Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Орден тамплиеров в контексте взаимоотношений светской и духовной властей во Франции в начале XIV в. Барынкин, Егор Владимирович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Барынкин, Егор Владимирович. Орден тамплиеров в контексте взаимоотношений светской и духовной властей во Франции в начале XIV в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Барынкин Егор Владимирович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2012.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/620

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Характер светской власти во Франции в конце XIII начале XIV вв.

I. Особенности тенденций централизации в политике французской монархии Филиппа IV Красивого (1268-1314): историографические аспекты 22

2. Формирование королевской юстиции во Франции в начале XIV века и развитие централизованной власти при Филиппе IV 51

Глава II. Противостояние светской и духовной власти во Франции в конце XIII начале XIV вв.

1. Противоречия между Филиппом IV и Бонифацием VIII: причины конфликта светской и духовной власти 89

2. Налогообложение французского клира, как новый этап борьбы Филиппа IV и Бонифация VIII Французское государство против папской теократии 111

3. Судебные процессы против представителей французской церкви. Дело Бернара Сессе и Гишара де Труа 120

Глава III. Собственность ордена тамплиеров во взаимоотношениях светской и духовной властей во Франции начала XIV в.

1. Собственность ордена тамплиеров и ее судьба 136

2. Место ордена тамплиеров во взаимоотношениях светской и духовной властей, монархии и знати 161

Заключение 170

Список использованных источников и литературы 173

Введение к работе

Актуальность исследования.

История Франции конца XIII начала XIV вв. эпохи Филиппа IV Красивого и понтификата Бонифация VIII является одним из самых спорных периодов в истории средневековья. Правление Филиппа Красивого ознаменовалось беспрецедентным множеством скандалов, которые были невозможными в предшествующую ему эпоху правления династии Капетингов: конфликт с папством, преследования и репрессии против представителей национального клира и организация процесса по делу тамплиеров в обход устоев канонического права - вот только некоторые факты, позволяющие видеть в правлении Филиппа IV те новые качества французской монархии, которые проявились на предстоящем этапе государственных преобразований во Франции исследуемого нами периода.

Актуальность исследования состоит в разработке иной точки зрения на уничтожение, постигшее орден тамплиеров, что требует правильной формулировки, предлагаемой нами проблематики, выдвинутой в данной работе. Анализ гибели ордена тамплиеров и понимание ее причин, с нашей точки зрения, возможны лишь в контексте рассмотрения отношений духовной и светской власти во Франции в начале XIII конце XIV вв. Именно обращение ко всей проблематике взаимоотношений государства и церкви, светской и церковной властей позволяет исследованию прийти к более глубоким выводам о том месте, которое занимала история и трагедия ордена тамплиеров среди других сюжетов средневековой истории.

Научная новизна предлагаемого исследования состоит в самой постановке проблемы необходимости изучения обстоятельств гибели ордена Храма Соломона в контексте взаимоотношений светской и духовной власти, нового осмысления накопленного фактического материала.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является многогранный спектр взаимоотношений светской власти во Франции с духовной властью папства в Риме и французской церковью, а также со вторым сословием Франции. В свою очередь предметом исследования является орден тамплиеров во Франции конца XIII начала XIV вв.

Хронологические рамки исследования.

Данное исследование охватывает конец XIII начало XIV в., что обусловлено временем правления Филиппа IV Красивого во Франции (1285 -1314) и официальным уничтожением духовно - рыцарского ордена тамплиеров в 1312 г.

Цель исследования.

Целью исследования является установление роли собственности ордена в контексте взаимоотношений духовной и светской властей во Франции в конце XIII начала XIV вв., а также ее значение в определении мотивов короля Франции Филиппа Красивого при уничтожении духовно-рыцарского ордена тамплиеров.

Задачи исследования.

  1. Анализ изменений сущности светской власти династии Капетингов эпохи правления Филиппа IV Красивого, спровоцировавших конфликт между светской и духовной властью, частным следствием которого было уничтожение ордена тамплиеров.

  2. Исследование феномена территориального суверенитета светской власти, основанного на распространении по всей территории Франции новых правовых норм, нарушавших ранее существовавшую границу между юрисдикциями светской и духовной власти.

  1. Выявить сферы столкновения между каноническим и королевским правом, касательно вопросов налогообложения французской церкви, суда над представителями духовной власти, а также структур, входящих в зону юрисдикции канонического права (орден тамплиеров).

  2. Определение основных движущих мотивов короля Франции Филиппа IV в его стремлении к уничтожению ордена тамплиеров, против давно укоренившейся в историографии версии о том, что король замыслил процесс по делу тамплиеров ради личностного обогащения.

  3. Установление географии владений тамплиеров на момент начала процесса, определение судьбы их имущества, что доказывает несостоятельность тезиса о том, что данный процесс был начат лишь из корыстных притязаний Филиппа Красивого на имущество ордена.

Методологический подход.

Применяемый методологический подход в данном исследовании обусловлен необходимостью рассмотрения истории ордена тамплиеров во Франции начала XIV в. в контексте взаимоотношений светской и духовной властей. Предшествующие методологические традиции, характерные для историографии эпохи исторического романтизма, (Ж. Мишле, Ш-В. Ланглуа) неприемлемы сегодня в силу повествовательного характера их работ, практически исключающего глубокий проблемный анализ исследуемой нами эпохи. Методологический подход в данной работе настаивает на необходимости смещения акцентов с событийной истории, выводя причины трагедии ордена тамплиеров исключительно из контекста взаимоотношений светской и духовной власти и того места, которое занимал орден Храма в данных взаимоотношениях.

Степень изученности темы исследования.

Обращаясь к вопросам историографии касательно проблематики данного исследования, нам необходимо рассматривать ее в трех аспектах: историография правления Филиппа IV Красивого и последних Капетингов, историография конфликта Бонифация VIII и Филиппа IV и историография истории ордена тамплиеров.

Освещая историографию правления Филиппа IV, в первую очередь необходимо упомянуть ряд обобщающих трудов, посвященных правлению династии Капетингов во Франции. С начала XIX в. во Франции выходит ряд значимых для нас работ по-разному оценивающих эпоху правления последних Капетингов. В частности, к общим работам относится история Франции Жюля Мишле, где историк в третьем томе описывает исследуемую нами эпоху.1 Несколькими годами ранее Жан-Шарль-Леонард Сисмонди опубликовал «Историю Французов», где автор описал основные вехи царствования Филиппа Красивого. Также нам была полезна проблематика истории гражданских войн во Франции, где отдельно рассматриваются вопросы, связанные с исследуемым нами периодом.3 В равной степени для нашего исследования важны вопросы по литературной истории Франции, где разбирается творчество легистов в XIV в.4 К обобщающим работам можно также отнести Л. Сегюра5 и X. Мартана.6 Со своей стороны Р. Розьер рассматривал данную эпоху сквозь историю средневекового социума. Огюст Уссон в своей книге, посвященной представителям прямой линии Капетингов освещает важную для нашей работы проблему существования элементов абсолютизма во Франции времени правления Филиппа Красивого.8 В этом аспекте также отметился Функ-Брентано, исследовавший

