Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальное телевидение в условиях региональной полилингвистики : на примере Республики Мордовия Дряхлова Лариса Дмитриевна

Национальное телевидение в условиях региональной полилингвистики : на примере Республики Мордовия
<
Национальное телевидение в условиях региональной полилингвистики : на примере Республики Мордовия Национальное телевидение в условиях региональной полилингвистики : на примере Республики Мордовия Национальное телевидение в условиях региональной полилингвистики : на примере Республики Мордовия Национальное телевидение в условиях региональной полилингвистики : на примере Республики Мордовия Национальное телевидение в условиях региональной полилингвистики : на примере Республики Мордовия Национальное телевидение в условиях региональной полилингвистики : на примере Республики Мордовия Национальное телевидение в условиях региональной полилингвистики : на примере Республики Мордовия Национальное телевидение в условиях региональной полилингвистики : на примере Республики Мордовия Национальное телевидение в условиях региональной полилингвистики : на примере Республики Мордовия Национальное телевидение в условиях региональной полилингвистики : на примере Республики Мордовия Национальное телевидение в условиях региональной полилингвистики : на примере Республики Мордовия Национальное телевидение в условиях региональной полилингвистики : на примере Республики Мордовия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дряхлова Лариса Дмитриевна. Национальное телевидение в условиях региональной полилингвистики : на примере Республики Мордовия : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Дряхлова Лариса Дмитриевна; [Место защиты: Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания].- Москва, 2010.- 178 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/803

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Особенности регионального информационного поля стр.15

1.1. Республика как полилингвистический регион стр. 15

1.2. Отражение процессов глобализации и ассимиляции в Мордовии стр.47

1.3. СМИ Мордовии в процессе формирования национально-русского билингвизма стр. 55

Глава 2. Жанрово-тематические особенности телевидения в Мордовии стр. 76

2.1. Истоки развития телевидения Мордовии стр. 76

2.2. Тематические особенности телепрограмм на мордовских языках стр. 93

2.3. Жанровое своеобразие программ на мордовских языках стр. 117

Глава 3. Координация телевещания на русском и мордовских языках в рамках единого канала РТР стр.127

3.1. Телевидение Мордовии в 1960 - 1980-е гг стр.127

3.2. Координация в рамках РТР стр. 133

3.3. Сотрудничество с финно-угорскими телеорганизациями стр. 136

Заключение стр. 150

Библиографический список стр. 155

Приложения стр. 168

Введение к работе

В последние годы наряду с изменениями в различных сферах общественной жизни наметилась четко выраженная тенденция к росту национального самосознания, получившая характеристику этнического парадокса современности. Его суть заключается в том, что по мере интернационализации производства, культуры, стандартизации жизни, а следовательно, определенного ослабления этнической специфики национальное самосознание не нивелируется, а, напротив, усиливается.

Национальный вопрос был и остается одним из самых непростых в современной России, причем особая роль в его разрешении, вполне правомерно отводится средствам массовой информации (СМИ). Нет сомнений, что это вопрос не только информационный, но в большей степени политический, поскольку связан с ростом национального самосознания, утвержденной национальной идентичности.

Работа журналистов в многоязычном субъекте России всегда более сложная, чем в моноязычном. Если ГТРК «Мордовия» ведет телевещание на трех языках, а радиовещание - на четырех, то, например, ГТРК «Карачаево-Черкесия» - на пяти языках1. Проблемы наслаиваются одна на другую. Самая сложная из них - утрата национальной самобытности, языка, культуры. В связи с этим вопрос билингвизма в региональной журналистике предполагает не только подготовку кадров журналистов, режиссеров, но и поиск героев передач, умеющих излагать свои мысли на родном языке.

Проблема взаимоотношений национальных культур в рамках глобального информационного пространства обострилась на рубеже столетий. В XXI в. интеграционные процессы, несомненно, получают дальнейшее развитие, они уже охватывают не только экономику, политику, науку, но и культуру. Потомкам предстоит выработать надежные механизмы защиты своих национальных культур и языков, так как появится соблазн отбросить все 1 См.: Поляков А. Вещание на пяти языках//TKT. Техника кино и телевидения. 2009. — № 11. —С. 16. «национальные атрибуты» ради решения глобальных проблем (угроза экологической катастрофы и природных катаклизмов, установление контроля за новыми технологиями, развитие которых может привести к непредсказуемым результатам).

Телевидение - один из важнейших инструментов глобализационных процессов. Оно, наряду с Интернетом, является неотъемлемой частью механизма превращения планеты в «глобальную деревню». Одновременно телевидение, особенно национальное, несет невосполнимые потери в сфере репродукции на экране традиционных культур.

Исследователи утверждают, что глобализация началась после распада коммунизма в 1990-е гг. и представляет собой победу либерализма в глобальном масштабе . Страны и народы, не желающие оставаться на обочине исторического развития, стремятся к сотрудничеству, тем самым участвуя в процессах интеграции, модернизации и глобализации. Иного пути приобщиться к достижениям мировой науки и культуры нет. Альтернативой может быть только самоизоляция, но это абсолютно тупиковый путь, в том числе на территории бывшего Советского Союза.

