Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формообразующие стратегии авангардного искусства в русской культуре XX века Бирюков Сергей Евгеньевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бирюков Сергей Евгеньевич. Формообразующие стратегии авангардного искусства в русской культуре XX века : автореферат дис. ... доктора культурологии : 24.00.01 / Рос. ин-т культурологии.- Москва, 2006.- 102 с.: ил. РГБ ОД, 9 06-10/3602-X

Введение к работе

Актуальность избранной темы мотивируется проблематичным и пока еще недостаточно проясненным положением стилевого течения, которым является авангард, его интенций и стратегий, особенно в области

формообразования, а также необходимостью соотнесения раннего «исторического» авангарда с новым, получившим развитие во второй половине века. Такое соотнесение через описание проективных теорий авангарда предпринимается автором работы впервые и находится на острие дискуссий о современном искусстве.

Цели и задачи исследования

В нашем исследовании авангардное движение предстает в нескольких аспектах. Эти аспекты таковы.

  1. Представление авангарда как единого движения. Выявление общих черт по ассоциативному принципу и выявление индивидуальных особенностей по принципу дополнительности.

  2. Описание некоторых теоретических проектов русского авангарда в области формообразования, которые по тем или иным причинам не могли быть в полной мере осуществлены на практике, но используются в наше время. В частности, впервые описываются музыкально-поэтические теории, рассматриваются теоретические предпосылки и практика комбинаторной поэзии, а также проблемы выявления телесности в языке авангардной поэзии, различных поведенческих форм.

3. Прослеживание закономерностей в использовании различных
форм поэзии, в том числе - переосмысление устоявшихся строгих форм,
взаимодействие искусств в границах одного поэтического произведения.
Культурологический смысл этих явлений.

4. Представление современных авангардных тенденций, наиболее яр
ко выраженных в творчестве Георгия Спешнева, Владимира Казакова,
Дмитрия Лвалиани, Генриха Сапгира, Геннадия Айги, Анны Альчук,
Александра Бабулевича, Ларисы Березовчук, Елены Кацюбы, Константи-

7 на Кедрова, Елизаветы Мнацакановой, Ры Никоновой, Александра Очере-тянского, Сергея Сигея, Александра Федулова, Валерия Шерстяного и некоторых других авторов.

Новизна исследования.

В работе предложен ряд новых подходов к анализу авангардных произведений. Введены в научный оборот произведения авторов, которые дотоле не попадали в поле зрения исследователей. В научный оборот введены также теоретические работы ранних и поздних авангардистов: Б.Куш-нера, Божидара, Л.Сабанеева. Ф.Платова, М.Малишевского, А.Квятков-ского. На междисциплинарной основе выработан комплексный метод анализа различных сложных авангардных построений, прежде всего музыкально-поэтических теорий. Установлена прямая зависимость разных этапов авангарда от символизма до сегодняшних дней, при этом показаны пути взаимодействия авторов в синхроническом и диахроническом планах.

Так, предложена оригинальная трактовка взаимодействия авторов внутри и вокруг футуристических групп. Рассмотрены общекультурные инварианты футуристических проектов. Впервые показана прямая связь современного авангарда с историческим, проведены исследования текстов на макро- и микро-уровнях. Выявлены ориентиры преемственности на примере творчества авторов 50-х-90-х годов: Г.Спешнева, Вл.Казакова, НЛадыги-на, Г.Сапгира, И.Холина, Д-Авалиани, Е.Мнацакановой, ПАйги, Ры Никоновой, С.Сигея, В.Шерстяного, Е.Кацюбы, К.Кедрова, А-Альчук и др.

Теоретическая значимость работы предстает в нескольких планах.

Во-первых, в плане построения модели авангардного движения и вы
работки общей теории авангарда. ...

Во-вторых, в плане представления, развития и актуализации авангардных теоретических интенций, а также выявления их значимости в современном культурном процессе.

В-третьих, здесь вырабатываются модели реальных и возможных стратегий формообразующих инновационных движений в культуре, их практического функционирования.

При этом учитываются как диахронный, так и синхронный планы в их релевантных и нерелевантных позициях. Особое внимание обращается на теоретизирование практиков авангарда, выработку новых форм и методов теоретических построений. Наряду с этим построена модель приоритетов в использовании различных приемов и форм. Авангард представлен как постоянно меняющаяся сумма технологий искусства.

