Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Этапы становления частной журналистики в Таджикистане 12
I.1. Возникновения и развития частной прессы в Средней 12
I.2. Новый период становления частной журналистики в Таджикистане .31
Глава II.Формат и технологические особенности частных журналов в Таджикистане 79
Глава III. Жанрово-тематические особенности частных журналов 116
111.1. Тематические особенности негосударственных журналов 117
111.2. Жанровая палитра частных журналов .129
Заключение 154
Список литературы
- Возникновения и развития частной прессы в Средней
- Новый период становления частной журналистики в Таджикистане
- Тематические особенности негосударственных журналов
- Жанровая палитра частных журналов
Введение к работе
Актуальность темы. Журналистика во все времена являлась не только определяющим средством для пульса времени, но и воздействующим фактором во всех общественных процессах. Журналисты как правители и политики всегда принимали активное участие в решении проблем общества. Каждая страна имеет свои характерные условия, от которых зависит появление и становление ее системы средств массовой информации. Если рассмотреть историю возникновения журналистики в Центральной Азии, то первые газеты и журналы появились как официальные печатные органы в Туркестанском крае и как частные издания в Бухарском эмирате. Какие факторы повлияли на появление частной прессы в регионе, как она развивалась, все эти вопросы являются актуальными для отечественной журналистской науки.
Частная пресса является древнейшим видом средств массовой информации. В то же время она выступает в качестве средства для определения уровня готовности господствующей системы к появлению и распространению инакомыслия. Она также определяет, какие условия созданы для плюрализма мнений в обществе. Исследование данной темы в условиях Центральной Азии на примере Таджикистана способствует выявлению особенностей появления и становления периодической печати в дореволюционный период, причин исчезновения частной прессы в советскую эпоху, а также ее возрождения накануне распада СССР. Анализ содержания и формата частных печатных изданий поможет выявлять концепцию периодической печати каждого рассматриваемого периода. Актуальность исследования данной темы заключается еще и в том, что сравнительный анализ официальной и частной прессы может показать уровень соответствия идеологии государства с интересами общества и ситуацию со свободой слова в стране. В нашем исследовании анализ частных печатных изданий в каждом историческом периоде и каждой типологической группе приобретает особое значение.
Степень изученности темы. К сожалению, до сегодняшнего дня такие вопросы, как предпосылки возникновения, этапы развития или причины упадка частной журнальной периодики, как неотъемлемая часть таджикской периодической печати, еще не стали объектом глубокого научного анализа со стороны отечественных ученых и исследователей в сфере журналистики. Однако известно, что в произведениях С. Айни и его ученика Р. Хашима отмечаются некоторые вопросы создания журналов и газет в республике. Также данная тема частично рассмотрена и затронута в трудах и статьях исследователей таджикской журналистики, таких как В.М. Асрори, И.К. Усмонова, Д. Давронова, П. Гулмуродзода, А.С. Садуллаева, М. Муроди, М.А. Абдуллаева, Дж. Мукима, А. Азимова, К. Шарифзода, С. Гулова, и др. Отдельные таджикские журналы, в том числе частные, исследованы также в научных трудах историков - З.Ш. Раджабов, М.Р. Шукуров, М. Бобохонов, У. Гаффоров, литературоведов – Х. Мирзозода, М. Шакури, А. Маниёзов, С.Ш. Табаров, А. Набави и др. В своей книге З.Ш. Раджабова «Из истории социального и политического мышления таджикского народа в конце XIX и начале XX веков», М.Р. Шукурова «История культурной революции в Таджикистане» и А. Маниёзова «Публицистика и проза С. Айни» более подробно рассказывается о таджикской прессе, в том числе о частных журналах. Данные труды подвержены обстоятельному анализу в нашей работе.