Основатели Евросоюза мечтали о том, чтобы Европа стала единым организмом, социумом без границ. Вместе с тем глобализация не означает отказа от сохранения национальной идентичности. Несмотря на стремление к экономической и политической интеграции, народы не хотят забывать свой язык и культуру, лишаться самостоятельности, терять национальное своеобразие. Так, в одной из статей Л. С. Кустовой дана характеристика концепциям русского философа Н. С. Трубецкого: «Национальная культура, являясь воплощением духовной жизни народа, создает условия для творческого осмысления мира, опирающегося на самопознание народа» . Н. С. Трубецким 2 См.: Федотова В. Новое Новое время для незападных стран// Полит, журн. 2007. — № 29. - С. 69; Панарин Л. С. Глобализация // Глобалистика: Энцикл. - М., 2003. - С. 183; Кара-Мурза С. Г. Глобализация:вызов культуре // www. / blog / 9017.html. 3 Кустова Л. С. Глобализация и национпальная самобытность. Концепции H. С. Трубецкого // Вестн. Моск. ун та. - Сер. 10. Журналистика. 2005. - №5. была разработана философская система, дающая теоретическое обоснование национальным процессам. Основопологающим в его теории можно считать положение о трех признаках «национального целого», «месторазвитие», общность исторической судьбы и совместная работа над созданием одной и той же культуры или одного и того же государства4. Развитие этих идей, глубокий анализ национальных процессов содержится также в трудах В.Соловьева, К. Леонтьева.

Глобализация часто сопровождается процессами ассимиляции, которой одни народы (такие, как мордва) подвержены сильнее, другие (даже соседствующие с более развитой и высококультурной нацией) - сохраняют свою самобытность: все зависит от специфики того или иного региона. Однако необходимо признать, что в XX веке в ряде национальных республик ассимиляция приобрела угрожающий характер. СМИ постоянно обращаются к этой проблеме. Девятнадцатого сентября 2007 года в программе «24» телеканала «REN-TV» речь шла о том, что, по заключению английских исследователей, к концу XXI века исчезнет около 40 % языков.

Причины вымирания языков почти везде одинаковы. Главная из них - это неспособность традиционной культуры противостоять натиску современной, распространяемой через радиоприемник, экран телевизора и Интернет. Вместе с тем нельзя абсолютизировать деструктивную роль радио и телевидения, не учитывать серьезного влияния, оказанного этими каналами массовой информации на распространение достижений высокой культуры в Советском Союзе и приобщение к этому самых широких слоев населения.

Существенной заслугой республиканских СМИ, в первую очередь электронных, следует считать тот факт, что в настоящее время большое количество мокшан и эрзян при общении пользуются не родным территориальным диалектом, а современными мордовскими литературными языками. Одним из показателей развитости языка является письменность. Язык, 4 Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. - М., 1995. -С. 116. не имеющий письменности, нельзя назвать развитым. В настоящее время в формировании мордовских языков отмечаются две взаимосвязанные и взаимопроникающие тенденции: во-первых, всестороннее развитие мокшанского и эрзянского языков; во-вторых, их интенсивное сближение с русским. Испытывая благотворное влияние последнего, мордовские языки не теряют своей самобытности и самостоятельности, а только обогащаются за счет заимствований из него. Несмотря на некоторые элементы различия в области материальной и духовной культуры мокши и эрзи, по мнению мордовских ученых, «есть бесспорное основание констатировать известную общность национальной культуры развивающейся мордовской народности»5. Наличие двух мордовских языков не должно противоречить пониманию мордовского народа как единой нации.

Радикальные перемены в общественно-политической жизни России обусловили соответствующие изменения многих социальных институтов, включая средства массовой информации. Прокрустово ложе старых схем уходит в прошлое. Его сменяют более осмысленное понимание запросов аудитории, новые формы и методы деятельности масс-медиа. Информационный процесс в условиях становления открытого общества дифференцируется, реорганизуется, в целом меняются структура и система СМИ.

В период бурных социальных перемен и развертывания технического прогресса, когда коренным образом меняются материальные основы жизни общества, усиливаются и преобразуются связи между народами, процесс интернационализации культуры, выработки новых форм, представлений и образцов поведения всемерно активизируется. При этом особый интерес приобретает вопрос о судьбах национальной культуры.

Как адаптируются традиционные формы национальной культуры к новой ситуации? Каковы перспективы ее развития? Как сочетаются в национальной 5Филатов Л. Г. О некоторых вопросах формирования мордовской народности // Этногенез мордовского народа. -Саранск, 1965.-С. 98 - 99 культуре своеобразное и общечеловеческое? Как изменяются система национальной культуры, соотношение ее отдельных элементов? Эти и многие другие вопросы жизни этносов широко освещаются в региональных электронных СМИ в программах ГТРК «Мордовия» и «10-го канала». Смысл всех материалов состоит в том, чтобы содействовать национальному духовному возрождению и развитию национальных культур и языков, показать особенности каждой культуры.

Однако следует иметь в виду, что телевидение не только знакомит зрителя с жизнью народов, «фотографируя» ее, но и определенным образом «организует» ее отображение. В этой связи вспомним слова об искусстве, которые с полным основанием можно отнести к деятельности средств массовой информации: «Искусство отражает действительность не всеохватывающе, а выборочно, и не в виде зеркальныой копии, а в преломлении через призму особенностей характера его создателей и исполнителей, их творческих способностей и устремлений, их социальных установок... Необходимо знать и то, что подобно общественным наукам, искусство пронизано идеологией, в зависимости от которой оно может ускорять этнические процессы и тормозить их, может способствовать как разъединению народов, так и их сближению» .

Необходимо выявить место и роль каждого из народов во времени и пространстве для выбора оптимального варианта его развития и взаимодействия с соседями. Именно поэтому уже более полувека в эфире государственных телерадиокомпаний звучат совместно подготовленные радиопрограммы «Между Волгой и Уралом», с 1993 года выходит тележурнал «Финно-угорский мир». Безусловно, это исключительно важно и для этнического воспитания подрастающих поколений, для сохранения и передачи потомкам накопленных веками этнических ценностей.

