Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Аварский каганат в системе социополитических и этнокультурных процессов эпохи раннего средневековья Лукина Светлана Германовна

Аварский каганат в системе социополитических и этнокультурных процессов эпохи раннего средневековья
<
Аварский каганат в системе социополитических и этнокультурных процессов эпохи раннего средневековья Аварский каганат в системе социополитических и этнокультурных процессов эпохи раннего средневековья Аварский каганат в системе социополитических и этнокультурных процессов эпохи раннего средневековья Аварский каганат в системе социополитических и этнокультурных процессов эпохи раннего средневековья Аварский каганат в системе социополитических и этнокультурных процессов эпохи раннего средневековья Аварский каганат в системе социополитических и этнокультурных процессов эпохи раннего средневековья Аварский каганат в системе социополитических и этнокультурных процессов эпохи раннего средневековья Аварский каганат в системе социополитических и этнокультурных процессов эпохи раннего средневековья Аварский каганат в системе социополитических и этнокультурных процессов эпохи раннего средневековья Аварский каганат в системе социополитических и этнокультурных процессов эпохи раннего средневековья Аварский каганат в системе социополитических и этнокультурных процессов эпохи раннего средневековья Аварский каганат в системе социополитических и этнокультурных процессов эпохи раннего средневековья
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лукина Светлана Германовна. Аварский каганат в системе социополитических и этнокультурных процессов эпохи раннего средневековья : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03, 07.00.06.- Ижевск, 2006.- 254 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/96

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Характеристика источников для реконструкции социополитических институтов и анализа этнокультурных процессов Аварского каганата 32

1.1. Анализ письменных свидетельств об аварах как основы изучения их этнической и социополитической истории

1.2. Археологические свидетельства об аварах 59

Глава II. Исследование этногенеза и возникновения социально- политических институтов авар 101

II. 1. Проблема этногенеза авар по данным археологических и письменных источников. Определение этнонима 101

II.2. Эволюция социально-экономических и политических институтов в аварском обществе 132

Глава Ш. Аварский каганат в системе международных отношений VI-IX вв... 165

III. 1. Социально-культурное взаимодействие авар и славян 169

111.2. Война и мир в аваро-византийских отношениях 182

111.3. Европа между аварами и франками 194

Заключение 208

Список сокращений 216

Список использованных источников и литературы 217

Приложения 240

Введение к работе

Авары - союз кочевых племен, принадлежавший к тюрко- или монголоязычной группе. Они вторгаются в пределы Центральной и Юго-Восточной Европы в середине VI в. Дата их появления в Паннонии и Альфельде, по данным письменных источников, известна достаточно точно (568 г.). Согласно нарративным источникам и археологическим материалам, исследователи предполагают, что авары являлись составной частью крупного азиатского племени жуаньжуаней, разгромленного тюрками. Его остатки под натиском врага, не желая сдаваться, вынуждены были отступать на запад. В настоящее время в историографии принято считать, что именно одной из таких составляющих, и были авары, начавшие миграцию в предкавказские степи. Первыми на пути беглецов встречаются племена савир, утригур, кутригур.

В степях Юго-Восточной Европы аварские памятники не известны. В 558 г. аварский каган направил посольство к византийскому императору Юстиниану I (ок. 482/483-565) с просьбой предоставить им земли для поселения на территории Византийской империи->землях аварам было отказано, однако между Византией и каганатом был заключен союзный договор о мире и военной взаимопомощи.

К началу второй половины VI в. авары уже начинают представлять серьезную опасность для Византийской империи, а в 565 г. они проникают в Тюрингию и начинают военные действия против франков. К 568 г. громят гепидов и вытесняют лангобардов в Италию, и в тот же год уже полностью захватывают Паннонию и расселяются по всей Среднедунайской низменности.

И вплоть до 626 г. история авар состоит из постоянных военных конфликтов с Византией и окружающими ее племенами. Поражение под

4 Константинополем в 626 г. аваро-славянских войск поколебало несокрушимость и военно-политическое превосходство Аварского каганата. VII в. и первая половина VIII в. практически не освещены письменными источниками и считаются «темными веками» в истории Аварского каганата, поэтому недоступные для исследователей данные помогает восполнить полученный археологический материал.

Только в VIII в., когда авары начинают военную кампанию против франков, письменные свидетельства об аварах вновь появляются на страницах исторических произведений. Войны с франкским королевством стали фатальными для авар. Каганат в сражениях теряет практически всю свою армию, а остатки аварского населения рассеиваются по всей Центральной Европе.

Последние упоминания об аварах в письменных источниках датированы 822 г., когда во франкскую столицу приезжает аварское посольство. В 60-х г. IX в. можно встретить упоминание о «пустыне авар» на территории Алфёльда , а название этого народа сохраняется в тексте «Зальцбургского Анонима»2. После этого времени авары полностью сходят с исторической арены, сведения о них исчезают, обрастают легендами и вымыслом.

История авар представляет собой одну из принципиально важных страниц в период трансформации позднеантичной Европы в средневековую. В связи с этим, актуальность темы диссертационного исследования можно рассматривать в исследовании взаимодействия цивилизаций, взаимодействия различных этносов и культур в формирующемся многокультурном европейском пространстве.

Вопрос об этническом происхождении авар до сих пор является дискуссионным. Прежде всего, это связано с тем, что многочисленные письменные исторические свидетельства дают весьма отрывочную и неполную информацию, акцентируя внимание только на политической

1 Reg. Ausg. Fr. Kurze, p. 112.

" Conversio Bagoariorum et Carantanorum, p. 129.

5 истории авар. Археология также не в состоянии с твердой уверенностью ответить на поставленный вопрос, поскольку в процессе миграционных передвижений на Запад авары включали в свой состав встречавшиеся на их пути племена (угорские, монгольские, тюркские, славянские и т.д.).

Подгоняемые врагом, авары, казалось, находились в безвыходном положении. Вторгаясь на незнакомые, чужие территории, они были лишены своих стад и пастбищ. Чтобы выжить, беженцам пришлось адаптироваться к местным географическим и культурно-политическим условиям. В результате чего немногочисленная орда превратилась в одно из влиятельных, мобильных, боеспособных государственных объединений, включившее в ареал своего влияния многочисленные племена и господствовавшая на территории Центральной и Восточной Европы на протяжении практически 250 лет, со второй половины VI в. по VIII в.

Европейские авары, по-видимому, не в полной мере могут быть вписаны в рамки существующей теории этноса. За недостаточностью информации нельзя делать бесспорные выводы о некоторых этнических признаках авар, таких как языковая принадлежность, единство культуры, хозяйственная деятельность, социально-политическое устройство.

Подробная реконструкция различных форм жизнедеятельности аварского общества, а также эволюции государственности в Аварском каганате, имеющие свою специфику, дают возможность углубить и расширить знания по истории и культуре не только самих авар, но и других народов эпохи Великого переселения, а также государственных образований на территории Центральной и Восточной Европы, входивших в сферу аварских политических интересов.

Сочетание письменных источников с археологическими материалами позволяет реконструировать политическую историю авар и их социально-экономическое устройство, которое, несомненно, оказывает влияние на процесс формирования государственности. Наибольшую сложность представляет выявление этнических признаков и исследование этногенеза

авар, без которых невозможно дальнейшее изучение специфики формирования определенного типа государства и свойственных ему политических и властных институтов. Недостаточность и противоречивость источниковой базы четко определяет проблему этнообразующих и политоконсолидирующих факторов.

Объектом исследования является Аварский каганат в системе социополитических и этнокультурных процессов эпохи раннего средневековья.

Предметом диссертационной работы выступает становление социально-политической организации Аварского каганата, специфические черты ее формирования, этногенез авар, характерные особенности внешней политики каганата получившие свое отражение в письменных источниках и археологических материалах, рассмотренных в исследовательской деятельности отечественных и зарубежных ученых.

Вопросы, рассматриваемые в диссертационном исследовании, впервые выделяется в качестве самостоятельного предмета изучения в отечественной историографии. На сегодняшний день в отечественной литературе отсутствует исследование, которое бы хронологически и тематически совпадало с настоящей работой, а также отсутствует комплексная специальная обобщающая работа по данной тематике.

