Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Источники и историография с. 11
1. Источниковая база исследования
2. Историография вопроса.
Глава II. Культ Диониса в Древней Греции с. 73
1. Происхождение и распространение культа Диониса в Древней Греции
2. Содержание и сущность культа Диониса; его обрядовая сторона.
Глава III. Общественно-политический и культурный аспекты культа Диониса в
античных государствах Северного Причерноморья с. 132
1. Время и причины распространения культа Диониса в северопонтийском регионе
2. Культ Диониса в государственной, общественной и культурной жизни
античных центров Северного Причерноморья;
3. Культ Диониса и местное варварское население северопонтийского региона.
Глава IV. Особенности обрядовой стороны культа Диониса в Северном Причерноморье с.187
1. Иконография Диониса и его фиаса;
2. Идея плодородия в культе Диониса и его связь с виноградарством и виноделием;
3. Связь культа Диониса с погребально-обрядовой сферой;
4. Театральные атрибуты в культе Диониса.
Заключение с. 255
Список сокращений с. 261
Список источников и литературы с. 264
- Источниковая база исследования
- Происхождение и распространение культа Диониса в Древней Греции
- Время и причины распространения культа Диониса в северопонтийском регионе
Введение к работе
Религиозность древних греков, значение религии в их жизни до недавнего времени недооценивались в отечественной науке. Вместе с тем, роль религии в развитии древнегреческой цивилизации была весьма существенной. Выступая важнейшим элементом полисной идеологии, религия была теснейшим образом связана с политикой и государственностью, неразрывно переплеталась со всеми сферами общественной и повседневной жизни и имела фундаментальное значение в жизни древнегреческого общества в качестве своего рода духовного стержня, скрепляющего его изнутри1.
В этом контексте особую актуальность приобретает изучение такого уникального феномена духовной жизни античного общества, каким является культ Диониса — бога умирающей и возрождающейся природы, покровителя виноделия, театра; центрального персонажа орфических религиозно-философских учений. Со времени своего утверждения в Элладе дионисийский культ был тесно связан практически со всеми сферами жизни древнегреческого общества: экономической, политической, культурной, духовной. Полифункциональность бога, экстатический характер его празднеств, дававших определённую психологическую свободу своим почитателям, способствовали широкой популярности дионисийского культа по всему греческому миру. В период колонизации в VI—V вв. до н.э. почитание Диониса получило распространение также и на периферии греческой ойкумены — в землях Северного Причерноморья.
Особый интерес к религиозной жизни древнегреческого общества, в том числе и к культу Диониса возник в XDC веке, когда первые археологические исследования дали новые материалы, существенно дополнившие сведения античных авторов. Тема, связанная с дионисийским культом, разрабатывалась в науке, преимущественно зарубежной на протяжении ХЕК-ХХ вв. и не утратила своей актуальности и по сей день. Обширная источниковая база, представленная,
1 Проблемы религиозности древних греков рассматриваются в работах: Андреев Ю.В. Апология язычества, или О религиозности древних греков // ВДИ. 1998. № 1. С. 125-134. Суриков И.Е. Архаическая и классическая Греция: проблемы истории и источниковедения. М., 2007. С. 83-122.
главным образом, письменными источниками и дополняемая археологическими материалами, позволила исследователям (историкам, религиоведам, филологам, искусствоведам) всесторонне изучить культ Диониса в Древней Греции, особенно в Афинском государстве. Гораздо меньше внимания уделялось исследованию культа этого бога в греческих колониях Северного Причерноморья. Работы, затрагивающие различные аспекты культа Диониса в упомянутом регионе появились во второй половине XX века, и интерес к этой теме не угасает и по сей день. Вопросы, связанные с культом Диониса в античных центрах Северного Причерноморья, рассматривались в трудах Н.В. Молевой, А.С. и М.В." Русяевых, А.А. Масленникова, Н.И. Винокурова, И.Ю. Шауба. Тем не менее, до сих пор в истории этого культа остаётся довольно много лакун. Недостаточно изучены особенности почитания Диониса в указанном регионе, в том числе отношение к культу варварского окружения греческих городов и связь дионисийского культа с погребально-обрядовой сферой. Не уделялось внимание роли дионисийского культа в общественной и политической жизни северопонтийских государств, особенно Боспорского царства. Вместе с тем, имеющиеся в нашем распоряжении, источники: сведения- античных авторов, памятники эпиграфики, нумизматики, материалы археологических исследований святилищ и некрополей, произведения' античного искусства (терракоты, скульптура, фрески) позволяют сделать ряд заключений о характере и особенностях культа Диониса, дополнить и уточнить ранее сложившиеся представления о почитании этого бога в упомянутом регионе.
