Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Становление печати в Англии 16
1. Великобритания XVII-XIX веков 16
2. Возникновение иллюстрации и способы ее воспроизведения 20
3. Периодика XVII века 26
4. Художественно-изобразительная техника Венцеслауса Холлара и книги XVII столетия 44
Глава II. XVIII век — «золотой век» английской иллюстрации 52
1. Расцвет книги 52
2. Томас Бьюик и углубленная гравюра на дереве 66
3. Уильям Блейк — зачинатель новой эры в области английской графики...72
4. Изобразительный материал в периодической печати 85
5. Карикатура в периодике 93
Глава III. ПечатьXIX века: от «гравюры бедняков» до «живописнойкниги»... 111
1. Инновации в области цветного репродуцирования и романтизм в книжной графике 111
2. Юмористические журналы и изобразительный материал викторианской эпохи 121
3. Иллюстрация на стыке веков: движение «Искусства и ремесла» имодерн..130
4. Массовая периодика 144
5. Производство печатной продукции (от механизации к автоматизации)... 161 6. Роль английской иллюстрации в развитии русского печатного искусства. 168
Заключение 184
Указатель источников 201
Приложение 219
I. Иллюстрации к тексту 219
П. Классификация способов гравирования 266
III. Хронологический указатель периодических изданий 269
- Великобритания XVII-XIX веков
- Возникновение иллюстрации и способы ее воспроизведения
- Томас Бьюик и углубленная гравюра на дереве
- Инновации в области цветного репродуцирования и романтизм в книжной графике
Введение к работе
Тема диссертации — «Иллюстрация в английской печати1 XVII-XIX веков» — дает возможность проследить эволюцию роли и качества воспроизведения изобразительного материала в книгах и периодике на фоне изменения социально-экономических и политических факторов, развития печатных средств массовой информации, появления новой техники и технологии их производства, смены графических стилей в мировом искусстве, расширения читательской аудитории.
В России начала XXI века, в период становления информационного общества, появляется огромное количество издательств, предлагающих читателю самую разнообразную иллюстрированную продукцию. В условиях увеличения количества наименований выпускаемых изданий, расширения их тематического и типологического спектра на издательском рынке идет жесткая конкурентная борьба. Поэтому каждый стремится выпустить что-то оригинальное и новое. В связи с этим понятно желание любого издательства найти свое лицо, выделиться на фоне себе подобных, чтобы привлечь внимание читателя не только содержанием выпускаемых книг и периодики, но и их оформлением, в котором одну из важнейших ролей играет иллюстрация.
Разнообразные по содержанию и форме, по характеру изобразительной и полиграфической техники иллюстрации стали неотъемлемой частью практически каждого современного издания. Наглядно поясняя текст и тем существенно дополняя его, изображения повышают художественную ценность книги и документальность периодики, акцентируют внимание читателей на наиболее важных эпизодах публикаций.
Известно, что сначала взгляд покупателя падает именно на первую полосу (или обложку) издания, поэтому от первого впечатления во многом будет зависеть, купит ли человек книгу (газету, журнал) или предпочтет приобрести издание той же тематики у другого издательства. Таким образом, огромную роль в продвижении печатного произведения к читательской аудитории играет продуманный дизайн, который не только заставит обратить на
1 Термин печать обозначает род деятельности по производству и распространению периодических и непериодических изданий. В более узком смысле печатью (или прессой) называют газеты и журналы. В диссертационной работе под словом «печать» автор подразумевает не только газетно-журнальные издания, но и книги.
себя внимание покупателя, но и будет способствовать более полному восприятию содержания, доставит удовольствие от пользования изданием.
На современном рынке при всем разнообразии полиграфических возможностей отмечается неполное, а иногда и неправильное использование новой технологии. Из-за некомпетентности многих издателей, отсутствия профессионализма в подготовке и выпуске продукции все четче прослеживается тенденция снижения качества большей части выпускаемых изданий. Стремление быстро получить прибыль за счет увеличения тиражей и максимального снижения производственных затрат также приводит к тому, что многие книжные и периодические издания теряют культуру оформления, ухудшается отбор и воспроизведение изобразительного материала. Между тем издательское дело некоторых стран являет собой поучительный пример освоения новой техники и технологии при сохранении высоких художественных качеств печатной продукции.
Актуальность темы исследования заключается в том, что при современной перестройке издательского дела, переходе на новый технический уровень огромную ценность представляет опыт прошлых лет. Изучение роли, характера, способов воспроизведения иллюстрации в Великобритании может оказаться особенно поучительным и полезным для российских издателей в период освоения новой техники и технологии.
Англия рассматриваемого периода являлась наиболее развитой промышленной страной, примером для развития всей западной цивилизации. Из средневекового феодального государства она превратилась в могущественную капиталистическую империю. Английская экономика занимала лидирующие позиции в мировом хозяйстве, английское общество отличалось более высокой, по сравнению со странами континентальной Европы, социальной стабильностью и более высоким уровнем жизни, а также политической культурой, основанной на либеральных началах.
Англия явилась лидером в области издательской отрасли: именно здесь был принят первый в мире закон об авторском праве, впервые вышли дешевые многотиражные иллюстрированные периодические издания, а также книги, которые считаются шедеврами мирового полиграфического
искусства. С именем английского первопечатника Уильяма Кэкстона связало появление гравюры на меди в печатной книге в конце XV века.
