Содержание к диссертации
Введение 3
I ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ 13
1 Переход от радио к телевидению 13
2 Бум механическою телевидения. Электронное телевидения Зворыкина....21
3 Цветная палитра телевидения 27
II ОРГАНИЗАЦИОННЫЕЕ ФОРМЫ ТЕЛЕВЕЩАНИЯ 39
1 Формирование коммерческих телесетей в историческом контексте 40
2 Монополия большой тройки 46
3 Общественное телевидение как альтернатива коммерческим сетям 65
III ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПРОГРАММЫ 71
1 НОВОСТИ 77
2 Сериалы 89
3 Телевизионная реклама 112
Заключение 121
Приложение I г 127
Приложение II 136
Приложение III 138
Введение к работе
Актуальность и степень изученности проблемы исследования проблемы.
В настоящее время особую актуальность приобретают исследования по истории возникновения, развития и становления средств массовой информации США, определение их влияния на формирование общественного сознания и мнения, на представление о событиях в мире, на вкусы потребителей в американском обществе.
Важную роль в формировании общественного сознания занимает исследование истории телевидения США, которое сегодня по степени воздействия па массовое сознание занимает ведущее место в системе средств массовой информации. В американской и российской прессе часто встречается высказываемое мнение о том, что воздействие телевидения во многом способствовало упадку духовной культуры американского общества, росту преступности. Но в последнее время телевизионные программы в США проходят жесткую цензуру, и те из них, в которых, по мнению цензоров, присутствуют сцены насилия или откровенные сексуальные сцены, не выходят в эфир. Похожая ситуация сложилась с рекламой сигарет и алкогольных напитков, т.е. показ подобных рекламных роликов запрещен на американском телевидении.
В настоящее время телевизионный эфир в современной России переполнен передачами, содержащими сцены насилия, реклама алкогольных напитков транслируется в любое время по всем каналам, таким образом, Россия сталкивается с теми же проблемами, которые несколько лет назад были актуальны для американского общества. Следовательно, изучение истории американского телевидения необходимо для того, чтобы извлечь полезный опыт и найти оптимальные средства перехода телевидения на новые условия работы. В современной России необходимо проводить более тщательный отбор показываемой телевизионной продукции, так как она не всегда оказывает положительное влияние на детей и подростков, вызывая у них желание, походить на героев гангстерских боевиков, добивающихся своих целей при помощи силы и оружия. Телевидение должно использовать власть над сердцами и умами людей на благо общества, а не на благо «золота», как это часто происходит в нынешней ситуации. Но все же основная функция телевидения носит информационный и развлекательный характер. При этом важно подчеркнуть, что для России совсем необязательно «копировать» американский опыт в формальном смысле этого слова, ибо всегда можно найти свои формы подобного контроля; разумеется, речь не идет о цензуре, а лишь о разных формах контроля.
Изучение истории американского телевидения является особенно необходимым и важным в свете сегодняшней экономической и политической ситуации в России, так как именно оно во многом является прототипом современного телевидения в нашей стране. Западное телевидение, в том числе телевидение США, послужило источником идей для формирования этого средства массовой информации в новой современной России, и диссертант отмечает, что эти идеи не всегда служат на благо общества. Кроме того, в настоящий момент телевидение в России еще только зарождается в своей новой форме, в то время как в США телевидение прошло не один этап исторического развития.
Актуальность темы исследования, конечно, не сводится только к сравнению с российским опытом, гак как она связана с американской историей в этой сфере - средствах массовой информации. Телевидение становится, особенно в последние годы, не только источником новостей, но и главным пропаїандистом массовой культуры. Феномен массовой культуры США, где она и зародилась, до сих пор очень мало изучен в нашей стране. Без массовой культуры невозможно представить не только Америку и Запад в целом, но и современную Россию. Телевидение в США стало важнейшим элементом средств массовой информации; вслед за ним идет интернет, который в России пока слабо развит.
