Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развлекательное телевидение: типология программ и потребности аудитории : на примере телепрограмм холдинга "СТС Медиа" Удовиченко, Роман Викторович

Развлекательное телевидение: типология программ и потребности аудитории : на примере телепрограмм холдинга
<
Развлекательное телевидение: типология программ и потребности аудитории : на примере телепрограмм холдинга Развлекательное телевидение: типология программ и потребности аудитории : на примере телепрограмм холдинга Развлекательное телевидение: типология программ и потребности аудитории : на примере телепрограмм холдинга Развлекательное телевидение: типология программ и потребности аудитории : на примере телепрограмм холдинга Развлекательное телевидение: типология программ и потребности аудитории : на примере телепрограмм холдинга
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Удовиченко, Роман Викторович. Развлекательное телевидение: типология программ и потребности аудитории : на примере телепрограмм холдинга "СТС Медиа" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Удовиченко Роман Викторович; [Место защиты: Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания].- Москва, 2011.- 131 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/1328

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Эпоха постмодерна и сущность современного развлекательного ТВ

1.1. Принципы моделированияразвлекательного телевидения. Телеканал «СТС» как пример успешного бизнеса 20 стр.

1.2. Критерии программирования телеканала развлекательного типа ...38стр.

1.3. Анализ жанровых особенностейразвлекательных телепрограмм...47стр.

1.4. Имидж и роль ведущего развлекательной телепрограммы как инструмент привлечения внимания аудитории и регулятор рейтинга телеканала 61стр.

Глава 2. Методологический аспект анализа предпочтений аудитории телеканала

2.1. Потребности аудитории развлекательного ТВ в контексте телевизионного эфира 68стр.

2.2. Игровая форма в восприятии телезрителями экранной продукции как устойчивый социальный стереотип 87стр.

2.3. Творческая парадигма общественного развития, способы утверждения социокультурных и аксиологических ценностей посредством развлекательных программ 99стр.

2.4. Досуговые экранные развлечения как элемент познания окружающего мира 114стр.

Заключение 120стр.

Литература и источники

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Актуальность данного исследования обусловлена множеством проблем, подлежащих пересмотру в рамках теоретического дискурса, связанного с тенденциями развития телевидения, прежде всего развлекательного, как наиболее востребованного в современных условиях средства массовой коммуникации, что продиктовано изменяющимися условиями существования телеканалов в новейшем времени. В первую очередь это относится к избранной автором теме исследования: анализ телевизионных программ развлекательного жанра, каких на современном российском телевидении представлено в большом количестве, уже само по себе представляет некий феномен, требующий обоснования.

В настоящей работе речь идет не о фрагментарном, пусть даже
избыточном вкраплении развлекательных программ в сетку вещания
телеканалов, например, отечественных федеральных или региональных,
которые классифицируются либо как общенациональные

аудиовизуальные СМИ (программы с общенациональным фокусом + общенациональной рекламой), либо как местные аудиовизуальные СМИ (содержание с местным фокусом + местная реклама)'.

Особенностью настоящего исследования является то, что его тематика и проблематика фокусируется вокруг сугубо развлекательных экранных произведений и телепередач, собранных воедино на одном специализированном телеканале (второй уровень 2 ), или в рамках нескольких аудиовизуальных СМИ, имеющих развлекательную

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учеб.пособие. М.,2003. C.S7. Там же.

тематическую направленность и представляющих собой единую организационную структуру, т.е. медиахолдинг, что следует рассматривать как явление в телевизионном информационном пространстве. Данный ракурс исследования придает работе дополнительную значимость, делая ее актуальной. Соединение развлекательного контента с определенным типом рекламы, целенаправленно подбираемой для органичности целостного экранного образа, является актуальной профессиональной проблемой, связанной с нацеленностью работников телеканала на привлечение конкретного по форме, содержанию и жанровым особенностям продукта. Другой, не менее значимый и актуальный аспект для научного анализа представляет собой органичная взаимосвязь, существующая между отдельными телепрограммами развлекательного характера.

Избранная для исследования тема и ее направленность позволяют, с
одной стороны, проанализировать формирование развлекательного
телевидения как части единого целого, т.е. телевидения как
национального индустриального ресурса, формирующего информационное
пространство, где функционирует разнообразный по своим жанровым
характеристикам контент. С другой - обосновывает правомерность
существования развлекательного контента как части единого

информационного пространства, подчеркивая эффективность воздействия развлекательного телевидения на аудиторию и, как следствие, стимулируя его распространение на основе организационно-структурного функционирования развлекательного телеканала и/или развлекательного медиахолдинга как единого организма и субъекта рынка.

Степень научной разработанности проблемы. Сложность научного анализа медиа известна, это отмечается многими исследователями. Наиболее ярко данную проблему обосновал

современный российский философ В.В.Савчук, подчеркнувший, что одна из сложностей анализа медиа состоит в том, что они являются не только предметом рассмотрения, сколько сами являют мир в его данности... Медиа инсталлированы в нашу способность понимать мир в его данности. Мы видим не медиа, а медиями3.

Одним из первых исследователей, обративший внимание на основные факторы влияния телевидения на аудиторию, был известный у нас в стране исследователь телевизионной журналистики Э.Г.Багиров, отмечавший трудности выявления особенностей аудитории4.

Не меньший интерес в этом плане представляет и работа В.З. Когана «Человек в потоке информации», где анализируются потоки различной информации, представляющие собой сложнейшие многочленные и полисемантические образования. Понятно, что исследование медийной структуры не может не предварять анализ взаимодействия людей в процессе потребления самой различной информации, в том числе и развлекательной. В этой связи автору представляется крайне важным акцент в работе В.З.Когана на том, что к анализу типологических особенностей аудитории следует переходить только после определения и рассмотрения конкретных элементов информационных потоков5.

