Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Британские проекты и практика освоения Новой Зеландии.
1. Роль колонии Новый Южный Уэльс в истории освоения Новой Зеландии. 38
2. Влияние миссионерской идеологии и деятельности на обстановку в Новой Зеландии. 62
3. Новозеландская Компания и проекты коммерческого использования Новой Зеландии. 84
4. Аннексия Новой Зеландии. 104
Глава 2. Адаптация традиционного строя аборигенов Новой Зеландии к новым условиям.
1. Модификация хозяйственного уклада 135
2. Трансформация социально-политических отношений. 151
3. Традиционные религиозные представления и изменения в сознании маори. 172
Заключение. 182
Список использованных источников и литературы 194
Приложения
- Роль колонии Новый Южный Уэльс в истории освоения Новой Зеландии.
- Влияние миссионерской идеологии и деятельности на обстановку в Новой Зеландии.
- Модификация хозяйственного уклада
Введение к работе
Имперская тематика в мировой историографии переживает сегодня период Ренессанса и даже «историографический бум». В условиях глобализации идея национального государства испытывает серьезный кризис, повышается интерес к историческим типам общностей наднационального уровня, их структурам, моделям функционирования, типам идентичностей. С великих географических открытий начался важнейший этап в истории локальных цивилизаций, мир был объединен под флагом колонизации. Мир империй нового времени стал первой фазой интеграционных процессов в мире, в настоящее время перешедших в фазу глобализации, колониальная империя представляет особый интерес как исторический способ преодоления мировой локальности в полиэтническом и поликонфессиональном пространстве, укрепления межрегиональных экономических, политических и культурных связей. В рамках цивилизационного подхода появилось новое направление, его главной целью является связь между глобальным типом культуры, с одной стороны и локальным с другой. Вопросы культуры, сознания становятся приоритетными темами исследования. В последние десятилетия историки, обращаясь к изучению колониальных империй, сосредотачивают свое внимание, главным образом, на этих вопросах, что связано с новыми тенденциями в мировой историографии вообще. Мы можем констатировать новый «поворот» в изучении империй: от компаративистики и структурализма в изучении социально-экономической и политической составляющей имперской проблематики к исследованию механизмов их устойчивости.
Современное изучение процесса колонизации мира затрагивает важнейшие вопросы, связанные с «последствиями взаимодействия культур в условиях колониализма, которые стали важной составляющей современных культур европейских и неевропейских народов. Это приводит к тому, что в
4 изучении колониализма приобретает большое значение поиск ответов на современные вопросы и проблемы в постколониальных обществах в мощном пласте колониального прошлого» .
В Британской империи взаимодействие колоний и метрополий было значимой проблемой, как в период колонизации, так и в пост колониальный период. Изменения в восприятии чужой культуры и места метрополии в колониальном мире можно представить как этапы развития этого взаимодействия. Апологетика колониализма во время становления колониальной империи, сменяется жесткой критикой в период борьбы за независимость со стороны народов, входивших в Британскую империю. Совсем недавно антиколониальные идеи господствовали в историографии. Однако, начиная с 80-х гг. последовал новый этап изучения английского колониализма. Когда утихли отголоски борьбы за независимость и стремление выставить колонизаторов в невыгодном свете уже перестало влиять на процесс изучения, исследователям была дана возможность выйти за рамки старых представлений, пересмотреть итоги колониального периода, характер взаимоотношений колонии и метрополии, столкновения различных культур и народов. Британское Содружество, к примеру, «воспринимается уже не как наследие империи, а как добровольное и весьма привлекательное для своих членов объединение»2.
Опыт Новой Зеландии интересен тем, что в рамках созданной колонии туземцы смогли приспособиться к новым для себя условиям и при этом сохранить свой народ, язык и культуру. Новая Зеландия является полноправным членом Британского Содружества и представляет собой пример успешного взаимодействия бывшей колонии с метрополией. Изучение новозеландского опыта позволяет раскрыть причины успешной адаптации коренного населения и сотрудничества колонии с метрополией в рамках Британской империи.
Никитин М. Д. Черная Африка и британские колонизаторы: столкновение цивилизаций. Саратов, 2005. С. 12. 2 Там же. С. 17.
В данной работе предпринимается попытка на основе анализа самых
разных сторон процесса колонизации Новой Зеландии раскрыть
неоднозначность этого явления и, тем самым, выйти за пределы
унаследованных с колониальных времен обезличенных дихотомий
колонизатор/колонизованный, захват/сопротивление, цивилизация/
варварство, определить нюансы взаимодействия европейцев с маори. При этом, признавая вслед за Саидом3, важность изучения использования образа «Другого» в формировании «коллективной идентичности» колониальных обществ4, особое внимание уделяется как различным группам и лицам участникам британской колонизации Новой Зеландии, так и «туземному фактору», механизмам устойчивости маорийской культуры.
Степень изученности проблемы.
Среди исследователей, занимающихся проблематикой колониального прошлого, мы долгое время могли найти главным образом либо апологетов колониализма, либо его критиков, одни стремятся подчеркнуть благотворное влияние культуры метрополии на колонию, другие все силы тратят на реабилитацию культуры своей страны - бывшей колонии. Но у современных исследователей, когда над ними больше не довлеет бремя идеологического насилия над наукой, «появилась возможность спокойного, без эмоций, анализа различных аспектов истории Британской империи и выйти за пределы унаследованных с колониальных времен обезличенных дихотомий»^.
После аннексии Новая Зеландия очень быстро привлекла внимание общественности. Уже спустя несколько лет появляются работы Ф. Кристмана
3SaidE. IV. Orientalism. New York, 1978.
Это связано так же и с тем, что соприкосновение различных культур в глобализирующемся мире ставит вопрос о национальной идентичности, как самый важный вопрос самоопределения не только культурного, но и политического и экономического. Коллективная идентичность предоставляет не только «моральные оценки, но и вполне прагматические решения», а, следовательно, вопрос об истории ее формирования становится актуальным для современников. См.: Ноймшш И. Использование другого. М., 2004. С. 8-9. Никитин М. Д. Указ. соч. С. 17.
и С. Оберлендера «Острова Южного океана. История открытия и постепенной колонизации», «Новая Зеландия и Океания или острова Южного моря» и «Острова тихого океана. Новая Зеландия и остальные острова» . Процесс освоения новых территорий и организация колоний привлекли исследователей. Британская империя оказывается в центре их внимания. Обсуждался статус Новой Зеландии в Британской империи, роль британского правительства в процессе колонизации. П. Леруа-Болье в своей работе «Новые англосаксонские общества» видит причины величия Англии, в разумных принципах организации колонии, в развитии индивидуальной инициативы. Главное на чем он останавливается это на контингенте, который отправлялся в колонии и на компаниях, которые обеспечивали приток капитала. Трудолюбивый колонист, по мнению исследователя, обеспечивал колонии процветание, а метрополии прибыль, государство при этом не должно облагать колонию прямыми налогами, это разорит ее. В редких случаях П. Леруа-Болье предусматривал повышенную роль государства, но это относилось к экспорту капитала в колонии. В мире, по его мнению, существует несколько вариантов колониальных систем, характеризующихся степенью влияния государства на развитие экономики страны. Причем постепенный переход от первой системы, которой присущи отсутствие свободной торговли, наличие монополий, жесткий контроль метрополии и отсутствие самоуправления, к последней, которая предусматривала наличие самоуправления и демократических свобод, он считал нормативной практикой8.
В Новой Зеландии была апробирована теория Э. Уикфилда, в которой важнейшей частью была социальная составляющая, в рамках этой теории
Кристман Ф., Оберлепдер С. Острова Южного океана. История открытия и постепенной колонизации. Спб., 1872 - 1875; Они же. Новая Зеландия и Океания или острова Южного моря. Спб., 1874; Они же. Острова тихого океана. Новая Зеландия и остальные острова. Спб., 1875.
Леруа-Болье П. Колонизация новейших народов. СПб., 1877; Он же. Новые англосаксонские общества. СПб., 1898.
Леруа-Болье П. Новые англосаксонские общества. С. 185-188.
7 особое внимание уделялось контингенту поселенцев. Политическая составляющая теории предусматривала предоставление колонии самоуправление. Поэтому П. Леруа-Болье не мог обойти в своей работе стороной историю колонизации Новой Зеландии.
Идея ассимиляции напрямую связана с изучением нравов и обычаев туземных народов, она необходима, если колония хочет развиваться стабильно и получить самоуправление. П. Леруа-Болье много места в работе уделил описанию внешнего вида и обрядов, языку маори, татуировке, одежде, домам, окружающей маори среде лесу, вулканам, птицам (в частности какарики, киви), климату9. Наблюдательность автора и умение анализировать подтверждают размышления П. Леруа-Болье о каннибализме маори. Каннибализм - необходимость получать белковую пищу на островах, где не водятся млекопитающие животные. Эта необходимость получила сакральное значение и обоснование. Это не столько проявление дикости, сколько вынужденная мера. Такой подход к каннибализму говорит о том, что автор отходит от всеми признанной трактовки этого явления и пытается взглянуть на него с научной точки зрения с учетом географических, климатических условий и культуры туземцев10.
Таким образом, автор сосредотачивает внимание на взаимоотношениях европейцев и туземцев, при этом успешное развитие колонии зависит от характера этих отношений. Ассимиляция туземцев и включение их в жизнь колонии обеспечит ее процветание.
После введения в Новой Зеландии всеобщего избирательного права в 1889 г. для мужчин, а затем в 1893 г. для женщин, интерес политологов, юристов и социологов во всем мире к истории этой страны возрос. В России к опыту Новой Зеландии в начале XX века относились особенно внимательно. Связанно это с тем, что представители общественной мысли, пытаясь понять и извлечь для себя определенный опыт в решении многих
9 Леруа-Бо.чъе П. Новые англосаксонские общества. С. 10-17.
10 Там же. С. 14.
