Содержание к диссертации
Введение
Глава первая Факторы, обусловившие возникновение нижегородской татарской печати 16
1.1 Роль просветителей в становлении татарской общественно-публицистической мысли в Нижегородском регионе 16
1.2 Особенности формирования национального самосознания нижегородских татар в период зарождения общенациональной татарской печати 27
1.3 Попытки основания периодической печати на татарском языке в Нижегородском регионе в послереволюционные годы 39
1.4 Начало формирования татарских журналистских кадров 63
Глава вторая Типологическая и жанровая характеристика нижегородской татарской печати (1930-2005) 70
2.1 Краевые издания 70
2.2 Районные газеты в годы массовой коллективизации и борьбы за всеобщую грамотность 92
2.3 Татарская печать Горьковской области в годы Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия 108
2.4 Этническая региональная журналистика второй половины XX в. 126
Заключение 158
Список использованных источников и научной литературы 165
- Роль просветителей в становлении татарской общественно-публицистической мысли в Нижегородском регионе
- Особенности формирования национального самосознания нижегородских татар в период зарождения общенациональной татарской печати
- Краевые издания
- Районные газеты в годы массовой коллективизации и борьбы за всеобщую грамотность
Введение к работе
Прежде чем приступить к освещению темы работы, будет уместно дать хотя бы краткую справку о нижегородских татарах. Нижегородские татары относятся к сергачской или старинной алатырской (ц-окающей) группе татар, компактно проживающей на юго-восточной окраине Нижегородской области, известной как Татарская Степь - название, ставшее общепринятым как в просторечии, так и в научной литературе. Издревле в этой местности проживали тюрко-язычные племена.
Далекие предки нынешних нижегородских татар - сергачских мишарей -буртасы, кипчаки, булгары и маджары - заселяются на этих землях уже в X - XII вв., когда они относились сначала к государству Буртас, а затем к Волжской Булгарии. В 1250-1350 гг. сюда переселяются тюркоязычные народы, бежавшие с верховья Суры от золотоордынских набегов. В 1361 г. в Запьяне появился золотоордынский хан Секиз-бей и, как отмечено в русских летописях, «за Пиана все пограбил» и «обрывся рвом и ту седе», то есть здесь обосновался. К этому времени относится появление «зажитий» - селений, что нашло отражение в русских летописях. Летописцы сообщают, что в 1367 г. золотоордынский князь Тимер-Булат бежал «за реку за Пиану, и тамо множество татар избища, и по зажитиям множество». К середине XIV в. Нижнепьянско-Сурское междуречье добивается определенного могущества, и предки сергачских мишарей делают попытку создания самостоятельного княжества, которая была пресечена золотоордынскими князьями.
Создание татарских сел Нижегородчины1 представляет собой длительный процесс, растянувшийся с начала XIV до XVII столетия включительно. Закрепление населения на этих территориях происходило неравномерно. Исходя из имеющихся устных и письменных свидетельств о появлении селений, этот процесс выглядит следующим образом: к XIV - XV вв. восходит основание первых пяти деревень (письменная история этих селений начинается позднее). К первой половине XVI в. относится становление еще трех селений. На рубеже XVI - XVII вв. появились свидетельства о возникновении еще 15 деревень. Серединой XVII в. фиксируются остальные татарские населенные пункты.
В результате стихийных и организованных поселений на протяжении более ста верст в бассейне реки Пьяна появляется целая сеть татарских селений, расположенных от 2 до 7 верст друг от друга.
Вплоть до начала XVIII в. большинство из татаро-мишарских сел по административно-территориальному делению относились к Алатырскому уезду. В 1708 г. они отходят в Казанскую губернию, а в 1714 г., с образованием Нижегородской губернии, переходят в ее состав. В 1779 г. передаются в Казанское, а затем - в Нижегородское наместничество. Позднее десять деревень отходят в Симбирское наместничество, со временем преобразованное в Симбирскую губернию. Административно-территориальное воссоединение татарских селений Нижегородчины произошло в 1922 г.
По данным последней Всероссийской переписи населения 2002 г., татары представляют второй по численности народ в Нижегородской области и составляют 50609 человек (1,58% к общему числу населения). На территории области расположено 35 татарских поселений, 17 из которых находятся в Краснооктябрьском районе. Много татар проживает в крупных городах области -Н. Новгород, Дзержинск, Бор, Кетово.
