Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Утреннее шоу как вид радиопрограммы: типология, структура, функции Усольцева Яна Владимировна

Утреннее шоу как вид радиопрограммы: типология, структура, функции
<
Утреннее шоу как вид радиопрограммы: типология, структура, функции Утреннее шоу как вид радиопрограммы: типология, структура, функции Утреннее шоу как вид радиопрограммы: типология, структура, функции Утреннее шоу как вид радиопрограммы: типология, структура, функции Утреннее шоу как вид радиопрограммы: типология, структура, функции Утреннее шоу как вид радиопрограммы: типология, структура, функции Утреннее шоу как вид радиопрограммы: типология, структура, функции Утреннее шоу как вид радиопрограммы: типология, структура, функции Утреннее шоу как вид радиопрограммы: типология, структура, функции Утреннее шоу как вид радиопрограммы: типология, структура, функции Утреннее шоу как вид радиопрограммы: типология, структура, функции Утреннее шоу как вид радиопрограммы: типология, структура, функции
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Усольцева Яна Владимировна. Утреннее шоу как вид радиопрограммы: типология, структура, функции : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Усольцева Яна Владимировна; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т].- Краснодар, 2008.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-10/498

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Утреннее шоу в формате радиостанции 10

1.1 Структурные характеристики утреннего шоу 10

1.2 Типология утреннего шоу 21

1.3 Ведущий как модератор эфира в утреннем шоу 24

1.4 Функции информационной составляющей в утреннем шоу 35

1.5 Рекламная составляющая в утреннем шоу 41

Выводы 45

ГЛАВА 2. Основные элементы утреннего шоу в структуре эфира радиостанций различного формата 47

2.1 Статистические методы сопоставительного анализа 47

2.2 Утреннее шоу «То еще утро!» на радиостанции «Европа Плюс»... 49

2.3 Особенности утреннего шоу «Операция Утро» на «Авторадио»

66

2.4 Утреннее шоу «Взлетная полоса» на «Радио России» 83

2.5 ГТРК «Кубань» программа «Доброе утро, Кубань!» 92

2.6 Основные типологические признаки утреннего шоу 97

Выводы 102

ГЛАВА 3. Утреннее шоу как фактор повышения рейтинга радиостанции 105

3.1 Особенности коммуникации в утреннем шоу 105

3.2 Работа ведущего как фактор эффективности утреннего шоу 108

3.3 Специфика интерактивности в утреннем шоу 121

3.4 Рекреативная составляющая в новостных и репортажных блоках 126

3.5 Особенности влияния развлекательных рубрик и рекламы на сознание радиослушателей 129

3.6 Китерии эффективности функционирования утреннего шоу в эфире 132

Выводы 143

Заключение 146

Библиографический список 151

Приложение 168

Введение к работе

На сегодня день радио начинает играть ключевую роль в развитии независимых СМИ в России. Это связано с такими свойствами радиовещания, как массовость и определенная политическая независимость. Значение радиоэфира особенно заметно в регионах, где радио по ряду причин является более важным источником местной информации, чем телевидение, и призвано служить рупором административных структур.

По мысли исследователей, начинают меняться как формы, так и функции радиовещания. В последнее десятилетие наблюдается четкая тенденция роста развлекательного эфира. Происходит это в связи с активным развитием рыночных отношений и возникновением так называемых «коммерческих» радиостанций, подчинивших содержание эфира интересам массовой аудитории. Доход от работы подобных станций, как известно, зависит от рекламы и спонсорства, объем которых связан с рейтингом станции, обусловленным ее способностью привлечь как реальную (целевую), так и потенциальную аудиторию. Как показывают социологические исследования, рейтинг эфира определяется наличием развлекательных компонентов, роль которых растет абсолютно во всех средствах массовой информации. Этим обусловлено и появление на радио такого вида программы, как утреннее шоу.

