Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Типология и художественные стратегии сетевого искусства: 1994-2004 Гурулев, Игорь Валерьевич

Типология и художественные стратегии сетевого искусства: 1994-2004
<
Типология и художественные стратегии сетевого искусства: 1994-2004 Типология и художественные стратегии сетевого искусства: 1994-2004 Типология и художественные стратегии сетевого искусства: 1994-2004 Типология и художественные стратегии сетевого искусства: 1994-2004 Типология и художественные стратегии сетевого искусства: 1994-2004 Типология и художественные стратегии сетевого искусства: 1994-2004 Типология и художественные стратегии сетевого искусства: 1994-2004 Типология и художественные стратегии сетевого искусства: 1994-2004 Типология и художественные стратегии сетевого искусства: 1994-2004
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гурулев, Игорь Валерьевич. Типология и художественные стратегии сетевого искусства: 1994-2004 : диссертация ... кандидата искусствоведения : 24.00.01. - Москва, 2005. - 348 с. : ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОГО ИСКУССТВА 1994-1997 ГОДОВ. 22

1.1. Художественные традиции xx века и эстетические принципы сетевого искусства 23

1.2.Художественно-эстетические аспекты интернета как системы. Идеи и формы сетевого Искусства. 50

1.3. «машинное» и эстетическое в сетевом искусстве 63

1.4. Интерактивные и телематические практики в сетевом искусстве 75

1.5. Гипертекст и аутентичность как средства художественной выразительности сетевогопроизведения 92

1.6. Социально-коммуникативные аспекты сетевого искусства и новые методы документирования событий 107

ГЛАВА II. СЕТЕВОЕ ИСКУССТВО 1998 - 2000-Х ГОДОВ. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ 122

1.1. Дискурсивные модели: деконструкция автора и диалогиз ация художественной деятельности 122

1.2. Образ тел а в сетевых произведениях 128

1.3.проблем а художественного времени в сетевом искусстве 134 .

1.4. Медиа-активизм: социально-эстетические функции художественных стратегий 144

Глава III. СЕТЕВОЕ ИСКУССТВО 2000 - 2003 ГОДОВ: МЕЖДУ ТАКТИЧЕСКИМИ МЕДИА И КИНО. 162

1.1. Коллективное творчество: художественные схемы и значения сетевых имен 163

1.2. Софт-apt: программное обеспечение как художественная форма произведения и его

Эстетический контекст 168

1.3. Сетевые игры: нарратив и «авторское время» как способы перемещения зрителя в

Художественном пространстве интернета 180

1.4. Визуализация информационных данных как художественный феномен интернета 186

1.5. Сетевой вуайеризм: технологии создания имиджа власти 193

1.6. Беспроводные технологии как организующий принцип коллективного художественного Взаимодействия 199

1.7. Инновационные методы сетевого кинематографа 202

ГЛАВА IV. СЕТЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ 207

1.1. Проблемы институализации сетевого произведения 207

1.2. Специфика демонстрации сетевых проектов в пределах традиционных экспозиционных пространств 211

1.3. Вопросы авторских прав и аудитория сетевых произведений 217

1.4. Взаимодействие и коммуникация компьютерных «агентов» в сети ЗАКЛЮЧЕНИЕ 228

ГЛОССАРИЙ 231

БИБЛИОГРАФИЯ. 235

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 258

ПРИЛОЖЕНИЕ 268

Введение к работе

«Сетевое искусство» - постановка проблемы и трактовка термина.

За небольшой промежуток времени с 1994 по 2005 годы феномен сетевого
искусства из творческой деятельности интернационального, но достаточно
локализованного круга художников, перерос в заметное и очень динамичное
явление современной художественной культуры.

В сегодняшней музейной, выставочной, кураторской практике сетевое искусство активно экспонируется и изучается; поддержку сетевых проектов осуществляют благотворительные институты, фестивали, специальные экспертные группы. Но, несмотря на это, с точки зрения искусствоведческой аналитики и фундаментальных исследований по теории и истории культуры -сетевое искусство представляет собой сравнительно новую и мало изученную область проявления художественной практики.

Существующие публикации преимущественно касаются анализа отдельных сетевых произведений или менталитета, стратегий и позиционирования себя в сети арт-групп и не затрагивают проблемы встраивания сетевого искусства в мейнстрим самосознания современности. Нет отчетливо выстроенной типологии Интернет-арта, нет последовательно обоснованной методологии анализа его жанровых форм и стилевых направлений, которые во многом определяются совершенствованием компьютерных технологий. Естественное местонахождение такого искусства — Всемирная компьютерная сеть Интернет, соединяющая вместе миллионы компьютеров и потребителей. Сетевое искусство по праву рождения находится в открытой зоне — киберпространстве, демонстрируя себя на компьютерных экранах в любой точке земного шара. Оно принципиально демократично и всегда доступно для восприятия в отличие от классического искусства, которое мы привыкли воспринимать в пространстве музеев, выставок и художественных галерей.

«Нет-арт» (сетевое искусство), обособляясь от привычных 2 и 3D живописи, графики, скульптуры или инсталляции, пользуется постоянно обновляемыми преимуществами высоких технологий и Интернета, идущих в обход всех устоявшихся систем медиа-распространения. Любой художник, имея доступ к сети, может поместить свою работу в Интернете без какой-либо предварительной цензуры, одобрения или отбора со стороны художественных институтов (общественных или коммерческих). Соответственно, любой зритель, имея доступ к Интернету, способен увидеть это произведение. Кроме того, возможность просмотра работы сетевого художника достаточно велика -компьютер, являющийся основой постижения изображения, может быть как каналом передачи данных, непосредственным «носителем» произведения, так и средством его воплощения. Его формы разнообразны: небольшой портативный ноутбук, сотовый телефон, стационарный офисный компьютер -каждый со своим собственным экраном, программным обеспечением, скоростью и техническими возможностями, в зависимости от которых меняется впечатление от увиденного, формат и масштаб воспроизводимой художественной реальности.