Нижегородские татары составляют крупную диаспору в Москве (больше 40% татарского населения столицы), Санкт-Петербурге, Таллинне, Финляндии, Швеции, а также в СНГ.
Нижегородские татары-мишари представляют одну из наименее изученных в этнологическом отношении групп татар. Однако большинство ученых склоняются к тому, что этногенез татар-мишарей и казанских татар имеет однокорневую основу. Их объединяют общность истории, религии, языка, культуры и быта. Татары-мишари - неотъемлемая составная часть татарского народа, отличающаяся особенностями языка, культурными традициями и характерной ментальностью.1
Наряду с другими народами России татары сохраняют свою идентичность не столько в отдельном государстве или административно-территориальной единице, сколько в едином информационно-культурном пространстве, которое формируется и существует благодаря системе образования, культуры, науки и СМИ. Татарское информационно-культурное пространство, составной частью которого является татарская журналистика, как сложная система накопления и распространения информации об истории и современном состоянии татарского народа, представляет собой универсальную среду для научно-исследовательской работы по проблемам татарского народа. Особая роль каналов массовой коммуникации в развитии самосознания татарского народа обусловлена дисперсносной расселенностью татар по регионам Российской Федерации и других стран, а также его приоритетным значением в этномобилизации татар. В частности, процессы этнокультурного возрождения и развития татар в начале, в 90-е гг. XX в. и в настоящее время самым прямым образом связаны с динамичной деятельностью национальных СМИ.
В свете указанной проблемы представляется актуальной постановка и решение задач обеспечения информационных потребностей татар, проживающих за пределами Республики Татарстан. Способы успешного решения этой задачи во многом определяются уровнем изученности данной проблематики.
Актуальность темы. Начиная с 90-х гг. в субъектах РФ приобрела актуальность проблема этнической идентичности, связанная с ростом
национального самосознания и этноцентризма в регионах. Ее значение проявляется в ходе переоценки многих реальных факторов и сложившихся стереотипов национальной истории, культуры и других этнических особенностей. Актуальность данной проблемы для современной России подтверждается разработкой региональных программ для СМИ в рамках принятой и подписанной Президентом РФ В.В.Путиным Государственной федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)». Недооценка роли СМИ в этом вопросе приводит к обострению межнациональных и межконфессиональных отношений. Потому что печатные и электронные средства массовой коммуникации играют важную роль в становлении гражданского общества, его самосознания.
Актуальность вопроса изучения национальной татарской прессы, являющейся в современных условиях ведущим источником формирования ценностной ориентации, убеждений и общественного мнения татарского народа, обусловлена тем, что на сегодняшний день в России функционирует более 135 газет и журналов на татарском языке, во многих регионах действуют радио- и телепередачи для татар, осуществляется трансляция спутникового телеканала «Новый век».
От централизации к региональному - общий путь развития СМИ многих стран. Это происходит потому, что местные СМИ могут более точно учитывать особенности региона, национальный, конфессиональный, образовательный, возрастной состав аудитории, использовать факты, явления и привлекать авторов, которых жители региона знают лучше. Это делает региональные СМИ более авторитетными, доступными, понятными и полезными. Регионализация способствует более широкому распространению достижений национальной культуры, показу самобытности, народного творчества, поддержки традиций населения конкретного региона. Характерно, что до 1925 г. больше половины всех татарских газет и журналов издавались за пределами Татарстана, а в числе издателей и редакторов татарской печати 1905-1924 гг. выходцы из других регионов составляли как минимум добрую половину [19, с.24-25]. В сложившихся условиях, когда казанские татарские издания практически потеряли читательскую аудиторию, находящуюся за пределами республики, именно региональные татарские СМИ призваны проявлять себя как серьезный общественный инструмент формирования этнокультурного и духовного факторов консолидации татарского народа как этноса.
Сегодня татарская общественность ставит на повестку дня в качестве одного из актуальных вопросов целесообразность выделения специальной отрасли научно-аналитической и информационной деятельности о татарских СМИ под условным наименованием «татмедиаведение» [81, с. 125-126,137]. То есть наряду с развитием отраслей «Татарика», «Татароведение» в рамках новой специальности появилась необходимость составления базы данных об истории и современном состоянии всех типов средств массовой коммуникации, участвующих в формировании и функционировании татарской этнокультурной общности. В свете сказанного несомненна актуальность данной работы.
