Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория Лисичкина Надежда Александровна

Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория
<
Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лисичкина Надежда Александровна. Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория : 10.01.10 Лисичкина, Надежда Александровна Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория (на примере ВГТРК) : диссертация... кандидата филологических наук : 10.01.10 Москва, 2007 204 с. РГБ ОД, 61:07-10/1150

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Предпосылки и тенденции реформирования информационной службы ТК Россия » 25

1.1 Программа «Вести» Российского телевидения: путь от оппозиционности к государственности 25

1.2 Поиск новых стандартов отбора и подачи новостей информационной службой программы «Вести» 41

1.3 Изменения принципов верстки выпусков «Вестей» в ходе преобразований российского медиапространства 57

1.4 Направления внутренней реформы информационной службы ТК «Россия» 76

Глава 2. Цели и задачи реформирования региональных компаний ВГТРК 85

2.1 ВГТРК - ГТРК: подавление или поддержка местных компаний? 85

2.2 Работа ГТРК на местах: специфика организации производства и характеристики информационного формата 100

2.3 Создание регионального отдела как результат новых подходов руководства ВГТРК к информационной политике холдинга 113

Глава 3. Российский информационный канал как попытка создания нового формата информационного вещания 127

3.1 Новые привычки медиапотребления российской аудитории 127

3.2 РИК «Вести» как новая формация российского ТВ: основные характеристики информационной политики и контента 142

3.3 Сравнительный анализ освещения главных новостей в выпусках РИК «Вести» и каналов центрального телевидения 153

3.4 Изменения модели информационной службы ТВ в условиях появления нового формата телевизионного вещания 171

Заключение 182

Библиография 187

Приложения 199

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В выборе темы и определении её актуальности мы исходили из того, что важной тенденцией последнего десятилетия стала схожесть информационных источников и технических ресурсов, находящихся сегодня в распоряжении информационных служб основных российских телеканалов. Новостные программы, главным образом, черпают из одного информационного котла. Разницу составляют изредка найденные собкорами эксклюзивные темы или же наличие «рейтингового» материала в эфире одного из телеканалов, связанное с более выигрышным, по сравнению с конкурентами, техническим оснащением. Впрочем, на этот случай существует практика обмена материалами между центральными каналами. Так что зритель выбирает в последнее время не столько сами новости, сколько их подачу. Кроме того, изменились и сами требования зрителей к информационному формату.

Определимся здесь сразу и с тем, что мы будем подразумевать под этим понятием. Стоит оговориться, что четкой дефиниции «формата» в России не существует до сих пор. В последнее время нередко в работах исследователей и практиков телевидения стала проводиться параллель между понятиями «формат» и «цензура». В контексте нашей работы мы не будем рассматривать подобные толкования, а остановимся на изначальном значении этого термина.

Согласно словарю Владимира Даля (Издание 1909 года) - слово "формат" происходит от латинского слова "formatum" и означает "размер, величина, образ". Применительно к эфирному вещанию понятие «формат» возникло в США вместе с современным радиовещанием в начале 70-х и обозначало комплект музыкальных номеров, гарантированно отвечающих вкусам той или иной социальной группы. Применение термина в качестве обозначения определенного набора

характеристик закрепилось и в некоторых других сферах научной и практической деятельности. К примеру, в информатике «формат» представляет собой номинальное определение понятий, которыми манипулирует система в процессе решения задачи (функциональная зависимость, отношение между величинами и т.п.). В данной трактовке важно также обратить внимание на то, что набор характеристик, который называется словом «формат» является не изменяемым, т.е. постоянным для того или иного предмета. Стоит отметить попутно, что применительно к телевидению говорить можно как о формате программы или даже отдельного сообщения (имея в виду набор присущих данному продукту характеристик), так и о формате всего телеканала в целом, т.е. формате вещания. Понятие «формат вещания», в общих чертах можно определить примерно следующим образом: это доминирование того или иного жанрового, стилевого и содержательного наполнения в радио- или телеэфире канала не только в отдельных (например, праймтаймовых) блоках, но и в течение всего временного объёма вещания телерадиоорганизации. Конкретизируя это определение, мы выводим ту формулу, которую будем брать за основу в нашем исследовании: «Формат информационного вещания» - отбор информационных сообщений для новостных программ и стиль подачи этой информации (иногда зафиксированный в специальном внутреннем документе компании - «Книге стиля»), призванные удовлетворить вкусовые предпочтения определенной целевой аудитории, достигаемые и поддерживаемые за счет внутреннего стандарта СМИ, установленного на основе правил, норм, традиций редакционной политики.

Сегодня к выводу о том, что настала пора реформирования современного телевещания, пришли в руководстве практически всех центральных каналов. Заполнить пустующую нишу телевизионные менеджеры хотели бы в связи с необходимостью выдерживать

конкуренцию с более «целевыми» и всё более интересующими аудиторию, локальными СМИ.

Одним из главных завоеваний нового этапа в истории отечественного телевидения стало расширение возможностей выбора новостных программ. Причем, не только у столичной телеаудитории, но (с развитием, особенно за последние годы, собственного многопрограммного вещания в регионах) и на местах. Поэтому одной из внутренних задач любого центрального канала телевидения сегодня становится активная конкурентоспособность по отношению к другим участникам информационного рынка. Причем, конкуренция эта происходит по двум основным направлениям. Во-первых - стремление опередить «соседей» по эфиру (в данном случае можно говорить о борьбе за зрителя между Первым каналом, ТК «Россия» и НТВ). Во-вторых, важно удержать у экрана зрителей в регионах, т.е. выдержать конкуренцию и на местном уровне.

Сейчас можно говорить об общем для всего мира процессе образования новых медиа - не только, как новых структур, но и как качественно нового наполнения существующих СМИ. В России это связано с радикальной перестройкой медиаструктур, изменением коммуникационных привычек и форм информационного потребления россиян.

Новые тенденции, в связи с которыми меняется отечественный телерынок, можно представить примерно следующим перечнем: - усиление государственного ТВ - оно имеет больше ресурсов и возможностей;

-появление интереса телеаудитории к жизни российских регионов; -местное, локальное телевидение за последние годы получило популярность у телезрителей и начало развиваться; -всё больше зрителей смотрит ТВ ради информации, а не других жанров;

развитие бизнеса и рынка в России приводит к более внимательному отслеживанию новостей;

растет потребность получать информацию в режиме реального времени или максимально приближенном к этому режиме;

возможность получения информации в любой момент - постоянно и круглосуточно;

влияние глобализации на привычки медиапотребления;

-почти полная замена аналитических программ информационными.

