Введение к работе
Актуальность темы. Любая национальная история неповторима и индивидуальна, так как ей присущи определенные внутренние закономерности, напрямую связанные со своеобразием природных условий, сложившимися традициями культуры, а также стечением тех или иных обстоятельств. Каждая нация, каждый этнокультурный комплекс на протяжении всей своей истории не существует изолированно, а соседствует с одними народами, испытывает на себе различные цивилизационные влияния, постоянно взаимодействуя с другими народами и государствами. Именно поэтому в освещении проблем, связанных с вопросами развития страны в любой сфере, важно рассматривать происходящие в государстве внешние и внутренние процессы, как взаимно дополняющие друг друга.
История Кореи полна драматических событий, взлетов и падений государственности, блестящих достижений и застойных периодов в общественном развитии. Историческое развитие Кореи во многом определялось ее географическим положением. Она являлась естественным перекрестком, мостом между Китаем и Японией, в то же время, страна была открыта для кочевых орд из Маньчжурии, Монголии и Центральной Азии. XIX в. принес экспансию капиталистического Запада, сопровождавшуюся освоением западной культуры, расширением связей с соседними государствами и закончившуюся потерей независимости в начале XX в.
Современная Корея во многом является результатом экономических, политических и культурных процессов, которые происходили на Корейском полуострове и вокруг него в XIX - начале XX вв.
Объект данного исследования - корейское общество XIX - нач. XX вв. Предметом исследования являются социально-экономические, духовные и общественно-политические процессы, происходившие на Корейском полуострове в указанный период под влиянием контактов, как с западной, так и с восточно-азиатской цивилизациями.
Хронологические рамки работы определены нижней границей - начало XIX в., когда началась активная миссионерская деятельность католиков в Корее, и произошло первое массовое обращение корейцев в христианство, сопровождавшееся распространением западных знаний. Верхняя граница - конец первого
десятилетия XX в. - обусловлена тем, что результатом контактов Кореи с Западным миром и Японией стала аннексия Кореи Японией в 1910 г. Однако когда требовался определенный исторический фон, цивилизационные характеристики корейского общества, мы обращались к событиям и фактам, выходящим за рамки нашего исследования.
Географические рамки работы охватывают в основном территорию Кореи, которая в рассматриваемый период совпадала с современной, но они по необходимости расширяются, когда нами освещаются проблемы отношений государства Чосон с Китаем, Японией и Россией.
Степень изученности проблемы. Изучение Кореи в отечественной историографии началось в начале XX в., когаа-публикациями дневников, записок путешественников, переводов иностранньіх (и^^ецса|№і#лшалАодготовлена почва
| БИБЛИОТЕКА Г
для формирования научных знаний о Корее. В 1900 г. Министерством финансов России был опубликован фундаментальный трехтомный труд "Описание Кореи"1, который обобщал основные работы российских и зарубежных исследователей, посвященных самым разным сторонам жизни Кореи. Большой вклад в исследования по Корее внесли Сувиров, П. Россов, В. Серошевский, Н.Кюнер2.
Исходя из задач настоящего исследования, автор разделил существующую научную литературу на несколько групп по тематическому принципу.
К первой группе отнесены исследования по истории Кореи с древнейших времен до XIX в., в этих работах исследуются вопросы, имеющие значение для изучения, заявленного хронологического периода. Огромный вклад в изучение истории Кореи внес создатель школы отечественного корееведения М.Н. Пак3. Для его работ характерны высокий профессионализм, фундаментальная источ-никовая база, оригинальность выводов. Кроме того, с деятельностью М.Н. Пака связано и историографическое направление в корееведении4. Проблемы древней истории Кореи исследовались Ю.М. Бутиным, Р.Ш. Джарылгасиновой, М.В. Воробьевым5. Для понимания традиций государственного управления в Корее и общественных функций элиты важное значение имеют работы СВ. Волкова, Е.А. Востриковой К.В. Хазизовой6. Средневековая история Кореи плодотворно изучается Ю.В. Ваниным7. Политическая история Кореи в XVI-XVIH вв. стала предметом исследования А.Н. Ланькова8. Следует отметить исследование В.М. Тихонова9, которое позиционируется как учебное пособие, но базируется на широком круге источников и содержит большое количество новой информации. Ценные сведения содержатся в ряде общих трудов по истории Кореи10.
1 Описание Кореи. СПб., 1900. Ч 1-3
2Сувиров. Корея Страна и ее история последнего времени СПб, 1904; Россов П. Национальное самосознание корейцев. СПб, 1906, Серошевский В Корея. СПб, 1909; Кюнер Н Статистико-географический и экономический очерк Кореи. Владивосток, 1912 Вып. 1
3 Пак М Н. Некоторые спорные вопросы истории Кореи // Вопросы истории 1957 № 8, Пак
М Н. Очерки ранней истории Кореи. М, 1979
4 Пак М Н Избранные работы по исгории и историографии Кореи М , 2003, Пак МН К пе
риодизации ранней истории Кореи // Историография стран Востока (проблемы феодализма)
М., 1977.
5 Бутии ЮМ Древний Чосон Новосибирск, 1982; Джарылгасинова РШ Древние когурёс-
цы М., 1972, Воробьев М В. Корея до второй трети VH в.: Этнос, общество, культура и ок
ружающий мир СПб, 1997.
Волков С.В Чиновничество и аристократия в ранней исгории Кореи М , 1987, Волков С В Правящий слой традиционной Кореи // Корея Сборник статей к 80-летию со дня рождения проф МН Пака М, 1998; Вострикова ЕА Состав бюрократической элиты при династии Ли // Российское корееведсние М , 2003. Вып 3; Хазизова К В Образ чиновника в корейских средневековых источниках//Российское корееведсние М , 2003 Вып 3
7 Ванин Ю В Феодальная Корея в XIII-XIV вв М , 1962, Ванин Ю В Экономическое разви
тие Кореи в XVI1-XV11I вв М., 1968; Ванин Ю В Аграрный строй Кореи XV-XV1I вв М ,
1981.
8 Ланьков А Н Политическая борьба в Корее XVI-XVI1I вв СПб , 1995.