В Нижегородском регионе в разное время функционировали 15 татароязычных средств массовой информации и сегодня он занимает лидирующие позиции по насыщенности татарских СМИ среди субъектов РФ, где традиционно компактно проживают татары.
Обращение к теме истории нижегородской татарской журналистики актуально потому, что вопросы зарождения, становления и функционирования татароязычной периодической печати за пределами Республики Татарстан, в частности в Нижегородской области, остаются практически неисследованным пластом истории татарской культуры. Географические рамки этнической журналистики не ограничиваются Татарстаном, где живет лишь четвертая часть татарского народа. Актуальность изучения этой темы обусловлена тем, что воссоздание целостной картины национальной татарской печати позволит представить историю татарского народа как единого этноса.
Неизученность данного пласта духовной жизни татарского народа и, как следствие, отсутствие полной и ясной картины татароязычной печати в Нижегородской области в частности, в других регионах в целом, есть прямой результат традиции, закрепленной советской партийно-государственной политикой еще в 40-х гг. прошлого столетия: писать о татарах в узких рамках Татарстана. В итоге региональная печать осталась за скобками истории Татарской АССР. В настоящей работе впервые региональная этническая печать рассматривается в плоскости единого общенационального информационно-культурного пространства в качестве объекта научного исследования.
Роль просветителей в становлении татарской общественно-публицистической мысли в Нижегородском регионе
Первые сведения о татарской письменной словесности на Нижегородчине относятся к XIX столетию. О нижегородских татарских мыслителях, писателях и философах, живших до этого периода, ничего неизвестно. Это обусловлено целым рядом объективных и субъективных факторов. К их числу относится отсутствие татароязычных типографий в Нижегородской регионе. Вследствие этого многочисленные рукописи оставались ненапечатанными и с течением времени были безвозвратно утрачены. Многие из них были уничтожены в пылу борьбы против арабской графики в тридцатые годы прошлого столетия, когда многовековое наследие письменно-культурной традиции татарского народа сжигалось на площадях как пережитки исламских верований, а хранителей обычных бумаг с арабской вязью могли объявить «врагом народа». Нижегородские татары после падения Казанского ханства на протяжении нескольких веков не имели тесных контактов с «метрополией», поэтому и в казанских письменных источниках того времени мало зафиксированы сведения, касающиеся творческих изысканий татар-мишарей Горной стороны (как тогда называли Нижегородчину).
В анналах истории не сохранились имена древних писателей. Однако имеются все основания утверждать, что и в те далекие эпохи были талантливые самородки из народа, которые писали песни, байты, мунаджиты, создавали сказки, предания, легенды, сказания и другие формы литературно-художественных произведений. Народный фольклор местных татар довольно богат и разнообразен, поражает широтой тем, образов, жанровой палитры. До нас дошли многочисленные прекрасные образцы народного устного творчества, которые были созданы, как показали исследования филологов и этнографов, нижегородскими татарами в древние века.
В фольклорном наследии нижегородских татар - предтечи письменной литературы - значительное место занимают волшебные и бытовые сказки («Волшебная шаль», «Кот и бедняк», «Три вопроса», «Глубина знания», «Хитрый Таз», «Мулла попал»), байты («Наступили времена», «Лашманы», «Беглец», «Тали беглый»). Самый распространенный жанр народного творчества — песни. В отличие от фольклора казанских татар в нижегородском песенном творчестве особое место занимают исторические и лирические песни, которые своими корнями уходят в глубь веков. В этих песнях нашли отражение историческая судьба татар-мишарей, трагические страницы их прошлого, социально-экономическое положение простых людей в царское время («Идет несчастный солдат», «Ташкай», «Не шуми, камыш», «Пшеничная межа»).
По мнению фольклористов, наиболее древними жанрами являются игровые и обрядовые песни нижегородских татар. Так, песня-игра «Цветок Жим» получила распространение еще в эпоху язычества, т.е. до принятия ислама. Как отмечают этнографы, эти песни близки по своей поэтике к фольклору башкир и крещеных татар.
Исследователи записали в татаро-мишарских селениях очень много старинных легенд и преданий, посвященных образованию деревень, возникновению их исторического названия, об отдельных исторических местах и личностях («Тораташ», «Одинокое дерево», «Садек абзи»). В жанровой палитре фольклора этой группы татар представлены также короткие песни, загадки, пословицы и поговорки.