На характер восприятия произведения «нет-арта» влияют и свойства Интернета, процессы его обеспечения, позволяющие мгновенно «войти» в сетевой образ или долго и медитативно погружаться в его структуру. Глобальные просторы Всемирной сети могут быть поистине необозримыми при прекрасной компьютерной оснащенности или достаточно «кадрированными» при более скромных технических параметрах. В любом случае зрителю предстает произведение, буквально открывающееся именно в заданных компьютерных рамках, что может существенно менять первоначальный замысел работы и влиять на концепцию его восприятия.

2D- обозначения плоскости, двумерности; 3D- объема, пространственности в медиа-культуре

Произведение сетевого искусства — это каждый раз другое произведение, очень похожее на первоисточник, но, в зависимости от ситуации, с модифицированным интонированием и контекстом прочтения. Это всегда -заданный образ с изменчивой и текучей природой, зачастую полностью раскрывающийся только во всем многообразии возможных экспозиционных рядов. «Нет-арт» возвращает нас к истокам модернизма, который наделяет сложные образные структуры новым и непредсказуемым содержанием. Скрытый смысл той или иной работы становится прозрачным, внятным и доступным в процессе синхронного восприятия как самого произведения, так и зрительского внимания к его окружению, времени и месту показа. Искомой диалогизм творения, реальности и зрителя - первооснова сетевого творчества.

В 1972 году британский критик Лоуренс Эллоуэй в футурологическом исследовании «Художественный мир как система» предвосхитил появление Интернета, указывая на важную роль масс-медиа и коммуникативных стратегий. Он описал различные виды социальных, профессиональных и аналитических сетей, в которых действуют художники и циркулируют их произведения. «Все мы, - писал Эллоуэй, - объединены тревожащей нас связью новых сетевых узлов» 2. Эллоуэй прогнозировал появления сложных механизмов маркетинга, быстрого производства/воспроизводства продукции, мгновенного распространения информации, критических комментариев, идей искусства и документации. Если модернизм ассоциировался с открытиями и изобретениями для массового производства, революционно изменившими повседневную жизнь: электрическим освещением, автомобилями, самолетами, океанскими лайнерами; а постмодернизм - с новыми технологиями воспроизводства, трансформировавшими домашний быт: звукозаписывающие устройства, телевидение; то новая Интернет-эра стала их синтезом3. Любое действие в виртуальном пространстве может иметь немедленные последствия

2 Циг. по кн.: Greene R. Internet Art. - London, New York: Thames&Hudson, 2004. - P. 11.

3 Anderson P. The Origins of Postmodernity. - London, 1998. - P. 87

в физическом мире. В 1998 году в работе «Позади времени» Эрик Хобсбаум высказал мысль о способности Интернет-искусства изменить пространство антропологического и художественного опыта, полагая, что изобразительное искусство сможет расширить практику и методы воздействия на сознание современности, если воспользуется новыми разнообразными возможностями своего воспроизведения4. На службу должен быть призван именно Интернет.

Искусство сети имеет обширный диапазон жанров, начиная с шуток, ироничных мистификаций и заканчивая серьезными многоуровневыми проектами, основанными на традициях классического концептуализма5. Сетевое искусство аккумулировало традиции таких авангардных жанров и направлений, как «редимейд» и инсталляции, ленд-арт, практика группы «Флюксус», перформансы и хэппининги, экспериментальный театр, видео, телематическое искусство, минимализм, графический дизайн и компьютерная графика. «Тесный союз Интернета с репродуционными и коммуникационными технологиями, - пишет Р. Адриан, - формирует туннель, через который проходят несоизмеримые формы индустриальной культуры. В нем они сжимаются и объединяются. В результате чего образуется коллаж, но не просто изображений и звуков, а культурного материала, памяти, истории и медиа»6. Синтез контента, медиа и трансмиссии в Интернет-искусстве приводит к тому, что многие его явления сложно поддаются традиционной жанровой формулировке.

4 Hobsbawm Е. Behind the Times: The Decline and Fall of the Twentieth-Century Avant-Gardes.
-London, 1998.-P. 18.

5 В диссертации произведение сетевого искусства признается принципиально процессуальным, не
законченным, выстроенным как бесконечная возможность коммуникации. Художественное произведение
«нет-арта» всегда «спроектировано», поэтому слово «проект» и словосочетание «произведение искусства»
мыслятся взаимозаменяемыми и равнозначными в данном тексте.

6 Adrian R. NetArt on nettime. Электронная версия, режим доступа: [nettime-l-9705/msg00053 .html 01.11.2000].

Одна из существующих тенденций в определении «нет-арта» объединяет его с более широким понятием «медиа-искусства» . Но нужно принять во внимание тот факт, что медиа-искусство рассматривает компьютерные технологии не как средство, а как предмет своей дискуссии. Подобное совмещение понятий, на наш взгляд имеет существенный недостаток. Следуя такой логике, сетевые проекты, отражающие структуру Интернета, будут включены в круг сетевого искусства, тогда как большинство работ с политическим и социальным содержанием не найдут своей экспозиционной и аналитической базы. Термин «сетевое искусство» подразумевает гораздо более содержательные возможности создания и интерпретации художественного образа, не довольствуясь сугубо прикладными целями.

Другое распространенное определение «нет-арта» основывается на убеждении, что сетевые проекты ограничены конкретными свойствами программного обеспечения и формирование новой эстетической среды немыслимо без медиума - Интернета . В результате, оказывается, что в сетевое искусство не включены концептуальные работы, которые используют сеть как свой персональный сюжет. Преимуществом данного определения является последовательное разграничение Интернет-искусства и предшествующих художнических практик, использующих коммуникационные сети: телефоны, факсы и т.д. Но и здесь трудно избежать односторонности в трактовке «нет-арта», т.к. компьютер не является единственным способом регулирования творческих процессов в сети.