9 Тихонов В М История Кореи С древнейших времен до 1876 г М , 2003 Т 1
10 Курбанов С О Курс лекций по истории Кореи с древности до конца XX века СПб, 2002,
История Кореи (Новое прочтение) / Под ред А В. Торкунова. М , 2003. и др
Во вторую группу объединены исследования, посвященные историческим событиям и процессам, происходившим в Корее в XIX - нач. XX вв. Среди работ данной группы следует отметить исследования Г.Д. Тягай, которая внесла большой вклад в изучение общественно-политической мысли Кореи . Деятельность интеллигенции по развитию образования и патриотическому воспитанию молодежи исследуется в работе В.П. Пака2. Продолжая и развивая тему, Г.Д. Тягай и В.П. Пак в совместной монографии рассматривали формирование идеологии национального освобождения в условиях японского протектората (1905-1910 гг.), деятельность и мировоззрение корейских лидеров движения за независимость, работу просветительских обществ3.
В третью группу можно объединить исследования отечественных авторов, посвященные истории борьбы Японии и западных держав за господство в Корее. В общем виде эта тема нашла отражение в ряде фундаментальных трудов4. Политика Японии в отношении Кореи в XIX - нач. XX вв. подробно рассматривается в работе В.И. Шипаева, в монографии И.И. Василевской5. Идеологическую составляющую японского колониализма в Азии в конце XIX - нач. XX вв. рассматривала в своей работе Е.В. Верисоцкая6. Китайско-корейские отношения в рассматриваемый период исследовались в работах Г.В. Ефимова, Ю.В. Ванина, Е.П. Бажанова7. Значительным вкладом в разработку проблемы взаимоотношений Кореи и Китая стали работы Л.В. Забровской8.
Важную часть отечественного корееведения составляют труды по проблемам российско-корейских отношений. Среди них следует выделить фундаментальную монографию Б.Д. Пак "Россия и Корея"9. Большую научную значимость имеют труды Б.Б. Пак10. Тема российско-корейских отношений в
Тягай Г Д Общественная мысль Кореи в эпоху позднего феодализма М , 1971; Тягай Г Д. Формирование идеологии национально-освободительного движения в Корее М, 1983; Тягай Г Д. Народное движение в Корее во второй половине XIX в М, 1958 и др
2 Пак В П. Просветительское движение и система образования в Корее во второй половине
XIX - начале XX вв. М., 1983
3 Тягай Г Д, Пак В П Национальная идея и просветигельство в Корее в начале XX века М,
1996.
4 Международные отношения на Дальнем Востоке (1840-1949) М , 1956, Нарочницкий А Л.
Колониальная политика капиталистических держав на Дальнем Востоке (1860-1895) М.,
1956, Григорцевич С С Дальневосточная политика империалистических держав в 1906-
1917 гг Томск, 1965, и др.
5 Шипаев В И Колониальное закабаление Кореи японским империализмом (1895-1917) М,
1964; Василевская И И Колониальная политика Японии в Корее накануне аннексии (1904-
1910). М, 1975.
' Верисоцкая Е В Идеолої ия японского экспансионизма в Азии в конце XIX - начале XX вв. М, 1990
7 Ефимов Г В Внешняя политика Китая, 1894-1899 М , 1958; Ванин Ю В Пол гика Китая в
отношении Кореи // Кигай и соседи в новое и новейшее время М, 1982; Важанов Е П Китай
и внешний мир М , 1990.
8 Забровская Л В Полшика Цинской империи в Корее 1876-1910 гг М, 1987, Забров-
ская Л В Китайский миропорядок в Восточной Азии и формирование межгосударственных
границ (на примере китайско-корейских отношений XVII - XX вв) Владивосток, 2000; и др
4 Пак Б Д Россия и Корея М , 2004
10 Пак Б Б. Российская дипломатия и Корея (1860-1888) М , СПб ,1998 Кн 1, Пак Б Б Российская дипломатия и Корея (1888-1897) М,2004 Кн 2
XIX в. широко освещена и в работах Т.М. Симбирцевой Она исследует первые контакты русских и корейцев, русско-корейские договоры и соглашения, перипетии дипломатических отношений в период заключения Кореей неравноправных договоров, корейскую историографию российско-корейских отношений1. Важные сведения содержатся в книге Ю.Н. Розалиева и в диссертации Ю.Е. Пискуловой2. Отдельные факты, касающиеся данной проблемы, можно почерпнуть в изданиях, посвященных внешней политике России и русско-японской войне3.
В отдельную группу можно выделить литературу, посвященную духовной культуре корейцев. Так проблемами автохтонных религиозных верований и шаманизма занималась Ю.В. Ионова4. Ритуалы и мифы Древней Кореи анализирует и через них реконструирует мировоззрение корейцев эпохи Силла М.И. Никитина5. Корейский буддизм изучает СВ. Волков6. Корейский вариант чань-буддизма - сон буддизм, его влияние на культуру исследует А.Ф. Троцевич7. Борьба неоконфуцианства и буддизма в Корее отражена в работе М.В. Леонова8.
В западной историографии первые работы, как научные, так и публицистические, ставили своей целью познакомить читателей и заинтересованных лиц с историей, социальными институтами и духовной культурой Кореи, среди них можно выделить труды У.Э. Гриффиса и Дж. Гейла9. Одной из первых работ, в которых исследуется духовная культура корейцев, стала книга К.А. Кларка |0. Особое внимание исследователей С. Палмера, М. Дойчлер" привлекало
1 Симбирцева Т.М Оценка русско-корейского Доктора о дружбе и торговле (1884) в совре
менной южнокорейской историографии // Корус Forum 2003 № 2, Симбирцева Т М. Из ис
тории политической интриги в Корее "тайные договоры" России с Кореей 1885 и 1886 гг //
Российское корееведение М , 2003 Вып. 3; Симбирцева Т М Россия и Корея' отношения и
оценки (современная южнокорейская историография об истории российско-корейских отно
шений // Проблемы Дальнего Востока 2001 № 4, Симбирцева Т М Некоторые оценки юж
нокорейскими историографами характера российско-корейских отношений в XIX в // 100
лет петербургскому корсеведснию'мат междун конф 14-16 октября 1997г СПб, 1997; и др
2 Розалиев Ю Н Из истории российско-корейских отношений. М, 1998, Пискулова Ю Е.