Цель и задачи исследования.
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы на основании, всего комплекса имеющихся источников исследовать содержание и специфику культа Диониса в греческих колониях Северного Причерноморья, проследить изменения, происходившие в обрядовой практике культа на протяжении VI-I вв. до н.э. и выявить их причины.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Проследить истоки возникновения культа Диониса в Древней
Греции и его сущность.
Рассмотреть время и причины распространения культа Диониса в Северном Причерноморье.
Показать общественно-политическое и культурное значение культа Диониса и проследить его роль в официальной идеологии Ольвии, Херсонеса, Боспорского царства.
Выявить особенности отправления культа Диониса в античных центрах Северном Причерноморье с учётом специфики их экономического, политического, культурного развития.
Обьеісгом выступает сакральная жизнь греческого населения античных центров* Северного Причерноморья и изменения, которые она претерпевала на протяжении VI-I вв. до н.э. Предметом настоящего исследования является обрядовая практика культа Диониса и связанные с ней представления.
Научная новизна.
Диссертация представляет собой первое обобщающее исследование; посвященное всестороннему изучению культа Диониса в античных центрах Северного Причерноморья. В работе рассматриваются те аспекты дионисийского. культа, которые либо вовсе не становились предметом самостоятельного исследования, либо недостаточно освещались в научной литературе. Рассмотрение, в диссертации малоизученных прежде аспектов дионисийского культа позволило автору выдвинуть ряд собственных положений.
Автор, опираясь на широкий» круг источников, предприняла попытку проследить общественно-политическую значимость культа Диониса в Ольвии, Херсонесе, Боспорском государстве, уточнить и дополнить ряд положений, касающихся особенностей почитания этого бога в регионе. Кроме того, в работе представлено исследование иконографии бога и его спутников на основании анализа памятников изобразительного искусства и нумизматики, происходящих из раскопок городищ, некрополей и святилищ северопонтийских центров и представленных в каталоге «Дионисийские сюжеты в памятниках античного искусства из Северного Причерноморья». Упомянутый каталог также представляет собой одну из первых попыток обобщить значительную часть имеющихся в
распоряжении исследователей памятников искусства, раскрывающих различные аспекты культа Диониса в северопонтийском регионе, в одном своде источников.
Хронологические рамки исследования охватывают период с рубежа VI в. до н.э. по I в. до н.э. Нижняя граница (конец VI в. до н.э.) определяется возникновением греческих колоний в Северном Причерноморье и начальным этапом распространения земледельческих культов Деметры, Коры, Диониса в регионе. Выделение I в. до н.э., как верхней границы, обусловлено качественными изменениями, произошедшими в социально-политической, культурной и религиозной жизни северопонтийских государств, вследствие их высокой варваризации. Вместе' с тем, по ряду аспектов (прежде всего при исследовании эволюции хтонических представлений в культе Диониса) мы должны будем расширить хронологические рамки темы до начала II в. н.э. Поскольку тогда были ещё сильны эллинистические традиции в обрядовой практике дионисийского культа, и источники первых веков нашей эры наиболее ярко выражают те аспектьг почитания Диониса, которые уже обозначились в период позднего эллинизма.