Подобные определения неполно отражают суть сетевого искусства. При адресации «нет-арта» к Интернету как предмету сугубо концептуальной дискуссии или только к его технической субстрате, от дефиниций ускользает

7 Stocker G., Schopf С. Ars Electronic* A Survey of Two Decades. - Cambridge, MA: The MIT Press, - 2001. - P.
14.

8 Broeckmann A. Net. art, machines and parasites. Электронная версия, режим доступа:
[ ].

художественные качества произведений сети. Первая формулировка следует интенциям формальных экспериментов 1910 - 1920-х годов, когда предметом живописи должна была стать сама живопись; вторая вторит убеждению, возникшему в 1960-е годыо о том, что формальные проблемы ограничивают искусство, и от художника требуются не только знания и умение пользоваться технологическими составляющими творческого процесса, но и экзотический духовный опыт для преодоления автоматизма в восприятии мира и создании настоящего произведения искусства. Эти два определения не исчерпывают проблематику «нет-арта».

Существует другая трактовка сетевого искусства, в которой основаной акцент ставится на его специфике ярко сетевой коммуникации - прямого взаимодействия зрителя и творца сетевого произведения. Художник лишь организовывает процесс их общения, дает ему нужный эмоциональный или интеллектуальный толчок, будучи не в силах предвидеть конечный результат. Такое понимание «нет-арта» имеет свои преимущества, но только в том, что фокусируется на сугубо коммуникативных качествах сети. В таком контексте сетевое искусство ничем не отличается от мейл-арта или телематического искусства, которые используют сетевые компьютерные связи.

Таким образом, существующие на сегодняшний день формулировки сетевого искусства не достаточно точны. Во многом, это связано с тем, что сетевое искусство существует в пределах всех воспроизводимых медиа, затрудняя процесс экстраполяции его феномена. Интернет интегрирует в ткань сетевого произведения перечисленные составляющие «нет-арта» так, что интерфейс, навигация и средства распространения имиджа произведения по сети объединяются в системе сложного взаимодействия. Объект сетевого искусства включает в себя все мыслимые ресурсы Интернета, но может и фокусироваться на одном или нескольких сетевых параметрах, выделяя, например, скорость соединения, характер поиска баз данных и их доступность, гипертекстовой нарратив или конкретный тип коммуникации между

участниками сетевого диалога. Поэтому постановка проблемы в настоящем диссертационном исследовании опирается на представление о сетевом искусстве как обобщающем термине, охватывающем и синтезирующем все возможные способы нового художественного творчества, для которого Интернет-технологии являются «необходимым и достаточным условием» .

«Нет-арт» нацелен на бесконечную игру в пространстве сетевого произведения и требует фиксации потока зрительских реакций, их нескончаемых вариаций на предложенные сетью темы . При этом сетевое искусство не утрачивает своих внутренних связей с картиной мира рубежа веков, с традициями разнообразных творческих практик XX столетия, безмерно расширяя возможности их сочетаний. Часть здесь уподоблена целому - и всегда есть предпосылки воспринять Интернет как глобальное произведение искусства современности.

Проблемы изучения и интерпретации сетевого искусства определяются еще несколькими факторами его существования: явление «нет-арта» по-прежнему относительно новое; его дематериализованный и эфемерный характер и повсеместная распространенность не исключают банальности при демонстрации произведения с Интернет-ярлыками и коммерческими инструментальными средствами; с операционной неизбежностью сети -необходимостью подготовить компьютер к просмотру. Для многих пользователей искусство на экране монитора считывается проявлением компьютерных технологий; за пределами аналитики остаются эстетические и этические аспекты создаваемых образов.

9 Dietz S. Электронная версия, режим

доступа: f].

10 В силу того, что многие фундаментальные качества Интернет-искусства наглядно представлены в ряду

произведений сети, мы будем вынуждены, в ходе исследования, возвращаться в разных главах к анализу уже упомянутых сетевых проектов или к ранее рассмотренному творчеству тех или иных художников. Это позволит наиболее емко охарактеризовать специфику «нет-арта» на самых значимых и действенных примерах.

Также, следует отметить, что состояние и статус сетевого искусства в культуре не могут быть зафиксированы или точно определены. Это связано с тем, что «нет-арт» представляет собой «ежесекундное» самопознание общества через ситуацию инфильтрации информационных потоков, бесконечный процесс конструирования, становления и трансформации смыслов, не выливающийся в нечто законченное и готовое к трансляции.

Для художников, программистов, политологов, историков, социологов, арт-критиков, искусствоведов, кураторов и зрителей, - для всех тех, кто заинтересован в Интернет-искусстве, сеть представляет новые творческие возможности и вносит конструктивный вклад в современный художественный дискурс.

Актуальность исследования определяется принципиальной новизной и недостаточной изученностью роли и места феномена сетевого искусства, в современной художественной практике. Располагаясь на пересечении самых острых проблем современной культуры, при этом не утрачивая связи, как с традиционными, так и новейшими тенденциями мира искусства, «нет-арт» функционирует как публичное пространство, заведомо нацеленное на создание реальных коммуникативных связей. Обращенность к широкой публике, открытость и доступность Интернет-искусства определяет необходимость осмысления его целей и задач с точки зрения эстетической значимости новых художественных медиа.

