Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Завоевание информационного рынка Испании семьей Хосе Ортеги-и-Гассета 12
1.1. Хосе Ортега Сапата и Эдуардо Гассет-и-Артиме - родоначальники издательской династии 12
1.2. Семейные корни литературного дарования Хосе Ортеги-и-Гассета 30
1.3. Хосе Ортега-и-Гассет - журналист и издатель 35
1.4. Издательская деятельность семьи X. Ортеги-и-Гассета в современных условиях 48
Глава 2. Публицистические ресурсы творчества Хосе Ортеги-и-Гассета 56
2.1. Проблема публицистического отражения действительности в творчестве Хосе Ортеги-и-Гассета 56
2.2. Эссеистическая природа произведений Хосе Ортеги-и-Гассета 66
2.3. Стилистика публицистических работ Хосе Ортеги-и-Гассета 79
Глава 3. Социально-политическая проблематика в наследии Хосе Ортеги-и-Гассета 90
3.1. Хосе Ортега-и-Гассет об идейно-культурном движении испанской интеллигенции «поколение 1898 года» 90
3.2. Отражение социально-политических проблем современности на страницах эссе Хосе Ортеги-и-Гассета 104
3.3. Хосе Ортега-и-Гассет в общеевропейском гуманитарном пространстве 122
Заключение 138
Библиография 141
Приложения 151
- Хосе Ортега Сапата и Эдуардо Гассет-и-Артиме - родоначальники издательской династии
- Семейные корни литературного дарования Хосе Ортеги-и-Гассета
- Проблема публицистического отражения действительности в творчестве Хосе Ортеги-и-Гассета
- Хосе Ортега-и-Гассет об идейно-культурном движении испанской интеллигенции «поколение 1898 года»
Введение к работе
На мировой арене XX века было очень много выдающихся интеллектуалов, но одним из наиболее цитирующихся, без сомнения, является великий испанский публицист, журналист, философ, культуролог и политолог Хосе Ортега-и-Гассет. Ему, как никому другому, удалось подметить многие сущностные стороны социальных процессов, происходивших в мировом пространстве прошлого века, и отразить их в прессе своим неповторимым публицистическим стилем. Как описывал культурологическую и социальную роль обращения к великим персоналиям прошлого известный философ Соловьев Э.Ю., «это интерпретирующее вторжение прошлого может играть исключительную роль в условиях, когда в обществе затухает самокритика, а люди в массе своей просто перестают понимать, что они еще находятся в горниле далекой от завершения, негарантированной и драматичной истории»1.
Личный опыт X. Ортеги-и-Гассета и опыт его семьи могут служить образцом того, как должны действовать журналисты и издатели в современном таком изменчивом и непредсказуемом мире, каким всегда кажется мир его современникам. Каким предстает этот мир в публицистике, какие события освещает журналист, как личность художника слова формирует из потока фактов газетную или журнальную полосу - во многом определяется масштабом самой личности. Как говорит цитируемый нами автор, «журналисты констатируют событие даже до того, как оно свершилось, тем самым, внося свой вклад в его приход»2.
Деятельность X. Ортеги-и-Гассета приходится на время, к которому во многом приложимы наблюдения теоретика прессы: «На сегодняшний день газеты и журналы превращаются в систему собственного производства — в социальный институт, на равных участвующий в процессе продуцирования
1 Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. M.f 1991, с. 5.
2 Никитаев B.B. Пресса и журналистика в рамках культуры // Вопросы философии, 1998, № 2, с.75.
4 оперативной, фундаментальной и структурной информации для решения задач по обеспечению устойчивости социального организма и по выработке целей его развития»1. Семья Ортеги, семья профессионалов на ниве испанской журналистики, участвовала в этом процессе и влияла на те формы прессы, которые и сегодня являются характерными для нее.
Хосе Ортега-и-Гассет родился 9 мая 1883 года в Мадриде. В 1891 году маленький Ортега был отдан в иезуитский колледж Мирафлоресдель Пало, близ Малаги , «где его необычные, блестящие способности почти сразу привлекли внимание товарищей и наставников»3. В 1902 году Хосе Ортега-и-Гассет получил степень лиценциата4 по философии и языку Мадридского университета, а в декабре 1904 года защитил диссертацию «Ужасы тысячного года» о хилиастических5 настроениях во Франции эпохи раннего средневековья и породившей их исторической обстановке, получив докторскую степень. Ортега продолжил свое философское образование в Германии: Лейпциг (1905), Берлин (1906), Марбург (1906 - 1907, 1910-1911). С 1910 по 1936 гг. X. Ортега возглавляет кафедру метафизики факультета философии и языка Мадридского университета.
