Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Орден госпитальеров : Становление и эволюция в контексте внутрицерковных отношений на Латинском Востоке в XII столетии Ишимикли Ирина Валерьевна

Орден госпитальеров : Становление и эволюция в контексте внутрицерковных отношений на Латинском Востоке в XII столетии
<
Орден госпитальеров : Становление и эволюция в контексте внутрицерковных отношений на Латинском Востоке в XII столетии Орден госпитальеров : Становление и эволюция в контексте внутрицерковных отношений на Латинском Востоке в XII столетии Орден госпитальеров : Становление и эволюция в контексте внутрицерковных отношений на Латинском Востоке в XII столетии Орден госпитальеров : Становление и эволюция в контексте внутрицерковных отношений на Латинском Востоке в XII столетии Орден госпитальеров : Становление и эволюция в контексте внутрицерковных отношений на Латинском Востоке в XII столетии Орден госпитальеров : Становление и эволюция в контексте внутрицерковных отношений на Латинском Востоке в XII столетии Орден госпитальеров : Становление и эволюция в контексте внутрицерковных отношений на Латинском Востоке в XII столетии Орден госпитальеров : Становление и эволюция в контексте внутрицерковных отношений на Латинском Востоке в XII столетии Орден госпитальеров : Становление и эволюция в контексте внутрицерковных отношений на Латинском Востоке в XII столетии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ишимикли Ирина Валерьевна. Орден госпитальеров : Становление и эволюция в контексте внутрицерковных отношений на Латинском Востоке в XII столетии : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Нижний Новгород, 2006.- 202 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-7/1050

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Рождение братства и оформление ордена Св.Иоанна в структуре католической церкви Святой Земли 28

1. Истоки иерусалимской госпиции и возникновение братства Св.Иоанна в XI - начале XII вв. 28

2. Внутренняя жизнь братства и госпитальное служение иоаннитов 52

3. Эволюция орденской структуры и иерархии на протяжении XII в. 75

4. Милитаризация братства и военная деятельность госпитальеров 87

Глава вторая. Взаимоотношение ордена с институтами католической церкви на Латинском Востоке 112

1. Орден госпитальеров и Святой Престол 112

2. Орден и духовенство Святой Земли 130

3. Орден Св.Иоанна и тамплиеры 154

Заключение 167

Список использованных источников и литературы / 71

Введение к работе

1. Постановка проблемы и актуальность темы исследования

В истории католической церкви и крестоносного движения важное место занимает изучение феномена духовно-рыцарских орденов и различных аспектов их деятельности в Св.Земле и в Европе. Среди них особенно выделяется старейший из орденов - орден Св.Иоанна - возникший как братство еще до взятия Иерусалима крестоносцами в 1099 г. и, в сложных условиях крестоносной эпохи, постепенно развившийся в мощную военно-религиозную организацию. Жизнестойкость этого института, несмотря на все исторические перипетии существующего и поныне, помимо всего прочего, обусловлена рядом особенностей, отличавших госпитальеров от других духовно-рыцарских орденов.

В связи с этим наиболее значимым становится изучение раннего этапа истории иоаннитов, в котором выделяется проблема становления орденской организации и, не менее значимая, проблема отношений Иерусалимского Госпиталя с представителями католической церкви (т.е. с латинским духовенством в Св.Земле и Св.Престолом). На XII столетие, ранний и ключевой период в истории ордена, приходится оформление его функций -сначала странноприимной, госпитальной, а затем и военной; именно тогда братство (постепенно трансформирующееся в духовно-рыцарский орден) обретает развитую внутреннюю структуру, закрепляет свой статус, определяет свое особое место и роль в системе церковных и светских институтов. Специфика не всегда мирного сосуществования иоаннитов и духовенства тесно связана и с протекционистской политикой Св.Престола, выразившейся в наделении ордена значимыми привилегиями, в том числе, и в религиозной сфере.

Качественные изменения, происходившие в первой половине XII в. в самой организации госпитальеров, оказывали сильнейшее влияние как на внешнюю политику ордена, так и на отношение к нему различных общественно-политических и религиозных институтов того времени. Особое

положение ордена, юридически подчиненного лишь Св.Престолу, а реально вынужденного контактировать с местными церковными иерархами Латинского Востока, в значительной степени определяло непростой характер взаимоотношений ордена госпитальеров и католического духовенства в Св.Земле.

Одним из главных аспектов этой проблемы является рассмотрение отношений, внутренних противоречий и даже конфликтов, случавшихся среди представителей католической церкви и духовного рыцарства в указанный период времени. Не менее интересной и важной для исследователя становится проблема возникновения и развития качественно нового звена, находящегося как бы внутри и, одновременно, вне церковной иерархии - духовно-рыцарских орденов.

Исследование процессов, связанных с формированием ордена и выстраиванием отношений между Госпиталем и различными институтами католической церкви вносит весомый вклад в изучение не только ранней истории Мальтийского ордена, но и государств крестоносцев на Латинском Востоке и крестоносного движения в целом, представляя, таким образом, значительный интерес для современной медиевистики.

Объектом данного исследования является братство госпитальеров в процессе его возникновения и эволюции, как полурелигиозной и полувоенной организации. Автора диссертации интересует развитие взаимоотношений ордена и католической церкви в ранний период истории Госпиталя, что станет предметом исследования.

Круг конкретных вопросов, на которые хотелось бы получить здесь ответ, довольно широк. Выделим наиболее значимые. Каким образом один из странноприимных домов Иерусалима превратился в мощную духовно-рыцарскую организацию и в чем была специфика этого превращения? Что представляют собой нормативные документы ордена, на основе чего они создавались и насколько полно отражали внутреннюю жизнь братства? Когда и в связи с чем начался процесс милитаризации Иерусалимского Госпиталя?

Можно ли в связи с этим провести параллели с другими орденами, в первую очередь - с тамплиерами? Как на протяжении XII в. изменялись отношения ордена с представителями католической церкви в Св.Земле? Насколько значительным было вмешательство Св.Престола во внутрицерковные отношения на Латинском Востоке? Чем это было обусловлено?

Постановка всех этих вопросов в данном исследовании кажется v/необходимым, поскольку они раскрывают важные, а подчас и неизвестные в исторической науке, моменты в истории становления самого ордена госпитальеров, позволяют по-новому взглянуть на внутрицерковные отношения и их роль в тот период, затрагивают различные аспекты истории крестоносного движения.

Целью данной работы следует считать изучение характерных изменений в отношениях ордена Св.Иоанна и других церковных институтов на Латинском Востоке в связи с трансформацией орденской структуры и деятельности госпитальеров в течение XII столетия.

Достижение данной цели предполагает решение ряда конкретных задач, в число которых входят:

Анализ процесса зарождения и становления организации госпитальеров в рамках иерусалимского патриархата (которому она изначально была подчинена);

Рассмотрение нормативных документов ордена (Правил и Статутов) и реконструкция внутренней жизни и структуры Госпиталя в XII столетии;

Изучение видов деятельности (госпитальной и военной), реализуемых братством и орденом госпитальеров, и изменений, которые эти функции претерпевали в течение столетия;

Исследование процесса милитаризации братства Св.Иоанна и его превращения в духовно-рыцарский орден;

Анализ привилегий, полученных Госпиталем от Св.Престола и определение их роли в изменении внутрицерковных отношений в указанный период.

Хронологически данное исследование охватывает XII век, хотя условно его можно ограничить периодом с конца Х1-начала XII вв. до 1187 г. Выбор нижней границы обусловлен возникновением первых государств крестоносцев в Сирии и Палестине, а главным образом, завоеванием в 1099 г. Иерусалима, являвшегося местонахождением той госпиции, которая со временем разовьется в духовно-рыцарский орден госпитальеров. Верхняя хронологическая граница работы - 1187 год, - определяется исходя из важных процессов, затронувших внутреннее положение как самого ордена, так и всех институтов в государствах крестоносцев. В числе изменений, оказавших ощутимое влияние и на внутрицерковные, и на политические отношения в Св.Земле, можно указать следующие:

- функционально-организационные изменения в жизни ордена в начале 80-х гг.
XII в. (милитаризация братства и осознание значимости военной деятельности
Госпиталя Св.Престолом, отменившим, в связи с этим, многие решения III
Латеранского собора 1179 г.);

ухудшение общей ситуации в государствах крестоносцев на Латинском Востоке и, в частности, жестокое поражение при Хиттине 3-4 июля 1187 г., принесшее ордену значительные людские и материальные потери (что, в свою очередь, отрицательно сказалось на темпах милитаризации и не позволило ордену употребить все силы для защиты Иерусалима);

переезд орденского капитула, - после потери христианами Иерусалима в октябре 1187 г., - в принадлежавшую госпитальерам крепость Маргат в княжестве Антиохийском (в Иерусалиме иоанниты вынуждены были оставить огромный госпитальный комплекс, игравший важную странноприимную и благотворительную роль в Св.Земле).