Особенно большое значение утреннее шоу имеет на музыкальном радио, так как от качества наполнения утреннего сегмента зависит имидж радиостанции, ее популярность и, соответственно, рейтинг.

Таким образом, актуальность исследования утреннего шоу на радио определяется популярностью этой формы радиовещания, с одной стороны, а с другой стороны, почти полным отсутствием теоретического осмысления феномена утреннего шоу на радио. Данный вид программы на сегодняшний день не исследован в полной мере. Но это необходимо, так как утреннее шоу как программа весьма востребовано на коммерческих радиостанциях.

Этот вид программы призван успешно реализовать одну из главнейших функций радиовещания - «развлечение».

Цель диссертационного исследования — выявить типологические особенности утреннего шоу на радио и критерии его успешной деятельности.

Задачами исследования являются:

выявление предпосылок возникновения утреннего шоу;

определение ключевых структурных компонентов рассматриваемой радиопрограммы;

обозначение основных функции утреннего шоу;

присвоение характеристики профессиональных качеств ведущих утреннего шоу;

рассмотрение специфики аудитории, а также новостного дискурса в исследуемой программе;

проведение сопоставление утреннего шоу различных типов;

выделение критериев эффективности утренних шоу-программ на радио.

Объектом исследования является программа, получившая название «утреннее шоу».

Предмет исследования — тематические, содержательные и структурно-композиционные элементы утреннего шоу (как типологические составляющие), а также критерии эффективности функционирования программы на радио.

Новизна исследования заключается в следующем:

впервые предпринята попытка сопоставления утреннего шоу радиостанций федерального и регионального вещания;

выявлены базовые структурные элементы утреннего шоу;

определена основополагающая роль ведущих утреннего шоу и показатели его успешного функционирования.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 2005 по 2008 год, что позволяет проследить динамику развития рассматриваемых передач.

Методами исследования утреннего шоу являются классификация, сопоставление, многоступенчатый анализ, наблюдение и описание. Для верификации полученных данных используются статистические методы исследования, в частности фактор-и кластер-анализ.

Теоретическую основу исследования составили труды историков радиовещания и теоретиков средств массовой коммуникации В.В Смирнова, А.А Шереля, В.Н Ружникова, С.Г. Корконосенко, Е.Г. Сомовой, Б. Д. Гай-маковой, И.Н. Тхагушева, Л. Д. Болотовой, Г. С. Мельник и К.Ю. Новикова, практиков радиовещания А.В. Бубукина, Д.Н. Губина, А. Аллахвердова, С. Мерцалова, М. Набоковой.

В качестве эмпирической и источниковедческой базы исследования выступают содержание и структура утренних программ, отобранных ч помощью мониторинга радиоэфира с 2005 г. по 2008 г., а также при анализе текстов региональных и федеральных включений следующих радиостанций: «Европа Плюс» (102,2FM), «Авторадио» (103,2FM), «Ради России» (71,81FM), ГТРК «Кубань» (71,81FM). Кроме того, использовались материалы сайтов радиостанций (, , , ), информационные ресурсы порталов и , материалы агентства статистических исследований радиоаудитории «Gallup media», а также материалы оценочного характера - научные статьи, монографии, учебные пособия. В исследовании был учтен и личный 5-летний опыт работы диссертанта в сфере коммерческого радиовещания в качестве редактора и ведущего.

Перспективы развития данного исследования видятся в расширении числа сопоставляемых программ с целью продолжения изучения зависимости содержания утреннего шоу от формата радиостанции с использованием

методов исследования аудитории, опросов, углубленном изучении региональных представителей данного вида программ с целью выявления их несостоятельности по сравнению с подобными программами федерального уровня и предложения методов совершенствования регионального утреннего шоу. Основные положения работы, выносимые на защиту:

1. Зародившись как особая форма вещания в 90-е годы двадцатого столетия, утреннее шоу на радио сформировалось в специфическую информационно насыщенную интерактивную программу, содержащую разнообразные рубрики, объединяемые в эфире ведущими-модераторами, имеющую в составе информационные элементы, а также учитывающую специфику «утренней» аудитории. Рассматриваемую программу можно охарактеризовать как полижанровую и политемную, выходящую исключительно в прямом эфире. Особую роль в утреннем шоу получает интерактивность.

