Содержание к диссертации
Введение
1. Культура как потенциал общественного развития 16
1.1. Роль культуры в парадигме общественного развития 16
1.2. Социокультурная ситуация в Российской Федерации 36
1.3. Социальное партнерство государства и бизнеса как механизм развития культуры 55
2. Инновационная концепция культурной политики в партнерстве государства и бизнеса 77
2.1. Основные направления и проблемы российской культурной политики 77
2.2. Интересы государства и бизнеса в реализации государственно-частного партнерства в сфере культуры 97
2.3. Развитие российской культурной политики с участием бизнеса 115
Заключение
- Роль культуры в парадигме общественного развития
- Социокультурная ситуация в Российской Федерации
- Основные направления и проблемы российской культурной политики
Введение к работе
Актуальность исследования. Современная культурная ситуация в России характеризуется с одной стороны в виде сильного давления на культурную самоидентичность внутренних и заимствованных дифференцирующих проблем, с другой - их культивируют архаические, медленно меняющиеся механизмы реализации культурной политики, которая не получает инновационного импульса, а предпринимаемые меры не всегда результативны . При этом в условиях недостаточности организационных, правовых, финансовых ресурсов культурная политика, в основном, ориентируется на государство, не допуская в эту сферу инновационные, мобильные, эффективные механизмы рынка, и не делегируя отдельные свои функции на исполнение бизнесу и некоммерческому сектору. Критика отечественной культуры в течение длительного времени подменяла поиск путей ее развития2. ,
Осмысление теоретического и фактологического материала, раскрывающего творческие возможности российского общества, свидетельствует о том, что от критики необходимо перейти к более взвешенной оценке состояния культуры, исследованию ее роли в развитии современного общества, к модернизации огромного культурного потенциала страны и его ориентацию на устойчивое развитие.
Позитивная практика показывает, что культурная политика, основанная на взаимодействии государства и бизнеса, их взаимной ответственности за устойчивое развитие общества, сегодня активно используется в зарубежном государственном управлении1. В Российской Федерации это сотрудничество до настоящего времени не получило достаточного развития.
В этой связи вопрос о государственной культурной политике для России приобретает особую актуальность и требует тщательной концептуальной проработки . Культурная политика - это совокупность научно обоснованной концепции, нормативно-правовых и практических действий государства, направленных на устойчивое социокультурное развитие общества.
Появившиеся положительные тенденции в культурных процессах все еще недостаточны для преодоления культурной инерции. Накопившиеся проблемы требуют своего разрешения путем формирования инновационной культурной политики, и важное место здесь может занять государственно-частное партнерство. Государственно-частное партнерство в сфере культуры - это равноправное сотрудничество институтов государства и бизнеса по решению социокультурных задач в целях повышения качества жизни и всестороннего развития человека.
Бизнес, заняв доминирующее положение во многих сферах государственной и общественной жизни, оказался практически не задействованным в посткризисном становлении отечественной культуры, а его огромный экономический и инновационный потенциал до сих пор здесь не востребован.
При кажущейся ясности данного вопроса в научных разработках не сформировано единого подхода к данной проблематике. Требуется дальнейшее уточнение концепции и форм реализации культурной политики, места государственно-частного партнерства в этом процессе. Существенным является то, что отечественной наукой и государством не выработана принципиальная позиция по определению и закреплению модели государственно-частного партнерства в сфере культуры. Это ориентирует нас на поиск такой модели культурной политики, которая характеризовалась бы высокой инновационностью и эффективностью в разрешении проблем культуры.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена:
- особенностями социокультурной ситуации, на выравнивание которой требуется консолидация усилий всех потенциальных субъектов культурной политики, где партнерство государства и бизнеса выступает важнейшим инструментом решения социокультурных проблем и построения в стране цивилизованного гражданского общества;
- важностью формирования адекватных современным культурным реалиям подходов к реализации культурной политики, содержащих эффективные механизмы исполнения;
- необходимостью выработки государством принципиальной позиции по определению и закреплению модели государственно-частного партнерства в сфере культуры, уточнения его места в, решении задач культурной политики и создания условий для его развития;
- насущной задачей повышения эффективности реализации культурной политики, учета взаимных ожиданий бизнеса и культуры, выявления проблем взаимодействия и диалога, а также факторов, успеха субъектов партнерства.