Географические рамки изучаемого региона традиционны для
отечественной науки и охватывают в широком плане северо-западную излучину Понта от устья Дуная до Таврики (с Тирой, Никонием и Ольвией), Таврику (Херсонес и территорию Боспорского государства), черноморское побережье Кавказа, а в узком смысле — собственно античные центры- и окружающие их территории - Тиру, Никоний, Ольвию, Херсонес, Боспор (Прил. I, карты 1, 2). Однако при рассмотрении вопроса, касающегося отношения варваров-к культу Диониса мы расширяем географические рамки за счёт Приднепровья. Это объясняется тем, что именно в районе Приднепровья открыто значительное количество курганных захоронений варварской знати, в погребальном инвентаре которых, присутствуют достаточно многочисленные ювелирные изделия с сюжетами, ассоциируемыми с кругом Диониса (Прил. I, карта 3,4).
Методологической основой работы является комплексный подход к источникам, выражающийся в сочетании и интеграции письменной традиции, данных эпиграфики, нумизматики и археологических материалов различного рода.
Кроме того, при исследовании темы важную роль играет системный подход, предполагающий признание влияния многочисленных факторов (политических, экономических, социальных и культурных) на изучаемое явление.
Выбор конкретных методов обусловлен целями и задачами исследования, а также спецификой используемых источников. Ведущим методом, используемым в данной работе, является метод источникового анализа, который применялся для отбора источников и критики их содержания. При изучении сведений античных авторов применялся метод текстологического анализа, предполаїшощий обращение к тексту источника на языке оригинала. Особенное значение этот метод имел при работе с эпиклезами и эпитетами Диониса, анализ которых позволяет раскрыть происхождение, сущность и функции бога, что является необходимым при исследовании особенностей дионисийского культа, как в Древней Греции, так и в Северном Причерноморье. Обработка данных эпиграфики базировалась на использовании метода эпиграфического анализа. При работе с надписями и граффити в своих изысканиях мы опирались на исследования-таких известных эпиграфистов как И.И. Толстого, В.П. Яйленко, Ю.Г. Виноградова, П.О. Карыпжовского. При исследовании памятников нумизматики и изобразительного искусства применялся метод статистического и искусствоведческого анализа. И, наконец, при изучении многочисленного археологического материала применялся ряд археологических методов исследования, связанных с датировкой, определением и научной интерпретацией изучаемых памятников.
Не менее важным методом, обеспечивавшим достижение поставленных целей и задач, является метод исторической реконструкции, который позволяет восстановить обрядовую сторону культа Диониса. Применение сравнительно-исторического метода дает возможность провести аналогии и сравнить отправление культа Диониса в античных государствах Северного Причерноморья с его почитанием в Древней Греции. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить типичное и особенное в культе этого бога в северопонтийском регионе.
В целом, исследование проводилось в соответствии с принципом историзма— - все явления, представленные в нём, рассматриваются в их развитии и взаимосвязи.
Для автора диссертации образцами современных исторических исследований в этом направлении стали работы А.С. Русяевой, Н.В. Молевой, Н.И. Винокурова.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что её выводы расширяют современное представление о процессах, происходивших в сакральной жизни населения античных центров Северного Причерноморья. Выводы и материалы исследования, а также приложения к нему, могут быть использованы при- разработке специальных курсов по культуре и религии античных государств Северного Причерноморья, а также соответствующих разделов курсов лекций по истории Древней Греции.
Структура^ работы определена кругом общих проблем, избранных для исследования.
Основная часть работы включает четыре главы. Первая глава посвящена анализу источников и историографии. В связи с тем, что в нашем распоряжении' имеются многочисленные источники и обширная литература, содержащие информацию разного характера и качества о культе Диониса, как в Древней Греции, так и* в Северном Причерноморье, мы посчитали целесообразным посвятить их анализу отдельную главу.
