Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образ социального времени в телевизионном пространстве Байдина Вероника Сергеевна

Образ социального времени в телевизионном пространстве
<
Образ социального времени в телевизионном пространстве Образ социального времени в телевизионном пространстве Образ социального времени в телевизионном пространстве Образ социального времени в телевизионном пространстве Образ социального времени в телевизионном пространстве Образ социального времени в телевизионном пространстве Образ социального времени в телевизионном пространстве Образ социального времени в телевизионном пространстве Образ социального времени в телевизионном пространстве Образ социального времени в телевизионном пространстве Образ социального времени в телевизионном пространстве Образ социального времени в телевизионном пространстве
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Байдина Вероника Сергеевна. Образ социального времени в телевизионном пространстве: дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Байдина Вероника Сергеевна;[Место защиты: Санкт-Петербургском государственном университете].- Санкт-Петербург, 2013.- 193 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Категория «социальное время» в теории журналистики 18

1.1. Становление и эволюция категории «социальное время» в научной мысли 20

1.2. Основные свойства и структура социального времени 29

1.3. Роль категории «социальное время» в теории журналистики 40

Глава II. Репрезентация образа социального времени в телевизионном пространстве 57

2.1. Социальное время в медиатексте 58

2.2. Механизм фиксации, преобразования и трансляции социального времени в медиапространстве 68

2.3. Образ социального времени в телевизионном пространстве 76

2.4. Способы создания образа события и образа эпохи в телевизионной журналистике 89

Глава III. Образ социального времени в еженедельных аналитических программах общенациональных телеканалов 106

3.1. Специфика и факторы отражения социального времени в аналитической программе 107

3.2. Анализ образа социального времени в материалах аналитических телепрограмм в 2000-2010 гг 126

Заключение 168

Литература 174

Введение к работе

Переживание человеком социального бытия проявляется в восприятии им социального времени в повседневной реальности. Субъективная реакция современников на настоящее, прошлое и будущее время - это способ самопознания поколения. Общественная рефлексия находит свое отражение в языке - как на уровне межличностного общения, так и на институциональном, как в повседневной речи, так и в публицистических и художественных текстах.

На институциональном уровне большую роль в репрезентации представлений социума о времени играет журналистика. Поэтому средства массовой коммуникации позволяют судить о динамике восприятия времени социумом.

Проблема восприятия социального времени активно исследуется в социологии и социальной философии с помощью методов опросов и биографического метода. Стабильный и возрастающий интерес научного сообщества к темпоральной проблематике подчеркивает ее важность, однако в науке о медиа социальное время как объект исследования не получило должного внимания. Поэтому назрела необходимость определить роль этой категории в теории журналистики и выявить механизм репрезентации социального времени в медиатекстах.

В медийном пространстве темпоральные процессы предстают преобразованными. Журналист, занимая определенную позицию по отношению к событию, помещает его на ось субъективного времени, поэтому «публицистические тексты, основываясь на объективном времени, одновременно создают социальный образ времени» или образ социального времени. Следовательно, в медиатексте мы наблюдаем образную репрезентацию социального времени.

Актуальность работы. Применение категории «социальное время» к журналистике позволяет рассматривать последнюю в рамках гносеологического и аксиологического подходов. Через образ времени журналисты осуществляют социальное ориентирование аудитории, создают модель актуальной действительности, синхронизируют разрозненные темпоральности социальных групп, интегрируют общество, обозначают ценностные платформы россиян. В силу характера функционирования массмедиа - это систематическая и предельно оперативная деятельность, которая «содержит в себе новизну познания действительности, новизну ее осмысления и новизну ее художественного отображения». И, следовательно, значительно опережает в процессе познания мира науку и искусство. Исследование темпоральной проблематики расширяет базу социальной значимости профессиональной журналистики для общества, актуализирует гражданскую миссию журналиста. Это важно для прояснения сущности самой журналистики и ее идентификации в условиях современного телеэфира, когда стерты границы между смежными областями информационной деятельности - рекламой, PR, пропагандой, развлекательными форматами.

Наиболее объемный образ социального времени позволяет создать телевидение. Телевидение манипулирует сознанием аудитории, конструируя телевизионный хронотоп.

В круг значимых вопросов исследования категории «социальное время» в науке о медиа входят: проблемы уточнения понятийного аппарата для выяснения содержания социального времени и роли этой категории в теории журналистики; способы освоения журналистами социального времени; механизм фиксации и трансляции оценок социального времени в телевизионном пространстве; методы репрезентации образа социального

времени аудитории и их эффективность.

Цель настоящего диссертационного исследования - определить роль и значение категории «социальное время» в теории и практике журналистики в аспекте характера репрезентации образа социального времени в телевизионном пространстве.

Задачи:

разработать методологический подход к изучению социального времени в контексте телевизионной журналистики и уточнить необходимые дефиниции;

выявить механизм фиксации, преобразования и трансляции образа социального времени в цепочке «реальность - телевизионное пространство»;

обозначить развертываемость структуры социального времени в телепространстве;

выявить методы создания образа социального времени в телевизионной журналистике;

проследить изменения в репрезентации образа социального времени на российском телевидении в период с 2000 по 2010 гг.

Научная новизна настоящей работы заключается в комплексном рассмотрении категории «социального времени» в контексте телевизионной журналистики. Исследование выявляет механизм фиксации и трансляции оценок социального времени в коммуникативной цепочке: «реальность - телевизионное пространство - аудитория». Предлагается новая методология - изучение образа социального времени в медиатексте как эффективного способа социального ориентирования аудитории. Проблематика исследования рассматривается преимущественно с позиций теории и практики журналистки.

