Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Раннее детство в представлениях итальянских мыслителей XV века Соколовская Наталья Вячеславовна

Раннее детство в представлениях итальянских мыслителей XV века
<
Раннее детство в представлениях итальянских мыслителей XV века Раннее детство в представлениях итальянских мыслителей XV века Раннее детство в представлениях итальянских мыслителей XV века Раннее детство в представлениях итальянских мыслителей XV века Раннее детство в представлениях итальянских мыслителей XV века Раннее детство в представлениях итальянских мыслителей XV века Раннее детство в представлениях итальянских мыслителей XV века Раннее детство в представлениях итальянских мыслителей XV века Раннее детство в представлениях итальянских мыслителей XV века Раннее детство в представлениях итальянских мыслителей XV века Раннее детство в представлениях итальянских мыслителей XV века Раннее детство в представлениях итальянских мыслителей XV века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соколовская Наталья Вячеславовна. Раннее детство в представлениях итальянских мыслителей XV века : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 Иваново, 2006 177 с. РГБ ОД, 61:07-7/140

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ИСТОКИ ВЗГЛЯДОВ НА РАННЕЕ ДЕТСТВО МЫСЛИТЕЛЕЙ ЭПОХИ

ВОЗРОЖДЕНИЯ. 35

1. Раннее детство в античной мысли 35

$ 2. Раннее детство в средневековом обществе 42

ГЛАВА 2. ВЗГЛЯДЫ НА ДЕТСТВО ИТАЛЬЯНСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ XV ВЕКА 57

1. Восприятие детства и отношение к детству в XV веке 57

2. Возрастные границы 70

3. Возрастные особенности. 75

ГЛАВА 3. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МЫСЛИТЕЛЕЙ XV ВЕК 84

1. Забота о младенце 84

2. Воспитание ребенка в возрасте от младенчества до периода готовности к обучению 103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 139

ПРИЛОЖЕНИЕ. ПОРТРЕТНОЕ И СКУЛЬПТУРОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В ИСКУССТВЕ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. 152

Введение к работе

Интерес к детству, которому посвящена диссертация, велик сейчас не только в мировой исторической науке, но и в смежных областях - социологии, этнологии, психологии и др. Наука с различных точек зрения пытается взглянуть на проблему восприятия детства в конкретные эпохи; история детства выделяется уже в самостоятельное направление.

Тема детства - часть антропологической проблематики вообще, частной жизни человека, его окружения и повседневности. Интерес к обычной человеческой жизни, частной (или повседневной), не связанной с какими-либо великими деяниями, но составляющей, тем не менее, основу существования человечества сейчас чрезвычайно велик, в том числе и интерес к разным возрастам в разном историческом и культурном контексте.

Одним из важнейших институтов человеческого общества (и едва ли не важнейшей сферой человеческого бытия) является семья, главной задачей и смыслом существования которой является рождение и воспитание детей. Таким образом, тема детства оказывается связанной с актуальными вопросами современной науки - историей семьи, женщин и материнства.

Наконец, тема детства - важнейшая часть педагогической проблематики, причём в современной педагогической антропологии все чаще обращаются к идеям воспитания прошлых эпох.

Из этих эпох особый интерес представляет XV век эпохи Итальянского Возрождения. Для этого времени характерно пристальное внимание к человеку, к становлению человеческой личности, ко всем этапам человеческой жизни, в том числе и к самому раннему этапу.

Эпоха Возрождения знаменовала начало перемен во всех сферах жизни европейского общества. Развитие товарно-денежных отношений в средневековом обществе, результатом которого был рост городов, а,

-4-следователыю, торгово-ремесленного населения, значительно больше, нежели крестьянство, открытого для общения с внешним миром и усвоения новых знаний, более мобильного и менее связанного с традиционными социальными структурами, способствовало постепенным, подчас малозаметным, но от этого не менее серьезным сдвигам в мировоззрении людей. Города становились средоточием образованности, перехватывали у монастырей пальму первенства в накоплении, распространении и развитии знаний, именно в городах начинает разрабатываться с принципиально новых для средневековья позиций философская и социальная проблематика.

Принципиально меняется отношение к человеку вообще, к смыслу человеческого существования и его месту в мире. В средние века жизнь представлялась неким переходным периодом к вечной жизни, и смысл ее состоял в подготовке к ней. Земная жизнь была лишь кратким эпизодом перед вечной жизнью, и главная задача состояла в том, чтобы искупить первородный грех крещением и по возможности не совершать новых грехов. В эпоху же Возрождения становится значимой самоценность земного бытия. Гуманизм утверждает земную цель человеческой жизнедеятельности и лежащее в ее основе активное отношение к миру - от максимального восприятия его благ до творческого преобразования. В гуманизме XV века появляется представление о прогрессе человеческой цивилизации, происходящем благодаря уму и труду человека, а следовательно, каждое последующее поколение должно быть совершеннее предыдущего, поэтому изначально необходимо направлять человека по пути правильного воспитания и самосовершенствования и обращать пристальное внимание на этапы формирования человека и особенно на самые первые этапы, т.е. детство.

Таким образом, детство в эпоху Возрождения приобретает большое значение как период, когда человек наиболее интенсивно развивается и совершенствуется. И в конечном итоге именно в этот период закла-

дываются основы его будущей личности. Поэтому мыслители выделяют детский возраст как особенный и пытаются обратить внимание общества на важность этого периода. С другой стороны, и само общество, в котором происходят изменения в социальной и экономической областях и появляется потребность в новых людях, начинает активно интересоваться вопросами воспитания.

Исследование хронологически ограничено XV веком, поскольку именно этот период стал поворотным моментом во взглядах на человека и, в частности, на самый ранний его этап - детство. XV век, как уже говорилось, становится временем, когда переосмысляется наследие прошлого практически во всех сферах жизни, а в первую очередь, переосмысляется отношение к человеку. Появляется целая волна рассуждений о важности детства в становлении человека, о развитии ребенка и его воспитании, высказанных мыслителями разных направлений - то есть это время начала формирования той базы, на которой происходило становление новых наук, жизненно необходимых обществу - таких как педагогика и педиатрия.

Хотя интерес к теме детства неуклонно возрастает, специальных исторических исследований, посвященных детству в эпоху Возрождения, существует лишь очень небольшое количество - и следует сказать, что это небольшие работы, чаще всего статьи. Что касается исторических исследований, посвященных раннему детству в указанный период, то их на сегодняшний день в отечественной науке нет совсем.

Если же говорить вообще о литературе, посвященной рассматриваемой проблеме, которую необходимо включить в историографический обзор, то ее можно условно разделить ее на следующие направления:

о зарубежная французская историография последней трети XX

века, обозначившая проблему детства в истории; о литература, посвященная проблеме «открытия детства»;

о исследования, касающиеся непосредственно изучения истории детства в Европе в средние века, эпоху Возрождения и Новое время; о зарубежные исследования по женской истории, в части изучения материнства; о исследования по педагогической антропологии и гуманистической мысли о проблемах воспитания; о исследования истории семьи, брака и повседневной жизни; о исследования, затрагивающие проблему детства в истории, социологического, психологического, этнографического характера; о работы по истории медицины и истории педагогики. Теперь необходимо остановиться более подробно на каждом из направлений.

Всплеск интереса к теме детства в истории связан с появлением в 70-е годы XX века исследования Ф. Арьеса1, на которое научный мир откликнулся большим количеством статей, посвященных детству. Автору, несомненно, принадлежит заслуга постановки проблемы детства в контексте картины мира людей Средневековья и начала Нового времени, а книга «Ребенок и жизнь при старом порядке» породила дискуссию среди ученых-историков и сосредоточила внимание на этой проблеме. Но, несмотря на значительность проделанной автором работы, многие из его утверждений остаются голословными, не подтверждаются источниками и иногда слишком категоричны. В частности, заявление о восприятии ребенка в средние века, как маленького взрослого, карлика, который вскоре вырастет, и отсутствии взгляда на детство, как особенного

1 Aries Ph. L'Enfant et la vie familiale sous l'Ancien Regime. Paris, 1973, русский перевод: Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999.

-7-состояния человека, не доказано никакими фактами и документами, но тем не менее подобная мысль была подхвачена и получила большое распространение в научных и научно-популярных трудах, как конца прошлого века, так и начала нынешнего. Одним из центральных вопросов в его работе стоит вопрос об «открытии детства». Согласно теории Арье-са, детство, игнорировавшееся на протяжении длительной эпохи европейской истории, затем было «открыто» и оценено как специфическая ступень развития человеческой личности. Сам Арьес относит это «открытие» к периоду между XV и XVII веками. К подобным выводам на английском материале приходит М. Такер3, утверждая, что средневековое игнорирование детей длилось вплоть до XV века.