В 1930 году Хосе Ортега-и-Гассет основывает вместе со своими единомышленниками «Союз защиты республики». С 1936 по 1937 годы он активно выступает против фашизма. Вторая мировая война вынуждает эмигрировать Ортегу в Аргентину. Лишь в 1945 году он возвращается в Мадрид. Последние годы жизни философ проводит в португальской столице Лиссабоне. Вместе со своим учеником Хулианом Мариасом, Ортега-и-Гассет
1 Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М., 2003, с. 25.
2 Город и порт в Испании, на Средиземном море.
3 Фриндлер Г. Философия искусства и искусство философа // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия
культуры. M., 1991, с. 8.
Первая ученая степень в ряде стран Западной Европы и Латинской Америки, присваивается на 3 - 4 году обучения в вузе и дает право замешать должность преподавателя среднего учебного заведения.
Хилиазм - вера в «тысячное царство» Бога и праведников на земле, то есть осуществление мистически понятного идеала справедливости еще до конца мира. Термин обычно применяется к раннехристианским учениям, осужденным церковью в 3 веке, но возродившимся в средневековых народных ересях и позднейшем сектантстве.
5 основывает в 1948 году «Институт гуманитарных наук». Умер Ортега в Мадриде 18 октября 1955 года.
После себя Хосе Ортега-и-Гассет оставил большое публицистическое наследие, которое по праву относят к лучшим образцам мировой публицистики. Заявленные в них темы, яркие образы, ни на кого не похожий стиль - все это притягивало и до сих пор притягивает к ним читателей всего мира. Хосе Ортега-и-Гассет, будучи крупной фигурой в гуманитарном пространстве Испании, неоднократно оказывался в фокусе внимания исследователей, которые анализировали его творчество с разных сторон.
Актуальность данного научного труда обусловлена необходимостью рассмотрения особенностей публицистической деятельности Хосе Ортеги-и-Гассета как синтетического сплава раздумий философа, анализа культуролога, наблюдений журналиста, творящего в информационном пространстве современной ему Испании.
В России о публицистической деятельности Хосе Ортеги-и-Гассета знают довольно мало, хотя многим читателям знакомы такие его произведения, как «Восстание масс», «История как система», «Дегуманизация искусства». А между тем публицистика Ортеги-и-Гассета представляет собой уникальное явление не только в испанской, но и в мировой гуманитарной практике, а именно: человек энциклопедических знаний, с философским образованием избрал ареной своей деятельности прессу - исследование повседневности, анализ актуальных событий, журналистский комментарий явлений с глубиной социолога, культуролога.
В своих многочисленных публикациях он не только ставил проблемы, но и искал путь к их конструктивному решению. Это было особенно важно в самом начале XX века, когда перед Испанией стояло множество труднейших вопросов, требовавших срочного решения, поскольку речь шла о судьбе государства. Пресса в такой социальной ситуации является форумом, где
ставятся проблемы, в общественной дискуссии апробируются пути их решения.
Необходимо отметить тот факт, что в настоящее время многие страны мира находящиеся в процессе цивилизационных изменений, дискутируют социальные проблемы в парадигмах «государство - общество», «пресса — власть», «личность - массы», путь к пониманию и осмыслению которых стал для Ортеги самой жизнью.
Степень разработанности темы. В процессе работы над диссертацией автор обращался к научной литературе по теории и истории мировой и испанской журналистики, а также к различным отечественным и зарубежным*' исследователям, занимающимся изучением жизни и творчества Хосе Ортеги-и-Гассета. Среди работ российских авторов следует особо отметить такие, как П.П. Гайденко «Хосе Ортега-и-Гассет и его «Восстание масс», A.M. Гелескула «Собеседник жизни», О.В. Журавлева «Главная книга X. Ортеги-и-Гассета», СП. Мамонтова «Унамуно и Ортега в культуре испаноязычного мира», И.П. Петровского «Испания как метафора», Г.И. Фриндлера «Философия искусства и искусство философа»1. Испаноязычные исследователи представлены такими именами, как X. Борель «Знакомство с Ортегой-и-Гассетом», X. Мариас «Рядом с Ортегой», М. Ортега Спотторно «Ортега-и-Гассет - мой отец», X. Ортега Спотторно «Семья Ортега», У. Пиньера Льера «Унамуно и Ортега-и-Гассет», Р. Сенабре Семпере «Язык и стиль Ортеги-и-Гассета»2 и многие другие.