1 Michelet J. Histoire de France.T.III. P., 1837

2 Sismondi J. Ch. L.. Histoire des francais. T. IX. P., 1826

3 Laponneraye A. Histoire des guerres civiles de France depuis les temps merovingiens jusqu'a nos jours. T.I. P.,
1847

4 Le Clerc J- V. Histoire litteraire de la France au quatorzieme siecle. P., 1865

5 Segur L. - Ph. Histoire Universelle ancienne et moderne.T. XVI. Bruxelles, 1826

6 Martin H. Histoire de France depuis les temps les plus recules jusqu'en 1789.T. IV .P., 1995

7 Rosiere R.Histoire de la societe francaise au Moyen Age (987-1483). P., 1880.

8 Husson A.. Precis de l'Histoire de France sous les Capetiens directs (987-1328). P., 1834

время правления Филиппа IV как эпоху, повлиявшую на начало столетней войны.9 Важную лепту в изучении институтов и элементов управления Франции XIV в. внесли Деруазан и Жоли, которые также проанализировали правовой аспект правления данного монарха.10 В свою очередь А. Лоньон исследовал процесс становления и расширения королевского домена в средневековой Франции, отводя Филиппу Красивому скромное место в данном направлении, так как считал, что этот монарх не добился больших результатов на данном поприще, чем его отец.11

Эдгар Бутарик, по-праву, может считаться одним из крупнейших исследователей эпохи правления Филиппа Красивого в XIX веке. Однако его исследования, охватывающие развитие политических и административных институтов во Франции начала XIV в., а также экономическую историю данного периода, не потеряли своей актуальности и по сей день. Бутарик был одним из первых медиевистов, всерьез заявлявших о построении Филиппом

IV «феодальной абсолютной монархии».

Одним из авторитетных исследователей в этом направлении является Шарль-Виктор Ланглуа, посвятивший себя изучению истории наиболее видных представителей династии Капетингов. Исследователь придерживался точки зрения о том, что правление Филиппа Красивого было логическим продолжением политики его предков, отказываясь признавать за ним ряд новаторских тенденций, отличающих стиль его правления от правления Филиппа Августа и Людовика Святого.

В историографии истории правления Филиппа IV сложно провести некую временную разграничительную линию, сравнивая труды историков

9 Funck-Brentano F. Les origines de la guerre de cent ans. Philippe le Bel en Flandre. P., 1897

10 Institut de France. Rapport fait au nom de la section d'histoire generale et philosophique sur le concours relative
au gouvernement et aux institutions de Philippe le Bel par Naudet M. P., 1866

11 Longnon A. La formation de l'unite francaise . Lecons professes au college de France en 1889-1890. P., 1969

12 Boutaric Ed. La France sous Philippe le Bel, etude sur les institutions politiques et administratives du Moyen Age.
P.,Luneray 1971. P. 4

13 Langlois Ch-V. Histoire de France depuis les origines jusqu'a la Revolution, Saint Louis, Philippe le Bel, les
derniers capetiens directs (1226-1328). Illeme volume. P.,1901

XIX и XX вв., так как даже в XX в. мы можем найти примеры исследователей, чьи взгляды мало отличаются от представителей историографии XIX в. Так Байи склонен рассматривать правление Филиппа Красивого в том же ключе, что и Ланглуа, признавая за этим королем в качестве единственного новшества в политике династии Капетингов непомерное поднятие налоговой ставки.14 А Пуарель оценивает деятельность этого монарха с позиций исторического романтизма XIX в., предпочитая давать моральную оценку сугубо лишь отдельным фактам истории правления Филиппа IV.15

Ролан Мунье в своей книге «Абсолютная монархия в Европе с V века по наши дни» отмечает ряд факторов, косвенно свидетельствующих о сдвиге монархии в сторону абсолютизма (стремление короля обзавестись постоянной армией).16

Жан Фавье, один из крупнейших исследователей данной эпохи, единственным новшеством монархической сущности видел факт заполнения королевского совета людьми, которые не относились ни к клиру, ни к нобилитету, указывая на тот факт, что король, по своей сути, все еще представлял из себя «барона, полного феодального духа».

Робер Фавтье, со своей стороны, анализируя дворянские лиги 1314 -1315 гг., заявлял о том, что данный протест знати был реакцией на абсолютистские тенденции в королевской политике, считая время правления Филиппа IV поворотным моментом в сложившейся традиционной политике династии Капетингов.18

Робер-Анри Ботье внес значимый вклад в изучение истории правления Филиппа Красивого, сосредоточившись на итенерарии короля Франции,

14 Bailly A. Les grands Capetiens. P., 1952.

15 Poirel D. Philippe le Bel. P., Perrin 1999

16 Mousnier R.La monarchie absolue en Europe du Ve siecle a nos jours. P., Presses universitaires de France 1982

17 Favier J. Un roi de marbre. P., Fayard 2005. P. 20

18 Fawtier R. Les Capetiens et La France. P., Presses universitaires de France 1942

который представлял для него интерес с точки зрения влияния легистов на политику монарха.19 Так как итенерарий Филиппа IV представляет короля в образе правителя, проводившего все свое время на охоте в своем домене, то исследователь делает вывод, что реальное управление государством было сосредоточено в руках легистов.20

В рамках англо- американской историографии большую лепту в изучении исследуемой нами эпохи внес Стрэйер, концентрирующийся преимущественно на проблемах централизации в королевстве. Автор также занимался изучением деятельностью легистов на юге Франции.22

Элизабет Браун, специализирующаяся в основном на восстановлении психологического портрета Филиппа IV, пыталась объяснить ряд особенностей королевской политики через изучение детства данного правителя.23 В другой своей статье автор стремится раскрыть сакральные основы власти монарха.24 Более того, Браун внесла свой вклад и в изучение представителей королевской власти в регионах25 и исследование формирования дворянских лиг.26

Джим Брэдбери, являясь современным представителем англоамериканской историографии, исследующий историю династии Капетингов, заявляет о том, что именно Филипп Красивый является тем королем, который

19 Bautier R-H. Etude sur la France capetienne. Diplomatique et Histoire politique: ce que la critique diplomatique
nous apprend sur la personalite de Philippe le Bel II P., VARIORUM 1992

20 Ibid

21 Strayer J. R. The reign of Philip the Fair. Princeton, Princeton university press 1980

22 Strayer J. R. Les gens de justice duLanguedoc sous Philippe le Bel. Toulouse, 1970.

23 Brown E. The monarchy of Capetian France and royal ceremonial. VARIORUM 1991 The prince is father of the
king: the character and childhood of Philip the Fair of France. Medieval studies, 49 Toronto, 1987

24 Brown E. Persona et Gesta : the image and deeds of the Thirteen - Century Capetians. The case of Philip the Fair
II Viator, 19. Los Angeles, 1988

25 Brown E. Politics and institutions in Capetian France. VARIORUM 1991. Representation and agency law in the
later middle ages: the theoretical foundations and the evolution of practice in the thirteenth - fourteenth century
Midi II Viator, 3. Los Angeles, 1972

26 Brown E. Reform and resistance to royal authority in Fourteenth century France: The Leagues of 1314 - 1315 II
Parliaments, Estates and Representation, 1. L., 1981

сыграл наибольшую роль в развитии Франции, нежели предшествующие ему члены дома Гуго Капета.27

Переходя к отечественной историографии, мы не можем не отметить усилий ряда специалистов, заинтересованных и преуспевших в изучении ряда проблемных вопросов, связанных с различными аспектами истории исследуемого нами периода. Несмотря на то, что и по сей день в России не существует ни одного исследования, касающегося непосредственно личности французского монарха Филиппа IV Красивого и истории ордена тамплиеров, тем не менее, как в Российской империи, так и в СССР и современной России существует некоторое количество трудов так или иначе, затрагивающих проблемы истории Франции рубежа XIII - XIV вв. Более того, существуют исследования в той или иной мере затрагивающие историю конфликта светской и духовной власти во Франции изучаемой нами эпохи.