Устное народное творчество нижегородских татар в научном плане мало изучено. Отдельные исследования не дают полного представления о богатом творческом наследии татар-мишарей с многовековой историей. Хотя его значение в жизни этой этнической общности было велико. В условиях абсолютизма, отсутствия средств массовой коммуникации фольклор был единственной трибуной выражения новых взглядов и передовых мыслей. Произведения устного народного творчества в качестве литературной школы внесли огромный вклад в развитие письменной культуры нижегородских татар.1
Как известно, с конца XVIII в. началось формирование татарской буржуазной нации, продолжавшееся до конца XIX - начала XX вв. Татары-мишари, несмотря на территориальное обособление, позиционируют себя неразрывной частью единого татарского народа, сплоченного близостью этнических корней и общностью истории, религии, языка, культуры и быта с казанскими татарами. В этот период наблюдается усиление интеграционных процессов, следствием которых является выдвижение из среды нижегородских татар видных татарских мыслителей, богословов, историков, ученых и писателей своей эпохи.
Первыми мастерами пера из татар на Горной стороне были мусульманские духовнослужители - абызы, муллы, мударрисы... Они, по сравнению с другими соплеменниками, были людьми более состоятельными, обучались в медресе, нередко в других губерниях и странах, общались с видными богословами и просветителями своего времени, в том числе с прогрессивными представителями других народов, имели возможность знакомства с многочисленными письменными источниками - старинными рукописями и новыми книгами. Мусульманские священнослужители были самыми просвещенными и образованными людьми мусульманско-татарской уммы и потому вполне закономерно, что именно они стояли у истоков нижегородской татарской общественно-политической и философско-публицистической мысли.
Традиции религиозного образования и уклад жизни, которые были характерны для татарской культуры Нижегородчины, дали основания для появления таких неординарных, прогрессивно мыслящих личностей, какими были Габдулвахид Сулеиманов, Садек Юнысов, братья Хусаин и Габдулгаллям Фаизхановы, Ризван Мялай, Габдулкотдус Ягъкуб, Хамидулла Альмушев. Они являлись первыми просветителями в Нижегородском регионе, которых по праву можно назвать духовными лидерами своего времени.
Особенности формирования национального самосознания нижегородских татар в период зарождения общенациональной татарской печати
Бурные процессы начала XX в. оказали большое влияние на общественно-политическое и культурное развитие народов России. События 1905 г. вдохнули и в татарский народ осознание собственной исторической роли в общественно-политической жизни Российской империи. «Для него революция 1905-1907 гг. была актом величайшей важности, зарей пробуждения, началом вовлечения в активную общественно-политическую жизнь, - писал Равиль Амирханов. -Революция совершила в жизни и сознании татарского народа, как и других народов России, глубочайший сдвиг» [11, с.40]. В начале XX столетия в общественно-культурной жизни татар наблюдается процесс своеобразного пробуждения - поиска путей выхода из застоя и попыток духовного возрождения, восстановления (создания) различных институтов культуры и духовной жизни. Стремительными темпами идет обновление национальной общественно-политической мысли, формирование татарской светской художественной словесности, рост национальной культуры, расширение сети новометодных учебных заведений, широкое развитие зародившегося ранее книгопечатания...
В результате революционных событий осуществилась вековая мечта и потребность татарского народа, обладавшего к тому времени определенной степенью грамотности. В длительной и упорной борьбе наиболее передовые представители татарской нации добились права на издание газет и журналов на родном языке. 16 сентября 1905 г. в С-Петербурге вышел в свет первый номер первой татарской газеты «Hyp» («Луч»), проложившей дорогу десяткам других татарских изданий. За ней, буквально друг за другом, начали выходить в различных городах империи газеты «Казан мухбире» («Казанский вестник»), «Фикер» («Мысль») и «Ульфат» («Дружба»). В следующем 1906 г. наблюдается новый этап в развитии татароязычной прессы - появилось еще девять газет и было положено начало изданию первых татарских журналов, которых к концу года насчитывалось уже семь наименований. В 1907 г. увидели свет еще 13 новых изданий, среди них 8 газет и 5 журналов. Таким образом, в 1905-1907 гг. в семи городах страны начали выходить 33 татарских периодических издания. В 1908-1909 гг. возникло еще 9 новых изданий.1
С течением времени расширялась географическое пространство функционирования татарской периодики, в которую втянулись Оренбург, Уфа, Москва, Самара, Томск, Троицк... Всего за каких-то десять лет татарская печать прочно встала на ноги и смогла заявить о себе как мощная разветвленная система национальной журналистики. По данным профессора В. Гарифуллина, в период с 1905 по 1917 г. в17 городах России разновременно функционировало 120 газет и журналов [22, с.72]. Общие параметры географии татарских газет и журналов можно пунктирно обозначить следующим образом: от Петербурга на северо-западе до Астрахани на юге, оттуда через Оренбург, Уральск, Ташкент до Семипалатинска на востоке. Нижегородские татары также предпринимали попытку издания печатного органа на татарском языке, но этот проект оказался недолговечным и поэтому вплоть до начала 30-х гг. прошедшего столетия они были вынуждены удовлетворять свои духовные потребности через другие виды периодической печати (например, рукописные журналы, стенгазеты). Это обусловлено целым рядом как субъективных, так и объективных факторов.