Само общенациональное телевидение как источник ежедневной информации в нашей стране сформировалось позже, чем в некоторых других государствах, где техническое развитие шло примерно такими же темпами. Как известно (из работы АЛ.Юровского)1 регулярные получасовые выпуски новостей дня в 21.00 стали выходить лишь с 1972 года. Таким образом, и аудитория со сколько-нибудь определенными привычками информационного медиапотребления появилась у нас лишь каких-то несколько десятилетий назад. Поэтому процесс её взаимодействия со СМИ изучен не в полной мере.

Ещё в советскую эпоху борьба за повышение профессионального мастерства и качественных характеристик Новостей на телевидении велась постоянно, но результаты это давало не всегда. Ни меняющееся оформление главной информационной программы, ни изменение числа людей в кадре, ни сокращение, наконец, устных сообщений, ни прямые включения городов, не могли радикально влиять на облик и наполнение информационных программ, делать их ориентированными на запросы зрителей и противостоять железным канонам вёрстки. Официальная хроника вытесняла собой любые другие события. Выпуск открывала рубрика «В Политбюро ЦК КПСС», потом рассказ о деятельности государственных властных структур, блок внутрисоюзной экономической информации; раздел «В братских социалистических

1 Юровский А. Я. Телевидение - поиски и решения. 2-е изд., - М., 1983

странах»; затем новости из стран третьего мира; далее из развитых капиталистических государств; культура, спорт, погода. Само выражение Средства массовой информации несло в себе оттенок неблагонадежности. Гораздо чаще употреблялось СМИП - Средства массовой информации и пропаганды. При этом пропаганде всегда отводилось первое место, а информация считалась только средством. Таким образом, номенклатурное телевидение породило особый формат теленовостей -информацию, независимую от фактов, которым запрещалось противоречить официальному мировоззрению, а стиль подачи информации ограничивался разработанными на все случаи готовыми лексическими формулами.

Новые перспективы открылись лишь в 1985 году. От центральной пропаганды к овладению основами подлинной информации - таков был главный смысл радикального поворота, который начался на телевидении с перестройки. Содержание СМИ и стиль сообщений стали меняться: центральными темами становились критика сталинизма и бюрократической госсистемы, поддержка новых политических и экономических движений. Критическая журналистика стала проникать на телевидение и радио. Стали возникать и новые политические программы, одной из которых стал легендарный «Взгляд». В 1987 году состоялось немыслимое до той поры событие - прямой эфир, в ходе которого состоялся телемост «Столица - столице» между российскими и американскими гражданами, транслировавшийся телекомпанией ABC. Официальная позиция в отношении иностранных программ стала более спокойной.

Следующим переломным в истории телевидения стал 1991 год. Начиная с этого момента, российское телевидение переживало несколько мощных переделов собственности. Главным из них оказалось разрушение системы Гостелерадио. И в первую очередь это связано с историческим событием в жизни самой страны. Беловежское соглашение о денонсации

Союзного договора привело к уже назревавшему распаду Советского Союза. Система отечественного телевидения постепенно теряла не только телеорганизации, многие из которых оказались на территории стран ближнего зарубежья, но и единое информационное пространство. Последнее является одним из наиболее значительных последствий, которые необходимо учитывать, говоря о задачах дальнейшего развития информационного вещания центрального телевидения в России. Политические и экономические события того времени стали фактором, который вновь изменил формат телепродукта. В так называемый переходный период, когда в сферу телепроизводства начали внедряться рыночные отношения, возникли конкурирующие программы новостей. Тем самым у телеаудитории впервые появляется возможность выбора.2 Впрочем, и здесь оказались свои подводные камни - на этот раз в виде искушения получить прибыль от телепроизводства. Как неизбежный спутник процесса коммерциализации на российском телевидении возникает новое принципиальное для вещательной политики каналов понятие - рейтинг.3 Тогда же стали формироваться и новые тезисы телевизионной политики. Основными из них можно назвать такие:

народ нуждается в развлечениях, а для телевидения главное- интересы народа («Телевидение должно информировать и развлекать» -известное утверждение К. Эрнста, родившееся в тот период);

нужны передачи, которые хочет смотреть большинство;

народ в России отсталый (Такую точку зрения отстаивал в 1997 году в журнале «Искусство кино», бывший тогда генеральным продюсером НТВ Леонид Парфенов) «Нужно перестать кадить самим себе и

2 В сентябре 1991 г. создана одна из первых частных телекомпаний в России - Рен-
ТВ. За 5 лет из программопроизводящей продюсерской фирмы она превратилась в
вещательный канал. 1 января 1993 года начал работу канал «ТВ-6 Москва»,
созданный изначально при участии американской корпорации Ти-би-эс. К 1997 г.
завершается создание ещё одного общефедерального канала - ТВЦ.

3 Первый американский рекламный ролик советские зрители увидели во время
международного телемоста в 1987г., а первая реклама на советском Первом канале
появилась в 1988г.

рассказывать, какая мы самая образованная, самая читающая в мире страна. Зритель у нас простодушный. В индустриальных державах «мыльные оперы» не пользуются таким громовым успехом... И не надо нагружать телевидение задачами, которые российское общество не выполнило за весь период исторического развития.» 4 Во многом этот подход стал определяющим и для формата информационного вещания.

С этого же момента наметилась и ещё одна серьезная проблема, решить которую не удалось и по сей день. Иностранные коллеги недоумевали, почему в многоэтническом государстве, все дикторы и ведущие исключительно москвичи и при этом - русские. И если «проблему» с ведущими в последствии решили. В эфире появились: А. Буратаева (Первый канал), С. Ким (Российское телевидение) А. Вацуева (НТВ), и др., то характеристики самих информационных выпусков и их столичной ориентированности, как мы покажем в нашем исследовании, оказалось изменить значительно сложнее.

Начало 3-го тысячелетия ознаменовалось ещё одним переделом телевизионного пространства. Если до этого в основном шел процесс разгосударствления - приватизации, акционирования телевидения, укрепления позиций частных телекомпаний, то после 2000 года начинается новый процесс, который с течением времени становится всё более явным. Государство почувствовало угрозу в том, что выпустило из своих рук мощный канал влияния. Начался обратный процесс. Ещё при Б.Ельцине принято решение о создании государственного холдинга на базе ВГТРК. Знаковое явление - переход О. Добродеева из негосударственного НТВ в государственную структуру ВГТРК.

Потеснились в новых условиях и медиамагнаты. На Первом канале закончилась эра Б. Березовского. Государство возвратило 1-й канал под свой контроль. Ещё какое-то время владелец НТВ В.Гусинский продолжал прежнюю политику оппозиции власти. Однако за последние

4 Парфенов Л. Кому нужен этот рейтинг? // Искусство кино. - 1997. - №10. - с. 6.