Не менее важные теоретические аспекты относительно взаимодействия производителей телепрограмм со зрителями рассматриваются в работе Е. Николова6. В книге исследуется воздействие творчества создателей телепрограмм на аудиторию: автор акцентирует внимание на том, что для тележурналиста зритель никогда не бывает

См.:Саачук В.В. Медиафилософия:формироаание дисциплины.// Медиафилософня Основные проблемы и понятия. Материалы международной научной конференции «Медиа как предмет философии» 20-22 ноября 2008 года. СПб ГУ, Санкт-Петербург

Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М.,1978 ^ Коган В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск, 1981

Николов Е. Искусство видеть мир. М, 1971

зрителем в истинном смысле слова до момента творчества - он лишь возможный адресат, чьи стремления и желания надо иметь в виду при создании образа.

Значительной представляется автору и точка зрения исследователей Л.В.Матвеевой и Н.Б.Шкопорова7. В своей работе ученые-психологи рассматривают особенности психологического подхода к конкретному анализу аудитории как партнера по общению в рамках телевизионной коммуникации, являющейся одним из видов опосредованной коммуникации. Работы этих ученых позволяют осознать особенности аудитории не только на уровне установок и социально-демографических характеристик, но и с учетом особенностей когнитивно-коммуникационных стилей поведения телезрителя, лежащих в основе устойчивых предпочтений в области развлекательного телевидения.

Однако при всей значимости поднятой проблематики в исследованиях прошлых лет полностью пролить свет на ситуацию, сложившуюся в современном российском телевидении, эти работы не могут, поскольку новое тысячелетие стало очередным этапом в развитии науки о телевидении. В этой связи наиболее перспективным при анализе как телевидения развлекательного типа, так и аналогичных телепрограмм, представляется коммуникативный метод, синтезирующий опыт предыдущих подходов, рассматривающий индустрию электронных СМИ в контексте тотальных изменений, бурно развивающихся в системе массовых коммуникаций, таких как интернет, цифровое телевидение, мобильная коммуникация.

Определенный интерес для настоящего исследования представляет также работа С.Н.Акинфиева, где все имеющиеся на российском ТВ типы развлекательных программ подразделяются на четыре группы. Причем,

Матвеева Л.В., Штопоров Н.Б. Связь с аудиторией в телекоммуникации. М.,1990

как считает ее автор, каждая из групп обладает индивидуальными жанровыми признаками и функциональными особенностями, которые и обуславливают зрительский интерес8. Небезынтересным для настоящей диссертационной работы является и учебное пособие, написанное И.А. Новиковой. Основное внимание в нем уделяется тенденциям развития современного российского развлекательного ТВ, предстающего как элемент механизма перспективного социального регулирования9.

Несмотря на то, что в настоящее время есть прецедент рассмотрения развлекательных телепрограмм во взаимосвязи с потребностями аудитории, анализ имеющейся в открытом доступе научной литературы позволяет, тем не менее, сделать вывод: исследуются в основном лишь отдельные жанры развлекательного характера, включая тенденции развития подобных телепрограмм. Формирующаяся новая глобальная телекоммуникационная система в области вещания ощущает потребность в теоретическом осмыслении типологических характеристик как развлекательных телепрограмм, так и аудиторных предпочтений, которые должны предстать в контексте среза экономического функционирования телеканала и/или медиахолдинга с учетом его капитализации.

Актуальность темы и ее недостаточная научная разработанность определили выбор проблемы, объекта, предмета исследования и обусловили постановку его цели и задач.

Объект исследования - функционирование и состояние российского развлекательного телевидения на современном этапе с учетом типологии программ, показываемых на телеэкране, а также потребностей и предпочтений аудитории.

Акинфнсв С.Н. Развлекательное телевидение: определение, классификация жанров.// Вест.Моск ун-та Серия 10. Журналистика. 2008. №6. С.110-124

Современное развлекательное телевещание в контексте общественных дискуссий.// Вест.Моск ун-та Серия 10. Журналистика. 2009. №4. С. 109-126

Предмет исследования. В качестве предмета исследования в работе рассматриваются современные развлекательные телепрограммы, их типологические характеристики, жанровые и стилистические особенности, аудиторные предпочтения. По мнению автора, появление нового специализированного телеканала СТС с учетом его ведущих характеристик предопределено не только научно-техническим прогрессом, но и совершенствованием экономического фактора.

Цель исследования - научное обоснование жизнеспособности модели развлекательного телевидения с учетом его природной органики, а также его сущности, способствующей эффективному восприятию зрителями, что позволяет телеканалу развивать дополнительные возможности при формировании коммуникативных связей с аудиторией. Природа и сущность развлекательного ТВ обеспечивают массам активное включение в процесс познания новых современных жизненных фактов и явлений, позитивно воздействуя на психологию индивида, его мировоззрение и самосознание. Поданные в развлекательной форме общезначимые духовно-нравственные ценности, а также факты и явления, имеющие позитивную основу для эволюции личности, способны быстрее и качественнее адаптироваться в сознании человека, позволяя ему самоидентифицироваться в окружающем мире.

В качестве дополнительных целей автор ставит рассмотрение взаимосвязи между развлекательным контентом и эффективным функционированием телеканала в условиях рынка и становления информационного общества, включая его экономический, профессиональный и культурный рост, что сказывается на репутации бизнес-ресурса.

