Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование антиглобалистской идеологии в странах Запада (70-е-90-е годы XX в.) Кузнецов Евгений Дмитриевич

Формирование антиглобалистской идеологии в странах Запада (70-е-90-е годы XX в.)
<
Формирование антиглобалистской идеологии в странах Запада (70-е-90-е годы XX в.) Формирование антиглобалистской идеологии в странах Запада (70-е-90-е годы XX в.) Формирование антиглобалистской идеологии в странах Запада (70-е-90-е годы XX в.) Формирование антиглобалистской идеологии в странах Запада (70-е-90-е годы XX в.) Формирование антиглобалистской идеологии в странах Запада (70-е-90-е годы XX в.) Формирование антиглобалистской идеологии в странах Запада (70-е-90-е годы XX в.) Формирование антиглобалистской идеологии в странах Запада (70-е-90-е годы XX в.) Формирование антиглобалистской идеологии в странах Запада (70-е-90-е годы XX в.) Формирование антиглобалистской идеологии в странах Запада (70-е-90-е годы XX в.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузнецов Евгений Дмитриевич. Формирование антиглобалистской идеологии в странах Запада (70-е-90-е годы XX в.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Иркутск, 2004 193 c. РГБ ОД, 61:05-7/78

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 20

1. Понятие глобализации 20

2.Причины и движущие силы глобализации 26

3. Противоречия глобализации 29

ГЛАВА II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АНТИГЛОБАЛИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДА 34

1. Социально-экономические причины возникновения движения 34

2. Роль научных дискуссий 70-80 годов в формировании антиглобалистской идеологии в странах запада 53

3. Организация, сферы и формы деятельности участников и идеологов движения 84

ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ АНТИГЛОБАЛИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 80-Х - НАЧАЛО 90-Х ГОДОВ) 113

1. Экономика и политика западных стран в условиях глобализации . 115

2. Социальная справедливость и мировое неравенство в условиях глобализации 135

З.позитивная программа антиглобалистов 144

4. Критика умеренного антиглобализма 155

Заключение 164

Источники 170

Литература 178

Приложения 185

Введение к работе

Проблемам, связанным с глобализацией, уделяется в последние годы много внимания. Обилие книг и статей, создание и деятельность институтов и исследовательских подразделений, занимающихся проблемами глобализации N наглядное тому свидетельство. Иным образом дело обстоит с таким феноменом мировой общественно-политической жизни как антиглобализм. Внимание СМИ к акциям протеста антиглобалистов и периодическое появление журнальных и газетных статей на эту тему отнюдь не проясняет ситуации и тем более не говорит об изученности этого феномена, о каких-то выработанных и устоявшихся подходах к его рассмотрению.

В последнее время антиглобалистское движение, как феномен мировой социально-политической жизни, постепенно входит в круг объектов научного исследования. Однако перечень работ, посвященных теме, насчитывает лишь несколько статей, в которых исследователями предпринимаются попытки разобраться в сущности антиглобалистского движения, его структуре, целях и причинах возникновения, а также перспективах развития. К числу таких работ относятся статьи доктора исторических наук А.Б. Вебера1, К. Майданни-ка2, Ю. Тютюника3 и ряда других исследователей.4 Отдельно следует обозначить работы А.В. Бузгалина, д.э.н., профессора МГУ, координатора общественного движения "Альтернативы", которые представляют собой сплав аналитической статьи и варианта программного документа5. Данные статьи представляют собой попытку обозначить ключевые моменты феномена антиглобализма: его возникновение как ответ на противоречия глобализации, характеристика движения, краткий анализ его состава, целей, задач. Статья А.Б. Вебера, открывшая собой дискуссию в рамках круглого стола "Антиглобали-

1 см. напр. Вебер А. Б. Что стоит за так называемым антиглобализмом?// МЭиМО, 2001, № 12, с. 50- 56

2 Майданик К. Альтернативное движение: фаза консолидации // Альтерглобализм: теория и практика "анти
глобалистского движения "/ под. ред. А. В. Бузгалина. М.: Едиториал УРСС , 2003. N256c. ее. 158-179.

3 Тютюник Ю. Антиглобализм и тоталлогия // Альтернативы, 2001.- № 4, с. 53-68

4 см. напр. Кагарлицкий Б. Глобализация и левые. NM.: Логос, 2001.-172с.

5 см. напр. Глобализация, антиглобалистское движение и Россия"// Альтернативы, 2001.-№ 4

стские движения N начало великой смуты XXI века?", представляет собой, как указано на страницах журнала " своего рода информацию для размышления" и содержит, помимо вышеозначенных моментов, приведенную по книге М. Вилсона и Е. Уайтмора " Семена конфликта. Общественное развитие в эпоху глобализации"6 таблицу сравнительной характеристики неолиберальной, традиционной левой и новой антиглобалистской идеологии касательно отношения к глобализации и ее противоречиям.

По мысли А.Б.Вебера, антиглобалистское движение отразило кризис неолиберального глобализма, являющегося политикой проводимой правительствами стран большой семерки и контролируемыми ими международными институтами. "Действие рождает противодействие. Его проявления многообразны - от протестов против негативных последствий глобализации...и требований, направленных на смягчение или нейтрализацию этих последствий, до неприятия глобализации как таковой - как нового издания колониализма-империализма, как экспансии западной культуры, подрывающих культурные ценности незападных цивилизаций." В другой статье А.Б. Вебер указывает на "... масштабы и глубину социальных проблем, не получающих разрешения в рамках неолиберальной экономической модели", а также на "кризис развития традиционного типа, осознание пределов роста и угрозы экологической катастрофы" как на побудительный мотив поиска альтернативной модели, оформившегося в частности в виде концепции устойчивого развития. Причем автор отмечает, что "Формированию концепции устойчивого развития предшествовали полтора-два десятилетия дискуссий и поисков, в которых принимали участие многие выдающиеся представители мировой интеллектуальной элиты, включая видных деятелей международной социал-демократии

6 Wilson M.G., Whitemore Е. Seeds of Fire. Social development in the Era of Globalism N.Y., 2000. P.54,55

7 Вебер А. Б. Что стоит за так называемым антиглобализмом?// МЭиМО, 2001, № 12, с. 50- 56

". В целом А.Б. Вебер, выделяя радикальное и умеренное крыло, характеризует антиглобалистское движение как "транснациональное и левое по характеру социальное движение, направленное против экономического диктата "большой семерки", международных финансовых организаций и крупнейших мировых корпораций, а по существу N против навязываемой финансовым капиталом модели развития".9