годы острота оппозиционности НТВ также снизилась. Программа «Вести» возникшая на оппозиционной волне и сразу получившая популярность у либеральной части аудитории, после 2000 года тоже перешла на позиции более близкие государственности. С другой стороны разрушение «Вестями», информационной монополии программы «Время», сделало доступной критическую тональность и для других телекомпаний. Таким образом, степень свободы основных российских каналов оказалась приведенной к некоему общему знаменателю.

Говоря о том, почему для анализа развития информационного
вещания в России в качестве примера был выбран государственный
медиахолдинг ВГТРК, стоит отметить специфику современной
российской ситуации. Отечественное телевидение представляет собой
смешанную модель коммерческого (частного) и государственного
телевещания. Если увеличение влияния государства и коммерциализация,
часто рассматриваются в мировой практике как взаимоисключающие
явления, то в России они нередко идут рука об руку, базируясь, однако,
при этом на основе, заложенной в годы существования тоталитарной
модели телевидения СССР. Государственное влияние на российское ТВ,
так или иначе, прослеживается (по крайней мере, на данный момент)
почти при любой форме организации телевещания в федеральном
масштабе. Поэтому именно государственное телевидение

представляется нам в сегодняшних условиях наиболее перспективным с точки зрения осуществления реформирования информационного вещания. Стоит учесть, что оптимальная для защиты интересов аудитории модель - общественное телевидение - в России отсутствует, и перспектива создания её представляется достаточно неопределенной (во многом в связи с неготовностью к этому самого российского общества), а позиции государственного телевидения укрепляются всё больше (растут технические мощности и повышаются творческие требования к телепродукту). К этому можно лишь добавить, что, как и во многих

других общественно-исторических сферах, в области развития информационного телевещания Россия идет отличным от мировой практики путем. Существование столь масштабного медиагиганта, как ВГТРК, равно как и государственные финансирование и управление этой структурой, уже само по себе является нетрадиционным с точки зрения международного правоприменения в области концепции независимости СМИ, где подобных форм не предусматривается. Впрочем, в случае с ВГТРК функция управления или контроля, осуществляется не только со стороны власти по отношению к государственному телевещанию. Она предусмотрена и внутри самой структуры ВГТРК. В состав компании входит 89 филиалов и их подразделений - областных, республиканских, краевых ГТРК. ВГТРК представляет собой гигантское производственное предприятие, на которое также возложены собственные управленческие задачи и законодательно созданы средства для их выполнения. Таким образом, ВГТРК можно назвать чисто российским феноменом.

В 2002 году началась и идет до сих пор реформа Всероссийской государственной телерадиокомпании, касающаяся с одной стороны (экономико-политической) переподчинения региональных ГТРК Москве, с другой (творческой) создания единого формата информационного продукта для федерального ТК «Россия» и региональных филиалов. На данный момент, все современные преобразования крупнейшего российского медиахолдинга остаются не только не изученными, но и практически не известными. Во многом это связано с достаточно закрытой политикой самого ВГТРК, а также с тем, что многие изменения являются свершениями недавнего времени. Так, например, новый проект по созданию круглосуточного информационного вещания, которому предшествовали серьезные внутренние преобразования работы всех подразделений холдинга, запущен всего год назад.

Актуальность исследования обусловлена назревшей необходимостью теоретического анализа эмпирических данных, связанных с

потребностями медиапотребителей последних лет и изменениями формата информационного вещания с появлением абсолютно новых игроков на российском медиапространстве. Такая задача, безусловно, требует также учета ряда конкретных параметров. К примеру, определения состава аудитории, который диктует свои особенности при отборе и подаче новостей; с другой стороны, происходит процесс обратного взаимодействия «СМИ- аудитория», при котором осуществляется выработка интересов, предпочтений, стереотипов восприятия и, наконец, - формирование общественного мнения части населения страны, сочувствующей данному СМИ. Однако есть и равно общие для всех телеканалов неосвоенные ниши, заполнение которых позволило бы любой телекомпании составить конкуренцию другим информационным вещателям.

В условиях глобального общества резко возрастает как сам спрос на информацию, так и растет потребность в получении не только отдельно взятого информационного сообщения. Ценность для потребителя приобретает и знание всего информационного контекста. Зритель сегодня выбирает для себя уже не просто отдельные выпуски новостей на том или ином канале, но и желает иметь возможность получать отвечающий его интересам телепродукт в режиме «он-лайн» в любую удобную для него (потребителя) минуту.

Исследование строится на главной гипотезе. На сегодняшний момент российское телевидение переживает новый этап развития, связанный с появлением потребности в новом формате предоставления аудитории информации и зарождением новых типов электронных СМИ. В данном исследовании мы также исходим из того, что новый проект - Российский информационный канал «Вести», появившийся на базе ВГТРК, стал не только первым круглосуточным информационным каналом в нашей стране, но по сути это и есть первая попытка реализации в России нового формата информационного вещания.

Степень разработанности проблемы. За последние годы работа телевидения была проанализирована по многим направлениям. История его развития в России наиболее полно и подробно отражена в монографиях таких авторов, как А. Я. Юровский «Телевидение - поиски и решения» (М., 1983), Р.А. Борецкий «Телевизионная программа» (М., 1967.) и «ТВ на перепутье» (Статьи 1989 - 1998) ( М., 1998), В.В. Егоров «Телевидение между прошлым и будущим» (М., 1999), С.А.Муратов «ТВ-эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений)» (М., 2001). Исследованию новейшей истории отечественных СМИ посвящены такие издания, как сборник «Средства Массовой информации постсоветской России» под ред. Я.Н. Засурского (М., 2002), проблемы и перспективы журналистики в переходный период отражены в таких изданиях, как Е.Л. Вартанова «Национальная инфраструктура новых медиа в России.» (Материалы международной научной конференции - М., 1998), В. Березин «Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия» ( М., 2003). Взаимовлияние масс медиа и политики в 90-е годы в работе «Реконструкция России» ( М., 2001.) рассматривает И. Засурский.

Требования к стандартам качества информационного телепродукта и проблема соответствия современных новостей потребностям российского медиапотребления изучались такими авторитетными исследователями, как Г. В. Кузнецов «ТВ-журналистика: Критерии профессионализма» (М., 2003), В.Л. Цвик и Я.В. Назарова «Телевизионные новости России» (М., 2002.) и др.