Влияние Ф. Арьеса ощущается и в работах английских исследователей, анализировавших изображения детей в живописи изучаемого периода - Л. Стоуна4 и Дж. Пламба5. С их точки зрения, ребенок в эпоху Возрождения воспринимался как маленький взрослый, а перемены во взглядах на детство начинаются лишь с семнадцатого века.

Американский исследователь Л. Де Моз придерживается сходных взглядов, в его работе не принимается во внимание социокультурный контекст и влияние социально-экономических факторов на развитие личности. Он выдвигает психогенную теорию истории и предлагает периодизацию сменяющихся на протяжении истории установок в отношении детства: допущение умерщвления детей в древности; пренебреже-

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999. С. 13.

3 Tucker, M.J. "The Child as Beginning and End: Fifteenth and Sixteenth Century English

Childhood." In The History of Childhood, ed. by Lloyd de Mause (New York: Psy-chohistory Press, 1974.

4 Stone L. The Family, Sex and Marriage in England. L., 1977.

5 Plumb J.H. The New World of Children in Eighteenth Century England II Past and Pre-

sent, 1975. V. 67.

6 De Mause, Lloyd. The Evolution of Childhood /The History of Childhood. New York:

Psychohistory Press, 1976.

-8-ние ими в средние века; двойственное отношение к ним в последующие века и, наконец, поддержка детства в наше время.

Отклик на первую волну исследований по теме подтолкнул ученых к обсуждению проблемы «открытия детства». В ее основе лежит концепция, появившаяся в трудах упоминавшихся ранее Ф. Арьеса, у которого и появляется впервые термин «открытие детства», и Л. Де Моза. По мнению Ф. Арьеса, вплоть до XVI века к ребенку относились как к «милой игрушке», и детство ассоциировалось со слабостью и глупостью. Восприятие же детства, близкое к современному его пониманию, понимание особенностей этого жизненного периода, по его мнению, происходит намного позднее - начиная с XVII века, то есть в эпоху Просвещения. Концу же средневековья и эпохе Возрождения с точки зрения понимания детства и особенностей этого возраста исследователь не придает большого значения.

По Де Мозу, полное «открытие детства» происходит только в последнее время. Очень заметно, что история детства рассматривается у него под углом протестантизма (жестокое отношение к детству существовало до появления христианства, постепенно менялось и лишь в современную эпоху отношение к детям заметно изменилось в лучшую сторону). Несмотря на привлечение огромного количества материалов, эта работа с трудом выдерживает критику, применимую к историческому исследованию, в частности, весьма смущает подбор исторических источников (например, использование автором отдельных сюжетов литературных произведений в качестве подтверждения своих мыслей и т.п)7. Но тем не менее мы не можем оставить без внимания эти работы, так как они претендуют на научное (в т.ч. историческое) исследование; кроме

Например, ссылка исследователя на греческие трагедии, в частности «Медею», в которой главная героиня убивает своих детей, будучи брошенной мужем, как подтверждение низкой ценности жизни ребенка в древнегреческом обществе, абсолютно не корректна, поскольку сюжетом для трагедии служила мифология, не имеющая прямого отношения к повседневной жизни греков, современников Софокла и Эврипида.

-9-того, являясь достаточно большими по объему, привлеченному материалу и единственными в своем роде крупными работами, посвященными проблеме детства; они завоевали определенное, весомое положение в научном мире и очень многие более поздние исследования опираются именно на предлагаемые в этих работах концепции, без какой либо их критики. Необходимость такого специального обращения к работам Ф. Арьеса и Л. Де Моза, на наш взгляд, оправдана их большой популярностью и влиянием, в том числе и в исторической науке, а также в педагогике социологии, психологии на появляющиеся работы по проблеме детства. Например, в некоторых отечественных исследованиях последних лет, как отголосок концепции Де Моза, нам встречается мнение об эволюции отношения к ребенку: путь от ребенка как раба, которого можно было продать, к ребенку как цели патриархального брака, от ребенка - маленького взрослого - к ребенку как к самостоятельной личности.8

Большое количество современных исследований подвержено влиянию Арьеса и Де Моза, соглашающихся с самой постановкой проблемы, а также с тезисом об «открытии детства в эпоху Просвещения». В частности, как пример этого, мы можем привести работу В. Костецкого, называющего детство самым крупным открытием в антропологии за прошедшую тысячу лет. По мнению автора, первым об особенном отношении к ребенку заявил Жан Жак Руссо, считая, что нельзя смотреть на ребенка как на маленького взрослого, ребенок - другой, иной своеобразный, ребенок - это особая часть человечества со своей собственной культурой, со своим временем.9 И уже позднее медики обнаружили у детей особенности физиологии и анатомии, особенности

Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.-Воронеж, 2000. 9 Костецкий В. Тропы антропоса. Возможное обаяние старости //

-10-метаболизма и психики, и на этом основании появилась необходимость выделения педиатрии в отдельную науку.10

Взгляды Л Де Моза о непрерывной эволюции детства подверглись критике еще в 80-е годы. В частности, в исследовании Л. Поллок" опровергаются утверждения Де Моза о коренном переломе в отношении к детству в семнадцатом веке. Автор считает, что, изучая историю детства, слово «прогресс» использовать некорректно, а источники не дают повода утверждать, что в отношении родителей к детям на протяжении Средневековья и Нового времени происходят какие-либо серьезные изменения. Ее взгляды поддерживают и другие ученые, например, Ю.Л. Бессмертный и Р. О'Дей, считавшие, что родительская любовь существовала всегда и средние века не являются исключением, а также осознание отличия детства от взрослого состояния в рамках семьи существовало всегда.

Проблема истории детства поднималась в 1979 году во Франции,14 где освещались представления о детстве в средние века на материалах средневековой литературы. Специалисты по средневековой литературе стремились конкретизировать тезис о специфическом восприятии детства средневековой цивилизацией. П. Сигаль анализирует терминологию, обозначающую детские возрастные группы по сборникам латинских текстов XII и XIII веков и приходит к выводу, что до периода зрелости в литературе наиболее часто употребляется разграничение на три периода

Костецкий В. Указ. Соч.

11 Pollock L. Forgotten Children-Parent: Child Relations from 1500 - 1900. - Cambridge,

1983.

12 Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. М., 1991.

13 O'Day R. The Family and Family Relationships, 1500 - 1900. Basingstoke, 1994.

14 L'Enfant au Moyen Age: Litterature et civilisation. Aix-en-Provence, 1980.

у детей мужского пола (младенчество, отрочество, юность). У девочек возрастное деление идет по принципу «до замужества и после».15

М. Плузо в докладе «Двадцать взглядов на тело младенца или части детского тела в старофранцузской литературе»16 анализирует различные взгляды на тело младенца и утверждает, что описание младенца встречается в литературе довольно часто. Автор разделяет весь комплекс взглядов на ребенка, содержащийся в источниках, на три группы: описание физического облика младенца; упоминание о заботах, которыми он окружен; характеристика чувств, которые он вызывает у взрослых. Исследователь упоминает, что при описании ребенка средневековыми авторами не было выработано какой-либо специфической лексики и используется эпитеты, характерные для описания женской красоты. Автор перечисляет заботы взрослых о младенце, почерпнутые в старофранцузской литературе: мытье, кормление, пеленание, встречает он там и упоминание о специфических детских атрибутах: чепцы, свивальники, пеленки и пр. Но смерть младенца, по мнению М. Плузо, не является для родителей трагедией, потерей незаменимого существа и они быстро утешаются. Автор также обращает внимание, что, несмотря на довольно частое описание в литературе младенцев, следующий за ним возраст практически полностью отсутствует в рассмотренных произведениях, и это вызвано, считает исследователь, не столько неумением, сколько нежеланием говорить о детях. Некоторые упоминания о них встречаются, как пишет автор, перед самым их включением в мир взрослых и уже не на правах ребенка, а «маленького взрослого».

Еще один исследователь Ж.М. Пайен, полемизируя в определенной степени с коллегами, считает, что ни лексикологический анализ, ни кон-

15 Sigal P. Le vocabulaire de l'enfance et d'adolecence dans les recueils de miracles latins

des XII et XIII siecles IIL'Enfant au Moyen Age...

16 Plouzeau M. Vingt regards sur l'enfanconnet, ou fragments du corps pueril dans

l'ancienne litterature francaise II L'Enfant au Moyen Age...

