Содержание к диссертации
Введение
1. Источники и литература по теме диссертации 5
1.1. Источники 5
1.2. Литература 9
2. История и образование субэтноса хакка 14
2.1. Миграции хакка 15
2.2. Этноним «хакка» 20
2.3. Диалект хакка (кэцзяхуа) 21
2.4. Социально-экономические и культурные особенности субэтноса хакка 25
2.4.1. Социально-экономические особенности субэтноса хакка
2.4.2. Культура хакка 30
2.4.2.1. Устное народное творчество 30
2.4.2.2. Архитектура 32
3. Хакка в Южном Китае (XVIII-XIX вв.): формирование самосознания 40
3.1. Война хакка и пунти (1855-1868 гг.) 46
3.2. Христианизация хакка и восстание тайпинов 58
3.2.1. Распространение христианства среди хакка 58
3.2.2. Хакка и восстание тайпинов (1851-1864) 63
3.3. Зарождение литературного мифа о хакка 66
4. Миграция хакка в страны Южных морей: распад внутреннего единства 68
4.1. Золотодобывающие товарищества хакка на о. Калимантан (Борнео) (XVIII-XIX вв.)
4.2. Объединения и конфликты хакка в западных малайских княжествах (XIX век)
Заключение 134
Библиография 137
Список иллюстраций 146
Приложения і
- Миграции хакка
- Война хакка и пунти (1855-1868 гг.)
- Золотодобывающие товарищества хакка на о. Калимантан (Борнео) (XVIII-XIX вв.)
Введение к работе
Данная диссертация посвящена истории одного из наиболее своеобразных этнографических феноменов в Китае - хакка, субэтноса этнических китайцев (ханъцзу) Эта группа, формирование которой в меньшей степени обусловлено общностью происхождения и в большей - условиями жизни, играет важную роль в политической, деловой и общественной жизни как Китая, так и китайской диаспоры во многих странах мира
Объектом исследования является субэтнос хакка, его история, культурные и психологические особенности, а также динамика его развития
Актуальность темы обусловлена как логикой развития современной синологии, где в последние десятилетия прослеживается устойчивая тенденция к изучению исторических и культурных процессов на региональном и локальном уровнях, так и общим усилением внимания современных общественных наук к этническим проблемам Хакка, чей удельный вес в политике, экономике и культуре Китая и Юго-Восточной Азии на порядок превосходит их долю в населении этих регионов, на данный момент переживают этап интеграции под влиянием происходящего в последние годы интенсивного и масштабного распространения среди хакка их культуры и ценностей Влияние ассоциаций хакка в диаспоре постоянно растет Однако до настоящего времени история и культура этого субэтноса, заслуживающие всестороннего анализа, не получили в отечественном китаеведении должного освещения, в результате чего наши представления о многих процессах, протекающих в общественной жизни КНР, Тайваня и китайской диаспоры, являются неполными
Задачи исследования Основной задачей данной диссертации является реконструкция и анализ исторических событий, в которых хакка приняли заметное участие, и изучение их роли в этих событиях
История хакка является неотъемлемой частью истории Китая Так, анализ миграций хакка позволяет дополнить знания о демографических процессах в Китае, вызванных такими событиями, как вторжение в Китай кочевников в IV в, мятеж Хуан Чао (874-884), наступление монгольских войск и падение династии Сун в конце XIII в Рассмотрение роли субэтнического фактора в созданном хакка «Небесном государстве» тайпинов может помочь при анализе причин и хода причин тайпинского восстания (1851-1864) Исследование войны между хакка и пунти в Гуандуне (1855-1868) позволяет дополнить историю Южного Китая чрезвычайно важным, но малоизученным историческим эпизодом Не менее важное место их история занимает в истории государств, куда часть хакка переселилась в XVIII-XIX веках, покинув пределы Китая В XVIII-XIX веках хакка, добывавшие золото на о Борнео
