Введение к работе
Постановка проблемы. Египет, завоеванный османами в 1517 г., на протяжении трех столетий представлял собой важную часть имперского государственного механизма. Одной из главных задач, которые ставили перед собой центральные власти Османской империи в своих арабских владениях, стало создание такой административной системы, которая не допускала бы эскалации сепаратизма, причем в каждом из вилайетов изыскивались наиболее подходящие для этого средства. В Египте Высокая Порта1 стремилась поддерживать баланс между тремя основными силами, составлявшими вершины «треугольника власти» - османской администрацией, военными корпусами и мамлюкскими группировками. В XVII - первой половине XVIII в. баланс сил в египетской элите постоянно менялся. На начальном этапе рассматриваемого периода центральные власти Османской империи могли достаточно эффективно воздействовать на положение в провинции, играя на противоречиях между различными группировками, боровшимися за власть. Однако постепенно мамлюкская элита сумела de facto монополизировать управление Египтом, даже несмотря на постоянные столкновения между отдельными ее группировками. Раскрытие причин нарушения баланса сил в Египте, которое привело к разрушению «треугольника власти», представляется необходимым для более рельефного воспроизведения истории Египта в османский период.
Актуальность темы диссертации обусловлена тем, что развитие социально-политических институтов Египта XVII - первой половины XVIII в. оказало существенное влияние на дальнейшую историческую судьбу этой крупнейшей арабской провинции Османской империи. Комплексный анализ рассматриваемой в диссертации проблематики позволяет уточнить оценку характера мамлюкского политического режима, сложившегося в Египте во
' Высокая Порта (баб-и 'али) - наиболее часто использующееся наименование центрального аппарата власти Османской империи.
второй половине XVIII в. Данное исследование нацелено на раскрытие особенностей социально-политических структур Египта, еще не затронутых модернизацией по европейским образцам, что позволяет расширить и углубить наше понимание специфики эволюции восточных обществ в доколониальную эпоху. Изучение социальной природы и политических особенностей Османского Египта XVII - XVIII вв. дает возможность прояснить пути развития египетского общества в XIX в. и ответить на вопрос, почему мамлюк-ская элита оказалась неспособной проводить модернизацию страны и сошла с исторической сцены.
Объектом диссертации являются важнейшие политические, экономические и религиозные институты Османского Египта. Предметом диссертационного исследования служат процессы, связанные с эволюцией социально-политических институтов Египта и их взаимодействием.
Хронологические рамки диссертации ограничены XVII - первой половиной XVIII в., что определяется динамикой политических процессов в Египетском пашалыке. В начале XVII столетия османские наместники были вынуждены заниматься подавлением бунтов расквартированных в этой провинции османских военных формирований - оджаков. Хотя эта задача была успешно решена, затем влияние назначенцев Стамбула на положение дел в пашалыке стало неуклонно снижаться. На протяжении полутора столетий общественная жизнь Египта была насыщена борьбой за власть, в которой участвовали три главные политические силы - османская администрация, мамлюкские группировки и оджаки. В середине XVIII столетия в этой борьбе наметился перелом в пользу мамлюкского «дома» ал-Каздаглиййа, который сумел в дальнейшем полностью взять под свой контроль ситуацию в провинции, оттеснив остальные силы на второй план. Кроме того, избранные хронологические рамки позволяют детально осветить одно из наиболее значимых событий истории Османского Египта рассматриваемого периода - конфликт 1711 г. между мамлюкскими группировками ал-Фикариййа и ал-Касимиййа,
в который были вовлечены все ведущие политические силы провинции, проанализировать его причины и последствия.