-12-статация описания младенцев на примере ограниченной группы произведений недостаточны для воссоздания средневекового представления о детях без соотнесения с историей литературного процесса, без обобщающих размышлений о сущности и задачах средневековой литературы в целом. В своем докладе «Сокрытое детство; заметки по проблеме ти-пологий средневековой французской литературы» Пайен утверждает, что первые шаги младенца могли иметь значение для семьи, но не представляли интереса с точки зрения целей, выдвигаемых средневековой литературой. По совершенно справедливому мнению автора, молчание литературных источников объясняется не невниманием к детству, а особой литературной концепцией, которая не была готова к тому, чтобы включить в себя тему детства. У ребенка не было собственного статуса, пишет исследователь, он не обладал полной социальной ответственностью и не играл сколько-нибудь значимую литературную роль, к тому же литература средних веков была направлена на взрослую аудиторию, ребенок же, по мнению автора, начинает вести самостоятельное существование в литературе с появлением книг, рассчитанных на детей, приблизительно с XVI века. В целом, по мнению Пайена, литература вообще призвана служить не скрупулезному отражению окружающей действительности, а преследует иные цели, отражая лишь фрагменты реальности. В силу этого преждевременно делать вывод о «нечувствительности» Средневековья по отношению к детству или же об его непонимании в то время.

Payen J. L'enfance occultee; note sur un probleme de typologie litteraire au Moyen-Age IIL'Enfant au Moyen Age...

-13-Среди исследований по нашей теме, мы можем особо отметить

статьи известного американского медиевиста Д. Херлихи , рассматривающего проблему отношения к детям и детству на протяжении Средневековья приблизительно в том же ключе, что и Пайен. Херлихи полагает, что историкам следовало бы воздержаться от утверждений о том, что существовали эпохи, когда общество якобы не было способно отличить детство от взрослого состояния. Ученый придерживается, на мой взгляд, более логичного мнения, что установки в отношении детства изменялись, но это выражалось в мере готовности общества к вложению сил и средств в воспитание и благополучие детей. Автор намечает пути изучения проблемы отношения к детям на протяжении Средневековья, исходя именно из того, в какой степени психологически или экономически общество заботилось о детях в ту или иную эпоху. При этом необходимо, по мнению ученого, не оставлять без внимания различия в соответствующих установках разных социальных групп и классов. И предостерегает от скоропалительных утверждений и штампов по причине скудности документальных данных о детстве и его понимании в средние века.

Проблемы отношения к детям в рассматриваемую эпоху касается ряд немецких исследователей на материалах германской религиозной и светской литературы и на изобразительных источниках - О. Ульбрихт,19 Л. Шмугге20, Я. Шульц,21 А. Нищке22. Авторы рассматривают такие ас-

Herlihy D. Medieval children II Essays on medieval civilization. Qustin.- London. 1978.; Herlihy D. Tuscans and their families. A study of the Florentine Castato of 1427. London, 1985.;Herlihy D. Women, family and society in Medieval Europe. Oxford, 1995., Herlihy D. Medieval households. - Cambridge (Mass.) ; London: Harvard university press, 1985., Herlihy D. Family II American history review - Washington, 1991.

Ulbricht. 0. Der Einstellungswandel zur Kindheit in Deutschland am Ende des Spatmit-telalters II Zeitschrift fur historische Forschung. - В., 1992.

Schmugge, L. Schleichwege zu Pfrunde und Altar II Historische Zeitschrift - Munchen, 1993.

-14-пекты проблемы как представление о детстве, отношение к незаконнорожденным детям, детская смертность. Но поскольку речь идет о Германии, для которой XV век - еще средневековье (в лучшем случае пред-возрождение, когда интерес к детству еще только начал пробуждаться), то выводы авторов статей соответствуют представлениям, идущим от Арьеса, о безразличном отношении общества к детям в средние века.

Французские авторы Д. Александр-Бидон, М. Клоссон, Д. Летт23, работавшие в том же направлении, исследовали на французских источниках и миниатюрах детство в европейское средневековье, роль и функции матери, Они приводят некоторые факты о детской рождаемости и смертности, отношении родителей к смерти детей, в том числе некоторые сведения о наставлениях церковью молодых матерей. Выводы исследователей, тем не менее, сходятся с уже рассмотренным взглядом на детство в средние века, согласно которому родительское отношение к детям было недостаточно заботливым, и воспитанию ребенка, формированию его личности, духовному наставлению не уделялось должного внимания.

Исследователи обращаются и к вопросам воспитания детей более старшего возраста, уже подростков, причем указывают на трудовое воспитание, применение к ним частых телесных наказаний, обычай воспитывать детей в чужих семьях, что выходит за рамки предмета нашего исследования, но тем не менее картину детства в средние века делает более полной.

Среди работ по проблеме можно отметить исследования, рассматривающие также тему детства в контексте семья-женщина-мать. Здесь

21 Schultz, J.A. No girls, no boys, no families: On the construction of childhood in texts of

the German Middle Ages IIJEGP. - Champaign (111.), 1995.

22 Nitschke, A. Beobachtungen zur Kindersterblichkeit im Mittelalter. Schwierigkeiten und

Moglichkeiten der historischen Forschung //Anthropol. Anz. - Stuttgart, 1989.

23 Alexandre-Bidon, D.; Closson, M. L'Enfant a l'ombre des cathedrales. Lyon, 1985;

Alexandre-Bidon,D; Lett, D. Les Enfants au moyen Age. V - XV siecles. P., 1998.

-15-тема раннего детства была затронута К. Клапиш-Зубер. Исследовательница рассматривает отношение к женщине в исторической науке, к функции материнства и, в связи с этим, и некоторые моменты отношения к детям, а именно самым маленьким - младенцам, что особенно важно, так как самый ранний период жизни в историографии европейской истории детства практически остался без внимания. Автор изучает уровень рождаемости, количество детей и степень участия матери в воспитании детей у различных слоев населения. Работы Клапиш-Зубер положили начало широкому обращению научной мысли к проблемам материнства, семьи и брака.

Из отечественных авторов, занимавшихся тою же проблемой, наибольший интерес для нашего исследования представляли труды Л.П. Репиной и Н.Л. Пушкаревой . Этот интерес связан в большей степени с историографией материнства и методологией подобных исследований.

Klapisch-Zuber, С. Famille, religion et sexualite a Florence au Moyen Age II Rev. de l'histoire des religions. P., 1992., Klapisch-Zuber, Ch. Les femmes et la famille II L'homme medieval. P., 1989.

Репина Л.П. Тендерная история: Проблемы и методы исследования // Новая и новейшая история 1997. № 6. С. 41-58; Репина Л.П. От истории женщин к социокультурной истории: Тендерные исследования и новая картина европейского прошлого // Культура и общество в Средние века и раннее Новое врем: Методология и методики исследований; Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. М, 2002.

Пушкарева Н.Л. Мать и материнство на Руси (10 - 17 века) // Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени / Под ред. Ю.Л. Бессмертного. М., 1996; Пушкарева Н.Л. Женщины России и Европы на пороге Нового времени. М, 1996; Пушкарева Н.Л. Женщина в древнерусской семье (X-XV вв.) // Советская этнография. 1988. № 4. С. 87-98; Пушкарева, Н.Л. Методика работы с нормативными памятниками X-XV вв. для характеристики истории семьи и положения древнерусской женщины // Источниковедческие разыскания, 1985. Тбилиси, 1988. С. 141-147; Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989; Пушкарева Н.Л. Положение женщины в средневековом обществе // Вопросы истории. М., 1989. №9. С. 181-183

«Женским» вопросом в европейское средневековье, частью которого является и изучение материнства, занималась Т.Б. Рябова27 и в контексте темы материнства затрагивала и проблему детства. Однако, эта проблема не занимает заметного места в указанной монографии - основное внимание исследовательницы привлекли другие вопросы. Применительно же к теме материнства и детства автор обращает внимание на изменение отношения образованных кругов к проблемам кормления младенца - появляются трактаты, в которых показана необходимость для матери самой кормить ребенка, не используя кормилиц; а также рассматривает вопрос об отношении родителей к ребенку, проявлении родительских чувств, о различии отцовской и материнской любви, причем указывает на то, что общественное мнение в рассматриваемый период было склонно обвинять отцов в избытке требовательности, а матерей - в избытке чадолюбия, крайностей, могущих вредно повлиять на процесс формирования личности.

При малоизученности в истории самого раннего периода детства, о педагогических идеях Возрождения писалось достаточно много как в зарубежной, так и в отечественной исторической науке. Из ученых, рассматривающих детство в ракурсе педагогической истории, наиболее значимы труды Н.В. Ревякиной , затрагивающие вопросы гуманистической педагогики изучаемого нами времени, а также ее переводы сочинений гуманистов, часть из которых послужила основой для настоящей

Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново, 1999. 28 РевякинаН.В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV - XV веков. Иваново, 1993; РевякинаН.В. Итальянские гуманисты XV века о роли семьи в воспитании детей. // Гуманистическая мысль. Школа и педагогика эпохи средневековья и начала нового времени. М„ 1990.; Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV - первой половины XV вв. М., 1977; РевякинаН.В. Физическое воспитание в итальянской гуманистической педагогике Возрождения // Средневековый город. Саратов, 1987.