2. Обзор источников

Источники по теме могут быть сформированы в три основных блока:

нарративные - «История» Гильома Тирского, труд Гильома де Сент-Эстена, относящиеся к теме диссертации сочинения Иоанна Солсберийского, Вальтера Мапа, Якова Витрийского1;

нормативные - Правила и Статуты самого ордена Св. Иоанна, а также ряд текстов, созданных католическим духовенством для регламентации церковной жизни в целом, но имеющих непосредственное отношение к деятельности госпитальеров (постановления III Латеранского собора и т.п.);

документальные - апостолические послания, дарственные грамоты духовных и светских лиц, завещания, письма представителей ордена, а также - соглашения, заключенные между Госпиталем и Храмом, между орденом иоаннитов и церковными прелатами.

Одним из немногочисленных нарративных источников и, пожалуй, самым важным по истории государств Латинского Востока, является «История деяний в заморских землях» Гильома Тирского (40-90 гт. XII в.), которая охватывает период с 1095 по 1183/1184 гг. Гильома можно по праву считать одним из самых образованных представителей культуры Латинского Востока второй половины XII столетия. За исключением того, что автор ее был канцлером Иерусалимского короля Амальрика I (1162-1173) и архиепископом Тира (с 1174 г.), учился на Западе и был наставником будущего короля Балдуина IV (1173-1185), о нем известно довольно мало. Его образованность и положение при дворе позволяли ему владеть достоверной информацией и использовать самые разнообразные источники для написания своих трудов.

1 Текст см.: Willermi Tyrensis Historia rerum in partibus transmarinis gestarum II Recueil des historiens des croisades. Historiens Occidentaux. - Vol. I. - Paris: Imprimerie royale, 1844. (Далее - RHC Hist. Oca). Об авторе см.: Кгеу, А.С. William of Tyre: The making of an Historian in the Middle Ages I A.C. Krey II Speculum. - 1941. - Vol. 16. - №2. - P. 149-166. Exordium hospitalis II RHC Hist. Occ. - Vol. V. - 1845. - P. 422-427. Латинские тексты, информацию об авторах и их сочинениях см. в следующих изданиях: The Letters of John of Salisbury: the Later Years (1163-1180) II Ed. C.N.L. Brooke, W.J. Millor. - Vol.2. Oxford: Clarendon Press, 1979; Walter Map, De Nugis Curialium I M.R.James, C.N.L.Brooke, RA.B.Mynors - Oxford: Clarendon Press, 1983; Jacques de Vitry, Sermones Vulgares (Sermones 37, 38) I J.B.Pitra. - Paris, 1888; Webb, C.C.J. John of Salisbury, Policraticus I C.C.JWebb. -London: Methuen, 1932. Подробнее см.: Nicholson, H. J. Templars, Hospitallers and Teutonic knights. Images of the Military Orders, 1128-1291 I H.J.Nicholson. - Leicester: Leicester University Press, 1995.

Хроника была начата Гильомом, в то время придворным историографом, по поручению иерусалимского короля Амальрика I (1162-1173) в шестидесятые годы XII в. и завершена в 1183/1184 годах, когда эту должность Гильом уже не занимал . В «Истории» автор уделяет значительное внимание рассказам об амальфийской госпиции и основании ордена госпитальеров (подробнее см. гл.1 1), конфликту Раймона дю Пюи с иерусалимским патриархом, соперничеству орденов и нарушению ими прав духовенства. При изучении труда Гильома необходимо учитывать, что архиепископ Тирский был непримиримым противником привилегий духовно-рыцарских орденов в религиозной сфере, об ограничении которых (особенно это касалось тамплиеров) шла речь в 1179 г. на III Латеранском соборе.

Гильом де Сент-Эстен, госпитальер и командор Кипра, на рубеже XIII-XIV вв. составил сборник Статутов ордена, объединив все имевшиеся к тому времени нормативные документы. В качестве приложения к этому автор-составитель прибавил трактат Exordium hospitalis, рассказывающий об истоках иерусалимской госпиции. В процессе подборки материалов Сент-Эстен стремился отбросить все сказочные и «неисторические» с его точки зрения сведения, которые содержались в устных преданиях и начали складываться еще в XII в. Содержание легенд (т.н. Miracula, см. гл.1 1), отчасти послуживших источником для Exordium'a, и текст самого трактата оказываются важными для настоящего исследования особенно в сравнении с данными «Истории» Гильома Тирского, который так же обращается к истокам Госпиталя в Иерусалиме.

В гораздо меньшем объеме информацию об ордене дают сочинения Иоанна Солсберийского, Вальтера Мапа, Якова Витрийского, где мы также можем увидеть примеры отношения к духовному рыцарству со стороны клира.

2 «История» оказалась единственным сохранившимся из трудов Гильома. Существует всего 9 манускриптов с ее латинским текстом. Однако ее переложения на старофранцузский язык появились уже в XIII в. и дошли до нас в 52 рукописях, 12 сокращенных вариантах, множестве адаптации и продолжений. См.: Гене, Б. История и историческая культура Средневекового Запада / Пер. с фр. Е.В.Баевской, Э.М.Береговской / Б.Гене. - М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 297.

Иоанн Солсберийский (ок. 1115/20—1180 гг.) был известным в XII в. английским богословом, в своем трактате Policraticus (ок.1159 г.) критиковал ордена за лицемерие и значительные привилегии, которыми они злоупотребляли. Вальтер Man (ок. 1130-е - 1210 гг.), знаменитый своими литературными и сатирическими произведениями, также был представителем духовенства, сделал карьеру при английском дворе, поднявшись до архидиакона Оксфорда, в 1179 г., как и Гильом Тирский, присутствовал на III Латеранском соборе. В сочинении De Nugis Curialium обращался к вопросу происхождения госпитальеров, тамплиеров, цистерцианцев, писал об ассасинах, дискутировал с приверженцами ереси вальденсов. В главе De origine Hospitalarium Вальтер рассказывает о служении бедным в иерусалимской госпиции, которой оказывали всяческое покровительство христиане, прежде получившие там помощь. По его мнению, получение дарений вызвало в госпитальерах алчность и привела к порче изначально благочестивого ордена. Яков Витрийский (ок. 1180-1244) принадлежал к числу лучших писателей крестоносной эпохи, был епископом Сен-Жан д'Акр в 1216-1228 годах, в указанных Sermones Vulgares в основном обращался к тамплиерам, коих и обличал. Осуждая упадок нравов в обществе, эти образованные клирики, в частности, обращались и к критике привилегий и обмирщения духовно-рыцарских орденов. И тем не менее, порой они признавали, что именно такие учреждения в значительной мере способствовали защите государств крестоносцев на Латинском Востоке. Церковные прелаты были против независимости орденов от власти епископов, особенно иерусалимского патриарха. Это ясно следует из их высказываний и может косвенно указывать на некую тенденциозность в подборе фактов при характеристике деятельности подобных организаций.

Нормативные документы ордена представлены Правилами Раймона дю Пюи (магистр ордена в 1120-1158/60), Статутами Жибера (1172-1177),

Статутами Роже де Мулена (1177-1187) и Статутами Альфонса Португальского (1202-1206)3.

Названные источники имеют особую ценность для данного исследования: это единственные дошедшие до настоящего времени тексты, по которым можно проследить регламентацию внутренней жизни ордена иоаннитов. Указанные документы освещают, хоть и далеко неполностью, организацию повседневной жизни в монастырях дома Госпиталя (в том числе, основы судебно-правовой системы ордена), церковные обычаи иоаннитов, их госпитальную деятельность, затрагивают вопрос об отношениях центрального Госпиталя в Иерусалиме и его дочерних госпиций, обозначают права и обязанности магистра и капитула.

