Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Усадьба в культурном пространстве сибирского города Гурьянова Ирина Сергеевна

Усадьба в культурном пространстве сибирского города
<
Усадьба в культурном пространстве сибирского города Усадьба в культурном пространстве сибирского города Усадьба в культурном пространстве сибирского города Усадьба в культурном пространстве сибирского города Усадьба в культурном пространстве сибирского города Усадьба в культурном пространстве сибирского города Усадьба в культурном пространстве сибирского города Усадьба в культурном пространстве сибирского города Усадьба в культурном пространстве сибирского города Усадьба в культурном пространстве сибирского города Усадьба в культурном пространстве сибирского города Усадьба в культурном пространстве сибирского города
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гурьянова Ирина Сергеевна. Усадьба в культурном пространстве сибирского города : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Гурьянова Ирина Сергеевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2008. - 210 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-24/24

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретическое основание культурологического анализа культурного пространства города, городской культуры, усадьбы

1.1. Понятие «культурное пространство города» 16

1.2. «Город», «городская культура» в процессе градообразования в России 30

1.3. Феномен русской усадьбы 46

Выводы по первой главе 61

Глава II. Формирование городской культуры Сибири .

2.1. Историческое формирование сибирского города 62

2.2. Городская культура в пространстве Сибири 83

Выводы по второй главе 112

Глава III. Культурологический анализ усадебной культуры сибирского города

3.1. Усадебная культура Западной Сибири 113

3.2. Усадебная культура Восточной Сибири 134

3.3. Семиотика сибирской усадьбы 160

Выводы по третьей главе 175

Заключение 177

Список использованной литературы 182

Приложение 189

Введение к работе

Актуальность исследования. На рубеже XX-XXI вв., периода поисков новых парадигм и тенденций в развитии общества, приобретает первостепенное значение исследование прошлого культуры. Особенно это характерно для российской культуры, когда на протяжении долгого времени по разным причинам многие темы были под запретом, а многое интерпретировалось деформированно под идеологическим давлением.

Согласно новому закону об охране всемирного культурного и природного наследия (2006 г.), исторические центры, остатки древней планировки и застройки городов являются всемирным культурным наследием. Тема «Усадебная ісультура Сибири» является комплексной научной проблемой «Малые города России» и ее составляющей - «История и культура городов Сибири». Актуальность проблемы усадьбы обусловлена уникальностью этого историко-культурного феномена России. Зародившись в XVI веке, усадьба динамично изменялась на протяжении многих столетий. При этом наблюдались явные региональные различия на обширном пространстве России.

Бурный, часто трагический для страны двадцатый век уничтожил значительную часть историко-культурного и природного наследия, связанного с усадьбой. Мпогие из них былтг разорены, а многие просто стерты с лица земли, утеряны сложившиеся веками богатейшие традиции усадебной культуры, принципы и приемы их формирования.

Многие исторические города сохранили, наряду с уникальными памятниками архитектуры, старую рядовую застройку, определявшую их облик на длительном этапе исторического развития и служащую основным формообразующим элементом и по сей день. Сохранение исторического облика городов и сел - это не ностальгический порыв, преходящая мода на стиль «ретро», а осознанная мера, вытекающая из самого принципа культурно-исторической преемственности. С ростом современного индустриального и жилищного строительства, глобализацией и в то же время недостатком средств на реконструкцию памятников архитектуры, города теряют не только исторический облик, но часто и свою индивидуальность. Активное строительное внедрение в среду города приводит к изменению его архитектурного облика. С его утратой уходят в небытие традиции, мироощущение эпохи. Поэтому исчезающий громадный пласт российской духовно-материальной культуры требует глубокого и скорейшего изучения и фиксации. Это обстоятельство является главным обоснованием актуальности настоящей диссертации и оживления интереса к проблеме усадеб.

Проведены обстоятельные исследования в целом ряде регионов. Но в Сибири до настоящего времени не проводилось обобщающего исследования, выявлявшего особенности формирования и развития усадебной культуры городов Сибири.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретической основой диссертационного исследования послужили работы СН.Иконниковой, М.С.Кагана, В.Л.Каганского, Г.Е.Крейдлина, Ю.М.Лотмана, В.Н.Топорова1, посвященные исследованию культурного пространства России.