Проблема исследования заключается в выявлении и разработке особенностей, этапов и механизмов формирования этнополитического объединения авар. В определении значения Аварского каганата в системе международных отношений и этнокультурных контактов раннесредневековой Европы.

Роль и влияние авар на развитие раннесредневековой европейской истории, специфика формирования государственного устройства, а также определение направления и состава волн их миграции с Востока на Запад до сих пор вызывают множество вопросов и научных дискуссий. В связи с этим, выбор темы данного диссертационного исследования и его актуальность

7 обусловлены следующими мотивами:

1. Изучение политогенеза Аварского каганата как одного из основных
механизмов формирования единого политического и социокультурного
образования представляет собой большой научный интерес, как в
общетеоретическом плане, так и на уровне конкретных историко-
этнографических и археологических исследований.

2. Значимость и бесспорность аварского влияния на европейскую
средневековую историю уже доказана в науке, но его сущность, специфика, а
также методики реконструкции социальной и политической структуры
аварского общества и аспекты их изучения еще не до конца проработаны
(особенно в отечественной науке) и требуют более детального и подробного
исследования.

Несомненный научный интерес и весомость приобретает обращение к проблемам реконструкции социально-политической структуры аварского общества, а также выявление специфики и особенностей государственного устройства Аварского каганата.

3. Особое внимание исследователей должно быть обращено на изучение
этногенеза и выявления специфики формирования генезиса
государственности в аварском государстве, а также на идентификацию
этнонима. Эти данные, благодаря конкретно-историческим условиям
наполняются особым содержанием и могут быть дополнены указанными
признаками.

Для настоящего исследования автором был собран, систематизирован значительный материал нарративных источников и сопоставлен с археологическим материалом аварской эпохи. Учтены наиболее существенные результаты в области современной антропологии, топонимики, этнографии, лингвистики, приняты во внимание различные научные гипотезы, раскрывающие специфику становления государственности в Аварском каганате, а также моделирующие этнополитическую историю авар на основании специфики источниковой

8 базы.

Цель диссертационной работы заключается в реконструкции общественной и политической системы Аварского каганата и его роли в этнокультурных и социополитических процессах эпохи раннего средневековья на основании комплексного сопоставления и анализа нарративных источников, археологических материалов аварской эпохи, а также рассмотрения историографических исследований, затрагивающих данную тематику.

Исходя из поставленной цели исследования, решались следующие задачи:

1) выявление и анализ комплекса источников по по литогенезу,
социогенезу, этногенезу и культуре авар;

2) рассмотрение этногенеза авар, становления и развития
социополитических институтов Аварского каганата;

3) выяснение роли Аварского каганата в системе международных
отношений раннего средневековья Восточной Европы.

Хронологические рамки охватывают период с середины V в. до середины IX в. Они обусловлены первым упоминанием авар в письменных европейских источниках (448 г.). С середины IX в. информация об аварах отсутствует, а Аварский каганат прекращает свое существование.

Источниковой базой исследования является комплекс следующих групп источников:

1. Нарративные источники:

а) сочинения византийских авторов;

б) сочинения историков латинского запада;

в) древнерусские литературные памятники;

2. Археологические источники аварского времени.

Указанные группы источников взаимно дополняют друг друга, отражая процесс постепенного формирования аварского государства, начиная с его зарождения, заканчивая его разрушением. Подбор источников обусловлен

9 поставленными целями и задачами диссертационного исследования, соответствует принципу оптимизации научного знания и не может считаться завершенным и всеохватывающим.

I. Письменные источники делятся на несколько групп:

  1. Сочинения византийских авторов V-VIII вв. дают информацию о появлении авар на европейской территории, вторжениях и венных столкновениях с Византийской империей и племенами, проживающими в зоне ее политических и экономических интересов, освещают событийную историю. Авторы сочинений пытаются раскрыть истоки этнической истории авар и описать их общественно-политическое устройство, акцентируя внимание на агрессивной внешней политике каганата в пору своего расцвета и завоевания политического превосходства на международной политической арене того времени. К этой группе источников следует отнести сочинения Евсевия Панфила, Приска Панийского, Агафия Миренейского, Константина Багрянородного, Иоанна Эфесского, Иоанна Малалы, Менандра Протектора, Павла Диакона, Прокопия Кессарийского, псевдо-Маврикия, Феофана Византийского, патриарха Никифора, Феофилакта Симокатты.

  2. Сочинения историков латинского Запада VI-IX вв. (Эйнхард, Евагрий Схоластик, Фредегар, Григорий Турский, Иоанн Бикларский, Исидор Севильский, Видукинд Корвейский), сохранившие информацию об общественно-политическом устройстве Аварского каганата более позднего периода. Хронисты также уделяют пристальное внимание военным компаниям, проводимым аварами на западе.

3. Памятники древнерусской литературы (Повесть временных лет)
освещают взаимоотношения авар со славянскими племенами.

Корпус письменных источников по теме исследования в основном опубликован. Информационное богатство этих источников таково, что они не только содержат описание реальных исторических событий, но и дают возможность воссоздать различные стороны процесса формирования аварского государства.

П. Специфика междисциплинарного исследования потребовала привлечения археологических материалов, которые сопоставляются с данными, для получения наиболее полной и целостной картины исследуемых процессов политогенеза. Археологические материалы позволяют не только восполнить информационные пробелы в свидетельствах позднеантичных и раннесредневековых авторов, но и сформировать самостоятельные научные гипотезы.

III. В качестве самостоятельного блока выступают сведения, накопленные смежными научными дисциплинами в области лингвистики, этимологии, антропологии, топонимики. Эта группа данных привлекается в качестве вспомогательных для выяснения вопросов, связанных с происхождением этнонима «авар» и основывается на работах А.Н. Бернштама, И. Бичурина, Л.Н. Гумилева, В.Д. Королюка, СВ. Алексеева.

В настоящее время в зарубежной и отечественной научной литературе отсутствуют исследования, в которых бы специально и исчерпывающе рассматривалась проблематика, поднятая автором в диссертационной работе. Тем не менее, ее историографическая основа достаточно богата и содержательна и насчитывает большое количество (отечественных и зарубежных) публикаций, затрагивающих тему этнической и политической истории авар. Однако, несмотря на достаточный накопленный фактический материал, многие аспекты до сих пор остаются малоизученными.

Современная историческая наука располагает большим количеством работ, в которых затрагиваются различные аспекты истории авар. Вероятно, что интерес к этой теме появился в связи с неослабевающим вниманием к хунно-гуннской проблематике и процессом Великого переселения в целом еще в начале XVIII в. и сохраняется до сегодняшнего дня, что позволяет говорить о существовании длительной научной традиции .

Проводится издание обобщающих и археологических

интерпретационных работ по данной тематике. Также организуются

3 Черниенко Д.А. Гунны в Европе. Ижевск. 2003. С.4.

совместные археологические экспедиции, научные конференции, происходит общение отечественных и зарубежных коллег и дискутирование по наиболее спорным и неоднозначным вопросам, активизируется практика взаимообмена научно-исследовательскими публикациями и знакомство представителей научных кругов с современной иностранной литературой, что также напрямую связано с особенностями источниковой и научно-исследовательской базы .

Считая, что проблемы аварской историографии наиболее ярко характеризуют актуальность и новизну исследования, автор счел нужным остановиться на этом подробнее именно во введении.

История авар разрабатывается в исторической науке, как зарубежной, так и отечественной, в нескольких аспектах: поиск этнокультурных и этноисторических корней, этногенез авар, проблемы этнополитической «догосударственной» истории и формирования государственного образования авар, агрессивная внешняя политика Аварского каганата и проводимые аварами войны, которые способствовали гибели и упадку аварской «империи».

