Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Журналистское расследование и система жанров современной периодической печати в России Мищенко Светлана Анатольевна

Журналистское расследование и система жанров современной периодической печати в России
<
Журналистское расследование и система жанров современной периодической печати в России Журналистское расследование и система жанров современной периодической печати в России Журналистское расследование и система жанров современной периодической печати в России Журналистское расследование и система жанров современной периодической печати в России Журналистское расследование и система жанров современной периодической печати в России Журналистское расследование и система жанров современной периодической печати в России Журналистское расследование и система жанров современной периодической печати в России Журналистское расследование и система жанров современной периодической печати в России Журналистское расследование и система жанров современной периодической печати в России Журналистское расследование и система жанров современной периодической печати в России Журналистское расследование и система жанров современной периодической печати в России Журналистское расследование и система жанров современной периодической печати в России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мищенко Светлана Анатольевна. Журналистское расследование и система жанров современной периодической печати в России : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 : Краснодар, 2005 194 c. РГБ ОД, 61:05-10/541

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Журналистское расследование как феномен публицистической деятельности . 13

1.1. Особенности проведения журналистского расследования 13

1.2. Правовые основы журналистского расследования 38

Глава 2. Признаки аналитического жанра публицистики в журналистском расследовании 79

2.1. Основные подходы к построению текста журналистского расследования 79

2.2. Жанрообразующие факторы журналистского расследования 152

Заключение 175

Библиографический список 179

Список источников материала 192

Приложения

Введение к работе

Журналистское расследование берет начало в американской журналистике. Традиционно основателями этого направления считаются так называемые «макрейкры» (muckrakers) - «разгребатели грязи», публиковавшие разоблачительные статьи в печати конца XIX - начала XX в.в. (см.: Константинов 2003, 22).

Традиционно начало «макрейкерства» в американской журналистике возводится к публикациям Джекоба Риса и Генри Демареста Ллойда, в которых впервые присутствует социальная критика всей общественно-политической системы Америки (см.: Лучинский 1996, 107). Авторство термина принадлежит Президенту Теодору Рузвельту, который выразил свое неудовлетворение деятельностью журналистов, сравнив их с героем романа Джона Беньяна «Путь пилигрима», предпочитающего месить ногами грязь, не желая замечать голубое небо. Так в 1906 году было дано название новому направлению в журналистике, актуальному и популярному во всем мире и на сегодняшний день. Это направление осмыслялось в различных понятийных системах. Его соотносили и соотносят с понятиями «метод» и «жанр». Так Л.Е. Кройчик считает журналистское расследование «скорее своеобразной разновидностью статьи» (Кройчик 2000,156), в то время как А.А. Тертычный выделяет журналистское расследование в отдельный аналитический жанр на основании «качеств, возникающих под воздействием предмета, цели, методов получения информации, особенностей изложения полученного материала» (Тертычный 2002, 171-172).

«Зарубежные исследователи средств массовой информации, отмечая популярность журналистских расследований, называют их «звездной журналисткой». При этом имеется в виду общественный резонанс на сенсационные расследования репортеров, который вызывает капитуляцию

4 властей и приносит авторам публикаций мировую известность» (Станько 2004, 8). Такого уровня журналистское расследование достигло благодаря американским журналистам, корреспондентам «Вашингтон пост», Карлу Бернстайну и Бобу Вудворду, реально поднявшим американскую прессу до статуса «четвертой власти» опубликовав ряд материалов посвященных знаменитому «Уотергейтскому делу». Серия публикаций двух молодых журналистов привела к отставке президента Никсона и стала классическим примером журналистского расследования.

В России начало расследовательской журналистике положила «История Пугачева», автором которой является великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин. Работая над этим произведением, Пушкин провел много времени за изучением архивных материалов, подверг тщательному исследованию все что было уже написано о Пугачеве как в России, так и за ее пределами, посетил места по которым прокатилось пугачевское восстание, изучая местные предания и собирая сплетни и слухи. «История Пугачева» или «История Пугачевского бунта» (именно на таком названии настоял Николай I), стала первым историческим расследованием в отечественной публицистике, а методы сбора информации, использованные Пушкиным при работе над этим произведением и в настоящее время актуальны для данного направления расследовательской журналистики.

В полной мере традиции макрейкерства оказались востребованными в России в конце XIX века. В это время ряд выдающихся авторов публикует свои исследования самых негативных фактов и событий современной жизни. Среди наиболее талантливых журналистов конца XIX - начала XX выделяются Владимир Алексеевич Гиляровский, Владимир Галактионович Короленко, Влас Михайлович Дорошевич.