Вместе с тем, телевидение развивается гораздо более быстрыми темпами, нежели другие СМИ, появление и становление которых произошло раньше возникновения телевещания как одного из главных каналов распространения информации. Уже сегодня можно наметить ряд новых тенденций, без осмысления и анализа которых не возможно говорить о существовании научно обоснованных концепций развития

телевидения в ближайшем будущем, а также бороться против снижения интереса и доверия аудитории к его работе, решать проблемы повышения ценности и полноты информации жизни России.

При этом сопоставление отечественного опыта, специфики национальных медиа, российской коммуникационной системы и глобальных трансформаций, вызванных новым этапом развития информационно-коммуникационных технологий, становится не только новой ключевой задачей для медиаисследований, но и уже сейчас не может не учитываться как фактор, влияющий на самые разные практические аспекты телевизионной деятельности. В равной степени это касается и рассматриваемого нами продукта информационной службы современного телевидения и в частности возникновения новых требований и ожиданий аудитории по отношению к формату теленовостей. В последние десятилетия появились монографии, посвященные факторам общественного развития последних лет, влияющих на изменения привычек современного медиапотребления. Главным из них называется глобализация.

Среди дефиниций глобализации, предложенных различными авторами, одним из наиболее точно отражающих суть этого явления, представляется определение, которое дал ещё в 1995 году Малколм Уотерс. В данном случае глобализация определяется как «социальный процесс, где географические ограничения в общественной и культурной сферах отступают, теряя свою силу и где люди всё больше и больше осознают это».5 Глобализация создает условия для формирования национального самоопределения. Это особенно важно в российских условиях. До распада СССР, который существовал относительно стабильно, советская идентичность не переживала никаких кризисов. После краха коммунизма не осталось ни коммунистической, ни супердержавной идеологии. Национальное самосознания стало волновать

5 Waters Malcolm. 1995. Globalization. London: Routledge с. З

не только отдельных россиян, которые не могли определить свое место в мире и в своей стране, но и российское правительство, партии и политические объединения.

Ряд исследователей идут в своих работах по иному пути, смещая акцент в сторону изучения не столько индивидуального (психологического) аспекта проблемы, а концентрируют внимание на влияние самих медиаорганизаций на процесс глобализации. Это уже другой уровень анализа, который обращен больше к структурам коммуникации, чем к индивидуальному опыту. И здесь, с точки зрения предмета нашего исследования, интересно отметить некоторые закономерности. Главные из них приводит в своей работе Иен Экекранц:

- коммуникационные империи играют значительную роль в мировой
политике;

-взаимозависимая транснационализация массовой культуры и индустрии;

структуры, возникающие после «холодной войны», развиваются очень быстро при этом границы между коммерцией и политикой размываются;

технологические требования соответствуют (а часто и определяются) коммерческими требованиями;

горизонтальная интеграция коммуникационных индустрии;

технологическое сближение между различными секторами коммуникационных индустрии.6

Этот подход явно отличен от понимания глобализации как
индивидуального опыта, который сам по себе универсальное явление.
Тем не менее, эти точки зрения не являются взаимоисключающими, т.к.
медиапроизводство тесно связано с медиапотреблением. Таким образом,
национальные системы медиа и коммуникационные системы, которые
подвержены глобализации, являются посредниками между
производством и потреблением. Правда, в случае с

6 Ekecrantz Jan. 1998. Globalization\ Textualization. Paper presented at the International Association for Media and Communication Research Conference in Glasgow.

посткоммунистической Россией здесь необходимы свои поправки. В
нашей стране уже идет построение новых национальных инфраструктур.
И мировой процесс глобализации СМИ является контекстом для этого.
Таким образом, создается новый баланс взаимоотношений между
глобальным и национальным. Тут можно также говорить о следующем
уровне аналогичных взаимоотношений (как бы внутренней
глобализации) региональное, местное и общенациональное,

федеральное. На процесс «глобального сжатия» обращает внимание, к примеру, такой исследователь, как Майк Фезерстоун. Он замечает, что под влиянием коммуникационного сжатия мир всё чаще воспринимается как «единое пространство». «Государствам становится всё сложнее избегать самого этого процесса и последствий объединения в более плотные образования, возникающие в результате возрастания объема и скорости денежных потоков, а также потоков людей, информации, технологий и образов.» При этом самим СМИ Фезерстоун отводит важную роль, согласно которой они приводят глобализацию в соответствие с национальным контекстом, во многом влияя своей политикой на изменение в отношениях между глобальным и национальным.

Отечественные исследователи за последние годы также обратили внимание на эти процессы уже в контексте российских условий. Одну из главных проблем развития современного телевещания - создание канала, отражающего интересы и потребности многонационального населения России - выделяет в своей книге 2001 года С. А. Муратов: «В отечественном эфире существует, собственно, две России. Одна -которую мы видим на федеральных каналах (да и то, если случается стихийное бедствие или забастовщики садятся на рельсы). Другая рассказывает о себе сама, с каждым годом всё дотошнее и полнее. Но

7 Featherstone Mike. 1995. Undoing Cuiture: Globalization? Postmodernism and Identity. London: Sage c. 81-82

узнать об этой подлинной жизни страны можно разве что на конкурсе «Новости - время местное». И пожалеть, что нет национального канала, который показывал бы России саму Россию. Складывал бы наиболее интересные репортажи в блоки, как панораму прошедшего дня страны.»8

По сути это же отмечают и авторы наиболее полного за последние годы исследования телевизионных новостей России В.Л. Цвик и Я.В. Назарова, говоря о растущем в настоящее время значении интеграционной функции телевидения: «Это крайне важная задача недостаточно осмысленна на научном уровне и фактически не принимается во внимание практическими работниками информационных служб федеральных каналов. Следовательно, в этом плане широкое поле деятельности и у тех и у других.»

Итак, литература, посвященная предпосылкам изменения требований к современному информационному вещанию весьма обширна, и достаточно полно охватывает тенденции последних десятилетий. Однако исследования собственно нового этапа развития российского ТВ, точкой отсчета которого можно назвать окончательно оформившуюся потребность в появлении нового формата теленовостей и создание в России первого круглосуточного информационного канала ( 1 июля 2006 г.) по сути отсутствуют. Серьезных исследований и диссертаций, посвященных новому проекту ВГТРК - РИК «Вести», а также анализу предпосылок его появления и перспектив развития на сегодняшний день нет.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые представлена систематизированная модель развития ВГТРК в условиях изменившихся привычек медиапотребления в России, необходимости повышения конкурентоспособности телеканалов и

Муратов С. А. ТВ-эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений), - М, 2001 С. 82 9 Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. - М, 2002.