Российско-корейские отношения в конце XIX - начале XX веков дис. канд ист наук М.,
2002
5 История внешней политики России конца XIX - начала XX века М , 1997, Левицкий Н А Русско-японская война 1904-1905 tr М, 1933; История русско-японской войны 1904-1905 гг М , 1974, и др
4 Ионова IO В Религиозные воззрения корейцев // Культура народов зарубежной Азии и
Океании Л , 1969; Ионова Ю В Шаманство в Корее // Символика культов и ритуалов наро
дов зарубежной Азии М., 1980, Ионова Ю В Обряды, обычаи и их социальные функции в
Корее середина XIX - начало XX вв." М., 1982.
5 Никитина М И Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом М , 1982
6 Волков С В. Ранняя история буддизма в Корее' сангха и государство М , 1985
7 Троцевич А Ф. Чань-буддизм и корейская художественная проза // Буддизм, государство и
общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М., 1982
'Леонов MB Буддийско-конфуцианская полемика в Корее конца XIV- начала XV вв //
Российское корееведение Альманах. М , 2004 Вып. 4.
'Griffis W Е Korea the Hermit Nation N Y , 1882, Gale J S The History of the Korean People
U 1927
10 Clark С A Religions of Old Korea N Y , 1932
" Palmer S Confucian Rituals in Korea Seoul, 1984, Deuchler M The Confucian Transformation
of Korea a Study of Society and Ideology Harward, 1992
конфуцианство, которое авторы считали основополагающим в корейском мировоззрении, оказавшим влияние на весь ход истории Кореи. Автохтонным религиозным верованиям посвящены работы А. Кавела и К. Чанга'. Процесс распространения и трансформации даосизма в Корее рассматривает Чай Шинь Ю2. Религиозные системы Кореи в развитии и взаимодействии изучал Дж. Грэйсон3.
История распространения христианства в Корее является достаточно хорошо изученной темой, начало исследованиям в этой области было положено еще в 70-х гг. XIX в. французом К. Ш. Далле4. Гонениям на католических миссионеров и корейских католиков в 30-х - 40-х гг. XIX в. посвящена книга француза А. Лонэ5. Проблемы приспособления христианства к корейским традициям, корейскому мышлению рассматриваются в работе С. Палмера6. История протестантизма в Корее анализируется в книге М. Хантли7.
Большое значение для понимания социальных и политических процессов в Корее имеют работы Э. Анру, С. Шин, Дж. Палэса8, в которых исследуются ситуации связанные с землепользованием в период Позднего Чосон. Э. Уагнер9 в своих исследованиях анализирует роль чиновничества в жизни корейского общества.
Международные отношения вокруг Кореи в XIX - нач. XX вв. находятся в центре внимания западной историографии. Российская политика на Дальнем Востоке исследуется в работе А. Малоземова, Дж. Ленсена10. Отношения между Россией и Японией и ситуацию в Корее накануне войны исследовал М.Ф. Нелсон, Дж. Уайт".
Политика Японии в отношении Кореи получила отражение в трудах таких авторов, как: X. Конрой, П. Дуус, И. С. Лоун, М.Финч12.
1 Covell A S Folk Art and Magic Shamanism in Korea Seoul, 1993; Chang С К An Introduction
to Korean Shamanism II Shamanism- the Spirit World of Korea. Berkeley, 1988.
2 Chai Shin Yu Korean Taoism II Korean and Asian Religious Tradition Toronto, 1977.
5 Grayson J Korea- a Religious History. N Y , 1989
4 Dallet Ch Histoire de L'Eglies de Coree P., 1874. Vol I 5LaunayA Martyrs Francais et Coreens 1836-1846 P, 1925
6 PalmerS The New Religions in Korea Seoul, 1967.
7 Huntley M To Start a Work the Foundation of Protestant Mission in Korea. Seoul, 1984
* Unruh E The Landowning Slave a Korean Phenomenon II Korea Journal 1976 № 4, Shin S Some Aspects of Landlord-Tenant Relations in Yi Dynasty Korea II Occasional Papers on Korea 1974 № 1, Palais J.B. Land Tenure in Korea, Tenth to Twelfth Centuries II Journal of Korean Studies. 1975 №4
'Wagner Ed The Civil Examination Process as Social Leaven II Korea Journal. 1977 № 1; Wagner Ed The Ladder of Success in YI Dynasty Korea II Occasional Papers on Korea. Cambridge, 1972. Vol. 1.
10 Malozemoff A Russian Far Eastern Policy 1884-1904 With Special Fmphasis on Causes of Russo-Japanese War Berkeley, 1958; Lensen J F Korea and Manchuria between Russia and Japan, 1895-1904. The Observation of Sir Ernest Satow, British Minister Plenipotetiary to Japan (1895-1900) and China (1900-1906) N.Y., 1966.
"Nelson M F Korea and Old Orders in Eastern Asia N Y , 1946, White J E The Diplomacy of the Russo-Japanese War Princeton, 1964
l2Conroy Hilary The Japanese Seizure of Korea, 1868-1910 a Study of Realism and Idealism in International Relations Philadelphia, 1960, Duus P The Abacus and the Sword, the Japanese Penetration of Korea, 1895-1910 Berkeley, 1995, Lone S The Japanese Annexation of Korea the Failure of East Asian Co-Prosperity II Modern Asian Studies 1991 № 25; Finch M G Diplomatic Documents on 1905 Japan-Korea Protectorate Treaty II Korean Studies 1966 № 20
Для нашего исследования большой интерес представляют работа Ф. Чена, в которой рассматриваются события, связанные с "открытием" Кореи', труд У. Лэнджера, освещающий дипломатическую деятельность Англии, Германии, США, Японии и России в конце XIX - нач. XX вв2. В монографии И. Ниша исследуются политические связи Англии и Японии в 1894-1907 гг. 3 Политику США в период русско-японской войны анализирует Т. Деннетт4. Важную роль в корейском вопросе играл Китай, его политика рассматривается в монографиях Фу Чена и М. Джэнсена5.
Важным последствием проникновения западных политических идей в Корею и "открытия" страны стали движение за модернизацию различных сфер жизни, а также возникновение и рост национализма. Так, американский исследователь В. Чандра6 подробно исследует проявления протеста против экспансии держав в Корее в конце XIX в. Источники корейского национализма, его сущность и специфика, деятельность отдельных националистов рассматриваются М. Робинсоном7. Борьбу различных придворных группировок в связи с политикой изоляционизма исследует Дж. Пэлэс8. Кроме того, вышеперечисленные проблемы нашли отражение в обобщающих трудах по истории Кореи9.
