Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Предпосылки и становление публицистических жанров в прессе Согдийской области 17
1.1. Становление, структурное и тематическое своеобразие газеты «хакикати сугд» 17
1.2. Становление, структурное и тематическое своеобразие газеты «вароруд» 33
ГЛАВА 2. Традиции и новации в информационных жанрах региональной печати таджикистана 60
2.1 Место информационных жанров в газетах «хакикати сугд» и «вароруд» 63
2.2 Эволюция информационных жанров в газетах «хакикати сугд» и «вароруд» 77
ГЛАВА III. Отдельные информационные жанры в «хакикати сугд» и «вароруд» 96
3.1. Репортаж и отчет в изданиях «хакикати сугд» и «вароруд» 96
3.2. Интервью: специфика и преобразования 118
Заключение 147
Литература 150
- Становление, структурное и тематическое своеобразие газеты «вароруд»
- Эволюция информационных жанров в газетах «хакикати сугд» и «вароруд»
- Репортаж и отчет в изданиях «хакикати сугд» и «вароруд»
- Интервью: специфика и преобразования
Становление, структурное и тематическое своеобразие газеты «вароруд»
Изучение изданных монографий и опубликованных статей, посвященных зарождению и этапам развития таджикской журналистики, показало, что история развития и жанровые особенности газет «Хакикати Сугд» и «Вароруд» не исследовались и никак не анализировались. Поэтому в предмет нашего исследования и вошли эти вопросы.
Без многоаспектного анализа тенденций развития названных изданий с точки зрения жанровой системы и структурной организации не представляется возможным проследить основные тенденции в профессиональной журналистике, определить степень востребованности информационных жанров, размывание жанров, влияние интернет-журналистики на жанровое своеобразие и в целом невозможно представить эволюцию информационных жанров печатных изданий Согдийской области.
Первый номер газеты «Хакикати Сугд» был выпущен 25 марта 1930 года под названием «Рохи колхозчи» («Путь колхозника»). Эта газета тогда была печатным органом партийного комитета Худжандского округа, местного совета депутатов трудящихся и президиума профсоюзов округа. Вначале газета печаталась арабским шрифтом и выходила два раза в неделю, по вторникам и субботам.
Основной целью газеты были пропаганда советской идеологии и консолидация трудящихся в строительстве страны рабочих и крестьян. Поэтому в публикациях этого периода было много социалистической патетики как средства влияния на общественное сознание (19).
Выпуск газеты «Рохи колхозчи» способствовал повышению «коммунистического сознания» трудящихся масс и пропаганде политики советского государства. В те годы таджикская интеллигенция, поддерживая издание этой газеты, принимала активное участие в распространении политики государства среди населения. Так за короткий срок своего существования газета превратилась в достаточно действенное средство продвижения политики местной власти среди населения.
Как отмечает известный таджикский ученый Усмонджон Гаффоров, «с первых номеров газеты стало ясно, что основной ее задачей является продвижение колхозного строя и его укрепление. Об этом говорят уже первые публикации газеты такие как «Рохи колхозч» - аскари муборизи коллективонидани хочагии халк» («Путь колхозника» - борец за коллективизацию народного хозяйства), «Накшаи кирмакдор дар Хуанд» («Роль шелководства в Худжанде»), заметки под рубрикой «Жизнь окружных колхозов» о колхозах «Саидкурган», «Мехнаторо» и другие.
В успехах редакции газеты «Рохи колхозчи» большое значение имело творчество журналистов Худжанда М. Хасанова, Э.Мухсинзаде, А. Пахлавонзаде, М. Саида, Х. Карима, С. Носирова, Рахима Джалила (19). Чтобы увеличить тираж газеты, была организована административная обязательная подписка, в результате чего тираж стал постоянно увеличиваться и в 1930 году достиг 3500 экземпляров. В том же году газета была переименована и стала выходить под названием «Пролетари Худжанд» («Пролетарий Худжанда»). Е основную тематику теперь составляли не только проблемы коллективизации сельского хозяйства, но и вопросы строительства и промышленности.