-17-работы. В центре научных интересов Н.В. Ревякинои находится человек эпохи Возрождения в различные периоды своей жизни, в том числе и в самый ранний период. Она первая в отечественной историографии обратила внимание на интерес гуманистов к раннему детству и педагогическим идеям мыслителей, касающихся начальной стадии становления человеческой личности.

По мнению Н.В. Ревякинои, в результате деятельности итальянских гуманистов и педагогов в XV века сложилась определенная концепция воспитания. Гуманистическая система воспитания является в своей основе светской, ориентированной на воспитание лучших человеческих качеств, не преследуя при этом каких-либо профессиональных задач. В центре педагогической концепции стояла задача воспитания личности, ее совершенствования. Гуманисты в системе воспитания приоритет отводили семье, которая начинает формировать в человеке прежде всего нравственные основы и стержнем, основным содержанием гуманистического воспитания, подводит итог Н.В. Ревякина, является гармоническое развитие ребенка, чему посвящены многие трактаты мыслителей, педагогов Возрождения.

К числу авторов, работающих в направлении истории педагогиче-ской мысли относится В.Г. Безрогов. Его исследования по интересующему нас аспекту темы, посвящены отношению к ребенку в средние века в Европе.

Среди крупнейших исследователей, занимающихся изучением гуманизма, следует отметить итальянского ученого Э. Гарэна30, автора многих работ о проблемах воспитания и педагогической мысли эпохи Возрождения. Он один из немногих исследователей гуманизма, обра-

Безрогов В.Г. Воспитание знатного мальчика в ранней Ирландии // Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и начала Нового времени. М., 1991. 30 Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения . Избранные работы. М., 1986.

-18-тивший внимание на важную часть творческого наследия эпохи Возрождения, посвященную новому подходу к воспитанию нового человека. Его огромной заслугой является также и его деятельность по переводу и публикации источников, сопровождающихся содержательными вступительными очерками и комментариями.

Среди отечественных ученых, интересовавшихся нашей темой, нельзя оставить без внимания работы А.Я. Гуревича \ придерживающегося линии Д. Херлихи по критике теоретических установок Ф. Арьеса. А.Я. Гуревич признает короткий промежуток детства в средние века и то, что ребенок не был центром семейной жизни , но, с другой стороны, говорит, что утверждения Арьеса нельзя считать абсолютными - христианская педагогика касалась не столько специально детей, сколько всех верующих - в контексте наставления человека рассматривалось в том числе и поведение детей. Ученый обращает внимание на недостаточно скрупулезный анализ источников у Арьеса и, несмотря на противоречивость некоторых суждений мыслителей средневековья, не считает, что можно делать на этом основании однозначные выводы. Исследователем приводятся многочисленные факты внимания родителей к детям, переживания матерей из-за болезней и смерти своих детей, и в ре-

31 Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981; Гуревич А.Я.,

Ястребицкая А.Л. Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований: Реф.сб. / АН СССР. ИНИОН. М., 1987; Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. 1988. № 1; Гуревич А.Я. Семья, секс, женщина, ребенок в проповеди XIII века: (Франция и Германия) // Историческая демография докапиталистических обществ Западной Европы. М., 1988; Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII в.). М., 1989; Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990; Гуревич А.Я. Культура и история // Новая и новейшая история. М., 1991.

32 Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом западе. М., 2005. С. 200.
Там же.

-19-зультате А.Я. Гуревичем делается вывод, о том, что нет никаких оснований утверждать, будто бы детство в средние века игнорировалось либо получало негативную оценку. Наоборот, по мнению ученого, восприятие детства в эпоху средневековья было многоплановым и неоднозначным, и многие мыслители этого времени обращались к теме детства и вопросам воспитания.

К числу исследователей обозначенного нами направления отно-сится и П.Ю. Уваров , анализирующий аспект отношения к детству в средние века. Изучая средневековую художественную литературу и рассматривая зарубежные исследования по этому вопросу, историк приходит к ряду выводов о восприятии детства в средние века, о характере литературы того периода, мало внимания уделявшей повседневной жизни обычных людей, в том числе и детей, рано попадавших в мир взрослых.

Другое направление научной литературы изучает историю семьи и брака, а также историю частной и повседневной жизни людей эпохи Возрождения, которые, в частности, касаются и темы детства. Эта тема стала актуальной в 80-е годы прошлого века в связи с переосмыслением многих вопросов, связанных с человеком и многими ранее малоизученными сторонами его жизнедеятельности, и первыми на нее обратили внимание западные ученые Ф. Гис и Дж. Гис,35 П. Кендаль, Ж. Бестор,

Уваров П.Ю. Представление о детях и детстве в средние века // Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований. PC. М, 1982.

Гис Ф., Гис Дж. Брак и семья в средние века. М., 2002 (переиздание 1987 года).

-20-К. Опитц и др. . Но уже с 90-х годов у нас в России также появляются исследования в этом же научном русле - Ю.Л. Бессмертного37, Л.М. Брагиной,38 М.Л. Абрамсон,39 Ю.П. Зарецкого40, которые посвящены важным вопросам истории средневекового города, частной жизни, семьи и брака, их чувственной стороны, особенностей демографических процессов, изменение ментальных стереотипов в эпоху Средневековья и Возрождения, и хотя детство упоминается в этих трудах лишь в контек-

Haus und Familie in der spatmittelalterlichen Stadt I Hrsg. von Haverkamp A. Koln; Wien, 1984, Opitz, С Frauenalltag im Mittaelalter: Biographien des 13. u. 14. Jhs. - Weinheim; Basel, 1985, Kendall P.M. L'Angleterre au temps de la guerre des Deux-Roses I Trad, de l'anglais par Diacon E. P., 1984, Bestor, J.F. Bastardy and legitimacy in the formation of a regional state in Italy: the Estense succession II Comparative studies in soc. a history. - Cambridge ; N.Y., 1996; Geschichte der Familie oder Familiengeschichten? : Zur Bedeutung von AUtags- und Jedermannsgeschichte I Mit Beitr. von Duby G, Grave G, Petzke Ch. et al.; Hrsg.: Mannzmann A. - Konigstein/Ts., 1981, The family in Italy from antiquity to the present I Ed. by Kertzer D.I., Sailer R.P. - New Haven; London, 1991, Bestor, J.F. Bastardy and legitimacy in the formation of a regional state in Italy: the Estense succession II Comparative studies in soc. a history. - Cambridge; N.Y., 1996.

37 Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. Очерки демографической исто-

рии Франции. М., 1991; Он же. Брак, семья и любовь // Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения. Кн. 3. Средневековый человек и его мир. М., 1993.

38 Брагина Л.М. Город в итальянской гуманистической мысли XV века// Средние ве-

ка. 1991. Вып. 54. Она же. Семья, общество и государство в гуманистической концепции Леона Баггиста Альберти // Средние века. 1994. Вып. 57. Она же. Культурная жизнь Фолоренции первой половины XV века в оценке современников // Средние века. 1997. Вып. 60.

39 Абрамсон М.Л. Человек Итальянского Возрождения. Частная жизнь и культура. М.,

2005, Она же. Супруги, их родные и близкие в южноитальянских городах Высокого средневековья// Человек в кругу семьи, очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени / Под редакцией Ю.Л. Бессмертного. М., 1996.

40 Зарецкий Ю.П. Детство в ренессансной автобиографии / Человек в культуре Воз-

рождения. М., 2001.

-21-сте изучаемых авторами проблем, нам видится, что существует потребность в обращении к этой теме на более широком уровне в рамках именно исторического исследования.

Влияние социально-экономического развития Италии XV - XVI на деятельность благотворительных организаций рассматривается в большом труде Ф. Гавитта.41 Основное внимание ученый уделяет созданию приютов для детей, в частности, сиротского дома для младенцев во Флоренции в середине пятнадцатого столетия (см. Приложение, Рис. 21), а также организации детских больниц, школ и влиянию гуманистической пропаганды на сознание людей, от которых зависела экономика и политика, а, следовательно, повседневная жизнь общества, в том числе и судьба детей.

Среди исследователей детства представителями различных научных отраслей можно назвать этнографов, изучающих особенности отношения к детству у разных народов от древности до современности, поиску каких-то схожих моментов в общественных взглядах на ранний возраст. Это М. Мид,42 Г. Фишер,43 И. Синьорини44, Ж. Бонне45.

В своем исследовании мы также в некоторой степени опирались и на работы социологического характера, затрагивающие вопросы теории и истории детства. В первую очередь это работы И. Кона46, посвященные

41 Gavitt Ph. Charity and children in Renaissance Florence The Ospedale degli innocenti,

1410-1536. Michigan, 1990.

42 Мид M. Культура и мир детства : Избр. произведения. Пер. с англ. / Сост., вт. по-

слесл. и отв.ред. Кон И.С.; АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М., 1988.