Степень научной разработанности темы. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к исследованию культурной политики в отечественном и зарубежном научных сообществах, представляющих философское, культурологическое, социологическое, историческое, экономическое, политическое направления ее изучения, и к самой культурев аспекте ее роли в общественном развитии.
К важным международным событиям, способствующим расширению научных исследований культурной политики; следует отнести Всемирную конференцию по политике в области культуры, организованную ЮНЕСКО в Мехико в? 1982 г.1 и Межправительственную конференцию, по использованию культурной политики в целях развитияш Стокгольме 1998 году2.
При обращении к современным зарубежным исследованиям можно отметить, что в последнее десятилетие роль и функции культурной политики стали переосмысливаться в свете тех задач, с которыми человечество сталкивается с конца прошлого тысячелетия . Важнейший вклад в углубленную разработку проблем культурной политики вносит ЮНЕСКО, в частности благодаря деятельности Всемирной комиссии по культуре и развитию. Позиции, которые нашли отражение в докладе Всемирной комиссии по культуре и развитию "Наше творческое разнообразие", всемирных докладах по этой проблематике, материалах ряда международных конференций по культурной политике, которые отражают роль культуры в современном обществе, столкнувшемся с проблемами глобального масштаба, и- ставят задачи современной кул ьтурной- политики1.
С середины 80-х годов прошлого века Совет Европы начал активно участвовать во многих программах по оценке- и анализу национальных культурных политик многих стран. Bv этой связи следует выделить исследования» зарубежных европейских авторов Болто В., Лэндри Ч., Манди С, Матарассо Ф;, Эверитт Э., американских Хиллмана-Чартрана Г. и Мак-Кохи К., и др., которые рассматривают культуру как определяющий фактор в развитии современных обществ.
Исследования российских ученых- представлены в трудах и публикациях многоаспектного содержания. Єегодня сложились, научные направления в изучении культурной политики в Институте философии. РАН», Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российском институте культурологии, Государственном институте искусствознания Министерства культуры России, Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, Московском государственном университете культуры и искусств, Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, ряде других научных и образовательных центров.
Теоретико-методологической базой при написании диссертации стали труды, широко известных ученых ВІК. Егорова, Б.С. Ерасова, М.С. Кагана, В.М. Межуева, А.Я. Флиера и др., в которых отражены вопросы сложного диалектического взаимодействия культуры и общества. Что же касается характеристики современного подхода к освещению культурных аспектов трансформации российского общества и необходимых мер культурной политики, то важно отметить, что диапазон затрагиваемых проблем расширился, отражая озабоченность исследователей судьбами культуры в условиях рыночных отношений, доступностью культурных благ широким слоям населения, необходимостью создания благоприятной ситуации для воспроизводства культурного потенциала страны. Исследователями ставятся задачи признания культуроцентризма как императива любой политики, серьезной корректировки парадигм деятельности в культурно-информационной, культуроохранной и культурно-организационной сферах, исследования социального заказа на содержание, формы и методы такой работы (Г.А. Аванесова, А.И: Арнольдов, О.Н. Астафьева, Т.Г. Богатырева, И.А.Бутенко, Л.Е. Востряков, B.C. Жидков, О.И. Карпухин, И.Н. Лисаковский, Ю.А. Лукин, Э.А. Орлова, К.Э. Разлогов, В.В. Савельев,, К.Б. Соколов, В.Б. Чурбанов, А.Я . Флиер и др.).
Диссертант опирается также на работы, отражающие управленческие аспекты сферой культуры, таких авторов как Г.М. Галуцкий, Е.Л. Игнатьева, А.Я.Рубинштейн, Б.Ю. Сорочкин, СВ. Шишкин и др.
Значительный интерес для нашего исследования представляют научные труды и публикации Д.М. Амунца, В.В. Груздова, В.И. Жукова, А.П. Кудрявцева, Ю.Л. Мазурова, В.П. Махаевой, И.М. Модель, Хайнце Т., Эндрю Мак-Илрой, посвященные разработке теоретико-методологических основ и сущности государственно-частного партнерства в отдельных сферах общественных отношений и сфере культуры.