К проблемам частной журнальной периодики и системы независимой журналистики часто обращался профессор И.К. Усмонов, в том числе в его соавторском с Д. Давроновым труде «Таърихи журналистикаи тоджик» (История таджикской журналистики); в статьях «Красное солнышко», «Дониш ва омузгор» («Знание и учитель»), «Занони Туркистон» («Женщины Туркестана»), «Журналист», «Мулло Мушфики», «Рахбари дониш» («Путеводитель знания»). «Ойина» («Зеркало»), «Махмудходжа Бехбуди и формирование нового мировоззрения» в книге «Журналистика. Т.1»; в труде «Печать Советского Таджикистана» в книге «Журналистика. Т.2»; в статьях «Красный Восток», «Звезда Востока», «Маджалла» («Журнал»), «Рассуждения о частных СМИ» в книге «Журналистика. Т.3»; «Первый номер – утоление жажды» в книге «Журналистика. Т.4»; в монографиях «Становление и развитие партийной советской печати» и «Теория публицистики». Исследователь утверждает, что «две вещи – политика и капитал вместе или в отдельности могут стать предпосылками возникновения частных СМИ, так как политики и богатые люди нуждаются в них и заинтересованы в создании и развитии СМИ. Для них средства массовой информации нужны для достижения политической власти, увеличения доходов и производства, или для обеих целей одновременно».
Другим исследователем, занимавшимся вопросом частной прессы, как в теории, так и в практической журналистике, является П. Гулмуродзода. В его произведении «Просветительство и новый мировой порядок» и в целом ряде его статей, посвященных деятельности таджикских просветителей М. Бехбуди, А. Фитрат, Мирзо Сиродж, Мирзо Мухиддин и С. Ализода, анализируются актуальные вопросы частной прессы и первых таджикских журналов. Особый интерес в контексте нашего исследования представляет книга литературоведа А. Набави «Первая таджикская газета и журналистская культура», в которой затрагиваются и частные таджикские журналы. Анализируя материалы частного журнала «Ойина» («Зеркало») и журналистскую деятельность С. Айни в данном издании, автор высоко оценивает роль журнала в просвещении таджикского народа в начале ХХ в.: «Бехбуди не хотел, чтобы после закрытия таджикской газеты «Бухорои Шариф» таджикский народ лишился газет и журналов, так как именно этот еженедельник вносил заметный вклад в просвещении общества».
Как показывает обзор научной литературы, теме частной периодической печати, в том числе частной журнальной периодике в Таджикистане, до сих пор не посвящено ни одного отдельного исследования. Поэтому нами была предпринята попытка восполнить этот вакуум исследованием рассматриваемой темы.
Новизна темы исследования определяется ее актуальностью в современных условиях. Следует отметить, что система средств массовой информации в Таджикистане, как с исторической точки зрения, так и в плане формы и содержания еще не исследована в рамках отдельной работы. Только в нескольких трудах, которые приведены во введении, рассматриваются исторические этапы становления системы СМИ. Данная диссертация представляет собой первую научную работу, в которой рассматриваются журналы как средство массовой информации в Таджикистане, и исследуется деятельность частных журналов в течение ста лет их существования.
Еще в первые годы появления таджикской периодической печати просветители Мирзо Мухиддин, Мирзо Сиродж, Махмудходжа Бехбуди и Саидризо Ализаде, создавая такие газеты и журналы, как «Ойина» («Зеркало»), «Бухорои Шариф» («Священная Бухара») и «Шуълаи инкилоб» («Пламя революции»), старались через них распространять просветительские идеи среди общества.
Важно отметит, что история журнальной периодики в мире начинается с XVI века и «первые журналы носили научный характер и были посвящены разным сферам науки».
Суть и задачи журнала, как вид СМИ, обстоятельно разъяснены профессором Асрори В.М. в «Таджикской Советской энциклопедии. Усмонов И.К. отмечает, что основная функция журнала является «агитация и пропаганда. Поэтому для журналов больше характерны теоретические и аналитические материалы».
Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является исследование исторических, политических и профессиональных предпосылок появления и развития частной журнальной периодики и определение ее места в системе СМИ Таджикистана. В соответствии с указанной целью возникла необходимость решения следующих задач:
- показать историю становления частной таджикской прессы, периоды развития, ее место в системе средств массовой информации;
- определить журнальную периодику, как специфический вид печатного слова, показать тематические, целевые и функциональные своеобразия официальных и частных журналов;
- анализировать особенности формы и жанров материалов частных журналов, их дизайн и технологию;
- определить роль государства, политики и капитала в деятельности частных журналов;
- анализировать содержание, тематику и основные рубрики журналов;
- определить систему менеджмента в частных журналах, роль учредителя, редактора, редакционная коллегии, и влияние этого фактора на уровень творческой свободы и свободы слова.
