Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Рим и иудеи в период ранней империи Рогова Юлия Константиновна

Рим и иудеи в период ранней империи
<
Рим и иудеи в период ранней империи Рим и иудеи в период ранней империи Рим и иудеи в период ранней империи Рим и иудеи в период ранней империи Рим и иудеи в период ранней империи Рим и иудеи в период ранней империи Рим и иудеи в период ранней империи Рим и иудеи в период ранней империи Рим и иудеи в период ранней империи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рогова Юлия Константиновна. Рим и иудеи в период ранней империи : 07.00.03 Рогова, Юлия Константиновна Рим и иудеи в период ранней империи (К проблеме взаимодействия античной и древнееврейской цивилизаций) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 СПб., 2006 194 с. РГБ ОД, 61:06-7/624

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Общие вопросы римской политики в отношении иудеев в период с 63 г. до н.э. по 135 г.н.э.

1 . Периодизация истории римско-иудейских взаимоотношений 18

2.Правовой статус иудеев Римской империи. Законодательные акты об иудеях 26

3.Римский «антисемитизм» 47

4. Взаимоотношения иудейской и римской политических элит 59

Глава 2. Иудея под властью Рима в 6 - 66 гг. н.э.

1. Обращение этнархии Архелая в провинцию 69

2.Римская администрация в провинции Иудея (6 - 66 гг.) 85

3. Социальные и религиозные движения в провинции Иудея (6 - 66 гг.) 106

Глава 3. Иудейские восстания против Рима.

1. Причины и поводы Иудейской войны 66- 73 гг 125

2. Иудейское восстание 66 - 69 гг. (до осады Иерусалма) 140

3. Осада Иерусалима, падение Храма и окоіічание войны 169

4. Восстания при Антонинах 177

Заключение 183

Приложения 187

Введение к работе

Целью настоящего исследования является изучение взаимоотношений Римского государства и иудейского населения империи в тот период, когда эти взаимоотношения носили наиболее интенсивный и драматический характер, то есть именно от времени превращения Иудеи в римскую провинцию (6 г. н.э.) до поражения восстания Бар Кохбы (135 г. н.э.). Этот период мы можем обозначить как часть второго этапа в истории римско-иудейских отношений, и, в этой связи, необходимо обозначить все этапы развития этих отношений. Предшествующие появлению на Востоке Помпея контакты между римским государством и иудеями следует выделить в отдельный период, так как они носили эпизодический характер, а их цели весьма отличались от последующих, соответственно - период от первых контактов Маккавеев с Римом до вмешательства в иудейские дела Помпея (161 - 63 гг. до н.э.) - это первый (начальный) этап. Вслед за вторым этапом, рассмотрению которого посвящена настоящая работа, следовал третий - период относительно бесконфликтного сосуществования Римского государства и иудеев, завершившийся изданием Миланского эдикта и признанием христианства на государственном уровне (135 - 313 гг.). И, наконец, четвертый этап - период от времени правления императора Константина до крушения западной Римской империи, характеризующийся появлением идеологических установок христианства в качестве определяющих отношение к иудеям (313 - 475 гг.).

Исследовать все аспекты многообразных проблем вытекающих из отношений государственной власти, в лице Рима, и одной из категорий подданных государства, в лице иудеев, в рамках данной работы не представляется возможным. Мы ограничимся выделением тех сюжетов, которые, как нам кажется, важны для понимания природы римско-иудейских отношений. Особое внимание нами будет уделено участию римской государственной власти в конфликтных ситуациях, где в качестве одной из сторон выступали иудеи. Мы можем выделить три типа таких конфликтных

ситуаций: 1) конфликты иудеев с самим Римским государством (сюда,
безусловно, относятся все три крупных восстания падающих на этот период),
2) конфликты иудеев с неиудейским населением империи, 3) внутренние
конфликты иудеев. »

Одной из главных причин многочисленных конфликтов иудеев Палестины с Римским государством традиционно принято считать иудейский национализм, постоянное стремление местного населения к отпадению от Рима. Патриотический всплеск восстания Маккавеев привел, в свое время, к образованию фактически независимого иудейского государства, стремившегося к расширению своих территорий. Агонизирующие эллинистические монархии Селевкидов и Птолемеев не служили заметной преградой на этом пути. Та своеобразная форма эллинизации иудейского общества, которая проводилась правителями Хасмонейской династии, подчинялась стремлению к завоеванию сопредельных эллинистических территорий. Однако, разворачивающееся движение к завоеванию натолкнулось на серьезное препятствие - интересы появившегося на Востоке римского государства. Захлебнувшаяся в водовороте событий первого века до н.э. идея сильного суверенного государства иудеев окончательно не исчезла и еще в течение полутора столетий давала о себе знать, находя выражение в волнениях и восстаниях различной интенсивности. Лишь с крахом последнего крупного восстания, возглавляемого Симоном Бар-Кохбой, национальная идея иудеев на долгие века сконцентрировалась вокруг их религиозной самобытности. Так ли это на самом деле? Действительно ли главным мотивом противостояния иудеев Риму был их сепаратизм? Последнее столетие существования Второго Храма - время расцвета разного рода движений, которые трудно трактовать как сугубо экономические, политические или религиозные. Их обилие, по крайней мере, говорит в пользу того, что в обществе назревали серьезные структурные изменения. Какую роль в этом процессе играло римское государство и как под влиянием происходивших

процессов менялась политика римского государства по отношению к иудеям, нам и предстоит выяснить в нашем исследовании.

В решении поставленной проблемы нам может помочь изучение законодательных актов, касающихся иудейских дел. Среди законодательных актов нами выделяется несколько групп: 1) общеимперские, 2) выпущенные от имени императора по конкретному поводу, 3) выпущенные наместниками провинций по конкретному поводу. Естественно, что в такой относительно большой промежуток времени, обнимающий два столетия, политические задачи римского государства по отношению к иудеям претерпевали значительные изменения. Вследствие этого, еще одной целью настоящей работы является выделение в изучаемом промежутке времени отдельных подпериодов, приводивших к изменению отношений Рима и иудеев. Следующим важным моментом настоящего исследования является проблема отношения римского общества к иудеям и, особенно, отношения к ним римской политической элиты. Нами будет в очередной раз поднята проблема антисемитизма в древности.