К настоящему момент)' отечественные ученые проделали значительную работу по изучению отдельных аспектов деятельности телевидения США. Становлению службы телевизионной информации посвящены книги С. П. Фурцевой1, і 1-А. Голядкина2, A.M. Федорченко1, Ю.М. Власова*1, Лукошонаса M.A.S На эту же тему в России были опубликованы работы зарубежных авторов, переведенные на русский язык. В их числе монография Фанг6 и некоторых других авторов. Анализу принципа серийности американского телевидения посвящена моноірафия отечественного автора Р.И. Галушко , а также книга на языке оригинала TV: the Casual Art8. Развитию телевизионных жанров и процессу взаимодействия телевидения и кино в США посвящена работа польского автора Е. Теплиц Кино г* Телевидение в США, Популярный жанр ток-шоу удачно проанализирован в работе Н.А. Голядкина ТВ информация в США10 (в этой же монографии Н.А. Голядкин рассматривает другие телевизионные жанры).
В США изучению истории телевидения уделяется достаточно много внимания. В последние годы этой темой заинтересовались также и отечественные авторы. Таким образом, проблемы становления и развития телевидения США как средства массовой информации получили широкое освещение в отечественной и зарубежной прессе. Ведущее место среди многочисленных работ этого плана принадлежит трехтомному труду Bamouw The History of Broadcasting in the United States.1' Это исследование отличается
ФурцеваС.П. Мир плоіцадью в сантиметры. Москва, 1975. " Голядкин Н.А. ТВ информация в США. Москва, 1995. Федорченко A.M. Всемирная корпоріпіия новостей. Москва, 1988.
Власов Ю.М. Средства массовой информации и современное буржуазное общество. Москва, 1985. Лукошонас, Марюс А. Проблема объективности в теории СМИ США. Москва, 1990. ' Фанг, И. Теяеновоспт: секреты журналистского мастерства. Москва, 1993. ' Галушко Р.И. Драматургия буржуазное телевидения. Москва, 1977. 4 Willians, Martin. TV: the Casual Art. 'New York, 1982. Тепли, Ежи. Кино иТелевидение « США. Москва, 1966. Голядкин Н.А. ТВ информация в США. Москва, 1995. Bamouw, Erik. The History of Broadcasting in the United Stores. 1970. достаточной объективностью и критическим подходом к освещению многих проблем. Стоит отметить также другие работы зарубежных авторов: The Press and America. An Interpretive History of the Mass Media, Television. The first fifty years,'3 Television, An International History." В отечественной исследовательской литературе этот вопрос наиболее полным образом осветил Н.А. Голядкин в работе Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежною телевидения." В ней приводится сравнительный анализ исторического развития телевидения в США, в некоторых странах Западной Пвропы, России, а также в развивающихся странах. В процессе работы над диссертацией автор изучил ряд работ, освещающих телевидение с точки зрения научного изобретения. В их числе монография отечественного автора В.А. Уварова Очерки истории телевидения/6 представляющая собой своего рода справочник, к которому всегда можно обратиться в случае необходимости получения исторической справки.
Работая над данной темой, диссертант широко опирался на труды по истории возникновения и развития рекламы. Книга Уэллс, У., Вернет, Д., Мориарти, С. Реклама. Принципы и практика , написана на основе многих исследований, касающихся этого аспекта. В ней авторы освещают вопросы о том, когда, где и как появилась реклама, о том, как ей удалось сохранить и укрепить свои позиции, том, какую роль она играет на телевидении. Этой же теме посвящена работа американского автора Savan The Sponsored Life. Ads, ТУ, American Culture. Это не только справочник по истории рекламы, но и анализ Emery Michall, Emery Edwin. The Press and America. An Interpretive History of the Mass Media. New Jersey, 1993. 13 Greenfield, Jeff. Television, The first fifty years. New York, 1977. Smith, Anthony. Television. An international History, Oxford, 1995.
Голядкин H.A. Краткий очерк становления и развития отечественного н зарубежного телевидения. Москва, 1996. Уваров В.А. Очерки истории телевидения. Москва. 1990.
Уэллс. У., Вернет, Д., Мориарти, С. Реклама. Принципы и практика, Санкт-Петербург, 2001 Savan, Leslie. The Sponsored Life. Ads. TV, American Culture. Philadelphia, 1995. того, как реклама влияет на взгляды истребителей и их логику.
Актуальность темы, ее недостаточная изученность определили объект, предмет, цели и задачи исследования.
Объектом исследования является - американское телевидение как часть культуры Соединенных Штатов Америки.
Предмет исследования - историческое развитие американского телевидения и 30-е 60-е гг. и связь темы с современностью.
Цели и задачи исследования.
