Введение к работе
Актуальность темы исследования. Юго-Восточная Азия (ЮВА) представляет собой один из наименее изученных регионов Старого Света. Лишь в I тысячелетии н.э. на территории Юго-Восточного Индокитая и Малайского архипелага появились государства, испытавшие огромное влияние соседней индийской цивилизации: Фунань и Ченла в долине Меконга, Линьи и Чампа в Центральном Вьетнаме, Шривиджая на юго-востоке Суматры, царство в Кутее на юго-востоке Калимантана V в., за-паднояванское царство Таруманагара V в., центральнояванские царства VIII-X вв. Здесь распространились индуизм и буддизм, индийские по происхождению письменность, язык (санскрит), зодчество и ваяние, система летосчисления, представления о власти, индийский эпос и литература. Этот процесс получил название индианизации, но его причины, этапы и особенности остаются малоизученными.
Политическая история индианизированных государств известна далеко не достаточно. Так, в случае с историей Центральной Явы в VIII— IX вв. историки расходятся во мнении, сколько было династий в царстве Матарам - две (потомки царя Санджаи и Шайлендры) или больше. Происхождение династии Шайлендров неизвестно: их считают выходцами из Индии, из Фунани, с Суматры или местными, яванскими правителями. Одни исследователи представляют политическую историю Центрального Вьетнама как историю единого государства Чампы (Ж. Масперо, Р.Ч. Маджумдар), другие видят в ней борьбу разных политических центров (У. Саусворт, М. Викери). Таким образом, порой не ясны даже основные субъекты исторических процессов в регионе.
В ЮВА возникновение сложных политических систем шло после их образования и длительного развития в соседних регионах - Индии и Китае. Хотя многие исследователи, в том числе Я.К. Ван Лёр, К. Холл, О.У. Уолтере, считают главным фактором развития юго-восточноазиатской государственности рост и колебания мировой торговли, неясными остаются причины и механизм возникновения каждого конкретного царства в Юго-Восточном Индокитае и на Малайском архипелаге.
Индианизированные государства принадлежат к «вторичной» государственности, т.е. возникшей под влиянием уже существующих государств. Но П. Уитли, Д. О'Рейли, Э. Эдварде МакКиннон и М. Викери считают царства Юго-Восточного Индокитая и Малайского архипелага I тыс. только вождествами, отрицая их государственность. Таким образом, природа политических систем региона остается неопределенной.
Всё это обусловливает фундаментальную научную актуальность предстоящего исследования. Обращение к феномену государственности Юго-Восточного Индокитая и Малайского архипелага позволяет проследить конкретные пути развития вторичной государственности и углубить
наши знания об исторической эволюции региона. Изучение местных политических систем способствует лучшему пониманию функционирования власти в условиях внешнего влияния. Исследование индианизации дает возможность анализа взаимодействия между становлением государственности и усвоением иноземного опыта.
Исследование политической истории и организации обществ Юго-Восточного Индокитая и Малайского архипелага актуально и потому, что события отдалённого прошлого до сих пор играют важную роль в самосознании жителей Индонезии, Малайзии, Камбоджи и Вьетнама. На наследие суматранского царства Шривиджаи претендуют и индонезийцы, и ма-лайзийцы; к царству Фунань как одному из истоков собственной государственности обращаются и вьетнамцы, и кхмеры. В Индонезии существуют университеты, носящие имена деятелей прошлого или древних государств: в Самаринде на Калимантане действует Университет Мулавармана (Uni-versitas Mulawarman), названный по имени местного царя Vb.; в Индра-лайе на юго-востоке Суматре находится Университет Шривиджаи (Univer-sitas Sriwijaya); в честь этого же царства назван таиландский университет в г. Сонгкхла - Rajamangala University of Technology Srivijaya. Таким образом, отдалённое прошлое в значительной мере конституирует современную идентичность в странах ЮВА.
Научная разработанность темы. Политическая история и институты обществ Юго-Восточного Индокитая и Малайского архипелага в I тыс. н.э. активно изучаются историками с конца XIX в. Были опубликованы различные письменные источники: надписи, китайские и вьетнамские династические истории; раскопан ряд археологических памятников и составлены региональные карты археологических объектов; проведены лингвистические реконструкции древних языков региона.
Но до сих пор исследователи не пришли к единому мнению о том, были ли эти общества государствами или они обладали другой политической природой. В первой половине XX в. Ж. Сёдес, Р.Ч. Маджумдар, Н. Кром, Ж. Масперо и их коллеги были уверены в том, что социумы ЮВА I тыс. были государствами. Во второй половине XX в. ряд исследователей предложили считать часть этих социумов носителями специфической политической организации. О.У. Уолтере полагал, что они были мандалами (санскр. «круг»), т.е. «кругами царств», а П. Уитли и X. Кульке - что они были вождествами, т.е. предшествовавшими государству политическими системами. В настоящее время Д. О'Рейли придерживается мнения П. Уитли-Х. Кульке, Р. Хагестайн - О.У. Уолтерса, а П.-И. Мангэн, Д.В. Деопик, В.А. Тюрин- теории Ж. Сёдеса и его сторонников. Для характеристики социумов низовий Меконга в I тыс. М. Викери предложил понятие «поньство» (pon-ship) от местного титула понъ.
Поскольку на общества ЮВА в I тыс. н.э. значительное влияние оказала индийская культура, историки первой половины XX в. Г. Ферран,
Ж. Сёдес, Р.Ч. Маджумдар связали возникновение государственности в регионе с массовым прибытием индийцев - индийской колонизацией. Процесс распространения индийской культуры получил название индианиза-ции, порой «индуизации», т.е. распространения индуизма, и санскритиза-ции - распространения санскрита.
Уже Ж. Сёдес отметил активную роль местных жителей в усвоении индийской культуры. Со второй половины XX в. исследователи подчеркивают, что усвоение элементов индийской культуры было решением местных правителей и их окружения и что государственность в ЮВА сложилась до заимствования индийского опыта (Я.К. Ван Лёр, О.У. Уолтере, СВ. Кулланда, М. Викери). Но археологические материалы подтверждают присутствие индийского населения, в частности ремесленников, эпиграфика - брахманов, а письменная традиция указывает на основание государства иноземцами. Это позволяет сохранить понятие индианизации. Однако сам процесс восприятия индийской культуры обществами ЮВА и его роль в генезисе государственности далеко не ясны.
