Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Становление и развитие традиции узорного вязания в коми крае 18
1.1. Развитие узорного вязания зырян на рубеже ХIХ - ХХ вв.. 18
1.2. Узорное вязание Коми края в ХХ в .31
1.3. Новый этап развития ремесла .. 39
Глава II. Узорное вязание как комплекс культурных традиций коми (зырян) .45
2.1. Вязаные элементы в комплексе народного костюма коми (зырян)... 45
2.2. Технология узорного вязания 54
2.3. Декор узорного вязания 86
2.4. Классификация вязаных элементов костюма коми (зырян)... 97
Заключение 132
Список сокращений и условных обозначений 140
Словарь терминов.. 141
Список литературы 146
Приложения 167-216
- Узорное вязание Коми края в ХХ в
- Новый этап развития ремесла
- Технология узорного вязания
- Классификация вязаных элементов костюма коми (зырян)...
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В современных гуманитарных исследованиях активно изучаются различные аспекты формирования, становления и развития духовной и материальной культуры финно-угорских народов. Из двадцати четырех финно-угорских народов мира семнадцать живут в России, самые крупные из которых имеют свои национальные республики. В рамках государственных и республиканских программ данных республик успешно исследуется народная культура, быт и ремесла. Необходимость изучения, обобщения и использования на практике опыта народных ремесел диктуется современными потребностями общества, переживающего глубокие преобразования, связанные с урбанизацией, усилением миграционных процессов, культурной глобализацией, уходом от традиционного образа жизни, в результате чего многие народные промыслы постепенно исчезают из культурной среды, унося с собой информацию об эстетических и технологических особенностях ремесла.
Актуальность исследования обусловлена также тем, что ремесло узорное вязание, являясь важной частью материальной и духовной жизни коми (зырян), может углубить и конкретизировать известные научные сведения о культурных и мировоззренческих представлениях народа коми; о роли народных ремесел в целом и узорном вязании в частности, в жизни населения Коми края.
Узорное вязание коми сохранилось до настоящего времени, но приобрело иные формы и новое содержание. Народные традиции декора, технологии, которые в недалеком прошлом были востребованными, могут быть творчески использованы на практике и сегодня, когда задачи сохранения и развития народных промыслов в целом, и узорного вязания в частности, имеют исключительное значение. Более того, народный художественный опыт является ресурсом для формирования современной комфортной среды обитания, для дизайнерских разработок и художественного творчества.
В настоящее время наблюдается возрождение интереса к узорному вязанию в образовательной и культурно-просветительской областях. Здесь происходит накопление и передача навыков ремесла с учетом национальных традиций и технологий.
Актуальность проблемы определяется также и тем, что узорное вязание в стране и регионах не являлось предметом специального исследования. Комплексное изучение данной темы на примере Коми края (коми зырян) конца XIX - начала XXI вв. позволило решить ряд вопросов, которые не рассматривались в рамках специальной литературы, или были мало изучены, или не исследованы вообще.
Автором используется понятие «узорное вязание коми», которое было признано в региональной науке в качестве базового термина с конца 80-х гг. ХХ в. Термин «вязаный текстиль» - «полотно, образованное перевиванием одной или нескольких нитей с помощью петель» (Т. Н. Глушкова, 2006) - используется в качестве основного понятия, объясняющего культурную традицию вязания. Вязание подразумевает приемы работы с нитью при помощи спицы (одной иглы) или нескольких спиц (четыре основных и одна вспомогательная), на основе приемов ручной технологии. Термины «узорное вязание», «узор» применяются для обозначения технологии жаккардового вязания. Термин «жаккард» определяет пластичное, малорастяжимое полотно с выраженным рисунчатым эффектом, имеет лицевую (рисунок, выполненный лицевыми петлями различных цветов) и изнаночную (протяжки нитей различной длины) стороны.
Понятие «общерусская традиция» в обработке шерстяного сырья и в прядении, узорном вязании применяется к распространенной в России конца ХIХ - начала ХХ вв. традиции обработки шерсти овец и изготовления из нее нитей ; вязания чулок и рукавиц из пряжи на пяти спицах ; также использования шерстяных элементов костюма в традиционной одежде .
Узорное вязание коми (зырян) включает в себя узорное вязание всех этнографических групп коми (99% населения края в ХIХ-начале ХХ вв.) и русских (1%), что обусловлено проживанием в общих территориальных границах Коми края.
Степень разработанности проблемы. Историография проблемы
Историография проблемы показывает, что в литературных источниках конца XIX - начала XX вв. практически отсутствует информация по заданной теме. Первые фрагментарные сведения о вязаных элементах костюма коми (зырян) встречаются в работах И. И. Лепехина (1768, 1769). Домашние и кустарные промыслы коми (зырян) представлены в работах последнего десятилетии ХIХ в. корреспондентов Комиссии по исследованию кустарной промышленности России - Ф. А. Арсеньева (1866, 1882, 1899),
А. А. Карелина (1895), М. И. Михайлова (1851, 1852), К. А. Попова (1874). В конце ХIХ в. основное внимание ученых было сосредоточено на изучении русского старообрядческого населения и северных коми нижней Печоры. Иногда в поле зрения исследователей (Н. Д. Голицин, 1888) попадало распространенное среди населения этой территории занятие узорное вязание. В начале ХХ в. сведения о вязании были представлены в статистических трудах кустарных агентов А. М. Мартюшева (1904), А. Н. Масленникова (1903), В. Ф. Попова (1902, 1904, 1910, 1916); содержались в обзорах поездок путешественников, представителей местной власти, врачей, духовенства, учителей (Попов, 1889). Малоизвестные факты быта коми выявлены при изучении научного наследия этнографа, географа, фольклориста, проф. В. П. Налимова (1925, 1991), в частности, о сакральной стороне предметов прядения.
Таким образом, в трудах дореволюционных авторов были освещены такие вопросы, как роль вязаных элементов костюма в традиционной одежде и быту коми (зырян), некоторые аспекты технологии изготовления.