В своей статье У. Гаффоров в этой связи отмечает: «В эти годы наравне с развитием колхозного строя перед партийными и советскими организациями Худжандского округа стояла задача создания, и развития промышленности Необходимо было объединить слабые маленькие предприятия и повысить производительность труда. В реализации этой задачи местная печать сыграла важную роль. С этой целью газета с 61-го номера стала именоваться «Пролетарий Худжанда» и до января 1935 года издавалась под этим названием» (19). На страницах газеты была организована и сатирическая рубрика под названием «Кубак» («Молоток»), в которой изобличались недобросовестность в труде, отлынивание в работе и другие неполадки в промышленном и сельскохозяйственном производстве. С января 1935 года газета стала выходить под названием «Болшевики Худжанд» («Большевик Худжанда»), а в 1936 году в связи с переименованием города Худжанд в город Ленинабад название газеты было изменено на «Бо рохи ленини» («Ленинским путем»). В статье У. Гаффарова «Целую жизнь на службе народа» отмечается: «В ноябре 1934 года районные комитеты партии объединились с политическими отделами МТС-ов, и в этой связи газеты политических отделов объединились с районными газетами. В решении бюро Худжандского комитета КП (б) Таджикистана от 28 января 1935 года «О газете «Пролетарий Худжанда» говорится: «В связи с распадом газеты политотдела «Ленинским путем» и е объединением с газетой «Пролетарий Худжанда» в дальнейшем тематика публикаций газеты будет охватывать различные области народного хозяйства и в связи с этим газета «Пролетарий Худжанд» в дальнейшем будет именоваться «Большевик Худжанда».
В январе 1936 года по решению Президиума КИМ СССР городу Худжанду было присвоено имя «Ленинабад» и поэтому газета «Большевик Худжанда» с января 1936года по август 1940 года стала издаваться под названием «Ленинским путем».
В 1940 году газета в честь известного шахтера Алексея Стаханова стала называться «Стахановчи» («Стахановец»), однако, немного спустя, она стала называться «Хакикати Ленинобод» («Ленинабадская правда»).
Газета «Хакикати Ленинобод», признанная одной из самых авторитетных школ подготовки квалифицированных журналистских кадров из числа выпускников филологического факультета ЛГПИ (ХГУ), сыграла важную роль в становлении региональной печати. Именно эта школа воспитала таких пламенных публицистов, как Хаким Карим, Рахим Джалил, Ходжи Содик и десятки других, ставших впоследствии известными писателями. Изучение творческой деятельности названных литераторов показало, что первую пробу пера они выполнили на страницах газеты «Хакикати Ленинобод». Этот факт был отмечен и самим Рахимом Джалилом, признавшим газету «Хакикати Ленинобод» школой мастерства. А создание в газете сатирической рубрики «Анбур» («Клещи») способствовало воспитанию целой плеяды сатириков, успешно высмеивавших многие общественные пороки.
Известный таджикский сатирик Курбон Бахлулзаде в свое время, поздравляя рубрику «Анбур» с годовщиной создания, высказал следующее: Дорогой Анбурджан! Я как один из твоих страстных поклонников от всей души поздравляю тебя с именинами и в качестве подарка хочу преподнести несколько поздравительных слов и кривобоких мест города Ленинабада».
Сатирические произведения этого знаменитого писателя регулярно печатались под рубрикой «Анбур». В них в яркой сатиричной форме подвергались критике самые разные общественные пороки. Наиболее известными среди них являются «Истгох кани?» («Где остановка», «Ман туи бе ману ту» («Я с тобой, без меня с тобой»), «Дкони ктохметру ошхонахои дарозлапша» (Короткометражная лавка и столовая с длинной лапшой), «Самбсафурши сагбоз» («Самбусачник дрессировщик»).
Эволюция информационных жанров в газетах «хакикати сугд» и «вароруд»
Возникновение первой в Таджикистане частной газеты непосредственно связано с известными общественно политическими событиями, произошедшими с начала 90-ых годов ХХ в., с процессом всемирной глобализации, вызвавшими коренные преобразования в различных сферах общественной жизни. После распада Советской сверхдержавы начались преобразования и в структурах государственной власти, связанные с образованием на постсоветском пространстве независимых государств.