Таким образом, несмотря на большое число эмпирических данных и теоретических реконструкций, необходимо новое изучение имеющихся источников и концепций для прояснения природы общественного и политического развития обществ Юго-Восточной Азии в I тыс.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают древнейшие письменные общества Юго-Восточного Индокитая и Малайского архипелага I тыс. н.э., оставившие собственную эпиграфику, известные по археологическим раскопкам и, как правило, освещенные иноземной, в первую очередь китайской письменной традицией. К ним относятся Фунань в низовьях и Ченла в долине Меконга, Линьи и Чампа в Центральном Вьетнаме, Шривиджая на юго-востоке Суматры, царство в Кутее на юго-востоке Калимантана V в., западнояванское царство Таруманагара V в., центрально- и восточнояванские царства VIII-X вв. Эти общества объединяет использование санскрита и/или местного языка с заимствованной санскритской лексикой, что позволяет изучать распространение элементов индийской культуры по местным, а не только иноземным источникам. Эти местные источники образуют компактные группы надписей.
Предмет исследования - политическая история и политическая организация названных выше обществ, особенности их общественно-политического развития. Эти особенности рассматриваются с учетом комплексного внешнего воздействия на политические системы региона, неравномерности политического развития отдельных царств. Природа политической организации исследуется не только в статическом, но и в динамическом измерении - выявляются изменения в политическом устройстве, которые позволяют реконструировать процесс политической эволюции отдельных сообществ.
Географические и хронологические рамки исследования. Выбор для исследования обществ Юго-Восточного Индокитая и Малайского архипелага в I тысячелетии обусловлен тем, что они испытывали сходное воздействие индийской, а не китайской (как было с Северным Вьетнамом) культуры, находились на сходной ступени общественно-политического развития - это были первые местные царства, оставившие письменные источники - надписи. Именно наличие местных источников и сходство культурного опыта позволяют объединить царства Юго-Восточного Индокитая и Малайского архипелага в одну группу.
Хронологически рассматриваются древнейшие письменные общества региона, существовавшие в I тысячелетии. Фунань существовала с первых веков н.э. до начала VII в., её преемник царство Ченла появилось в VI в., и на протяжении столетия они сосуществовали; в диссертации рассматривается только ранняя история Ченлы до её распада в середине VII в. Первое политическое образование на севере Центрального Вьетнама - Ли-ньи китайских авторов - возникло в конце II в., а первые надписи Чампы появились только в VI в. История Чампы исследуется до середины VIII в., когда её центр в долине реки Тхубон (место находки почти всех её ранних надписей) потерял политическое значение. Известны несколько царств, оставивших надписи IV-V вв.: на юге Центрального Вьетнама, на Калимантане и Западной Яве. Царство Шривиджая на Суматре появилось в VII в. Поскольку его надписи датированы последней четвертью VII в., в диссертации рассмотрен только этот период, а также вопрос о взаимоотношениях Шривиджаи и яванских царств в VIII в. Первая датированная надпись Центральной Явы относится к 732 г., а Восточной - к 760 г. История этого района исследуется до начала X в., когда политический центр сместился на восток острова.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа эпиграфических памятников царств Юго-Восточного Индокитая и Малайского архипелага I тыс. н.э., сведений китайской письменной традиции и данных археологии реконструировать процессы общественно-политического развития, политическую историю и восприятие индийской культуры такими социумами, как Фунань и Ранняя Ченла, Линьи и Чампа, Шривиджая, островные государства Калимантана, Западной и Центральной Явы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-
определить основные понятия и проанализировать теории политической организации и индианизации традиционных обществ ЮВА;
-
исследовать общественно-политическое развитие и восприятие элементов индийской культуры в Фунани и Ранней Ченле;
-
выявить особенности политического развития и культурных трансформаций на территориях Центрального Вьетнама в период Линьи-Ранней Чампы (II-VIII вв.);
-
разобрать политические отношения в островных обществах Калимантана и Западной Явы V в. и в Шривиджае VII в.;
-
изучить общественно-политические отношения на Центральной и Восточной Яве VIII-начала X в., включая историю империи Шайлендров (вторая половина VIII-начало IX в.) и её отношения со Шривиджаей.
Методология исследования. Исследование основано на принципах историзма, единства человечества и всеобщей истории, феноменологического конструктивизма и объективности. Согласно первому принципу, все явления рассматриваются в их развитии, становлении и изменении. Согласно конструктивизму, само знание о прошлом есть продукт исторического развития, который способен изменять восприятие настоящего и представления о прошлом и будущем. Поэтому необходимо учитывать сам контекст появления знания, в том числе добываемого исторической наукой. На практике это означает увязывание теоретических конструкций с обстоятельствами их появления и обоснование выбора собственной теоретической позиции. Среди множества теорий политической эволюции с идеей всеобщей истории и единства человечества хорошо согласуется концепция государства и его эволюции Л.Е. Гринина , в которой государство предстаёт универсальной формой политической организации, что позволяет разрабатывать эту концепцию применительно к обществам Юго-Восточного Индокитая и Малайского архипелага. Согласно феноменологии, следует сколь возможно точнее описывать явления общественной жизни. Согласно принципу объективности, необходимо обосновывать любой вывод посредством эмпирических данных и логических правил вывода. Соблюдение всех перечисленных принципов позволяет достичь проверяемости, необходимой для подлинно научного знания.
Источниковая база исследования. Исследование построено на комплексном анализе письменных, вещественных и эпиграфических источников; эпиграфические источники - надписи на различных предметах (скалах, камнях, основаниях статуй, печатях) - сочетают признаки первых двух типов источников.
Эпиграфика служит в исследовании основным источником. Изучены 22 надписи ранней Чампы, 3 царские надписи и около 30 надписей на инталиях, кольцах, печатях с санскритскими надписями письменностью драхми Фунани, 36 надписей Ченлы , свыше ста надписей Центральной, Западной и Восточной Явы, 9 надписей Шривиджаи, 7 надписей с Калимантана, ряд надписей Малаккского полуострова (стела
Гринин Л.Е. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: Общий контекст социальной эволюции при образовании государства. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: URSS - Изд-во ЛКИ, 2011 (далее - Гринин, 2011).