Так в курсе лекций И.Е. Троицкого мы обнаруживаем важную для
нашего исследования концепцию причин конфликта Бонифация VIII и
Филиппа IV, отсылающую нас к папскому арбитражу в противостоянии
Англии и Франции в Гиени. Мы можем также заявить о

заинтересованности ряда интеллектуальных кругов Российской империи в проблеме подхода изучения конфликта светской и духовной власти во

Франции на примере речи профессора Курганова, вызвавшую дискуссию и последующую критику чрезмерного одобрения политики Филиппа IV отечественными историками - государственниками. М.С. Корелин, в свою

2/ Bradbury J. The Capetians. L., 2007

28 Троицкий И.Е. История Западной Церкви. Со времени разделения церквей до реформации. Курс лекций.
Спб., 1882

29 Борьба папы Бонифация VIII с французским королем Филиппом IV Красивым. Речь профессора
Курганова на торжественном собрании Казанской духовной академии 8 ноября 1882. Казань, 1882

30 Осокинъ Н. А. Борьба папы Бонифация VIII с французским королем Филиппом IV Красивым // Казанские
губернские ведомости. 1882. № 91.

очередь, подчеркивал фатальную для средневекового папства роль поражения Бонифация VIII в его конфликте с королем Франции.

А.Д. Люблинская в «Очерках истории Франции» уделяла особое внимание роли созыва Генеральных штатов, оказавших решительное воздействие на исход противоборства Филиппа Красивого и папы Бонифация VIII в пользу французской монархии. Для нас также важна оценка московской исторической школы, определявшей рубеж XIII - XIV вв. во Франции как «процесс складывания новой формы феодального государства -сословной монархии (или феодальной монархии с сословным представительством, более централизованной, чем французское государство в XII-XIII вв.)».33

С. Г. Лозинский исследовал основные моменты противостояния Филиппа Красивого и Бонифация VIII.34 Автор анализирует аспект данного противоборства, перечисляя набор различных махинаций, применявшийся так с одной так и с другой стороны, не разделяя ни одну из позиций участников данного конфликта.

Особую роль в исследовании изучаемой нами эпохи сыграла Н.А. Хачатурян, исследовавшая феномен института Генеральных штатов во Франции, а также давшая свою трактовку проблемы формирования дворянских лиг 1314-1315 гг. В других своих трудах автор освещает проблему секуляризации государства, связанную с рецепцией римского права.36 Также, исследователь проливает свет на важный аспект формирования социального состава Генеральных штатов 1308 г.

Корелин М.С. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. СПб., 1901

32 А.Д. Люблинская., Д.П. Прицкер., М.Н. Кузьмин. Очерки истории Франции. Л., 1957

33 История средних веков. Т. I. Учебник под ред. С. Д. Сказкина. М., Высшая школа 1977

34 Лозинский С.Г. История папства. М., 1986

35 Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции XIII - XV вв. М, 1989

36 Хачатурян Н.А. Король - sacre в пространстве взаимоотношений духовной и светской власти в
средневековой Европе. (Морфология понятия власти). // Священное тело короля. Ритуалы и мифология
власти. М, 2006

37 Хачатурян Н.А. Возникновение генеральных штатов во Франции. М., 1976

Ю.П. Малинин, оценивая сущность правления Филиппа IV Красивого, находит элементы тенденций абсолютизма лишь в политической теории

легистов, превзошедших политическую практику своего времени. Исследователь отмечает решающую роль становления идеи суверенитета монарха, повлиявшую на государственную политику Филиппа IV.

С. К. Цатурова, предложившая концепцию сращивания аппарата чиновничества (представленным легистами на тот период времени) с «телом короля», внесла свежую идею в изучение деятельности легистов, предлагавших мысль о формировании образа короля - судьи, но в отличие от Людовика Святого, известного в этом амплуа, это уже суверенный король -судья, не зависящий ни от кого в осуществлении своей судебной

деятельности.

В.Л. Керов, анализируя королевскую политику по отношению к национальной церкви, уделял особое внимание идеи реализации доктрины галликанизма, понимая под данным явлением невмешательство папства в сферу взаимоотношений королевской власти и национальной церкви.40

И.П. Потехина, проводившая исследование в области бенефициальной налоговой политики авиньонского папства, описывает важную нам картину географического анклава приобретений авиньонских пап, тех земель юга Франции, которые некогда принадлежали тамплиерам, затем отошли к ордену госпитальеров и в итоге были куплены Иоанном XXII.41

Историография истории конфликта светской и духовной власти во Франции начала XIV в. была широко освещена в ряде трудов историков, преимущественно XIX в. К общим работам мы можем отнести «Общую

Малинин Ю.П. Франция в эпоху позднего средневековья. Материалы научного наследия. СПб., СПбГУ 2008

39 Цатурова С.К. Священное тело короля // Ритуалы и мифология власти. М., 2006

40 Керов В.Л. Францисканцы во Франции в XIII - первой половине XIV в. Петр Иоанн Оливи и спиритуалы.
М., 2007

41 Потехина И.П. Бенефициальные налоги папства//Проблемы социальной истории и культуры Средних
Веков и раннего Нового времени //под редакцией Г.Е. Лебедевой. Выпуск 7.СПб., 2008.

историю католической церкви»,42 «Историю Итальянцев» Кантю,43 Сисмонди,44 «Общую историю церкви».45 В аспекте дела епископа Бернара Сессе необходимо отметить работу Мари - Лафон.46 Густав Дюкудрэ также внес значимый вклад в изучение конфликта Бонифация VIII и Филиппа IV. Исследователи Сегюр48 и Мартан49 в своих общих трудах по истории средних веков также разбирали детали конфликта папской и королевской власти во Франции XIII - XIV вв.