Источниковая база исследования
В настоящее время, в распоряжении исследователей имеются достаточно многочисленные и разнообразные источники, позволяющие судить о культе Диониса в Северном Причерноморье. Вместе с тем, среди них мало оригинальных повествовательных памятников, то есть прямых свидетельств древнегреческих авторов о культе Диониса в изучаемом регионе. Достаточно многочисленные археологические источники, в. особенности из сакральных комплексов (святилищ И некрополей), безусловно, нуждаются в интерпретации и толковании, что приводит к далеко неоднозначным авторским выводам. Все это в совокупности определяет специфику источниковой базы данного исследования.
Попытаемся разобраться в характере и, качестве, имеющихся в нашем распоряжении источников, условно разделив их на следующие группы:
— античная письменная традиция;
— памятники эпиграфики;
— данные археологии;
— памятники нумизматики;
— памятники античного искусства.
Среди них главными следует считать сведения античных авторов. Эти источники разнообразны и обширны, дают всестороннее представление о культе Диониса в Древней Греции. Исследование культа Диониса в античных центрах, Северного Причерноморья невозможно без- обращения к сведениям античных авторов, касающихся различных аспектов религиозной жизни Древней Греции. В. их трудах содержатся.разнообразные данные о почитании Диониса: о ритуалах, церемониях, святилищах, храмах, которые нужно учитывать при реконструкции обрядовой практики дионисийского культа и выявлении её особенностей на периферии античного мира.
Наиболее ранние сведения о Дионисе нашли отражение в древнегреческом эпосе — «Илиаде» и «Одиссее» Гомера . Сообщения о Дионисе, содержащиеся в «Илиаде» и «Одиссее» — немногочисленны. Однако они дают возможность понять место этого бога в мировоззрении греков архаической эпохи, а также отношение к нему аристократических кругов, взгляды которых в значительной степени выражал поэт (Гомер. Илиада. XIV, 325; Одиссея XI, 325). В произведениях Гомера находит свое выражение мифологическая версия происхождения Диониса от фиванской царевны Семелы и Зевса. Сведения о распространении дионисийского культа, и те трудности, с которыми столкнулся бог, утверждая в Греции свой культ, отражены в мифе о Ликурге. Кроме того, Гомер отмечает наличие у бога функций, связанных с хтоническим подземным миром и вином.
В творчестве Гесиода — поэта эпохи становления греческой полисной системы нашли проявление тенденции, свойственные хтонической мифологии. Поэт, собрав воедино мифы о происхождении богов в своих трудах «Теогонии» и «Трудах и днях»2 упоминает и о Дионисе. Его сочинения- содержат немногочисленный, но ценный материал о происхождении бога и его функциях (Гесиод. Теог. 941, 947; Труды и дни. 614). Сведения, сообщаемые Гесиодом, отражают тот факт, что в VIII в. до н.э. Дионис выступал как олимпийский бог, и одной из его функций было покровительство виноградарству и виноделию.
Исследование дионисийского культа немыслимо без привлечения сведений, содержащихся в памятниках гимнографии. Наиболее информативными с этой точки зрения являются гомеровские и орфические гимны.
Гомеровские гимны примыкают непосредственно к поэтическому стилю «Одиссеи» и имеют ярко выраженные архаические черты. Вместе с тем время их создания гимнов, посвященных Дионису, исследователи относят к эллинистическому периоду. Значительный интерес в связи с исследованием культа Диониса представляют гимны: VII «Дионис и разбойники», XIX «К Пану», XXVI «К Дионису», фрагмент гимна XXXTV «К Дионису». Гимн VII передает миф и Дионисе и тирренских пиратах и содержит богатый материал, раскрывающий дионисийскую символику, и хтоническую сущность бога. Фрагменты гимнов XXXTV и XXVI, отражают миф о рождении Диониса от брака Зевса и Семелы и интересны, так как представляют мифологические сведения о происхождении бога. Из гимна ХГХ мы можем почерпнуть сведения о спутнике Диониса — Пане, о его происхождении, функциях, атрибутах. С точки зрения раскрытия связи Диониса с богами плодородия и, прежде всего, с кругом элевсинских богинь ценными являются сведения, содержащиеся в гомеровском гимне «К Деметре», где Дионис представлен в качестве паредра великой богини.