Объектом исследования послужили частные журналы, появившиеся как первые образцы печатных изданий в Центральной Азии в начале ХХ в. и исчезнувшие в советской эпохе. В работе также обстоятельно анализированы современные частные таджикские журналы, которые появились еще в советское время в конце 80-х и окончательно формировались в период государственной независимости Таджикистана.
Предметом исследования является структура, содержание, жанровое разнообразие, типы частных журналов и творческое мастерство их авторов.
Источники исследования. В процессе написания диссертации нами анализированы в основном те журналы, которые были доступны в сегодняшних условиях. Основное внимание было уделено изучению деятельности частных журналов. Материалы журналов данного типа послужили основным источником нашего исследования.
В диссертации всесторонне анализированы частные журналы разных эпох и типологических групп, начиная от дореволюционных «Ойина» и «Красное солнышко» до современных журналов «Мужда» («Радостная весть»), «Дарё» («Река»), «Мардумгиёх» («Женшень»), «Гули мурод» («Цветок желания»), «Студент», «Хамрози джавонон» («Собеседник молодёжи»), «Элита», «VIPzone», «Равзанаи нур» («Путь света»), «Садокат» («Верность»), «Джахоннамо» («Отражение мира») и «Чехра» («Лик»). В связи с тем, что в общественных библиотеках страны, в том числе в золотом фонде Национальной библиотеки Таджикистана, сегодня хранятся всего по два-три номеров многих частных журналов, в процессе исследования мы сочли целесообразным проводить беседы и интервью с учредителями и редакторами ряда изданий, результаты которых использованы в работе в качестве источников.
Основные положения, выносимые на защиту:
частные журналы на территории современного Таджикистана и других регионов Центральной Азии с подавляющим таджикоязычным населением впервые появились еще в начале ХХ в. Первые журналы были русскоязычными и позже появились издания на таджикском языке;
дореволюционные таджикские журналы в основном носили научный и просветительский характер;
после установления Советской власти исчезли все существующие частные периодические издания, в том числе и таджикские частные журналы;
в период горбачевской перестройки в СССР возродилась частная пресса. Первые частные таджикские журналы в этот период были литературными;
формирование частного сектора периодической печати, в том числе журналов приходится на период государственной независимости страны.
Частная пресса формировалась в результате отмены цензуры, развития плюрализма мнений и разрешения на создание независимых печатных изданий;
частные журналы издаются, как правило, на таджикском и русском языках и носят коммерческий характер. Частные литературно-просветительские выходят только на таджикском языке;
в частных журналах больше всего уделяется внимание литературным и научным вопросам. Наиболее распространённые жанры на их страницах являются статья, обзор, очерк, интервью, комментарий и фоторепортаж.
Методологической и теоретической основой исследования являются традиционные методы исследования журналистики, в том числе историко-хронологический, описательный методы и системный анализ печатных изданий. Автор при написании диссертации опирается на научные труды известных советских, таджикских, российских и западных теоретиков журналистики, таких как Я.Н. Засурского, Е.П. Прохорова, А. Греблева, У.Л. Шрамма, Т. Питерсона, С.Г. Корконосенко, В.В. Ворошилова других.
Теоретическая и практическая значимость исследования. В диссертации проведен системный анализ истории возникновения и становления журнальной периодики в Таджикистане и рассмотрены ее характерные черты в историческом и временном контексте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в ней предпринята попытка определения роли журнальной периодики в Таджикистане и ее места в системе средств массовой информации, а также путей ее развития. На этой основе рассмотрен ряд закономерностей формирования жанровой структуры журналов и определены их своеобразия. Конечно, жанры как форма выступления журналиста во всех видах средств массовой информации имеют общую систему, однако в то же время в каждом виде СМИ – в газете, журнале, на радио, телевидении и т.д. в зависимости от их формата они приобретает характерные черты. Исследование жанровой структуры частных таджикских журналов может способствовать более глубокому пониманию теоретических и практических аспектов данного вопроса.
Также материалы диссертации могут быть использованы при разработке учебных пособий, методических указаний, программ, при чтении лекций на факультетах журналистики, проведении спецкурсов по таджикской журналистике. В практическом плане основные положения и выводы настоящего диссертационного исследования могут быть использованы при изучении истории становления таджикской журналистики. Выводы исследования полезны и для дальнейших научных изысканий по проблемам истории жанров журналистики. Диссертационное исследование может быть интересно также для журналистов и специалистов средств массовой информации.