(Калимантан), стали одной из ведущих экономических сил и практически автономным политическим объединением на территории этой голландской колонии В княжествах полуострова Малакка экономическая деятельность хакка (добыча олова) стала основой благосостояния всех участников политического процесса, и соперничество как между самими хакка, так и между внешними силами вокруг результатов этой деятельности во многом определяли историю этого региона на протяжении всего XIX века Достаточно сказать, что деятельность хакка во многом облегчила британскую экспансию на п-ове Малакка конфликт между группировками хакка в Ларуте в 1861 году и Селангорская война (1867-1873), в которой хакка принимали активное участие, привели к установлению в княжествах Перак и Селангор системы, вынуждавшей султанов прислушиваться к рекомендациям британского резидента по всем вопросам, кроме касавшихся веры На основе резидентской системы в 1896 году были сформированы Малайские федеративные штаты под британским протекторатом
Другой задачей исследования является установление степени внутренней устойчивости субэтноса хакка и анализ динамики развития этого субэтноса как в условиях китайской социально-политической модели, так и при отсутствии традиционных механизмов контроля за пределами Китая
Степень изученности проблемы. Систематическое изучение хакка было начато в середине XIX века и особенно интенсифицировалось после публикации в 1933 году работы китайского историка Ло Сянлиня «Введение в изучение хакка» Благодаря работам полевых исследователей 60-90-х гг XX века были подробно изучены социальные отношения в деревнях хакка, их обычаи и отношения с другими субэтническими группами Комплексные исследования, результаты которых, в частности, представлены в статьях и книгах М Коэна, Чэнь Юньдуна, Ленг Сау Тенга, в достаточной мере полно освещают общие тенденции в развитии субэтноса хакка, хотя единая позиция по проблемам выделения стадий миграции хакка, датировки формирования этой субэтнической группы, происхождения диалекта хакка в современной науке так и не сложилась В опубликованных работах история и культура хакка исследуются либо в контексте истории Китая, либо в отдельно взятой стране за его пределами, а ни одной серьезной попытки рассмотреть миграционный процесс в комплексе пока предпринято не было В целом следует констатировать, что в изучении субэтноса хакка существуют пробелы, заслуживающие заполнения
Научная новизна В мировой синологии до сих пор никто не рассматривал историю субэтноса хакка с точки зрения его внутренней целостности, прочности, устойчивости к потрясениям, тогда как исторические материалы, позволяющие провести такое исследование,
существуют В отечественной синологии это первая работа, посвященная хакка Она позволяет заполнить определенный пробел в изучении Южного Китая, история которого, в особенности в XIX веке, не может быть написана без внимания к этому вопросу, поскольку хакка тогда были инициаторами или принимали участие в самых мощных социальных и политических столкновениях в этом регионе Диссертация также содержит сведения о малоизвестных фактах из истории Малайзии и Индонезии, обычно ускользающие из поля зрения специалистов по этим странам
Практическая значимость данного исследования обусловлена влиянием, которое хакка оказывают на общественную жизнь КНР, Тайваня и стран Юго-Восточной Азии Данная работа представляет собой исследование, результаты которого могут дополнить общие научные знания о динамике развития этноса и теории конфликта Это исследование также включает анализ значительных объемов фактического материала, который будет полезен при изучении процессов в китайской диаспоре во всем мире, что является одной из наиболее актуальных задач современного китаеведения.
