Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема национальной самоидентификации австрийских немцев в 1918-1938 гг. Головашина Оксана Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Головашина Оксана Владимировна. Проблема национальной самоидентификации австрийских немцев в 1918-1938 гг. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Головашина Оксана Владимировна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2010.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 10-6/3210

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений в современной отечественной и западной гуманитарной науке является изучение широкого спектра вопросов, связанных с формированием и развитием наций, национализмом и национальным самосознанием. Рост национализма в республиках бывшего СССР и в некоторых регионах Российской Федерации обусловил повышение интереса к наследию полиэтничных империй, в частности, Австро-Венгрии. В условиях интенсивного обновления национальной идентичности в постсоветском пространстве опыт австрийских немцев, вступивших после распада Габсбургской империи в новый этап формирования своего национального сознания, востребован не только с научно-исторической, но и политико-практической и социокультурной точки зрения.

Степень изученности темы. В советской историографии вопросам формирования наций и влияния национальной идентификации на ход исторического процесса не уделялось должного внимания, однако исследователи, анализируя развитие страны в тот или иной период, касались особенностей ментальности населения. Так, В.М. Турок указывал на «слабость австрийского национального самосознания, отстававшего в процессе формирования от австрийской нации и австрийского государства». Только «в борьбе против гитлеровцев кровь лучших представителей австрийского народа сцементировала национальное самосознание австрийцев, и теперь уже никто в Австрии не сомневается в существовании самостоятельной австрийской нации». Идея Австрии как «второго немецкого государства» принесла, с точки зрения автора, много бедствий австрийскому народу.

В 1961 г. в СССР вышла в свет первая работа, посвященная аншлюсу Австрии. В ней представлен анализ установок политических партий Первой республики в отношении перспектив развития ее государственности. По мнению автора, только коммунисты считали, что «Австрия никогда не была частью германской нации, что австрийский народ на протяжении длительного времени идет по пути самостоятельного национального развития». Напротив, австрийская буржуазия и интеллигенция в целом исходили из того, что австрийцы являются частью германской нации.

М.А. Полтавский, размышляя над вопросом, было ли присоединение Австрии к Германии добровольным или являлось аннексией одного государства другим, не мог не затронуть проблему национальной самоидентификации австрийцев. Автор делает вывод, что «идея аншлюса не имела серьезного отклика в массах трудящихся». Следовательно, национальная идентичность австрийских немцев к 1938 г. заметно отличалась от национального самосознания германских немцев.

Монография О.И. Величко содержит обстоятельный анализ деятельности Христианско-социальной партии и ее влияния на общественное сознание австрийцев.

Дистанцируясь от идеологических штампов и односторонних трактовок, С.В. Кретинин исследует взгляды и деятельность идеологов австромарксизма. Если О. Бауэр пропагандировал присоединение к Германии, мотивируя аншлюс нежизнеспособностью самостоятельной Австрии как государственного образования, то, по К. Реннеру, пишет С.В. Кретинин, «австрийский народ образует единую языковую общность с немцами Германии, но это не мешает австрийцам быть другой нацией».

В учебном пособии А.Ю. Ватлина проблема национальной самоидентификации австрийцев не получила специального освещения, тем не менее позиция автора понятна: он соглашается с тезисом о существовании «общенемецкого пространства», однако не отрицает факта самостоятельной австрийской нации, отмечая слабое развитие австрийского национального самосознания в период Первой республики.

Монография Е.В. Сироткиной, выполненная на основе её кандидатской диссертации, представляет собой первый в отечественный историографии опыт обстоятельного изучения национального самосознания австрийских немцев. «Несмотря на то, – резюмирует автор, – что австрийские немцы в XIX-начале ХХ в. уже сделали реальные шаги на пути к осознанию и декларированию своей национально-государственной идентичности, перехода к вполне определенному, обособленному, самостоятельному австрийскому самосознанию так и не произошло».