Основная цель настоящей работы состояла в том, чтобы на основе обширного исторического материала показать эволюционный путь развития телевидения, которое стало неотъемлемой частью современной жизни на примере американского общества. Соединенные Штаты Америки были выбраны автором не случайно, так как эта страна имеет в этой области наивысшие темпы развития.
В соответствии с актуальностью, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи: проанализировать степень влияния телевидения на формирование общественного сознания и общественного мнения; выделить этапы исторического развития американского телевидения; определить возможные формы данного СМИ в зависимости от социальных и политических структур, в рамках которых оно функционирует; показать сосредоточенность американских телевизионных компаний в руках частных предпринимателей; выявить основные функции телевидения, провести параллель между развитием телевидения в США и телевидением в России в сложившейся политической и экономической ситуации.
Источниковая база.
Основу источниковой бачы составляют многочисленные и рачнообразные по характеру опубликованные материалы.
Важным источником для раскрытия темы данной диссеріации стали протоколы Конірссса США1'. В них содержатся резолюции и билли, касающиеся различных сторон жизни американского общества, в том числе вопросов телевидения. Многие законопроекты 30-х - 60-х годов XX века направлены на внесение поправок в свод законов Федеральной Комиссии Связи, принятых в 1934 году.20 Так резолюция (H.R.)21 5389, принятая в 1959 году22 вносит поправки в законы ФКС от 1934 года относительно равного распределения эфирного времени с тем условием, что выпуски новостей не получат подобного преимущества. В этом же протоколе содержится еще одна любопытная поправка 5042, касающаяся усиления контроля ФКС над национальными коммерческими сетями23 с тем, чтобы убедиться, что они соблюдают интересы общественности. Документы, содержащиеся в протоколах конгресса, определяли основные направления развития средств массовой информации в исследуемый период.
Особо ценные сведения содержат ежегодные доклады Федеральной Congressional Record: volume 105. pan \6. Washington, 1959; volume 107, part 17. Washington. 1961; volume 109, part 20. Washington, 1963; volume 111,part 22. Waslungton, 1965; volume 113, part 27. Washington, 1967; volume 115, part 32. Washington, 1967; volume 116, part 34. Washington, 1970;
Федеральной Комиссии Свя:ш была создана в 1934 году для проведения контроля над работой средств массовой информации, и в настоящее время ФКС выполняет эти же функции. H.R. - house resolution.
См. Congressional Record, volume 105, part 16. Washington, 1959.
Речь идет о ipex крупнейших коммерческих телестанциях ЗЙ-Ьи-Си, Си-Би-Эс, Эн-Би-Сн. комиссии связи . включающие в себя аспекты, связанные с различными средствами массовой информации и связи, в том числе с вопросами телевидения.
Отдельно следует выделить законы о регулировании радио и телевидения США, принятые во второй сессии заседания ФКС в период с 5 января 1968 года по 22 марта 1%8 года" В их числе закон о том, что представители ФКС имеют право проверять деятельность телевизионной станции в любое время. В ходе проверки, представитель ФКС может потребовать предоставить ему материалы любых передач, а также провести тесты по пригодности используемого оборудования.
Кроме того, важными являются постановления о выделении типологии телевизионных жанров. Таким образом. Комиссия выделила следующие телевизионные программы: общеобрачовательные, культурные, новостные (в т.ч. спорт), развлекательные, служба общественных объявлений, прочее (передачи, не вошедшие ни в одну из выше упомянутых групп)26. Некоторые из этих жанров были проанализированы в данной диссертации.
Спсци&зьную группу опубликованных источников представляют мемуары, написанные непосредственными участниками исследуемого периода. Такие источники дают возможность проанализировать принципы, мотивы, интересы людей, участвовавших в становлении американского телевидения и в процессе формирования общественного сознания под влиянием данного средства массовой информации. Несмотря на то, что мемуаристы субъективны в своих высказываниях, и наше отношение к ним достаточно критическое, их труды содержат большое количество сведений, фактов, дат, освещающих данные исторические события.