Как известно, журналистика возникает на определенном этапе общественного развития в периоды социальных потрясений, вызванных политическим и культурным ростом общества. Зарождение и становление татарской печати приходится именно на такой период. Однако революционные события имели неодинаковое влияние на отдельные регионы. Это было время, когда самые глубокие слои российского общества, как писал В. Ленин, "поднимались самостоятельно, наложили на весь ход революции отпечаток своих требований, своих попыток по своему построить общество, на месте разрушаемого старого".1
Как отмечают исследователи, зарождению периодической печати предшествуют несколько основополагающих предпосылок. Одна из них -наличие у того или иного народа литературных источников, развитие общественно-публицистической мысли. Как мы уже отмечали, к началу XX столетия нижегородские татары имели определенный опыт литературно-публицистических изысканий. Об этом свидетельствуют произведения устного народного творчества, уходящие корнями в глубокую древность и идейно-философские работы мыслителей и мастеров пера XIX в. Они служат наглядным подтверждением того, что к началу XX в. татарская словесность и общественно-публицистическая мысль на Нижегородчине уже прошла этап становления. То есть к новому столетию нижегородские татары пришли с определенным "журналистским" опытом, однако он сам по себе еще не гарантировал создание татарской прессы.
Р. Амирханов писал, что «татарская печать возникла из потребности внутреннего развития и общественно-интеллектуального самовыражения в различных городах России с компактным татарским населением, в известной мере его культурных цитаделях» [11, с.53]. Действительно, к началу XX столетия города становятся своеобразными общественно-культурными центрами, тогда как деревни все еще сохраняют свою патриархальность и в штыки воспринимают любые нововведения и преобразования. Это отмечают и исследователи-этнографы. «Формирование ядра татарской буржуазной нации в значительной степени связано с социально-демографическими процессами, в крупных городах», - писал профессор Дамир Исхаков [36, с.35]. Следует отметить, что к этому периоду 98% нижегородских татар проживали в сельской местности. Так, в 1887 г. в Н. Новгороде постоянно жили лишь 912 татар, тогда как в Казани их насчитывалось 28520 человек, Уфе - 51900, Оренбурге - 11321 [37, с.41]. И, как следствие этого, по географической плотности расселения татарских периодических изданий лидировали Казань, Уфа, Оренбург, Астрахань и т. д., а Н. Новгород в этом списке вообще не был представлен, что представляется вполне логичным. Малочисленная диаспора татар, большинство из которой только-только начало осваиваться в городе, не могла претендовать на активную роль в одном из самых больших русских городов Российской империи. Местные татары, наученные горьким опытом выживания, были крайне осторожны и осмотрительны, когда дело касалось вопросов политики и новых веяний, соблюдая традиционную лояльность к власти и решая свои национально-этнические проблемы в рамках установленных жестких правил.
В массе своей нижегородские татары не отличались общественной и политической активностью. Кроме участия в крестьянском движении XVII и XVIII вв. и последующих проявлений бунтарства отдельных выдающихся крестьян, выступавших против разных форм угнетения. В условиях сознательной консервации самодержавием отсталости инородцев, специальных мер, использованных им с целью уничтожения элиты татар-мишарей (переселение на восточные земли, перевод мурз в разряд крестьян, пополнение русского дворянства за счет насильственного крещения мурз и т. д.) татарам Нижегородчины не удалось выдвинуть в новое время из своей среды сколько-нибудь известных политических идеологов и организаторов, способных нацелить соплеменников на духовное сплочение и выступить цементирующим звеном в цепи культурного прогресса, как это происходило в других регионах.