Для многонациональной Российской Федерации, где проживают десятки этносов, постановка данной проблемы является вполне оправданной, особенно 6 Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. — М., 1981. — С. 117 — 118. сегодня, когда появилась возможность создать объективную картину реальных явлений и процессов не только в жизни отдельных народов, но и в регионе в целом.

Анализ научно-исследовательской литературы свидетельствует о том, «чем более поздний этап развития этносов становится предметом рассмотрения, тем более необходим региональный подход к их анализу, так как на каждом из изученных этносов все сильнее сказывается принадлежность к определенной историко-этнографической зоне, все сильнее проявляются временные напластования и результаты хозяйственных и культурных взаимодействий с соседними народами»7.

В Уставе ООН записано «Необходимо утверждать веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности... в равенство прав больших и малых наций...» .В других документах, как в международных, так и в отечественных, также подтверждается рациональная, толерантная идея мирного сосуществования представителей разных этносов на одной планете, в каждой стране и населенном пункте.

В Конституции Российской Федерации подчеркивается, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности и языка...»10. В этот документ включена статья, имеющая особенно важное для деятельности журналистов значение: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую и религиозную ненависть и вражду...» .

Актуальность исследования, по мнению соискателя, определяется тем, что проблема телевещания на нескольких языках весьма остро стоит во многих 7 См.: Абдулатипов Р. Национальный вопрос и государственное обустройство России. - М., 2000; Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М., 1989; Козлов В.И. Этнос, нация, национализм. - М., 1999. 8 Устав Организации Объединенных Наций // Национальное отношения: Отечеств, и междунар. правовые док. - М., 1998.-С. 149-150. 9 «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.; «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод»; «Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам» (1992 г.). 10 Конституция РФ // Национальные отношения: Отечеств, и междунар. правовые док. - М., 1998. - С. 9 -13. 11 Там же.-С. 13. субъектах России, от ее адекватного решения в значительной степени зависит сохранение этнического своеобразия каждого народа. В диссертации анализируется специфика работы сотрудников национальной редакции ГТРК «Мордовия», тематика которой определена как сохранение национальных и этнических традиций в условиях двуязычия. Наличие в региональном эфире передач на мордовских языках рассматривается как оригинальный формат, где отражается жизнь мордовского народа.

Степень изученности проблемы. При написании диссертационного исследования автор опирался на обширную научную литературу, которую условно можно разделить на несколько групп.

Первую составляют философские работы отечественных и западных философов и социологов Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, А. С. Панарина, В. В. Розанова, П. А. Сорокина, О. Шпенглера ".

Ко второй группе относятся труды, касающиеся основных характеристик и категорий теории этносов, а также базовых понятий этничности . Наряду с этими работами использовались также исследования этносоциологов С. А. Арутюнова, Ю. В. Арутюнова, Л. М. Дробижева14.

В третью' группу входят исследования И. М. Дзялошинского, С. Г. Корконосенко15.

Четвертую группу составляют работы зарубежных и отечественных ученых, соотносивших свои исследовательские подходы с развитием теории информационного общества .

Бердяев Н. А. Русская идея. Судьба России. - М., 1997; Ильин И. А. Почему мы верим в Россию. Соч. - М., 2006; Панарин А. С. Россия в циклах мировой истории. - М., 1999; Розанов В. В. Уединенны. - М., 1998; Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. - М., 2006; Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. — М., 1998. 13 Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии - М., 1981; Он же: Очерки этноса. - М., 1983; Гумилев Л. Н От Руси до России - М., 1995, Садохин А. П. Этнология. - М., 2001. 14 Арутюнов С А. Народы и культура: развитие и взаимодействия. — M., 1980; Арутюнов Ю. В. Трансформация постсоветских наций. По материалам этносоциальных исследований. — М , 2003; Дробижева Л М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. — М., 2003. 15 Дзялошинский И. М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. — М., 2000; Корконосенко С. Г. Основы журналистики. - M., 2002. 16 Мелюхин И. С. Информационное общество : истоки проблемы, тенденции развития. - М., 1999; Тоффлер Э. Третья волна. - M., 2002; Юзвишин И. И. Основы информациологии. - M., 2000.

Многочисленные вопросы регионального телевидения изложены в работах B. Л. Цвика, Н. В. Зверевой, В. В. Егорова, а также в сборниках по истории радио-телевещания в субъектах Российской Федерации, изданных областными и республиканскими ГТРК.

Актуальные проблемы телевизионного творчества автор рассматривает в контексте трудов таких ученых, как Э. Г. Багиров, И. К. Беляев, В. М. Березин, Р. А. Борецкий, В. В. Гаспарян, Н. А. Голядкин, Л. А. Дмитриев, Е. Я. Дугин, В. C. Н. Ильченко, Г. В. Лазутина, О. Р. Самарцев, Б. М. Сапунов, В. С. Саппак, В.- С. Хелемендик и других авторов17.

Теоретические и практические аспекты развития и функционирования регионального телевидения раскрыты в работах Ч. Б. Булытовой, С. С. Галстян, Н. И. Дворецкой, Н. В. Зверевой, Н. А. Карапетян, О. В. Коноваловой, С. В. Мелешко, Е. М. Огородниковой, В.Г. Семенова, Д. В. Яхричева и др.