8 социальных вопросах, которые на тот момент времени стояли перед российским обществом очень остро '. Начинает переводиться литература зарубежных авторов, но помимо переведенной литературы появляются исследования российских ученых.
В энциклопедии Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона12 появляется статья, характеризующая маори и повествующая о самых значимых событиях в истории островов. Одной из первых и самых популярных стала работа П. Г. Мижуева.13 П. Г. Мижуев в своей книге детально разбирается в развитии политических институтов, особенно его, интересует социальная сфера. Он обращается к теоретическим выкладкам бывшего министра просвещения и труда Новой Зеландии В. П. Ривса. В которых, как он считает, скрыта причина столь быстрого развития, восхищается ими и следует за идеями В. П. Ривса. П. Г. Мижуев явно удивлен развитием колонии, которая за довольно короткий срок с момента подписания договора в 1840 г. смогла дойти до всеобщего избирательного права в 1893 году. Он характеризует Новую Зеландию как страну с передовой демократией в мире, и отмечает, что по некоторым вопросам политические деятели колонии превзошли метрополию. В своей работе он не может обойти стороной историю колонизации страны, в которой, по его мнению, и были заложены принципы развития. Колонизация в его изложении представляется целенаправленным действием Британского правительства на аннексию островов, которая сопровождалась рядом нормативных актов. Такой подход к изучению истории Новой Зеландии поддержали и другие исследователи14. Следовательно, в этот период в России историография по истории
См: Рязанцева Т. Л., Синцова Л. Л. Некоторые результаты изучения истории Новой Зеландии в России // Проблемы истории Океании. Иркутск, 1987. С. 141. 12 Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 21. СПб., 1897. С. 221-228. 1 Мижуев П. Г. Передовая демократия. Спб., 1902.
14 РуссоваС. Ф. На счастливых островах Ао-Тса-Роа. Ростов, 1904; Кабанов Н. О. О земельном законодательстве в Новой Зеландии. Ростов-иа-Дон, 1906; Чумаков Н. О народном самоуправлении в Новой Зеландии. М., 1906; Сильвин М. А. Демократическая республика и Новая Зеландия. СПб., 1906; Пименова Э. К. Колония - республика 1917; Семенов И, Земельный вопрос в Англии и Новой Зеландии. М., 1917.
9 колонизации Новой Зеландии была под сильным влиянием позитивизма. Несомненным достоинством вышеуказанных работ является богатая документальная база (в первую очередь это документы официального характера). Однако именно использование официальных документов предопределило их оценки исторической роли министерства колоний в процессе аннексии, как главного проводника продуманных, последовательных и целенаправленных действий Английского правительства в целом, оставляя за рамками исследование роль компаний, миссионерскую деятельность и т.д. Колонизация представлена как успешная реализация политики по расширению границ империи.
Исключением из правил стала работа С. А. Корфа «Автономные колонии Великобритании»15. Автор отмечает, что наиболее острые проблемы, которые возникали в колонии замалчивались, чтобы не вызвать критику и бурных дебатов в палате общин, в результате принятие жизненно необходимых постановлений откладывалось на неопределенный срок. Также постоянные колебания, которые отличали действия министерств Англии, не могли принести сколько-нибудь пользы делу. По мнению исследователя английское правительство не смогло выработать четкую, последовательную политику в Новой Зеландии. Таким образом, он подвергает критике официальную политику Англии и приходит к мнению, что зачастую правительство Англии не контролировало ход колонизации.
Таким образом, в рамках позитивистского подхода изучение истории колонизации Новой Зеландии концентрировалось вокруг официальной политики министерства колоний, Исследователи использовали в качестве источников нормативные акты и официальные документы, колонизация в их представлении приравнивается к политике министерства колонии. Вместе с тем, появляются работы, которые концентрируют свой взгляд на социальном и экономическом аспекте процесса колонизации Новой Зеландии. Однако рассматриваются они с позиции «цивилизаторской роли белого человека»,
Корф С. А. Автономные колонии Великобритании. СПб., 1914.
10 туземцы выступают объектом ассимиляции и их роль в формировании нового колониального сообщества сводится к способности принять культуру и отказаться от варварства. Основное внимание они концентрируют на политике правительства, а деятельность частных компаний - основных проводников колонизации оказывается за рамками исследований. После появления теории Д. Гобсона1 следовало ожидать, что исследователи, занимающиеся историей Новой Зеландии, изменят свой подход, но долгое время после спада первоначального интереса о колонизации Новой Зеландии не писалось.
Новое поколение историков уже не удовлетворяла традиционная позитивистская историография, уделявшая главное внимание описанию событий политической, дипломатической и военной истории. Начались попытки по созданию новых методик интерпретации исторического знания. Наряду с историками поисками новой интерпретации развития человечества занимались социологи, географы, экономисты и т.д. Стоит отметить возникновение во Франции школы географии человека. Акцент представители этой школы делали на изучение влияния окружающей среды на формирование общества, проблемы миграции, экономического роста страны. Спустя некоторое время эти темы стали предметом исторических работ.
Д. Л. Пул за основу своей работы взял изучение демографических процессов в обществе маори. Для характеристики численности населения маори в доевропейский период, когда никаких подсчетов не проводилось, автор решает вычислить примерное число маори проживающих на островах,
Интерес к истории развития компаний и капитала в колониях привел к созданию теории «решающей роли финансового капитала» в экспансии Великобритании в конце 19 века. Автором теории стал английский экономист Д. Гобсон. Расширение империи он напрямую связывает с экспортом капитала в колонии. По его мнению, это позволило привязать экономику новых стран к метрополии и обеспечить существование единого экономического пространства в рамках Британской империи. Связь Британской экономики и имперской политики, их влияние на территориальное расширение империи является предметом исследования Д. Гобсона. См.: Hobson J. Imperialism. A Study. L,1902.
11 отталкиваясь от максимального возможного. Рассчитать максимально возможное число он предлагает исходя из географических и климатических характеристик Новой Зеландии, с учетом традиционного уровня производства в таких обществах. Под влиянием Мальтуса он рассчитывает возможности земли прокормить людей на отдельно взятых островах17.
А. Кросби в своей работе много внимания уделяет иммиграционным процессам в Полинезии, в частности маори. Раскрывается взаимосвязь географического фактора, климата с уровнем развития производственных отношений в обществе маори, при этом, немаловажным фактором, влияющим на формирование производственных отношений, исследователь считает набор сельскохозяйственных культур и их пригодность для климата Новой Зеландии. В своем исследовании он приходит к выводу, что в доевропеискии период маори ощущали недостаток в сельскохозяйственных культурах, а те которые у них были не подходили для климата Новой Зеландии, чем и объясняется низкий уровень развития земледелия. Отсутствие земледелия тормозило развитие других производственных процессов .
Работы этих исследователей раскрыли взаимосвязь колонизации Новой Зеландии с географическим фактором и климатическими условиями.
Целый ряд работ по Новой Зеландии были написаны под влиянием идей Л. Февра и М. Блока. В центр внимания историков попали проблемы коллективного сознания и общественной психологии. Причинно -следственные связи в истории приобретают главное значение. Междисциплинарный подход в исследовании, становятся все более популярным. Более тесное междисциплинарное сотрудничество и заимствование методов исследования из других наук стали основой многих современных работ.
17 Pool D. L. The maori population of New Zealand 1769 - 1971. Oxford, 1977. Crosby A. IV. Ecological imperialism. Cambridge, 1998.
12 Наиболее интересной в этом плане является работа Дж. Ирвина. Исследователь выявил суть религиозных представлений и менталитета маори. В основе мировоззренческой концепции, по мнению исследователя, лежат понятия маури, мана, тапу и ноа. Они помогают раскрыть всю сущность определения места маори в мире, как в видимом, так и в мире духов. Автор приходит к выводу, что только изучение мировоззренческой концепции маори поможет понять процессы адаптации маори в глобализирующемся мире .
X. Мол пытается выделить базовые параметры формирования идентичности различных регионов Полинезии. Он предлагает объединить географическое пространство, в рамках одного мира в зависимости от мировоззренческой концепции, которая была развита в этом регионе. В своем исследовании он концентрируется на поиске общих явлений в представлениях аборигенов Австралии и маори, в доевропейский период. Показывает каким образом христианство повлияло на религиозные представления этих народов и какую роль сыграло в складывании новых
критериев идентичности после проникновения европейцев .
Важнейшее значение по теме исследования имеют работы по социальной антропологии. Структурализм пришел именно из этой области. Представителями структурализма можно считать в Британии Альфреда Рэдклифф-Брауна , а во Франции Клода Леви-Строса . Благодаря структурализму стало возможным сосредоточить внимание «на изучении особого рода устойчивых элементов социальной организации, или структур, в жизни незападных обществ, которые понимались, прежде всего, как
Irwin J. An introduction to maori religion. It's character before Europe contact and it's survival in contemporary maori and New Zealand culture. Redford, 1984. 20 Мої H. Religion and Churches II Keiht Sinclar Tasman relations: New Zealand and Australia 1788-1988. Auckland, 1987.
Рэдюшфф-Браун А. Метод в социальной антропологии. М., 2001. 2 Леви-Строс К. Предметная область антропологии // Леви-Строс К. Путь масок. М, 2000.
13 общества неисторические и бесписьменные» . Отметим метод анализа устного наследия туземных народов, в том числе и маори, который предложил К. Леви-Строс. В своей книге он предлагает делить источник на уровни по мере его изменения под воздействием социальной среды, когда в мифе или легенде значимые моменты настоящего становятся главной линией повествования, а старые приоритеты уходят на второй план, а иногда и теряются. Сопоставление одного источника, разных лет записи поможет определить, как происходило изменение, что было наиболее значимым на тот или иной период времени. Тесная связь социологии и экономики привела к появлению экономической антропологии, самым ярким представителем которой, является Марсель Мосс (1872—1950). Созданная им теория дарообмена в архаичных обществах до сих пор не потеряла своей актуальности.