2. Основной функцией утреннего шоу становится стремление удовлетворять психологические потребности аудитории и соответствовать лимиту ее времени. Выделяется несколько типов радиошоу: информационное, развлекательное, смешанное (с позиции соотношения константных элементов), моно-шоу и поли-шоу (по количественному составу ведущих), трехчасовое шоу, более трех часов, менее трех часов (по объему звучания).

3. Утреннее шоу является программой-идентификатором эфира. Наличие
данной передачи положительно влияет на рейтинг радиостанции. Предпочте
ние какого-либо типа утреннего шоу становится показателем приверженности
аудитории определенному формату.

4. Критериями успешности регионального утреннего шоу становятся: соот
ветствие формату радиостанции, присутствие в эфире регионального компо
нента, адекватный форматным требованиям идеостиль ведущего, продуктив
ная интерактивная рубрикация, Интернет-поддержка эфира, наличие новост
ной, рекламной составляющих и спонсора.

5. Ведущий утреннего шоу является ключевой фигурой, определяющей популярность программы и степень участия аудитории в интерактивной части передачи.

Наличие интерактивного утреннего шоу положительно влияет на рейтинг радиостанции.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения работы изложены в статьях (10 публикаций, в том числе в издании, рецензируемом ВАК - 1 публикация) и в докладах научных конференций: международная научно-практическая конференция «Историческое развитие отечественной и зарубежной журналистики в контексте современности» (Ростов, 2006 г.), научно-практическая конференция студентов и аспирантов факультета журналистки КубГУ «Инновационные процессы в СМИ: выражение авторских интенций» (Краснодар, 2006 г.), всероссийская конференция «Коммуникация в современном мире» (Воронеж, 2005 г.), научно-практическая конференция «Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском пространстве» (Москва, 2006 г.), научно-практическая конференция «Средства массовой информации в современном мире» (Санкт-Петербург, 2007г. и 2008 г.).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Работа позволяет обогатить теорию журналистики выявлением нового типа программ — утреннего шоу, описанием типов передач данного вида, выявлением критериев эффективности их функционирования в эфире. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности федеральных и региональных радиостанций различных форматов, а также в преподавательской деятельности при изучении дисциплин, обращенных к радиожурналистике. Практическое применение результатов исследования возможно в работе медиакритиков для оценки работы радиостанций с позиций полученного научного знания.

Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографического списка и Приложения. В первой главе рассматриваются основные теоретические положения исследования: предпосылки к возникновению утреннего шоу, тип программы, функции утреннего шоу, характеристика профессиональных качеств ведущих рассматриваемой программы, специфика аудитории, новостного дискурса в утреннем шоу.

Вторая глава содержит описание практического сопоставительного анализа утреннего шоу радиостанций разных форматов, что позволяет выявить типологические особенности передачи и типы утреннего шоу. Третья глава исследует критерии эффективности утреннего шоу.

В Заключении подводятся итоги проведенного исследования и делаются основные выводы.