Для достижения данных целей представляется целесообразным решение следующих исследовательских задач:

- проанализировать принципы моделирования и жанровые особенности развлекательного телевидения;

рассмотреть критерии программирования развлекательного телеканала, проанализировать типологию развлекательных телепрограмм при формировании сетки вещания;

- дать характеристику имиджу и роли ведущего развлекательной
телепрограммы, который, с одной стороны, является «лицом» телеканала, с
другой - выступает как инструмент привлечения внимания аудитории и
регулятор рейтинга телеканала;

рассмотреть потребности аудитории развлекательного ТВ и сформулировать основные характеристики зрителей, востребующих развлекательный контент;

выявить, как происходит формирование коммуникативно-персонализированных связей с аудиторией в рамках показа развлекательных телепрограмм;

- предпринята попытка сформулировать, существует ли взаимосвязь
между досуговыми экранными развлечениями, выступающими как
элемент самоидентификации и познания человеком окружающего мира,
и намечающимися переменами в обществе, вызванными как процессами
социокультурной эволюции в целом, так и научно-техническим
прогрессом.

Основная гипотеза исследования. Использование

пространственно-временных категорий медиаресурса и стандартов качества показываемых телепрограмм, кинолент, транслируемых на длительном временном отрезке, позволяет постоянно удерживать и развивать интерес и внимание потенциальной аудитории.

Обоснование причинно-следственной зависимости типа телеканала и целевой аудитории на фоне неуклонного роста капитализации собственно

теледеятельности медиахолдинга. Главным вопросом дальнейшего существования и развития телеканала развлекательного типа является проблема качества семантического содержания развлекательных программ, а также мировоззрение, интеллектуальный уровень и творческая потенция их производителей.

Теоретико-методологической основой исследования являются теории и концепции современных отечественных и зарубежных авторов. Теоретическая и методологическая основа настоящей работы выстраивается на известном положении о восхождении фактов к обобщениям, применяемом при историческом и логическом анализе. При этом автор опирается на фундаментальные положения журналистской науки, литературоведения, философии, культурологии, психологии, других наук. В диссертации учтены результаты зарубежных и отечественных ученых в этих областях. В области философии - Ж.Бодрийяр, Ж.П.Сартр, Д.Рашкофф, Й.Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассет, О.Тоффлер, Ф.Уэбстер, а также Г.С.Померанц, О.Н.Астафьева и другие; по проблемам психологии -Л.Н.Матвеева и т,д.; в области социологии и культурологии - Б.Дондурей, В.Зверева, Н.А.Барабаш и другие; в сфере теории журналистики -Я.Н.Засурский, Е.Л.Вартанова, С.Н. Ильченко, Г.В.Кузнецов, В.Л.Цвик, другие.

В концепции «зонтичной конкуренции» американского профессора Дж.Росса, применяемой к аудиовизуальным СМИ, типы телеканалов, где семантическое содержание экранного продукта является основой и первостепенным фактором для развития, относятся с точки зрения конкуренции на медиарынке к первому, второму и третьему уровням10.

Цит.по: Вартанова Е.Л. С.25

Эмпирическую базу диссертационной работы составляет профессиональный опыт работы автора в области практического создания программ на телеканале СТС, а также анализ документов, сведений становления и развития телеканала «СТС» и превращения этой медийной структуры в холдинг «СТС Media».

Хронологические рамки работы продиктованы ее целью и совокупностью задач, восходящих к эмпирическому материалу на протяжении последнего десятилетия - 2000-2010 годы.

Научная новизна диссертации и теоретическая значимость.

Системно-комплексного подхода к рассмотрению данной проблемы, в рамках которой рассматривается целый спектр культурологических, профессиональных и экономических аспектов, при формировании специализированного телеканала развлекательной направленности в отечественной теории телевидения пока не существует. Диссертант впервые на примере работы первого российского развлекательного телеканала «СТС» осуществил системный анализ различных аспектов его деятельности, исследовал типологию развлекательных программ, а также определенные сегменты целевой аудитории медиахолдинга. Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

проанализирована модель развлекательного телевидения, предстающая как системообразующий фактор капитализации телеканала.

сформулированы основные принципы моделирования сетки вещания развлекательного телеканала с учетом ее распространения на регионы.

разработаны критерии совместимости телепрограмм развлекательного жанра.

- конкретизированы аспекты формирования образа ведущего одной или нескольких телепрограмм развлекательного телевидения, способных отвечать запросам телезрителей.

- выявлено, что доминирование игровой формы в телепрограммах развлекательного телеканала способствует лучшему усвоению новой информации.

дана оценка формированию новых коммуникативных связей с аудиторией разных регионов, позволяющих активно конкурировать развлекательному телеканалу/медиахолдингу на медийном рынке. На защиту выносятся следующие положения:

- появление телеканала развлекательного типа при обобщении
характеристик, транслируемых круглосуточно телепрофамм можно
отождествлять с развлекательным телевидением

впервые на российском телевидении три важнейших категории, о которых говорилось выше, (тип телеканала, типология профамм и функция-доминанта) определили новый - развлекательный тип ежедневных телевизионных трансляций в рамках одного телеканала - СТС

классифицировать СТС, как специализированный канал, но с чертами широкого профиля потенциальной аудитории. Подобный телеканал ориентируется не столько на определенную тематику, сколько на формирование у телезрителей позитивных эмоций и мироощущения, используя при этом облегченную для восприятия форму и манеру представления телепрофамм, их содержательное наполнение

- был избран и успешно реализован тип сетевого распространения
телепрограмм
(американский принцип ТВ вещания), основанный на
партнерских взаимоотношениях с российскими региональными
телевизионными станциями

- широкий охват потенциальной аудитории обеспечивается характерными
образами, подаваемыми в упрощенном для восприятия виде, в них
доминирует идея праздничности, юмора, позитивного отношения к

развлечению, которое воспринимается представителями любых социальных групп и возрастов

- если основные категории мироощущения, духовного мира и широты
кругозора создателя развлечения и его воспринимателя совпадают, то
успешность продукта обеспечена

- экскурс в историю отечественного телевидения показывает, что
развлекательные программы сегодня - это средство массовой
коммуникации, которое оценивается в основном в рамках коммерческой, а
не культурной его составляющей, и это во многом изменяет его
взаимоотношения с аудиторией

Теоретическая и практическая значимость работы.