Апробация работы. Данная- работа была, обсуждена^ и рекомендована к защите на заседании кафедры истории Китая ИСАА при МГУ 31 мая 2005 г Отдельные положения работы были отражены в 3 публикациях Основные выводы проведенного исследования были апробированы на конференции «История Китая» (2004)
Структура работы Данная работа содержит введение, четыре главы, заключение и семь приложений Во введении сформулированы главные цели и основные положения данного исследования В первой главе, «Источники и литература по теме диссертации», представлены основные сведения о литературе и источниках по проблеме хакка на разных языках Вторая глава, «История и Формирование субэтноса хакка». посвящена обзору существующих концепций, связанных с периодизацией миграции хакка и датировки времени формирования этого субэтноса, а также описанию основных этнокультурных характеристик хакка, включая такие, как язык, название, культура, специфика социальной и хозяйственной жизни Третья глава, «Хакка в Южном Китае (XVH-XIX вв ) формирование самосознания», посвящена периоду формирования субэтнического единства хакка Она состоит из трех разделов, посвященных войне хакка и пунти (1855-1868 гг), христианизации хакка и восстанию тайпинов (1851-1864 гг), а также зарождению «образа хакка» в китайской культуре В четвертой главе, «Миграция хакка в страны Южных морей распад внутреннего единства», рассматриваются общины хакка на о Борнео (совр Калимантан) и в западных малайских княжествах в XVIII-XIX веках, где они развивались в условиях отсутствия привычных механизмов, ранее регулировавших отношения внутри общины В заключении
подводятся итоги исследования В приложениях содержатся переводы летописей, фольклорных произведений и отрывков из источников, посвященных сюжетам, о которых рассказывается в работе.
Миграции хакка
Одна из наиболее ярких особенностей субэтноса хакка заключается в том, что он сложился в результате череды миграций северных китайцев на юг Как пишет Уильям Скиннер, «среди групп ханьских китайцев лишь у хакка не было ирригационного бассейна, который они могли бы назвать своим» [Skmner 1985 с 37] Иными словами, у хакка, в отличие от других субэтнических групп, никогда не было «узкой» родины, с которой они могли бы себя отождествлять На новых землях эта группа появлялась позже других, когда земля была уже поделена, и, не находя себе постоянного места обитания, двигалась дальше в поисках свободной земли
На протяжении всей истории изучения хакка было сделано множество попыток выявить закономерность в миграциях этого народа и установить их причины Так появилась теория миграционных волн, которую впервые сформулировал Ло Сянлинь в своей работе «Введение в изучение хакка» [Ло 1933] Обобщив данные клановых хроник хакка, он выделил пять волн миграции, которые привели к формированию этого субэтноса.
Первая была связана с падением Западной Цзинь под натиском кочевников и началась в 317 году, когда хакка переселились из бассейна Хуанхэ на юг, самой южной областью их расселения стала центральная Цзянси Следующим миграционным толчком стал мятеж Хуан Чао (874-884) - после смуты, вызванной мятежом, хакка бежали дальше на юг, в Южную Цзянси и Западную Фуцзянь Оплотом хакка стала область Тинчжоу (7Т)\\) в Фуцзяни, где до сих пор сохранились многочисленные памятники, являющиеся образцами классической архитектурной традиции хакка Третья волна началась в 1276 году с бегством сунского двора на юг и наступлением монголов Тогда произошел массовый исход хакка из Фуцзяни в соседний Гуандун, где они расселились в гористых областях, главным образом на территории современного уезда Мэйсянь Четвертая волна, по мнению Ло Сянлиня, началась в 1682 году после отмены запрета на заселение приморских земель3, когда хакка двинулись на пустующие территории, очищенные от предыдущих хозяев К этому периоду относится заселение центральных и западных уездов провинции Гуандун и окрестностей современного Гонконга. Пятая волна наступила после завершения войны хакка и пунти в 1867 году и продолжается до наших дней: в ходе этой волны хакка покидают континентальный Китай и отправляются в эмиграцию [Ло 1933 с 40-70].