Исследования истории авар непосредственно переплетаются с темой взаимодействия цивилизаций (позднеантичной, пришедшей к упадку и зарождающейся «варварской» цивилизацией средневекового Запада). С одной стороны, отношениям Восточной Римской империи как представителя позднеантичной цивилизации и «варварской» периферии в лице Аварского каганата. И с другой стороны, когда на политической арене происходит столкновение молодого набирающего силы франкского государства с аварским государством, уже теряющим превосходство и военно-политическое могущество. Этот блок целесообразно разделить на несколько относительно узких, частных тем исследования:

4 См., например: Древности эпохи великого переселения народов V-VIII вв. // Советско венгерский сборник. М.: Наука, 1982. 265 с; Проблемы археологии степей Евразии // Советско-венгерский сборник. Кемерово, 1984. 148 с; Типология и датировка археологических материалов Восточной Европы. / Межвуз. сборник науч. трудов. Ижевск, 1995. 210 с; Степи Европы в эпоху средневековья. T.2. Хазарское время. Донецк, 2001.454 с.

1. Политико-правовой аспект (Византийская империя и «варварские»
политические образования, авары, выступающие в качестве противников и
союзников, установление отношений аварской дипломатии с франкским
государством и т.д.);

2. Культурно-религиозный (жречество и религиозные культы);

3. Хозяйственно-экономический (типы экономики, соотношение
кочевого и оседлого вида хозяйствования);

4. Социально-коллективный (социальная стратификация общества).
Данный перечень представленных проблем можно продолжить, что,

вероятно, может послужить импульсом для более глубокого, подробного исследования аварской истории в контексте целостного исторического процесса эпохи перехода от античности к раннему средневековью, определив тем самым перспективы дальнейшего исследования.

В исторической науке интерес к аварской истории начинает проявляться с конца XIX - начала XX в. Первые исследования, посвященные аварам, носили преимущественно описательный характер, акцентируя внимание на изложении и обобщении этнографического материала. В настоящее время в научной среде можно наблюдать усиление интереса к комплексному исследованию целого спектра проблем, затрагивающих генезис Аварского государства, а также делаются попытки глубокого анализа его внешних и внутренних связей. Поэтому в рамках обширной проблематики тема аварского влияния на развитие европейской истории представляется традиционно привлекательной для исследователей. Концепция об аваро-славянском взаимовлиянии и тезис о взаимодействии Аварского каганата с Византией и Франкским государством на сегодняшний день не вызывает сомнений.

В связи с активизацией исследований по данной проблематике в научный оборот были введены не только новые, малоизученные источники, но и выработаны новые методологические подходы и иные трактовки для уже известных изученных материалов.

13 В общем, историографические работы, посвященные истории авар представляется возможным разделить на несколько крупных тематических блоков:

  1. Труды общего характера, которые не уделяют отдельного пристального внимания истории авар, однако, как правило, включают ее в контекст более широких историко-событийных экскурсов;

  2. Работы, посвященные изучению и анализу археологических материалов и памятников аварской эпохи;

3. Исторические исследования, в которых аварская тематика получила
специальное, отдельное, комплексное рассмотрение.

Данные блоки, в свою очередь могут делиться на еще более конкретные направления, в зависимости от научной специфики и интереса к данной тематике.

Отличительной особенностью историографии является также сквозное изучение аварской истории в контексте узких, частных тем. Традиционными темами исследования являются: изучение перемещения племен эпохи Великого переселения народов по территории Европы (например, лангобардов), сложение славянского этноса, а также завоевательные войны Карла Великого и построение франкской империи.

I. Зарубежная историография может быть разделена по нескольким научно-исследовательским направлениям, каждое из которых имеет свою специфику и особенности.

Наиболее подробно и детально тематика нашего исследования разрабатывается в венгерской и немецкоязычной исторической науке. В зарубежной науке вырабатывались специфические методологические подходы к изучению аварской истории, несколько отличные от отечественных исследований. Особое внимание в данных работах, прежде всего, уделяется не только письменным источникам, а археологическим данным. И все же приоритетное значение для обоих направлений имеет проблема поиска этнической прародины аварского этноса.

Зарубежная историческая наука еще с XIX в. предпринимала активные попытки найти этнические истоки народов, пришедших в Подунавье, а также венгров5. Родоначальниками целенаправленного комплексного исследования авар можно назвать историка второй половины XIX в. В. Радлова [W. Radloff]6, которому принадлежит заслуга сбора большого количества этнолингвистического материала, археологических исследований железного века и исследователя конца XIX - первой половины XX в. Ж. Маркварта [J. Marquart], указавшего на азиатские корни происхождения аварского этноса.

Из множества работ, касающихся тематики нашего исследования, необходимо выделить исследования В. Поля [W. РоЫ]. В работе «К динамике варварских обществ: на примере авар» исследователь описывает специфику социальной организации авар V-VI вв., а также реконструирует отношения кочевников с Византией и античным миром7. Внимания заслуживает его исследование «Авары. Кочевники Центральной Европы 567-822 гг. н.э.»8. Исследования В. Поля ценны тем, что исследователь описывает события истории Аварского каганата с точки зрения традиционной исторической науки, однако с применением этногенетического метода , также не оставляя без внимания результаты смежных научных дисциплин.

Ученый впервые попытался обобщить весь накопленный исторический материал, касающийся истории авар, начиная с этногенеза и ранней истории и заканчивая распадом аварской империи под ударами франков. В подходе к трактовке и описаниям исторических событий ясно прослеживается научная традиция школы «Анналов».

В изучении авар и кочевых народов В. Поль призывает избавиться от принципа «этноцентризма», согласно которому римляне, византийцы, франки признавались «своими», истинно европейскими народами, а все остальные народы находились на периферии цивилизации. Ученый опровергает

5 Zichi Е. Voyages au Caucase et en Asie Centrale. Budapest, 1897.

6 Radloff W. Aus Sibirien. 2 Bde. Leipzig, 1884.

7 Pohl W. Zur Dynamik barbarischer Gesellschaften: das Beispiel der Awaren II Klio. - В., 1991. Bd 73, H. 2. S.
595-600.

8 Pohl W. Die Awaren. Ein Steppenvolk in Mitteleuropa 567-822 n. Chr. 1988 S. 533.

9 Там же S. 23.

15 традиционное на тот момент мнение о том, что кочевые народы, пришедшие в Европу, были чужаками, откатили ее далеко назад в социально-культурном развитии и разрушили уже сформировавшиеся государства.

Накопленный со времени выхода монографии В. Поля материал позволяет по-новому взглянуть на основные проблемы, поднимаемые в данном исследовании, продолжить и углубить полученные результаты, тем более что к настоящему моменту фонд археологических материалов значительно пополнился, многие положения и гипотезы требуют дальнейших разработок с последующими оценками и интерпретациями.

В историографических работах словацких, болгарских авторов наибольшее внимание уделяется взаимовлиянию авар и славянских племен, а также рассматриваются их внешне- и внутриполитические отношения, повлиявшие на политогенез славян и в целом на внешнеполитическую ситуацию в данном регионе.

A. Авенариус пытался проследить судьбу авар в Европе, а также уделяет
особое внимание аваро-славянской проблематике10. Опираясь на данные
письменных источников, историк прослеживает динамику развития аваро-
славянских контактов, указывая их зависимость от историко-географических
условий.

B. Тыпкова-Заимова рассматривает проблемы государственного и
этнического развития Болгарии в VII-IX вв. и На основе историко-
археологических исследований автор прослеживает генезис
государственности южных славян и протоболгар, отслеживает их связи с
Византией и другими народами. Исследователь опровергает предположение
некоторых исследователей о том, что Аварский каганат послужил образцом
для формирования Болгарского государства и видит в каганате традиционное
кочевническое общество с характерной неподвижностью всех форм

10 Авенариус А. Авары и славяне. «Держава Само» // Раннефеодальные государства и народности. М., 1991

С. 26-37.

" Тыпкова-Заимова В. Южные славяне, протоболгары и Византия. Проблемы государственного и

этнического развития Болгарии в VII-IX вв. // Раннефеодальные государства и народности. М., 1991 С. 37-

51.

общественной жизни.

В том же, характерном для зарубежной славянской науки, контексте формировании и становления славянских племен рассматривает аваро-славянские взаимоотношения Д. Тржештик . Используя обширный археологический и источниковой материал, исследование прослеживает этапы развития аварского государства, на основании дальнейшего взаимовлияния славянского и аварского этнического элемента, которое привело в конечном итоге к падению мощной империи авар.