43 Fischer, Н. Ratsel, Scherzfrage, Witz : Epische Kleinformen im Gebrauch sechs-bis

zehnjahriger Kinder II Fabula. - В.; N.Y., 1988.

44 Signorini, I. Naissance et naissances analogiques dans une communaute rurale de l'ltalie

du sud II Civilisations. - Bruxelles, 1987.

45 Bonnet, J. Naitre dans les choux: Une approche ethnologique de ce mythe culturel II

Civilisations. - Bruxelles, 1987.

46 Кон И.С. Ребенок и общество. M., 1988., Он же. Открытие «Я». М., 1978.

-22-социологии детства. В одной из своих работ он предлагает схему изучения детства, отдельные аспекты которой использованы в этой работе. В частности, по мнению И. Кона, существует несколько аспектов,47 взаимосвязанных между собой, помогающих определить основные моменты представлений о детстве: положение детей в обществе, их социальный статус, способы жизнедеятельности, отношения со взрослыми, институты и методы воспитания; символические образы ребенка в культуре и массовом сознании, соционормативные представления о возрастных свойствах, критериях зрелости; культура детства, внутренний мир ребенка, направленность его интересов, детское восприятие взрослого общества, фольклор.

Все они в совокупности дают представление о детстве в каждый отдельный промежуток времени и, стараясь выявить эти моменты, мы можем изобразить картину детства и представлений о нем в ту или иную эпоху.

В попытке выявить все эти аспекты отношения к детству в заданном историческом обществе и состоит суть познания детства, неотделимая от истории общества и его социального самосознания.

Изучение детства в рамках психологии развития, социологии воспитания, истории семьи, культурной и психологической антропологии (этнографии), истории литературы для детей и о детях, педагогики, педиатрии и других дисциплин дает очень ценную научную информацию. Но чтобы правильно понять и осмыслить эти факты, необходим широкий междисциплинарный синтез. К числу работ социологов, психологов и пр., интересовавшихся проблемой детства, и, рассматривавших в том числе и исторический ее аспект, можно отнести исследования Д.И. Фельдштейна48, Э. Эриксона49, В.В. Абраменковой50.

47 См. Кон И.. Ребенок и общество. М., 1988. С. 6-7.

48 Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве - времени детства. М.,

1997.

Обращение к этим трудам позволило автору диссертации более широко взглянуть на проблему. И, хотя, разумеется, наше диссертационное исследование носит чисто исторический характер, было небесполезно и интересно попытаться некоторые свои мысли соотнести с пониманием детства в современных смежных с историей науках.

Важно было также ознакомиться с литературой по истории медицинских знаний, поскольку одной из рассматриваемых сторон являются медицинские взгляды на ребенка, его воспитание и уход за ним. Следует сказать, что специальных исследований, посвященных медицинским взглядам на ребенка в эпоху Возрождения практически нет. Самым значительным исследованием в рамках этого направления является труд Е. Советова, посвященный гигиене детства с древнейших времен до XVIII века. ' Это пожалуй, единственная работа в этом направлении историографии, которая рассматривает некоторые медицинские вопросы в связи со взглядами общества на детство.

Также существует ряд статей, затрагивающие те или иные аспекты интересующей нас проблемы, например, статья П. Биллер52, исследовавшая развитие акушерских знаний в средневековой Западной Европе. Все исследования по этой проблеме в принципе сходятся во мнении о мало распространенных в средневековом обществе прогрессивных медицинских знаний, разрыве связи между народной медициной и научной мыслью, и множестве заблуждений медицинской мысли средневековья и начала эпохи Возрождения.

За последние годы вышло также достаточно много учебной литературы по истории дошкольной педагогики, педагогики вообще, в том

49 ЭриксонЭ. Детство и общество. СПб., 2000.

50 Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в

детской субкультуре. М.-Воронеж, 2000.

51 Советов СЕ. Очерки по истории гигиены детства с древнейших времен до конца

XVIII столетия. М„ 1960.

-24-числе и хрестоматий, где эпоха средневековья и Возрождения практически не представлена. Это как новые труды, так и переиздания авторов позапрошлого века, где о педагогических идеях Возрождения написаны отдельные строчки, внимания же к вопросам воспитания в раннем возрасте не уделено совсем.

Можно согласиться с утверждением некоторых современных ученых5 , что область знаний, касающаяся истории детства, остается малоизведанной, полной спорных и ошибочных утверждений. Здесь должно быть внимательное исследование источников, не полагающееся на впечатление.

Таким образом, изучая историографию, можно наблюдать, что все крупные исследователи, затрагивающие историю детства в эпоху Возрождения, касаются в первую очередь воспитательно-образовательного процесса детей уже способных воспринимать знания, то есть старше семи лет, поэтому тема во взятом нами ракурсе нова, так как впервые в отечественной историографии европейского средневековья обращается внимание на маленького ребенка.

Объектом исследования является раннее детство, изучаемое на материалах трактатов мыслителей Итальянского Возрождения (XV века): гуманистов, медиков и богословов.

Предметом изучения диссертации являются представления о возрастных границах и возрастных физиологических и психологических особенностях ребенка в раннем возрасте, представления об уходе за

52 Biller, P. Childbirth in the Middle Ages II History today. - L., 1986.

53 Например: История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. М, 2000;

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И. Пискунов /Русск. пер. М.,1981. Хрестоматия по истории педагогики. Т. I. Античный мир. Средние века. Начало нового времени /Сост. И.Ф. Свадковский. Русск. пер. М.,1938.

54 См. например: Гуревич А.Я. // Историческая демография докапиталистических

обществ западной Европы: проблемы и исследования. М., 1988.

-25-младенцами и вопросы воспитания на самом первом этапе развития человека.

Исходя из вышесказанного, главной целью нашего исследования

мы определим рассмотрение взгляда на детство и отношение к нему мыслителей Италии XV века, которых интересовал самый ранний период жизни человека и собственно неразрывно связанные с ним вопросы воспитания и формирования личности.

Перед нашим диссертационным исследованием ставились задачи:

о охарактеризовать педагогические идеи и взгляды на детство и ребенка в предшествующие XV веку эпохи и определить их влияние на представления мыслителей XV века о ребенке и детстве;

о рассмотреть отношение к детству и детям в XV веке, основываясь на сочинениях мыслителей этого периода: теологов, медиков, гуманистов;

о выявить возрастные границы детства, физиологические и психологические особенности самого раннего возраста человека в представлениях мыслителей XV века;

о показать совокупность воззрений мыслителей XV века на воспитание ребенка от младенчества до периода готовности к обучению.

Исследователям хорошо известно, что источники, имеющие отношение к детям, бедны. Объекты материальной культуры, предназначенные для детей, редко создаются из долговечных материалов, позволяющих противостоять времени, основной пласт духовной культуры, связанный с детством - народный фольклор, сохраняется подчас еще хуже. Наиболее доступные для исследователя письменные источники

-26-обычно создавались ограниченным кругом лиц, больше связанных с интеллектуальным трудом, нежели с воспитанием подрастающего поколения, поэтому наличие в них интересующей нас проблематики сильно подвержено колебаниям общественных интересов, связанных с развитием самого общества, в котором интерес к педагогическим проблемам в определенные периоды усиливался. При этом, общественный интерес всегда концентрировался на конечных фазах процесса социализации, раннее же детство, начальная фаза этого процесса, которая всегда и во все времена проходила не в обществе, а в семье, очень редко удостаивалась внимания авторов письменных трактатов. И специальных работ, посвященных раннему детству среди источников нет, встречаются лишь упоминания о маленьких детях в контексте тех конкретных задач (воспитательного и медицинского характера), которые авторы ставили перед собой. То есть, таким образом, данное диссертационное исследование основано на трех видах источников: это проповеди, медицинские трактаты, трактаты педагогической направленности (включающие в себя трактаты гуманистов и духовных лиц). Соответственно и изучение раннего детства будет более объемным - нами будет показан взгляд на детство и на воспитание представителей традиционных для средневековья взглядов - теологов и медиков и представителей нового течения начавшейся эпохи Возрождения - гуманистов.

Среди использованных в нашем диссертационном исследовании исторических источников основное место занимают педагогические сочинения итальянских гуманистов XV века. Некоторые из трактатов посвящены специально воспитанию детей, другие обсуждают более широкие темы: социальной жизни, семьи, но в каждом из них содержатся главы или разделы, посвященные воспитанию детей с самого раннего возраста. Гуманисты, еще принципиально не отделяя вопросов воспитания от вопросов сохранения здоровья, предлагают в своих трактатах родителям следовать советам педагогического характера, а также правилам по-

-27-ведения перед рождением ребенка и сохранения его здоровья после его рождения.