Целью диссертационной работы является комплексный анализ эволюции социально-политических институтов Османского Египта XVII - первой половины XVIII вв. и различных аспектов их взаимодействия. В рамках исследования были поставлены следующие задачи:
проанализировать систему организации власти в Османском Египте и происходившие в ней на протяжении XVI - первой половины XVIII в. изменения;
определить роль и место османской администрации, мамлюкских беев и верхушки военных корпусов (оджаков) в политической системе Египетской провинции Османской империи;
осветить основные этапы борьбы за власть в Османском Египте на протяжении XVII - первой половины XVIII в. и уточнить соотношение сил между тремя основными группами политической элиты;
исследовать ключевые аспекты экономической жизни Египта, сведения о которых содержатся в рассматриваемых источниках, а также выявить взаимоотношения между политическими и экономическими институтами;
прояснить основные формы взаимодействия между военно-политической элитой Османского Египта и сообществом 'улама2;
рассмотреть механизм организации мусульманского паломничества из Египта в Святые места ислама в Аравии и проанализировать воздействие связанных с хаджем проблем на египетское внутриполитическое противостояние.
Научная новизна диссертации состоит в том, что она представляет собой комплексное исследование социально-политических институтов Османского Египта и их взаимосвязей на протяженном временном отрезке. Отдельные фрагменты данной тематики разрабатывались ранее. В частности,
2 'Улама - хранители религиозной традиции, теологи, знатоки канонического права.
существуют работы, посвященные исламским и военным институтам Османского Египта, однако проблемы их взаимодействия в отечественной историографии пока разработаны недостаточно. Особое внимание автором диссертации уделялось значимым эпизодам политической жизни Египта, которые еще не получили достаточно освещения в историографии. Оригинальность диссертации во многом определяется тем, что работа написана на основании источников, либо впервые вводящихся в научный оборот, либо недостаточно освоенных отечественными и зарубежными востоковедами.
Практическая значимость работы заключается в том, что сделанные в ней выводы и оценки могут использоваться для дальнейшего, более глубокого исследования социально-политических институтов Египта османского периода. Введенные в научный оборот источники летописного характера могут использоваться при написании работ по смежной тематике. Содержащийся в диссертации фактический материал может найти применение при написании обзорных работ по истории арабских стран в Новое время, подготовке лекционных курсов по истории арабских стран и спецкурсов по истории Османского Египта.
Апробация исследования. Основные научные результаты диссертационного исследования изложены в 8 публикациях, составивших более 3 п.л. Две статьи общим объемом более 1,5 п.л. опубликованы в журналах, которые входят в список изданий, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных работ. Материалы исследования докладывались на ежегодных конференциях «Ломоносовские чтения», проводимых Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова (2007-2009 гг.), на конференциях, проводимых кафедрой всеобщей истории факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов (2008, 2009 гг.) и на П международной конференции «Мир ислама: история, общество, культура» (2010 г.). Апробация темы происходила также в форме лекций, прочитанных диссертантом в рамках учебного курса «Новая история арабских стран» в ЙСАА МГУ.
Методология исследования. Многоплановость избранной проблематики предопределила необходимость детальной проработки методологических основ ее изучения. Автор диссертации придерживается того направления в мировой историографии, которое воспринимает историю как единый процесс, но рассматривает развитие каждого человеческого сообщества как в значительной степени уникальное, поскольку оно обусловлено многочисленными присущими лишь ему факторами. В связи с этим диссертант отвергает европоцентристский подход, который рассматривает Европу в качестве центра мировой истории, а уровень развития каждого восточного общества определяет в сравнении с европейским.
Теоретической и методологической основой диссертации послужили труды таких видных представителей отечественной исторической науки, как М.А. Барг, Е.М. Жуков, В.И. Павлов, Е.Б. Черняк, Н.И. Конрад, Б.Ф. Порш-нев. Взгляды автора на общие тенденции развития стран Востока в Новое время существенно обогатило знакомство с коллективной работой отечественных востоковедов «Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного». Автор руководствовался принципом системности научного познания, предполагающим восприятие объекта исследования как целостной системы с присущими ей законами функционирования и развития. Результативность анализа закономерностей развития египетского общества, как и любого другого, может быть достигнута лишь при комплексном рассмотрении взаимосвязей между экономическими, политическими, социальными, религиозными и культурными институтами общественной системы. При работе с источниками автор пользовался как методом накопления фактического материала с последующим анализом и выходом на более высокую ступень обобщения, так и методом выдвижения тезисов с последующей апробацией их доказательности при помощи сведений из источников.