Исследователь приходит к выводу, что связь религии, хозяйственного уклада, социального деления и управления племенем характерна для традиционного общества Океании. Их нельзя рассматривать в отдельности друг от друга, говоря о каком-то одном аспекте необходимо всегда подчеркивать его связь с другими элементами общества маори24.
В работах посвященных местным жителям Новой Зеландии М. Мосс акцентирует внимание на формирование социальных норм поведения индивида под воздействием мировоззренческих концепций общества. На конкретном примере - представление о смерти у маори, он показывает, как это происходит23.
По мнению М. Мосса в обществах, где прослеживается связь религии, хозяйственного уклада, социального деления и управления племенем функционирует особый тип экономики на основе дарообмена.
Михель Д. В. Власть, знание и мертвое тело: историкоантропологический анализ анатомических исследований на Западе в эпоху ранней современности // Известия СГУ Т.З.Вып. 1. Саратов, 2003. 2 Мосс М. Очерк о даре // Общество, обмен, личность. М., 1992.
Мосс М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушаемой мысли о смерти // Общество, обмен, личность. М., 1992.
Стоит упомянуть и о появлении школы функционализма в изучении
архаичных обществ. Согласно этой школе роль и место индивида или
элемента общества соответствовало определенным функциям, которые он
выполнял в обществе. Самым ярким представителем школы функционализма
считается Б. Малиновский . Главными методами признавались только эмпирические, историческое знание в антропологи отрицалось. Внимание исследователей привлекали социальные феномены, их связь с социальной системой.
В своей работе новозеландский исследователь В. Махарайа использует функциональный метод для определения изменений роли вождей у маори в период европейского проникновения. Основные изменения он видит в функциях, которые те выполняли. Появление у вождей новой функции -посредника через которого маори получали европейские товары, он считает главным изменением в положении вождей. Власть вождя помимо традиционного обоснования зависела и от успешности выполнения этой функции. Это коренным образом изменило понимание «авторитетности»
вождей в Новой Зеландии .
В рамках постмодернистского подхода в антропологии признается разнообразие развития культуры и разнонаправленность в ее изучении. Исследователи отказались от создания единой теории, которая могла бы объяснить явления в архаичных обществах и подходить к оценке культурных явлений. Предполагается, что каждая работа должна быть посвящена не разработке общих и частных аспектов в развитии традиционных обществ, а непосредственно самому традиционному обществу, как уникальному формированию. Отмечается при этом степень включенности автора в общество, которое он исследует, что непосредственно влияет на сбор и обработку материала. Особое значение приобретает для нашего анализа
Малиновский Б. Научная теория культуры. М, 1999; Он же Аргонавты западной части Тихого океана. М., 2004. 27 Maharuia IV. The changing role of the leaders in maori society. Auckland, 1967.
15 работы новозеландских авторов, посвященные традиционному обществу маори.
Е. Д. Трегир создал серьезный труд, посвященный материальной культуре маори. В своей работе он анализирует истоки мотивов татуировки, рисунков, резьбы. Уделяет внимание одежде, жилищам, хозяйственным строениям. Показывает влияние религиозных представлений на формы и содержание маорийского изобразительного искусства и архитектуры. Исследователь, опираясь на результаты исследования, делает вывод об
уникальности культуры созданной маори .
Те Ранги Хиора в своем исследовании «Мореплаватели солнечного восхода» анализирует маори в контексте изучения всего региона Полинезии. Пытается найти легендарную родину маори «Гавайки», откуда они отправились в Новую Зеландию. Анализирует мифы и легенды, связанные с этим событием. Чтобы понять сходство и отличия культуры маори от других полинезийцев он предпринимает попытку выявить те элементы культуры, которые изменились во время изоляции островов от остальной Полинезии. Приходит к выводу, что маори достигли значительных успехов в развитии своей культуры, по сравнению с другими полинезийцами .
Э. Бест в своей работе «Представление маори, какими они были» реконструирует материальную культуру маори на основе материальных свидетельств, которые хранятся в различных музеях Новой Зеландии. Реконструируется быт деревни, работа в поле, организация рыбной ловли. Представлены экспонаты изобразительного искусства маори. Очень важна работа этого автора для реконструкции периода жизни маори в доевропейский период. Фотографии экспонатов можно использовать в качестве этнографических данных для исследования, которые позволят дополнить нарративные источники, характеризующие быт маори.
Tregear Е. D. The maori race. Willis, 1926.
Те Ранги Хиора Мореплаватели солнечного восхода. М, 1959.
Best Е. Introduction to the Maori As He Was. Wellington, 1986.
В рамках междисциплинарного подхода критика позитивизма привела к отрицанию линейности исторического развития. Важной темой стало изучение локальных цивилизаций и их взаимоотношений с западным миром, в центре внимания оказались взаимоотношения колонизаторов и местных жителей Новой Зеландии.
После второй мировой войны мысль о цивилизаторской роли белого человека, которая главенствовала на протяжении десятилетий, начинает подвергаться критике. В контексте изучения диалога культур центральной проблемой многих исследований стал вопрос о роли европейского вторжения, роли колонизации в развитии туземных народов. Практически в каждой работе, посвященной колонизации заходила речь об оценке европейского проникновения с точки зрения туземцев, т.е. - что дала колонизация непосредственно местным жителям31.
Эти тенденции породили целый ряд новых исследований по истории освоения Новой Зеландии. В 60-е гг. XX в. в Новой Зеландии появилось националистическое движение, в котором развивалась мысль о превосходстве новозеландцев над всеми остальными народами Полинезии. Авторы этих идей уделяли огромное внимание термину «новозеландец», пытаясь его интерпретировать. Складывалась их теория их двух составляющих: первое - благодаря систематической колонизации, в колонию переселились добропорядочные люди, лучшие представители своих классов, а не преступники, как в колонии Новый Южный Уэльс. Второе - маори являются самыми развитыми из неевропейских народов, которые были в этом Тихоокеанском регионе. Смешение колонистов и маори привело, по
31 Miller Н. New Zealand. Hutchinson, 1950; CondliffeJ. В. New Zealand in the making. L., 1959; Appleton M. They came of New Zealand. L., 1958; McClymont W. G. The exploration of New Zealand. Oxford, 1959; MorrellW.P., Hall D. V. W. A History of New Zealand life. Christchurch, 1962; MaraisJ.S. The colonization of New Zealand. L„ 1968; Wards I. The shadow of the land. A study of British policy and racial conflict in New Zealand 1832 - 1852. Wellington, 1968; Ерофеев H. А. Очерки по истории Англии 1815 - 1917. M, 1959; On же. Английский колониализм в середине XX в. М., 1961; Он оке. Империя создавалась так. М., 1964; Малаховский К. В. Борьба империалистических держав за тихоокеанские острова. М.,1966; Он же. История колониализма в Океании. М., 1979; Он же. Британия Южных морей. М..1981; Он же. Трижды открытая земля. М., 1990.
17 мнению представителей националистической школы, к формированию новозеландской нации. Эта идея сказалась на развитии историографии, в которой стали доминировать работы, касающиеся культурной принадлежности граждан страны. Маори, сохранившие некоторую замкнутость, европейцы, состоявшие в основном из англичан, должны были определиться с культурными ориентирами. Назрела необходимость заключить это пестрое по своему национальному составу общество в одни исторические рамки, чтобы выделить его членов как граждан одной страны, при этом уделить внимание всем, а не только той части населения, которая состояла из потомков англичан и маори. Такое положение вещей вызвало бурный интерес к истории, особенно к начальному периоду колонизации не только в Новой Зеландии, но и в других странах. В историографических работах сместился акцент на рассмотрение особенностей процесса колонизации Новой Зеландии, с точки зрения складывания новой культуры. Отмечаются английские традиции и туземное наследие, ведется речь о формировании национального сознания и активно пропагандируется термин «новозеландец». Это было связанно, с тем, что после второй мировой войны колониальная система вступила в стадию деконструкции, и перед Новой Зеландией встал главный вопрос - о месте страны в мире. Причем акцент делался больше не на политическую ориентацию, а на культурно-историческую 2.
Новозеландские авторы, Дж. Резерфорд, К. Синклер, В. X. Оливер пытаются найти ориентиры национальной самоиндификации. Дж. Резерфорд дал отправную точку, договор в Ваитанге, именно с этого момента, по его мнению, началось развитие нового государства, под эгидой Англии33. К. Синклер в отличие от Дж. Резерфорда, считал, что Новая Зеландия долгое время была частью Британской империи и даже после получения
320lssenE Lands of Sheep and Gold The Australian Dimension to the New Zealand Past, 1840-1900 II Keiht Sinclar Tasman relations: New Zealand and Australia 1788 - 1988. Auckland, 1987. P. 34-35.
3 Rutherford J. The Treaty of Waitangi and Acquisition of British sovereignty in New Zealand. Auckland, 1949.
* 18
независимости сильно зависела от Англии в культурной сфере (английские традиции возводятся до идеала). Новая Зеландия представлялась осколком могущественной империи, которую миновали все невзгоды метрополии34. Э. Олсен так отозвался о работе К. Синклера: «в его книге Новая Зеландия представляется как Новая и лучшая Англия, ведущая заколдованную жизнь далекую от бед Старого Света. Характеристика экономического развития страны у К. Синклера сильнее напоминает развитие колонии в Австралии,
* 35
чем развитие самой Новой Зеландии» . К. Синклер подчеркнул важность влияния географического фактора на развитие страны: удаленность и относительная изолированность, позволили избежать негативного влияния других держав и сохранить «чисто английские традиции», даже тогда, когда метрополия их утратила.
В. X. Оливер также признает исключительную роль Англии, однако, в отличие от К. Синклера он видит эту роль не в распространении английской культуры, а во внедрении традиций английской государственности36. Долгое
' время в исследованиях новозеландских авторов отсутствовал сюжет о роли
австралийской колонии в истории Новой Зеландии. Колония Новый Южный Уэльс представлена как антипод Новой Зеландии, как колония каторжников. Это противопоставление было актуально вплоть до 80-х гг., XX в. поэтому роль австралийской колонии в историографии долгое время не учитывалась. В 80-х гг. стали появляться работы, посвященные сравнительному анализу истории двух стран37.