В кандидатской диссертации А.А. Борисовой прослежены генезис идеи аншлюса и взгляды политической элиты на эту проблему. Автор раскрывает экономические, политические и идеологические мотивы присоединения Австрии к Германии.

В австрийской историографии разработан ряд теоретических концепций наций. Р. Плашка характеризует нацию как «большую социальную группу, объединенную под воздействием определенных объективных и субъективных предпосылок». Э. Брукмюллер рассматривает нацию как один из элементов больших социальных групп, возникающих в ходе капиталистической индустриализации общества.

Изучение национальной проблематики в Австрии зависело от колебаний политической конъюнктуры и смены поколений исследователей. В межвоенный период, когда значительная часть интеллектуальной элиты была уверена в нежизнеспособности молодой республики, ученые и публицисты доказывали общность австрийских и германских немцев. С крахом нацистского режима в общественном сознании поднимается антигерманская волна австрийской самобытности. Одним из проявлений этого является отсутствие интереса в послевоенной Австрии к темам немецкой истории.

После провозглашения Австрией нейтралитета (1955 г.) исследователи вновь обратили внимание на изучение всегерманской общности. Этому способствовало то, что вплоть до середины 1960-х гг. тон в австрийской университетской науке и школьном образовании задавали преподаватели и учителя, поклонявшиеся великогерманской идее. Лишь в конце 1960-х – 1970-х гг. в историческую науку пришло новое поколение исследователей, которые стремились отмежеваться от национал-социалистического наследия. В научной среде развернулась острая дискуссия, в ходе которой констатировалось влияние политической конъюнктуры на содержание принятых в историографии понятий и терминов, в том числе по этнической истории. Например, П. Бергер характеризовал австрийскую нацию как государственно-политическую реальность, А. Малли подчеркивал необходимость рассматривать понятие «австрийская нация» с учетом политического контекста.

Опираясь на методологические разработки предыдущего этапа, в 1980-е гг. историки выпускают ряд крупных работ, в которых обосновывают тезис о самобытном национальном самосознании австрийцев. По Ф. Крайсслеру австрийская нация, возникнув в процессе сопротивления политике германского нацизма в 1938-1945 гг., ныне является объективной действительностью. Э. Брукмюллер выделил этапы формирования австрийской нации, начиная со Средних веков и заканчивая второй половиной ХХ в. Достоинством этой монографии является обращение не только к политическим и культурным факторам нациобразования, на чем акцентировали внимание предшественники автора (Ф. Геер и др.), но и детальный анализ влияния социальных и экономических аспектов на развитие национальной идентичности. Относя образование самобытной австрийской нации ко времени Второй республики, Брукмюллер отмечал, что важным этапом формирования австрийской идентичности был период Первой республики. О. Шульмайстер стремился избегать слова «немецкий» в характеристике национального самосознания австрийцев. Он утверждал, что австрийская нация обладает собственным языком, уникальной культурой и самобытным народом. Доказательству существования австрийской нации как самостоятельной общности посвящен сборник публикаций известных историков, общественных и политических деятелей – «Австрия: от государственной идеи к национальному самосознанию».

Большой интерес представляет работа академика Э. Целлнера, в которой автор прослеживал связь между процессом складывания национального самосознания у австрийцев и историей самого понятия «Австрия». Истоки австрийской нации автор находил в средневековых студенческих организациях, а ее окончательное формирование он связывал с попытками восстановить национальную самобытность после крушения Третьего рейха: «Реакция на стирание имени “Австрия” с 1938 по 1945 гг. была неизбежна, и отстаивание национальной самобытности стало политической необходимостью».