В первые годы советской власти более подробно исследуются промыслы печорских коми. Работы Н. В. Воленса (1924), С. В. Керцелли (1911), И. Е. Сапрыгина (1919), содержали информацию о работе вязального кооператива на Печоре, фрагментарные сведения о вязании северных коми.
Фундаментальное исследование культуры коми (зырян) началось в 60-х гг. ХХ столетия. В монографии по этнографии народов коми В. Н. Белицер (1958, 1971) приводится общая характеристика традиционных вязаных элементов костюма зырян. Г. Н. Шипунова (1960) положила начало систематизации основных орнаментальных мотивов ткачества и узорного вязания зырян, привела их местные названия, описала технологические процессы крашения шерсти и изготовления вязаных изделий.
Работа Г. Н. Романовой (1975) о традиционных ремеслах коренного населения Коми края конца ХIХ - начала ХХ вв. содержала характеристику ремесла, описание инструментария ремесла и реконструкцию технологического процесса изготовления шерстяной нити. Значительный вклад в развитие проблемы внесли труды Л. С. Грибовой и Г. Н. Климовой; ими было введено в научный оборот понятие «узорное вязание коми». В работах Л. С. Грибовой (1980) впервые были исследованы традиции народа коми (зырян) в узорном вязании, дан анализ коми узорного вязания на основе характеристик орнамента. В работах Г. Н. Климовой (1976, 1984), самых полных по охвату проблемы, рассмотрен орнамент традиционных тканых и вязаных изделий коми (зырян), его особенности; предложена гипотеза о происхождении диагонально-геометрического орнамента, выделены его базовые мотивы. Впервые Г. Н. Климовой была сделана классификация вязаного текстиля коми, выделены 10 разновидностей узорного вязания в соответствии с территорией проживания и художественными особенностями орнамента вязаных изделий.
Таким образом, анализ историографии проблемы показал, что узорное вязание неоднократно становилась объектом внимания ученых. Однако приходится констатировать, что узорное вязание до настоящего времени не являлось предметом самостоятельного исследования как на региональном, так и на российском уровне. Отдельные вопросы орнаментации вязаных изделий и бытования вязания в рамках традиционной культуры лишь затрагивались в редких публикациях последнего десятилетия ХХ-начала ХХI вв. (Л. Ф. Кислуха, 2005; Н. П. Лютикова, 2009; Т. А. Молданова, 1999). Приходится констатировать, что до сих пор отсутствуют работы, в которых узорное вязание коми (зырян) рассматривалось бы в качестве значимого компонента бытовой и обрядовой культуры конца ХIХ-начала ХХI вв. Наблюдается недостаточная консолидация всех аспектов исследования узорного вязания в вопросах, связанных с этнической культурой и своеобразием народа коми (зырян).
Теоретическую базу составили работы по искусствоведению, в том числе в разрезе декоративно-прикладного искусства, Л. С. Грибовой, Н. М. Калашниковой, Г. Н. Климовой, В. Б. Кошаева и др. В них рассматривается проблема значимости художественной традиции в декоративно-прикладном искусстве, взаимосвязи духовного и материального, характер межнационального культурного взаимодействия и др. Важное место в настоящем исследовании занимают труды в области культурологии В. В. Иванова, Ю. М. Лотмана, В. Н. Топорова, и др., посвященные знаковой природе образов и мотивов народной культуры. Семиотические аспекты функционирования традиционной культуры рассматриваются в работах А. К. Байбурина, В. А. Семенова. Методологическое значение имеют исследования народной художественной культуры П. Г. Богатырева, В. М. Василенко, В. С. Воронова, М. А. Некрасовой, в которых рассматриваются история, виды народного художественного творчества, используемые материалы и технологии и т.д., а также труды, посвященные своеобразию коми культуры, И. Л. и Л. Н. Жеребцовых, О. С. Уляшова, Г. Н. Шипуновой.
Источниковую базу исследования составили вещественные памятники из фондов музеев, неопубликованные и опубликованные источники. К первой группе относятся вещественные источники фонда «Текстиль» Национального музея Республики Коми (НМ РК), насчитывающего около 700 единиц хранения. Кроме них были использованы предметы музейной коллекции конца ХIХ-начала ХХ вв. Российского этнографического музея (РЭМ) г. Санкт-Петербурга, а также музея ижемских коми п. Мужи Ханты-Мансийского округа; музея этнографии Сыктывкарского государственного университета. Использовались также коллекции и вязаные предметы историко-этнографических музеев различных районов края: с. Усть-Цильма, с. Ижма, с. Выльгорт, с. Ыб, с. Усть-Вымь, п. Корткерос, с. Усть-Кулом, гор. Кослан. Кроме этого для исследования привлекались предметы из личных собраний респондентов по всей Республике Коми, собранные автором в период 2004 - 2012 гг. Всего автором было изучено более 900 единиц вязаных предметов различных районов края. Работа с вещественными источниками строилась на основе фронтального и выборочного анализа. Факты группировались по блокам, часть данных нашла отражение в Приложении.
К числу опубликованных источников, используемых в диссертации, относятся: 1. Нарративные источники общекультурного характера в этнографических и исторических публикациях, посвященные Коми краю и традиционной культуре народа коми (зырян) конца XIX-начала ХХ вв. 2. Научные исследования середины ХХ-начала ХХI вв. по традиционной материальной культуре Коми края, где рассматривается бытование узорного вязания в рамках традиционной культуры, орнаментация вязаных элементов костюма. 3. Справочная литература, включающая словари русского и коми языков. 4. Фольклорные тексты (загадки, приметы, заговоры, трудовые и свадебные песни), в которых упоминаются вязаные элементы костюма и инструментарий ремесла.
К неопубликованным относятся рукописные тексты, содержащие сведения о вязаных элементах костюма сысольских коми; архивные документы объединения «Комитрикотажбыт».