Отметим также тех авторов, которые непосредственно занимались исследованием творчества X. Ортеги-и-Гассета в жанре диссертационной
1 Гайденко П.П. Хосе Ортега-и-Гассет и его «Восстание масс» // Вопросы философии, 1989, № 4;
Гелескул A.M. Собеседник жизни // Ортега-и-Гассет X. Камень и небо. М., 2002; Журавлев О.В. Главная книга
X. Ортеги-и-Гассета// Ортега-и-Гассет X. Размышления о «Дон Кихоте». С-П, 1997; Мамонтов СП. Унамуно и
Ортега в культуре испаноязычного мира // Латинская Америка, 2000, № 3; Петровский И.П. Испания как
метафора // Ортега-и-Гассет X. Этюды об Испании. Киев, 1994; Фриндлер Г.М. Философия искусства и
искусство философа//Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
2 Borel J. Introduccion a Ortega у Gasset. Madrid, I960; Marias J. Acerca del Ortega. Madrid, 1959; Ortega
Spottorao M. Ortega у Gasset, mi padre. Barcelona, 1991; Ortega Spottomo J. Los Ortega. Madrid, 2002; Pinera
Llera H. Unamuno у Ortega у Gasset. Monterrey, 1965; Senabre Sempere R. Ler.gua у estilo de Ortega у Gasset.
Salamanca, 1964.
7 работы. Среди них выделяется М.А. Сильва-Вега, который посвятил свою работу исследованию журналистской деятельности Ортеги в журнале «Эль Эспектадор» (исп. «El Espectadon> - «Наблюдатель»). Другие авторы, такие как Е.В. Деревянко, О.В. Журавлев, Л.К. Куличенко, X. Монтон Феррер, В.А. Одиноченко, - анализировали философские и социологические доктрины Ортеги1.
Научная новизна работы состоит в привлечении и включении в научный оборот большого пласта раннее неисследованных источников; а также в том, что впервые в истории отечественной журналистики прослеживается журналистская и издательская деятельность не только самого Хосе Ортеги-и-Гассета, но и всей его семьи; дается комплексный анализ публицистических произведений Ортеги с учетом их жанровых и стилистических особенностей.
Целью предпринимаемого исследования является анализ истоков публицистической деятельности Хосе Ортеги-и-Гассета, социально-политического контента его произведений и их жанрового своеобразия.
Для достижения цели работы в диссертации были поставлены следующие задачи:
ввести в научный оборот новые источники, посвященные становлению и развитию испанской публицистики XX века, а также связанные с жизнью и деятельностью семьи Хосе Ортеги-и-Гассета;
проанализировать процесс завоевания информационного пространства Испании семьей X. Ортеги-и-Гассета в период с XIX по XXI века;
- выявить особенности жанрового своеобразия публицистических
произведений Хосе Ортеги-и-Гассета;
- раскрыть сущность его неповторимого публицистического стиля;
1 Сильва-Вега М.А. «EI Espectador» Хосе Ортеги-и-Гассета как журнал одного автора: Дис. канд. филолог, наук. - М., 2001; Деревянко В.Е. Аристократическая версия общественного идеала в социологии Хосе Ортеги-и-Гассета: Автореф. дис. канд. соц. наук. - М., 1992; Журавлев О.В. Философия «жизненного разума» Хосе Ортеги-и-Гассета как социально-этическая доктрина: Автореф. дис. канд. филос. Наук. - Л., 1972; Куличенко Л.К. Критика концепции общественного развития социальной философии Хосе Ортеги-и-Гассета: Автореф. дис. канд. филос наук. - М., 1973: Монтон Феррер X. Концепция «жшненного разума» в философском учении Хосе Ортеги-и-Гассета: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 1989; Одиноченко В.А. Концепция культуры Хосе Ортеги-и-Гассета: Автореф. дис. канд. филос. Наук. - Минск, 1990.
- показать разнообразие публицистического наследия X. Ортеги-и-
Гассета;
- дать анализ социально-политической проблематики его произведений;
- определить влияние, место и роль Хосе Ортеги-и-Гассета в
современной публицистике испаноязычного мира.
Объектом данного исследования являются публицистические произведения Хосе Ортеги-и-Гассета.
Предметом исследования выступают особенности публицистических произведений Ортеги, рассмотренные в контексте биографии автора и его семьи, испанской и мировой истории и культурных традиций XX века, а также с точки зрения их жа'нровых своеобразий и стилистических особенностей.
Теоретико-методологической основой служили принципы
историографии, источниковедения и анализа литературных текстов с их требованиями объективности исследования, достоверности фактического материала, достаточности оснований для выводов. Основными методами, которые мы использовали в своей работе, являются: историко-литературный, описательный, концептуальный авторский подход.