В историографии надписи Камбоджи обозначаются буквой К, а надписи Чампы -буквой С латиницы. См.: Ccedes G. Inventaire des inscriptions du Champa et du Cambodge //Bulletin de l'Ecole Francaise d'Extreme-Orient. T. 8. Fasc. 1. 1908. P. 37-92.
из Чхайи, или Лигорская стела) и Индии (в частности, надпись Девапала-девы из Бенгалии, Большая и Малая Лейденские надписи на медных табличках, некоторые надписи эпохи Гуптов). Привлекались надписи Ангкор-ской империи и поздней Чампы.
Язык большинства исследованных надписей - санскрит. Надписи Шривиджаи написаны на древнемалайском языке. Ряд надписей Ченлы составлен частично или полностью на древнекхмерском. Тексты Центральной Явы IX-X вв. в большинстве написаны на древнеяванском языке, есть и билингвы с санскритской частью. Надпись Чампы из Донг Йен Тяу написана на древнечамском языке. В Большой и Малой Лейденских надписях есть санскритские и тамильские части.
Не все надписи содержат дату; многие датированы на основании палеографии и содержания. К таковым относятся все надписи Фунани, многие надписи Чампы и Ченлы, надписи Западной Явы и Калимантана, ряд надписей Шривиджаи. Исследовавшиеся надписи Центральной Явы, как правило, датированы (исключая надпись на древнемалайском языке из Гондосули и буддийскую мантру с плато Рату Боко).
Эпиграфику Фунани, Ченлы, Ангкорской империи, Шривиджаи, Чампы и стела из Чхайи публиковал Ж. Сёдес. Санскритская эпиграфика Камбоджи издавалась О. Бартом. Надписи Фунани на инталиях, кольцах и печатях опубликовал Л. Малере. Надписи Чампы издавали Э. Эймонье, А. Бергень, Л. Фино, Эд. Юбер, П. Мю, Р.Ч. Маджумдар, А.-В. Швейер, А. Гриффите, А. Лепутр, У. Саусворт и Тхань Фан. Надпись из Вокань опубликовал Ж. Фильоза. Надписи Западной Явы и Калимантана опубликовал Ж.-Ф. Фогель, а найденные позже - Б.Ч. Чхабра. Датированные надписи Явы до 928 г. собрал в своём каталоге Х.Б. Саркар. Яванская эпиграфика издавалась Я. Брандесом и И.Г. Де Каспарисом. Важную надпись царя Балитунга из Вануа Тенгах III 908 г. частично издала Дж. Виссеман Кристи; её транслитерацию осуществил индонезийский эпиграфист Бухари. Надписи Шривиджаи издавали И.Г. Де Каспарис, Бухари и А. Гриффите; русский перевод предложили СВ. Кулланда и А.К. Оглоблин.
Индийская эпиграфика привлекалась по изданиям X. Шастри - надпись царя Девапаладевы из Наланды; К.В. Айера- Большая и Малая Лейденские надписи (с уточнениями К.А. Нилаканта Шастри, Н. Карашима и И. Суббараялу), Д.Ч. Сиркара - надписи Гуптов.
Жанры исследованных надписей различны. Это грамоты о пожалованиях и дарениях, восхваления правителей, посвящения богам, проклятия неверным подданным. Многие из них включают родословия правителей или легенды; иногда, как в надписи Вануа Тенгах III 908 г. с Центральной Явы, описывается история земельного пожалования буддийскому монастырю (вихаре). Есть надписи о водных источниках или об управлении водными ресурсами (чамский текст из Донг Йен Тяу в Центральном Вьет-
наме и надпись из Тугу на Западной Яве V в. соответственно). Надписи издавались либо царями, либо корпорациями, либо частными лицами; к последней группе относятся надписи на печатях, кольцах и инталиях. Группа жрецов написала прославляющие царя Мулавармана за его дары надписи на «жертвенных столбах» (уйра) на Калимантане в Vb.; в ту же эпоху брахманы восхваляли царя Пурнавармана на Западной Яве.
Эпиграфические источники обладают рядом особенностей. Это литературные памятники и памятники материальной культуры одновременно. Эпиграфика, как памятник материальной культуры, более чётко вписана в социальное и физическое пространство, особенно если она выгравирована на неподвижных или исходно не предназначенных для передвижения объектах (основания статуй божеств). Многие надписи ранней ЮВА выполнены в стихотворной форме: таковы царские надписи Фунани, санскритские надписи Центральной Явы VIII в., надписи царя Чампы VII в. Пракашадхармы-Викрантавармана; надписи V в. с Калимантана и Западной Явы, равно как и многие надписи Ченлы. Другие надписи сделаны прозой, например, надписи царя Бхадравармана V в. из долины Тхубона или древнеяванские надписи IX-X вв. Таким образом, надписи не всегда можно считать памятниками деловой активности - это памятники древней словесности. Поэтому сообщаемые ими «экономические» или «политические» факты могли быть вымышленными.
Л.Б. Алаев подчеркнул роль «династического» и «административного» мифов в индийской эпиграфике, а также её формульный и ритуальный характер . Это означает, во-первых, что далеко не всегда перечисляемые в надписях «должности» означали действительно существовавшие административные институты: их целью было показать, из кого теоретически состояло царство и/или подчеркнуть имперский характер притязаний властителя. Во-вторых, формульный характер надписей, с одной стороны, позволяет выявить значимые с точки зрения их авторов явления, с другой - может быть показателем штампов, не имеющих особой ценности и цитируемых для соблюдения ритуала. Значимость наблюдений Л.Б. Алаева для ранней эпиграфики ЮВА показывается в IV главе диссертации при анализе надписей Шривиджаи.
Применение количественных методов разработано в отечественной историографии Д.В. Деопиком на эпиграфике Чампы, ранних бирманских царств и царств Камбоджи (Ченлы и Ангкора). Количественные методы позволяют выявлять типические явления, судя по их повторяемости в текстах надписей. Так, упоминание даров во всех надписях царя Мулавармана, правившего в V в. на юго-востоке Калимантана, свидетельствует о важности процедуры дарения для авторов этих источников.