В статье Ю. Тютюнника в эссеистической форме анализируется схожий круг тем: поднимается вопрос о видовых формах движения, а также затрагивается вопрос о ранних идеологических предпосылках движения (середина 70-х годов). В частности автор указывает на антисистемный характер антиглобалистского движения, т.к. "системный характер той катастрофы, к которой толкает человечество глобальный капитализм, требует, стало быть, разрушения системы". Как и А.Б. Вебер, Ю. Тютюнник не склонен представлять антиглобализм как нечто, не имевшее если не предыстории, то хотя бы аналогии в прошлом. "Первые предупреждения о грядущей неолиберальной опасности, уже глобального масштаба, были сделаны в начале 70-х. Имеются в виду модели прогрессивных западных интеллектуалов, собравшихся в так называемый Римский клуб. Несмотря на свое методическое несовершенство, эти модели сделали большое полезное дело: впервые было аргументировано, вне идеологического контекста, заявлено, что дальнейшее глобальное развитие капиталистической системы в том виде, в каком оно осуществлялось, невозможно. Исследования римлян даже предвосхитили целый ряд антиглобалистских идей".10

В статье д.и.н. К. Майданика "Альтернативное движение: фаза консолидации"11 предпринимается попытка охарактеризовать антиглобалистское

8 Вебер А. Б. Две модели мирового развития и новые протестные движения // Альтерглобализм: тео
рия и практика "антиглобалистского движения "/ под. ред. А. В. Бузгалина. М.: Едиториал УРСС , 2003. N
256с. ее. 208-224.

9 Там же. стр. 219

10 Тютюнник Ю. Антиглобализм и тоталлогия // Альтернативы, 2001.- № 4, с. 57

11 Майданик К. Альтернативное движение: фаза консолидации // Альтерглобализм: теория и практика "анти
глобалистского движения "/ под. ред. А. В. Бузгалина. М.: Едиториал УРСС, 2003. N256c. ее. 158-179.

движение, определить его историческое место, этапы и перспективы развития. Автор, характеризуя движение как альтернативное, то есть "...ставящее своей целью утверждение иной системы ценностей, иного, чем сегодня и вчера мира, и главное иного его развития",12 предлагает в качестве варианта подхода к проблеме его генезиса подход, основанный на историческом (диахрон-ном) анализе, когда "... Альтернативное движение рассматривается через призму развития "движений-предшественников" и кризисов конца XX века. При этом исходным рубежом процесса выступают события 68 г.; появление тех элементов идеологии, организации, мироощущения, последующая эволюция которых и отражала чередование различных фаз эмбрионального развития Альтернативного движения и сопутствующих ему процессов. В значительной мере подобный подход неминуемо будет отталкиваться от истории "мировой левой" (широкой)".13 Относя рождение Альтернативного движения к 1995 году, К. Майданик отнюдь не противоречит своим положениям относительно ключевой роли 70-х годов, разделив, таким образом, массовые организованные действия второй половины 90-х и интеллектуальное движение, существовавшее в виде научной критики и теоретических построений.

Приоритет интеллектуальной составляющей над массовой компонентой в более четко сформулированном виде обозначает Диана Эриксон14, говоря о том, что антиглобализм "на сегодняшний день представлен достаточно широким спектром социальных критиков, экономистов, политических лидеров, как левого, так и правого толка, международных и локальных организаций и сообществ"15. По мысли Д. Эрксон "Сегодня мы можем рассматривать представителей движения как производителей нового знания. Не отрицая важности акций и организационных структур, можно утверждать, что и то и другое вы-

12 Там же. Стр.160.

13 Там же. Стр.161.

14 Диана Эриксон Ыкандидат социологических наук, научный сотрудник УрГУ, г. Екатеринбург.

15 Эриксон Д. "Антиглобализм" : наброски к социологическому портрету // Альтерглобализм: теория и прак
тика "антиглобалистского движения "/ под. ред. А. В. Бузгалина. М.: Едиториал УРСС , 2003. N256c. ее. 181.

полняет лишь вспомогательную функцию по сравнению с изменением коллективных представлений".16

Наиболее подробный и многосторонний анализ антиглобализма представлен в работах А.В. Бузгалина, анализирующего как само движение, так и противоречия глобализации в ее современной (неолиберальной) форме, характеризуемой автором как "глобальная гегемония капитала". Среди прочего следует отметить, что в анализе составляющих антиглобалистского движения А. В. Бузгалин придерживается деления его на левую (радикальную) и умеренную (неореформистскую) части, причем именно за последними, как отмечает автор, собственно и закрепилось имя "антиглобалистов". Умеренное крыло антиглобализма, по мнению А.В. Бузгалина, характеризуется заметным внутренним противоречием: "интерклассовость и интеридеологичность аль-терглобализма, акцентируемая отстраненность значительной части участников от антикапиталистической, социалистической направленности находится в противоречии антикапиталистическим содержанием действий этих органи-

« » 17

зации .

И если для других авторов антиглобализм предстает в виде широкого левого движения, то А.В. Бузгалин легко определяет тот факт что критическое осмысление противоречий капиталистического развития не обязательно толкает людей в ряды левых, т.е. социалистических партий и движений, рассматривающих существующие противоречия в русле классовой борьбы против капитала.

Главным отличием последних является существование (проговариваемой или подразумеваемой) программы максимум, а именно - построение посткапиталистического социалистического общества, не ограничивающегося рамками социальной рыночной экономики, как в случае с представителями реформистского крыла.

16 Там же. Стр.185

17 Бузгалин А. Альтерглобализм: к теории феномена // Альтерглобализм: теория и практика "антиглобалист
ского движения "/ под. ред. А. В. Бузгалина. М.: Едиториал УРСС, 2003. N256C. стр.46.

По мнению И. Готлиба, представителей умеренного крыла движения **... отличает специфическое сочетание жестких радикальных обличений и апелляции к широким массам с весьма умеренным, реформистским содержанием реально проповедуемых позитивных идей",18 которые в целом характеризуются им как "локалистский мелкобуржуазный реформизм".19

Подобные противоречия, а также более широкий круг вопросов касающихся положения левых в современной ситуации подробно рассматриваются в работе Б. Кагарлицкого "Глобализация и левые ". По мнению автора, "движения, получившие с легкой руки некоторых журналистов, название "антиглобалистских", на самом деле являются лишь формой существования радикальной левой в условиях глобализации ", и должны рассматриваться " как

часть более широкого левого спектра и как своеобразный ответ на кризис традиционной левой в 90-е годы".

Среди исследований западных авторов следует отметить работу "Соци-альное развитие в эпоху глобализации" М. Вильсона и Е. Витмора , в которой авторами предпринята попытка сравнительного анализа неолиберальной, традиционной левой и новой антиглобалистской идеологии в контексте отношения их представителей к основным проблемам современного мира.