Краевые издания
Первой советской татарской газетой на нижегородской земле стала газета «Яна авыл» («Новая деревня»), ознаменовавшей начало нижегородской легальной журналистики на татарском языке.1
Решение об учреждении нижегородской краевой газеты для татар было принято в конце 1929 г., а уже 5 мая 1930 г. увидел свет первый номер нового типа издания в истории прессы Нижегородчины. Судя по короткому подготовительному сроку, можно представить, что печатному слову в эту эпоху придавалось важное значение.
Рожденная условиями того времени новое издание с первых дней своего существования четко обозначило свои функции и задачи — быть проводником партийной политики, быть пропагандистом, агитатором и организатором общественного мнения в пользу Советской власти. В №60 за 1931 г. редакция так определяет идейно-политическую направленность газеты: «Яна авыл» под руководством Нижкрайкома партии ВКП(б) при поддержке трудящихся по большевистки выполняет установки, стоящие перед газетой и мобилизует массы татарских тружеников на реализацию пятилетнего плана за четыре года, развертывание сплошной коллективизации, ликвидацию кулачества как класса и исполнение других руководящих директив товарища Сталина. Являясь единственной татарской газетой в крае, «Яна авыл» ставит своей целью — подготовку национальных партийно-советских кадров в духе большевизма и организацию крестьянских масс на принципах социалистического воспитания».
До 6 апреля 1930 г. учредителем газеты являлась татарская секция Нижкрайкома ВКП(б), а с ликвидацией татсекции учредительские функции передаются Культпропотделу Нижкрайкома ВКП(б). С 6 июня того же года издание переводится под прямое подчинение краевого комитета партии и выходит как «орган Нижкрайкома ВКП(б)».
Благодаря так называемый разнарядке тираж новой газеты был относительно большой и в разные периоды существования варьировал в пределах 1,5-4 тыс. экз. Хотя редакция ставила задачу добиться охвата подпиской каждое третье татарское хозяйство в крае (№20,1930) и поднять тираж до 10000 экз. (№73,1931).
Издание имело строгую периодичность и выходило стабильно один раз в пять дней в формате современных районных газет на четырех полосах (отдельные номера выходили на шести-восьми полосах).
Являясь партийным органом печати краевого масштаба, или как тогда писали, «мощным инструментом воспитания трудящихся», эта практически еженедельная газета с первых номеров включилась в утверждение идей «значения марксистско-ленинского воспитания» и призывала к достижению более весомых показателей, как в производстве, так и на политико-культурном фронте.
Идейно-политическая направленность определяет структуру, содержание, тематику и стиль газеты. На ее страницах с заметным постоянством распространяются идеи Советской власти, критикуется буржуазная идеология, публикуются призывы «разгромить врагов социализма - врагов народа», развертывается бурная антирелигиозная пропаганда. Впрочем, содержание газеты «Яна авыл» мало чем отличалось от содержания других многочисленных органов печати на татарском и других языках, послушных большевистским руководителям того времени. В советские годы татарские газеты и журналы по своей идейной направленности, содержанию и стилю были похожи друг на друга.
Структура газетного номера «Яна авыл» строилась на тематической основе. Каждая страница, кроме четвертой, выходила под определенной шапкой -девизом, которая определяла содержание материалов этой полосы. Таким образом, достигалась задача жесткого структурирования издания. Естественно, «шапки» отвечали требованиям времени и были на злобу дня, обуславливаемых теми или иными задачами партии в данный период. В качестве лейтмотива тематической полосы использовались различные лозунги и призывы типа «На резком противостоянии классовых противоречий взрастим на деревне социализм!», «Очистим Советы от кулацких элементов», «В пост рамадан мечети - в клубы и школы» (№7,1930).
В таком же пафосном, декламационном духе были выдержаны и заголовки. Такие же тезисные, длинные и нудные, словно параграф официального документа: некая смесь газетизмов, русских заимствований, классово-политических штампов и диалектизмов местного наречия. Например, «Борьбе за урожай - приложим все силы», «Пионерскому движению - особое внимание» (№16,1930), «Во время посевной - все на ударный труд», «Необходимо принять все меры», «Изучим военное знание», «Равняйтесь на передовиков», «На пути повышения урожайности необходимо взять на вооружение достижения химии» (№18,1930) и т. д.