Для уяснения социального механизма функционирования государственно-частного партнерства в сфере культуры очевидна важность исследования современной парадигмы социокультурной ответственности бизнеса перед обществом, что представлено в работах СР. Борисова, Г.СГуревича, В.А.Галанова, В.И. Жукова, В.В. Комаровского, СА.Стрижова, Т.В. Ярыгиной, В.Н. Якимец и др.
Имеющиеся результаты следует оценивать как необходимый фундамент дальнейшего научного поиска. Их развитие видится в формировании новых концептуальных представлений о культурной политике.
Несмотря на возросший интерес специалистов различных отраслей знания: культурологов, социологов, экономистов и других к государственно-частному партнерству в социокультурной практике, фундаментальные работы отсутствуют, а специальных исследований, всесторонне раскрывающих взаимодействие государства и бизнеса в реализации культурной политики, в настоящее время крайне мало.
До сих пор проблемными областями- остаются институализация государственно-частного партнерства, правовое обеспечение их взаимодействия при решении вопросов культуры, ролевое распределение участия государства, бизнеса и других субъектов в исполнении культурной политики, И степени их социальной ответственности- за развитие российской культуры, возможность применения зарубежного опыта, оценка эффективности партнерских проектов. Нужны более глубокие и адекватные выводы по практике реализации культурной политики государством и бизнесом. Задачи эффективного управления требуют переосмысления парадигмы культурной политики и ее роли в современном государственном и общественном развитии.
Объект исследования - современная культурная политика Российской Федерации.
Предметом исследования является государственно-частное партнерство как механизм реализации культурной политики.
Цель исследования состоит в выработке концептуальных подходов к построению модели эффективной культурной политики, основанной на выстраивании партнерских отношений государства и бизнеса.
В рамках поставленной цели определены задачи исследования:
- выявить особенности современной социокультурной ситуации в России;
- расширить теоретические представления о культурной политике с постановкой концептуальных вопросов сотрудничества бизнеса и культуры;
- показать современные подходы к формированию государственно-частного партнерства в сфере культуры;
- выявить интересы государства и бизнеса при их совместной реализации культурной политики, направления и формы государственно-частного партнерства в сфере культуры на основе анализа зарубежного и отечественного опыта культурной политики;
- сформулировать предложения по развитию государственно-частного партнерства в сфере культуры как инновационного подхода в реализации культурной политики.
Основные результаты и научная новизна, исследования связаны с комплексным анализом культурной политики в аспекте использования социокультурных возможностей бизнес-сообщества в ее реализации.
Наиболее существенные результаты, полученные автором и определяющие научную новизну исследования, заключаются в следующем.
Выявлены позитивные и деструктивные особенности современной социокультурной ситуации и причинно-проблемный характер последних: ограниченность ресурсов, направляемых государством в сферу культуры, недостаточность качества и объема предоставления услуг учреждениями культуры, не задействованы рыночные механизмы, неудовлетворительное состояние культурной инфраструктуры.
Государственно-частное партнерство представлено как инновация культурной политики и как метод цивилизованного разрешения общих и частных задач культуры.
Выявлены интересы государства и бизнеса в формировании государственно-частного партнерства. Опора на бизнес государству выгодна потому, что здесь сосредоточены крупнейшие ресурсы финансов, инновационной управленческой практики, возможностей маркетинга.
Бизнес-сообщество могло бы занять свой сектор в сфере культуры и направить свои возможности на повышение роли культуры как общественного института.
Проанализирован имеющийся опыт сотрудничества бизнеса и государства в сфере культуры, в формах концессии, доверительного управления, благотворительности, меценатства; спонсорства;
инвестиционной деятельности и предпринимательская деятельность, направленная/на расширение услуг и увеличение количества и качества культурных товаров.
Стратегии инвестиционной деятельности; менеджмента, маркетинга; показаны- как инструменты, современной культурной политики, \ направленной на привлечение более широкого круга партнеров.
Выявлены,перспективные формы развития государственно-частного партнерства в реализации.культурной-хюлитики: доверительное управление историко-культурными комплексами и недвижимостью сферы культурьг (зданиями музеев, библиотек, театров и т.п.); безвозмездная передача-бизнесу объектов культурного наследия и культуры, находящихся в. аварийном или руинированном состоянии с обеспечением их реставрации или капитального ремонта за счет средств последних; спонсорская и-меценатская поддержка выставок в стране и. за- рубежом, проведение творческих конкурсов, охрана авторских и смежных прав; создание частными инвесторами электронных библиотек, музеев, архивов и дрі.