В частности авторы отмечают, что для новой парадигмы характерны такие компоненты как предпочтение "глобализации снизу", вера в выживание "наиболее приспособленных" коими окажутся те, кто более способен к кооперативным действиям, а также вера в ведущую роль народных движений в формировании новых форм социальных, экономических и политических

Готлиб И. Заметки после Генуи // Альтерглобализм: теория и практика "антиглобалистского движения "/ под. ред. А. В. Бузгалина. М.: Едиториал УРСС, 2003. N256c. стр.76.

19 там же. Стр. 83.

20 Где по мнению Б. Кагарлицкого объединены партии и движения, принадлежащие исторической традиции
рабочего социализма и наследники "новой левой" 60-х годов, прежде всего " зеленые" и другие радикальные
течения. И в том и в другом случае левых объединяет стремление преодолеть, или по крайней мере, рефор
мировать капитализм опираясь на коллективистские ценности, не смотря на различия в методах преобразо
вания, степени радикализма и трактовке этих ценностей.

21 Кагарлицкий Б. Глобализация и левые. NM.: Логос, 2001.-172с. стр8.

22 Wilson M.G., Whitmore Е. Seeds of fire. Social development in an era of globalism. N.Y., 2000.

структур. По мысли авторов, именно последний компонент сильнее всего отличает новую парадигму от взглядов традиционных левых, считающих силы глобализации либо слишком сильными для противостояния им на современном этапе, либо саморазрушительными, что также предполагает отказ от каких-либо действий по улучшению положения.24

Критический подход к феномену антиглобализма отражен в публикациях таких западных авторов как Даг Хенвуд25 и Уолтер Кирн26. Данные авторы, выражая скепсис по отношению к антиглобализму как идеологии и движению, анализируют противоречивость целей и методов, разделяемых его участниками.

В целом же авторы данных работ не ставят перед собой задачу рассмотрения истории возникновения антиглобалистского движения через призму возникновения и эволюции его идеологических основ. В статьях, посвященных антиглобализму также не затрагиваются в конкретно-историческом ключе вопросы возникновения и деятельности различных антиглобалистских фондов, неправительственных организаций и инициативных групп, существовавших до середины 90-х годов. Все это заставляет нас рассматривать антиглобализм более пристально, в том числе и через анализ его идеологических корней.

Антиглобалистское движение, представляющее собой коалицию демократических и леворадикальных сил, заявившее о себе в конце девяностых всплеском массовой общественно-политической активности,27 превращается в новое, стремительно набирающее силу явление мировой общественно-политической жизни. В связи с этим представляется актуальным, как с научной, так и с практической (общественно-политической) точки зрения рассмотреть вопросы, касающиеся истоков антиглобалистской идеологии (при-

23 Wilson M.G., Whitmore Е. Seeds of fire. Social development in an era of globalism. N.Y., 2000. p.54,55.

24 Ibid.

25 Henwood Doug. Antiglobalization II Left Business Observer #71, January 1996.

26 Kirn W . The new radicals. The people who brought us Seattle have now done Washington. Are they dreamers or
sly subversives? /time/2000/04/17/radicals.html

чины, условия и время возникновения ее первых ростков, ее эволюция и распространение), а также вопросы, связанные с историей возникновения и деятельности фондов, организаций и инициативных групп, как составляющих ныне костяк антиглобалистского движения, так и тех, которые можно охарактеризовать в качестве предшественников современных антиглобалистских организаций.

Рассмотрение этих вопросов позволило бы нам более отчетливо уяснить характер, роль и место антиглобалистского движения в современном мире и странах Запада, в частности, т. к. без рассмотрения истоков формирования и ранних его форм довольно сложно понять современное состояние и перспективы такого сложного и многоуровневого феномена как антиглобализм.

Исходя из вышесказанного, целью данной работы будет являться выяснение и анализ содержания идейно-теоретических компонентов, легших в основу антиглобализма, как нового по форме общественного движения конца 90-х годов XX века, а также рассмотрение форм организации интеллектуальной и массовой (протестной) деятельности, как на современном этапе, так и тех, которые послужили отправной точкой или предтечей его современных форм.

Такая постановка цели требует решения следующих задач:

Выявление круга наиболее значимых для содержания современной антиглобалистской мысли перечня авторов и работ (академических и критических), посвященных проблемам мировой политики и экономики, а также проблемам социально-экономического развития,

Выбор наиболее ярких из них в качестве примеров и объектов анализа,

Выделение наиболее общих блоков антиглобалистской идеологии и рассмотрение конкретного их содержания.

См. напр. Алексеев А. Новое измерение антиглобализма // Коммерсант, № 17, 1 февраля 2001.

Вопросы, связанные с избранной темой еще не нашли своего отражения в историографии и требуют изучения.

При такой постановке целей и задач, важно придерживаться принципа объективности и историзма, являющегося методологической основой исследования. Принципа предполагающего выявление хронологической последовательности явлений и событий, установление связей каждого исторического явления с прошлым. В своей работе автор старался избегать односторонних и категоричных оценок, стремился дать объективный анализ исследуемой проблематики.

Недостаток академических работ по теме, объясняющийся во многом тем, что движение переживает сейчас лишь этап становления и оформления, компенсируется обилием статей в электронных и печатных СМИ, откликающихся комментариями на те или иные события, связанные с движением.

Оценивая уровень аналитичности подобного рода материала, отметим, что пальма первенства здесь принадлежит Интернету: среди статей, посвященных движению, встречаются, помимо заметок новостного характера, статьи, эссе, анализирующие феномен в целом, деятельность отдельных его представителей (лидеров, идеологов). Следует, однако, отметить, что большая часть СМИ по-прежнему уделяет основное внимание лишь шумным столкновениям антиглобалистов с полицией и проведению манифестаций и акций протеста.

Главными вопросами, рассматриваемыми в материалах, посвященных антиглобализму, являются:

  1. Структура, состав и организационные формы движения

  2. Методы борьбы и отстаивания своих позиций

  3. Оценка значимости движения в мировой политике, степень воздействия на нее.

В существующих на сегодняшний день материалах СМИ, посвященных антиглобализму и представляющих собой живую, непосредственную реакцию на происходящие события, содержатся следующие положения на этот счет.

Движение антиглобалистов чрезвычайно неоднородно, его цели и состав трудно поддаются анализу28. В его состав входят борцы со СПИДом, социалисты, коммунисты, вегетарианцы, анархисты, борцы за списание внешнего долга со стран «Третьего мира», борцы за права нелегальных мигрантов, «зеленые», профсоюзные активисты, борцы за права человека, за права пешеходов, борцы с глобализацией всемирной торговли (противники ее либерализации, ВТО), сепаратисты (сардинские, басские), противники ТНК29. К движению также примыкают фермеры, феминисты, борцы против эксплуатации детского труда и др).