Территориальные рамки исследования охватывают территорию традиционного расселения народа коми (зырян). Изучаемая территория в основном совпадает с территорией современной Республики Коми. В конце ХIХ-начале ХХ вв. территория, на которой ныне находится Республика Коми, входила в состав Устьсысольского и Яренского уездов Вологодской губернии; кроме того, небольшие территории с немногочисленным населением относились к Орловскому уезду Вятской губернии и Чердынскому уезду Пермской губернии. На севере граница проходила с этнографической группой русских с. Усть-Цильмы по устью притока рек Печоры, Нерицы и с ненцами - в районе нижней Печоры и Большеземельной тундры.
Научная гипотеза исследования. Комплексное исследование конкретного народного ремесла позволяет оценить широкий спектр традиционного культурного наследия: понять уровень технологической подготовленности коми (зырян) к освоению данного ремесла (узорное вязание), особенности их обрядово-мифологических, социально-эстетических воззрений, характер культурного взаимодействия этносов на данной территории, выявить влияние других ремесел на развитие узорного вязания (узорное ткачество, ткачество поясов).
Объектом исследования духовная и материальная культура народа коми конца ХIХ-начала ХХI вв.
Предметом исследования является узорное вязание как значимый компонент бытовой и обрядовой культуры коми (зырян).
Цель исследования заключается в комплексном изучении ремесла узорное вязание коми в процессе развития, в контексте традиционной материальной и духовной культуры.
В соответствии с целью в диссертации поставлены следующие задачи:
- проследить историю развития вязания; выявить факторы, влияющие на его становление; выделить периоды развития узорного вязания коми (зырян); дать их комплексную характеристику; сделать анализ нового периода развития ремесла;
- выявить особенности обрядово-мифологических воззрений коми (зырян), отраженных в технологических процессах изготовления нити, прядения;
- выявить характер культурного взаимодействия этносов на территории проживания коми;
- охарактеризовать влияние других ремесел на развитие узорного вязания;
- проанализировать использование вязаных элементов костюма коми (зырян) в бытовой и обрядовой жизни; выявить изменение традиций на протяжении рассматриваемого времени;
- исследовать технологию изготовления шерстяной пряжи и крашения; выявить технико-технологический процесс изготовления традиционных вязаных элементов костюма коми (зырян), его особенности;
- изучить художественные особенности коми узорного вязания и вязаных элементов костюма;
- проанализировать локальную специфику коми узорного вязания, вязаных элементов костюма с целью выявления комплекса культурных традиций коми (зырян);
- классифицировать вязаные элементы костюма коми (зырян), выявить общие и локально ограниченные черты на основе технологии, декора, конструкции.
Методологической основой диссертационного исследования является принцип историзма. Он определяет рассмотрение вязаных элементов костюма как явление культуры в исторической динамике. Применяется также междисциплинарный подход, позволяющий наиболее полно представить вязаные элементы костюма в традиционной материальной и духовной жизни коми (зырян). Существенное значение принадлежит системному подходу.
В работе применяется искусствоведческий, культурологический, историко-этнографический методы, учитывающие культурные, социальные и этнокультурные аспекты вязаных элементов костюма. При работе с вещественными источниками использовались наблюдение, эмпирическое описание, сравнительный анализ. Сравнительный анализ применялся для определения общих черт, локальных особенностей вязаных элементов костюма. При исследовании применялся диахронный анализ, позволивший рассмотреть предмет исследования на протяжении всего рассматриваемого времени, с конца ХIХ по начало ХХI вв.
Для систематизации вязаных элементов костюма коми (зырян) использован метод классификации, в котором применялись искусствоведческий, сравнительный и хронологический анализы.
Научную новизну исследования составляют:
- комплексный анализ узорного вязания коми (зырян) конца ХIХ–начала ХХI вв.;
- воссоздание технико - технологических процессов изготовления шерстяной нити, крашения нити природными красителями, изготовления вязаных элементов одежды;
- определение изменений традиций технологии изготовления и декора вязаных элементов костюма коми (зырян) на протяжении всего рассматриваемого периода;
- выделение и характеристика основных мотивов орнамента вязаных изделий коми (зырян);
- предложение классификации основных традиционных вязаных элементов костюма коми (зырян);
- выделение шести разновидностей узорного вязания коми (зырян), основанных на анализе конструкции, технологических особенностей, орнамента и цвета;
- введение в научный оборот значительного объема новых источников.
Предпринятое исследование позволило выявить место и роль узорного вязания в материальной и духовной культуре коми (зырян) конца ХIХ–начала ХХI вв. Изложенный материал углубляет и конкретизирует сложившиеся представления о роли народных ремесел в целом и узорном вязании в частности, в жизни населения Коми края.
Положения, выносимые на защиту:
-
Автор выделяет три этапа развития узорного вязания коми (зырян): с конца ХIХ века по 20-е годы ХХ века; 30-е годы – конец ХХ века; начало ХХI века. На каждом этапе на развитие узорного вязания оказывали воздействие различные факторы: 1) природные условия жизни (бытование в суровых условиях Севера); 2) экономические факторы (отдаленность от больших индустриальных районов России; малая эффективность земледелия края, активизация торговых отношений с конца ХIХ-начала ХХ века; преобразования в экономике, уровень селекционных работ по улучшению пород овец ХХ века; новые рыночные отношения начала ХХI века); 3) социально-политические факторы (изменяющаяся роль женщины в общественно-культурной среде на протяжении ХХ века); 4) культурные факторы (уменьшение активности обрядовой традиции, влияние городской культуры). В результате менялись: материальная база ремесла, функции вязаного текстиля, состав пряжи, орнамент, многие технологические «узлы» вязаного предмета. Невостребованность узорных вязаных элементов костюма в середине ХХ века привела к частичной потере преемственности ремесла.
-
На узорное вязание коми оказали влияние также следующие факторы:
1) мировоззренческий фактор. Например, технологический процесс прядения нити конца ХIХ - начала ХХ вв. характеризовал не только ремесленную практику этноса, но отражал особенности обрядово-мифологических, социально-эстетических воззрений коми (зырян); 2) культурные взаимодействия с другими народами. Важную роль в формировании локальных особенностей ремесла оказывали русское население Архангельской губернии (использование мотивов орнаментации), ханты (использование собачьей и смешанной пряжи); 3) смежные ремесла. Причинно-следственная связь наблюдается в формировании локальных особенностей орнаментики вязаных изделий: в тех районах, где было развито узорное ткачество, в узорном вязании использовали сложнейшие орнаментальные схемы, там же, где этой связи не наблюдалось, использовались более простые орнаменты.