В целом, можно отметить, что зарубежная историография на основании комплексного исследования нарративных и археологических источников, в основном уделяет внимание поиску этнических корней, политической истории авар, а также реконструкции форм жизнедеятельности аварского общества.

В отечественной историографии история авар располагается, как правило, на периферии научного внимания, и пока не стала предметом отдельного исследования. Аварский каганат рассматривается в контексте международных отношений с государствами и народами, занимавшими одно из центральных мест в ареале интересов отечественного научного сообщества, таких как Византия, франкское государство, славянские племена и кочевые племена Европы и Азии. Отечественные специалисты постепенно включаются в дискуссию по основным вопросам истории аварских древностей, причем эти исследования выходят на высокий методологический уровень, поскольку опираются на уже сложившуюся прочную историко-археологическую базу. Разработка истории авар велись в отечественной историографии в соответствии с разработанными концепциями и параллельно с зарубежной историографией. Особенностью изучения феномена авар в отечественной историографии является их сквозное изучение, когда непосредственно Аварский каганат упоминается только в связи с наиболее

12 Тржештик Д. Возникновение славянских государств в Среднем Подунавье // Раннефеодальные государства и народности. М., 1991 С. 69-85.

17 крупными общеисторическими событиями отечественной и европейской истории.

В современной отечественной медиевистике пока нет специального комплексного исследования по данной теме, которое бы более углубило и свело в единое целое все накопленные сведения по данной тематике, поэтому перспективы современного изучения аварской истории имеют приоритетное значение для российской исторической науки.

В России, интерес к исследованию возникает с середины XIX., однако основная часть отечественных публикаций, в которых затрагивается тема Аварского каганата, была создана лишь во второй половине XX в.

В отечественной историографии к настоящему моменту оформилось несколько различных подходов к вопросу исследования авар:

1. Исследования, затрагивающие историю авар лишь в контексте
общеисторических тем.

2. Изучение аварской истории в контексте истории славянских племен.

  1. Рассмотрение внешнеполитических аспектов в контексте политико-дипломатических отношений с Византийской империей.

  2. Становление франкского государства и разворачивающихся на этом фоне аваро-франкских войн.

  3. Исследования, посвященные эпохе Великого переселения народов и процессах взаимовлияния племен этого периода, а также влияния гуннской экспансии.

Для того чтобы получить достаточно объективную картину исторической жизни аварского племени, необходимо проанализировать протекающие общеисторические политико-экономические процессы данного региона и попытаться создать самостоятельную политическую, социально-экономическую реконструкцию аварской истории. Труды А.А. Васильева ,

|3Васильев А.А. Славяне и авары // История Византийской империи: время до крестовых походов (до 1081 г.). М., 2000 С. 240-242.

18 А.Я. Гуревича14, И.П. Медведева15, В.В. Тараторит16, монография А.Р. Корсунского и Р. Гюнтера «Упадок и гибель Западной Римской империи, и возникновение германских королевств»17 позволяют нам, в какой-то мере, воссоздать целостную историческую картину, на фоне которой в последствии появляются аварские племена и видоизменяют ее.

Ко второй группе следует отнести работы Д.И. Иловайского , П.Н. Третьякова , В.В. Седова , СВ. Алексеева , а также статьи Н.Я. Мерперта , Н. Кёррера23, В.В. Пузанова24 в сводных изданиях.

Во всех этих работах в рамках истории славянских племен в качестве отдельных сюжетов представлены аваро-славянские отношения. Необходимо отметить фундаментальный труд по древней истории славян выдающегося историка конца XIX - начала XX вв. Д.И. Иловайского. В своей работе исследователь охватывает и анализирует большой объем письменных материалов. В главе, посвященной аварам, историк на основе первоисточников пытается реконструировать этническую историю авар, также здесь содержатся важные сведения источниковедческого характера.

Подробно рассматривают историю восточных славян Г.В. Вернадский и П.Н. Третьяков в контексте формирования восточнославянской государственности и влияния на нее агрессивной политики авар.

Одним из последних изданий, затрагивающих тему ранней славянской истории и аваро-славянских взаимоотношений является работа СВ. Алексеева. На сегодняшний день она носит наиболее информативный

Гуревич А.Я. Аграрный строй варваров // История крестьянства в Европе. М., 1985. С. 90-136.

15 Медведев И.П. Очерки византийской дипломатики. Л., 1988. 231 с.

16 Тараторин В.В. История боевого фехтования: развитие тактики ближнего боя от древности до начала XIX
в. Палек, 1998. с. 457

17 Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи, и возникновение германских
королевств. М., 1984.225 с.

18 Иловайский Д.И. Разыскания о начале Руси. Вместо введения в русскую историю // Начало Руси Т.1. М.,
2002.

19 Третьяков П.Н. Восточнославянские племена. М., 1953. 312 с.

20 Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М, 1995.416 с.

21 Алексеев СВ. Славянская Европа V-VI вв. М.,2005.412 с.

22 Мерперт Н.Я. Авары в Восточной Европе // Очерки истории СССР: ПЫХ вв. М., 1958. С. 569-589.

23 Кёррер Н. Погибоша аки обре... // История: прил. к газ. «Первое сентября» 2001. №19. С. 13-19.

24 Пузанов В.В. Древние славяне и «инии языци». Традиционное сознание и нормы поведения //
Формирование российской государственности. Екатеринбург, 2003. С. 9-99.

25 Вернадский Г.В. История России. Т. 1. Древняя Русь. М., Тверь 2000.

19 характер, и подробно рассматривает политико-дипломатическую историю славянских племен и государственных объединений Европы V-VI вв. В данной работе автор старается использовать исключительно материалы первоисточников и на их анализе выстраивает целостную историческую картину. Во многом благодаря политическим событиям, происходившим в России, история славян носит зачастую отпечаток политических и идеологических концепций, которые влияют и на научные исследования по данной проблематике.

Особого внимания, по нашему мнению, заслуживает статья В.В. Пузанова2 , раскрывающая специфику аваро-славянских отношений с позиции культурного взаимодействия двух разноплановых культур, прослеживая этнопсихологические, культурные и социально-политические аспекты в становлении славянской общности.

Третья группа исследований по структуре и тематике тесным образом может соприкасаться с работами аваро-славянской тематики, поскольку исторические судьбы Византии и славян неразрывны и переплетаются на общеисторической арене.

Крупный вклад в изучение византийской истории внес историк второй половины XIX - начала XX в. Ф.И. Успенский, один из основоположников отечественного византиноведения. Он считал, что наследие византийской цивилизации поможет в решении научных, политических и культурных проблем российского государства . Преобладающей темой интересов ученого являлись международные отношения Византии с окружающими ее народами, среди которых находились и авары.

В своем масштабном исследовании ученый акцентирует внимание на появлении авар в Паннонии и расселении их на территории современной Венгрии, а также прослеживает динамику аваро-византийских политико-дипломатических отношений.

Пузанов В.В. Указ соч.

Успенский Ф.И. История Византийской империи: VI-IX вв. М., 1996. С. 579.

Среди монографических исследований XX в., посвященных политическим взаимоотношениям авар со славянами и Византией, особый интерес представляют труды Н.В. Пигулевской и Г.Г. Литаврина.

Основная тематика в работах Н.В. Пигулевской - внешняя политика Византии на восточном ее направлении28. Исследователь поддерживает точку зрения академика Ф.И. Успенского о том, что история Византии является своеобразным истоком славянской истории, которая в свою очередь, проистекает и из истории аварской. Н.В. Пигулевская рассматривает аваро-славянские и аваро-византийские отношения, подвергает глубокому разбору данные письменных источников, дает общий анализ внешнеполитических процессов, происходящих на международной арене периода аварских войн, опираясь на свидетельства позднеантичных и раннесредневековых авторов, а также выявляя причинно-следственные связи исторических событий, акцентируя особое внимание на военных походах и торговых отношениях.

Г.Г. Литаврин обращается к проблеме аваро-славяно-византийских отношений. В своих работах историк затрагивает широкий спектр проблем, рассматривая как политико-дипломатические отношения, так и культурные взаимосвязи авар, славян и Византии, уделяя особое внимание внешнеполитическим отношениям29. Исследователь подтверждает свои научные изыскания детальным анализом историографии, а также обширным материалом источниковой базы. Научные труды Г.Г. Литаврина содержат важные сведения по истории авар в контексте славяно-византийских связей.