В оригинале Правила брата Раймунда были написаны на латыни; самая ранняя из сохранившихся латинских копий датируется 1253-м годом4. Статуты, напротив, первоначально были составлены на старофранцузском языке и лишь затем переведены на латынь. Между старофранцузскими и латинскими версиями существуют разночтения, порой важные, и влияющие на понимание смысла всего текста или его фрагментов. Вне всякого сомнения, при реконструкции внутренней жизни ордена по нормативным документам, необходимо работать параллельно с обеими версиями каждого источника.

По поводу датировки текста Правил у исследователей нет единого мнения. По всей видимости, они были приняты капитулом ордена в 30-50-е гг. XII в., что, однако, не исключает возможности их существования в устной

Все перечисленные документы названы по имени магистров, во время магистерства которых они были разработаны и приняты капитулом ордена; следует учитывать, что названия типа «Статуты Жибера» и др. - условны.

4 Текст Правил анализируется по изданию: Delaville Le Roulx, J. Cartulaire generale de l'Ordre des Hospitallers de Saint-Jean de Jerusalem 1100-1310 I J.Delaville Le Roulx. - Paris: Ernest Leroux, 1894. - Vol. 1. - R 62-68, - № 70 (далее - Cartulaire); текст представлен параллельно на латинском (копия 1253 г.) и старофранцузском (манускрипт конца XIII в.) языках.

традиции на протяжении нескольких предшествующих десятилетий. Теоретически, Правила могли быть составлены лишь между 1120/21 и 1158/60 гг., в период магистерства брата Раймунда: так, Ж.Делавий Ле Ру указывает на период между 1125 и 1153 гг., Э.Латтрелл уточняет, датируя их 30-гг. XII века6. В то же время, в Правилах говорится о братьях-священниках, служение которых в ордене было санкционировано папой лишь в 1153/54 гг., что могло бы сузить возможный для их возникновения период до 1153-1158/60 гг. Однако следует учитывать, что папская булла могла не ввести новую, а лишь закрепить уже существовавшую практику.

Правила состоят из короткой преамбулы и 19 различных по объему и содержанию статей, не сгруппированных по тематическим блокам. В тексте называются принимаемые братьями обеты и указывается на необходимость их соблюдения, регламентируются основные моменты поведения и деятельности госпитальеров в обители и за ее пределами, рассматриваются конфликты между братьями, провинности и наказания, сбор милостыни, отправление богослужений, обслуживание бедных и больных; основной акцент в документе сделан на вопросах субординации и дисциплины.

Статуты магистра Жибера (1172-1177) состоят из двух документов: «Привилегия бедных на белый хлеб» и «Обычаи церкви Иерусалимского Госпиталя Святого Иоанна»7. В первом документе магистр утверждает, что бедные Иерусалимского Госпиталя имеют право есть белый хлеб, предписывает соблюдение этой привилегии и определяет порядок действий в случае дефицита пшеницы или ее порчи. Во втором документе центральными

5 Правила Раймунда считаются первым нормативным документом организации
госпитальеров, тем не менее, можно предполагать существование некоего
предшествующего документа, ныне утраченного, и составленного основателем ордена
Бл.Геральдом под влиянием бенедиктинского устава в первое десятилетие XII в. (важно
заметить, что на Правила Раймунда в большей степени повлиял августинский устав).

6 Delaville Le Roulx, J. Les statuts de Г ordre de l'Hopital de S.Jean de Jerusalem II Bibliotheque
de l'Ecole des Chartes - 1887. - XLVIII. - P. 341-356. Luttrell, A. From Jerusalem to Malta: the
Hospital's character end evolution I A. Luttrell II Peregrinationes: Acta et documenta.
Publicazione dell'Accademia Internazionale Melitense. - 2000. - Vol. 1. - P. 13-22.

Характеристику и подробный анализ текстов нормативных документов см. в гл. I 2.

являются вопросы правильного отпевания умерших братьев или паломников, платы и милостыни для приходящих священников, составления завещаний.

Статуты Роже де Мулена (1177-1187) рассматривают, в большей степени, вопросы госпитального характера (обслуживание больных, лечение, благотворительность Госпиталя, различные виды помощи, которая оказывалась неимущим паломникам). Дополнительно Статуты затрагивают хозяйственные отношения Иерусалимского Госпиталя и его отделений, главами которых были приоры Франции, Прованса, Италии, Пизы, Венеции, бальи Антиохии, Триполи, Тивериады, Константинополя.

Если Статуты Жибера в большей степени посвящены церковным обычаям Госпиталя, а Статуты Роже де Мулена - правилам госпитального служения и отношениям Госпиталя и его отделений, то Статуты Альфонса Португальского, составленные около 1206 г., - правам и обязанностям магистра и некоторых высших должностных лиц ордена, правилам проведения генерального капитула; впервые именно в этом документе ясно говорится об исполнении членами ордена военных функций. Последние Статуты выходят за хронологические рамки настоящего исследования, однако автор считает их рассмотрение крайне необходимым, поскольку нормы, записанные в Статутах Альфонса около 1206 г., безусловно, формировались на протяжении предшествующих десятилетий, и следовательно, отражают реальность не только начала XIII, но в большей степени - предыдущего XII столетия. Каждый из нормативных документов освещает деятельность ордена достаточно фрагментарно и акцентирует внимание на каком-то определенном аспекте, которые вместе дополняют друг друга. Ввиду этого для характеристики внутренней жизни ордена в XII в. требуется комплексное изучение всех указанных документов (параллельно в старофранцузской и латинской версиях).

Необходимо выделить и постановления III Латеранского собора (1179 г.), особенно канон № 9, сформулированный недовольными епископами и

вводивший ограничения привилегий духовно-рыцарских орденов (подробнее об этом см. гл. II 1).

Документальные источники, относящиеся к теме диссертации и использованные в данной работе, представлены, в большинстве своем, апостолическими письмами, посланиями епископов, дарственными хартиями духовных и светских лиц, соглашениями между иоаннитами и тамплиерами или между орденом и духовенством.

Изучение апостолических писем, адресованных Госпиталю или прелатам, позволяет рассмотреть многие аспекты отношений духовно-рыцарского ордена и католической церкви. Документы касаются вопросов повиновения или неповиновения госпитальеров епископам, уплаты или неуплаты ими церковной десятины, но в основном - вводят новые или подтверждают старые привилегии, санкционируют или запрещают определенные действия в сфере внутренней или внешней политики ордена8.

При реконструкции взаимоотношений ордена госпитальеров и Св.Престола автор основывается на текстах булл Пасхалия II (1099-1118), Каликста II (1119-1124), Иннокентия II (1130-1143), Анастасия IV (1153-1154), Адриана IV (1154-1159), Александра III (1159-1181), Луция 111,(1181-1185), Климента III (1187-1191). Следует подчеркнуть, что привилегии, пожалованные ордену к середине XII в. затем неоднократно повторялись и подтверждались папами вплоть до конца века.

Нужно учитывать, что большое количество источников того периода было утрачено и до настоящего времени не дошло9. Из указанных трудов наиболее

8 Официально эти папские грамоты именовались «апостолическими письмами» (litterae
apostolicae) и только с XIV в. стали называться буллами. Обычно буллы обозначаются по
первым двум-трем словам текста и делятся на несколько групп. В данном исследовании
будут использованы в основном, малые грамоты, бреве, являвшиеся перепиской пап с
представителями светских и церковных властей

9 Значительная часть сохранившихся документов представлена в следующих изданиях:
Paoli, S. Codice diplomatico del Sacro Militare Ordine Gerosolimitano, oggi di Malta I S.Paoli. -
Lucca. - Vol. 1. - 1733-1737; Delaville Le Roulx, J. Les archives, la bibliotheque et le tresor de
l'Ordre de S.Jean de Jerusalem a Malte / J.Delaville Le Roulx. - Paris, 1883; Idem. Cartulaire
generale de l'Ordre des Hospitallers. - Paris, 1894-1906. - Vol. 1-4. Hiestand, R. Papsturkunden
fuer Templer und Johanniter / R. Hiestand. - Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1972.