Движение антиглобалистов аморфно, оно не имеет четкой структуры, руководителя, и в настоящее время переживает процесс организации и налаживания связей с целью координации политики. Чаще всего в материалах, посвященных антиглобализму, фигурируют организации экологического направления и «АТТАК» (аббревиатура лозунга «За налог Тобина в пользу граждан»30) обладающие наиболее разветвленной сетью и некоторые другие.

Консолидация движения осложнена отсутствием единого понимания и отношения к феномену глобализации, наличием противоречий по линии Север N Юг, а также антиамериканских и антизападных в целом настроений в ряде групп и направлений движения.

Различны точки зрения по вопросу об истоках антиглобализма. Истоки антиглобализма часто выводятся из радикальных выступлений левой молодежи конца 60- х годов, представляя его, таким образом, продолжением про-

28 Kirn W . The new radicals. The people who brought us Seattle have now done Washington. Are they dreamers or
sly subversives? //

29 Новое измерение антиглобализма //Коммерсант, 1.02.02., № 17

J0 Подробнее смотри: АТТАКованый мир//Общая газета, 1.09.01., № 44 (430)

теста против издержек капиталистического развития . Другая точка зрения заключается в том, что движение антиглобалистов, возросшее на соответствующей идеологической основе, появляется не ранее середины 90-х годов, когда понятие "антиглобализм" утверждается на страницах газет и других СМИ в связи с резко возросшим количеством выступлений.

Часть авторов связывают рождение антиглобализма как движения с началом сапатистского восстания в Мексике.32

В качестве причин, вызывающих протесты, называются такие издержки глобализации, как разница в доходах и уровне жизни между глобализированными и невовлеченными в этот процесс странами, городами, людьми; социальная напряженность в центрах глобализации, противоречия элиты и контрэлиты33.

Оценка движения по преимуществу заключается в критике его как "бессмысленного и утопичного" или же вытекающего из социально-психологических особенностей его участников3, хотя издержки глобализации, отмечаемые исследователями, также признаются критиками антиглобалистского движения.

Объективная же ситуация такова, что роль антиглобалистского движения в мировой политике и его влияние на правительства и международные организации в настоящее время неуклонно растет, в связи с чем скепсис в оценке движения постепенно уступает место более серьезному вниманию, особенно в свете последних событий, когда 3-й Всемирный социальный форум, который проходил в январе 2003 г. в г. Порту-Алегре, собрал более 100 тысяч человек из 156 стран мира.35

31 Henwood Doug. Antiglobalization II Left Business Observer #71, January 1996.

32 см. напр. Цветков А. Призрак антиглобализма II . Гаценко А.//

33 См.: Сергеев В. Бороться против естественных процессов бессмысленно. // Компьютерра, 2001, № 17
(394).

34 см. рецензию Дата Хенвуда (Doug Henwood ) "Антиглобализация " на книгу Дэвида Кортена (David
Korten) "Когда корпорации правят миром", а также статью Уолтера Керна ~The new radicals. ".

35 Подробнее см. А. Бузгалин. Социальные форумы становятся общепланетным явлением // Альтернати
вы, 2003, № 1. Стр. 28- 33., И. Абрамсон. ЕСФ-2003: романтика схваток уступает место

рутине повседневного противоборства // Альтернативы, 2004, № 1.

В целом подход журналистов к теме, освещение событий и делающиеся ими акценты при освещении проблем связанных с антиглобализмом резко критикуются самими антиглобалистами, левыми интеллектуалами и теми немногочисленными исследователями, в поле зрения которых попадает феномен антиглобализма, причем две последние группы в большинстве случаев составляют одни и те же люди, выражающие, помимо прочего, также скепсис в отношении возможностей "непредвзятого" и "объективного" исследования антиглобализма авторами, не стоящими на левых позициях.

Все вышесказанное подводит нас к необходимости более подробного рассмотрения феномена антиглобализма, причем в русле анализа содержания и эволюции составляющих его идеологических компонентов, не оставляя, однако без внимания вопросы, касающиеся организационных форм, социального состава и протестных акций. Пока что внимание широкой общественности в основном приковано к внешней стороне феномена - шумным акциям активистов, оставляя в тени главное, а именно то, что акции протеста являются в данном случае не целью, а средством призванным привлечь внимание к острым проблемам современности и возможным способам их решения.

Идейно-теоретические разработки, а не только поведение демонстрантов на улицах и количество разбитых витрин должны оказаться в центре внимания исследователей антиглобализма.

Подходя к рассмотрению такого феномена как антиглобалистское движение, необходимо, прежде всего, избавиться от представления о том, что период формирования антиглобалистской идеологии относится к концу 90-х годов XX века. По большому счету основные блоки антиглобалистской идеологии были сформулированы к концу 80-х мначалу 90-х гг., причем, в основном, в среде профессоров, преподавателей ведущих университетов мира, публици-

стов, экономистов, и что особенно важно в отсутствие самого понятия "антиглобализм"36.

Начало такому направлению уже положено в ряде упоминавшихся выше работ, посвященных теме. Однако исторический контекст, как и в целом подход к проблеме с исторической точки зрения, остаются пока в списке ожидания.

Что же касается источников для исследования данной темы, то их спектр достаточно широк. В качестве источниковой базы для подобного рода исследований могут быть использованы официальные материалы исследуемых организаций, движений и групп, произведения "идеологов" антиглобализма, материалы СМИ. В целом их можно подразделить на следующие группы:

1. Произведения "идеологов" антиглобализма, критиков и теоретиков, в
большинстве своем представителей академических кругов, чья деятельность
напрямую не связана с политикой или массовым движением: Ноам Хомский,
Дэвид Кортен (Korten), , Джон Каванаг (Институт политических исследо
ваний, Вашингтон) и др.

2. Программные документы (или их аналоги), статьи и высказывания
неассоциированных антиглобалистов, высказывания лидеров антиглобалист
ских организаций. В качестве примера подобного рода документов рассмот-
рены такие из них как "Платформа международного движения АТТАС" ,
платформа организации "Пятьдесят лет достаточно. Сеть за глобальную эко-

при всей сложности определения "авторства" этого названия, одной из наиболее ранних статей, в которой используются такое определения как "антиглобализм" является статья Д. Хенвуда "Antiglobalization", опубликованная в Left Business Observer в январе 1996 года.