Сформулированная сама идея работы, основные её положения позволят профессиональным кадрам, работающим в телевизионной отрасли, в ином ракурсе взглянуть на создание развлекательных телепрограмм и предоставят новый идеологический инструментарий, который поможет создавать оригинальные программные продукты, пользующиеся признанием среди телезрителей.

Найденные в исследовании новый ракурс рассмотрения привычных вещей позволяет в иной плоскости трактовать общепринятые положения, которые могут быть использованы в преподавании теории телевидения на факультетах филологии и журналистики, при разработке лекционного материала и спецкурсов, а также при чтении курсов по проблематике современной тележурналистики. Кроме того, анализ работы развлекательного телеканала поможет совершенствованию практической работы специалистов телеканала и всего медиахолдинга «СТС Media».

Апробация работы. Основные концептуальные положения были включены в лекции по тележурналистике в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ). По проблемам данного

исследования, учитывая его различные аспекты, диссертантом опубликован ряд работ в российских периодических изданиях, включая и научные сборники. Итоги диссертационного исследования были представлены и обсуждены на конференциях. В целом было опубликовано 4 статьи, общим объемом 3,0 печатных листа.

Струюура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, (в каждой по четыре параграфа), Заключения, списка использованных источников и литературы.

Критерии программирования телеканала развлекательного типа

Процессы; модернизации охватившие российскую телевизионную? индустрию; на исходе первого десятилетия XXIt века- в:. связи; с внедрением? цифровыхтехнологий! сменошаналоговой платформы вещанияша цифровую;, мультимедийную; обеспечивающую наземно-эфирным телеканалам многопрограммностБ и интерактивность, более тесную , нежели; в предыдущие десятилетия, связь с аудиторией; выдвигают перед профессиональным сообществом множество вопросов теоретического и практического характера: Ирш этом {первостепенной и наиболее актуальной проблемой является создание и трансляция; медийной? организацией оригинального, разнообразного; и семантически содержательного аудиовизуального контента способного] завоевать, внимание потенциальных зрителей, сформировать постоянную аудиторию телеканала; . G учетом возникновения новых телеканалов? в; цифровой1 информационно-коммуникационной среде данный- вопрос становится1 для медийного бизнеса фактически приоритетным, поскольку от грамотно спроецированного и стратегически; оправданного моделирования (программинга) контента зависит успешное функционирование; телекомпании в конкурентной среде, имеющей тенденцию: к безудержному ростув; условиях глобализации и цифровизации:

В этой связи проблема, выбора типа телеканалауже; на этапе идеи его создания; {тип- от треч..туфо$—отпечаток, форма, образец) и, соответственно, определения типологиитранслируемых телепрограмм в соответствии с их жанровымихарактеристиками, других экранных произведений обусловлена теснойвзаимосвязью с миссией, целью изадачами, которые формулирует для своей деятельности медийная организация. Проецируется данная проблема и на функции, избираемые телекомпанией как приоритетные,а также на типологическую концепцию телеканала, поскольку эти составляющиеявляютсяформулой,изначальной установкой, которые регламентируют в дальнейшем работу всего коллектива бизнес-структуры (низшее, среднее, высшее звенья), воздействуют также и на формирование взаимоотношений с аудиторией. Правильное определение1 типологии, как отмечают российские исследователи средств\ массовой информации, помогает СМИ «действовать наиболее эффективно, разумно, экономически рационально и с наиболее полным учетом общественных интересов»9.

Особо следует сказать о функциях СМИ, приоритетность выбора которыхсвязана с предпочтениями и потребностями общества, определенных социальных групп, выступающих как телезрители.Функции телевидения изменялись и развивались на протяжении- всей, истории существования этого средства массовой коммуникации. В 1930-е годы (период экспериментирования ТВ), когда еще не было речи ни об общественном назначении телевидения, ни- о методах художественно публицистического отражения действительности, единственной его функцией была функция.развлечения. В последующие шестьдесят лет шел процесс формирования новых функций телевидения и отказа от старых, себя изживших. Е.П. Прохоров, к примеру, выделяет четыре функции СМИ: социальную, идеологическую, непосредственно-организаторскую, культурно-рекреативную [Прохоров Е.П., 1988.С. 109]. «Выполняя. их, журналистика, с одной стороны,1 способствует в ряду других институтов распространению культуры в самом широком значении- этого слова, — резюмирует Е.П: Прохоров, — с другой, представляет информацию, которая

Система средств массовой информации России: учебное пособие для вузов/Я.Н.Засурский, М.И.Алексеева, Л.Д. Болотова и др.; под ред. Я.Н.Засурского. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 17. (часто ее называют «развлекательной») обеспечивает приятное и полезное проведение свободного времени, дает возможность полноценного отдыха, восстановления физических сил, снятия психического напряжения. Всестороннее развитие человека - великая цель, в выполнении которой немалое место принадлежит журналистике» [Прохоров Е.П., 1988.С. 117]. Другой исследователь, Б. А. Грушин, выдвинул пять функций: воспитательную, организационно-поведенческую, коммуникативную, связанную с информированием, а также созданием- определенного эмоционально-психологического тонуса [Грушин Б.А. 1980.С. 85- 87.].Тогда как И.Д .Фомичева полагает, что рекреативная- функция сама, по себе, без интегрирования в сферу культурных ориентиров, сводится к поддержанию телесного и психического здоровья, однако факт ее существования признает безо всяких сомнений [Фомичева И.Д., 1987.С.70.]. С точки зрения Г.В. Кузнецова, существует семь основных функцию телевидения: информационная, образовательная, культурно-рекреативная, культурно просветительская, интегративная, социально-педагогическая, организаторская [Кузнецов Г.В., 1994].