полным является Cartulaire generale de VOrdre des Hospitallers -фундаментальный сборник, изданный Жозефом Делавий Ле Ру, и по сей день не утративший своей актуальности. Р.Хиштанд дополняет его с учетом найденных источников, публикует не только тексты особенно важных документов, но и перечень существующих с них списков. К примеру, булла Attendentes affectum devotionis от 1 июля 1179 г. имеет три списка (за период с 1179 по 1185 гг.), а в самом документе есть значительные пропуски; булла Audivimus et audientes от 4 июля 1180 г., адресованная представителям духовенства, имеет 13 списков (за период с 1180 по 1197 гг.); а булла от 1 октября 1182 г., по всей видимости, является ее второй редакцией и имеет четыре собственных списка (за период с 1181 по 1188 гг.). Наличие такого количества списков усложняет работу с этими источниками, порой возникают трудности при сличении разных списков одного документа и поиске разночтений, иногда важных для понимания смысла той или иной фразы.

Циркулярные письма архиепископов и епископов в Св.Земле и Европе, соглашения между магистрами Госпиталя и латинскими прелатами, регулирующие спорные ситуации, напрямую характеризуют внутрицерковные отношения на Латинском Востоке. Завещания, составленные в пользу Госпиталя или Храма позволяют судить о популярности орденов, о том, насколько важной, с точки зрения христиан, была их деятельность в Св.Земле. Договоры госпитальеров и тамплиеров демонстрируют противоречия и конфликты, возникавшие между орденами на почве владений или доходов; споры эти решались в ходе сложных переговоров и закреплялись такими документами.

Договоры о продаже или аренде, хартии, закреплявшие дарения светских лиц или епископов, касаются уже не только церковного, но и административно-хозяйственного аспекта орденской деятельности. Эти документы содержат перечисления движимого и недвижимого имущества, что, в свою очередь, позволяет представить географию владений Госпиталя в

тот период времени, а также - судить об отношениях ордена с диоцезными властями на приходском уровне.

Необходимо подчеркнуть, что используемые в диссертации источники, в большинстве своем, вводятся в научный оборот впервые.

3. Историография проблемы

Отечественная историография представлена по большей части либо ранними сочинениями-компиляциями, либо современными научно-популярными или публицистическими работами.

Первые упоминания об ордене госпитальеров появляются в русской исторической литературе XVIII в. и представляют собой сочинения, посвященные в основном европейской истории, рыцарству или крестовым походам, где можно найти лишь общие факты из истории ордена. Краткую историю орденов, в том числе и госпитальеров, излагает А.Шхонбек10. Фактически первым учебником по европейской истории, переведенным и изданным на русском языке, стал «Феатрон», где содержатся отрывочные сведения о госпитальерах и тамплиерах, дается характеристика этих орденов11.

Особенно важен и интересен период с 1798 по 1803 гг., связанный с рыцарскими увлечениями Павла I (магистр ордена де-факто в 1798-1801 гг.). В это время появляются первые сочинения, посвященные уже непосредственно истории госпитальеров. В большинстве своем, это переводы и труды-компиляции, написанные на основе западных «историй». В 1799 г. была

10 Шхонбек, А. История о орденах или чинах воинских паче же кавалерских. / А.Шхонбек. -М: Синод.типография, 1710. - Ч. 1. В этом издании публикуются на русском языке уставы нескольких орденов, в том числе, Правила Раймона дю Пюи. Однако этот вариант не соответствует ни латинскому, ни старофранцузскому тексту, представленному в Cartulaire. В отечественной историографии эти «Правила» вплоть до настоящего времени ошибочно считались оригинальным документом и были перепечатаны в книгах: Антошевский, И.К. Державный орден Св.Иоанна Иерусалимского, именуемый Мальтийским в России / И.К. Антошевский. - СПб., 1914; Андреев, А. История Мальтийского ордена / А.Андреев, В. Захаров, И. Настенко. - М.: Русская Панорама, 1999.

издана первая часть 5-томной «Истории» А.Лабзина и А.Вахрушева (4 тома из 5-ти стали переводом известного в то время труда аббата Рене Обера де Верто) . В 1800-1801 гг. был переведен фундаментальный труд под заглавием «Уложение священного воинского Ордена», который содержал краткую историю ордена, изложенную «по хронологии магистров», и сборник орденских статутов, определявших жизнь иоаннитов в основном на Родосе и Мальте. Параллельно с этими изданиями вышли в свет сочинение путешественника Г.Краевского, перевод-компиляция Н.Долгорукого и более значимый труд И.Черенкова13. Авторов этого периода практически не интересовала ранняя история ордена, и ни один из них не касается напрямую внутрицерковных отношений на Латинском Востоке. Тем не менее это были первые подобные сочинения и некоторые из них до сих пор могут считаться актуальными (в качестве популярных, а не научных изданий). Появление этих работ было связано с политикой Павла I, они были ему посвящены и в большей степени преследовали какие-то конъюнктурные цели, отсюда же -внезапность возникновения и угасания интереса к этой тематике. В течение долгого времени упоминания об ордене госпитальеров встречались лишь в общих работах по истории крестовых походов.

Феатрон, или позор исторический, изъявляющий повседневную историю Священного писания и гражданскую. Чрез 10 исходов и веки всех царей, императоров, пап римских и мужей славных и прочая от начала мира даже до лета 1680... чрез Вильгельма Стратеммана собранный, ныне же на российский язык с латинского переведенный [Г.Бужинским]. -СПб., 1720-1723.

Лабзин, А.Ф., Вахрушев, А. История ордена Св.Иоанна Иерусалимского / А.Ф.Лабзин, АВахрушев. - СПб., 1799. Ч. 1-2. СПб., 1801. Ч. 3-4,5.

Уложение священного воинского Ордена Иерусалимского, вновь сочиненное по повелению Священного Генерального Капитула, собранного в 1776 г. - СПб., 1800-1801; Долгорукий, Н. Историческое сокращение Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского / Н.Долгорукий. - СПб.: Имп. типография, 1800; Черенков, И. История Державного ордена Св.Иоанна Иерусалимского / И.Черенков. - Воронеж, 1803; Краевский, Г. Краткое типографическое, историческое и политическое описание о.Мальты и Державного ордена Св.Иоанна Иерусалимского / Г.Краевский. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук 1800. Подробнее об ордене госпитальеров в русской исторической литературе см.: Ишимикли, И.В. Орден госпитальеров в русской исторической литературе конца XVIII -начала XIX вв. / И.В.Ишимикли // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Серия История. Выпуск 1 (4). Нижний Новгород, 2005. С. 26-38.

В ХІХ-ХХ вв. интерес к истории Европы и крестоносному движению выражался в том числе, в переводе ряда зарубежных работ (Э.Берга, Б.Куглера, Ж.Мишо, исследование Г.Додю)14, где фигурировали и духовно-рыцарские ордена. В отечественной науке появились труды Л.П.Карсавина по средневековому монашеству и О.А.Добиаш-Рождественской о паломничествах и истоках крестоносного движения (к примеру, ее исследование западных паломничеств является лучшим и практически единственным по данной тематике). Известный историк эпохи крестовых походов М.А.Заборов обращался к деятельности госпитальеров как в общих работах, так и в специальных публикациях. Особого внимания заслуживает статья «Иоанниты», где рассматривается участие духовного рыцарства в военных операциях крестоносцев, подробно рассказывается о двух принадлежащих ордену крепостях. Фактически, эта статья является первой и пока единственной на русском языке, где освещается этот аспект военной истории ордена.15

Особенную научную актуальность настоящее исследование приобретает в связи с появлением в последние годы целого ряда русскоязычных изданий по истории Мальтийского Ордена, носящих компилятивный характер с претензией на научное освещение проблемы.

Еще в начале 90-х издается серия обзорных книг скорее публицистического и научно-популярного, нежели исторического характера

Берг, Э. Краткая история Мальтийского ордена // Карпович, Е.П. Мальтийские рыцари в России. - СПб., 1880; Додю, Г. История монархических учреждений в Латино-Иерусалимском королевстве 1099-1291 / Г.Додю. - СПб.: Типография Л.Ф.Пантелеева, 1897.

5 Карсавин, Л.П. Монашество в Средние века / Л.П.Карсавин. - М.: Высшая школа, 1912; Добиаш-Рождественская, О.А. Эпоха крестовых походов (Запад в крестоносном движении) / О.А.Добиаш-Рождественская. - Пг.: Огни, 1918; Она же. Западные паломничества в средние века. - Петербург: Брокгауз-Ефрон, 1924; Заборов, М.А. Иоанниты / М.А.Заборов // Вопросы Истории. - 1984 - № 9. - С. 92-108.