Важную информацию о процессе перехода папской тиары в руки Климента V, об участии и давлении на коллегию кардиналов со стороны французов дает Молла.50

Генри-Чарльз Ли, изучавший историю инквизиции в средние века, уделял видное место процессу по делу ордена тамплиеров, в некоторых моментах сравнивая его с процессом над Жанной Д'Арк, так как считал, что и то и другое дело имели политическую подоплеку.51

Одной из первых фундаментальных монографий по истории ордена Храма является «История рыцарей-тамплиеров», написанная Чарльзом Дж. Аддисоном, который являлся эсквайром Темпла в Лондоне, где автор рассмотрел историю данной организации от самого момента ее основания вплоть до уничтожения.52

Марион Мельвиль в своей работе также рассматривает около 200 лет истории Храма, основывается на большом количестве источников, тщательно

42 RohrbacherR. F. Histoire universelle de l'Eglise catholique. T.X. P., 1872

43 Cantu C.Histoire des Italiens.T. V. P., 1860

44 Sismondi J-CH. Histoire des republiques italiennes du moyen age. T. III. P., 1840

45 Mourret F. Histoire generate de l'Eglise. P., 1929.

46 Mary-Lafon M. Histoire politique, religieuse et litteraire du Midi de la France : depuis les temps les plus recules
jusqu'anosjours.T. III. Lyon, 1845

47 Ducoudray G. Histoire sommaire du moyen age et du commencement des temps modernes. P., 1903

48 Segur L. - Ph. Histoire Universelle ancienne et moderne.T. XVI. Bruxelles, 1826

49 Martin H. Histoire de France depuis les temps les plus recules jusqu'en 1789.T. IV. P., 1995

50 Mollat G. Les Papes d'Avignion. P., 1912

51 Ли Г.Ч. История инквизиции в средние века. Смоленск, 2002

52 Аддисон Ч.Дж. История рыцарей - тамплиеров. М., 2005

проанализированных историком. Жорж Бордонов, исследовал

повседневную жизнь рыцарей-тамплиеров, проанализировав бытовую сторону жизни Храма, особенности ментальности членов данной конгрегации, складывающихся в условиях совместного казарменного проживания братьев.54

Малькольм Барбер является автором одного из самых крупных исследований, затрагивающих процесс по делу тамплиеров и подробно изучивших признания членов ордена, вырванные под пыткой.55

Фо Ги, автор книги «Дело тамплиеров», является сторонником подхода, утверждающего тезис о том, что дело тамплиеров, будучи чрезвычайно запутанной проблемой, нуждается в отбрасывании всей предыдущей историографии вопроса для более объективного расследования.56

Лобе, который также изучал процесс по делу тамплиеров, уделил

большое внимание фактам обвинения против ордена Храма.

Алэн Демюржэ, профессор Сорбонны, считающийся одним из ведущих современных специалистов в истории ордена тамплиеров, досконально исследовал историю Храма, от начала его создания до официального уничтожения братства. Касательно анализируемой нами эпохи, автор, исследуя причины разгрома ордена, предпочитает объяснять данное событие в терминах культурной антропологии, представляя тамплиеров в виде некого «рудимента», унаследованного от эпохи крестовых походов, указывая, таким образом, на то, что орден являлся помехой для государства иной

исторической эпохи.

Мельвиль М. История ордена тамплиеров. СПб., «Евразия» 2003

54 Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII в. М, 2004

55 Barber М. Le process des Templiers. De la premiere edition Francaise 2002, Rennes, Presses universitaire de
Rennes. Edition Tallandiere 2007

56 Фо Ги. Дело тамплиеров. СПб., 2004

57 Лобе М. Трагедия ордена тамплиеров. СПб., Евразия 2003

58 Demurger A. Les templiers. Une chevalierie chretienne au moyen age. P., Edition du seuil 2005

Источниковедческая база исследования.

Характеризуя привлекаемые нами источники, необходимо отметить их неоднородность, что вызвано нашим стремлением к исследованию истории Франции эпохи конца XIII начала XIV вв. в разных ее аспектах. Так в первой главе данного исследования мы обращаемся к трактатам легиста Пьера Дюбуа. В частности трактат «De recuperacione Terre Sancte»59 декларирует планы легиста, представленные королю Франции, касательно предполагаемых судеб духовно - рыцарских орденов Храма и Госпиталя.

Другой трактат «Traite des seigneuries»60 представляет собой ответы на вопросы, связанные с политикой светской власти относительно захвата ею многих прав сеньоров (в частности вмешательство короля в сеньориальную судебную сферу).

В нашем распоряжении также имеются судебные материалы парижского парламента, что дает нам возможность рассмотреть отдельные дела, связанные с злоупотреблением короля и его чиновников за пределами Иль Де Франс.61

В то же время для нас было важным обратиться к творчеству Жоффруа Парижского, иллюстрирующему свое субъективное мнение о положении дел при дворе короля Филиппа IV Красивого.62

«Большие Французские Хроники» в свою очередь дают нам ценную информацию касательно королевской политики, направленной на борьбу с отдельными представителями феодальной аристократии.63

Dudois P. De recuperacione Terre Sancte. Publie d'apres le manuscript du Vatican par Ch.-V. Longlois. P., 1891

60 Loyseau Ch. Traite des seigneuries. P, 1608

61 Les Jours de Berry au Parlement de Paris de 1255 a 1328, par Emile Chenon, professeur a la Faculte de droit de
Paris, ancien eleve de l'Ecole polytechnique, membre residant de la Societe des Antiquaries de France. P., 1921

62 Geffroi de Paris. H.de Fr., t. XXII, P. 151, vers 6405-6414

63 Les Grandes Chroniques de France. P., 1920

Анализируя конфликт Филиппа IV и Бонифация VIII в контексте налоговой политики короля Франции, мы использовали папскую буллу «Clericis laicos» для понимания сути данного противоборства.64

В третьей главе мы обращаемся к источникам ранее не представленные в отечественной историографии. Речь идет о картуляриях ордена тамплиеров в Ришеранше,65 Вауре,66 Дофинэ,67 а также картулярий Альбона.68

Мы также рассматриваем акты дарений герцогов Лотарингии и иных лиц в пользу ордена тамплиеров, найденные в архиве департамента Мерт-и-Мозель во Франции, которые также не рассматривались в отечественной историографии.69

Научная новизна работы.

Научная новизна предлагаемого исследования состоит в необходимости изучения обстоятельств гибели ордена Храма Соломона в контексте взаимоотношений светской и духовной властей, нового осмысления накопленного фактического материала.

Практическая значимость диссертации.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности применения ее данных и выводов в общем и специальном курсе истории Средних Веков, а также при составлении учебных пособий.

Апробация работы.

Clericis laicos. Les registres de Boniface VIII: recueil des bulles de ce pape publiees ou analysees d'apres les manuscrits originaux des archives du Vatican I par Georges Digard, Maurice Faucon, Antoine Thomas et Robert Fawtier. Premier fascicule. 1567 (XII). Fol. 163. P.,1884. P. 584

65 Cartulaire de la commanderie de Richerenches de l'ordre du temple (1136 - 1214). Publie et annote par Ripert -
Monclar. P., 1907. № 2

66 Cartulaire des Templiers de Vaour (Tarn), publie par Ch. Portal et Edm. Cabie. Albi, 1894

67 Cartulaires des Hospitaliers et des Templiers enDauphine. Par Г abbe Chevalier. Vienne, 1875

68 Cartulaire general de l'ordre du Temple: 1119-1150 : recueil des chartes et des bulles relatives a l'ordre du
Temple. Par Marquis d'Albon. P., 1913

69 Lettres de Mathieu I. Archives departementales de Meurthe-et-Moselle. H 3049

Данная работа рассматривалась на заседаниях кафедры истории средних веков Санкт-Петербургского государственного университета. Результаты проведенного исследования были представлены в докладах на научных конференциях (Ноябрьские чтения 2006-2008 гг. СПбГУ), а также в научных статьях автора.

Особенности тенденций централизации в политике французской монархии Филиппа IV Красивого (1268-1314): историографические аспекты

Анализ историографии правления Филиппа IV Красивого позволяет констатировать разницу во взглядах французских историков Х1Х-ХХвв. относительно характера формы правления одного из последних Капетингов Филиппа IV.