сформировавшейся потребности аудитории в появлении нового формата информационного вещания. При этом выявлены специфические особенности нового круглосуточного информационного канала, запущенного в рамках мощностей холдинга, определены концептуальные аспекты его редакционной политики и резервы для создания нового формата вещания в области телеинформации. Одним из рассмотренных в этой связи вопросов является то, как должно проходить творческое совершенствование региональных филиалов ВГТРК. Развитию самого информационного регионального телевидения внимание стало уделяться сравнительно недавно. Однако, попытки подробного изучения возможностей использования региональных ресурсов в общенациональном эфире до сих пор не было предпринято. Всё это требует теоретического осмысления наиболее эффективных путей сочетания традиционных и новых подходов в работе информационной службы телевидения, а также определения оптимальной модели вещательной политики в области создания Новостей. При этом особенности нового подхода раскрываются через анализ структуры, стандартов эфирного продукта, особенностей сбора информации, подачи новостей и верстки выпусков телекомпаний, входящих в состав ВГТРК. Цель исследования. Одной из главных задач становится определение характеристик нового формата вещания, которые отвечали бы современным требованиям, предъявляемым к результатам работы информационной службы телевидения. Сформулировать последние, а также посмотреть, какое применение находит внедрение новых стандартов на практике, является основной целью данной работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить, под влиянием каких объективных обстоятельств
происходит развитие современного информационного телевещания и
изменение внешнего и внутреннего содержания теленовостей.

  1. Проследить, направления внутреннего реформирования ДИП ТК «Россия» и то, к как это сказывается на изменении характеристик выпусков информационной программы «Вести».

  2. Оценить цели и задачи модернизации информационных служб региональных ГТРК с точки зрения выработки единого стандарта эфирного продукта внутри холдинга и создания ресурса для освещения региональной тематики в рамках общенационального вещания.

4. Проанализировать новые потребности телеаудитории и оценить,
соответствие им нового проекта ВГТРК по созданию круглосуточного
информационного канала.

5. Дать типологическую характеристику РИК «Вести» с целью
выявления его специфических особенностей и стратегии развития.

6. Оценить контент круглосуточного канала в контексте создания нового
формата информационного вещания для российской аудитории.
Объект исследования - информационное вещание подразделений
ВГТРК: ТК «Россия», региональных ГТРК, ЭСМИ Российский
информационный канал «Вести».

Предмет исследования - тенденции изменения формата существующего новостного вещания и его контента.

Научно-практическая значимость диссертации. Собранная, обобщенная и систематизированная в ходе исследования информация позволяет расширить и уточнить научные представления о современном этапе развития информационного вещания в России и начале процесса создания новых СМИ. Автор надеется, что предложенные выводы и рекомендации, обладающие прагматической ценностью, могут носить прикладной характер. Предпринята попытка дать ответ на вопрос о том, какие из возникших за последние годы потребностей аудитории уже

проанализированы и учитываются практиками телевидения, а также что ещё только являет собой пищу для дальнейшего развития информационного телевещания. Ведется анализ того, каковы характеристики самого нового информационного продукта, что удалось в плане реализации заполнения пустовавшей ниши на российском телерынке и какие неточности существуют пока в концепции создания этого формата. Подобные данные могут быть использованы как в работе специалистов теленовостей, так и при проведении практических занятий по подготовке и переподготовке журналистов.

Методологическую основу диссертации составляют принципы объективности и системности научного знания, единства логического и исторического подходов к познанию российского информационного пространства и его элементов. Автор опирался на метод фактологического и контент- анализа с целью выявления особенностей развития информационного вещания ТВ и изменения содержания новостных программ. В ходе изучения применялся метод сравнительного анализа, позволяющий адекватно отразить специфические черты предмета исследования. Филологический, теоретико-журналистский характер диссертации базируется на развернутом анализе специфики современных телевизионных текстов, на изучении форм и методов аудиовизуального воздействия на аудиторию с позиций теории журналистики. Исследование носит междисциплинарный характер. Для реализации цели и задач данной диссертации предпринималось комплексное исследование с учетом специфики подхода к ней различных наук: теории журналистики, прежде всего, телевизионной, а также социальной психологии и социологии.

В качестве теоретической базы исследования были использованы работы по общетеоретическим основам деятельности СМИ Л. Васильевой, Я.Н. Зсурского, Е.Л. Вартановой, Е.П. Прохорова,

С. Михайлова; работы исследователей, которые стали базой для формирования научного знания о теории и практики отечественного телевещания Р. А. Борецкого, В. В. Егорова, С. А. Муратова, В.Л. Цвика,

Г.В.Кузнецова, А.Я.Юровского.

Над проблемами региональных СМИ размышляют такие авторы, как М. Топаз, Е. Дугин, Н. Зверева, Ю. Данилова, Т. Лебедева,

A. Покровская.

Новейшие процессы развития российского телевидения отражены в статьях и работах А. Г. Качкаевой, И. Засурского, А. Бородиной,

B. Михайлова.

Особенности массовой коммуникации и процессов медиапотребления в информацинном обществе осмысляют

В. Березин, Л. Матвеева и Н. Шкопоров, И. Мелюхин, И. Климов, В. Орлова, Т. Рантанен, Ф. Уэбстер.

Безусловный интерес представляют социологические исследования фонда «Общественное мнение», Центра экстремальной журналистики, а также материалы международных нучно-практических конференций.

Эмпирической базой исследования служат концепции
информационного вещания ДИП ТК «Россия», региональных ГТРК и
Российского информационного канала. Для этого проведен анализ
информационных программ «Вести» (ТК «Россия»), «Вести-Регион»
(ГТРК), «Вести-Сейчас» (РИК). Сравнение жанрового своеобразия и
наполнения выпусков Новостей телекомпаний, являющихся

подразделениями ВГТРК, а также не входящих в холдинг федеральных каналов, позволило выявить те тенденции в развитии российского ТВ, которые подготовили почву для создания первого российского круглосуточного информационного канала, что, в свою очередь, является частью общемирового процесса преобразования СМИ.

Автор этого исследования имел возможность изнутри наблюдать многие процессы и преобразования информационного телевещания

компаний, входящих с состав ВГТРК: с 2000 года работая в ДИП ТК «Россия» и принимая непосредственное участие в подготовке эфиров программы «Вести», занимаясь в том числе и работой с региональными филиалами, а с 2006 г. перейдя в службу круглосуточного информационного вещания.