Корейская историография сравнительно молода, ее становление приходится на послевоенный период. Для нашего исследования важно обращение к работам корейских авторов, посвященных религиям, их взаимосвязи с национализмом и влиянию на национальный менталитет. Первым автором исследовавшим корейский шаманизм стал Ли Нын Хва10, и он во многом определил направление научных поисков. Однако до нач. 60-х гг. XX в., исследователи редко обращались к этой теме, шаманизм считался пережитком варварства. С подъемом национализма в Корее, и поиском "своего лица" в мире, шаманизм признается основой корейской культуры и становится объектом всестороннего изучения. Исследованиями шаманизма занимались Ю Дон Сик, Со Дэ Сок, Чой Ин Хак11 и др.
Обращение к работам по истории буддизма и его влиянию на культуру Кореи, к исследованиям, в которых выявляются специфические особенности
1 Chien F.N The Opening of Korea. N.Y., 1962.
2 Langer W L The Diplomacy of Imperialism 1890-1902. N Y., 1972
3Nish I The Anglo-Japanese Alliance. The Diplomacy of Two Island Empires 1894-1907 L, 1985
4 Dennett T Roosevelt and Russo-Japanese War N Y, 1925.
5 Foo Chien Fr The Opening of Korea: a Study of Chinese Diplomacy 1876-85. Hamden, 1967,
Jansen M Japan and China from War to Peace, 1894-1972 Chicago, 1975
6 Chandra V Imperialism, Resistance, and Reform in Late Ninctccnlh-Century Korea enlighten
ment and the Independence Club Berkeley, 1988
7 Robinson M Narrative Politics, Nationalism and Korean History II Papers of the British Associa
tion for Korean Studies. 1996. № 6.
8 Palais J В Politics and Policy in Traditional Korea, 1864-1876 Cambridge, 1980.
9 Henthorn W Є A History of Korea N Y , 1971; Nahm A A History of Korean People Tradition
and Trasformation Seoul, 1993, Rutt R A. History of Korean People Seoul, 1983 и др
|0ЛиНынХва Хангук мусокко (Иіучение корейскою шаманизма) Сеул, 1927
" Ю Дон Сик Хангук мусок ексава гучжо (История и структура корейского шаманизма) Сеул, 1983; Со Д)Сок Мусокква гугмипхак (Шаманизм и корейская культура) Сеул, 1995, Choi In-hak Korean Shamanism II Менчи омунхак 1978 №2идр
корейского буддизма, дает возможность определить его роль в формировании менталитета корейцев. Изучая эту проблему, мы опирались на труды Ким Чжин Кволя, Ли Ён Му, Хон Чжун Сика1, и др.
Корейский даосизм получил должное освещение в литературе только в последнее время. Из имеющихся работ следует выделить труды Чха Чжу Хвана, Ли Чжон Ына а также некоторые коллективные монографии2.
Корейские авторы уделяют большое внимание исследованию феномена корейского конфуцианства. В фундаментальной работе "Корейское конфуцианство"3 анализируется история, теория, идеология, гуманистический характер, его взаимосвязь с корейской философской традицией. Отдельные аспекты этих проблем освещаются в трудах Ким Тхэ Гиля, Ким Сын Хе4. Наиболее плодотворным исследователем проблем конфуцианской культуры в настоящее время является Кым Чжан Тхе5. В своих работах он подчеркивает мысль о всеобъемлющем влиянии конфуцианства на идеологию и культурные традиции Кореи.
Интерес к исследованию корейского христианства появляется только в 60 -е гг. XX в6. Для нас наибольший интерес представляют работы Ли Чжун Юна, Ким Сын Хе7 и др. Историю становления протестантизма в Корее изучали Пэк Нак Чжун, Ким Гван Су8 и др.
Для нашей работы интерес представляют и исследования, в которых религиозные и мировоззренческие идеи корейцев изучаются как комплекс и синтез различных учений. Много внимания уделяется анализу корейской религиозной культуры в работах Чхве Чжу Сика, Чха Ён Чжуна9.
Корейский менталитет, его особенности и структура рассматриваются в работах Ким Чжэ Ына, Юн Тхэ Рима, Ли Ын Хоиа, Хон Ли Сипа и в коллектив-
1 Ким Чжин Кволь Хангук бульгё мунхва са (История корейской буддийской культуры) Се
ул, 1998; Ли ён My. Хангугый бульгё сасан (Корейская буддийская философия). Сеул, 1999,
Hong Jung-shik Buddhist Culture in Korea Seoul, 1982.
2 Чха Чжу Хван Хангугый доге сасан ёнгу (Исследование по корейскому даосизму) Сеул,
1997; Ли Чжон Ын Доге мунхваый чхотчом (Фокус корейской даосской культуры) Сеул,
2000; Хангук доге сасаный гае (Понимание корейской даоской философии) Сеул, 1991, и др
3 Хангугый юге (Корейское конфуцианство) Сеул, 1999
4 Ким Тхэ Гиль Юге чжонтонгва хёндэ Хангук (Конфуцианская традиция и современная
Корея) Сеул, 2001, Ким Сын Хе. Югёый пурирыль чачжоса (В поисках истоков конфуциан
ства) Сеул, 2001.
5 Кым Чжан Тхе Хёндэ Хагугый юге (Конфуцианская кульгура современной Кореи) Сеул,
1999; Кым Чжан Тхе Югёый сасангва мунхва (Конфуцианская идеология и культура) Сеул,
1995; и др
6 Korea and Christianity Seoul; Berkeley; Toronto, 1969.
7 Lee Jung-young Christian Indigenization in Korea Seoul, 1986; Ким Сын Хе Донасиа чжонгё
чжонтонгва гидогёый маннам (Встреча религиозной традиции Восючной Азии с христиан
ством) Сеул, 2000
8 Пэк Нак Чжун Хангук гидоккё гехвеый ёкса (История протестантской церкви в Корее) Се
ул, 1993, Ким Гван Су Хангук гидоккё хёнсоный ёкса (История становления корейского про
тестантизма) Сеул, 1976
4 Чхве Чжу Сик Хангукый чжонгё мунхваро ильнында (Постижение корейских религий через культуру) Сеул, 1999, Чха Ён Чжун Чжонгё мунхваый ихч (Понимание религиозной культуры). Сеул, 1994.