Его теория была воспринята другими учеными, среди которых, однако, не все были согласны с тем, как Ло Сянлинь определил время начала и протяженность миграционных волн Если большинство ученых-хакка (Чэнь Юньдун, Клайд Кьянг и другие) принимают периодизацию Ло Сянлиня, другие, прежде всего западные, исследователи, предлагают собственные способы деления миграционного процесса
Так, Лео Мозер выделяет три миграционных волны 1) переселение хакка из Хэнани в Аньхой (317-819), 2) миграция из Аньхоя через горные районы Цзянси во внутренние районы Фуцзяни (880-1126) , 3) переселение из Фуцзяни в северо-восточный Гуандун (1127-1644) [Moser 1969, с 237] Мэри Эрбо пишет о четырех волнах миграции хакка 1) бегство из Хэнани и Шаньдуна в горы на границе Фуцзяни и Цзянси во время нашествия чжурчжэней между династиями Тан и Сун (907-959); 2) миграция в северо-западный Гуандун (район Мэйсяня) во время отступления войск династии Сун перед монгольскими войсками (1127-1279); 3) заселение хакка опустевших прибрежных земель в Гуандуне, обезлюдевшей Сычуани, Тайваня, Гуанси, Хайнаня в начале Цин (1644-1800) 4) бегство хакка после войн хакка и пунти и разгрома восстания тайпинов (1850-1864) в Гонконг и за пределы Китая [Erbaugh 1992, с 947]
Некоторые исследователи, полагающие, что история хакка древнее нашей эры, возводят историю их миграций ко временам Цинь Шихуана Так, в 1873 году британский ученый-миссионер Э Эйтель, изучив клановые хроники хакка, пришел к выводу, что хакка -потомки людей, проживавших с III века до н.э в провинциях Шаньдун, Шаньси и Аньхой, которые по неясным причинам подверглись гонениям со стороны Цинь Шихуана и бежали в Хунань и Цзянси [Eitel 1873 с 160-1] Другие исследователи считают, что первая волна миграции хакка была связана с отправкой Цинь Шихуаном на юг войска под командованием Чжао То Пятисоттысячное войско, состоявшее из солдат центрального и северного Китая, пятью колоннами перевалило через хребет Наньлин и остановилось на территории современной провинции Гуандун и части северного Вьетнама. Тайваньский исследователь-хакка Хуан Линьшу в этой связи пишет «Трое выдающихся полководцев, которые впервые ступили на землю Наньюэ, - Чжао То, Ту Суй и Жэнь Ао, - стояли у истоков рождения хакка, а диалект хакка, может быть, имеет в своей основе диалект Чжао-Вэй» (цит по Чэнь 1998, с 16)
Однако это высказывание вызывает серьезные сомнения, поскольку хакка никак нельзя отнести к первопоселенцам китайского юга (эта группа сформировалась из местного китаизированногошаселения и более ранних китайских мигрантов), ибо хакка, как следует из их этнонима, переселились на уже заселенные китайцами земли К тому же формирование языка и прочих отличительных черт этого субэтноса датируют существенно более поздним временем Таким образом, предыдущую гипотезу разумно было бы отнести к этнически мотивированным высказываниям
Данные клановых хроник хакка действительно подтверждают, что отправной точкой миграций хакка являются земли в бассейне Хуанхэ на территориях современных провинций Шаньси, Шэньси и Хэнань, и что хакка примерно повторили путь, обозначенный Ло Сянлинем Обычно хроника состоит из предания - сведений о легендарном прошлом клана, достоверность которых подтвердить невозможно, и из более поздних описаний биографий членов клана, его ветвления и маршрута переселения отдельных ветвей Данные более поздних разделов клановых хроник зачастую имеют эпиграфические или другие подтверждения. Хроника клана Е (Bf) из Хуэйчжоу гласит:
«Род Е пошел от младшего брата матери чжоуского У-вана Даньцзи (Щ Щ ), носившего фамилию Цзи (Ш) При У-ване Чжоу-гун был тайцзаем (канцлером), Каншу -сыкоу (начальником судебного приказа), а Даньцзи - сыкуном (управителем общественных работ) Чжоу-гун в надел получил [царство] Лу, Каншу - [царство] Вэй, а Цзи получил в кормление [княжество] Шэнь (/fc) Шэнь - это в Жунани [на стыке современных провинций Хэнань и Аньхой]»
Война хакка и пунти (1855-1868 гг.)
