Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эфиопский интеллигент и государство в начале XX века : жизнь и творчество Хыруя Вольдэ Селлассе : 1878-1938 гг. Заболотских, Максим Геннадьевич

Эфиопский интеллигент и государство в начале XX века : жизнь и творчество Хыруя Вольдэ Селлассе : 1878-1938 гг.
<
Эфиопский интеллигент и государство в начале XX века : жизнь и творчество Хыруя Вольдэ Селлассе : 1878-1938 гг. Эфиопский интеллигент и государство в начале XX века : жизнь и творчество Хыруя Вольдэ Селлассе : 1878-1938 гг. Эфиопский интеллигент и государство в начале XX века : жизнь и творчество Хыруя Вольдэ Селлассе : 1878-1938 гг. Эфиопский интеллигент и государство в начале XX века : жизнь и творчество Хыруя Вольдэ Селлассе : 1878-1938 гг. Эфиопский интеллигент и государство в начале XX века : жизнь и творчество Хыруя Вольдэ Селлассе : 1878-1938 гг.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Заболотских, Максим Геннадьевич. Эфиопский интеллигент и государство в начале XX века : жизнь и творчество Хыруя Вольдэ Селлассе : 1878-1938 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Заболотских Максим Геннадьевич; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2011.- 202 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/414

Введение к работе

В конце XIX - начале XX вв. Эфиопия проходила особый период своего развития, характеризующийся сильно возросшими контактами с внешним миром в целом и европейским державами в частности. Страна с многовековой традицией впервые встретилась с большим притоком иностранцев и должна была искать новые, ранее неизвестные пути взаимодействия с внешним миром. Эфиопия была не готова к этому; в стране практически не было людей, знающих европейские языки и способных помочь наладить диалог со странами Европы.

В начале XX в. императорам Менелику II и Хайле Селлассе удалось решить основные внутренние проблемы централизации, и они стали уделять большее внимание контактам Эфиопии с зарубежными странами. Это выразилось в частности в том, что многих молодых эфиопов стали отправлять учиться за границу. Вскоре в Эфиопии образовалась небольшая группа людей, получивших европейское образование.

Их судьбы сильно отличались друг от друга. Некоторые получили образование практически самостоятельно - в миссионерских школах. Эти люди часто обладали лишь базовыми представлениями о внешнем мире и, из патриотических чувств, сильно завышали в своих работах значение Эфиопии на мировой арене.

Другие долгое время жили в Европе, учились в европейских университетах. Некоторые из них открыто заявляли о поддержке итальянского фашистского режима и считали, что прямое европейское управление пойдет Эфиопии только на пользу и является наилучшим методом модернизации страны.

И те, и другие часто впадали в крайности - первым не хватало широкого кругозора, чтобы оценить внешнеполитическую ситуацию, вторые ставили европейскую культуру выше своей.

Наиболее же интересным нам представляется рассмотреть жизнь и деятельность тех из них, которые оказались в центре взаимодействия двух

культур: то есть выросли в традиционной среде, однако получили достаточно глубокое представление об европейских ценностях.

Наиболее типичным представителем данной группы является фигура Хыруя Вольдэ Селлассе. Именно этот эфиопский просветитель достиг больших высот в карьере и активно влиял на жизнь страны. Этот политический деятель начала XX в. получил традиционное церковное образование. С другой стороны, он имел много контактов с европейцами и посещал зарубежные страны. Хыруй овладел английским языком и азами французского, что позволило ему познакомиться с заграничными научными трудами. Хыруй был близок к Хайле Селлассе и мог напрямую влиять на него. Он не «впадал в крайности» как многие его современники: он уважал все старое, не пытался его в одночасье отбросить, но лишь видоизменить с учетом новой обстановки; при этом он не преклонялся перед Европой и всем новым, а хотел лишь перенять полезное, с его точки зрения, для Эфиопии. Наконец, Хыруй оставил после себя больше книг, чем любой другой интеллигент его времени. Он стал автором более двадцати произведений на самые разные темы - от исторических трудов до художественной моралистической литературы, в которой он рассматривал наиболее актуальные проблемы эфиопского общества.