3. В конце ХIХ – первой трети ХХ вв. трудовые операции по обработке шерсти, изготовлению нити и вязанию в Коми крае соотносились как с общерусскими, так и с этнолокальными традициями. Общие признаки наблюдались в первичной обработке шерстяного волокна, прядении с помощью прялки и веретена, в ассортименте изделий, основных технологических «узлах» вязаного текстиля. К локально-территориальным признакам относятся: вязание и на одной и на пяти спицах; прядение только веретеном; прядение на щеке, на бедре. Этнолокальная специфика наблюдалась в вопросах, связанных с атрибутикой прядения, в частности, с заготовкой древесины для прялки или связи веретена с сакрально - символическими представлениями народа коми (зырян). Специфика технико-технологических операций состояла в способах крашения пряжи растительными и минеральными компонентами, измерением вязаного предмета с помощью руки в стадии изготовления, комбинировании новых и старых приемов вязания (техника вязания, повороты вязаного полотна, применение при вязании только лицевых или лицевых и изнаночных петель), следы архаичности выявлялась в наслаивании новых приемов вязания на старые (пятка, зачин), также бытование новых и старых конструктивных форм (пятка, зачин).
4. Вязаные элементы костюма в традиционной одежде Коми края в конце XIX – первой трети XX вв. соотносились как с общерусскими, так и с этнолокальными традициями. Специфику представлял вязаный текстиль, ассортимент которого создавался с учетом охотничьей и рыболовной промысловой направленности быта зырян. Вязаные элементы костюма в быту выполняли утилитарную, в семейной обрядности – ритуальную функцию. Этнолокальная традиция выражалась в особой сакрально-символической роли вязаных элементов костюма, задействованных в свадебном обряде; они являлись символом неразрывности брака: если мужчина хотел прервать брак, он мог просто разрубить пополам чулок жены. Этнолокальная традиция выявляется и в погребальном обряде.
5. Для орнамента узорного вязания коми (зырян) характерно композиционно-структурное разнообразие (использование линейного, или сетчатого, или центрического характера композиции; диагонально-геометрической или прямой структуры рисунка по отношению к линии вязания; изображение с равенством фона и мотива или смешанное; прямолинейное или диагональное движение мотивов в орнаменте; различные ритмы мотивов). Базу узорного вязания коми составлял комплекс признаков: применение многоцветного вязания, полное заполнение плоскости вязаного предмета орнаментом; использование сложного диагонально-геометрического и простого семеричного орнамента; применение среднего и крупного орнамента с прерогативой древних символов. В качестве основного мотива применялся сложносоставной ромб (с крючками, с отростками, с ромбами на концах; ромба с помещенным в него косым крестом, ромба в ромбе). К базовой основе относится структура орнаментального построения на изделии, характерная для традиции народной культуры. Этнолокальная особенность наблюдалась в маркировке вязаного изделия пасом (знак рода, человека); в использование некоторых мотивов орнаментации – например, существовал строгий запрет на изображение косого креста в погребальной одежде.
6. Со второй половины XX в. сокращается не только обрядовая функция вязаных предметов, но и утилитарная, что было обусловлено коренными преобразованиями в жизни общества. Вязаный текстиль утрачивает свое значение в свадебной и погребальной обрядности, утилитарная функция частично сохраняется.
7. Узорное вязание коми (зырян) включает шесть разновидностей: ижемская, усть-цилемская, удорская; вычегодская, сысольская, лузско-летская, основанных на локальных особенностях технологии изготовления, декора, конструкции. Различающие характеристики, обусловленные локальными традициями, проявлялись: в использовании мотивов орнаментации, в применении кардинально противоположных по сложности орнаментальных блоков; в использовании сырья, технологических (пятка, зачин) и конструктивных особенностей (ширина и высота предмета, пятка). С локальной традицией связаны некоторые приемы декорирования (рубцовые ряды, бахрома, «волнистый» край изделия и т.д.), использование особой цветовой гаммы изделий (частая смена цвета в фоне и мотиве, единый цветовой фон, единый цвет рисунка на многоцветном фоне, предпочтительные цвета).
Достоверность научных результатов обеспечивается большим объемом изученных первоисточников, в том числе архивных, использованными методами исследования (искусствоведческого, культурологического, историко-этнографического), междисциплинарным и системным подходами к исследованию.
Апробация работы и внедрение результатов.
Результаты исследования, а именно выводы о семантике орнамента, истории развития ремесла, технологии изготовления вязаных элементов костюма, предложенная классификация вязаных элементов костюма коми (зырян) использованы в преподавании дисциплин «Художественный трикотаж», «Народный костюм», в дипломном проектировании студентов специальности 071301 «Народное художественное творчество», направления 071500 «Народная художественная культура», 072600 «Декоративно-прикладное искусство и народные ремесла» Сыктывкарского государственного университета.
Основные положения и результаты настоящего исследования изложены в докладах на научных конференциях: на Всемирном конгрессе финно-угорских народов (2008, г. Ханты-Мансийск), на межрегиональной научно-практической конференции «Музейные коллекции: история комплектования, проблемы атрибуции, опыт экспонирования (2009, г. Сыктывкар), на Февральских научных чтениях СыктГУ (2010, 2011, 2012, 2013 гг.; г. Сыктывкар), в 7 статьях.
Структура диссертации. Диссертационная работа изложена на 216 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, списка сокращений и условных обозначений, словаря терминов, списка литературы и приложения. Список литературы включает в себя 204 наименований. Приложения состоят из 49 иллюстративных страниц с фотографиями, картой, схемами.