После революции 1917 года расследовательская журналистика в России практически прекращает свое существование. Принимая во внимание, что «читатель с помощью газетной, телевизионной, радиопублицистики получает основные ориентиры в мире . современности» (Соловьев 1995, 5),

5 возобновленная в советские времена цензура не позволяет журналистам в полной мере исследовать негативные стороны окружающей действительности. Редкими исключениями из этих правил становятся в 1962 году ежемесячный сатирический киножурнал «Фитиль» и, в конце 70-х -начале 80-х годов, «Литературная газета», где под рубриками «Мораль и право», «Расследования «ЛГ», «Новейшая история», выходят расследовательские материалы Аркадия Ваксберга и Юрия Щекочихина.

Хотя «сегодня в России уже не принято рассуждать о журналистике как о четвертой власти» (Кравченко 2004, 8), в настоящее время расследовательская журналистика является одним из самых популярных направлений деятельности среди отечественных публицистов. «В 90-х годах XX века в российской прессе, претерпевшей значительные типологические трансформации, сложился новый тип - «расследовательских» - СМИ» (Бергер 2004, 27). Это газеты «Совершенно секретно» и «Версия», публикующие не только расследовательские, в основном, политические материалы, но и многие сенсационные факты, до сих пор скрываемые от общества, а так же ежемесячник «Ваш тайный советник», печатный орган Санкт-Петербургского Агентства журналистских расследований, занимающегося расследованиями самых громких криминальных дел России. Кроме того, в ряде печатных электронных СМИ регулярно появляются материалы под рубрикой «Журналистское расследование». На ТВ выходят авторские программы, посвященные исследованию самых негативных сторон современной Российской действительности. В Интернет существует ряд информационных сайтов (, , и др.), регулярно публикующих расследовательские материалы, а также сайты, полностью специализирующиеся на публикации результатов журналистских расследований (, , , , , и др.).

Актуальность темы исследования. Ряд феноменов журналистики отражает своей динамикой общую динамику современных СМИ, причем

определяющими в этих взаимосвязанных процессах оказываются филологические категории. Этим, в первую очередь, обусловлена актуальность избранного проблемного комплекса. Так филологические, в т.ч. лингвистические понятия используются в первичных источниках журналистских расследований. Таковы в расследовании Кб термины «лексикон», «слово», «слэнг»:

...Лексикон врачей, так или иначе причастных к изъятию, распределению и пересадке донорских органов, пополнился словами и выражениями, ставшими для них обыденными и четко характеризующими специфику деятельности в данном направлении: «брать у живого»; «брать на кровотоке»; «забирали на бьющемся» (сердце); «забрали на остановке» (сердца); «препараты для убийства»; «дотянуть до атонии» (глубокой комы); «вклинился, чтобы не упустить» (довести до клинической смерти, т.е. ввести в разряд потенциальных доноров)... Профессиональный слэнг врачей обогатился словом «крашеный». Так называют больного, готового проплатить операцию (своим делают операцию за 10-15 тысяч долларов, но могут и за 5)... (Фрагменты расследований приводятся с сокращенным обозначением источника (см. список на с. 192; в большинстве примеров фамилия персонажа заменяется в тексте диссертации инициалом по этическим соображениям).

Журналистское расследование, как многогранный поликоординатный феномен принципиально соотносится с нерешенными проблемами теории СМИ. Это проявляется в его соотношении с филологическими и информационными категориями «жанр» и «метод». В журналистском расследовании присутствуют признаки как первой категории, так и второй. Долгое время журналистское расследование изучалось вне системы жанров. Однако «такой подход сужает точку зрения на жанр, ограничивает возможность увидеть взаимосвязи между жанрами и тем самым обедняет внутреннее строение» (Смирнов 1978, 4) самого журналистского расследования. Особенно если принять во внимание что, как отмечает Л.Е.

7 Кройчик, «процесс размытия жанровых границ был отмечен еще в середине 1970-х» (Кройчик 2000, 130). В ряду причин, приведших к унификации жанров, исследователь выделяет устаревание системы жанров, характерной для системы СМИ советского периода; глобальное расширение коммуникационного пространства в связи с развитием новых информационных технологий (Интернет); изменение характера постсоветских СМИ. О том, что «содержание понятия «жанр» непрерывно изменяется и усложняется, а сама теория жанров в целом разработана недостаточно» (Тертычный 2002, 39) говорит и А.А. Тертычный.

Противоречивые мнения исследователей по этому поводу, являются одной из проблем теории журналистики, связанных с методологией, новыми подходами к функционированию прессы и с локальными исследованиями текущей практики (см.: Смирнов 2000, 39).

