Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Автор и герой телевизионного произведения: оптимизация взаимодействия. Этический и профессиональный аспекты Добрынин Сергей Александрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Добрынин Сергей Александрович. Автор и герой телевизионного произведения: оптимизация взаимодействия. Этический и профессиональный аспекты : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Добрынин Сергей Александрович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Фак. журналистики].- Москва, 2007.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 07-7/578

Введение к работе

Актуальность.

Современный этап развития электронных средств массовой информации России характеризуется принципиально новыми процессами Глобализация, коммерциализация, нестабильность потребностей аудитории и жестокая конкуренция, а также технологические инновации вносят коррективы в отношения участников телевизионной коммуникации, диктуют новые правила взаимодействия Вектор структурного становления медиарынка в основном выявлен, главные игроки определились, принципиальные изменения представляются возможными, но маловероятными, по крайней мере, в близкой перспективе

Электронные СМИ, - в первую очередь, телевидение, - все более эффективно воздействуют на общество Начало перехода от количественного роста к качественному заметно по большинству новых проектов центральных телеканалов Однако данная благоприятная тенденция нивелируется программами-клонами, схожими стандартной драматургией, но также и одинаково успешными в отношении рейтинговых показателей Большинство этих программ относятся к развлекательному сегменту и являются аналогами запатентованных и опробованных за рубежом форматов

Сложившаяся ситуация обусловлена двумя факторами

Фактор первый - это, безусловно, стратегические и материальные интересы владельцев программ и каналов Адаптировавшись к политической ситуации, телевизионные бизнесмены заинтересованы в сохранении ее стабильности Учитывая, что большинство наиболее удачных телепроектов непосредственно или опосредованно имеют отношение к политике, владельцы каналов не инициируют появления принципиально новых программ Отсюда однообразие форматов

Фактор второй - незаинтересованность рядовых сотрудников телевизионных компаний в качественном прогрессе собственного профессионализма Отсутствие прямой материальной зависимости исполнителей от уровня программ губит большинство конструктивных инициатив Как представляется, телеспециалистам необходимы очевидные, зримые в краткосрочной перспективе стимулы Попытки внедрения нематериальных поощрений в большинстве случаев оказываются неэффективными В ходе исследования автор анализирует данную проблему и предлагает возможные пути ее решения

Телевизионные журналисты - корреспонденты, редакторы, работники других творческих профессий, создающие программный контент, а стало быть, вовлеченные в

4 процесс взаимодействия с героями телевизионных произведений - люди, как правило, практичные и порой даже несколько циничные И теоретики, и практики телевидения единодушны в профессию идут специалисты определенного склада У многих из них первостепенной является материальная мотивация, а потребность творческого роста не всегда приоритетна1 Такое отношение к профессии становится причиной возникновения ряда негативных тенденций в отечественной тележурналистике

Анализ современного состояния телевизионной коммуникации, в том числе, взаимодействия журналиста с героями его произведений (далее - «героями») - насущная потребность и серьезная научная проблема В теории тележурналистики есть исследования, посвященные смежным вопросам, однако со времени их появления телевизионный мир претерпел значительные изменения политические, социокультурные, структурные, содержательные, технологические и др Актуальное исследование этой тематики в контексте проблем современной отечественной телевизионной коммуникации представляется, безусловно, своевременным

Данное диссертационное сочинение, предпринятый на его страницах анализ и сделанные выводы могут мотивировать творческих сотрудников ТВ к качественному росту Системный подход к проблеме взаимодействия тележурналиста с героями его произведений структурирует стихийные, на первый взгляд, процессы телевизионной коммуникации, выявит их закономерности, может стать основой дальнейшего развития методов взаимодействия тележурналиста с героем в современных условиях

Таким образом, диссертационное сочинение имеет актуальную научную и практическую значимость, приобретая в рамках формирования информационного общества особое значение для социальной и духовной жизни человека

Актуальность и острота поставленных проблем, отсутствие углубленного анализа взаимодействия телевизионного журналиста с героем, а также очевидный недостаток в отечественной и зарубежной литературе посвященных данной проблематике специализированных работ, многие из которых сводятся к мемуарам мэтров тележурналистики и носят не вполне научный характер, обусловили выбор темы диссертационного исследования

1 К такому выводу пришел, например, профессор Вайне Свобода, посетивший факультет журналистики МГУ им М В Ломоносова с авторским курсом лекций в рамках четвертой летней школы по журналистике и коммуникациям «Индустрия СМИ в США и России журналист в условиях рынка» 20-25 06 2005

5 Цель и задачи исследования.