Английским изобретателям принадлежит создание таких способов репродукции, как торцовая гравюра, выпуклый офорт, метод Дж. Бакстера и различные их разновидности. Британское меццо-тинто почти с момента своего возникновения стало предметом коллекционирования, и значительное число таких гравюр продавалось и в России во второй половине XVIII века, о чем свидетельствуют рекламные объявления в «Санкт-Петербургских ведомостях» (1785 год, 12 декабря).
На развитие отечественной просветительской мысли XVIII века большое влияние оказала английская юмористическая графика. Сатирические и нравоучительные издания Р. Стила и Дж. Аддисона имели неизменный успех у русских читателей. Сам Ричард Стил, журналист и издатель еженедельника 'Tatler', по мнению многих исследователей, стал основателем нового вида периодики, который в дальнейшем трансформировался в современное еженедельное обозрение — ревю — и вызвал массу подражаний во всех странах, в том числе и в России.
Почетного места в истории оформления детской литературы заслуживают три британских иллюстратора середины XIX века — У. Крэйн, Р. Кальдекотт и К. Гринэуэй. Книги с их рисунками известны во всем мире и до сих пор с успехом переиздаются.
Многие периодические издания, вызвавшие большое количество подражателей в других странах, также появились в Англии: например, лондонская 'Times', которая считалась одной из объемнейших газет XIX века и самой информированной в мире, 'Daily Telegraph' с самым большим в XIX столетии тиражом более 240 тысяч экземпляров1 и 'Illustrated London News' — массовый иллюстрированный еженедельник газетного типа, аналоги которого издавались по всей Европе и Америке.
В конце XIX столетия в Англии произошло небывалое по размаху возрождение готического стиля, чему способствовала деятельность движения «Искусства и ремесла», а также частных печатен, которые в оформлении своей продукции во главу угла поставили продуманный дизайн и следование
1 По данным на 1877 год.
национальным традициям. Деятельность печатника, гравера и писателя Уильяма Морриса способствовала появлению нового поколения иллюстраторов по всему миру.
Всего лишь за три столетия английская иллюстрация последовательно прошла путь от ксилографии до фотомеханики. Каждая новая технология открывала перед издателями недостижимые ранее возможности, обогащая иллюстрацию и делая ее гармоничной, неотъемлемой частью всего оформительского ансамбля издания. При этом со сменой способов репродуцирования менялось и качество воспроизведения рисунков, и их количество, и характер, что можно рассмотреть на примере различных представленных в работе изображений.
Высокий уровень развития английского издательского дела обусловлен тем, что в стране уделялось внимание выработке законодательной основы, подготовке специалистов, и многие представители искусства принимали участие в подготовке печатных изданий.
Плоды национальной иллюстрации, традиции которой закладывались именно в указанный период, и теперь служат английскому издательскому делу.
Характеризуя состояние научной разработанности темы исследования, можно выделить четыре группы источников, оказавших большую помощь при ее изучении1.
Первая группа. Исследования, рассматривающие причины зарождения, характеристику развития и дифференциацию английской периодики и книг в свете общей социально-политической обстановки в Англии, а также определяющие влияние этих факторов на становление и развитие национальной журналистики. Характеристика социально-политического развития Англии XVII-XIX веков дает полное представление об этапах совершенствования иллюстрации, книжного дела и периодики.
Работы российских историков английской печати: «Социально-исторические предпосылки и причины дифференциации буржуазной прессы Великобритании» М. И. Кранса, где сделан вывод, что именно периодика XVII века заложила главные принципы буржуазной элитарной прессы и усо-
1 Выходные данные упоминающихся работ указаны в списке литературы.
вершенствовала их в XVIII веке — на этапе окончательного становления английской журналистики, «Очерк истории развития периодической печати в Англии» Э. Пименовой и «Английская журналистика XVII в. — от рукописных листков к печатной газете» И. В. Трубицыной, где представлена картина становления периодической печати Великобритании XVII века, а также двухтомный сборник «История печати» (сост. проф. Я. Н. Засурский).
Эволюцию английской прессы рассматривают зарубежные исследования 'British newspapers and periodicals (1641-1700)' Ч. Нельсона и М. Секкомби, 'The beginnings of the English newspaper' Дж. Фрэнка и 'The march of journalism: The story of the British press from 1622 to the present day' X. Херда.
Во всех перечисленных работах иллюстрация, однако, является вспомогательной сферой в изучении истории национальной журналистики.
Вторая группа. Труды, посвященные развитию полиграфической техники, анализу особенностей различных способов репродуцирования, областям их использования, а также вопросам эволюции графического дизайна.
Художественно-эстетические особенности гравюр, воспроизведенных различными способами, рассматриваются несколькими отечественными авторами в книгах «Очерки по истории и технике гравюры» Н. И. Александровой, «Иллюстрация в книге, журнале и газете» Г. А. Брылова, «Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства» С. И. Булгакова. Большой фактический материал содержит монография «Английская гравюра XVIII века» Л. А. Дукельской, однако в ней представлены не гравюры из книг, а эстампы репродукций картин английских художников. Один из самых обширных трудов — «История, техника, искусство книгопечатания» — принадлежит М. И. Щелкунову.
Значительное внимание иллюстрированию и графическому дизайну книг (как английских, так и европейских) уделили многие видные исследователи. Наиболее весомые труды: «Всеобщая история книги» И. Е. Баренбаума и И. А. Шомраковой, «Книжная иллюстрация» Э. Ф. Голлербаха, «История книги» Е. И. Кацпржак, «Из истории иллюстрационной печатной формы в России», «Гравюра на меди в русской рукописной книге XVI-XVII вв.», «Начало иллюстрационной печати», «Мир книги с
древнейших времен до начала XX века», «С книгой через века и страны», «Рождение книги», «Шедевры и мастера» Е. Л. Немировского, «Первые европейские иллюстрированные книги» Ц. Г. Нессельштрауса, «Издательское дело: Основы. История. Взаимосвязь техники и технологии» В. П. Ситникова, 'The book. The story of printing and bookmaking' M. Мёртри, 'A history of graphic design' Ф. Мэггса и 'Treasures from the Italian libraries' А. Фантони.