Актуальность темы исследования. Изучение проблемы взаимодействия двух культур - традиционной и современной (западной) -представляется необходимым и актуальным для адекватного понимания цивилизационных процессов, протекающих в модернизирующихся государствах в общем, и в Эфиопии в частности.

Изучение в рамках данной темы жизни и деятельности, а также формирования идей Хыруя Вольдэ Селлассе затрагивает важные вопросы, связанные с восприятием традиционным сознанием западных реалий. Данный аспект интересен с культурно-психологической точки зрения и сохраняет свою актуальность и по сей день.

Традиционные модели поведения до сих пор представлены во многих восточных обществах. Анализ процесса осмысления западных идей Хыруем и его попыток применить их к родной традиционной среде позволяет приблизиться к пониманию универсальных механизмов, определяющих взаимодействие разных культур.

Кроме этого, феномен эфиопской интеллигенции является практически уникальным для африканского континента: здесь данный процесс протекал в отсутствии прямого колониального влияния и, как следствие, заслуживает пристального изучения с исторической точки зрения.

Считается, что сам термин «интеллигенция» был популяризирован русским писателем П.Д. Боборыкиным, и из русского перешел в другие языки. Однако позднее он стал приобретать несколько иную специфику, зависящую, в первую очередь, от национально-культурных особенностей. По определению П. Лаврова «интеллигентом считалась критически мыслящая личность, человек, восставший на предрассудки и культурные традиции современного общества, ведущий с ними борьбу во имя идеала всеобщего равенства и счастья» . Данное определение характеризует уже «развитую» интеллигенцию, готовую к осуществлению революционных преобразований. Первоначально интеллигенты вовсе не являлись бунтарями и действовали сообща с центральной властью.

По выражению профессора истории Аддис-Абебского университета Бахру Зэуде, эфиопские интеллигенты «сыграли выдающуюся роль в политической истории страны, роль, явно несоизмеримую с их количеством» . Он также справедливо отмечает, что политические перипетии второй половины XX в. до сих пор сказываются на современной жизни Эфиопии. С другой стороны, эти преобразования невозможно осмыслить в отрыве от исторического контекста, как, например, «трудно понять генезис и ход революции 1974 г., без должной оценки студенческого движения в

1 Бочаров В. В. Интеллигенция и насилие: социально-антропологический аспект. // Антропология насилия, СПб, 2001. С. 40.

2 Bahru Zewde, Pioneers of Change in Ethiopia: the Reformist Intellectuals of the Early Twentieth Century. — Oxford: James Currey, 2002. P.
xi.

Эфиопии, которое явилось следствием революционных настроений середины 1960-х. Однако и у этих интеллигентов второй половины XX в. были свои предшественники в первой половине данного столетия, а революционный подход пришел на смену реформистскому» . В данной связи, учитывая значительную роль, которую сыграла интеллигенция в истории Эфиопии, представляется важным и целесообразным исследовать ранний этап развития данной прослойки на примере судеб его отдельных представителей.

Объектом диссертационного исследования является процесс появления интеллигентов в Эфиопии в начале XX в., а также рассмотрение особенностей их мировоззрения в условиях взаимодействия различных культур. Особое внимание уделено жизни и деятельности одного из интеллигентов данного периода - Хыруя Вольдэ Селлассе.

Хронологические рамки работы охватывают период с 1878 по 1938 г. и совпадают, таким образом, с годами жизни Хыруя Вольдэ Селлассе. С исторической точки зрения данный период стал важным этапом политического развития Эфиопии. Страна была вновь объединена под властью сильных правителей после долгого упадка и периода феодальных войн - Эпохи судей (1769-1855) - во время правления Феодора II (1855-1868) и Иоанна IV (1872-1889). Менелик II (1889-1913) смог не только отстоять независимость страны, но и расширить ее территорию. Данный период заканчивается коронацией Хайле Селлассе (1930) и итальянским вторжением (1935-1941) и представляет собой, таким образом, целостную страницу эфиопской истории: Эфиопия стала единой и смогла остаться независимой большую часть рассматриваемого периода (за исключением итальянской оккупации 1936-1941 гг).