Середина XIX века для Китая вообще и для провинции Гуандун в частности была ознаменована масштабными конфликтами и потрясениями. К ним можно отнести войну с западными державами, тайпинское восстание (1856-1861), восстание Нянь («факельщиков», tW-ШХ) (1853-1868), охватившее Аньхой, Шаньдун, Хунань, Хубэй и Шэньси, восстания хуэй в Юньнани и Сычуани (1855-1874), восстания мяо (1850-1872) и, наконец, восстание «красных повязок» (П ф Ш.Х) в самом Гуандуне
В этой обстановке в Гуандуне начинается кровопролитная война за землю между хакка и пунти Предпосылки конфликта, перечисленные в предыдущей главе, уже в 40-е годы вылились в единичные беспорядки в отдельных уездах Гуандуна Так, в 1843 году в районе Гуйшань (к востоку от Гуанчжоу) между хакка и пунти вспыхнул кровопролитный конфликт, вызванный неуплатой хакка пунти арендной платы за рынок Через семь лет стычки возобновились, и хакка, пользуясь поддержкой девяноста окрестных деревень, захватили основную крепость пунти Еще через шесть лет снова произошло вооруженное столкновение, в результате которого вся округа пришла в запустение, но причина конфликта так и не была ликвидирована [Roberts 1968, с 73] Джон Роберте упоминает восстание, устроенное хакка в конце 1853 года в Цзэнчэне и зафиксированное в «Гуанчжоу фучжи» Тогда хакка совершили ряд налетов на деревни пунти Уездное правительство сумело подавить восстание, прибегнув к помощи 28 шэньши, которые мобилизовали ополчение на борьбу с налетчиками Некоторые хакка были казнены [Roberts 1969, с 94]
Эскалации конфликта также немало способствовала низкая боеспособность и нехватка правительственных войск Лишенному военной силы провинциальному правительству приходилось прибегать к услугами местных шэньши - как пунти, так и хакка, - вербовавших «молодцев» (51) - ополченцев В результате после подавления беспорядков под контролем шэньши, преследовавших свои локальные интересы, оказывались боеспособные, вооруженные и хорошо организованные боевые отряды
По мнению Дж Робертса, судя по китайским источникам, можно говорить о трех способах интерпретации земельных конфликтов между хакка и пунти 1 Пунти хотели завладеть спорной землей, поскольку земли было мало, и всем не хватало.
2 Пунти хотели присвоить земли хакка, потому что последние своим трудом сделали их более плодородными Такую версию предлагает «Чиси сяньчжи», авторы которой выступали на стороне хакка [Чиси СЧ, цз. 8 с 7 (об)].