Чрезвычайно важными для понимания эволюции книжного оформления и истоков дизайна являются сборники, содержащие иллюстрации из редких изданий: «Зарубежная книга XV - первой половины XXвв.», сборник статей «Иллюстрация», «Искусство книжной графики», «Книжные редкости», «Книжные сокровища», сборники «Английская живопись XVI-XIX вв. в Эрмитаже» и альбом иллюстраций «Английская живопись XVIII-XIXвв.», а также публикации Британского музея 'The catalogues of the Manuscript Collections' и 'Catalogue of political and personal satires preserved in the Department of Prints and Drawings in the British Museum'.
Глубокое исследование технологических аспектов ручного репродуцирования и методов анализа различных гравюр проведено зарубежными учеными в работах 'Prints and printmaking (An introduction to the history and techniques)' Э. Гриффитса, 'How to identify prints' Б. Гэскойна, «История европейской гравюры XV-XVIIIbb.» П. Кристеллера, 'Prints (Art and techniques)' С. Ламберт, 'Reading popular prints. 1779-1870' Б. Мэйдмента, 'The engraver's complete guide' 4. Партингтона и 'A history of engraving and etching' А. Хинда. Большую помощь оказали также издания «Лондон в гравюре конца XVII - первой половины XIX вв.» и 'Printing patents. Abridgements of patent specifications relating to printing (1617-1857)'.
Важнейшими и наиболее ценными работами по истории развития английской иллюстрации XVII-XIX веков являются книги «Французская и английская литография первой половины XIX века» С. П. Варшавского, «Из истории искусства книги Англии конца XIX - начала XX вв.» Т. Ф. Верижниковои и «Очерки по истории английской карикатуры конца XVIII и начала XIX вв.» Е. А. Некрасовой.
Зарубежные исследователи затрагивают этот вопрос в трудах 'The art of illustration' и 'English art in 1884' Г. Блэкбурна, 'A history of book illustration' Д. Блэнда, 'The english print' Т. Клейтона, 'A history of printing in Britain' 4. Клэра, 'British prints' Й. Маккензи, 'The illustrator and the book in England from 1790 to 1914' Дж. Рэя и 'The history of the illustrated book' Дж. Хартхана.
История развития изобразительного материала в английских книгах, и особенно в периодической печати, мало освещена в работах российских и зарубежных исследователей. Труды, затрагивающие эту проблему, не дают систематизированной картины эволюции иллюстрации, не показывают ее влияние на развитие периодической печати и книжного дела и ее роль в печатных изданиях вообще. Об изобразительном материале рассказывается фрагментарно, многие книжные, и особенно газетные и журнальные иллюстрации остались за пределами изучения. Даже фундаментальная «Всеобщая история книги» И. Е. Баренбаума и И. А. Шомраковой написана исключительно на основе литературных источников, без обращения к архивной документации. Исследование иллюстрации не входило в задачи авторов.
Третья группа. Монографии и сборники, освещающие жизненный путь и творческое наследие наиболее крупных граверов-иллюстраторов и художников. Это, прежде всего, монографии «Уильям Хогарт и его время» М.Ю.Герман, «Уильям Хогарт» А. Е. Кроль, «Томас Бьюик художник-гравер» В. Н. Масютина, «Творчество Уильяма Блейка» и «Уильям Блейк» Е.А.Некрасовой, «Сочинитель и типограф Вильям Блейк» Б. Самородова, 'British caricaturists, cartoonists and comic artists' Д. Jloy, 'Book illustrators in eighteenth-century England' X. Хаммельманна и Т. Боза, а также издания «Английские художники от Хогарта до Тернера», «Выставка произведений Томаса Роуландсона», «Книжная графика Обри Винсента Бердслея» и 'Water-colour drawings of Thomas Rowlandson. Collection in the British Museum Library'.
Общей особенностью изученных в этой группе источников является то, что материал дается лишь в рамках оценки личности мастеров и осмысления некоторых аспектов их творчества, без анализа технических особенностей выполнения иллюстраций.
Четвертая группа. Работы, затрагивающие историю русской печати и иллюстрации: «История русской журналистики (1703-1917)» Б. И. Есина, сборник статей «Из века в век. К 300-летию отечественной печати. 1702-2002» под редакцией проф. Б. И. Есина, монографии «Гравюра петровского времени» М.А.Алексеевой, «История книжной торговли» А.А.Говорова, «История гравюры и литографии в России» Э. Ф. Голлербаха, «История русской книги в XIX веке» М. Н. Куфаева, «С веком наравне. История популяризации в России. Книга. Газета. Журнал» Э. А. Лазаревич, «Русские граверы и их произведения» Д. А. Ровинского, а также издания «История оформления русской книги» А. А. Сидорова, «Русские литературные альманахи и сборники XVIII-ХІХвв.» Н. П. Смирнова-Сокольского и «Русская книжная иллюстрацияXVIII в.» Н. В. Соловьёва.