После рассмотрения общих моментов римско-иудейских взаимоотношений нам кажется необходимым перейти к исследованию практической стороны проблемы, то есть к тому, что представляла из себя римская политика в отношении иудеев на месте, в провинции Иудея. Изучая римское провинциальное управление, мы обязаны выявить общие начала, характерные для империи в целом, но также и специфические особенности рассматриваемого региона. На примере провинции Иудея мы попытаемся определить, насколько соответствует истине укоренившийся в науке взгляд на то, что в завоеванных областях римляне стремились сохранить существующий status quo.

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению интересующих нас сюжетов, необходимо остановиться на кратком разборе источников и историографии. Наиболее полным и ценным источником для рассматриваемого

6 нами периода являются произведения Иосифа Флавия (37г. н.э. - ок. 100г. н.э.). Этот иудейский историк, писавший по-гречески, сам вовлеченный в одно из наиболее драматичных событий истории - Иудейскую войну, после которой он оказался в Риме, оставил нам несколько сочинений, значение которых трудно переоценить. Все они, за исключением самого первого, составленного на арамейском языке1, дошли до нас. Первое, по времени написания, дошедшее до нас сочинение - «Иудейская война», состоит из семи книг, повествующих об обстоятельствах войны иудеев с римлянами в 66-73гг. Это произведение было составлено историком, по мнению большинства исследователей, в период между 75г. и 79г. н.э. Следующее крупное сочинение Иосифа - «Иудейские древности», состоящее из двадцати книг, было написано Иосифом на двадцать лет позже и имело своей целью познакомить греческого и римского читателя с историей иудейского народа. Для нашего исследования наиболее важны последние семь книг этого произведения, охватывающие период от воцарения Ирода до начала Иудейской войны. Два малых произведения историка, написанные в конце жизни, его «Автобиография» и «Против Апиона. О древности иудейского народа» имеют полемическую направленность. В «Автобиографии» содержится ценный материал о положении дел в Галилее, в то время, когда там, в качестве военачальника, находился Иосиф.

Некоторые сведения, касающиеся истории интересующего нас периода могут быть почерпнуты из книг Нового Завета, особенно из Евангелий и Деяний апостолов . Важным источником, отражающим положение иудеев диаспоры служат произведения Филона Александрийского (ок. 20 г. до н.э. -

1 См. в кн.: Раджак Т. Иосиф Флавий. Историк и общество. М., 1993. С. 194-203.

2 Feldman L.H. Josephus II The Anchor Bible Dictionary. Vol.HI. New York, 1992.
P.981ff.

3 Вопросы датировки отдельных произведений Нового Завета, а также
проблемы историчности сведений в них содержащихся подробно освящены в
сборнике: The New Testament and Its Modern Interpreters, Atlanta, 1989.

ок. 50 г. н.э.), в особенности такие как «О посольстве к Гаю» и «Против Флакка». Некоторую информацию по разным аспектам жизни иудеев как диаспоры, так и Палестины мы можем извлечь из произведений античных писателей и поэтов: М. Туллия Цицерона, Кв. Горация Флакка, П. Овидия Назона, Валерия Максима, Л. Аннея Сенеки, Плутарха. Важные дополнения к повествованию Иосифа Флавия о Иудейской войне и предшествующем ей периоде могут быть почерпнуты из произведений римских историков -Корнелия Тацита ("Анналы" и "История"), Светония Транквилла ("Жизнеописания двенадцати цезарей"), Диона Кассия ("Римская история"). В начале V книги "Истории" Тацита иудеям посвящен отдельный обширный этнографический экскурс, дополняющий рассказ о восстании и подавлении его Веспасианом и Титом. Источник сведений Тацита неизвестен, но он явно происходит из кругов враждебно настроенных по отношению к иудеям. Информацию о восстаниях иудеев при Траяне и Адриане можно найти у Диона Кассия, а также в «Церковной истории» Евсевия Памфила.

Важное место в реконструкции истории иудеев диаспоры занимают надписи и папирусные документы. В 30-х гг. прошлого века было предпринято издание иудейских надписей на греческом и латинском языках, происходящих из средиземноморского бассейна . Благодаря надписям, до нас дошли сведения, подчас неизвестные по литературным источникам. Собрание иудейских папирусов из Египта имеет не меньшую ценность5. Так, только на папирусах до нас дошли многие документы, отражающие экономическое и правовое положение иудеев Египта и Кйренаики, и, в том числе, подлинное письмо императора Клавдия к александрийцам, в котором затрагивается проблема статуса александрийских иудеев.

Frey J.B. Corpus Inscriptionum Iudaicarum (СП). Vols. I-II. Roma-Paris, 1936-1952.

Tcherikover V.A., Fuks A., Stern M. Corpus Papyrorum Iudaicarum. Vols. I-II. Cambridge (Mass.), 1957-1964.