Узорное вязание Коми края в ХХ в
Общей тенденцией 30-40-х гг. явилось значительное ухудшение качества используемой для вязания пряжи: часто будет использоваться ватная нить и полушерстяная пряжа промышленного производства очень низкого качества. В 1928-1931 гг. Г.В.Шипунова, проводившая исследование ремесла узорное вязание коми (зырян), отмечала, что старинные «рукавицы и длинные чулки распускают и вяжут из них, соответственно моде, шарфы, платки и прочее» [200]. К положительному фактору можно отнести работу Печорской опытной сельскохозяйственной станции: в 1936 г., в результате селекционных работ по скрещиванию местных овец с тонкорунной английской овцой «ромни - марш», была выведена печорская порода полутонкорунной овцы (состриг шерсти 3-4 кг). Данная работа улучшила качество шерсти овец, и положительно сказалось на внешнем виде изделий ижемских коми: шерстяные изделия данного района приобрели характерную пухлую, словно дышащую фактуру.
В исследуемое время только нижняя Печора оставалась местом, где вязание традиционно связывалось с экономическими интересами. В 20-х гг. на базе богатых нижне - печорских сел предпринимается создание артели по изготовлению носков и рукавиц. Все производственные операции в ней: мытье шерсти, «расчесывание шерсти деревянной чесалкой», прядение на веретене, крашение нити, вязание осуществлялись без разделения труда каждым индивидуальным мастером. В 1921 г. в артель были объединены 11 человек: из с. Киппиево - 1, с. Кельчеюра - 3, с. Кошуборга - 6, п. Усть –Усы - 1 человек. Объемы работы были небольшие: в год мастерица производила 15 пар вязаных изделий (чулки, исподки, рукавицы, пояса) на продажу [35]. Готовые вязаные чулки, в зависимости от сложности, сдавались от 50 коп. до 1 руб. за пару, исподки от 35 до 40 коп. за пару; сбыт организовывался Архангельским союзом кооператоров. Сохранилось замечание, что «…отсутствие красок в продаже тормозит работу», из чего следует, что в работе использовались привозные анилиновые красители.
В 30-е гг. «печорское вязание» с. Усть - Цильмы по-прежнему пользовалось большим спросом на Русском Севере и являлось одним из основных видов товаров, вывозимых на зимние ярмарки в Пинегу, Мезень, г. Архангельск [58]. На верхней Печоре, в д. Аранец была создана единственная в Коми крае артель по изготовлению тканого шерстяного холста. В 1924 г., по отчетам обл.плановой комиссии Северо - Восточной области каждая семья на Печоре производила от 1,5до 3 фунтов мытой шерсти в год [169]. Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для России. В Коми крае зырянки, как и многие советские женщины того времени, круглосуточно работали на тяжелых работах по рубке и сплаву леса. В данный период изготовление вязаных изделий отличается четкой ориентированностью: в основном, вязали рабочие однотонные рукавицы и носки из толстой пряжи. Почти всю имеющуюся в хозяйстве шерсть применяли на изготовление фронтовых подарков: рукавиц с двумя пальцами (для стрелков) и коротких носков без рисунка [50]. Такие качества, как добротность в шерстяных изделиях ценилась выше других. Женщины из районов края, традиционно богатых шерстью, помнят, что в д. Аранец, д. Конецборе (верхняя Печора) и во время гражданской, и отечественной войн вязали и отправляли бойцам на фронт теплые вязаные вещи. Нередко вязать приходилось после тяжелой дневной работы, глубоким вечером (Пыстина Ирина Федоровна, 1929 г.р.). В послевоенные годы, под влиянием патриотических тенденций послевоенных лет в Советском Союзе возрождается интерес ко всему русскому, в частности, к традиционному народному творчеству. По всей стране развиваются традиционные ремесла, возникают художественные промыслы по изготовлению сувенирной продукции. В Коми крае в 60-е гг. для этих целей многие артели, кооперативы, товарищества системы кооперации передаются в ведение образовавшегося Министерства местной промышленности Коми АССР. Параллельно происходит переименование артелей на основе народных традиций в художественные промыслы. Часто художественные промыслы символически включались в районные лесозаготовительные предприятия (лесопункты) например, керамическая мастерская п. Выльгорта (р.Сысола) находилась в ведении одноименного лесопункта. В г. Сыктывкаре производством вязаных изделий в качестве сувениров начали заниматься объединение по переработке оленьего меха «Олень» и Республиканская сувенирная мастерская. Мастерской был спущен план в размере 150 тыс. предметов в год. Большая часть сувенирной продукции с использованием дерева, шерстяных ниток, оленьего меха, замши и камня не имела ничего общего с художественными народными традициями и народным бытом народа коми (зырян); декор вязаных носков и рукавиц был предельно упрощен и лишь отдаленно напоминал этнографические музейные образцы.
Характерным своеобразием 70-х гг. стало привлечение в сферу народной культуры профессиональных художников прикладного искусства. В Сыктывкарское объединение «Народные промыслы», которое создалось на базе Республиканской сувенирной мастерской, по заявке края приехали выпускники ведущих художественных училищ страны. Одна из них - Г.Н.Шаня, специализировалась в технике узорного вязания. Все, что она разрабатывала к внедрению, в частности, коллекции чистошерстяных рукавиц и носков по мотивам вязаного орнамента коми (зырян), отличалось хорошим художественным вкусом и профессиональным отношением к этнографическим источникам. В последующее время, в 80-90-е гг.ХХв., когда «Народные промыслы» стали массовым производством, вязаные сувенирные изделия превратились в ширпотреб с низким эстетическим уровнем изготовления.