3 АлаевЛ.Б. Средневековая Индия. СПб.: Алетейя, 2003. С. 21-24.
Д.В. Деопик провел картографирование ранних надписей Камбоджи V-VIII вв. и надписей империи Паган на территории современной Мьян-мы. Территориальное распределение надписей правителя может помочь выявлению районов, на которые распространялась его власть или в которых она осуществлялась более интенсивно. Так, «тексты присяги» Шри-виджаи VII в. найдены в долине реки Батангхари к северу, на южной оконечности острова Суматра к югу и на острове Банка к востоку от центра царства - Палембанга; все они находятся на водных путях и указывают на пределы экспансии правителя Шривиджаи этого времени. Сходным образом картографирование позволяет уточнить локализацию ранней Ченлы по расположению надписей её первых царей Бхававармана и Читрасены-Махендравармана в VI в.
Но количественные методы имеют ряд ограничений. Для проведения подсчётов необходим однородный материал, однако корпусы надписей, равно как и их содержание далеко не однородны. Так, надпись Бхадравар-мана из Хонкука С. 105 в долине Тхубона (Центральный Вьетнам) только прославляет божество Бхадрешвару (Бхадрешварасвамина), а его же надпись из Мишона С.72 сообщает о дарении этому божеству. Оба текста касаются Бхадрешвары и написаны на санскрите прозой. Вывод о господстве культа Бхадрешвары напрашивается сам собой, но любые математические подсчёты на таких разных текстах едва ли будут репрезентативными.
Эпиграфика подчас молчит о многих сторонах жизни общества. В ней нет сведений об экспортных товарах древней и средневековой ЮВА -продуктах тропического леса и пряностях, мало упоминаний металлов.
Поэтому при всей значимости надписей не следует считать их всеобъемлющим источником сведений об оставивших их обществах. Основанные только на них реконструкции всегда неполны и для получения более надежной картины необходимо сопоставление данных надписей со сведениями других типов источников, в первую очередь письменных и археологических .
Все использованные в исследовании письменные (нарративные) источники принадлежат иноземным традициям. Особую важность для исследования имеют китайские письменные источники; в меньшей степени - вьетнамские (для изучения царства Линьи -предшественника Чампы в Центральном Вьетнаме), что вызвано опорой вьетнамских летописных сводов на китайскую традицию при изложении событий ранней истории.
Привлекаемые для анализа китайские письменные повествовательные источники подразделяются на официальные / нормативные (династические) истории (чжэн ши), географические сочинения и энциклопедии, записки паломников.
Китайские нормативные истории содержат основную информацию о царствах Фунани и Линьи; самые ранние сведения о первом из них восхо-
дят к отчётам Кан Тая и Чжу Ина второй четверти III в. и сообщениям о посольствах с III в. Подборки текстов из этих источников были переведены на французский язык П. Пельо, Ж. Масперо, Л. Оруссо и Р. Штайном, а на английский - П. Уитли.
Кан Тай и Чжу Ин были отправлены в Фунань как послы царства У в 225-230 или 245-250 гг. н.э. Кан Тай был старшим секретарём (чжун-лан), а Чжу Ин - чиновником по «культурным отношениям» {сюанъхуац-зюнши). По возвращении оттуда они составили отчёты об этом царстве, которые дошли до нас в пересказе китайских династических историй, географических сочинений и энциклопедий.
Первое упоминание Фунани встречается в нормативной истории «Сань го чжи» (Описании трёх царств / Троецарствия), составленной в конце III в. Чэнь Шоу и охватывающей события 220-280 гг. Там в биографии Люй Дая, губернатора Гуандуна в 225-231 гг. н.э. при основателе царства У Сунь Цюане (222-252), сообщается о прибытии послов ко двору от царей Фунани, Линьи и Танмина, а в другом месте сказано, что «в двенадцатый месяц шестого года чиу (243 г.) царь Фунани Фаньчжань прислал посольство, чтобы поднести в дар музыкантов и продукты своей страны».
«Цзинь шу» (История государства Цзинь) повествует о событиях 265-419 гг., но была составлена в конце VI - первой половине VII в. Фан Сюань-линем. «Лю Сун шу» (История Ранних Сун), написанная Шэнь Юэ в начале VI в., сообщает о событиях 420-478 гг. «Нань Ци шу» (История Южных Ци) рассказывает об эпохе 479-501 гг. и была написана Сяо Цзы-сянем в начале VI в.. «Лян шу» (История Лян), описывающая события 502-556 гг., составлена в первой половине VII в. Яо Сю-лянем. «Суй шу» (История Суй) Вэй Чжэна (581-643) описывает события 581-618 гг.
Событиям 618-906 гг. посвящены «Цзю Тан шу» (Старая история Тан), составленная между 936-946 гг. группой учёных во главе с Лю Сюем и Чжан Чжао-юанем, и «Синь Тан шу» (Новая история Тан), написанная в XI в. Оуян Сю и Сун Ци. «Нань ши» (История Юга) Ли Янь-шоу (VII в.) охватывает период с 420 по 589 г. «Сун ши» (История Сун), охватывающая события 960-1279 гг., была написана в 1343-1345 гг. под руководством монгольского сановника Тото (Токто).
Об истории Центрального Вьетнама до и во время возникновения Линьи сообщает «Хоу Хань шу» (История поздней династии Хань) Фань Е, законченная в 445 г. и описывающая события 25-220 гг.
Географическое сочинение «Шуи цзин чжу» («Комментарии к "Книге о реках"» или «Канон вод/рек с комментариями») написано в конце V-начале VI вв. Ли Дао-юанем, а энциклопедия «Тайпин юйлань» (Высочайше просмотренное собрание книг, составленное в период правления Тайпин) составлена в 977-983 гг. группой чиновников во главе с Ли Фаном по приказу императора Тайцзуна, царствовавшего в 976-997 гг. и в 976-984 гг. имевшего девиз правления Тайпин («Небесное благоденствие» или
«Великий мир»). «Тайпин юйлань» дошёл до нас в копиях. В 1572 и 1812 гг. на основе их сверки предпринимались переиздания энциклопедии. И в ней, и в «Шуи цзин чжу» содержатся сведения о Фунани. Определённое значение имеют сведения «И юаня», составленного Лю Цзин-чжоу около середины V в.
