Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Харизматическая пропаганда как инструмент манипулирования обществом Паулсен Татьяна Борисовна

Харизматическая пропаганда как инструмент манипулирования обществом
<
Харизматическая пропаганда как инструмент манипулирования обществом Харизматическая пропаганда как инструмент манипулирования обществом Харизматическая пропаганда как инструмент манипулирования обществом Харизматическая пропаганда как инструмент манипулирования обществом Харизматическая пропаганда как инструмент манипулирования обществом Харизматическая пропаганда как инструмент манипулирования обществом Харизматическая пропаганда как инструмент манипулирования обществом Харизматическая пропаганда как инструмент манипулирования обществом Харизматическая пропаганда как инструмент манипулирования обществом
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Паулсен Татьяна Борисовна. Харизматическая пропаганда как инструмент манипулирования обществом : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 Москва, 2002 154 с. РГБ ОД, 61:03-10/410-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Харизматическая личность в истории 8

1. Сущность и особенности харизмы 8

2. Личность в истории - мифологическая и философская интерпретации 30

Глава II. Влияние харизматической пропаганды на социальное и политическое устройство общества в различные исторические эпохи 56

1. История зарождения пропаганды 56

2. Харизматическая пропаганда - результат взаимовлияния харизмы и политической ситуации, идеологии, складывающихся в обществе 64

3. Особенности приёмов харизматической пропаганды 89

Глава III. Специфический язык харизматической пропаганды 110

1. Языковые средства харизматической пропаганды, предназначенные для широкой аудитории 110

2. Особенности языковых средств харизматической пропаганды, не предназначенных для опубликования 119

Глава IV. Макрохаризма как инструмент манипулирования общественным сознанием в современном обществе 126

1. Исторический путь от философии сверхчеловека к понятиям микрохаризма и макрохаризма 126

2. Принципы геополитических конфликтов в современном информационном пространстве 141

Заключение 147

Библиография 150

Введение к работе

Актуальность исследования. Люди с древности создавали мистический ореол вокруг фараонов, античных вождей, наделяли их сверхъестественными способностями и воспринимали как своих героев. В наш рационалистический век сложно навязать массам мессианские грезы. Истеблишмент сознательно создает массовость в отдельно взятом субъекте. Этот процесс можно назвать «атомизацией» масс. Современная рыночная буржуазная пропаганда делает человека ячейкой аморфной субстанции, расслабляет, а не призывает к действию. На первый план выдвигается лозунг - время скромных идей и людей, который для власть предержащих становится оправданием их несостоятельности. В нашем мире, независимо от процесса разрушения статуса харизмы личности, потребность в ней остается. Если раньше слово «харизма» несло мощный подтекст сверхъестественности и недосягаемости, то сегодня наблюдается трансформация от возвышенного к тривиализации. При этом востребованность в харизматической личности не исчезает.

Те, кто пропагандирует принцип сверхдержавы, пытаются представить государство-харизму и это вызывает специфическую реакцию и противодействие. Происходящие процессы пробуждают у определенной части общества ностальгию по статусу сверхдержавы и законное желание утвердить равновесие. Если КПСС претендовала на роль коллективной сверхличности, то ее отсутствие дает различным индивидуумам шанс воплотить в себе эти качества - быть «умом, честью и совестью эпохи». Однако происходящие в мире процессы глобализации и информатизации привели к формированию нового миропорядка, в котором власть принадлежит не элитам национальных государств, а безличным и нематериальным силам, электронным импульсам.

Современные элиты, управляющие новым сетевым обществом, транснациональны, что лишает национальные государства пространства для маневра. Чем меньше зависимость новой элиты от отдельной цивилизации, региона,

4 конфессии, тем больше ее включенность в пространство потоков информации, тем сильнее ее власть. Новая мировая элита не подконтрольна национальным государствам - в этом случае можно говорить о ней как о макрохаризме. Любая личность, какой бы властью она ни обладала, в современном обществе - микрохаризма.