^ Э. Олсен в своем исследовании сконцентрировал внимание на изучение
экономической истории колонии Новый Южный Уэльс и Новой Зеландии в рамках Британской империи. Он подчеркнул, роль австралийских торговцев
Sinclair К. A History of New Zealand. Auckland, 1959.
35 Olssen E Op. cit. P. 34.
36 Oliver W. H. The story of New Zealand. L., 1963. P. 47.
31 Olssen E. Op. cit.; HansM. Religion and Churches II KeihSinclar Tasman relations: New
Zealand and Australia 1788 - 1988. Auckland, 1987; Flower Cedric Illustrated history of New
South Wales. Rigby, 1981; Howe K. R. Race relations. Australia and New Zealand a comparative
survey 1770-1970. Wellington, 1977; McLean I. Trans -Tasman trade relations: decline and rise
%» II Australia's trade policies. Melbourne, 1995.
19 и предпринимателей в формировании непосредственно новозеландского капитала. Исходя из этого, он считает, что история Новой Зеландии как колонии началась еще в рамках колонии Новый Южный Уэльс, т.е. задолго до официальной аннексии островов. Именно экономические связи двух колоний способствовали тому, что Новая Зеландия стала часть Британской империи, а не какой-нибудь другой .
Тематика коммерческого сотрудничества колонии Новый Южный Уэльс находит свое отражение в работах других исследователей. Они присоединяются к мнению Э.Олсена о тесной экономической связи колоний, но акцент уже переносится на выявление динамики развития этих отношений. Отмечаются периоды и стадии развития, причем в расчет берется практически весь регион Полинезии. Б. Юдих описывает историю колонизации Новой Зеландии как часть истории колонии Новый Южный Уэльс. Особенно подчеркивается экономическое влияние, которое оказывала колония в Австралии на процесс освоения островов39.
В работах были подняты проблемы влияния колонии Новый Южный Уэльс на историю Новой Зеландии, произошел пересмотр отношения к договору в Ваитанге. Теперь главный акцент делался на изучении восприятия этого договора, как маори, так и европейцами, и на его дальнейшей судьбе.
К примеру, исследователь М. Белгрейв акцентировал внимание на том, какой эффект произвело провозглашение договора на Миссионерское общество, Новозеландскую компанию, непосредственно колонистов, и какая последовала реакция. В ходе своего исследования он пришел к выводу, что только правительство Англии и маори оценивали принятие этого договора положительно. Остальные европейцы выразили недовольство, которое в основном касалось объявления монополии английского правительства на
J8 Olssen Е. Op. cit.
39 Judith В. Tuki's Universe II Sinclar К. Tasman relations: New Zealand and Australia 1788 -
1988. Auckland, 1987; McLean I. Op. cit.
20 продажу земли в Новой Зеландии. Поселенцы компании вообще отказывались долгое время его признать40.
В фокусе внимания исследователей оказался и сам процесс принятия договора в Ваитанге. Внимание уделяется не только тексту, но и комментариям, которые звучали на церемонии .
В других странах Новая Зеландия привлекает внимание в рамках имперской тематики и интереса к колонизации как к первой фазе интеграционных процессов в мире. Как уже было сказано перед исследователями встает проблема оценки периода колонизации. Главным стал вопрос соотношения позитивного и негативного в колониализме. После периода восхваления, главенства идеи о цивилизаторской миссии белого человека наступает период жесткой критики колониализма.
Британские историки начинают признавать, что колониализм оказал негативное влияние на туземные общества. Однако это негативное влияние списывается на стихийную колонизацию и действия частных компаний. При этом говориться, что правительство Англии в первой половине XIX в. находилось под сильным влиянием евангелистских идей, а, следовательно, действовало исключительно в целях ограждения местного населения от негативного влияния стихийной колонизации и хищнической эксплуатации колонии компаниями, когда провозглашала Новую Зеландию протекторатом Англии42. При этом говорится о позитивной деятельности миссионеров и миссионерских обществ. Колонизаторами называются переселенцы и компании, а миссионеры представляются их противниками, защитниками маори.
Belgrave М. Pre-emption, the Treaty of Waitangi and the Politics of Crown Purchase II New Zealand Journal of History. V. 31. №1.
41 Maori is my name. ed. by John Caselberg. Dunedin, 1975; Simpson M. Nga tohu tiriti: Making
a mark: A companion to Nga Wharangi ote Tiriti, a facs of the Treaty of Waitangi, publ. with the
1990 exhibition Nga kupu korero, The people of the Treaty speak. Wellington, 1990.
42 Appleion M. They came of New Zealand. L., 1958; McClymoni W. G. The exploration of New
Zealand. Oxford, 1959; MaraisJ. S. The colonization of New Zealand. L., 1968.
21 Исследователь X. Миллер посвятил свое исследование деятельности Новозеландской Компании и ее роли в колонизации страны. Автор считает, что колонизация произошла в разрез желанию правительства Англии, что правительство придерживалось миссионерской точки зрения, но из-за действий кампании и стихийной колонизации ему пришлось колонизировать страну для защиты маори от недобросовестных европейцев. Миссионеры и правительство Англии, по мнению автора, взяли на себя миссию спасения не только маори, но и спасения первых поселенцев компании, которых обманули43.
М. Аппелтон концентрирует свое внимание на результатах стихийной колонизации Новой Зеландии и ее роли в аннексии островов. Исследователь отмечает, что Церковное Миссионерское общество и правительство Англии действовали во благо местного населения Новой Зеландии. Аннексия островов призвана была оградить их от негативного влияния «криминального контингента», который устремился из Колонии Новый Южный Уэльс в открытую страну. Дополнительной причиной к аннексии автор называет англо - французское соперничество. Французы могли колонизировать острова, что негативно отразилось бы, по мнению исследователя, на взаимоотношениях двух стран, а главное на маори, французы относились к ним с враждебностью. В работе М. Аппелтона Англия представляется заступницей местного населения Новой Зеландии, и как он отмечает только из чувства ответственности и необходимости оградить маори от негативного влияния колонистов правительство Англии пошло на аннексию островов44.
Дж. С. Мараис в своей работе на первый план выводит противостояние Новозеландской компании и Церковного Миссионерского общества. По его мнению, это те две силы, которые определили процесс колонизации. Первых он называет колонизаторами, а вторых противниками колонизации. Английское правительство и министерство колоний представлены вынужденными участниками конфликта. Исследователь концентрирует
Miller II New Zealand. Hutchinson, 1950. Appleton M. Op. cit.
22 внимание на том, как та или иная группа боролась за благосклонность этих учреждений и общественное мнение. Дж. С. Мараис делает вывод о том, что Миссионерское общество доминировало в этом конфликте, аннексия островов произошла по просьбе миссионеров, которые хотели оградить маори от вредного влияния колонистов, и нанесла серьезный урон планам Компании45.
И. Вордс сконцентрировался на истории военного фактора в деле освоения Новой Зеландии. Он анализирует различные проекты по организации колонии, в которых предусматривалось его использовать, отмечает почему они были отклонены правительством Англии. Смотрит на проблему использования военной силы в ракурсе англо - французского противостояния. Затрагивает и вопросы миссионерства в этом регионе, их отношение к использованию военных для организации колонии и поддержании порядка в Новой Зеландии. В своем исследовании учитывает и «туземный фактор» в контексте заявленной проблемы. И. Вордс приходит к выводу, что использование военных на начальном этапе могло привести к кровопролитной войне с местным населением Новой Зеландии, в которую могли вмешаться другие державы. Говорит о его необходимости, поэтому сразу после аннексии в Новую Зеландию прибыли первые военные. Он признает, что введение войск и воинственность маори два фактора, которые предопределили англо - маорийские войны, но по другому освоить острова было нельзя46.
Негативные оценки колониализма возобладали и в отечественной (советской) историографии. Сам процесс освоения новых земель «империалистами» демонстрировался как целенаправленная политика правительств западных стран. Все европейцы, которые вмешивались в развитие традиционных структур в колонии, причислялись к колонистам. Крайне негативно оценивается деятельность миссионеров, самых верных
45 MaraisJ. S. The colonization of New Zealand. L., 1968.
46 Wards I. The shadow of the land. A study of British policy and racial conflict in New Zealand
1832-1852. Wellington, 1968.
служителей империализма, которые ничего хорошего туземным народам не
несли .
Наиболее значимой работой о маорийском обществе в отечественной историографии стал труд Н. А. Бутинова, посвященного социальному строю маори и способам производства48. В своей работе автор тщательно рассматривает организацию труда и способы обработки земли, описывает инструменты, которые использовались в работе. Исследователь приходит к мнению, сто маори к началу европейского проникновения переживали начальный этап классогенеза. Идей и подхода Н. А. Бутинов придерживались все последующие исследователи - марксисты, изучавшие общественный строй местного населения Новой Зеландии. Также внимание уделялось вопросу о происхождении полинезийцев, в том числе и маори49.
Первыми работами, посвященными непосредственно колонизации, стали произведения известных исследователей Н. А. Ерофеева и К. В. Малаховского50. Большое внимание Н. А. Ерофеев уделяет англо -французскому соперничеству и роли миссионеров в продвижении интересов английской империи в Новой Зеландии. В своей работе он пытается
Ерофеев Н. А. Английский колониализм в середине 19 века. М., 1961; Малаховский К. В. Трижды открытая земля; Савельева Л. П. Первые британские поселения в Новой Зеландии // Страны южных морей: история экономика, этнография. М., 1980; Мартынов А. И. Русакова О. К. Актуальные проблемы внешней политики Новой Зеландии: история и современность. М, 1981; Савельева Л. П. Ранний этап проникновения в Новую Зеландию // Прошлое и настоящее Австралии и Океании. М., 1979; Рубцов Б. Б. Новая Зеландия. М., 1987; Осьмаков М. Н. Маори: борьба против колонизации // Расы и народы. Вып., 16. М., 1986; Осьмаков М. Н. Проблемы англо-маорийских отношений в современной новозеландской и австралийской историографии // Европа, США и колониальный мир. М., 1988; Токарев С. Предисловие // Те Ранги Хиора. Мореплаватели солнечного восхода. М., 1990.