В сборнике статей «Австрия и германский вопрос в XIX и ХХ столетиях» Г. Лутц и Г. Румплер, избегая категоричных формулировок, писали: «С одной стороны, Австрия обладает собственной идентичностью, с другой – она часть немецкой общности». Н. Шаусбергер, анализируя идею аншлюса 1918 – 1938 гг., не оперировал категорией национального самосознания. Причину широкого распространения идеологии присоединения к Германии он видел в воздействии комплекса экономических и политических факторов. К. фон Клемперер указывал на «фантомное присутствие» старой империи, которое он видел в речах политиков и общественных деятелей, в особенностях государственной символики, художественных произведениях, настроениях народа.

Несмотря на основательность выводов этих исследователей, научное изучение проблемы австрийской национальной самоидентификации требовало своего продолжения. Западногерманский историк К. Эрдманн выпустил в 1985 г. монографию «След Австрии в немецкой истории: три государства, две нации, один народ?», в которой, несмотря на знак вопроса в названии, настаивал на общности немецкого и австрийского народа, хотя и разделял эти две нации. Работа вызвала дискуссию как в научном мире, так и среди широкой общественности двух стран и особенно Австрии.

Первым против положений германского ученого выступил австрийский профессор, последователь Э. Целлнера, Г. Штурц, который продолжил в своем исследовании линию предшественников, заявив, что после 1938 г. лишены смысла любые попытки интерпретации австрийской истории как части немецкой. Г. Штурц объяснял стремление австрийской политической элиты к объединению с Германией нежеланием выступать наследницей Габсбургской империи. Оппонент Г. Штурца Т. Брехенмахер вновь поднял вопрос о единой истории двух стран, который, на его взгляд, по-прежнему остается без ответа. Статья М. Глетлер посвящена австрийской историографии, истории Германии и австро-германских отношений. Пропаганда самобытности австрийской нации после 1945 г., по мнению автора, связана не с осознанием нацией своей идентичности, а с международной политикой и необходимостью интеграции бывших национал-социалистов в новое правовое сообщество. Касаясь национальной самоидентификации австрийцев в межвоенное время, автор отмечала, что исследователи и публицисты Первой республики стремились доказать в своих работах тезис об общности всех немцев.

Представляется, что пристальное внимание современных австрийских исследователей к общенемецкой истории, фиксируемое с середины 1990-х гг., явилось рефлексией академического сообщества на вступление Австрии в Европейский Союз и – шире – на вызовы глобализации. Показательно, что Ф. Матис стремится не касаться вопроса о национальной идентификации австрийских немцев, а попытки объединения с Германией в 1918 – 1938 гг. рассматривает как экономическую необходимость. П. Визингер критикует взгляды сторонников культурной независимости австрийской нации: «Несмотря на обилие исторических, социологических, политологических работ, посвященных национальной проблематике, очень мало публикаций, исследующих лингвистический аспект». Но именно этот аспект ставит под сомнение, полагает исследователь, существование австрийской нации. К. Воцелка считает, что до второй мировой войны существовали лишь отдельные предпосылки обретения австрийским населением особой идентичности. Формирующееся национальное самосознание в идеологии корпоративного государства видели В.Р. Гарша, Е. Талос.

Отдельные монографии раскрывают особенности взаимоотношений Австрии и Германии. Учитывая ключевое влияние соседней немецкоговорящей страны на формирование национальной идентичности австрийцев, данной теме уделяется много внимания. Исследователи детально разбирают роль складывавшихся веками политических, экономических, социальных и культурных отношений на процесс становления австрийской нации.

Большое значение в изучении национальной проблематики межвоенного времени, в частности, роли интеллектуальной элиты в национальной самоидентификации австрийцев, имеют монографии, раскрывающие взгляды ключевых политических и общественных фигур Первой республики на перспективы этнонционального развития Австрии.

Таким образом, в работах, посвященных формированию национальной идентичности австрийцев довольно обстоятельно разбирается национальная проблематика в период Второй республики. Заметно слабее изучены аналогичные проблемы Австрии 1918-1938 гг.