Изучать национальное телевещание в отрыве от общих проблем регионального телевидения невозможно. Существенный вклад в изучение данного вопроса внесли создатели программы «Современное состояние информационного вещания в субъектах Российской Федерации и возможности 17 См.: Багиров Э. Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. М., 1976; Беляев И. К. Особенности национального телевидения. — М., 2000; Борецкий Р. А. Телевидение на перепутье. М., 1998; Дмитриева Л. А. Телевизионные жанры. - М., 1991; Дугин Е. Я. Местные телерадиокоммуникацни: состояние и прогноз. - M., 1997; Гаспарян В. В. Три этапа Новейшей истории телевизионной журналистики ( 1985-1998) М., 2000; Голядкин Н. А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., 1996; Егоров В. В. Телевидение: теория и практика: учеб. пособие. — М., 1993; Ильченко С. Н. Современные аудиовизуальные СМИ : новые жанры и формы вещания : учеб. пособие. СПб., 2006; Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. — М., 2000; Сапунов Б. М. Философские проблемы массовой информации и телерадиокоммуникацни. М., 1998; Цвик В. Л. Телевизионная журналистика, учеб. пособие. - М., 2009. 18 См.: Булытова Ч.Б. Телевидение в процессе социокультурной модернизации Республики Тыва: автореф. дис. канд. филол. наук. - М., 2007; Галстян С. С. Роль языковой личности и телевизионной речевой культуры: автореф. дис. канд. филол. наук. - М., 2008; Дворецкая Н.И. Региональное телевидение как фактор духовно- нравственного воспитания личности (Белгородское ТВ. 1993 -2003 годы): автореф. дис. канд. филол. наук. - М., 2004; Зверева Н. В. Специфика деятельности регионального тележурналиста: автореф. дис. канд. филол. наук. — М., 2002; Карапетян Н.А. Специфика работы корреспондента службы новостей в региональных телекомпаниях (на материалах ГТРК «Карелия»): автореф. дис. канд. филол. наук. - М., 2007; Коновалова О. В. Тенденции развития региональной системы телекоммуникации: (на материалах Юга России). — Ростов-на- Дону., 2003; Мелешко С. В. Проблемы координации федерального и регионального телевешания в условиях одноканального функционирования (на примере телевидения Липецкой области): автореф. дис. канд. филол. наук. - М., 2006; Семенов В.Г. Особенности тележурналистики в условиях регионального вещания: автореф. дис. канд. филол. наук. - М., 2000; Яхричев Д.В. Историко-краеведческая тематика как средство актуализации этнической общности (на примере телевидения Вологодской области): автореф. дис. канд. филол. наук. — М., 2009. его совершенствования», подготовленной в 2000 г. исследовательской группой ВГТРК под руководством ее председателя О. Б. Добродеева. Итоги данной работы отражены в многочисленных сборниках материалов «Вопросы регионального информационного вещания»19.

Подводя итог обзору имеющейся литературы, нельзя не отметить, что до сегодняшнего дня не было написано ни одного исследования о национальном телевидении Республики Мордовия, крайне мало публикаций на эту тему в журналах и газетах.

Методологической основой исследования стали труды специалистов в области теории журналистики, в первую очередь телевизионной, а также работы по социологии, социальной психологии, культурологии, лингвистике.

В процессе исследования использовались следующие методы: сравнительно-исторический анализ, применяемый при изучении проблем телевизионного вещания в национальных республиках; сравнительно-сопоставительный анализ содержания программ телевещания, позволяющий исследовать контент региональных телеканалов в зависимости от языковой принадлежности; сравнительно-описательный анализ, способствующий изучению общих закономерностей и особенностей национального вещания.

Диссертационное исследование основано на комплексном подходе к анализу методов и приемов работы журналистов, к изучению жанров и приемов, используемых при подготовке передач на национальных языках.

Объект изучения - телевидение Республики Мордовия в условиях региональной полилингвистики (ГТРК «Мордовия», телесеть «10-й канал»), а также программа «Финно-угорский мир» о жизни родственных народов, которую с 1993 г. готовят корреспонденты Государственных телерадиовещательных компаний «Мордовия», «Марий Эл», «Карелия», «Коми Гор», «Удмуртия», «Югория». 19 Вопросы регионального информационного вещания. — М., 2002.

Предмет исследования - общие закономерности и специфика приемов и методов подготовки передач на национальных языках, планирования и программирования выпусков; тематика передач редакции «Сияжар» национального вещания ГТРК «Мордовия» как средство возрождения и утверждения национальных традиций мордовского народа.

Цель - выявить специфику национального телевидения в рамках многоязычных электронных СМИ Республики Мордовия, провести сравнительный анализ с другими регионами.

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи: установить роль и место регионального национального телевидения в процессе формирования национального самосознания, решения социокультурных проблем; определить место национального телевидения в системе СМИ Республики Мордовия; выявить специфику подготовки телепрограмм на национальных языках; исследовать влияние ассимиляционных процессов на . качество телепрограмм.

Основные гипотезы исследования.

Национальные телепередачи регионального телевидения оказывают существенное влияние на процесс формирования сознания; передачи, подготовленные на мордовских языках, играют неоценимую роль в сохранении языка и национальной самобытности мордвы.

Теоретическая и практическая значимость диссертации.

Исследование может быть использовано как при подготовке журналистов, работающих на национальных языках, так и при изучении социокультурной специфики региона, межнациональных отношений, определении информационной политики вещания в республике. Выводы, сделанные в диссертации, применимы в практической деятельности работников радио- и телевещания в процессе планирования и подготовки передач на национальную тематику. Кроме того, исследование, представляя собой начальный этап в изучении масс-медиа, может быть введено в основу курса по истории телевидения Мордовии в учебных заведениях.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые: предпринята попытка исследования форм и методов участия телевидения национального образования в процессах социокультурной модернизации; проанализирована специфика СМИ в процессе формирования национально-русского билингвизма; проведено комплексное исследование содержания, общей направленности, жанровых особенностей, методов подготовки программ национального телевидения региона по разнообразной тематике;

4) представлен материал, раскрывающий специфику работы телевидения Мордовии с 1960 - 1990 гг., полученный в результате встреч с бывшими руководителями телерадиокомитета.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации изложены в докладах и сообщениях на научно-практических конференциях в вузах Мордовии и в Институте повышения квалификации работников телевидения и радио, в научных статьях.