Неоценимым источником по многим аспектам жизни иудеев Палестины являются рукописи, найденные в разных частях Иудейской пустыни (Вади-Кумран, Масада, Вади-Мураббаат и др.), за которыми закрепилось общее название «Свитки Мертвого моря»6. Впервые о рукописях, обнаруженных бедуинами в пещерах местности Вади-Кумран, стало известно в 1947 г., когда часть их попала в руки профессора Иерусалимского университета Э.Л.Сукеника. Рукописи из кумранских пещер представляют собой остатки библиотеки неизвестной секты, чаще всего идентифицируемой как ессейская, некогда состоявшей из, приблизительно, шестисот книг. Большая часть рукописей, к сожалению, сохранилась только во фрагментах. Найденные документы можно условно разделить на три группы: 1) ветхозаветные тексты на языке оригинала и в переводах на арамейский (таргумы) и греческий языки (Септуагинта), 2) апокрифы, 3) не известные ранее произведения, созданные в среде сектантов (не только кумранитов) . При обследовании пещер в Вади-Мураббаат были найдены документы, имеющее отношение к восстанию Бар Кохбы, включая подлинные письма руководителя восстания . Наконец, во время раскопок крепости Масада (1963-65 гг.), последнего оплота восставших во время Иудейской войны 66-73 гг., были обнаружены фрагменты деловых папирусов, ветхозаветных книг, апокрифов, а также сектантских рукописей .

Число исследований, посвященных тем или иным аспектам истории иудейского народа в период римского владычества, на сегодняшний момент так велико, что простое их перечисление заняло бы десятки, если не сотни страниц. Поэтому мы отметим только те из них, которые, как нам кажется,

6 Впервые это название появилось в заглавии следующей публикации текстов:
Burrows М., Brownlee W.H., Trever J.С. The Dead Sea Scrolls of St. Mark's
Monastery. Vols. I-1I. New Haven, 1950-1951.

7 Амусин И.Д. Кумранская община. M.,1983. С. 35-90.

Они опубликованы в кн.: Discoveries in the Judean Desert. Vol.11. Oxford, 1961. 9 Yadin Y. Masada. New York, 1969. P. 173-174.

более всего повлияли на изучение рассматриваемого сюжета. Интерес к исследуемому нами периоду и в XIX веке , и позже, объясняется интересом к истории происхождения христианства. Этот период истории западными учеными обозначался как «История новозаветного времени» (нем. -Neutestamentliche Zeitgeschichte, англ. - History of New Testament Times). Именно такое название получила работа видного немецкого ученого Эмиля Шюрера в первом издании1 . Позже, автор отказался от этого названия из-за его неопределенности, и во втором издании работа получила новое название: «История еврейского народа в эпоху Иисуса Христа»11. Шюрер провел огромную исследовательскую работу, скрупулезно собрав и критически осмыслив все известные к тому времени источники. Работа Шюрера, хотя многие ее положения, в свете новых находок и новых исследований, были опровергнуты, все же не потеряла своего значения и до настоящего времени. Показателем этого может служить тот факт, что в 70-е годы предыдущего столетия было предпринято переиздание его работы, снабженное новейшими комментариями . К истории Иудеи римского периода обращались, также, многие историки Рима. В первую очередь мы можем упомянуть раздел, посвященный провинции Иудея в пятом томе «Римской истории» Теодора Моммзена, вышедший в свет в 1885 г. Моммзен одним из первых подчеркнул неразрывную связь истории иудеев Палестины и диаспоры13.

Из исследований, появившихся в начале двадцатого столетия, стоит выделить обширный труд Жана Жюстера «Евреи в Римской империи». Жюстер,

10 Schurer Е. Neutestamentliche Zeitgeschichte. Bd.I-II. Leipzig, 1976.

11 Schurer E. Geschichte des jiidischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. I-III.
Leipzig,1898-1901.

Так называемый «английский Шюрер»: Schurer Е. The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ I Ed. Vermes G., Millar F., Black M, Goodman M. Vols. I-III. Edinburgh, 1973-1987. 13 Моммзен Т. Римская история. T.V. [1885] СПб.,1994. С.445.

в большей степени чем Шюрер, концентрирует внимание на социально-экономическом и, особенно, правовом положении иудеев . Сравнительно недавно была опубликована статья М.Рабелло, в которой автор сделал попытку прокомментировать с помощью новейших исследований труд Жюстера э. До Второй Мировой войны, во многом благодаря работам Шюрера и Жюстера, а также протестантских историков христианства, таких, например, как Эд. Мейер, Ф.Джексон и К.Лейк16, был достигнут консенсус по основным проблемам иудейской истории римского периода. В первой половине двадцатого столетия, помимо уже упомянутой работы Жюстера, появилось сравнительно мало исследований, посвященных политической и социально-экономической истории иудеев периода римской империи (здесь можно отметить, пожалуй, только разделы об Ироде и Иудейской войне в «Кембриджской древней истории», написанные А.Момильяно17). Большую же часть работ можно разделить на две группы: 1) исследование источников: произведений Иосифа Флавия (Р.Лакёр, С.-Дж. Теккерей ), Филона Александрийского (Э.Р.Гуденаф19), новозаветных сочинений, иудейской апокрифической и апологетической литературы, 2) исследование религиозной

14 Juster J. Les juifs dans l'empire romain. Vols.I-II. Paris, 1914.

ь Rabello A.M. The Legal Condition of the Jews in the Roman Empire.// ANRW.

ТІЛІ. Bd.13. Berlin, 1980.S.682-739.

16 Meyer E. Ursprung und Anfange des Christentums. Bd.I-JH. Stuttgart, 1921.;
Jackson F., Lake K. The Beginnings of Christianity. Vols.I-II. New York, 1930.

17 Momigliano A. l)Herod of Judaea; 2)Rebellion within the Empire II САН. Vol.X.
Cambridge, 1934. Pp. 316-339; 849-865.

1 Q

Laqueur R. Der judische Historiker Flavius Josephus. Leipzig, 1920; Thackeray H.St.J. Josephus the Man and the Historian. New York, 1929. 19 Goodenough E.R. Introduction to Philo Judaeus. New Haven, 1940.

11 жизни иудеев (А.Бертолет, Р.Г.Чарльз, Дж.Лайтли, Дж.Ф.Мур, С.Цейтлин, Л.Финкельштейн и др.)20.