Сделаны, выводы о том, что бизнес-сообщество, являясь одним1 из; основных субъектов экономического.прогресса, может составить здоровую конкуренцию государству в повышении роли культуры и значительно увеличить свою культурную ценность для общества. При этом социальная ответственность бизнеса должна перерасти из внутрикорпоративных интересов в интересы культуры, в социокультурную ответственность бизнеса перед обществом, а взаимодействие государства и бизнеса предпочтительно направить в такое русло, где бы интересы бизнеса стали развиваться в плоскости национальных культурных интересов, а власть поддерживала бы эти интересы.
Методологической и теоретической основой исследования является эволюционная теория культуры (Г.Спенсер, Э. Тайлор, Л. Морган) с опорой на культурологическое и философское наследие, а также на общенаучные методы познания социокультурных явлений и процессов к которым относятся системный подход к исследованию культурной ситуации- и культурной политики, специфика которого определяется тем, что он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов, выявление многообразных типов связей и сведение их в единую теоретическую картину. Системный; подход широко применяется в культурологической науке и позволяет в общероссийском масштабе осуществлять- разносторонний, анализ культурной ситуации, культурной политики и механизмов взаимодействия государства и бизнеса в процессе социокультурного развития российского общества.
При. исследовании культурной политики и института государственно-частного партнерства в сфере культуры существенным является структурно-функциональный метод, а также частно-научные методы: комплексного анализа, концептуального моделирования и конкретных социологических исследований - анализ статистических данных.
Диссертантом применялся междисциплинарный подход к изучению социокультурных процессов, который требует привлечения результатов фундаментальных исследований не только в области культурологии и философии, но и в области социологии и менеджмента.
Отдавая должное тому, что сделано исследователями, следует признать недостаточную разработанность некоторых важных теоретико методологических проблем, связанных с социальным государственно-частным партнерством в сфере культуры. Учеными слабо раскрывается сама сущность и механизм диалога государства и бизнеса в культуре, не раскрывается также эффективность государственной культурной политики в ее многосубъектном исполнении.
Эмпирическую1 базу диссертационного исследования составили официальные источники такие, как нормативные правые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, материалы, Социологического центра академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.1
При написании диссертации использовались, статистические сборники, публикации в специальных журналах и официальных web-сайтах сети Internet.
Теоретическая значимость диссертации состоит в исследовании закономерностей, специфики, и принципов формирования и исполнения инновационной модели культурной политики в диалоге с бизнес-сообществом на основе государственно-частного партнерства..Полученные результаты, могут быть использованы как основа концепции современной культурной- политики, а также для перспективных исследований взаимодействия государства и бизнеса в сфере культуры.
Выводы, предложения. и методические рекомендации; сформулированные в диссертации, нашли отражение в опубликованных автором научных работах, общим объемом 2,1 п.л.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в перспективном использовании в сфере культуры, предложенных моделей государственно-частных партнерств и апробации в государственном управлении концептуальных подходов в формировании и реализации инновационной модели российской культурной политики. Содержащиеся в диссертации выводы и предложения могут быть рекомендованы в качестве теоретико-методологической и методической базы при выработке концептуальных оснований инновационной модели перспективной культурной политики; разработке федеральных и региональных программ социокультурного развития.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для чтения учебных курсов; «Культурная политика» и «Государственно-частное партнерство в сфере культуры».
Апробация результатов исследования. Основные идеи и положения-диссертации были представлены- и обсуждены на научно-практических конференциях и научно-методических семинарах, в том числе: «Культура и культурная-политика» (Москва, РАГС, 2004-2007гг.); Межрегиональная научно-практическая конференция «Регион в условиях перехода к устойчивой модели развития- современного российского общества» (Брянский филиал ОРАГС, Брянск, 2004г.); Междисциплинарная; аспирантская-конференция. «Россия: тенденции и перспективы развития» (Москва. РАГС, 2004г.); Межрегиональная научно-практическая конференция «Тенденции» развития культуры-, села: Проблемы, Перспективы, Региональный- аспект». (Брянский- филиал ОРАГС,, Управление культуры Брянской области, Брянск, 2004г.); Научно-практическая конференция «Исторический город: Проблемы сохранения исторических городов и объектов культурного наследия» (Администрация Брянской области, Брянск, 2005-2007гг.); Межрегиональная научно-практическая конференция. «Инновационные модели государственного и-муниципального управления в контексте политических и административных процессов в современной России» (Брянский филиал ОРАГС, Брянск, 2004г.); Всероссийская конференция «Роль общественных организаций в, решении демографических и социальных проблем» (Общественный Совет ЦФО, Брянск, 2007г.); Международная научно-практическая конференция «Благотворительность в современной России» (Брянская областная Дума, Брянский филиал ОРАГС, Брянск, 2007г.).