На защиту выдвигаются следующие положения:
Завоевание информационного рынка Испании семьей Хосе Ортеги-и-Гассета началось с XIX века. Члены этой семьи смогли точно оценить ситуацию и выработать приемы и способы по привлечению читательской аудитории и завоеванию престижа издаваемых ими журналов и газет.
Ортега сумел создать целый ряд периодических изданий, отражающих интересы того времени и сделать их ведущими периодическими изданиями. Благодаря его активной издательской деятельности испанцы познакомились с работами лучших зарубежных ученых.
3. В своих эссеистических произведениях Хосе Ортеги-и-Гассета
выработал особую «драматическую технику» эссе: соединение анализа
проблемы с лирическими отступлениями и прямыми апелляциями к читателю.
9
Хосе Ортеге-и-Гассету удалось создать свой неповторимый индивидуальный
стиль, сочетающий в себе простоту изложения и красочный язык. В его
' произведениях очень много метафор и большое количество образов.
4. Хосе Ортега-и-Гассет оставил после себя большое публицистическое
наследие, затрагивающее разнообразные стороны общественной, политической
и культурной жизни общества, глобальные проблемы современности.
5. Информационное гуманитарное пространство Испании и в целом
испаноговорящего мира и сегодня освещено личностью Ортеги; его творческое
кредо разделяется его последователями.
Научная и практическая значимость исследования определяется, в первую очередь, введением в историю журналистики многогранной личности Хосе Ортеги-и-Гассета с акцентом на ранее неизвестные российской научной общественности грани его творчества.
Кроме того, изучение журналистской и публицистической деятельности Ортеги в рамках концепции автора позволяет сопоставить по определенным параметрам сегодняшнее состояние журналистики на информационном рынке Испании, а также Латинской Америки.
Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания истории зарубежной журналистики и публицистики, теории ряда жанров журналистского творчества, в подготовке журналистских кадров.
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и 4-х приложений.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определены предмет, цели, задачи, методология работы, характеризуется новизна и актуальность диссертации, ее научно-практическое значение.
В первой главе «Завоевание информационного пространства Испании
семьей Хосе Ортеги-и-Гассета» прослеживается история покорения испанского
0ft информационного рынка семьей Ортеги-и-Гассета, начиная с XIX века и
заканчивая XXI веком. Необходимо отметить, что подобное исследование
деятельности семьи Ортеги производится впервые в истории отечественной журналистики.
Вторая глава «Публицистические ресурсы творчества Хосе Ортеги-и-Гассета» посвящена рассмотрению особенностей публицистических произведений Ортеги, их жанрового своеобразия и стиля.
В третьей главе «Социально-политическая проблематика в наследии Хосе Ортеги-и-Гассета» речь идет о содержании основных публицистических произведений Хосе Ортеги-и-Гассета, причем некоторые из них еще никогда не были переведены на русский язык.
В заключении подводятся основные итоги исследования, сделаны обобщающие выводы и рекомендации.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены на заседаниях кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН); в выступлениях на научно-практических конференциях «Актуальные проблемы современной журналистики» и «300 лет российской журналистики» в РУДН в 2002 - 2003 годах; на научно-практической конференции «Журналистика. Реклама. Связи с общественностью» в Воронежском государственном университете в 2003 году; на международной научно-практической конференции «Журналистика в 2003 году: обретения и потери, стратегии развития» в Московском государственной университете им. М.В. Ломоносова в 2004 году; а также при чтении автором курса «История зарубежной журналистики» на филологическом факультете РУДН. Результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Публицистическая деятельность Хосе Ортеги-и-Гассета //
Журналистика и общество. Альманах кафедры теории и истории журналистики
филологического факультета РУДН. - 2002, № 2. - С. 84 - 93.
2. Социально-политические проблемы Испании на страницах журнала
«Новая и новейшая история» // Журналистика и общество. Альманах кафедры
теории и истории журналистики филологического факультета РУДН. - 2003, №3.-С. 74-79.