Структурные характеристики утреннего шоу

Интерес, проявленный к программе, получившей название «утреннее шоу», обусловлен ее спецификой, предоставляющей широкое поле для разностороннего изучения особенностей радиопередач нового типа. Как известно, существующие в радиоэфире утренние часы под названием «прайм-тайм» (время, когда у приемника собирается наибольшее количество слушателей), заставляют современную радиостанцию изыскивать наиболее эффективные формы вещания, способные удерживать слушателя, привлекать новую аудиторию и, как следствие, рекламодателей, что делает создание радиопродукта финансово выгодным и имеющим смысл в глазах всех участников процесса производства программы. В этом плане интерес представляет анализ содержания утреннего шоу, его типологии, элементов и способов воздействия, избираемых ведущими, редакторами и продюсерами указанной программы. С нашей точки зрения, утреннее шоу в современном радиовещании является программой-идентификатором: вид шоу, структура и формы подачи материала маркируют избранный радиоформат, помогая слушателю мгновенно интуитивно сегментировать радиоэфир. Предпочтение определенного типа утреннего шоу становится неизменным показателем приверженности определенному формату. С позиций данного исследования формат уместнее рассматривать как специфическое наполнение эфира той или иной радиостанции, призванное удовлетворить вкусы и потребности определенной аудитории. Термин «формат» вещания до сих пор неоднозначно трактуется в теории радиожурналистики. Так, А.А Шерель определяет формат как концепцию вещания радиостанции, включающую в себя содержание передач, ритмы вещания, эстетические нормы, избранные данной станцией, манеру работы ведущих и другие специфические особенности, характеризующие вещательные программы именно данной конкретной станции, и более всего - принципы структурирования программных элементов в соответствии с nolo требностями целевой аудитории [145, С. 53]. По мысли В. Сухаревой, формат - это концепция содержательных, адресных и информационно-стилистических критериев [125, С. 15]. Понятие «формат» подразумевает, прежде всего, основные принципы и параметры вещания, т.е. определение концепции работы радиостанции, ориентированной на определенную потенциальную аудиторию, ее возможности для слушания и информационные и эстетические запросы [94, С. ПО]. Смирнов пишет о том, что формат при всей относительной узости своего адресного направления представляет собой подвижный вектор для внутреннего динамичного движения всех элементов, составляющих его акустическое наполнение. В нем всегда при достаточно большом разнообразии, преобладают определенные элементы, которые составляют «лицо» формата, его характерные признаки. В первую очередь, они должны быть именно преобладающими, что и составляет направленность вещания на свою группу слушателей [114, С. 129] . Наиболее продуктивным в рамках данного исследования видится рассмотрение формата вещания в соответствии с подходом, предложенным А.Д. Кривоносовым, трактующим его не только в узком прочтении как «основное содержание вещания канала», но и как «характер вещания, его тональность, стиль вещания, следование определенной этико-психологической модели, поведенческой манере в интересах определенной группы слушателей и потребителей рекламы» [53,С. 171]. Одним из главных показателей формата является целевая аудитория радиостанции, предопределяющая особенности контакта в эфире.

Характер контакта радиовещания и аудитории исторически менялся. В нашей стране прослушивание радио первоначально происходило в коллективной форме — в избах-читальнях, клубах, на улицах и площадях. Ставшие хрестоматийными исследования развития радио в России показывают, что оставшееся в наследство от начала советской эпохи радио, действительно, было громким, трибунным, площадным. В истории западных стран радио такого типа не существовало, там оно с самого начала адресовалось в дома населения, было семейным, каковым стало и у нас на рубеже 40-50-х годов [94, С. 90].

По мнению большинства теоретиков, начало 90-х годов 20 в. может считаться точкой отсчета нового исторического этапа в развитии радиовещания России. Политические, экономические, социальные и иные преобразования в стране привели к серьезным сдвигам в структуре средств массовой информации, в том числе и электронных: их демократизации, возникновению многообразных форм собственности (от государственной до частной), широкого спектра новых направлений вещания, появлению новых форм радиожурналистики, внедрению новейших технологий, связанных со вступлением в массовое информационное сообщество. Технический прогресс также в значительной степени повлиял на изменение контакта радио с аудиторией. Появление и рост количества приемников у населения (теперь размером со спичечный коробок с миниатюрными наушниками), все более становящихся повседневной принадлежностью, ставит радиовещание перед перспективой ориентации на отдельного, индивидуального пользователя. Изменение характера обращенности к аудитории повлекло изменение стилистики вещания и уточнение содержания радиопередач: с одним собеседником, разумеется, нельзя общаться так, как с людьми на многотысячном собрании и даже с семьей [ 94, С 93].