37 Дэвид Кортен (David Korten): получил степень бакалавра и доктора философии в Высшей Школе бизнеса
Стэндфордского Университета, работал на факультете Гарвардской Высшей Школы бизнеса. Много лет про
вёл в Азии по линии Фонда Форда и Американского Агентства международного развития. Является автором
книги "Когда корпорации правят миром" (When Corporations Rule the World M Berrett-Koehler and Kumarian
Press, 1995), президент Форума Гуманистического Развития (People-Centered Development Forum) и член ру
ководства организации Позитивное Будущее (Positive Futures Network), издатель журнала "YES!".

38 Международное движение за демократический контроль над финансовыми рынками и их
институтами.

номическую справедливость" а также международного движения "Focus on the global South».40

3. Публицистические статьи (журнальные, газетные, Интернет), посвя-

щенные проблеме. Они содержат сведения о выступлениях антиглобалистов, их лозунгах и требованиях; интервью с лидерами организаций; оценку вышеозначенных моментов с различных позиций.

В данной работе в качестве источников, отражающих содержание и основные направления критической мысли, образующей ныне логические блоки антиглобалистской идеологии умеренного (реформистского) крыла движения, используются академические и публицистические работы Дэвида Кортена, Джеймса Робертсона, Германа Дейли, Уолдена Белло, Дэвида Морриса и ряда других авторов, главным направлением деятельности которых на протяжении предшествующих десятилетий была критика господствующей системы социальных и экономических отношений и поиск альтернативных моделей социально-экономического устройства.

Во второй главе, где рассматриваются вопросы, связанные с ролью научных дискуссий 70-х -80-х годов, в качестве источников используются в основном работы экономистов и исследователей международных отношений. В их числе, помимо работ упомянутого выше Д. Робертсона, такие работы как, "Пределы роста"41, "Человечество на перепутье"42, " Пересмотр междуна-

39 50 years is enough. US network for global economic justice. Platform Summary//

40 Focus on the Global South programmes II programmes /programmeindex.htrn

41 Meadows D. L. et al. The Limits to Growth: A Report for the Club of Rome's Project on the Predicament of
Mankind. New York: Universe Books. 1972).

42 Mesarovic M. and Pestel E. Mankind at the Turning Point: The Second Report to the Club of Rome. New-York: E.
P. Dutton and Co. Inc., 1974).

родного порядка" , "Цели для человечества" , " Транснациональные корпорации и глобальные рынки: изменение баланса сил".45

При рассмотрении указанной проблематики важно разобраться с самими понятиями "антиглобализм", "антиглобалисты". Наименование "антиглобалисты" применительно к описываемым ниже организациям и активистам впервые появляется в СМИ в конце 90-х годов и прочно укореняется на страницах печатных и электронных изданий. Сами же представители движения редко пользуются этим словом, его нет ни в их программных документах, ни в заявлениях и лозунгах.

Появление этого названия вызвано тем, что наиболее яркой и дискуссионной 46 частью антиглобализма является стремление локализовать мировую экономику и в особенности ее финансовый сектор. К концу 80-х началу 90-х годов разрушительное воздействие свободной торговли и движения капитала становится центральным местом в работах ряда экономистов и критиков антинеолиберальной направленности, указывавших на необходимость локализации как на вариант решения проблем.47 Такая приверженность локализму как способу достижения стабильности и залогу решения массы проблем в работах и высказываниях ряда авторов способствовала появлению названия "антиглобализм" распространяемому ныне на достаточно широкий спектр идеологии и практики новых социальных движений.

По большому счету борьбу с глобализацией в широком смысле ведут лишь немногие из сотен групп, причисляемых к антиглобалистскому движению. Объектом недовольства для тысяч активистов является не глобализация как таковая, а ее неолиберальный вариант и противоречия, перекосы соци-

43 RIO: Reshaping the International Order. A Report to the Club of Rome/Tinbergen, Dolman van Ettinger (Eds.),
New-York: E. P. Dutton. 1976).

44 Laszlo E. et al. Goals for mankind. A Report to the Club of Rome on the New Horizons of Global Community.-
N.Y.: Dutton, 1977.

45 Clairmote Frederick F., Cavanagh John H. Transnational corporations and the global markets: changing power
relations., TNC research project University of Sydney, 1984.

46 вызывающей резкую ответную реакцию со стороны приверженцев неолиберализма

47 См. напр. Daly Herman Е., Cobb J.B. For the common good: redirecting the economy toward community.
Boston., 1989. Chap. 11. Free trade versus community, pp. 209-235.

ально-экономической сферы, проблемы политики и экологии, не находящие, по мнению участников движения, должного внимания и решения при современных формах существования глобальной капиталистической экономики. Использование определения "антиглобалисты" в качестве самоназвания довольно редко и вызвано необходимостью иметь удобный ярлык (в позитивном смысле этого слова) для сношений с широкой общественностью и прессой.

Удобным и вполне устоявшимся определением "антиглобализм" может выступить и в научном исследовании, как термин, обозначающий массу разнообразных и порой противоречивых действий и организаций, судить о принадлежности которых к движению антиглобалистов можно лишь на основании анализа их деятельности.

Однако это удобство таит в себе массу подводных камней для самого движения.

В литературе, посвященной антиглобализму, для обозначения данного движения используются и другие определения. Так, по глубокому убеждению А. Бузгалина движение следует называть альтерглобалистским, т.к. ярлык "антиглобализм", прикрепленный к нему неолиберальными СМИ искажает его подлинную суть как движения целью которого является развитие позитивной альтернативы господствующей ныне неолиберальной модели глобализации, интеграции в интересах людей, культуры и природы, интеграции, проводимой снизу и демократически.

На объективные проблемы, связанные с названием и самоназванием движения указывает К. Майданик, когда говорит о возможности " перекрестить Движение исходя из иных, действительно общих для различных его секторов конкретных аспектов, лозунгов и смыслов ("антинеолиберальное", "антикорпоративное", "за глобальную демократию большинства", "партиси-

пасионистское и мультикультурное" и т.п.)". Проблема, как указывает автор, в том, что Движение, которое он называет Альтернативным чрезвычайно неоднородно и нетрадиционно, к тому же и собственно антиглобалистское направление составляет в нем некую часть.

У А. Б. Вебера антиглобалистское движение определяется как " новое социальное движение ", у Б. Кагарлицкого находим такие определения как "антикапиталистическое", "движение за глобальную демократизацию", " Третья левая", " новые радикальные движения" и "постмодернистский радикализм".

К наиболее оригинальным названиям относится название предложенное С. Долматовой - "движение анти оглобалистов" или ДАО-глобалистов, сопротивляющихся оглоблению, как процессу " огрубления, оглупления, озлобления и, фактически, угробления богатого своим многообразием и взаимосвязями глобального мира".49

Данная дискуссия выражает стремление участников движения к обретению позитивного названия, точнее отражающего его суть.