Расширение источниковой базы, произошедшее после 1947г., стимулировало исследования в области иудейской истории римского периода. Помимо традиционных направлений - изучения источников, исследования политической и религиозной истории иудеев и т.д., интерес историков обращается к исследованию иудейского общества. Находки в Иудейской пустыне наглядно показали насколько односторонним был взгляд на различные социальные институты и социальные движения Иудеи раньше. Основная задача современных исследований состоит в попытке поместить источники и явления истории в соответствующий им социально-культурный контекст. Таким образом, политика, экономические отношения, социальная структура общества, религиозные движения древности, рассматриваются как неразрывное целое. Исходя из такого подхода к проблеме, в последние десятилетия появился ряд сборников, где собраны статьи специалистов по разным частным вопросам иудейской истории, призванные дать цельную картину жизни иудеев '.

Bertholet A. Die Judische Religion von der Zeit Esras bis zum Zeitalter Christi. Tubingen, 1911.; Charles R.H. Religious Development between the Old and New Testament. London, 1914.; Lightly J. Jewish Sects and Parties in the Time of Jesus. London, 1925.; Moore G.F. Judaism in the First Three Centuries of the Christian Era: The Age of Tannaim. Vols.I-TII. Harvard, 1927-1930.; Zeitlin S. The History of the Second Jewish Commonwealth: Prolegomena. Philadelphia, 1933.

Diaspora Jews and Judaism: Essays in Honor of, and n Dialogue with, A. Tomas Kraabel/ Eds. J. A.Overman, R.S.MacLennan. University of South Florida, 1992; Judaisms and Their Messiahs at the Turn of Christian Era/ Eds. J.Neusner, W.S.Green, E.Frerichs. Cambridge, 1987; The Jewish People in the First Century: Historical Geography, Political History, Social, Cultural and Religious Life and Institutions/ Eds. S.Safrai, M.Stern. Vols.I-II. Assen-Philadelphia, 1974-76; The Jews

Монографии по частным аспектам иудейской истории римского периода, в большинстве своем, также ставят перед собой задачи изучения отдельных явлений в контексте развития общества. Так, одна из лучших на сегодняшний момент работ, посвященных Иосифу Флавию, исследование Тэссы Раджак «Иосиф Флавий. Историк и общество» , наглядно демонстрирует эту тенденцию. Английская исследовательница делает попытку определить место Иосифа в современном ему обществе и, исходя из этого, определить цели и задачи, которые ставил перед собой иудейский историк при написании своих произведений. Особенно ярко такой подход проявился в современных работах по сектантским движениям Иудеи. Если в монографии Мартина Хенгеля, посвященной зелотам23, все еще развивается традиционный взгляд, основоположником которого был Э.Шюрер, на движения конца периода Второго Храма как на сугубо религиозные, то, уже начиная с семидесятых годов прошлого века, религиозные движения перестают рассматривать в отрыве от остальных составляющих общественной жизни. В работах Р.Хорсли и Дж.Хэнсона, Д.Роудса, Т.Доналдсона, А.Салдарини широко привлекаются социальные науки, как единственный способ дать цельную картину состояния аграрного общества, каковым являлась Иудея в первые века новой эры, чье население на девяносто процентов состояло из сельских жителей24.

among Pagans and Christians in the Roman Empire/ Eds. J.Lieu, J.North, T.Rajak. London-New-York, 1992.

Rajak T. Josephus: the Historian and his Society. London, 1983.- Раджак Т. Иосиф Флавий. Историк и общество /Пер. с англ. В.Д.Балкина и др. М.,1993.

23 Hengel М. Die Zeloten. Leiden,1961.

24 Roads D. Israel in Revolution: 6-74 C.E. Philadelphia, 1976; Horsley R., Hanson J.
Bandits, Prophets, and Messiahs. New York, 1985; Saldarini A.J. Pharisees, Scribes
and Sadducees in Palestinian Society. Wilmington, 1988; Donaldson T.L. Rural
Bandits, City Mobs and the Zealots// JSS. Vol.XXI, no. 1. 1988.

Всплеск интереса к истории иудеев римского периода, произошедший после 1947 г., вызвал появление монографии, сравнимой по значению с работой Шюрера - «Евреи под управлением римлян» Мэри Э. Смоллвуд . На сегодняшний день эта работа наиболее полно отражает современное состояние разработанности проблем иудейской истории. Нельзя обойти вниманием интереснейшее исследование М.Гудмена - «Правящий класс Иудеи» . Автор, памятуя о том, что все наши источники происходят из среды правящего класса и повествуют о событиях внутри этого класса, исследует формирование высшего слоя в иудейском обществе в условиях господства римлян, его реальное положение и цели, им преследуемые.

Одним из важнейших направлений в современной историографии является изучение взаимодействия цивилизационных парадигм иудейского и греко-римского миров, особенно ярко проявлявшемся на их стыке, в диаспоре. В последнее время появляется все больше работ посвященных как истории отдельных иудейских общин Египта, Малой Азии и Рима (В.Чериковер, Г.Леон, А.Кашер, П.Требилко, Дж.Беркли и др.) , так и шире - взаимоотношениям иудеев с окружающими их народами (М.Хенгель, Л.Фельдман, Дж. Коллинз)28.

Smallwood Е.М. The Jews under Roman Rule. Leiden, 1976.

Goodman M.The Ruling Class of Judaea. Cambridge, 1987. 27 Tcherikover V. 1) Prolegomena 11С?]. Vol.1. Cambridge (Mass.), 1957-1964. Pp.43-98.; 2) Hellenistic Civilization and the Jews. Philadelphia,1959; Leon H.J. The Jews of Ancient Rome. Philadelphia, I960.; Kasher A. The Jews in Hellenistic and Roman Egypt. Tubingen, 1985.; Trebilco P. Jewish Communities in Asia Minor. Cambridge, 1991.; Barclay J.M.C. Jews in the Mediterranean Diaspora from Alexander to Trajan (323 ВСЕ - 117 СЕ). Edinburgh, 1996.