Так программа «Чистые перья», реализующаяся гильдией судебных репортеров и Фондом защиты гласности, говоря о «развитии жанра журналистского расследования» (Никитинский 2001, 9), определяет данное явление как «процесс и результат предпринятого журналистом -самостоятельно или по заданию редакции - исследования замалчиваемых, скрываемых от общества фактов для дальнейшего их обнародования в средствах массовой информации» (Никитинский 2001, 9). Таким образом, речь идет не только о жанре, но и о методе публицистического исследования действительности. Аналогичного мнения придерживается и А. Константинов. Соглашаясь с Робертом Грином относительно журналистского расследования как отдельного публицистического жанра, т.е. «материала, основанного, как правило, на собственной работе и инициативе на важную тему, которую отдельные лица и организации хотели бы оставить в тайне» (Константинов 2003, 12), он дает собственное определение данного понятия, которое характеризует его скорее как метод журналистской деятельности, т.е. «поиск, обнародование и исследование неких фактов, которые до поры до времени, находились вне поля общественного внимания» (Константинов 2003, 13).

А. Станько говорит о журналистском расследовании как о жанре, т.е. тексте, «автор которого всесторонне исследует негативное социальное явление, чтобы привлечь к нему общественное внимание и добиться объективной правовой оценки» (Станько, 2004, 8-9). К такому же мнению приходят Дж. Уллмен, Л. Шибаева, М. Шостак и др.

В сою очередь, ряд исследователей Н.В. Бергер, Д. Рэндалл и др. рассматривают журналистское расследование исключительно как особый вид или метод журналистской деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. Упомянутые противоречия в подходах к формулировке понятия «журналистское расследование» обусловлены, на наш взгляд, в первую очередь недостаточной степенью разработанности данной проблемы.

В конце XX века в нашей стране впервые стали появляться издания западных исследователей, посвященные истории, теории и методике проведения журналистского расследования за рубежом. Однако они оказались слабо адаптированы к современной журналистике России, которая долгое время существовала в жестких рамках цензуры. Поэтому на рубеже XX - XXI в.в. в России возникла необходимость подготовки отечественных специалистов, способных работать в данном направлении журналистики с учетом специфики нового политического и экономического положения в стране, а так же на рынке СМИ.

Значительный вклад в теорию и практику российской расследовательской журналистики внес руководитель Санкт -Петербургского Агентства журналистских расследований А.Д. Константинов, подготовивший первое учебное пособие, для журналистов -расследователей, работающих в России. В настоящее время издан ряд учебных пособий и научных работ, посвященных журналистскому расследованию, авторство которых принадлежит отечественным исследователям (Н.В. Бергер, А.И. Станько, А.А. Тертычный и др.), а так же

9 переведены на русский язык пособия по проведению журналистских расследований зарубежных авторов (М. Берлин, Дж. Уллмен и др.).

Однако, принимая во внимание относительную новизну названного направления журналистской деятельности для современной российской журналистики, противоречивые мнения теоретиков относительно жанровой принадлежности журналистского расследования, а так же степень научной разработанности вопросов, связанных с другими жанрами публицистики, мы не можем пока говорить о полной и всесторонней изученности данного вопроса.

Научная новизна диссертационной работы обусловлена тем, что впервые предпринята попытка систематизации основных теоретических данных по исследуемой проблеме с целью выявления специфики журналистского расследования и определения его места в понятийном аппарате теории журналистики.

Кроме того, выявление отличительных характеристик

расследовательских текстов позволяет повысить эффективность журналистской деятельности в плане всестороннего ориентирования читательской аудитории, что говорит о практической ценности настоящего исследования.

Теоретическая ценность работы заключается в возможности использования результатов работы при разработке курсов «Основы теории журналистики», «Основы творческой деятельности журналиста», «Дисциплины специализации» и др.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является изучение журналистского расследования как специфического вида журналистской деятельности и решение вопроса относительно его места в понятийном аппарате современной теории журналистики.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

10
«I 1) выделить специфические характеристики журналистского

расследования как особого направления журналистской деятельности;

  1. определить особенности литературного оформления результатов журналистского расследования;

  2. рассмотреть основные жанрообразующие факторы журналистского расследования и сравнить их с предметом, целями и методами исследования устойчивых форм жанров современной периодической печати.

Объект и предмет исследования Объектом настоящего исследования является журналистское расследование как феномен журналистской деятельности.

В качестве предмета исследования в нашей работе выступают жанрообразующие факторы и специфические характеристики журналистского расследования как метода исследования действительности и как результата журналистской деятельности.

В качестве эмпирической базы диссертационного исследования использовались публицистические тексты, выходившие с 1999 по 2004 год в еженедельных и ежемесячных газетах как центральных, так и региональных (Краснодарский край) и являющиеся результатом расследовательской деятельности журналистов. Сплошной выборке подвергнуто 20 текстов. Ее дополняют 150 репрезентативных фрагментов (всего свыше 100 печ. л.).

Методологической базой исследования служит системный подход, основанный на взаимосвязи филологических и философских категорий. Специально систематизируются признаки сходства и различия жанрообразуюших факторов журналистского расследования и устойчивых форм жанров периодической печати.