Объектом диссертационного исследования являются австрийские немцы, то есть та подавляющая часть граждан Австрийской республики, которая ассоциировала себя с немецким языком и австронемецкой культурой. Несмотря на то, что мы касаемся в своем исследовании других этносов (славян, евреев), объектом нашего внимания оказываются только те их представители, которые были гражданами Австрийской республики и являлись по своим взглядам и этосу органичной составляющей австронемецкой культуры.

Предметом диссертационного исследования является национальная самоидентификация австрийских немцев в историческом контексте Первой республики.

Географические рамки исследования включают территорию Австрийской республики в границах, устанавливаемых Сен-Жерменским мирным договором.

Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают период с 1918 г. (образование Первой республики) до 1938 г. (аншлюс Австрии Германским рейхом). Выбор данного отрезка времени обусловлен рядом причин. Крах Австро-Венгрии, одной из титульных наций которой являлись австрийские немцы, вызвал кризис национальной идентичности. В то время как в остальных государствах-преемниках Габсбургской империи происходил интенсивный процесс формирования государственно-национального самосознания, большинство граждан Австрийской республики не хотели признавать себя гражданами малого государства. Противоречивый процесс поиска австрийцами новой национальной идентичности был насильственно прерван в марте 1938 г. после аншлюса.

Цель исследования изучение национальной самоидентификации австрийских немцев в 1918 – 1938 гг.

Исходя из поставленной цели, в диссертации решаются следующие исследовательские задачи:

- проанализировать воздействие исторической памяти политической и интеллектуальной элиты, национальных реликвий в массовом сознании на национальную самоидентификацию австрийских немцев;

- рассмотреть проекты развития австрийской государственности и нации, выдвинутые политическими партиями Первой республики;

- определить отношение широкой общественности к альтернативам австрийской государственности;

- проследить влияние ключевых исторических событий и процессов межвоенной Австрии на национальную самоидентификацию австрийских немцев.

Методологическую базу диссертационного исследования составил ряд общенаучных, специальных исторических методов с применением методологических приемов смежных социально-гуманитарных наук (культурно-исторической антропологии, социологии, этнологии), позволяющих комплексно решать сформулированные задачи. Базовым познавательным принципом служит историзм. Среди специальных исторических методов исследования применялся историко-генетический (ретроспективный) метод, который дает возможность раскрыть причинно-следственные связи и закономерности формирования национальной идентичности. Рассматривая национальную идентификацию, мы признаем приоритет конструктивистской парадигмы, согласно которой национальное самосознание формируется при помощи разнообразных дискурсивных практик. Представители конструктивистского подхода переносят акцент с изучения объективных сторон формирования нации на субъективные внутренние стороны, то есть, на способы конструирования коллективного национального субъекта. Выбор конструктивистской парадигмы обусловлен интересом исследователей данного направления к вопросам национальной идентичности и конструирования национального самосознания.

Источниковую базу диссертации составили разнообразные по своему характеру документы и материалы.

Исследование проведено с привлечением документов из Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). Архивные материалы позволяют ввести в научный оборот малоизвестные ранее документы, высвечивающие отношение современников к национальной судьбе австрийцев.

Отдельную группу источников составляют сборники документов по внутренней и внешней политике Первой республики. Они позволяют представить исторические условия, в которых происходили изменения в национальном самосознании австрийских немцев. В сборники включены законодательные акты, тексты выступлений политических и общественных деятелей межвоенной Австрии, программы политический партий.

Публикации в австрийской прессе отражают позиции основных политических партий в национальном вопросе. В газетных публикациях отслеживается национальное самосознание не только элиты общества, но и рядовых австрийцев. В диссертационной работе мы привлекаем материалы печатного органа СДРПА газеты «Арбайтер Цайтунг», рупора ХСП – «Рейхспост», либеральных «Винер Цайтунг» и «Нойе фрайе прессе».

Источниковой основой для изучения национального самосознания политической элиты послужили работы лидеров австрийских партий межвоенного времени: О. Бауэра, К. Реннера, И. Зейпеля.