Источниковедческие работы М.В. Бибикова тесно примыкают к исследованиям по истории Византии, дающим содержательное описание и детальный анализ источников . Кроме тщательного и глубокого

28 Пигулевская Н.В, Сирийские источники по истории народов СССР. М.-Л., 1941. 170 с;Византия на путях в
Индию. М.-Л., 1959; Ближний Восток. Византия. Славяне. Л., 1976, 237 с; Авары и славяне в сирийской
историографии // Средние века. М., 1941. Т. 2. С. 27-36.

29 Литаврин Г.Г. Известия Менандра Протиктора об отношениях аваров и славян // Византия.
Средиземноморье. Славянский мир. М., 1991 С. 7-18; О походе аваров в 602 г. против антов // Славяне и их
соседи. Международные отношения в эпоху феодализма. М., 1989. С. 15-33; Византия и славяне СПб., 1999
606 с; Византия. Болгария. Древняя Русь. СПб., 2000. 341 с.

30 Бибиков М.В. Византийские источники по истории Древней Руси и Кавказа. СПб., 1999. с. 320;
Bysantitiorossica: Свод древнейших свидетельств о Руси. M., 2004. с. 736.

21 исследования византийских источников в России и Западной Европе М.В. Бибиковым составлен детальный библиографический ряд отечественных и зарубежных изданий по русско-византийской тематике, начиная с XVIII в. Монография М.В. Бибикова представляет интерес для понимания принципов современной источниковедческой методологии, а также позволяет создать общее представление об источниковой базе на тему византийской внешней политики.

Внимание отечественных исследователей изучавших аваро-византийские отношения помимо политико-дипломатических отношений было обращено также и к военному боевому искусству Аварского каганата и Византии. Данная проблема была поднята в статьях СВ. Дмитриева и П.В. Шувалова . Авторы исследований на основе «Стратегикона» Маврикия пытаются проследить преемственность и влияние аварского военного дела на боеспособность Византийской империи. А также оценивают и анализируют достоинства и недостатки нового для Византии внешнего противника, появившегося из азиатских степей и принесшего новые принципы вооружения, построения тактики организации войска, способного к сражениям в разных условиях.

Среди научных трудов, основанных на анализе преимущественно письменных источников, следует отметить работы Я.Е. Боровского33, В.Т. Сиротенко34, О.В. Творогова35.

Рассматривая историю авар сквозь механизмы аваро-византийских отношений, а также как часть внешнеполитической истории Византийской

31 Дмитриев СВ. Характер влияния авар на военную культуру ранней Византии // Para Bellum.№15 2001 II
,

32 Шувалов В.П. Влияние авар на позднеримское военное дело // Изучение культурного наследия Востока.
Культурные традиции и преемственность в развитии древних культур и цивилизаций. Материалы междунар.
конф. в СПб. 23-25 ноября 1999. СПб. 1999, С. 45-51.

33 Боровский Я.Е. Византийские, старославянские и старогрузинские источники о походе руссов в VII в. на
Царьград//Древности славян и Руси. М., 1988 С. 114-119.

34 Сиротенко В.Т. Письменные свидетельства о булгарах IV-VII вв. в свете современных им исторических
событий // Славяно-Балканские исследования. Историография и источниковедение. М., 1972 С. 195-218;
История международных отношений в Европе во второй половине IV- начале VI вв.: Учеб. Пособие. Пермь,
1975 С. 281; Введение в историю международных отношений в Европе во второй половине IV- начале VI
вв.: Учеб. Пособие. Пермь, 1973 С. 175.

35 Творогов О.В. Что же такое «Влесова книга»? // Русская литература. 1988. №2 С. 77-125.

22 империи, труды авторов отмеченных выше позволяют проследить общую историю политогенеза авар, которая в свою очередь дает возможность раскрыть предпосылки и историю возникновения и независимого развития Аварского каганата, его отношения с Империей. В том числе появляется возможность решить проблему жизнеспособности каганата, исторической перспективы обоих государств в условиях внешнего прессинга друг на друга, стремления к реваншу и решения внутренних проблем, связанных с успешностью и неудачей интеграции различных по своему этнокультурному происхождению элементов, протекающих внутри государств36.

К четвертой группе научных исследований относятся работы посвященные истории генезиса франкского государства, а также внешнеполитической деятельности Карла Великого. В этих трудах в основном прослеживается политико-дипломатическая составляющая взаимоотношений Аварского каганата и империи франков .

Истории германских народов, в частности истории франков, в исторической науке традиционно уделялось пристальное внимание. При этом история авар рассматривалась наукой в свете политогенеза и взаимовлияния с враждебными им народами, в особенности с франками, славянами и союзными им племенами, выступая, как составная часть истории раннего европейского средневековья.

Среди значительного количества работ, посвященных проблемам данной тематики, хотелось бы обратиться к исследованиям ММ. Горелова, А.П. Левандовского, В.К. Ронина, в которых подробно рассматриваются внешнеполитические проблемы.

Одни из самых трагичных событий истории Аварского каганата связаны с именем Карла Великого, разгромившего аварскую империю,

36 Гавро И,В. Вандалы и аланы в исторической науке. //Античность и общечеловеческие ценности. Алматы,
2001. С. 54

37 См. например: Ронин В.К. Славянская политика Карла Великого в западноевропейской средневековой
традиции // СВ. 1986. Вып.46. С.67-98; Мажуга В.И. Королевская власть и церковь во франкском
государстве // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI-VIII вв. Л., 1990. С. 46-71;
Левандовский А.П. Белый слон Карла Великого. М., 1993; 2) Карл Великий. Через Империю к Европе. М.,
1995; Горелов М.М. Войны Карла Великого: создание империи // Карл Великий: реалии и мифы. М., 2001.
С. 25-45.

23 уничтожившего ее население и захватить аварские сокровища. К сожалению, данная тематика не получила широкого распространения в отечественной историографии, несмотря на свою перспективность и актуальность. К специальным исследованиям, посвященным этой проблематике, относятся труды А. П. Левандовского38. Особый интерес для нашего исследования представляет глава, посвященная описанию завоевательных войн, которые проводит Карл, среди народов, с которыми велась наиболее изнурительная борьба, были и авары.

К этому же кругу исследований можно отнести работу М.М. Горелова посвященную войнам Карла Великого . Автор рассматривает военно-дипломатические контакты франкского королевства с его соседями, в число которых входят и авары, особенно акцентируя внимание на завоеваниях Карла Великого, захватившего огромные территории и тем самым, создав ресурсную базу для будущей империи.

В этой связи следует отметить научное исследование В.К. Ронина . Автор, используя материалы письменных источников, попытался определить и объяснить политические аспекты самосознания этноса, начиная с исторической традиции, продолжая линию определения связи народа с административно-территориальными государственными институтами и заканчивая собственным самосознанием франков в отражении историко-политических событий.

В целом исследования, затрагивающие проблемы взаимоотношений Франкской империи и Аварского каганата находятся в тесной взаимосвязи с общеисторическими проблемами развития раннесредневекового периода, разработанными научными концепциями отечественной медиевистики.

Общим для перечисленных выше групп исследований, является существование различных подходов к вопросу о взаимоотношении Аварского

38 Левандовский А.П. Белый слон ...; 2) Карл Великий. Через Империю...

39 Горелов М.М. Войны Карла Великого: создание империи // Карл Великий: реалии и мифы. М., 2001. С. 25-
45.

40 Ронин В.К. Франки, вестготы, лангобарды в VI-VIII вв.: политические аспекты самосознания // Одиссей.
Человек в истории. 1989. М., С. 60-76.

24 каганата и Византии, как части общей проблематики взаимовлияния двух цивилизаций, находящихся на разных уровнях культурно-политического и социального развития. Основное внимание исследователей уделялось изучению непосредственно Византийской империи и сложившихся позднее варварских королевств, и рассматривали историю других народов, в частности авар, с точки зрения их влияния на исследуемые государства и объединения. Другое исследовательское направление предметом своего рассмотрения выбирает историю именно авар и Аварского каганата. Но, к сожалению, в отечественной историографии этот аспект исследований не получил широкого распространения.