Целью диссертации являє гея комплексный анализ телевизионной коммуникации в контексте этического и профессионального аспектов взаимодействия журналиста с героем Намереваясь определить, какое влияние журналист и герой оказывают друг на друга в процессе взаимодействия, автор сознательно отделяет профессионализм от этики, т к можно оставаться крепким ремесленником, не будучи при этом этически порядочным человеком

Исследование задумано таким образом, чтобы уделить внимание не только ситуациям, которые возникают в журналистике новостей, но и в более крупных жанровых формах, в том числе, в авторских проектах и студийных программах, вовлекающих в беседу приглашенных гостей и аудиторию, а также в производстве портретных фильмов В диссертации будет использован личный опыт автора в работе над жанром портретного фильма - одним из самых сложных с этической и профессиональной точек зрения при взаимодействии тележурналиста с героем

Мы обратимся к тем ситуациям, в которых журналист вынужден принимать решение, делать этический выбор Автор намерен представить в работе теоретическое обоснование сущности и основных направлений творческой деятельности участников телевизионной коммуникации в том объеме, который необходим для раскрытия темы. В исследовании будут описаны возможные схемы взаимодействия тележурналиста с героем, разработаны альтернативные поведенческие модели для различных ситуаций, выявлены основные факторы, имеющие влияние на развитие взаимодействия Специальный раздел работы мы посвятим изучению языковых особенностей общения журналиста с героями

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи

определение понятий «тележурналист», «герой телевизионного произведения», «взаимодействие», «журналистская этика», «портретный фильм», выявление основных характеристик их природы,

рассмотрение явления телевизионной коммуникации в контексте анализа взаимодействия журналиста с героем его произведения,

анализ этического и профессионального аспектов взаимодействия журналиста с героем в системе связей современной отечественной телевизионной коммуникации,

исследование актуальных тенденций телевизионной коммуникации, их влияния на телевизионное производство и взаимодействие журналиста с героями своих произведений, изучение зависимости этих тенденций от жанровых и языковых характеристик телепрограмм,

определение актуальных проблем современного телепроизводства, связанных с процессом взаимодействия тележурналиста с героем, в том числе лингвистического характера,

разработка конструктивных путей решения выявленных проблем, оптимизация процесса взаимодействия

Объект исследования

Объектом исследования являются действующие лица и сегменты телевизионной коммуникации, которые имеют непосредственное отношение к этическому и профессиональному аспектам процесса взаимодействия тележурналиста с героем

репортеры и документалисты, продюсеры, члены съемочных групп, а также герои телепередач и документальных фильмов,

производители и вещатели телевизионного контента телевизионные студии, компании, каналы,

учебные заведения, профессиональные организации, органы законодательной и исполнительной власти, а также любые иные институты, имеющие влияние на процесс взаимодействия тележурналиста с героем (далее - «взаимодействие»)

Предмет исследования.

Предметом исследования стало влияние тележурналиста и героя друг на друга в процессе взаимодействия Автор затрагивает вопросы оптимизации отдельных направлений телевизионной коммуникации, апеллирует к опыту зарубежных коллег, анализирует отечественные инновации Изучены и систематизированы актуальные тенденции современного российского ТВ, оказывающие влияние на психологию общения Особое внимание уделено невербальной коммуникации как неотъемлемой части процесса взаимодействия

Теоретические основы и методы исследования.

Теоретической и методологической базой диссертационной работы послужили фундаментальные положения современной теории журналистики Основу диссертации составили труды российских и зарубежных авторов по теории журналистики и коммуникации В ряду отечественных авторов можно назвать В А Аграновского, Э Г Багирова, Е Л Вартанову, М Е Голдовскую, Н А Голядкина, С В Дробашенко, В В Егорова, Г В Лазутину, Р П Овсепяна, А С Панарина, Г Г Почепцова, Е П Прохорова, Л Л Реснянскую, М И Шостак и др , среди зарубежных авторов - Э Берна, Б Льюиса, К

7 Маккалаха, М Рабигера, Д Рэндалла, Ч Файрстоун, Э Фихтелиуса, Ю Хабермаса, У Шрамма

Диссертация была бы неполной без привлечения материалов, близких вопросам телевизионной коммуникации Автор преимущественно опирается на следующие работы

фундаментальные труды в области теории телевидения Этим проблемам посвящены исследования Р А Борецкого, Г В Кузнецова, В С Саппака, А Я Юровского идр