В этой связи встает вопрос, должны ли мы выбрать для себя одно из предлагаемых названий, продолжать пользоваться старым или следовать далее по пути поиска наиболее подходящего названия? Является ли вопрос о названии принципиальным, затрудняет ли использование наименования "антиглобализм" исследование этого феномена?

Довольно неожиданной, но вполне показательной аналогией в данном случае может послужить ситуация с таким понятием как меркантилизм.

Т.У. Хатчинсон писал, что "меркантилизм"- "один из самых досадных и самых расплывчатых измов нашего словаря"50. Означает ли это, что мы

48 Майданик К. Альтернативное движение: фаза консолидации // Альтерглобализм: теория и практика "анти
глобалистского движения "/ под. ред. А. В. Бузгалина. М.: Едиториал УРСС, 2003г. N256c. ее. 158-179.

С. 159.

49 Долматова С. Глобализация или оглобление? // Альтерглобализм: теория и практика "антиглобалистского
движения 7 под. ред. А. В. Бузгалина. M.: Едиториал УРСС, 2003г. N256c.

50 прив. по Блауг M. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: "Дело ЛТД", 1994., 720 с.

должны, как предлагает Т.У. Хатчинсон, изъять слово "меркантилизм " из обращения экономической и исторической науки? Большинство исследователей негативно отвечает на этот вопрос, хотя и с массой оговорок. ". На протяжении трех столетий несогласованных интеллектуальных усилий полных противоречивости и отражающих многообразные обстоятельства реальной жизни, определенные связующие доктринальные нити, проявлялись вновь и вновь. Именно эти нити мы сплетаем воедино в нечто обозначаемое словом "меркантилизм" таким образом придавая источникам больше единства и логической связи чем имелось на деле"51

Бродель писал о меркантилизме: "... каким бы плохим он ни был, этот ярлык удобно объединяет целую серию действий и форм тактики, проектов, идей, опытов которыми было отмечено в XV-XVIII веках первоначальное укрепление позиций современного государства перед лицом конкретных проблем с которыми ему пришлось столкнуться. "52

Пока еще рано говорить о том, какое именно название закрепится в науке за данным феноменом, и закрепится ли вообще, но уже сейчас очевидно, что не существование, а отсутствие такового в качестве инструмента исследования способно задержать процесс научного осмысления феномена.

В связи с этим представляется целесообразным использование термина "антиглобализм", хотя и со всей массой оговорок, неизбежных на начальном этапе введения его в научный оборот.

Каким образом нам удается свести воедино такие казалось бы разнородные по целям и требованиям организации и движения?

Возьмем, к примеру, такие организации как экологические и феминистские. Вооружившись методом выделения общего и особенного, мы обнаруживаем, что ключевой проблемой, как в первом, так и во втором случае является проблема, укладывающаяся в рамки отношений эксплуатации и дискри-

51 Бродель Ф. Материальная цивилизация: экономика и капитализм. Т.2.: Игры обмена. 1988.,632 с. стр.9.

52 Бродель Ф. Материальная цивилизация: экономика и капитализм. Т.2.: Игры обмена. 1988., 632 с. стр.550.

минации, что в более обобщенном виде выглядит как проблема отношений "экономика - государство N общество". Эта проблема, обусловленная господствующей в мировом масштабе моделью хозяйсвенно-экономических отношений, в рамках которой ущемляются права людей в разных сферах и группах, является в данном случае ключевой.

Однако прежде чем говорить об истоках антиглобалистского движения и его составляющих, эволюции и перспективах необходимо уяснить вопрос о сущности самого понятия глобализация. Это тем более оправдано в силу того, что именно в ходе изучения и осмысления всей совокупности процессов происходящих в мировой экономике и политике учеными были сделаны выводы легшие за тем в основу антиглобалистской идеологии.

Понятие глобализации

Проблемам, связанным с глобализацией, уделяется в последнее время довольно много внимания в научной литературе. Количество работ по теме исчисляется тысячами. Однако, однозначной трактовки происходящих в современном мире событий, скрывающихся за этим понятием, равно как и устоявшегося определения глобализации пока нет. Настоящая глава представляет собой своего рода обзор основных подходов и положений, касающихся темы, данный в наиболее сжатом виде.53

Знакомство с данной проблематикой составляет необходимую ступень к рассмотрению критики глобализации исходящей со стороны представителе антиглобализма.

Этимологически термин глобализация вязан с латинским словом " гло-6yc"N Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов.

Во франкоязычной литературе понятием близким "глобализации" является "мондиализация." Некоторые специалисты международно-политической науки используют их как равнозначные, считая первое англосаксонской версией второго.54 Другие считают, что термин "глобализация" отражает, прежде всего экономическую доминанту наблюдаемых сегодня изменений в мировом развитии, тогда как "мондиализация" относится в болшей мере к распространению единоообразия в сфере потребления, досуга, културы, социальной жизни людей.55

Неоднозначна трактовка соотношения понятия глобализация и интернационализация.

"...глобализация процессов N это не только их повсеместность, не только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в систему социально-экономических, политических и иных свя-зеи .

По мнению А. Неклессы, глобализация отличается от интернационализации и может быть определена как унификация определенных правил игры, повсеместная информатизация, обеспечение прозрачности экономического пространства, установление мировой коммуникационной сети и т.п. Однако самое главное, по мысли А. Неклессы,- это находящаяся в становлении система глобального управления, во первых ресурсами планеты и перераспределением мирового дохода, но также и всей экономической деятельностью на ней, в виде сложноподчиненной (но в целом американоцентричной) геоэкономической конструкции.57

В неомарксистской интерпретации термин "глобализация" означает целенаправленную стратегию монополистического капитала и американского империализма, имеющую целью окончательное закрепление экономического неравенства в мире и эксплуатацию "периферийных "и "полупериферийных" регионов и государств крупнейшими монополиями мирового центра; как понятие заменяющее термин "империализм", содержанием которого является политика мирового капитализма, направленная на подчинение мира потребностям своего собственного развития.58

Существует несколько фундаментальных базовых подходов к пониманию глобализации:

1). Культурологический, рассматривающий глобализацию в широком цивилизационном смысле;

2). Экономический, трактующий глобализацию в контексте развития мировых рынков товаров, услуг, капиталов и труда;

3). Экологический, связывающий глобализацию с ухудшением экологической ситуации на нашей планете;

4). Комплексный, рассматривающий глобализацию как в экономическом, так и в политическом, информационном, экологическом контексте, а также в контексте борьбы с международной преступностью и международной бедностью.