Пятая группа исследований представлена работами, берущими за основу данные археологических материалов по аварской истории.

Как для собственно исторических научных работ, посвященных аварской проблематике, для исследователей в области археологии, занимающимися разработкой данной темы дискуссионными остаются вопросы этнической и антропологической принадлежности носителей аварской культуры, поскольку письменные источники содержат весьма небольшой объем и противоречивые данные, которые порой не могут быть подтверждены археологическими материалами.

Из проблематичности поиска этнического происхождения авар происходит проблема выявления миграционных направлений, сведения о которых также подтверждаются нарративными свидетельствами. Это, несомненно, является в дальнейшем факторами, повлиявшими на формирование и изменение этнополитических и социокультурных традиций.

Отечественные ученые А.Н. Бернштам, М.И. Артамонов, Л.Н.Гумилев проводят параллели между свидетельствами нарративных источников и данными археологических исследований, учитывая тем самым особенности источниковой базы аварского периода. Посвятив свой монографический труд истории хазар, М.И. Артамонов41 отмечает особое значение аварской

41 Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. с. 523.

25 экспансии на развитие международных отношений в Восточной Европе, особенно на отношения с Византией и славянскими вождями. Он также делает вывод о невозможности соотнесения европейских авар с осколком племени жужаней, отвергая тем самым одну из принятых гипотез этногенеза авар в научном сообществе. Обращая особое внимание на внешнеполитическую историю авар, М.И. Артамонов аргументирует свою точку зрения на основании достаточно широкого комплекса источников.

В первой половине XX в. активизируется интерес к истории гуннов, в частности к исследованиям их материальной культуры. «Очерки истории гуннов» А.Н. Бернштама42 представляют собой полномасштабное исследование, основанное на изучении, сопоставлении и анализе письменных источников и археологического материала. Исследователь включает историю авар, как логическое продолжение гуннской истории и отмечает сходство в социально-политическом развитии империи гуннов и авар, которое привело оба образования к упадку. Выдвигается гипотеза о том, что формирование Аварского каганата было своего рода исторической попыткой реставрации гуннской империи. В монографии поднимаются дискуссионные вопросы, решение которых предполагает самостоятельную оценку и появление качественно новых направлений исследований процессов эпохи Великого переселения народов.

В шестидесятые годы XX в. в свет выходят монографические исследования общеисторического и этнографического характера Л.Н. Гумилева 3. Историк рассматривает политогенез и социальную структуру хунну. Анализируя этнические, политические и религиозные компоненты образовавшегося Тюркского каганата исследователь вводит в общеисторический сюжет образования каганата тюркютов появление на международной арене нового варварского племени авар. Возникновение Аварского каганата Л.Н. Гумилев связывает с распадом племени жужаней и

42 Бернштам А.Н. Очерк истории гуннов. Л., 1951. с.255.

43 Гумилев Л.Н. Хунну. Степная трилогия. СПб., 1993. 224 с; Тысячелетие вокруг Каспия. М, 1993. 338 с;
Древние тюрки. М., 2002. 567 с.

26 их бегством от тюркского нападения, дальнейшая история аварских племен связана с поиском союзников и постепенным их превращением в подвластные сферы интересов каганата.

Монографический труд В.П. Будановой «Варварский мир эпохи Великого переселения народов» представляет собой этапное, обобщающее исследование. В работе выдвигается и детально обосновывается концепция Великого переселения народов с позиции самостоятельной, самобытной эпохи, требующей глубокого специфического комплексного анализа. Автором также предлагается пересмотреть устоявшиеся интерпретации особенностей варварского мира. В качестве самостоятельного необходимо выделить справочное исследование «Этнонимия племен эпохи Великого переселения народов»45, в котором приводится подробный обзор практически всех известных названий варварских племен и народностей II-VII вв., упомянутых в античной и средневековой письменной традиции. Особую ценность представляют не только упоминания основных сведений, связанных с этнонимом и указания на использованные источники, но и данный наряду с библиографией в качестве приложения словарь античных и раннесредневековых авторов.

Современная отечественная историческая наука акцентирует свое основное влияние на вопросах, которые связаны, прежде всего, с археологическим изучением памятников аварской истории, а также более глубоким анализом уже ранее опубликованных, но мало известных археологических материалов.

Среди перечисленных выше исследований можно проследить общую специфику изучения аварской истории в отечественной историографии, которая может быть определена кругом проблем, касающихся этнополитической истории авар, их внешнеполитическими отношениями с соседями, а также археологическими исследованиями памятников аварского

Буданова В. П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М.: Наука, 2000. 541 с.

'Буданова В. П. Этнонимия племен Западной Европы: рубеж античности и средневековья. М., 1991. 206 с.

27 периода. К тому же достаточный объем литературы, хотя и несколько несистематизированного характера, свидетельствует об устойчивом интересе к данной тематике.

Таким образом, проблема этно- и политогенеза, а также социальной структуры аварского общества выходит за хронологические рамки только аварской истории, представляя собой проблему общеисторического характера, весьма актуальную для исторической науки ХХ-начала XXI в. Раннее средневековье дало много примеров распада, казалось бы, мощнейших империй и образования на их основании новых государств. С подобными проблемами столкнулись и создатели Аварского каганата. Исследование его внутренней эволюции позволяет поставить вопрос об особом случае синтеза европейских и азиатских элементов. Следует учитывать, что исконно аварские элементы были полностью поглощены и ассимилированы либо новой волной кочевых племен, вторгшихся на эти территории, либо местным коренным населением, захваченным самими аварами. Крушение государства авар показывает, какое значение имеет успешность внутренних интеграционных процессов для сохранения самого существования нового государства, возникшего на отвоеванной у врага территории.

По нашему мнению, история Аварского каганата имеет прямое отношение к проблемам распада империи и образования новых независимых государств, а также к вопросу об их жизнеспособности, истории международных отношений и возможности синтеза авар с другими народами.

Методология и методика исследования. Методологическую основу диссертации составляют теоретические и исследовательские разработки зарубежных и отечественных специалистов в области авароведения и археологии авар: В. Поль46, И. Эр дели47, X. Вольфрам48, Ч. Балинт49, И.О.

46PohlW.DieAwaren...S.530.

47Эрдели И. Авары // Исчезнувшие народы. М.: Наука, 1988. С. 99-112.

48Wolfram H. Das Reich und die Germanen. Zwischen Antike und Mittelalter. Berlin, 1990. S. 480.

49Балинт Ч. Введение в археологию авар // Типология и датировка археологических материалов Восточной

Европы. Ижевск, 1995. С. 38-87.

28 Гавритухин50. Методологическим ориентиром при работе над исследованием послужили также труды А.М Хазанова51, Н.Н. Крадина52, С.А. Яценко, С.А. Васютина53, Т. Барфилда54, У. Айонса. Исследования, которых касаются характера общественного строя номадов (данный вопрос до сих пор не получил однозначного разрешения в науке), интерпретируют типичные черты кочевых обществ, прослеживают динамику изменения экономических основ и политических организаций кочевых обществ номадов. Основой методологической базы являются общенаучные принципы - системность, историзм, объективность.

Принцип объективности требует упорядочения субъективных исторических категорий, рассмотрения событий и фактов, учета совокупности всех исторических явлений, комплексного, всестороннего анализа собранных материалов, относящихся к проблеме исследования. Принцип историзма предполагает хронологическую последовательность событий и явлений, установление взаимосвязи каждого компонента исторического процесса во времени и пространстве. Системный подход дает возможность системной характеристики проблемы генезиса государственности в Аварском каганате, как многогранной, сложной, исторически сложившейся этнополитической системы. В сочетании с конкретно исторической интерпретацией фактов методом критического анализа данных письменных источников. Метод интерпретации данных нарративных источников и археологических материалов использовался в комплексе с применением историко-культурного подхода (всестороннего анализа исторических условий существования авар).

50Гавритухин И.О. Хронология «среднеаварского» периода // Степи Европы в эпоху средневековья. 1.2. Донецк, 2001.С. 44-159.