Наиболее информативными являются так называемые Орфические гимны -- сборник философско-ритуального характера4. Своими идеями орфические гимны восходят к VI в. до н.э. и в них отчётливо прослеживаются архаические пласты. Вместе с тем окончательное оформление свода орфических гимнов относится ко П в. до н.э. В сборник входит 87 гексаметрических гимнов, в центре которых 13 гимнов, посвященных Дионису и его окружению. Орфические гимны представляют значительный материал о мистериальной стороне культа Диониса, содержат богатые сведения о символике бога, раскрывают его хтонические черты, связь с плодоносными силами природы, растительным миром, виноградарством, а также с другими близкими ему по сути богами: Деметрой, Афродитой, Сабазием.
Происхождение и распространение культа Диониса в Древней Греции
Вопрос об истоках образа Диониса и его культа является одним из дискуссионных в науке. Уже в античности не существовало единого мнения относительно происхождения Диониса. Так, Диодор отмечает, что греки знали, по крайней мере, пять Дионисов (Диод. IV, 1.6-5.4). Нонн сообщает о трех из них (Нонн. VI. 170). Древнейшей ипостасью Диониса был Загрей (Великий охотник) — сьш Зевса-змея и Персефоны (Нонн. VI, 155-156) — умирающий и воскресающий юный бог, олвдетворяющий растительность, почитавшийся на Крите (Диод. V, 75, 4, Finnic. Matern. VI, p. 15). Близким по сущности Загрею был Иакх — сьш Зевса и Деметры (Диод. Ш, 62, 2-8), который чествовался в Элевсине. В олимпийской мифологии Дионис — сьш фиванской царевны Семелы и Зевса Кронида — бог плодородия, покровитель виноградарства и виноделия (Гомер. Илиада. XIV, 325; Гесиод. Теог. 940-942; Евр. Финикиянки. 640-660; Аполлодор. Ш. 4, 3; Овид. Мет. Ш, 253; Lyd. De mens. IV, 51), в представлениях античных авторов тесно связанный с Востоком (Аполлодор. Ш, 5,1. Евр., Вакх. ст. 75-80. Страбон. X, 3,12-16).
В работах исследователей ХГХ-ХХ вв. прослеживается тенденция связывать происхождение Диониса и его культа с сакральными традициями одного из регионов: Фригии, Фракии, Ближнего Востока, Эгеиды. На сегодняшний день можно выделить две основные концепции происхождения Диониса и его культа: фригийско-фракийскую и эгейскую. Первая концепция была разработана религиоведами и мифологами в XIX - начале XX вв. и нашла отражение в трудах
Мюллера, Л. Преллера, Фр. Велькера, Е. Роде, Л.Фарнелла и др. Сторонники этой версии склонны связывать происхождение культа Диониса с Фригией и Фракией. Во второй половине прошлого столетия получила свое оформление концепция о минойских и микенских корнях дионисийского культа. Вклад в развитие этой концепции внесли О. Группе, К. Кереньи, М.П. Нильссон, Б. Отто и др. Согласно этой версии, культ Диониса был местным по происхождению, сформировавшимся на основе минойских и микенских сакральных традиций. Неоднократно высказьшались предположения и относительно ближневосточного происхождения культа Диониса. Сторонники этой точки зрения считают прототипами Диониса умирающих и- воскресающих божеств, почитавшихся у шумеров, хеттов, финикийцев.
Прежде, чем рассмотреть отмеченные концепции подробнее, хотелось бы обратить внимание на древность истоков представлений, связанных с Дионисом, его функциями и ипостасями. Большинство из них восходит еще к первобытной эпохе. Рудименты магии, анимизма, фетишизма сохранялись длительное время в образе бога и- сакральной практике его народного культа-и находили отражение в зооморфных и фитоморфных ипостасях Диониса, оргиастических обрядах, чародействе, заговорах и заклинаниях.