Название Линьи исчезает из китайских источников с 757 г., когда ему на смену пришёл топоним Хуаньван. Для более позднего времени историки используют «Сун ши», историческую энциклопедию «Вэньсянь тункао» («Исследование всех главных разделов истории Китая») Ма Ду-ань-линя (-1254-1323), раздел которой о южных странах перевёл на французский язык Эрвэ де Сен-Дени; и «Сун хуэйяо цзигао» («Сводный черновой вариант "Собрания важнейших сведений о династии Сун"»), сообщения которой о Чампе перевёл на английский язык Дж. Уэйд. В них Чампа называется Чжаньбо, Чжаньпо, Чжаньчэн и Хуаньван.
Все китайские источники представляют собой компиляции различных и подчас разновременных текстов, подвергнутых вдобавок составительской правке. Это серьёзно затрудняет их использование. Особую сложность составляет реконструкция исходных форм имён и названий, ибо их передача на китайском языке отличается от оригинального звучания. Поэтому сведения китайских источников нужно проверять данными местных источников, археологических и эпиграфических.
Для реконструкции царств и морских путей V в. важны записки китайского паломника Фа Сяня «Фо го цзи» (Записки о буддийских странах»), переведённые на русский язык Н.В. Александровой.
При изучении Шривиджаи важны сообщения китайского паломника-буддиста И Цзина, побывавшего в Шривиджае в 671, между 685 и 689 и в 689-695 гг., который упоминает её в трёх сочинениях. Первое из них -«Записки» - было написано в Шривиджае в 691-692 гг. и посвящено теории и практике индийского буддизма. Японский исследователь Такакусу перевёл «Записки» на английский язык. «Воспоминания» И Цзина датируются тем же временем, что и «Записки». Они повествуют о рвении и героизме китайских паломников, способствовавших проповеди буддизма в Китае, и принадлежат к известному жанру китайской словесности, представленному работами Фа Сяня и Сюань Цзана. В этом повествовании И Цзина содержатся отчёты ряда китайских паломников, в некоторых из которых упоминается Шривиджая. Э. Шаванн перевёл «Воспоминания» на французский язык. Третье произведение И Цзина, где встречается Шривиджая -перевод санскритского буддийского текста Mulasarvastivada-ekasatakarman, сделанный И Цзином в Китае между 700 и 703 гг. Извлечения из него переведены О.У. Уолтерсом. Для изучения Шривиджаи определённое значение имеют сочинения «За хребтами. Вместо ответов» (Лин вай дай да) Чжоу Цюй-фея 1178 г. и «Описание всего иноземного» (Чжу фань чжи)
Чжао Жугуа 1225 г., переведённые, первое целиком, второе частично, на русский язык М.Ю. Ульяновым.
Особенность записок паломников - преимущественное внимание к буддийскому учению; описание стран ЮВА не входило в их задачу, поэтому их сведения отрывочны.
Вьетнамские источники, использовавшиеся для реконструкции истории Ламапа/Лэмапа (вьетнамское название Линьи) - «Дайвьет ши ки тоан тхы» (ТТ), «Кхам динь Вьет шы тхонг зям кыонг мук» (КМ) и «Вьет шы лыок» (ВШЛ). Русские названия этих сочинений: «Полное собрание исторических записок Дайвьета», «Одобренное высочайшим повелением всеобщее зерцало вьетской истории, основа и частности» и «Краткая история Вьета». На русский язык А.Б. Поляков перевёл «Вьет шы лыок», а К.Ю. Леонов, А.В. Никитин и А.Л. Федорин при участии В.И. Антощенко и М.Ю. Ульянова переводят ТТ. П.В. Познер перевёл КМ.
Все вьетнамские источники в отношении Линьи основываются на китайских текстах: «Сань го чжи», «Лян шу», «Шуи цзин чжу» и других сочинениях. «Краткая история Вьета» была составлена в первой половине XIII в. «Полное собрание исторических записок Дайвьета» получило официальную редакцию в 1697 г. Его источниками стали «Исторические записки Дайвьета» Ле Ван Хыу (1272 г.) и «Продолжение исторических записок» Фан Фу Фиена (не ранее 1459 г.). Составленное в XIX в. «Одобренное высочайшим повелением всеобщее зерцало вьетской истории, основа и частности» было официально утверждено в 1884 г.
При изучении Шривиджаи и Центральной Явы важны сведения средневековой арабской географической литературы ГХ-Хвв., в первую очередь труды Ибн Хордадбеха «Книга путей и государств» и Абу Зайд ал-Балхи «Книга видов земли (или: Виды стран)»; первый из них переведён на русский язык Н.М. Велихановой. Извлечения из этих трудов касательно страны Забадж (Суматры или Явы) перевели на французский и английский языки Г. Ферран и Г.Р. Тиббетс.
Поскольку в диссертации исследуется индийское влияние на ЮВА, привлекалась индийская письменная традиция: санскритские эпос («Махабхарата» и «Рамаяна»), дхармашастры («Законы Ману»), политический трактат «Артхашастра», исторические предания пураны, а также буддийский трактат на языке пали «Вопросы Милинды». Эти сочинения датируются довольно широко и не могут автоматически переноситься на культуру обществ ЮВА; имеющиеся региональные источники указывают на знакомство с отдельными сюжетами индийских сочинений, но едва ли можно безоговорочно утверждать, что их создатели знали полные тексты этих сочинений. Привлечение индийской традиции было бы невозможно без исследований и переводов отечественных индологов: Т.Я. Елизаренковой - «Ригведы», В.И. Кальянова, Б.Л. Смирнова, Я.В. Василькова, С.Л. Невелевой, В.Г. Эрмана, B.C. Семенцова- «Махабхараты»;
П.А. Гринцера - «Рамаяны»; дхармашастр и «Артхашастры» - С.Д. Эль-мановича, В.И. Кальянова, Г.М. Бонгард-Левина, Г.Ф. Ильина, А.А. Вига-сина, A.M. Самозванцева; «Вишну-пураны» - Т.К. Посовой; «Вишну -смрити» - Н.А. Корнеевой, «Вопросов Милинды» - А.В. Парибка.