Новый этап развития ремесла
В 90-х гг. ХХ в. динамично развивающейся мировой трикотажной индустрии усиливаются разнообразные тенденции художественных фольклорных направлений. В исследуемое время творческой интеллигенцией Коми края стало высказываться мнение, что орнамент вязаных элементов костюма коми (зырян) необычайно созвучен модным мировым направлениям, и, поскольку остро созрела потребность его возрождения, необходимо сделать этот шаг именно сейчас. Но возможность реализовать давнишние замыслы появились лишь в начале ХХI в. Благодаря грамотной политике руководства Республики Коми в городах и районах республики повсеместно открываются учреждения дополнительного образования, центры национальной культуры, студии художественных народных промыслов, центры ремесел, где молодежь имеет возможность перенять навыки и получить специальные знания у признанных мастеров узорного вязания, как Т.Гилевой (п.Выльгорт), Г.Мишариной (г.Сыктывкар), Г.Огородниковой (г.Печора), Е.Тутриновой (с.Куратово) и Е.Ципановой (с.Визинга). Началось изучение узорного вязания коми в общеобразовательных учреждениях художественного профиля республики: Национальной Гимназии искусств при Главе Республики Коми, Республиканском училище искусств им. М.В.Чисталева, где наряду с теоретическими знаниями в области узорного вязания даются и практические навыки.
В 2004 г. на факультете искусств Сыктывкарского государственного университета была поставлена задача изучения традиционного узорного вязания коми и расширения его роли в современной культуре региона. С этой целью в учебные планы кафедры декоративно - прикладного искусства была включена дисциплина «Художественный трикотаж», программа которой предусматривала решение поставленной задачи. Наряду с традиционным ручным вязанием при обучении стало использоваться вязальное оборудование нового класса, что дало возможность вести преподавание предмета на новом уровне. Характерной особенностью узорного вязания ХХI в. стало развитие старых и появление новых форм ремесла: - Первая форма: народных домашних ремесел. Мастерицы работают в селах и деревнях края, где ремесло всегда оставалось традиционным занятием, не теряло связи с жизнью людей, было частью их жизни. Вяжут вручную на 5 спицах, соблюдая дошедшие до наших дней каноны ремесла, используя при вязании мотивы, характерные в данной местности. Ассортиментный ряд: носки (короткие, длинные с локальным или упрощенным орнаментом, без орнамента), рукавицы (с рисунком, без рисунка) для своих внуков и детей, в подарок или для повседневных нужд. Изделия изготовляются реже из своей (нить со своих овец прядется по старой технологии) или покупной пряжи; покраска пряжи не производится. Узорное вязание развито в с. Пожеге, с. Пучком, п. Усть - Цильме, п. Замежном, п. Брыкаланске, с. Помоздино, п. Нювчиме, г. Койгородке; - Вторая форма: самодеятельных городских и сельских мастеров. Мастерицы вяжут на пяти спицах из промышленной пряжи, частично применяя традиционные мотивы (по Л.С.Грибовой, Г.Н.Климовой), и привнесенные; используя при этом схемы, соответствующие их уровню мастерства. Наиболее используемыми являются семеричные орнаментальные мотивы, узоры усть цилемской разновидности. Цвета пряжи зависят от вкуса мастера; как правило, предпочтения даются ярким, жизнеутверждающим цветам; - Третья форма: художественных промыслов. Задачей данной формы ремесла является сохранение ремесла, как части национальной культуры коми (зырян). Работа заключается в создание сувенирной и подарочной продукции из промышленной пряжи. Применяются броская цветовая гамма, популярные орнаментальные формы коми (зырян), ручная техника исполнения. В технологии вязания используется традиционное переплетение «рубец»; - Четвертая форма: профессиональных художников декоративно прикладного искусства. Художники работают «в традициях» ремесла, соединив национальные традиции орнаментации с современной передовой технологией изготовления. Работа ведется на новых вязальных машинах, с новыми современными пряжами различной толщины, в т.ч. пряжей секционного крашения. Используется новый ассортимент изделий: помимо одежды, широко применяются предметы интерьерного назначения. Используя образный язык традиционного узорного изделия, профессиональные художники трансформируют и часто переосмысливают традиционные основы в своем творчестве, при этом выявляя в них новые выразительные возможности. Данная форма ремесла является принципиально новой.
Проведенный анализ показал, что современные художники декоративно прикладного искусства существенно повлияли на ход ремесла в ХХI в. В отличие от народного мастера, работающего по строго заведенным канонам, произведение профессионала создается как личностный замысел, и больше содержит в себе черты индивидуального творчества автора: темперамент, профессионализм, видение национальной темы, чувство цвета и т.д. [140]. Поэтому сегодня главным своеобразием в работе художников можно признать не следование «старым идеям», а выявление способности традиционного ремесла к художественным трансформациям, при котором происходит «цитирование» исторического материала, близкое современным тенденциям моды и духу времени. Прежде всего, трансформация касается орнамента узорного вязания коми, к которому в Республике Коми в последние годы наблюдается повышенный интерес. Часто художники готовы принять лишь ярко выраженную внешнюю эстетику орнамента, при этом его семантическая, глубинная основа не всегда бывает понятна сознанию молодого поколения. Варьирование мотивами, выделение моно элемента из орнаментальной блока, объединение в одном изделии орнаментов различных районов бытования, не соблюдение традиционного расположения на изделии является распространенным методом работы молодых художников, воспитанных на компьютерной эстетике. Часто их работы в действительности показывают возможные пути дальнейшего развития коми узорного вязания, демонстрируют огромное разнообразие положительных идей, в частности, создание новых композиционных структур: соединение традиционного орнаментального мотива с цветовыми пятнами, символами государственности Республике Коми; изменение композиционных акцентов, формального и цветового ритма.
Технология узорного вязания
Предметная область параграфа включает исследование народных представлений о прядении конца ХIХ-начала ХХ вв., традиционных технологических процессов изготовления шерстяной нити и вязаных элементов костюма коми (зырян). Ввиду того, что в научной литературе данного направления нет единой терминологии обозначений, условные части вязаных предметов будут применяться, согласно их локальным, и современным распространенным названиям. В чулках: зачин (народ.), поголенок (народ.), пятка, стопа, мыс; в рукавице: зачин (народ.), кисть, мыс, большой палец. В данном исследовании «зачином» обозначается начало вязания, край изделия; «поголенком» - верхняя часть длинного чулка, до пятки. В работе будут применяться общепринятые технические термины: «крутка пряжи» - показатель количества оборотов пряжи на единицу ее длины; «плотность вязаного полотна» - показатель, характеризующийся числом петель, находящихся в единице площади. Плотность вязаного полотна подразделяется на «плотность по горизонтали (Пг.)» и «плотность по вертикали (Пв.)».
