Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Меметический подход к изучению принципов распространения информации в социальных сетях и социальных медиа Будовская, Юлия Валерьевна

Меметический подход к изучению принципов распространения информации в социальных сетях и социальных медиа
<
Меметический подход к изучению принципов распространения информации в социальных сетях и социальных медиа Меметический подход к изучению принципов распространения информации в социальных сетях и социальных медиа Меметический подход к изучению принципов распространения информации в социальных сетях и социальных медиа Меметический подход к изучению принципов распространения информации в социальных сетях и социальных медиа Меметический подход к изучению принципов распространения информации в социальных сетях и социальных медиа Меметический подход к изучению принципов распространения информации в социальных сетях и социальных медиа Меметический подход к изучению принципов распространения информации в социальных сетях и социальных медиа Меметический подход к изучению принципов распространения информации в социальных сетях и социальных медиа Меметический подход к изучению принципов распространения информации в социальных сетях и социальных медиа Меметический подход к изучению принципов распространения информации в социальных сетях и социальных медиа Меметический подход к изучению принципов распространения информации в социальных сетях и социальных медиа Меметический подход к изучению принципов распространения информации в социальных сетях и социальных медиа Меметический подход к изучению принципов распространения информации в социальных сетях и социальных медиа Меметический подход к изучению принципов распространения информации в социальных сетях и социальных медиа Меметический подход к изучению принципов распространения информации в социальных сетях и социальных медиа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Будовская, Юлия Валерьевна. Меметический подход к изучению принципов распространения информации в социальных сетях и социальных медиа : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Будовская Юлия Валерьевна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2013.- 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/844

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Феномен социальных сетей и медиа как каналов нового информационного пространства 16

1.1. Определения и основные понятия социальных сетей и медиа 16

1.2. Экскурс в историю возникновения и развития социальных сетей и медиа 29

1.3. Структура функционала социальных сетей и медиа 39

1.4. Методики и направления исследований социальных сетей и медиа 56

ГЛАВА 2. Теория меметики как новая парадигма изучения социальных медиа 67

2.1. Происхождение и определение понятия «мем» 67

2.2. Меметика как новая область знаний: критика и методология 70

2.3. Классификации мемов как единиц распространения культурной информации 77

2.4. Жизненный цикл мемов 82

2.5. Меметические критерии отбора единиц информации 83

2.6. Отношения между языком и мемами 86

2.7. Мемы постмодернистской России. Анализ дискурса 88

ГЛАВА 3. Интертекст как форма присутствия мемов в культурной среде 104

3.1. Определение интертекстуальности: истоки понятия и подходы к изучению 104

3.2. Интертекстуальность как интерпретативная практика 109

3.3. Интертекстуальность как текстовая стратегия 114

3.4. Классификации интертекстуальности 118

3.5. Основные интертекстуальные стратегии: пародийный намек, творческие ассигнования и саморефлексивные ссылки 122

3.6. Интертекст и его аудитория 132

3.7. Взаимосвязь между мемами и интертекстуальностью 135

ГЛАВА 4. Меметический подход к разработке методологии изучения социальных сетей и социальных медиа в области коммуникаций 138

4.1. Мем как единица информации, распространяемая через социальные сети и медиа 138

4.2. Эгоизм как меметический критерий и движущая сила пользовательской активности в социальных сетях и медиа 146

4.3. Конформизм как меметический критерий и как условие для удовлетворения эгоистических мотивов пользователей 156

4.4. Меметический (интертекстуальный) подход к анализу единицы информации, распространяемой через социальные сети и медиа 168

Библиография

Введение к работе

Одной из самых популярных проблематик для исследований в области коммуникативистики и журналистики всегда являлись социокультурные факторы восприятия текста и реакции на него, поскольку для коммуникативистики и журналистики общей является функция анализа культурных процессов. Для изучения этой проблематики коммуникативистика и журналистика всё еще нуждаются в общей эффективной методологии, которая будет работать с концептами, а не с образами в соответствии с гуманитарной традицией. Вопрос о выработке некоего методологического «общего знаменателя» встал особенно остро с появлением новых массмедиа технотронной эры, селективным видом которых являются социальные сети и социальные медиа (далее - СС и СМ). Обострение необходимости в методологии изучения факторов восприятия текста и реакции на него происходит в результате смены парадигмы распространения информации через эти новые каналы коммуникации, где скорость и масштабы распространения сообщения напрямую зависят от восприятия сообщения коммуникатором.