Географические рамки исследования ограничиваются территорией Эфиопии.

Цель диссертации - исследовать процесс появления интеллигенции в эфиопском государстве в начале XX в., рассмотреть ее социально-

3 Там же, xi.

политическую деятельность в данный период, а также проанализировать взгляды и идеи Хыруя Вольдэ Селлассе в контексте культурно-психологического содержания эпохи, в которой он творил. В рамках данной работы автор попытается выяснить, кем был в действительности Хыруй Вольдэ Селлассе, царедворцем-традиционалистом, выросшим в традиционной среде, или интеллигентом-просветителем, поменявим свое мировоззрение уже в зрелые годы, будучи сформировавшейся личностью.

Для достижения цели исследования автор поставил следующие задачи:

- проследить развитие общественной мысли в Эфиопии в конце XIX —
начале XX вв.;

исследовать процесс зарождения эфиопской интеллигенции в довоенной Эфиопии, а также рассмотреть ее литературную и общественную деятельность;

дать общую картину эфиопской интеллигенции на примере наиболее выдающихся интеллигентов начала XX в.;

составить биографический очерк Хыруя Вольдэ Селлассе, рассмотреть его политическую деятельность;

- произвести обзор литературного наследия Хыруя и классифицировать
его произведения;

- проанализировать отношение Хыруя к важнейшим социально-
политическим аспектам развития Эфиопии, таким как власть, религия,
понимание европейских новшеств и пр.

- понять, в какой степени человек, выросший в традиционной среде,
мог изменить свои жизненные представления в сторону просветительства, и
сравнить его позицию с позицией других интеллигентов, которые изначально
выросли в Европе либо в окружении европейцев.

Методологические основы исследования. Выбранная тема потребовала от автора анализировать идеи и литературные произведения эфиопских интеллигентов начала XX в., и, в частности, Хыруя Вольдэ Селлассе. Рассмотрение его работ с современной точки зрения было бы

неправомерно: данный подход не позволил бы по достоинству оценить важность его идей на конкретном историческом этапе.

Автор придавал первостепенное значение подходу, который гласит, что для «понимания сознания представителей традиционных обществ исследователь должен перестать мыслить в терминах, свойственных окружающей его среде; он должен приспособить свой ум к уму изучаемого народа»4.

Данная установка была разработана в трудах культурных антропологов школы Анналов, занимавшихся историей ментальности. Данная школа, основанная Ф. Блоком и Л. Февром, концентрировала свое внимание на проблемах ментальности, изучая не историю царей, а историю народа и его отношения к происходящему. По словам М. Блока «исторический феномен не может быть понят вне его времени» . Ученый должен понять и попытаться реконструировать мышление исследуемой эпохи: «В современности, непосредственно доступен нашим чувствам трепет человеческой жизни, для восстановления которого в старых текстах, нам требуется большое усилие воображения» . Идеи основателей школы Анналов были позднее развиты в работах Ф. Броделя, Дж. Дуби, П. Губера и других. В России исторические методы школы Анналов были конкретизированы А.Я. Гуревичем, внесшим большой вклад в создание историко-антропологического направления в отечественной науке.

При исследовании автор также обращался к культурно-исторической психологии, основные принципы которой были сформулированы Л.С. Выготским. Теоретические положения Выготского были впоследствии разработаны и применены на практике его учеником А.Р. Лурия. На базе этих идей в отечественной литературе в рамках политической антропологии были выявлены некоторые аспекты психологии властных отношений в традиционном обществе (В.В. Бочаров, Н.Н. Крадин и др.). Данные

4 Боас Ф. Ум первобытного человека. Пер. с англ. М.-Л.:ГИЗ,1926. с.55-57.

5 Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука,1986. С. 23.

6 Там же, 25.

разработки были использованы при анализе взаимоотношений эфиопских интеллигентов с монархической властью.