Бутинов Н. А. Маори - Историкоэтнографический очерк // Этнографический сборник. М., 1957; ТокаревС. А., Толстой С. П. Народы Австралии и Океании. М., 1957; Бахта В. М. Аотеароа. М., 1965; Он же. Маори в современном новозеландском обществе // Австралия и Океания. История и современность. М., 1970. Пучков П. И. Этническая ситуация в Океании. М., 1983.
49 Невский В. В. Нильсон О. А. Океания. М., 1965; Невский В. В. Открытия Тасмана.
М., 1972; Пучков П. И. Этническая ситуация в Океании. М., 1983.
50 Ерофеев Н. А. Очерки по истории Англии 18І5 - 1917. М., 1959; Он же. Английский
колониализм; Он же. Империя создавалась так. М., 1964; Малаховский К. В. Борьба
империалистических держав за тихоокеанские острова; Он же. История колониализма в
Океании; Он же. Британия Южных морей; Он же. Трижды открытая земля.
24 обосновать тезис о том, что англичане благодаря более развитой экономике и институту миссионерства смогли получить преимущество над французами. Также отмечает, что поведение экипажей французских кораблей и их капитанов, в отличие от английских, вызывали крайнее негодование маори. Несомненной заслугой автора является то, что он отметил как англо -французское противостояние повлияло на ход колонизации. В своих последующих работах исследователь уделяет внимание развитию иммиграционных процессов и связанную с этим этническую ситуацию в стране.
К. В. Малаховский исследовал процессы колонизации в Океании, но постепенно переключил свое внимание только на Новую Зеландию. Главная тема всех его исследований это сопротивление местного населения колонизаторам. Маорийские войны становятся центральными теми его анализа.
Постепенно сюжеты, затронутые этими авторами, стали развиваться в работах других ученых. Особенно была популярна тема угнетения колониальных народов и их борьба против колониализма. При этом особое внимание уделялось именно насильственному завоеванию и военным столкновениям. Любые выступления против европейцев авторы пытались представить как антиколониальное движение.
С течением времени акцент с военных столкновений был перенесен на другие разрушительные явления, вызванные европейским проникновением. Упор делался на страдания народа от болезней, которые занесли европейцы и на разрушение культурных традиций народа с помощью миссионеров. Отрицательно оценивалась коммерческая составляющая отношений маори с пакеха. Активно создавался миф о преднамеренном распространении огнестрельного оружия среди маори и стравливанию последних, с целью уничтожения всего местного населения. Деятельность миссионеров, которые характеризовались оружием в руках алчных капиталистических государств, оценивалась крайне отрицательно, на их совесть пытались повесить не
25 только торговлю оружием, но присвоить им роль конкистадоров уничтожавших всех еретиков на своем пути.
Конечно, данные высказывания о деятельности европейцев и об истории колонизации в целом не могут считаться объективными и корректными, это был слишком поверхностный взгляд на проблемы. С объявлением гласности и с появившимися возможностями обращаться к иностранной литературе, а также источникам, становится понятно, что представление процесса колонизации советскими историками 70-х, 80-х гг. выглядит достаточно идеологизированным и напоминает пропаганду к выступлению против «захватчиков».
Новые идеи проявились в трудах исследователей, составивших научную группу изучения Австралии и Новой Зеландии в Иркутском Государственном Университете51. Особое внимание они уделили пересмотру представлений о деятельности европейцев в этих странах, ввели в научный оборот много новых источников, подвели итоги исследованию Новой Зеландии в России и отметили достижения советской историографии. Однако, несмотря на то, что им были предоставлены источники и доступ к новой литературе они сохраняли свою приверженность марксистскому подходу и основным выводам, которые были сделаны до них.
Отечественная историография в 80 - 90-х гг. XX. в. во многом продолжила традиции советской историографии. Продолжается линия жесткой критики действий миссионеров, хотя уже на общем фоне высказываются мнения и о положительных явлениях во взаимоотношении миссионеров с маори. Колонизация представляется настоящим бедствием для
Савельева Л. П. Ранний этап проникновения в Новую Зеландию; Она же. Первые британские поселения в Новой Зеландии // Страны южных морей: история экономика, этнография. М, 1980; Олтаржевский В. П. Первые постоянные представители России в Новой Зеландии // Россия и страны Востока в сер. XIX - н. XX вв. Иркутск, 1984; Рязанцева Т. Л. Синцова Л. Л. Некоторые результаты изучения историй Новой Зеландии в России // Проблемы истории Океании. Иркутск, 1987; Савельева Л. П. Деятельность миссионеров в Н.Зеландии в первой половине XX в. и их роль в колонизации страны // Проблемы истории Океании. Иркутск, 1987; Синцова Л. Л. Русская печать к XVII - сер XVIII вв. о Новой Зеландии // Россия и страны азиатско-тихоокеанского региона в XIX в. Иркутск, 1988.
26 туземцев, но отмечается, что маори важно адаптироваться в новых условиях, противостоять европейскому влиянию бесполезно. Особое внимание уделяется процессу становления колонии, выходит ряд историографических и библиографических работ. Однако по прежнему представители отечественной историографии преувеличивают негативные аспекты процесса колонизации. Они критикуют зарубежных авторов за такой подход: «приходиться констатировать, что у них идет речь об узком историческом, политическом или экономическом подходе к теме, которая рассматривается в рамках так называемого буржуазного либерализма, достаточно далекого от научного марксистского подхода. Это утверждение особенно актуально в отношении периода истории Новой Зеландии до 1840 г.» . Достаточно много внимания стали уделять процессу расширения колониальных империи. Колонизация представлена авторами исключительно как правительственная политика, хотя признается, что в этом процессе значительную роль сыграли миссионеры, торговцы, частные компании. Вся колонизация выглядит целенаправленным действием английского правительства на расширение сферы своего влияния. Думается такой подход можно считать не вполне корректным.
Из общего плана выделяются работы М. Н. Осьмакова53. В характеристике маорийского общества он придерживается точки зрения Н. А. Бутинова и В. М. Вахты, Принципиальное отличие заключается в том, что исследователь говорит о различных группах, которые были нацелены на коммерческое использование островов, а также о том, что интересы этих групп не всегда совпадали с интересами правительства. Данное утверждение
Савельева Л.П. Ранний этап английской колониальной экспансии в Новой Зеландии. Л., 1982. С. 6.
5 Осьмаков М. Н. Конфликт в Вайрау. К предыстории англо -' маорийских войн // Внешняя политика и международные отношения в Новое и Новейшее время. М, 1984; Он же. Маори: борьба против колонизации // Расы и народы. Вып., 16. М., 1986; Он же. Проблемы англо-маорийских отношений в современной новозеландской и австралийской историографии // Европа, США и колониальный мир. М., 1988.
27 он доказывает на примере борьбы Новозеландской компании и новой колониальной администрации Новой Зеландии.
На рубеже XX - XXI вв. работ посвященных истории колонизации Новой Зеландии очень немного. Основное внимание уделяется политическим институтам и конституционному развитию Новой Зеландии в рамках Британской империи54. При этом хронологические рамки работ опять ведут отсчет от 1840 г. и далее. Работ посвященных процессу колонизации и ее особенностям до 1840 г., в отечественной историографии на сегодняшний день нет.
В современной историографии колониализма возобладала тематика -формирования образа другого и проблемы понимания в рамках объединенного мира иной культуры. «После публикации в 1978 году работы Э. Сайда «Ориентализм»55 на первый план вышло изучение проблемы формирования и сущности знания о «Другом», вопроса о взаимоотношениях знания и власти, колониального и научного проектов. Создание знания о неевропейских народах и культурах в эпоху империй стало интерпретироваться как часть глобального проекта по установлению гегемонии Запада над миром. Приоритетной исследовательской задачей стала деконструкция западных текстов и репрезентаций «Другого»»56 В исследованиях делается упор на соотношение степени влияния глобальной культуры на локальную. При этом «исходным моментом дальнейших рассуждений служит гипотеза о том, что в актуальной социокультурной ситуации историческое/историко-культурологическое знание обеспечивает самоидентификацию социальных субъектов (индивидуумов и социальных групп) в поликультурном пространстве - как коэкзистенциальном (по отношению к Другим сосуществующим культурам), так и собственно
Жбанов С. В. История новозеландского конституционализма 1840 - 1947 гг. Иркутск, 1998; Попова Е. А. Новозеландский фактор в имперской политике Великобритании в 40-е - 70-е гг. XX в.. Воронеж, 2005.
55 Said Е. W.Op.cit.
56 Никитин М. Д. Указ. соч. С. 26.
историческом (по отношению к предшествующим состояниям собственной культуры, понятым как Другое)» .
Стоит ли говорить, что на этом фоне интерес к истории колониального периода, во многом заложившего основы современного развития мира, а также являвшимся первой попыткой объединения в рамках общей культуры человечества, возрастает с каждым днем. Произошел сдвиг от изучения «социально-экономических и политических процессов к анализу культурных
аспектов колониального взаимодействия» .
Объектом исследования данной работы является процесс освоения Британской империей новых территорий на примере Новой Зеландии.
Предмет исследования - взаимодействие различных общественных групп, заинтересованных в аннексии Новой Зеландии между собой, правительством Англии, и их влияние на традиционную структуру маорийского общества.
Цель исследования - анализ становления колониального общества в Новой Зеландии и изучение процесса адаптации традиционного общества маори к новым условиям.
Задачи исследования.
Определить роль общественно-экономических групп и политических течений, заинтересованных в аннексии Новой Зеландии.