3 Наиболее часто встречающаяся версия, хакка прекратили платить пунти ренту - либо с момента восстания «красных повязок», либо еще раньше, - и пунти решили утвердить свои права силой [Эньпин СЧ, цз. 14 с 13 (об)] [Roberts 1968, с 53]
Беспорядки приобретают массовый характер только в последние годы восстания «красных повязок». В войсках «красных повязок» сражались как хакка, так и пунти. Однако в ходе восстания хакка оказали серьезную помощь уездным гарнизонам и были обласканы правительством Из-за этого некоторые авторы склонны усматривать в восстании «красных повязок» противостояние «мятежников-пунти» и «лоялистов-хакка»
Наиболее объективной кажется следующее описание ситуации Как сообщал в 1868 году сотрудник британской консульской службы У Ф Майерс, который внимательно следил за ходом конфликта между пунти и хакка, «кланы этих народов (хакка и пунти -НС) воевали друг с другом многие годы, однако их взаимная неприязнь достигла пика после 1854 года, когда во время восстания, в котором участвовало множество пунти, большинство кланов хакка оставались верны правительству» [Eitel 1873, с 168]
Действительно, в борьбе с мятежниками отряды хакка проявили себя особенно доблестно Уездные хроники то и дело упоминают о победах хакка над «красными повязками» Так, в Эньпине «в шестом месяце (июнь-июль 1855 года) начальник уезда Го-гун выделил деньги на то, чтобы собрать добровольцев оборонять город и истреблять мятежников Собрались и хакка, и пунти "Молодцы"-хакка первыми разгромили лагерь мятежника Се Ляньцзы (МШ , один из лидеров «красных повязок» -НС) [Эньпин СЧ, цз 14, с 7 (об)] В «Кайпин сяньчжи» при описании штурма мятежниками столицы уезпа (девятнадцатого числа седьмого месяца 12 августа 1855 года) упоминается хакка по имени Цай Юньшэн (НЕЙМ), который принимал активное участие в обороне столицы уезда от армии мятежников, но перед лицом превосходящих сил противника покончил с собой вместе с начальником уезда, чтобы не попасть в руки врага [Кайпин СЧ, цз 21, с 3 (об)] «В восьмом месяце (сентябрь-октябрь 1855 года) "красные бандиты" напали на деревню Юньсян в Хэшани Хакка окружили и перебили их» [Кайпин СЧ, цз 21, с 4]
Золотодобывающие товарищества хакка на о. Калимантан (Борнео) (XVIII-XIX вв.)
Остров Калимантан (Борнео) - самый крупный из островов Малайского архипелага и третий по величине остров в мире общей площадью около 734 т км2 Сейчас две трети острова, включая и западный Калимантан, о котором пойдет речь в работе, принадлежат Индонезии, а северная треть находится во владении Малайзии Небольшую часть территории острова занимает султанат Бруней В описываемый период остров Калимантан носил название Борнео, и именно под этим именем, более соответствующим эпохе, он будет фигурировать в данной работе
Политическая расстановка сил на острове в предшествующие века была следующей На острове обитало множество племен коренного населения - даяков, которые либо существовали независимо, либо находились в подчинении у местных малайских правителей На территории Калимантана существовало несколько малайских княжеств, правители которых исповедовали ислам
Большая часть острова до конца XVIII века находилась под управлением голландской Ост-Индской компании (ОИК), которая поначалу закрепилась в южной части острова, в Банджармасине, наладив торговые отношения с местным султаном, и постепенно начала основывать новые фактории на западном побережье Борнео (в Самбасе и Ландаке) Процесс освоения шел трудно, потому что голландские фактории не раз вырезали до последнего человека, и все же к 1770-1780 гг Компания сумела, то военным, то дипломатическим путем, помогая одному местному правителю в борьбе с другим и получая щедрое вознаграждение, все же получить несколько факторий, и к 1787 году уже держала в своих руках основную часть острова Однако постепенное загнивание административной системы и бесчисленные долги подорвали могущество компании В довершение всего, когда Нидерланды поддержали Соединенные Штаты в борьбе за независимость, Британия в ответ отрезала от мира голландские порты, и товары, которые везли из Батавии, не попадали на рынок, что еще более усугубило и без того плачевное положение ОИК А когда Парижским соглашением 1784 года Малайский архипелаг был открыт для всех судов всех стран, монополия, на которой зиждилось благополучие Компании, рухнула, и Компания почла за лучшее уйти с Борнео В 1790 году владения в западном Борнео были названы «бесполезной и нетерпимой обузой» [Irwin 1955, с 15], и был отдан приказ об эвакуации. В 1798 году ОИК была объявлена банкротом