Hengel M. Judaism and Hellenism. Vols.I-II. London, 1974.; Feldman L.H. Jew and Gentile. Princeton, 1993; Collins J.J. Between Athens and Jerusalem. Grand Rapids, 2000.

Русская и советская историография не так богата исследованиями по истории римско-иудейских взаимоотношений. Первые издания, посвященные иудейской истории, появившиеся в России, представляли собой переводы работ западных исследователей, В 1895 г., известный историк и публицист С. М. Дубнов подготовил к публикации перевод на русский язык книг немецких историков С. Бека и М. Бранна по истории евреев. Эти книги были им объединены, дополнены и переработаны, так что он с полным правом мог считаться соавтором нового издания, названного им «Еврейская история от конца библейского периода до настоящего времени» . Впоследствии Дубнов выпустил свой собственный обширный курс, под названием "Всемирная история еврейского народа", а также, на его основе, "Учебник еврейской истории для еврейского юношества" . Все эти работы, по сути, были хорошими популярными изданиями, призванными познакомить русскоязычную публику с историей вопроса. На рубеже XIX-XX вв., помимо переводов исследований западных ученых31, издаются, в переводе на современный русский язык, произведения Иосифа Флавия (перевод Г.Г.Генкеля - с

-1-у

оригинального текста, Я.Л.Чертока - с немецкого подстрочника) . В еврейской

Бек С, Бранн М. Еврейская история от конца библейского периода до настоящего времени/ Под ред. СМ. Дубнова. Т. 1-2. Одесса, 1896-1897

30 Дубнов СМ. 1) Всемирная история еврейского народа от древних времен до
настоящего. Т. 1-4. Одесса, 1901-1913; 2) Учебник еврейской истории для
еврейского юношества. 4.1-3. Одесса, 1898-1901.

31 Грец Г. История евреев от древнейших времен до настоящего/ Пер. с
немецкого под ред. В.Шерешевского. Т. 1-12. Одесса, 1901-1904; Ренан Э.
История израильского народа/ Пер. с франц. Е. П. Смирнова. Т. 1-4. Спб., 1911

Иосиф Флавий. Против Апиона/ Пер. 3. И. Израэльсона. Спб., 1898; Иосиф Флавий. Иудейские древности/ Пер. с греческого Г. Г. Генкеля. Т. 1-2. Спб., 1900; Иосиф Флавий. Иудейская война/ Пер. Я.Л.Чертока. Спб., 1900

периодической печати публикуются научно-популярные статьи по некоторым вопросам истории иудеев древности33.

Работы, появившиеся вскоре после Октябрьской революции, также имели скорее просветительскую или публицистическую направленность' . В годы советской власти, когда религия была объявлена вредным пережитком, а в вопросе происхождения христианства основной являлась концепция мифологической школы, отсутствовал главный стимул обращения к истории Иудеи первого века новой эры - интерес к историческому фону Нового Завета. Немногочисленные работы по происхождению христианства, появившиеся в советское время, собственно иудейской истории касались лишь вскользь 5.

Немногочисленные очерки и монографии по истории Иудеи, появлялись в работах, рассматривавших историю провинций и провинциальную политику Римской империи. Так, социально-экономическим отношениям в Иудее периода ранней империи посвящен раздел в работе А.Б.Рановича «Восточные провинции Римской империи в I-III вв.»36 (М.,1949). Рассмотрению римской провинциальной политики в Иудее были посвящены также две монографии,

33 Генкель Г. Флавий Иосиф, его жизнь и творчество, (Исторический очерк)// Восход. 1899 (декабрь); Каценельсон, Л. С. Фарисеи и цадукеи. Из "Исторических очерков талмудизма"// Восход. 1897 (декабрь); 1898 (август-декабрь); А. Л. (Ландау). Жреческое сословие в Иудее в последние годы ея политического существования// Еврейская Библия. Т. IX. 1901. С. 135-173

Тюменев А. И. Евреи в древности и средние века. Петроград, 1922; Лурье С. Я. Антисемитизм в древнем мире. Петроград, 1923 33 Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. М.,1954; Ленцман Я.А. Происхождение христианства. М.,1960; Ковалев СИ. Основные вопросы происхождения христианства. М.-Л.,1964; Кубланов М.М. Происхождение христианства. Эпоха, идеи, искания. М.,1974. Свенцицкая И.С. Раннее христианство. Страницы истории. М.,1988. 36 Ранович А.Б. Восточные провинции Римской империи в I—III вв. М.,1949.

16 изданные в пятидесятые годы - А.Г.Бокщанина и Г.М.Лившица . Автор последней работы, Г.М.Лившиц, своей задачей видел «разоблачение реакционных идей еврейских буржуазно-националистических, сионистских историков» и освещение истории классовой борьбы в среде провинциального населения Иудеи39. Однако несмотря на заманчивость поставленной задачи, решить ее автору не удалось. В работе исследователя не заметно даже попыток найти свидетельства именно классовых противоречий в иудейском обществе. Достаточно сказать, что Лившиц причисляет одного из лидеров восстания, Иоанна из Гисхалы, к иудейской бедноте40, а сына первосвященника Анании, Элеазара делает вождем зелотов, борющимся за дело народных масс41.

Самым разработанным сюжетом иудейской истории рубежа эр в советской и русской историографии является, пожалуй, история Кумранской общины. Ей посвящено внушительное число статей и монографий таких специалистов как И.Д. Амусин, К.Б. Старкова, И.Р. Тантлевский42. Однако,

Бокщанин А.Г. Социальный кризис Римской империи в I веке до н.э. М.,1954 Лившиц Г.М. Классовая борьба в Иудее и восстания против Рима. Минск, 1957.

39 Лившиц Г.М. Классовая борьба в Иудее... С.3-4.

40 Лившиц Г.М. Классовая борьба в Иудее... С.255.

41 Лившиц Г.М. Классовая борьба в Иудее... С.239.