Данные подходы к понятию "глобализация" отражают разные ракурсы видения этой проблемы, характерные для исследователей - специалистов в различных областях науки об обществе - экономике, политологии, философии, истории и т.д. Причем внутри каждого из них в свою очередь могут существовать различные направления и подходы, в зависимости от тех задач, которые ставят перед собой исследователи.

Так, например, в рамках экономического подхода глобализация, в общемировом контексте, определяется как "увеличение экономической взаимосвязи различных стран, которое в свою очередь выражается в росте международных обменов товарами, финансовыми ресурсами и технологиями".59

Если речь идет о конкретной стране под глобализацией обычно понимают "интенсивность взаимосвязей между ее экономикой и мировым хозяй И, наконец, в случае " когда речь идет об отдельной отрасли, глобализация означает степень, в которой конкурентоспособность предприятий зависит от расположенных за рубежом предприятий той же отрасли".61

Сторонники культурологического подхода к глобализации рассматривают этот феномен как лежащий вне сферы известных академических дисциплин, носящий междисциплинарный характер и находящийся на пересечении интересов экономики, права, международных отношений, политологии, культурологи, информатики и т.д. Они полагают, что не существует и не может существовать всеобщего понятия глобализации. И что невозможно дать такое определение до того, как явление глобализации будет изучено всесторонне.

Большинство приверженцев экономического подхода рассматривают этот процесс в качестве новой стадии развития интернационализации хозяйственной жизни. В этом смысле глобализация предстает как совокупность таких процессов, как трансграничные потоки товаров, услуг, капитала, технологий, информации и международные передвижения людей, господство мирового рынка, интеграция и др.

Особая роль в данном случае отводится научно-техническому прогрессу как основе глобализации.

Социально-экономические причины возникновения движения

Исходя из вышеперечисленного комплекса проблем (противоречий глобализации) становится возможным понять причины неожиданного всплеска социальной активности в странах Запада в конце 90-х годов, выделить тот перечень вопросов, которым более всего уделяют внимание участники антиглобалистского движения, а также назвать институты, ответственные, по мнению антиглобалистов, за столь плачевное положение вещей. Это, прежде всего деятельность транснациональных корпораций, Всемирной торговой ор ганизации, Международного валютного фонда и Международного банка , правительств ведущих капиталистических стран мира. Важно отметить, что именно существование этих, общих для многих антиглобалистских организаций "врагов", и позволяет нам говорить о разнородных группах активистов и их идеологических вдохновителях как о движении. Экологи, социалисты, анархисты, националисты, этнические и иные меньшинства, фермеры и рабочие, религиозные объединения оказываются связанными между собой общими объектами недовольства.

Однако для формирования широкого общественного движения необходимо чтобы семена критики попали в подготовленную почву.

Центр общественного мнения Университета штата Мэриленд (США) про-вел исследование отношения американцев к процессу глобализации. По данным исследования 61% опрошенных высказались за активное развитие этого процесса, 26% - за его замедление, 9% - за остановку. 56% опрошенных считают, что глобализация увеличивает разрыв между богатыми и бедными, и только каждый десятый посчитал, что эта пропасть уменьшается. 38% опрошенных считают, что увеличение импорта в США ведет к сокращению значительного числа рабочих мест, чуть более 9% считают, что рабочие места не теряются. Почти 41% опрошенных уверен, что увеличение экспорта позитивно влияет на создание рабочих мест в стране. По мнению опрошенных, Япония - ведущая страна-экспортер. За ней следуют Китай, США и Германия. Любопытно, что эти данные абсолютно не соответствуют реальному положению дел.79

Благодаря глобализации американцы ощущают себя частью всего мира. Три четверти опрошенных (74%) заявили, что они несут моральную ответствен ность перед иностранными рабочими. 63% опрошенных считают, что товары первой необходимости необходимо дарить или продавать по символической цене бедным странам. 78% уверены, что из-за процессов глобализации США должны более активно участвовать в поддержании мира, защите прав человека и экономическом развитии. 39% опрошенных твердо уверены, что это необходимо делать даже в том случае, если США не получат никакой выгоды от этих действий.

Деятельность международных организаций вызывает легкое неодобрение. К примеру, 39% опрошенных считают, что международные организации неэффективны в борьбе с терроризмом или загрязнением окружающей среды. Среди международных организаций наиболее высоким авторитетом пользуется ООН (в ее поддержку высказались 67% опрошенных), ВТО (60%), Международный Суд (56%), МВФ (44%). При этом примерно половина опрошенных считает, что ООН не стоит требовать дополнительных полномочий. Более 65% опрошенных считают, что деятельность Всемирной торговой организации полезна бизнесу, но не всему миру в целом (почти 24% придерживаются противоположного мнения). В то же время, американцам нравится сама идея межгосударственных институтов власти. К примеру, по данным исследовательской организации "Гринберг Ресерч" (Greenberg Research), 78% американцев выступают за создание Международного Уголовного Суда. 43% опрошенных считают, что если в какой-то стране мира начинают транслировать американские телешоу или открывают закусочную McDonalds, то это приводит к исключительно позитивным последствиям. Прямо противоположного мнения придерживается 5% опрошенных. Более 80% американцев поддерживает мнение, что международные соглашения должны быть поставлены в прямую зависимость от соблюдения стандартов охраны окружающей среды.80

Довольно сложно говорить о снижении уровня жизни и доходов в развитых странах Запада как о причине возросшей социальной активности. Это вызвано тем, что в большинстве статистических материалов динамика роста неизменно отображается в таких категориях как с валовой внутренний продукт на душу населения в долларах США.

Согласно этим данным динамика ВВП в долларах США на душу населения ведущих индустриальных стран выглядит следующим образом. Из приведенных данных видно, что ВВП указанных стран за последние 30 лет возрос в среднем, исключая при подсчетах Германию, почти в восемь раз. При этом количество населения этих стран за те же годы, исключая США, где прирост составил более 60 миллионов человек, ощутимо не возросло.

Иным образом дело обстоит с вопросом о распределении и социальных расходах государства, которые были резко сокращены с целью снижения бюджетных дефицитов, принявших после 70-х устойчивый характер. Снижение государственных расходов, отказ от регулирования экономики со стороны государства привели к кризису концепции " государства благосостояния" отражавшей кейнсианские представления о целях экономической политики правительства. Приоритетные роли в этих целях отводились достижению полной занятости, стабилизации или хотя бы выравниванию циклических колебаний экономики, повышению темпов экономического роста. А увеличение расходов, то есть покупательной способности, отвечало и желаниям широких слоев населения, делая подобную политику особенно популярной.