Б.А.Печникова, Р.Ю.Печниковой, П.Перминова16. 900-летнему юбилею Мальтийского ордена были посвящены книги и статьи В.А.Захарова, содержащие, однако, целый ряд неточностей и ошибок (например, неверно приведен девиз ордена, некоторые даты, легко прослеживается тенденциозность в подборе фактов, др.) и представляющие собой плохо составленную компиляцию известных более ранних изданий. Продолжил эту серию вышедший в 2005 г. двухтомник по истории Мальтийского ордена (первая часть посвящена всем периодам истории госпитальеров и основана на книге В.А.Захарова, вторая рассказывает об отношениях ордена с Россией и во многом повторяет 5 том «Истории» А.Лабзина, изданный в 1805 г.) . Несмотря на то, что авторы-составители двухтомника И.А.Настенко и Ю.В.Яшнев исправили некоторые ошибки В.А.Захарова, их явно научно-популярный труд не содержит исследовательского подхода к проблеме, собственный анализ источников не используется, справочный аппарат практически отсутствует, а представленная библиография не является основой работы. Позитивным моментом можно назвать попытку публикации одного из важных документов ордена - Правил Раймона дю Пюи, и тем не менее,

16 Печников, Б.А. Рыцари церкви: кто они? Очерки об истории и современной деятельности
католических орденов / Б.А.Печников. - М: Политиздат, 1991; Печникова, Р.Ю.
Мальтийский орден в прошлом и настоящем / Р.Ю.Печникова. - М.: Наука, 1990; Перминов,
П. Под сенью восьмиконечного креста (Мальтийский орден и его связи с Россией) /
П.Перминов. - М.: Международные отношения, 1991.

17 Андреев, А., Захаров, В., Настенко, И. Указ.Соч.; Настенко, И.А., Яшнев, Ю.В. История
Мальтийского Ордена. Серия «Под знаком креста и короны» / И.А.Настенко, Ю.В.Яшнев. -
М.: Русская панорама, 2005.

перевод источника сделан некачественно, необходимые комментарии к нему и анализ текста отсутствуют18.

Таким образом, несмотря на то, что в последние годы отмечается некоторый рост интереса к духовно-рыцарским орденам вообще и к ордену госпитальеров в частности, источники по ранней истории иоаннитов остаются в нашей стране не переведенными, фундаментальные и даже качественные обобщающие современные работы отсутствуют.

Можно отметить, что внутрицерковные противоречия, отношения между орденом Госпиталя, духовенством Св.Земли и Св.Престолом не рассматриваются отечественными историками специально, и лишь изредка, в общих чертах, упоминаются по ходу повествования, проблематика настоящего исследования в историографии детально не изучена.

В зарубежной историографии в той или иной степени духовно-рыцарским орденам уделялось внимание в рамках общих работ, посвященным крестовым походам, государствам Латинского Востока, католической церкви, истории рыцарства. Здесь необходимо выделить наиболее важные фундаментальные труды, рассматривающие различные аспекты истории крестоносного движения - исследования Р.Груссе, Д.Проуэра, С.Рансимена, Г.Э.Майера, К.М.Сеттона, коллективную «История», созданную учеными

Представленный перевод Правил, сделанный М.Фанченко с английского текста и сверенный (!?) ею же с латинским, при ближайшем рассмотрении действительно оказывается неверным. Откуда был взят английский текст источника, авторы не указывают; мы считаем, что это вариант, размещенный в электронной публикации Ж.ТЛагледера (см.: Lagleder, G.T.). Однако авторы и переводчица не учли, что Ж.Т.Лагледер сделал перевод со старофранцузской версии документа, которая была написана позже латинской и во многих местах с ней расходится. Перевод содержит целый ряд смысловых и грамматических ошибок, даже опечаток. К примеру, в статье 3 переводчица изменяет порядок слов предложения, а в ст. 9 выпускает важную уточняющую деталь, при этом смысл фраз сильно искажается; в статье 9 пишет, что «виновный брат пусть сам на себя (!) возложит соответствующую епитимью», а слово villa однозначно переводит как «город», хотя в тот период им обозначалось скорее «поселение», и многие другие неточности.

Пенсильванского университета в 60-80-х гг. XX в. ; а также - труды Г.Додю, Ж.Ришара, посвященные непосредственно Латино-Иерусалимскому королевству, истории его светских и церковных институтов, их отношениям,

участию орденов в военно-политической жизни государств крестоносцев .

В зарубежной исторической науке (французской, английской, итальянской, немецкой) достаточно подробно рассмотрены такие аспекты истории ордена Св.Иоанна, как формирование внутренней структуры и иерархии ордена госпитальеров, медицинская и военная деятельность, фортификационные особенности орденских крепостей, отношения с тамплиерами и представителями светской власти на Латинском Востоке, жизнь ордена на Кипре, Родосе, Мальте, где кроме этого ведутся и археологические раскопки. Существует целый ряд исследований, посвященных европейским отделениям ордена (в первую очередь, отделениям в немецких, английских, французских землях на разных этапах существования). История ордена госпитальеров привлекает внимание зарубежных историков в связи с самыми различными проблемами.

Одним из первых европейских историков Ордена считается аббат Рене Обер де Верто, чей классический 7-томный труд, изданный в начале XVIII в.

Grousset, R. Histoire des croisades et du royaume franc de Jerusalem I R.Grousset. - Paris, 1934-1936; Runciman, S. A History of the Crusades I S.Runciman. - 3 vol. - Cambrige, 1951-1954; Setton, K.M. The Papacy and the Levant I K.M.Setton. - Philadelphia 1974-1984; A History of the Crusaders II Setton, K.M. - University of Wiskonsin Press, 1969-1989; Prawer, J. Crusader Institutions / J.Prawer. - Oxford, 1980; Mayer, H.E. The Crusaders I H.E.Mayer. -London: Oxford University press, 1972.

Интерес к событийной истории ордена госпитальеров возник значительно раньше и в связи с этим можно упомянуть сочинения XVI-XVII вв., носившие еще описательный характер: Statuta ordinis domus hospitalis Hierusalem. - Roma, 1556; Pantaleon, H. Militaris ordinis lohannitarum, Rhodiorum, aut Melitensium equitum, reram memorabilium terra marique / H.Pantaleon. - Basel, 1581; Bosio, J. Dell'istoria della sacra religione et ill-ma militia di San Giovanni Gierosolimitano I J.Bosio. - Roma, 1594-1602; Maralli, G Vite de gran maestri della sacra religione di San Giovanni Gierosolimitano / GMarulli. - Napoli, 1636. - Vol.1.; Goussancourt, M. de Le Martyrologe des chevaliers de San Jean de Hierusalem, dits de Malte I M. de Goussancourt. - Paris, 1643. - T. 1-2.; Mendo, A. De ordinibus militaribus / A.Mendo. -Lyon, 1668. В указанных изданиях, которые, конечно же, не являются критическими исследованиями, история ордена излагается «по хронологии магистров»; внимание авторов, как правило, обращено к военным подвигам и госпитальному служению рыцарей ордена. В Statuta, сборнике орденских статутов, представлены выдержки из орденских нормативных документов, актуальных в период составления Statuta.

был частично переведен на русский язык А.Лабзиным и А.Вахрушевым. Книги Верто, выдержавшие целый ряд переизданий, основаны на различных источниках, но посвящены не исследованию проблем истории ордена, а изложению его истории «по хронологии магистров». Тома снабжены комментариями, гравюрами, картами21.

Жозеф Делавий ле Ру, член Французской академии в Риме, является составителем одного из лучших сборников документов по истории ордена, а также - автором целого ряда исследований рубежа XIX-XX вв., в которых он ввел в научный оборот значительное количество самых разнообразных источников по истории иоаннитов22. Его труды, посвященные ордену, в которых он обращался по большей части к источниковедческим проблемам и к внутренней истории Госпиталя, основаны на хрониках, грамотах, материалах сфрагистики. Его вклад в изучение истории Мальтийского ордена переоценить поистине невозможно. Тем не менее, как показывают последующие научные изыскания, некоторые документы требуют повторной публикации и дополнительного исследования, с учетом новых списков, трудов, взглядов. Еще в 70-80-х гг. такую работу взял на себя Р.Хиштанд, современный историк, чьи монографии и публикации по интересующей нас проблематике посвящены в основном решению источниковедческих вопросов, связанных с изучением различных списков документов по истории госпитальеров и тамплиеров.