Объект научного исследования - аналитические телепрограммы как пространство создания и репрезентации образа социального времени.

Предмет - динамика репрезентации образа социального времени в аналитических программах на российском телевидении.

Теоретическо-методологическая основа работы обусловлена комплексным междисциплинарным характером исследования, поэтому включает несколько групп традиционно-исторических и современных источников различных наук гуманитарного цикла.

Ценной теоретической базой для прояснения роли категории

«социального времени» в теории журналистики стали фундаментальные разработки, посвященные функциональным основаниям журналистики, Я. Н. Засурского, С. Г. Корконосенко, Г. В. Лазутиной, Е. П. Прохорова, В. А. Сидорова, А. А. Тертычного, М. В. Шкондина.

Восприятие времени в аспекте функционирования массовой коммуникации рассматривают М. Кастельс, Н. Луман, М. Маклюэн, Т. Х. Эриксен. В отечественной научной мысли проблемы пространственно- временного континуума СМК исследуют Ю. А. Богомолов, С. Н. Десяев, Ю. М. Лотман. Проблемам трансформации объективного времени в субъективное в процессе журналистского осмысления действительности посвящены исследования М. А. Бережной, И. Н. Блохина, М. Н. Кима, И. В. Корневой, В. Д. Мансуровой, В. И. Михалковича, А. В. Шарикова.

Для заявленной проблематики исследования значимыми становятся научные разработки в области определения понятия медиатекста, его специфических свойств и стилистических особенностей, принадлежащие ряду ученых, среди них Н. Д. Арутюнова, Т. А. ван Дейк, Л. Р. Дускаева, И. В. Ерофеева, Л. Г. Кайда, В. И. Карасик, Н. И. Клушина, В. И. Коньков, Б. Я. Мисонжников, А. В. Млечко, А. В. Полонский, С. И. Сметанина, Г. Я. Солганик.

Сущностные, имманентные свойства телевидения, влияющие на характер отражения и восприятия образа времени, описаны в работах Т. Э. Адамьянц, Э. Г. Багирова, Р. А. Борецкого, В. М. Вильчека, П. С. Гуревича, Р. Д. Копыловой, Г. В Кузнецова, С. A. Муратова, О. Ф. Нечай, В. С. Саппака, В. А. Саруханова, Н. И. Утиловой, В. Л. Цвика, А. Я. Юровского и ряда других исследователей.

Вопросы, связанные со спецификой функционирования телевидения в системе современной медиакультуры, поднимают отечественные и зарубежные исследователи: Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Н. Б. Кириллова, Д. Рашкофф, Э. Тоффлер.

Философский и социологический базис работы составляют исследования по типологизации времени и системным составляющим социального времени. Понятие, структура и сущностные свойства времени отражены в работах Аристотеля, Августина Блаженного, Г. Гегеля, М. Хайдеггера. Собственно понятие «социального времени» и его взаимосвязи с общественными структурами - является предметом научных изысканий П. Бергера, Г. Зиммеля, Т. Лукмана, Р. Мертона, П. Сорокина, М. Хальбвакса. В нашей отечественной литературе концепции социального времени сформированы такими учеными как К. А. Абульханова-Славская, В. А. Артемов, М. Д. Ахундов, А. А. Давыдов, О. Н. Ежов, А. Н. Лой, И. М. Попова, Б. С. Сивиринов, В. Н. Сыров, Н. Н. Трубников, В. П. Яковлев, В. Н. Ярская.

Социальное время неотделимо от социального пространства, структуру последнего подробно анализируют П. Бурдье, Р. Н. Верхошанская, Ю. Л. Качанов.

О восприятии времени в аспектах повседневного существования рассуждают А. Бергсон, М. Мерло-Понти, М. Фуко, А. Шюц.

Осмыслением понятия времени в исторической науке, проблемами исторического сознания и исторической (социальной) памяти занимались М. А. Барг, Н. А. Бердяев, М. Блок, Ф. Бродель, А. Я. Гуревич, Р. Козеллек, Дж. Коллингвуд, С. А. Токарев, Л. Февр, К. Ясперс.

Функции времени в системах различных культур исследовали Л. Леви- Брюль, К. Леви-Стросс. В отечественной традиции проблемы культурной антропологии и художественного времени-пространства разработаны С. С. Аверинцевым, Э. В. Барковой, М. М. Бахтиным, М. С. Каганом, А. Ф. Лосевым, Е. М. Мелетинским, В. А. Подорогой, В. Н. Топоровым, В. И. Чередниченко.

Методология исследования. Тема, избранная автором, носит комплексный междисциплинарный характер. Соответственно главным методологическим принципом в настоящем исследовании выбран системно- интегративный подход: обращение к различным наукам гуманитарного цикла

журналистике и коммуникативистике, языкознанию, литературоведению, философии и истории, социологии и культурологии, социальной психологии

и синтез знаний, наработанных в обозначенных дисциплинах. Вместе с тем анализ полученных данных осуществлялся преимущественно с позиций теории журналистики для обогащения понимания ее функциональной природы.

Междисциплинарность как принцип рассмотрения проблематики диссертации позволяет исследовать медиасферу в философско- гносеологическом, мировоззренческом и аксиологическом аспектах, углубить и расширить теоретическое представление о журналистике как о многофункциональной системе, выявить её новые содержательные параметры.

