Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформация традиционной городской семьи в Китае Попов Арсений Геннадьевич

Трансформация традиционной городской семьи в Китае
<
Трансформация традиционной городской семьи в Китае Трансформация традиционной городской семьи в Китае Трансформация традиционной городской семьи в Китае Трансформация традиционной городской семьи в Китае Трансформация традиционной городской семьи в Китае Трансформация традиционной городской семьи в Китае Трансформация традиционной городской семьи в Китае Трансформация традиционной городской семьи в Китае Трансформация традиционной городской семьи в Китае
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Попов Арсений Геннадьевич. Трансформация традиционной городской семьи в Китае : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 Москва, 2005 236 с. РГБ ОД, 61:06-7/13

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Традиционная китайская семья 50

Глава 2. Китайская городская семья в период 1911-1949 гг 87

Глава 3. Китайская городская семья в период 1949-1978 гг 121

Глава 4. Китайская городская семья в период с 1978г. по наши дни 144

Заключение 192

Список использованной литературы и источников 205

Приложение 1 228

Приложение 2 231

Введение к работе

Изучение семьи и брака является междисциплинарным направлением, включающим исследования в области истории, социологии, этнографии, демографии, юриспруденции, психологии, экономики, медицины и так далее. Впервые систематическое изучение семьи как института было предпринято в начале XX в. Позднее бурный рост исследований на эту тему привел к тому, что в 60-70-х гг. XX в. начал активно дискутироваться вопрос о возможности выделения исследования брака и семьи в отдельную науку. Однако в связи с тем, что данный объект в каждой из наук рассматривается со своей специфической точки зрения, этот вопрос так и остался открытым.

Данные, которыми располагают исследователи семьи, являются основанием для формирования различного рода социальных программ и рекомендаций, направленных на помощь семье. Они служат источником разработки научных принципов подготовки специалистов, работающих с семьей, будь то консультанты, терапевты, демографы, историки или госслужащие.

Тема диссертационной работы — трансформация городской семьи в КНР (на примере изменений структуры семьи и системы семейных ценностей).

Российские и зарубежные исследователи создали много работ, посвященных разным аспектам семейной жизни. Традиционная китайская семья хорошо изучена как в России, так и за рубежом. Однако современная китайская семья пока не стала предметом специального изучения в нашей стране. Изменения в китайском обществе происходят так быстро, что даже китайские исследователи не всегда успевают отследить процессы изменений.

Взаимное расположение России и Китая, история отношений двух стран, увеличение числа контактов как на уровне правительств, так и среди простых

граждан, а также недостаточная изученность процессов трансформации китайского социума делают исследование структуры и принципов функционирования китайского общества чрезвычайно актуальными. А поскольку семья - это одна из важнейших ячеек общества, то принципиально важным является и изучение семьи. Учитывая процессы глобализации, исследования, посвященные современной китайской семье, должны быть принципиально важны для этнографов, социологов и демографов, которые изучают не только Китай, но и Дальний Восток, Юго-Восточную Азию; а учитывая глобализацию, и весь мир в целом.

Актуальность выбранной темы исследования определяется следующими моментами:

во-первых, анализ перемен, происходящих в структуре семьи, имеет чрезвычайно важное значение для осмысления экономических, социальных и социально-психологических процессов, происходящих в любом обществе;

во-вторых, поскольку на протяжении тысячелетий семья в китайском социуме всегда играла беспрецедентно важную роль, следует ожидать, что инновационные процессы, происходящие в городской семье в Китае, имеют ключевое значение для корректного описания всего комплекса социально-психологических проблем китайского общества начала XXI века;

в-третьих, в связи с тем, что информация о современной семье в Китае доходит до российских читателей в неполном, рассеянном и нередко искаженном виде, многие специалисты не имеют возможности в полном объеме представить и квалифицированно судить о характере и масштабе проблемы, исследуемой в данной работе;

в-четвертых, из-за неполной информированности о ситуации с проблемой городской семьи в современном Китае российская общественность не пред-

ставляет себе полностью всю остроту и объем серьезнейших процессов, происходящих в структуре китайского общества.