Технологический процесс прядения как значимый компонент духовной культуры коми (зырян). В литературных источниках по традиционной культуре коми (зырян) конца ХIХ - начала ХХ вв. сохранилось немало народных представлений о сакральной стороне технологических процессов прядения [60, 94,134,135,170,174,181], где атрибутивные компоненты ремесла - прялка и веретено - выполняли особые функции. Веретено пользовалось негативной репутацией даже в обыденных ситуациях; сама женщина в момент прядения рассматривалась как нечистое существо [134]. Сакральное значение придавалось вращению веретена вокруг своей оси: в этнографической традиции коми (зырян) выявлены следы «концепции веретена» как оси, которая перекрывает или открывает границы полярных семантических сфер - «своего» и «чужого». Существовало стойкое поверье, что посредством кручения веретена или простым прикосновением к нему возможна передача и потеря статусных качеств мужчины, в частности, - удачного охотника, что было губительно для каждого зырянина. Движение веретена по солнцу традиционно принадлежало миру человека, а движение против солнца - сфере иного мира. В конце ХIХ - начале ХХ вв. прядение коми (зырян), в основном, происходило по часовой стрелке несколькими способами; в особых обрядовых случаях - обряжении покойника на р. Сысоле и р. Мезени, нитка «вилась на колене в противоположную сторону, влево» [156].
Особое значение в технологическом процессе прядения придавали другому атрибуту прядения - прялке, в частности, первому этапу ее изготовления -заготовке дерева. Коми (зыряне) считали, что далеко не всякая древесина годилось в дело; неправильно выбранное дерево могло принести несчастье его владелице. Дерево должно быть обязательно «живым, с душой» (лвья пу); заготовку для прялки делали зимой, в морозный день, чтобы не навредить «душе» дерева [194]. В культурной традиции коми (зырян) ХХ в. сохранились особые представления о свойствах нити на разных стадиях обработки: обработанное волокно - спряденная нить, закрученная в узел (петлю). Разная степень обработки шерсти составляла основу ее различных характеристик в качестве ритуального символа обрядов переходного характера. Частично обработанное волокно (в стадии кудель) характеризовалась амбивалентностью: клок шерсти традиционно клали в угол нового дома, для того, чтобы обеспечить связь с предками, и приобрести, вследствие такого почитания, благополучие рода, живущего в доме. Волокно повсеместно применяли в погребальных обрядах, так, на р.Усть-Вымь, провожая человека в последний путь, клали ему под голову льняную кудель или вязаные шерстяные чулки; на р.Удоре, в ходе похорон родственники умершего передавали гробовщику (лицу, наделяемому символикой представителей нижнего мира) сунис пасму - связанные вместе поясок-подвязку красного цвета и пучок льняного волокна, которые ритуально усиливали знаковый статус волокна как пути в иной мир. Посредством шерстяного волокна широко практиковали в лечебной практике ритуал передачи болезни от человека к животному и т.д. Закрученная (веревка), или закрученная и перевитая в узел нить (сплетенные пояса) характеризовались связующим началом, использовались в основе многих обрядов коми (зырян). В свадебном обряде символическое значение имело накидывание на невесту узду (петлю); связывание свадебных подарков поясами, или связывание молодых во время рукобитья (в ряде районов Коми, а также у русских с.Усть-Цильмы); надевание (связывание) в оберегающих целях узких нательных поясов, также широких поясов в виде сети, с узлом в качестве мотива. Закрученные вокруг оси нити (веревки) использовали в колдовской магии и т.д. Технологический процесс крашения нити у коми (зырян) не изучен достаточно с позиции сакральных понятий. На основании археологических раскопок известно, что в древние времена цвет служил для усиления ритуального характера орнамента: на керамике времени раннего неолита в регионе р. Вычегды [37] охра наносилась на сосуды сакрального характера. Возможно, что использование цветных нитей в вязании первоначально также расширяло и значительно усиливало ритуальный контекст изделий. Можно предположить, что практически отсутствие белого фона в вязаных изделиях коми (зырян) было связано с тем, что белый цвет считался в обыденной жизни бедным; он сакрализовывался в обрядах, связанных с поминанием предков, похоронами: повсеместно по краю белые чулки из льняной или шерстяной пряжи являлись ритуальной одеждой. Таким образом, исследование показало, что технология конца ХIХ - начала ХХ вв. характеризовала не только ремесленную практику этноса, но аспекты духовной культуры коми (зырян).
Обработка шерсти, прядение и крашение шерстяной нити. В конце ХIХ -начале ХХ вв. коми (зыряне) для вязания использовали натуральную шерсть своих овец. Помимо пряжи собственного производства, через розничную торговлю поступала также привозная пряжа из других регионов России. Сохранилось упоминание, что в 1886 г. из Сибири на Печору была завезена «….шерсть верблюжая 40 пудов, козий пух - 3 пуда» [47]. В лузско-летской, вычегодской и удорской разновидности узорного вязания использовали лен, который традиционно применялся для чулок летнего ассортимента без пятки (техника ткачества и вязание). Другое сырье в вязании коми (зырян) использовалось редко. Комбинированная пряжа - овечья с коровьей, овечья с собачьей использовалась северными коми. Осталось неизвестным, делалось ли это в целях экономии овечьей пряжи, или по другой причине. Такая комбинация сырья, которую северные коми заимствовали у своих соседей - обских угров, придавала изделиям колючесть. Современники отмечали, что во время ярмарок изделия ижемцев с комбинированным сырьем пользовались у населения меньшим спросом и ценились почти вдвое дешевле, чем чистошерстяные вязаные изделия д. Аранец Устькожвинской волости [47]. Изготовление пряжи из подшерстки коровы (в период линьки) выявлено в с. Усть-Цильма, где в послевоенные годы ХХ в. данный опыт применялся при вязании изделий рабочего ассортимента (личные воспоминания проф. В.А.Семенова, 1943г.р.). В конце ХIХ - начале ХХ вв. вычегодские коми изготавливали из человеческого (конского) волоса рукавицы для полоскания белья и ловли рыбы в зимнее время (Е.И.Шестакова, 1904 г.р., с. Корткерос).