На требования времени откликнулся стремительно формировавшийся в стране сектор негосударственного радио. С его появлением возникла качественно новая ситуация, радикально изменившая привычную структуру радиовещания в стране.

Ведущий как модератор эфира в утреннем шоу

Шоу на радио в данной работе рассматривается как информационно насыщенная интерактивная программа, которая содержит множество разнообразных рубрик, объединяемых ведущим/ведущими-модераторами, непременно имеющая в составе информационные элементы, учитывающая специфику «утренней» аудитории, ее ритм жизни, потребности и ожидания.

Стоит отметить, что для данной программы характерны довольно частые перемены. Каждые полгода или год создатели утреннего шоу стремятся внести изменения или обновления, вплоть до смены кого-то из ведущих или названия. Если ар-джеи и имя шоу являются брендом (как в случае с шоу на «Авторадио») и его изменение несет большой риск потери аудитории, то перемены могут касаться некоторых элементов программы (введение новых игр и рубрик) или структуры часа.

Отличительными чертами утреннего шоу по сравнению с другими радиопрограммами можно назвать время выхода, особое медиапланирование эфирного часа с учетом особенностей восприятия слушателями данной программы и ее элементов, интерактивность, а таюке поведение ведущих, определяемое зависимостью от специфики аудитории.

Сопоставительный анализ передач, относящихся к данной вещательной форме, позволяет выявить типологические особенности утреннего шоу.

Утреннее шоу по определению является программой, которая выходит в утренние часы. Ее средний хронометраж — 3-4 часа. Большинство утренних шоу на радио начинают свою работу с 7.00.

Необходимо, чтобы содержание программы соответствовало типовому распорядку дня потенциальной аудитории. Ведущие в связи с этим должны обладать приемами психологической подстройки. К ним предъявляется целый ряд профессиональных требований. Прежде всего, задача ведущих — из предоставленных им композиционно-структурных элементов создавать не просто программу, а именно шоу, как заявлено в названии. От их самобытности и степени профессионального воплощения в большой степени зависит и качество самого шоу. В композиционную структуру типовой утренней программы как обязательные входят следующие элементы: новости (общественно - политические и тематические), прогноз погоды, интерактивные игры, разнообразные рубрики развлекательного и познавательного характера. К каждому из вышеперечисленных элементов предъявляется требование подчиняться специфике восприятия «утренней» аудитории.

Утреннее шоу сохраняет постоянную структуру, то есть из часа в час определенные элементы повторяются в заданное однажды и далее неизменное время. Музыкальное наполнение передачи тоже соответствует этому принципу. Некоторые песни могут повторяться чаще, чем это происходит в другое эфирное время. Кроме того, утром, как показывают исследования, должна звучать исключительно знакомая слушателю музыка, поэтому большую часть утреннего музыкального эфира составляют хиты [15]. Ранее было отмечено, что причина подобного структурирования также отражает специфику «утренней» аудитории. Так, у слушателя нет времени на внимательное прослушивание. Новая музыкальная композиция, возможно, заинтересует его, однако лимит времени не позволит ее слушать внимательно. Такая ситуация способна вызвать раздражение у реципиента, что является крайне нежелательным эффектом для утреннего шоу.

Утреннее шоу, как и радиовещание в целом, полифункционально, но его главной задачей является развлечение. На реализацию данной функции направлены все составляющие шоу. Особая роль отводится при этом интерактивности, создающей обратную связь, то есть возможность для слушателя лично принимать участие в ходе программы, быть героем какой-либо игры, продемонстрировать свои способности и получить приз от радиостанции. Типичным для утреннего шоу является присутствие гостя в эфире программы. Каждое шоу решает эту задачу по-своему: приглашает гостя в студию, связывается с ним по телефону или записывает интервью с ним заранее.