Апробация работы. В процессе научного исследования диссертант выступал с докладами в ряде международных и региональных научных конференций на разные темы, в том числе «Становление частных журналов в Таджикистане» (10 марта 2008 г.), «Дизайн частных журналов» (18 апреля 2010 г.). Также автор участвовал в ежегодной научно-практической конференции Таджикского национального университета с докладами на темы «История возникновения частных журналов в Таджикистане» (23 апреля 2011 г.), «Роль журналов в приобретении государственной независимости» (27 апреля 2012 г.), «Роль жанров журналистики в журнале» (23 апреля 2013 г.), которые были опубликованы в научном сборнике «Вестник Национального университета». Диссертант также участвовал в научной конференции Министерства культуры Республики Таджикистана, посвященной 100-летию таджикской прессы, где выступил с докладом на тему «Ойина: журнал или газета?». Диссертация обсуждена на заседании кафедры печати и рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Возникновения и развития частной прессы в Средней
Инициатива создания частных средств массовой информации в Средней Азии принадлежит мыслителям-просветителям. Впервые в истории мировой журналистики журнал, который назывался «Journal des Savants» и был учрежден Дени де Саллом. Основатель был советником парламента в Париже и для отражения научных новостей из различных уголков мира в 1665 году и был создан этот журнал. Подобная инициатива в современном мире может показаться весьма ординарной, но в XVIIв. оно считалось великим деянием и великим изобретением, величие которого заключалось в том, что данная инициатива послужила основой для развития многих отраслей науки [55,233].
Первые газеты и журналы в Америке появились в XVIII в. Так, газета «The independent newspaper with the announcements» (Независимое издание с объявлениями) вышла в свет в 1776 году и содержала новости и рекламу. Основоположником этого новшества был публицист Томас Пейни -англичанин, который мигрировал в Америку в 1774г. Его статьи в основном были направлены против рабовладельческого строя и торговли чернокожими рабами.
В начале второй половины XVIII века первые частные журналы появляются и в России. Этот вид прессы в основном существовал вне зависимости от государства и самостоятельно действовал как отдельная ветвь печати. Первый подобный журнал под названием «Трудолюбивая пчела» был основан в 1759 году А.П. Сумароковым. Журнал выпускался один раз в месяц тиражом 1 тысяча 200 экземпляров [46.178]. Так как зарождение таджикской печати имеет тесную связь с историей российской печати, считаем уместным обратить внимание на этот вопрос.
В середине XIX века в политической и социальной жизни России произошли события, которые повлияли на будущее истории страны и Европы. Это борьба русского народа против нашествия Наполеона, восстание декабристов и т.п. Журналисты в этих событиях были не только отобразителями, но и непосредственно участвовали в них.
В этот период в России появились 150 газет и журналов. Зарождение журналов «Вестник Европы» Н. Карамзина и «Сын отечества» Н. Греча (1812), заложили основу для дальнейшего развития русской журналистики. В журналистике этого периода были задействованы молодые литераторы такие как А. Бестужев, Н. Тургенев, А. Грибоедов, А. Пушкин и другие. Для организации независимых изданий были задействованы не поэты и писатели, а на оборот купцы и банкиры, имеющие не мало денежных средств [20,25].
После Октябрьской революции (7 ноября 1917г.) Россия вошла в новый путь развития. Еще в начале становления Советской власти были прекращены действия таких крупных изданий, как «Русское слово», «Новое время», «Речь», «Копейка», «Биржевые ведомости» и т.п. Изъятое оборудование было использовано для оснащения и обеспечения технической и финансовой базы газет «Правда», «Солдатская правда», «Известия» и других пролетарских изданий. Первый советский правовой документ «Декрет о печати» был принят 27 октября 1917 года, и этим был остановлен действие всех частных газет и журналов.
В времена советской власти укрепилась единопартийность, и советская печать стала польностю партийной. Основная масса народа верила в могущество и вечность советской власти и партийная цензура держала СМИ в рамках интересов рабочего класса, чем и ограничивалась свобода печати.
В годы перестройки (1985-1991) в системе советской журналистики наблюдается положительная динамика. В начале данного периода из 14000 изданий 13 были центральными и их общий тираж был равен к 198 миллионам экземпляров. Тираж газеты «Правда» составлял 11 миллионов, а тираж еженедельника «Аргументы и факты» - 32 миллион.