Вещественные памятники (памятники материальной культуры) представлены данными археологии, зодчества и ваяния.
Археологические материалы по Юго-Восточной Азии I тыс. разнообразны. Систематические раскопки проводились далеко не во всех районах; подчас такие исследования затруднены экваториальным и тропическим климатом; следы народов, живших на лодках подобно нынешним «народам моря» {prang laui) в Индонезии, трудно обнаружить методами традиционной археологии.
Наиболее исследовано городище Окео в дельте Меконга в Южном Вьетнаме, раскапывавшееся Л. Малере в 1944 г. Этот торговый город относится к эпохе Фунани - I-VI вв. н.э. Там были найдены надписи на печатях, инталиях и кольцах, многочисленная керамика, орудия труда, оружие, статуи и лингамы, основания зданий. На рубеже XX-XXI вв. Окео изучала франко-вьетнамская экспедиция П.-И. Мангэна и Во Ши Кая.
Вьетнамские археологи пришли к выводу о комплексном заселении дельты Меконга с V в. до н.э., усилившемся к середине I тыс. н.э. Они обнаружили три типа памятников: 1) поселения, на которых найдены остатки деревянных домов; 2) кирпичные или каменные фундаменты культовых сооружений; 3) погребальные памятники или кладбища, которые содержат кувшинные захоронения или кирпичные постройки для кремации. Найдено множество золотых пластинок с изображением индуистских божеств и лингамов, исследованных Ле Тхи Лиен.
На территории Камбоджи с 1995 г. «Археологический проект Нижнего Меконга» (Lower Mekong Archaeological Project/LOMAP) под руководством М. Старк активно изучает памятник Ангкор Борей. Поселение возникло в V-IV вв. до н.э. и существовало как минимум до VII в.
В Центральном Вьетнаме систематические раскопки древних памятников предпринимались в долине Тхубона на памятниках Чакиеу, Мишона и Донгзыонга. Разведочные исследования в Центральном Вьетнаме позволяют реконструировать предшествовавшую Чампе культуру Шахюинь, но материальная культура самой Чампы остаётся почти неизвестной. Материалы храмовых комплексов Мишона и Донгзыонга были опубликованы А. Пармантье.
Чакиеу находится на южном берегу маленького притока реки Тхубон в 28 км к югу от современного города Дананг и в 20 км вглубь страны от приморского порта Хойан, а также в 14 км к северо-востоку от храмового комплекса Мишон (провинция Куангнам). Чакиеу окружен валами в форме прямоугольника, которые протянулись на полтора км с востока на запад и около 550 м с севера на юг. Первые находки на Чакиеу сделал в 1891 г.
К. Пари. В дальнейшем памятник изучали Л. Фино и Э. Люне де Лажонкь-ер в начале XX в., Ж.-И. Клей в 1927-1928, экспедиция Университета Ханоя в 1985-1990, международная экспедиция под руководством И. Главера в 1993-1996 и международная экспедиция Марико Ямагата и Нгуен Ким Зунга в 1997-2000 гг. Основным результатом исследования Чакиеу стало обнаружение слоев переходного периода от культуры Шахюинь к культуре Чампы со свидетельствами китайского и индийского влияния на рубеже эр.
На юго-востоке Суматре были исследованы памятники дошривид-жайского времени: Карангагунг и Аир Сугихан, выявлены основания кирпичных строений, вероятно, храмов, в Палембанге - центре Шривиджаи VII-VIII вв., а также в бассейнах крупнейших рек этой части острова-Муси и Батангхари. Изучались храмовый комплекс Тингкип и Бамиаю, или Танах Абанг.
На Западной Яве раскапывались памятники V-VII вв. буддийская Батуджая и вишнуистская Чибуая, которые можно сопоставить с надписями царя Пурнавармана. В Батуджае найдены слои предшествующей местной археологической культуры Буни, что позволяет более отчётливо представить переход к ранней государственности.
К числу важнейших памятников зодчества следует отнести храмы Центральной Явы: буддийские Боробудур, Мендут, Павон, Севу, Каласан, Нгавен, Лумбунг, Плаосан, индуистский Прамбанан, строившиеся во второй половине VIII-IX вв., и памятники плато Диенг. К этой группе источников относятся и упоминавшиеся выше храмовые комплексы Мишон и Донгзыонг в Центральном Вьетнаме.
Историография исследования. Активное научное изучение обществ ЮВА I тыс. н.э. началось в конце XIX в. с установлением колониальной власти Франции в Индокитае и завоеванием островов Малайского (Индонезийского) архипелага Нидерландами. Основное внимание французские исследователи А. Бергень, О. Барт, Э. Эймонье, Л. Оруссо, Ж. Сёдес, П. Пельо, А. Пармантье, Л. Фино и их коллеги и голландские историки X. Кёрн, Ж.-Ф. Фогель и Н. Кром уделяли реконструкции политической истории, исторической географии и публикации величественных архитектурных памятников и надписей.
В первой половине XX в процветала теория индийской колонизации ЮВА. Общества ЮВА, по мнению Р.Ч. Маджумдара, Б.Р. Чаттерджи и К.А. Нилаканта Шастри, не могли без помощи индийцев перейти на более высокую ступень общественного развития.
Единственный обобщающий труд по древней истории Юго-Восточной Азии был написан Ж. Сёдесом в 1944 г. и под заголовком «Ин-дуизированные государства Юго-Восточной Азии» издан в 1948 г. . Анг-
4 Cades G. Histoire ancienne des etats hindouises d'Extreme-Orient. Hanoi: Imprimerie d'Extreme-Orient, 1944; Ccedes G. Les etats hindouises d'Indochine et d'lndonesie. P.: Editions de Boccard, 1948.
лийское издание 1968 г. было озаглавлено «Индианизированные государства Юго-Восточной Азии» . Ж. Сёдес предложил концепцию двух индианизации, под которыми он понимал две волны массового прибытия индийцев на территорию ЮВА и основания ими «индианизированных» государств. Первая волна имела место в начале нашей эры, вторая - в IV-V вв., т.е. в эпоху Гуптов.