Одна из интересных и в какой-то степени полемических точек зрения, относящихся к оценке этой эпохи, принадлежит Эдгару Бутарику. В своем исследовании политических и административных институтов во Франции начала XIV в. он расценивает ее следующим образом. Политика Филиппа Красивого, считал он, есть ничто иное, как реакция на наследство, доставшееся от Филиппа Августа и Святого Людовика. Поэтому король стоял перед выбором: либо королевство жёстким способом избавляется от своих внутренних проблем, идя по пути построения «средневековой абсолютной монархии», либо знать и третье сословие, объединившись и набрав силу, займут прочные места в королевской администрации(что автор именует английским сценарием).75 Причем Бутарик считает, что именно с Фииппа IV стоит говорить о начале движения к абсолютной монархии во Франции: « ...вместе с ним началась феодальная абсолютная монархия, которая просуществовала до короля Иоанна, без противовеса в среде клириков, знати, буржуазии».76 Употребление термина «абсолютная монархия» Э. Бутари ставит перед исследователями ряд серьезных терминологических и сущностных проблем, потому что этот термин новый для XIV в. Безусловно, этот исследователь не утверждал, что средневековую монархию можно называть «абсолютной» в том смысле, в котором этот термин употребляется при описании монархии XVII в. Его употребление термина «абсолютная монархия», заметим, шло в ряду с уточняющим термином «средневековая», что должно было показать читателям понимание автором разницы исторических эпох. Это определение можно рассматривать как своего рода полемическое утверждение, которым Э. Бутарик хотел подчеркнуть новаторство в политике Филиппа IV, которое закладывало, по его мнению, тенденции, которые в полной мере выразятся в XVII в. Для него этот король отличался от своих предшественников и некоторых своих последователей тем, что попытался взять в свои руки больше власти, чем это предполагалось в соответствии с принципами характерной для средневековья сословно-представительской монархии, и что он попытался нарушить баланс сил между сословиями, который в ней сложился.

Другие исследователи считали, что усиления власти во время правления Филиппа Красивого, которое давало бы возможность говорить о зарождающейся тенденции к становлению «абсолютной монархии», практически не обнаруживается. К ним относятся Функ-Брентано , О. Уссон . Таким образом, мы можем говорить о том, что уже в XIX в. была заложена основная дихотомия исследования времени правления Филиппа IV.

Стоит отметить, однако, что это был лишь один из немногих вопросов, который интересовал исследователей в XIX в. Нам удалось обнаружить редкую и довольно любопытную работу, которая представляет собой критику на 3 научных издания, представленных к рассмотрению Институтом Франции, секцией общей истории и философии, проходящих по правительственному конкурсу.79 Темой всех трех исследований является Франция эпохи Филиппа IV. Важно то, что критерии оценки этих работ, заданные жюри, представляют широкий спектр проблем, которые не ограничиваются темой «абсолютизма» Филиппа IV, и которые актуальны для нашей работы. Критерии оценки определяются тремя вопросами, поставленными жюри, а именно: «Каково было территориальное деление Франции? Каковы были отношения между королевством, великими вассалами и арьер-вассалами? Каковы были отношения страны с пограничными королевствами?».80 Историки в этот период были заняты вполне конкретными задачами, которые можно охарактеризовать, как попытки дать определение характеру феодальных связей, сложившихся во Франции к началу XIV в. Больший интерес вызывали армия и военные конфликты с соседями, чем попытки увидеть некие новшества, воплощение новых идей в политику. Деятельность монарха рассматривалась большинством исследователей как продолжение политики его предшественников (прежде всего Филиппа II Августа и Людовика IX Святого), может быть в немного более крупных масштабах. При этом исследователи отказывали Филиппу IV во введении новшеств политического управления.

Одной из авторитетных работ, посвященных монархии Филиппа Красивого, является исследование Шарля-Виктора Ланглуа, охватывающее историю Франции от самых ее начал, до Французской буржуазной Революции. Третий том посвящен правлению последних Капетингов. Ланглуа также не видит надобности искать новое в принципах функционирования власти в правление Филиппа Красивого. Большее внимание уделяется развитию институтов (королевский совет, генеральные штаты) при Филиппе IV, его политики централизации, борьбе с влиянием церкви и утверждении галликанизма. При этом в контексте внутренних реформ Ланглуа представляет Филиппа Красивого как продолжателя дела Людовика IX, которой следовал той же политике централизации, что и его дед. «Это в эпоху Людовика IX, Филиппа

Красивого и его сыновей... были созданы традиции централизованной администрации, которая заставила нашу страну объединиться в этот период».82

Стоит отметить, что в исследованиях XIX века практически отсутствует постановка проблемных вопросов. Вполне возможно, что данная особенность историографии XIX века обусловлена традициями исторического романтизма. Историк более заинтересован в освещении событийной стороны, нежели в попытке комплексного анализа эпохи со всей вытекающей из нее исторической проблематикой. Так в одной из своих работ, посвященных Франции эпохи Капетингов, Огюст Уссон уделяет внимание лишь фактической стороне эпохи правления Филиппа IV. Более половины своего повествования он отводит на освещение международных отношений, таких как вопрос о статусе территорий Гиени, конфликт Филиппа IV и Эдуарда I Английского, войны Франции во Фландрии с более или менее подробным описанием непосредственных военных действий.84 Тем не менее, автор является типичным представителем французской историографии XIX столетия.

Еще один из представителей историографии XIX века Рауль Розьер в своей объемной монографии, посвященной истории французского общества в средние века, также не стремится дать характеристику типа монархического правления во Франции начала XIV века. Автор более заинтересован в описании реформ административного управления, видя в Филиппе Красивом скорее государя - реформатора, продолжателя преобразований в административной сфере по модели Святого Людовика, но не короля, стремившегося это наследие перечеркнуть проводимой им политикой. Автор также далек от поисков первых тенденций абсолютизма в правление Филиппа IV.85

Противоречия между Филиппом IV и Бонифацием VIII: причины конфликта светской и духовной власти

Период противостояния Филиппа IV и Бонифация VIII квалифицирован исторической мыслью как «кризис папства». При этом отмечается, что сам кризис был вызван безоговорочным поражением папы Бонифация VIII против французского короля Филиппа IV Красивого и его легистов в борьбе за супрематию. Как следствие поражения вышеуказанного папы, последовавший за этим период «Авиньонского пленения пап» сам по себе предстает уже как кризисное явление в истории папства. Семидесятилетнее пребывание св. престола за пределами Патримонии (и даже Италии), последовавшее за трагическим поражением Бонифация VIII (1294 - 1303), бесспорно являлось проявлением тяжелейшего кризиса папской светской власти, который все более усиливался по мере укрепления централизованных национальных государств Европы. Более того, данный кризис был усугублен не только регрессом в области светской власти пап, но и религиозным упадком, выраженным ростом антипапских ересей в исследуемую нами эпоху.