Первостепенную значимость в формировании авторского подхода к исследованию принадлежит трудам отечественных арабистов и османистов -Ф.М. Ацамба, М.Ф. Видясовой, Н.А. Иванова, В.Б. Луцкого, М.С. Мейера,
И.М. Смилянской, И.М. Фильштинского. Содержащиеся в их исследованиях теоретические обобщения, суждения концептуального характера и конкретные оценки, касающиеся типологических особенностей арабо-османского общества, послужили важными ориентирами при изучении социальных, политических, экономических и религиозных институтов Османского Египта.
Обзор источников. Решение задач, поставленных в диссертации, потребовало обращения к широкому кругу источников, которые подразделяются на несколько групп. К первой из них относятся летописные своды, принадлежащие перу арабоязычных хронистов, реализовывавших свой творческий потенциал в Османском Египте.
Арабо-османская, а вслед за ней и западная историографическая традиция делит арабо-османские хроники на две категории по признаку социальной принадлежности их авторов: выделяются «'алимские хроники», написанные «людьми пера», 'улама, и «военные летописи», авторами которых были «люди меча», лица, принадлежавшие к военным формированиям и занимавшие посты в административной структуре Османского Египта. Эти два типа сочинений существенно различаются по манере изложения фактического материала. Для «'алимских хроник» в основном характерны хронологическая точность и некоторая лапидарность. Авторы «военных летописей» менее скрупулезны в датировке событий и гораздо чаще прибегают к беллетризо-ванным вставкам в текст своих сочинений.
Наибольшее число сведений, на которых базируется данное диссертационное исследование, было почерпнуто из трех сочинений, написанных во второй половине XVII - первой половине XVIII в., - летописных сводов Ахмада Шалаби, Ахмада ад-Дамирдаши и Йусуфа ал-Маллавани.
Произведение Ахмада Шалаби ибн 'Абд ал-Гани ал-Ханафи ал-Мисри «Аудах ал-ишарат фи ман тавалла Миср ал-Кахира мин ал-вузара ва-л-башат» («Ясные указания и разъяснения относительно тех, кто полновластно правил в стольном городе Каире из числа вазиров и пашей [до 1150/1737г.]») представляет собой классический пример «'алимской хроники». Труд Ахма-
да Шалаби, охватывающий историю Египта от османского завоевания до 1737 г., делится на главы по правлениям наместников Египта.
К «военному» типу летописных сочинений относится хроника Ахмада Катходы 'Азабан ад-Дамирдаши «Ад-Дурра ал-мусана фи ахбар ал-Кинана» («Сбереженные жемчуга из истории Египта»). Хроника ад-Дамирдаши целиком посвящена истории Османского Египта и охватывает события 1688-1756 гг. Как и труд Ахмада Шалаби, данный источник разделен на части по периодам пребывания на посту османских наместников Египта.
Свое сочинение «Тухфат ал-ахбаб би ман малака Миср мин ал-мулук ва-н-нувваб» («Подарок друзьям [со сведениями] о тех, кто правил Египтом из царей и наместников») Йусуф ал-Маллавани открывает пространным экскурсом в арабо-мусульманскую историю, включая историю османского государства. Последняя глава труда ал-Маллавани посвящена истории Египта от османского завоевания и правления малик ал-умара3 Хайр-бея (1517-1522 гг.) до 1724 г. Эта наиболее объемная глава составляет примерно 4/7 всего текста летописи. Она разделена на части по правлениям османских наместников. Текст хроники, принадлежащий перу ал-Маллавани, доведен до 1719 г., когда автор скончался. Его ученик и друг, Муртада-бей ибн Мустафа-бей ибн Хасан-бей ал-Курди ад-Димашки4, продолжил хронику своего учителя, доведя ее до 1724 г. Сочинение «Тухфат ал-ахбаб» представляет собой уникальное явление для египетского летописания османского периода, поскольку его большая часть по манере подачи материала тяготеет к «'алимским» летописям, а небольшая по объему заключительная часть, написанная другим автором, стилистически близка к «военным» хроникам.