Большое влияние на общий стиль историко-культурологического исследования города и городской культуры оказали работы Я.Е.Водарского, В.П.Даркевича, Н.И.Костомарова, Л.В.Кошмана, Б.Н.Миронова, Л.й.Михайловой, АА.Правоторовой, А.Е.Преснякова, М.Г.Рабиновича, М.Н.Шмелевой" и др.

Русская усадьба - факт реальной культуры и вместе с тем явление мифологическое. Предметно существующая в сохранившихся документах и памятниках, она часть окружающего современного мира, но сверх того и некий этически и эстетически совершенный образ частной жизни, в которой человек, природа и искусство слиты воедино. Двойственная, материальная и идеальная, сущность усадьбы получила отражение уже на начальных этапах ее изучения в изданных в 1910-1950-х гг. трудах В.С.Бозырева, И.А.Бондаренко, Н.Н.Врангеля, А.Н.Греча, М.А.Ильина, Н.А.Кожина, ВЛ.Курбатова, Г.К.Лукомского, А.И. Некрасова3.

Историография, созданная в 1960-80-е гг. неоднородна. Историко-архитектурное освоение темы осуществлялось дифференцированно и в основном сводилось к локальному изучению одного из типологических аспектов усадебного искусства.

В научных работах последних лет поставлен широкий круг вопросов по всестороннему изучению усадеб; рассмотрены разные этапы развития усадебного строительства на примере многих регионов страны. Общие исторические исследования дают представление о статистических сведениях, историческом развитии усадеб и особенностях быта владельцев

(Л.Г.Березовская, И.П.Берлякова, Т.З.Бирюкова, Я.Е.Водарский, Л.В.Иванова, М.Б.Михайлов, Ю.А.Тихонов4.

Некоторые историко-искусствоведческие труды связаны с изучением вопросов места и роли усадьбы в художественной культуре (Т.П.Каждан, Д.С .Лихачев, М.Харит5).

В культурологическом аспекте феномен русской усадьбы рассматривается в обзорных работах по истории русской культуры (В.Д.Двораковский, Б.И.Краснобаев, Ю.С.Рябцев6).

Вопросы пространственно-планировочной организации усадебного расселения и архитектурно-градостроительные проблемы развития усадебного строительства освящены в трудах Б.А.Жученко, С.П.Заварихина, Т.Е.Исаченко, Н.П.Овчинниковой7.

Целый ряд научных исследований посвящен изучению садово-паркового искусства, композиционно-планировочных, архитектурных и стилистических особенностей усадебных комплексов разных временных периодов (В.Бочков, А.П.Вергунов, Т.Б.Дубяго, Л.В.Никифорова, С.С.Ожегов, Н.Я. Тихомиров, Д.О.Швидковский, Е.П. Щукина8).

Березовская, Л.Г., Берлякова И.П. Введение в историю русской культуры/ Л.Г. Березовская, И.П. Берлякова. - М., 2002; Усадебное ожерелье юго-запада Москвы/Т.3. Бирюкова, Л.В. Иванова, М.Ю. Коробко и др. - М, 1996, Михайлов, М.Б. Национальное и художественное своеобразие русских п британских усадеб Усадебный интерьер стал предметом исследования А.К.Байбурина, Р.М.Байбуровой, С.Т.Махлиной, А.Б.Пермиловской, Л.В.Тыдмана9.

Много внимания уделено региональным особенностям усадебной культуры (диссертации М.А.Барашева, Л.М.Горенко, Н.В.Грязновой, О.А. Летучевой, О.ВЛитвинцевой, В.Л.Мельникова, Е.В.Полянцева, М.В.Пономаревой, А.Б.Свитнева).

Интерес к изучению усадебной культуры Сибири отразился в разнообразных печатных изданиях. Впервые вопрос об особенностях и своеобразии сибирских усадеб, связанных с планировкой, местными природными условиями и традициями, был поднят Е.А. Ащспковым10.