Теоретические выводы и практические рекомендации были использованы при разработке областной целевой программы «Сохранение объектов культурного наследия Брянской области (2006-2009гг.) .
Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и практики культуры Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 25 марта 2008 года (Протокол № 7) и рекомендована к защите на заседании диссертационного совета Д-502.006.07 при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Структура работы. Цель и задачи исследования обусловили структуру диссертации, включающую введение, два раздела, заключение и список научной литературы.
Роль культуры в парадигме общественного развития
Роль культуры на протяжении новейшей истории многократно менялась, и к настоящему времени ее все больше рассматривают как фактор человеческого развития1. В: Заключительном документе Всемирной конференции по культурной политике в Мехико 6 августа 1982 года -«Декларация о мировой культуре», определение культуры представлено как «весь комплекс наиболее ярких духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, характеризующих общество или социальную группу . Культура- включает в. себя не только искусство и литературу, но и образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и мировоззрение.
Известный исследователь М.С. Каган, раскрывая- культуру в виде слоевого строения, предложил ее системное понимание1 в содержательной; структурной и функциональной производности от человеческой-деятельности в виде трех подсистем — материальной, духовной и художественной.
В ряде исследований «культура» получила обобщенное значение, под которым понимается все то что, создано человеком. При таком подходе она предстает как сотворенная человеком вторая природа, надстроенная над естественной.
Это наиболее широкое и общефилософское прочтение культуры. Здесь парадигма культуры обретает специфическую форму концентрации идеально-духовной энергии человека и человечества, особого качественного измерения всех сфер человеческой жизни, как совокупности инновационных способов и результатов освоения и преобразования природы, общества и самого человека1. Инновационность в своей основополагающей характеристике культуры прослеживается на различных уровнях и срезах ее функционирования: процессуальном, в том числе институциональном , и неинституциональном, предметно-результативном, ценностно-нормативном и эта ее характеристика представляет определенный интерес для нашего исследования.
Культура как процесс и качество человеческой деятельности предстает в формах индивидуальной и общественной активности - в деятельности личностей, социальных групп, институтов, общества в целом в различных сферах бытия и сознания. Эта деятельность включает в себя производство: создание ценностей, традиций, норм, идей; и их освоение: потребление, хранение, защиту, трансляцию?.
Сущность культурной деятельности. заключается в ее совершенствующем характере всех составляющих человеческого бытия. В процессе культурной деятельности человек стремится к совершенному качеству всего того, что становится предметом его создания, созерцания, переживания, мышления, общения или- поведения . Это следует идентифицировать с культурой производства и управления, политики и бизнеса, землепользования, поведения и межличностных отношений и т.д.
Для полноценного развития все субкультурные образования, независимо от степени их соответствия системе ценностей, официальной идеологии и культуре, должны иметь равные условия для свободного развития — в противном случае культура склонна распадаться как по вертикали, так и по горизонтали на ряд независимых и несоприкасающихся или даже конфликтующих друг с другом субкультур.
Сдерживающие механизмы, подавление и блокирование социальных инициатив, равно как и недостаточное присутствие государства и негосударственных институтов в развитии культуры может породить экстремизм, протестные формы поведения, переориентировать социальную активность на антикультурные, антиобщественные порой и противозаконные формы поведения, такие как терроризм, алкоголизм, наркомания, нетрадиционные образы жизни, преступность и т.п., что, в конечном счете, ведет к кризису культуры как целостной системы.