Мало исследована роль цифровых технологий в развитии Интернет-искусства. В связи с этим особую актуальность обретает изучение процесса компьютеризации художественной деятельности, способов ее адаптации к компьютерным системам. Важным аспектом этой проблемы является рассмотрение роли и функций электронного пространства, как основного медиума телекоммуникационных художников, его связи с традициями концептуального искусства. Учитывая тот факт, что в уже искусстве концептуализма были сформированы такие средства художественной

выразительности, как специально локализованное пространство и интегрирующая культурная среда, важным представляется проследить культурно-исторические связи концептуальных школ и направлений с развитием электронных технологий, пространством глобальных сетей международных коммуникаций. Актуальным аспектом изучения сетевого искусства является аналитика комбинированных свойств и качеств, присущих концептуализму, которые были переосмысленны в сетевых произведениях с учетом новых форм художественной онтологии.

Мало изучен нравственный и интеллектуальный потенциал Интернет-искусства, его маргинальный и оппозиционный статус в художественном констексте XX века. В связи с этим, важным представляется исследование причин социальной активности сетевых авторов, методик формирования определенных социальных представлений и реакций у пользователей Интернета, разработка методов адекватной оценки и интепретации художественной значимости мультимедийных сценариев.

Степень разработанности проблемы. Поскольку Сетевое искусство является достаточно новой областью художественной практики, в искусствоведении еще до конца не сложились методы его описания, анализа и интепретации. С момента появления первых произведений «нет-арта» нас отделяет всего десятилетие. В это же время делатются первые попытки осмысления искусства Интернета в аналитических статьях и трудах теоретиков современного искусства. Арт-критик, изучающий сетевые направления мультимедийного искусства, наталкивается на определенные трудности, связанные, главным образом, с отсутствием комплексных подходов в изучении образных возможностей сети и творчества Интернет-художников как в отечественной, так и зарубежной научной литературе. В последние годы появилось достаточно много публикаций на различных форумах Интернета, позиционирующих «нет-арт» в качестве открытия в мире актуального искусства и художественные стратегии сетевых проектов как рецепты

радикальногохудожественного переосмысления отношения творчества и жизни. Авторами этих «литературных заметок» являются либо сами сетевые художники, либо люди, относящиеся к их кругу, что не только лишает подобные тексты критического подхода к проблеме, но и превращает их в самостоятельные произведения сетевого искусства. Тем не менее, эти публикации послужили важнейшим источником, наравне с самими произведениями сетевого искусства, при подготовке данной работы.

Первыми «культурный потенциал» Глобальной сети оценили разработчики, пионеры Интернета. В начале 1990-х годов спецификой единого информационного пространства заинтересовались философы, культурологи, искусствоведы, психологи и социологи. К моменту возникновения пристального внимания к Интернету был накоплен солидный опыт исследования гуманитарных аспектов компьютерных и коммуникационных технологий. Сетевой дискурс обнаружил свои родственные связи с исследованиями М. Маклюэна социокультурных аспектов в средствах массовых коммуникаций, философией науки и техники.

В зарубежной литературе парадигмы информационного сообщества освещены в работах Д.П. Джонстона11, И. Масуды12, А. Минка13. Специальные вопросы философского знания, применимые к проблемам Глобальной сети Интернет как составной части техносферы, рассмотрены в работах X. Блюменберга14, А.Д. Иоселиани15, В.А. Канке16.

Джонстон Д. П. Технологические аспекты развития глобального информационного общества. Международный симпозиум «Глобальное информационное общество: деятели и жертвы». Франция, 1-5 марта 1999 года. Электронная версия, режим доступа: [: 810 l/~forsis/publ/pointers/iohn 1 .html.

12 Masuda Y. Managing in the information society: Releasing synergy Japanese style. - Oxford: Cambridge, 1990. -
168 p.

13 Mine A. The Computerisation of Society. A Report to the President of France. - Cambridge, L., 1980. - 210 p.

Блюменберг X. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии // Вопросы философии. 1993, № 10.

Показательно, что в художественной практике второй половины XX -начала XXI века, при общей разработанности теоретических проблем Интернета, классификация и типология сетевого искусства не получили должного освещения. Во многих работах Интернет-искусство не является самостоятельным объектом изучения, а преподносится в качестве сопутствующей, прикладной функции процесса развития компьютерных и коммуникационных технологий.

Ряд авторов рассматривают сетевое искусство и связанные с ним проблемы конструирования виртуальной реальности с позиций эстетики и искусствоведения. С их точки зрения - это новый вид экранных искусств, наряду с телевидением, компьютерными анимацией и спецэффектами (П. Борсук17, С. Добротворский18, A.M. Орлов19, А. Прохоров20, В. Савчук21).

Л. Манович22, С. Жижек23, О. Горюнова24 в центр своих научных изысканий ставят вопросы возникновения, становления и развития всего мультимедиа через детальное анализирование понятий «виртуальное», «цифровое» и «информационное» искусства.

Следует отметить, что были опубликованы несколько исследований, авторы которых стремятся к решению сугубо аналитических задач: уточнению

15 Иоселиани А. Д. Теоретические и социальные основы техносферы. — М.: Перспектива, 2004. — 399
с.

16 Канке В.А. Этика. Техника. Символ. - Обнинск: ИАТЭ, 1996. - 80 с.

17 Борсук П. Виртуальная реальность и искусство // Мультимедиа. 1996, № 4 (декабрь).

18 Добротворский С. Восприятие стандарта // Искусство кино. 1994, № 2.

19 Орлов А.М. Духи компьютерной анимации. Мир электронных образов и уровни сознания. 4.1. —
М.: Мирт, 1993. - 150 с.

20 Прохоров А. Будущее компьютерного фильма // Искусство кино. 1994, № 2.

21 Савчук В. Конверсия искусства. - СПб.: Петрополис, 2001. - 228 с.