Амусин И.Д. 1) Рукописи Мертвого моря. М., 1960; 2) Кумранский комментарий на Наума (4Q pNahum)// ВДИ. 1962, №4. С. 101-110; 3) "Учитель праведности" Кумранской общины// Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т.7. М.-Л.,1964. С.253-277; 4) Кумранская община. М.,1983. Старкова К.Б. 1) Устав для всего общества Израиля в Конечные дни// Палестинский сборник. Т.4. 1959. С. 17-72; 2) Литературные памятники Кумранской общины// Палестинский сборник. Т.24. 1973; 3) Кумранская община и внешний мир// Палестинский сборник. Т.25. 1974. С.67-72; Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб, 1994.

исходя из особенности источников (кумранских текстов), исторический фон, к которому обращались исследователи (период династии Хасмонеев), лежит за пределами наших интересов. Римский период истории Иудеи практически не затрагивался. Так, в монографии И.Р.Тантлевского, глава «Ессейско-кумранское движение во второй половине I в. до н.э. - 74 г. н.э.» занимает всего шесть страниц (С. 177-183).

В последнее десятилетие появился ряд монографий имеющих отношение к интересующей нас проблематике. Здесь нам бы хотелось отметить исследование И.А.Левинской, касающееся истории иудейской диаспоры времен ранней римской империи43, а также 11 главу книги Ю.Б.Циркина, посвященной истории библейских стран44, в которой автор рассматривает историю Палестины в контексте восточной политики римского государства.

В заключение мы хотели бы отметить, что краткость нашего обзора источников и историографии, во многом связана с тем, что по ходу работы нам неоднократно придется останавливаться на некоторых проблемах связанных с источниками и разбирать аргументацию исследователей.

' Левинская И.А. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб., 2000. Это сочинение представляет собой переработанный и дополненный вариант издания, вышедшего на английском языке несколькими годами ранее: Levinskaya I.A. The Book of Acts in Its Diaspora Setting. Grand Rapids, 1996.

Циркин Ю.Б. История библейских стран. М., 2003. К сожалению, истории провинции Иудея отведено не так много страниц (С.443-492).

Периодизация истории римско-иудейских взаимоотношений

Предложенная нами во Введении периодизация римско-иудейских отношений требует определенных пояснений. Как было сказано выше, мы предлагаем разделить историю взаимоотношений Рима и иудеев на четыре основных этапа. Эти этапы суть следующие: 1) от первых контактов Хасмонеев с римской республикой до появления в Иудее Помпея (161 - 63 гг. до н.э.), 2) от появления Помпея до подавления восстания Бар Кохбы (63 г. до н.э. - 135 г. н.э.), 3) от подавления восстания Бар Кохбьт до императора Константина и издания Миланского эдикта (135-313 гг.), 4) от императора Константина до падения Западной Римской империи (313 - 476 гг.). Для первых двух этапов основным фактором, влияющим на взаимоотношения, являлось существование отдельного иудейского государства (или попытки восстановить такое государство). Ниже мы попытаемся доказать правомочность такого разделения.

Первые официальные контакты Рима с иудеями относятся ко времени деятельности первых Маккавейских правителей, братьев Иуды, Ионатана и Симона. Согласно данным 1 -й Маккавейской книги и данным «Иудейских древностей» Иосифа Флавия первый из братьев, Иуда, около 161г. до н.э. заключил с римлянами дружественный союз (I Масс. 8, 17-32; Jos.Ant., XII, 10,6), который в дальнейшем был подтвержден Ионатаном (ок. 155г. до н.э.) (I Масс. 12, 1-4;17; Jos.Ant., ХШ,5,8), а затем (ок. 142г. до н.э.) и Симоном1 (1 Масс. 14,24; 15, 15-24; Jos.Ant., ХШ,7,3). Существуют различные мнения по поводу аутентичности документов приводимых в Первой Маккавейской книге, которая, несомненно, послужила источником Иосифу Флавию. Большинство исследователей склонны считать сам факт существования подобных документов заслуживающим доверия2. Преемник Симона, Иоанн Гиркан (135-104 гг. до н.э.) вновь подтвердил союз с римской республикой, направив в Рим посольство, которое добилось сенатского постановления (его текст приводит Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» (Jos.Ant., XIII, 260-265)), утвердившего все завоевания Гиркана. К какому времени можно отнести этот документ точно неизвестно. Ж.Жюстер3 относил его к 132г. до н.э., хотя некоторые исследователи обращали внимание на то, что упоминаемый в тексте документа «претор Фанний, сын Марка», был консулом в 122г. до н.э. и его претура, очевидно, относилась к периоду 128-125гг. до н.э4.

О контактах следующих правителей Иудеи с Римом, вплоть до появления на Ближнем Востоке Помпея, нам ничего неизвестно. В течение этого промежутка времени, то есть от Маккавейского восстания и появления фактически независимого иудейского государства до вмешательства Помпея в иудейские дела, нет никаких оснований полагать, что римско-иудейские отношения выходили за рамки дружественного союза. На этот период времени падает присоединение к римской державе царства Атталидов, превращенного в провинцию Азия, где существовали иудейские общины, однако данных о каких-либо контактах представителей общин с римской администрацией мы не имеем. Нам кажется вполне приемлемым допущение, что в этот период иудеи, ни как представители собственного государства, ни как этнос, ни как приверженцы своеобразного культа, не вызывали у римлян особого интереса.