Количество городского населения в Китае растет как в абсолютных цифрах, так и относительно сельского населения. Между тем, данные о проценте городского населения в Китае расходятся. Официальная статистика в лице данных Всекитайской переписи населения за 2000 г. говорит об удельном весе городского населения в Китае в 36%.1 В 1998 г. удельный вес горожан составил 379 420 тыс. человек, то есть 30,4%z. Если же кроме собственно городского населения учитывать еще и крестьян, приезжающих в город на заработки и нелегальных мигрантов из числа тех же крестьян, то это составит, 45,2%, то есть почти половину населения Китая на момент 1998 г.».

На самом деле, точных данных статистики по количеству городского населения в Китае, видимо, вообще не существует. Следует отметить, что огромные массы крестьян, приезжающих в города на заработки, не поддаются сколько-нибудь точному подсчету, так как эти крестьяне выпадают не только из переписи населения, но и вообще практически из всех видов регистрации и статистики. Эти люди не только живут без регистрации, но зачастую, приезжая в город, не покупают билет, а в городе вынуждены жить на улице. Следует также заметить, что миграция сельских жителей в города.— проблема для Китая отнюдь не новая: закон, запрещавший деревенским жителям самовольно переселяться в города, был принят еще в 1035 г.4, - таким образом, коммунистическая власть не может здесь претендовать на оригинальность. К концу XI в. населе-

1 Major Figures on 2000 Population Census of China. Beijing, 2001. P. 6.

2 Чжунго шэхуй фули юй шэхуй цзиньбу баогао. 1999 («Доклад об общественном благосостоянии и социаль
ном прогрессе в Китае за 1999 г.»). Гл. ред. Ши Чжэнсинь. Пекин, 2000. С. 139.

3 Там же, с. 140.

4 М.В. Крюков, В.В. Малявин, M.B. Софронов. Китайский этнос в средние века (VII-XIII вв.). М., 1984, с. 97.

ниє Кайфына - тогдашней столицы Китая - достигло 1 млн. чел5, то есть столько же, сколько было, скажем, в Шанхае в 1919 г6. Справедливости ради необходимо отметить, что и закон 1035 г., как и современные законы, не возымел особого действия7.

С другой стороны, для данного исследования эти расхождения не являются критичными — в любом случае, удельный вес городского населения безусловно растет; городское население составляет от трети до половины населения Китая. На этом сходятся все источники, и такая точность определения выглядит вполне приемлемой для данного исследования. Дело здесь заключается в том, что, выделяя городское население как особый объект исследования, мы вовсе не руководствовались его численным превосходством над сельским. Напротив, мы старались руководствоваться некоторой динамической силой истории, которая присуща городам в отличие от деревни, тем, что город всегда был «оплотом прогресса» и провозвестником нового в обществе, той способностью городского населения более легко поддаваться новациям (будь то «резолюции сверху» или вестернизация, привнесенная извне), большей открытостью городских жителей внешнему миру, меньшей степенью «традиционности» городского общества и более высоким уровнем жизни. В таком свете даже расхождение в четверть миллиарда человек не является для нас определяющим.

Изучая города, и тем более крупнейшие, наиболее развитые города, мы получаем возможность сравнивать их с менее развитыми регионами, и тем самым выработать представление о характере изменений, происходящих в общест-

5 Там же.

6 Цзиньдай Чжунго чэнши фачжань юй шэхуй бяньи 1840-1949 (Социальная трансформация и развитие горо
дов в Китае (1840-1949), с. 197.

7 М.В. Крюков, В.В. Малявин, М.В. Софронов. Китайский этнос в средние века (VII-XIII вв.). М., 1984, с. 97.

венной жизни китайских городов, а значит, и о возможных путях развития китайского общества в целом.

Объектом исследования нашей работы является современная городская семья КНР как социальная группа; предметом исследования - структура семьи и комплекс семейных ценностей.

Цель нашей работы состоит в описании, классификации и анализе форм семейной организации в современной КНР, а также в выявлении специфических особенностей внутрисемейных взаимоотношений и новых семейных ценностей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

дать характеристику традиционной китайской семьи (ее структуры и семейных ценностей);

провести сопоставление современной городской и традиционной семьи в Китае;

- предложить, на основе обобщения данных источников, описание новых явлений в семейной организации, характерных для городского населения Китая, а также современных семейных ценностей; сравнить их с традиционными;

выявить и произвести анализ по возможности наиболее широкого комплекса социальных факторов, которые могли повлиять на изменение структуры семьи и способствовать возникновению новых форм семейной организации в городах Китая;

определить общие современные тенденции развития китайской семьи;

определить возможные перспективные направления исследования.