Хроники Шалаби, ад-Дамирдаши и. ал-Маллавани представляют особый интерес как источники, которыми мог пользоваться знаменитый египет-
3 Малик ал-умара - особый титул, введенный для мамлюкского правителя Египта, призна
вавшего верховную власть османов над Египтом. После смерти Хайр-бея этот титул
больше не использовался, поскольку Египет получил статус провинции, управляемой ос
манским пашой.
4 Курд по происхождению, он родился в Дамаске, а затем приехал в Каир и добился высо
кого положения в свите нескольких наместников Египта.
ский хронист 'Абд ар-Рахман ал-Джабарти при изложении истории Египта XVII-начала XVIII в.
При написании диссертации были также использованы две рукописи, хранящиеся в Национальной библиотеке в Париже. Оба нарративных источника в России практически неизвестны и в научный оборот отечественной историографии вводятся впервые.
Первый из них представляет собой краткое изложение истории Османского Египта с 1120 г. х. (1708/1709 г.) вплоть до французской экспедиции. Он принадлежит перу Исмаила ал-Хашшаба, который занимал пост секретаря дивана в период французской оккупации Египта в 1798-1801 гг. Изложение ал-Хашшаба грешит многочисленными неточностями, но вместе с тем его сведения зачастую обогащают новыми деталями общую канву событий, известную по хронике ал-Джабарти. В отношении подачи материала данный источник близок к «военным летописям». В отличие от других хроник, разделенных по правлениям пашей Египта, труд ал-Хашшаба не делится на главы.
Второй манускрипт представляет собой отрывок из арабо-османской хроники неизвестного автора, который вначале описывает правление османских султанов, а затем переходит к истории Египта в османский период. Повествование внутри фрагмента хроники, посвященного Египту, организовано по правлениям османских пашей и доведено до 1708/09 г. По форме подачи материала это типичная «'алимская» хроника. Она представляет собой один из малоизученных источников по истории Османского Египта, причем, насколько можно судить по сохранившемуся тексту, это часть оригинальной хроники, а не отрывок из уже исследовавшегося памятника. Кроме того, этот источник еще не введен в научный оборот ни в отечественной, ни в зарубежной историографии: в научной литературе ссылки на него отсутствуют.
К числу источников данной диссертационной работы также относятся две работы, которые не вписываются в традиционные рамки арабо-османских историографических сочинений. Первая из них представляет со-
бой доклад сирийского наместника Ахмад-паши ал-Джаззара о состоянии дел в Египте в начале 80-х годов XVIII столетия. Вторым сочинением является произведение чиновника египетского казначейства Хусейн-эфенди, написанное по заказу начальника управления финансами французской армии М. Эс-тева в 1801 г. Оба памятника содержат богатую информацию, касающуюся организации управления, финансово-налоговой и судебной систем, мамлюк-ской иерархии и исламских институтов Египта. Хотя информация обоих сочинений в основном отражает ситуацию конца XVIII в., тем не менее содержащиеся в них сведения являются существенным подспорьем при реконструкции истории Османского Египта в более ранний период.
Следующую категорию источников составляют записки европейских путешественников. Среди наиболее ценных произведений этого жанра следует отметить сочинения доминиканского монаха немецкого происхождения Иоганна Михаэля Ванслеба, французского дворянина Поля Люка, ирландского богослова Ричарда Покока, греческого коммерсанта Совёра Люзиньяна, лейтенанта российского флота СИ. Плещеева, французского дипломата барона Франсуа де Тотта, польского графа Яна Потоцкого и французского просветителя, философа и политического деятеля Константин-Франсуа Шасбё-фа, писавшего под псевдонимом Вольней. Свидетельства европейских очевидцев и современников оказались исключительно полезными для ознакомления с тенденциями социально-политической жизни Египта в рассматриваемый период.
Историография. Решение задач, поставленных в диссертации, потребовало обращения к широкому кругу научной литературы. В отечественной науке специальных исследований, посвященных новой истории арабских стран, не существовало вплоть до появления в начале 60-х годов XX в. курса лекций В.Б. Луцкого. Тогда же в отечественной арабистике активизировалось и изучение истории Османского Египта, начало которому положило введение в научный оборот хроники 'Абд ар-Рахмана ал-Джабарти. Комментированный перевод частей памятника был осуществлен И.М. Фильштинским и Х.И.