работы, посвященные анализу телевизионной коммуникации, теоретических принципов и практики функционирования ее средств Среди них разработки М Макклюэна, Г Н Вачнадзе, В В Гаспаряна, Я Н Засурского, Л М Земляновой, Л В Матвеевой, В Л Цвика и др

книги режиссеров, продюсеров, телеведущих - У Отта, Л Г Парфенова и ДР

немногочисленные теоретические и, главным образом, практические разработки, непосредственно посвященные анализу различных аспектов взаимодействия журналиста с героем Среди них - работы Д С Авраамова, С А Муратова и др

Большую роль в формировании авторской концепции диссертации сыграли идеи Э Берна, Г В Кузнецова, Д Карнеги

В ряду специализированных работ, посвященных проблемам взаимодействия
тележурналиста с героем, целесообразно отметить труды В М Березина >

В диссертационном сочинении используются основные методологические принципы современных гуманитарных наук теории и истории телевидения, психологии, философии Диссертант опирается на общенаучные методы аналитический, сравнительный, логический, структурный, типологический, экспериментальный Разработка положений диссертации осуществлялась на базе методов системного анализа, статистического анализа, в том числе корреляционного анализа, сравнительного анализа и синтеза, группировки фактических данных и выборочных обследований, метода экспертных оценок и сравнений, графического метода В процессе работы над диссертацией также использовались иные научные методы - теоретическое обобщение и анализ литературных источников, просмотр и анализ многочисленных портретных фильмов, бесед и интервью с их создателями, метод включенного наблюдения за процессом творческой деятельности режиссеров, сценаристов, операторов и других создателей программ и фильмов Сказался опыт работы автора в крупных государственных и коммерческих телевизионных компаниях, частных производящих

8 студиях, компаниях-вещателях, а также педагогическая практика в области телевизионной журналистики

Исходной информацией для оптимизации процесса взаимодействия тележурналиста с героем послужили

эмпирические исследования российских и зарубежных авторов, описывающие основные характеристики данного процесса,

нормативно-правовые документы, регулирующие сферу взаимоотношений журналиста с героем в процессе телевизионного производства,

экспериментальные данные научных исследований, посвященных практической телевизионной проблематике

Научная новизна исследования.

По мере углубления процессов глобализации возрастает необходимость выдвижения на передний план все более конкретных задач по переходу от общего теоретического рассмотрения масштабных проблем к анализу их отдельных аспектов Данная тенденция обусловила максимальное сужение автором темы от тенденций современной российской телевизионной коммуникации к узкоспециальному процессу взаимодействия тележурналиста с героем, наиболее наглядному в рамках производства портретного фильма

Специализированные исследования данного вопроса практически не проводились, а встречающиеся в научной и популярной литературе по тележурналистике отдельные теоретические положения, рассматривающие вопросы взаимодействия, представлены неполно

В процессе решения общих проблем по оптимизации процесса взаимодействия телевизионного журналиста с героем, которые не могли не включать этических и профессиональных вопросов, автором получены значительные результаты Диссертант переоценивает имеющуюся информацию в контексте изменений, присущих современной телевизионной коммуникации и жизни общества в целом Научная новизна работы представлена следующими положениями и выводами

впервые комплексно рассмотрены важнейшие аспекты взаимодействия
телевизионного журналиста с героем в рамках производства портретного фильма, а
именно

1 практика применения этических норм в процессе взаимодействия (сравнительный анализ положений «Этического кодекса российского тележурналиста» и «Хартии телерадиовещателей»),

  1. особенности взаимодействия в различных сегментах телевизионной коммуникации (межличностная и массовая, непосредственная и опосредованная, вербальная и невербальная модели),

  2. влияние на процесс взаимодействия современных тенденций телевизионной коммуникации, а именно коммерциализации и рейтинговых войн,

впервые анализ практики общения тележурналиста с героем дает комплексное представление о производстве портретного фильма, описывая все его стадии,

впервые подвергнуто системному анализу влияние жанровых и языковых свойств телевизионных программ на процесс взаимодействия тележурналиста с героем,

впервые систематизированы и обобщены теоретические положения о взаимодействии тележурналиста и героя, в том числе по разным структурным, технологическим, ситуативным группам, и разработаны конструктивные методы решения проблем взаимодействия,

впервые разработаны актуальные профессиональные параметры, которым должен соответствовать современный специалист в области телевизионного производства при взаимодействии с героем