В своем исследовании мы будем исходить из предположения о том, что современная китайская городская семья имеет все меньше общего с традиционной китайской семьей, все чаще строясь по западному образцу; и ее семейные

взаимоотношения и ценности также подверглись и продолжают подвергаться изменениям самого кардинального характера.

Для решения поставленных задач в работе используются методы анализа статистических и публицистических источников, а также анализ литературы. В работе использованы традиционные методы исторического, этнографического, социологического и демографического исследования института семьи во всей полноте его связей с целым спектром областей существования человека в социуме, использующиеся на секторе теоретических проблем истории Востока Отдела истории Востока ИВ РАН и в целом продолжающие традиции изучения социальной истории Китая, которые сложились в российской школе классического востоковедения благодаря исследованиям Л.С.Васильева, М.О.Косвена, М.В.Крюкова и др.

В целом для исследования методологической базой являются труды классиков социологической науки М.Вебера, М.О.Косвена, Дж.П.Мердока, а также труды китайских, русских и зарубежных исследователей: Л.С.Васильева, Гао Цзяньтаня, М.В.Крюкова, Л.С.Переломова, О.В.Почагиной, Фэй Сяотуна и др.

Теоретическое значение исследования определяется тем, что работы по современной китайской семье отечественных специалистов носят узкоспециальный характер; в связи с чем у читателя не создается полного представления о современной китайской семье. Автором обработано большое количество источников по китайской семье (в основном на китайском языке), значительная часть которых отечественными исследователями ранее не использовалась.

Практическое значение работы определяется тем, что: 1) материалы и выводы по результатам исследования могут быть использованы научными работниками, заинтересованными в получении информации о современном положении дел в китайской семье. Материалы исследования мо-

гут быть интересны специалистам по истории, демографии, социологии, психологии, этнографии не только Китая, но вообще Юго-Восточной Азии и мира в целом.

2)впервые русскоязычному читателю становятся доступными многие статистические данные;

3)впервые на русском языке предпринята попытка провести обобщающее исследование ряда оригинальных источников, затрагивающих современные процесс в структуре китайской городской семьи, а также выявлены причины, обусловившие, по мнению автора работы, эти процессы в последние десятилетия. Полученные результаты могут быть использованы в теоретических и практических исследованиях по истории и социологии современного Китая, и, конкретнее, в исследованиях по истории последних десятилетий, в исследованиях последствий урбанизации, социально-психологических последствий культурной революции, а также в работах, касающихся социальной динамики, демографии, политологии и т.д.

Отдельно хотелось бы сказать об общественной значимости результатов исследования в России, где традиционный интерес к восточному соседу, значительно возросший в последние годы, по ряду причин в научном плане остается недостаточно обеспеченным.

Цели, задачи и сформулированная гипотеза обусловили структуру работы, которая состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и двух приложений.

Во введении обоснованы выбор темы и её актуальность, цель и задачи работы, объект и предмет исследования, положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость, методы исследования.

Основной задачей первой главы является обобщение данных по традиционной китайской городской семье и выявление основных особенностей традиционной семьи, а также основообразующих семейных ценностей.

К задачам второй главы исследования в первую очередь относятся составление характеристики семьи в период существования Китайской республики (1911-1949 гг.), а также описание и анализ системы ценностей этого периода и сопоставление ее с традиционной.

Третья глава исследования посвящена изучению и анализу социальных трансформаций в Китае в период правления Мао Цзэдуна - условно с 1949 по 1978 гг., описанию и структурированию того, как эти перемены сказались на институте семьи в городах КНР.

Четвертая глава рассказывает о трансформации современной городской семьи в КНР (с 1978 г. по настоящий момент). В радиус исследования попадают как обобщение основных тенденций процесса трансформации современной городской семьи в КНР (естественно, что эти обобщения проводятся на основе сопоставления данных о современной семье с выводами, к которым автор пришел в предыдущих главах), так и локальные, но при этом весьма показательные явления в структуре современной городской семьи и системе семейных ценностей.