Автор использовал полученные результаты и в процессе подготовки телепрограмм на мордовском - эрзя и русском языках в ГТРК «Мордовия», где работает с 1998 года.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

На защиту выносятся следующие положения:

Глобализация не означает отказа от сохранения национальной идентичности. Народы не должны забывать свой язык и свою культуру, иными словами терять этническое своеобразие;

Национальный информационный продукт востребован аудиторией только в том случае, если при его создании учитываются все имеющиеся знания о характере нации;

Работа журналистов в Республике Мордовия, в многоязычном субъекте России, значительно более сложная, чем в моноязычном. Проблемы билингвизма в региональной журналистике связана не только с подготовкой журналистов, режиссеров, телеоператоров, но и с поиском героев передач, умеющих излагать свои мысли на родном языке;

Деятельность журналистов, создающих телепрограммы на мордовских языках, может быть плодотворной лишь в рамках общего финно-угорского контекста.

Республика как полилингвистический регион

Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более 170 этносов. При этом народы России относятся к разным языковым группам и являются носителями различных культур, традиций и религий. Преобладающее большинство из них на протяжении веков сложились как этнические общности на территории страны и сыграли важную историческую роль в формировании российской государственности.

Многонациональный состав России определил специфику построения нашего государства. Одной из существенных особенностей российского федерализма является то, что он основан на двух началах: национально-территориальном и административно-территориальном; 23 российских народа имеют национально-государственные образования, 21 этнос - республики в составе Российской Федерации, пять из которых являются местами компактного проживания финно-угорских народов.

В то же время Россия представляет собой целостное образование, в котором при сохранении культурного и языкового разнообразия и чувства принадлежности к определенной этнической общности фактически все граждане способны взаимодействовать на основе многонациональной общероссийской культуры.

Однако национальное состояние любого народа связано прежде всего с отношением государства к его родному языку, культуре, с готовностью власти помочь сохранить его самобытность и содействовать его развитию. Писатель А. Проханов, рассуждая о государственном устройстве России и ее перспективах, писал: «В конце 90-х - начале 2000-х было решено отказаться от нежизнеспособности идеи национального государства, и после второй чеченской началось возрождение Российской империи. Подавив сепаратистов,

Кремль стянул страну новыми стальными скрепами - федеральными округами, направил местные конституции и законы» .

Особое место в истории мордовского народа занимает образование национальной государственности, включавшее несколько этапов (образование Мордовского округа в 1928 г., Мордовской автономной области в 1930 г., формирование Мордовской республики), имевшее большое значение не только в развитии народного хозяйства и культуры мордвы, но и в создании более благоприятных возможностей для развития народа.

Новый этап в формировании мордовской государственности связан с принятием 7 декабря 1990 г. Верховным Советом Мордовской АССР Декларации о государственно-правовом статусе Мордовии.

Логическим завершением этого процесса стало утверждение 12 сентября 1995 г. Конституционным Собранием Конституции республики, где впервые в ее истории было заявлено, что «единственным источником власти в республике Мордовии является многонациональный народ, проживающий на ее территории»21.

Мордовия - одна из финно-угорских республик, которая входит в состав Российской Федерации. Она является исторической родиной эрзян и мокшан. Мордовский народ имеет статус коренной нации. В республике на протяжении многих лет создаются все условия для сохранения и развития мордвы, ее языков и культуры, для участия мордовского народа в этнокультурном процессе.

В Конституции Республики Мордовия записано: «Республика Мордовия обладает на своей территории всей полнотой государственной власти, за исключением полномочий, отнесенных в соответствии с Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также являющихся предметом совместного ведения Российской Федерации Республики Мордовия согласно Конституциям Российской Федерации и Республики Мордовия»22.

Вхождение мордвы в состав России имело существенное значение не только для мокшан и эрзян, но и для русских. Мордва стала первым многочисленным народом, присоединившимся к Российскому государству. Ее пример оказал немалое воздействие на этническую ориентацию других народов Поволжья. Неслучайно 11 января 2009 г. Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о праздновании в 2012 году 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства . Председателем оргкомитета был назначен В. Путин. К этому мероприятию готовится не только Мордовия, но и все республики и области, где проживает мордовская диаспора. В начале 2009 г. во многих регионах проводились Дни мордовской культуры, о чем свидетельствуют репортажи, подготовленные СМИ Мордовии24.

В уральской языковой семье по численности мордва занимает третье место после венгров и финнов. Однако эрзяне и мокшане рассеяны по всей России. Их значительные поселения (от 40 до 100 тыс. чел.) и отдельные вкрапления имеются во многих административно-территориальных единицах (в Самарской, Пензенской, Оренбургской областях - до 100 тыс. в каждой; в Ульяновской, Нижегородской - по 40 — 50 тыс.; в Чувашии, Башкортостане, Татарстане — по 20 - 30 тыс.) Мордовские поселения существуют в Приморском и Красноярском крае, на Сахалине, Алтае, в Армении, Калининградской области, Казахстане и Узбекистане25. В марте 2009 г. из очередной экспедиции вернулась группа ученых-этнографов Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. В Тюменской области исследователи изучали жизнь мордовской диаспоры. В д. Калиновке Сорокинского района проживают 1 200 чел. по национальности эрзя. Все они не только свободно владеют родным языком, но и смогли сохранить обычаи своего народа... .