Композиционно утреннее шоу, как любое другое, строится по принципу «зачин, развитие, кульминация и развязка», повтор этого ряда обнаруживается каждый час.

С позиций соотношения константных элементов внутри программы можно выделить три группы шоу: информационные, развлекательные и смешанные. Это дает возможность подобным образом классифицировать рассматриваемые утренние программы в эфире различных радиостанций. Принадлежность к тому или иному типу определяется характером преобладающих в утренней программе материалов. Так, если в передаче превалирует информационная составляющая: дискуссии со слушателями, разнообразные репортажи, заметки, то данный вид шоу в утреннем эфире можно назвать информационным. При преобладании игровых рубрик, розыгрышей, так называемых «забавных» (легких) новостей, музыки, утреннее шоу может быть отнесено к развлекательным. Соответственно, смешанным является утреннее шоу, сочетающее в относительно равных пропорциях информацию и развлечение.

Утреннее шоу «То еще утро!» на радиостанции «Европа Плюс»...

Для полноты характеристики утреннего шоу недостаточно простого выявления его основных типов и составляющих элементов. Как представляется, возникает необходимость определения тех структурных звеньев, которые позволяют программе функционировать с максимальной продуктивностью и делают радиостанцию рейтинговой. Сопоставительный анализ утренних шоу различных радиостанций может способствовать их обнаружению.

С целью наиболее корректного сопоставления утренних шоу на выбранных радиостанциях, были привлечены статистические методы (см. Приложение с. 173) фактор-анализа и кластер-анализа.

Факторный анализ (от лат. factor — действующий, производящий и греч. analysis - разложение, расчленение) представляет собой метод многомерной математической статистики, применяемый при исследовании статистически связанных признаков с целью выявления определенного числа скрытых от непосредственного наблюдения факторов. Созданный в начале прошлого века для нужд психологии (Ч. Спирмен), факторный анализ впоследствии получил большое распространение в экономике, медицине, социологии и других науках, располагающих большим количеством переменных, из которых обычно необходимо выделить ведущие. С помощью факторного анализа не просто устанавливается связь изменения одной переменной с изменениями другой переменной, а определяется мера этой связи и обнаруживаются основные факторы, лежащие в основе указанных изменений. Факторный анализ особенно продуктивен на начальных этапах научных исследований, когда необходимо выделить какие-либо предварительные закономерности в исследуемой области. Это позволяет последующий эксперимент сделать более совершенным по сравнению с экспериментом на переменных, выбранных произвольно или случайно [35, С. 153]. Фактор-анализ в данном исследовании позволяет рассмотреть основные элементы в структуре утреннего шоу как группы взаимосвязанных между собою признаков, на каждый из которых действует определенный фактор. Процедура фактор-анализа помогает ограничить число признаков (элементов) только теми, которые реально связаны со спецификой программ рассматриваемого типа.

Кластер-анализ (Cluster analysis) предназначен для разбиения множества объектов на заданное или неизвестное число классов на основании некоторого критерия качества классификации (cluster — гроздь, пучок, скопление, группа элементов, характеризуемых каким-либо общим свойством). Критерий качества кластеризации отражает следующие неформальные требования: 1) внутри групп объекты должны быть тесно связаны между собой; 2) объекты разных групп должны быть далеки друг от друга; 3) при прочих равных условиях распределение объектов по группам должно быть равномерным.

Требования 1 и 2 выражают стандартную концепцию компактности классов разбиения, а требование 3 состоит в том, чтобы критерий не навязывал объединения отдельных групп объектов. Определяющим моментом в кластерном анализе считается выбор метрики (или меры близости объектов или признаков), от которого решающим образом зависит окончательный вариант деления на группы при заданном алгоритме. В каждой конкретной задаче этот выбор производится по-своему, с учетом главных целей исследования, физической и статистической природы используемой информации и т. п. [10, С. 17].