ных монографиях "Корейская идеология и миропонимание"1 и др. Эти авторы исходят из того, что менталитет корейцев складывался на протяжении многих веков под влиянием географических и климатических условий, особенностей исторического развития, политических и религиозных доктрин как местного, так и внешнего происхождения.
Традиционные общественные институты и социальные ценности в Корее исследовали Ли Тхэ Чжин, Чхве Ён Хои2 др.
Важные перемены, происходившие под влиянием постоянно расширяющихся контактов с Западом в экономической жизни корейского общества в рассматриваемый период, изучаются Ким Дон Чолем, Ю Вон Доном3 и др.
Возникновение и организационное оформление корейского национализма во второй половине XIX - нач. XX вв., движение за реформы общества исследуются в работах Чон Сик Ли, Чхве Ён Хо4. Реформаторской деятельности Тэ-вонгуна, его взглядам и политике противостояния западным влияниям посвящены исследования Чо Квана, Че Пён Ока5 и др.
Политика западных держав в Корее и вокруг нее достаточно хорошо разработана в историографии6. Корейско-китайские отношения изучались целым рядом корейских историков. Для нас наибольший интерес представляют работы Чун Хэ Чжона, Ли Чэ Чжина7.
Политика Японии в отношении Кореи рассматривается в работах Ким Ген Чхуна, Ким Ун Ге8 и др. Вопросы отношений Кореи с западными державами и
' Ким Чже Ын Хангугый ыйсикгва хендон янсик (Сознание и манера поведения корейцев) Сеул, 1998, Kim Jae-un The Koreans their Mind and Behavior. Seoul, 1991; Юн Тхэ Рим. Ый-сикку чосаныро бонхангугин (Сгруктура мышления корейцев). Сеул, 1971, Lee Eim-hong. The Origin and Formation of Korean Thought II Introduction to Korean Studies Seoul, 1998, Hong Yi-sip Korea's Self Identity Seoul, 1973; Хангугый сасангва иннём (Корейская идеология и миропонимание) Сеул, 1998.
2 Yi T'ae-jin Social Changes in Late Koryo to Early Choson II Korea Journal 1983 № 5; Ch'oe
Yong-ho The Civil Kxammations and Social Structure in the Early Yi Dynasty Korea, 1392-1600
Seoul, 1987.
3 Kim Dong-Choi The Wholesale Activities and the Trends of Centralizing the Rights of Merchants
Residing in the Capital City II Pudae Sahak 1989 № 13, Yu Won-dong Development of Com
merce and Industry in the Later Choson Period and the Changes in Government Policies II Hososa-
hak. 1992. № 19-29.
3 Kim Tae-gil The Markets in Kyonggi Province in Later Choson Period Seoul, 1992.
4 Chong Sik-lcc The Politics of Korean Nationalism Berkeley, 1963, Ch'oe Yong-ho The Civil
Examinations and Social Structure in the Early Yi Dynasty Korea, 1392-1600 Seoul, 1987.
5 Cho Kwang On the Characteristic and Limitation of the Reforms of Taewongun II Major Issues in
History of Korean Culture M , 1997, Choe Pyong-ok. On the Step-down of Tae Won Gun Seoul,
1992.
6 Kim E, Kim Hankyo Korea and Politics of Imperialism, 1876-1910 Berkeley, 1967, Chong
Chin-sok The Korean Problem in Anglo-Japanese Relations 1904-1910 ernest Thomas Betcll and
his Newspapers Seoul, 1987, Чхве Мун Хен Хангугыль туллоссан чегугчуый ельганый какчхук
(Столкновение империалистических держав вокруг Кореи) Сеул, 2001
Chun Hac-jong Sino-Korcan Tributary Relations in the Ch'ing Period II The Chinese World Order- traditional China's Foreign Relations Cambridge, 1968; Lee Chae-jin China and Korea di-namic Relations Stanford, 1996
Ким Ген Чхун Хан-иль ычжонсо чжоин кёнуыйва ильбоный Хангук чхимняк (Оформление корейско-японского соглашения и японская агрессия в Корее) Сеул, 1984, Ким Ун Ге. Иль-бон чжегук Хангук тончи (Владычество японского империализма в Корее) Сеул, 1986
Японией исследуются в общих трудах по истории Кореи в XIX - нач. XX вв '.
Большой интерес корейских историков вызывают проблемы русско-корейских отношений в период Позднего Чосон. Многие авторы приписывают России попытку установить протекторат над Кореей2. Так, авторы многотомного издания "История Кореи" Ли Сан Бэк и Ли Сон Гын, Лим Ге Сун и др. в основном повторяют тезис о российской угрозе Корее3.
В последнее время появились работы южнокорейских исследователей, которые более адекватно оценивают русско-корейские отношения. Весьма полезными в нашей работе явились монографии Пак Чон Хё "Россия и Корея. 1895-1898 гг." и "Русско-японская война 1904-1905 гг. и Корея"4, основанные на материалах российских архивов. Автор, изучив политику различных государств в регионе, отвергает тезис об агрессивных планах России в отношении Кореи в конце XIX в. На материалах архивов Российской Федерации построена и работа Чой Док Кю "Россия в Корее: 3893-1905 гг"5. Есть и другие работы, в которых оспаривается традиционный для южнокорейской историографии тезис о том, что Россия всегда имела корыстный интерес к Корее. Это, прежде всего исследования Син Сын Хвана и Пак Джон Су6.
Целью данной диссертационной работы является реконструкция и концептуальное осмысление содержания и результатов социально-экономических, духовных и общественно-политических процессов, происходивших на Корейском полуострове в XIX - первом десятилетии XX вв. под влиянием контактов с Китаем, Японией и Западом. Исходя из цели диссертационного исследования, были поставлены следующие задачи:
рассмотреть традиционные религиозные системы Кореи, ставшие основой духовной культуры народа в их развитии и взаимовлиянии;
выявить мировоззренческие основы и особенности психологического склада корейского народа;
реконструировать существовавшую у корейцев картину внешнего мира, его географический ареал и восприятие, определить характер отношений Кореи с соседними странами;
охарактеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию
1 Ли Ги Бэк. История Кореи- новая трактовка. Пер. с кор. М, 2000; Хан У Гын. Хангук са (История Кореи) Сеул, 1987, Han Woo-keun. The History of Korea. Seoul, 1994.