Данная работа призвана рассмотреть возможную новую парадигму исследования СС и СМ, которая заключается в меметическом подходе к анализу сообщения и его передатчика, сопоставима с журналистской методологической традицией и позволяет анализировать принципы восприятия сообщения, переданного через эти новые каналы коммуникации.

Актуальность исследования можно обосновать двумя факторами:

1. Фактор переворота парадигмы распространения сообщений через средства массовой информации, вызванный появлением новых каналов коммуникации, которые создали новое информационное пространство, функционирующее по новым, неисследованным законам. Когда Лассуэлл определял основные характеристики средств массовой информации, он сравнил процесс распространения сообщений через эти каналы с процессом обмена

сообщениями между людьми вне технологически опосредованных коммуникаций. В настоящий момент происходит переворот данной парадигмы, и уже форма обмена сообщениями «от человека к человеку» сравнивается с традиционными средствами массовой коммуникации. В связи с этим возникает необходимость в изучении передатчика сообщения (узла контакта) в его двойном качестве: как коммуникатора и точки в массовой сети связи.

2. Фактор плотности информационного потока в период глобализации. Характеризуя XX век, такие ученые, как 3. Бжезинский, Ф. Фукуяма, К. Ясперс, подчеркивают высокую плотность эпохальных событий данного периода, густое переплетение ранее неизвестных социально-экономических, политико-идеологических, культурных и социальных факторов и противоречий, выявившихся в результате глобализации. Журналистика столкнулась с трудностью освещения этого многообразия непрекращающихся событий, а также с проблематичностью их интерпретации. Как результат, естественным образом возникает феномен «гражданской журналистики», когда пользователи вмешиваются в процесс конструирования информационного потока через платформы СС и СМ. Однако подобное вмешательство и его природа еще недостаточно изучены.

Ключевым механизмом данных факторов являются СС и СМ, появление которых изменило медийный ландшафт. Кроме того, указанные факторы создают новые условия для формирования и распространения информации в современном обществе и объясняют необходимость и актуальность научной работы по поиску методологического подхода к изучению упомянутых процессов и их влияния на восприятие сообщения читателями.

Научная новизна данного исследования заключается в попытке обогатить
ограниченность методологического горизонта журналистики и

коммуникативистики в отношении обозначенной проблематики за счет нового подхода, который рассматривает меметику как эффективную методологическую

теорию для изучения принципов распространения информации через СС и СМ. Меметический метод позволяет сделать объектом анализа не только содержание, но и форму сообщения (текста). Этот метод дает возможность анализировать публицистический дискурс как культурологический феномен.

В настоящее время теория журналистики очень поверхностно трактует проблему бессознательного в массмедиа, что не дает ей возможности объяснить такое явление, как распространение информации через СС и СМ. Как известно, в теории и истории журналистики основное внимание уделяется эксплицированным мнениям аудитории, контенту, экономическим и политическим идеям и т. п. Теория журналистики изначально подразумевает наличие у коммуникатора и реципиента общего языкового и смыслового кода. Коммуникативистика же интересуется биологической природой усвоения сообщения, психофизиологическими механизмами кодирования смысла текста и психоаналитическими истоками порождения смысла в чужом сознании.

Меметика как методологическая теория отражает психологию поведения пользователей в СС и СМ, особенности их восприятия и специфику передаваемого сообщения. Это позволяет поставить данное исследование на стыке таких наук, как коммуникативистика и журналистика, примирив их с помощью универсальной методологии изучения новых феноменов коммуникации. Меметика, по мнению автора, является подходящим методологическим решением для объединения исследовательских интересов обеих наук.

Объектом исследования является совокупность сервисов СС и СМ.

Предметом исследования была выбрана методология изучения принципов распространения информации в СС и СМ, применимая к гуманитарным наукам.

В связи с изложенным цель работы заключается в изучении принципов распространения информации через СС и СМ с применением теории меметики для интерпретации изучаемых процессов.

В соответствии с заявленной целью были сформулированы основные задачи исследования:

1. Систематизация знаний о СС и СМ как о новых каналах коммуникации.

  1. Определение основных характеристик СС и СМ в сопоставлении с традиционными средствами коммуникации.