Если еще в середине 20 века лидер, берущий на вооружение методы и приемы харизматической пропаганды, апеллировал к ценностям традиционного общества, использовал национальную идею, брал на вооружение опыт мировых религий, в современном мире глобальных трансформаций новая мировая элита-макрохаризма использует иные способы воздействия на массовое сознание, хотя эффект этого воздействия несравненно превышает возможности отдельной, пусть харизматической личности.

Тем не менее задача микро- и макрохаризмы одна - завоевание масс с целью использования в своих интересах.

Формирование новой мировой элиты как макрохаризмы сегодня требует научного осмысления, поскольку это явление связано с перспективами политического развития России, - наша страна на современном этапе адаптируется к условиям глобализации и информатизации, которые происходят в мире. Знакомство с технологиями манипулирвоания общественным сознанием и приемами харизматической пропаганды, которые применялись с древности, позволят лучше ориентироваться в современном информационном пространстве масс-медиа.

Таким образом, избранная для исследования проблема представляется актуальной и в научно-теоретическом, и в практически-прикладном аспектах.

Хронологические рамки. Проблема харизмы имеет свою тысячелетнюю историю, что отражено в данной работе. Этот феномен наиболее ярко проявился в 20 веке - харизма Гитлера тому подтверждение. Приемы харизматической пропаганды характерны для тоталитарных режимов и для фашистской Германии, в частности. Мы акцентирует внимание на периоде от начала 20 столетия до наших дней.

Степень разработанности проблемы.

В данной работе была сделана попытка синтезировать накопленные знания, опираясь на материалы различных авторов разных эпох, которые затрагивали тему роли личности в истории и непосредственно проблему харизмы. К числу наиболее крупных авторов, изучавших роль личности в истории и затрагивающих проблему харизмы, следует отнести Г.Гегеля, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, Г.В.Плеханова, Р.Генона, Ю.Эволу, Ле Бона, Э.Канетти, И.Берлина, И.Юнгера, Хосе Ортега и Гассета, Г.Маркузи, Ж.Бержье и Л.Повеля, В.Райха, Д.Кэмпбелла, Ф.Алана.

Однако сегодня эти работы представляют главным образом теоретический и исторический интерес, поскольку коренные перемены в геополитике и информационном пространстве предопределили резкие изменения в подходе сущности харизмы.

Ряд авторов акцентирует внимание на классификации лидеров, исследует феномен исторической трансформации харизматической личности. Эта проблематика отражена в работах М.Вебера, Б.Литтона, Ж.Блонделя, Ж.Батая, Д.Истона, Г.Эрме, Д.Волкогонова, Ж.Дерриды, И.Засурского, Т.Алексеевой и

др.

Методы пропаганды и анализ воздействия на массовое сознание составляют предмет трудов Ж.Желева, Г.Димитрова, Ю.Орлова, С.Беглова, Е.Шестопала, А.Дугина, Ю.Ирхина, М.Филатова, М.Кастеллса, А.Кукаркина. Взаимосвязь понятий «харизма» и «пропаганда» косвенно прослеживается у вышеперечисленных авторов, тем не менее не существует работы, посвященной харизматической пропаганде.

При анализе специфики языка харизматической пропаганды были изучены труды А.Гитлера и дневники И.Геббельса, Э.Дофифата, а также комментарии к ним А.Галкина, Р.Хоххута. Эти документы не стали предметом осмысления в понятиях филологии с точки зрения анализа художественных приемов, используемых в текстах.

()

Изучая исторический путь от философии сверхчеловека к понятиям «микрохаризма» и «макрохаризма» можно констатировать лишь то, что в отдельных работах имеются важные данные для их изучения и отдельные оценки таких авторов как В.Беньямин, Ж.Делез, Д.Истон, М.Кастеллс, но предметом осмысления политологии данная проблема не стала.

Динамичность информационных процессов последнего десятилетия, формирование новой мировой элиты, впервые обозначенной в данной работе как макрохаризма, порождают необходимость исследования принципов геополитических конфликтов в современном информационном пространстве во взаимосвязи с личностью - носителем харизмы. В этой связи для данного исследования большой интерес представляют работы современных российских ученых С.Модестова и С.Расторгуева. Взаимосвязь харизмы как социального института и технологий ведения информационных войн в современном пространстве остается малоизученной и особо дискуссионной. Исходя из актуальности и недостаточности исследованности темы, определены цели и задачи настоящего исследования.