Отголоски древнейшего фитоморфного фетишизма в культе Диониса прослеживаются в эпитетах бога «плющ», «плющевой», «с кудрями из плюща» (кістстск;, кістаєіх;, кіааокоцт] ) (Орф. гимн. XXX, 4; ІЛ, 13; XXX, 4, L, 5; Евр. Вакх. ст. 20 и ел., 80 и ел., 200 и ел., 218 и ел., 240-250,380,390-700 и ел., 1050 и ел., 1170 и ел., Паве. I, 31, 5), «винофадный», «виноград», «виноградная t гроздь» (ІтафиЯ,ітгі ,3єисттафоА.ос;1) (Аполлодор. Ш, 5,3; Диод. IV, 1,6; Евр. Вакх. ст. 105, 534. 566, 608; Гомер, гимн. XXVI, 11), древесный (8ev5pei) ;, 5ev8ptTr(;)2 свидетельствующих о прямом отождествлении бога с этими растениями. В образе объектов растительного мира Дионис выступает как бог умирающей и возрождающейся природы3, способствующий произрастанию и изобилию плодов. Древесного Диониса почитали в некоторых областях Греции. В Беотии славили «Диониса-в-дереве» ( 8v5sv8poc;)4, в Магнесин - на Меандре - он был богом платанового дерева5. Дионису Дендриту посвящались дуб, тис, лавр, мирт, бук, сосна-пиния, гранатовое дерево (Диод. Ш, 6, 3; Паве. V, 6). Росписи так называемых Ленейских ваз передают культовые изображения бога в виде простого вертикального столба, одетого в гиматий, с бородатой маской вместо головы и лиственными побегами, пробивающимися из головы и тела- признак лесного бога6. Связь бога с растительным миром отражена и в атрибутах, сопутствующих богу и erov спутникам. Дионис и его экстатические спутницы в. памятниках искусства изображались с тирсами - сосновыми ветвями, увитыми плющом, с навершием из шишки пинии. Головы спутников венчались венкамииз плюща; винограда; ветвей дуба, тиса (Евр. Вакх. ст. 690-700). В гимнах Дионис выступает увенчанным лавром и хмелем (Гомер, гимн. XXVI, 9) .
class3 Общественно-политический и культурный аспекты культа Диониса в
античных государствах Северного Причерноморья class3
Время и причины распространения культа Диониса в северопонтийском регионе
Традиции почитания Диониса были принесены в северопонтийский регион в конце VI в. до н.э. греческими колонистами. Причины перенесения Диониса в новые земли следует видеть, прежде всего, в тесной связи этого бога с хозяйственной деятельностью греков на новых землях. Основой экономики возникших в северопонтийском регионе городов-полисов стало сельское хозяйство. Плодородие почв Северного Причерноморья, о котором сообщают античные источники (Геродот. IV, 53; Страбон. VH, 4, 4), обусловило развитие земледелия в этих центрах1. Важная роль земледелия в хозяйственной жизни греческих колонистов определила широкое распространение в регионе культов богов, покровительствующих плодородию земли, произрастанию, способствующих получению богатых урожаев. Среди земледельческих богов, неизменно почитаемых греками, наибольшую популярность получили Деметра, Кора. Не меньшим почётом, чем Великие богини, пользовался Дионис, воплощающий мужскую ипостась плодородия и тесно связанный с почитанием Деметры Элевсинии и Коры-Персефоны. Функции бога, как покровителя изобильных сил природы, олицетворяющего её цикличность, выраженную в умирании и возрождении, обусловило включение Диониса в число наиболее значимых для колонистов богов.