В Заключении обобщаются основные результаты исследования.

В двух Приложениях к диссертации представлены и, тем самым, введены в научный оборот интервью с Сунь Юньсяо, заместителем председателя Комитета по делам молодежи и подростков КНР, заместителем председателя Центра молодежных исследований КНР, а также выдержки из опроса городской молодежи Китая, в 1997-1998 гг. в Шанхае, Чунцине и Пекине, а также провинциях Шаньдун, Хэнань, Шаньси, Цзилинь, Гуандун и Чжэцзян (всего девять адми-

нистративных единиц, выбранных с учетом территориальных отличий и отличий в уровне жизни) Центром по исследованию проблем молодежи и подростков. Оба Приложения публикуются на русском языке впервые.

На защиту выносятся следующие полученные результаты исследования, выступающие здесь в роли основных положений работы:

  1. Традиционная семья в Китае претерпела фундаментальные изменения (в основном за время существования КНР).

  2. Современная городская семья в КНР мало похожа на традиционную китайскую семью. Различны не только размер семьи и ее структура; кардинальной трансформации подверглись основные семейные ценности. Соответствующим образом изменились и внутрисемейные отношения.

  3. Процесс ломки старых семейных ценностей, равно как и структуры традиционной семьи, начался не с периода проведения социальных экспериментов Мао («большого скачка», «культурной революции»), как принято зачастую считать, а в первой половине XX в. Именно в период Китайской республики в городской семье Китая произошло первое отторжение большинства традиционных ценностей, в том числе и в первую очередь - принципа сяо, являвшегося структурообразующим в традиционной китайской семье.

  4. В период 1949-1978 гг. по традиционным ценностям был нанесен второй и решающий удар: на этот раз они не просто подверглись сомнению, но фактически вся система традиционных ценностей была практически уничтожена.

  5. Позднее, с началом периода Реформ и Открытости, стал происходить поиск новых ценностей (взамен обесцененных старых). В этом процессе активно участвовали такие факторы, как демографическая политика, вестернизация и глобализация китайского общества, все большая открытость Китая внешнему миру; а также политика в отношении семьи и брака властей КНР.

-и -

6. Описав современную городскую семью в КНР, автор делает вывод о том, что эта семья кардинально отличается от традиционной китайской семьи, а также о том, что современная городская семья в КНР находится в состоянии активнейшей трансформации и поиска новых форм и ценностей. То, какой эта семья станет, очень важно для понимания картины мира и особенностей менталитета современной китайской цивилизации.

Традиционная китайская семья

Глобальные изменения ждали китайскую семью, равно как и все китайское общество, с появлением и распространением социального учения Конфуция. Собственно говоря, о малой семье, можно сказать, что она начинает существовать в Китае как массовое явление с эпохи Хань. Поэтому, переходя к рассмотрению характера этой семьи и типов семейной организации, представляется разумным сдвинуть начальную рамку как раз к началу нашей эры (династия Хань). Этому есть две причины. Прежде всего, как уже говорилось, примерно с этого времени становится возможным говорить о малой семье как массовом и устоявшемся социальном явлении. Кроме того, именно с этого периода китайская семья изучена достаточно подробно и всесторонне. Существует большое количество статистических данных, отражающих характер семьи в древнем и средневековом Китае.

Однако прежде чем перейти к их рассмотрению, необходимо сказать несколько слов еще и о городском населении и, шире, вообще месте города в истории Китая, - так как наше исследование сосредоточено именно на городской семье.