В том же однотипном стиле написана и основная масса материалов. В черных и красных тонах, однозначно, без полутонов, приукрашивая жизнь и сгущая краски, в которых наивная вера в искренность партийных постулатов чередуется с тупой ненавистью по отношению к тем, кто идет в разрез с установками ЦК ВКП(б) и лично т. Сталина. Те же задачи решали передовицы, программные выступления и татарские переложения содержания агитационной литературы московских изданий. Например, «В вопросах политики необходима бдительность» (№15, 1930), «Выполняя ответственные задачи» (№17,1930), «На контроле - ликбезы» (№19,1930) и т. д.
Рубрикатор газеты служил той же цели обслуживания системы. Большинство рубрик представлены в каждом номере, на определенном месте.
Большие площади на газетной полосе отводились под различные постановления, решения, резолюции советско-партийных органов, публикации агитационно-пропагандистского характера, которые были определены в постоянные рубрики - «Из партийной жизни», «Из местных Советов», «Сельхозотдел», «Из жизни рабочих». Значительное место в газете отводится рубрике «Антирелигиозный отдел». Ее тематика также определялась «великими задачами» партии. О содержании материалов, опубликованных под этой рубрикой говорят их заголовки - «Религия - яд. Церкви и мечети - под клубы» (№3,1930), «Актуальные задачи общества безбожников» (№5,1930), «Под флагом религии внутренние и внешние враги готовят контрреволюцию. Усилим антирелигиозную борьбу» (№10,1930), «Религиозные праздники чужды трудящимся» (№11,1930) и т. д.
Районные газеты в годы массовой коллективизации и борьбы за всеобщую грамотность
В январе 1929 г. постановлением ВЦИК «Об образовании на территории РСФСР административно-территориальных объединений краевого и областного значения» ликвидируется губернско-уездное деление и создаются новые административно—территориальные деления — края, области и районы. В соответствии с этим постановлением 10 июня 1929 г. по постановлению Президиума ЦИК РСФСР в составе Нижегородского края образован Татарский район с центром в с. Кочки-Пожарки. 16 октября 1930 г. он переименован в КзылОктябрьский. Однако в документации вплоть до 40-х гг. район нередко фигурировал под прежним названием. 8 октября 1931 г. райцентр перенесен в с. Уразовка (утвержден 10 июня 1932 г.) Идея создания самостоятельного татарского района в Нижегородской губернии активно обсуждалась с 1927 г. Еще в 1928 г. губисполком постановил: «Считать необходимым, целесообразным и вполне отвечающим требованиям населения выделение самостоятельного татарского района в Сергачском уезде». Однако объединить все татарские селения в один район не удалось. В составе вновь созданного национального района оказались 28 из 36 татарских поселений Нижегородского края, что составляло примерно 70% татарского населения уезда [127, с. 162-164; 100,с.15-21;98,с.15-20].
В этот период по существу в стране происходит отказ от НЭПа и переход к административно-командной экономике. В деревнях нарастает конфронтация между бедной и зажиточной частью крестьянства. Чтобы улучшить общественно-политическую работу среди татар, которые составляли 99,8% от общего числа населения района, и ускорить их национально-культурный подъем вновь избранное руководство района в числе других кардинальных мер принимает решение об издании районной газеты на татарском языке.
Вдохновителем и организатором первого национального издания в татаро-мишарской глубинке был Х.Н.Нуреев, один из ранних носителей идеи создания татарской печати в Нижегородском крае. Являясь ответственным секретарем РК ВКП(б), или, выражаясь современным языком, главой района, Нуреев внес огромный вклад в зарождение и становление новой газеты на родном языке.
Из-за отсутствия собственных кадров, райком отправляет запрос в Москву. В январе 1931 г. по направлению ЦК ВКП(б) в национальный район для организации и руководства татарской газеты прибывает З.Х.Баширова,1 к тому времени уже известная поэтесса и публицист.