Одна из основных проблем мордовского этноса состоит в том, что ни в одной области, ни в одной республике, в том числе в Мордовии, он не составляет большинства населения.

Отражение процессов глобализации и ассимиляции в Мордовии

Информационные коммуникации в современных условиях являются основой непрерывного и доступного образования. Их развитие (объединение компьютеров в локальную и глобальную сеть, создание баз данных, экспертных систем) формирует уникальную учебную среду, которая дополняет или заменяет традиционные формы обучения.

Мы считаем, что одной из актуальных задач в области коммуникативной деятельности регионов, многонациональных - в особенности, является решение проблем развития национальной культуры: сохранение этноса в качестве самостоятельной общности, значительное усиление социально организованной этнизации, преодоление нарушения межпоколенной этнокультурной информации. С одной стороны, эквивалентом глобализации на макроуровне служит глобальное образование, с другой - на микроуровне - «образование в духе мира». Следовательно, в информационном обществе доступность информации о культуре народов приобретает исключительное значение, являясь стабилизационным фактором межнациональной обстановки. При этом на первый план выдвигаются нравственное, духовное начало человека, его любовь к своим корням. Поиск качественного аспекта информации в элементах культуры этноса состоит в увеличении числа информационных элементов этой системы, что ведет к росту степени информационной неопределенности и к уменьшению вероятности выбора определенного элемента культуры, т. е. качественного многообразия этнической информации.

Решение проблем коммуникативной деятельности региона определяется, помимо всего прочего, развитием национальных (этнических) интересов и ценностей, определяющих этнос как самостоятельную общность. Информатизация общества в целом обусловливает активизацию взаимодействия между народами, взаимопроникновение культур и актуализирует значение нравственного и духовного начала человека, где технологическая составляющая не всегда играет превалирующую роль.

В последние годы в российских регионах, в том числе в Республике Мордовия, предпринимаются попытки частичного воссоздания символов национального самосознания, основ традиционной культуры, восстанавливаются региональные традиции, разорванные связи между этническими общинами. В ГТРК «Мордовия» за помощью часто обращаются представители мордовской диаспоры, например, из г. Бугуруслана Оренбургской области, где создавалось свое ТВ.

На наш взгляд, именно региональная культура в перспективе станет основанием единения страны и будет играть значительную роль в решении проблем современного общества. Одна из важнейших задач на этом пути — возрождение этнических культур. Вернуть культуре роль «защитного пояса» можно лишь путем диалога народной и современной культуры (например, показательно в этом отношении творчество фольклорно-этнографического ансамбля «Морденс»). Под этим процессом следует понимать не возвращение современной культуры к национальному содержанию, актуализацию в ней национально-этнического, а создание механизма формирования национальной культуры как целостной системы.

Сложные моменты интеграции современной России и ее регионов в мировое сообщество обусловливают необходимость анализа региональных этносоциальных процессов, прежде всего межнациональных отношений. В Мордовии они характеризуются стабильностью и согласием народов, чему способствовал ряд факторов: демографическая и территориальная структура населения, равный статус основных национальных групп, сложившиеся этноконтактные установки и традиции межэтнического взаимодействия, сбалансированная национальная (этнокультурная) государственная политика. К приоритетам региональной этнической политики в РМ следует отнести поддержание национального согласия и национальной культуры титульного (мордовского) народа, в том числе и его части, проживающей за пределами республики.

Важным фактором сохранения региональной этнической системы в условиях глобализации является этническое самосознание. Интеграция в глобальные процессы требует возрождения национальной культуры и традиций на базе современных достижений цивилизации через всестороннее развитие и сближение этносов в рамках глобального мира - таково, на наш взгляд, содержание современного витка исторического развития. При этом важно, чтобы на пути к будущему глобальному единству человечества каждый этнос «смог сохранить максимум собственного своеобразия и внести его в общечеловеческую культурную сокровищницу будущего»76.

Из этого следует, что интеграция Мордовии в глобальные процессы «должна сопровождаться опорой на этнические и геополитические связи»77. Опора на связи с родственными этническими системами (в рамках России и глобального мира) позволит мордовскому этнорегиональному сообществу войти в глобальный мир, не теряя собственной этнической идентичности. Эти связи основаны на культурном и научно-гуманитарном взаимодействии, экономическом и политическом сотрудничестве. Вместе с тем их «прочность зависит от устойчивости экономического и политического развития мордовского региона как компонента целостной... системы - РФ»78, так как лишь в рамках данной системы возможно существование и функционирование как мордовского этноса, так и всей многонациональной Мордовии. Исторически и геополитически республика неотъемлема от единства народов Евразии, объединенных рамками российской государственности.

Истоки развития телевидения Мордовии

Предыстория электронных средств массовой информации регионов России непосредственно связана с развитием аудиовизуального вещания во всем мире в целом, и в стране в частности. Возникнув в эпоху, когда электронная журналистика всерьез и надолго утвердилась как феномен общечеловеческой культуры и как средство формирования общественного мнения, региональные каналы были призваны расширить географию своего влияния, «дойти» до каждого зрителя и слушателя. Практика показала, что центральное вещание, каким бы мощным оно ни было, не в состоянии осветить местную жизнь в нужном объеме. Наибольший эффект воздействия на аудиторию достигается, прежде всего, посредством освещения и анализа фактов, событий и явлений, наиболее близких к человеку. Отсюда - необходимость создания и расширения зоны влияния местных аудиовизуальных каналов.