О поиске национальной идентичности научной и художественной интеллигенции можно судить по трудам историков В. Бауэра, Р. фон Кралика, Г. фон Србика и др., произведениям писателей и поэтов Р. Музиля, Й. Рота, А. Вилдганса и др.

Для выяснения особенностей национальной самоидентификации широких масс австрийских немцев был привлечен обширный фольклорный материал: легенды, исторические сказания, популярные в Первой австрийской республике. Специфические черты национальной психологии помогают выявить публикации в юмористической и развлекательной прессе.

Трансляция исторической памяти и влияние этого процесса на национальную самоидентификацию австрийцев прослеживаются по школьным учебникам и книгам для чтения по истории.

Особое значение имеют источники личного происхождения: мемуары, переписка современников. Однако необходимо учитывать, что авторы мемуаров, написанных и опубликованных после исследуемых событий, не всегда искренни, поэтому необходимо проверять информацию, изложенную в мемуарной литературе по другим группам источников.

В совокупности использованные источники представляют собой информационный массив, достаточный для реализации цели и задач диссертационного исследования.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что впервые в отечественной историографии национальная самоидентификация австрийских немцев в период Первой республики является предметом специального исследования. В диссертации раскрыт механизм воздействия исторической памяти австрийских немцев на их национальную самоидентификацию, осмыслено видение альтернатив австрийской государственности в контексте поиска национальной идентичности, прослежены изменения в национальном самосознании австрийских немцев в связи со сдвигами в социально-экономическом и политическом развитии Первой австрийской республики.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Существенным фактором формирования национального самосознания австрийских немцев была их историческая память. Ее противоречивое воздействие выражалось в устойчивом сохранении локального (регионального) патриотизма, сакрализации Габсбургской династии, особенностях австрийского гимна; акцентуации языковой и культурной общности австрийских и германских немцев, с одной стороны, конфессиональной разобщенности австрийцев и пруссаков – с другой.

  2. После распада Австро-Венгерской империи национальная самоидентификация австрийских немцев тесно переплелась с видением перспектив развития их новой государственности. Альтернативные варианты самостоятельной Австрийской республики, Дунайской федерации, аншлюса к Германии нашли свое идейно-теоретическое обоснование в программах политических партий, исканиях научной и художественной элиты. Они включали концепты великогерманской общности, особой миссии австрийских немцев в Дунайском регионе, самобытной австрийской нации.

  3. В массовом сознании национальная идея сопрягалась с «Габсбургским мифом», ностальгией по имперскому периоду, католическим мессианством. Этот великоавстрийский национализм вступил после 1918 г. в противоречие с изменившимися историческими реалиями, обусловившими складывание новой австрийской («малоавстрийской») политической нации.

  4. Национально-государственная политика в Первой австрийской республике имела свою историческую динамику: от попыток социалистического аншлюса к Германии в 1918 – 1922 гг., через австронемецкое культурное мессианство под руководством Христианско-социальной партии в период 1922 – 1933 гг., к утверждению самобытной австрийской нации после 1934 гг. Нацистский аншлюс прервал мирный эволюционный процесс становления австрийской нации.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в изучение общих закономерностей и особенностей процессов нациообразования и национального самосознания.

Практическая ценность диссертационной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при подготовке учебных пособий, общих и специальных курсов по Новейшей истории, в трудах по национальной психологии и идеологии, в практической деятельности специалистов по национальной политике.

Апробация исследования. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в 11 публикациях автора, в том числе в статье «Идея аншлюса и проект Дунайской федерации в общественном мнении Первой австрийской республики», опубликованной в журнале из списка ВАК; выступлениях на всероссийских конференциях в Пятигорске и Тамбове. Диссертация была обсуждена на кафедре всеобщей истории Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы общим объемом 378 наименований.

Похожие диссертации на Проблема национальной самоидентификации австрийских немцев в 1918-1938 гг.