Средневековая китайская статистика не содержит данных о численности городского населения. По подсчетам М. Элвина, в сунское время горожанесоставляли не менее 10% населения страны. На Юго-Востоке страны в то же время доля городских жителей могла подниматься до непревзойденного впо- следствии вплоть до XX века уровня — 25 и более процентов. Впрочем, показатель в 25% нельзя отнести в целом ко всему средневековому Китаю, - это, все-таки, цифра исключительного порядка. Кроме того, хотелось бы также вспомнить и об исторической ограниченности китайского города, который, как социально-правовой институт, не имел ни собственного лица, ни сколько-нибудь четких границ, отделявших его от деревни.75

С другой стороны, нельзя забывать и о том, что на протяжении всей истории человечества город всегда был своего рода локомотивом, и остальное (аграрное) общество всегда развивалось теми путями, которые город проходил первым. Город всегда был средоточием финансовой, культурной, социальной активности. Китайская история в этом отношении не стала сколько-нибудь заметным исключением. Принимая во внимание вышесказанное, нам хотелось рассмотреть именно трансформацию городской семьи в Китае, так как именно в городской китайской семье в настоящее время, в начале XXI в., и начинают происходить те захватывающие процессы, которые приводят (или могут привести) к совершенно нетипичной для традиционного китайского сознания структуре общества, нетипичным семейным взаимоотношениям и ценностям, а следовательно, существенно повлиять на формирование сознания у молодого поколения китайцев.

Средний размер семьи в традиционном Китае, начиная с Хань, был значительно больше, чем в современной КНР, и в то же время значительно меньше, чем зачастую принято считать. Если отбросить часто встречаемые в текстах о китайской культуре поэтические выражения вроде «жили как большая семья», и обратиться к данным статистики, то мы увидим, что семья в Китае, начиная с династии Хань, среднестатистически всегда была именно малой индивидуальной семьей и в хозяйственном плане примерно соответствовала двору (ху). Численность ее была около 5 человек.

Обратимся к статистическим данным, характеризующим средний размер малой индивидуальной семьи76 в древнем Китае. В нашем распоряжении оказалось достаточное количество такого рода статистических источников.

М.В. Крюков в коллективной монографии по истории Древнего Китая приводит данные о численности населения и количестве дворов в империи Хань (по данным переписи 2-157 гг.), на основании которых мы методом простого деления можем высчитать средний размер двора:

Китайская городская семья в период 1911-1949 гг

В настоящем разделе мы хотели бы проследить, каким образом повлияли на жизнь семьи те многочисленные изменения и потрясения, которые окружали китайский народ в первой половине XX в., а также попытаться связать эти изменения (если таковые обнаружатся) с теми, которые китайская семья как институт пережила уже после 1949 г.

Первая треть XX в. для Китая была очень неспокойной — это был непрерывный поток революций, свержений правительств, других общественных потрясений. Начиная с 1928 г., когда Гоминьдан во главе с Чан Кайши отвоевал Нанкин и принял официальное решение о завершении военного этапа революции и о начале политических преобразований, и вплоть до 1937 г. (нападение Японии), в Китае наступил относительно спокойный период. Несмотря на немалое количество военных столкновений, это десятилетие было более или менее мирным периодом политической консолидации, сложения новой государ-ственности и формирования новых принципов жизни. Это был период, когда в стране начали происходить зачатки демократических преобразований — причем не только в политической сфере, но и в частной жизни многих людей. Не стоит забывать, что на протяжении первых 30 лет XX в. в Китае существовала масса сменявших друг друга общественных организаций, большинство из которых выпускали регулярные газеты и вообще вели агитацию не только на политическом фронте.

На самом деле глобальная трансформация китайского общества началась задолго до первой трети двадцатого века. Ломка традиционной структуры — вернее, предпосылки к этой ломке - стали активно появляться уже в середине XIX в., когда в результате опиумных войн стало очевидно, что в полной изоляции от внешнего мира Китаю дальше существовать не удастся. Дальнейшее включение Китая в мировую социально-экономическую структуру было, можно сказать, вопросом времени.

Еще до Синьхайской революции в страну стали массово проникать западные ценности - пока, правда, больше на уровне знакомства с ними, чем на уровне замены традиционных ценностей западными. Многие из реформаторов конца XIX - начала XX в. получали образование за пределами Китая; в программах реформ зачастую открыто объявлялось, что путь к возрождению Китая лежит через разумное принятие, а не бессмысленное отторжение мирового опыта. С середины 1890-х гг. приобретают достаточно широкую поддержку меморандумы Кан Ювэя, требовавшие введения в стране конституционной монархии на парламентской основе, демократизации, активного заимствования западных стандартов, включая введение новых законов, поддержку частного предпринимательства, решительных преобразований в сфере экономики, администрации, просвещения и культуры и т. п. Уже тогда по всей стране начинают издаваться газеты и журналы, пропагандирующие идеи реформаторов.