Данные об уровне безработицы, структуре занятости и уровне бедности в странах Запада резко контрастируют со статистикой рассчитывающей доход как средний на душу населения.

Вплоть до начала 90-х гг. государство под руководством европейских социал-демократов перераспределяло значительную часть ВВП за счет налогообложения прибылей предприятий и высоких доходов собственников в пользу людей наемного труда через систему обязательного социального страхования, гарантировало минимальную зарплату, боролось с безработицей и бедностью. Основным методом решения данных проблем была нео-кейнсианская политика стимулирования темпов экономического роста за счет финансирования общественной инфраструктуры, увеличения зарплаты и спроса населения, не исключая использования инфляционных методов и бюджетного дефицита.

Экономика и политика западных стран в условиях глобализации

Критика современного капитализма, состояния и роли государства как института в ведущих капиталистических странах является одним из главных компонентов антиглобалистской идеологии и фигурирует на страницах специальных и популярных изданий как антинеолиберализм. Цель антинеолиберальной критики - пробить брешь в цепи догм неолиберализма как идеологии и показать широкой общественности негативные последствия неолиберализма как экономической политики.

В противовес неолиберализму антиглобалисты выдвигают ряд альтернативных социально-экономических моделей и теорий, способных, по их мнению, "очеловечить" современный капитализм и по-настоящему поставить его на службу человеку.

В качестве одного из подобных примеров может быть использована деятельность видного идеолога антиглобалистского движения N Дэвида Кортена. Как уже коротко упоминалось выше, Д. Кортен к началу 90-х гг. зарекомендовал себя как страстный критик неолиберализма и борец с корпоративным засильем. В приводящемся ниже анализе его социально-экономических и политических воззрений со всей наглядностью проявляются все основные "претензии" антиглобалистов к экономической политике и состоянию демократии в ведущих капиталистических странах запада.

Неолиберальная290 идеология, борьбу с которой ведут идеологи антиглобализма, базируется на следующих постулатах, выделенных Д. Кортеном в качестве основопологающих.

Устойчивый экономический рост, измеряющийся Валовым Национальным Продуктом, являет собой путь к прогрессу человечества, или иными словами рост (увеличение)- это и есть прогресс.

Существование свободного рынка, несдерживаемого государством, в конечном итоге приводит к наиболее эффективному и социально оптимальному распределению ресурсов (в широком смысле этого слова).

Экономическая глобализация, достигающаяся путем удаления барьеров на пути свободного перемещения товаров и финансовых средств в мировом масштабе, стимулирует конкуренцию, повышает экономическую эффективность, создает новые рабочие места, понижает цены, увеличивает темпы экономического роста и, в общем, благотворно отражается на широких слоях населения.

Приватизация, передающая функции управления и активы из рук государства в частный сектор, повышает эффективность экономики, способствует снижению цен, расширяет возможности потребителя и также способствует экономическому росту.

Главная задача государства состоит в создании соответствующей инфраструктуры необходимой для развития частного предпринимательства, в поддержании общественного порядка, защите прав собственности, в обеспечении выполнения обязательств и контрактов.

Человеческое поведение мотивируется личными интересами индивида и выражается, прежде всего, в погоне за материальной выгодой (прибылью).

Действия, которые приносят максимальную выгоду частному лицу или фирме, также приносят максимальную выгоду всему обществу в целом.

Индивидуализм (соревновательная модель поведения - Competitive behavior) является более рациональным для человека и общества, нежели коллективизм (cooperative behavior).

Лучшим критерием для измерения прогресса общества и улучшения благосостояния является объем совокупного общественного (экономического) продукта.

Таковы основные постулаты господствующей на сегодняшний день в науке и общественном сознании неолиберальной идеологии. Все они решительно опровергаются антиглобалистами.

По мнению Д. Кортена ряд ценных в научном плане идей и догадок, содержащихся в наследии классиков, были обращены в экстремистскую идеологию, возводящую ключевые основы человеческой природы к самоудовлетворению и эгоизму. Идеологи и защитники неолиберализма пытаются закрыть дискуссию по проблеме тем же способом что и апологеты сошедшего со сцены марксизма - они объявляют о закономерности и неизбежности происходящих процессов. "Они говорят нам- пишет Кортен- что глобализирова-ный свободный рынок, который предоставляет решение вопросов о распреде ления ресурсов в руки гигантских корпораций неизбежен, и было бы разумнее сосредоточиться на том как приспособиться к новым правилам игры.292"

Таким образом, Кортен не просто ставит под сомнение постулаты неолиберальной идеологии, но переводит ее в разряд в разряд некой оправдательной доктрины в руках транснациональных корпораций и их агентов- правительств ведущих стран Запада.

По мнению Кортена, экстремистская суть неолиберальной идеологии выражается в исключающих третью двух крайних альтернативах, которые ее адепты предлагают общественному мнению. С одной стороны это свободный рынок, несдерживаемый никакими ограничениями со стороны государства, с другой N контролируемая государством плановая экономика советского образца, в которой государство принимает все экономические решения.

В этой связи Кортен приходит к выводу о том, что уже более не приходится говорить об изъянах неолиберализма как теории. Речь должна идти о прочности его как доктрины стоящей на страже интересов главных акторов глобализированной экономики. Ее пересмотр, который может привести в конечном итоге к изменению роли широкой общественности и государства в контроле над политико-экономической сферой, крайне нежелателен для представителей, по определению Кортена, корпоративного класса.

Защитников неолиберальной идеологии, собранных под ярлыком "corporate libertarian"293, Кортен делит на три категории.

Это, прежде всего неолиберальные экономисты, выдвигающие и поддерживающие в качестве основополагающих, два главных принципа уже отмечавшихся выше. Человек в своем поведении руководствуется исключительно личными интересами; его индивидуальный выбор, основанный на несдерживаемом стремлении к удовлетворению своих интересов, ведет к наиболее оптимальным в общественном плане последствиям. Именно неолибе ральные экономисты придают корпоративному либерализму, по выражению Кортена, "налет интеллектуальной легитимности".

Защитники прав собственности, уделяющие, по словам Кортена внимание не защите указанных прав от каких-либо насильственных действий или вмешательств, а защите их обладателей от какой бы то ни было общественной подотчетности. Эти, как их иногда называют "рыночные либералы" обеспечивают корпоративному либерализму моральное оправдание.

Корпорации и члены корпоративного класса, как например менеджеры высшего звена, юристы, консультанты, специалисты по связям с общественностью, брокеры и удачливые инвесторы составляют третью часть этого альянса.

Похожие диссертации на Формирование антиглобалистской идеологии в странах Запада (70-е-90-е годы XX в.)