Изучить роль и влияние колонии Новый Южный Уэльс на процесс колонизации Новой Зеландии.
- Выявить заинтересованные группы и лица в распространении
юрисдикции колонии Новый Южный Уэльс на Новую Зеландию.
- Проанализировать роль Церковного Миссионерского общества и его
влияние на процесс колонизации.
Майзульс М Целое культуры как предпосылка «беспредпосылочной герменевтики» //
Россия XXI. 2003, №3, №4
^ 58 Никитин М. Д. Указ. соч. С. 26.
- Исследовать коммерческие и идеологические аспекты деятельности
Новозеландской Компании, включая теорию «систематической
колонизации».
- Определить характер взаимоотношений торговцев, колонистов,
миссионеров друг с другом и министерством колоний.
Проследить деятельность министерства колоний, направленную на расширение сферы своего влияния.
Определить, как маори удалось адаптироваться к новым для себя условиям и сохранить свою самобытность до настоящего времени.
Выявить механизмы устойчивости локальной цивилизации во время столкновения с «другой», европейской цивилизацией.
Рассмотреть хозяйственный уклад маори и социально - политическое устройство маорийского общества в доевропейский период.
- Определить основы мировоззренческой концепции маори и их
религиозных представлений.
Хронологические рамки исследования.
Они охватывают период с момента открытия до аннексии Новой Зеландии. В отечественной историографии основное внимание уделялось периоду, который последовал за аннексией островов в 1840 г.. В данной работе акцент перенесен на исследование самого процесса колонизации: рассмотрение социального состава, характера колонизации, взаимоотношений с местным населением. Поэтому особое внимание уделено периоду до 1840г., поскольку именно тогда были заложены основы переселенческой колонии в Новой Зеландии.
Методологические основы исследования.
Материал группируется на основе проблемно-хронологического принципа, это позволило выявить причинно-следственные связи и выделить наиболее важные закономерности и тенденции в хронологической последовательности. Важной методологической составляющей стал междисциплинарный подход. При анализе общества маори используются
антропологические методы исследования. Маорийская культура воспринимается как ориентальная, изучение концентрируется на механизмах устойчивости общества при столкновении с другой цивилизацией. Общество маори рассматривается как один из компонентов процесса становления колонии Новая Зеландия. Колонизация характеризуется как комплексное явление, включающее в себя различные течения. В работе исследователь выходит за рамки традиционных дихотомий колонизатор/колонизируемый, цивилизация/варварство подчеркивается неоднозначность и вариативность исторического развития.
Источниковая база исследования.
Первую группу источников составляют официальные документы. Их можно поделить на переписку официальных лиц и на материалы заседаний парламента по вопросу колонизации Новой Зеландии59. Данный вид источника позволяет проследить прения различных общественно -политических групп по вопросу колонизации и освоения Новой Зеландии в парламенте и оценить позицию правительства Англии и министерства колоний. Кроме этого использованы в работе сборники документов, в которых отражены переписка официальных лиц, а также нормативные акты, связанные с историей островов. Уникальными сборниками документов по истории этого региона можно считать сборники Австралия, который издавался с перерывами в течение нескольких лет 1914 - 1924гг.60, Новой Зеландия , Новый Южный Уэльс. Составлены сборники в хронологическом порядке, и каждый том ограничен временными рамками. В основном в них содержатся письма официального характера, и доклады о проделанной работе чиновников администрации Нового Южного Уэльса или
59 Extracts from British parliamentary papers. Colonies New Zealand. Shannon, 1968; Great
Britain Parliament. Vol .1 1837 -1840, Vol. 2 1844. Shannon, 1968; Parliament Paper Reports,
1836, Vol. 2,7, H.L., 1836.
60 Historical records of Australia. Sydney, 1915-1924.
61 Historical records of New Zealand. Vol. 1. Sydney, 1908.
62 Historical records of NSW. Sydney, 1978.Vol.l. 1769-1780.Vol.l.(2) 1783-1792.Vol.2. 1793-
1795.Vol.3. 1796-1799.VoI.4. 1800-1802.Vol.5. 1803-1805.Vol.6.1806-1808.Vol.7. 1809-1811;
Historical records of NSW from the records. Sydney, 1980. Vol.1. 1783-1789. Vol.2. 1789-1794.
31 специально уполномоченных кураторов, проверявших действия администрации, переписка губернаторов колонии в Австралии и министра колоний в Англии, свидетельства миссионеров, отчеты торговых кораблей. Эти источники помогают воссоздать историю колонизации Новой Зеландии, первые опыты экономического и коммерческого использования островов. С одной стороны, они важны для изучения изменений политики правительства Англии по отношению к Новой Зеландии, с другой показывают отношение к проектам частных лиц, нацеленным на коммерческое использование островов.
Вторую группу источников представляют судовые журналы и дневники путешественников. Они являются значимыми источниками для реконструкции хозяйственного уклада, быта и жизни традиционного общества маори. Помимо этого во многих журналах есть зарисовки деталей одежды, инструментов, украшений и оружия. Также в них можно увидеть авторские рисунки, на которых изображены деревни маори и сами маори. В более поздних журналах, которые также являются отчетами перед правительством Нового Южного Уэльса, где описываются значимые события и происшествия на островах. Судовые журналы и дневники предоставляют богатый материал для обработки. Однако при работе с таким видом источников следует учитывать, что на объективность изложения материала влияет уровень образования, наблюдательность, пристрастия автора. Дневники и судовые журналы условно делятся на две категории по цели их написания: авторы первой категории пишут для себя, т.е. не для публикации. Вторая категория может состоять из отчетов, написанных в форме журнала или труда, который готовится к публикации. Достоверность информации целиком зависит от добросовестности автора: «даже автор дневника, не предназначенного для публикации, возможно, старается потешить свое самолюбие или представить свои намерения в благоприятном свете» - пишет Джон Тош63. Попытки автора журнала и дневника выставить себя в
63 Тош Д. Стремление к истине М., 2000. С. 91.
32 наилучшем свете, выделить на его взгляд важное событие могут привести к противоречиям, которые особенно заметны при сравнении материалов написанных разными авторами.
Одним из самых важных источников подобного типа является журнал Джеймса Кука64. Он первым высадился на острова. Совершил плавание вокруг Северного и Южного острова Н.Зеландии, составил подробную карту береговой линии тех мест, мимо которых проплывал. На протяжении всего пути капитан пытался наладить отношения с маори. Дж. Кук ставил перед собой три основных цели: нанести на карту точное местоположение ранее не известных островов, определить их практическую ценность для империи и выявить уровень развития местного населения. Для достижения целей Дж. Кук вел меновую торговлю с маори. Он рассчитывал определить уровень развития производственных сил по товарам, которые предоставят туземцы. Всячески поощряя обмен, высаживался на берег, составлял описание фауны и флоры Н.Зеландии.
Часто случались стычки между англичанами и туземцами. В результате Дж. Кук описал маори воинственными и кровожадными. Из-за постоянного воровства, с которым ему пришлось столкнуться и бороться, пришел к мнению, что воровство у маори в крови. В целом, Дж. Кук сделал вывод о нихком уровне развития хозяйственных отношений и экономики на островах.
Большое значение для изучения причин конфликтов, возникающих между европейцами и маори, имеют судовые журналы двух первых французских экспедиций: Д. Ф. М. Сюрвиля и М. Д. Мариона65. До нас дошли записи и дневники многих офицеров - участников этих экспедиций.
Первое кругосветное плавание капитана Джеймса Кука на «Индевире» в 1768-1771 гг. М., 1960.
65 Extracts from journals relating to the visit to New Zealand of the French ships St. Jean Baptiste in December 1769 under the command of J.F.M. de Surville. Wellington, 1987; Extracts from journals relating to the visit to New Zealand in may - July 1772 of the French ships Mascorin and Marquis de Castries under the command of M.J.Marion du Fresne. Wellington, 1985.
33 Во время своего посещения Новой Зеландии Д. Ф. М. Сюрвиль чтобы наказать туземцев за кражу лодки, посланной за водой, и гибель нескольких матросов, организовал карательную экспедицию и сжег несколько деревень. Экспедиция М. Д. Мариона во время своего посещения Новой Зеландии в 1772 г. стала объектом мести маорийцев, чьи родственники пали от руки французов из предыдущей экспедиции. Кроме этих печальных эпизодов известны и вполне конструктивные отношения с местными жителями. Участники событий оставили большое количество записей, описание деревень, домов, инструментов, сетей, лодок и т.д. Большой объем информации о военной организации и роли вождей у маори. Значение этих записей заключается в том, что они позволяют провести сравнение их с впечатлениями участников экспедиции Дж. Кука.
Выше перечисленные журналы позволяют воссоздать картину бытамаори и организации их жизни в доевропейский период. Журналы более позднего времени позволяют оценить изменения, произошедшие за несколько десятилетий, в жизни маори.
Ф.Ф.Беллинсгаузен66 посетил Н.Зеландию в 1820г. Посещение Н.Зеландии было второстепенной целью путешествия М. П. Лазарева и Ф.Ф. Беллинсгаузена 1819 - 1821 гг. Путешественники использовали острова как базу для пополнения запасов пресной воды и приобретения свежих овощей. Экспедиция бросила якорь в заливе королевы Шарлотты. В течение нескольких дней пока проводился ремонт кораблей, пострадавших во время шторма, члены экипажей кораблей неоднократно вступали в контакт с маори, а Ф. Ф. Беллинсгаузен высадился на остров и организовал экспедицию в глубь острова по реке. Когда ремонт был закончен, корабли подняли паруса и прошли проливом Кука, который разделяет Северный и Южный острова.
Ф. Ф. Беллинсгаузен подробно описывает самих маори и уровень развития их производственных сил (орудия труда, одежду, лодки, резьбу,
66 Беллинсгаузен Ф. Ф. Двукратные изыскания в южном ледовитом океане. М.,1949.