К концу 1980-х годов появились частная печать и информационные агентства. С образованием агентств «Постфактум», «Интерфакс», «Инна-пресс», «Собинформ» и т.д. информационное поле качественно улучшилось. В 1990 году вышла в эфир первое коммерческое радио «Эхо Москвы». В этот же период начало свою деятельность неправительственное телевидение «2х2». В начале 1991 года и после объявления государственной независимости Российской Федерации газеты «Сегодня», «Независимая газета», «Коммерсант», «Новая ежедневная газета», «Общая газета» получили большую популярность. Эти газеты во время ГКЧП занимали очень активную позицию. Когда данным комитетом был введен запрет на издание всех негосударственных и непартийных газет, 11 независимых газет 20 августа 1991 года организовали «Общую газету». В условиях независимости в постсоветских государствах основная часть газеты финансируются неправительственными структурами. В частности СМИ России стали зависимыми от финансистов, частично от банков.
Как уже отмечалось, первые частные СМИ в Европе обосновались еще в XVIIIв., но наше исследование показало, что первые учрежденные газеты в Мавераннахре были частными. Появление частной печати, в том числе в Средней Азии, связано с двумя факторами:
Первым и главным фактором была колонизация края Российской империей во второй половине XIX в. Именно после того, как на территории большей части Центральной Азии было образовано Туркестанское генерал-губернаторство, зародилась русскоязычная печать, которая в основном служила целям царской администрации. Дореволюционных русскоязычных журналов в Центральной Азии исследователи делят на две группы: легальные и нелегальные. Из них первая группа больше носила частный характер, хотя многие нелегальные журналы, будучи партийными, выходили как частные. В 1922 г. в журнале «Коммунист» была опубликована статья, в которой приведена библиография нелегальных печатных изданий Туркестана. В статье отмечалась, что до революции в Центральной Азии издавалось 233 газеты и журнала, в том числе в 1905 г. 86, в 1906 г. 92, в 1907 55, в 1908 10 и в 1909 г. 2 наименования [2,19]. Один из них журнал «Красное солнышко» выходил в городе Худжанде.
Новый период становления частной журналистики в Таджикистане
От имени и по поручению коллектива я, главный редактор и учредитель еженедельного информационно-аналитического издания "Таджик-пресс", сегодня, в понедельник, 20 апреля, искренне рад приветствовать вас, друзья! (№1).
Редактор для создания газеты взял деньги на кредит, которых хватило только на четыре номера. С пятого номера газета начала публиковаться из своих доходов по продаже. Газета печаталась форматом А3, 8 страниц, тиражом 15 тысяч и вскоре смогла привлечь внимание читателей. Она была организована за счет своего основателья. Роль известного таджикского журналиста Отахона Латифи в ее моральных и финансовых достижениях весьма значительна. Газета приобрела известность среди простых читателей благодаря своим объективным и оперативным анализам происшествий. В первом номере издания опубликованы известные на всю республику статьи «Парламентские игры», «Театр на площади», «Не долгожданная свобода», «Вкус», «Дворец под землей», «Горные мед», «Великий пост Атахона Сайфуллаева», «Белое солнце пустыни».
Творческий коллектив газеты имел компьютер, а Сергей и Владимир Поторчины верстали газету программой “Pagemaker”. После выхода пятого номера из-за начала гражданской войны в Таджикистане газета прекратила свой выпуск. После приостановления деятельности газеты ее сотрудникам - Отахоном Латифи, Темуром Киличевым, Артуром Хасановым, Галине Элбаумом, Искандаром Алиевым, как известным журналистам, пришлось мигрировать в другие города.
Надо отметить, что многие журналисты погибли во время гражданской войны, но, к счастью, всем сотрудникам «Таджик-пресс» удалось остаться в живых. В национальной библиотеке Р.Т не сохранилось ни одного номера газеты. “Тоикистон” одно из изданий независимого Таджикистана, выпускается с 21 марта 1992 года. Его учредителем является писатель Насруллохи Асадулло. По словам главного редактора “Каравану газет и журналов, который отправляется к читателю, присоединился еще один странник, это «Тоикистон», который находится в ваших руках.
Какую весть он несет читателю? А среди многочисленных изданий, которые борются за читателя, может ли оно найти свое место и нести что-то полезное? В эти трудные времена есть ли необходимость создавать его? Эти вопросы появляются у читателя» (№1, 1).