  2. Исследования существующих в научном мире методов и парадигм изучения СС и СМ.

  3. Рассмотрение и тестирование теории мемов для изучения процессов распространения информации через СС и СМ.

  4. Определение констант и переменных процесса распределения данных через СС и СМ. Определение основных элементов процесса коммуникации в СС и СМ, которые отвечают за динамическое состояние единицы информации и ее распространение.

  5. Разработка модели соподчинения между этими элементами.

Методы исследования. Исследуемая проблема предполагает междисциплинарный подход, где упор сделан на журналистику и коммуникативистику. Однако в работе часто даются отсылки к таким областям науки, как психология, социология, филология, культурология и семиотика. За основу исследования был принят основополагающий принцип гуманитарных наук - принцип комплексного и системного анализа. Для придания исследованию более обобщающего характера были использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа, метод классификации и метод контент-анализа. Также некоторые поставленные в работе задачи решались с применением методов индуктивного и логического анализа и наблюдения.

Основные положения, выносимые на защиту:

Термин «социальные сети» является дефиницией данного феномена на начальном этапе его развития, когда главной целью создания таких сервисов было обнаружение связей между пользователями. Но, по мере того как феномен социальных сетей и феномен пользовательского контента эволюционировали, в функционале многих сайтов, ориентированных на обмен информацией между пользователями, появились опции, типичные для социальных медиа, и сайты конвертировались таким образом в социальные медиа.

Главной функцией СС и СМ является не налаживание отношений между пользователи. Их основное свойство - раскрытие связей между пользователями, их способность сделать контакты пользователей сети видимыми. Таким образом, в центре системы новых каналов коммуникации стоит сеть контактов, а не пользователь, как принято считать. Потому можно предположить, что меметика является естественным, органическим решением для исследований этих феноменов.

В соответствии с концепцией меметики репликация и имитация, провоцируемые мемами и выражающиеся в интертекстуальности, являются процессами, двигающими распространение культуры и идей. Нужно отметить, что исследование интертекстуальности с точки зрения меметики является достаточно новой сферой научного интереса. Интертекст - форма присутствия мемов в культурной среде.

Каждое свойство СС и СМ служит интересам мемов и отвечает принципам эффективного распространения единиц информации, которые были обозначены в меметической теории.

- Критерии отбора единиц информации, предложенные меметикой, также
могут служить инструментом для анализа информации, распространяемой через
СС и СМ, ввиду того, что эти критерии соответствуют требованиям,

предъявляемым современными практиками и исследователями в отношении эффективных коммуникаций.

- Такой критерий, как конформизм, тоже представляет интерес для
рассмотрения в контексте СС и СМ. Запуск механизма общественного мнения
осуществляется в электронных группах на тех же конформистских началах, что
и в реальной жизни.

- Практика пользования СС и СМ подтверждает гипотезу,
рассматривающую эгоизм как основную движущую силу пользовательской
активности в Интернете. Безусловно, данная гипотеза не охватывает всю
сложную систему функционирования новых каналов коммуникации и не
объясняет всех явлений. Однако она является платформой для понимания
пользовательских мотивов и описывает принцип функционирования одного
элемента в сложном механизме СС и СМ.

Теоретическая база исследования. Важным замечанием к вопросу о степени разработанности темы и об источниках исследования является ограниченность научных исследований в области СС и СМ. Большинство существующих в настоящее время источников рассматривают СС и СМ в рамках их применимости для целей бизнеса, а не с точки зрения их социального воздействия и принципов их функционирования. Таким образом, большая часть литературы, использованной для данного исследования, является узконаправленной. Безусловно, сугубо эмпирическая литература, ограниченная узкой материальной целью, тоже внесла важный вклад в изучение новых феноменов коммуникаций.

Тема СС и СМ активно обсуждается в интернет-пространстве на протяжении шести лет, однако современные отечественные исследователи не продвинулись в исследовании данного вопроса дальше изучения происхождения, эволюции и классификации названных феноменов. Таким образом, современная российская наука по данной тематике находится лишь на

стадии теоретического осмысления вопроса. Поэтому в работе представлено крайне мало материалов отечественных авторов (В. Л. Волхонский, А. И. Акопов, С. И. Сметанина, А. Попов и т. д.). Остальная использованная литература является либо переводной (М. Гладуэлл, Б. Макконнелл и Д. Хуба, Дж. Райт, К. Ших, Р. Рэддик и Э. Кинг и т. д.), либо написанной на иностранных языках (D. L. Altheide & R. P. Snow, G. Livingston & В. Solis, R. Aungen et al). Таким образом, в работе представлен в основном западный опыт изучения СС и СМ. Данные исследования и размышления представляют собой достаточно структурированные и обоснованные материалы, которые дополнили и развили исследование.