Для уяснения природы журналистского расследования значительной объяснительной силой обладают лингвистические категории. Отличие расследования от смежных феноменов соотнесено с понятиями «речевой цикл», поскольку у журналистского расследования эти циклы

характеризуются существенной языковой спецификой, и особенно с концептом «расследовательский символ». Последний отражает те единицы, которые выступают в качестве языковых носителей расследования как вида журналистской мыслительной деятельности, и соотносится с концептами «политический символ», «художественный символ», медийный образ и стереотип (о последних см.: Короченский 2004, 35-38). Существенным методологическим основанием служит философское понятие «контекстуализация проблемы», которое естественно соотносится с основной теоретической задачей, решаемой в работе. Исходя из понимания проблемы как «результата особого рода познавательной деятельности», стремимся реализовать следующее положение: «Контекстуализация проблемы представляет собой способ работы с проблемным знанием» (Касавин, 2004 19-32). Языковые единицы и связи в тексте и в контексте позволяют анализировать расследование как решение проблемного комплекса.

Убедительным примером такого подхода служит в теории журналистики представление правовых и смежных категорий именно «в системе журналистского текста» (Осташевский 2001, 364). При этом ученый, развивая концепцию научной школы Г.П.Немца, раскрывает закрепление языковыми единицами и связями журналистских феноменов: событий, их компонентов, точек зрения. Опора на данную концепцию в последнее время характерна для отдельных направлений науки о журналистике (см.: Сазонов 2004, 36-39).

Опора на указанный подход при решении поставленных задач связана и с филологическим образом мира, который, в частности, приводит к парадоксальному утверждению: «Жанры правят миром...» (Щукин 2004, 47-64 с опорой на акад. В.Н.Турбина).

Используются также элементы моделирования, превратившегося, по суждению Е.В.Ахмадулина, в общенаучный инструмент познания. Решаемые задачи обусловливают целесообразность пользоваться «критерием участия или неучастия того или иного феномена в создании системных свойств,

12 характера и степени этого участия» (Ахмадулин 2004, 17-26). Предложенное ученым обобщение может быть распространено на соотнесенность журналистского расследования и системы жанров.

Теоретическую базу исследования составляет ряд фундаментальных отечественных и зарубежных исследований в области теории журналистики, философии, психолингвистики и других научных дисциплин. Анализ структурной организации текстов журналистских расследований и исследование жанрообразующих факторов журналистики основывается на работах М.Н. Ким, Е.П. Прохорова, А.А. Тертычного, М.И. Шостак и др. Определение специфических характеристик журналистского расследования опирается как на исследования зарубежных авторов (М. Берлин, Д. Рэндалл, Дж. Уллмен и др.), так и отечественных ученых и журналистов практиков (А.Д. Константинов, А.И. Станько, А.А. Тертычный и др.).

Структура диссертационного исследования состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 205 наименований, списка источников материала и приложений.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Журналистское расследование является самостоятельным, отличным от других видом профессиональной деятельности журналиста.

  2. Журналистское расследование имеет ряд особенностей, характерных только для данного вида деятельности.

  3. При анализе эмпирического и теоретического материала выделяется определенное количество закономерностей, характерных для структурной организации любого произведения, являющегося результатом расследовательской деятельности журналиста.

4. Анализ жанрообразующих факторов устойчивых жанровых форм
периодической печати в целом и журналистского расследования в частности,
позволяет выделить его в отдельный аналитический жанр.

Особенности проведения журналистского расследования

Первичное расследование - это первоначальный этап работы журналиста - расследователя, который иначе можно определить как поиск информационного повода для начала расследования. В процессе первичного расследования журналист может преодолеть такую трудность расследовательской деятельности, как отсутствие четкого замысла расследования (см.: Тертычный, 309). С этой проблемой сталкиваются, в основном, начинающие журналисты - расследователи, которые только в общих чертах представляют себе какую-либо социально значимую проблему или знают, что какое - то происшествие или явление скрывается от общества, но точной информации относительно данного предмета исследования у них нет.

Процесс первичного расследования включает в себя обработку всей информации, доступной для каждого сотрудника любого средства массовой информации. К таким данным относятся, прежде всего, сообщения о событиях - пожарах, катастрофах, несчастных случаях, преступлениях -вызвавших широкий общественный резонанс и поступающих в редакцию через собкоров или информационные агентства. Подобные сведения можно обнаружить и среди сообщений других средств массовой информации.

При работе с публикациями других СМИ, А. Константинов рекомендует также обращать внимание на разделы рекламы и частных объявлений (см.: Константинов 2001, 115), прежде всего на те из них, содержание которых необычно или непонятно для рядового читателя. Пресс-релизы, законодательные акты, постановления и распоряжения местных органов власти - региональных или муниципальных - также могут содержать информацию, вполне способную заинтересовать журналиста -расследователя. Равно как письма или визиты читателей способны подтолкнуть к журналиста к началу расследования.