Социокультурная ситуация в Российской Федерации
Современное моделирование культурной политики опирается на культурную конфигурацию общества, проблемное поле социокультурной ситуации в стране, социальные и экономические возможности субъектов политики и уровень их взаимодействия, согласуется с движением глобальных процессов, зависит от культуры государственного управления и многих других факторов состояния внутренней и внешней среды общества и государства.
Понятие ситуации впервые было введено немецким философом Карлом Ясперсом. для, того, чтобы таким образом ответить на вопрос, где находится человек в контексте его духовного и культурного бытия Оно тесно связано с понятием проживания, «бытия-здесь-и-сейчас».
Ситуация всегда связана с реальным миром и будучи некоторой частью «бытия-здесь», заключает в себе часть реального мира и как конкретная действительность включает в себя и материальный и духовный мир человека.
Конфигурация ситуации очерчивается исходя из видения картины мира и представляет собой- точку зрения, ограничивающую возможности этого зрения, то есть возникает необходимость в представлении горизонта, сферы, поля, взаимосвязанных с человеком. Х.-Г. Гадамер при рассмотрении категории «ситуация» представляет горизонт как поле зрения, охватывающее и обнимающее все то, что может быть увидено из какого-либо пункта. Именно из этих соображений говорят об узости горизонта, о возможности расширения горизонта, об открытии- новых горизонтов и т. д. .
Приемы ситуационного анализа, различные понятия исторической, политической, социальной, экономической, социокультурной ситуации применяются в системных исследованиях разных наук и практике. В определении контекста культуры общества, сферы культуры, его институтов и процессов их развития в совокупности с другими методами применим ситуационный анализ исследования.
В дальнейшем будем опираться на определение социокультурной ситуации, обозначающее многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Это и совокупность социокультурных факторов, влияющих на ценностные ориентации человека, и его духовное самочувствие, и культурные характеристики его взаимодействия с окружающим миром.
Социокультурная ситуация включает в себя социально-культурную среду и сферы жизнедеятельности, в которых формируются и реализуются основные составляющие образа жизни различных социокультурных субъектов, включающие ценности, мотивы, цели деятельности, человеческий потенциал.
Важно уточнить понятия «социокультурное», «социокультурная среда». Представления о социокультурном основываются на идее симбиоза культурной и социальной сфер. Данная идея обусловливается двумя моментами: во-первых, пониманием культуры как системы исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях; а, во- вторых, характером связи культуры и общества, специфицируемым как отношение целого и его качества (социум — это форма реализации культуры, а культура - качество социума).
Основные направления и проблемы российской культурной политики
Исследования отдельных авторов показывают, что содержание культурной политики меняется с изменением фокуса приоритетов и интересов развития страны. К настоящему времени сложилось как минимум четыре подхода к определению категории культурной политики - целевой, институциональный и ресурсный, а при их интеграции используется комплексный управленческий подход. Л.Е. Востряков, опираясь на обобщения зарубежных и отечественных ученых, выделяет характерные для ряда стран и России правовые, организационные, финансовые компоненты государственного регулирования, экспертные методы и профессионализацию.
Рассмотрим содержание современной российской культурной политики в контексте этих исследований.
В системообразующем нормативном, правовом акте - «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»2, регулирующим отношения государства, его институтов и организаций к культуре под государственной культурной политикой (политикой государства в области культурного развития) признается совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. В целях развития многих норм этого документа принято двенадцать отраслевых законов, регулирующих библиотечную, архивную, музейную, информационную деятельность, обеспечивающих поддержку кинематографии, народных художественных промыслов, регулирование в сфере культурного наследия. Развивается законодательная база на региональном уровне. Приняты и реализуются федеральная целевая программа «Культура России» и такие же программы в большинстве субъектов Российской Федерации1.
В нашем исследовании будем придерживаться определения культурной политики как совокупности научно обоснованной концепции, нормативно-правовых и практических действий государства, направленных на устойчивое социокультурное развитие общества. Базовая основа формирования культурной политики страны заложена Конституцией Российской Федерации, где гарантируется государством свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания; свобода массовой информации; право на участие в культурной жизни, в пользовании учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям. Интеллектуальная собственность охраняется законом".
Основной закон не только наделяет граждан гарантиями и правами в культурной жизни, но и устанавливает их обязанности в опеке ими исторического и культурного наследия, бережном их отношении к памятникам истории и культуры3.