Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Медиадискурс постмодернистского литературного пространства Бешукова Фатима Батырбиевна

Медиадискурс постмодернистского литературного пространства
<
Медиадискурс постмодернистского литературного пространства Медиадискурс постмодернистского литературного пространства Медиадискурс постмодернистского литературного пространства Медиадискурс постмодернистского литературного пространства Медиадискурс постмодернистского литературного пространства
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бешукова Фатима Батырбиевна. Медиадискурс постмодернистского литературного пространства : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.10 / Бешукова Фатима Батырбиевна; [Место защиты: ГОУВПО "Кубанский государственный университет"].- Краснодар, 2009.- 397 с.: ил.

Введение к работе

Современный период развития культуры проходит под знаком постмодернизма, одна из характеристик которого - информационная эпоха.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью определения специфики процесса коммуникации в постмодернистском литературном пространстве. Важнейшими составляющими системы коммуникации являются язык, способ трансляции информации, мировоззренческие установки, образующие стиль культурологической парадигмы эпохи постмодернизма.

В реферируемом исследовании мы отталкиваемся от трактовки постмодернизма как культурной доминанты, «состояния» (по Ж.-Ф. Лиотару), предполагающего сосуществование самых различных черт и культурных импульсов. Постмодернистское искусство, в частности, объект нашего интереса - постмодернистская литература - характеризуется разнородностью и незавершенностью, представляя собой разрозненные подсистемы.

Рассмотрение литературного пространства как системы предполагает выделение основных компонентов этой системы: автор - текст - посредник (журнал, книга, Интернет) - интерпретатор (литературный критик) - коммуникант (читатель).

Система функционирования художественного текста в общекультурном пространстве может быть представлена в виде линейной взаимосвязи: текст - журнал, книга, интернет - читатель. Коммуникативная цепочка протягивается от автора к коммуниканту (читателю), но опять же через посредника - литературного критика (интерпретатора). В свою очередь, литературная критика существует, прежде всего, в журнальном контексте.

Медийная суть литературы состоит в том, что она является посредником между индивидуальными художественными мирами и воспринимающими эту информацию, то есть коммуникантами. «Специфика самого феномена бытования медийного пространства в общей системе культуры общества заключается в том, что масс-медиа во многом формируют взгляд общества на какую-либо проблему, информируя членов социума о событиях, в нем же происходящих, предлагая клише мировосприятия. Возникает сложнейшее (многоуровневое) взаимопроникновение медийной составляющей и самого социума (с его государственными, правовыми, религиозными, культурными формами)».1

Новый подход, предполагающий включение отечественной постмодернистской' литературы в общее медийное пространство культуры постмодерна,

1 Лучинский Ю.В. Медиатизация «картины мира»: американский дискурс // Филология как средоточие знаний о мире: Сб. науч. тр. М.; Краснодар, 2008. С. 317-320.

выдвигает основной вопрос - необходимость интегрированного междисциплинарного комплексного подхода к изучению специфики функционирования художественного текста в общекоммуникативной системе.

Таким образом, в поле нашего исследования выделяется ряд основных проблемных зон: специфика постмодернистского текста и вопрос методологии его анализа; роль медийного посредника в процессе функционирования текста и анализ современной журнальной деятельности; постмодернистская литературная критика. В теоретическом плане комплексный подход позволит рассмотреть процесс функционирования постмодернистской литературы во всем многообразии внутренних системообразующих связей с другими компонентами общекультурной коммуникативной системы и соотнести особенности новой литературы со спецификой отечественной культурологической парадигмы.

Практическая значимость данного аспекта изучения постмодернистской литературы состоит в выработке нового методологического аппарата, ориентированного на анализ отечественных постмодернистских текстов. В данном направлении исследования комплексный подход подразумевает отбор аналитических средств, взятых из западной постмодернистской модели, пригодных для анализа русских текстов при условии их сочетания с отечественной практикой литературоведческого анализа.

Отечественный постмодернизм имеет свою национальную специфику -в мировоззренческом плане он возникает как оппозиция социалистической идейно-художественной системе. Специфика русской постмодернистской литературы отражается и в ее типологии, которая на сегодняшний момент находится в стадии оформления. Таким образом, возникает проблема теоретизирования этапов развития отечественного литературного постмодернизма.

Данные проблемы рассматривается нами с точки зрения медийного, теоретико-методологического, системно-типологического, литературно-культурологического аспектов.