34 тату и т.д.). Петербургский исследовательский институт попросил капитана предоставить материал по народам Океании. Поэтому Ф. Ф. Беллинсгаузен, занимался сбором предметов материальной культуры. Главной целью его был сбор информации о местном населении, их традициях и материальных свидетельств для этнографического музея. Автор в мельчайших подробностях описывает дома, оружие, одежду и т.д. Иногда путешественник сводит свое повествование к перечислению вещей, которые были в обиходе у туземцев, при этом упуская более важную информацию о социальной стратификации общества, культуре, ведении хозяйства. В целом, этот источник отличается высокой степенью достоверности предоставляемой информации. Автор предпринял попытку максимально объективно вести судовой журнал.
Другой участник экспедиции 1819 - 1821 гг. записывал свои впечатления не в судовой журнал, а в дневник. Дневник П. М. Новосильского опубликован в сборнике документов экспедиции67. В своих записях исследователь высказал ряд ценных предположений об устройстве маорийского общества: обратил внимание на положение вождей и дал характеристику структуры общества туземцев на примере рангов на корабле.
Записи участников французской экспедиции в 1824 г. содержат материал для изучения развития хозяйства жителей Повой Зеландии, изменений отношений к контактам с европейцами и возникновению повышенного интереса к товарам, которые могли получить маори во время обмена. Дневник известного художника А. Ерла являются одним из самых ценных источников69. Автор совершил путешествие вглубь Северного
Новосильский. П. М. Записки о плавании шлюпов «Восток» и «Мирный» в тропики Тихого океана и об открытии островов россиян // Лазарев М. П. Документы. Т.1. М.,1952. С. 181.
68 Extracts from N.Z. journals written on ships under the command of d'Enlrecasteaux and Duperrey. 1793 -1824. Wellington, 1986.
luirlc A. Narrative of residence in New Zealand Journal of a residence in Tristan da Cunha. 1,.. 1966.
35 острова и оставил массу свидетельств о быте, хозяйстве и постройках маори. Его комментарии к социально - политическому устройству маори на 1826 год были одними из самых ценных. Как художник он выказал повышенный интерес к искусству татуировки и резьбы, признав, что маори достигли в этом больших высот. Впервые он пытается постичь и основы религиозных представлений маори.
Источники периода 40-х 50-х годов XIX в. помогают оценить перемены в жизни маори. Особенно ценными являются свидетельства участников торговых предприятий в Новой Зеландии. Журнал Капитана Джона Байско, брига «Тула», Журнал Капитана Джона Болленай, шхуны «Элиза Скотт», журнал главного помощника на шхуне «Элиза Скотт» и другие, опубликованные в сборнике «Исторические документы Новой Зеландии»70, предоставляют информацию о торговых операциях с маори и самых значимых событиях на островах. Большую роль охотники на китов и котиков сыграли в исследовании береговой линии Новой Зеландии, заливов и устьев рек и т.д.
Дневник Ч.Дарвина, который посетил Н.Зеландию в 1839г. -«Путешествие на корабле «Бигль»»71 предоставляет замечательный материал о жизни миссионерского поселения и развитии сельского хозяйства у маори. Главная идея дневника - просветительская роль белого человека. В дневнике явно наблюдается противопоставление быта маори с жизнью миссионерской деревни. Ч. Дарвин пытается показать, как благодаря усилиям миссионеров дикари становятся «людьми».
Третью группу источников составляют так называемые этнографические источники. Маори не знали письменности, история народа передавалась устным способом.
Работа с этим видом источников затруднена: возникает масса проблем характерных именно для устной традиции. «Они возникают в связи с
70 Historical records of New Zealand. Vol. 2. Sydney, 1924.
71 Дарвин Ч. Путешествие натуралиста вокруг спета на корабле « Бигль». М., 1907.
36 многократными пересказами, и с ее социальной функцией, которая имеет гораздо большее значение, чем текст документа и в течении времени могла изменяться» . Сам текст тоже подвержен изменению. На первый план повествования выходят детали, носящие риторические или символические элементы, а утратившие актуальность, замалчиваются. Главным образом это связанно с изменением социальной функции традиции. При анализе подобного вида источников следует отметить, что записывал их человек, который вполне мог изменить некоторые значения слов во время перевода из-за недостаточного знания языка и культуры маори. Дж. Тош рекомендует использовать данные источники как вторичные, «все предыдущие версии, которого к тому же были стерты из памяти; как если бы публикация каждой новой научной монографии сопровождалась уничтожением всех экземпляров предыдущей работы по данной теме» . Основная ценность таких источников заключается в том, что они дают представление о системе взглядов, мировоззрении, менталитете местного населения.
Большой вклад в сохранении устного творчества маори внесли ученые - лингвисты.. Песни и стихи привлекали внимание эстетов, которые, пораженные слогом и красотой художественных образов, переводили их для своего удовольствия или для изучения языка. Особый интерес представляют «Песни южных морей» в переводе Н. В. Путилова и сборник «Поэзия Новой Зеландии»74.
Большое значение имеют также сказки, легенды и предания маори. Самым известным и авторитетным собирателем маорийского фольклора является А. В. Рид. В 1958 г. коллектив советских авторов перевел и издал «Мифы и легенды страны маори» из собрания А.В.Рида.75 Позже, в 1981
'Tout Д. Указ. соч. С. 277.
3 Там же. С. 279.
4 Поэзия Моном Зеландии. М.,1978.
5 Рид А. В. Мифы и легенды страны маори. М, I960.
* 37
Ю. С. Родман перевел с английского языка ещё одну часть, которая была опубликована под общей редакцией А. М. Кондратова.76
В книге Те Ранги Хиора «Мореплаватели солнечного восхода» есть
некоторые цитаты из песен и легенд маори . Многие маори сами переводили и публиковали устное творчество, именно из таких небольших кусочков собрана книга - «Сказки и мифы Океании» . Как уже было сказано, фольклор маори позволяет реконструировать систему взглядов, мировоззрение и менталитет народа. Но это далеко не единственное значение такого вида источника. Традиции, обряды, обычаи столетиями регулировали жизнь народа, передавались они в устной форме, а для лучшего запоминания заучивались в форме песни или стиха, именно по этим свидетельствам можно объяснить значение многих действий маори.
Практическое значение.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что собранные в ней материалы и предложенные выводы могут быть использованы для дальнейшего изучения колониальной истории Новой Зеландии, в преподавании курсов по всеобщей истории, и при работе специальных курсов по истории Новой Зеландии первой половины XX в. в Саратовском государственном университете и других вузах страны.
Структура работы.
Работа состоит из введения двух глав и заключения, приложений и
списка использованных источников и литературы. Данная структура
w представляется оптимальной для достижения поставленной цели
исследования.
Сказки и легенды маори. M.,l98l.
Тс Ранги Хиора Мореплаватели солнечного восхода. М.,1959.
Сказки и мифы Океании. М.,1970.
Роль колонии Новый Южный Уэльс в истории освоения Новой Зеландии.
Впервые европеец увидел Ао-Теа-Роа («длинное белое облако» - так туземцы называли свою страну из-за постоянной туманности над горными хребтами) 13 декабря 1642 г., но из-за плохой погоды подойти к островам удалось только 18 декабря. Честь открытия досталась знаменитому голландскому мореплавателю, командиру двух прекрасных кораблей, Абелю Тасману. Высадиться на землю капитану не удалось, маори атаковали корабль А.Тасмана. Посчитав, что высадка опасна, капитан принимает решение плыть дальше. А. Тасман не смог нанести береговую линию островов на карту, весть об открытии новой земли вскоре забылась.
Прошло более ста лет, прежде чем новозеландцы вновь увидели европейцев, но это уже были англичане. Второй раз Новая Зеландия была открыта Дж. Куком. Хотя Дж. Кук, в 1769 г. поднявший британский флаг на Северном и Южном острове, в обоих случаях заявил, что он от имени Его Величества Георга III объявляет эту землю английской. Однако во время своего визита Дж. Кук пришел к выводу, что местные жители Новой Зеландии кровожадные и торговать с ними, или вести переговоры крайне сложно, поэтому практических результатов по освоению новых островов не последовало.
Таким образом, после открытия Новая Зеландия оставалась «свободной зоной», где ни одна из великих держав не пыталась создать свою колонию. Интерес к новым островам был низок, нелестная характеристика местных жителей островов сыграла в этом не последнюю роль. Новая Зеландия находилась далеко от торговых маршрутов, чтобы создать на ней базу, поэтому корабли европейцев обходили ее стороной. Острова привлекали внимание только жителей колонии Новый Южный Уэльс в Австралии, которые в основном занимались морским промыслом. Ост-Индская Компания все еще сохраняла монополию в Южных Морях, поэтому многие китобойные и рыболовецкие суда перенесли свой промысел в район между Австралией и Северным островом Новой Зеландии80, где не действовала монополия компании. Долгое время «кровожадность» туземцев Новой Зеландии пугала европейцев, и освоение этих мест затягивалось. Все изменилось, когда «в начале 1775 г. в южной части Тихого океана был убит первый кашалот, после этого китобойный промысел постепенно стал развиваться именно здесь» .
Успех первопроходцев был настолько впечатляющим (китобойное судно «Уильям и Энн» под командой капитана Э. Банкера, просело «по самые ватерлинии» от груза добычи), что вскоре туда устремились китобои и рыбаки всего мира . Однако успеха капитана Э. Банкера повторить удалось не многим, стали даже сомневаться в том, что в водах Новой Зеландии можно окупить затраченный капитал. Ситуация кардинально изменилась, когда было установлено, что черные киты заходят в заливы и бухты Новой Зеландии с апреля по сентябрь для рождений детенышей. С этого момента китобойный промысел стал развиваться очень быстро. Множество станций было установлено на берегу Северного острова, в Проливе Кука и в Проливе Фово. В течение десяти лет было основано 26 постоянных стоянок охотников . Появились торговые компании в Сиднее, столице Нового Южного Уэльса, специализировавшиеся на торговле продуктами китобойного промысла. В этом бизнесе было задействовано большое количество судов84.