Необходимо также упомянуть исследования, которые были использованы для изучения выделенных переменных процесса функционирования СС и СМ. Так, в исследовании мотивации пользователей СС и СМ автор опиралась на работы Бибба Латане (Bibb Latane), Музафера Шерифа (Muzafer Sherif), Г. В. Праворотова и Рахав Харфуш (Rahaf Harfoush). Часть работы, рассматривающая теорию игры и вирусную модель распространения информации по новым каналам коммуникации, была основана на исследовании Монтанари и Сабери (Montanari, Saberi) в области принципов распространения информации по каналам СС и СМ. В основе теории меметики, на которой строится данная работа, лежат исследование и теория, разработанная Ричардом Доукинзом. Также феномен интертекстуальности, который позволяет связать теорию меметики и СС/СМ, был изучен с помощью работ Юлии Кристевой (Julia Kristeva), Ролана Барта (Roland Barthes), Жерара Женетта (Gerard Genette) и других исследователей.

В последние годы в России защищено несколько диссертаций, посвященных отдельным вопросам, касающимся новых каналов коммуникации, возникших в постиндустриальную эпоху. Среди них стоит выделить работы Д. А. Воинова, А. О. Алексеевой, Е. А. Воробьевой, И. В. Стечкина,

П. В. Сухова, М. М. Колесниковой и Л. А. Браславец. Труды названных исследователей оказали большую помощь в написании данной работы.

Источниковедческая база исследования. Для работы над диссертационным исследованием была использована литература из фондов национальных и университетских библиотек Российской Федерации, а также Испании. Особенно стоит выделить Российскую государственную библиотеку имени Ленина и библиотеку Universitat Pompeu Fabra в Барселоне.

Эмпирическую базу исследования составили, в первую очередь, сайты интернет-сервисов СС и СМ - как отечественных, так и интернациональных или специфических для какой-либо одной страны. Эти сервисы были выявлены в результате анализа публикаций в средствах массовой информации, посвященных данной теме, а также в результате целенаправленного поиска с помощью электронных поисковых систем, таких как Google, с наилучшими результатами по англоязычным запросам, и Yandex, с более эффективной индексацией по русскоязычным запросам. В процессе исследования было проанализировано более 100 веб-сайтов. Для понимания сущности того или иного сервиса, принципов его работы в процессе анализа уровень исследования колебался от ознакомительного просмотра доступных разделов сервиса до регистрации на нём и систематического мониторинга его структурно-функциональной трансформации и публикаций его пользователей.

Также в эмпирическую базу исследования входит применение меметического подхода для дискурсивного анализа литературных, кинематографических и публицистических произведений постиндустриальной России с целью выявления интертекстуальности как меметической характеристики.

Теоретическая значимость исследования. Диссертация вносит определенный вклад в разработку методологии изучения СС и СМ как новых феноменов постиндустриальных коммуникаций. СС и СМ рассматриваются в

работе как новые каналы коммуникации в существующей системе СМИ, разрабатывается их классификация, определяются их важнейшие характеристики, раскрываются структурные и функциональные особенности отдельных видов сервисов СС и СМ, влияющие на возможность их использования в качестве средств массовой информации.

Практическая значимость исследования состоит в детальном рассмотрении принципов функционирования СС и СМ и их сопоставлении с теорией мемов (меметикой), которая предлагается в работе в качестве специфической методологии исследования СС и СМ как каналов коммуникации. Разработанная методология может быть использована при создании новых СС и СМ и уточнении концепций уже существующих. Результаты работы могут послужить началом для многих исследований, а также быть использованы в рамках курсов и спецкурсов по теории и технологиям интернет-коммуникаций.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации легли в основу трех публикаций в изданиях ВАК, а также одной публикации в сборниках научно-практических конференций и трех публикаций в специализированных журналах.