В диссертации применяются функциональный анализ, фокусирующийся на обосновании необходимости обращения массмедиа к категории «социального времени»; структурный анализ, позволяющий выявить структуру социального времени и структуру медиатекста; содержательный анализ, раскрывающий сущностные свойства социального времени, медиатекста и телевизионного пространства; сопоставительный анализ, позволяющий сделать вывод о конгруэнтности свойств социального времени и медиатекста; факторный анализ, нацеленный на обозначение факторов, влияющих на формирование образа социального времени в медиапространстве. В работе также предпринята попытка классификации типов времени и пространства в журналистике.

Для анализа динамики репрезентации социального времени в медиатексте разработана оригинальная методика, основанная на теоретических утверждениях ученых, исследовавших вопросы измерения социального времени: В. А. Артемова, Р. Н. Гасилиной, Б. С. Сивиринова, З. В. Сикевича, В. П. Яковлева. Оценки социального времени в медиатекстах исследовались с позиции методологии дискурсного и прагматического подходов, на основе комплексного описательного анализа текста, с применением преимущественно концептуального и контекстуального методов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается комплексным содержательным анализом передач общенациональных телеканалов. За единицу счёта был взят отдельный сюжет. Всего исследовано 730 телевизионных материалов.

Эмпирическая база. Для исследования выбраны рейтинговые еженедельные обозрения общенациональных телеканалов за 2000 и 2010 гг. В 2000 г. предметом анализа стали «Авторская программа Сергея Доренко» (ОРТ) и программа «Итоги» с Евгением Киселевым (НТВ). Из-за отсутствия доступа к системному архиву указанных передач, автор вынужден был ограничиться исследованием записей 6 выпусков программы «Итоги» (32 материала) и 9 выпусков программы Сергея Доренко (49 материалов). Для полноты картины к 2000 г. применялся также вторичный анализ документов, а именно, мониторинг обозначенных телепрограмм (безоценочный и хроникальный) медийными критиками в профессиональных журналах, направленный на выявление резонансных событий в этих передачах. За 2010 г. проанализировано 40 выпусков еженедельного обозрения «Сегодня. Итоговая программа» (НТВ) и 41 выпуск программы «Вести недели» («Россия-1») - 280 материалов (сюжетов) телеканала НТВ и 369 материалов телеканала «Россия-1».

Хронологические рамки исследования обусловлены проблемой определения границ «настоящего» и «современности». «В социологическом анализе и прогнозировании, - как подчеркивает В. А. Артемов, - приобретает важное значение выделение актуального времени - такого отрезка исторического времени социального субъекта, который (отрезок) можно назвать настоящим в отличие от прошлого и будущего времени (хотя актуальное время включает, строго говоря, как недавнее прошлое, так и близкое будущее). Например, для современного общества можно считать актуальным 5-10 летний отрезок» . Десятилетие «нулевых» годов выбрано для анализа как наименее удаленное от точки «сейчас» российского общества, и, следовательно, наиболее «размытое» в определении границ прошлого, настоящего и будущего. В то же время, нижний порог десятилетия - редкий случай, когда метрическая (хронологическая) граница совпадает с топологической.

Научно-практическое значение исследования. Исследование представляет интерес для журналистской практики, так как ориентировано на выработку оптимальных моделей эффективной коммуникации тележурналиста и аудитории. Обобщаемая в исследовании журналистская практика выявляет различные методы создания образа социального времени, углубляя методологический тезаурус, творческий багаж и стимулируя профессиональный поиск журналистов.

Положения, выносимые на защиту:

Социальное время - это категория социокультурного бытия, характеризующая жизнедеятельность общества в историческом контексте. Сущностные свойства социального времени: взаимосвязь с познающим субъектом, психологизм и субъективизм восприятия, атрибутивный характер по отношению к социуму, событийность, дискретность и континуальность - коррелируют с функциями журналистики.

Социальное время связано с социальным пространством. Социальное пространство - это поле взаимодействия и взаимовлияния современников в процессе общественной деятельности, направленной на ускорение, усиление и повышение результативности этого взаимодействия между социальными группами, а также на эволюционную трансформацию географического пространства.

Массмедиа функционируют как в социальном, так и в культурном пространстве. Как социальный институт журналистика действует в рамках социального пространства. Собственно журналистский продукт - часть культурного пространства. Понятия «медиапространство», «медиасреда», «медиакультура» правомерно рассматривать с позиции социокультурной методологии.

Современное общество синхронизирует ритмы отдельных социальных групп через массмедиа. Медийная сфера становится центром столкновения интересов влиятельных субъектов социального пространства. А формой взаимодействия последней с аудиторией и с активными участниками социального пространства -- массовая коммуникация, где главным средством представления (отражения) информации является медиатекст. Основные свойства медиатекста: адресность, специфика хронотопа, особый тип автора и текстовой модальности, оценочность, аксиологичность, актуальность и оперативность - конгруэнтны свойствам социального времени (атрибутивность социуму, взаимосвязь с пространством и познающим субъектом, аксиологичность, измеряемость, доминирование момента «сейчас»).

Социальное время в массмедиа - это оценка факта, события, эпохи, соединяющая в емкой эмоционально-логической форме прошлое- настоящее-будущее социума и определяющая отношения между модусами времени в аксиологическом аспекте. Модусы или структурные уровни социального времени функционально соответствуют трем методологическим основаниям категории «социальное время» в медиатексте, а именно «социальной памяти», «социальному образу будущего», «духу времени». Прошлое, настоящее и будущее определяют метрику социального времени - то есть, осознание времени как длительности. «Социальная память», «социальный образ будущего», «дух времени» раскрывают содержательный, качественный параметр социального времени или его топологию.