Хосе Ортега Сапата и Эдуардо Гассет-и-Артиме - родоначальники издательской династии
К моменту появления на испанском информационном рынке издательской династии семьи Хосе Ортеги-и-Гассета Испания, несмотря на все ее многочисленные достижения и завоевания, неизменно отставала от других мировых держав в развитии прессы. «Причины этой отсталости испанской прессы следует искать, прежде всего, в тяжелых политических условиях. Постоянные неурядицы и волнения, отсутствие самодеятельности и духа предприимчивости в населении и другие тому подобные условия делали невозможным нормальное государственное развитие, разоряли страну и препятствовали распространению просвещения в народе»1. Напомним, что в XV веке в стране были учреждены Духовное управление и святая инквизиция для борьбы с иноверцами. В одном лишь XIX веке Испания была оккупирована Наполеоном, пережила две карлистские войны и воевала с США, потеряла почти полностью свои колонии. В это же время в стране произошли пять незавершенных буржуазных революций . «Каждая революция XIX века вносила что-то новое, свое, оригинальное в политическое развитие общества в целом, испанской литературы и журналистики в частности, подводила к необходимости осуществления культурных преобразований и коренных социальных реформ, радикальных трансформации общества»3. Как отмечают историки, «клир, завязнувший в средневековых воззрениях, искони державший печать в железных тисках церковной цензуры, с неумолимой строгостью преследовал неугодные ему газеты и не останавливался даже перед применением к ним высшей церковной кары — интердикта»1. Необходимо отметить, что нормативная база испанской журналистики всегда была основана на двух критериях: предварительной цензуре и системе законов, которые регулировали СМИ. До 1808 года в Испании предварительной цензуре подвергались все рукописные произведения. В 1502 году Католические короли Фердинанд и Изабелла послали письмо владельцам типографий и продавцам книг, в котором говорилось о том, что все тексты должны быть подвергнуты предварительной цензуре. За невыполнение этого требования все, кто принимал участие в создании того или иного печатного издания, признавались непригодными для своего дела. В мае 1805 года был издан королевский указ, действовавший до 1833 года, в котором в частности говорилось следующее: «- Король оставляет за собой право предоставления лицензий; - Судебная палата прессы независима от других институтов»2. В 1812 году Кадисская конституция провозгласила свободу слова. Данная конституция состояла из 334 статей. Она провозглашала Испанию конституционной монархией, гарантировала ряд демократических, антифеодальных законов, таких как свободу слова и печати, уничтожение сеньориальных прав и привилегий, упразднение инквизиции. «Ее основным пунктом было провозглашение принципа верховенства народа. Конституция содержала такие слова: «Испанская нация свободна. Она не есть и не может быть наследием никакой фамилии и никакого лица.... Носителем верховной власти по существу является нация, которой поэтому принадлежит исключительное право устанавливать основные законы»1. Первая испанская газета в современном значении этого слова появилась » в 1661 году в Мадриде под названием «Гасета де Мадрид» (исп. «Gaceta de Madrid» - «Мадридская газета»). Она была создана по инициативе правительства и предназначалась для его надобностей. 2 июня 1837 года был издан указ о превращении этой газеты в официальный правительственный орган. В XIX веке в Испании появляется ряд газет, которые, по мнению испанского исследователя Джозефа Франциска Валлса, можно разделить на три группы: а) «либеральные» (отвечали политико-реформистским, революционным интересам); б) «офранцуженные» (возникли под влиянием французских просветителей, отражали слабость капиталистических отношений в стране, защищали политику, проводимую Францией в Испании); в) «рабские» (высказывались в пользу антиреформ, отличались от других периодических изданий того времени плохим техническим оформлением) . К сожалению, Валлс не приводит примеров периодических изданий относящихся к данным группам. Интересна другая классификация, составленная Альбертом Хилем Новалесом. Он выделил пять видов изданий:
Семейные корни литературного дарования Хосе Ортеги-и-Гассета