При включении литературы в медийное пространство немаловажным аспектом ее функционирования является журнальный контекст, предполагающий изучение специфики бытования современных гуманитарных журналов. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что в современной журналистике используется классификация журналов, разработанная в советский период, то есть в настоящей ситуации кардинального изменения журнальной деятельности и самих журналов эта типология требует дополнений и изменений. Таким образом, в диссертации изучается общая проблематика отечественного литературного постмодернизма и литературно-художественных журналов нового типа.

Объектом исследования является медиадискурс отечественного лите
ратурного постмодернизма в системе коммуникации современного информа
ционного общества.

Предметом исследования становится журнальный контекст постмодернистского литературного пространства, представленный гуманитарными журналами, формирующими это пространство.

  1. С целью выявления основных типообразующих признаков журналов нового типа (интеллектуальных) были рассмотрены следующие издания: «Новое литературное обозрение» (изд. с 1992), «Художественный журнал» (изд. с 1993), «Синий диван» (изд. с 2002), «Топос» (изд. с 1996), «Интеллектуальный форум» (изд. с 2000), «Неприкосновенный запас» (изд. с 1998), «Отечественные записки» (изд. с 2000).

  2. С целью выявления специфики отечественного постмодернизма были рассмотрены такие художественные системы, как литературный андеграунд, концептуализм (соц-арт) и те издания, которые стали их коммуникативными проводниками к читателю. В данном проблемном поле рассматривается самиздат, представленный журналами «Синтаксис» (1959-1960), «37» (1976-1981), «Часы» (1976-1990), «Обводной канал» (1976-1986), «Северная почта» (1979-1982), «Сумма» (1979-1982), «Метродор» (1978-1982), «Митин журнал» (с 1985 - по наст время), «Сумерки» (1988-1989), «Вавилон» (с 1989 - по наст, время).

  3. В контексте нашего исследования объектом стали различные родовые (эпическая форма, в частности, - жанр романа, поэзия, драма) и жанрово-стилевые формы отечественной литературы с целью создания её типологии и выделения основных признаков, позволяющих говорить о постмодернистской направленности современного отечественного литературного процесса.

Целью данного диссертационного исследования является изучение проблемы включенности постмодернистской литературы в систему коммуникативных отношений и определение способов и посредников этого процесса.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: представить целостную систему постмодернистского литературного пространства, определив его медийные компоненты;

выявить специфику отечественного литературного постмодернизма;

проанализировать состояние теории отечественного литературного постмодернизма в плане методологии, аналитического аппарата и классификации;

определить основные коммуникативные каналы популяризации постмодернистских текстов среди читательской аудитории;

описать специфику информационного поля эпохи постмодернизма, включающего способы обмена информацией, язык современных коммуникативных систем, особенности знаковой системы кодировки информации;

сформировать основные положения методологии анализа отечественных постмодернистских текстов;

показать роль самиздата в процессе формирования отечественной постмодернистской литературы и гуманитарных журналов нового типа;

проанализировать проблемное поле гуманитарных журналов;

выявить типологические признаки журналов нового типа (интеллектуальных журналов);

провести анализ прецедентных текстов постмодернистской литературы посредством предложенной методологии.

Эмпирическим материалом для диссертации послужили как сами тексты отечественных постмодернистских писателей, поэтов, драматургов -В. Сорокина, Саши Соколова, Д. Галковского, Д. Пригова, Т. Кибирова, М. Безродного, Г. Сапгира, Л.Петрушевской, В. Коркия и др., так и контент журналов «Знамя», «Новый мир», «Вопросы литературы», «Новое литературное обозрение», «Критическая масса», «Октябрь», «Художественный журнал», «Синий диван», «Топос», «Интеллектуальный форум», «Неприкосновенный запас», «Отечественные записки» и др. в системном целом.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют исследования в области социокультурной динамики (Т. Кун, Э. Тоффлер, Ю. Лотман, В.Кравцов, А. Беркетов, М. Эпштейн, А. Бартов и др.); работы по специфике информационного общества (Д. Белл, Д. Рисман, Э. Тоффлер,

A. Турен и др.); концепции массовой коммуникации (М. Маклюэн, Э. Тоф
флер, Д. Гудков, Р. Якобсон, У. Липпман и др.); труды по теории масс-медиа,
медиакультуры и ее роли в социуме (Р. Арнхейм, А. Базен, Р. Барт, Д. Белл,

