала в административных центрах национальных образованиях, так называемые совпартшколы (советские партийные школы), предназначенные для подготовки будущих партийно-советских чиновников.

Похожие диссертации на Возникновение и развитие журналистики Карачаево-Черкесии: национально-культурное своеобразие