Ряд исследователей (М. Берлин, А. Константинов, А. Станько, А. Тертьгчный и др.) советуют начинать журналистское расследования с составления плана предстоящих действий. Как правило, такой план имеет следующую структуру: 1. Тема произведения и оценка ее перспективности. 2. Определение сложности предмета исследования, сроков работы и размера затрат на проведение расследования. 3. Выбор методов сбора информации. 5. Обработка результатов расследования. 6. Оценка возможных последствий появления публикации.

Основой журналистского произведения, его темой, как правило, становится проблема, на которую журналист натолкнулся в ходе предварительного расследования. М.Н.Ким, рассматривая данный вопрос, ссылается на мнение Е. П. Прохорова, который определяет проблемную сторону замысла журналистского произведения как «знание объекта, при котором есть "пустоты", допустимы противоречивые утверждения, возможна и даже необходима мысль о незнаемых связях и взаимодействиях, которые по-новому осветят уже полученное знание. И когда в замысле начинают выделяться тематическая и проблемная сторона, причем их столкновение порождает и намек на идейную сторону будущего произведения, тогда и возникает у публициста вопрос о "достаточности" его вооружения» (Ким 2001, 94).

Принимая во внимание, что в любой проблеме изначально заложено в лучшем случае, частичное незнание ситуации, с которой сталкивается журналист, перед ним возникает задача выдвижения целого ряда гипотез, призванных ликвидировать указанное незнание. Гипотеза как предположение о существовании каких-то явлений, причинах их возникновения и закономерностях их развития, определяется и как процесс мысли, заключающийся в построении определенного предположения и его доказательство. Гипотезы также могут включать в себя суждения журналиста по какому-либо вопросу, его представления о чем-либо, и предположения по поводу возникновения изучаемых явлений. Таким образом, замысел будущего произведения становится более определенным, а дальнейший поиск фактического материала - более целенаправленным. В ходе дальнейшего расследования, гипотеза может не подтвердиться или подтвердиться не полностью. Однако, выдвижение журналистом одной или нескольких гипотез, необходимо в процессе постановки проблемы, т.к. способствует конкретизации идеи будущего произведения.

Выделяя из замысла конкретную проблему, журналист должен выявить наиболее важный ее аспект и задачу, которая в первую очередь нуждается в решении. Для этого он анализирует проблемную ситуацию. По мнению Г. Лазутиной, «ситуация может нести в себе эту проблему, быть ее частью — и тогда она становится источником нового знания о проблеме (породивших ее причинах, неожиданных проявлениях и т.п.); ситуация может содержать в себе опыт решения проблемы, демонстрируя тем самым пути преодоления трудностей, испытываемых многими, — тогда она дает основания для сообщения об этом опыте; ситуация может быть конфликтной — показывая последствия своевременно не решенной проблемы, она становится поводом для урока, для анализа этих последствий и оценки поведения людей» (Ким 2001,64).

Анализ проблемной ситуации осуществляется путем ответа на следующие вопросы: 1) насколько актуальна рассматриваемая проблема? 2) что нового эта проблема приоткроет в изучаемом явлении? 3) какую практическую пользу принесет обществу решение данной проблемы? 4) какие пути возможны в ее решении? Перспективность темы исследования напрямую зависит от заинтересованности читателя в предмете расследования, то есть его социальной значимости. А. Константинов предлагает следующие критерии оценки перспективности темы (Константинов 2001,121): « Оцените ту информацию, которая уже была опубликована на эту и подобную ей темы. Много ли ваших предшественников ходило схожими тропами? Если вы беретесь за тему, на которую многие уже писали, ответьте себе на вопрос: сможете ли вы сказать что-то новое читателям? Имейте в виду, что читателей, прежде всего, интересуют обстоятельства, которые могут коснуться их лично или близких им людей. Обыватель любит истории из тайной жизни сильных мира сего».

Правовые основы журналистского расследования

Важнейшим требованием к журналисту, осуществляющему расследовательскую деятельность, является тщательная юридическая подготовка. Данное требование вытекает из такой особенности журналистского расследования, как предмет исследования, в качестве которого, как правило, выступают общественно опасные противоправные действия или бездействие, запрещенные российским законодательством, т.е. преступления.

Обладая предварительной информацией о совершении какого-либо преступления, журналист должен выявить конкретных участников преступного деяния; определить мотивы, побудившие их совершить преступление; установить социальные причины расследуемого действия; определить возможные последствия развития криминальной ситуации. При этом журналист должен точно знать, в чем именно заключаются преступность заинтересовавших его действий одного или нескольких лиц, то есть, как квалифицируются и квалифицируются ли вообще эти действия в Уголовном кодексе Российской Федерации. Такое знание позволяет журналисту более полно определить и довести до сведения аудитории масштабы, тяжесть и социальную значимость совершенного деяния, а так же избежать в дальнейшем возможного судебного преследования со стороны героев будущей публикации. Поэтому ниже мы приводим ряд квалификационных признаков различного рода преступлений, наиболее часто вызывающих интерес у журналистов - расследователей.