В СМК темпоральные процессы предстают преобразованными: время фиксируется и визуализируется на базе пространственных процессов, субъективируется в сознании автора и героя медиатекста и эстетизируется при помощи языковых средств конкретного канала коммуникации. Образ социального времени наиболее полно воплощается в аудиовизуальном медиатексте - тексте, существующем в телевизионном пространстве. Телевизионное пространство - это виртуальное пространство, существующее в специфической субстанции, «телеэфире», сотворенное с помощью языка экранной пластики сознанием коллективного автора и описывающее (отражающее) реальность для самоинформирования общества. Телевидение создает доминирующий образ социального времени.

Анализ репрезентации образа социального времени в медиатексте позволяет судить о динамике восприятия социального времени обществом.

Апробация работы. Основные научные результаты исследования изложены в виде докладов на российских и международных конференциях в Санкт-Петербургском государственном университете (2011, 2012), Московском государственном университете (2004, 2011), Белгородском государственном университете (2012), Воронежском государственном университете (2011), Челябинском государственном университете (2011), Новосибирском государственном университете (2003), Новосибирском Институте экономики, психологии и права (2003, 2004), Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. Н. Г. Чернышевского (2011), Томском государственном университете (2001, 2003, 2005, 2011, 2012). По теме исследования опубликовано 18 статей, из них 2 в

рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК.

Результаты научных изысканий также отражены автором в 4 учебных пособиях: «Работа журналиста» (ЭОР, ИДО ТГУ, 2008), «Аналитическая публицистика на региональном телевидении» (ЭОР, ИДО ТГУ, 2010), «Социальное время в телевизионном пространстве» (ЭОР, ИДО ТГУ, 2011); «Медиатренды ,,нулевых" на российском телевидении» (ЭОР, ИДО ТГУ, 2012).

Материалы данной диссертации использовались в процессе разработки, внедрения и преподавания курсов лекций «Введение в специальность», «Основы телемастерства», «Основы телевизионной журналистики», «Технология видеопроизводства», «Аналитическая публицистика», «Социальное время в телевизионном пространстве».

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Основные свойства и структура социального времени

Рассмотрим подробнее основные характерные свойства социального времени: Время неразрывно связано с категорией пространства. Границами модусов социального времени - прошлого, настоящего и будущего - становятся значимые события, повлекшие за собой качественное изменение жизни общества, или убыстрение/замедление ее темпа; события, несущие перемены, могут быть связаны с физическими трансформациями географического пространства, но чтобы физическое изменение повлияло на мировосприятие, оно должно быть сопряжено с трансформацией социального пространства. Событие, которое становится точкой отсчета в оси социального времени, в первую очередь отвечает на вопросы «когда?» и «где?», следовательно, подразумевает и время, и пространство. Поэтому общество характеризуется как система, обладающая временностью пространственностью. Изменение времени мы наблюдаем через трансформацию пространства, а пространственные модификации описываем в мерах длительности времени. Итак, социальное время неразрывно связано с категорией социального пространства. Большинство исследователей рассматривают эти категории как взаимосвязанные и конституирующие общество как социальную систему. Фундаментальная конструкция социального пространства представлена П. Бурдье.

Общество рассматривается им как многомерное пространство, а «социология представляет собой социальную топологию»1. В ней «социальный мир можно изобразить в форме многомерного пространства» . Структуру социального пространства составляет «ансамбль» четырех «полей» практик: экономической, социальной, культурной, политической, определяющих его многомерность и связанных «габитусом». Борьба за социальное пространство, за власть над ним сосредоточивается вокруг соответствующих четырех ресурсов как «капиталов»: экономического, социального, культурного, политического, или «символического»: «Структура социального пространства определяется структурой распределения капитала и прибыли, специфических для каждого отдельного поля»3. Как утверждает исследователь концепта «время-пространство» Р. Н. Верхошанская, «структура времени-пространства социальной системы в первую очередь обусловлена социальными отношениями. Это означает, что социальные отношения определяют, с какой вероятностью события связаны друг с другом. При этом социальные явления размещаются не в пустом однородном пространстве-времени, а в комплексе социальных отношений. Именно социальные отношения определяют пространственно-временные интервалы, которые занимают объекты социальной системы»4. Поэтому время-пространство - понятие, необходимое для описания порядка-хаоса, изменчивости-стабильности в социальной системе. Отечественный исследователь А. Н. Лой полагает, что социальное пространство - это «совокупность отношений, выражающих координацию, упорядоченность, сосуществование материальных объектов и характеризующих социальный мир человека - круг общения, интересов, степень и уровень сближения между людьми» .