Многие книги английских исследователей, изученные в ходе написания диссертации, впервые вводятся в научный оборот. Поскольку на русском языке они не издавались, перевод сделан автором диссертации. Это 'The art of illustration' и 'English art in 1884' Г. Блэкбурна, 'Prints and printmaking (An introduction to the history and techniques)' Э. Гриффитса, 'How to identify prints' Б. Гэскойна, 'The English print' Т. Клейтона, 'A history of printing in Britain' 4. Клэра, 'Prints (Art and techniques)' С. Ламберт, 'British prints' Й. Маккензи, 'A history of graphic design' Ф. Мэггса, 'Reading popular prints. 1779-1870' Б. Мэйдмента, 'The illustrator and the book in England' Дж. Рэя, 'Book illustrators in eighteenth-century England' X. Хаммельманна и Т. Боза и 'The history of the illustrated book' Дж. Хартхана.
Все цифры, биографические сведения, названия иллюстраций и имена мастеров гравюры, встречающиеся в работе, взяты из английских источников. Справочный материал, составивший приложение, почерпнут тоже из зарубежных источников и частично составлен автором работы.
Объектом исследования являются фотокопии первых английских периодических изданий XVII-XIX веков и опубликованных в них гравюр, полученные в Британском музее (эти источники, многие из которых не изучены в отечественной литературе, дали возможность проанализировать развитие английской иллюстрации первой половины XVII века), более 700 раритетных иллюстраций из различных изданий, таких, как «Алмазная Сутра»
Ван Чи, «Библия» И. Гутенберга, «Книга хроник» А. Кобергера, «Драгоценный камень» А. Пфистера, «Собрание рассказов из истории Трои» У. Кэкстона, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Гудибрас» С. Батлера, «Драматические сочинения» У. Шекспира, «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Поэмы на разные случаи» К. Смарта, «Поэмы, главным образом пасторальные» Дж. Канингхэма, «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Л. Стерна, «История четвероногих» и «История британских птиц» Т. Бьюика, «Песни невинности» и «Иерусалим» У. Блейка, гравюры из книг, выпущенных крупными английскими печатнями: «Келмскотт Пресс», «Эссекс Хаус Пресс», «Овертон и Сейер», «Дэй и Хэйг», «Вэйл Пресс», «Эрагни Пресс», издательством братьев Дж. Бойделлов, Х.Хамфри, Н. Хамфриса и О. Джонса и др.1, позволяющие изучить эволюцию роли, характера и способов воспроизведения изобразительного материала на протяжении рассматриваемого периода.
Первоисточниками послужили экземпляры книг и периодика из архивов библиотек Лондона, Оксфорда, Москвы, каталоги музеев, многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых и некоторые интернет-сайты различных библиотек и музеев мира.
Предмет исследования — влияние социально-экономических и общественно-политических факторов на развитие издательского дела, выявление особенностей эволюции и возможностей способов воспроизведения изобразительного материала, их роли в развитии тематического и типологического спектра книжно-журнальных и периодических изданий в период XVII-XIX веков.
Цель работы — разностороннее изучение изменения роли и функции иллюстрации как важной составляющей части общего дизайна печатного издания, рассмотрение эволюции репродукционных технологий в английских книгах и периодике указанного периода, а также выявление факторов, способствующих совершенствованию изобразительного материала в печатных изданиях.
1 К сожалению, нет возможности привлечь для исследования некоторые редкие книги, газеты и журналы, которые не фотокопируются ввиду их ветхости (оригиналы хранятся в библиотеке Британского музея).
Задачи исследования:
Изучить эволюцию английской иллюстрации XVII-XIX веков и ее роль в распространении массовой печати в мире.
Проанализировать причины, определившие высочайший уровень воспроизведения изобразительного материала в Англии:
социально-экономическое положение Англии (ранняя буржуазная революция, индустриальный переворот и т.д.);
государственная политика в области печати и образования;
влияние возможностей новой технологии и техники на улучшение уровня художественного оформления изданий, появление новых типов изданий, расширение читательской аудитории.
3. Установить связь между появлением новых типов изданий, измене
нием качества и стиля оформления и историей развития полиграфической
техники и технологий.
4. Осветить деятельность издателей, граверов, художников-
иллюстраторов, словолитчиков и других мастеров печатного дела, в значи
тельной мере определивших высокий уровень национальной издательской
культуры, оформления продукции и высокое качество воспроизведения ил
люстраций рассматриваемого периода.
5. Показать роль английского печатного дела и искусства иллюстра
ции в развитии издательской деятельности в России.
Научная новизна работы определяется:
1) привлечением и изучением нового материала из зарубежных источ
ников, не издававшихся на русском языке, а также книг, вышедших в Анг
лии за последние несколько лет;
исследованием взаимосвязи развития иллюстрации и изменения политических, социально-экономических, технологических условий и художественно-изобразительного стиля в искусстве рассматриваемых столетий;
впервые приведенной систематизацией графического материала. Автором работы сделана попытка воспроизвести общую, последовательную картину эволюции иллюстрации в Англии в книгах и в периодической печати XVII-XIX веков;
изучением влияния техники и технологии производства на изменение роли изобразительного материала в печатных изданиях, а также на типологию книг и периодики;
оценкой роли лучших граверов-иллюстраторов и издателей в развитии и совершенствовании графического дизайна.
В работе использовались эмпирические и теоретические методы исследования: наблюдение, контент-анализ, сравнение, анализ и синтез, гипотетический и формально-логические методы, метод историзма, проработки документов.
Структура диссертации определена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, указателя источников, подборки наиболее характерных иллюстраций с комментариями, таблицы «Классификация способов гравирования» и хронологического указателя упоминающихся в работе периодических изданий.