Традиция основателей издательской династии семьи Хосе Ортеги-и-Гассета была продолжена его отцом - Хосе Ортегой Мунильей (1856 - 1922), который был известным писателем и журналистом, членом Испанской Королевской Академии Наук. К сожалению, до настоящего времени никто из российских исследователей не пытался проанализировать деятельность этого человека. Мы попытались исправить данное положение и рассмотреть основные моменты творчества Ортеги Мунильи. Литературный талант проявился у него очень рано. В 10 лет Хосе Ортега Мунилья получил премию - том «Дон Кихота» Мигеля де Сервантеса, учрежденную епископом города Куэнки Пайа-и-Рико, за небольшое сочинение. Необходимо отметить, что он всю жизнь читал Сервантеса. В предисловии к одной из своих книг он написал: « С восьми лет я начал читать «Дон Кихота». Я чувствовал огромную боль из-за потери матери1 и находил утешение, находясь в доме кабальеро в Верде Гаване» . Ортега Мунилья также привил любовь к этому писателю своему сыну Хосе Ортеге-и-Гассету. В честь него великий испанский философ назвал своего старшего сына Мигеля, который родился в немецком городе Марбурге: «Он родился в цветущем мае в день святого Германа. По этой причине я назвал его Мигелем Германом. Мигель - это... имя одного моего старого знакомого, одного истинного и бедного испанца, который путешествует по дорогам мира, пряча под учтивой улыбкой самое больное сердце.... Но вы, наверное, знаете, кто он: этот Мигель — Мигель де Сервантес»1. Свои произведения Хосе Ортега Мунилья очень часто писал на социально значимые темы, за что некоторые исследователи его творчества считали его приверженцем Э. Золя и обвиняли в натурализме. Все свои творення Ортега Мунилья называл испанским словом «реласьонес» (исп. «relaciones» - «рассказ», «повествование», «сообщение»). Его «relaciones» очень интересны по своей структуре. Как считает исследователь творчества отца Ортеги-и-Гассета Руф Шмидт, «Ортега Мунилья писал свои произведение наспех и, похоже, что никогда не исправлял написанного. Его произведения, или большая часть из них, похожи на выводы, иногда на схему...»2. Тот же ученый разделил все литературные произведения, написанные Хосе Ортегой Мунильей, на три группы: 1) Сентиментальные повести (1879 - 1880): «Цикада» (1879), «Лусио Треллес» (1879), «Сестра Лусила» (1880). 2) Реалистические повести (1880 - 1887), в которых автор порывает с сентиментализмом и развивает реализм «поколения 68 года»: «Дон Хуан Соло» (1880), «Поезд прямого следования» (1880), «Глубь туннеля» (1881), «Нахлебник» (1883), «Вакханалия голода» (1884), «Клеопатра Перес» (1884), «Печальный роман» (1887). 3) Декадентские повести и полный отход от реализма (1895 - 1918): «Живая и мертвая» (1895), «Фратеретто» (1914), «Темное сукно» (1914), «Тряпочка» (1914), «Сеньорита Сисниега» (1918)1. Свои первые шаги в журналистике Хосе Ортега Мунилья начал в газете «El Tiempo», в которой работал его отец Хосе Ортега Сапата. Затем он перешел работать в газету «Ла Иберия» (исп. «La Iberia» - «Иберия»), где уже в совершенстве овладел журналистской профессией. «La Iberia», - как он сам говорил, - была тогда в Испании единственной и неповторимой газетой. Дон Пракседес, который являлся в то вре мя редактором старейшего печатного органа прогрессистов, передал в одной знаменитой фразе то, что представляла собой редакция: «Объездка новых журналистов». [...] И это было действительно так. Объездка гениев, только что выброшенных на арену, школа без учителей, доктринер без доктрины. Возможно, что, если бы я не попал в редакцию «La Iberia», мне не хватило бы душевных сил в моей карьере писателя и журналиста. Там я научился основам искусства, которое уже потеряно, и которое состоит не в том, что надо писать хорошо или плохо, а в том, чтобы угадывать настроение публики и выбирать среди повседневных происшествий нужное»2. В редакции этой газеты Ортега Мунилья познакомился с Мигелем Мойей. Вместе они основали два журнала-однодневки: литературный «Ла Линтерна» (исп. «La Linterna» - «Фонарь») и посвященный бою быков «Эль Чикланео» (исп. «El Chiclaneo»). Затем он сотрудничал в различных ежедневных газетах и журналах: был театральным критиком в журнале «Ревиста де Эспанья» (исп. «Revista de Espana» - «Испанский журнал»); работал в газете «El Imparcial» военным репортером, но не справился с этим и весной 1878 года стал штатным сотрудником газеты «Лос Дебатес» (исп. «Los Debates» - «Дебаты»). Именно в этой газете ему удалось впервые опубликовать свое произведение «Цикады»
Проблема публицистического отражения действительности в творчестве Хосе Ортеги-и-Гассета
Излюбленным жанром Хосе Ортеги-и-Гассета была «своеобразная публицистика - философские импровизации по самым разным, порой случайным поводам»1. Данное определение неслучайно, ведь в журналистике, при всей значимости информационных, научных и художественных произведений, ведущее место занимают произведения публицистического типа творчества. И это понятно: публицистика как тип творчества возникла для формирования общественного мнения, а взаимодействие с общественным мнением является основной задачей журналистики. Учитывая тот факт, что публицистика в той или иной мере и форме несет информацию, связанную с мировоззрением, миросозерцанием и историческим сознанием, можно с уверенностью утверждать, что ее роль для журналистики оказывается тем более значимой. Заметим, что публицистические произведения Ортеги всегда затрагивали какую-либо злободневную проблему и помогали читателям ориентироваться в окружающей действительности. Исследованием проблемы возникновения и развития теории публицистики занимались такие отечественные ученые, как В.