Кильберг. Кроме того, И.М. Фильштинский опубликовал ряд статей, посвященных исследованию этой хроники как исторического источника.
Значительный вклад в разработку истории арабских стран в османский период сделал выдающийся отечественный арабист Н.А. Иванов. Большую роль в формировании научных взглядов диссертанта сыграла его монография, посвященная османскому завоеванию арабских стран и становлению системы управления арабских вилайетов Османской империи, а также ряд статей, затрагивающих как конкретные аспекты истории Османского Египта, так и общие проблемы истории арабских стран под османским владычеством.
Значительных результатов в изучении социально-политических институтов Османского Египта достигла Ф.М. Ацамба. Ее работы охватывают разнообразную проблематику, связанную с системой административного управления, социальной структурой городского населения, социально-политическими и экономическими позициями 'улама и другими аспектами истории Османского Египта.
Исследование религиозной жизни Османского Египта получило продолжение в работах С.А. Кириллиной, в том числе в ее монографии «Исламские институты Османского Египта в XVIII - первой половине XIX в.», обобщающей научные результаты исследований этого автора по данной теме. Военные институты Египта османского периода весьма плодотворно изучает В.Е. Смирнов, а актуальной тематикой, касающейся этнического состава мамлюкской элиты, продуктивно занимается Т.Ю. Кобищанов.
Значительную ценность в свете проблематики настоящего исследования представляют работы представителей петербургской школы востоковедения - Е.И. Зеленева и его ученицы М.Ю. Илюшиной. В числе работ Е.И. Зеленева следует выделить монографию, посвященную сравнению военных, политических и судебных институтов Египта и Сирии. В кандидатской диссертации М.Ю. Илюшиной рассматриваются вопросы, связанные с формированием мамлюкского политического режима в Египте XVIII в.
Существенное влияние на научные взгляды диссертанта оказали работы М.С. Мейера. В его фундаментальной монографии, посвященной структурному кризису Османской империи в XVIII в., показаны изменения, происходившие в отношениях между имперским центром и провинциями, причем ситуация в Египетском пашалыке вполне соответствует этой общей картине.
В компаративном плане большое значение для настоящего исследования имеют работы И.М. Смилянской, Н.И. Прошина и М.Ф. Видясовой, содержащие комплексный анализ социально-политических институтов различных частей арабского мира в тот же период, который рассматривается в диссертации применительно к Египту.
Западная историография по трем векам истории Османского Египта обширна, имеющиеся монографии и статьи охватывают широкий круг проблем и отличаются разнообразием концептуальных подходов, присущих различным исследователям.
Наиболее ранние работы, в которых освещается политическая история Османского Египта, были написаны французскими учеными, которые после Восточного похода Бонапарта долгое время занимали лидирующие позиции в исследовании египетского общества. Среди трудов французских ученых следует выделить сочинения Жана Марселя и Анри Дегерена. Обе книги написаны на основе оригинальных арабских источников. К недостатку данных работ следует отнести в первую очередь европоцентристский подход их авторов к восточным реалиям.
Новая волна интереса западных исследователей к политической жизни Египта в османский период относится к 60-м годам XX в. В этот период усилиями таких выдающихся ориенталистов как Андре Рэймон, Стэнфорд Шоу и Питер Холт были введены в научный оборот материалы арабских летописных сводов и документы османских архивов, необходимые для характеристики социально-политических процессов в Османском Египте.
Основные научные интересы французского исследователя А. Рэймона лежат в области социально-экономической истории Османского Египта, а
также проблем арабского города османской эпохи. Вершиной творчества этого выдающегося ученого по праву считается работа, посвященная торгово-ремесленному населению Каира в XVIII веке.