Цели исследования. Систематизировать знания, синтезировать достижения гуманитарных дисциплин в понимании сути харизмы, в частности ее политической формы и ее реализации в различных приемах пропаганды, изучить механизм ее воздействия на массовое сознание, уделив особое внимание глобальным изменениям, происходящим в современном мире.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Подвергнуть научному анализу результаты исторических, философ
ских, социальных, политологических, психологических исследований, касаю
щихся феномена харизмы;

  1. Охарактеризовать сущность и особенность харизмы;

  2. Показать взаимосвязь харизмы и пропаганды;

  3. Проанализировать специфику языка харизматической пропаганды. Выявить особенности и изучить механизм влияния харизматической пропаганды

на массовое сознание. Представить отличия приемов харизматической пропаганды прошлого от настоящего.

Теоретико-методологической основой диссертации стали работы философов, социологов, политологов, филологов. Данная диссертация представляет собой синтез научных достижений из различных областей знаний. В основу работы положены принципы историзма, объективности, научности, а также использован метод сравнительного анализа.

Новизна исследования. В данной работе впервые предложено исследование феномена харизмы во взаимодействии с пропагандой, приведена классификация методов и приемов харизматической пропаганды древности, недавнего прошлого и настоящего с проекцией в будущее. В данной диссертации впервые обоснована идея о том, что харизма любой личности в современном обществе -только лишь микрохаризма; новая международная элита, управляющая сетевым обществом, наделенная огромной властью в условиях глобализации и информатизации, - макрохаризма (в данном случае речь идет о современном пространстве). В работе предпринимается попытка подвергнуть логическому анализу иррациональные факторы харизмы, которые до сих пор мало изучены. Тем самым намечены перспективы дальнейших исследований в этом направлении.

Предмет исследования - феномен харизмы.

Объект исследования - взаимовлияние харизмы и пропаганды.

Апробация исследования. Основные положения диссертации легли в основу научных докладов, сделанных автором в РУДН. Итоги исследования были представлены на научно-практической конференции «Диалог цивилизаций: Восток - Запад» (Москва, РУДН, апрель 2001 г.). Работа прошла обсуждение на кафедре теории и истории журналистики.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав (шести параграфов), заключения, списка использованной литературы.

Сущность и особенности харизмы

Феномен харизматической личности, особенно политической, становится объектом научного исследования в XXI веке. Предыдущее столетие выявило опасную притягательность и противоречивость личности - носителя харизмы, о чём свидетельствуют его кровавые события. Завораживающее воздействие харизмы отражается на судьбах целых народов и наций позитивно или трагически. Проявления харизмы той или иной личности могут обладать побудительной силой консолидации. Во время переломных моментов истории именно харизма той или иной личности может стать цементирующим началом разрозненных противоречивых сил. Нередко харизматическая личность является компенсирующим элементом в "безвыходных» исторических ситуациях. Необходимость в ней вытекает из социального и культурного бытия человечества, из его бинарности: вождь и массы, лидер и подчиненные, Стоит предположить, что те исследования, которые проливают свет на роль личности в истории, можно рассматривать и как объяснения харизмы.

Культуры различных народов создавали образы сверхъестественных и обожествлённых личностей. О них говорили мифы, легенды, сказки, У каждой нации есть свой герой-спаситель. О победителях и побежденных могут поведать не только народные предания. Героическая личность была одним из основополагающих мотивов литературы. Все герои, представленные в сферах общественного сознания, составляют органическую часть собственного национального Я. Более того, одни и те же архетипы мифологического сознания присутствуют у совершенно различных этно-культурных образований. Образы мифологического мышления образуют важную часть самого человеческого существа,

Учитывая функциональную роль сакральных архетипов и формирование на их основе подсознания и коллективного бессознательного, общество создаёт своеобразную структуру идеалов, образов и поведения. История показывает, что политическая личность становится более действенной и влиятельной, когда она подсознательно ассоциируется с определённым мифологическим героем.