Из специальных монографий, посвященных истории ордена Св.Иоанна, особенного внимания заслуживают труды Джонатана Райли-Смита, Энтони Латтрелла, Э.Д.Кинга, Рудольфа Хиштанда, Алана Фори, Хелин Николсон, Алена Демургера, Б.Кедара, Мариирозарии Салерно, Сантино Ланже, Франческо Гаццони, Е.Брэдфорда, Ч.Дж.А.Сира, Р.С.Смейла, Ж.Т.Лагледера.

Vertot, R.O. de. Histoire des chevaliers hospitaliers de Saint-Jean de Jerusalem, appelles depuis les Chevaliers de Rhodes et aujourd'hui les Chevaliers de Malta I R.O. de Vertot. - Vol. 1-7. -Paris, 1726-1761.

22 Delaville Le Roulx, J. Cartulaire. Op.Cit; Idem. Les Hospitaliers en Terre Sainte et a Chypre (1100-1310). -Paris: E. Leroux, 1904.

Одной из наиболее важных является монография Дж.Райли-Смита, где отдельный параграф посвящен отношениям ордена и духовенства. Для своего труда автор привлекает обширный картографический материал, выявляя местонахождение госпиций в Св.Земле и в Европе, определяя соответствующие географические названия. Дж.Райли-Смит рассматривает историю ордена иоаннитов, давая порой довольно подробную, а порой -только общую характеристику его деятельности на разных этапах существования организации госпитальеров. Вместе с тем, несмотря на значимость этой работы, следует отметить, что комплексное исследование раннего периода истории ордена, особенно внутрицерковных отношений на Латинском Востоке, все же не было специальной целью указанного труда .

В монографиях Р.Хиштанда содержатся латинские тексты папских посланий, направленных духовенству, госпитальерам, тамплиерам в XII веке; приводятся примеры переписки епископов и должностных лиц ордена по спорным вопросам на Латинском Востоке и в европейских отделениях Госпиталя. Большинство источников имеют очень краткие комментарии и ссылки на печатные издания и архивы, в которых содержатся подлинники документов. Проведя сравнительный анализ списков основных папских булл, адресованных госпитальерам, Хиштанд посвятил ряд статей вопросам источниковедческого характера24.

В западной историографии значительное внимание уделяется сравнению госпитальеров, тамплиеров, тевтонцев и испанских духовно-рыцарских орденов. Одним из лучших обобщающих и вышедших в последнее время трудов можно считать работу Алена Демургера. В ней автор прослеживает историю и рассматривает отношения между орденами Св.Земли, испанскими, немецкими орденами; исследует культурно-религиозный аспект в их истории, посвященный культам, символам, религиозной жизни, в некоторой степени - и

23 Riley-Smith, J. The Knights of St. John in Jerusalem and Cyprus 1050-1310: History of the
Order of the Hospital of St. John of Jerusalem I J. Riley-Smith. - London: Macmillan, 1967.

24 Hiestand, R. Op. cit.; Idem. Papsturkunden fuer Templer und Johanniter. Neue Folge. -
Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1984.

медицинской практике . Историк духовно-рыцарских орденов Алан Фори также обращается к различным проблемам из истории орденов, его работы характеризуются глубоким детальным анализом частных вопросов (например, новициата в военно-монашеских орденах, женским орденам). В некоторой степени отношения между орденами рассматриваются и в книгах по истории тамплиеров М.Барбера и М.Мельвиль .

На фоне других трудов выделяется монография Хелин Николсон, посвященная представлениям современников о духовно-рыцарских орденах. Это было отражено в литературных памятниках, где выразилось отношение представителей разных слоев общества к орденам. Крайне важным для настоящего исследования оказывается изучение хроник, писем, трактатов, авторами которых являлись церковные деятели, подчас подвергавшие эти организации жесткой критике (Яков Витрийский, Иоанн Солсберийский, Вальтер Man, Матфей Парижский и др.). К сожалению, как и в большинстве других сравнительных работ, наибольшее внимание уделяется ордену тамплиеров27.

Э.Латтрелл является одним из наиболее известных историков ордена, большинство его публикаций посвящено изучению кипрского и родосского периодов в истории ордена Св.Иоанна. В 90-х гг. историк обратился к предыстории организаций госпитальеров и тамплиеров; привлекая данные самых ранних источников, он связал их общие истоки с братством, возникшим при Храме Гроба Господня после завоевания Иерусалима крестоносцами в 1099 г. Помимо этого Латтрелл занимался итальянскими госпитальерами; сделал попытку систематизировать орденскую историографию, подчеркнув,

Demurger, A. I cavalieri di Cristo: gli ordini religioso-militari del medioevo XI-XVI secolo. -Milano: Garzanti, 2004.

26 Forey, A. Military Orders and Crusades. - Variorum, 1994; Барбер, M. Процесс тамплиеров I
Пер. с англ. И.А.Тогоевой / М.Барбер. - М.: Алетейя, 1998; Мельвиль, М. История ордена
тамплиеров / Пер. с фр. Г.Ф.Цыбулько / М.Мельвиль. - СПб.: Евразия, 1999.

27 Nicholson, H.Templars, Hospitallers end Teutonic Knights. Images of the military Orders,
1128-1291 / H. Nicholson. - Leicester University Press, 1995.

однако, что эта проблема еще не решена и все же требует дальнейшего исследования28.

Итальянская исследовательница М.Салерно детально изучает историю, внутреннюю структуру ордена, обычаи иоаннитов в Южной Италии, предваряя этот материал подробным экскурсом в раннюю историю Госпиталя29.

Особенного внимания заслуживает исследование Б.Кедара, посвященное описанию Иерусалимского Госпиталя в XII в. и опирающееся на данные археологических раскопок, активно ведущихся также и на месте Госпитального комплекса в Акре30.

Ж.Т.Лагледер в своей книге приводит различные точки зрения на возникновение братства, уделяет внимание деятельности основателей ордена Геральда и Раймона дю Пюи, а так же приводит тексты первых нормативных документов и текст буллы 1113 г. на английском языке . В электронной публикации Лагледера, (являющегося капелланом и членом Мальтийского ордена) представлено сравнение статей Правил Раймунда с аналогичными статьями из бенедиктинского и августинского уставов; значительное внимание автора уделено вопросам духовного наследия Мальтийского ордена и госпитальному служению иоаннитов.

Работа Ч.Дж.А.Сира посвящена не только истории ордена в разное время его существования сначала в Св.Земле, затем на Кипре, Родосе, Мальте,

г* Luttrell, A. The Spiritual Life of the Hospitallers of Rhodes /A. Luttrell II Die Spirituality der Ritterorden im Mittelalter. Ordines militares. Colloquia Torunensia Historica. - 1993. - VII. - P. 75-96; Idem. Gli Ospedalieri Italiani: Storia e Storiografia I A. Luttrell II Studi Melitensi. - 1998. -VI.-P. 73-88.

Salerno, M. Gli ospedalieri di San Giovanni di Gerusalemme nel Mezzogiorno d'ltalia I M.Salerno. -Taranto: Centra studi melitensi, 2001.

30 Kedar, B. A Twelfth-Century Description of the Jerusalem Hospital I B. Kedar II The Military
Orders, vol.2: Welfare and Warfare I Ed. H. Nicholson. - Aldershot: Variorum, 1998.

31 Lagleder, GT. Blessed Gerard Tonque and his "everlasting brotherhood": The Order of St. John
of Jerusalem I GT. Lagleder. На официальном сайте Мальтийского Ордена: на странице: Лагледер не
указывает, кто автор переводов и откуда они были взяты; английские переводы всех
документов содержат ряд неточностей; Правила Раймунда ориентированы скорее на более
позднюю, старофранцузскую, версию этого документа, что уже само по себе является
ошибочным.

России, Италии, но - и это особенно важно - в Европе . Сир детально описывает строение крепости Крак де Шевалье и ее архитектурные особенности, приводит схемы внутреннего устройства цитадели ордена. В связи с этим он останавливается на значимых для нас вопросах как внутренней жизни ордена, роли рыцарей и служащей братии, так и внешних связях между разными филиалами ордена и центральным Госпиталем в Иерусалиме. В поле зрения Сира оказывается и женское отделение ордена госпиталиток Св.Иоанна, а так же, госпитальная деятельность ордена в XX веке. Работа Ч.Дж.А.Сира дает обширный (в том числе, иллюстративный) материал, но, как и публикация Лагледера, скорее может считаться научно-популярным изданием.