Новые функции телевидения возникают вместе с его развитием. В начале 90-х годов телевидение стало активно эксплуатировать электоральную функцию вследствие его возможности влиять на общественное мнение. Таким образом, можно утверждать, что функция управления общественным мнением, общественным сознанием - еще одна функция телевидения-. И сегодня в системе телевизионного вещания преобладают передачи информационного и культурно-рекреативного характера. Однако необходимо і подчеркнуть, что наряду синформационной и аналитической функциями, превалирующими в программировании телеканаловроссиискогоТВ в начале-середине 1990-х,начинает активно внедряться в медийную практику функция развлекательная. Эксперты, в частности, отмечают, что с развитием развлекательной функции СМИ резко увеличилось количество соответствующих изданий и телепередач, возросла их популярность у аудитории. «Онизамыкают тройку самых предпочитаемых передач (кинопоказ, информационные и развлекательные) и имеют высокий рейтинг- 81,9% среди опрошенных телезрителей»10.

Тем не менее, термин «развлекательная функция» необходимо уточнить. Несмотря на то, что в научной литературе о СМИ нередко используется «развлекательная функция», в теории журналистики существует универсальный в этом плане термин - «рекреативная функция средств массовой информации»11. Этому вопросу, в частности, посвящен автореферат Федотовой Н:А. «Рекреативные функции СМИ: содержание и стратегии реализации», где подчеркивается: «Для функций, выявленных в различных исследовательских концепциях и имеющих ряд наименований (гедонистическая, развлекательная, релаксационная, создания определенного эмоционально-психологического тонуса, снятия, напряжения, психического регулирования, психологической разрядки) можно и нужно применить обобщающее универсальное название - рекреативные функции средств массовой информации» ".Данное определение приводит к выводу: термин «развлекательная функция» имеет, тем не менее, право на использование, поскольку относится к определенному виду рекреативных функций.Следовательно, обращение в настоящем исследовании к понятию«развлекательная функция» не будет противоречитьопределениям, введенным в научный оборот.

Действительно, аудиторные предпочтения практически всех аналоговых телеканалов, общедоступных на период середины 1990-х годов в эфире, фокусировались преимущественно на новостных и развлекательных программах, кинопоказе. Это стало точкой отсчета к

Имидж и роль ведущего развлекательной телепрограммы как инструмент привлечения внимания аудитории и регулятор рейтинга телеканала

. Подавляющее большинство россиян узнают последние новости по телевизору - 92%, а к интернету обращается всего 15%. Радио - 12%, пресса - 20%. При этом: телевидение наиболее популярный источник информации среди жителей малых городов и сел (93-94%) и пожилых, сограждан (96%). Источником: музыки для россиян также чаще всего является телевизор (клипы, другая экраннаяпродукция) - его предпочитают 47% опрошенных. А радио в: плане? прослушивания музыки оказалось наштором месте — 32% ; Причем; слушать. музыку с помощью .телевизора; чаще: склонны.; женщины (50%),. 45г59 летние: ж обладатели среднего уровня! образования, (51 и 50% соответственно); Приведенная статистика сформирована не только с учетом-; тендерных: показателей, но и интеллектуального- уровня телезрителей. Данные: сведения характеризуют отношение российского общества: к телевидению как к главному возможному источнику получения? разнообразных форм: информации, хотя; в опросе речь в основном идет о новостных программах, уточняют, они; что ктелевидению обращаются как к средству развлечения; так. как прослушивание музыки относится; к досуговому развлечению.

По этому поводу существуют также исследования: ВЦИОМІ за 200б-й год; где также говорится об отношении; российского обществам к, телевидению;. Речь» о круглом столе,, где выступал генеральный- директор ВЦИОМ Валерий Федоров;. информация: о котором была, опубликована в газете «Комсомольская правда»46.. В? этом выступлении прямо говорится; об отношении россиян к развлекательному телевидению. Приведем ряд цитат из выступлениям В;Федорова; поскольку для оценки потребностей аудитории, в отношении- развлекательногоf телевидения; проведения: досуга в, целом данныйтекст имеет значение.

«Если сравнивать, телевидение с такими формами: досуга, как: кино, театр,-концерты, то видно, что 2% россиян обычно ходят в кино; театр, на концерты; в Москве чуть побольше, порядка 4%. Книги, музыка, отдых на

Кондрашов А. Роль российского телевидения в жизни общества//Комсомольская правда. 03.10.2006. [Электронный ресурс ]http://www.kp.ru/daily/23783/58167/. природе, работа на даче - все это важные формы досуга, но все они, безусловно, сильно проигрывают основной форме, которой у нас и является телевидение, телесмотрение. Телевидение сегодня у нас это продукт ежедневного потребления. Ответ на вопрос «Как часто вы смотрите телевизор?» — мы видим, что 72% говорят, что смотрят каждый день. Один-два раза в неделю порядка 6%, еще реже порядка 4%, еще 14% говорят, что 3-4 из каждых 7 дней мы смотрим, телевизор. Чем старше россиянин, тем активнее он смотрит телевизор; В( самой старшей возрастной группе 60 лет и старше - 77%. опрошенных-, каждый день смотрят телевидение. В самой молодой возрастной группе от 18 до 24 лет - 69%.»