Особняком здесь стоит малопонятная ситуация с изгнанием иудеев из Рима в 139г. до н.э., о котором нам известно из двух эпитом сочинения Валерия Максима "Facta et dicta memorabilia". В эпитоме Януария Непоциана (ГРАЕИ 147а; Val.Max. 1,3,3. Kempf) говорится о том, что из Рима были изгнаны иудеи, которые пытались передать римлянам свои священные обряды: Iudaeos quoque, qui Romanis tradere sacra sua conati erant, idem Hispallus urbe exterminavit arasque privatas e publicis locis abiecit (Также и иудеев, которые пытались передать римлянам свои священнодействия, тот же Гиспал из города выгнал и частные алтари из публичных мест выкинул). В эпитоме Юлия Парида (ГРАЕИ 147b, Val.Max. 1,3,3. Kempf) упоминается, что по эдикту перегринского претора Гн. Корнелия Гиспала5 иудеев принудили возвратиться в свои дома за попытку заразить римские нравы культом Юпитера Сабазия: Idem Iudaeos, qui Sabazi Iovis cultu Romanos inficere mores conati erant, repetere domos suas coegit (Он же (Гиспал) иудеев, которые пытались заразить римские нравы культом Юпитера Сабазия, заставил возвращаться в свои дома).

Оба отрывка вызывали и вызывают в науке споры. В первую очередь встает вопрос об историчности изгнания. Действительно, и в эпитоме Парида, и в эпитоме Непоциана присутствуют детали никак не увязывающиеся с нашим представлением об иудеях. Совершенно невозможно, чтобы иудеи, вопреки строжайшему запрету своей религии, устанавливали в Риме arae privatae. Большие сомнения вызывает и упоминание культа Юпитера Сабазия в связи с иудеями. Для того, чтобы каким-то образом объяснить эти странности текста, ученые выдвигали разные предположения. Так, М.Гудмен предположил, что алтари иудейскому Богу воздвигали сами римляне, а иудеев изгнали, чтобы предотвратить интерес римского народа к очередному восточному культу . В свое время Франц Кюмон, на основании упоминания Сабазия, выдвинул идею о «иудео-языческом синкретизме», которая в дальнейшем подверглась критике и на сегодняшний день никем серьезно не рассматривается. М. Хенгель колебался между двумя версиями, а именно, между версией о синкретизме и версией о путанице, которая возникла из-за созвучия 1ао Sabaoth и Iuppiter Sabazius. К последнему предположению склонялся и Г.Леон.8

Обращение этнархии Архелая в провинцию

Весь период с 6 по 66 гг. н.э., когда, сначала часть, а затем и практически все бывшее царство Ирода Великого, было превращено в римскую провинцию Иудея, можно рассматривать как время зарождения и развития целого ряда проблем, которые привели к революции внутри иудейского общества и восстанию против Рима. Прежде чем рассматривать собственно провинциальный период истории Иудеи, очевидно, необходимо дать краткую характеристику предыдущего периода с тем, чтобы проследить процессы, происходившие в иудейском обществе, и понять в каком состоянии оно находилось в момент перехода территории Иудеи под прямое римское управление.

В течение довольно долгого времени иудейский народ в межнациональном пространстве был представлен элитой, группировавшейся вокруг Иерусалимского Храма и первосвященников, бесспорных лидеров нации. Эта ситуация не изменялась при перемене политической обстановки. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, когда Антиох IV Эпифан совершил в 167 г. до н.э. попытку уничтожить храмовый культ, его действия вызвали мощное сопротивление в обществе, которое возглавила, как известно, священническая семья Маккавеев1. Эти новые лидеры, поначалу, были поддержаны целой армией недовольных, горевших религиозным рвением . Благодаря одержанным военным победам, или, скорее, благодаря внутренним династическим распрям, пошатнувшим селевкидский престол, и вмешательству Рима, в 129 г. до н.э. Иудея, фактически, обрела политическую самостоятельность. В это время восстановился привычный порядок вещей - лидерами нации вновь стали первосвященники, теперь (с 152 г.) из дома Маккавеев. Старая первосвященническая династия Ониадов, сохранявшая эту должность с середины третьего века до н.э., была смещена и многие ее представители были вынуждены бежать в птолемеевский Египет, где они основали собственный храм, так называемый Храм Онии.

Маккавеи, не удовлетворившись первосвященническим званием, основали новую царскую династию, известную по Иосифу Флавию как династия Хасмонеев. Внешнеполитическая ситуация, сложившаяся к концу второго века до н.э., благоприятствовала укреплению новой династии. Старые эллинистические царства, основанные приближенными Александра Македонского, были почти сокрушены под давлением наступающего Рима. Это позволило Хасмонеям подчинить себе обширные территории и силой ввести там иудейские обычаи. Во второй половине второго века до н.э. под их власть перешли Галилея, Трансиорданская область (Гавланитида, Батанея, Трахонитида, Перея), Идумея и большая часть средиземноморского побережья Палестины с городами Ямния, Иоппия (Яффа), Стратонова Башня и т.д. (Jos. Ant, ХШ,9,2; 15,4).

Власть Хасмонеев, однако, довольно скоро перестала опираться и на религиозное воодушевление палестинского крестьянства, как это было в начале Маккавейского восстания, и на престиж первосвященства, постепенно перерождаясь в своего рода эллинистическую монархию3. В 141 г. до н.э. Симону был пожалован Селевкидами титул этнарха. А Аристобул I (104 - 103 гг. до н.э.) принял титул царя. Хасмонеи явно делали выбор в пользу светской власти в ущерб духовному лидерству. Уже у Иоанна Гиркана (135 -104 гг. до н.э.) появилась идея отделить светскую власть от должности первосвященника, во всяком случае, на такую мысль нас наталкивает сообщение Иосифа Флавия о том, что своей преемницей этот царь решил назначить свою жену (Jos.Ant., ХШ,302). Идею отца не одобрил сын. Аристобул заключил мать в темницу и уморил ее там голодом. Однако отделение светской власти от духовной состоялось после смерти другого сына Иоанна Гиркана - Александра Янная. На царском престоле ему наследовала вдова - Саломея Александра, а первосвященником стал старший сын Александра Янная - Гиркан. Последние Хасмонеи, опиравшиеся, в основном, на наемные и, по большей части не-еврейские, войска, стали вызывать недовольство у собственного народа. Начав с борьбы против эллинизации своей страны, эта династия сама была, почти полностью, эллинизирована к концу своего правления. Титул «Филэллин» (ФІХЄХХГ)У) , который принял Аристобул, характеризует желание этого царя быть своим в среде эллинистических монархов. Так или иначе, при последних представителях дома Хасмонеев разгорается серьезная борьба между религиозными группировками саддукеев и фарисеев (Jos.Ant., XIII, 280-294). Причем, у нас есть все основания полагать, что в среде последних начинает зарождаться новая духовная элита4.