В первой главе диссертации - «Предпосылки и тенденции реформирования информационной службы ТК «Россия» - предпринята попытка определить ту информационную нишу, которую в современном российском телепространстве занимает информационная программа «Вести» Российского телевидения, очертить её путь от оппозиционности к госдарственности. При этом важным было проследить эволюцию формата эфирного продукта информационной службы ТК «Россия», осмыслить идущий процесс поиска новых стандартов отбора и подачи новостей. Для этого в частности рассматриваются конкретные примеры изменения принципов верстки выпусков «Вестей». Анализируются также направления внутренней реформы информационной службы ТК «Россия».

Во второй главе - «Цели и задачи реформирования региональных компаний ВГТРК» - идет поиск ответа на вопрос как строится взаимодействие ВГТРК и его региональных филиалов с точки зрения выработки единого стандарта эфирного продукта в рамках холдинга. Оценивается работа ГТРК на местах: специфика организации производства и характеристики информационного формата. Отдельно рассматривается проблема возможностей для расширения освещения региональной тематики в эфире общефедерального канала «Россия». В финале главы анализируются конкретные шаги руководства ВГТРК по внедрению новых подходов к информационной политике холдинга. В частности - увеличение внимания к вопросам усиления взаимосвязи с филиалами на местах и создание Регионального отдела для постоянного поддержания контактов с ГТРК.

Третья глава - «Российский информационный канал как попытка создания нового формата информационного вещания» - нацелена на изучение путей дальнейшего развития информационного вещания в России. В обобщенном и систематизированном виде представлены сведения о том, чем характеризуются новые привычки медиапотребления аудитории российского телевидения. Проводится практический разбор концепции вещательной политики и контента, созданного специально для запуска круглосуточного информационного вещания. Для того, чтобы проследить отличия нового формата, проведено сравнение подхода к освещению главных новостей в выпусках РИК «Вести» и каналов центрального телевидения. В завершении проведен анализ того, как меняется модель информационной службы современного ТВ в контексте задачи повышения конкурентоспособности и борьбы за зрителей, с учетом изменения привычек российского медиапотребления.

Поиск новых стандартов отбора и подачи новостей информационной службой программы «Вести»

Сегодняшнюю ситуацию с наполнением выпусков новостных программ вообще и «Вестей» в частности, стоит рассматривать несколько шире, чем информационная политика одной программы и даже одного отдельно взятого телеканала. На принципы отбора и подачи материалов влияет множество факторов, как внутриредакционного, так и внешнего характера. Для того, чтобы стали ясны критерии оценки при проведении анализа того, как это проявляется в современных условиях, не лишним, на наш взгляд, было бы вспомнить о некоторых теоретических обобщениях, касающихся самих основ создания, целей и задач телевизионных новостей. Обсуждая вопрос о том, что представляет собой современный материал в выпуске Новостей, нам кажется просто невозможным обойтись без короткого возвращения к теории жанра.

Если обратиться к традициям теоретической школы российской тележурналистики (аккумулируя мнения ряда исследователей), критерии новостей, важные для аудитории можно обозначить примерно так:

- информативность - (качественно-количественная характеристика взаимодействия журналист-текст-аудитория, выявляющая степень восприятия аудиторией тех сведений, которые содержатся в сообщении журналиста)

- информационная насыщенность - критериями здесь выступает соответствие сообщения интересам и потребностям аудитории, а также декодируемость или возможность их адекватного понимания аудиторией и оригинальность - наличие в них сведений актуальных для телеаудитории.

- формирование представления - создание из общего числа сообщений полной информационной картины мира

Отдельный аргумент в пользу появления новости в эфире -картинка. Точнее её наличие. Если новость очень важная, но видеоряда нет вообще, информация о ней всё равно прозвучит в эфире, но восприятие её зрителем будет менее острым. Не очень важный факт может быть поставлен в новостную верстку, если есть эксклюзивный видеоряд.

Так или иначе, каждое сообщение должно удовлетворять ряду требований: достоверность; новость, не банальность; полнота представленной информации; актуальность.

Итак, главное правило, выведенное теоретиками и практиками телевидения в России информационная программа должна: носить выраженный общественный характер; выражать интересы общества; служить ему, способствовать совершенствованию общественного устройства, благу каждого члена общества. Информационные программы - по определению - общественные программы. Попробуем теперь проследить, какое отражение находит всё это в реальном процессе создания теленовостей.

На российском рынке телеинформации первым занять нишу представления новостей в стиле западных телекомпаний: с четким отделением фактов от мнений, с «человеческими историями» почти в каждом сюжете, с максимально полной картиной дня при отборе фактов, с разнообразной палитрой мнений «ньюсмейкеров» попыталось НТВ. «Вести», которые родились на волне именно политических событий в России, даже после спада сильной политизации общества (ввиду отсутствия, как отмечают многие эксперты, серьезной политической интриги в нашей стране) долгое время, по-прежнему, оставались излишне сконцентрированными именно на политике и политических лидерах, до определенного момента в меньшей степени уделяя внимание простым гражданам. Примерно такой же была разница в подходе Первого канала и НТВ. В центре внимания 1-го канала, как правило - событие, тогда как на НТВ - человек. Разумеется, для журналистов Первого канала человек также интересен, но подход к созданию новостного сообщения здесь иной. Таким образом, центр внимания и отдельных материалов, и выпуска в целом на Первом канале отличался от НТВ, так же как и от Российского телевидения.

Одним из условий развития телевидения последних лет стала миграция журналистов и менеджеров ТВ с канала на канал. Поэтому для понимания сегодняшних позиций информационной службы «Вестей» интересно было бы обратиться к высказываниям, которые несколько лет назад делали в прессе ведущие журналисты НТВ, ныне перешедшие в структуру информационной службы Российского телевидения и сам О. Добродеев. Фрагменты этих интервью 1999 г. приводит в своей работе С.Муратов. Вот, что говорил в интервью «Новой газете» Олег Добродеев: «Журналисты нашей информационной службы - первое поколение, которое абсолютно деидеологизированно. Для них важен факт, а не идеологема, заложенная в сюжет. У нас резюме никогда не опережает факта.»23 (Первым отступлением от этих правил стала предвыборная компания 1996 года.)

Работа ГТРК на местах: специфика организации производства и характеристики информационного формата

Телевизионные программы региональных ГТРК, как правило, распространяются по одному каналу с программой ТК «Россия», вытесняя при этом ряд передач последней. (Исключение составляют несколько ГТРК, которые передают программу только по собственному каналу.) Передача эстафеты от ведущего общефедерального выпуска ведущему местных новостей ГТРК направлен на решение задачи актуализации информационных потоков для жителей каждого из регионов. Однако вопрос о том, почему сюжеты, произведенные авторами региональных компаний по-прежнему крайне редко попадают в тело самого федерального выпуска до сих пор остается одним из самых актуальных. Ответ на него во многом кроется в специфике работы ГТРК на местах.