B. Беньямин, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Г. Маркузе, У. Эко, Х.Ортега-и-Гассет,
Ч. Пирс, Д. Соссюр, М. Кастельс, Ю. Кристева, К. Леви-Стросс, Д.Ваттимо,
Н. Кириллова, В. Библер, Ю. Лучинский и др.); теория «рассеянных
структур» (И. Пригожий); постструктуралистская теория текста (Ж. Деррида,
Ж. Лиотар, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз, Р.Барт, Ю. Кристева и др.); модель
«новой критики» (Р.Барт) и теории деконструктивизма - американской шко
лы литературоведения, занимающейся проблемами литературно-критической
методологии и практики анализа художественного текста (П. де Ман,
Дж. Гартман, X. Блум, Дж.Х. Миллер); теории «диалога культур» и полифо
низма М. Бахтина; теории постфрейдизма: школа структурного психоанализа
(Ж.Лакан), концепция ризомы Ж. Делеза и Ф. Гваттари, психоаналитическая
концепция «постмодернистской чувствительности» Ф. Лиотара, психоанали
тическая трактовка процесса творчества Ю.Кристевой и др.; анализ теорий

зарубежного постмодернизма отечественными исследователями (И. Ильин, Н. Маньковская, М. Липовецкий, М. Эпштейн, А. Генис, Б. Гройс и др.); типологические исследования гуманитарных журналов (А. Акопов, Е. Ахма-" дулин; Ю. Головину А. Бочаров; Б." ДубингАї Рейтблат и др.); литературоведческие теории анализа русских постмодернистских текстов (В. Курицын, М. Липовецкий, И. Скоропанова, М. Эпштейн и др.).

Методология и методика исследования. Диссертация опирается на фундаментальные отечественные и зарубежные исследования в области теории журналистики, коммуникативистики, истории литературы и литературной критики, семиотики, культурологии, социологии, психологии, философии. Междисциплинарный подход к анализу современного постмодернистского литературного пространства в системе его коммуникативных связей обусловил применение в исследовании методологического инструментария вышеуказанных гуманитарных наук, а также общенаучных приемов анализа и синтеза, обобщения и экстраполяции. В работе применен междисциплинарный подход, позволяющий рассмотреть постмодернистскую литературу как составную часть современного медийного пространства и проанализировать медийные компоненты, служащие коммуникаторами литературного процесса. Задействованы историко-типологический, сравнительно-типологический, структурный методы исследования, а также контент-анализ.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Постмодернистский литературный процесс является культурооб-разующим фактором современной информационной эпохи. В процессе литературного творчества автор вступает в коммуникативные отношения с читателем, основной целью которых является не просто трансляция информации, но и включение читателя в коммуникативную игру. При таком подходе можно рассматривать литературу как составную часть медийной системы.

  2. Постмодернистская концепция порождения текста может рассматриваться как своеобразная парадигма культурной деятельности масс-медиа. Система алгоритмов данной парадигмы включает в себя тип отношений субъекта к объекту информационной деятельности, тип коммуникации, тип мышления и познания действительности, тип отражения (выражения) действительности.

  3. Современные гуманитарные журналы, в частности, литературно-художественные, выполняют важную медийную функцию интерпретации культурно-литературного пространства, формирования читательских вкусов интересов.

4. ' Для понимания и объяснения специфики функционирования оте
чественных постмодернистских медийных текстов необходима метатеория,
опирающаяся на концепты теории культуры и языка культуры Ю.М. Лотмана,
теории диалога и полифонии М.М. Бахтина, а для объяснения изменений в

языке и структуре данных текстов - теории постструктуралистов и деконст-руктивистов. Можно считать такой комплекс разнонаправленных научных исследований адекватным процессу изучения целостной парадигмы коммуникативного пространства постмодерна.

  1. Гуманитарные журналы в современной ситуации разделились на два типа: журналы традиционного (идущего от советских времен) образца и журналы нового типа. При этом важно отметить, что инновационные процессы затронули и традиционалистские периодические издания.

  2. Существующая классификация гуманитарных журналов, при которой выделяется один тип, направленный на осмысление литературной жизни - литературно-художественный журнал - в настоящее время оказалась непродуктивной. Все издания нового типа, ориентированные на междисцип-линарность, выработали свой индивидуальный язык и стиль изложения и подачи материала, изменили структуру, что позволяет выделить новый тип гуманитарного журнала - интеллектуальный журнал.