Исследователи считают, что именно после победы Филиппа Красивого в борьбе за супрематию против папства и с поражением последнего заканчивается средневековый период истории института папства. Историки рассматривают Бонифация VIII как последнего папу в истории средних веков. Именно в его понтификат светская власть святого престола была впервые атакована Францией, и что престиж Папства подвергся самым сильным ударам. В отечественной дореволюционной историографии данное событие аналогично оценивалось М.С. Корелиным. При этом отмечалась фатальная роль поражения Бонифация VIII и семидесятилетнего периода истории Авиньонского пленения пап, того, что «...увлекло за собой средневековое папство». Однако одновременно с этим, падение папства было обусловлено новой логикой исторических процессов, начавшихся в Европе времени заката эпохи крестовых походов. Некоторые историки давали более скромную оценку происходившим изменениям, говоря не о конце средневекового папства в целом, а только о завершении периода папского верховенства.241 Возможно, что конфликт Филиппа IV и Бонифация VIII означал конец того двухсотлетнего периода, когда папство должно было уступить свое верховенство представителям светской власти, однако же само по себе оно продолжало оставаться влиятельной силой.242

Противоположную точку зрения занял Ж. Ле Гофф. Согласно его концепции, именно «Авиньонское папство» добилось значительных успехов по самым разным направлениям в XIV в. Он считал, что папская администрация в Авиньоне стала самым эффективным из монархических правительств в Европе XIV в.243

Следует обозначить, что в данной главе мы не преследуем цели полностью описать отношения, сложившиеся между Филиппом IV и папством, поскольку данный конфликт достаточно освещен в историографии. Тем не менее, мы не можем пройти мимо ключевых проблемных моментов данного противостояния светской и духовной власти в нашей работе. Это имеет прямое отношение к делу тамплиеров, а также к осознанию того, почему именно многие медиевисты стремились видеть в эпохе правления Филиппа Красивого тенденции к построению монархии на новых принципах. Нам представляется, что проблема новизны в политике этого французского короля и вопрос о причинах конфликта между королевской властью и тамплиерами надо рассматривать в широчайшем контексте, включающем, в том числе и сюжет с противостоянием Филиппа IV и Бонифация VIII.

Отметим, что еще до Бонифация VIII в понтификат Николая IV Филипп Красивый уже стремился поставить вопрос о налогообложении национального клира и о его подчинении королевской юрисдикции.244При этом Николай IV не мог позволить себе пойти на конфликт с королем Франции, поскольку папа был слишком заинтересован в лояльной гвельфам французской политике. В то же время Филипп был также заинтересован в стабильных отношениях с папством, так как понтифик оказывал королю Франции свою поддержку в его противостоянии Арагону. В 1290 г. состоялись трехнедельные переговоры, проходившие в аббатстве Св. Женевьевы, в результате которых двум сторонам удалось прийти к компромиссу. С одной стороны, король получил на некоторое время возможность облагать денежными сборами национальный клир, а с другой стороны, клир получил привилегии, которые ставили их за пределы общего права подданных короля.245 Следовательно, на данном этапе мы констатируем наличие консенсуса во взаимоотношениях папской и светской власти. Это согласие, безусловно, было временным.24

Уже в первые годы правления Филиппа IV, в королевской политике по отношению к духовной власти прослеживаются две линии. Первая - это желание монарха подвести французское духовенство под рамки королевской юрисдикции. Вторая - это стремление установить налогообложение с национального клира. Здесь мы полностью согласны с Робером Фавтье в том вопросе, что подобные претензии на выстраивание данного рода отношений с духовенством во Франции еще не было. Он считал, что, начиная с короля Филиппа Красивого, королевская власть стала вмешиваться в дела церковного домена, что ранее было невозможно.2 7 В исследуемый нами период уже сложилась определенная база недовольства тенденцией расширения канонического права и его неизбежного конфликта с королевским правом. В войне против канонического права, в которой Филипп Красивый проявил самое настойчивое упорство, он нашел помощника в недовольстве, которое испытывалось различными сословиями из-за безмерного расширения духовной юрисдикции.

С другой стороны, церковная историография трактует конфликт светской и духовной власти во Франции начала XIV в. с точки зрения норм религиозной морали, где монарх, будучи обязанным своим положением Богу, не может и не должен поднимать руки на представителя Бога на земле -Церковь.249 В данной работе Филипп IV сравнивается с Фридрихом Барбароссой в своем стремлении к конфликту с церковью. Как утверждает автор, немецкие императоры «пилили сук, на котором сами сидели», что завершилось их поражением в противостоянии церкви. Филипп Красивый, в свою очередь, будучи «непослушным потомком Святого Людовика» последовав примеру немецких императоров, вверг впоследствии свое королевство в пучину длительной войны после своей смерти, что рассматривается исследователем как очередная божья кара.

При этом автор «Всеобщей истории католической церкви» указывает, что в сути конфликта стояли не сами монархи, а их легисты, которые предложили монархам Европы того времени такую модель государства, где суверенитет и право короля стояло выше права церковного. Мы готовы разделять точку зрения автора о том, что легисты, будучи приверженцами римского права, права .«языческого, где цезари были сразу императорами, суверенными понтификами и богами...»251 Еще раз повторимся, что при условии отбрасывания религиозного пафоса исследователя, мы разделяем эту позицию, по вопросу о том, что легистам удалось предложить монархии совершенно новую концепцию управления и, следовательно, иные принципы взаимоотношений между монархом и церковью. В большей или меньшей степени, будучи подверженными, этому политическому идолопоклонству, легисты донесли мысль до каждого правителя о том, что монарх сам по себе является живым и суверенным правом над остальными.252

Действия Филиппа Красивого получили и прямо противоположную оценку, так как некоторые исследователи считают его королем-экспериментатором. Для Сисмонди французский король видится в образе беспощадного игрока, который передвигает целые народы как пешки в своей игре. Конфликт с папством виделся ему как один из таких «гамбитов». Отметим, что данная точка зрения представляется нам несколько поверхностной, ибо исследователь не стремиться классифицировать конфликты времени эпохи правления Филиппа IV. Согласно нашему виденью проблемы нельзя сравнивать в одном контексте политику противостояния короля папе Бонифацию VIII и военную кампанию во Фландрии.

Судебные процессы против представителей французской церкви. Дело Бернара Сессе и Гишара де Труа

Юбилейный 1300 г. Спасителя, который по - разному оценивался в зарубежной и отечественной историографии являлся, бесспорно, преддверием нового этапа в конфликте Филиппа IV и Бонифация VIII. Западноевропейская историография видела в нем попытку укрепления института папства.340 С другой стороны С.Г. Лозинский отмечал финансовую заинтересованность папства в провидении 1300 летнего юбилея. Всякий грешник, прибывший в Рим на 15 дней и ежедневно произносивший там молитвы в храмах св. Петра и св. Павла, приравнивался к крестоносцу, пользующимися особыми милостями церкви. За сравнительно короткий срок в Риме побывало 2 млн. человек. Разумеется, эти пилигримы стали источником дохода для церкви и хозяев постоялых дворов.341 В свою очередь цифра в 2 млн. пилигримов не является абсолютной: П. Рид приводит цифру в 200 тыс. человек.342 Не только факт проведения папой Юбилея, но и коронация Бонифацем на имперский трон Альберта Австрийского воспринимается римским понтификом как доказательство его верховенства. Папа расценивал себя как хозяина мира. Как сообщают источники, когда Альберт Австрийский стал императором по смерти Адольфа Нассауского, Бонифаций положил корону на его голову, достал меч и воскликнул: «Это я Цезарь, это я тот, кто является Императором, это я тот, кто защитит права Империи!».343

Нам представляется, что конфликт с папством нужно рассматривать на более широком фоне взаимоотношений короля и церкви в целом, а именно, взаимоотношений с отдельными представителями епископата. Годом позднее, даст о себе знать новая тенденция в политике Филиппа Красивого относительно французской церкви - преследование отдельных представителей клира.