Ли Чхан Хун Росиаый Гыкдон чхимняк гва Чосон (Агрессивная политика России на Дальнем Востоке и Корея) // Ёкса пипхСн Сеул, 1988; Сон Чжон Хван Росиаый Чосон чхимняк са (История русской агрессии в Корее) Сеул, 1990 и др
Хангук са (История Кореи). Сеул, 1971. Т 4-5; Лим Ге Сун Хан-но мирякгва хуый хан-но гванге (1884-1894) (Корейско-российское секретное соглашение и развитие корейско-российских отношений в 1884-1894 гт)//Ханно кванге 100 пенса (Столетняя история корейско-российских отношений) Сеул, 1984.
4 Пак Чон Хе Россия и Корея в 1895-1898 гг М , 1993, Пак Чон Хе Русско-японская война
1904-1905 гг. и Корея. М., 1997
5 Чой Док Кю Россия в Корее 1893-1905 гг (Политика министерства финансов и морского
министерства) СПб, 1996.
6 Син Сын Хва Комундо сакконгва ён-но гванге (События на о Комундо и англо-российские
отношения) Сеул, 1987; Пак Чжон Су Росива Хангук. Ироборин бегнёный гиогылъ чачжасо
(Россия и Корея Восстановленная память о потерянном столетии) Сеул, 2001.
в Корее накануне первого значимого контакта с западной цивилизацией в начале XIX в.;
исследовать процесс проникновения христианства и западных знаний в Корею, выяснить степень влияния новых идей на мировоззрение корейцев;
обозначить основные геополитические интересы западных государств и Японии на Корейском полуострове во второй половине XIX в., проанализировать действия западных держав по "открытию" Кореи и, как следствие, реакцию корейцев на разрушение традиционного уклада жизни и внешнеполитических стереотипов;
рассмотреть основные этапы движения за реформирование различных сторон жизни корейского общества;
определить место Кореи в обострении российско-японских отношений, приведших к войне между двумя странами;
- проследить процесс подчинения Кореи Японией, исследовать цели и
методы установления японского протектората в Корее и рассмотреть формы, ко
торые принимало движение за реальную независимость.
Методологической основой диссертации является принцип историзма. Для решения поставленных задач использовались основные методы исторического познания: (историко-генетический, историко-системный, историко-типологический).
Данное исследование проводилось с использованием теорий модернизации и геополитики. Один из создателей школы антропогеографии Фридрих Рат-цель (1844-1904 гг.), рассматривал государство как живой организм, который рождается, растет, умирает, подобно живому существу; он же выделил законы его пространственного роста'. Основатель геополитики Хэлфорд Дж. Макиндер (1861-1947 гг.) делил всю геополитическую историю мира на три этапа: доко-лумбовую, колумбову и постколумбову эпохи. В последнюю эпоху, утверждает Макиндер, незавоеванных земель больше не существует и динамические пульсации цивилизаций обречены на столкновение2. Исходя из этих идей, мы рассматриваем события, связанные с духовным, идеологическим, экономическим, политическим и культурным проникновением Запада в Корею не как происки "империалистических кругов" государств Европы и США, а как контакт цивилизаций, произошедший в той форме, в какой он только и мог произойти в то время.
При написании диссертации использовался утвердившийся в отечественной науке цивилизационный подход к истории. Существует много определений понятия "цивилизация"3. В нашей работе под цивилизацией мы понимаем некое социокультурное сверхединство в пространстве и времени, охватывающее крупномасштабные общественные образования. Основным содержанием любой цивилизации является специфичность сочетания и взаимодействия экономиче-
1 Ратцель Ф Человечество как жизненное явление на Земле М , 1901
2 Макиндер X Географическая ось истории М , 1995
3 Черняк Е Б. Цивилография Наука о цивилизациях М , 1996, Сравнительное изучение ци
вилизаций М , 2001, Семенникова Л И Цивилизация в истории человечества Брянск, 1998,
Моисеева Л А История цивилизаций. Ростов-н/Д., 2000.
ских, социальных, правовых структур, традиций, культуры. Исходя их этого, мы выделяем в данной работе восточноазиатскую цивилизацию, основанную на конфуцианской этике, в которую входят Корея, Китай и Япония. В восточно-азиатской цивилизации приоритет отдается социально-политическим, а не мистическим, религиозным ценностям, личность растворена в коллективе, преобладают коллективистские формы собственности и социальной организации при экономическом и политическом господстве государства. В XIX в. эта цивилизация вступила в контакт с западной, основанной на частной собственности, рыночной экономике, парламентской демократии, самоценности индивида и индивидуальной свободе.
В рамках этих матричных цивилизаций отдельные этнокультурные общности имеют свои отличия, что предопределило разные исторические пути развития Китая, Кореи и Японии.
Россию, исходя из выделенных критериев, можно считать особой цивилизацией. Однако контакты ее с Кореей имели спорадический характер, и она не оказала на эту страну и Восточную Азию в целом такого влияния, как западная цивилизация. В нашем исследовании российско-корейские связи рассматриваются в контексте событий, связанных с "открытием" Кореи западными державами и Японией.
Констатируя тот факт, что Корея оказалась между Востоком и Западом в геополитической ситуации XIX- начала XX вв., мы под Востоком понимаем Японию и Китай (хотя Китай и находится к западу от Кореи).
Источниковую базу исследования составили разнообразные по видам и степени информативности источники. Условно их можно разделить на несколько групп.
В первую группу вошли неопубликованные и малоизученные документы Архива внешней политики Российской Империи, касающиеся положения дел на Корейском полуострове, и политики России, западных держав, Японии и Китая в регионе. В работе использованы депеши российских дипломатических и консульских представителей в Корее, Японии и Китае, "всеподданнейшие доклады" и записки министров иностранных дел, инструкции министерства иностранных дел русским дипломатическим агентам, отправлявшимся в Сеул, Токио, Пекин. Впервые автором вводятся в научный оборот архивные документы, связанные с реакцией корейцев на аннексию Кореи Японией.