  3. Современный интеллектуальный журнал становится материализованной моделью постмодернистской культуры и ее проводником. Если воспринимать журнал в качестве единого текста (целостного контента), то можно положить в основу типологии новых журналов идею Делеза-Гваттари о ризоматической структуре современной культуры и идею У. Эко о тексте как энциклопедии.

  4. Кризис в современной журнальной деятельности напрямую связан с кризисом ведущего журнального жанра - литературной критики. Выход из этого кризиса, на наш взгляд, возможен при условии обновления языка, стиля и методологического аппарата критики. Отечественная критика, нацеленная на формирование и осмысление постмодернистского литературного пространства, находится в процессе разработки собственной методологии текстового анализа на основе модели западной постмодернистской критики с учетом сложившихся отечественных традиций.

  5. Отечественная метапроза (входящая как стилевое течение в русло русского модернизма и берущая начало в прозе В. Набокова) оказала значительное влияние на формирование отечественного литературного постмодернизма.

10. Отечественный постмодернизм имеет свою национальную специ
фику: в мировоззренческом плане он возникает как оппозиция советской
идейно-художественной системе в форме «самиздата» (в отличие от Запада,
где постмодернизм логично сменяет модернистскую эпоху) и формируется в
русле андеграунда в качестве «другой» литературы и «другого» искусства,
направленных на деконструкцию соцреалистических текстов.

11. К концу XX века тематика соцреалистического искусства оказа
лась исчерпанной, что позволяет говорить о наступлении нового этапа в раз
витии py^cjcoro ію^тмодершзма^

Научная новизна исследования заключается в том, что русский литературный постмодернизм рассматривается в системе медийного пространства современной информационной эпохи и подвергается системному многомерному анализу и научному осмыслению с точки зрения теоретико-методологического, классификационно-типологического и социокультурно-коммуникативного подходов.

Практическая значимость данного исследования состоит в теоретическом осмыслении проблем отечественного литературного постмодернизма и коммуникативного посредника между литературой и читателем - интеллектуальных журналов современности.

Выводы исследования в вопросе периодизации российского литературного постмодернизма, выявления его художественно-эстетических и мировоззренческих истоков, основанные на базовом тезисе о национальной специфике отечественного литературного постмодернизма, при дальнейшей разработке представляются достаточно актуальными для истории литературы.

Выявление причин кризиса литературной критики и попытка создания модели постмодернистской критики, продуктивной для русской литературы, дают возможность формирования общей парадигмы отечественной постмодернистской литературы.

Постановка и осмысление проблемных вопросов в области современной теории журналистики, в частности проблема типологии гуманитарных журналов, могут быть продуктивными для создания новой типологической модели гуманитарных журналов.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования были обсуждены на заседаниях кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета и кафедры истории журналистики и комму-никативистики Кубанского государственного университета; использованы при разработке спецкурса «Актуальные вопросы зарубежной литературы» и представлены в качестве докладов и сообщений на 15 международных, всероссийских, региональных и межвузовских научных, научно-практических, междисциплинарных, учебно-методических конференциях. В частности -Международная научная конференция «Литература в диалоге культур» (Ростов-на-Дону 2005, 2006); I Международная научная конференция «Эпический текст. Проблемы и перспективы изучения» (Пятигорск, 2006); Международная научно-практическая конференция «Историческое развитие отечественной и зарубежной журналистики в контексте современности» (Ростов-на-Дону, 2006); Международная научно-практическая конференция «Журналистика и медиаобразование в XXI веке» (Белгород, 2006); Международная

научно-практическая конференция «Диалог культур - культура диалога» (Кострома, 2007); Международная научно-практическая конференция «Медийные стратегии современного мира» (Сочи, 2007); II Международная научная конференция «Концептуальные проблемы литературы: художественная ког-нитивность» (Ростов-на-Дону, 2008); XII Международная конференция «Пушкинские чтения» (Санкт-Петербург, 2008); Международная научно-практическая конференция «Инфоноосфера и массовые коммуникации» (Ростов-на-Дону, 2008); Вторая Международная научно-практическая конференция «Медийные стратегии современного мира» (Сочи, 2008).

Структура работы. В соответствии со сложившейся структурой исследования, целью и поставленными задачами диссертация состоит из Введения, трех исследовательских глав, Заключения и Библиографического списка, состоящего из 556 источников.

Похожие диссертации на Медиадискурс постмодернистского литературного пространства