Его последователь В. П. Яковлев, как нам представляется, был наиболее точен в определении понятия «социальное пространство»: «Пространство и время в человеческом мире многолики, выступают на разных уровнях, в разных ипостасях. На уровне индивидуальном: социальное пространство: круг интересов и общения личности; на уровне поколения -его сфера жизни, которая определяется характером общественно-исторического бытия, и действия современников; на уровне всего общества -«общее силовое поле истории», от географического отличается тем, что оно пространство человеческой деятельности»2. Вопрос о соотношении социального пространства с географическим ученый решает следующим образом: «Вне и независимо от географии никакое социально-историческое пространство невозможно. Но последнее составляет лишь внешнее и весьма общее условие реальной человеческой жизнедеятельности, реального соучастия индивидов и поколений в совместных действиях, в исторических событиях, этими действиями вызванных» . Общность пространства, как географического, так и социального, позволяет современникам быть соучастниками общих событий, делает возможным взаимодействие между людьми. Мы будем рассматривать категорию «социальное пространство» в парадигме выше обозначенных исследователей. Сформулируем дефиницию понятия: Социальное пространство — это поле взаимодействия и взаимовлияния современников в процессе общественной деятельности, направленной на ускорение, усиление и повышение результативности этого взаимодействия между социальными группами, а также на эволюционную трансформацию географического пространства. События, вносящие качественные изменения в социальное пространство, определяют «точки невозврата», точки выбора пути для современников. Время всегда связано с человеком. На это обстоятельство указывают многие исследователи категории времени: «Мы видим, что время в нашем мире следует понимать как феномен, рассматриваемый обязательно относительно человека и его сознания»1; «Времени нет без человека. Но все же что означает это «нет без»? Будет ли человек раздатчиком времени или же его восприемником? И если он его восприемник, то как воспринимает он время?»2; «Время — это то звено и такая связь нашего сознания с внешним миром, которая помогает нам с той или иной мерой полноты объяснять себе процессы, происходящие в природе и обществе, и ориентироваться в них»3. Поэтому подчеркивается - социальное время возможно изучать именно через восприятие его человеческим разумом: «Человек не только субъект действия, но и субъект сознания. Человек сознает окружающий мир, сознает себя в этом мире. Сознание вторично по отношению к бытию, но отнюдь не в том, что возможно человеческое бытие без человеческого сознания. Вторичность сознания есть гносеологическое понятие, оно означает, что сознание есть отражение»4. При этом «сознание» выступает как «осознанное бытие»: «Сознание времени есть осознание, отражение объективного времени»5. Время, которое отражается в человеческом сознании, может быть различным: время природы, время общества или время самого мыслящего индивида. Но оно всегда будет связано с особенностями личности, поэтому время изначально оценочно. Время всегда аксиологично. Восприятие и переживание социального времени всегда ценностно окрашено, поскольку человек субъективно оценивает время, воспринимает его чувственно-эмоционально и через призму представлений об идеальном.

Поэтому время традиционно рассматривается в качестве показателя эпохи, пример тому - народный фольклор, пословицы и поговорки, связанные с различными аспектами ценностной окраски времени. Сами языковые средства, использующиеся для характеристики времени, как правило, метафоричны, лексически окрашены: это старомодно... или - это прогрессивно; вы отстали, живете в прошлом, или - вы впереди - на острие времени. Время переживается в момент «сейчас». Исследователи социального времени обращают внимание на тот факт, что массовая рефлексия на свое время возникла задолго до какой-либо науки, т. е. сложилась на дотеоретическом и нетеоретическом уровнях. И включала в себя непосредственную реакцию данного поколения на реальный ход истории, на происходящие события. Это условие и сегодня определяет особенности восприятия человеком социального времени: впечатления или реакции возникают и фиксируются «по мере переживания людьми самих этих событий, а не по прошествии их, не ретроспективно»1. Момент сиюминутности краток, поэтому понятие «время» тесно связано с понятиями «настоящее», «прошлое», «будущее». Ученые и философы по-разному определяли эти временные параметры. Августин Аврелий говорит о «трех временах». Мыслитель средневековья развивает интересное представление о настоящем прошедшем

Механизм фиксации, преобразования и трансляции социального времени в медиапространстве

Взаимосочетаемость свойств медиатекста и социального времени обусловливают характер репрезентации категории социального времени в медиатексте. Она, в свою очередь опирается на механизм фиксации, преобразования и трансляции оценок социального времени в коммуникативной цепочке «реальность - медиапространство». Этот механизм включает четыре обязательных компонента. Особый статус события. Для социального времени принципиально важна значимость события, степень его резонансности и ирреверсивности. «В структуре социального (исторического) времени мы имеем дело не с абстрактным физическим событием (подобно математической точке или другой идеализации), а с реальным процессом исторического действия, обладающим своим содержанием, масштабом и значением в соизмерении с другими событиями, то есть другими действиями человека»1. Для массмедиа, в свою очередь, «значимы, прежде всего, события, представляющие собой действия людей с определенными целями и результатами, влияющие на тот или иной общественный процесс и включенные в него» . Поэтому мы можем говорить о сознательной «селективности» событий в сознании общества и системе массмедиа при переживании социального времени. Модус «настоящего» времени. Ключевой характеристикой социального времени является длительное «настоящее», именно через восприятие которого отграничивается и интерпретируется «прошлое» и конституируется желаемое «будущее». Что же понимать под «настоящим» и «современностью»? «В социологическом анализе и прогнозировании, - как подчеркивает В. А. Артемов, - приобретает важное значение выделение актуального времени -такого отрезка исторического времени социального субъекта, который (отрезок) можно назвать настоящим в отличие от прошлого и будущего времени (хотя актуальное время включает, строго говоря, как недавнее прошлое, так и близкое будущее).