22 Manovich L. The Language of New Media. - The MIT Press: Cambridge, Mass, 2001. - 352 p.

23 Zizek S. The Plague of Fantasies. - London: Verso, 1997. - 248 p.

Горюнова О. От теста к медиа: дискурсивные особенности Интернет. Электронная версия, режим доступа: flittp:// textto media.htm]

механизмов действия информационных феноменов современной культуры, выделению ключевых проблем мультимедийного искусства, причинной обусловленности каждой из них; в работах дается попытка объяснить сетевое искусство с точки зрения особенностей современной ему культуры. Так, статус сетевого искусства прямо или косвенно рассматривается в трудах зарубежных искусствоведов (Ж. Берри , Ж. Босма , Р. Грин , Д. Росс ). Но эти статьи и книги не претендуют на то, чтобы интернет-искусство оказалось встроенным в общую типологическую структуру искусствознания. Концепции данных авторов основаны только на типологических сравнениях и рассмотрены нами с критической точки зрения. В целом, исследовательских работ, посвященных Интернет-искусству как таковому, пока практически нет.

Исключением является недавно вышедшая работа Дж. Сталлабрасса «Интернет-искусство: сетевая коллизия культуры и коммерции» (2003), в которой предложено масштабное осмысление деятельности сетевых художников на современном этапе. Ученый смог проанализировать ряд ключевых аспектов, связанных с социальной открытостью и активностью сетевого искусства, способствующих пониманию его произведений. Но, к сожалению, проблемы классификации и типологии сетевого искусства так и не получили своего должного освещения. Этот раздел специфики «нет-арта» в настоящее время остаётся на обочине академической науки, хотя его истоки уходят в глубь художественных практик двадцатого столетия.

25 Berry J. The Thematics of Site-Specific Art on the Net. Phd, 2001. Электронная версия, режим
доступа: f. daisy. metamute.corrV~simori/rnfiles/mcoritent/i'osiethesis.htm|

26 Bosma J. Is it a Commercial? Nooo... Is it Spam?...Nooo... It's Net Art! II Mute. 1998, № 10 (March).
Электронная версия, режим доступа: [

27 Greene R. Internet Art. - London, New York: Thames&Hudson, 2004. - 224 p.
Ross D. Art and the Age of the Digital. Электронная версия, режим доступа:

[ 19.05.1999].

29 Stallabrass J. Internet Art: The online clash of culture and commerce. - London: Tate Publishing, 2003. -

165 p.

А. Емелин , Ш. Теркл , Б. Були рассматривают Интернет как совершенное воплощение умонастроений и стилевых особенностей постмодерна. Действительно: децентрация; подозрительное отношение к рациональному дискурсу; тяга к непосредственному опыту восприятия -буквальному «ощущению», «переживанию» произведения искусства; отказ от претензий на предельную законченность вещи, от единого, не изменяемого в процессе созерцания замысла; подчеркнутое игровое начало; точное, объективное описание мира; ощущение культурной усталости, перенасыщенности, бесполезности и невозможности конструирования новых культурных смыслов — все эти признаки, которые традиционно приписываются постмодерну, отчетливо проявляются в произведениях сетевого искусства.

В условиях бурного развития Интернета разарботка методов искусствоведческого описания и анализа произведений сетевого искусства представляется особенно важным. Не разработанность проблем типологии Интернет-искусства диктует необходимость специального обращения к ним.

Объект данного исследования - сетевое искусство как культурно-исторический феномен.

Предметом рассмотрения является структура сетевого искусства и его художественные стратегии.

Цель диссертации — изучить Интернет-искусство как новую форму актуальной художественной практики.

Емелин В.А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии. Автореф. дисс. канд. филос. наук. - М., 1999. - 24 с.

31 Turkle S. Life on the screen. Identity in the age of the Internet. - New York, London, Toronto et al: Simon & Schuster, 1995. - 347 p.

Woolley B. Virtual Worlds. A journey in hype and hyppereality. - Oxford, Cambridge: BlackwelL 1992. -274 p.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

на основе описания и анализа проектов сетевого искусства выявить типологию произведений «нет-арта»;

изучить образную специфику и эстетические принципы функционирования произведений сетевого искусства;

- продемонстрировать инструментальные средства Интернет-искусства как специфические способы художественной выразительности;

рассмотреть роль сетевой информации в формировании художественных стратегий Интернет-искусства.

За рабочую гипотезу берется утверждение, что мобильность и изменчивость сетевого искусства обладает собственным художественно-историческим своеобразием, а его оценка и интерпретация не могут быть сведены только к вопросу развития компьютерных технологий.

Методология исследования базируется на системном методе, основанном на единстве теоретико-аналитического и культурно-исторического подходов. Для анализа феномена сетевого искусства были использованы подходы и положения разработанные в культурологии, философии, искусствоведении и компьютерных науках. Ведущими методологическими принципами стали способы изучения сетевого искусства с позиций теорий медиа-исследования, дающего критическую оценку социальным и культурным значениям новых мультимедийных технологий. Большое влияние на общий стиль диссертации оказали теоретические разработки медиа-исследователей Т. Баумгартеля, Ж. Бери, Ж. Босма, Р. Грин, Л. Мановича.

На основе культурно-исторического исследования феномена «нет-арта» применен опыт типологического изучения особенностей сетевого искусства, в результате которого систематизированы художественные стратегии и объяснены способы социально-эстетического функционирования Интернет-

проектов.

Источники, которые в процессе работы использует диссертант, составляют две группы: вербальные и визуальные. В исследовании Интернет исследуется как международное коммуникативное пространство, поэтому для изучения выбран материал, связанный с интернациональной природой «нет-арта», не имеющей границ и позволяющей изучать как закономерности строения и функционирования новых художественных форм, так и особенности телекоммуникационного мышления.