В выступлении подчеркивается, что в будний день около. 35%-россиян смотрят от 3-х до 4-х часов телевизор, еще почти 30%-смотрят час-два, есть и, откровенно телезависимые люди - те, кто смотрит 5-6, или даже 7-8 часов. Особо обращалось внимание на роль телевидения в жизни россиян. В частности, при потенциальной утрате возможности телесмотрения многие испытали бы «горькое сожаление, ощущение невосполнимой потери». Есть и-характеристика качества телесмотрения: 51%, больше половины, говорят о том, что их посетил бы дискомфорт, ощущение нехватки чего-то привычного. И только 21% сказали, что «мне было бы все равно». Были представлены любопытные данные и, в отношении жанровых трендов — что больше предпочитают россияне? Информационно-аналитические или развлекательные тренды? Оказалось, что в 2006 году 40% россиян- были готовы смотреть больше развлекательные программы, а 49% — информационно-аналитические.

Тогда социологи предложили ранжировать 15 телевизионных жанров, чтобы выявить предпочтения телевизионной аудитории, а ответы сравнили с аналогичным опросом 2004 года. Витоге оказалось, что «60 процентов - две трети - говорят о том, что информационно-новостные программы интересны. Но эта цифра, вы видите, она не изменилась практически за два года никак. На втором месте, и здесь мы определенный рост видим, это отечественный и зарубежные художественные фильмы. 37% было два года назад и 40% сейчас. На третьем месте развлекательные программы - концерты поп-музыки, юмористические программы и т.д. 32% два года назад и 34% в этом году. И, конечно, телесериалы - 24 и 25 процентов»

Таким образом, уже в 2006-м развлекательные программы занимали 3-е место в телевизионных трансляциях, более того, тогда же просматривалась тенденция к росту подобных программ. В отношении телеканала «CTG» отмечалось, что он «продолжает демонстрировать впечатляющие успехи», «формирует свой некий тренд», а в. отношении ток-шоу и развлекательного телевидения, подчеркивалось, что «этот жанр находится на переломе». В4 какую, сторону произойдет этот, «перелом», было тогда неясно; но сегодня понятно; что в те годы развлекательное ТВ развивалось по восходящей. Приводились на круглом столе и характеристики аудитории і канала CTG». «СТЄ, здесь все просто — первый! развлекательный, очень четкое позиционирование, оно жестко было выбрано, жестко этому следует. Аудитория, самая перспективная для рекламодателей, молодая с перекосом в сторону женщин до 40» На телевидении самая перспективная аудитория - это женщины до 40 лет. Потому что именно они совершают все покупки. «СТС», что называется, попало в десятку. Аудитория за последние два года выросла с 2,5% до 8-9%, а то и 10%. Конечно, основной успех - «Не родись красивой», но, тем не менее, многие считают, что успех СТС сохранится»48. В данном высказывании прослеживается тесная взаимосвязь между развлекательным ТВ и экономикой телеканала, которая набирает значительный темп при трансляции подобного экранного продукта.

Однако, спустя немного времени некие сомнения, в отношении успешности развлекательного ТВ сменились на безоговорочную уверенность. В 2008 году компания TNS провела исследования телевизионной аудитории, и оказалось, что в процентном отношении

Там же. количество любителей телевизионных развлечений значительно возросло. При анализе телевизионной аудитории, ее проводила известная в России исследовательская компания TNS, видно, что с 2005 года по 2008-й увеличение численности «любителей развлечений» по стране составила -+ 32%, а по Москве - + 49%. Это было серьезным показателем. Результаты исследования изменения сегментов телеаудитории с 2005 по 2008 гг.обобщены на рисунке 1 и 2.

Игровая форма в восприятии телезрителями экранной продукции как устойчивый социальный стереотип

В отношении оценки современного телевидения большая часть экспертов придерживается мнения, что развернувшаяся в России борьба за это ведущее средство массовой информации, а точнее массовой коммуникации доступна взору общественности лишь в виде вершины айсберга. Несомненно, у телевидения практически неограниченные возможности в формировании сознания масс, и оно, как любой общественный феномен, «воздействует параллельно и одновременно на обе составляющие нашей психики. Мера этого воздействия определяется, с одной стороны, содержанием передачи, а с другой - «экзистенцией» телезрителя, которая, в свою очередь, зависит от социального климата и множества других факторов. Многочисленные попытки исследовать влияние телевидения на человека исходят главным образом из оценки содержания

Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Проспект, 2009. С.436. транслируемых программ, что вполне естественно» [Силин А. 1996.С. 227].Эксперты утверждают, что в последние годы «телевизионный пейзаж неузнаваемо изменился: ассортимент телепрограмм и в столице, и во многих провинциях, если и не достиг разнообразия магазинных витрин, но все же значительно превзошел самые смелые мечты недавнего прошлого. Золотым ключиком стали экономические стимулы, внедрение рыночных отношений в телевизионное производство, изменение форм собственности» [Цвик В.Л. 1998.С. 4.]. Очевидно, что эволюция структуры-, форм собственности и организации отечественного телевидения отразилась и на его функционировании.