Ж. Сёдес писал: «Индианизация по существу может быть истолкована как распространение организованной культуры, основанной на индийском понятии царственности, характеризовавшейся индуистскими или буддистскими культами, мифологией пуран и соблюдением дхармашастр, и выражавшей себя на санскрите. По этой причине мы порой говорим о "санскритизации" вместо "индианизации"» . Ж. Сёдес пришёл к выводу о распространении именно индийской, а не только индуистской культуры - культуры, вобравшей в себя и буддизм.
В середине XX в. страны ЮВА обрели независимость. Это способствовало стремлению отрицать идею зависимого развития стран региона и предложить концепцию местной инициативы в становлении государственности и культурных заимствованиях. При росте региональных и местных исследований обобщающие работы по региону оставались редки.
Это основанная в отношении древности и средневековья на монографии Ж. Сёдеса и потому не имеющая самостоятельного значения книга Д. Холла «История Юго-Восточной Азии» . Это коллективная монография советских историков «Юго-Восточная Азия в мировой истории», где ранняя история региона представала частью всемирной истории с расплывчатой формационной характеристикой - переходной от первобытнообщин-
ной к раннефеодальной, в ряде районов через рабовладельческую . Краткость издания не позволила подробно исследовать каждое общество ЮВА.
В монографии американского китаеведа О.У. Уолтерса «История, культура и регион в юго-восточноазиатской перспективе» ЮВА предстала самобытным регионом со своей особой формой государственности - ман-далой - подвижной сетью вассалов верховного правителя . Акцент на общих чертах региона смазал особенности истории местных сообществ, представив ее неподвижной вплоть до колониальной эпохи.
Авторы «Кембриджской истории Юго-Восточной Азии» почти не уделяют внимания политической истории, сосредоточившись на экономи-
5 Coedes G The Indianized States of Southeast Asia. Honolulu, Hawaii: East-West Center
Press, 1968.
6 Coedes G Op. cit. P. 15-16.
7 HallD.G.E. A History of Southeast Asia. L.: MacMillan, 1955; Холл Д.Дж.Е. История
Юго-Восточной Азии / пер. с англ. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958.
8 Деопик Д.В. Регион ЮВА с древнейших времён до XV в. // Юго-Восточная Азия в
мировой истории. М.: Гл. ред. вост. лит. изд-ва «Наука», 1977. С. 28.
9 Wolters O.W. History, Culture, and Region in Southeast Asian Perspectives. Singapore:
Institute of Southeast Asian Studies, 1982. P. 16-17.
ческой и духовной характеристике местных цивилизаций . Детального исследования эволюции каждого общества: Фунани, Чампы, Шривиджаи, Матарама (Центральная Ява), Ангкорской и Паганской империй, Дварава-ти в ней нет.
«История Юго-Восточной Азии до XIII века» Э.О. Берзина написана с позиций советского исторического материализма . Он предложил периодизацию истории классового общества в ЮВА по признаку интеграции культурных элементов. По его мнению, первая интеграция элементов индийской культуры происходила в I-VI вв., когда «различные формы религии -буддизм теравады, махаяны, шиваизм, вишнуизм, распространяются по региону довольно равномерно. Между ними здесь ещё нет явного антагонизма. Культурный облик всех стран Юго-Восточной Азии (кроме Северного Вьетнама, вошедшего в зону Даль-невосточной культуры) можно назвать единообразным» . Следующий этап — VII— XII вв. - это «процесс всё возрастающей дезинтеграции», век соперничест-ва империй . К сожалению, Э.О. Берзин не учёл различий между отдельными сообществами ЮВА I тыс.: на Калимантане V в. нет следов вишнуизма, а на Западной Яве того времени они есть; города Фунани не имеют аналогов в островном мире; понятие интеграции (объединения в одно целое отдельных частей) использовано неудачно, поскольку регион в единое целое не объединялся до конца XX в. (АСЕАН).
В монографии В. Либермана «Странные параллели: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте» ранней истории почти не уделяется внимания . Коллективная монография по археологии ЮВА, изданная И. Главером и П. Беллвудом в 2004 г., обобщает имеющиеся сведения по эволюции материальной культуры каждой из стран ЮВА с первобытной эпохи, но без синтеза данных археологии с информацией надписей и письменных памятников .
В вышедшей в 2006 г. монографии «Ранние царства Индонезийского архипелага и Малаккского полуострова» П.-М. Мюно сделал попытку собрать новейший археологический материал и соединить его со сведениями эпиграфики и письменной традиции, но допустил большое число неточностей и ошибок, в частности, нашёл в тексте «Фо го цзи» Фа Сяня
The Cambridge History of Southeast Asia: Vol. I: From Early Times to с 1500.1 Ed. N. Tarling. Cambridge: Cambridge University Press, 1992.
11 Берзин Э.О. Юго-Восточная Азия с древнейших времён до XIII века. М.: Восточ
ная литература, 1995.
12 Берзин Э.О. Юго-Восточная Азия с древнейших времён.... С. 9.
Там же.
14 Lieberman V. Strange Parallels: Southeast Asia in Global Context, с 800-1830: Vol. 1:
Integration on the Mainland. New York: Cambridge University Press, 2003.
15 Southeast Asia: From Prehistory to History. / Ed. by 1С. Glover & P. Bellwood. L.:
Routledge / Curzon, 2004.
16 Munoz P.M. Early Kingdoms of the Indonesian Archipelago and the Malay Peninsula.
Singapore: Editions Didier Millet, 2006.
имена правителей Восточного Калимантана, в то время как китайский паломник отметил лишь своё пребывание в стране Епоти (Ява или Калимантан), не указав даже имени её правителя.
Австралийский археолог Д. О'Рейли в книге «Ранние цивилизации Юго-Восточной Азии» рассмотрел исключительно континентальные сообщества, включая существовавшие на Малаккском полуострове, но не ис-следовал сообщества Малайского архипелага . Автор считает, что сообщества I тыс. вплоть до возникновения империй около 800 г. были по своей политической организации вождествами, а не государствами. Поскольку Д. О'Рейли археолог, его реконструкции политических систем почти не учитывают сведений эпиграфики и письменной традиции.