Главный редактор, обращаясь к читателю, продолжает: «Давайте начнем с последнего вопроса. Вы знаете, что в республике количество периодических изданий очень значительно, многие из них защищают интересы определенных групп или сил. Вы, конечно, обратили внимание на то, что наша газета одноименна нашей стране и наша цель- полное и доброжелательное отражение всех процессов и деяний различных сил. Потому что, не смотря на все претензии, излагаемые со стороны различных сил об их стараниях в развитии страны, без национального единства мы развития и процветания не добьемся. Наши усилия направлены на взаимопонимание и единство народов страны, и наша газета станет трибуной всех политических сил. Только с одним условием: если все эти стремления направлены на интересы страны и развитие Таджикистана.
Мудрость гласит: «Экономика это самая интересная политика». На самом деле основной, вопрос дня - это освободить страну из экономического кризиса. Отражение жизни, экономические точки зрения экономистов, экспертов, ответственных руководителей являются основной целью и направлением нашей редакции. Практика передовых стран подтверждает, что без экономической демократии решение жизненно важных проблем исключено.
В газете отмечается, что в Душанбе существуют посольства, и почти каждый день в республику прибывают представители разных стран мира. Постоянный поток информации о международной ситуации и роли Таджикистана в ней, способствуют развитию внешней политики республики, поэтому связь с мировыми экспертами в центре нашего внимания. Между тем, мы хотим, чтобы другие страны все больше и больше были осведомлены о таджикском народе и о самом Таджикистане. В данный момент учредителем и главным редактором “Тоикистон” является Шариф Хамдампур. Еженедельник имеет информационно-политический характер, авторы пишут на горячие темы дня. «Тоикистон», благодаря своим интересным материалам, привлек большое количество читателей и на сегодняшний день сохраняет свою репутацию.
Необходимо отметить, что основное количество изданий, появивешихся в 190-992 годы насили политический характер. Вышеприведенные издания относятся к первому периоду таджикской журналистики
Второй период включает 1993 1997 годы. С 1993 года для таджикских средств массовой информации наступил период молчания. В июне 1993 года Верховный суд запретил деятельность «Растохез», «Чароги руз», «Адолат», «Наджот» и других оппозиционных изданий. Социально-политическим основанием этому послужили затенявшаяся гражданская война и массовая миграция сторонников оппозиционных сил.
Издания “Растохез”, «Чароги руз», “Адолат”, “Наджот” приостановили свою деятельность но эту образовавшуюся «пустоту» в какой-то степени, старались заполнить частные журналы «Дар» (Река) и «Мардумгих» (Женьшень).
Тематические особенности негосударственных журналов
В журнале «VIP-zone» картинки и тексты впольне взаимосвязаны. Например, в статье «Великие состояния», об одном из таджикских миллионеров, иллюстрация, картинки, диаграммы, заглавие и текст логически дополняют друг друга. По правилам оформления, интерлиняж между колонками не должен превышать 5 миллиметров, но в этом журнале этот принсип не соблюдается.
Зарубежные журналы отличаются от наших отечественных журналов по многим критериям. Одиним из главных отличительных признаков является более зарубежных журналов, частое использование иллюстрацию нежели текста. Сегодня в Таджикистане число профессиональных дизайнеров незначительно. В большинстве случаев при оформлении газет и журналов, размещении изображений, их сочетании с текстом требуется вмешательство самого редактора. На это есть две причины: нехватка профессиональных верстальшиков и желание самых главных редакторов быть в курсе всего процесса оформления издания и участвовать непосредственно в офомлении.
Подавлящее большинство дизайнеров изучали оформление или на краткосрочных курсах или самостоятельно. И закрепляют эти знания непосредственно уже при работе, одновременно приобретая опыт.
Через несколько лет после появления журнала «VIP-zone», был основан еще один независимый журнал под названием “Чехра” (Лик). Журнал зарегистрирован 1 декабря 2010 года под номером № 0135 при Министерстве культуры РТ. 21- февраля 2011 года в свет вышел первый номер информационно-культурною и развлекательного журнала. Чарх основателем и главным редактором была Наргис Комилова. О целях учреждения журнала она пишет: “Наша цель не критика. Уважаемый читатель, в доме нашей прессы появился младенец, и он теперь в твоих руках это журнал “Чехра”, в котором ты познакомишься с великими и добрыми сыновьями нашей страны.