М. Горохов, Е.П. Прохоров, А.А. Тертычный, В.В. Ученова, М.С. Черепахов. Среди испаноязычных исследователей теории публицистики выделяются Мартин Алонсо, Франсиско Айяла, Офелия Ковачи. Публицистика (лат. «publicus» - «общественный, народный, публичный») как тип творчества «сопровождает» всю историю человечества (беря начало в синкретизме мышления и форм словесного общения в первобытном обществе). По мнению В.В. Ученовой, публицистический тип воздействия на общественную жизнь имел место еще «в древности, но он воплощался устным словом - ораторским искусством. Только устное слово до изобретения печатного станка могло обеспечить эффективность единовременной массовой «отдачи» аудитории»1. Само слово «публицистика» вошло в употребление в России в первой половине XIX века. В журналистике понятие «публицистика» до сих пор трактуется по-разному. Одни ученые называют публицистикой произведения на общественно-политическую тематику; другие — массово-политические тексты; третьи - полемически острые произведения и литературно-художественную критику; четвертые — статейные жанры журналистики, кроме очерков и репортажей. Вообще же в публицистике, как типе творчества, принято выделять следующие особенности: - воссоздание целостной панорамы современности, как момента перехода из прошлого в будущее; - осмысленный субъективно-личностный характер (факты и мнения о них); - установка на «другое» мнение: отсюда осмотрительность в суждениях (частое употребление выражений типа: «по-видимому», «возможно», «кажется»); - целостное рассмотрение явлений действительности (учет политических, социологических, этических и философских подходов к ситуациям жизни); - синкретизм (одновременное использование научных, рационально- понятийных, художественных и эмоционально-изобразительных средств); - многообразие жанровых форм: репортажные (заметка, отчет, интервью, репортаж), статейные (корреспонденция, статья, комментарий), очерковые (очерк, эссе, фельетон)2. В произведениях X. Ортеги-и-Гассета мы действительно находим описание современных событий, происходящих в обществе, размышление о путях выхода из сложившейся ситуации, учет политических, социологических, этических и философских подходов (наглядным тому примером служит его эссе «Восстание масс»); одновременное использование различных изобразительных средств (эссе «Я вижу Бога»). Что касается жанров, то основным жанром Ортеги всегда было эссе. Следует иметь в виду, что публицистика, таким образом, представляет текущую действительность, что содержащиеся в ней обобщения способны формировать мировоззрение читателей, оставляя след в историческом сознании общества. Это, несомненно, отвечает размышлениям Ортеги-и-Гассета о судьбах современной цивилизации. Ведь многие из его идей влияли, влияют и будут продолжать влиять на мировоззрения многих поколений читателей не только испаноязычных стран, но и всего мира в целом. Являясь основным типом творчества в журналистике, публицистика неизбежно оказывает влияние на произведения других его типов. Это проявляется в них как публицистичность, то есть «такое свойство художественного произведения, научного сочинения, исторического трактата, записок мемуариста, политического документа, которое проявляется с содержательной стороны как вторжение в текст суждений о соотносимых с темой явлениях и проблемах современности, ее событий и персонажей, когда в произведениях звучит голос современности, прочитывается «злоба дня», ставятся и решаются вопросы, волнующие общественное мнение. Публицистичность проявляется как вторжение духа времени, как открытость автора произведения для вопросов дня»1. В.М. Горохов считает, что генеральной функцией публицистики является общественно-политическая практика . Другой отечественный исследователь, Е.П. Прохоров, убежден в том, что она выполняет в обществе две функции: социально-педагогическую и информационно познавательную1. Пресса, как воплощение мыслей и чувств народа, его самобытной политики, - это деятельность общественного самосознания, которая неосуществима без средств массовой коммуникации, без публицистики. Публицистика является подсистемой политики и общесоциального управления. У них сходная цель - воздействие на общественные процессы, и сходный способ - актуальное обращение к массовой аудитории. Публицистика способствует регулированию общественных процессов путем распространения образцов политического поведения. Она воздействует на обыденное сознание и формирует массовое сознание во имя политического массового действия.
Хосе Ортега-и-Гассет об идейно-культурном движении испанской интеллигенции «поколение 1898 года»
Хосе Ортега-и-Гассет оставил после себя большое публицистическое наследие. Его произведения затрагивают разнообразные темы. Наиболее интересными, на наш взгляд, являются работы и письма Ортеги, посвященные представителям «поколения 1898 года» и социально-политической тематике.