На основании существующих сегодня актуальных информационных потребностей аудитории, исследователями (Д.Рэндалл, А.И. Станько, А.А. Тертычный и др.) определяется круг тем, наиболее часто привлекающих внимание журналиста - расследователя. Это политические и экономические события, проявления коррупции, экологические, социально - бытовые происшествия и преступления, исторические тайны. На их основании выделяются следующие виды журналистского расследования:

1. Экономическое расследование. Объектом экономического расследования являются умышленные, как правило, экономические преступления (ст. 169 - 200 УК РФ). К ним относятся:

воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, т.е. неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно - правовой формы или формы собственности, а равно ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, если эти деяния совершены лицом с использованием своего служебного положения; или совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб.

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу экономической и, в частности, предпринимательской деятельности. Согласно ст. 2 Гражданского кодекса все граждане и юридические лица, независимо от организационно - правовой формы вправе заниматься предпринимательской деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Так глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц.

Указом Президента РФ от 8.07.1994г. утверждено Положение о порядке государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности (СЗ РФ, 1994, №11, ст. 1194). Регистрация осуществляется путем присвоения предприятию очередного номера в журнале регистрации поступающих документов и проставления специальной надписи (штампа) на первой странице (титульном листе) с наименованием регистрирующего органа, номера и даты регистрации устава предприятия, скрепляется подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.

Отдельными федеральными законами могут устанавливаться перечни видов деятельности, для занятия которыми необходимо получение специального разрешения (лицензии). Основным нормативным актом, содержащим указанный перечень, является Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 24.12.1994г. (СЗ РФ, 1995. №1, ст.69). В Российской Федерации отдельные виды деятельности осуществляются предприятиями, организациями и учреждениями независимо от организационно - правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензии -специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.

Основные подходы к построению текста журналистского расследования

Как отмечают Г.П. Немец и В.Ю. Яблонский, «суть термина «текст»... закреплена во многочисленных определениях текста, указывающих, в первую очередь, на его цельнооформленность и грамматическую специфику, зависящую от целевой принадлежности текста» (Немец, Яблонский 1999, 27). Для уяснения природы журналистского расследования значительной объяснительной силой обладает и лингвистический научный аппарат. Отличие расследования от смежных феноменов соотнесено с понятием «речевой цикл», поскольку у журналистского расследования эти циклы характеризуются существенной языковой спецификой.

Для его использования понятия речевого цикла при решении поставленных задач учитываем два аспекта: а) корреляцию с речевым актом; б) состав цикла.

Учитывая мнения исследователей публицистического дискурса (Караулов Ю.Н., Маслова Л.В., Немец Г.П.), можно говорить о том, что понятие «речевой цикл» определяется в корреляции с речевым актом.

Речевой цикл как единица сочетает определенную элементарность и членимость на компоненты. Именно компоненты речевого цикла в единстве с их организацией специфичны для журналистского расследования. Для расследовательских текстов характерны лексические (словесные) повторы. С одной стороны, в этом стандартном способе повторной номинации (наряду с синонимическим повтором, местоименной отсылкой) можно предположить

тавтологию, некоторую небрежность. Тем более что расследование часто несет на себе опосредованный отпечаток спешки, вызванной экстремальными условиями работы над материалом, особенно на начальных этапах. С другой стороны, повтор может объясняться позитивно - в связи с языковой спецификой расследования, как проявление расследовательского символа. Повторяемость можно объяснять и характерной для ряда символов установкой на «уплотнение реальности» (см.: Кондрашова 1998, 188).

Анализ не подтверждает первого предположения, а побуждает объяснить дублирование лексем (лексический повтор в узком смысле) и сочетаний (словесный повтор в широком смысле) принципиально другим обстоятельством. Это закономерная специфическая соотносительность словесного повтора с другими способами повторной номинации, вовлекающая его в сферу символа.

Как известно, «тексты ... публицистические обнаруживают стремление разнообразить наименования в потоке речи. Однако (...) отсутствие замен (при лексическом повторе) может повысить семантико-стилистическую напряженность текста и, следовательно, усилить его выразительность» (Валгина 2003, 53). Проиллюстрируем эту закономерность.

И тут как вихрь ворвался в эту приемную человек в черной шляпе, в хреновом потертом черном кожаном плаще, с черной густой бородой, с колючим взглядом, на ногах — черные же казаки... Весь в черном — этим и выделялся. Сзади него шли какие-то абреки, одетые тоже все единообразно. Когда он снял плащ —увидел кобуру. Вел себя как хозяин, к кому-то подходил, обнимал, громко по-чеченски разговаривал, что-то объяснял. Когда мы спросили, кто это, оказалось — Шамиль Басаев (Мд).