По мнению исследователей отечественных теленовостей, ГТРК имеют ряд положительных отличий от своих негосударственных коллег по региону. Вот лишь некоторые из них:

- более высокий культурный уровень подачи информации (скажем, у большинства ведущих и корреспондентов региональных ГТРК, как правило, в произношении отсутствуют местные диалекты; на частных каналах - это распространенное явление);

- в оформлении студий, логотипов, межпрограммного пространства, разного рода заставок чаще встречаются профессиональные дизайнерские решения;

- более высокий профессиональный уровень ведущих, более точное понимание ими имиджевого статуса своей компании.54

Как показывает мониторинг, тот факт, что ГТРК выходят на одной кнопке с ТК «Россия», зачастую повышает их популярность у зрительской аудитории. Однако рейтинги самих ГТРК во многих регионах недостаточно высоки. Государственные телекомпании часто проигрывают битву за зрителя коммерческим телеконкурентам. Есть, конечно, сильные компании, входящие в лидирующую группу на телевизионном рынке своего региона (так, например, ГТРК Хабаровск, Новосибирская ГТРК или Челябинская ГТРК). В целом же по стране ситуация с филиалами огромного госхолдинга не всегда выглядит самым лучшим образом:

Аналогичную конкуренцию в Омске государственной ГТРК составляет канал «Антенна-7», в Саратове не догоняет, но дышит в спину Телеком ТВ, в Самаре «Информационный канал» ТЕРА\6 и СКАТ, в Ростове пытается соперничать ТВ «Южный регион».

В чем же состоят «минусы» государственной компании? Как правило, многие из них сохранили старую громоздкую и бюрократическую систему. Так, например, заявка на командировку зачастую проходит ряд инстанций, прежде чем журналистская группа отправится на задание. Это неизменно сказывается на оперативности реагирования на событие. Не редки случаи даже, когда командировка может состояться только при условии её «финансирования» заинтересованной в съёмке стороной. А иногда, по свидетельствам самих журналистов, для того, чтобы получить «добро» от начальства на поездку нужно быть, как минимум лауреатом «ТЭФИ- Регион». Впрочем, помимо денег проблемой является и дефицит собственных кадров. Мало того, что людей просто не хватает - один сотрудник может выполнять обязанности, которые на центральном канале находятся в ведении 2-4 человек.

Впрочем, в регионах большой проблемой нередко является и отсутствие понимания специфики профессии со стороны региональных журналистов. Знания о том, что задача СМИ состоит ещё и в критической оценке действий власти и в некотором противостоянии чиновникам многие журналисты тоже получали гораздо позже, нежели начинали готовить материалы для эфира новостных программ.

Перенасыщение эфира госканала паркетными и официозными сюжетами - следствие не только давления со стороны властных структур. Существует мнение, что многие журналисты видят во власти если не единственного, то главного субъекта общественной жизнедеятельности. Это в полной мере относится и к региональным журналистам и компаниям. Вот, например, что показал мониторинг деятельности ГТРК «Лотос» Астрахань: «деятельность компании возросла на порядок (ранее ГТРК характеризовалась как слабая компания, выпусков мало, информации оригинальной мало, очень много паркета и официоза, причем тяжелого, «убойного». 55 Однако, если решить проблему с засильем местного «официоза» ВГТРК может помочь своим филиалам, то относительно вмешательства «центральной» политики в местный эфир ситуация гораздо сложнее.

Ущерб авторитету госкомпаний подчас причиняет запрет на освещение каких-либо событий. Пожалуй, самым ярким примером тому могут служить, проходившие по всей стране митинги против печально известной «монетизации льгот». В эфире как самого ТК «Россия», так и его филиалов не прошло ни одного материала, посвященного подобным выступлениям граждан. Напротив, готовились сюжеты о тех гражданах, кому (в силу тех или иных объективных, но не имеющих массовых характер обстоятельств) реформа принесла выгоды.

Новые привычки медиапотребления российской аудитории

Восприятие телевидения телезрителем и телевизионщиками различно: « Профессионал или эксперт имеет вполне определенную и хорошо структурированную систему критериев и оценок, основанную как на опыте профессиональной деятельности, так и на опыте своих контактов с телевизионным сообществом. Телезритель же оценивает ту или иную передачу, телеканал, да и телевидение в целом с позиции собственного опыта и «жизненного мира» - очень личного и уникального в своей целостности.»65 При этом каждая из сторон ошибочно полагает, что знает о настроениях другой. В результате возникают несовпадения оценок и представлений между теми, кто делает телевидение, и теми, кто составляет его аудиторию. Как отмечают социологи, занимавшиеся наблюдением за процессом подготовки новостных передач телевидения, сами журналисты, как правило, структуру и тематику сюжетов и выпусков оправдывают зрительскими интересами, хотя никаких контактов со зрителями не поддерживают. В результате появляются формулы: «Это не тот народ, который нужен стране» и «Это не те СМИ, которые нужны нам».66 Всё это ещё больше усугубляет характерная черта современного телевидения - схожесть информационных источников и технических ресурсов, находящихся сегодня в распоряжении информационных служб основных российских телеканалов. Новостные программы, главным образом, черпают из одного информационного котла.

Уже сегодня можно наметить ряд новых тенденций, без осмысления и анализа которых не возможно говорить о существовании научно обоснованных концепций развития телевидения в ближайшем будущем, а также бороться против снижения интереса и доверия аудитории к центральным каналам, решать проблемы повышения ценности и полноты информации, предоставляемой, о жизни России. В первую очередь, это касается изменившихся требований зрителей к информационному формату.

Многие теоретики продолжают рассматривать телевидение исключительно в качестве средства, через которое происходит процесс массовой коммуникации. Между тем в сегодняшних условиях, при формировании информационного общества и действии на него процессов глобализации электронные СМИ стоит рассматривать также в качестве формы социального знания, как особый способ производства и накопления обществом сведений и представлений о самом себе. Телевидение создает язык, понятия и образы, с помощью которых люди могут распознавать и понимать те или иные ситуации, задает стандарты, т.е. помогает находить объяснения или давать свои интерпретации происходящему; оно формирует запас знаний, который дает человеку возможность осознать себя как часть масштабного сообщества, а также узнать о существующих в нем вариантах представлений, мировоззрений и типов людей. Понимание этих тенденций заставляет иначе определять актуальные задачи телевидения. « телевидение не просто институт, информирующий людей и решающий разные текущие задачи в области политики. Оно организует и структурирует знания людей о социуме и о себе в этом социуме. В динамичные и кризисные времена люди особенно настойчиво задаются сакраментальными вопросами: «Кто я?», «Откуда я?», «Чем заниматься?», «Как жить?». Если люди не получают удовлетворяющие их ответы, они отчуждают от себя телевизионную картинку.»67

В связи с этим рост интереса региональной аудитории (которая является основным стратегическим запасом в борьбе федеральных телеканалов за увеличение числа своих зрителей) к новостям местного масштаба - пожалуй, едва ли не самая показательная тенденция последних лет. При этом снижается интерес зрителей к центральным телеканалам. Однако, решающую роль при этом выборе играет, конечно, не сам объем охвата аудитории. Иными словами, если бы центральное ТВ внимательнее относилось к сегодняшним «пожеланиям» потребителей телевещания, конкуренция даже с локальными (очень точно ориентированными СМИ) стала бы возможной.