Информационной основой для диссертационного исследования стали:

- общие исторические труды, связанные со статистическими данными (А.Р Артемьев, СШ.Вилков, Т.Е.Квецинская, В.Н.Курилов, Г.АЛеонтьева)11; повествующие о землевладении и ведении помещичьего хозяйства (В.В.Веселкина, А.Н.Копылов, ВЛ.Шахеров)12;

- культурологические работы, исследующие культурное пространство Сибири (А. Быстрицкий, В.Л. Кургузов, Т.Ф. Ляпкина, В.К. Назаров, ДЛ.Резун, Н.А.Томилов13);

Байбурин, А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян/А.К. Байбурин. - 2-е изд., иенр. — М., 2005; Байбуроиа, P.M. Екагернна Великая и Москва: Каг. Выст. 250-лстню Москвы посвящается июнь-сентябрь, 1997/Р.М. Байбурова. — М., 1997; Махлина, СТ. Искусство ннтсрьера/С.Т. Махлнна. — СПб., 1992; Пермиловская, А.Б. Крестьянский дом в культуре русского Севера/А.Б. Пермиловская- Петрозаводск,2000; Тьщман, Л.В. Изба, дом, дворец: Жилой интерьер России с 1700 nol840-е гг./Л.В. Тыдман. - М, 2000. 10Ащепков, Е. Русское народное зодчество Западной Сибири/ Е.Ащеиков,1950; Ащенков, Е.А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири/ Е.Ащепков. — М., 1953.

Артемьев, А.Р. Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII - XVIII вв./А.Р. Артемьев. — Владивосток, 1999; Вилков, О.Н. Динамика численности и источники формирования посадского населення Boci очной Сибири в 1719-1782 ггУО.Ы. Вилков // Исторический опыт социально-демографического развития Сибири. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции. -Новосибирск, 1989. - Выл. 1; Квсцинская, Т.Е. Ремесла г. Верхотурья в XVII в/Г.Е. Квецинская // История городов Сибири досоветского периода (XVII — начало XX в.). - Новосибирск, 1977; Курилов, В.Н. Участие служилых людей в становлении г. Тюмени как торгово-промышленного центра в XVII B./B.FL Куртшов // Города Сибири (экономика, управление и культура городов Сибири в досоветский период). — Новосибирск, 1974; Леонтьева, Г.А. Служилые люди Восточной Сибири во второй половине XVII - первой четверти XVI11 ввУГ.А. Леонтьева. -М., 1972.

Веселкина, В.В. История Тюменского края/В.В. Веселкина. - Свердловск, 1975; Копылов, А.Н. Культура русского населения Сибири 17-18 вв7А.Н. Копылов. - Новосибирск, 1992; Шахеров, В.П. Города Восточной Сибири в XVIII - первой половине XIX в7В.Г1. Шахеров. - Иркутск, 2001.

Быстрицкий, A. Urbi ct orbi/A. Быстрицкий // Новый мир, 1994. - №12; Кургузов, В.Л. О нонятии «культурное пространство» и проблема самоидеігпіфикаціпг его регионального образа/ВЛ. Кургузов // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии. - Улан-Удэ, 2002; Ляпкнна, Т.Ф. Архитектоника культурного пространства Восточной Сибири конец XVII - начало XX ввЛ .Ф. Ляпкина. - СПб., 2006; ИСГОрИічО-і оіракрмп СКії раииюі, pui vici I MSMIUI ЗЛ.- DUUJ- UVDI заселения и освоения сибирских земель (A.P Артемьев, С.Н.Баландин, С.В.Евдокимова, В.И.Кочедамов, Г.Красинский, А.А.Преображенский, Д.Я.Резун, В.И.Сергеев);

- исторические работы с описанием архитектурно-планировочных особенностей сибирских городов (В.Т.Горбачев, Б.И.Оглы)15, исследования социального состава населения Сибири (В.П.Бойко, Н.Гончаров, СВ. Евдокимова, И.Ю.Замула, В.Я. Лаверычев, В.РЛейкина-Свирская, О.Н. Судакова, Н.Щукин);

- историко-искусствоведческие работы, с описанием архитектурно-планировочных и стилистических особенностей сибирских усадеб (В.Гурьянов, А.Лебедева, В.А.Липинская, Л.К.Минерт, Т.М.Степанская) ;

- научно-исследовательские проекты, связанные с зонами и восстановлением, а также музеефикацией усадеб (В.К. Гурьянов);

- историко-краеведческие исследования, изучающие историю усадьбы «в лицах», т.е. жизнь владельцев в усадьбе (ВЗ.Тихонов, В.И.Терентьева, М.А.ЦІЄШИН);

- воспоминания и дневники (Н.А.Бурлаков, Э.П.Зиннер, А.Мартос, Н.А.Полевой).

Следует отметить, что большинство исследований по усадебной культуре Сибири не носят комплексной направленности. Сибирская усадьба рассматривалась в русле истории, поэтому необходима дальнейшая разработка данной проблемы с привлечением культурологических знаний. 