В группу вербальных источников входят тексты, сайты официальных художественных институтов, частные порталы зарубежных и отечественных авторов, международные мультимедийные фестивали и выставки. При изучении общекультурного контекста сетевого искусства рассмотрены такие электронные источники, как сайт «Ризома»33 (Rhizome), онлайновый журнал «Телеполис»34 (Telepolis), форум «Сетевое время»35 (Nettime), «Синдикат» (Syndicate) и др. Параллельно с этим привлечен Интернет-материал, находящийся в музеях современного искусства, библиотеках, на персональных страничках теоретиков информационной культуры Интернета.

Для уточнения содержания произведений, использовались онлайновые комментарии сетевых авторов и критиков: Интернет-ресурс Натали Букчин, посвященный истории сетевого искусства36; сетевой ресурс по компьютерному искусству37; архивы мультимедийных отделов музеев: галереи «Тейт модерн»38, Музея американского искусства «Утни»39, Музея современного

Электронная версия, режим доступа: [[] Электронная версия, режим доступа: [] 'Электронная версия, режим доступа: [] 'Электронная версия, режим доступа: [. calarts. edu/~line/history.html'| г Электронная версия, режим доступа: l] 1 Электронная версия, режим доступа: [. ] 1 Электронная версия, режим доступа: [, org]

искусства Сан-Франциско40, Бостонской галереи киберискусства . Кроме того, привлечены интервью, онлайновые комментарии, рецензии ведущих арт-критиков сети: Ж. Босма, Ж. Берри, Дж. Сталлабрасса, Р. Грин. В диссертации впервые в отечественном искусствознании сведены воедино все источники лабораторного изучения искусства сети.

Визуальные источники включают сетевые произведения различных
жанров и направлений Интернет-искусства с 1994-2004 гг. В их числе
проанализированы наиболее интересные и популярные произведения таких
международных лидеров «нет-арта», как X. Бантинга, С. Луетгерта, М.
Напьера, О. Лялиной, Г. Харвуда, В. Чосича, Н. Еремеенко и др.; прослежена
деятельность таких художественных коллективов, как

, «Джоди», «Полукровка» и др.

В диссертации особое внимание уделено изучению способов функционирования «нет-арта»; обозначены направления развития новых информационных технологий, влияющих на социальную активность сетевого искусства.

Научная новизна работы обусловлена тем, что дается обобщающая характеристика роли сетевых ресурсов в контексте современного искусства. На основе сравнительного анализа текстов сетевых авторов и произведений «нет-арта» сделаны выводы о принципах использования коммуникационных технологий в качестве новых художественных стратегий в рамках единого информационного пространства Интернета. В диссертации выявлены эстетические характеристики сетевой среды, типология и ведущие направления развития сетевого искусства; прослежены процессы преобразования свойств и качеств, присущих традиционному искусству, в новую форму сетевой художественной онтологии.

40 Электронная версия, режим доступа: [

41 Электронная версия, режим доступа: | ]

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Трансформируя идеи авангардных направлений художественной культуры XX в., Интернет-искусство по-новому осваивает концепцию диалога художественного произведения и зрителя, используя для этого такие технологические возможности сети, как подвижность, изменчивость, процессуальность художественных форм. Постоянное обновление цифровой информации определило появление таких новых эстетических категорий, как «симуляция», «виртуальная реальность», «искусственный интеллект», выражающих основные формообразующие принципы сетевых произведений.

  2. Сетевое искусство функционирует в рамках децентрированного, динамичного и переменчивого киберпространства. Взаимосвязь художественных и технологических факторов в сетевых произведениях основана на виртуальной природе художественной формы. Виртуальность Интернет-искусства приводит к тому, что оно функционирует как социально активное, общедоступное, публичное пространство, в котором происходит сближение художественных, технологических и социальных аспектов искусства и реальности.

  3. Многомерность сетевого искусства определяет его способность симулировать все репродуктивные медиа; специфика цифровой информации позволяет преобразовывать традиционные художественные символы в сетевые циркулирующие знаки. Интерактивность и симуляция коммуникативных стратегий в «нет-арте» определили переход сетевых жанров от традиционных Интернет-сообщений и визуальных «заставок» к новым методам манипуляции электронной информацией, таким как интерактивные маски, слепые гиперссылки, дублирование информации и д.р.

4. Под воздействием типологических свойств сетевого искусства
изменились статус и роль художника, зрителя и произведения. Сетевое
искусство приобретает смысл и значимость благодаря усилиям пользователя.

Сетевая коммуникация позволяет общаться и взаимодействовать пользователям в режиме настоящего времени и осуществлять «погружение» пользователя в сетевое произведение в процессе документально фиксируемого в сети диалога. Виртуально освоенные события политической, социальной, экономической жизни начинают составлять неотъемлемую часть художественно-эстетического феномена сетевого искусства.

Практическая значимость диссертации заключается в подробном рассмотрении принципов функционирования единого информационного пространства; в раскрытии проблематики сетевых произведений, оттененных новыми онтологическими красками Интернета.

Данная работа представляет интерес не только для специалистов, изучающих проблемы мультимедийного искусства. Она может быть востребована художниками при создании сетевых приложений в Глобальной сети. Сформулированные нами характерные особенности и способы функционирования «нет-арта» могут найти практическое применение в поисках дальнейшего пути взаимодействия традиционного и актуального искусств в максимально расширенном информационном поле. Отдельные положения и выводы диссертации могут быть включены в общие и специальные курсы лекций по истории искусства конца XX - начала XXI веков и, отдельно, - сетевой культуры в высших и средних учебных заведениях; при написании курсовых и дипломных работ в рамках учебных курсов, подготовке статей и монографических исследований, посвященных реалиям виртуального мира. Материалы диссертации могут служить и прикладным целям. Изученные теоретические основы конструирования и

функционирования сетевого пространства, заслуживают внимания при

создании «нелинейных» систем художественного мышления современности.