Гипотеза научного исследования

Журналист - активный участник телевизионной коммуникации Он способен и обязан влиять на коммуникацию сознательно, целенаправленно, конструктивно Зрительский интерес к герою питается авторским интересом Тележурналист - важнейшее звено в цепи формирования информационно-коммуникативной реальности, которая, напрямую зависит от его профессионализма

В ходе исследования автор аккумулирует комплексное рассмотрение теоретических основ телевизионной журналистики, анализ применения теоретических навыков на практике в единую систему Процесс взаимодействия подвергнут рассмотрению с учетом наиболее актуальных и значительных тенденций телевизионной коммуникации современной России В работе подтверждена зависимость эффективности процесса взаимодействия с героем от действий телевизионного журналиста Также детально изучены факторы, влияющие на этот процесс

Влияние тележурналиста на телевизионную коммуникацию и телевизионной коммуникации на журналиста взаимно обусловлено Заинтересованность тележурналиста в общении с героем, соблюдение им этического кодекса, понимание телевизионной технологии, способность находить уникальные черты в каждом герое, аккумулировать их

10 и своевременно воплощать в нестандартных творческих решениях - вот обязательные условия успешного телепроизводства с точки зрения взаимодействия тележурналиста с героем

Основные положения, выносимые на защиту:

актуальные условия функционирования телевизионной коммуникации характеризуются новым качеством эфирного пространства, оказывающего значительно большее, по сравнению с прошлым, воздействие на психологическое, культурное и нравственное состояние общества,

этический принцип самоограничения, декларируемый цеховыми документами, без подкрепления системными изменениями в области телевизионной журналистики представляется неэффективным инструментом Пока он не станет экономически более выгоден, нежели альтернативный путь — необязательное соблюдение этических правил по отношению к герою - принципиальные изменения в системе телевизионной коммуникации представляются маловероятными,

применение сотрудниками производящих телекомпаний конструктивных инноваций в области этического и профессионального аспектов взаимодействия с героем может способствовать выходу отечественного телевидения из кризисного состояния, в котором, по мнению ряда авторитетных исследователей, в данный момент пребывает ряд каналов и студий,

жанровые и языковые особенности портретного фильма оказывают существенное влияние на процесс взаимодействия тележурналиста с героем,

значение телевизионной коммуникации для всех ее участников постоянно возрастает Вместе с ним возрастает ответственность экранных журналистов перед телекомпанией, перед зрителем, перед собой Телевизионные специалисты должны отвечать все более высоким требованиям, предъявляемым к их личным и профессиональным качествам Возникает объективная потребность в разработке новых параметров подготовки профильных специалистов, что влечет за собой необходимость создания профессиональных образовательных программ, учитывающих особенности работы современного тележурналиста

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Основные теоретические положения исследования представлены в виде конкретных рекомендаций по совершенствованию процесса взаимодействия тележурналиста с героем

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут использоваться законодательными и исполнительными органами власти России при разработке нормативных документов в сфере телепроизводства Полученные в диссертации результаты, выводы и предложения могут быть также использованы в качестве методических основ при создании корпоративных рекомендаций телевизионным журналистам Диссертация может оказаться полезной как исследователям теоретических аспектов телевизионной коммуникации, так и тележурналистам-практикам -корреспондентам, редакторам, режиссерам, продюсерам и иным специалистам в области аудиовизуальных средств массовой информации, в чьи обязанности входит взаимодействие с героем

Отдельные положения работы могут быть использованы в процессе обучения студентов специальности «Телевизионная журналистика» на факультетах журналистики российских ВУЗов, в том числе Московского государственного университета им М В Ломоносова

Апробация результатов работы.

Разработанные в диссертации инновации были экспериментально проверены в процессе прохождения педагогической практики под контролем научного руководителя, а также во время чтения автором курса лекций в центре дополнительного образования «Новая волна» при мэрии г Дмитрова

Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, прошли апробацию в опубликованных научных статьях и тезисах, в том числе в журнале из перечня ВАК ведущих лицензированных научных изданий Доклады по материалам диссертации были прочитаны на российских и международных научно-практических конференциях

По теме диссертации опубликованы 9 статей общим объемом 2 печатных листа

Структура диссертации.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и семнадцати приложений Общий объем работы 244 страницы, включая 157 страниц основного текста, содержащего 14 таблиц и 2 схемы

Похожие диссертации на Автор и герой телевизионного произведения: оптимизация взаимодействия. Этический и профессиональный аспекты