Известно, что во все времена общественные преобразования находили отражение в СМИ и в то же время вызывали перемены в сфере журналистики, одной из которых стала возможность частных газет и теле- и радиокомпаний. Частная, по идее, независимая пресса – реализация демократического принципа свободы слова в ныне суверенном Таджикистане, и начало формирования «четвртой власти». По словам профессора И. Усманова, «1990-ый год, бесспорно, можно назвать годом таджикской печати, поскольку, начиная с 90-ых в Таджикистане стали появляться новые газеты и журналы, такие как «Пами Душанбе» («Вестник Душанбе»), «Парастор» («Покровитель»), «Бону» («Хозяйка»), «Сипар» («Щит»), «Сухан» («Слово»), «Адолат» («Справедливость»), «Чарои рз» («Свет дня»), «Хафт ганч» («Семь сокровищ»), «Растохез» («Воскрещение»), «Варзиш» («Спорт»), месячник «Точикистон» («Таджикистан») (103).
В Согдийской области также стали создаваться частные издания, первыми из которых были «Орин» («Арийцы») и «Гулбонг» («Звон колокола»). С возникновением частных газет информационное пространство Согдийской области стало меняться, становится все более разнообразным, даже пестрым. В 2001-2002 гг. стали выходить частные издания «Корвони умед» («Караван надежды»), «Точикони дун» («Таджики мира»), «Варзиш» («Спорт»), «Навои дил» («Мелодия сердца»), печатное издание общественного движения «Единство и возрождение Таджикистана» «Шуълаи умед» («Искра надежды»), «Мироб» («Мираб»), «Кадрият» (Ценности), «Восточный базар» («Бозори шарки»), печатное издание коммунистов «Эътиод» (Вера), внесшие также свой посильный вклад в развитие современной таджикской журналистики.
Однако многие из них в силу различных объективных и субъективных факторов перестали существовать. Из названных газет в настоящее время продолжает выходить газета «Корвони умед», материалы которой большей частью посвящены достижениям молоджи страны, и раскрывают о е достижениях.
В эти годы при поддержке Организации безопасности и сотрудничества Европы (ОБСЕ) в Согдийской области были созданы информационное агентство «Вароруд» (2001г.) и частное издание «Вароруд (2002г.).
В начальный период развития частных газет из-за неопытности журналистов и неосведомленности инвесторов страницы частных газет в основном были заполнены рекламой и объявлениями, а материалов, заслуживающих внимания и могущих привлечь интерес читателей, было сравнительно мало. Поэтому многие частные газеты, не находя своей аудитории, не смогли занять свое место на информационном рынке. Из всех частных изданий, вышедших в эти годы, лишь информационно аналитическое агентство «Вароруд» смогло за короткий срок, несмотря на все трудности, не только сохранить свои позиции в информационном пространстве страны, но и завоевать симпатии тысяч поклонников. Информационно-аналитическое агентство «Вароруд» было образовано в декабре 2000 года и начало свою деятельность в январе 2001 года. В начале своей деятельности агентство выпускало печатные версии информационных вестников периодичностью 3 раза в неделю тиражом 500 экземпляров, а также выпускало ежемесячные информационно-аналитические бюллетени тиражом в 100 экземпляров каждый. Вся печатная продукция распространялась среди международных, научных и общественных организаций, а также среди государственных органов власти.
Руководство агентством осуществлял известный журналист Илхом Джамолов, должность главного редактора занимал Нематулло Мирсаидов, а руководителем информационного отдела агентства был назначен Искандар Фируз.
В начале 2000 годов агентство «Вароруд» как самостоятельное информационное агентства в Согдийской области создало конкуренцию уже известному к тому времени агентству «Азия - плюс». В 2001 году агентство «Вароруд» открывает свой сайт, на котором события общественной значимости оперативно преподносились читательской аудитории. За год своей деятельности информационное агентство «Вароруд» превратилось в одно из лучших и популярнейших информационных агентств, в Таджикистане и за его пределами. В 2002 году стала выпускаться общественно-политическая газета «Вароруд» объемом в 12 страниц. Публикации шли в жанрах заметка, комментарий, интервью, аналитическая статья и др. Интересна компоновка публикаций. Они выпускались под рубриками “Зеркало Согда”, “Главная тема”, “Общество”, “Аналитика”, “События и факты”, “Досуг”, “Спорт”, названия рубрик удачно отражают их содержание.
Репортаж и отчет в изданиях «хакикати сугд» и «вароруд»
В том случае, когда одну и ту же программу как наиболее эффективную предлагается выполнять при определенных условиях всегда, она становится стандартной программой. Если же выполнение стандартной программы становится требованием и сопровождается определенными санкциями, она превращается в норму.