42 См.: И. Добрицина. Нелинейная архитектура 1990-х // Искусствознание. 2001. Вып. 2. - С. 277-309; И. Добрицина. Состояние «неравновесности» в архитектуре 1990-х // Искусствознание. 2002. Вып. 2.-С. 527-557.

Художественные традиции xx века и эстетические принципы сетевого искусства

На сегодняшний день интерес к изучению сетевого искусства обусловлен как огромной массой работающих в Интернете порталов, персональных сайтов и страничек, форумов, чатов; появлением новых разработок сетевых ресурсов специально для масштабных выставочных или музейных проектов, знаковых дизайн-студий, так и большим количеством онлайновых, журнальных и научных изданий по проблемам «нет-арта». Но, несмотря на широкое освещение сетевых практик в публикациях, систематически появляющихся с середины 1990-х годов, остается мало изученной инновационная взаимосвязь сетевого искусства с авангардными и актуальными, радикальными художественными течениями XX - XXI веков. Отчасти это объясняется тем, что большинство сетевых критиков нацелены на постижение общих проблем Интернет-культуры, при этом забывая о пристальном анализе исторических предпосылок ее возникновения. Между тем, очевидна преемственность сетевого искусства и художественных методологий модернизма, постмодернизама, особенно в таких видах искусства, как инсталляции, перформансы, кинематограф, кабельное телевидение и видео.

Среди представителей раннего модернизма, оказавших влияние на концептуальное становление сетевого искусства, следует выделить творчество Марселя Дюшана (1887 - 1968) и международную практику дадаизма. Дюшан был одним из первых художников начала XX века, кто пришел к концепции «антиискусства», пытаясь пересмотреть природу «художественного произведения». Согласно Дюшану, художник больше не привязан к холсту, он свободен в выборе любых средств воплощения своих идей, причем диапазон художнических интересов принципиально ничем не ограничен: это может быть целенаправленный поиск новых, еще не изведанных путей формотворчества или переосмысление классического наследия, всемирной истории искусств; но, ведущей темой новой артистической практики может стать и социум, и политика, и новости с газетных передовиц, и давно забытые в архивах документы, и утопические деяния вымышленных героев рекламных кампаний и комиксов. Подчеркивая такую экстремальную трактовку в понятия «художественной формы», Дюшан попытался определить возможные границы подобного «расширенного» живописного произведения, используя смешанную технику, включая в свои полотна бытовые предметы. Такое стремление Дюшана ответить на вопрос: «Что есть современное творчество?», — дало повод философам задуматься о предмете искусства, остающемся в наличии после отказа художников от традиционных методов изображения. Критик Артур Данто в труде «После конца искусства. Современное искусство и границы истории» (1997) писал, что искусство подошло к своему логическому концу, когда перестали существовать строгие критерии и четкие границы, определяющие его. Стратегия превращения «реди-мейдов» - предметов повседневного обихода и их элементов в радикальные произведения искусства путем изменения функций вещей оказала сильное влияние на художественное сознание 1950 - 1960-х годов, а затем и на сетевых художников. «Случай», выделенный Дюшаном в качестве ведущего эстетического принципа дадаизма, предполагал прочтение произведений искусства, как произвольных комбинаций предметов и инструкций по их применению. Аналогом таких инструкций (фабулы действия, указателя в постижении сложного сюжета, замысла произведения) в «нет-атре» мыслится компьютерный код, алгоритмы, последовательность шагов для решения поставленной сетевой задачи. Программные коды лежат в основе всех компьютерных операций.

class2 СЕТЕВОЕ ИСКУССТВО 1998 - 2000-Х ГОДОВ. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ class2

Дискурсивные модели: деконструкция автора и диалогиз ация художественной деятельности

Необходимо описать дискурсивные модели и показать, каким образом сетевое окружение определяет потенциал обратной связи кибернетической коммуникации и форм гео-виртуальных общностей. В этом параграфе диссертации важно продемонстрировать методы, с помощью которых осуществляются процессы деконструкции авторской позиции и диалогизации художественной среды. Существенным представляется анализ развертывания единой коммуникационной системы через творческое освоение физического и виртуального пространств, что ведет к формированию планетарного мышления.

Ведущую роль в формировании дискурсивных моделей сетевого искусства сыграла электронная почта. Она стала организующей средой для кибер-интеллигенции, подобно тому, как парижские кафе оказали гостеприимство дискуссиям экзистенциалистов. Но нужно принять во внимание, что первоначальный почтовый формат ограничивал пользователей лишь текстом. Графические электронные послания станут общедоступными только в 2000 году. Тем не менее, преимущества электронной почты заключались в простоте достижения международной коммуникации. В 1999 году куратор и писатель Девид Росс отметил, «что формы сетевого дискурса, к которым относятся электронная почта, уничтожают границы между критическими и генеративными диалогами».

Несмотря на то, что электронная почта предложила пользователям способы безотлагательной коммуникации, не принимающей во внимание физическую удаленность собеседника, для многих сетевых художников физические встречи «лицом к лицу» со своими коллегами по художественному «цеху» по-прежнему оставались востребованы. Вербальные способы общения были намного разнообразнее и насыщеннее, чем их электронные тени, подобно тому, как личный разговор отличен от электронной переписки. Персональные встречи порождали намного меньше недоразумений, которые могли появиться во время переписки, в которой упомянуть обо всем насущном - невозможно. Более того, помимо постоянной Интернет-переписки, аудиторные диспуты создавали впечатление, что оппоненты принимают участие в крайне необходимых и многозначительных обсуждениях проблем современной культуры. Сегодня, имея расширенные возможности Интернет-коммуникаций, мы должны помнить о той важной роли, которую играли персональные встречи на раннем этапе становления и развития «нет-арта», в особенности, в Европе.