Молодая, полная энергии и сил журналистка с энтузиазмом берется за выполнение ответственного задания: добивается выделения под редакцию отдельного здания - добротного двухэтажного купеческого особняка, заказывает и привозит из Ленинграда наборные кассы с татарскими шрифтами, из Н. Новгорода и Арзамаса - печатную машину и другое оборудование, решает кадровые вопросы. «На первых порах я была единственным сотрудником редакции, - пишет З.Баширова в своих мемуарах. - Когда начала выходить газета, секретарем пришел учитель из Грибанова Махмуд Якубов. Позднее штат увеличили еще на одного сотрудника. Массовиком приняли рабочего из Орехово-Зуева Беляева Фейзи, затем его сменил Феткуллин Фейзи из Кузьминок» [15].
Невероятная текучесть кадров была характерным явлением той эпохи. Как пишет 3. Баширова, для комплектации редакции и типографии хоть какими-то кадрами в поисках сотрудников ей пришлось объездить все татарские селения края, расположенных в пространстве протяженностью более 100 верст. Зачастую пешком, когда повезет - на лошади [15]. А.Садретдинов в числе первых творческих работников называет также Фатыйму Якубову и Исхака Батюкова.
Первый номер газеты увидел свет 19 мая 1931 г. Первые, еще свежие оттиски утвердил лично первый секретарь райкома Халил Нуреев. Официального цензора — уполномоченного Обллита в районе тогда еще не было.
Как уже отмечалось, политическая цензура до начала тридцатых годов не имела разветвленной централизованной структуры. До 1933 г. на уровне районов практически не существовало цензуры. «Работа Арзамасского райлита началась по существу с 1 сентября 1933 года», - пишет Китаев, уполномоченный Арзамасского Обллита, в подчинении которого находился и КзылОктябрьский райлит [25, с.219]. По нашему предположению, районный отдел Обллита был создан в 1934 г., точную дату установить не удалось.
«Редакторы районных газет относились к цензуре как к ненужной формальности, такого же мнения придерживались и типографии, - пишет В. Головский. - Редакторы нередко просто не подпускали цензора к чтению номера» [25, с.211]. Есть основания предполагать, что именно к этому типу редакторов принадлежала и З.Баширова. Однако к концу 1934 г. ситуация резко обостряется. Как пишет начальник Горьковского горлита Бабкин, «после случаев воздействия через органы ОПТУ случаи вольного не исправления указаний цензуры уменьшились». Цензор также обращает внимание на необходимость усилить контроль, чтобы типографии не выдавали ни какой печатной продукции без визы уполномоченных Обллита на сигнальном экземпляре - «печатникам запрещается печатать что-либо без ведома райлита» [25, с.219]. В том же году директивой Главлита до сведения районов было доведено о том, что за печатание без ведома райлита отдан под суд технорук типографии Московской области [25, с.219].
Для усиления контроля к цензорской деятельности привлекаются и местные партийные власти. Из Главлита поступают все новые и новые директивы «об усилении серьезных требований соблюдения «Перечня», то есть списка запрещенных тем, объектов по степени их секретности. Баширову чуть ли не ежедневно вызывали за разъяснениями. По свидетельству очевидцев, имели место случаи изъятия номеров и их переиздания. Вычерки политико-идеологического характера при предварительном просмотре номера стали нормой. Таким образом, к этому периоду устанавливается тотальный партийно-чекистский контроль, который продлится вплоть до полной отмены института цензуры в 1989 г.
Партийно-колхозная газета сначала выходила под названием «Колхозчы» («Колхозник»), а с 6 ноября того же года была переименована в «Октябрь коммунасы» («Коммуна октября»). Новое название больше соответствовало целям и задачам мощного идеологического орудия партии в организации колхозных масс. Учредителями газеты были обозначены Татарский РК ВКП (б), исполком районного Совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов, райпрофсовет.
Газета издавалась на протяжении 32 лет и, вполне естественно, периодичность выхода и объем издания были непостоянны. В 1931-1933 гг. она выходила пять раз в неделю на двух страницах формата A3. С июня 1933 г. -через день, на тех же двух полосах. В 1935 г. она была практически ежедневной - в месяц издавалось до 25 номеров. С 1936 по 1941 гг. выходила на регулярной основе три раза в неделю. В тяжелые военный и послевоенный периоды газета резко сократила периодичность и перешла на одно-двухразовый выпуски (изредка выходили сдвоенные номера). Это было вызвано не тем, что редакция не могла обеспечить издание, а в связи с очень дорогой стоимостью бумаги. С июля 1958 г. издается три раза в неделю на четырех полосах.