С помощью повтора единицы, носящей отрицательную смысловую нагрузку, автор не только нагнетает напряженность текста, но и придает выразительность описанию главаря бандитов /«полевого командира»/ -человека далеко не положительного.

В сходном нижеследующем случае напряженность текста увеличивается не только за счет дублирования лексем «убийца», «террорист» и «освобожден», но и при помощи чередования единиц, носящих агрессивную смысловую нагрузку с единицей «освобожден»:

В то время, когда чекистов фактически готовили к арестам, давние их клиенты — террористы и убийцы — предвкушали свое скорое освобождение. Так, убийца Ципинов, задержать которого удалось только силами отдела БТ, оказался крайне больным человеком, и есть сведения, что готовится его освобождение по медицинским причинам. (Пока эта книга готовилась к печати, Ципинов уже был освобожден. Однако, прожил на воле он недолго. Впрочем, не болезнь оказалась тому причиной, а убийство с неизвестными исполнителями.) Террорист Атажахов, которого брали в майкопской многоэтажке также сотрудники БТ, тот и вовсе уже свободно разгуливает по улицам родного города... На очереди еще один криминальный персонаж—уже упоминавшийся Сальбий Джаримов. Тоже уже освобожден (Вд).

Напряженность не вызывает читательского раздражения, отторжения -благодаря мастерству публициста. Повтор носит упорядоченный характер. Уравновешиваются два вида напряженности: «напряженность изложения в плане содержания - количество информации, получаемое читателем в единице формы; напряженность изложения в плане выражения - количество единиц формы, приходящихся на единицу информации» (Валгина 2003, 275).

Возникает определенное смысловое нагнетание. Оно распространяется на объекты социально-психологической сферы, допускающие неоднозначное истолкование, способные создать напряженность и уже этим служащие предпосылкой для расследования. (В отличие, например, от сфер пейзажа, погоды и т.п., которые сами по себе к расследованию не подталкивают).

Представим многократное именование соответствующих объектов на примерах различных смысловых групп. В следующем контексте III в различных предложениях наблюдается упорядоченный повтор нескольких слов и словосочетаний: «митинг», «участники митинга», «клиенты отдела по борьбе с терроризмом».

Жанрообразующие факторы журналистского расследования

Жанры в журналистике - это устойчивые типы публикаций, объединенные сходными формально-содержательными признаками (см.: Тертычный 2002, 12). В современной публицистике теоретики, как правило, выделяют следующие группы жанров: 1) информационные (или репортажные) жанры: заметка, информационная корреспонденция, некоторые разновидности отчета и интервью, блиц-опрос, репортаж, некролог и др. 2) аналитические (или статейные) жанры: статья, корреспонденция, обозрение, комментарий, обзор СМИ, рецензия, прогноз, отчет, интервью, опрос и др. 3) художественно - публицистические (или очерковые) жанры: очерк, заметка, фельетон, памфлет, эпитафия и др.

Признаки, по которым жанры объединяются в указанные группы, относятся к жанрообразующим факторам. Основными жанрообразующими факторами в журналистике являются цель и предмет, а так же методы исследования.