В нашем исследовании кластерами выступили утренние шоу различных радиостанций, связанные между собою общими наборами типологических элементов. Рассматриваемые далее в главе программы конкретных радиостанций охарактеризованы в соответствии с выделенным перечнем значимых для структурирования утреннего шоу элементов: хронометража программы, возраста целевой аудитории, объема информационной составляющей, числа рубрик, количества и функций ведущих, особенностей транслируемой музыки и музыкального оформления, наличия Интернет-поддержки и рекламы.

Результаты кластер-анализа позволили подтвердить и уточнить представленную в первой главе классификацию утренних шоу. Были вьщелены в особые подгруппы как типы программ: развлекательные поли-шоу (в эфире 3 ведущих) с объемом вещания 3 часа (Пример: «То еще утро!» - «Европа плюс»), смешанные поли-шоу (в эфире 3 ведущих) с объемом вещания 3 часа и более (Пример: «Операция утро» - «Авторадио»), информационные поли-шоу (2 ведущих у микрофона) с объемом звучания 3 часа и более (Пример: «Взлетная полоса» - «Радио России») и информационные моно-шоу с малым объемом вещания («Доброе утро, Кубань!» - ГТРК «Кубань»).

Результатом многомерного статистического анализа также стало описание критериев эффективности воздействия рассматриваемой программы на аудиторию, что, как представляется, имеет теоретическую и практическую значимость, поскольку позволяет повысить уровень работы подобного рода программ, объяснить необходимость наличия в них тех или иных составляющих и причины особого влияния данных составляющих на слушателя (см. далее главу 3).

Отбор данных для проведения фактор - и кластер-анализа осуществлялся на основе детального изучения структуры представленных в эфире девяти утренних шоу («Радио Ретро», «Русское радио», «Радио России», ГТРК «Кубань», «Европа Плюс», «Первое радио», «Наше радио», «Авторадио», «Рокс-регион»), из которых для описания были отобраны наиболее репрезентативные программы: утреннее шоу «То еще утро!» на радиостанции «Европа Плюс», «Операция Утро!» на радиостанции «Авторадио», «Взлетная полоса» на «Радио России» и «Доброе утро, Кубань!» на ГТРК «Кубань». Именно эти радиостанции максимально контрастируют по своей целевой аудитории, рейтингу и предельно наглядно представляют утренние шоу различных типов.

Особенности коммуникации в утреннем шоу

Детальное изучение утреннего шоу как типа радиопрограммы, сопоставительный анализ программ различных радиостанций показывают, что передача является так называемой программой-идентификатором, которая, наряду со звуковым оформлением и общим стилем конкретного радио, позволяет слушателю в течение нескольких секунд понять, какую радиостанцию он слушает и оценить ее эфир. Утреннее шоу, как правило, обладает большой популярностью, имена и голоса его ведущих легко узнаваемы так же, как и специфическое звуковое оформление.

С нашей точки зрения, программы-идентификаторы позволяют наиболее продуктивно сегментировать радиорынок. Предпочтение того или иного типа утреннего шоу является показателем приверженности аудитории к определенному формату. Например, в эфире радиостанции "Европа Плюс" звучит так называемая поп - музыка. Для слушателя это является сигналом к тому, что в эфире утреннего шоу этой радиостанции не будет рубрик, обращенных к музыке в стиле "хеви-металл" или к классической музыке. Если аудитория конкретного радио не готова слушать разговоры в эфире, длящиеся более трех минут, значит, она предпочитает радио, включающее утреннее шоу музыкального типа. Аудитория информационных радиостанций, таких как «Радио России» и ГТРК «Кубань», объединяет в основном людей немолодого возраста, предпочитающих разговорные шоу. По результатам опросов респондентов исследователи выяснили, что мотивы к прослушиванию радио сильно варьируются в зависимости от возраста целевой аудитории. Если мотивация к восприятию радио у молодежной аудитории (19- 30 лет) сконцентрирована вокруг «там звучит моя любимая передача», «в эфире мой любимый ведущий», «радио должно работать» (наибольший процент ответов), то для группы от 30 до 50 лет, а тем более старше 50 лет мотивация сфокусирована на варианте «радио - основной источник информации и пища для ума» [77, С. 193]. Музыкальные пристрастия также становятся одним из важных показателей приверженности к определенному формату.