Основную часть второй группы составляют международные договоры и соглашения, которые Корея вынуждена, была заключать с иностранными государствами1.
Большую ценность представляют свидетельства очевидцев и мемуарная литература западных, японских и российских авторов, составившие третью группу источников. Источники личного происхождения воссоздают атмосферу
Международные отношения в эпоху империализма документы из архивов царского и Временного правительств 1878-1917 М , Л , 1933-1940, Korea Treaties and Agreements Washington, 1921; Treaties and Conventions between the Empire of Japan and other Powers Tokyo, 1899, Гу Хангук веге мунсо (Сборник дипломатических документов старой Кореи) Сеул, 1969 Т 17-18, и др
Кореи того времени, содержат сведения, касающиеся личностных сторон жизни политических и общественных деятелей, их мировоззрения т п.
Так, значительно расширяют наши знания о быте, обычаях корейцев второй половины XIX в., их жизненных ценностях работы И.А. Гончарова, Н.М. Пржевальского, князя Дадешкалиани, А.Г. Лубенцова1. Обширный массив сведений о Корее конца XIX - нач. XX вв. содержится в путевых заметках и дневниках русских офицеров, побывавших в этой стране в составе научных и разведывательных экспедиций, а также в качестве частных лиц. В отчетах о поездках Ф.М. Вебеля, В.А. Альфтана, В.П. Карнеева и Михайлова2 содержится много сведений по географии, истории и этнографии страны. Накануне и после русско-японской войны авторами публикаций о Корее нередко являлись русские офицеры3. В воспоминаниях К.И. Вебера "Записка о Корее до 1898-го года и после" есть много ценных наблюдений очевидца и непосредственного участника событий4.
Важные сведения о культуре Кореи, ее административном и государственном устройстве, религиозной ситуации, образовательной системе, финансах, быте и нравах корейцев содержится в работах Д. Дервиля, Эйре, К. Андо, Э. Оперта, Х.Н. Алена, И. Бишоп, Дж. Гэйла5, миссионеров X. Халберта, Дж. Росса, Х.Г. Андервуда6. Весьма полезны для понимания внутриполитической ситуации в Корее и международной политики вокруг нее "Недипломатичные мемуары" американца У. Сэндса, бывшего советником короля Кочжона с
1900 по 1904 г. Характер российско-японских противоречий накануне и в ходе
войны между двумя странами помогают понять дневниковые записи и воспо
минания английского генерала Я. Гамильтона7.
1 Гончаров И А Фрегаї "Паллада" СПб., 1858 Т. 1, 2, Пржевальский II М Путешесівие в
Уссурийском крае СПб, 1869; По Корее Путешествия 1885-1896 гг М, 1958, Лубенцов
А Г Хамкенская и Пхиенанская провинции Кореи. Хабаровск, 1897.
2 Вебель Ф Поеідка в Корею Генерального штаба подполковника Вебеля летом 1889 г //
Сборник геоірафических, топографических и статистических материалов по Азии. СПб,
1890 Вып XLI; Альфтан Поездка в Корею Генерального штаба полковника Альфтана в де
кабре 1895 и январе 1896 г // Сборник географических, топографических и статистических
материалов по Азии СПб., 1896 Вып LXIX; Карнеев, Михайлов Поездка Генерального
штаба полковника Карнеева и поручика Михайлова по Южной Корее в 1895-1896 п //
Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии СПб,
1901 Вып LXXXV
3 Краснович М Год войны 14 месяцев на войне Очерки русско-японской войны с февраля
1904г по апрель 1905 г СПб, 1911 Г 1,БайовА Военно-географический и статистический
очерк Северной Кореи СПб, 1903, Корф Н А , Звегинцев А И Военный обзор Северной Ко
реи СПб , 1904; Суворов [М Н ] Сухопутные и морские линии Японии и Кореи с указанием
важнейших стратегических данных СПб, 1904.
4 Вебер К И Записка о Корее до 1898-го года и после // Российское корееведение М , 2001.
Вып 2.
Дервиль Д Всеобщее путешествие вокруг света М , 1836, Эйре Живописное путешествие по Азии СПб , 1839, Андо К Очерки Кореи // Морской сборник СПб ,1882 № 3, Oppert Е. A Forbidden band; Voyages to the Korea L, 1880; Allen H N. Things Korean NY, 1908; Bishop І В Korea and her Neighbours L, 1898, Gale G Korea Sketches NY, 1898 6Hulbert H The Passing of Korea NY, 1906, Ross J History of Korea Ancient and Modern, Manners and Customs, Language and Geography L , 1891, Underwood HG The Call of Korea L , 1908, Underwood L H Fifteen Years Among Top-knots [n p ], 1904
7 Sands W Undiplomatic Memoirs the Far East, 1896-1904 Seuol, 1975; Гамильтон Я Записная книжка штабного офицера во время русско-японской войны 1904-1905 гг М , 1940 Т 1-2
В четвертую группу источников вошли памятники китайской и корейской философской и исторической мысли "Лунь Юй" и "Дао Дэ Цзин"1, которые привлекались нами для уяснения религиозных основ корейского мировоззрения, а также классические исторические труды, позволяющие понять, как корейцы воспринимали собственную историю: "Самгук саги", "Самгук юса", "Коре са", "Личжо силлок"2.
Пятую группу составила периодическая печать Кореи того времени, отражавшая реакцию интеллектуальной и политической элиты страны на события, связанные с внутренними и внешними событиями и процессами; из корейских периодических изданий использовались в качестве источников "Тэдон синмун", "Тэхан синмун", "Тэхан чагнхве вольбо", "Хвансон синмун", "Чекук синмун", "Мэиль синбо", "Тэхан мэиль синбо".