И если для отечественных исследователей наиболее интересным в истории ордена был российский период, связанный с магистерством Павла I (1798-1801 гг.), то западные историки долгое время в основном обращались к родосскому и мальтийскому периодам (XIV - XVI вв.).

Появление новых работ по истории духовно-рыцарских орденов, особенно тамплиеров, отражает рост интереса к различным периодам их истории и среди западных исследователей. Проблема отношений Госпиталя с представителями католической церкви на Латинском Востоке затрагивается далеко не во всех современных трудах, а если и рассматривается, то достаточно фрагментарно, не являясь главной целью исследования (в какой-то мере исключением может считаться монография Дж.Райли-Смита, вышедшая еще в 1967 г. и источниковедческие исследования Р.Хиштанда начала 80-х гг.).

Оценивая значительные достижения западной историографии, в том числе, и в изучении раннего периода истории ордена госпитальеров, мы не обнаруживаем комплексного исследования по интересующей нас тематике, где

32 Sire, H.J.A. The knights of Malta / H.J.A.Sire. - London: Yale University Press. New Haven. -1994. Известно, что восемь «лангов» ордена подразделялись на Провансальский, Овернский, Французский, Арагонский, Кастильский, Итальянский, Английский и Германский; согласно этому делению, истолковываются восемь лучей Мальтийского креста, исходящих из центра - Иерусалима.

бы в центре внимания оказался процесс становления орденской организации и эволюция отношений Госпиталя с представителями католической церкви на Латинском Востоке в XII столетии.

Методология исследования. В основу данного исследования положен принцип историзма как универсальный метод научного познания. Данный принцип раскрывается в совокупности общенаучных и специальных методов и приемов. Сравнительно-исторический метод использовался при анализе специфики исторической ситуации, предопределившей возникновение братства Госпиталя и его трансформацию в духовно-рыцарский орден. Комплексный подход к анализу источников позволил изучить становление внутренней организации иоаннитов и реконструировать внешние отношения ордена с представителями Церкви.

Научная значимость и новизна данного исследования заключается в том, что оно посвящено проблемам, ранее незатронутым в отечественной исторической науке; вводятся в научный оборот новые источники, переведенные с латыни на русский язык автором настоящей работы. Диссертация базируется на значительном количестве средневековых текстов, детальный анализ которых позволяет реконструировать важные аспекты истории ордена на раннем этапе его существования и, благодаря их комплексному исследованию, по-новому оценить роль Госпиталя в системе внутрицерковных отношений в XII столетии. Таким образом, вводя новые, переведенные с латыни, источники и используя указанные методы исследования, разработка этой тематики вносит существенный вклад в изучение исторического прошлого Мальтийского ордена в контексте истории католической церкви и крестоносного движения в XII в.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе рассматривается проблема происхождения Госпиталя, характеризуется его внутренняя структура и внутриорденские отношения на основе анализа текста хроник и нормативных документов. Во второй - исследуется эволюция внешних

отношений ордена с представителями церкви на Латинском Востоке на основе папских булл и документов, написанных представителями церкви или орденов.

В приложении представлены документы, переведенные с латыни автором настоящего исследования: текст буллы 1113 г., в которой Пасхалий II признал существование братства и поместил его под протекцию Св.Престола; два документа, направленные на решение вопроса об отречении магистра Гиберта в начале 70-х гг. XII в. (письмо капитула ордена папе Александру III и его ответ братьям); карта Св.Земли с обозначениями основных владений госпитальеров; хронологические списки магистров ордена, иерусалимских патриархов и римских пап (XII в.).

Истоки иерусалимской госпиции и возникновение братства Св.Иоанна в XI - начале XII вв.

Движение паломников в Святую Землю возрастало или угасало в зависимости от различных факторов, связанных с подъемом религиозности, политической ситуацией на Западе и в Св.Земле, на это влияло и отношение к христианам со стороны правителей, владевших этими территориями в тот или иной период. Традиция устраивать на пути паломников госпиции (или ксенодокии - странноприимные дома, небольшие госпитали) существовала еще до Крестовых походов и возникновения ордена Св.Иоанна.

Благоговение верующих перед Святой Землей, где множество священных мест было связано с земной жизнью Спасителя, где зародилось христианство и где разворачивались описанные в Библии события, возникло задолго до эпохи Крестовых походов, в IV-V вв., когда начались путешествия к Святым Местам. Движение паломников не было остановлено и в период великого переселения народов, а развивавшийся культ мощей и реликвий только добавил ему популярности; паломничества продолжались и в период арабского нашествия. Безусловно, во время трудного путешествия паломники нуждались в местах отдыха, и рост этого движения неизбежно повлиял на появление странноприимных домов1.

В IV в. возникают первые госпитали-ксенодокии в Константинополе и Кессарии; в Галлии и Италии епископские госпиции появляются уже в V-VII вв., их число растет и со временем они устраиваются при монастырях. В этот же период наряду с позднеантичным термином xenodochium стали употребляться синонимы hospitale и hospitium. Необходимо оговорить, что "госпиталь" того времени имел более широкий спектр обязанностей и не был медицинским учреждением в современном значении этого слова. Госпиталь возник как один из церковных институтов по призрению бедных (обездоленных, вдов, сирот, пилигримов, и всех, кому требовался приют и посильная медицинская помощь), был «наделен сакральным значением и в первую очередь предназначался играть роль своеобразной жертвы Господу в лице нуждающихся» . Слово «госпиталь» происходит от латинских hospitalis -гость, hospitalitas - гостеприимство, hospes - гостеприимный, и как минимум до IX в. употребляется по отношению к беднякам и путешественникам. Госпиталем бедных и паломников - "hospitale pauperum et peregrinorum" -называлось место, где им оказывали гостеприимство, врачевали их души и, по возможности, тела. Со временем предоставление приюта купцам и бедным странникам стало также обозначаться общими словами ecclesia, oratorium или monasterium - возможно, чтобы подчеркнуть, что гости (hospites) располагаются не в каких-то отдельных помещениях, а в самом монастыре, вместе с монахами3.

Обычаи гостеприимства и уважительное отношение к гостю хорошо были известны и "варварским" народам Европы. И.В.Дубровский говорит, в том числе, и о сакральном аспекте гостеприимства: «в случае hospitalis господствуют и защищают... гости, и такое положение вещей не сочтут необычным те, для кого и веровать означает оказывать гостеприимство своему богу»4.

В XI-XII столетиях с ростом "мобильности" средневекового общества, значительно увеличилось и число желающих отправиться в паломничество, вновь возобновилось гостеприимство, оказываемое монастырями. Особенно это касалось аббатства Клюни и дочерних монастырей, которые во многом контролировали этот процесс и оказывали поддержку идущим в Сантьяго де Компостелла или в Св.Землю. К примеру, клюнийские обычаи конца XI в., зафиксированные в Consuetudines, предполагали обязательное гостеприимство; более того, оно по-разному оказывалось представителям различных групп населения: «люди знатные и на коне принимались в hospitium hospitum, управлявшемся госпиталарием (hospitalarius), бедняки и путешествующие пешком - в hospitium pauperum, где их встречал элемозинарий (elemosynarius)»5.

Если в IX-XII вв. наблюдался расцвет монашеского гостеприимства, то следующее столетие характеризовалось его временным упадком, когда многие места, где ранее предоставлялся приют паломникам, оказывались заброшенными, опустевшими или разрушенными. Расцвет каритативной и, в большей степени, медицинской деятельности при монастырях был недолгим и их осуществление фактически сошло на нет в течение ХП-ХШ вв. Объяснялось это тем, что забота о паломниках отвлекала монахов от их главных обязанностей, а помощь больным заставляла порой отлучаться из обители и нарушать правило stabilitas loci, ввергала в мирскую жизнь со всеми ее соблазнами6.