Цель диссертационного исследования — выявление особенностей и специфики формирования и развитая усадебной культуры городов Сибири в конце XVIII - начале XX вв.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть содержание понятий «культурное пространство города», «городская культура», «усадьба», «усадебная культура».

2. Проанализировать процесс формирования и развития городской культуры в России и Сибири.

3. Выявить преемственность традиций русской усадьбы в усадебной культуре городов Сибири.

4. Определить факторы, повлиявшие на специфику формирования и развития усадебной культуры городов Сибири.

5. Выявить отличительные особенности усадебной культуры городов Западной и Восточной Сибири.

Объект исследования — усадебная культура городов Сибири (конец XVIII - начала XX вв.).

Предмет исследования - региональные особенности формирования и развития усадебной культуры городов Сибири.

Территориальные границы исследования охватывают все новые российские земли Зауралья, присоединенные к России с XVII в. с городами Западной Сибири (Верхотурье, Пелым, Туринск, Тюмень, Тобольск, Сургут, Тара, Нарым, Омск, Березов, Томск, Кузнецк, Барнаул, Новониколаевск), а также Восточной Сибири (Мангазея, Енисейск, Красноярск, Иркутск, Илимск, Верхнеудинск, Селенгинск, Кяхта, Нерчинск, Якутск).

Хронологические границы исследования - с конца XVIII до начала XX вв. Нижняя граница исследования определилась согласно появлению усадеб в сибирских городах. Верхняя граница определена началом XX века (1917 г.). Именно в это время национализация земли лишила усадьбы хозяев, вследствие чего исчез и особый усадебный уклад жизни.

Методологические основы исследования в соответствии с поставленными задачами представляет собой:

В качестве основного метода был выбран историко-культурологический, в котором сочетание исторического и проблемно-логического подходов позволило не ограничиваться описанием фактов, процессов, событий, но и выявить логику культурного развития, закономерностей и механизмов динамики культуры. Исследования проводились комплексно с использованием общенаучных методов: анализа, сравнения. Методы анализа и сравнения в дополнении с элементами статистических и этнографических методов (включенное наблюдение, интервьюирование, описание, анализ картографических и фотографических материалов) на наш взгляд существенно дополнили исследование, помогли выявить общее и особенное в процессе развития усадебной культуры как Западной, так и Восточной Сибири. Аксиологический метод дал возможность представить феномен усадебной культуры Сибири как систему ценностей, формирующуюся под влиянием определенных условий. Источниками исследования стали текстовые, картографические и фотографические материалы, сосредоточенные в ведущих библиотеках, музеях и архивах России: Российской Публичной Библиотеке (г. Санкт-Петербург), в научной библиотеке Российской Академии наук, Государственном Русском музее, Российском государственном историческом архиве. Главными же источниками, многие из которых впервые введены автором диссертационного исследования в научный оборот, служили материалы Национального архива Республики Бурятия (НАРБ).

Все имеющиеся источники мы классифицировали по типам и выделили в несколько групп:

В первую группу вошли опубликованные источники: Законы Российской империи (ПСЗРИ) T.XI, XVIII, T.XXI, XXII, XXVI, XXXI, XXXVI, XXXVII, регламентирующие регулярность застройки российских городов XVIII - первой половины XIX в. Наказы, переписка и распоряжения между губернским и уездным начальством отражены в следующих источниках: «Список городовых архивов Сибири» Г.Ф.Миллера, Иркутские губернские ведомости. - №24, 1885; Иркутская летопись (Летописи П.И. Пежемского и В.А. Кротова) // Труды Восточно-Сибирского Отдела Русского Географического общества, 1911. Хозяйственно-экономические процессы, происходящие в сибирских городах, отражены в труде Хозяйственного департамента Министерства Внутренних Дел «Экономическое состояние городскихъ поселений Сибири. - СПб., 1882. Сведения о типах застройки усадеб Западной Сибири содержатся в материалах по исследованию крестьянского и инородческого хозяйства в Томском округе. - Барнаул, 1898-1899.