В предыдущих параграфах исследования не раз отмечалось, что типологическая концепция канала «СТС», других телеканалов холдинга «СТС Медиа» основана на американской модели, несколько «обрусевшей», так как она впитала российские черты. Обоснованность использования данной модели обеспечивает то, что эти телеканалы являются независимыми коммерческими структурами, экономическое благосостояние которыхоказывает воздействие на «рейтинг», как показатель аудиторных предпочтений и программной политики телеканалов. А объем аудитории, в свою очередь, привлекает и рекламодателей. Связь между коммерческой составляющей медиаструктуры и типологической концепцией развлекательного характера существует самая непосредственная. Еще в 1960-е годы прошлого столетия американское телевидение, стремясь обеспечить высокий рейтинг коммерческого вещания,вынуждает телекомпании отказываться от качественных, но низкорейтинговых передач в пользупрограмм, которые гарантированно собирают у телеэкранов массовую аудиторию. А это викторины, разнообразные конкурсы, шоу, «мыльные оперы», иные популярные сериалы и кинофильмы, рассчитанные на аудиторию с невзыскательным вкусом. В результате «диктат рейтинга» обеспечивает телекомпаниям усредненный тип массового телезрителя, а просмотр развлекательных, зачастую примитивных по содержанию передач формирует в течение десятилетий стереотипизированную в определенном плане аудиторию, которая представляет собой тип интеллектуально пассивного зрителя с нивелированными усредненными вкусами и предпочтениями.!! такой подход к программированию и сетке вещания телеканала/телеканалов оказывается на практике наиболее выгодным. Перенесенный на российскую «почву» данный американский принцип это только, подтвердил. Но то, что было востребовано в прошлом столетии; не всегда эффективно работает в XXI веке, тем более, что главной проблемой формирования информационного общества становится обращение к человеку как интеллектуально развитой личности, способною к рефлексии, готовой к восприятию инновационных решений и стратегий, позволяющих вывести нацию на качественно более высокий этап социального развития. Только такой современный подход к развлекательным телепрограммам в состоянии обеспечить этому продукту эволюцию, а также создать в обществе благоприятную, и главное, творческую атмосферу, стимулирующую развитие масс и их эмоционально-чувственное восприятие.

Следует особо подчеркнуть, что опыт утверждения социокультурных, аксиологических ценностей с помощью развлекательных телепрограмм в России существует. Производителям программ новейшего телевидения просто следует обратиться к советскому опыту и, переработав его, взять из прошлого самое ценное в творческом плане. Собственно, примеры этому уже имеются. Например, позабытый «Голубой, огонек», ставший одной из первых передач на пути к современному телевидению, следует отнести к одним из лучших образцов развлекательных жанров. Этот опыт уже используется «Первым» и другими российскими телеканалами. При этом отличительной чертой творчества современных артистов, эстрадных исполнителей по-прежнему выступают свобода общения со зрителем, сопровождаемоеощущением отсутствия границ между сценой и залом, между студией и домашним экраном.Разнообразную палитру коммуникационных приемов, отражающих человеческое общение вкупе с эстрадными номерами, исполняемыми сегодняшними «звездами» шоу-бизнеса, можно наблюдатьв Новогоднюю ночь практически на всех наземно-эфирных телеканалах.В программах, где общение основано на органичности и естественности, телеканал предстает в роли собеседника - во время праздничных вечеровобычно разговор идет о насущном;, о наболевшем.ІТ разговоры на телеэкране, снабженные шуткой, проходят в атмосфере веселья в результате чего у телезрителей- возникает иной взгляд на проблему, формируете новый ракурс подхода к житейским трудностям. В итоге ожидания телезрителей оправдываются, они переживают катарсис {катарсис — очищение, прим.авт. ФИО.), который завершается духовной разрядкой. Так развлекательное телевидение выполняет свою основную миссию; формируя в обществе позитивное отношение к жизни, культивируя эмоционально-чувственное восприятие массовой аудитории.В этом одна из актуальнейших задач современного развлекательного телевидения .

Если обратиться в истории становления і отечественного развлекательного телевидения, следует отметить, что отношение к таким программам было не всегдаоднозначным. Долгое время такие понятия как «развлекательный жанр», «развлекательность в искусстве» подвергались сомнению. Считалось, что искусство и развлечение — вещи несовместимые и даже противоположные. Подобная трактовка проблемыв советский, период возникла не случайно. Тогда считалось, что «в буржуазном обществе развлекательное искусство действительно было лишено сколько-нибудь эстетических целей» , ставя перед собой задачу отвлечения масс от всяческих проблем. В определенном смысле отечественное телевидение, перешедшее на коммерческую основу, это подтвердило. Вте годыисследователи (В. Данилевский, С. Струмилин) относились к телевидению как к неотъемлемой части культуры, необходимой для удовлетворения важнейших человеческих потребностей . Другие (В.Беньямин, «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»), считали, развлечение отрицательным явлением, некой негативной разновидностью социального поведения. При этом, развлечение ассоциируется у них именно с современным искусством, куда, помимо-всего прочего, входит и кино, ставшее прообразом телевидения .

Творческая парадигма общественного развития, способы утверждения социокультурных и аксиологических ценностей посредством развлекательных программ

О проблеме отчуждения человека от самого себя, собственного-«Я» в-потребительском обществе, где коммерциализации отводится ведущая роль, а человек, тем не менее; «остается пассивным, отчужденным потребителем», пишет американский психоаналитик и философ Э.Фромм. «С той же отстраненностью и безразличием, как купленные товары, «потребляет» он-спортивные игры и кинофильмы, газеты, журналы, книги, лекции, картины природы, общество- других людей. Он не деятельный участник бытия, он. хочет лишь «ухватить» все, что можно, - присвоить побольше развлечений, культуры и всего прочего. И мерилом оказывается вовсе не истинная ценность этих удовольствий для человека, но их рыночная цена»110. То, что эти высказывания принадлежат западным исследователям, лишь увеличивает их смысл и значение. Таким образом, уже по двум этим цитатам видно, что в обществе потребления природная сущность современного человека подвергается серьезным испытаниям, изменяющим мышление, духовно-нравственные ориентиры человеческого сознания. Тенденции развития постиндустриальногоюбщества, изобилие товаров, информационная агрессия средств массовой коммуникации будто испытывают человека на прочность и силу духа; стойкость и стремление остаться самим собой. И когда-при этом современное телевидение, осознавая всю силу и мощь своего влияния на массы, откровенно и лапидарно демонстрирует коммерческую направленность своих телепрограмм, то такое информационное пространство становится для социума трудно переносимым.