Первые упоминания о госпиции в Иерусалиме относятся к рубежу VI-VII вв., когда некий аббат Проб (Probus) по распоряжению папы Григория Великого (590-604) отправился в Св.Землю для того, чтобы построить бенедиктинский монастырь и госпицию для паломников. Однако ввиду различных обстоятельств (таких как поспешное возвращение Проба в Рим, смерть папы Григория, разрушение построек персами, захватившими Иерусалим в 614 г.), инициатива по созданию бенедиктинского комплекса дальнейшего успеха не имела. На протяжении VII в. эта госпиция, построенная в то время в Иерусалиме близ храма Гроба Господня ни раз восстанавливалась и опять разрушалась, и сейчас нельзя с уверенностью полагать, что каждая следующая госпиция отстраивалась заново строго на месте своей предшественницы.

Внутренняя жизнь братства и госпитальное служение иоаннитов

Содержательный анализ нормативных документов, представленных Правилами и Статутами, можно структурировать, выделяя два аспекта жизни ордена. Их условно можно назвать vita conventualis и vita spiritualis. С учетом незначительного объема информации, которую передают эти источники по данным аспектам, под vita spiritualis мы будем понимать церковно-литургическую практику госпитальеров, а под vita conventualis - организацию повседневной жизни в монастырях дома Госпиталя, в том числе, включающую основы судебно-правовой системы ордена.

Итак, для общей реконструкции внутренней жизни братства госпитальеров необходимо обратиться к изучению нормативных документов ордена. Первым таким документом принято считать так называемые Правила Раймона дю Пюи, составленные скорее всего в 30-х - начале 50-х годов XII в.

Одним из спорных вопросов, возникающих у исследователей при изучении этого документа, является вопрос о том, какой устав, бенедиктинский или августинский, повлиял на них в большей степени. Порой историки придерживаются на сей счет прямо противоположных мнений. С одной стороны, Устав Св.Августина, не предусматривающий, в отличие от Устава Св.Бенедикта, замкнутой монашеской жизни, больше подходит для таких полумирских и полурелигиозных учреждений, как духовно-рыцарские ордена. С другой стороны, госпиция, основанная около 1070 г. амальфийскими купцами в Иерусалиме, и ставшая колыбелью будущего ордена, находилась под влиянием бенедиктинских монахов. Сравнение текстов этих уставов с Правилами Раймунда показывает, что бесспорное влияние на нормативный документ госпитальеров оказали и бенедиктинская, и августинская традиция . Статуты, принятые генеральным капитулом ордена в период магистерства Альфонса Португальского и датируемые 1204-1206 гг., представляют интересные подробности, важные для характеристики именно внутренних отношений в ордене того периода51.

Общая характеристика «монастырской» жизни братства: Согласно Правилам , все братья, приступавшие к служению бедным в Иерусалимском Госпитале, должны были принимать три классических обета: целомудрия (чему посвящены ст.4, 9), послушания (ст. 10, 12, 16, 17, 18) и бедности (ст.2, 5, 6, 7,13). «Единственное, что им обещалось» при вступлении в общину, это хлеб, вода и простая одежда (ст.2). Для всех здоровых братьев предполагалось двухразовое питание, исключавшее мясо по средам, субботам и в период Великого поста (ст.8); во время трапезы должно было храниться молчание. После вечерней молитвы, комплетория, не разрешалось пить ничего, кроме воды (ст. 11). Братья Госпиталя должны были ложиться спать только в одежде - в льняных или шерстяных рубахах (ст.8), соблюдая тишину и всегда оставляя свет зажженным (ст.7).

Для госпитальеров существовал запрет на ношение одежды из ярких дорогих тканей и меха диких животных (ст.8). По Правилам поведение братьев в церкви, или в любом другом месте, должно быть пристойным (ст.2); а в облике и манерах - присутствовать лишь то, что обнаруживает благочестие (ст.4).

Братья не могли покидать пределы обители в одиночку и им всегда следовало оставаться вместе. И если вдруг рядом оказывалась женщина, братьям надлежало хранить свое целомудрие, не позволять ей мыть голову, ноги, стелить постель (ст.4).

Отправляясь на сбор милостыни (ст.5) или на проповедь (ст.5, 7), госпитальеры не могли использовать собранные средства для своих нужд. В случае голода им нужно было обратиться с просьбой о помощи в церковь или к «достойному человеку». Если помощи не было, они могли купить немного еды, чтобы не умереть с голоду (ст.5).

С одной стороны, сбор милостыни можно отнести к vita conventualis, отметив ее хозяйственный, «приземленный» аспект: как показывают Правила, собранные средства подсчитывались и записывались, им велся учет. Однако, с другой стороны, этот вид деятельности упоминается в документе в связи со служением бедным, ради которых милостыня и собиралась.

Судебно-правовой аспект жизни братства отражен в казусах, касающихся проступков братьев и наказаний за них. Попробуем структурировать их по тематическим блокам, разделив все представленные в Правилах казусы на три группы - в соответствии с нарушением трех обетов:

нарушение обета целомудрия;

проявление непослушания старшим, случаи нарушения дисциплины между братьями;

нарушение обета бедности.

Орден госпитальеров и Святой Престол

Отношения ордена госпитальеров и Св.Престола можно проследить по документам, которые папы направляли Иерусалимскому Госпиталю и его европейским отделениям . По важности содержания апостолические письма можно разделить на следующие категории: важные буллы, содержавшие наиболее значимые привилегии; буллы, где эти привилегии подтверждались; и буллы, посвященные решению каких-то частных вопросов (например, в случае решения конфликта с отречением Гиберта). Как правило, эти письма направлялись магистрам или другим представителям ордена - приорам, прецепторам (командорам) или прочим братьям, облеченным властью. Кроме того, часто встречаются послания, которые были адресованы церковным прелатам или светским лицам. В таких письмах Св.Престол обычно требовал уважения и исполнения дарованных Госпиталю прав и привилегий.

Первая категория представлена буллами: Пасхалия II Pie postulatio voluntatis от 15 февраля 1113 г.; Каликста II Ad hoc nos, disponente от 19 июля 1119г.; Иннокентия II Quam amabilis Deo от 7 мая 1139 г. (1140/1141/1143? гг.); Иннокентия II Christiane fidei religio от 7 февраля 1137 и добавлениями к ней, сделанными Анастасием IV в документе от 21 октября 1154 г. - они будут рассмотрены подробно. Следует отметить, что самой важной буллой может по праву считаться документ 1154 г., объединивший основные привилегии ордена.

Многие буллы второй половины века подтверждали привилегии, которые вводились и гарантировались названными посланиями. В качестве примера здесь можно указать буллы, где папы требуют от прелатов: оказывать уважение привилегиям, полученным госпитальерами от Св.Престола - это письма Анастасия IV De hospitali domo от 24 октября 1154 г., уважать права и не мешать орденским сборщикам милостыни - Александра HI Cum fratribus Hierosolymitani от 23 января 1168 г. (1169/1170? гг.); отлучать от церкви всякого, кто будет нападать на братьев или имущество ордена - булла Александра III Quanto major ab universis от 9 марта 1160 (1161/1174/1176/1178 гг.); охранять имущества и привилегии госпитальеров от узурпаторов - булла Луция III Non absque dolore от 6 декабря 1184 г.

Большинство апостолических писем регулируют споры и посвящены решению частных вопросов с духовенством или мирянами. К примеру, в булле Sicut nostri administratione от 23 октября 1152 г. папа Евгений III утверждает соглашение, заключенное между провансальским отделением Госпиталя и Гильомом IV, графом Форкалькьер, по поводу замка в Маноске и зависимых от него земель; а в булле Pervenit adnos от 9 декабря 1170 (1171/1172/1178/1180? гг.) Александр III освобождает госпитальеров от уплаты налога -"двадцатины", вводимой сеньорами в своих землях с началом военных действий; в булле Pervenit ad nos, ex conquestione от 15 мая 1166 (1167/1178/1179? гг.) Александр III предписывает прелатам оказывать покровительство верным, получившим убежище в домах Госпиталя и отлучать всех, кто это постановление нарушит3. Интересна булла Луция III Cum vos, tamquam от 22 ноября 1184 (1185? г.), где папа разрешает госпитальерам не подчиняться решениям апостолических писем, адресованным духовенству, если их положения ущемляют права ордена4. Скорее всего, случались прецеденты, когда буллы (где госпитальеры специально не упоминались) неверно интерпретировались и использовались для того, чтобы заставить дом Госпиталя платить десятину или что-то еще, нарушавшее их права.

Похожие диссертации на Орден госпитальеров : Становление и эволюция в контексте внутрицерковных отношений на Латинском Востоке в XII столетии