Практическая значимость исследования.

Полученные нами результаты используются в учебных курсах как автором исследования, так и другими учеными и педагогами в университетах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Астрахани, Тамбова, Курска, Белграда, Быдгощи (Польша), Бохума, Галле (Германия), Лексингтона (США), Амстердама, Праги, Хельсинки и др.

Ряд иследователей русской литературы и культуры опирались на наши работы при подготовке магистерских, кандидатских и докторских диссертаций. Например, А.В.Бубнов, при подготовке кандидатской и докторской диссертаций по языку русского палиндрома, немецкая исследовательница Х.Шмидт при подготовке докторской диссертации, посвященной интермедиальности в русской поэзии, немецкий исследователь Б.За-мес, при подготовке диссертации о современной заумной поэзии (результаты суммированы в книге: Linie der Avantgarde in Russland. Transrationa-le Dichtkunst in der Akademija Zaumi. Hamburg, 2004), японский ученый

9 Акифуми Такеда, также при подготовке диссертационного сочинения. Чешские исследователи Томаш Гланц и Яна Кленьхова при подготовке «Lexikon'a ruskych avantgard» (Прага, 2005).

Результаты исследования используются также при подготовке собраний сочинений В.Хлебникова, А.Крученых, И.Зданевича и других авангардных авторов.

Результаты теоретических наработок нашли отражение в подготовленном нами специальном выпуске международного славистского журнала «Russian Literature», посвященном современному русскому авангарду (Амстердам, 2005).

На основе наших исследований нами написаны статьи для Школьного Пушкинского энциклопедического словаря (М.: Просвящение, 1999).

Ряд результатов данного исследования использован нами при чтении курса «Авангардная парадигма в русской культуре» в Тамбовском государственном университете, курса «Авангардные технологии» в Московском университете Натальи Нестеровой, курсов «Теория и практика рус- ского авангарда», «Элитарное и массовое в русской культуре 20 века», «Языковые интервенции в русской литературе, философии и культуре 20 века» в университете им. Мартина Лютера (Галле, Германия), а также при чтении спецкурсов и лекций в университетах Астрахани, Санкт-Петербурга, Твери, Самары, Ростова-на-Дону, Бохума, Билефельда, Мюнстера, - Хельсинки.

Методологически данная работа строится таким образом, чтобы максимально соответствовать объекту исследования. Ближайшие методологические ориентиры -

пионерские работы об авангарде В.Шкловского, Ю.Тынянова, Р.Якоб-сона, Н.Харджиева, Ю.Лотмана, Р.Дуганова, В.Григорьева, Ю.Степанова,

10 В.Топорова. Главное, что объединяет этих очень разных авторов - это максимальное вживание в объект исследования, стремление к представлению «объекта» не со стороны, а в значительной степени изнутри.

При обращении к авангардным текстам и самим фигурам авангардистов мы не могли не учитывать такие важные составляющие их творчества как транскультурность, симультанность, алеаторический и интеллектуальный монтаж, фрагментарность как прием, использование «наукообразных литературных жанров» или иначе -«конспективных теорий».

Здесь нам особенно важны были теоретические разработки В.Хлебникова, В.Маяковского, А.Крученых, И.Терентьева, К.Малевича, А.Н.Чичерина, А.Туфанова, А.Квятковского, М.Малишевского.

Более того, именно учет особенностей теоретизирования самих авангардистов позволяет, на наш взгляд, приблизиться к сущности их поиска и обретений, а также и неизбежных потерь.

Пушкинский завет - судить художника по законам, им самим созданным,- актуален и для новейшего времени.

В данном случае сам материал диктовал нам необходимость фрагментарности и монтажности, перехода дисциплинарных границ, использование принципа конспективности и эссеистичности, а в случае с нынешними авторами - жанра интервью.

Материалом исследования служат произведения В.Хлебникова, Е.Гу-ро, В.Маяковского, П.Филонова, А.Крученых, К.Малевича, МЛарионова, Н.Гончаровой, В.Каменского, Д.Бурлюка, В.Кандинского, Б.Лившица, И.Северянина, И.Игнатьева, В.Гнедова, Божидара, Неола Рубина, В.Шер-шеневича, Б.Пастернака, С.Боброва, С.Есенина, И.Терентьева, И.Зданеви-ча, А.Туфанова, А.Н.Чичерина, А.Квятковского, И.Сельвинского, С.Кирсанова, А.Введенского, Д. Хармса, Н.Заболоцкого, Г.Спешнева, Вл.Казако-

ва, Г.Сапгира, И.Холина, Д.Авалиани, Н.Ладыгина, Е.Мнацакановой, ГАйги, Ры Никоновой, А.Очеретянского, С.Сигея, В.Шерстяного, К.Кед-рова, Е.Кацюбы, А.Альчук, А.Федулова, А.Горнона, Вл.Эрля и ряда других авангардных авторов. Наряду с этим в работе используются философские труды, мемуарные источники, прижизненные публикации, редкие книги, в том числе авторской работы, сделанные в единичных экземплярах, каталоги выставок, архивные материалы. В частности, впервые дается описание диссертации М.Малишевского, по материалам, обнаруженным нами в РГАЛИ. Ряд материалов по современному авангарду был обследован нами в Бременском архиве восточноевропейской истории и культуры. Были использованы также личные архивы современных авторов.

Апробация.

Основные положения работы были представлены в виде докладов на ряде российских и зарубежных международных конференций, в том числе: международные Хлебниковские чтения (Астрахань, 1985 - 2000гг); Хлебниковские чтения (Ленинград, Музей А.Ахматовой, 1990); международная конференция «Поэтика русского авангарда» (Тамбов, 1993); серия международных междисциплинарных конференций «Слово» (Тамбов, 1993-1998); международная Хлебниковская конференция (Москва, ИМЛИ РАН, 1995); международная конференция, посвященная творчеству С.Есенина (Варшава, Польская Академия наук, 1995); международная конференция «Постсимволизм как явление культуры» (Москва, РГГУ, 1995); конференция «Визуальность в поэзии» (Москва, Музей В.Сидура, 1995); международный симпозиум «Елена Гуро и проблемы органического искусства» (Хельсинки-Йонсоу, 1996); международный симпозиум 100 лет Р.О.Якобсону (Москва, РГГУ, Институт славяноведения и балканистики РАН, 1996); международная конференция по современной эксперимен-

12 тальной поэзии (Канада, Университет Альберта, 1997); международная конференция «Журналистика в переходный период» (Москва, МГУ, 1997); международная конференция «Другое в русской литературе и искусстве» (Эрфурт, Германия, 1999); Kurperzeichen-zeichenkurper. Zu einer Physiologie der russischen und sowjetischen Kultur des 20. Jahrhudrterts. (Bochum, 2000); Slavische Wortbildung: Semantik und Kombinatorik. 5. Intemationalen Konfe-renz der Kommission fur slavische Wortbildung beim Intemationalen Slavisten-komitee. (Wittenberg, 20.-25. September 2001); международная конференция «Литературатурное произведение как литературное произведение» (Быд-гощ, Польша, 2001); международная Хлебниковская конференция (Амстердам, 2002); международная конференция «Поэтический язык рубежа 20-21 веков и современные литературные стратегии» (Москва, ИРЯз РАН, 2003); международная конференция «Философия Н.Ф.Федорова и русский космизм» (Белград, 2003); международный коллоквиум «Русская поэзия в мировом контексте» (Франкфурт на Майне, 2003); русско-немецкий колоквиум по проблемам авангарда (Самара-Саратов, 2004); немецко-русский коллоквиум по проблемам экспериментальной литературы (Берлин, 2004); международная конференция «Александр Введенский в контексте мирового авангарда» (Белград, 2004); международный конгресс «Русская словесность в мировом культурном контексте» (Москва, декабрь 2004), международная конференция «Художественный текст как динамическая система» к 80-летию профессора В.П.Григорьева (Москва, ИРЯз РАН, май 2005), международный конгресс по проблемам стран Восточной Европы и Азии (Берлин, июль 2005), Чтения в честь В.Хлебникова в рамках Международного фестиваля поэзии (Македония, Струга, август 2005); русско-немецкий коллоквиум по проблемам современного авангарда (Ростов-на-Дону, март 2006).

13 Кроме того, ряд положений был изложен в книгах и статьях автора, которые активно обсуждались научной и литературной общественностью, в том числе в общей и специальной прессе, цитировались в различных научных исследованиях.

Похожие диссертации на Формообразующие стратегии авангардного искусства в русской культуре XX века