Наша цель не только восхволение великих людей, хотя они достойны этого и путь к этой славе был нелегким. Мы никого не критикуем, хотя и можем. Сегодня некоторые говорят “Критика плод коммунизма”, но мы не поддерживаем подоюных лозунгов. С другой стороны все мы гости в этом мире и не стоит винить друг друга в чем-либо. Из за негативной реакции, плохого слова, мы теряем совй авторитет. Поэтому мы должны быть благодарны этому государству и этому народу, улыбаться друг другу, быть вежливым с каждым человеком которого втречаем, мы должны взять друг друга за руки и улыбнуться (№1, 1).
Журнал издается публикуется в формате А4, объемом 22 страниц и тиражом 5000 экземпляров. По словам главного редактора журнала рентобельность издания в основном идет за счет подписки, его почти невозможно найти в газетных киосках.
В оглавлении журнала мы видим такие материалы: “Мир ему по плечу”, “Одинокий мужчина”, ““Восеъ” представил меня зрителям, но...”, “Из Душанбе в Душанбе”, “Иной взгляд”.
На первой странице журнала размещен материал под названием «Генерал-полковник Шерали Хайруллоев», каторый рассказывает о жизни Хайруллоева, включаят его сегодняшнюю деятельность. Затем, идет статья «Опора нашей независимости», содержащая информацию о национальной армии: «23- февраля этого года исполняется 18 лет нашей национальной армии, которая является плодом нашей независимости» (№1, 3). Оформление журнала достаточно простое, не отвечает никаким правилами оформления периодических изданий. Например, кегль журнала не должен превышать 9 или 10, но в большинстве случаев верстальщик использует 12-й кегль, также разделение материала на колонки выполнено непрофессионально. Оформление однообразно, что не может привлечь внимание читателя. Обычно учредитель журнала привлекает к работе профессиональных, дипломированных сотрудников, это является одной из первых составляющих успеха любого издания.
В первом номере журнала сотрудники уже используют материалы из других изданий, что отрицательно сказывается на дальнейшей судьбе журнала. Например, статья «Мир был ему не выше плеч» посвящена жизни чемпиона СССР Саидмумину Рахимову, но она капирует телевизионную передачу «Форма» канала «Сафина». Материал богатый, но так как он уже был использован в телепраграмме читателю уже не интересно. А наоборот, другая статья под названием «Одинокий мужчина» рассказывает о жизни и творчестве известного таджикского поэта Искандари Хатлони. Автор смог раскрыть особенности поэтического наследия Искандари Хатлони. Зи Абдулло вспоминает о поэте как о своим лучшем друге: «Искандар вступил в мир поэзии с новым вдохновением, и это вдохновение, спустя годы, расло. Ярко выражается в его стихах национально-революционный дух с одной стороны, а с другой стороны, голос ущемленного народа борца за свою свободу» (№1, 10-11).
Таким образом журнал “Vipzone” имея привлекательное оформление, смог привлечь внимание читателей. В то время как журнал “Чехра”, оформленный непрофессионально, обсолютно не соответствует своему названию. Хороший дизайн всегда является половиной успеха и способствует пониманию представленной информации. Выбор подходящего шрифта и кегля для заголовка, для текстов с картинками, отдельных отрывков текста и колонок способствуют росту престижности издания. Задача верстальщиков состоит в том, чтобы помочь, а не затруднять читателя. Надо отметить, что шрифт является основным элементом журнала. Единый шрифт для основного текста очень важен. Сегодня основным шрифтом таджикских периодических изданий является Times New Roman Tj и Arial Tj.
Жанровая палитра частных журналов
На другой странице под рубрикой «Книга - свет утренней зари» рецензированы три новые книги, посвященные фольклору - «Культура народов Ирана», «Бухарский фольклор» и «Листья цветков» (№3, 5-6).