Во введении сформулированы задачи, предмет и объект исследования, обоснованы актуальность и научная новизна работы, описана степень разработанности темы, дан обзор литературы отечественных и зарубежных авторов.
В первой главе рассматривается становление печати в Англии и особенности иллюстрирования первых печатных книжных изданий. Параграф первый посвящен историческому развитию Великобритании XVII—XIX веков, второй — возникновению иллюстрации и способам ее воспроизведения, третий — периодике XVII века, включая первые газетные листки с немногочисленными иллюстрациями, параграф четвертый «Художественно-изобразительная техника Венцеслауса Холлара и книги XVII столетия» — книжному оформлению и тенденциям издательского рынка, а также творчеству известного мастера резцовой гравюры В. Холлара.
Именно изобретение более детальной металлической гравюры сделало возможным появление в XVII веке крупноформатных изданий: альбомов с репродукциями картин, атласов географических карт и т.д.
На издательском рынке, помимо дорогой, украшенной изящными картинками, гравированными на меди, книги «для избранных» — буржуа-
зии и аристократии, — появляется относительно дешевая книга «для простого народа», где текст и иллюстрации оттискиваются с деревянных досок.
Великобритания XVII-XIX веков
Англия — страна с богатейшими издательскими традициями, где технические достижения попали на подготовленную для них почву.
Многие российские и зарубежные ученые считают, что период Новой истории начинается с Англии середины XVII века, а именно с буржуазной революции (1642-1660), которая способствовала модернизации английского общества.
Великобритания XVII века была абсолютной монархией, но сильно отличалась от стран континентальной Европы: она была центром противостояния различных религиозных конфессий, там появилось новое дворянство и новый класс — торговая буржуазия. Британское общество было недовольно внешней и внутренней политикой короля Карла I, который препятствовал развитию рыночных отношений из-за желания сблизиться с католической Испанией (Англия была протестантской), подвергал жестоким гонениям пуритан (радикальную часть протестантов), несколько раз распускал парламент. Все это раскололо страну на два лагеря — роялистов (сторонников короля) и сторонников парламента.
Последний созванный Карлом I парламент — Долгий — в ноябре 1641 года разработал и принял «Великую ремонстрацию» — документ, согласно которому монархия абсолютная по сути заменялась конституционной. Король объявил парламенту войну. В итоге модернизированная О. Кромвелем армия нанесла поражение королевским войскам в битве при Нейзби. Карл I бежал в Шотландию, но его выдали.
Еще во время Гражданской войны парламент провел значительные преобразования, действуя в пользу крупных собственников: пустил земли короля, духовенства и роялистов в свободную продажу. Но радикальная часть пуритан (индепенденты) требовала дальнейших реформ, как и представители движения левеллеров — уравнителей, которые хотели сделать Англию республикой с однопалатным парламентом.
Сложившейся обстановкой воспользовался Кромвель, проведя чистку парламента, который в результате вынес решение о казни Карла I, что и произошло в 1649 году. Затем в 1653 году Кромвель провел государственный переворот, разогнал парламент и провозгласил себя лордом-протектором республики, став, по сути, диктатором. За время его правления установленная форма власти так надоела народу, что после смерти Кромвеля (1658 год) была восстановлена монархия, и новый парламент призвал на престол сына казненного короля — Карла II — при условии, что тот подпишет специальный документ, ограничивающий его права.
Так начался период Реставрации, который, правда, продлился недолго, так как в 1679 году Карл II разогнал парламент и до смерти (1685 год) правил единолично.
Тем временем в парламенте возникли две крупные партии — двора (будущие тори) и страны (будущие виги). Наследник короля Яков II, будучи ярым приверженцем католицизма, попытался реставрировать дореволюционные порядки, что привело к объединению двух партий, которые призвали на трон зятя Якова II— лидера европейских протестантов, штатгальтера Голландии Вильгельма Оранского. В 1688 году он без сопротивления со стороны Якова высадился в Англии, и, когда Яков бежал, стал королем Вильгельмом III. Этот переворот назвали «Славной революцией». Между королем и парламентом было достигнуто соглашение, зафиксированное в «Билле о правах», который заложил правовые основы конституционной монархии.
Таким образом, впервые именно в Англии XVII века формировался механизм разделения властей, а в обществе прочно утвердилась мысль о том, что для успешного развития страны необходимо достигнуть политического компромисса, а не идти на радикальные меры.
С начала XVIII века в Англии закрепилась двухпартийная система, партии попеременно сменяли друг друга у власти, что позволяло избегать внутренних конфликтов, в отличие от стран континентальной Европы, и помогло дальнейшему процветанию страны, превращению ее в мощную морскую и колониальную державу. Только в 60-х годах назрел политический кризис, связанный с началом правления Георга III, который хотел получить больше властных полномочий и намеревался возродить старые порядки.
Взрыв возмущения вызвал приказ арестовать депутата парламента от вигов Дж. Уилкса, который резко выступил в печати против политики короля. В результате массовых волнений Уилкс был освобожден и занял свое место в парламенте. Это дело показало, что возвращение к прошлому в стране уже невозможно.
В 60-е годы дало о себе знать новое мировое явление — промышленный переворот. Он затронул по цепной реакции все страны, в каждой имел свою национальную специфику, но везде неизбежно создавал фундамент нового индустриального общества. Первой страной, где начался промышленный переворот, стала Англия. И это не случайно.
Предпосылки для перехода промышленного производства на более высокий уровень развития были подготовлены предшествующими историческими событиями. Кроме того, многочисленные колонии (Гибралтар, Индия, часть территории США) стали основным источником сырья для английской промышленности и огромным рынком сбыта для английских товаров1.