Серьезные просчеты, допущенные в свое время при создании материально-технической базы радио и телевидения, были результатом недооценки его потенциальных пропагандистских возможностей. Материальные средства, выделяемые в стране на развитие радио и телевидения, расходовались на строительство небольших, плохо оборудованных студий, тогда как идеологическая необходимость централизации теле- и радиовещания требовала сооружения мощного технического центра в Москве. Строительство радиорелейных и кабельных линий велось в расчете на передачу одной программы, тем самым многие города, регионы и области заведомо лишались возможности принимать из Москвы другие программы.

В данной главе на примере истоков развития телевидения Мордовии сделана попытка показать особенности формирования электронной журналистики в одном из субъектов Российской Федерации. Внедрение в жизнь людей наиболее интернационального из средств массовой информации стало воплощенной фантазией. Сегодня нередко звучат дебаты о плюсах и минусах телевидения. Однако в 1950 - 60-е гг. XX столетия это было большим прорывом вперед. Телевизионное вещание в Мордовии возникло в 1956 г., когда начал работу любительский телевизионный центр. Первыми конструкторами, строителями, монтажниками были врач-рентгенолог детской республиканской больницы А. А. Неунылов, работник городского узла связи Н. С. Соколов. Однако на одном энтузиазме построить что-то сложное невозможно. Необходимы были помещение, средства для приобретения материалов и аппаратуры. Данный процесс был сопряжен с множеством трудностей, в числе которых была очень слабая материальная база. В газете «Правда» отмечалось: «...в Харькове, Горьком, Томске, Свердловске радиолюбители при помощи местных организаций построили учебные телевизионные центры. Подготавливаются к вступлению в строй учебные телевизионные центры в Новосибирске, Риге, Саранске и Таллине» .

Днем начала телевещания в Мордовии принято считать 23 февраля 1956 г., когда на экранах телевизоров Саранска, Рузаевки и Ромоданова появилось изображение. Первые телезрители увидели выступление Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии имени Александрова.

Мечта о «волшебном стекле», сквозь которое можно видеть «за тридевять земель» и знать, что делается «за синими морями и за высокими горами», стала реальностью. «Волшебное стекло», если смотреть на него сегодняшними глазами, имело довольно непривлекательный вид. На телевизионных приемниках типа «КВН», «Авангард», «Север», «Ленинград» размер экрана составлял всего 18 см по диагонали. Изображение было нечетким. Саранский телевизионный центр поддерживал постоянные связи с Московским и Горьковским телецентрами. Было проведено несколько конкурсов дикторов телевидения. Их выдержала Нина Щетинина — студентка Мордовского государственного педагогического института. Исполком Саранского горсовета в 1957 г. направил ее в Московский телецентр для приобретения опыта работы к известным дикторам Н. Кондратовой, В. Леонтьевой, А. Шиловой. Праздничный номер программы Центральной студии телевидения в честь Дня радио вышел в эфир с портретами известных дикторов страны, среди которых была Нина Щетинина.

В 1961 г. Саранск стал одним из первых городов страны, где была возведена телевизионная антенна высотой 198 м, в разработке ее проекта и установке активное участие принял С. А. Левков - главный инженер института «Мордовпроект», он же участвовал в пусконаладочных работах и настройке аппаратуры.

...Памятный вечер 7 октября 1961 г. В 18.00. на экране появилось панорамное изображение города Саранска и над ним - высокая черно-белая мачта антенны с титром: «Показывает Саранск». Из воспоминаний Б. И. Карпова, заслуженного артиста Мордовской АССР, бывшего главного режиссера Саранской студии телевидения: «Телевидение стало одним из самых любимых, необходимых и даже удобных в силу его доступности видом искусства... Не зная по-настоящему, что же такое телевидение, я отправился на стажировку в город Горький, где телевидение уже делало значительные успехи. Здесь я встретился с поклонниками категорических теорий, которые утверждали, что телевидение - превыше всего, что телевизионные работники являются своего рода кастой, стоящей над всеми видами искусства и средств массовой информации...» .

Если любительский телевизионный центр обслуживал не более 200 телевизоров, то, по данным государственной статистики, в 1965 г. - 23 100, к 1980 г. в республике их насчитывалось уже более 350 тыс. Была подготовлена макетно-дикторская студия, регулярными стали телепередачи «Рабочий человек», «Земля родная», «Ровесники, ровесницы». Голубой экран завоевывал популярность среди самых широких слоев населения республики. «Смотрели все подряд, литературно-драматические передачи «Литература и жизнь», «Искусство», «Народное творчество», спектакли, записанные в студии, концерты в исполнении профессиональных и самодеятельных творческих коллективов республики. Передачи местной студии и центрального ТВ», -вспоминают зрители. Подготовленные в эфир материалы соответствовали духу времени. «...Важным событием в жизни партии, всего советского народа явился XXIII съезд КПСС, утвердивший Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1966 - 1970 годы. Широкая пропаганда решений съезда, мобилизация трудящихся республики на их выполнение стали главной задачей мордовского телевидения и радио...» .

Телевидение Мордовии в 1960 - 1980-е гг

Долгое время телевидение в нашей России существовало в качестве системы обеспечения национальной безопасности, гаранта духовного здоровья и единства общества. «Государственное телевидение воспринималось как система единых по идеологии центральных и региональных телепрограмм, направленных на укрепление патриотизма, формирование общественного мнения и доверия к государственной власти. Подобный монополизм предполагал систему государственного заказа на производство различной телепродукции в рамках общенациональной политики в сфере информации и единых принципов функционирования СМИ», - считал В. В. Падейский. Следует отметить значительный вклад журналистов во всестороннее освещение труда и жизни рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции республики, многогранной организаторской и политической деятельности партийных организаций, Советов народных депутатов, профсоюзов, комсомола, работы хозяйственных органов, трудовых коллективов.