Проблема харизмы носит исторический, культурный, социально-экономический и психологический характер. Несмотря на то впечатление, которое вызывает феномен харизмы в социальном и политическом сознании, как нечто, ассоциирующееся с тайным, темным, сверхъестественным, как явление имеет определенные основания. В общественном сознании существует мнение, что харизма - это нечто необъяснимое словами.

Есть попытка четкого определения харизмы, которая изложена в философском словаре. \ Харизма (греч.) - милость, благодать, божественный дар, исключительная одаренность, наделенность какого-либо лица (харизматического лидера) - пророка, проповедника, политического деятеля, действия, института или символа) особыми качествами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости или святости в глазах более или менее широкого круга приверженцев или последователей» .

Этот термин был впервые применен в социологических концепциях немецкого социолога, историка, теолога, философа Эрнста Трёльча и немецкого социолога, экономиста, юриста и историка Макса Вебера. Можно исходить из того, что подход М. Вебера и его трехчленная классификация: вождь-хранитель, вождь-основатель и вождь-реформатор могут считаться отправными при определении подходов к анализу феноменов лидера и харизмы в различные исторические эпохи .

1. Традиционное лидерство, основанное на вере и следовании обычаям и традициям (власть и функции племенных вождей, шаманов, колдунов); монархическая (наследственная власть и т.д.

2. Харизматическое лидерство, основанное на убеждении в выдающиеся, близкие к сверхъестественным способности вождя, руководителя, пророка. Для них характерен, в частности, такой шаблон речи: «Сказано... (в Библии. Коране и т.д.), а я говорю вам...»

3. Бюрократическое лидерство, основанное на вере в законность (легитимность), существующей политической системы, государственного устройства. В них лидер-чиновник, лидер-бюрократ, лидер-функционер выступает не как индивид, наделенный харизмой, от которого лично исходят власть и влияние, а как агент определенной государственной функции, проводник идей рационализма с точки зрения существующего правопорядка.

Приведенную типологию можно дополнить неформальным лидерством, понимая под ним авторитетность и влияние тех лиц, которые не занимают официально руководящих постов. Это могут быть люди самых различных профессий, широко известные и популярные в тех или иных социальных группах. Неформальное лидерство может иметь отдельные признаки харизматического поведения и так же влиять на ход исторических событий. Такими личностями, наделенными харизмой, могли быть поэты, бродячие артисты, музыканты, которые выражали интересы народа и формировали определенное политическое мировоззрение масс.

Иногда выделялись пограничные ситуации, когда харизматик-неформал мог стать главой государства, занять официальный пост. Так или иначе харизматическая личность (вождь-основатель, традиционалист (вождь-охранитель) и законодатель (вождь-реформатор) подчинены выполнению трех важнейших общественно-политических задач, а именно: созданию того или иного политического сообщества, поддержание его целостности, трансформации и приспособлению к среде в рамках первоначальной программы. Разумеется, эта классификация должна дополняться социально-классовым характером эпохи, соотноситься с цивилизованным развитием. Исходя из классификации М.Вебера в данной работе мы особо выделяем харизматический тип лидерства и подвергаем его дальнейшему исследованию.

Личность в истории - мифологическая и философская интерпретации

Любопытно обратиться к концепции французских авторов Луи Повеля и Жака Бержье, проливающих свет на сущность харизмы в монографии «Утро магов». Разгадку тайны влияния харизмы на ход истории они сочли более действенным искать в области низких извращенных космогонии и странных вероисповеданий. Именно подобные учения, согласно гипотезе авторов, сыграли относительно крупную роль и в духовной жизни наций, и в науке, и в политике, и в социальной области. Бержье и Повель собрали факты, кажущиеся, на первый взгляд, безумными и бессмысленными. Читателю был предложен портрет нацистской гитлеровской Германии и образ фюрера - носителя чудовищной харизмы. Для ее объяснения авторы изучили события, которые картезианская и позитивистская логика называет «фантастическими» и не желает с ними считаться. Сущностью харизмы французские авторы считают грех в особом его понимании. «Это желание, это воля войти в другие высшие сферы запретным путем. Ворваться, схватить, овладеть. Вершить вопреки порядку. Разрушить, взорвать порядок. Иными словами, «взять небо приступом». Поэтому грех так редкостен. Мало находится таких, кто хочет проникнуть в иные сферы, высшие ли, низшие ли, позволенным либо запретным путем. Святых-то немного. Еще меньше грешников в исключительном понимании греха. Их так же мало, как и гениев. И. вероятно, стать грешником еще труднее, чем сделаться святым... Нужно найти экстаз, известный человеку до падения. А грех? Это покушение на экстаз, на познание, на действия, не свойственные человеку. Такой человек становится демоном, изменяющим мир» . В работе «Утро магов», которая явля ется посвящением в фантастический реализм, дана новая панорама современной науки, призванной пояснить проявления харизматической личности. Авторы этой работы выразили мнение о том, что основа, ось политики и ее пропаганда - тайная политика, которая связана с миром оккультного, а мир оккультного, в свою очередь, связан с миром сексуальной магии.

В политических традициях проявляются и передаются из поколения к поколению опыт политических отношений, деятельности, образ правителя-вождя. Этот опыт, закрепленный в традициях, принимает форму определенного стереотипа восприятия и оценки политической действительности, стереотипа отношения к определенным социально-политическим явлениям, в силу чего восприятия, оценки, переживания событий в некоторой мере как бы предопределяются заранее, не нуждаются в каком-либо дополнительном осмыслении. Иначе говоря, политическая традиция как бы содержит в себе элементы иррационально-подсознательного.

Харизма всегда играет на иррациональном, на том, что не способно постичь массовое сознание, тем самым пытаясь превратить способность властвовать в возможность управлять массами. Традиция проявления харизмы складывается на основе тех форм деятельности, которые неоднократно, в различные исторические эпохи подтвердили свою общественную значимость или угрозу для определенной нации.

История показывает, как нередко личность, наделенная харизмой и движимая долгом, готовая к самопожертвованию во имя государства или нации, чему-то, что меньше Бога или законов самой жизни, впадает в самоослепление или ложно понимает цели служения. Положенные на алтарь государства ум, талант, воля, святость и непогрешимость в глазах приверженцев, чувство долга - все эти добродетели чаще всего оборачиваются злом. Личность, пришедшая к власти, благодаря исключительным харизматическим качествам, нередко начинает путать законы государства с высшим благом. Но государство имеет узко ограниченные задачи и цели, далеко не всегда совпадающие с интересами гражданина. Харизматическая личность, наделенная изначально особыми качест вами святости и сверхъестественности, уклоняясь с пути совершенствования в государственную политику, лишает себя возможности осуществлять истинно духовную власть, обеспечиваемую ненасильственным авторитетом мистика, сопричастного высшей реальности.

Самоослепление наступает, когда сверхличность, пусть и отказавшись от себя, совершает действия от лица и на пользу какой-либо социальной организации - будь то нация, церковь, политическая партия, религиозный орден, фирма или семья.

Харизматическая личность, впавшая в самоослепление, перестает предвидеть последствия своих действий, при том, что принципиально неудовлетворительный их характер усугубляется общим человеческим несовершенством. Поэтому почти любое политическое действо обречено на частичное и даже полное самоопровержение. Тем не менее харизматическая личность была и будет востребована - это зависит от требований времени и условий Среды. Макс Вебер охарактеризовал харизму как нечто среднее между магом и героем. Возможно, «магическая» сила и сверхчеловеческая энергия той или иной яркой личности остается, несмотря на множество негативных последствий, ей влекомых, тем «каналом», по которому хоть какое-то знание о подлинной реальности просачивается в «человеческую вселенную невежества и иллюзий».

Харизматическая пропаганда - результат взаимовлияния харизмы и политической ситуации, идеологии, складывающихся в обществе

В предыдущем параграфе был сделан краткий исторический обзор пропаганды, которой как роду деятельности столько же лет, сколько и всей прослеживаемой в веках истории человеческого общества. Для каждого периода истории характерны определенные приемы и методы пропаганды, однако основные принципы руководства массами и методы внешнеполитической конфронтации на протяжении всей истории сохраняли общие черты.

Пропаганда всегда адресована массе. Принципы руководства массами сводятся к следующему: - формирование мифологического сознания; - создание иллюзорного опыта, что являлось скрытой пропагандой господствующего класса; - насаждение духа конформизма; - эксплуатация эмоций и инстинктов; - отвлечение масс от социальной активности; - создание упрощенных "версий жизни"; - культивирование идолопоклонничества.

Методы внешнеполитической конфронтации на протяжении истории также сохраняли схожие черты: - обман, запугивание, метод посул и угроз; - утверждения о благоприятной обстановке в собственном лагере, обнародование только выгодной для себя информации; - использование доводов от фальсифицированных соответствующим образом источников; - многократное повторение полезных тезисов, включая фальшивые; - искажение сведений и аргументации вражеской печати; - осмеяние неприятеля; - обвинение его в собственных преступлениях и действиях.

Эти идеологические приемы использовались с древности и не утратили свою действенность в наши дни, хотя современные технические достижения и процессы глобализации значительно трансформировали складывавшуюся в веках систему пропаганды.

В данном параграфе мы используем новый термин "харизматическая пропаганда". Поскольку этот термин предлагается впервые, имеет смысл дать пояснения по нескольким аспектам.

Очевидно, что термин "харизматическая пропаганда" - производное от двух понятий - "харизма" и "пропаганда", определение и характеристики которых были представлены в предыдущих параграфах. Уместно напомнить, что харизмой могут обладать не только конкретная личность, но и социальный ин-статут, политическое движение, символ. История в те или иные эпохи выдвигает на авансцену государство-харизму, пример - СССР. Политическое движение также может быть наделено харизматическими чертами, пример - германский фашизм.

Для достижения личностью, политическим движением, государством статуса харизмы необходима пропаганда, распространяющая в массах идеологию представляемых общественных сил.

В политических традициях проявляются и передаются из поколения к поколению опыт политических отношений, социальной деятельности. Этот опыт, закрепленный в традициях, принимает форму определенного стереотипа восприятия и оценки политической действительности, в силу чего восприятие, оценки, переживания событий в некоторой мере как бы предопределяется заранее - политическая традиция содержит в себе элементы иррационально- подсознательного.

Харизма в силу своей особенности играет главным образом на иррациональном, что способствует формированию мифологического сознания и созданию иллюзорного опыта.

Особую систему убеждений, точнее - иллюзий, можно считать идеологией харизмы. Пропаганда является инструментарием идеологии. Следовательно, мы можем дать определение харизматической пропаганде -это деятельность по распространению в массах особой системы иллюзий, созданию мифологического единства идеологии с реальностью. Синтез политических убеждений, научных исследований, содержания СМИ, течения повседневных событий, дополняющих и гармонизирующих друг друга, может стать необходимой основой для поддержания харизматической пропаганды, которая, в свою очередь, определяет и контролирует вышеобо-значенные сферы деятельности.

Харизма личности, социального института, явления непредсказуема, современные технические достижения не в состоянии прогнозировать ее проявления, сегодня харизма как явление по прежнему остается сферой изучения гуманитарных наук.

Нередко влияние харизмы и действенность уже опробованных методов харизматической пропаганды создают смесь опасных реакций, поэтому мы считаем необходимым подвергнуть этот феномен исследованию. В данном параграфе будут представлены типы харизматических личностей и методы пропаганды в их непосредственной связи с реалиями исторической обстановки и интересами политических сил.

В данном параграфе будут рассмотрены следующие харизматические лидеры: Чингиз-Хан, князь Александр Ярославович (Невский), Наполеон I, В.И.Ленин, А.Гитлер во взаимодействии с характерной для каждого пропагандой.

Языковые средства харизматической пропаганды, предназначенные для широкой аудитории

В качестве документа, иллюстрирующего язык пропаганды Третьего рейха, предназначенного для широкого круга читателей, предлагаем работ} А.Гитлера "Майн кампф" (русскоязычный вариант "Моя борьба"). Уместно привести некоторые факты истории создания этого произведения. "Первого апреля 1924 года я был заключен в крепость Ландсберг согласно приговору мюнхенского суда. Я получил досуг, позволивший мне после многих лет беспрерывной работы засесть за писание книги, которую многие мои друзья уже давно приглашали меня написать и которая мне самому кажется полезной для нашего движения. Я решился в двух томах не только изложить цели нашего дви жения, но и дать картину его развития. Такая форма даст больше, чем простое изложение нашего учения" , - пишет Л.Гитлер в предисловии к "Маіін кампф".

Первые страницы этой книги, предложенные автором в первой части "Расплата", содержат словосочетания: "счастливое предзнаменование", "золотые лучи мученичества", "заветная цель", "символ великой задачи". Несколько предложений представлены в форме афоризмов, например: "Одна кровь - одно государство". С первых строк текст автора отражает ритуально-мистический характер произведения, вводит читателя в сферу "чего-нибудь более высокого", как отмечал сам А.Гитлер.

Примечательно в этом отношении то, что ритуально-мифологический характер произведений свойственен для мифологической школы в фольклористике и литературоведении, которая сложилась у немецких романтиков в первой трети XIX века, ее представителями являлись Ф.Шеллинг, братья А. и Ф.Шлегель, братья В. и Я.Гримм. Это направление выявляло основополагающую роль мифологии в возникновении и развитии фольклора и литературы. Неомифологическая теория сформировалась в начале XX века, ее представили Дж.Фрезер, Д.Харрисон, Ф.Рэглан. Ритуально-мифологическая теория утверждала приоритет ритуала над мифологией и его исключительное значение в происхождении искусства и философии. Склонность сводить структуру любого произведения, лозунга, агитационного плаката к ритуально-мифологической основе взял на вооружение А.Гитлер. В первой части "Майн кампф" нацистский лидер красноречиво изображает ужас мелкого буржуа, которому грозит превращение в пролетария: "Я в стороне съедал свой хлеб", говорит он, работая на стройке поденщиком. Этим демонстрируется ставка на некую избранность, характерную для харизматической пропаганды. В данном случае мы сталкиваемся с таким художественным приемом, используемым А.Гитлером и далее, на протяжении всей работы, как антитеза - сопоставление противоположных понятий (буржуа - пролетарий, арийская - неарийская расы, посвященный - профан, бог - обычный человек и т.д.). Примечательно, что мифы многих народов пове ствуют о первотворцах Вселенной - соперниках-близнецах, причем одни и; братьев создает все светлое, доброе, полезное, другой - все темное, злое, враждебное человеку.

Среди главных постулатов А.Гитлера фигурировало пресловутое рассуждение о большой лжи. Эта ложь реализовалась Гитлером и его последователями в форме мировоззренческих мифов и одновременно в форме конкретно-событийных измышлений. Конкретно-событийная информация легче усваивается сознанием, в то время как мировоззренческие мифы помогают ее усвоению и заведомо навязывают определенное поведение в определенной ситуации. В работе "Майн кампф" А.Гитлер уделяет особое внимание роли прессы в пропаганде: "Деятельность так называемой либеральной прессы была деятельностью могильщиков немецкого народа и германского государства. Что уж и говорить 0 "работе" лживых газет марксистского лагеря. Ведь для них лгать является та кой же необходимостью, как для кошки ловить мышей. Ведь их главной зада чей и является вытравить всякое национальное, подлинно народное чувство из души народной и тем подготовить диктатуру интернационального капитала, диктатуру евреев над немецкой нацией. Что же предприняло государство про тив этого массового отравления наций? Государство старалось только о том. чтобы так или иначе склонить на свою сторону эту зачумленную пресс} . Для этого прибегали к лести, для этого болтали направо и налево о великом "значе нии - прессы, об ее "ценности", об ее "просветительной миссии" и т.п."1 В этой цитате можно наблюдать, как нацистский фюрер преподносит свои формули ровки методом "большой лжи" как итог наблюдения над практикой противни ков движения, его оппонентов, сам, тем не менее, прибегает к этому методу па протяжении всей работы. В данном случае можно говорить об использовании такого художественного приема, как гипербола - чрезмерном преувеличении свойств изображаемого явления для усиления художественного впечатления.

Похожие диссертации на Харизматическая пропаганда как инструмент манипулирования обществом