Игнорируя отсутствие художественного рынка сетевого искусства, различные мероприятия новых медиа довольно часто посещались Интернет-художниками. Например, в 1997 году более двадцати пяти процентов подписчиков Интернет-форума «Сетевое время» посетили конференцию «Красота и Восток» в Любляне. Постоянно растущее число конференций и фестивалей было необходимым условием поддержания жизнедеятельности сетевой культуры. В результате сформировался контингент людей, целенаправленно перемещавшихся то с форума «Сетевое время» на фестивали «Трансмедиале» (Transmediale), то на конференции «Следующие 5 минут» (Next 5 Minutes), организованные медиа-центрами: «ТО» в Вене, «СИЗ» в Будапеште и т.д. Параллельно с увеличением количества и статуса таких симпозиумов, конференций и фестивалей, все более влиятельными становились Интернет-сообщества, основанные на электронной почте. Сетевой критик Ж. Босма вспоминает, как во время конференции «Красота и Восток» произошла явная дизъюнкция между многими сетевыми художниками и медиа-активистами: «На конференции было уже понятно, как измениться Интернет-форум «Сетевое время». Художники организовали свое отдельное собрание и больше не вмешивались в процессы, происходящие на общей встрече.... Они посчитали себя оскорбленными заявлениями основателя форума «Сетевое время» Пита Шульца, попросившим их прекратить практику почтовых провокаций, а так же других художественных интервенций»

На той же самой конференции Вук Чосич представил проект «Критическая Интернет-машина» (Net Criticism Juke Box) (1997) (рис.72). Произведение сделано в виде базы данных электронных сообщений, которая была скомбинирована на основе материалов интервью, проводимых Босма и Ловинком. По сути, оно представляет собой электронный список пользователей, осуществляющих виртуальный диалог. Для проекта Чосич выбрал минимум графики, простой и лаконичный интерфейс, сосредотачивая внимание пользователя на разноголосице суждений, принадлежащих творческой практике «нет-арта» и художественному дискурсу. Автор специально вводит в произведение провокационную электронную структуру ради прямых и нелицеприятных сопоставлений сути самих сетевых объектов и степени понимания их арт-критиками. Такая структура демонстрировала невозможность доминирования единичного мнения; вариативность точек зрения на любой вопрос о специфике «нет-арта», а так же массу субъективных элементов дискуссии - чередование ассоциаций, аллюзий, настроенческих мотивов с честным желанием понять, что происходит.

Коллективное творчество: художественные схемы и значения сетевых имен

Как было рассмотрено в предыдущих главах исследования, сетевые художники создают произведения, функционирующие без поддержки государственных учреждений, коммерческих дилеров или широковещательных медиа. Но на пути реализации принципа «свободы» творчества в пределах виртуального мира есть свои препятствия.

Все Интернет-ресурсы в Глобальной сети обязаны обладать сетевыми именами. Сетевое имя ресурса является его адресом, состоящим из названия Интернет-страницы и имени расширения, например, yandex.ru. Расширение обозначает, к какому государству принадлежит сетевой ресурс: «.ш» - Россия, «.fr» — Франция, «.de» - Германия, «.ее» - Эстония, «.uz» - Узбекистан и т д. Несмотря на то, что сама сеть является не иерархической структурой, присваивание имен сайтов подвержено строгому контролю.

В наши дни присваиванием имен занимается коммерческая организация «ICANN». Сам процесс внедрения и популяризации нового имени и расширения является дорогостоящей процедурой, причем не гарантирующей успех. Названия сайтов контролируются различными международными договорами и законами.

Такая исключительность права на присваивание Интернет-имен подверглась своей оригинальной интерпретации в сетевом проекте Пола Гаррина «Имя. Пространство» (Name. Space), развивающим формы коллективного использования Интернет-имен. Художник создал пространство, в котором пользователи могут свободно конструировать любые имена, не неся при этом никакой юридической ответственности и не попадая под другие формы коммерческого давления210. Идея Гаррина заключалась в том, чтобы назначать Интернет-имена согласно частоте их запроса пользователями, а не путем административного диктата. Если ресурс популярен, то по классификации Интернета, «переводится в верхний эшелон». Несколько Интернет-сайтов могут совместно использовать одно и тоже имя для наиболее часто запрашиваемых имен. Например, ресурс, посвященный изобразительному искусству, смогут сообща составлять целая система сайтов, превращающихся в подразделы ресурса: сайты, посвященные античному искусству, искусство эпохи Возрождения, сайты по проблемам современного искусства, сайты о музыке, театре, кинематографе и т.д.

Явным преимуществом данной системы оказывается то, что сетевые узлы не скрывают своего содержания и полностью описывают для пользователей структуру построения сетевого материала. Система «Имя. Пространство» была разработана как одно из средств обеспечения специальной среды восприятия альтернативных медиа, свободных от институциональной или корпоративной цензуры.

Проект Гаррина уничтожает понятие эксклюзивности в присваивании сетевых имен; совместное использование цифровой информации в Интернете лишает единичности, «особости» абсолютно любой цифровой файл. Все в сети существует в диалоге с технологиями обмена цифровыми данными, которые берут свое название от английского «р2р», что означает «от пользователя - к пользователю», приветствующими именно коллективную творческую деятельность. Согласно немецкому медиа-критику Армину Медошу (Armin Medosch) для сетевого художника идея творческого самовыражения потеряла свою актуальность. Ему интересны новые механизмы обмена электронными файлами и совместного использования баз данных. Сетевой художник придерживается правила, что понятия частной и интеллектуальной собственности устарели . Поэтому формы коллективной деятельности в сети становятся предметом дискуссии в Интернете.

Похожие диссертации на Типология и художественные стратегии сетевого искусства: 1994-2004