Классификация вязаных элементов костюма коми (зырян)...
В 80-х гг. ХХ в. Г.Н.Климовой [87] была разработана система научной классификации вязаных элементов костюма коми (зырян и пермяков), которая формировалась на основе художественных признаков вязаных предметов. Диссертантом предлагается авторская версия классификации вязаных элементов костюма коми (зырян), базирующая на основе художественных, технологических, конструктивных признаков; два последних признака являются новыми. С учетом опыта предшественников о возможном использовании предметов материальной культуры с различных позиций, диссертант остановился на универсальной позиции, при которой вязаные элементы одежды рассматриваются в качестве многогранного источника для создания современных проектных решений в историко-этнографической, искусствоведческой, культурологической сфере. Автор рассматривает данную классификацию лишь в качестве первоначальной ступени систематизации вязаных элементов костюма коми (зырян).
Объектом описания классификации [Приложение, рис.41] явились вязаные предметы - элементы традиционного костюма коми (зырян) конца XIX - начала XXI вв. различных историко-этнографических районов Коми края. Результаты исследования, отраженные в диссертации, составили основу Классификации. Единообразие ключевых признаков вязаных элементов костюма коми (зырян) позволило выделить закономерности, выраженные в 4 характеристиках и 12 критериях. Различия представили их вариативность. В структуру Классификации заложены следующие характеристики: 1) Предметные характеристики, 2) Конструкция, 3) Технология, 4) Декор. Предметные характеристики (1) формируются универсальными критериями, которые используются не только к вязаным элементам костюма, но и к любому этнографическому памятнику: 1.1 Элемент костюма; 1.2 Социально -половой признак; 1.3 Практическое назначение; 1.4 Место хранения; 1.5 Место бытования; 1.6 Период бытования. 1.1 Элемент костюма. Вязаные элементы костюма представляли собой совокупность предметов одежды, необходимых в повседневной жизни. Длинные чулки до колена, чулки без пятки не носили самостоятельно, они выступали в качестве составной части обуви, дополняя кожаную, лыковую, меховую обувь, которая непосредственно контактировала с землей. Рукавицы носили и мужчины, и женщины; перчатки были женским предметом одежды. Применялись наколенники и нарукавники. Данный критерий структуры разделяет: а) элементы костюма для ног -чулки, чулки без пятки; б) элементы костюма для рук - рукавицы, перчатки; в) дополнительные детали - нарукавники, наколенники. 1.2 Социально - половой признак. Данный критерий структуры разделяет вязаные предметы по социально-половому признаку: а) мужские, б) женские, в) подростковые. В традиционной культуре зырян при разделении вязаных элементов костюма по социально-половому признаку изменялся цвет, орнаментальные мотивы, количество используемого декора. 1.3 Практическое назначение. Данный критерий структуры определяет назначение предмета: а) будничные (рабочие), б) праздничные, в) обрядовые. Будничные (рабочие) предметы костюма носили повседневно, использовали в процессе работы. Праздничные вязаные предметы костюма надевали по знаменательным событиям: в церковь, на ярмарки, в гости, по календарным и другим праздникам. Обрядовыми были вязаные предметы, применяемые в обрядах жизненного цикла - свадебном, погребальном. 1.4 Место хранения. Данный критерий структуры определяет а) предмет частного хранения; б) музейный предмет. В том случае, если предмет является музейным экспонатом, приводятся его учетные обозначения. 1.5 Место бытования. В основу данного критерия заложены признаки, обусловленные бытованием вязаного предмета в различных историко этнографических районах края. Под историко - этнографической понимается территория, на которой под влиянием социально - экономических условий жизни, длительных связей и взаимовлияний возникли сходные этно - хозяйственные, бытовые, культурные особенности жизни населения. Диссертант придерживается принятой в этнографической науке разделение края на 3 этнографических района: северный, западный, южный.
В северном этнографическом районе сформировались ижемская, усть-цилемская разновидности узорного вязания; в западном - удорская; в южном -вычегодская, сысольская, лузско - летская. Ижемская разновидность узорного вязания была распространена в районе расселения коми - ижемцев - в бассейнах рек средней и нижней Печоры и ее притоков Усы и Ижмы. Усть - Цилемская разновидность была распространена среди русского населения с. Усть-Цильмы бассейна нижней Печоры. Вычегодская разновидность - в бассейне реки Вычегды, сысольская разновидность - в бассейне реки Сысолы, в верховьях реки Кобры. Удорская разновидность - в бассейне рек Вашки, Вымь и левого притока Мезени; лузско - летская разновидность - в бассейнах рек Лузы и Летки. 1.6 Период бытования. На основании исследования (параграф 1.2) в основу данного критерия структуры заложено время бытования вязаного предмета. Автором выделены три периода в развитии узорного вязания коми: а) первый период: конец ХIХ - 20-е гг. ХХ вв.; б) второй период: 30-е гг. - конец ХХ в.; в) третий период: начало ХХI в. Конструкция (2). Особенностью второй характеристики классификации вязаных предметов коми (зырян) конца XIX - начала XXI вв. является разработка критериев, благодаря которым конструкция вязаного изделия выявляется наиболее полно. Характеристика «Конструкция» определяется критерием: 2.1 Форма детали (ей) предмета. В традиции коми (зырян) конструкция вязаных чулок соответствовала форме ноги: имела небольшой «подхват» по краю изделия - увеличение ширины к икре - далее уменьшение ширины к щиколотке - к стопе - к мысу. Также в традиционной практике коми (зырян) были распространены прямые по всей длине чулки. Конструкция мужских и женских рукавиц была единой, повторяла контур ладони с большим пальцем. Конструкция перчаток была схожа с рукавицами, имела отделения для каждого пальца руки. Наколенники и нарукавники представляли собой круговые повязки небольшой ширины, которые надевались на соответствующие части тела. Все вязаные предметы были бесшовными.