Цель и задачи данного исследования определяют его структуру. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Список литературы включает 187 источников, в число которых входят монографии, учебные пособия, тексты диссертаций, статьи и книги, которые были использованы в ходе исследования.

Экскурс в историю возникновения и развития социальных сетей и медиа

В соответствии с предложенным выше определением в качестве первого социального медиа можно рассматривать сайт SixDegrees, который был запущен в 1997 году. SixDegrees.com позволял пользователям создавать профили, список их друзей и начиная с 1998 года просматривать списки друзей. Каждая из этих функций существовала в той или иной форме и до SixDegrees. Профили существовали на большинстве крупных сайтов знакомств и многих сайтах сообществ. AIM и ICQ поддерживали функцию создания списков друзей, хотя эти друзья не были видны другим. Classmates.com позволил людям идентифицировать себя на основе учебного заведения, в котором они учились, и выходить на связь со своими одноклассниками и однокурсниками. Однако это было скорее похоже на объединение на основе учебного заведения, на создание сообществ. Функция создания профиля и списков друзей появилась только несколько лет спустя. В действительности SixDegrees был первым социальным медиа, который объединил эти функции вместе.

SixDegrees позиционировал себя как инструмент, направленный на то, чтобы помочь людям поддерживать связь между собой посредством сообщений. Хотя SixDegrees и привлек к себе внимание миллионов пользователей, он не состоялся как устойчивый бизнес и был закрыт в 2000 году. Возможно, SixDegrees просто опередил свое время. Хотя в то время и наблюдался грандиозный приток пользователей в Интернет, все же люди не проводили столько времени онлайн и не были склонны к общению с незнакомцами, как сейчас. Поэтому помимо установки контактов в таких сетях, как SixDegrees, для пользователей не было предусмотрено других развлечений .

С 1997 по 2001 год разнообразные инструменты, разработанные для онлайн-сообществ, начали поддерживать различные комбинации профилей и публично представленные списки контактов. AsianAvenue, BlackPlanet и MiGente с этого момента позволяли пользователям создавать личные и профессиональные профили. Также пользователи могли идентифицировать своего знакомого или друга с помощью его страницы, без необходимости отправки запроса на подтверждение соединения. Кроме того, после своего запуска в 1999 году LiveJoumal начал использовать однонаправленные соединения на страницах своих пользователей. Для LiveJoumal это было естественным решением, так как пользователи нуждались в удобной системе, позволяющей им быстро находить интересные им блоги и профили и быть в курсе их обновлений, а также управлять настройками приватности .

Корейский сайт виртуальной реальности Cyworld был основан в 1999 году и разработал к своему сервису функции социальных медиа в 2001 году, независимо от других упомянутых здесь сервисов. Аналогичным образом шведское веб-сообщество Lunarstorm переформировалось в 2000 году в социальную медиа-платформу с функциями списков контактов, гостевой книги и страниц дневника.

Следующая волна в развитии социальных медиа началась с запуска Ryze.com в 2001 году. Этот сервис был направлен на то, чтобы помочь людям использовать свои бизнес-связи. Этот сайт стал прототипом таких социальных медиа, как Linkedln, Friendster и Tribe.net, создатели которых полагали, что пользователи этих площадок могут поддерживать друг друга не конкурируя (Festa, 2003). В конце концов Ryze не приобрел массовой популярности, Tribe.net вырос благодаря направленности на определенную аудиторию, Linkedln стал мощной поддержкой бизнеса, a Friendster стал одним из самых значительных разочарований в истории Интернета52.

Как и любой краткий обзор какого-либо феномена, данное исследование исторического развития социальных медиа в рамках данной работы является заведомо неполным. Однако в представленный исторический дискурс включены все основные моменты, являющиеся важными для понимания принципов функционирования социальных сетей и для разработки методологии их исследования. В дальнейшем в работе будут более подробно рассмотрены такие социальные медиа, как Friendster, MySpace и Facebook, три ключевых платформы социальных медиа, которые сформировали современный деловой, культурный и научный облик рассматриваемого феномена. Кроме того, примеры Friendster и Facebook представляются интересными, поскольку они послужили прототипами двух самых популярных российских площадок социальных медиа - «ВКонтакте» и «Одноклассники».