51 Хазанов A.M. Классообразование: факторы и механизмы // Исследования по общей этнографии. М., 1979.
С. 125-177; Кочевники евразийских степей в исторической ретроспективе // Кочевая альтернатива. T.6. М.,
2002. С. 27-38.

52 Крадин Н.Н. Кочевые общества в контексте стадиальной эволюции // Этнографическое обозрение. №1.С.
62-72; Кочевники, мир-империи и социальная эволюция // Альтернативные пути к цивилизации. М.: Логос,
2000. С. 314-340; Империя Хунну. М.: Логос, 2002. 312 с; Крадин Н.Н, Данилов СВ., Коновалов П.Б.
Социальная структура хунну Забайкалья. Владивосток, 2004. 215 с.

53 Васютин С.А. Типология потестарных и политических систем кочевников // Кочевая альтернатива. T.6.
М., 2002. С. 63-71.

54 Барфилд Т. Мир кочевников скотоводов // Кочевая альтернатива. T.6. М, 2002. С. 38-62.

Также в работе использовались познавательные возможности историко-сравнителъного метода, позволяющего выявить характерные особенности и общие принципы эволюции аварского государственного образования и историко-типологического, необходимого для изучения общих закономерностей эволюции и трансформации аморфных кочевых образований в организованное государственное объединение (на примере Аварского каганата). А также установления существующих связей и идентификации Аварского каганата в системе эпохи Великого переселения народов.

Для изучения институтов власти, специфики управления Аварским каганатом, а также динамики развития государства возможно применение метода реконструкции, на основе глубокого анализа материальной культуры и быта, социальной структуры и общественной среды, практической деятельности, духовной жизни и религии населения каганата.

Учитывая междисциплинарный характер настоящего исследования, автором применялся междисциплинарный подход, который предполагает использование данных археологии, этнологии, лингвистики, медиевистики, номадистики для обобщенного, комплексного исследования данной тематики.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в настоящей работе впервые в отечественной исторической науке обобщен разнородный материал по истории Аварского каганата; исследован процесс формирования социально-политических институтов в аварском обществе и внешней политики. На основе комплексного анализа источников делается попытка обоснования проблем этногенеза авар; показана роль аварского каната в формировании этнического самосознания славян и сложении франкского государства, отражен процесс перехода от античного общества к средневековому и дается сравнительная характеристика этого процесса. Изучение опыта зарубежной историографии позволяет ввести в научный оборот отечественной науки слабоизученные и не известные ранее источники

и исследования.

Проделанная работа позволила обобщить данные письменных и археологических источников аварского времени и на их комплексном анализе рассмотреть генезис государственности Аварского каганата как естественный процесс постепенного видоизменения аварского общества от кочевого к оседлому. Данный подход позволил выделить основные механизмы политогенеза и институты формирования аварского государственного объединения, а также способы влияния аварского государства не только внутри себя, но и на своих соседей. Для создания более полной картины, эволюция генезиса государственности рассмотрена на двух взаимосвязанных уровнях: какие процессы протекали непосредственно внутри Аварского каганата, и как на его становление повлияли активная агрессивная внешняя политика авар и противоречивые взаимоотношения с государствами и племенами, вошедшими в сферу интересов каганата.

Все это позволяет определить степень аварского влияния на дальнейшую европейскую историю, а также рассмотреть тенденции становления, развития и упадка аварского государства в контексте внешнеполитических событий средневековой Европы. Кроме того, открываются новые направления дальнейших научных исследований по данной тематике.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования видится в возможности использования полученных результатов и выводов в дальнейшей научно-исследовательской работе в области археологии, позднеантичной и раннесредневековой истории, этнологии, а также в рамках междисциплинарных этноисторических исследований при дальнейшей разработке проблем этнической истории, генезиса государственности.

Кроме того, материалы диссертации могут быть привлечены для создания специальных курсов в учебной работе преподавателей, учебных и методических пособий, работ научно-популярного характера по археологии, лингвистике, антропологии, этнологии, хрестоматий, а также для написания обобщающих трудов и специальных монографий.

Различные сюжеты диссертации были изложены автором на научных
конференциях студентов и аспирантов исторического факультета УдГУ
(Ижевск, начиная с 2002 г.), в том числе на Майеровских чтениях,
проводимых кафедрой истории древнего мира и средних веков УдГУ
(Ижевск, 2002, 2003, 2005 гг.), на научно-практической конференции
«Российские немцы: история и современность» (Ижевск, 2004 г.). Автор
принимал участие в работе международного научного симпозиума «Великое
переселение народов - один из важнейших факторов, определяющих новый
этап взаимодействия и толерантности народов Евразии» (Ижевск, 2003 г.) и
международной научно-практической конференции «Модели

взаимодействия народов Европы в эпоху Великого переселения народов» (Ижевск, 2005 г.), проводимых кафедрой археологии и истории первобытного общества исторического факультета УдГУ.

Основные положения диссертации были апробированы в следующих публикациях55.

В структурно-композиционном плане диссертационная работа включает в себя введение, три главы, соответствующие основным проблемно-тематическим блокам исследования, заключение, список использованных источников и научной литературы. Исследование снабжено приложениями, включающими в себя карты, схемы, иллюстрации.

Лукина С.Г. Раннесредневековая письменная традиция об особенностях Аварского каганата // Историк и его дело: Сборник научных статей. Специальный выпуск. Ижевск, 2003. С. 218-226; 2) Аваро-франкские отношения VIII-IX вв. // Историк и его дело. Серия памяти профессора В.Е. Майера: Межвузовский сб. науч. тр. Выпуск 4. Ижевск: Изд-во УдГУ, 2005. С. 60-66; 3) Вальтер Поль - исследователь поздней античности и раннего средневековья // Российские немцы: история и современность. Серия памяти профессора В.Е. Майера «Историк и его дело». Выпуск 5. Ижевск, 2005. С. 44-48; 4) Аварский каганат в исторической науке (К вопросу об истории изучения Аварского каганата в отечественной истории) // История. Международные отношения: Альманах научных работ студентов и аспирантов. Выпуск II. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2005. С. 115-120; 5) Аварский каганат в системе культурно-политического взаимодействия эпохи Великого переселения народов (концепция В.Поля) // Взаимодействие народов Евразии в эпоху Великого переселения народов. Ижевск, 2006. С. 145-148; 6) Аварский каганат в системе межгосударственных отношений VI-VIII вв. // Взаимодействие народов Евразии в эпоху Великого переселения народов. Ижевск, 2006. С. 148-151; 7) Лукина С.Г. Авары в освещении европейских средневековых авторов // Актуальные проблемы всеобщей истории. Йошкар-Ола, 2006. С. 77-87.

Анализ письменных свидетельств об аварах как основы изучения их этнической и социополитической истории

Весь комплекс нарративных источников затрагивающих историю авар можно разделить на основные группы:

1. Античные, византийские и сирийские авторы III-VIII вв., повествующие о появлении авар в Европе, их этнической истории, завоевательной политике авар, их дипломатических отношениях с Византийской империей и варварскими народами, а также характеризующие внутреннее устройство Аварского каганата и внешний облик самих авар.

В свою очередь, данную группу можно разделить на несколько жанровых подгрупп: а) исторические сочинения, б) хроники, в) военные трактаты, г) сочинения церковных деятелей

2. Латинские средневековые авторы, оставившие сведения об аваро-франкских отношениях и войнах с аварами, представленные а) хрониками, б) анналами, в) биографиями.

3. К третьей группе источников относятся славянские литературные памятники, осветившие историю аваро-славянских отношений. В диссертационном исследовании автор обращается к Повести временных лет.

Поскольку почти все исторические свидетельства о появлении авар в Европе были сделаны их соседями-врагами и носят легендарный, и, как правило, негативный характер, поэтому в исследовании источниковой базы очень сложным представляется отделить достоверную информацию от вымысла, что не преуменьшает их научной значимости, так как позволяют получить информацию о внешнеполитических контактах Аварского каганата, соседях, врагах и союзниках.