После начала фактического раздела Китая иностранными державами в 1898 г. в Китае начинает набирать силу движение под лозунгом «поддержим Цин, уничтожим иностранцев!», вылившееся в конечном итоге в восстание ихэтуа-ней. Затем, после завершения восстания ихэтуаней - как известно, с неприятными для Китая условиями - в стране продолжились реформы, в ходе которых, в частности, была отменена система государственных экзаменов (альтернативой ей стала сеть начальных, средних и высших учебных заведений); были проведены реформы армии, флота и т.д., а в 1907-1908 гг. был предложен проект первой конституции. Смерть императрицы Цыси в 1908 г. резко ускорила ход событий, которые привели Китай к Синьхайской революции.

Долгое время в советской историографии считалось, что Синьхайская революция потерпела поражение на всех фронтах (что выглядит вполне естественно в свете вынужденной необходимости для советских историков доказывать преимущества революции 1949 г.). Однако еще в 1976 г. А.В. Меликсетов высказал точку зрения, согласно которой Синьхайская революция завершилась не поражением, а победой.1 4 В частности, А.В. Меликсетов говорил о том, что Синьхайская революция «вызвала глубокий социально-политический поворот в жизни Китая», который привел к «движению 4 мая», образованию КПК, реорганизации Гоминьдана, распространению новых идей и т.д. Оставив за скобками политические оценки происходивших событий, просто отметим, что изменения в социальной жизни и мировоззрении горожан в первой трети XX в. были весьма ощутимы.

Китайская городская семья в период 1949-1978 гг

По-видимому, не существует такой стороны жизни китайского народа, в которой после образования КНР не происходили бы стремительные перемены самого кардинального характера. Изменения коснулись всего: от языка до одежды, от темпов жизни до средней ее продолжительности. Не обошел стороной этот процесс и институт семьи. В современной КНР городская семья мало похожа на ту традиционную китайскую семью, которая хорошо знакома отечественному читателю по многочисленным трудам специалистов. Трансформации подверглось все: структура и численность, внутрисемейные отношения и семейные ценности. Те перемены, которые привели китайскую семью (как, впрочем, и все китайское общество) к современному положению дел, начали активно происходить еще до образования КНР, но только со второй половины XX в. они приняли ту глобальность, которой отражались все социальные эксперименты, проводимые во время правления Мао Цзэдуна. ЧИСЛЕННОСТЬ И СТРУКТУРА

С момента образования КНР и до начала периода «реформ и открытости» в китайском обществе произошло огромное количество структурных изменений, которые не могли не затронуть и структуру самого общества. Изменения в числе семей и размерах семьи в разные периоды носили различный характер. Мы сознательно даем данные не только 1949-1978 гг., но и чуть более ранние (1947 г.) и чуть более поздние (по 1984 г.). Это сделано с целью выявления процессов, происходивших в китайской семье, с большей точностью и полнотой и в сравнении с непосредственно примыкающими периодами. Кроме того, мы также будем уделять особое внимание показателям рождаемости в разные годы, так как размер семьи тесно связан с этими показателями.

После образования КНР и число семей, и средний размер семьи в Китае претерпели большие изменения. В современном Китае сельская семья значительно превосходит по своему среднему размеру городскую. Однако, как можно видеть из приведенной таблицы, такое положение дел существовало не всегда; в определенные периоды городская семья превышала сельскую по своим размерам. Приведенные данные свидетельствуют о том, что средний размер семьи в Китае повышался до середины 1970-х гг., после чего проявил устойчивую тенденцию к уменьшению. Именно в начале 1970-х гг. власти начали проводить активную демографическую политику, направленную на снижение показателей рождаемости и повышение среднего возраста заключения браков. Заметным исключением является показатель 1961 г., когда средний размер се мьи значительно понизился. При незначительном снижении темпов роста общего числа семей, столь резкое снижение показателя размера семьи свидетельствует о серьезном снижении темпов роста населения. Это исключение из правил объясняется голодом в 1959-1961 гг., который был логическим следствием экономической политики Мао Цзэдуна.

Похожие диссертации на Трансформация традиционной городской семьи в Китае