Научная новизна диссертационного исследования
- впервые комплексно рассмотрены события, происходившие в Корее и вокруг нее в указанный хронологический период, в контексте контакта западной и восточноазиатской цивилизаций и внутрицивилизационного конфликта между Кореей, с одной стороны, и Японией и Китаем, с другой;
на основе изучения корейского религиозно-философского комплекса и исторического сознания выявлены основные черты мировоззрения корейцев и воссоздана существовавшая у них картина внешнего мира;
с опорой на новейшие исследования западных и корейских ученых, оригинальные источники впервые в отечественной историографии комплексно рассмотрены процессы христианизации Кореи, а также деятельность католических и протестантских миссий и отдельных миссионеров;
проведен критический анализ воззрений основных политиков и идеологов Кореи, выявлены и сопоставлены их позиции по проблемам отношений с Китаем, Японией и Западом, государственного суверенитета, государственных институтов, власти, отношения к западным ценностям и т.д., что позволило создать целостную картину политической и интеллектуальной жизни Кореи в рассматриваемый период;
в процессе изучения темы выявлен и введен в оборот новый фактический материал (в основном перевод оригинальных текстов англо-американских и корейских авторов), благодаря которому стало возможным исследование малоизученных проблем в отечественной историографии: религиозно-философская ситуация, социально-психологическая обстановка в Корее после установления японского протектората, личные отношения между общественными деятелями, идеология и политика реформаторов;
- проанализировано отношение различных идейных течений к важной
для корейского общества проблеме выбора пути развития в условиях ликвида
ции изоляции от внешнего мира;
' Лунь юй // Конфуций Уроки мудрости М , 2004; Дао Дэ Ціин М , 1999 2 Ким Бусик Самгук саги Летопись Когуре Летопись Пэкче Хронолої ические таблицы М , 1995, Ким Бусик Самгук саги Разные описания Биографии М , 2002, Ким Бусик Самгук саги Летопись Силла М , 2001, Samguk Yusa (Legends and History of the Three Kingdoms of Ancient Korea) Seoul, 1972, Коре са (История Kopd) Пхеньян, 1993, Личжо силлок (Истинные записи династии Ли). Пхеньян, 1975-1991
с критической позиции рассмотрен контакт Кореи с западной цивилизацией, происходивший на межгосударственном уровне и выражавшийся в экспансии капиталистических держав, что привело через систему навязанных Корее договоров к включению страны в систему глобальных связей на правах неравноправного партнера;
в истории русско-японской войны 1904-1905 выделен корейский вопрос и с опорой на источники проанализированы действия Японии, России, западных держав в ходе войны и после нее;
дана обстоятельная характеристика действиям японских властей по установлению протектората в Корее (1905-1910 гг.). Сделан вывод о том, что этот период стал временем формирования корейского национального самосознания, чему способствовали многочисленные культурно-просветительские общества. Проанализированы основные направления и взгляды культурно-просветительских обществ;
с привлечением архивных материалов (АВПРИ) показана первоначальная реакция корейского народа на аннексию Кореи Японией и действия корейцев в связи с утратой Кореей государственности;
сделан вывод о том, что все националистические концепции в Корее, так или иначе, были связаны с движением за реформы, а все реформистские доктрины включали в себя положения национализма в той или иной степени; диалектика отношений между двумя этими течениями общественной мысли во многом определила общественно-политическое развитие Кореи не только в рассматриваемый период, но и в настоящее время.
На защиту выносятся следующие положения
-
Культура и связанный с ней жизненный уклад корейцев основываются на мировоззрении, в котором причудливо переплелись и взаимно дополняли друг друга шаманизм, конфуцианство, буддизм и даосизм.
-
Менталитет корейцев представляет собой сложный феномен, формировавшийся на протяжении веков; он оказался способным вобрать и адаптировать многие изначально несвойственные ему элементы.
-
Внешний мир для Кореи выступал как источник опасности, поскольку она соседствовала с государствами более сильными в военном отношении и которые требовали символического или реального подчинения.
-
К середине XIX в., перед началом активных контактов с западной цивилизацией, Корея была отсталой страной, даже по меркам Дальнего Востока, со средневековой социальной структурой, с архаическими сельским хозяйством, промышленностью и торговлей, с нестабильной политической системой, слабой армией.
-
Консерватизм мышления политической элиты, мыслящей в рамках неоконфуцианских догм, стал главной причиной того, что Корея оказалась неготовой к гибкой реакции на вызовы истории, связанные с контактами с Западом.
-
Особую роль в распространении в Корее западной культуры, западных ценностей сыграли многочисленные миссионеры, которые не только способствовали распространению христианства, но и во многом заложили основы со-
временной науки и образования. Хрисіианство, взаимодействуя с традиционными верованиями, стало реальной составляющей корейского образа жизни.
-
Контакт Кореи с западной цивилизацией происходил и на межгосударственном уровне, он выражался в экспансии капиталистических держав с целью укрепления своих экономических и политических позиций на Корейском полуострове. Это привело к включению страны через систему навязанных Корее договоров в систему глобальных связей на правах неравноправного партнера.
-
Осознание корейской правящей элитой и интеллигенцией отсталости своей страны привело к поискам путей реформирования основ жизни общества. Однако осуществлению реформ мешала борьба за власть между различными политическим фракциями, а также соперничество за влияние на Корею Китая и Японии.
-
Поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. нанесло тяжелый удар по корейскому суверенитету, так как Япония, пользуясь поддержкой Англии и США, на правах победителя добилась прекращения политических и экономических российско-корейских связей, служивших противовесом японской агрессии на полуострове.
10. Период японского протектората в Корее (1905-1910 гг.) стал временем
активного формирования корейского национального самосознания. Однако же
сткая политика, проводившаяся японскими оккупационными властями, раскол
общества по вопросу о будущем страны, консерватизм мышления правителей,
попустительство Запада привели, в конце концов, к аннексии Кореи Японией и
утрате корейской государственности.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что изложенные в ней фактологические материалы, обобщения и выводы могут быть применены в научной работе специалистов-востоковедов, ученых, занимающихся проблемами истории, политики, идеологии и культуры. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при чтении профилирующих и специальных курсов по истории стран Азии и Африки в новое время, политической культуре стран Восточной Азии, по истории мировых цивилизаций, в исследовательской работе студентов.
Апробация результатов исследования
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры восточного регионоведения Института экономики, права и гуманитарных специальностей. Основные положения и результаты исследования отражены в научных статьях общим объемом 2.8 п.л. и на региональных научных конференциях "Страны Востока: общество, экономика, государство", проводившихся на базе факультета востоковедения в 2003, 2004 и 2005 гг. Материалы диссертационного исследования используются автором при проведении лекционных занятий на факультете востоковедения Института экономики, права и гуманитарных специальностей (г. Краснодар).
Структура работы построена по проблемно-хронологическому принципу. В соответствии с целью и задачами диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.