Если обратиться к западному опыту, то можно заметить большое влияние на развитие местного телевидения появления и распространения кабельных телесетей. Так, например, в США кабельное телевидения возникло сначала как средство приема и распространения телепередач в малонаселенных местах, как правило, удаленных от оснащенных телецентрами столичных и крупных городов, а в последующем выступило в качестве альтернативного вещания. В дальнейшем часть кабельных сетей (особенно в США, являющихся родиной коммерческого телевидения) заняли нишу по продаже пакета программ на заказ. При этом, если говорить о жанровых предпочтениях аудитории кабельного ТВ со временем, 73% зрителей стали определять их, как круглосуточный показ новостей и последних событий. Возможность конкурировать с центральными каналами кабельное телевидение получило исключительно за счет своей адресной направленности. Ещё в 90-х развитие кабельных телесетей охватило даже такую приверженную традициям страну, как Великобритания. Не принимать в расчет желания аудитории получать локально направленное телевидение не смогли даже медийные гиганты. В конце 90-х телекомании «Скай» и Би-би-си вложили сотни миллионов фунтов стерлингов в то, чтобы открыть 9 спутниковых каналов, рассчитанных на прием с помощью домашних антенн.

Сравнительный анализ освещения главных новостей в выпусках РИК «Вести» и каналов центрального телевидения

Перед тем, как перейти к сравнению новостей первого российского круглосуточного информационного канала и выпусков центрального телевидения вспомним ещё раз, какие основные положения для совершенствования работы информационной службы нам удалось выявить при анализе продукта информационной службы ТК «Россия» (подробнее см. главу 1.):

- баланс между официальной информацией и остальными событиями дня при формировании общей информационной картины;

- соотношение желания властей разных уровней свести к минимуму «невыгодные» для них проблемные материалы в эфире государственного ТВ, а также существующий подчас перекос в сторону «телевидения катастроф» в погоне за рейтингом со стороны самих создателей

Новостей;

- мало на телевидении материалов о реальной жизни в России;

- информационный поток уже невозможно уместить в рамках отдельных новостных выпусков.

На некоторых из этих положений (например, освещении жизни российских регионов) применительно к РИК мы уже успели остановиться в предыдущих разделах данной главы. Попробуем теперь более подробно проанализировать остальные.

Итак, если говорить о первом из этих положений: «балансе между официальной информацией и остальными событиями дня», можно отметить следующее. При том, что РИК «Вести» является по сути государственным и его позиция не может отличается кардинальным образом от позиции ТК «Россия», баланс здесь смещен в сторону официальных сообщений в меньшей степени. Так, например, если в программе «Вести» само появление президента почти всегда является достаточным поводом для того, чтобы начать с данного материала выпуск, то на РИК новости о президенте ставятся на первое место только в том случае, если само по себе событие превышает по важности другие темы. Аналогичный принцип действует и в отношении появления в эфире других официальных лиц. Показателен пример, когда при освещении экономического форума в Санкт-Петербурге в утреннем выпуске на РИК был дан фрагмент, записанного на этом мероприятии интервью губернатора Петербурга Валентины Матвиенко и синхронны нескольких других представителей власти, при этом за рамками остались записанные там же комментарии крупных российских бизнесменов. На летучке это решение было названо ошибкой. Поскольку баланс в данном случае оказался явно смещен в сторону показа официальных лиц.

Ошибкой при создании Новостей центральных каналов становится перекос в сторону информации о катастрофах и стихийных бедствиях. Причем, подобные новости нередко попадают в выпуски в большом количестве, т.к. картинка подобных событий обычно бывает довольно впечатляющей и, таким образом, создатели Новостей рассчитывают привлечь больше зрителей. Между тем, когда из множества событий дня делается своеобразная подборка происшествий, это неизбежно искажает реальную информационную картину. Избежать подобных злоупотреблений в рамках информационных выпусков РИК помогает отличная от федеральных каналов верстка. События, которые не являются достаточно масштабными, но обладают яркой картинкой, нередко размещаются в специальной рубрике «Без комментариев».

Более наглядно в назревшей необходимости появления нового информационного формата можно убедиться на примерах показа наиболее важных событий. Одним из них, безусловно, стало освещение в телеэфире 23 апреля 2007 года смерти первого российского президента. Основные российские каналы целых 17 минут после появления первой информации о смерти Ельцина (сообщение агентств было передано в 17 часов 43 минуты) ничего не сообщали об этом. Ни один из федеральных каналов не прервал свое вещание и не сообщил россиянам о трагическом событии. В то время как ведущие новостные каналы мира уже заканчивали рассказывать биографию Ельцина, Первый канал демонстрировал российским зрителям рекламу. Аналогичным образом было «отработано» данное событие (вызвавшее внимание всего мирового сообщества) и на ТК «Россия». В момент появления сообщения о смерти Ельцина на лентах информационных агентств, в эфире «России» заканчивался сериал «Каменская» и затем начался показ латиноамериканского сериала. В то же время, на ВВС, так и CNN, новость о смерти первого президента России заняла весь эфир. Были организованы телемосты, шли комментарии политических и общественных деятелей. Западные каналы сразу стали показывать вполне логично смонтированные сюжеты, как о самом Ельцине, так и о его эпохе. На CNN эти сюжеты сменяли друг друга, иногда прерываясь студийными включениями. ВВС предпочел более динамичную структуру: корреспонденты выходили в прямой эфир из мировых столиц, рассказывая о том, как в различных странах реагируют на смерть первого российского президента. При этом первый телемост был организован с Парижем, далее был Берлин. Символичным оказалось здесь то, что именно с главами Франции и Германии у Ельцина установились в свое время наиболее теплые отношения. После Парижа и Берлина подключился Вашингтон.

Похожие диссертации на Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория