Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические и историографические основания исследования истории региональной культуры
1.1. Историография культуры Кольского Заполярья 21
1.2. Теоретические предпосылки исследования художественной культуры Кольского Заполярья 52
Глава 2. Искусство в культурогенезе первобытных обществ Кольского Заполярья
2.1. Особенности этнокультурогенеза первобытных обществ Кольского региона 81
2.2. Географический фактор этнокультурогенеза и его древние мифологические модусы 94
2.3. Искусство в пространстве культуры первобытного общества 111
Глава 3. Художественная культура Кольского Заполярья средневековой эпохи
3.1. Особенности средневекового культурогенеза 142
3.2. Искусство в традиционной культуре народов Кольского региона 153
Глава 4. Художественное развитие в культурной динамике Кольского Заполярья в Новое время
4.1. Кольский полуостров в контексте цивилизационного
- Историография культуры Кольского Заполярья
- Особенности этнокультурогенеза первобытных обществ Кольского региона
- Особенности средневекового культурогенеза
Введение к работе
Диссертация посвящена исследованию макродинамики культуры Кольского Заполярья и выявлению исторических типов художественной культуры этого региона.
Актуальность исследования. Россия, населяющие ее народы являются частью человечества, частью глобальной цивилизации. Ее существование в мировом сообществе явилось еще более очевидным в современную эпоху, когда общность судьбы человечества становится неопровержимой. В динамике мировых цивилизаций Россия имеет особое место и статус.
В силу своеобразных природно-кли матических условий, их изменений, миграций народов и множества типов хозяйственной деятельности, взаимодействия идей и культур на территории России слагался уникальный интегрированный тип цивилизации. Академик Н.Н. Моисеев в связи с этим отмечал: «Россия не просто север Евразии, населенный народами разного этнического происхождения... Россия - целостная самостоятельная цивилизация... Россия - симбиоз народов, синтез различных культур, сплав, родивший общее миропредставление и общий образ жизни. Геополитическое положение России не только умножает, но и позволяет достойно использовать достижения цивилизаций Востока и Запада. Она их связывает, открывает пути, дающие возможность включить их ценности в новый евразийский синтез»1. Новый этап развития России предполагает осмысление всех тех результатов культурной деятельности ее народов, которые сложились к началу XXI века в ее больших и малых регионах. Страна должна суметь собрать все свои культурные силы для реализации стратегии прорыва в поле становящейся постиндустриальной мировой цивилизации. Вместе с тем она должна сохранить и обновить свою общую (российскую) и особую
(этническую и региональную) культурную идентичность. Постижение специфики регионального культурного наследия, в том числе и художественной культуры, представляется немаловажным фактором развития современной России. Актуальность исследования региональных общностей связана с тем, что в современной науке признана особая роль культурного многообразия в историческом развитии. Нередуцируемая культурная специфика является важнейшим источником и фактором модернизации бытия людей в процессе регионального саморазвития. Она может продуктивно использоваться в условиях ее вхождения в различные внутренние интеграционные и . глобальные процессы без отказа от укорененных традиций, в том числе, духовных ценностей2. Культура, а также художественная культура как составная ее часть, во многом формирует новые стереотипы сознания. Они могут быть направлены на сохранение ценностей этнических и региональных культур, а также на осмысление того поликультурного пространства, в котором живет каждый гражданин России. Для народов Кольского Заполярья это настолько же важно, насколько и проблематично.
Как регионально-историческая общность Кольское Заполярье сложилось еще в первобытную эпоху. Она была известна в античном мире. Культурные процессы на обширных северных пространствах по своей динамике существенно отличались от тех, которые происходили в других регионах России и мира. До прихода русских здесь кочевали племена саамов (лопарей), которые столетиями приспосабливались к суровому климату, обживали скалистую землю, организовывали хозяйственную деятельность, создавали свои орудия труда, воспроизводили вековые социальные эталоны, развивали духовную культуру. Следы деятельности древнейшего и древнего человека найдены в различных местах полуострова.
В истоках культуры региона с эпохи средневековья слагались две совершенно разные по своему этническому характеру традиции автохтонных жителей - кочевых охотников, рыболовов и оленеводов, а также торгово-ремесленных переселенцев из Новгорода, поскольку территория Кольского полуострова вместе с населением с XIII века находилась во владении Новгорода, а с XVI века вошла в состав Московского царства.
Соединение этих двух человеческих миров обеспечило весьма своеобразный локальный облик культуры региона.
В конце XIX века в Кольское Заполярье переселились коми-ижемцы. С этих пор здесь складывается еще более полиэтническая система на основе русского, саамского и коми народов. Ее уникальность заключается в сложности взаимодействия и взаимовлияния трех этносов, имеющих разное происхождение и этнокультурное прошлое, отличающихся друг от друга по вероисповеданию и языку. Внутри региона она структурируется в специфические субкультуры.
Культурогенез каждого из народов протекал в разных темпах бытия. Так, существенно отличаются по длительности периоды цивилизационного процесса у заполярных этносов в Новое и Новейшее время.
Факторы языка и вероисповедания были особенно значимы на всех этапах развития художественной культуры народов региона. Вплоть до 1917 года она формируется как этнически и конфессионально обусловленная. И только в советскую эпоху ее облик меняется в соответствии с новой идеологией и художественным методом. На современном этапе творчество многих художников, литераторов, музыкантов региона обусловлено стремлением к этнической и региональной самоидентификации и широким культурным контактом с миром.
Кольское Заполярье имеет богатую традицию научного постижения его различных аспектов в рамках естествознания, общественных и гуманитарных дисциплин. Однако в культурологической парадигме (как единая и
динамичная историко-культурная зона) Кольское Заполярье еще не подверглось исследованию. Только в последнее десятилетие появился особый интерес народов к системному изучению истории своих регионов. Видимо, интерес к своей истории - не только дань памяти, но и поиски самих себя, определение своего места в российской национальной истории и культуре. Исследование искусства в этом отношении особенно значимо, ибо оно является «самосознанием культуры, в ней укорененным и из ее духовных недр получающим свое понимание человека и мира», - отмечает М.С. Каган. Вследствие этого «... осмысление истории художественно-образного человекопознания оказывается проблемой историко-культурной и должно рассматриваться в историко-культурном контексте», - подчеркивает философ3.
Существенно также, что в российском североведении хорошо прослежено развитие современных этносов, которые являются очень «сложными образованиями - двухкомпонентными, многослойными и, естественно, разновременными»4. В большинстве же случаев они являются многокомпонентными образованиями. Исследователи С.А. Гончаров, И.Л. Набок, А.А. Петров, Ч.М. Таксами объясняют это «длительными и сложными миграционными процессами, дивергентным развитием образований и т.д. В сложном процессе крупных этнических образований формировалось их этническое самосознание»5. В свете этого представляется совершенно необходимым изучение искусствосферы региона как образного человековедения. Между тем целостная история художественной деятельности и ее результатов в рассматриваемом регионе еще не становилась предметом специального монографического или диссертационного исследования.
Таким образом, социокультурные потребности современного развития столь важного для России и Северной Европы региона, как Кольское Заполярье, а также отсутствие системно-целостного анализа искусства в логике ритмов истории культуры северо-запада Евразии, обуславливают актуальность и необходимость интегративного изучения динамики художественной культуры этого региона. Кроме того, отмечается важность исследования избранной темы диссертации для развития регионального и, в частности, культурологического образования. Регионализация образования становится значительным социокультурным заказом. Она выполняет целый комплекс функций в структурах основных сфер общественной и культурной жизни6.
Объект данного исследования - история культуры народов северозападного региона России.
Предмет исследования - динамика художественной культуры Кольского Заполярья как смена ее исторических типов на протяжении от эпохи палеолита до ее современной региональной конфигурации.
Целью исследования является разработка историко культурологической концепции развития искусствосферы народов Кольского Заполярья от древности до современности.
Ведущая идея диссертационной работы. Системно-синергетическое изучение региональных художественных процессов позволит представить культурное пространство России в его прошлом и настоящем, в нелинейности многовекового развития, многообразии культурных типов и конфигураций, а также разных вариантах целостности.
Ведущая идея позволила сформулировать гипотезу исследования, которая состоит из ряда следующих предположений:
1. Применение системного и синергетического подходов, а также культурологического и историко-типологического методов в исследовании многовековых художественных процессов в Кольском Заполярье даст возможность выявить макрологику (основные качественно своеобразные циклы развития искусства в контексте культуры эпох), а также характер преемственности и смены локальных этнических и общих региональных типов художественной культуры от древности до современности;
2. Создание на этой основе концепции культурного наследия Кольского Заполярья послужит основанием актуализации историко-культурного потенциала региона как значимого фактора его современного социокультурного развития;
3. Включение культурного наследия в структуры регионального образования, в логику его модернизации будет способствовать формированию современной культурной идентичности личности, развитию ее самосознания и творчества.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования: выявить социокультурные и научные основания актуальности изучения указанной региональной темы и ее основных аспектов; разработать историографию историко-культурологического изучения Кольского Заполярья в целом и художественной культуры в частности; выяснить современные теоретико-методологические основания изучения региональных культур России; выявить особенности хроноструктуры художественной культуры Кольского Заполярья; целостно осмыслить и описать общие и локальные исторические типы художественной культуры древнейшего, древнего и средневекового мира народов Кольского Заполярья; проанализировать общие и региональные условия и факторы сложения основ креативно-личностной художественной культуры Мурманского субрегиона России в Новое время; рассмотреть особенности конфигурации художественной культуры Кольского Заполярья в системе советской художественной культуры и ее трансформации; исследовать современную художественную жизнь Мурманска и Мурманской области и выявить новые тенденции развития различных видов искусства; представить в итоге общую картину развития искусства в культурогенезе народов этого региона и основные исторические типы его художественной культуры; охарактеризовать общее культурное наследие народов Кольского Заполярья и его роль в региональном образовании.
Источниковедческой базой исследования явились справочные и статистические издания, словари, архивные материалы, документы делопроизводства, нарративные источники, географические и этнографические публикации, путевые заметки, воспоминания, произведения устного народного творчества, тексты и фонозаписи музыкального фольклора, предметы декоративно-прикладного искусства из коллекций Мурманского краеведческого музея и его филиалов, Российского этнографического музея, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, Российского государственного музея Арктики и Антарктики, Мурманского художественного музея, а также произведения литературного, изобразительного, театрального творчества профессиональных мастеров, документальные источники с описаниями коллекций Дашковского этнографического музея, отчеты об экспедициях, каталоги выставок, альбомы, открытки, источники эпистолярного жанра и др.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
Диссертант свой научный поиск осуществляет в соответствии с базовыми посылками диалектического метода познания и последовательно реализует принцип историзма, системности, единства исторического и логического. При раскрытии специфики различных типов региональной художественной культуры используются приемы историко-генетического и компаративистского подхода. В качестве базовой в диссертации рассматривается та совокупность положений, которая содержится в работах представителей философско-культурологической мысли М.С. Кагана, Э.С. Маркаряна, В.В. Селиванова, Л.М. Мосоловой, С.Н. Иконниковой, Т.А. Апинян, В.П. Бранского, В.В. Васильковой, Т.Ф. Кузнецовой, СТ. Махлиной, Г.С. Лебедева, А.Я. Флиера, Ю.М. Шора; исторической - А.П. Окладникова, Н.Н. Гуриной, И.В. Кондакова, Н.Н. Харузина, В.Н. Харузиной, А.А. Киселева, Т.А. Киселевой, И.А. Ушакова, В.Я. Шашкова, В.Я. Шумкина; искусствоведческой - Д.М. Балашова, Т.А. Бернштам, Н.М. Ведерниковой, В.Ю. Визе, Г.М. Керта, Н.Д. Конакова, А.Г. Косьменко, О.В. Котова, В.А. Лапина, Г.С. Масловой, Ю.Г. Рочева, И.Н. Ухановой, Н.С. Теребихина, Ю.В. Титова, И.К. Травиной, В.В. Чарнолуского, В.А. Шелега и других.
Автор также использует ряд теоретических посылок, которые содержатся в трудах представителей иных культурологических и регионоведческих школ и направлений в тех случаях, когда совокупность идей, высказанных ими, корреспондируется с исследовательскими положениями, которые являются для автора принципиально важными.
Ведущими в диссертации являются диахронный и историко-типологический методы. Художественная культура рассматривается как часть синкретических историко-культурных комплексов древности, средневековья и отчасти Нового времени, а затем как относительно самостоятельная подсистема становящихся культур личностно-креативного типа Новейшего времени, сменявших друг друга в пространстве Кольского Заполярья.
Специфика рассматриваемого предмета обусловила обращение и к другим методам исследования: • сбор и упорядочивание большого массива информации о культуре Кольского Заполярья предполагает применение историографического и источниковедческого анализа;
• изучение различных событий и явлений предполагало использование эмпирического метода;
• анализ специфических особенностей различных явлений искусства Кольского Заполярья проводился с помощью феноменологического метода;
• рассмотрение художественной культуры Кольского региона как подсистемы исторически меняющейся системы культуры осуществлялось с помощью элементов системного анализа;
• значительное место в нем принадлежит сравнительно-типологическому снализу. Он позволяет выявить локальные и общие варианты художественных культур региона, различия между этническими группами, населяющими Кольский полуостров, а также особенности межэтнических отношений в их культуротворчестве.
Исследование основывается на междисциплинарном (использование исторических, археологических, социологических, лингвистических этнографических и других данных) и региональном подходах (в рамках целостного ландшафтно-географического, этнокультурного и историко-культурного образования, каким является Кольское Заполярье).
В целом диссертация представляет собой комплексное историко-культурологическое исследование.
Степень разработанности проблемы.
Мегадисциплинарное изучение культур различных регионов как специфических и устойчивых историко-культурных зон разрабатывается в современной науке в трудах Г.А. Аванесовой, О.Н. Астафьевой, В.А. Булкина, Г.Д. Булгаковой, Е.В. Васильевой, А.С. Гердта, Г.А. Гуревича, Б.О. Долгих, Л.В. Дмитриевой, И.А. Жерносенко, Н.А. Кривич, Г.С. Лебедева, Л.М. Мосоловой, И.Л. Набока, Ю.О. Новик, В.М. Пивоева, Л.В. Петрова, Н.А. Розенберг, В.В. Селиванова, А.Ю. Чукурова, Х.Г. Тхагапсоева и других.
Историографические работы по культуре народов края выполнялись в рамках специальных дисциплин, и здесь было накоплено достаточно большое количество конкретного исторического материала, который рассматривается во всех главах диссертации. Некоторые вопросы по культуре региона освещались в краеведческой литературе историков А.А. Киселева, Т.А. Киселевой, И.Ф. Ушакова, филологов Л.А. Пантелеевой, Э.К. Лявданского. Следует отметить также наличие сведений о разных областях научного знания о Кольском полуострове в библиографических указателях соответствующего филиала Академии наук СССР. Результаты научного исследования историко-культурного развития Мурманской области отражены в справочном издании «Русский Север: исследования и исследователи» (1989). В него включены общие работы, справочные и библиографические издания, позволяющие ориентироваться в числе небольших публикаций краеведческой направленности, а также работы по антропологии, этнографии, фольклору, истории культуры народов региона.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту: результаты комплексного источниковедческого анализа и системную историографию культурных процессов Кольского Заполярья как базу для создания историко-культурологической концепции развития искусствосферы в этом регионе от первобытности до современности; фактологическое описание истории художественных процессов как эмпирическую базу для историко-типологических обобщений; результаты макродинам ического анализа, выявившего четыре основных цикла развития культуры с длительными бифуркационными и переходными процессами между ними. Первый цикл — становление мезолитической культуры, завершающейся формированием одного из самых ранних северных очагов индо-европейской культурно-языковой общности, впоследствии связанной с протосаамами {древнейший арктический тип культуры). Второй цикл сопряжен с миграциями протофинно-угорских племен с юго-востока и становлением протосаамского типа культуры неолитической эпохи. Третий цикл культурогенеза приходится на I тыс. до н.э. - период ареального и культурно-художественного максимума предков саамов в Северной Европе (древнесаамский классический тип культуры). Последний цикл культурогенеза относится к I тыс. н.э. Он связан с экспансией германских, славянских, балтских, и различных финно-угорских племен (реархаический переходный тип культуры). В этот период культурный комплекс древних саамов изменяется и обедняется, а культурное пространство значительно сужается. Итогом развития искусства в культурном комплексе первобытности является развитая морфологическая система, с высокими эталонами мифопоэтического словесного, а также изобразительного и архитектонического творчества, аналогичного значительным достижениям культуры других народов Евразии (петроглифы, писаницы, менгиры, дольмены, монументальное искусство, графические знаковые системы, мифология и др.); двухцикловой характер развития художественной культуры народов Кольского полуострова в средние века: в первом цикле воспроизводство архаических пластов древнейшей и древней после великого переселения народов к IX веку сменяется формированием обогащенной (вследствие взаимодействия с другими общностями), развитой и яркой этнической саамской художественной культурой (мифопоэтическое наследие, сказки, сейды, художественные ремесла и музыкальное творчество). Второй цикл (IX-XVIII в.в.) сопряжен с включением Кольского региона в состав Новгородского княжества, а затем Московского государства. Наряду с этнической саамской культурой в ходе колонизационных процессов здесь формируется особый тип северно-русской художественной культуры - поморский (со сложным обрядовым творчеством, развитыми формами устного мусического и пластического искусства, хореографией, жилищной и храмовой архитектурой). Взаимодействие саамов и поморов характеризует область последующего художественного творчества, хотя две культуры этого цикла сохраняют относительную автономность и глубокое различие, что определяет общий тип культуры региона как межэтнический мозаичный; особенности хроноструктуры культурных процессов Нового времени в Кольском Заполярье. Культурное пространство полуострова претерпело ряд рекомпозиционных циклов в результуте самоорганизации деятельности новых и старых субъектов культуры и постепенного включения этносов с разнотипными и разноуровневыми культурными комплексами в масштабное цивилизационное творчество российской метаобщности, обретающей на протяжении Нового времени более универсалистский тип культуры. Первый цикл связан с реформами Петра I, реорганизовавшего отношения между деятельностью монастырей и саамской общностью и включившего часть лопарской охотничьей элиты в систему военно-государственной службы. Однако этнические культуры сохраняли свой традиционный тип. Второй цикл рекомпозиции культурного пространства относится к 50-80 годам XIX века. У активных, но не агрессивных мигрантов коми-ижемцев и ненцев к моменту их прихода в регион уже сложилась мультикультурная система, ядро которой значительно отличалось от устойчивых традиций саамов и поморов. Вследствие этого все этнические
культуры развивались весьма автономно и технологические заимствования не меняли их локальный облик. Конфигурация существующих этнических культур в реальном и духовном пространстве региона имела по-прежнему межэтнический мозаичный характер. Третий цикл связан с начавшимся процессом модернизации России в конце Х1Х-начале XX века. Инновационные волны начали отчасти размывать традиционные культуры народов этого региона, которые были вынуждены всё больше приспосабливаться к новым общественным условиям и видам деятельности. Для традиционных культур региона рубеж веков стал началом глубоких бифуркационных процессов и диссипации многих элеменов прежде устойчивого культурного порядка. Он обогатился творчеством новых субъектов. В итоге стал складываться общий полиэтнический интегративныи тип региональной культуры. Вместе с тем в перестраивающемся культурном пространстве переходного типа стали обретать силу кооперирующиеся элементы нового, что привело впоследствии к смене доминирующего культурного типа к иной культурной интеграции. Этим социокультурным типам соответствовала динамика трансформации типов художественной культуры; характеристика советского цикла ускоренного развития культуры модернистского типа в Мурманском регионе. Она связана со значительными переменами в составе населения и образе жизни северных жителей и деятельностью «спецпереселенцев», огромными промышленными и культурными преобразованиями, с развитием профессионального искусства. Урбанизационно-промышленные и научно-технические процессы в короткий срок привели к превращению края в один из самых развитых регионов СССР. На первом этапе (довоенном) профессиональное искусство было представлено приезжи ми деятелями искусства, которые оставили значительный след в развитии художественной культуры Кольского Заполярья. Институциональные формы профессиональной художественной культуры возникли в регионе на втором (послевоенном) этапе, и их создание
заняло чрезвычайно короткое время по сравнению с многими другими регионами России. Особенностями становления советской художественной культуры явилось сочетание различных этнических традиций и социалистических новаций, интегрирование этнических и
интернационалистских ценностей; развертывание профессиональных и самодеятельных видов творчества; трансформация изустных культур автохтонов в письменные; переход от фольклорно-мифологического мышления к новому уровню рационалистического (реалистического) художественного сознания, освоение искусства слова, музыки, театра, живописи, кино, различных видов и жанров, характерных для образных систем XX века. В регионе появились активные формы взаимодействия этнических художественных культур, что приводило к постепенному взаимопроникновению, взаимовлиянию и смешению различных локальных художественных традиций. В поликультурном регионе сложился единый тип официальной социалистической художественной культуры с анклавами народного искусства и творчества неформальных социальных групп; особенности постсоветского цикла развития культуры и тенденции сложения в новых общественных условиях диалогического типа художественной культуры, переосмысление роли культурного наследия Кольского Заполярья в социальной практике и образовании людей.
Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем: впервые написана историография изучения истории культуры Кольского Заполярья в целом и всех видов искусства в особенности; осуществлен системный историко-культурологический анализ региональных художественных комплексов древнего, средневекового, а также Нового и Новейшего времени; в сферу науки об искусстве введен новый материал по результатам изучения художественного творчества всех этнических субъектов региона на разных этапах истории; впервые предпринята попытка синергетически осмыслить историко-культурные процессы на Крайнем северо-западе России. Установлена определенная циклически-волновая последовательность культурогенеза на территории региона от мезолита до начала XXI века; показаны особенности художественных процессов в разных циклах развития культуры и определены конкретно-исторические локальные и общерегиональные типы художественной культуры; вскрыт характер социокультурной динамики региона в Новое и Новейшее время как контекст и существенный фактор развития мира искусств; впервые прослежено становление профессиональной художественной культуры в советскую эпоху в единстве ее институциональной, морфологической и содержательно-смысловой сторон; выявлены тенденции изменения художественной культуры Мурмана в постсоветский период, связанные с перестройкой предшествующей системы и началом сложения новых способов художественной деятельности в условиях рыночной экономики, демократизации общества, а также поисков новых духовных идеалов и ценностей; переосмыслен феномен регионального культурного наследия, его роль в социокультурной политике, в развитии культуры полиэтничной территории и современном гуманитарном и художественном образовании.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в создании концепции исторического развития искусства в Кольском Заполярье, развитии культурологических аспектов регионоведения, применении историко-типологических методов исследования художественной культуры регионов России и опыте синергетического осмысления динамики культуры на указанной территории. Положения и выводы диссертации существенны для выработки концепции развития региональных художественных культур в современных условиях. Они могут способствовать обновлению сложившихся представлений о роли культурного наследия в образовании и формировании современного самосознания личности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может заполнить пробелы в обобщающих научных трудах по истории культуры и художественной культуры народов и регионов России. Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы для создания новых учебников по истории и культурологии северо-западного региона России. Вместе с тем ряд конкретных результатов работы может применяться в художественной практике и художественной критике, в управлении развитием сферой искусства и культуры в целом.
Рекомендации по использованию: выводы и материалы исследования, могут быть использованы для учебных программ в ВУЗах, в гимназиях и лицеях, в лекциях, спецкурсах и спецсеминарах, посвященных истории культуры России, в системе повышения квалификации учителей. Информационный и справочный материал найдут в нем работники культурных учреждений.
Апробация результатов исследования: основные положения диссертации и результаты исследования осуществлялись в следующих направлениях:
• публикация материалов исследования в различных научных исследованиях, в том числе в двух монографиях;
• участие в международных, российских и региональных конференциях, на которых результаты исследования получили поддержку
(Международные и Всероссийские научно-практические конференции «Детство в эпоху трансформации общества» (2002 г., Мурманск), «Художественно-педагогическое образование: история, современное состояние, перспективы развития (2002 г., Москва) и «Жизненный мир поликультурного Петербурга» (2003 г., Санкт- Петербург);
• организация и проведение Северо-Западного регионального теоретического семинара «Центры культуры и регионы России: Европейский Север» (2002, 2003, 2004 г.г., Мурманск) с участием представителей городов Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Петрозаводск, Йошкар-Ола, Киров, Великий Новгород, Апатиты, Кандалакша;
• разработка и реализация учебных курсов по истории культуры региона, пособий, в подготовке студенческих научных работ;
• в содержании спецкурсов и лекций Мурманского государственного педагогического университета, прочитанных в период с 1998 по 2003 учебные годы.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, шести глав, заключения, библиографии и источников, приложения.
Историография культуры Кольского Заполярья
Кольский полуостров - это самый дальний регион Северо-Запада России. Он отличается своеобразием, которое обусловлено специфическими природными условиями и всем ходом его исторического заселения и культурного освоения.
Как только последний европейский ледник около 10-12 тысяч лет назад стал покидать Север, за медленно отступавшими льдами пришли люди. Исследователями было определено, что уже в 10-7 тысячелетиях до новой эры по Кольскому Заполярью кочевали древние племена. Данные о древней истории этого региона обобщены в работе Н.Н. Гуриной: «Начиная с эпохи мезолита - VI тысячелетие до нашей эры, то есть время первичного заселения Кольского полуострова людьми, эта территория была беспрерывно обитаема во все последующие времена: в эпоху неолита, бронзы, раннего железа, раннего средневековья, вплоть до современности. Поскольку все эпохи представлены конкретными памятниками, давшими реальные вещи, молено проследить несомненную преемственность, свидетельствующую об отсутствии каких-либо катастроф, которые привели бы к уничтожению предшествующего населения и его культуры» (Турина Н.Н. Время, врезанное в камень, с. 116).
Одним из наиболее древних субъектов культуры Кольского Заполярья являются предки саами (саамов). Вопрос о происхождении саамов до сих пор остается спорным. Археологические данные (изучение региона археологами началось более 100 лет назад) свидетельствуют, что предки саамов - протосаамы - были широко распространены на Европейском Севере: на территории Карелии и прибалтийско-финского региона. В 1985 году в районе саамского поселка Ловозеро археологический отряд Ленинградского отделения Института археологии Академии наук СССР обнаружил одно из первых саамских поселений на Кольском полуострове. Согласно данным археологии древнее население выявило и хозяйственно освоило наиболее добычливые места для рыболовства и охоты, имело вместительные лодки, дальнобойные луки, составные гарпуны, костяные рыболовные крючки, прочные глиняные сосуды, изделия из металла. Изучение художественного творчества аборигенов показало, что они изготовляли изящные фигурки зверей и иные предметы культа и быта, выбивали на плоских камнях петроглифы: изображения людей, оленей, рыб, различные знаки и символы.
До середины XX века у саамов не было своей письменности, поэтому древняя и средневековая история этого северного народа изучалась по наскальным рисункам, мифам, фольклору, археологическим памятникам, письменным источникам соседних народов. О саамах имеются сведения в карело-финском эпосе «Калевала», в эстонском «Калевипоэге», в скандинавских сагах IX-XIV веков, где передается характер взаимоотношений с «чародеями и колдунами-лапландцами», народом «мрачной Похьелы». Лопари упоминаются ещё в папской булле 1171 года. Одни исследователи (Т\ Итконен) производят слово «лопь» от финского lappe, lapp - сторона (Itkonen T.J. Та koltanlapissa). Другие (И. Итконен) связывают со шведским lapu - место (Itkonen I.I. Suomen lappakaiset vuotten).
Первые письменные сведения о жизни саамов относятся к периоду средневековья. Норвежский мореплаватель Оттар описывал страну, вдоль которой он плавал, как пустынную, с редкими поселениями терфиннов, так он называл саамов, проживавших здесь. Сведения Оттара между 887-893 годами были записаны королем Англии Альфредом и внесены в перевод с латинского на англосаксонский Всемирной истории Оросия (Гурина Н.Н. Памятники эпохи раннего металла и раннего средневековья на Кольском полуострове). В XII веке об аборигенах Кольской тундры датский писатель Саксон Грамматик сообщал, что саамы постоянно кочуют, их земля существует без дневного света, севернее этого народа никто не живет, они хметко бьют зверя, ловят рыбу, быстро бегают на лыжах, уіуїеют колдовать и предвидеть (Золотарев Д., Левин М. Саамы-лопари).
Сведения о средневековой культуре саамов Кольского полуострова в русских источниках до XV века немногочисленны, но они дают представление о древнейшем народе, его расселении, жизни, верованиях и некоторых обычаях. Первое упоминание о саамах зафиксировано в русских летописях в первой половине XI века, в уставе Ярослава о хМостовых пошлинах. К концу XIII века в Писцовых книгах, во вкладных грамотах, в рукописном житии Стефана Великопермского, летописях 1216 года, в договоре новгородцев и князя Ярослава Тверского и в других рукописных документах говорится о сборе дани в пользу Новгорода и Москвы, о торговых сношениях, о расположении в регионе новгородской дружины. При этом важное значение имеют данные топонимики, сообщения о местах расселения саамов - «дикая лопь», «лешая лопь», «кончанская лопь», о названии населения - «лопари», «лопины», «лопики».
Термин «Лапландия», по мнению географов, лингвистов и историков, появился в XII веке. Так называли огромную территорию севернее Полярного круга. Когда государственное размежевание на севере Европы было юридически узаконено, возникли русская (Мурман), шведская (Норботтен), норвежская (Финмаркен) и финская Лапландии.
В середине XVII века французский лекарь П.М. Ламартиньер побывал в саамских поселениях и составил описание нравов, обычаев, одежды, верований, орудий труда, промыслов, правда, иногда в весьма своеобразном, неправдоподобном виде. Так, он сообщал о том, что лопари все волшебники и держат домашних дьяволов в виде черных кошек. Кроме того, описывая животный мир Лапландии, он указывал, что вся «дичина» здесь белая: медведи, волки, лисицы, зайцы; и даже вороны белы, как лебедь и имеют только черные клюв и лапы. Комментируя сведения, сообщенные этим путешественником, Ф. П. Литке впоследствие замечал, что они по содержанию своему принадлежат к числу таких путешествий, «как Мюнхгаузеново»1.
Важные данные содержатся в известном энциклопедическом сочинении И. Шеффера «Lapponia», увидевшем свет в 1673 году, где говорится, что во время первого крестового похода в 1155 году шведского короля Эйрика Святого в Южную Финляндию часть местного населения, избегая чужеземного владычества, отошла на север, где стала заниматься охотой и рыболовством. Оставшееся население стало именовать их лопарями (с подтекстом - изгнанные, изгои). Изгнанники сохранили независимость до 1277 года, а затем с 1554 года платили дань через посредников шведскому престолу.
Особенности этнокультурогенеза первобытных обществ Кольского региона
Регион Кольского Севера не был бесплодной ледяной пустыней в то время, когда сюда откочевали саамы. Еще до их прихода уже в VIII-VI тысячелетиях до новой эры здесь обитали племена охотников, которых по уровню культуры можно отнести по данным археологии к мезолиту1.Основные мезолитические археологические стоянки древнего человека рассыпаны по всему Кольскому полуострову по кромке берегов Баренцева и Белого морей, вдоль северных рек и около рыбных озер. По утверждению Н.Н. Гуриной, эти стоянки принадлежали небольшим группам жителей региона, которые были охотниками и прибрежными собирателями. Вблизи стоянок встречаются погребения, по которым исследователи определили, что это были люди среднего роста с европеоидными чертами лица и строением черепа, вероятнее всего, считает Н.Н. Турина, «переселенцы из южных степей Восточной Европы». Население стоянок было знакомо с технологией резьбы по кости (Турина Н.Н. Древние памятники Кольского полуострова, с. 49).
Затем на территорию этих древнейших обитателей Северной Скандинавии, Карелии и Кольского полуострова пришли, наиболее вероятно, с востока, от Приуралья, возможно, со стороны Ладожского и Онежского озер, племена, судя по языку, финно-угорской принадлежности, которые считаются протосаамами. Предполагается, что саамы являются на полуострове наиболее древними из реально существующих обитателей Европейского Севера, единственными прямыми потомками древних жителей Кольского региона, наследовавшими эту территорию. К такому выводу пришли исследователи разных лет, и ознакомиться с ними можно в работах Кастрена, Вас. Ив. Немирович-Данченко, СВ. Максимова, М.А. Алымова, В.К. Кошечкина и других .
В артефактах трудно обнаружить сведения о времени этого события; по косвенным данным можно предполагать, что протосаамы появились на Северо - Западе Европы в период II-I тысячелетий до н.э. Это было время активной миграции индоевропейцев. По мнению целого ряда ученых археолога Г.Б. Здановича, лингвиста О.Н. Трубачева, историков Э.А. Грантовского, Н.Р. Гусевой, Б.А. Рыбакова, антрополога В.П. Алексеева и других - «прародиной» не только ариев, но и других индоевропейских народов являлось Приполярье. Как пишет Н.Р. Гусева, заметное воздействие на такой подход к этой проблеме оказала дискуссионная книга американского историка В. Уоррена «Найденный рай, или колыбель человечества на Северном полюсе» (1893 год) и книга индийского ученого Бала Гингадхара «Арктическая родина в Ведах» (1903 год). Убедительное доказательство этой версии одного из известных историков-иранистов Э.А. Грантовского в книге «Ранняя история иранских племен передней Азии» отсылает исследователей именно к областям Приполярья и к периоду до разделения единой древнейшей общности племен индоиранцев на две группы - индоязычных и ираноязычных племен. Разделение древнейших арьев на две ветви, их взаимное отдаление и перегруппировка, изменения в диалектах, образование новых культурно-исторических общностей племен наметилось в III - начале II тысячелетия до новой эры. Процесс формирования единой общности мог протекать только на изначальных землях их объединения в первоплемена, вероятно - в Приполярье, наряду с аналогичным процессом, проистекавшим (в приарктических областях Восточной Европы) у всех пра-пра-предков индоевропейских народов. Подтверждением этой «полярной теории» служат открытия археологами на Севере за последние годы множество стоянок, из чего следует, что в областях Заполярья последовательно развивались локальные культуры и по мере их развития люди постепенно перекочевывали к югу, движимые поисками новых земель для своих разрастающихся коллективов (Гусева Н.Р. Арктическая родина в Ведах, с. 8-31).
Неолит Кольского полуострова делится на три этапа: ранний, средний и конец неолита (Неолит Северной Европы, с. 235).
По мнению многих археологов, неолитические племена Северо Западной Европы к этому времени владели мощным и по-своему совершенным оружием - луком со стрелами. Они свободно распоряжались огнем, добывая его трением или с помощью кремния, строили себе примитивные жилища, владели высокими технологиями обработки камня (археологи находят шлифованные топоры и тёсла), владели искусством ловить рыбу сетями и при помощи рыболовных крючков. По мере возможности они сами изготовляли себе посуду из глины; широко пользовались кожаными мешками; использовали шкуры убитых животных для изготовления одежды, особенно необходимой охотникам Крайнего Севера.
По языку саамов относят к финно-угорской группе народов, но в специальной литературе вопрос об их этнической принадлежности остается еще не окончательно решенным. Если опираться на данные археологии и антропологии, саамы, как самостоятельный этнос, могли возникнуть в результате проникновения потока древних финно-угорских протосаамских племен, двигавшихся со стороны Урала, на территорию древнейших мезолитических аборигенных племен. Постепенное смешение двух племенных групп и создало, вероятно, современный этнический тип саами, сочетающий в себе как европеоидные признаки аборигенов, так и монголоидные черты, принесенные протосаамами, как можно предполагать, с предгорий Алтая, наиболее вероятной исторической родины самодийско-уральской группы племен, к которой исторически относятся и финно-угры.
Особенности средневекового культурогенеза
Археологи датируют раннее средневековье в регионе XII-XIV веками -временем освоения его новгородцами. Однако, уже в конце IX века появились первые наиболее полные и не вызывающие сомнение сообщения о саамах в письменных источниках других государств. О путешествии в «пустынную страну, простирающуюся далеко на север», где в немногих местах живет народ, «занимаясь зимою охотою, а летом рыбным промыслом на море», рассказывал королю Англии Альфреду норвежец Отар. Этнографические сведения о саамах свидетельствуют о том, что они обитали в стране без дневного света и с бесплодной почвой, при этом особо отмечается их искусство владения лыжами и стрельбой из лука2.
Появление восточных славян в Кольском регионе, по данным историков, относится к XI веку. В этот период Новгород расширял свои связи с северными территориями Европы, ставя под свой контроль различные формы лесодобычи и, особенно, пушной промысел. Основной поток мигрантов, идущий от Новгорода, а также от старого центра славянских северных земель Старой Ладоги, определялся как стихийно возникающие промыслово-торговые экспедиции, направленные на освоение новых территорий для поставок в Новгородскую землю драгоценной пушнины и разного товара, продуктов рыбодобычи, охоты на редкого морского зверя, сырья для местных новгородских ремесленников. Новгородцы шли от Ильмень-озера на ладьях по Волхову и Свири, через Ладожское и Онежское озера, через Водлу, Кенозеро и Онегу прямо до Белого моря. Второй поток землепроходцев шел от Ростова по рекам Кострома, Сухона, Северная Двина с выходом на берег Белого моря в том месте, где впоследствии появится Архангельск.
«Поездки на Север тогда были сопряжены с огромными трудностями, -констатирует историк Мурманского региона И.Ф. Ушаков, - требовали смелости и настойчивости. Никаких дорог в этом крае не существовало. Приходилось пользоваться большими и малыми реками, перетаскивать суда по суше через водоразделы, пробираться через лесные дебри и болота. Особенно трудным был «волок» - участок между рекой Водлой и Кенозером. Некоторые участники походов на Крайний Север гибли в пути. В 1032 году, например, новгородец Улеб со своими людьми достиг Белого моря, но возвратились из этого похода немногие. «Мало их прийде», - отметил летописец» (Ушаков И.Ф. Кольская земля, с. 23).
Невзирая на трудности, новгородцы снова и снова снаряжали экспедиции в далекие неизведанные «полунощные страны». Богатые бояре набирали смельчаков, давали им суда («ушкуи»), продовольствие, оружие и отправляли «за волок». Пройдя вдоль западного побережья на северо-запад, новгородцы прочно обосновались на Кольской губе, в устье рек Умба и Варзуга на Терском берегу. Они так прочно здесь обосновались, что и до наших дней в деревнях Умба и Варзуга сохранился особый новгородский говор и новгородская лексика, элементы древнерусского новгородского диалекта. Параллельно в устье Северной Двины осели выходцы из Ростово-Суздальского княжества, которые первоначально занялись традиционным для древних славян земледелием, но постепенно переключились на более выгодный и продуктивный промысел -морскую охоту и рыболовство. «Новгородцы и ладожане в своем движении на север в 1032 году вышли к Белому морю, - пишет современный историк, уточняя детали освоения древнерусским населением приморских районов Кольского полуострова. Сначала русские крестьяне поселились на его юго-западном берегу. Основным занятием пришельцев стали морские промыслы. Отсюда их название - поморы.
Другой поток русских людей шел из Ростово-Суздальской земли в низовья Двины. Здесь возникли поселения земледельческого типа, но постепенно двиняне стали выходить на просторы Белого моря для рыбной ловли и охоты на морских зверей» (Ильичева М.Б. Российско-норвежские отношения на Крайнем Севере в ХІІ-ХІХ веках, с. 182). О том, каков был состав переселенцев из Новгородских земель, нам сообщает И.Ф. Ушаков: «Крестьяне в поисках средств существования покидали родные места и шли промышлять зверя и рыбу. Некоторые из них так и оставались жить по рекам Онеге и Северной Двине.
Сюда же, «за волок», бежали от притеснений феодалов смерды и холопы, надеявшиеся в лесах Севера обрести свободу и материальный достаток» (Ушаков И.Ф. Кольская земля, с.24).
Состав прибывающего населения, к которому добавляются предприимчивые торговцы и охотники за пушниной, другим ходким товаром, говорит о том, что данные люди не составляли аристократическую или чиновничью верхушку, но были заинтересованы в обустройстве своей жизни и, соответственно, чутко и восприимчиво всматривались в жизнь постоянного населения - саами, и вероятнее всего, общались и сотрудничали с ними.
Но какая-то первичная администрация, вероятно, тоже присутствовала для сбора дани с подвластного Новгороду населения. По крайней мере, затрагивая этот вопрос, И.Ф. Ушаков пишет: «Там, где оседали русские крестьяне, вскоре появлялись представители новгородской власти. Они проводили учет населения и заставляли нести различные повинности. Спасаясь от феодального гнета, некоторые из поселенцев уходили ещё дальше на Север. В первой половине XII века новгородцы уже заселили, хоть и не густо, нижнее течение Северной Двины... Видимо, в середине XII века жители Поморья - онежане и двиняне - во время плаваний по Белому морю достигали южного побережья Кольского полуострова... К концу XII века русские поморы уже плавали вдоль северного побережья Кольского полуострова и доходили до Финмаркена. В норвежском документе 1200 года говорится о появлении русских судов вблизи норвежских владений» (Ушаков И.Ф. Кольская земля, с. 24 - 25).
Само слово, обозначающее регион - «Мурман», вероятно, появляется именно в это время, поскольку, по предположению некоторых специалистов, считается производным от слова «норманны» или, как это имя произносили, вероятно, поморы, подражая самим норвежцам - «нормане», «нурмане», «мурмане» и даже «урмане». «От «мурман», несомненно, произошло и название северного побережья Кольского полуострова, - сообщает И.Ф. Ушаков. Когда русские поморы, пройдя Горло Белого моря, плыли на запад, они говорили, что идут в «Мурманский конец» или в «Мурманскую сторону». Баренцево море поморы называли Мурманским, так как путь по нему вел в страну «Мурман». Точно так же и весь берег к западу от Святого Носа получил название «Мурманского», хотя «мурмане» никогда здесь не жили» (Ушаков И.Ф. Кольская земля, с. 25).