Например, для современного общества можно считать актуальным 5-Ю летний отрезок»1. Массмедиа функционируют в структуре повседневности. Темпорально последняя включена в структуру «современности» и «настоящего». Более того, СМК (особенно телевидение) стремятся искусственно пролонгировать момент «сейчас», на эту особенность указывает Н. Луман: «...нечто уже случилось, но случилось только что, а, следовательно, не могло быть представлено в нормальных временных формах ни прошлого, ни настоящего. Всеми средствами журналистской стилистики - специально созданной для этого - должно было пробуждаться впечатление, будто только что произошедшее все еще остается настоящим, все еще интересно и информативно»2. Отраженностъ сознанием. Исследователи подчеркивают: изучать социальное время возможно, «только изучая сам разум, познающий этот предмет, то есть отражение социального времени сознанием»3. В массмедиа социальное время - через оценку события - операционально проходит три стадии: наблюдения, осознания и отражения. Поэтому событие в медиатексте подается аудитории как «реальность наблюдения второго порядка» , а именно, как подчеркивает Н. Луман, «наблюдение того, как общество, передающее свое самонаблюдение в ведение функциональной системе массмедиа, принимает такой способ наблюдения в модусе наблюдения наблюдателей»1.

То есть общество воспринимает уже отраженную сознанием коллективного автора оценку события, образ факта. Система массмедиа, согласно Н. Луману, производит и воспроизводит знание о мире через описание реальности, а общество «длительное время и непрерывно таким образом информирует себя о самом себе...» . Важно подчеркнуть, что реакция на произошедшие события, как при индивидуально-личностном восприятии, так и в процессе переживания медийного образа этих событий, осуществляется непосредственно в ходе их совершения, не ретроспективно. Но существенным отличием является дополнительная заостренность, метафоричность рефлексии, предлагаемой массмедиа в противовес личностной. Социальное время в медиатексте воспринимается и переживается в темпоральности повседневности, но селективность событий и особый характер оценочности позволяют говорить об образном восприятии реальности через СМК. Преобразующее творческое начало автора-медиатора. В создании образа социального времени большое значение имеет категория автора. Усилия журналиста направлены на познание действительности и ее эстетическое освоение. Исходная точка репрезентации социального времени - фиксация события. Событие существует в журналистике в виде новости. А новость, по определению И. Дзялошинского, - это «образ события», или образ новой ситуации, по отношению к которой человек должен занять какую-то позицию и принять какое-то решение3. Механизм преобразования события как точно фиксированного в пространстве и во времени шага, который располагается на оси хронологического (объективного) времени, - в образ, а, следовательно, помещение данного события на ось субъективного времени, построен на специфике функционирования СМК в обществе и творческих основаниях журналистики. Журналист, наблюдая реальность и селекционируя события, в процессе познавательной и текстообразующей деятельности, становится первым звеном в операциональной трансформации реальной реальности в виртуальную.

Реальное событие, произошедшее в социальном времени-пространстве, в медиапространстве уже «модель действительности, полученная в процессе деятельности журналиста»1. П. Сорокин обозначает такую модель как «медиасобытие» и подчеркивает, что это «реальное событие, в которое «погружается» субъект - журналист»2. Именно разум медиатора аккумулирует частные оценки социального времени, высказанные современниками, в единую текстовую канву, определяет интерпретирующий вектор всего сообщения. Об этом свидетельствуют исследователи процессов текстопостроения и образования, в том числе, Б. Я. Мисонжников: «...ключевое место отводится автору, который оказывается отнюдь не отстраненным создателем произведения. Он выступает как субъект организации и развития внутренних, глубинных сюжетообразующих линий, возрождается в повествователе и герое» . При этом отмечается, что автор всегда стремится выразить свое субъективное восприятие действительности в рамках текстовой модальности: «в границах действия фактора текстовой модальности автор во всех мыслимых аспектах экспериментирует, подбирает средства построения текста, моделирует. Ведь его естественное желание — создать интересное, самобытное, «свое»

Способы создания образа события и образа эпохи в телевизионной журналистике

Для начала дадим определение понятию «телевизионный образ времени». Дефиницию этого термина в отношении телевидения встретить затруднительно. Наиболее многоаспектно понятие телевизионного образа времени раскрывает С. Н. Десяев, хотя исследователь говорит преимущественно об исторической тематике на телевидении: «Образ времени в публицистических произведениях ... можно определить как способ и форму отражения пространственно-временных отношений действительности (объективных и субъективных), как конкретную и вместе с тем обобщенную картину бытия, зафиксированную в структуре художественно-публицистического текста и воспринятую зрителем; это способ и мера отражения времени как длительности, как эпохи, как момента события, которые позволяют спрягать в рамках кадра, произведения, программы, цикла, рубрики или политической кампании несколько временных пластов в целях формирования исторического сознания, соотносить информацию о разных эпохах, хранящуюся как в индивидуальной, так и в исторической памяти, которые способствуют тому, чтобы драматургия произведения строилась с учетом разных временных структур (реального времени, времени сюжета, времени автора, времени зрителя) для наиболее полного отражения действительности в целях повышения эффективности произведения»1. Обозначим основные способы и методы создания темпоральных образов на телевидении. В разработке образа времени тележурналист опирается на три пласта, фундирующих любой телевизионный материал: Фактическая или документальная основа телеобраза времени Авторская интенция Пространственно-временные уровни организации материала

Поясним роль и значение каждого основания. Фактическая или документальная основа телеобраза времени Журналистика фактологична по природе и отражает реальную действительность. Поэтому на данном уровне перед автором телевизионного сюжета стоит задача наблюдения за социальным пространством и поиска фактов для своего будущего материала. На данном уровне действуют такие категории, как тема, событие (его фабула), герой. Тема. Тематические рамки тележурналистики достаточно широки, но, на наш взгляд, стоит сказать о трех тематических пластах, которые дают возможность для наиболее полного раскрытия образа социального времени. Первый тематический пласт - «президентская история», поскольку восприятие социального времени в российском обществе традиционно сильно зависит от политической стабильности/нестабильности, к тому же именно государство задает идеологемы населению страны и внедряет их в массовое сознание через СМК. Второй содержательный пласт - материалы, посвященные проблеме безопасности, в частности, новому вызову информационного общества -феномену терроризма. Третий содержательный пласт - проблема фальсификации истории. Материалы, посвященные данной тематике, позволяют говорить о национальной самоидентификации, затрагивают проблему исторической памяти. Кроме того, дифференцированное российское общество не всегда имеет общую ценностную платформу, на данный момент история страны остается одной из немногих интегрирующих платформ. Событие. Основная работа массмедиа с событиями заключается в «сознательной селективности»1 таковых.