Целью любого журналистского произведения является информирование читателя, зрителя, слушателя о каких-либо проблемах, ситуациях, событиях, явлениях или процессах окружающей действительности, установление их причин и уровня значимости, прогнозирование их развития и возможных результатов, а так же всестороннее социальное ориентирование аудитории. Разнообразие целей, которые журналисты ставят перед собой при создании конкретных публикаций, предопределяет большое разнообразие качеств этих публикаций, а значит - создает основу для отнесения их в разные жанровые группы. Целевая установка журналистского творчества проявляется, прежде всего, в том или ином уровне детализации, глубины постижения связей отображаемого предмета и пр., приводящие к созданию своеобразных текстов, составляющих определенный жанр. Рассмотрим жанры современной периодической печати, с точки зрения их целевой установки: 1 .Информационные жанры. Целью всех информационных жанров является оперативное информирование читателя о каких-либо актуальных событиях, явлениях, процессах. Заметка. Цель заметки заключается в кратком информировании читателя о каком-либо событии, процессе или явлении, которое уже произошло или должно произойти. Информационная корреспонденция. Цель этого жанра - сообщить аудитории о каком-либо событии, явлении или процессе и его основных параметрах, выявить его общественную значимость, основные тенденции и пути дальнейшего развития. Информационный отчет. Целью информационного отчета является пересказ фактической стороны событий, совершающихся в форме обмена информацией. Информационное интервью. В качестве цели информационного интервью выступает информирование аудитории о сведениях, полученных от какого-либо лица по общественно - значимому вопросу. Блиц-опрос. Цель блиц-опроса - краткое извещение аудитории о существовании каких - либо мнений, суждений, предпочтений и т.п.. Репортаж. Цель репортажа заключается в создании «эффекта присутствия», т.е. возможности аудитории увидеть описанное событие глазами очевидца. Некролог. Цель некролога - информирование читателя о смерти какого - либо человека. 2. Аналитические жанры. Целью данной жанровой группы является более глубокое, по сравнению с остальными жанрами, исследование какой либо общественно значимой проблемы, выявление причин ее возникновения, прогноз развития и, по возможности, установление способов ее решения. Статья. Целью статьи является глубокое исследование актуальной для общества проблемы (Тертычный 1998, 57), определение социальной значимости рассматриваемых явлений, выявление закономерностей развития и причинно - следственных связей между ними, прогнозирование развития изучаемой ситуации, явления или процесса. Аналитическая корреспонденция имеет цель изучения какого-либо одиночного явления, его ценности и возможных путей развития. Обозрение нацелено на установление взаимосвязи между определенными событиями, произошедшими за определенный период времени, выявление их причин и социальной значимости; Комментарий. Цель комментария - оценка каких - либо известных уже событий, явлений или процессов. Обзор СМИ направлен на ознакомление аудитории с содержанием различных средств массовой информации и оценке этого содержания. Рецензия ставит перед собой цель выявления ценности для аудитории тех или иных произведений искусства, литературы, кинематографа, и т.п. в форме мнения компетентных в данных вопросах лиц. Прогноз имеет цель информирования читателя о будущем состоянии уже существующего явления. Аналитический отчет. Цель этого жанра - выявление взаимосвязи тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержавшихся в речах выступавших, с реальными проблемами, ситуациями, процессами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. Аналитическое интервью. Его целью является информирование аудитории о сведениях, полученных от какого-либо лица по общественно -значимому вопросу, более подробных, чем содержащихся в информационном интервью и (возможно) мнении журналиста по данному вопросу, представленном в форме комментария. Аналитический опрос ставит перед собой задачу подробного информирования аудитории о существовании каких - либо мнений, суждений, предпочтений и т.п. по одному и тому же общественно значимому вопросу.

3. Художественно - публицистические жанры. Цель художественно -публицистических жанров заключается в осмыслении общего, как совокупности единичных фактов и событий (Станько 2004, 46). Очерк. Ставит перед собой цель освещения определенного аспекта концепции человека или общественной жизни. Зарисовка. Цель зарисовки - описание имеющего самостоятельное значение эпизода жизни человека или события, зафиксированного в определенном месте в конкретный момент времени. Фельетон. Цель фельетона заключается в осмеянии какого - либо негативного факта, содержащего в гипертрофированном виде черты, типичные для явлений того класса, к которому он относится. Памфлет: Цель памфлета заключается в осмеянии какого - либо негативного процесса, явления или ситуации. Эпитафия: Целью эпитафии является информирование читателя о положительных сторонах и значимости умершего человека. Цель журналистского расследования заключается, прежде всего, в том, чтобы установить причину определенного явления, процесса, ситуации, обнаружить причины, приведшие к конкретным последствиям и дать им оценку. Однако, в отличие от остальных жанров, специфика журналистского расследования состоит в том, что эти общественно значимые явления, как правило, носят негативный характер и зачастую скрываются от общества. Т.е основной целью расследовательской журналистики, является раскрытие истинных причин и механизма раскрытия преступления, а так же разоблачение преступников. Так целью журналистских расследований становятся разоблачения коррупционеров, злоупотребляющих должностными полномочиями лиц, раскрытие причин различных экологических и техногенных катастроф и т.п. В идеале автор расследовательского материала, не ограничивается постановкой проблемы и ее самостоятельным исследованием, а предлагает какие-то варианты ответов на возникшие вопросы (например, автор рассмотренного нами в предыдущем параграфе материала «Конец света», предлагает читателю ознакомиться с возможной альтернативой уже имеющимся источникам энергии, стремительно теряющим свою эффективность).

В то же время очевидно, что цель журналистского расследования совпадает с целями статьи, в которой также могут освещаться негативные проявления общественной жизни. Однако журналистское расследование не затрагивает другие социально значимые проблемы, освещаемые в СМИ, т.е. мы можем говорить о специфике цели, которую ставит перед собой журналист, работающий в данном направлении. Кроме того, нельзя отрицать идентичность целей памфлета и фельетона, а так же схожесть целей репортажа и заметки, исторически признанных отдельными жанрами журналистики. Поэтому невозможно решить вопрос о жанровой принадлежности какой - либо публикации, основываясь только на цели, преследуемой ее автором, т.к. совпадение некоторых целей разных публикаций при наличии качеств «рожденных» в них другими жанрообразующими факторами, может придавать этим публикациям «родственные» черты, объединяющие тексты, относящиеся к разным жанровым группам (см.: Тертычный 2001, 45).

Похожие диссертации на Журналистское расследование и система жанров современной периодической печати в России