К этому времени в стране практически завершилась аграрная революция, которая стимулировала накопление капиталов, увеличила емкость внутреннего рынка и привела к созданию широкого рынка наемного труда. Существовала достаточно развитая по тогдашним меркам промышленность, основой которой являлись мануфактуры: их развитие достигло в это время своего пика. Разделение труда упростило отдельные производственные операции и подготовило почву для замены ручного труда простейшими машинами, которые появились в Англии еще в первой половине XVIII века.
Возникновение иллюстрации и способы ее воспроизведения
Иллюстрация в переводе с латыни означает «освещение», «пояснение», «наглядное изображение». Если шрифт— это язык печатного издания, то картинка служит для того, чтобы сделать этот язык более понятным. Наглядно поясняя текст и тем существенно дополняя его, она повышает эстетическую ценность печатного издания, способствует более образному вое приятию текста. Кроме того, изобразительный материал способен сделать печатное издание настоящим произведением искусства.
История иллюстрации каждой страны неразрывно связана с историей и развитием печати, а также со всеобщим искусством, поскольку именно оно фокусирует своеобразный колорит эпохи, сохраняя неповторимый дух ускользающего времени.
Стремление украшать издание картинками появилось почти одновременно с ним самим и сопровождало его на всех этапах развития. Выполненные в книгах тушью, гуашью, золотом, клеевыми или акварельными красками иллюстрации назывались книжными миниатюрами. В это понятие также входили и инициалы, и заставки, и концовки.
Иллюстрация встречается, например, в книге «Службы и жития Сергия и Никона» в виде акварельных рисунков, сделанных на полях от руки1 (Приложение. I. Рис. 1, с. 220), и в первой известной нам печатной книге — «Алмазной сутре» — китайского мастера Ван Чи (иллюстрация изображает Будду, сидящего на троне, у подножия которого лежит лев2 (Приложение. I. Рис. 2, с. 220).
В манускриптах текст и иллюстрации обычно располагались на разных полосах. И только в 1423 году впервые на ксилографической гравюре «Святой Кристофер» неизвестный мастер помещает под исполненным от руки рисунком две строчки выгравированного текста3 (Приложение. I. Рис. 3, с. 220). Таким образом, зарождаются новые возможности объединения графического и текстового материала. Примером этому может служить и всемирно известное издание 42-строчной Библии, выпущенное изобретателем европейского книгопечатания немцем Иоганном Гутенбергом (Приложение. I. Рис. 4, с. 221). Книга, напечатанная на пергамене и переплетенная в два тома, украшена 282 красочными миниатюрами, помещенными на нижнем поле листов4. Великолепная растительная орнаментика этого шедевра поражает своим разноцветьем. Причудливо изогнутые и отороченные листьями ветви с бутонами и цветами занимают поля книги и пространство между колонками текстового набора (Приложение. I. Рис. 5, с. 220). Между ветвями раскиданы фигурки людей, животных и птиц. Каждый новый раздел Библии начат большим узорным инициалом, в который нередко вписана миниатюра. Все это великолепие выполнено вручную так, как это столетиями делалось в рукописной книге. Иоганн Гутенберг типографским способом печатал только текст, да и то не весь. Строки, воспроизведенные красным цветом, нумерация глав, колонтитулы, заключительные фразы глав — все это также писалось вручную.
Рожденная рукописной книгой гравюра, раскрашенная ручным способом, просуществовала довольно долго, и даже после того, как была изобретена наборная форма, гравюра на дереве не потеряла своего значения. Если раньше этим способом печатали и текст, и картинки, то теперь стали воспроизводить лишь одни иллюстрации, назвав этот способ ксилографией, от греческого «ксилос», что означает «срубленное дерево». Деревянную доску, на которой выгравировано изображение, делали одной высоты с литерами и вставляли в наборную форму. Рисунки с такой формы можно было печатать одновременно с текстом. Таким образом, уже в XV столетии иллюстрация вторглась в текст и как бы слилась с ним, сделав печатное издание более единым, гармоничным.
Передача цвета полиграфическим способом была большой и важной проблемой, но вскоре ее удалось решить ученику Гутенберга Петеру Шеффе-ру. В его «Псалтыри», увидевшей свет 15 августа 1457 года, вся орнаментика впервые была воспроизведена типографским способом. Это роскошное крупноформатное издание, в котором впервые появился колофон — краткие выходные данные, набрано крупным красивым шрифтом 38,8 пунктов. В книге много декоративных инициалов, отпечатанных в две краски: синей воспроизведен сам инициал, а красной — окружающий его орнамент (Приложение. I. Рис. 6, с. 221). Размеры основного поля инициала— 88x88 мм. От буквицы вверх и вниз по корешковому полю тянутся орнаментальные украшения, общая длина которых составляет 327 мм. На вертикальном штамбе буквицы изображена собака, преследующая птицу. Техника многокрасочной печати в «Псалтыри» была своеобразной и весьма трудоемкой. Сначала печатали черный текст, а во второй прогон — красный. Для инициалов при этом оставляли пустые места. В некоторых экземплярах «Псалтыри» они так и остались
пустыми — по невнимательности типографов. Инициалы воспроизводили в третий прогон. Печатали их с составной формы: сама буквица гравировалась на металлической пластине, а окружающий ее орнамент — на деревянной доске. Раскрашивали формы вручную, затем составляли и лишь после этого печатали. В «Псалтыри» есть и небольшая иллюстрация— типографская марка, отпечатанная на последней странице книги. Но марка есть лишь в одном из десяти сохранившихся экземпляров издания. Это позволяет некоторым ученым утверждать, что она была допечатана позднее, не ранее 1462 года (Приложение. I. Рис. 7, с. 221).