Опубликованная в 2011 г. «История ранней Юго-Восточной Азии» К. Холла во многом повторяет его фундаментальное исследование связи морской торговли и развития государственности . «Эта книга - одно из исследований ЮВА как "местной" сущности ("indigenous" essence) и региона автономных организмов ("stand-alone" entities)»19. К сожалению, он не уточняет, что это за сущность. К. Холл называет «ранней историей» период со II до XV в. н.э. включительно, что примечательно, поскольку в упомянутой монографии Д. О'Рейли ранними цивилизациями ЮВА назывались политические образования I—VIII вв. Таким образом, предикат «ранний» ни на что определённое не указывает и не характеризует политическое устройство общества. Недостатком монографии К. Холла можно считать отсутствие самостоятельного анализа местных письменных источников, в частности, надписей Чампы.
Вместе с тем исследований по отдельным обществам очень много. К числу важнейших можно отнести реконструкции политической истории Чампы Ж. Масперо и Р.Ч. Маджумдара, географии Центрального Вьетнама в древности Р. Штайна, основополагающую статью о Фунани П. Пельо, исследования ранней истории Камбоджи (Фунани и Ченлы) Л.П. Бриггса и особенно М. Викери, экономической истории Индонезии Ф. Ван Нарсена, Шривиджаи О.У. Уолтерса, Р. Иордана и Б. Коллеса, яванской истории начала X в. A.M. Баррет Джоунз, генезиса городов в Юго-Восточной Азии и исторической географии Малаккского полуострова П. Уитли, идеологии яванских царств Г.Г. Бандиленко, комплексные реконструкции вьетнамского обществ Д.В. Деопика и П.В. Познера и яванского - СВ. Кулланды.
О 'Reilly D.J. W. Early Civilizations of Southeast Asia. Lanham-New York-Toronto-Plymouth, UK: Altamira Press, 2007.
18 HallK.R. A History of Early Southeast Asia: Maritime Trade and Societal Develop
ment, 100-1500. Lanham-Boulder-New York-Toronto-Plymouth, UK: Rowman & Little-
field Publishers, Inc., 2011; HallK.R. Maritime Trade and State Development Early South
east Asia. Honolulu: Hawaii University Press, 1985.
19 HallK.R. A History of Early Southeast Asia... P. XL
Синтез всех имеющихся исследований входит в задачи настоящего исследования.
Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой первый в мировой историографии опыт комплексного изучения эпиграфических, письменных и археологических источников для реконструкции политической истории и политической организации обществ Юго-Восточного Индокитая и Малайского архипелага I тыс. (Фунани, Ченлы, Линьи, Чампы, Шривиджаи, островных царств Явы и Калимантана). Впервые делается попытка возможно более полной интеграции этих источников в сам текст исследования, чтобы дать читателю возможность самому проверить выводы, полученные диссертантом.
В диссертации впервые предложены переводы основных ранних царских санскритских надписей Юго-Восточного Индокитая и Малайского архипелага на русский язык. Это сделало возможным первый в мировой науке сравнительный анализ данных надписей для реконструкции процессов отбора элементов индийской культуры и выявления свойственных ранним государствам Юго-Восточного Индокитая и Малайского архипелага общих черт и особенностей.
Впервые в мировой науке выявляется время окончательного сложения ранней государственности и начало перехода на стадию развитой государственности. Опровергаются традиционные представления историков о путях различных обществ региона, в частности отождествление Линьи с Чампой, гипотезы неяванского происхождения династии Шайлендров, теория двух династий на Центральной Яве - Шайлендров и потомков царя Санджаи.
Научно-практическая значимость исследования. Материалы и выводы диссертации могут использоваться для изучения общественно-политического строя традиционных обществ в целом и особенностей истории социумов ЮВА. Они необходимы для разработки общей теории социальной эволюции. Результаты исследования можно использовать для чтения курсов по всемирной истории, истории Востока, истории Юго-Восточной Азии, курсов историографии и источниковедения стран ЮВА, а также истории политических институтов и политической идеологии. Переведённые в ходе исследования исторические источники могут привлекаться при составлении хрестоматий по истории древнего мира и средних веков.
Апробация исследования. Основные результаты исследования были опубликованы в трёх монографиях и серии статей на русском и английском языках в академических и университетских изданиях России, Малайзии, Сингапура, Индии, Австралии и Украины. Значительная часть выводов была апробирована при чтении курсов истории стран Востока, всеобщей истории и историографии стран Востока в Институте стран Востока (ранее Восточном университете). Теоретические выводы работы использовались при чтении курсов отечественной истории в Институте стран Вос-
тока и Московском городском психолого-педагогическом университете и курса основных проблем гуманитарного знания в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.
Тематика диссертации была изложена в докладах на международных конференциях Европейской ассоциации археологов Юго-Восточной Азии (Лейден, 2008; Берлин, 2010; Дублин, 2012); Европейской ассоциации по изучению Юго-Восточной Азии (Неаполь, 2007; Ґетеборг, 2010); Ассоциации Южной и Юго-Восточной Азии по изучению культуры и религии (Денпасар, 2009); Международной ассоциации историков Азии (Сингапур, 2010); IV международной конференции по Юго-Восточной Азии Университета Малайи «Положение Юго-Восточной Азии в глобализующемся мире» (Куала-Лумпур, 2011); международных конференциях Восточного факультета СПбГУ «Востоковедение и африканистика в университетах Санкт-Петербурга, России, Европы» (СПб., 2006, 2009, 2011), «Источниковедение и историография стран Азии и Африки-XXIV и XXVII» (СПб., 2007, 2013); XV, XVII и XVIII Сергеевских чтениях на историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова (2007, 2011, 2013); международной конференции Историко-архивного института РГГУ «Историография источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин» (2010); международной конференции в честь 190-летия Института востоковедения РАН (2010); II и III Губеровских чтениях в ИСАА МГУ «Межэтнические и межконфессиональные отношения в странах Юго-Восточной Азии: история и современность» (2011, 2013). Результаты исследования обсуждались на заседаниях Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании и на семинаре «Текстология и источниковедение Востока» Отдела памятников письменности народов Востока ФГБУН ИВ РАН.