Одним из первых обратил на вопросы воспитания и ухода за младенцами Франческо Барбаро (1395 - 1454), итальянский гуманист и политический деятель. Нами был использован его трактат «О браке»55, где автор рассуждает, какими качествами должна обладать женщина -будущая жена и мать. В том числе гуманист много пишет и о том, как должно женщине ухаживать за ребенком в первые месяцы после рождения, значительное место уделено гуманистом вопросам привлечения кормилиц, к чему он, как и многие другие гуманисты, относится отрицательно.

Большое внимание детству, его особенностям и вопросам воспитания уделял Маффео Веджо (1407 - 1458), итальянский гуманист, юрист и поэт. Его трактат «О воспитании детей и их достойных нравах»56, написанный между 1445 и 1448 годами, является важнейшим педагогическим сочинением итальянского гуманизма; среди работ, затрагивающих тему воспитания, это наиболее обстоятельный и самый большой по объему трактат. Из шести книг, прослеживающих воспитание ребенка вплоть до старшего юношеского возраста, нами преимущественно была использована книга первая, посвященная воспитанию маленьких детей до начала их обучения. Трактат Веджо основан на обширной античной литературе, в нем широко используется Библия и раннехристианские авторы; все это гуманист включает в собственные рассуждения и подключает к ним личный опыт. В диссертации использованы как уже переведенные на русский язык части трактата, так и оригинальные.

Barbara Fr. Da re uxoria II Prosatori latini del Quattrocento Ed. E. Garin. Roma-Milano,

1952. Vegio M. (Phieliphus Franciscus). De educatione liberorum clarusque eorum moribus.

Tubingae, 1513.

Важное место среди гуманистических сочинений занимает трактат Пьера Паоло Верджерио (1370 - 1444) «О благородных нравах и сво-бодных науках» . Написан он в начале XV века как наставление сына правителя Падуи Франческо Каррара - Убертино, но по сути трактат гораздо шире, чем просто идеи воспитания будущего государя, в нем мы находим и советы по уходу за детьми самого раннего возраста. Педагогические идеи Верджерио, высказанные в трактате, были востребованы, что подтверждают сорок его переизданий.

Интересны были для нашего исследования и идеи Энео Сильвио Пикколомини (1405 - 1464), гуманиста, сделавшего и церковную карьеру, проявившего большое внимание к вопросам воспитания, его трактат «О воспитании детей»58. Здесь важен нам взгляд автора на разные стороны процесса воспитания (мальчика), затрагивающий и ранний возраст, изучаемый нами.

Большое количество педагогических идей принадлежит перу Леона Баттиста Альберти (1414 - 1472), известного, прежде всего, как выдающегося теоретика искусства и архитектуры, но разносторонне образованного и талантливого человека. Наше же внимание привлекли его взгляды на устои семейных отношений и проблемы человека и воспитания, в частности, высказанные им в трактате «О семье» (1432- 1434 гг.)59 В данном диссертационном исследовании использовались как уже переведенные части трактата, так и оригинальные.60

Верджерио Пьер Паоло. О благородных нравах и свободных науках. В пер. Н.В. Ревякиной // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: Сб. текстов. 4.2. Саратов, 1988. С. 71-106.

Пикколомини Энео Сильвио. О воспитании детей // Образ человека в зеркале гуманизма. М., 1999.

59 Альберти Леон Баттиста. О Семье / В переводе О.Ф. Кудрявцева // Образ человека в

зеркале гуманизма. М. 1999.

60 Alberti L.B. I libri della famiglia II Alberti L.B. Opere volgari IA cura di С Grayson/

Bari, 1966. V. 1. P. 3-344.

Некоторые взгляды о воспитании детей раннего возраста мы находим у Маттео Пальмиери (1406 - 1473) известного современникам гуманиста, автора ряда значительных сочинений, активного политического деятеля Флорентийской республики. Нами использован один из его трудов - диалог «О гражданской жизни» (Delia vita civile, ок. 1439 г.), где изложил свое этико-политическое учение и педагогические идеи. ' В диссертации использованы оригинальные части диалога Пальмиери наряду с уже переведенными.62

Все эти произведения написаны как наставления родителям по воспитанию детей с самого раннего возраста. Следует учесть, что большая часть идей гуманистов затрагивала возраст, способный к обучению, но тем не менее и раннее детство гуманисты обсуждают, и их наставления по этому возрасту касаются как самих детей, так и родителей. Гуманисты, еще принципиально не отделяя вопросов воспитания от вопросов сохранения здоровья, предлагают в своих трактатах родителям следовать как советам педагогического характера, так и правилам поведения перед рождением ребенка и сохранения его здоровья после его рождения.

Еще одной группой источников стали проповеди и трактаты духовных лиц XV века, также не оставивших без внимания проблему воспитания с самого раннего возраста. Трактат Джо ванн и Доминичи63 и проповеди Бернардино Сиенского 4 были использованы для изучения

61 Пальмиери Маттео. О гражданской жизни //// Образ человека в зеркале гуманизма.

М. 1999.

62 Palmieri М. Vita civile. A cura di G. Belloni. Firenze, 1982.

63 Доминичи Джованни. Как должно воспитывать сыновей / Наставления в семейных

делах (Перевод с итальянского И.А. Красновой по изданию: G. Dominici. Regola del governo di cura familiari. Firenze, 1860) II Антология педагогической мысли ...

64 San Bernardino da Siena. Predica II San Bernardino da Siena. La Prediche volgari I A

curadi Luciano Banchi. Siena, 1880-1881.

-30-теологической мысли о раннем детстве. В своих проповедях Бернардино Сиенский рассматривал самые разные вопросы, в числе которых важное место занимает тема материнства и детства. Джованни Доминичи в трактате, посвященном воспитанию сыновей, обращается и к раннему возрасту, затрагивая вопросы отношения к ребенку, его нравственного воспитания. Богословы XV века наряду с традиционными средневековыми взглядами о духовном воспитании включают в традицию и достаточно новые для своего времени мысли и идеи, например, мысль о чувстве любви по отношению к ребенку. Важным моментом является и востребованность проповедей и наставлений теологов в самых разных слоях населения. Несмотря на то, что в некоторых вопросах теологи полемизируют с гуманистами и обращают внимание на первостепенность в воспитании духовного развития, тем не менее, их мысли также важны для более полного и разностороннего освещения отношения к детству в обществе изучаемого нами времени.

Медицинские представления о детях мы строили в основном на труде итальянского врача XV века Микеле Савонаролы (1384 - 1462).65 Также в целях создания более полной картины медицинских взглядов на ребенка мы не могли не обратиться к Канону врачебной науки Авиценны,66 влияние которого на медицинскую мысль огромно. В частности раннему детству (родовспоможению, уходу за младенцем) у Авиценны уделено очень много внимания, и медицина эпохи Возрождения во многом основывала свои представления именно на труде Авиценны, в том числе и известный врач XV века Микеле Савонарола, фактически добавлял свои выводы, полученные в результате его деятельности как практикующего врача, к выводам своего великого предшественника.

65 Savonarola М. II trattato ginecologico е pediatrico in volgare. Milano, 1952.

66 Ибн-Сина Абу Али. Канон врачебной науки. Кн.1. Ташкент, 1981; Кн.2. Ташкент,

1982; Кн. 3. Т.1. Ташкент, 1979. Кн. 3. Т.2. Ташкент, 1980; Кн. 4-5. Ташкент, 1980.

Для отечественной науки личность Микеле Савонаролы до сегодняшнего дня осталась практически неизвестной, да и у себя на родине он изучен мало. О нем вспомнили лишь в XIX веке и позднее в XX переиздали его «Трактат по гинекологии и педиатрии» с небольшой вступительной статьей, в которой есть некоторые сведения о его жизни и деятельности и дана оценка его основного труда, в частности указано, что в классической истории акушерства и гинекологии Микеле Савонарола был одним из авторитетнейших медицинских авторов XV века, который более других занимался доктриной акушерства.

Трактат Савонаролы67, который охватывает огромное количество вопросов: первые две главы посвящены человеческому организму (преимущественно женскому), сохранению здоровья и лечению болезней, последняя - акушерству, родам, рожающим женщинам и новорожденным.

Труд Савонаролы написан в форме типичного медицинского средневекового трактата, в котором автор описывает случаи специальной патологии и лечения отдельных известных тогда болезней, применяя топографический критерий «от головы до пят». Он собрал в себе медицинские знания конца средневековья и имел вес в обществе того времени, а также неоднократно переиздавался на протяжении всего XV века. Трактат целиком посвящен родовспоможению и детским заболеваниям. Это обширное руководство по уходу, вскармливанию, физическому и даже нравственному воспитанию ребенка. Трактат Савонаролы впервые в истории медицинской литературы, написан на итальянском языке.