Следует отметить, что уже в архаическое и раннеклассическое время в мировоззрении эллинов Дионис выступал в ипостаси покровителя виноградарства и виноделия. И хотя эти виды хозяйственной деятельности в VI в. до н.э. ещё не получили своего широкого распространения в Северном Причерноморье, представления о Дионисе как боге вина, дарующем «забвение от дневных забот» (Евр. Вакх. ст. 272-283) сыграли определённую роль в перенесении его культа греческими колонистами на новые земли, поскольку вино продолжало оставаться неотъемлемым компонентом рациона северопонтийских греков. Об употреблении этого напитка в Северном Причерноморье, начиная с раннего периода существования там античных поселений, свидетельствуют находки комплексов амфорной тары, предназначенной для транспортировки импортного вина. Как отмечалось выше, вино в повседневной жизни греков занимало особое место, и его потребление было связано с представлениями о досуге как необходимой для физического и душевного равновесия человека части бытия. Вино было важным атрибутом праздников, симпосионов, которые не только давали людям отдых от трудов, но и способствовали развитию творческого начала в человеке, приобщали к миру прекрасного. Возможно, вместе с культурой потребления вина, в северопонтийский регион греки принесли и неотъемлемые от неё традиции почитания Диониса и проведения в честь него празднеств. Об этом косвенно свидетельствует наличие в календарях античных центров Северного Причерноморья названий месяцев, посвященных этому богу - Ленейон, Анфестерион, Дионисий2.
Распространению дионисийского культа в изучаемом регионе (Прил. I, карты 1, 2) во многом способствовало развитие местного виноградарства. Можно предположить, что виноградарство, как отрасль сельского хозяйства, распространилась в Северном Причерноморье вместе с расселением там греков , хотя культура винограда существовала в этом регионе и в догреческий период . Первые находки виноградных зёрен на территории античных городов и поселений относятся к V в. до н.э., что, возможно, свидетельствует о попытках акклиматизации винограда греками в то время. Так, V в. до н.э. датируются семена винограда найденные в Никонии. Этот факт позволил исследователям4 высказать мнение о появлении виноградарства в Нижнем Поднестровье уже в архаический период. В Ольвии акклиматизацию виноградной лозы склонны относить к V в. до н.э., однако первые косточки винограда здесь обнаружены только в слоях IV-Ш вв. до н.э5. В Херсонесе, по мнению некоторых специалистов, начальный этап акклиматизации виноградной лозы можно проследить в период VI-V вв. до н.э.6 В селекции винограда в Херсонесе важную роль играла дикорастущая виноградная лоза, которая использовалась местным населением еще до греческой колонизации регаона . Первые попытки разведения виноградной лозы на Боспоре относятся к VI-V вв. до н.э . Именно этим временем датируются наиболее ранние в этом районе Северного Причерноморья семена винограда из Мирмекия9. Косвенным свидетельством попыток разведения винограда на Боспоре в ранний период его истории могут служить находки садово-виноградарских ножей в хозяйственной яме VI в. до н.э. в Патрее10. Вероятно, отражением успешной акклиматизации виноградной лозы и распространения культа Диониса является чеканка изображения виноградной грозди1 на серебряных монетах V в. до н.э. в Нимфее (Кат. № 137, а, б, в).
Всё перечисленное даёт возможность предполагать, что виноградарство, как отрасль сельского хозяйства, появилось в Северном Причерноморье вместе с греческими колонистами, которые предприняли попытки акклиматизации виноградной лозы в ранний период существования там эллинских поселений. Вместе с виноградарством в северопонтийский регион был принесён и тесно связанный с ним культ бога виноградной лозы Диониса — покровителя виноградарей и виноделов. По мере развития местных виноградарства, виноделия и торговли вином в экономике северопричерноморских центров, дионисиискии культ всё более укреплял свои позиции в сакральной и общественной жизни. Популярность культа Диониса в эллинистический период во многом связана с ростом значения виноградарства и виноделия в экономике северопонтииских государств. Интенсивное развитие этих отраслей хозяйства было обусловлено установлением в регионе более сухого климата, благоприятного для произрастания виноградной лозы. Процветанию винодельческого промысла также способствовал устойчивый спрос на вино, как среди возросшего населения городов и хоры, так и на варварской периферии.