Friendster был запущен в 2002 году как дополнение к упомянутому выше сервису Ryze. Он был разработан в качестве конкурирующего предложения для Match.com, прибыльного сайта знакомств . Хотя большинство сайтов знакомств сосредоточены на налаживании контактов с незнакомыми людьми со схожими интересами, Friendster был разработан, чтобы помочь знакомиться друзьям друзей. Эта идея базировалась на предположении о том, что друзья друзей могут стать лучшими романтическими партнерами, чем незнакомцы54. Friendster быстро набрал обороты среди первых пользователей, которые первоначально и сформировали сайт. Эти пользователи принадлежали к трем группам пользователей: блогеры, участники фестиваля искусств

Классификации мемов как единиц распространения культурной информации

Это общее определение, не ограничивающееся биологией, предполагает, что мемы подвержены естественному отбору: они меняются (они могут мутировать при передаче или в процессе ментального присутствия в человеке, а также в процессе преднамеренного изменения), они реплицируются (по определению) и дифференцируются. Это приводит к таким явлениям, как конкуренция, коэволюция, динамика численности и адаптация, что свойственно их биологическим аналогам. Набор пересекающихся мемов создает мемокомплекс.

Люди могу принять сознательное решение распространить мем или сделают это бессознательно, в любом случае этот процесс находится под влиянием мема. Естественный отбор благоприятствует мемам, которые хорошо воспроизводятся, что предполагает существование многочисленных мемов, которые являются эффективными репликаторами. Их точность репликации не имеет значения для их выживания, важна только их способность к репликации, то есть в поиске новых хозяев, новой ячейки для самоконсервирования и размножения. Мемы, которые провоцируют интерес и провоцируют распространять их, делают это за счет своих менее слабых и менее привлекательных версий. Таким образом, мемы с сильным потенциалом к репликации можно рассматривать как сильные мемы, в то время как мемы, не обладающие сильным преимуществом в репликации, можно назвать слабыми.

В области меметики существует несколько различных понятий помимо мемов, такие как «хост» (или «хозяин») и «вектор». Хост должен обладать по меньшей мере потенциальной возможностью обратить свое внимание на мем. Для этого хост должен быть в состоянии решать ряд когнитивных задач, связанных с мемом. Обычно этот процесс называют «пониманием». Это означает, что на данный момент, пока развитие искусственного интеллекта не достигло нужного уровня, только человеческое сознание, мозг может служить хостом для мема. Хотя и животные могут служить хостами для некоторых наиболее простых мемов, это явление не является целью данного исследования и не будет здесь рассмотрено.

Вектор - это все, что транспортирует мемы от одного хоста к другому без искажения этого мема. Например, стена с граффити, электронная почта, изображение, музыка могут служить векторами. Что же касается людей, то если человек не обладает необходимыми когнитивными способностями, чтобы ассимилировать мем у себя в мозгу или хотя бы рассмотреть его, то он будет являться не отражающим носителем мема .

Психологическая привлекательность - это особое, отличительное качество мемов, которое обуславливает их выживаемость. В целом же автор теории мемов приходит к выводу, что успешные мемы обладают тем же качествами выживаемости, что и старые репликаторы - гены. Таких качеств три: долговечность, плодовитость и точность копирования. Рассмотрим их подробнее. 1. Долговечность Физический репликатор не должен существовать бесконечно, но он должен существовать достаточно долго, чтобы быть воспроизведенным. То есть тиражирование шаблона, мема обеспечивает его выживаемость. Чем больше копий мема создается, тем больше у него шансов выжить. 2. Продуктивность Репликатору необходимо произвести достаточное количество его копий, чтобы он существовал как репликатор. Это качество мема обеспечивает его выживаемость, то есть коррелирует с предыдущим качеством и даже во многом обуславливает его. Но репликация мема зависит от степени его усвояемости аудиторией. Чем выше усвояемость, тем быстрее скорость копирования и тем больше репликаторы будут распространяться. Некоторые мемы долго не живут в мемофонде, но добиваются блестящих краткосрочных результатов. 3. Точность копирования Репликатор должен производить свои копии с определенной степенью точности. Чем более точны копии, тем больше вероятность успеха. Это качество не означает, что прототип должен передаваться неизменно, но это означает, что суть оригинала верно передается от человека к человеку. Иногда происходит ошибочное копирование (небольшие нарушения точности воспроизводства, то есть мутации), что двигает эволюционный процесс .