Это позволило оценить жизнь и идеи Хыруя в конкретной социальной среде, попытаться проникнуть в особенности его мышления. Стало понятно, что, несмотря на то, что Хыруй по многим аспектам опережал свою эпоху, в стержневых аспектах своей личности он все же разделял ментальность своего времени.

Рассматривая эфиопскую интеллигенцию в рамках африканской истории, автор принимал во внимание имеющиеся работы по данной тематике, включая исследования Ю.М. Кобищанова, СБ. Чернецова и И.В. Следзевского.

Оценить творчество Хыруя и других эфиопских интеллигентов в историческом контексте Эфиопии XX в. помогли работы B.C. Ягьи, Г.В. Цыпкина, СБ. Чернецова, X. Дж. Маркуса, Бахру Зауди.

Источниковедческая база исследования. При написании данной работы для анализа идей Хыруя Вольдэ Селлассе автор использовал оригинальные труды этого автора. Все произведения Хыруя были опубликованы и сохранились до наших дней. Тем не менее, большинство его книг недоступно отечественным исследователям. Европейские библиотеки также располагают очень ограниченным количеством его работ.

Так в библиотеке Института Азии и Африки университета Гамбурга удалось найти четыре оригинала работ Хыруя: «Сахар и молоко для воспитания детей», «Советы сыну, наставления отцу», «Мнение сердца: свадьба Цыйон Могесы и Бырхане» и «Мой друг - мое сердце». В Национальной библиотеке Франции я смог ознакомиться с оригиналом работы «Путешествие вэйзеро Мэнэн в Иерусалим и Египет».

Остальные работы Хыруя доступны только в библиотеке Аддис-Абебского института и Национальной библиотеке Эфиопии. Автору данной

работы удалось посетить эти библиотеки и ознакомиться, таким образом, со всеми работами Хыруя в оригинале.

«История Эфиопии» Хыруя, в отличие от других произведений, оставалась долгое время неопубликованной (из-за того, что части оригинала считались утраченными), и была напечатана сравнительно недавно (2006). Данная книга доступна на сегодняшний день в свободной продаже в Аддис-Абебе и используется в качестве университетского учебного пособия.

Только две работы Хыруя Вольдэ Селлассе полностью переведены на другие языки. Так в библиотеке Института Азии и Африки доступен перевод «Биографий» Хыруя на итальянский. В ходе написания данной работы мне также удалось вступить в переписку с внуком Хыруя Шимелисом Ильмой, проживающим в США. Он сообщил, что при его поддержке был опубликован перевод на английский язык книги Хыруя «Советы сыну, наставления отцу», выполненный Клавдием Арайей, и выслал мне экземпляр. Существует также частичный перевод «Истории Эфиопии» на немецкий язык.

При сборе работ Хыруя автор опирался на доступные библиографии

опубликованных в Эфиопии книг , что позволило гарантировать полноту собранных источников Хыруя Вольдэ Селлассе.

Степень изученности темы. Предпосылки появления в Эфиопии интеллигенции были исследованы российским эфиопистом СБ. Чернецовым («Исторические предпосылки эфиопского просветительства как идейного движения в общественно-политической жизни Эфиопии на рубеже XIX и XX веков»). Особенности развития общественной мысли в начале XX в. нашли свое отражение в трудах B.C. Ягьи. Ю.М. Кобищанов исследовал этноконфессиональные и социальные корни эфиопской интеллигенции.

Большой вклад в области изучения эфиопской интеллигенции принадлежит профессору аддис-абебского университета Бахру Зауди. Он является автором книги «Pioneers of Change in Ethiopia», в которой собраны

7 При поддержке Centre Francais des Etudes Ethiopiennes.

8 Wright, 1967, Strelcyn, 1971-1972, 1978-1979.

жизнеописания многих эфиопских интеллигентов первого и второго поколений. Данная работа заслуживает особого внимания, так как позволяет оценить масштабы деятельности первых эфиопских интеллигентов и может служить отправной точкой для более глубоких исследований в данном направлении. Бахру Зауди также является автором ряда статей на данную тему.