Важным источником для раскрытия темы диссертации стали мемуары Federal Communications Commission Annual Reports. Federal Communications Commission Report, volume 11. January 5, 1968 to March 22, 1968. Washington, 1969. Federal Communications Commission Report, volume 69, September 23,1968 to January 4,
1968. Washington. 1979.
Оганова Г.С., журналиста, работавшего на телевидении в СССР, и попавшего, в числе других советских журналистов, на одну из американских телестанций для обмена опытом. В данном источнике содержится большое количество интересных фактов относительно тою, в каких условиях и При какой нагрузке работали американские журналисты, описываются впечатления, полученные членами советской группы, от той атмосферы, которая царила в телевизионных студиях. Кроме того, в источнике содержится много редких, необычных фотографий, на которых запечатлены советские и американские журналисты в рабочей обстановке.
Особо ценные сведения содержатся в мемуарах, написанных на языке оригинала, широко освящающих тему данного исследования. В их числе книги Rich News, Poor News , The media Show,Changing Face of the News, 1985 -1991Ґ9, Anchors: Brokaw, Jennings, Rather and the Evening News*0. The Television News , On the Air!' Все это мемуары, написанные американскими журналистами, в разное время работавшими в жанре телевизионных новостей. Они, как никто другой, знают, что такое телевидение и могут поделиться этими знаниями с широким кругом читателей, а также со специалистами, работающими в данной области. Особенно интересной с этой точки зрения является работа Кэрролл, оставленная в форме пособия для начинающих журналистов, и содержащая массу интересных историй из жизни студий телевизионных новостей.
Определенный интерес представляет также работа Super TV Stars.34 в которой содержится множество интересных фактов из биоірафий и жизни
ОгановГ.С. Телевидение по-американски. Москва, 1985. п Barm, Marvin. Rich News. Poor News. New York, 1978. 9 Diamond, Edwin. The media Show.Changing Face of the News, 1985 - 1990. London, 1989. Goldberg, Robert and Goldberg, Gerald J. Anchors: Brokaw. Jennings, Rather and the Evening News. New York, 1990. Mors, Margaret. The Television News. Personeiity and Credibility. Bloominglon. 1986. 32 Shales, Tom. On the Airi New York, 1982.
Кэрролл, В. Новости на ТВ. Москва, 2000. 34 Mayers, Richard. Super TV Stars. New York, 1977. популярных американских телеведущих, а также интервью с некоторыми из них.
При работе над приложениями диссертант обращался к англоанглийскому словарю A Mass Communication Dictionary, который является не только толковым словарем терминов и выражений, но и содержит данные о персоналиях, действовавших на американском телевидении.
Таким образом, в процессе работы над диссертацией использовались различные виды источников. Данный подход обусловлен стремлением изучить проблему во всей многогранности.
Новизна исследования.
Данное исследование представляет собой комплексное исследование эволюции американского телевидения с момента его зарождения до начала второй половины XX века. На базе анализа исторической литературы автору удалось установить четыре этапа эволюции американского телевидения. При этом, особое внимание автор уделяет проблеме стано&тения и развития этого актуального средства массовой информации, проводя параллель с ситуацией в современной России. Диссертант также отмечает некоторые особенности американского телевидения, например, его сосредоточенность в руках частных предпринимателей и, как следствие, их заинтересованность в быстрых темпах развития данного СМИ, а также тот факт, что определяющим моментом в создании американских программ является их зрелищность.
Методологическая основа.
Данное исследование основано на принципах историзма (история проблемы, ее основные этапы, связь с современностью, условия Hovard Boon Jacobson. A Mass Communication Dictionary. New York, 1961. функционирования телевидения) и объективности в научном исследовании, предусматривающие сбор полной и правдивой информации по проблеме формирования общественного сознания под влиянием телевидения в США. Многочисленные исторические факты обобщены и проанализированы.
При работе над данной диссертацией был применен контент-анализ (и в основном тексте, и в приложениях), а также следующие научные методы: хронологический, сравнительно-исторический и метод актуализации.
Практическая значимость.
Многогранный материал этой работы вполне может быть использован в общем лекционном курсе по новейшей истории США, в спецкурсе по истории культуры США, а также на семинарах н спецсеминарах по кафедре истории мировых цивилизаций.
Факты и идеи диссертационного исследования могут быть использованы журналистами отечественного телевидения в их практической работе.
Атюбаиш работы.
Диссертация была обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории МГПУ. Основные положения исследования изложены автором в двух научных публикациях общим объемом 2,5 п.л.
Структура исследования.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений, списка источников и литературы.