Информация источников не всегда подробна, точна и достоверна потому, что хронисты подчас не знали точного названия вторгшихся народов. Нередко византийские авторы смешивали кочевые народы: гуннов называли «скифами», авар и славян - «гуннами». Об этом можно судить по свидетельствам историков VI - VIII вв.: Григория Турского , Фредегара , Павла Диакона и некоторых других авторов. Автор «Стратегикона», Псевдо-Маврикий, просто делит варваров на три группы: светловолосые народы (франки, лангобарды), «скифы», то есть авары, турки и другие гуннские народы и славяне и анты .

Вероятно, что для освещения дипломатических отношений и описания способа ведения войн этого было достаточно.

Позднеантичные и средневековые исторические сочинения были многочисленны и разнообразны по своей тематике, однако признание абсолютного авторитета Библии вызывало отказ от применения принципов критической оценки информации, достоверность и ценность информации оценивались с точки зрения степени авторитетности сообщающего ее источника. Исторические сочинения язычников рассматривались как несопоставимо менее ценные, чем предания, воплотившиеся в Библии. Основным видом средневековых источников были произведения разных жанров: анналы, хроники, биографические и автобиографические сочинения, истории отдельных светских и церковных сообществ, генеалогии правящих аристократических династий. По своему смыслу и функциям с собственно историческими смыкались агиографические сочинения: жития содержали повествования не только самих святых, но и более широкий очерк истории того сообщества ли местности, с которым святой был связан при жизни или после смерти.

Постепенно о кочевых народах у авторов складывается свое особое стереотипное мнение, основоположником которого был римский историка IV в. Аммиан Марцеллин5 (ок. 330-400) Благодаря его сочинению «Римская история»6 в сознании человека греко-римского мира сложился определенный образ варварских народов, который определялся характерными чертами, такими как ярость, дикость, хитрость, смелость, жадность7.

Становление византийской историографии было связано с прямым продолжением традиций античного историописания. Первые столетия византийской истории были отмечены переплетением разнообразных факторов, повлиявших на культурную ситуацию в целом. В ряду этих факторов следует отметить, прежде всего, конфессиональное многообразие, а именно, сохранение наряду с христианством традиционных религиозных языческих верованиях. Особенности культурного развития Византии определялись тем, что в отличие от западных провинций Римской империи она не прошла через коренной слом политического устройства и крушение всей социальной организации. Поэтому византийские историки смотрели на окружающий мир часто без враждебности, но с любопытством.

Проблема этногенеза авар по данным археологических и письменных источников. Определение этнонима

Для исторической науки традиционным является интерес к исследованию этнополитической и социальной истории эпохи Великого переселения народов и связанных с ним глобальных исторических потрясений и крупномасштабных миграционных процессов, происходящих на всей евроазиатской территории этого времени. Впервые на территории степей Восточной Европы кочевники появляются на рубеже XVI в. до н.э. Постепенно азиатские степи и частично европейские лесостепи становятся центрами расселения кочевых народов1.

В степях многочисленные племена совершают постоянные передвижения, кочуя за своими стадами. Наука проявляет интерес не только к особым формам экономики, но и считает, что объектом научного познания должны являться и неповторимые черты материальной и духовной культуры кочевых народов, а также свойственные только им религиозные представления и уникальный образ жизни. Подобный интерес заключается и в том, что вся совокупность имеющихся письменных источников не в состоянии осветить все стороны и характерные особенности, которые соответствуют эпохе Великого переселения народов, поэтому главным источником информации становятся постоянно пополняющиеся археологические материалы.

Сам термин «кочевничество» определяется не только как тип экономики, при котором основным производящим хозяйством является экстенсивное скотоводство с круглогодичным выпасом скота и участием в кочевании вместе со стадами большей или даже подавляющей части населения2, но и включает в себя элементы духовной, материальной культуры, специфику социального и политического развития.

В конце IV в. в Европу вторгаются грозные азиатские кочевые племена гуннов, нашествие которых кардинальным образом изменяет традиционный уклад жизни позднеантичнои европейской цивилизации, которая вынуждена была трансформироваться и соответственно перейти на новый этап социально-политического и экономического развития. По мнению исследователей, именно массовая миграция гуннов открыла новый исторический этап - эпоху средневековья и феодализма .

В первой половине V в. держава гуннов начинает раскалываться на несколько самостоятельных орд, в результате нестабильности политической ситуации вокруг гуннской империи. Подобный раскол приводит к внутреннему и внешнему ослаблению гуннского государства в целом, а в дальнейшем ведет к его исчезновению среди соседних народов. После распада гуннского государства по степям Восточной Европы, разоренной нашествием, продолжают кочевать многочисленные племена. Среди которых в византийских и азиатских письменных источниках упоминаются савиры, утигуры, оногуры, кутригуры, авары, болгары, хазары и многие другие народы4.

Исторический кочевой путь этих народов сопровождался постоянными военными столкновениями друг с другом, грабежами, бесконечными перемещениями по степи, а также нестабильными внутренними и внешними политико-экономическими процессами.

Социально-культурное взаимодействие авар и славян

Авары появляются в Восточной Европе в середине VI в. в результате коренных изменений, происходивших в то время на внешнеполитической арене. В это время с востока приходит новая, мощная миграционная волна тюркского переселения, в результате чего образуется I Тюркский каганат. В 552 г. тюрками начинаются крупномасштабные завоевания монгольских степей, которые становятся толчком для вытеснения на запад местных племен и инкорпорация их в состав каганата14. Благодаря активной завоевательной политике к 555 г. владычество тюрков простирается до Желтого моря на Востоке, а Истеми-хан начинает тюркское продвижение на запад15.

Согласно источникам тюркская армия быстро продвигается к Аральскому морю, где наталкивается на сопротивление местных племен вар (вархониты) и хиони (хуни, хиониты), которые и получили в последствии в Европе имя «авары». В результате длительных и упорных войн тюрки громят авар, последние, старясь избежать полного покорения, начинают сдвигаться все дальше на запад. А для того, чтобы внушить к себе уважение и страх на новых территориях, по сообщению Феофилакта Симокатты беженцы и называют себя аварами .

Продвигаясь, все дальше на запад с Востока, аварский племенной союз на своем пути включал в себя многочисленные племена (монгольские, тюркские, угро-финские), попадавшие в сферу военно-политических интересов авар.

Необходимо отметить, что к середине VI в. в Восточной Европе политическая ситуация продолжает оставаться весьма сложной и напряженной. Во-первых, Византия продолжает вести войну с Персией (ирано-византийская война 602-628) . Во-вторых, переправившись через Волгу, авары сталкиваются с племенами булгар (племен, которые после распада державы Аттилы проживали на территориях Нижнего Дуная, Днепра, Северо-Восточном Причерноморье)18, кочующих в это время по азово-каспийским степям. К этому моменту в булгарских племенах происходит раскол на два враждующих племенных союза кутригуров и утигуров1 . Кутригуры занимали территории западнее Дона, утигуры же селятся на востоке, на побережье Черного и Азовского морей. Византия оказывается перед лицом опасного противника. Кутригуры совместно со склавинами совершают грабительские набеги на Фракию, Иллирию и Грецию, приближаясь к Византии. Для того чтобы обезопасить себя, византийская дипломатия склоняет к союзническим отношениям утигуров, заключив с ними договор о помощи против других варваров, то есть кутригуров. В 551 г. кутригуры совершили набег за Дунай, за которым последовал набег утригуров на их собственные земли, тем самым временно прекратив вторжения в границы Византийской империи.

Похожая ситуация возникает в отношениях племен антов и склавинов. Соседи Византии склавины совершают набеги в ее границы. Чтобы защитить себя от этого врага Империя заключает союзнические отношения с антами, стравив между собой племена. Византия заключает с антами договор, согласно которому антские воины были обязаны защищать границы Византийской империи от набегов как утригуров и кутригуров, так и склавинов. Так, когда в 537 г. византийские войска императора Велизария оказались осажденными остготами в Риме, им на помощь пришла антская конница. А наиболее отличившиеся анты получали от императора высокие государственные чины, так, например, ант Доброгаст являлся командующим Черноморской военной эскадры судов.

Для того чтобы закрепиться на этих землях и подавить сопротивляющиеся племена, авары вынуждены были заняться укреплением своих южных границ, где проживали племена алан.

Похожие диссертации на Аварский каганат в системе социополитических и этнокультурных процессов эпохи раннего средневековья