Параллельно с китобойным промыслом развивалась охота на котиков, которые как выяснил капитан Бристоу, выбрали берега Новой Зеландии под свое лежбище. Капитан, отправившись на китобойный промысел, обнаружил на Южном острове в районе будущего Окленда лежбище котиков85. Охота на котиков была не столь успешна, как бой китов, но вполне себя оправдывала. На берегах Новой Зеландии стали появляться станции охотников. В основном капитаны кораблей охотились и на китов, и на котиков, но некоторые предпочитали четкую специализацию86. Это были торговцы, которые занимались поставкой шкур котиков на китайский рынок. Первая стоянка, специализирующаяся на охоте за котиками, была организована, когда «3 ноября корабль «Британия» под командованием капитана Вильяма Ревена прибыл к берегам Новой Зеландии. На берег высадился 41 человек для создания базы ловли котиков» .
Китобойный промысел и охота на котиков процветали до 30-х гг. XIX века, пока хищническое истребление не привел к исчезновению китов в этом регионе. Однако за то время, пока китобойный промысел существовал, он оказал огромное влияние не только на Австралию, но и на Новую Зеландию. Фирмы, специализирующиеся на бое китов, с угасанием этого промысла стали вкладывать капитал в другие предприятия, таким образом, за счет охоты на китов в этом регионе сложился капитал, который можно было использовать в других деловых проектах.
Влияние миссионерской идеологии и деятельности на обстановку в Новой Зеландии.
Церковное Миссионерское общество (далее Миссионерское общество) обратило внимание на Новую Зеландию после того, как Самюэль Марсден встретился с маори на приеме у губернатора Нового Южного Уэльса. После этой встречи С. Марсден выразил желание открыть миссию на островах. Для реализации своей идеи он решил заручиться поддержкой общества.
Миссионерское общество, как миссионерские общества других протестантских течений, было создано в рамках евангелистского возрождения, начавшегося как протест против религиозной апатии того времени. Развитие учения шло медленно. Церковное Миссионерское общество было основано в 1799 г., но еще долгое время ему приходилось бороться за свое существование, бороться с безразличием, как и другим евангелистским организациям157. Евангелистское движение достигло своего зенита к 1807 г., когда в «Парламенте было принято решение об отмене
Торговли Рабами» . На фоне развития движения происходило развитие идеи миссии белого человека. Эта идея выражалась в мысли о том, что европейцы имеют моральный долг перед народами, которые угнетаются в колониях. Оплату морального долга взяли на себя миссионерские общества. Они пытались привить правительству и обществу Англии чувство ответственности за судьбу народов, находящихся под властью Британии, в частности за судьбу маори ответственность на себя взяло Церковное Миссионерское общество. И хотя евангелистское движение не было многочисленным, оно было «представлено людьми образованными и целеустремленными. Их голоса занимали одно из ведущих мест в парламенте. Даже Комитет Новозеландской Ассоциации159, которая была в конфликте с Миссионерским обществом, никогда не подвергал сомнению их академические теории»160.
Церковное Миссионерское общество, при поддержке Лондонского Миссионерского общества (которое было активно в Тихом океане, начиная с отправки миссионеров к Острову Таити в 1796 г.), взяло на себя ответственность за судьбу местных жителей Новой Зеландии. Как считает М. Апплетон, «это было время большого религиозного усердия и гуманитарной деятельности, во благо отсталых народов»161.
Доход общества составляли пожертвования и правительственные инвестиции. До 1812 г. финансовое положение оставляло желать лучшего, но в течение последующих семи лет доход общества увеличился почти в десять раз, благодаря возросшей популярности идей Общества и помощи правительства: «В 1836 г. обществу инвестировали 30 000 в Правительственных ценных бумагах. В мае 1843 г., сообщали о доходе никак не меньше чем 115 000 , который превзошел наибольший доход, когда-либо полученный до этого момента религиозным обществом» . Финансовое положение Миссионерского общества, как видим, стало прочным. Доход общества позволял не только планировать мероприятия, таких, как организация миссии, но и осуществлять их, а так же спонсировать отдельных миссионеров и их проекты (например, С. Марсдена).
Помимо ощутимого финансового благополучия, Миссионерское общество имело значительный политический вес. Под влиянием миссионерских идей находились многие политические деятели. Среди членов комитета Общества были Джеймс Стивен (заместитель министра по делам колоний), сэр Джордж Грей (парламентский заместитель министра колоний). Также к управлению делами Общества были причастны лордБекслей (прежний министр финансов), лорд Гленелг (министр колоний в 30-х г. 19 в.), сэр Томас Баринг, сэр П. Инглис, Ф. Бакстон, Дж. Стивен старший, с 1834 г. граф Честер, Г. Пелхам, которые имели отношение к самой высокой политике . Эти люди представляли собой значительную силу, они были не только членами Миссионерского общества, но занимали должности и в парламенте, и в министерстве колоний. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что их деятельность в значительной мере повлияла на процессы колонизации в целом и на колонизацию Новую Зеландии в частности.
Возглавлял комитет Общества Дандезон Коатес164, он не был священнослужителем, занимался планированием политики Общества, финансовыми и организационными вопросами. Духовным лидером Общества являлся преподобный Уильям Джауэтт165. Связи руководителей комитета со многими политическими лидерами позволяли удачно проводить политику Общества. Они обеспечивали поддержку и в значительной мере определяли вес Общества в политике Англии. Влияние Д Коатеса на колониальную политику было особенно сильно, когда лорд Гленелг возглавил министерство колоний. Почти весь руководящий состав министерства в этот период был под влиянием идей Общества, многие являлись его членами.
Модификация хозяйственного уклада
Европейское проникновение принесло маори новый порядок, до этого изолированность островов защищала их от внешнего воздействия, и общество маори развивалось непосредственно за счет внутренних ресурсов. С появлением внешнего фактора да еще такого мощного, маори пришлось значительно изменить свой образ жизни. Наиболее важными были изменения в сфере хозяйства, социальной структуре и отчасти в религиозной жизни маори. Колонизация - это не просто процесс, это определенная норма жизни того времени. Маори смогли стать частью Британской колониальной империи, стать элементом нового колониального общества, что удавалось не многим народам. Современники колонизации считали маори противниками, но на самом деле маори были частью этого процесса, а не противостояли ему. Как маори адаптировались к новой культуре, какие изменения произошли в маорийском обществе в процессе колонизации и как они способствовали складыванию новой культуры Новой Зеландии в рамках Британской империи. Всем этим вопросам и посвящена данная часть работы.
Для того, чтобы понять как изменилось общество маори и к чему это привело, необходимо определить уровень развития этого общества в доевропейский период. И начать целесообразно с хозяйственного развития маори.
Маори относятся к полинезийской группе народов. Примерно в начале XIV в., в результате межплеменных войн, часть полинезийских племен с острова Гавайки, согласно легенде, на семи лодках перебрались в Новую Зеландию. После переселения они не вступали в контакты с другими племенами. Попав в новые условия, маори значительно изменили свой быт: им пришлось осваивать постройку домов, шитье одежды, земледелие и многое другое. Географические и климатические условия Новой Зеландии во многом определили их путь развития.
Новая Зеландия состоит из двух больших островов - Северного и Южного, вокруг которых располагается масса маленьких островков. Новая Зеландия - страна высокогорья, озер, рек и гейзеров. Перепад высот, влага и горячие источники создали уникальный вид архипелага. Тропическая жара на побережье и альпийские луга в горах соседствуют с безжизненными каменными плато. На островах не было млекопитающихся и змей, также отсутствовали пальма и хлебное дерево - основные источники питания на Гавайки. Из тропических культур, которые маори привезли с собой, прижился только сладкий картофель. Однако в Новой Зеландии был широко представлен мир пернатых, существовали великолепные условия для рыбной ловли, имелось много строительного материала, как для домов, так и для лодок. Маори пришлось приспосабливаться к окружающей среде. К моменту открытия Новой Зеландии европейцами они уже отличались от своих полинезийских братьев. Только религиозные представления и язык новозеландцев могли напомнить об их полинезийских корнях.
С приходом европейцев маори опять пришлось круто изменить свою жизнь во всех ее аспектах, пришлось пройти вторую адаптацию. Особенно интенсивно изменялся хозяйственный уклад. Определить и проследить изменения в хозяйственной сфере маори можно, опираясь на ряд источников, среди которых основную роль играют судовые журналы и журналы путешественников, а также отчеты официальных лиц из колонии Новый Южный. Наиболее важными с точки зрения восстановления картины жизни маори в доевропейский период являются журналы, которые были оставлены участниками первой экспедиции Дж. Кука и Де Сюрвиля во время своего посещения Новой Зеландии390. Не мало важны и материальные свидетельства хозяйственной деятельности маори. Они представлены в этнографическом музее в Санкт-Петербурге (материалы предоставлены были участниками экспедиции М.П.Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена 1819 - 1821гг.). Фотографии инструментов, лодок, домов, одежды можно найти в Интернет. Вещи, которые на них зафиксированы, находятся в музеях Новой Зеландии и могут выступать в качестве подтверждения письменных источников. Существует несколько путеводителей по музеям с фотографиями и рисунками экспонатов . Помимо этого в работах исследователей описаны результаты раскопок, которые велись на территории Новой Зеландии.
На основе этих источников можно составить ассортимент нехитрого инвентаря и продуктов питания. Для начала посмотрим, какие товары для обмена предоставляли маори: «Во время нашего пребывания в заливе мы ежедневно понемногу торговали с местными жителями, они продавали нам рыбу, бататы393 и некоторые весьма любопытные, по нашему мнению, мелочи»394. Дж. Кук решил определить уровень развития производства у маори по товарам, которые те предлагали европейцам: «Я приказал покупать у местных жителей все, что те предложат, без всяких ограничений, ибо знал — только при этом условии они будут охотно и по доступной цене продавать свои товары. Уверен, что тем самым можно побудить их привозить нам все, чем располагает остров» .