Такое нравственное состояние общества позволяет утверждать что, телевидение если не упразднило, то качественно изменило эстетическую дистанцию, необходимую для восприятия произведения искусства. Доктор искусствоведения, профессор К.К.Огнев пишет, что «Развитие идеи репродуцирования на счет усиления личностного начала в механизме восприятия вело-к исчезновению элемента сакральности художественного текста. Визуальный текст стал вписываться в повседневную бытовую реальность».

Исследуя f состояние отечественного телевидения, К.К.Огнев"1 утверждает:«глобализационные процессы оказали серьезные влияния на формирующиеся эстетические законы на телевидении. Включившись в мировую информационную сеть, работающую на «человека массового», телевидение «калькировало» опыт телевидения зарубежного и в информационных, и в познавательных, и в развлекательных программах.Причем для модификации отбирались не художественно-значимые, а зрительски - успешные программы и фильмы телевизионного формата».Влияние одной из главных мыслительных стратегий современности - постмодернизма - привело к тому, что телевидение резко активизировало свою фрагментарную составляющую. Его передачи программно разнородны ш раздроблены. Многоканально сть предполагает процесс постоянного выбора переключением кнопок пульта управления.

Таким, образом, в подсознание зрителя усиленно внедряется мысль о том, что пропущенное из-за нажатия кнопки можно «наверстать» на других каналах. эфирным телевидением в открытом доступе. Те, кто ценит свое досуговое время, бережет свой интеллектуальный потенциал, стремясь развивать его и далее, находят теперь интерес в других видах развлечений, например, в платном (кабельном, спутниковом телевидении, в книгах, музыке, наконец, в интернете, где на фоне низкопробной информации есть немало серьезных публикаций и видеопродукции. Отказ потенциального потребителя от телевизионных программ, включая и развлекательные, ориентированные на низкопробный вкус и примитивные знания, свидетельствует о том, что пришло время задуматься производителям программ1 над качеством их содержания.

Это актуальная проблема, так как досуговые экранные развлечения в условиях информационной революции создают новую, неизвестную среду, где в единой системе функционируют массовые контент и сервис-услуги. И все это способствует формированию мировоззрения и бытового поведения человека, прививает ему определенные поведенческие образцы, а также помогает познавать окружающий его мир: Безусловно, зтої далеко не подлинныеи не конструктивные, а некие устоявшиеся! лишь в сознании, ставшие модными образцами. Подавляющая часть телезрителей ищет смешного, жалостливого и ужасного. Ведь «смех, жалость и ужас - три струны нашего воображения - писал А.С.Пушкин. Три первочувства, к которым так тянется любой человек.

В качестве адаптивно-моделирующей системы развлекательное телевидение осуществляет коррекцию зрителя в процессе досуговых экранных развлечений, таких как телеигры, телевикторины, что с одной стороны развлекает, но, с другою воздействует на сознание человека, становится доминантой развития. Особенность информационной революции, набирающий темп и пронизывающей все основы человеческой деятельности в том, что носит она глобальный характер, подвергая пересмотру накопленный на протяжении многих веков значительный пласт опыта, требующего осознания.

Научно-технический прогресс, информационные технологии, в какой бы форме не проявлялись непосредственно, но воздействуют на сознание людей, расширяя горизонты познания окружающего мира. Британский социолог Ф.Уэбстер, оценивая степень формирования информационного общества, отводит знаниям и основанных на них опыту, первостепенное место. Это подчеркивает и Д.Белл, один из основоположников теории постиндустриального общества. «Конечно, знание необходимо для функционирования любого общества,. - считает он.- Но отличительной чертой постиндустриального» общества является характер знания....» (Алексеева И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества.Институт философии.РАН.,1973. с.20).

Эти мысли ученых подтверждают: досуговые экранные развлечения являются сложнейшей медийной / средой, чья продукция, представляющая собой элемент познания окружающего мира, не может существовать вне культурного- контекста. И только тогда телевидение станет транслятором истинного опыта и знаний, образцом культурного началам И «длинный горизонт» телевидения как социального института определяется тем, что подрастающее поколения могут быстро впитывать с помощью аудиовизуального образа- национальную культуру, нормы и традиции общества, в котором они живут. (Уразова СМ. Экранная культура в XXI веке.Москва, 2010, с.222).

Итак, возникает вопрос: сможет ли развлекательное телевидение создавать программы, способные «подтянуть» массовую аудиторию с низкопробными вкусами к развлечениям истиной, культуры? Вопрос этот далеко неоднозначен, но он направлен на социальную - эволюцию, ориентированную на актуальные вызовы цифровой эпохи.

В качестве краткого вывода второй, главы данной работы следует отметить: исследования- показали, что развлекательное телевидение, особенно в России, прошло долгий путьсвоего становления, однако аудиторная потребность в развлекательных телепрограммах существует, она неоспорима. Но главным вопросом дальнейшего развития является проблема качества семантического содержания развлекательных программ, а также мировоззрение, интеллектуальный уровень и творческая потенция их производителей.

Похожие диссертации на Развлекательное телевидение: типология программ и потребности аудитории : на примере телепрограмм холдинга "СТС Медиа"