Процесс по делу Бернара Сессэ является первым случаем откровенного вмешательства короля в права церкви судить представителей духовенства и лиц, подчинявшихся лишь римскому понтифику. В историографии остаются разные оценки судебного разбирательства над епископом Памье. Согласно одной из них у Филиппа Красивого были разумные основания для начала расследования деятельности Бернара Сессэ в Лангедоке: как реакция короны на его сепаратистки направленную агитацию среди крупных феодалов юга Франции.344 С другой стороны, данные события трактуются как наступление монархии на права церкви, в частности на право вмешательства в церковную юрисдикцию с целью преследования отдельных ее представителей светской властью. 45

История процесса по делу Сессэ своими корнями уходит в противостояние между графами Фуа и аббатом из Сент-Антона из-за сеньориальных прав над городом Памье. Конфликт между Филиппом IV и Бернаром Сессэ, тогда еще аббатом Сент-Антона возник по причине передачи сеньориальных прав королем на город Памье гафу Фуа, забывая при этом, что данная сеньория принадлежала ему лишь наполовину. Королю принадлежала половина сеньории согласно договору, заключенному тридцатью годами ранее с аббатом, который оставил половину сеньории с единственной целью разделить ее с королем, чтобы избежать притязаний на данное владение со стороны графов Фуа.34

В целях разрешения данного конфликта папа Бонифаций VIII налагает интердикт на город Памье, отлучая графа Фуа от церкви. Далее римский понтифик, желая раз и навсегда поставить точку на притязания светских властителей на Памье, создает там отдельный диоцез, возводя при этом Бернара Сессэ в ранг епископа Памье. Но и на этом папа не успокаивается. В декабре 1295 г. Бонифаций создает в Памье университет. Затем он также создает трибунал инквизиции в Памье для преследования отклонений от веры. Этот трибунал получил дурную славу во время епископства Жана Фурнье, преследовавшего жителей Монтаю.347 Действуя в подобной манере, Бонифаций VIII считал, что усилит позиции епископа в его борьбе с представителями светской власти (как королевской, так и графской): о чем явно свидетельствует создание университета, трибунала инквизиции, а также возведение Сессэ в епископский сан. На тот момент, который еще предшествовал серии открытых конфликтов папы и короля понтифик, действительно мог считать, что этих мер будет достаточно для того, чтобы положить конец притязаниям светских лиц на Памье, но он никак не мог предугадать, что Филипп Красивый осмелится перейти границы церковной юрисдикции, арестовав епископа.

Приказывая произвести арест Бернара Сессэ, король и его советники совершили данный акт против человека, являющегося ставленником папы, с которым Бонифаций находился в прекрасных отношениях. Более того, в глазах Бонифация VIII Бернар Сессэ был активнейшим борцом против посягательств короны на права церкви. Назначение Бернара Сессэ епископом Памье было символическим актом непримиримости папской позиции по отношению к наступлению на права церкви.

Согласно современной историографии данная политика по отношению к сеньории Памье имела далеко идущие планы касательно усиления светской королевской юрисдикции за счет узурпации части церковных прав. В данном контексте речь идет о необходимости признания власти короля над всеми своими подданными, включая членов высшей церковной иерархии, то есть «признание абсолютного верховенства короля над папой внутри королевства».34

В рамках данной логики Жюльен Тери использует термин «понтификализация» королевской власти.35 Суть его состоит в том, что, вмешиваясь в права церкви, и начиная судебное преследование по делам лиц, подсудных лишь папскому правосудию, король захватывает функции верховного понтифика с целью стать абсолютным сувереном в королевстве, не признавая прав церкви на вмешательство во внутренние дела государства.

Известно, что епископ находился в переписке с Папой Бонифацием VIII, который имел на него свои планы. Играя на нелюбви Сессе к французам, Бонифаций в свою очередь нашел в лице лангедокского сепаратиста верного союзника в борьбе с королем Франции. Но сепаратизм епископа не проявлялся, ни в каких трактатах против власти короля Филиппа в южной Франции. Скорее всего, этот «патриотизм» со свойственным ему сепаратизмом был совершенно нормальным явлением для большинства населения южной Франции в средневековье. Разница между севером и югом Франции в этот период была огромной. Она проявлялась как в языковых различиях, так и в историко-религиозных (не прошло и ста лет с окончания альбигойских крестовых походов). Крестовые походы против альбигойцев привели к экономическому упадку в этих землях. Север возобладал над югом. Но самоидентификация себя как южанина, а не как француза, оставалась здесь в силе еще на многие века.

В чем же заключалась вина епископа Памье? Два советника короля Ришар Ленево, архидьякон из Ожа в церкви Лизьё и Жан де Пикиньи, наместник епископа в Амьене, которые пребывали на тот момент в Лангедоке с неясной миссией, секретно сообщили королю о речах епископа, которые он держал в компании своих друзей. Он был отправлен в Париж и обвинен в том, что оскорблял честь короля и пытался втянуть графов де Фуа в заговор, чтобы спасти Тулузу от господства французов.351 Рассуждая непосредственно о персоне короля и о влиянии на него его советников, он говорил «inter pocula» [в хмельном застолье ], что у него красивое лицо, но он не умеет ни говорить, ни думать». В октябре 1301 г. он предстал перед королем в Санлисе. Обвинительную речь держал канцлер Пьер Флотт. Бернара Сессе спасло лишь вмешательство в дело Жиля Эйслина, который по итогам своей защитной речи объявил о том, что это дело относится к папской юрисдикции и не королю Франции судить представителя церкви. После данных слов окружение короля начало нервно перешептываться после чего разразилось бурными негодованиями, обещая зарезать епископа сею же минуту.

Место ордена тамплиеров во взаимоотношениях светской и духовной властей, монархии и знати

История ордена тамплиеров, а в особенности скандальный процесс по его делу, являются одной из самых привлекательных тем для медиевиста, а устоявшаяся историографическая традиция существует уже около 200 лет. Но, тем не менее, как мы убедились, работая с вопросами по данной проблематике, в истории ордена Храма, а также в истории Франции начала XIV в. все еще остается большое количество дискуссионных проблем.

Историки, пытаясь преодолеть намеченные проблемы в данной отрасли исторического знания, в начале своих монографий призывают к иным методам в исследованиях, но, тем не менее, не предлагают принципиально иного подхода, скатываясь к обычной событийной истории и используя исторические источники, давно известным медиевистам. Так, например, Ги Фо, желая сказать новое слово в изучении данной проблематики, призывает к необходимости забыть на время исследования о существующей историографии, и посмотреть на источники, исключая предвзятость. «Но именно это я и собираюсь сделать, взяв в руки документы по делу такими, какими они предстали перед глазами современников. Вновь воссоздать судебное расследование по подлинным документам и непредвзято, вот, что, кажется мне правильным методом». Действительно, исследователи меняют методы, но не меняют своего подхода, основанного на позитивистской традиции. Поэтому, исследователи не отрываются от гипотез, каждая из которых перечит другой. Чтобы избежать этой проблемы, необходим совершенно иной подход, в результате чего, таких гипотез будет намного меньше, и многие вопросы не будут заданы, так как они будут являться совершенно не актуальными. Конечно, попытавшись использовать другие подходы, мы не смогли избавиться от всех дискуссионных вопросов, но зато это дало нам возможность посмотреть на события в совершенно иной плоскости.