Вторую группу источников составили документы РГАДА (фонд 931), содержащие сведения о московских городских усадьбах. Также сюда вошли сведения, касающиеся городской культуры и усадебного хозяйства Сибири, сосредоточенные в Национальном архиве Республики Бурятия (НАРБ) в фондах: 10, 11, 20, 128, 294. В них содержатся статистические сведения о состоянии народонаселения, городовые отчеты, сведения о национальном составе города, оценочные ведомости недвижимого имущества, сведения о ремонте и содержании городских усадеб, сведения о ярмарках, списки владельцев усадебных домов и др. Также сюда вошли дневники, воспоминания и мемуары. В дневниках Н.Н. Бурлакова, хранящихся в НАРБе, содержатся подробные сведения о жизни, быте и занятиях горожан.

В третью группу источников вошли отдельные материалы из краеведческих музеев сибирских городов Тюмени, Барнаула, Красноярска, Иркутска, Улан-Удэ, Кяхты (карты, панорамы, чертежи, планы усадеб и фотографии отдельных домов).

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. Впервые проведено историко-культурологическое исследование процесса формирования и развития усадебной культуры на территории Сибири. Для этого извлечены и введены в научный оборот ранее не задействованные архивные материалы по данной теме (НАРБ).

2. Определены основные факторы, повлиявшие на специфику формирования и развития усадебной культуры городов Сибири: своеобразный ландшафт, суровые природно-климатические условия, особенности инфраструктуры городов, социальный состав иаселения (купцы и мещане), развитая система знаковых элементов при возведении усадьбы, а также структурном наполнении ее внутренних пространств.

3. Выявлены отличительные особенности усадебной культуры городов Сибири, а именно: позднее проникновение архитектурных стилей, отсутствие парковой зоны на территории усадьбы и замена её садами, там, где позволяли природно-климатические условия города. Доказано, что характер усадебной культуры городов Сибири зависел не от сословной принадлежности хозяина усадьбы, а от его состоятельности.

4. Проведен сравнительный анализ усадебной культуры, который выявил следующие типологические отличия: в купеческих усадьбах

Западной Сибири сады - обязательный элемент усадьбы, а в Восточной Сибири, скорее исключение чем правило; стиль модерн ярче представлен в усадебной культуре городов Западной Сибири, в то время как в Восточной Сибири он не получил распространение в строительстве главных усадебных домов; выявлены типологические различия в планировке усадеб и архитектуре усадебных домов.

Положения, выносимые на защиту:

- Усадебная культура - это сложное многоплановое явление русской культуры. Это и культура аристократических дворянских кругов, культура передовой дворянской и крепостной интеллигенции и часть народной культуры. Впервые термин «усадебная культура» употребил академик Д.С. Лихачев.

- Усадебная культура городов Сибири характеризуется не только комплексом жилых, хозяйственных и садовых построек, но главным образом это жизненное пространство конкретного владельца, культурная среда, главная составляющая культурного пространства сибирского города.

- Усадебная культура городов Сибири предстает как целостное системное явление, в котором выражается культурная сущность региона, основанная на взаимосвязи основных детерминант: процессов урбанизации Сибири, природно-географических и климатических условий, особенностей городской ипфраструктуры, усадебных традиций.

- Характер усадебной культуры городов Сибири напрямую зависел от финансовых возможностей и вкусов хозяина, в то время как в Центральной России характер усадебной культуры определялся сословной принадлежностью.

- Культурологический анализ позволяет выделить отличительные особенности усадебной культуры городов Сибири: а) отсутствие важнейших составляющих усадьбы: парки, аллеи, скверы; б) позднее проникновение архитектурных стилей; в) компактность и строгость планировочной структуры сибирской усадьбы; г) в декоре сибирской усадьбы обнаруживается влияние художественных элементов автохтонных народов Сибири.

- Важным фактором усадебной культуры городов Сибири была развитая система знаковых элементов при возведении усадьбы, а также структурном наполнении внутренних пространств, которая базируется на представлениях восточнославянской традиционной культуры.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в существенном дополнении исследовательского потенциала в изучении усадьбы как феномена русской культуры в ее региональном воплощении; возможности использования ее результатов при дальнейшем изучении регионального историко-культурного усадебного наследия, при разработке нормативных документов и создании проектов по реконструкции, реставрации и музеефикации усадебных комплексов. Кроме того, материалы и выводы диссертации могут быть использованы при составлении учебных программ и пособий, для чтения лекций и проведения семинарских занятий по курсу исторической и региональной культурологии.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры философии и культурологии ИППК-РГИ СПбГУ. Основные результаты и положения работы представлены на конференции «Дни Петербургской философии 2004»; международном симпозиуме «Байкальские встречи 2005»; I Культурологическом конгрессе 2006, а также отражены в шести публикациях в печатных научных изданиях, в том числе в одном журнале, рекомендованном ВАК Минобразования и науки РФ для публикации результатов кандидатских исследований.

Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников и приложения.

Во введении раскрывается актуальность темы, степень изученности, определяются цели и задачи, объект и предмет исследования, научная новизна работы, ее практическая значимость. В первой главе диссертации, посвященной теоретическим вопросам, раскрываются основные понятия «культурное пространство города», «городская культура», «усадьба», «усадебная культура». 

Во второй главе рассматриваются условия формирования сибирских городов и городской культуры: территориально-административные, природные, специфика исторического заселения и освоения сибирских земель, социальный состав населения.

В третьей главе определяются основные факторы, повлиявшие на специфику формирования и развития усадебной культуры городов Сибири, выявляются отличительные особенности усадебной культуры городов Западной и Восточной Сибири.

В заключении приводятся основные выводы. 

Понятие «культурное пространство города»

Россия имеет особое геополитическое положение в мире и благодаря своей истории, природным ресурсам, культурным достижениям занимает достойное место в мировом сообществе XXI века. Россия должна иметь уверенность в перспективном развитии и реализации своих творческих потенциалов. Для осуществления этих стремлений важную роль играет общность культурного пространства.

Понятие «культурное пространство» широко используется в гуманитарных науках, публицистике, СМИТ к нему обращаются философы, культурологи, историки, политики, этнографы, психологи. Оно имеет множество явных и скрытых смыслов, ценностных значений и символов. Культурное пространство тесно взаимодействует с географическим, экономическим, политическим, этническим, лингвистическим, информационным, художественным. Каждое из них, при сохранении общих черт, имеет свою специфику, особую конфигурацию и архитектонику, способы трансляции и динамику изменений.

Особое место понятие «культурное пространство» занимает в культурологии. Методология изучения культурного пространства рассматривается в трудах многих ученых. Так, например, в начале XX века представители культурно-исторической школы диффузионизма Ф. Ратцель, Ф. Гребнер, В. Шмидт, Л. Фробениус использовали это понятие для создания пространственной схемы распространения культур, определения культурных зон и культурных кругов. Пространство является главным фактором человеческого бытия и играет важную роль в развитии культуры народов и государств. Любая культура связана с пространством как со средой обитания и проживания человека. Многие особенности культурной жизни обусловлены рельефом местности, ландшафтом, протяженностью территории. В истории культуры известны цивилизации различного типа: речные, морские, океанические, горные, степные, лесные, пустынные. Казалось бы, все это характеризует лишь природные факторы. Но от них существенно зависят организация жизни, хозяйственный уклад, тип жилища, способы сообщения, кулинарные технологии и даже верования.

Культурное пространство соединяет в себе принятую в культурологии оценку важности категории пространства для понимания культуры и разрабатываемую историками культуры на стыке с географией совокупность понятий, описывающих очаговое («гнездовое») территориальное распространение и организацию различных видов и форм культуры (материальных, духовных и их разных соединений)1. Дополнительные акценты вносятся в содержание этого термина из понятий специальных наук (искусствоведения, архитектуры, градостроительства). Отсюда можно сделать вывод, что реальное пространство определенного поселения формируется архитектурой и монументальным искусством. Оно должно быть обозначено зданиями, сооружениями и другими искусственными доминантами, упорядочивающими это пространство в соответствии с общепринятыми в данной культуре образцами, традициями, национальными идеалами и придающими этому пространству только ему присущий набор культурных смыслов.

Историческое формирование сибирского города

С Сибирью русские люди познакомились задолго до похода Ермака. В результате экспедиций новгородской вольницы, а затем отрядов московских князей и вольных промышленников накапливались первые сведения о сибирском крае. Первые грамоты Строгановым до начала 80-ых годов XVI века еще не знают ни одного русского города Сибири74. Одно из ранних упоминаний о русских городах Сибири встречается в 1586 году в наказе русским приставам, отправленным для встречи с польским послом: «А поделал государь городы в Сибирской земле в Старой Сибири и в Новой Сибири, на Тюменском городище и на Оби на усть Иртыша тут город те государевы люди поставили и сидят по тем городам и дань со всех земель емлют на государя»75.