Томас Бьюик и углубленная гравюра на дереве
В истории книжной иллюстрации Бьюик сыграл огромную роль, оживив технику гравюры на дереве, но уже не в форме традиционной ксилографии, а в виде углублённой гравюры. Бьюик научился передавать смену полутонов изображения, формируя их с помощью перемежающейся (то более тесной, то более свободной) сетки штрихов, создаваемых резцом, причем резал он по торцу, а не на досках продольного распила. Бьюик также открыл, что если поверхность доски, составляющей задний план изображения, опустить, то на нее придется меньше давления во время печатания. В результате фон выйдет серым, создавая эффект воздушного пространства, что очень подходило для виньеток с их блекнущими краями. Он также оживил технику печатания белыми линиями: краска не заливалась в линии рисунка, а ею покрывалась вся поверхность доски, и в результате на оттиске рисунок был сформирован белыми линиями на темном фоне.
Колоссальные изобразительные возможности новой техники воспроизведения сделали ее господствующим способом иллюстрирования, вытеснив из издательско-полиграфического производства гравюру на металле. Последняя при всех своих положительных качествах имела серьезные недостатки: она была трудоемка и дорога. Печатные издания, иллюстрированные медными гравюрами, не могли стать массовыми: они были доступны лишь состоятельному читателю.
Углубленную гравюру и воспроизводимый с помощью высокой наборной формы текст нельзя было печатать одновременно, в один прогон. Гравюры приходилось оттискивать на отдельных листах, которые впоследствии вклеивались в книгу. Если иллюстрации все же печатали на текстовых полосах, то рельефный оттиск края металлической пластины, появляющийся на границе между текстом и иллюстрацией, уродовал страницу книги, разрушал ее художественную целостность. А главное, трудоемкость изготовления резцовой гравюры значительно затягивала выпуск книги в свет.
Революция, совершенная Томасом Бьюиком в технике гравирования, была в полной мере осознана его современниками. Так, в предисловии к сборнику поэм Оливера Голдсмита и Томаса Парнелла, напечатанному в «Шекспировской типографии»1 в 1795 году, Балмер писал: «Гравюры выполнены с великой тщательностью, и я рискую утверждать, что они представляют собой наибольший успех гравирования на дереве, который когда-либо был достигнут во все времена и во всех странах. Более того, кажется почти немыслимым, что столь тонкие эффекты могут быть достигнуты печатью с деревянных брусков»2.
До Бьюика иллюстрация была лишь украшением книги, теперь она органично вписывается в книгу, становясь как бы «пояснительным текстом» . Техника торцовой гравюры была известна еще до Бьюика, но это были всего лишь несколько попыток, очень слабых по качеству. Так, «Ступени жестокости» Хогарта, использованные для агитации против мучительства животных, были нарезаны в 1750 году Дж. Беллом на дереве. Кроме того, английскими художниками был исполнен ряд интересных и неплохих цветных гравюр на дереве. Элайша Киркаль, иллюстратор многочисленных книг первой половины XVIII века, выпустил в 1722-1724 годах «12 гравюр кьяро-скуро», в которых деревянная тоновая доска с вынутыми бликами света была оттиснута поверх резцовой медной доски. Но все эти попытки не имеют большого значения и смотрят назад, а не вперед. Бьюик провел свою работу совершенно независимо от них и выработал свою технику. Она позволила ему создавать небольшие, но тщательно проработанные в деталях иллюстрации с изображениями сельской жизни. Особого восхищения заслуживают его виньетки и концовки, помещенные в книгах.
Выходец из Нортумберленда, сын фермера, Томас Бьюик в возрасте четырнадцати лет был отдан в обучение к Ральфу Бейлби, единственному граверу на меди, практиковавпіему тогда в Ньюкасле. После этого Бьюик пешком отправился на горный север Шотландии, провел год (1776) в Лондоне и возвратился в Ньюкасл, став партнером своего первого учителя Бейлби. Больше он уже никогда не покидал родной город. Младпіий брат Томаса Джон Бьюик (1760-1796) стал его подмастерьем, а потом партнером.
Неустанно трудясь над усовершенствованием нового способа воспроизведения, Бьюик постепенно доходит в своих работах до художественной чистоты и законченности. Задача, которую он ставит себе первоначально, является чисто технической: он хочет снова заменить гравюру на меди деревянной, более дешевой, а в типографском отношении несравненно более продуктивной в тех случаях, когда изображение должно печататься одновременно с набором или в большом количестве экземпляров. При этом Бьюик старается сохранить присущую деревянной гравюре своеобразную выразительность линий и силу тонов.
В 1770 году Бьюик сделал свою первую самостоятельную работу — серию прикладных иллюстраций к «Трактату об измерении» математика Чарльза Хаттона, который был издан в том же году в Ньюкасле. А в 1774 году Британское общество поощрения искусств и ремесел объявило конкурс на лучшую иллюстрацию, воспроизведенную таким образом, чтобы ее можно было оттискивать с одной печатной формы. Премию получила гравюра Бьюика «Охотник и собака». Уже в этой ранней работе резец художника уверен и свободен. Но композиция рисунка традиционна и большой выдумкой не отличается. Награда была присуждена прежде всего за новый способ исполнения гравюры. В 1779 году Бьюик иллюстрирует «Басни» Гэя, которые в 1784 году дополняет новыми рисунками, а в 1789 году издает один из своих шедевров— гравюру «Чиллингемский бык». Полное ее название — «Дикий бык старой каледонской породы в парке при замке Чиллингем»; ее размеры — 190x240 мм. Это один из шедевров мастера, в котором он наглядно демонстрирует потрясающие изобразительные возможности новой тоновой ксилографической техники (Приложение. I. Рис. 35, с. 228).