Сам по себе выбор событий из всего потока придает им значимость: событие, попадая в СМК, становится со бытием (совместно переживаемой реальностью) для современников. Механизм критериев отбора тех или иных событий в информационную повестку дня, недели достаточно подробно описан в специализированной литературе. Нам представляется важным обратить внимание на два аспекта. На телеэкране изо дня в день, из недели в неделю развертывается время социума как время историческое, телевидение творит историю в повседневности. Причем творит ее в двух плоскостях - в оси объективного календарного времени, точно обозначая момент совершения события, детализируя последовательность смены действий и состояний. И, с другой стороны, - в качестве нарратива. Сама по себе ежедневная фиксация событий - больших, резонансных, менее значительных, важных и не очень - это процесс формирования общественной памяти. Телеобъективы фиксируют последовательность действий, первую реакцию участников события, записывают интервью, в которых респонденты непосредственно в момент переживания события дают оценку изменению пространственно-временных координат. Зачастую эта «синхронная рефлексия» - человек одновременно размышляет и высказывает свою оценку ситуации - оказывается удивительно точной, емкой, образной. Самое главное - она почти всегда эмоциональна и честна в этой эмоциональности. Дзига Вертов в своей статье «О любви к живому человеку» писал, что синхронная съемка - это «абсолютная и неподдельная искренность, стопроцентная синхронность мыслей, слов, изображения. Мы как бы видим невидимое - мы видим мысли на экране»1. К оценке события героями телематериала прибавляется авторское видение, авторский взгляд. В комментариях журналистов предлагается метафорическое обозначение события, именно оно может впоследствии войти в историю, в общественное сознание. В закадровом тексте или Стендале журналист стремится отобразить уникальность события, тем самым отграничить прошлое и настоящее в социальном времени-пространстве. Герой. Время часто изображается через человека, человек — через время, утверждает С. Н. Десяев: «Образ героя и образ времени порой даже в целях анализа весьма непросто расчленить, дифференцировать не только потому, что для их создания используются одни те же структурные элементы, но и потому, что образ героя нередко является составной частью образа времени»1. Современность в телевизионных программах отражается в галерее портретов типичных и уникальных героев эпохи. Феномен телевидения как раз и состоит в том, чтобы все увидеть через характер и судьбу отдельного человека.

В центре внимания телевидения - окружающая социальная среда, жизнь общества на данном этапе развития. Социальные закономерности и общественные язвы раскрываются на примере конкретной судьбы глубже, ярче и воспринимаются зрителем эмоционально, личностно. Человеческая боль и радость красноречивее сухих статистических сведений, к человеку больше доверия. В изображении современника перед автором, журналистом стоит задача раскрыть характер и социальный смысл деятельности человека на фоне события или в контексте определенной проблемы. Для создания образа социального времени в материалах СМК чаще всего приглашаются в качестве героев сюжета люди, которые лично участвуют в принятии важных для страны решений или отвечают за претворение этих решений в жизнь. Как правило, это министры, представители Администрации президента, депутаты Государственной думы или руководители различных ведомств. Героями эпохи нередко становятся и общественные деятели, которые презентуют свой собственный, оригинальный взгляд на решение той или иной проблемы. Таким образом, можно говорить о двух наиболее популярных типах героев: герой-идея и герой-профессионал. Но это всегда лидер - лидер у власти или лидер мнения, Но образ времени может быть создан и через судьбу простого человека. В портрете современника опытный журналист, в первую очередь, стремится раскрыть самое главное - показать, каким ценностям служит герой, в чем видит смысл своего существования. Знание «смыслов жизни», которые управляют героями видеосюжетов, необходимо аудитории для того, чтобы сравнить себя с другими людьми, что в известной мере помогает им ориентироваться в этом мире, возможно, корректировать свои действия, свой образ жизни. «При этом важно не просто сообщить, что какой-то человек исповедует такие-то ценности, идеалы - это вряд ли заинтересует аудиторию. Более интересным для нее будет рассказ о том, как он борется за эти ценности, какие трудности преодолевает»1. В этом смысле телевизионный герой развивается по законам драмы: барьеры, препятствия на пути к желаемому раскрывают характер персонажа. На телевидении в качестве барьера выступает конфликт. Конфликт может быть между людьми, мнениями, позициями. Это может быть

Анализ образа социального времени в материалах аналитических телепрограмм в 2000-2010 гг