Что может послужить преградой распространению мема, содержащего оригинальную идею? Любой пользователь цифровой вычислительной машины знает, как ценятся машинное время и объем памяти. Компьютеры, в которых живут мемы, - это человеческий мозг. Возможно, что время представляет собой более важный лимитирующий фактор, чем объем памяти, и что оно служит объектом сильной конкуренции. Мозг человека и тело, которым он управляет, могут выполнять одновременно не более одной или нескольких функций. Если какой-либо мем целиком поглощает все внимание мозга данного человека, то это должно происходить за счет мемов-«соперников».

Классификации интертекстуальности

Другая классификация, которую часто упоминают в исследованиях интертекстуальности, особенно французские дискурсивные аналитики, заключается в ее разделении на явную (манифестативную) и скрытую (образующую) интертекстуальность. Фаирклох (Fairclough) указывает, что в манифестативной интертекстуальности явно представлены другие тексты, они обычно помечены с помощью, например, кавычек и поданы особенным образом, как, например, реплика. Подобно сильной интертекстуальности, предложенной Дженни, явная интертекстуальность относится к явно выраженным взаимоотношения между текстами. Образующая интертекстуальность выявляет сложные отношения между разными жанрами и условностями текста.

Специфическая и общая интертекстуальность

Китайский ученый Ксин Бин (2000) считает все вышеперечисленные классификации нерелевантными и выдвигает свою классификацию специфической и общей интертекстуальности, которая, по его мнению, позволяет говорить о различных текстовых условностях. Согласно Ксину, специфическая интертекстуальность в основном относится к «межтекстовым отношениям одного текста с другими текстами, каждый из которых относится к отдельному предмету письма и предполагает более или менее определенного адресата». Что касается общей интертекстуальности, она главным образом, касается «текущих или исторических отношений, выраженных в определенных текстах, с помощью жанрообразования». Одним словом, общая интертекстуальность заключается в интеграции различных жанров, типов и стилей в текст.

В данной диссертации автор отдает предпочтение классификации Кристевой, так как только она включает в понятие интертекстуальности фактор аудитории, культурного контекста и знания аудитории о нем. Например, при исследовании рекламного текста исследователь может иметь дело лишь с одним словом - например, названием бренда продукта. В этом случае трудно проследить первоисточник и придется обратиться к собственному культурному багажу - определенным ценностям и верованиям культуры, чтобы осмыслить слово. Поэтому в данном исследовании мы рассматриваем интертекстуальность сквозь культурную парадигму.

Определение Джеймисона термина «попурри» сводит интертекстуальность к нейтральной практике компиляции, лишенной любого критического взаимодействия. Это определение не учитывает того, как некоторые тексты меняют суть других текстов, как смешно выглядит простое их сопоставление, как аудитории текстов превращаются в пункты критических комментариев, как текстовые включения поддерживают или опровергают тексты, из которых они заимствовали что-то. Для устранения этих несоответствий выявляют три интертекстуальных приема.

Эти приемы были получены при создании учебного видео для курса по коммуникациям в Университете штата Колорадо. Была использована система нелинейного монтажа Avid (Media Suite Pro 3,0). С ее помощью были соединены вместе различные клипы из телевизионных шоу и фильмов, которые давали конкретные намеки на другие медиа-тексты. Первоначальные тексты с конкретными текстами, на которые они ссылались, были обрезаны и организованы по категориям в зависимости от характера намека. Так были выведены три хорошо идентифицированные, хотя и немного перекрывающиеся между собой категории: пародийный намек, творческие ассигнования и саморефлексивные ссылки. Хотя каждая из этих интертекстуальных стратегий является уникальной, они часто объединяются и смешиваются между собой. Ни одна из стратегий не является совершенно новой, но они находят свой путь в поп-культуру с новой интенсивностью и частотой. Для иллюстрации расширенной парадигмы этих приемов приведем примеры из различных средств массовой информации.