Инновации в области цветного репродуцирования и романтизм в книжной графике
К началу XIX века Англия превращается в самую развитую капиталистическую страну, на долгие годы заняв ведущие позиции в мировой политике и став эталоном либерального общества. Последняя треть столетия — время бурного развития крупного промышленного производства. Хлопчатобумажная промышленность, производство машин, чугуна и железа выводят Англию на первое место в мире1. Началось ускоренное строительство железных дорог, которые действовали уже в 20-х годах. Но одновременно вступление в XIX век ознаменовалось для страны ростом народного недовольства, примером чему могут служить выступления луддитов (противников применения машин) в 1811-1812 годах, которое усилило к началу 20-х годов демократическое движение, развертывавшееся в том числе и при активном содействии периодической печати.
Ко второй половине столетия в Англии окончательно сложились устои гражданского общества. Две главные буржуазные партии — либералы (виги) и консерваторы (тори) — прочно контролировали большую часть электората, попеременно сменяя друг друга у власти. Таким образом, правительству удавалось избегать взрывоопасных ситуаций внутри страны, в отличие от лидеров европейских держав. Все это сыграло важную роль в том, что ко второй половине XIX века Англия достигла вершины своего могущества и прочно заняла лидирующие позиции в мировом сообществе. Именно в эти годы в стране зарождаются новые формы производственных объединений — картели, синдикаты, тресты, которые становятся монопольными хозяевами рынка в ключевых отраслях промышленности. Кроме того, возникают новые отрасли, продукция которых начинает все больше менять повседневную жизнь людей.
Индустриальная революция привела к росту грамотности и образованности населения, поскольку новые технологии позволили удешевить полиграфические материалы и снизить производственные затраты. Увеличение спроса породило непропорционально высокий подъем предложения. Это, можно сказать, было зарей эры массовой коммуникации.
Этот динамичный и иногда хаотичный век явился свидетелем ошеломляющего парада новых изобразительных стилей и передовых технологий в печатном деле. Ручной труд практически исчез. Единство процессов оформления и производства книги закончилось. Если раньше мастер был вовлечен во все аспекты выпуска издания: от отливки шрифтов и верстки до собственно печатания, то в течение XIX века книжное дело четко разделилось на издательские и печатные процессы. Изобретение фотографии и затем способов воспроизведения фотографических изображений расширило значение визуальной информации.
XIX век представлял собой довольно пеструю картину и в области периодической печати, и в области книги. В результате технических, а также социальных и эстетических изменений резко поменялся и характер иллюстрации, в которой отразился дух этой индустриальной эры, ее культура, моральные нормы и ценности. В первой половине века сентиментальность, ностальгия и канон идеализированной красоты выражались через печатные изображения детей, девушек, щенков и цветов. Сложился культ семейных и религиозных добродетелей, почитались патриотические и высокие моральные ценности, усилился интерес к национальным традициям. Никогда еще не было такого бурного интереса к рисункам всех жанров, поэтому XIX столетие можно по праву назвать веком иллюстрации. Популярность иллюстрированной печати была огромной, поэтому книгоиздатели и газетчики старались поместить в свои издания как можно большее картинок. Различные разработки и открытия в области цветопередачи позволили разнообразить и оживить печатные полосы. Появляются новые виды иллюстраций, новые группы читателей. Именно в этом столетии выпуск книг был поставлен на коммерческую основу, чему во многом способствовало изобретение новых способов репродуцирования — литографии и гравюры на стали. В оформлении книги первой половины XIX века нашли отражение основные течения и стили в европейской художественной культуре: классицизм, романтизм, реализм. Каждый из этих стилей имел несколько разновидностей, обусловленных особенностями исторической обстановки данной страны.
Книга наконец-то стала доступна самым широким слоям населения, чему во многом способствовало изобретение немцем Алоизом Зенефельдером в 1798 году литографии, плоской печати с камня. Из-за своей дешевизны она была названа «гравюрой бедняков». Сначала этим способом воспроизводили произведения искусства, а поскольку такие эстампы имели невероятный успех и моментально раскупались, литография стала применяться и для иллюстрирования книг (Приложение. I. Рис. 66, с. 238).
Разделение печатных и пробельных элементов в этом способе было основано на различии физико-химических свойств поверхности каменной формы: на известняк Зенефельдер наносил масляным карандашом рисунок, затем камень обрабатывался кислотой, которая протравливала не покрытые краской участки камня, образуя пористую поверхность, способную удерживать влагу. Нанесенное же жирным карандашом изображение воду отталкивало, что отличало этот способ от высокого и глубокого, которые всецело зависели от рельефа печатных форм. Процесс получения оттиска производился на особом станке, сконструированном самим Зенефельдером.
Качеству изображения, воспроизведенного литографией, конечно, было далеко до точности торцовой гравюры, но зато иллюстрированные книги стали доступны малосостоятельным читателям. Литография также имела определенные преимущества перед другими способами репродуцирования: более широкий диапазон художественных средств, сравнительно простую технологию изготовления, повышенную тиражестойкость и дешевизну. Литографский лист стоил в четыре—пять раз дешевле гравюры на меди — обычного в то время способа воспроизведения иллюстраций. Кроме того, один и тот же камень после перешлифовки можно было многократно использовать для новых рисунков.