Для того, чтобы подтвердить тезис о влиянии телевидения на восприятие социального времени был проведен комплексный анализ содержания наиболее рейтинговых еженедельных аналитических программ (итоговых обозрений) общенациональных телеканалов в период с 2000 по 2010 год. Исходная гипотеза исследования: анализ репрезентации образа социального времени в медиатексте позволяет судить о динамике восприятия социального времени обществом. Цель анализа - описать динамику репрезентации образа социального времени в телепрограммах через сопоставление топологии социального времени в 2000 и 2010 гг. Объект анализа - освещение резонансных событий 2000 и 2010 гг. и событий, которые обладают статусом повторяемости (циклических событий). Предмет анализа - репрезентация модусов социального времени в телевизионном медиатексте. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: — Определить резонансные и реверсивные события года в выпусках телепрограмм исследуемого периода. — Обозначить развертываемость структуры социального времени в исследуемом телевизионном сюжете. — Выявить авторскую оценку социального времени через образ факта, события, эпохи. — Выявить настроения и ожидания общества, отраженные в телевизионном сюжете через анализ оценок значимых событий, явлений российской действительности. — Сопоставить оценки авторов, экспертов и героев телесюжетов во временной динамике. Для анализа динамики репрезентации социального времени в медиатексте разработана оригинальная методика, основанная на теоретических утверждениях ученых, исследовавших вопросы измерения социального времени: В. А. Артемова, Р. Н. Гасилиной, Б. С. Сивиринова, 3. В. Сикевича, В. П. Яковлева. Хронологические рамки исследования обусловлены проблемой определения границ «настоящего» и «современности».

«В социологическом анализе и прогнозировании, - как подчеркивает В. А. Артемов, - приобретает важное значение выделение актуального времени - такого отрезка исторического времени социального субъекта, который (отрезок) можно назвать настоящим в отличие от прошлого и будущего времени (хотя актуальное время включает, строго говоря, как недавнее прошлое, так и близкое будущее). Например, для современного общества можно считать актуальным 5-Ю летний отрезок» \ Десятилетие «нулевых» годов выбрано для анализа как наименее удаленное от точки «сейчас» российского общества, и, следовательно, наиболее «размытое» в определении границ прошлого, настоящего и будущего. В то же время, нижний порог десятилетия - редкий случай, когда метрическая (хронологическая) граница совпадает с топологической. Знаменитое новогоднее обращение Б. Ельцина к россиянам стало водоразделом политических эпох. Смена политического лидера в России традиционно вызывает волну новых ожиданий в обществе. В качестве эмпирической базы исследования выбраны аналитические программы как обладающие оптимальным сочетанием фактологичности, оценочности и образности.

В 2000 г. предметом анализа стали «Авторская программа Сергея Доренко» (ОРТ) и программа «Итоги» с Евгением Киселевым (НТВ). Из-за отсутствия доступа к системному архиву указанных передач, автор вынужден был ограничиться исследованием записей 6 выпусков программы «Итоги» (32 материала) и 9 выпусков программы Сергея Доренко (49 материалов). Для полноты картины к 2000 г. применялся также вторичный анализ документов, а именно, мониторинг обозначенных телепрограмм (безоценочный и хроникальный) медийными критиками в профессиональных журналах, направленный на выявление резонансных событий в этих передачах. За 2010 г. проанализировано 40 выпусков еженедельного обозрения «Сегодня. Итоговая программа» (НТВ) и 41 выпуск программы «Вести недели» («Россия-1») - 280 материалов (сюжетов) телеканала НТВ и 369 материалов телеканала «Россия-1». Выбор обусловлен тем, что общественное мнение россиян базируется на программах общенациональных телеканалов так называемой «федеральной тройки», в которую помимо вышеобозначенных входит также «Первый канал», но нами он был исключен из анализа как наименее интересный с точки зрения аналитики и максимально сближающийся в оценке ситуации с телеканалом «Россия-1». В определении объекта исследования - резонансных и циклических событий - мы отталкивались от тезиса В. П. Яковлева о том, что границы социального времени определяются значимыми событиями, и утверждения Б. С. Сивиринова о необходимости меры, эталона, с помощью которого наше сознание могло бы отмерять темпоральные изменения. Такой мерой времени являются «циклы, ритмы и последовательности состояний, которые включены в жизнь общества, влияют на него: экологические, политические, экономические этапы развития»1. Исследователь выделяет резонансные, реверсивные, ирреверсивные и ритмы-паузы. На наш взгляд, именно событие как «цель, затрагивающая интерес, встречающая поддержку или сопротивление общественных сил»2, как способ проявления общественных процессов и создает ритмичность и цикличность социального времени. Резонансные события обозначают линии напряжения, социальной активности современников. Повторяющиеся события позволяют вывить константные и переменные отношения общества к той или иной проблеме, ситуации на данном этапе развития. В освещении резонансных и циклических событий анализ был направлен на выявление «частных оценок» социального времени, в качестве которых выступают отзывы героев, авторов и ведущих телепрограмм. Термин «частные оценки» принадлежит Р. Н. Гасилиной, под ними подразумеваются оценки отдельных характеристик времени: «При общей оценке выясняется роль времени в обществе в целом на определенном этапе его развития. Такая оценка интегрирует в себе многообразие частных оценок времени. Частные оценки изменяются постоянно, изменение же общих оценок связано с крупными социальными изменениями и знаменует переход общества к новому этапу развития»3. Частные оценки социального времени мы сгруппировали в подгруппы со знаком «плюс» и «минус», отталкиваясь от тезиса 3. В. Сикевича: «Интегральной характеристикой переживания социального бытия любым человеком, который этого может и не осознавать, является индивидуально-личностное самоощущение «счастья» или «несчастья». Не так уж важно, что каждый из нас включает в это понятие, существеннее сам «знак» - «+» или

Похожие диссертации на Образ социального времени в телевизионном пространстве