Желая взглянуть на процесс по делу Храма по-иному, мы начали свою работу не с обстановки, сложившейся в ордене тамплиеров накануне трагических событий, а с особых отношений, возникших в данный период между светской и духовной властью во французском королевстве, начала XIV века. Это было сделано нами для того, чтобы показать в какой именно политической обстановке находился орден накануне процесса тамплиеров.

Таким образом, начиная данную работу с освещения отношений, сложившихся между Папством и королевской властью, мы можем представить агрессию Филиппа IV, направленную против тамплиеров в русле его репрессий, коснувшихся представителей духовенства, самых разных уровней, начиная от национального и наднационального уровня, заканчивая уровнем, обусловленным духовной иерархией. Согласно совокупности тех прав, которыми располагали тамплиеры, их можно отнести к так называемым «людям церкви», а именно, представителям общества, подчиняющихся лишь папской юрисдикции. А значит, дело тамплиеров можно поставить в один ряд процессами по делам Бернара Сессе, епископа Гишара, усиленно готовившегося, но так и не состоявшегося процесса по делу о ереси Папы Бонифация VIII. Данный взгляд стал для нас возможным только после изменения нашего виденья истинных мотивов Филиппа Красивого. Желая уличить французского монарха в алчном стремлении нажиться, на заранее сфабрикованном деле, за счет собственности ордена тамплиеров, мы рискуем поставить данный процесс в один ряд с ограблением евреев и ломбардских купцов, предпринятых Филиппом. Но стоит нам лишь немного изменить подход, и мы можем поставить данный процесс в один ряд с делами против «людей церкви».

Можем ли мы в заключении прийти к выводу о том, что тамплиеры представляли собой некую силу, имеющую большое значение для возрождения роли Папства в Европе, и которая была утрачена в результате проигрышного для последней конфликта с французским монархом? Мы думаем, что да. Тем более, что в истории взаимоотношений светской власти и Папства были примеры использования сил духовно - рыцарских орденов против непокорных монархов. Папа Григорий IX, выступавший против факта предводительства очередным крестовым походом императором Священной Римской империи Фридрихом II, запретил ему возглавить его. Император же в свою очередь ослушался Папу, прибыв в Святую Землю в качестве предводителя и заключив с султаном аль - Камилем мирный договор, вопреки ожиданиям Папы и духовно - рыцарских орденов. «Хотя Гроб Господень был освобожден от неверных, римская церковь не признала нового иерусалимского короля и направила военные силы тамплиеров и госпитальеров против его южноиталийских владений».455 Таким образом, ничто не мешало Папам использовать военно-монашеский орден тамплиеров для пресечения агрессии французского короля по отношению к церкви. Но в критический момент, в разгар конфликта Бонифация VIII и Филиппа IV орден, по сути, поддержал «железного короля», дав свое согласие на проведение Собора, на котором Папа должен был оправдаться перед королем. Но принять такое решение означало поддержать политику монарха, не одобряя ее. Это решение сыграло роковую роль для ордена в будущем.

Хотел ли король уничтожить орден, который мог бы оказать военную поддержку угнетенным монархом Папам? Мы думаем, что ответ на данный вопрос очевиден. Папы, как конкретные личности, не являлись врагами Филиппа Красивого, но сам институт Папства был ему врагом в той политике «собирания французских земель», которую он вел. В своей борьбе с Бонифацием VIII, в желании обуздать Климента V, вынужденного бежать в Авиньон, сменив на него резиденцию в Пуатье, Филипп боролся не с конкретными личностями. Его борьба была посвящена уничтожению влияния Пап и была направлена против конкретного института.

Из различных объяснений причин падения могущества Папства и большинства церковных структур более приемлемой для нас является точка зрения французского историка Феликса Рокана. Как пишет исследователь, в конце XIII в. папская курия была разобщена с остальными церковными структурами. Эта разобщенность отчасти объясняется им как результат папской налоговой политики. Многие национальные церковные институты в условиях налогового гнета стремились просто выжить в данных условиях. Курию же интересовали лишь деньги, которые можно было заработать лишь за счет политики налоговой эксплуатации церковных бенефиций. Налоговый гнет вынуждал местных представителей церкви опускаться до уровня занятий, связанных с коррупцией, симонией и прочих перегибов. Таким образом, церковная структура к концу XIII в., погрязла в полнейшей анархии. « После этого изложения событий, мы видим, в каком упадке пребывала церковь. Этот упадок бил прямо по глазам, что были выражены пожелания реформ».456

Таким образом, мы отчетливо можем обнаружить тенденцию, которая вела к тому, что Папа Бонифаций VIII отважился на борьбу с Филиппом IV, когда структура, управляемая им просто не имела ресурсов для борьбы с королем, представлявшим преобразившееся, крепкое французское государство. И по сути, лишь Бонифаций VIII вел эту борьбу с дерзким монархом. Большая часть национального клира, отвернулась от Папы, предпочтя встать на сторону более сильного - короля. Бонифаций издавал одну буллу за другой, которые были призваны укротить данное рвение Филиппа Красивого. Но за данными документами не было реальной силы. В этих условиях, Папа превращался в легкую добычу для «железного короля», как и все представители церкви, от епископов до ордена тамплиеров.

Однако, рассматривая процесс по делу тамплиеров лишь через призму отношений, сложившихся между Папством и светской властью французского монарха, мы лишь частично можем объяснить мотивацию Филиппа IV, в его стремлении уничтожить орден Храма. Для полного осознания нами истинных причин подобных действий короля, нам необходимо объединить в сумме не только положение ордена тамплиеров, которое они занимали между Папством и королем, но и реалии орденской жизни внутри королевства Франции.

Картулярий ордена тамплиеров в Ришеранше, может служить нам наглядным источником, показывающим отношения, которые сложились у рыцарей Храма с региональными элитами во Франции начала XIV в. Данный документальный источник говорит нам об особых отношениях, которые орден выстроил с местной знатью. Нобилитет в течение почти 200 лет, награждал тамплиеров обильными дарами, устанавливая, таким образом, особого рода связи с храмовниками. И если в каких-то регионах данные дарения были предоставлены Храму мелкой знатью и духовенством, то в таких регионах как Прованс покровительство над орденом брала на себя высшая прослойка знати. Как мы говорили выше, защитниками интересов Храма в регионе были никто иные как графы Барселоны. В случае же с Бретанью, тамплиерам активно покровительствовали герцоги, ублажая только, что созданный орден новыми дарениями. Причем интересен тот факт, что храмовников поддерживала высшая прослойка нобилитета именно в тех регионах, которые были более всех сепаратистки настроены по отношению к Капетингам. Этот факт не мог не остаться не замеченным королем и его двором.

Похожие диссертации на Орден тамплиеров в контексте взаимоотношений светской и духовной властей во Франции в начале XIV в.