Англичане воспользовались пренебрежительным отношением голландцев к собственным владениям В бытность свою лейтенант-губернатором Явы Т С Раффлз пытался распространить британское влияние на Борнео - в Понтианак был послан торговый агент, стерто с лица земли пиратское гнездо в Самбасе - но, поскольку эта стратегическая линия не встретила поддержки в высших кругах, Раффлз был вынужден прекратить свою политическую игру
В конце десятых годов XIX века Нидерланды вновь стали хозяевами в Ост-Индии, и правители Самбаса и Понтианака потребовали возвращения голландцев. После заключения новых соглашений с Понтианаком, Мампавахом и Самбасом новая голландская администрация создала в этих пунктах правительство в виде резидентов в Самбасе и Понтианаке и ассистент-резидентов в Мампавахе и Ландаке К середине 1820-х гг практически все малайские вожди признали сюзеренитет Голландии По соглашениям с местными правителями территории, населенные китайцами, тоже перешли под юрисдикцию голландцев Как раз в это время китайская община в Мандоре приняла сторону голландцев, а общины в Монтрадо ввязались в длительную войну с ними и отстояли свою независимость
Вследствие Яванской войны 1825-1839 гг присутствие голландцев в западном Борнео было резко сокращено, были покинуты некоторые резиденции К 1820 году на всем западном побережье остался только резидент в Понтианаке, ассистент-резидент в Самбасе и два таможенных инспектора в Тайяне. В течение последующих двадцати лет голландцы не проявляли никакого внимания к своим владениям, а в 1838 году тем нескольким представителям администрации, которые еще оставались на острове, «было навеки запрещено покидать непосредственные пределы своих резиденций», а снят был этот запрет только в 1847 году [Irwin 1955, с 68-69]
Золото стало предметом экспорта с Борнео еще в тринадцатом веке, а с конца семнадцатого века китайские торговцы начали вывозить золото из Самбаса [Jackson, с 32]
Как пишет Дж Джексон, китайцы-золотодобытчики впервые появились на о Борнео в 1750-х годах по приглашению правителей-малайцев, которые, услышав об успехе султана Палембанга, пригласившего китайцев на свои оловянные рудники, решили попробовать ввезти из Китая старателей на золотые россыпи Борнео [Jackson 1970, с 20] На раннем этапе малайцы допускали китайских поселенцев на свою территорию только на очень жестких условиях, предоставляя эмигрантам право на разработку золота лишь в обмен на обязательство покупать у них продовольствие не заниматься никаким видом деятельности, кроме добычи руд, и платить золотом дань [Jackson 1970, с 23]. Однако в применении к малодоступным золотым приискам эти меры трудно было провести в жизнь С усилением потока переселенцев к 60-70 гг XVIII в. на территории между реками Самбас и Ландак китайцы превзошли по численности живущих здесь даяков, и возможность осуществлять сколь бы то ни было пристальный контроль в этих местах пропала. Бурный рост населения, быстро накапливавшего богатство, на ранее практически пустых землях заставил малайских правителей пересмотреть свои представления о выгодности того или иного района. Между ними начались войны за контроль над китайскими областями (война между султанами Мампаваха и Самбаса в 1772 году) Китайцы воспользовались внутренними неурядицами, и налог, который еще в 1770 г выплачивался нерегулярно и не полностью, перестали платить окончательно [Jackson 1970]
Большую часть китайских рудокопов, поселившихся на Борнео, составляли хакка Как уже говорилось во второй главе диссертации, хакка, с X века живущие в горных районах, применили свои уникальные ирригационные знания в сфере добычи руд, и уже в XVI века из среды хакка выделяются практически профессиональные группы, занимающиеся добычей серебра, меди, олова и угля в Южном Китае [Wang 1994, с 47-54] Более того, традиционный хозяйственный уклад хакка, для которого характерно террасное земледелие и освоение менее прихотливых, чем рис, сельскохозяйственных культур (арахис, бобы), давал им возможность существовать в условиях скудости пригодной к возделыванию земли А гибкая структура семьи и более активная и самостоятельная, чем принято в Китае, тендерная роль женщин позволяла мужчинам-хакка на долгое время покидать Китай и принимать участие в долгосрочных экономических предприятиях