До начала XX века многие исследователи присваивали первенство трактату Савонаролы в области национальной медицины Италии как основному руководству для повитух и акушерок, и не только для них. По словам самого Микеле Савонаролы, этот трактат полезно прочитать и отцам семейств, коим он может быть важен и полезен.

Кроме того, в диссертации использованы источники других эпох, в частности античности и средних веков, с целью выявления истоков взглядов мыслителей XV века. К их числу относятся отдельные произ-ведения Платона , Аристотеля и Квинтилиана , то есть тех античных авторов, чьи работы были отмечены мыслителями изучаемой нами эпохи и оказали на их творчество непосредственное влияние.

Отдельные работы педагогической направленности эпохи средневековья также повлияли на представления о детстве, в частности на гуманистическую мысль XV века. Следует сказать, что история школы и воспитания эпохи средневековья занимает особое место в истории человеческой цивилизации. В эту эпоху получили развитие качественно иные, чем в пору античности, типы образовательного процесса, парадигмы педагогической мысли. Наиболее ярким примером этого являются произведения Винсента из Бове71 и Эгидия Римского72

Откликаясь на просьбу королевы помочь придворным учителям в воспитании своих детей, Винсент из Бове, будучи монахом в цистерци-анском монастыре, написал «Трактат о наставлении детей знатных граждан». В нем рассматривается ряд вопросов: как найти хорошего учителя, что мешает и что содействует обучению, о способе обучения, о пре-

67 Savonarola М. II trattato ginecologico е pediatrico in volgare. Milano, 1952. Платон. Государство. Перевод А.И. Егунова II Собрание сочинений в четырех томах. М., 1994

69 Аристотель. Политика. М., 1911; Аристотель. Никомахова этика. / Собрание сочинений в 4 томах. Т. 4.

Квинтилиан Фабий Марк. Двенадцать книг риторических наставлений. / Пер. С. Никольского. СПб, 1834

71 Винсент из Бове. Трактат о наставлении детей знатных граждан / Пер. Т.Б. Рябовой

/ Антология педагогической мысли христианского Средневековья. Т. II. М., 1994.

72 Эгидий Римский . О правлении государей / Пер. Н.В. Ревякиной и Т.Б. Рябовой /

Антология педагогической мысли христианского Средневековья. Т. II. М„ 1994.

-33-имуществах обучения в юном возрасте, о воспитании и обучении девочек и некоторые другие.

Эгидий Римский, философ и теолог, обосновал с помощью Аристотеля особенности детской психологии и телесного воспитания, а также указал на характерные свойства темпераментов, знание которых необходимо при обучении ребенка. В его трактате «О правлении государей» мы находим главу: «Как надлежит заботиться о детях от рождения до семилетнего возраста» , где уже прослеживаться мысль о различных природных способностях детей, которые следует учитывать при воспитании и обучении.

Значение этих трактатов для средневековой системы христианского образования трудно переоценить. Они были очень популярны в средние века, и не только в высших слоях, но и в городской среде. Они послужили основой для скорого развития педагогических идей XV века в самых широких кругах итальянского общества, прежде всего - идей гуманистов.

Образному восприятию проблемы послужили также и произведения искусства XV века. Некоторые из них представлены в приложении к диссертации.

Таким образом, данное диссертационное исследование основано на трех группах источников XV века: педагогические труды гуманистов, медицинская мысль, наставления теологов.

Методология исследования базируется на системном и комплексном подходе к изучению явлений; рассмотрении педагогических проблем через призму социокультурного пространства; антропологическом подходе в воспитании и образовании. Работа написана как с применением комплекса традиционных подходов - исторического и систем-

-34-ного анализа, так и с попыткой использования новых методов, апробируемых наукой - в частности, интеграции достижений различных сфер научного знания. Принцип историзма позволяет рассмотреть взгляды мыслителей XV века с учетом конкретных исторических условий и изучить качественные изменения в процессе развития общественной и научной мысли изучаемого периода. Принцип системного анализа дает возможность определить место отдельных фактов и событий в рамках исследуемой темы. Наряду с принципами исторического исследования в работе были использованы методы исторического познания: проблемно-хронологический, историко-системный, историко-типологический и сравнительно-исторический. Они позволяют более полно раскрыть особенности изучаемой темы и проследить отношение к детям и детству на различных этапах развития общества. В исследовании использовалось историко-ретроспективное изучение источников и документов; обобщение и систематизация, сравнение, сопоставление. Сравнительно-исторический анализ помог раскрытию сущности педагогических явлений с учетом обусловленности образования материальной жизнью общества, уровнем его духовного и культурного развития.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Структурное построение исследования основано на проблемном методе систематизации материала. Приложение включает в себя скульптурное и портретное изображение детей в искусстве Италии XV века.

Там же.

class1 ИСТОКИ ВЗГЛЯДОВ НА РАННЕЕ ДЕТСТВО МЫСЛИТЕЛЕЙ ЭПОХИ

ВОЗРОЖДЕНИЯ class1

Раннее детство в античной мысли

На взгляды эпохи Возрождения, касающиеся детства и воспитания детей, во многом повлияли авторы античности и средневековья. Поэтому в данном исследовании пройти мимо взглядов на самый ранний возраст и воспитание в этот период не представлялось возможным.

Несмотря на широкий круг античного наследия, посвященного вопросам воспитания, мыслители эпохи Возрождения в своих работах, ссылаются по большей части на Платона, Аристотеля, Квинтилиана. Этим объясняется и особое внимание к их взглядам на детство и в нашем диссертационном сочинении.

Исследовательская литература по этому вопросу, как зарубежная, так и отечественная, очень мало затрагивает представления о самом раннем этапе детства, а занимается преимущественно изучением взглядов на воспитание и образование детей подросткового и юношеского возраста. Тем не менее, отдельные исследователи античности, в частно-сти В. Иегер , А. Марроу , в своих работах, посвященных становлению греческого идеала воспитания, не проходят и мимо раннего детства. У В. Иегера мы сталкиваемся с исследованием платоновского «Государства», которое, несмотря на утопический характер, представляет нам картину идеала воспитания, в том числе касающегося раннего возраста. Последнему вопросу у автора уделено достаточно большое внимание в специальной главе «Расовый отбор и воспитание лучших»3: воспитание младенцев в платоновском идеале начинается с воспитания родителей, которые, желая получить здоровое потомство, должны начинать заботиться о будущем ребенка еще до его рождения: с выбора лучшего возраста для зачатия. Важна также и роль государства и общества в воспитании, на что античные авторы обращают особое внимание.

Обращение античных авторов к раннему возрасту исследует и А. Марроу. Автора заинтересовал факт беспокойства многих греческих авторов, в частности Платона, Аристотеля по поводу отсутствия должного внимания как раз к самому раннему периоду детства. В это время ребенок находится в кругу семьи (которая по сути и составляет единственное поприще начального воспитания) на попечении женщин (матери, няни или кормилицы) и фактическое воспитание начинается с самого рождения с помощью колыбельных, сказок, игр и т.п., но античные авторы считали это время по большей части напрасно потерянным, поскольку не существовало в обществе системы воспитания младенцев, а с их точки зрения ни один возраст не должен оставаться без работы.4

Античные авторы уделяют много внимания раннему возрасту, и с их слов можно составить картину как восприятия детства в античном обществе, так и представлений мыслителей о детстве и воспитании, многие из которых были использованы впоследствии мыслителями эпохи Возрождения.

Следует сразу же оговориться, что идеи мыслителей не всегда соответствовали реалиям повседневной жизни. По мнению А. Марроу, скорее наоборот, педагогические идеи античных авторов относительно раннего детства не нашли широкого применения в обществе. До семилетнего возраста дети развивались свободно, а занятия с ними в ранний период казались совершенно бесполезной заботой.5

Античные мыслители, размышлявшие на педагогические темы, специально не обращаясь к раннему возрасту, тем не менее, касаются и его, следовательно можно предположить все же о потребности общества в этих идеях.

Ребенок с точки зрения античных авторов представлял целостную индивидуальность, его воспитание сочетало в себе наследственность, врожденные (природные) способности («свободное призвание») и учение (воспитание). Целью системы взглядов на воспитание являлось развитие гармоничной всесторонне развитой личности, а также развитие высших сторон души: волевой и разумной.

Идея гармоничного воспитания у античных авторов была очень распространена, и, как видно из сочинений мыслителей того времени, главное внимание обращалось на воспитание в первую очередь идеального гражданина полиса - что являлось основной функцией воспитания. И, разумеется, речь не шла о ценности конкретной и каждой человеческой жизни и жизни ребенка в частности. Даже, скорее, наоборот, встречаются упоминания о зачастую безразличном отношении к слабым и больным детям: о ребенке-калеке, например, в античное время не заботились и не кормили. Правда, касается это в основном Спарты, и писали об этих случаях афинские авторы, что говорит о том, что такие случаи не были ординарными. Здоровых и сильных детей, наоборот, воспитывали усердно, жестко, часто применяя физические наказания.