Логика разграничения программной и нормативной информации вполне убедительна, с ней трудно не согласится. Поэтому в анализируемую статью мы квалифицируем как заметку программную и уточняем, что это заметка со стандартной программой. К информационному жанру «заметка» можно отнести также материал под названием «Мероприятия в честь праздника Независимости»: «Вчера в профессионально-политехническом лицее города Худжанда было проведено мероприятие. Мероприятие началось с выступления руководителя отдела подготовки рабочих кадров области, Зуфара Исмаилова, которой во время выступления отметил, достижения таджикского народа за последние годы и созидательную роль
Президента страны в них. Также с речью выступил преподаватель ХГУ Сафарали Эркаев, который как непосредственный участник договора о мире и единстве рассказал об истории подписания этого соглашения» (25.06.2005). Так начинается это заметка. Начало и весь последующий текст е не отвечают основным требованиям жанра заметки, поскольку в ней отсутствует такие структурные компоненты этого жанра, как хедлайн и лид, а освещение события начинается непосредственно с основной части.
На наш взгляд, начинать заметку с предложения «Проводятся мероприятия в честь Дня национальной Независимости неприемлемо и с точки зрения жанровой организации и с точки зрения логики, поскольку здесь может возникнуть вопрос, разве не проводятся другие мероприятия и в другие дни.
Известно, что возможности периодической печати в отличие от электронных СМИ в обеспечении оперативности ограничены. Тем не менее, предпочтительно указать дату проведения мероприятия, а не начинать заметку со слов «вчера», «недавно», «завтра» и т.д. Более того, в этом случае целесообразнее было бы использовать структуру «перевернутой пирамиды». В этом плане заслуживают внимания положения, выдвинутые известным ученым В.В. Ворошиловым «С этой целью прибегают к «перевернутой пирамиде» или опрокинутому треугольнику» когда начинают с наиболее значимого факта (с основании пирамиды), а остальные факты располагают по степени убывания значимости и интереса. А чтобы привлечь читателя, вызвать любопытство и интерес к заметке, начинать следует с лида, освещающего главную тему» (17,218).
В заметке под названием «Продолжение традиций» сообщается о скачках, проведенных в Бабаджан Гафуровском районе с участием председателя области. Следует отметить, что эта публикация также начинается с основной части: «По сложившейся в последние годы традиции в канун Нового года по инициативе отдела сельского хозяйства хукумата области и ассоциации любителей природы, при поддержке руководства хукумата области на ипподроме хозяйства имени А.Джумаева Бабаджан Гафуровского района с участием Председателя области К.Р.Касымова, проводятся скачки и спортивно культурные состязания, которые привлекают большое количество болельщиков. В самом начале состязания Председатель области поздравил всех с наступающим новым 2006-ым годом и пожелал участникам состязания успехов. Затем начались скачки, в которых спортсмены со своим питомцами стали бороться за призовые места. По окончании состязаний председатель области вручил всем победителям ценные подарки» (28.12.2005).
На наш взгляд, и эта публикация не отвечает современным требованиям к жанру «заметка», поскольку и здесь отсутствуют необходимые в подобных случаях лид и хедлайн. Более того, не указано даже время проведения состязания, а также кто, кроме Председателя области, принимал в нем участие. Согласно традиционным требованиям в жанре «заметка» должны быть ответы на вопросы «Что?», «Когда?», «Где?», «Каким образом?» Однако из содержания заметки осталось неизвестным, кто собрал болельщиков на скачки и спортивные состязания. Когда произошли эти состязания? Почему состязания проводились именно в хозяйстве имени А.Джумаева Бабаджан Гафуровского района?. 31-го мая 2011 года в этой же газете была опубликована заметка под названием «Посещение престарелых председателем Согдийской области». В ней сообщается: «28 мая Председатель Согдийской области Кахир Расулзаде встретился с известными лицами области Героем труда Дададжаном Тахировым, Джумабаем Халифаевым и известным хлопкоробом Ахмадхоном Касимовым и провел с ними искреннюю беседу».
Интервью: специфика и преобразования
Другой вопрос: «Действительно, коль скоро речь зашла о взаимоотношениях наставника и ученика, на Ваш взгляд, кем является учитель? Кем является ученик?» и т.д. Все вопросы этого интервью и их последовательность логически один другой не предполагают. Складывается впечатление, что журналист без какой-либо логической связи неожиданно переходит от одной темы к другой и тем самым приводит читателя в замешательство. Из содержания этого интервью читатель не может понять цель интервью и извлечь для себя полноценную информацию. Такого рода публикации, безусловно, могут отрицательно сказаться на престиже и популярности газеты.