Приказное делопроизводство уже с первых шагов знакомства с Сибирью отличало туземные «городки» от русских городов. Также была определена и первая функция русских городов — сбор ясака. «...(1582) года марта в пятый день послаша Ермак вниз по Иртышу реке в Демянские и в Назымские городки и волости пятидесятника Богдана Брезгу с пятьюдесятью человеки все Назымские волости пленить и привести к верег к собрать ясак вдоволь розкладом поголовно. И приехав в первую Аремзянскую волость, и городок крепкий взял, и многих лучших мергелей (стрелков) повесил за ногу, и розстрелял; и ясак собрал за саблею, и положил на стол кровавую, и велел верно целовати за государя царя, чтоб ему служить и ясак платить по все годы, а не изменить. И взяли у них в Сибирь ясак и запас хлеба, и рыбы, и отослали в город, и того страху все иноземцы ужаснулися. И за страх тот не смели не токмо руки поднять, ниже молвить во всей волости Назымской»76.

Вычленение понятия русского города из общей массы родоплеменных «городков» ясачных народов Сибири происходило, прежде всего, в текущем приказном делопроизводстве. Так, в наказе сургутским воеводам 1594 г. и в «памяти» воеводам 1601 г. русский город Сургут четко отделяется от туземных «волостей и городков» его уезда77.

Следующим шагом в развитии приказного знания стала дифференциация понятий «город» и «острог». Первоначально, в основе понимания этих терминов лежало, прежде всего, различие двух типов крепостных укреплений — «городки» и «острожил» ". Но материалы «Терминологического словаря древней Руси» показывают, что с понятием «город», «град» как поселением, отличным от сельского, приказные люди были лучше знакомы, чем с понятием «острог»79. В Сибири все русские поселения, построенные между 1585-1600 гг., за исключением Нарымского и Кетского острогов, в приказной переписке устойчиво обозначаются как «города», хотя по типу оборонительных укреплений не все они были «городами». Наказы и грамоты конца XVI века в Сургут, Пелым, Тару и Тюмень содержат толкование термина «город» - вид укрепления, тип поселения; «остроп же — только вид укрепления .

Усадебная культура Западной Сибири

На территории Европейской части России сохранились прекрасные каменные образцы усадебной культуры конца XVIII — начала XX вв., но, к сожалению, из примеров деревянного зодчества остались лишь единицы. Сибирь в этом плане гораздо богаче, ведь на ее территории остается еще огромное количество деревянных усадебных комплексов, некоторые из них сохранились еще с XVIII века. И это дает возможность проследить преемственность традиций русского градостроительства в усадебной культуре сибирских городов, а также определить ее отличительные особенности.

О системе застройки сибирских поселений дают определенное представление старинные планы и гравюры сибирских городов-острогов, составленные русскими рисовальщиками и зарисовки, выполненные иностранными путешественниками XVII-XVin вв. Белл Дне. Брандта"", И. Идесом 184, Николаем Витсеном185 и др.

Первоначально сибирские города-остроги представляли собой большие развитые поселения с деревянными постройками, обнесенные тыновыми ограждениями. Такие крепостные остроги возникали в Сибири по мере продвижения русских землепроходцев, и первое время имели в основном оборонное и стратегическое значение, так как задачей было возведение опорных пунктов в неосвоенном крае. Постепенно постройки горожан выходили за пределы ограждений острогов, образовывали посады, где селилось в основном неслужилое население — торговые люди, ремесленники. Разрастаясь во все стороны от основного ядра-острога, города меняли свой облик в соответствии с окружающим ландшафтом.

Многие исследователи Сибири отмечают, что развитие сибирских городов и сел происходило без использования каких-либо заранее составленных планов или схем планировки186. Сама жизнь подсказывала характер застройки в городах и селах. Как отмечает Е.А. Ащепков, большую роль в расположении и устройстве жилищ имел место социальный фактор. В непосредственной близости к острогам располагались постройки служилых и богатых людей. Подальше от центра поселялись менее состоятельные слои населения. Соответственная организация городов отразилась и в архитектуре: большие по объему постройки нашли место в усадебных постройках в центре, здания поменьше были на окраинах. Так строились многие поселения как Западной (Верхотурье, Пелым, Туринск, Тюмень, Тобольск, Сургут, Нарым, Томск, Кузнецк, Барнаул), так и Восточной Сибири (Енисейск, Красноярск, Иркутск, Верхнеудинск, Селенгинск, Кяхта, Нерчинск, Якутск).

Похожие диссертации на Усадьба в культурном пространстве сибирского города