Пародийный намек описывает стилистический прием, в котором один текст включает в себя карикатуру на другой текст, и чаще всего является типичным текстом, отражающим культуру своего времени. Пародийный текст имитирует или преувеличивает особенности «оригинального» текста и включает в себя его особенности как часть своей собственной текстуальности. Хотя пародийный намек похож на древний литературный прием пародии, он имеет два важных отличия. В то время как целью пародии является критический или комический комментарий к оригинальному тексту, обычно с акцентом на невысказанные нормы (Морсон, 1981; Rose, 1993), пародийный намек не дает никаких комментариев к оригинальному тексту. Скорее, он стремится развлекать через сопоставление

Эгоизм как меметический критерий и движущая сила пользовательской активности в социальных сетях и медиа

Проанализируем процесс распространения информации по модели, основанной на динамических координационных играх.

Теория игр - математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов. Каждая из сторон имеет свою цель и использует некоторую стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу — в зависимости от поведения других игроков. Теория игр помогает выбрать лучшие стратегии с учетом представлений о других участниках, их ресурсах и их возможных поступках. Этим она и отличается от теории принятия решений.

Существует несколько способов классифицировать игровые задачи. Различие между статическими и динамическими играми обусловлено возможностью игроков наблюдать за действиями друг друга и реагировать на них. В статических играх игроки принимают решения одновременно; принятые решения не подлежат пересмотру. В динамических играх существует более сложный порядок ходов.

Американские исследователи теории информации Андреа Монтанари и Амин Сабери реализовали социологическое исследование скорости движения информации в сетевых структурах, основанных на динамических координационных играх. Исследователи собрали фокус-группу, которая в контексте эксперимента представляла собой сеть с неким количеством узлов. Все узлы принимали участие в игре, где в каждом раунде каждый узел должен был принять решение о принятии (восприятии, передачи дальше по сети) какого-либо нововведения. Это решение должно было быть принято в свою очередь на основании подобного же решения соседа узла. Необходимо заметить, что игра была построена таким образом, что подражание поведению соседа поощрялась, игнорирование осуждалось.

Однако если каждый узел обладает полной и абсолютно точной информацией о решениях своих соседей по сети, никто не примет новый тренд, так как никто в таком случае не выберет изменение в качестве оптимального пути развития. Для того, чтобы такой ситуации не было, а также чтобы приблизить эксперимент к реальности, к жизненным ситуациям, исследователи добавили «шум» в информационное поле сети. Так, участники начали получать неполные или ошибочные данные о решениях своих соседей. И в этих условиях без какой-либо информации о своих соседях узел почти всегда принимал инновацию, так как он взвешивал ценность инновации, основываясь на каких-то внутренних факторах.

Таким образом, в ситуациях, когда для пользователя есть выгода принимать те же решения, что и люди вокруг, распространение информации следует по правилам игровой теории, которая отличается гораздо более широкими волнами, по сравнению с вирусными трендами или эпидемиями. В процессе игры с такой структурой и по таким правилам исследователи обнаружили некоторые закономерности:

1. Узлы с локальными соединениями в отличие от узлов в отдаленными соединениями (которые разносят эпидемии) в разы быстрее распространяют информацию.

2. Узлы, «не вживленные» в структуру сети и обладающие небольшим количеством соединений, передают информацию в несколько раз быстрее, чем узлы с огромным количеством соединений. Они скорее наоборот замедляют динамику движения информации по сети, так как, не имея кристально чистой информации о мнении или действиях соседей, они все равно подвергаются большему давлению со стороны своих соединений (информационная избыточность). Такой узел пропустит информацию сквозь себя, только если он окружен другими узлами, уже принявшими эту информацию, или ему неважно что предприняли соседи, чтобы принять решение по поводу распространения дальше этой информации. Это и есть основное различие между игровым распространением и эпидемией .

Рассмотрев подробно оба возможных значения переменной «модель», подведем итоги и непосредственно сравним их между собой по основным положениям. Основные положения эпидемических или независимых каскадных моделей сетей (виральная теория): а) Информация распространяется эффективнее в более густых сетях, в сетях с большим количеством связок. б) Пространственное удаление между собой концов связок сетей способствует распространению информации. в) Концентрированные узлы, узлы с большим количеством связок главные рычаги успешного распространения информации.

Таким образом, мы видим, что главная цель эпидемической теории в области распространения информации - это покрытие ею как можно большей аудитории. В то время как главная цель теории игр в распространения информации — это повышение ее полезности, создание необходимости в ней. Так, рассмотрим основные положения моделей, основанных на динамических координационных играх (теория игр):

Похожие диссертации на Меметический подход к изучению принципов распространения информации в социальных сетях и социальных медиа