Портретные интервью в газете «Хакикати Сугд» издаются преимущественно в связи с юбилеями деятелей культуры и политики. Примером тому может служить интервью, напечатанное в связи с 60-летием известного публициста А.Джураева (01.07.2009). В этом интервью как бы соблюдены все жанровые требования. Однако по способу подачи материала, это интервью ничем не отличается от других, таких же однообразных и однобоких.
Однообразность, прежде всего, проявляется в содержании самих вопросов, которые с некоторыми изменениями повторяются во многих интервью. Так, например: «Уважаемый Абдурахим Джураев, скажите, выбор профессии журналиста был для вас осознанным или же случайным?». Такая постановка вопроса встречается во многих интервью и не предвещает ничего нового. Более того такого рода вопросы уже не раз задавались респонденту, потому они могут быть и для него неинтересными. Второй вопрос также предполагает короткий ответ: «Вашим наставником в журналистике был Болтуджан
Умаров?». На что респондент, ответив односложным словом «да», не обращая внимания на журналиста, перечисляет свои публикации и статьи, напечатанные в газете. Журналисту так и не удалось направить интервью в нужное для него русло. В этом сказались и неопытность, и отсутствие творческого начала в работе.
Остальные вопросы также выдержаны в том же духе. Например: «Около 40 лет как Вы работаете на радио. Скажите, где легче работать - на радио или же в редакции газеты», «Вы не только журналист, но и сатирик. Если предположим, что Ваши сатирические произведения нравятся читателям, то, наверное, не ошибемся».
Последний вопрос почти оскорбительный для респондента. Да и себя интервьюер ставит в компрометирующее положение: ведь может последовать ответ, подобный «Не ошибтесь, не ошибтесь! Только не ошибайтесь и в себе». Вопросы, задаваемые журналистом в этом интервью, по всей видимости, не были продуманы и потому не работали целенаправленно. При этом у читателя может сложиться впечатление, что это интервью было проведено лишь формально.
В этой же газете под рубрикой «Наш собеседник» было напечатано интервью «Навруз-наше наследие». Интервью начинается поэтическими строками. Первый вопрос, заданный журналистом: «К великому счастью, сегодня благодаря усилиям Президента нашей страны Эмомали Рахмона Навруз стал праздноваться во всем мире. Однако было время, когда празднование Навруза не было дозволенным. Мы хотим поговорить о проведении этого праздника. Для проведения этого праздника, чей вклад, на ваш взгляд, был наиболее весомым?».
В этом случае наблюдается обрамление вопроса другим вопросом, что считается недопустимым. Да и ответ на этот вопрос уже очевиден по началу этого «вопроса в вопросе». Со стилем ещ хуже. Счастье не может быт не «великим»
В целом исследование особенностей жанра интервью в «Хакикати Сугд» показало, что в ней интервью используется довольно часто. В каждом е выпуске 2-3 интервью на самые разные темы. Респондентами интервью в «Хакикати Сугд» становятся в основном социально значимые личности, политические и культурные деятели, известные люди нашего общества. В «Хакикати Сугд» представлены различные виды интервью, в том числе интервью-портрет и интервью-анкета. В качестве примера интервью-портрета можно назвать публикацию «Если не поддержите продукцию…», в котором приводятся сведения о деятельности совместного предприятия «Сладости Востока» и его руководителе Давлатали Мирходжаева». Интервью начинается со слов «В результате обретения Независимости и внедрения рыночной экономики создались благоприятные условия для деятельности 129 предпринимателей, стало развиваться мелкое и среднее предпринимательство. Совместное предприятие «Сладости Востока» было создано в результате сотрудничества иранских, таджикских и узбекских предпринимателей». Такое начало интервью отвечает требованиям исследуемого жанра. К этой группе можно отнести и публикацию под названием «Мы очевидцы начала благосостояния» (30.08.2008), в котором журналист со своим собеседником обсуждает нынешнее положение дел в сфере образования и проблемы школ и вузов. Интервью «Основа национального менталитета» (2.01.2008). с профессором Т. Бердиевой также отвечает всем требованиям жанра интервью-портрет, содержащие вопросы, направленные на раскрытие личности героя, так как основной целью журналиста в этом виде интервью является помочь своему собеседнику раскрыться.