Причины и поводы Иудейской войны 66- 73 гг

Иудейская война 66 - 73 гг. явилась огромным потрясением для всего еврейского народа, бесповоротно изменив его жизнь. Она открыла серию волнений и восстаний иудеев империи, не прекращавшихся на протяжении последующих шестидесяти с лишним лет. Именно после нее произошел религиозный переворот в условиях отсутствия естественного центра притяжения для всех иудеев - Иерусалимского Храма. Меньшее потрясение эта война вызвала у победителей. Но и для них последствия войны были значительны - она подарила Риму новую династию. Кроме того, война послужила своеобразным рубежом для зарождающегося христианства, окончательно оторвав его от материнской груди иудаизма. Наконец, в результате этой войны явился один из самых знаменитых и читаемых по сию пору исторических трудов - «Иудейская война» Иосифа Флавия. Это единственное дошедшее до нас сочинение, описывающее войну достаточно полно, соответствующие части «Истории» Тацита не сохранились, мы имеем только преамбулу к пятой книге о происхождении иудеев, за которой идут четыре главы, доводящие повествование до осады Иерусалима. Мало могут помочь дошедшие до нас четыре раздела в эпитоме «Римской истории» Диона Кассия, которые, в основном, касаются осады Иерусалима.

Иосиф ценен для нас особенно - он участник событий, находившийся и на той и на другой стороне. Для него, как и для любого иудея его времени, война - поворотный момент, поделивший жизнь надвое. Когда война закончилась, когда Иерусалим стоял в руинах, а Храма больше не существовало, явилась потребность осмысления произошедшего. Для нас эти попытки историка выявить причины произошедшего имеют огромное значение. Иосиф нигде систематически не излагает свои взгляды на причины войны, но в разных частях «Иудейской войны» и «Иудейских древностей» можно видеть высказывания, так или иначе касающиеся этого предмета. Т.Раджак сводит объяснение причин войны Иосифом к следующему: «Трещина, пролегшая между евреями и римлянами из-за плохих губернаторов, была расширена разными преступными или безрассудными элементами среди самих евреев.. .Вожди разных повстанческих группировок сбили народ с пути и взялись за оружие. Это стало возможным из-за бездеятельности традиционных лидеров»1. Однако, если внимательно посмотреть на повествование Иосифа, ясно видно, что повстанческие группировки появились в обществе задолго до дурных наместников. Напротив, как отмечает и сама исследовательница, первые прокураторы кажутся иудейскому историку вполне подходящими для своей должности, так как они занимались очищением страны от разбойников, не посягая на туземные обычаи (Bel.Jud. 11,11,6). Трещина же появилась, вернее, увеличилась, между претендующими на лидерство в обществе повстанцами и правящим классом в лице ряда первосвященнических семей, а также между еврейским и не-еврейским населением провинции в целом. Последние прокураторы сыграли существенную роль в ее расширении.

Перечисляемые Иосифом причины войны, как нам представляется, суть следующие: преступные и безответственные элементы в иудейском обществе, одни - под влиянием новых учений, другие - из любви к разбою, стали объединяться в повстанческие группировки. Римские наместники, задача которых состояла в борьбе с разного рода преступниками, в последнюю предвоенную декаду, своей некомпетентностью и продажностью сделали возможным увеличение количества повстанческих группировок. Кроме того, они пытались ущемить местную правящую элиту, стравливая ее с разбойниками. Некоторые из прокураторов, прежде всего Феликс и Гессий Флор, будучи по происхождению греками, потворствовали антииудейским настроениям местного не-еврейского населения (Bel.Jud., 1,1,2;4; 11,8,1; 14,1 3; Ant, XVIII, 1,1; XIX,9,2; XX,8,5). В результате образовалось несколько враждебных лагерей: 1) римский наместник, 2) первосвященнические семьи, 3) разбойничьи лидеры, 4) лидеры местных не-евреев.

Основными виновниками восстания в прологе к «Иудейской войне» Иосиф называет своих соотечественников: «... только внутренние раздоры (атаса?) ввергли отечество в несчастье, ... сами иудейские тираны (oi IouScdcov TUpavvoi) были те, которые заставили римлян, против собственной воли, дотронуться руками до священного Храма и бросить головню в него...» (Bel.Jud., 1,1,4). Однако, Иосиф, как кажется, пытается снять ответственность за возникновение войны с представителей своего класса, намекая, что эти несчастные люди - элита Иудеи - были поставлены в невыносимые условия наместниками, постоянно берущими взятки, и разбойниками, практиковавшими политические убийства и похищения (Bel.Jud., 11,13,3; 14,1). В «Иудейских древностях», однако, Иосиф перекладывает часть ответственности за происходящее на некоторых представителей местной элиты. Так, в своем первом произведении иудейский историк упоминает, что при прокураторе Альбине в Иерусалиме безнаказанно действовали злодеи, подкупившие прокуратора, и каждый из них окружал себя шайкой приверженцев (Bel.Jud., И, 14,1). В «Древностях» он называет злодеев по имени: прежде всего это слуги первосвященника Анании (действия самого первосвященника Иосиф обходит молчанием) (ХХ,9,2), приверженцы первосвященников Иисуса, сына Гамалиила и Иисуса, сына Дамнея, а также родственники царя Агриппы - Саул и Костобар (ХХ,9,4).

Похожие диссертации на Рим и иудеи в период ранней империи