Деятельность, удовлетворявшая коммунистическую партию вчера, уже не устраивала сегодня. В Постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» указывалось на серьезные недостатки в работе средств массовой информации и пропаганды, присущие прессе, радиовещанию и телевидению. «Возросло значение местного радио и телевидения, - отмечала в одной из публикаций в 1965 г. Р. Малкина, председатель Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете министров Мордовской АССР. —

Они стали активными помощниками партийных организаций республики в решении актуальных проблем коммунистического строительства, в осуществлении конкретных задач, поставленных XXII съездом партии, октябрьским, ноябрьским (1964 г.) и мартовским (1965 г.) Пленумами ЦК КПСС» 77.

Среднесуточный объем республиканского радиовещания в 1960-е гг. не превышал 1,5 ч в сутки, телевизионных передач -8 ч. Журналисты искали новые формы. Так, появился жанр телевизионного театра. «Это была наиболее счастливая пора, трудная, но интересная! - вспоминает профессор Василий Брыжинский, бывший главный режиссер Мордовского телевидения. - Конечно, v. мы изобретали велосипед, но каждый «велосипед» был для нас дорог»178.

Дебютом в этом плане стала постановка И. Переслени по рассказу О. Генри «Под звездно-полосатым флагом». Затем был воплощен киносценарий Дугласа и Смита «Скованные одной цепью». Студийные съемки монтировались с кадрами, отснятыми в мордовских лесах и болотах. Телепостановки осуществлял театральный режиссер Б. Карпов. В. Брыжинский, изначально занимавшийся постановкой детских и революционныех пьес, потом перешел к созданию сериалов по романам писателя К. Абрамова. В настоящее время первые режиссеры оценивают современное телевидение критически: «Идут одни новости. Местное телевидение стало придатком центрального. Надо бы открывать свой канал, но средств на это нет»17 .

Заместитель председателя Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете министров Мордовской АССР В. М. Живаев, впоследствии (1969 - 1989 гг.), собственный корреспондент Гостелерадио СССР по Мордовской АССР писал о специфике работы телевидения: «Искание новых форм должно служить раскрытию больших и глубоких тем, важнейших вопросов коммунистического строительства. Здесь на помощь нам приходит многочисленный актив передовиков и новаторов производства, руководителей бригад и ударников коммунистического труда, «маяков» сельского хозяйства, партийных и советских работников, писателей, журналистов и других, постоянно приглашаемых для участия в наших передачах...» .

Особое место с первых дней существования студии телевидения в Саранске занимали морально-этические вопросы. Так, из вещания для молодежи следует отметить полюбившиеся телезрителям передачи «Клуб интересных встреч», «У нас молодых», «Ритм» и рейдовую - «Ярче свети, комсомольский прожектор!».

Радио и телевидение были призваны решать задачи по мобилизации трудящихся на успешное выполнение семилетнего плана, всей программы развернутого строительства коммунистического общества. Благодаря масштабам и возможностям данных идеологических средств, общественным функциям, выполняемым ими, их значению в революционно-преобразующей деятельности партии, они являлись сильнейшим инструментом партийно-государственной пропаганды. На экранах все чаще появлялись новые циклы программ, передачи для работников промышленности и сельского хозяйства. В редакции ежедневно приходили десятки писем, по которым можно было определить зрительскую оценку в целом.

Коммунистическая пропаганда достаточно сильно влияла как на реальную действительность, так и на выпускаемые в эфир программы. Между тем однотипность была своеобразной, даже в таких условиях журналисты искали себя во всех жанрах, осуществляя подготовку и критических, и проблемных программ. Можно с уверенностью сказать, что время диктовало свои правила. И некоторых это даже устраивало. К тому же большой временной промежуток эфирной сетки предоставлял массу возможностей.

Печать, радио и телевидение Мордовии являлись частью мощной системы информации и пропаганды страны, созданной Коммунистической партией и Советским государством. В начале 1980-х гг. во всех республиканских газетах сообщалось о значимости решений партии для средств массовой информации и пропаганды (СМИП). «Коммунистическая партия проявляет большую заботу о совершенствовании деятельности средств массовой информации и пропаганды, - констатировал М. А. Олухов, с 1972 по 1988 г. руководивший газетой «Советская Мордовия». - Их задачи на современном этапе коммунистического строительства с предельной ясностью определены решениями съезда КПСС, последующих пленумов ЦК»181. Подчеркивая роль СМИП, партия выдвигала требование привести их работу в соответствие с ростом современных задач, духовных запросов трудящихся. Источником тем для журналистов служили решения партийных форумов, выступления Л. И. Брежнева, его книги «Малая земля», «Возрождение», «Целина».

Радио и телевидение были обязаны повышать уровень пропаганды марксизма-ленинизма, всесторонне демонстрировать важнейшие достижения экономики, науки и культуры. На всеобщее обсуждение выносились назревшие вопросы практического осуществления ленинского принципа гласности в работе партийных, государственных, хозяйственных органов и общественных организаций. Необходимо было вовремя, глубоко и компетентно оценивать прогрессивные явления и тенденции, уметь со всей принципиальностью и остротой анализировать недостатки, мешающие общему движению вперед. В связи с этим руководители средств массовой информации и пропаганды были заинтересованы в эффективности работы журналистов: «Партия ставит перед журналистами задачу выше поднять действенность печатного слова, насытить каждую статью и передачу глубоким идейным содержанием и партийным духом, отвечающим современным задачам идейно-политического, трудового и нравственного воспитания» .

Похожие диссертации на Национальное телевидение в условиях региональной полилингвистики : на примере Республики Мордовия