Отдельного упоминания заслуживает работа Р.К. Молваера «Black Lions». Хотя данный труд ставит своей целью не всестороннее изучение эфиопской интеллигенции, а развития литературы в Эфиопии XX в., он содержит биографические материалы по многим представителям эфиопской интеллигенции, которые внесли весомый вклад в развитие литературы.

Существует ряд работ, посвященных некоторым эфиопским интеллигентам, например книга Алеме Ышете про алеку Тайю, А. Руо про Афеворка Гебрэ Иясуса, И. Таддии про блатту Гебрэ Ыгзиабхера Гыляя, А.А. Пономаренко и СБ. Чернецова про творчество Гебрэ Хейвот Байкеданя.

При этом подобных монографий, посвященных Хырую Вольдэ Селлассие, не было написано: мы располагаем достаточно ограниченным числом публикаций. Так Гырма Селлассие Асфау, один из внуков Хыруя, планировал написать биографию своего деда, однако умер раньше, чем успел приступить к своему замыслу, в январе 1987 г. во время бомбардировки Асмары. Сам Хыруй также намеревался написать что-то вроде «Воспоминаний» о своей жизни, и даже вел для этой цели дневник. Существуют также некоторые выдержки из его дневника, которые послужили материалом для ряда биографических очерков. Кроме этого, ученые опираются также на устную традицию семьи Хыруя.

Младший сын Хыруя Сирак сохранил заметки отца. Кроме этого, он был распорядителем литературного наследия Хыруя, сохранив за собой все права на литературную продукцию. С помощью Сирака, а также опираясь на правительственные архивы, эфиопский автор Лемма Вольдэ Мариам

посвятил биографии Хыруя свою диссертацию. Кроме этого, некоторые исследователи написали краткие очерки про жизнь и деятельность Хыруя.

Что касается других современных Хырую источников, можно отметить краткую биографию, написанную Зервосом, которую он включил в своего рода полуофициальный альманах «Зеркало современной Эфиопии». Здесь можно даже говорить о своего рода автобиографии, так как «такая лаконичность [биографии] объясняется тем фактом, что речь здесь идет скорее об автобиографии: она была написана Зервосом, но надиктована Хыруем, чтобы быть включенной в его (Зервоса -М.З.) книгу. Хыруй сказал

только то, что мог вспомнить, и то, что хотел сказать» .

Научная новизна работы состоит в том, что, несмотря на общее признание значимости деятельности Хыруя Вольдэ Селлассе для Эфиопии, подробный комплексный анализ его духовного наследия никогда ранее не проводился. Данная работа основана на первоисточниках - оригинальных работах Хыруя. Доступ к этим произведениям сильно ограничен не только для отечественных, но и для европейских исследователей. В диссертации же собраны и изучены все книги Хыруя Вольдэ Селлассе, некоторые из которых таким образом впервые введены в научный обиход.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы при подготовке лекционных курсов и учебных пособий по истории Эфиопии, с акцентом на специфику общественных движений начала XX в. и интеллигенции в частности. Результаты данного исследования могут быть интересны широкому кругу лиц, не только востоковедам, но также историкам, социологам, культурологам, политологам, специалистам по культурно-исторической психологии и т.д.

Апробация работы. Основное содержание и результаты данного исследования изложены в публикациях и представлены на следующих научных конференциях:

9 Salvatore Tedeschi, La carriere et les idees de Heruy Walda Sellase. II Luigi Fusella, Salvatore Tedeschi, Joseph Tubiana, Trois essays sur la literature ethiopienne. Paris, 1984. P. 42.

«Востоковедение и африканистика в университетах Санкт-Петербурга, России, Европы. Актуальные проблемы и перспективы»: международная научная конференция, 4-6 апреля 2006 г. Санкт-Петербург.

VII Чтения памяти Д. А. Ольдерогге "Африка в системе мировых цивилизаций: прошлое, настоящее, будущее", 3-4 мая 2007 г. Санкт-Петербург.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения и списка использованных источников и исследований.

Похожие диссертации на Эфиопский интеллигент и государство в начале XX века : жизнь и творчество Хыруя Вольдэ Селлассе : 1878-1938 гг.