Восприятие детства и отношение к детству в XV веке

Появление интереса к детству к началу эпохи Возрождения было обусловлено, во-первых, появлением интереса к человеку, его светской и частной жизни; во-вторых, переосмыслением человеком своей социальной роли в обществе в разные периоды своей жизни.

Потребность общества в разносторонне и гармонично развитых личностях, образованных в различных областях знаний и в «важнейших искусствах»1 вызвала необходимость обратить внимание на развитие и воспитание ребенка с самого рождения. Этим были озабочены главы знатных семей, волновавшиеся о достойном имени рода и о его прославлении и стремившиеся позаботиться не только о выборе хорошего учителя для своего ребенка, но и о собственном вкладе в воспитание наследника еще до того, как он достигнет возраста, приемлемого для обучения наукам.

Отвечая на вызов времени, мыслители в своих педагогических рассуждениях обратились к вопросам воспитания. И, поскольку эти вопросы актуальны для изучаемой эпохи, мы можем уже говорить о восприятии детства, о выделении этой возрастной категории как отдельной и особенной.

Кроме того, интерес к детству проявляется и в искусстве. В изображении ребенка в средние века и эпоху Возрождения также можно найти различия, характеризующие отношение к нему. Существенный признак, по которому они различаются - изображение человеческого тела. В средние века тело Богоматери, как и тело младенца, скрыто одеждами, т.е. почти полностью задрапировано, и мы не можем увидеть его особенностей. (См. Приложение. Рис. 1 - 3). Это обусловлено отсутствием в средневековой живописи интереса к человеческому те-лу. Но уже в XIV веке, например, у Джотто (см. Приложение. Рис. 4) интерес к изображению тела ребенка проявляется - ребенок на его картине наполовину обнажен, и художник таким образом обращает внимание на особенности детской анатомии.

Начиная с XIV века искусство стремится выразить личность, которую уже признают в ребенке, особенности детского возраста приобретают поэтический и повседневный смысл. Появляется детский костюм. Эта специализация костюма (а внешние формы одежды имели очень большое значение в обществе) свидетельствует о переменах в отношении к детям. Детством начинают наслаждаться. Благодаря своей наивности, забавности, ребенок становится источником радости для взрослого - его ласкают с ним «сюсюкают». Это время Арьес называет первым восприятием детства в кругу семьи и придает главное значение истории взаимоотношений в семье. Живопись Возрождения представляет нам различные жанровые сцены, где в образе главных или второстепенных персонажей присутствуют дети. Ф. Арьес в этой связи приходит к двум выводам: во-первых, дети в повседневной жизни смешивались со взрослыми и всякое скопление народа - полевые работы, игры или массовые гулянья - собирало вместе и детей, и взрослых; во-вторых, художникам нравилось выделять ребенка в общей толпе или группе из-за его грации и живописности.3

Живопись XV века представляет нам целый ряд художественных произведений, где художники обращают внимание на прорисовку анатомических особенностей, свойственных детям. Но знание человеческого тела не подавило в мастерах прирожденной чуткости к красоте строения тела ребенка, к гибкости его движений.

Изучая картины XV века можно убедиться, что искусство Возрождения не отвергло полностью традиции средневековья, а даже позаимствовало у средневековых художников ставший одним из самых распространенных в художественном творчестве Италии сюжет - изображение Богоматери с младенцем, который трактуется итальянскими живописцами часто так же, как и в Средние века - ребенок на руках Богоматери находится как будто на престоле (см. Приложение. Рис. 1 - 4). Однако, отбросив те сковывавшие творчество художников требования, которые предъявляла церковь к написанию картин, творцы эпохи Возрождения по-новому - свободно и гармонично - воплотили в своем искусстве образ Марии с младенцем, используя художественно-изобразительные средства и достижения своего времени.

Но среди картин, посвященных христианской тематике, в XV веке начинают появляться и изображения реальных детей, (см. Приложение. Рис. 15, 16, 18,22, 24, 25, 27). Это связано прежде всего с интересом к человеку вообще - так как это время уже представляет нам портретные и скульптурные изображения обычных людей, и что интересно, принадлежащих зачастую не только к высшим кругам. Можно встретить изображения детей, по-видимому, не из самых богатых и знатных слоев итальянского общества (см. Приложение. Рис. 18, 22, 24). Появление в искусстве образа реального ребенка как популярное изображение говорит о том, как велик был уже в это время интерес к детству.

Забота о младенце

Проблемы воспитания в исследуемый период попадали в поле зрения практически всех грамотных людей. Что касается самого раннего возраста детства - младенчества, то этим вопросом в большей степени интересовались гуманисты и медики.

Появившийся в XV веке целый пласт гуманистической литературы, посвященный педагогическим проблемам, впервые озвучивает мысль о воспитании с самого раннего детства. Огромную и первостепенную роль здесь должна играть семья.

Вопросы влияния семьи на воспитание и некоторые другие педагогические идеи, выдвинутые в произведениях итальянских гуманистов, подробно рассматриваются в монографии Н.В. Ревякиной. У первых гуманистов, по ее мнению, брак и семья еще не находят безоговорочного признания и поддержки. Например, для Петрарки семья и дети являются источником беспокойства, осложняющей жизнь обузой. Но Петрарка был, пожалуй, единственным представителем культуры Возрождения, кто дал подобную оценку семейным ценностям. А вот уже взгляды Салютати, по мнению Н.В. Ревякиной, ярко представляют собой начало нового взгляда на семью: определяя целью брака - рождение детей, гуманист рассматривает данный социальный институт как природную обязанность, которую каждый человек должен выполнить. Он считает, что отказываясь производить потомство, люди уничтожают то, что в них произвела природа; они становятся несправедливыми по отношению к самим себе, своим близким, злыми по отношению к роду, человеку и в высшей степени неблагодарными по отношению к природе. Не оставив детей, человек будет несправедлив к своим предкам, т.к. уничтожит имя и славу рода. Он будет несправедлив к родине, не оставив ей после себя защитника, злобен (злонамерен) по отношению к роду человеческому, который погибнет, если его не будет поддерживать непрерывная преемственность поколений1.

Во многом особенности культуры раннего Возрождения, в частности, взгляд на семью, основаны, прежде всего, на долге. Любовь, связующая супругов, в это время не является условием брака, а внебрачные отношения не признаются. Кроме этого, раннее Возрождение закладывает рациональные основы репродуктивного поведения семьи, ожидающей ребенка, а также родителей в отношении ребенка-младенца. Авторство этих идей принадлежит Франче-ско Барбаро и Маффео Веджо. Так, Барбаро в своем трактате «О женитьбе» впервые вводит в обиход идеи о гигиене беременности, а Веджо говорит о необходимости соблюдения определенных правил перед зачатием ребенка, что много значит для дальнейшего развития личности. Альберти в трактате «О семье» уже в большей степени, чем это было у ранних гуманистов, представляет уравновешенность рационального и чувственного в своих взглядах на семью. С одной стороны, он отмечает необходимость каждой семьи продолжить свой род, воспроизвести детей. С другой стороны, указывает, что дети являются величайшей радостью для отцов3. А радость это эмоция, и тем самым выражение чувственного компонента культуры.

С точки зрения гуманистов, вся первая фаза раннего детства (то есть новорожденный период и следующий за ним, когда ребенок начинает ходить и говорить) посвящена сохранению жизни и здоровья ребенка. В некотором смысле сюда же можно отнести даже периоды зачатия и беременности, когда родителям необходимо соблюдать необходимые правила, чтобы ребенок родился здоровым. И гуманисты, и медики XV века много пишут об этом периоде, считая его важным для дальнейшей жизни младенца. Неудивительно - это время для ребенка тесно связано с жизнью матери (и кормилицы в случае, если ребенка вскармливает не мать). И по этой причине самочувствие и болезни ребенка этой стадии жизни напрямую зависят от состояния здоровья матери (во время зачатия и подготовки к нему даже отца, в меньшей степени). Будущие родители должны придерживаться правил гигиены, питания и основ здорового образа жизни. Поскольку эти правила выглядят несколько иначе с точки зрения современного человека и влияют на здоровье и в целом будущую жизнь ребенка, остановимся на них подробнее.

Еще перед зачатием ребенка его будущие родители должны вести соответствующий образ жизни: соблюдать определенную диету,4 не допускать частых сношений, ослабляющих тело и душу, после которых дети рождаются с худшими способностями и слабым здоровьем. Будущие отцы не должны допускать связей с другими женщинами, потому что это также может отразиться на ребенке, которому в подобных случаях передается неумеренность отца.

Похожие диссертации на Раннее детство в представлениях итальянских мыслителей XV века