С детства Хосе Ортега-и-Гассет общался со многими представителями «поколения 1898 года»1, которые часто посещали дом его родителей. Под «поколением 1898 года» принято понимать «широкое идейное и культурное движение в среде испанской интеллигенции, возникшее в результате осознания глубокого кризиса испанского буржуазно-помещичьего государства на рубеже веков»2. Напомним, что в конце XIX века усиливается проникновение американского капитала и других держав в испанские колонии. Роль самой Испании в ее колониальньпс владениях значительно падает. Еще в 1895 году развернулась освободительная война на Кубе, а в 1896 - на Филиппинах. В апреле 1898 года США под предлогом освобождения Кубы начали войну с Испанией. 10 декабря этого же года потерпевшая поражение Испания была вынуждена заключить мирный договор, согласно которому острова Куба, Пуэрто-Рико, Гуам переходили под контроль США. Филиппинский архипелаг стал собственностью страны-победительницы, которая обязалась выплатить Испании 20 миллионов долларов. Поражение в войне стало для Испании ошеломляющим и положило конец ее притязаниям на роль великой державы. По этому поводу и высказались представители «поколения 1898 года», заявив, что страна должна отказаться от претензий на мировое господство и взять новый курс.
К числу представителей «поколения 1898 года» относят деятелей литературы, искусства и ученых. Среди них особенно хотелось бы отметить таких выдающихся людей, как Пио Бароху, Анхеля Ганивета и Гарсию, Мигеля де Унамуно, Асорина, Рамиро де Маэсту, Хасинто Бенавенте, Рамона дель Валье-Инклана, Антонио Мачадо, Хуана Рамона Хименеса, философа, теоретика искусства и публициста Хосе Ортегу-и-Гассета.
Они никогда не составляли единой сплоченной группы, а все их совместные начинания терпели неудачи. С самого начала в общественных идеалах и философских воззрениях, представлениях об искусстве и творческих устремлениях его представителей было немало существенных различий, но, тем не менее, для них были характерны и общие черты. Они все вместе выступали в общественно-политической жизни против некомпетентности стоящих у власти; мошенничества, семейственности, деспотии, пустословия, бесконечных ссылок на завтрашний день; парламентского вранья, разграбления казны и использования служебного положения в личных целях; фальсификации итогов выборов, распределения постов среди богатых людей и повсеместного распространения бюрократии1.
Многие исследователи считают «поколение 1898 года» не только идейным движением, но и особым литературным направлением, которое взаимодействовало с другими направлениями, существовавшими в испанской литературе: критическим реализмом и модернизмом. У писателей «поколения» были некоторые общие эстетические особенности, такие как: отказ следовать по пути писателей критического реализма XX века; предпочтение поэтических и драматических жанров; введение в области прозы жанра лирико-философского эссе.
Хосе Ортега-и-Гассет посвятил целый ряд своих эссе представителям этого поколения. Предлагаем вашему вниманию лишь некоторые из них, рассказывающие о жизни и творчестве Хоакина Косты, Мигеля де Унамуно, Анхеля Марии Ганивета, Рамона дель Валье-Инклана, Пио Барохи.
Хоакин Коста1. В своем эссе «Живое наследие Косты», которое было опубликовано 20 февраля 1911 года в газете «El Imparcial», Ортега-и-Гассет пытается разобраться, что представлял собой этот мыслитель, кем он являлся для Испании. Ортега убежден в том, что мало кто из испанцев читал труды Косты и пытался анализировать их. X. Коста был эрудитом, но не ученым. Ортега-и-Гассет подчеркивает необходимость изучения его идей о положении дел в Испании и о путях ее европеизации. Сам Ортега всегда ратовал за европеизацию Испании.
Данным вопросом интересовались мыслители, принадлежавшие к «поколению 1898 года», которые вели так называемый, «большой спор» об Испании. Одни высказывались в пользу европеизации страны, за счет более полного развития капиталистических отношений. Другие, наоборот, считали, что Испания имеет свой собственный путь развития, отличный от европейского. Например, Унамуно и Ганивет активно обсуждали эту проблему в своих письмах, изданных в 1912 году под общим названием «Будущее Испании». Так, М. Унамуно, как и X. Коста ратовал за европеизацию Испании. «Он исходил из того, что выход из кризиса для Испании лежит в следовании странам Западной Европы, т.е. прежде всего, в развитии материальной сферы жизни человека. Ганивет всегда отрицательно относился к западной цивилизации, и не только потому, что считал невозможным унификацию обществ под единый эталон, справедливо полагая, что каждая нация в силу лишь ей присущих черт исторического развития должна идти своим путем»1. А. Ганивет считал, что у его страны есть два выхода из создавшейся ситуации: либо подчиниться Европе, либо создать собственный путь, способный противостоять европейскому.