Однако при определении специфики воздействия утренних шоу на слушателей необходимо учитывать наличие у этих программ огромной потенциальной аудитории. Утренняя аудитории сегментируется не только по своим музыкальным пристрастиям и возрасту. На мотивацию к восприятию передачи утреннего эфира в сильной степени влияет ее обусловленность «рваным» характером прослушивания. Поэтому, по утверждению исследователей, даже аудитория одного возраста в утренних шоу отличается непостоянством мотивов, продиктованным предельной почасовой сегментированно-стью радиовещания [14]. Ее уникальность заключается в динамических изменениях за предельно короткие сроки: слушатели включают радио на десять минут, пока варится утренний кофе, а после завтрака могут выключить приемник. Спустя несколько минут, уже будучи за рулем машины или в общественном транспорте, многие могут вернуться к эфиру, но звучать для них может уже не та станция, которую они слушали дома на кухне. Перед радиошоуменами стоит сложная задача сочетать интересы только что проснувшихся слушателей и тех, кто уже находится в пути на работу. Поэтому ставшее в последнее время аксиоматичным требование учета потребностей и лимита времени аудитории в аспекте утреннего шоу требует корректировки. С нашей точки зрения, продуктивность утреннего шоу в большей степени определяется его способностью удовлетворять определенные психологические потребности аудитории, т.е. выполнять возлагаемые на него функции.

Рассмотрим эти функции подробно.

Одну из основных функций утреннего шоу можно обозначить, пользуясь терминологией Гарольда Лассуэлла, как функция наблюдения за внешней средой, которая, как представляется, в исследованиях отечественных теоретиков дефинируется как информативная [20, с. 148]. Она обусловлена тем, что информация, передаваемая в эфире, помогает держать слушателей в курсе происходящих в мире и в конкретном социуме событий. В шоу эту потребность удовлетворяет информационная составляющая, включающая выпуски новостей с прогнозами погоды, сообщения о ситуации на дорогах, некоторые рекламные сведения, интересные исторические справки, полезные советы и т.п.

Высвечивая различные фрагменты внешней среды, шоу-программы помогают аудитории воспринять ее структуру в целом, осуществляя другую функцию - связывания воедино фрагментов внешней среды (или модератор-скую функцию), что позволяет потребителям массовой информации составлять более адекватное представление об окружающем мире.

Кроме того, утреннее шоу, как и СМИ в целом, выполняет важную функцию передачи социальных норм и установлений новым поколениям потребителей медиаинформации. Эта функция осуществляется ведущими, непосредственно формирующими эталонные речеповеденческие клише своей аудитории. Надо отметить, что в значительной мере в осуществлении этой функции участвует и реклама. В последнее время, по мысли теоретиков журналистики, возобладал подход, описывающий СМИ не только как органическую часть реальности, но и как «фактор, меняющий социальные реалии и представления о них аудитории». Существуют концепции («спираль молчания», модель «доминирующего мнения», «концепция средства»), описывающие механизм вышеобозначенного процесса. В основе всех подходов лежит следующее утверждение: индивид, неосознанно переживая страх общественной изоляции, стремится мыслить и высказываться как все [67 с. 105]. Ведущий на радио становится для слушателя своеобразным эталоном, поскольку он невольно рассматривается аудиторией как выразитель мнения большинства.

Похожие диссертации на Утреннее шоу как вид радиопрограммы: типология, структура, функции