Во все эпохи в связи с потребностями времени появляются вопросы, которые привлекают к себе внимание журналистов. При их рассмотрении обычно используют аналитический жанр статью, который в таджикской журналистике имеет определенную историю развития. Главный редактор журнала «Мардумгих» с учетом этого, в редакционной статье под названием «Достояние иранской культуры» пишет: «Еще тысячелетия назад иранские народы смогли создать свою устойчивую культуру и одновременно, завоевывая страны, распространили эти достояния» [№2, 44]. Автор статьи «В поисках традиций древних театров» Низом
Нурджонов рассуждает о становлении таджикского театра, необходимости возобновления древних театральных традиций: «Театральное мастерство на Востоке, особенно среди таджикского народа по сравнению с Западом имеет очень древнюю историю, она существовала тысячи лет тому назад. Наш театр развивался под открытым небом. Традиции этого театра тоже нужно искать во глубине истории… Также эти элементы можно встретить в различных традициях народа, но, к сожалению, они в письменном виде ни где не фиксированы» [№3, 48].
В аналитических жанрах границы использования целей более широки, анализ темы и ее заключение стоят на первом месте. Автор, собирая факты о той или иной теме, анализирует их и делает выводы, обосновывает свои предложения. Например, автор статьи «Ситуация таджикской фольклористики» анализирует ситуацию и на основе приведенных фактов делает свои выводы.
По мнению исследователей А. Саъдуллаева и П. Гулмуродзоде, анализ, размышление, мнения в статье и во всех аналитических жанрах, значительно больше, чем в информационных. Особенности жанра статьи требуют, чтобы проблемы жизни в них анализировались более глубже, факты изучались всесторонне. Не случайно в книге «В помощь начинающим журналистам» говорится, что «статья в отличие от других жанров газеты и журнала различается раскрепощенностью выводов, глубиной анализа фактов» [114,15].
Например, в журнале автор статя «Легенда о Сиявуше и ее развитие до времен Фирдоуси» Ризо Хокироев, опираясь на факты, доказывает, что среди древних иранских народов, особенно предков таджикского народа (согдийцев, бохтарцев, харезмийцев, саков), а также других народностей, как египтян, индийцев, греков и других цивилизованных народов существуют различные легенды и мифы, как результатом их религиозного, художественного мировоззрения. Одной из таких легенд является легенда о Сиявуше, которая по данным многочисленных исторических источников является культурным достоянием наших предков [№3, 33]. Журнал «Мардумгих» намеревается возобновить свой выпуск на двух алфавитах: кириллице и персидском. Интересный материал на одном из делають таджикского языка опубликован под названием «Карз канд, хафта ган, мох, мункир, сол касам» - «Долг сахар, за неделю она становится сокровищем, за месяц взявший долг отвернется, а за год клянется, что вас не знает». Следует отметить, что на страницах журнала подобные материалы, являющийся образцами различных диалектов таджикского языка, довольно значительны и говорит о духовном богатстве. К сожалению, в Таджикистане журнал пока как вид периодического издания не распространен, как в Европе. Как нам известно, в США, Германии, Италии, Испании, Арабских странах журналы издаются еженедельно. Например, в США издаются более 11000 журналов и другие издания подобные журналу. Из них 4000 являются ежемесячными, 500- еженедельными. В целом они охватывают все стороны жизни американского общества. еженедельные журналы «Таймс», «Нюс-уик» являются видами национальной прессы» [91,188]. В странах Европы тенденция читать журналы, давольно распространена потому что социальное положение населения позволяет это. Они далеки от жизненных трудностей, в том числе и от поиска работы, и уровень их образованности отличается от «слабых» развивающихся стран (стран третьего мира). В конце можно с уверенностью добавить, что журнал «Мардумгих» сделал свой вклад в развитие и изучение таджикского фольклора.
По сути, изучение научных журналов требует особого подхода. Их задача состоит в том, что глубако научную информацию преподнести читателям в доступном, популярном виде, что является пропагандой научных достижений.
Издания, имеющие реферативный характер, то есть публикующие чисто научные статьи, информацию о научных изообретениях, предназначены для узкого круга читателей. Эти журналы пачти не имеют отношения к массовым информациям СМИ.
Периодическое издание должен организовать человек, имеющий профессиональне знания, навыки и чувствующий интересы читателя.
Но, к сожалению, в нашем обществе учреждением журналов занимаются те, кто является профессионалом в своей отрасли, а не в журналистике. Чаще всего на это идут литературоведы и языковеды. Но они могут предложить что-то интересное о языке или литературе, в остальных случаях читателю представить нечего. Если основная часть созданных журналов имели научный характер, то уже давно настало время их преобразовать в журналистские творения. Если журнал сахряняет характер или научности, или художественности, бесспорно, что он имеет читателей только в указанных сферах.