Американский османист Ст. Шоу провел колоссальную работу по систематизации материалов османских архивов, результатом которой стала монография, содержащая подробную характеристику финансово-административной организации Османского Египта. Перу американского ос-маниста также принадлежат пространные комментарии к трем введенным им в научный оборот памятникам по истории Османского Египта, без которых в настоящее время не обходится ни одно серьезное исследование, затрагивающее военно-административную и фискальную систему Египетского пашалыка (имеются в виду уже упоминавшиеся выше сочинения Хусейна-эфенди и Джаззар-паши, а также бюджет Египетского пашалыка за 1596/97 г.).
Английский арабист П. Холт приобрел известность благодаря своим обобщающим работам по политической истории Ближнего Востока. Кроме того, существенный интерес в свете тематики настоящей диссертации представляют исследования П. Холта, посвященные политической истории Османского Египта и отдельным значимым персоналиям. Несмотря на то, что некоторые выводы П. Холта в настоящее время подвергаются пересмотру зарубежными и отечественными востоковедами, его работы продолжают оставаться важным подспорьем для исследователей, приступающих к освоению истории Египта в османский период.
Среди работ, посвященных египетской социально-политической истории, особое место занимает обобщающее исследование израильского ученого М. Винтера «Египетское общество при османском правлении, 1517-1798 гг.». В нем на широком фактическом материале автор рассматривает вопросы взаимодействия различных групп египетской политической элиты, городского, сельского населения и бедуинов. Необходимо отметить, что в монографии М. Винтера удачно сочетаются нарративный и проблемно-аналитический подходы к изложению истории Османского Египта.
Существенное значение в свете тематики диссертации имеют работы американского арабиста Д. Креселиуса, в которых рассматриваются выход на лидирующие позиции в мамлюкской элите Египта группировки ал-Каздаглиййа и политический режим, сложившийся в период правления 'Али-бея ал-Кабира и Мухаммад-бея Абу-з-Захаба.
Исторической судьбе группировки ал-Каздаглиййа также посвящена монография американской исследовательницы Дж. Хатавэй. В данной работе исследуется система отношений между «домами» и «группировками» внутри мамлюкского сообщества.
В сжатом виде свои взгляды на основные исторические процессы, происходившие в Османском Египте на протяжении XVI - XVIII вв. М. Винтер, Дж. Хатавэй и Д. Креселиус изложили в коллективной обзорной работе «Кембриджская история Египта».
Среди трудов, в которых раскрывается роль служителей ислама в египетском обществе, необходимо выделить работы датского ориенталиста Л. Бьёрнбоу и американской асследовательницы египетского происхождения Афаф Лутфи ас-Сеййид Марсо.
Следует также отметить сборник статей источниковедческого характера «Египет XVIII в.: арабские рукописные источники», который представляет собой расширенную публикацию выступлений западных и арабских исследователей на научной конференции, посвященной египетскому хроникальному наследию. В корпусе источников, освещаемых в этой работе, достойное место занимают хроники ал-Маллавани, Шалаби и ад-Дамирдаши.
На фоне отечественной и западной историографии становятся более заметными достижения арабских авторов по изучению Османского Египта. В первую очередь необходимо назвать работу египетской исследовательницы Лейлы 'Абд ал-Латиф Ахмад «Администрация Египта в османский период», а также серию публикаций профессора Американского университета в Каире Нелли Ханна, посвященную различным аспектам социально-политической жизни Османского Египта. Проблемам сосуществования и взаимодействия
османских и мамлюкских институтов в военно-политической системе Египетского пашалыка посвящена монография Юсуфа Мухаммада 'Ираки «Ос-манско-мамлюкское присутствие в Египте в XVIII - начале XIX в.». Труд египетского исследователя 'Абд ар-Рахима 'Абд ар-Рахмана 'Абд ар-Рахима «Египетская провинция в XVIII в.» посвящен системе провинциального управления и налогообложения Египта. Кроме того, заслуживает высокой оценки деятельность этого ученого по изданию и комментированию рукописных источников, благодаря которому увидели свет публикации хроник Шалаби, ад-Дамирдаши и ал-Маллавани. Наконец, ряд ценных сведений диссертант почерпнул из работы Самиры Фахми 'Али 'Умар, посвященной египетскому хаджу в османский период.